<Максим Спиридонов>: Добрый день, коллеги. Сегодня 30 апреля 2010 года, в эфире 51 выпуск эксперт-шоу «Рунетология», у микрофона Максим Спиридонов. Еще совсем недавно не только обычные пользователи, но и матерые специалисты ломали голову над вопросом: «Где деньги в социальных сетях?». Вопрос затребованности не стоял - крупнейшие сети во всем мире энергично росли. А вот вопрос монетизации был более чем острым. Очевидно, что можно зарабатывать на классической медийной контекстной рекламе, но приносит это относительно затрат… невеликие деньги. И, тем самым, не покрывает эти самые затраты. Можно идти по пути сбора денег с пользователей - за регистрацию, за дополнительные возможности. Среди прочих, в этом особенно преуспели прибалты с сетью One.Lv, движок которой с недавних пор был использован в одной из крупнейших сетей Рунета «Одноклассники». Одно время казалось, что это и есть единственный действенный способ заработать социальной сети. Мягко «продаивать» каждого, кто имеет аккаунт на сайте. Альтернативное решение пришло, как обычно бывает, неожиданно и со стороны. Приложения сторонних разработчиков, а еще точнее и прежде всего игры вдруг стали работающим механизмом получения изрядных денег. В Рунете первым открыл API и разрешил публиковать сторонние приложения «ВКонтакте», сейчас по тому же пути идут и «Мой мир» от Mail, и «Одноклассники». Достаточно давно уже Mail идет, «Одноклассники» только-только. Ответ на вопрос «В чем сила, брат?», как впрочем и на вопрос «Где деньги, брат?» применительно к социальным сетям, по всей видимости, был найден. По крайне мере, на данный момент времени. Сейчас пока приложения не просят основных денег большинству российских соцсетей, но это уже более чем изрядный процент. Сегодня у нас в гостях совладелец, генеральный продюсер и директор по развитию компании i-Jet, Алексей Костарев. Приветствую, Алексей.
<Алексей Костарев>: Добрый день, Максим.
<М. Спиридонов>: Само название i-Jet известно, скорее, профессионалам рынка, а если сказать, что мы общаемся с создателем самой известной и до недавнего времени самой популярной игры в русских социальных сетях «Счастливый фермер», то многим станет гораздо яснее тема сегодняшней программы. Алексей, а смотрел рейтинг приложений «ВКонтакте»? Знаешь, наверное, что вас обогнало приложение «Коктейль другу»?
<А. Костарев>: Конечно, знаем.
<М. Спиридонов>: Как так получилось?
<А. Костарев>: Ну, я думаю, что просто ребята более внимательно, более сконцентрировано подходили к своему продукту и, собственно говоря, с нашей стороны только поклон и уважение им.
<М. Спиридонов>: Какие-то механизмы понимаете того, как они вас обогнали?
<А. Костарев>: Конечно. Конечно, понимаем механизмы и, в принципе, мы понимаем, собственно говоря, что за собой так влечет. Но с учетом выбранной стратегии компании, это нормальный процесс и особой озабоченности у нас нет.
<М. Спиридонов>: Будете возвращать себе лидерство?
<А. Костарев>: Конечно, будем. Будем возвращать себе лидерство и более того, я думаю, что мы в скором времени это дело вернем.
<М. Спиридонов>: Какими инструментами?
<А. Костарев>: Я думаю, что основа, в принципе, любой социальной игры это то, насколько разработчик, то, насколько издатель (в зависимости от того, кем опубликована игра) заботится и поддерживает тех пользователей, которые пользуются продуктом. Потому что по своей сути социальная игра - не игра, как таковая, а социальный сервис. Вообще само название «социальная игра» мне не нравится, и я считаю, оно несколько неточно, с точки зрения перевода, отражает саму суть тех продуктов, которыми занимается компания i-Jet и тех продуктов, которые она разрабатывает и издает. Правильное определение это «игры с друзьями», потому что в самом определении «игры с друзьями» лежит весь смысл и здесь дополнительно к тому, что это игра огромная роль принадлежит сервису, на котором данный продукт поддерживается. То есть, в принципе, если взять любой продукт и даже самый успешный продукт (примером этого является «Счастливый фермер») и не очень часто его обновлять, то результатом будет выход на второе место.
<М. Спиридонов>: То есть попросту вы отвлеклись на другие игрушки и те, кто были сосредоточены на одной, вас поэтому успели обогнать?
<А. Костарев>: Абсолютно точно, Максим. Основной стратегией для нас, как компании, ориентированной на глобальный рост, является выстраивание сети дистрибуции продукции для разработчиков. Наша основная миссия последний год сосредоточена именно на этом - для того, чтобы разработчики вместе с нами зарабатывали больше денег.
<М. Спиридонов>: Это тема, которую ты сейчас затронул, о глобальности, и наоборот, маленьких компаниях, выпускающих яркие продукты. Об этом сегодня также хотелось бы поговорить, но позднее. Пока коротко скажу следующее - формально, но важно, что «Рунетология» выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей ЕЖЕ. ЕЖЕ - это одно из самых старых и влиятельных объединений русскоязычных интернетчиков. ЕЖЕ-движение с 1997 года поддерживает галерею «Физиономии русского Интернета». Здесь представлены самые известные сетевые деятели. И на правах официального эмиссара данной галереи я приглашаю тебя, Алексей, если ты еще не являешься таковым, стать ее экспонатом.
<А. Костарев>: С удовольствием стану экспонатом.
<М. Спиридонов>: Значит, за эфиром я могу объяснить тебе каким образом это сделать. Нужно написать письмо Александру Малюкову, бессменному ведущему модератору движения ЕЖЕ. Сейчас послушаем твое досье и начнем беседу.
ДосьеАлексей Костарев, родился в 1978 году в Екатеринбурге. В 2001 году закончил Электротехнический факультет Уральского государственного технического университета. Тогда же открыл компанию «Медиальт», предоставляющую услуги доступа к Интернету в Екатеринбурге. Продав активы компании в 2005 году, Алексей основал студию i-Jet Media, которая стала заниматься развлекательными сервисами. В 2007 году под руководством Алексея была запущена игра «Мафия Нью», она стала одним из первых развлекательных социальных приложений в Рунете. Позднее Алексей на год уехал в США для изучения рынка игр для социальных платформ. В апреле 2009 года компания i-Jet издала игру «Счастливый фермер», заработавшую за год около 20 млн долларов. Это приложение и сегодня продолжает оставаться одним из популярнейших в Рунете, располагая аудиторией в 10 млн пользователей. В настоящее время Алексей занимает позицию директора по развитию и генерального продюсера компании i-Jet. Женат, растит двоих детей, увлекается большим теннисом, страйкболом, сноубордным спортом, а также подводной охотой. Живет и работает в Екатеринбурге.
<М. Спиридонов>: Итак, ты сейчас находишься все чаще в Екатеринбурге или все-таки больше в других странах?
<А. Костарев>: Если быть честным, больше нахожусь в самолете. Все последнее время я курсирую между Азией, если быть точным - Китаем, различными его городами, Шанхаем, Пекином, и, соответственно, Екатеринбургом, Москвой, Киевом и, конечно, Сан-Франциско, Кремниевой долиной.
<М. Спиридонов>: В интервью ты неоднократно говорил о том, что очень важно погрузиться в среду, понять ментальность, так сказать, этой самой культуры людей, которые уже находятся погруженными в тот или иной процесс. В частности, об этом говорил, когда переводили офис i-Jet в Силиконовую долину несколько лет назад. Сейчас ты, как сам говорил, много находишься в Азии, а физически как происходят твои контакты? Ведь если приехать просто в тот же самый Китай - особенно, Китай, особенно, азиатские страны, где культура и язык очень далеки от народа, как сказал бы Герцен, - там требуется инфраструктура взаимодействия с этими самыми коллегами, разработчиками. Как это происходит?
<А. Костарев>: Максим, очень хороший вопрос и, в принципе, я остаюсь при своем мнении в том, что если ты хочешь что-то сделать, то ни в коей мере ни минуты нельзя сидеть на месте. Если Америка, то нужно ехать в Америку. Если Китай, то в Китай.
<М. Спиридонов>: Но приехав, нужно что-то делать там, с кем-то взаимодействовать. Просто так с тобой никто не будет разговаривать, если ты не «навел мосты».
<А. Костарев>: Думаю, что самое главное - это собственное инициирование человека. В чем-то я являюсь уникальной личностью, с точки зрения выстраивания коммуникаций, но в то же время я сейчас выстраиваю и выстроил других людей в команде, которые повторяют этот путь. То есть, по сути, азиатский офис, а именно офис в городе Пекине, возглавил один из сотрудников нашей компании, который, по-моему, три раза в жизни ездил в деревни под Нижним Новгородом. До этого он вообще ни разу заграницей не был и нигде в России не был. Жил и работал в Екатеринбурге и в какой-то момент я совместно с ним в рамках компании принял решение о том, что азиатский рынок, с точки зрения продуктов, нам интересен. И мы проанализировали те компании, которые находятся на рынке, проанализировали те социальные сети, которые находятся на рынке, мы написали всем. Просто на информационные ящики, которые указаны на сайтах. Обычно в такой ситуации отвечают, так скажем, один из десяти, соответственно, таких адресов нужно накопить определенное количество. Затем, появившись в стране, мы начинаем встречаться с этими людьми, эти люди тебя знакомят с другими людьми в индустрии. И если быть точным, то через 3 месяца после приезда у нас уже было порядка 5-7 команд разработчиков, с которыми были подписаны договоры на издание продуктов, и началась работа. Я ни разу не был сам до этого в Китае, в Пекине, я не знал язык, я посидел в Интернете, изучил особенности менталитета, особенности культуры, но ориентировался на то, что нужно просто быть открытым к людям и они расскажут, дадут то, что необходимо. Первый проект, который был подписан, это как раз «Счастливый фермер», он был подписан через 2 дня после нашего приезда в Пекин.
<М. Спиридонов>: Язык общения был английский?
<А. Костарев>: Да, но стоит заметить, Максим, на настоящий момент тот сотрудник, который у нас уехал из Екатеринбурга уже говорит по-китайски. С апреля прошлого года. Сегодня буквально он прилетел второй раз всего из Пекина, он уже говорит по-китайски. Безусловно, мы взяли сотрудников местных, но, тем не менее, возглавляет офис он и его коллега, для которого Китай тоже не является родной страной.
<М. Спиридонов>: Установка на такую пассионарность, энергию является идеологий компании?
<А. Костарев>: Основная идеология нашей команды. Если говорить про ее развитие, то результат текущий я отношу только к двум вещам (и команда меня полностью поддерживает) - первое, мы не отходили от результата, какие бы времена не наступали, а у компании они были разные. Мы все равно шли к тому, чтобы построить ту компанию, которую представляли в головах. Второй момент - я часто говорю об этом с интерпринером, с которым мы сейчас общаемся достаточно активно, необходимо иметь машинку времени в кармане. Нужно на рынке что-то делать не на текущий момент - например, сейчас завоевать в России лидирующие позиции на рынке игр с друзьями практически невозможно, соответственно, это нужно было делать ранее. В частности, поехать в США, посмотреть что там на Facebook в 2007 году произошло. Более того, я прожил год, посмотрел как развивался рынок, мы в нем достаточно активно участвовали, но потом мы просто взяли и перенесли этот опыт на российский рынок. Мы прекрасно знали, что будет происходить и сейчас знаем. Мы имеем громадный опыт и достаточно большой прогноз на 6-8 месяцев - мы прекрасно понимаем, как будет развиваться рынок России, Восточной Европы, Кореи. Сейчас я с середины мая уезжаю пожить в Японию.
<М. Спиридонов>: Уже есть какие-то контакты там?
<А. Костарев>: Контактов пока нет.
<М. Спиридонов>: Приедешь, заселишься в отель и выйдешь на улицу, посмотреть?
<А. Костарев>: Есть единственный контакт парня, с которым мы общались в Америке. Сейчас он работает в одной из социальных сетей Японии.
<М. Спиридонов>: Очень важный момент. То, что ты говоришь мне тоже очень близко. С точки зрения акцента, необходимо остановиться здесь и коротко сказать тем, кто нас слушает, что ориентированность не на процесс, а на выполнение задачи, на результат в данном случае, видимо, и движет тобой. Для многих вопрос такой. Поехать в Америку - наверное, какие-то были специальные договоренности или возможности? Я практически уверен - ты сейчас подтвердишь мои слова, - что были не возможности, а установка решения определенных задач.
<А. Костарев>: i-Jet, с точки зрения возможностей, никогда не ориентировался и сейчас не ориентируется. В 2005 году мы заявили, что к концу 2011 года мы построим миллиардную компанию. Сейчас мы движемся к этому. Возможно, это будет позже. Если мы понимали, что необходимо присутствие в Америке, мы ехали туда и я жил на 10 долларов в день, выпивал чашку кофе - мне это было без разницы.
<М. Спиридонов>: Внимание! 10 долларов в день и чашка в кофе.
<А. Костарев>: Ну, чашка стоила 4 доллара из 10. То есть на 6 долларов в день. Это нормально. У нас был период времени в компании, когда большинство сотрудников руководящего офиса в течение месяцев 8 не получали зарплату вообще.
<М. Спиридонов>: Когда это было?
<А. Костарев>: Это был период, как раз когда я был в Америке. 2007-2008 гг.
<М. Спиридонов>: Могу представить, что ты чувствовал в этот момент.
<А. Костарев>: Единственное, что мы поняли - мы должны держаться командой. Хотя многие ушли, но костяк остался. Мы исключили общение с внешним миром, исключили общение с нашими родственниками, с друзьями. В принципе, в какой-то момент тебя кто-то начинает «забивать» - все вокруг говорят, что ты идиот и веришь непонятно во что. Самое главное - нет ни одной предпосылки к тому, чтобы твоя идея состоялась. Кроме веры твоей и поддержки команды. Из пяти-семи основных человек… в общем, каждый приходил на помощь одному из этих пяти-семи. Кто-то давал кусок хлеба, я бомбил на машине по городу, являясь создателем компании. Директора машины мыли, это нормально
<М. Спиридонов>: Пошла беседа про управление. Однако я верну ее в несколько запланированное русло - кто эти самые основатели? Сколько было в начале, сколько сейчас тех, кто являет владельцами?
<А. Костарев>: Изначально акционерами компании было 3 человека - был бизнес-ангел и, соответственно, 2 человека, которые вложили по 30 тысяч долларов. Бизнес-ангел в нас поверил, это был 4 проект, который мы делали совместно. С его денег все и началось. Сейчас он в команде. Тогда это было порядка 30 тысяч долларов.
<М. Спиридонов>: А те деньги, которые вы получали с продажи предыдущего бизнеса?
<А. Костарев>: На момент существования i-Jet эти и другие деньги мы потратили на развитие. Около миллиона долларов. Был продан «Медиальт», была другая компания, «Диапазон», которую основал и которой руководил тоже я, она занималась поставками оборудования для операторов сотовой связи. Мы продали эти компании, где-то потеряли, суммарно получилось порядка миллиона долларов, которые мы потратили в первые 6 месяцев существования компании i-Jet.
<М. Спиридонов>: То есть у тебя был миллион, ты его потратил за 6 месяцев и поехал в Америку жить на 10 долларов в день?
<А. Костарев>: Да. Мы потратили все деньги и наступили сложные времена, мы старались понять, куда мы должны двигаться. Хотя изначально компания задумывалась как разработчик кроссплатформенных игр - для мобильных платформ и так далее. В какой-то момент она была ориентирована на тяжелые 3D-игры, MMORPG, в какой-то момент нас переклинило на мобильный контент. И в 2007 году события с Facebook... Как раз, когда только первые приложения появились на Facebook, первые приложения Zynga, первые приложения SGN - в этот момент я уже был в Америке. Я приехал в Кремниевую долину, никого не знал. Как только я приехал, тут же, прямо в самолете я встретил людей, которые порекомендовали открывать офис в инкубаторе, куда я и пришел и мне сказали, что здесь сидят 200 таких же компаний, как у меня. Тогда я понял важность инфраструктуры. Сейчас у нас этим занимается государство на уровне технопарков, сборами компаний, молодых агрессивных ребят, которые хотят что-то в этой жизни сделать.
<М. Спиридонов>: Как это выглядит по ощущениям? Картинку, поверхностно?
<А. Костарев>: Я приведу один такой пример, образ. Когда мы последний раз общались с моим другом - очень известный стартап в Кремниевой долине, InvisibleCRM, Влад Воскресенский, - когда я у него спросили: «Что ты можешь сказать про Кремниевую долину?». Он сказал: «У меня была ситуация, через неделю когда я приехал, меня приглашают на тусовку...». Вся долина состоит из тусовок, интерпринеров, людей, которые что-то делают, они все общаются между собой. Он приходит на эту тусовку, там был американец, который спросил у него: «Влад, вы откуда?». «Я из Киева». «Я не понял, вы откуда? Вы где живете, здесь где живете?». «Я живу в Саннивейл». То есть никого не интересует где ты жил до этого, где ты был до этого. Если ты прожил здесь 1-2 дня, если пришел в эту тусовку интерпринеровскую, если ты там оказался, ты уже местный. Там все люди, которые приехали, и это самое главное. В отличие от Европы, Азии и так далее, где ты все равно являешься чужим.
<М. Спиридонов>: То есть там нет местных, там все понаехавшие?
<А. Костарев>: Когда я попал в инкубатор, технопарк, зашел, там висело порядка 45 флагов. Российского не было, не было ни одной российской компании. Самый известный бизнес-центр. Соответственно, мы были первой российской компанией там. Там вообще не было до нас ни одной российской фирмы, хотя со всех остальных стран мира были.
<М. Спиридонов>: Флаг повесили российский?
<А. Костарев>: Да!
<М. Спиридонов>: Для тебя имеет значение принадлежность к России?
<А. Костарев>: Для меня это имеет значение. При чем, чем больших результатов мы сейчас достигаем, чем старше я становлюсь, тем большим значением это является. Сейчас, по мере сил, мы и в рамках компании, и в рамках команды участвуем во всех мероприятиях, в которых есть слово интерпринер. Я стараюсь всегда выделить время на это. То, насколько это было важно тогда, поддержка, поддержка даже не финансовая, не венчурные инвестиции, не административный ресурс, не компьютеры, не еда, все это неважно. Важно только то, что ты попадаешь в среду, где 20, 30, 200 таких же людей ориентированы на то, что они что-то создают. Ориентированы на то, что они создают компании.
<М. Спиридонов>: Ориентация на создание - частая тема в нашей программе. Подобная рода мотивация, помимо денег, также очень важна.
<А. Костарев>: Как раз те, кто «катит» мир.
<М. Спиридонов>: Согласен. В 2007 году ты увидел, что происходит на Facebook и вы тут же начали заниматься социальными приложениями?
<А. Костарев>: Совершенно верно. Первой игрой была «Мафия», она появилась еще раньше, чем социальные сети, социальные игры. Как проведение свыше. Мы сделали «Мафию» и не знали, куда с ней пойти. То есть просто повесить на какой-нибудь сайт, например, на mafia.ru, что было очевидно, но туда же нужно пользователей как-то завлекать? Столкнулись с тем, что затраты на рекламу несопоставимы со стоимостью разработки, да и денег у нас не было. И в очередной раз, когда я не знал в российском Интернете ни одного человека, я написал письмо тем компаниям, которые могли бы заинтересоваться - в «Яндекс», «Рамблер», «Майл.ру». Меня удивило, но на следующий же день мне ответили «Яндекс» и «Рамблер». Мы приехали, и ребята нас выслушали. И вот, компания «Рамблер», Алексей Садонов, который возглавлял игровое направление тогда (а позже ушел на Mail.Ru, хотя и оттуда сейчас уже ушел)... Алексей поверил в нас, и с учетом даже того, что на «Рамблере» были игры только казуальные, а наша все-таки абсолютно не подходила под формат, но являлась какой-то инновацией на тот момент. Приложений социальных не существовало, но в этой игре были друзья, в ней нужно общаться, она была мультиплеерная, эту игру многие знают по детским лагерям. Он поверил в нас, и мы повесили «Мафию» на портал «Рамблер», к нам пришла аудитория, и это был переломный момент.
<М. Спиридонов>: Как это выглядело? В чем главный перелом?
<А. Костарев>: К нам пришли пользователи. Сначала их было немного, человек 30. Уже после 30 человек мы не справились с этим потоком, наш сервер лег. Мы - ничего, мы снова немножко подделали сервер. Выделили человек 50. Затем мы доходили до цифр в 2000 человек онлайн и как-то выдерживали такие нагрузки. На тот момент, по-моему, мы с учетом всех оптимизаций, попробовали порядка 100 бизнес-моделей, боролись за каждый процент, за каждый рубль, хотя шутили, что все вместе мы зарабатываем на бутылку пива - и так продолжалось полгода. До тех пор, пока не появились приложения на Facebook. В этот момент мы поняли, что индустрия началась. Мы очень долго не могли понять феномен «игр с друзьями», нам казалось, что «Мафия» - это идеальная игра. Это неправда, это всегда происходит с разработчиком - любой свой продукт кажется лучше других. Мы отстранились от этого, мы «Мафию» двигали и в штатах на Facebook и там получили огромный опыт, перевели ее на 7 языков. И в какой-то момент в США я понял, что социальные сети будут не только в Facebook, они развиваются и дальше - Orkut в Бразилии, как пример. В этот момент Google - это был 2008 год - занялся активным продвижением своей платформы open social. Я подумал, что в очередной раз мы можем осуществить очередной рывок. На роликах - велосипеда у меня на тот момент еще не было, на велосипеде я уже ездил к венчурным капиталистам - я приехал в Google. «У меня такой проект, вы двигаете open social, вам нужны примеры успешных игр, сейчас мы на Facebook, но хотим двигаться дальше». Я приехал в американский Google. Я узнал контакты человека, который отвечал за это направление в Google и написал ему. В Долине с этим очень просто - если тебя интересует какой-то человек из большой или маленькой компании, то очень просто найти рекомендации к нему. Просто спрашиваешь у ребят и найдется хотя бы один, который знает кого-то, например, из Google. Тут же получаешь контакты, звонишь человеку и назначаешь встречу. Никаких костюмов, договоренностей и так далее. Через час уже встречаешься с нужным человеком в джинсах и футболке. Google предложил перевести «Мафию» на 4 языка, так как open social продвигался в ряде стран. И Google сами произвели этот перевод, мы вышли на эти социальные сети, хотя не сказать, что получили какой-то глобальный результат.
<М. Спиридонов>: А что получили?
<А. Костарев>: Мы получили, наверное, самое главное - опыт общения с транснациональными компаниями. Мы поняли, что транснациональные компании еще больше ориентированы на общение, на созидание и впитывание. То есть если ты к ним с чем-то приходишь, и ты понимаешь, что им нужно, то очень просто и быстро можно найти общий язык и решить вопросы.
<М. Спиридонов>: Думаю, с одной поправкой. Транснациональные компании нового типа, так скажем. Традиционные транснациональные компании, корпорации - империи зла, закрытые, зарегулированные, машины по добыванию денег из всего, что возможно.
<А. Костарев>: После года в Кремниевой долине у меня масса знакомств в Facebook, Google и других топовых компаниях, во всех компаниях, которые занимаются соцсервисами, их развитием. Мы не остановились, мы точно также отслеживаем те тренды, которые идут. Точно также мы сейчас понимаем, куда будет двигаться российский рынок, мировой рынок, американский рынок. Мы также двигаемся вперед.
<М. Спиридонов>: Ориентация на социгры, выбранная вами, приведшая к определенному уже успеху, была правильной стратегией. Давай коротко попробуем понять, каковы главные прелести, преимущества социальной игры, как явления? Я попробую в 2-3 фразах это сформулировать, а ты, как специалист, меня подправишь. Мне сдается, что это таймкиллер - удобный и понятный, тот самый, который может заменить телевизор. Что еще важно, в сравнении с обычными играми, здесь гораздо больше шансов быть первым, потому что ты сравниваешься не с общим топом игроков в десятке тысяч, в миллионах игроков, а сравниваешься с друзьями - на фоне друзей сделать огород посимпатичнее, свиней помажористее гораздо проще. Все по-домашнему. Также важно желание победить, которое удовлетворяется с помощью этих сервисов. Возражай!
<А. Костарев>: С первым тезисом я не согласен совсем, второй еще обсудим. Таймкиллером являются в большей степени казуальные игры или браузерные, потому что в них есть игровой процесс. Имеется в виду, ты тратишь время и играешь. С точки зрения социальных игр, чем больше времени в игре, тем хуже эта игра. Социальная игра находится в социальной сети, главным продуктом в которой является сессионость - мы зашли, отправили сообщение, вышли, зашли, посмотрели стену и вышли. Все эти сессии очень короткие, двух-трех-, максимум пятиминутные. Социгры, игры с друзьями по своей механике тоже ориентированы на это. Есть масса примеров, когда очень известные компании (например, Playfish) выпускают игру, в которую нужно по-настоящему играть онлайн, ты должен тратить на нее время. Человек играет день, два, три. Такие продукты могут быть популярны неделю, но уже через неделю люди понимают, что они тратят на эту игру слишком много времени. Пользователями социгр является огромное количество людей, большинство из которых вообще никогда не играло в игры. Пользователями социальных игр являются не игроки, не геймеры. Пользователями социальных игр являются пользователи социальных сетей. Только если ты ориентируешься на людей, которые никогда не играли в игры, только тогда этот продукт будет успешным.
<М. Спиридонов>: Вопрос лишь в том, какими дозами убивать время. Иногда убить его нужно маленькими долями. Человек сел, у него есть 10-20 минут, которые он и решает отдать социграм.
<А. Костарев>: Теперь по второму тезису. Мы сравниваемся с друзьями - в этом ты прав, нам неважны все другие пользователи социальной сети. Вообще, все строится в социальных играх только на взаимодействии между друзьями.
<М. Спиридонов>: Вы купили, боюсь соврать, «Счастливого фермера» у китайской компании за сумму около 100 тысяч долларов. Верно?
<А. Костарев>: Абсолютно неверно. Если быть честным, мы не покупали продукты и не покупаем до сих пор. Единственная схема, по которой мы работаем - разделение прибыли. Мы предлагаем зарабатывать деньги американской компании или российской, или азиатской. Мы вам дадим пользователей, мы вам расскажем, как эти деньги заработать, поможем выйти на другие рынки. Договариваемся без денег. И будем договариваться без денег.
<М. Спиридонов>: Сейчас вам это делать уже значительно проще. Есть история успеха. Сколько сил было потрачено на локализацию «Веселого фермера»? Сильно ли она отличается от китайской версии?
<А. Костарев>: Сложно сказать. С момента первого разговора мы запустили проект, наверное, недели через три.
<М. Спиридонов>: Сколько человек работало над локализацией?
<А. Костарев>: Два, что-то такое.
<М. Спиридонов>: Затраты были, мягко говоря, невелики.
<А. Костарев>: Да, но вопрос в том, что считать затратами. Если считать затратами предыдущие 4 года работы всех сотрудников...
<М. Спиридонов>: Тут можно посчитать и стоимость твоей школьной формы.
<А. Костарев>: Та игра, которую мы брали... Если бы мы просто брали и локализовали игру, перенесли бы ее на российский рынок - она бы не заработала ни рубля. Мы говорим о том, что бизнес-модель, которая была в Китае, не подходит для нас - при 10 миллионах пользователей игра там в месяц зарабатывала менее 1000 долларов, хотя над ней работали порядка 20-30 человек при этом. Ребята были не то, что на голодном пайке... Мы-то ладно, с кофе на 10 долларов, все равно были в лучшем положении.
<М. Спиридонов>: Вы их еще и покормили, наверное?
<А. Костарев>: Нет, они нас накормили. В день, когда я приехал в Китай меня встретили на такси два парня по 24-25 года. Мы предложили пообедать, после чего заехали в первую попавшийся фаст-фуд и нам налили 2 стакана не топленного, а какого-то хитрого необычного молока и суп - я рыбак непрофессиональный - из мормышек. Парень, который был со мной, принципиально не ел рыбу.
<М. Спиридонов>: Мормышки - это какой-то аксессуар для рыбной ловли?
<А. Костарев>: Да, но в Китае в определенной кухни он используется и для приготовления пищи. Не только мормышки, конечно, я их просто запомнил. На юге Китая едят все, что ползает и летает в воздухе.
<М. Спиридонов>: Хорошо, тема еды - не наша.
<А. Костарев>: Основой было то, что мы знали, как поменять бизнес-модель, чтобы она начала зарабатывать по миллиону долларов?
<М. Спиридонов>: Когда и как пришло понимание? Вы изучили варианты?
<А. Костарев>: Именно. И пришли к решению, которого не было в оригинальном «Фермере». Сейчас подобные решения, которые мы все еще развиваем, используются в других играх.
<М. Спиридонов>: После старта «Счастливого фермера» прогнозы были превышены реалиями? Не оправдались? Как развитие сопоставлялось с тем, что вы видели?
<А. Костарев>: Выход был 16 апреля. К моменту начала апреля мы считали - с учетом «Мафии» и других продуктов, - что вышли на доход, порядка 30 тысяч долларов, хотя в компании работали человек 20 с лишним. Это было до выхода «Фермера». С «Фермером» ситуация была следующая - доходы удваивались каждый день. Через месяц доход уже был такой, что о 30 тысяч долларов уже никогда не вспоминал, 20 миллионов долларов за 2009 год.
<М. Спиридонов>: Легко же и голову потерять? Как вы стали себя вести?
<А. Костарев>: Мы, наверное, так долго ждали этого успеха - кому-то снились сны, кто-то что-то придумывал, - что когда он пришел, мы стали еще более активно двигаться на рынке, совершать больше действий. До сих пор мы не можем остановиться. Даже сейчас очень активно набираем штат. Компания удваивается каждый месяц, с точки зрения штата - 15 человек за последние пару недель приняли на работу. Сейчас в команде состоит 70 человек. Если мы видим, что человек, даже если он специалист, не готов быть фанатом, «гореть», мы его не берем. Так что мы не расслабились. Момент успеха - главный, но только для того, чтобы начать работать еще лучше. По этому поводу в нашей компании есть реликвия своеобразная - фильм «Пираты силиконовой долины». Каждому человеку из IT, который задумывается об интерпринерстве, нужно сесть и 10 раз посмотреть данный фильм. Или 20 раз. И законспектировать. У нас все, кто приходят в компанию сразу же его смотрят и делают соответствующие выводы. В один момент Билл Гейтс говорит, что когда приходит успех, когда компания становится успешной, она становится самой уязвимой, так как очень много вещей перестаешь замечать, ты начинаешь останавливаться.
<М. Спиридонов>: Теряется бдительность, падает планка адекватности.
<А. Костарев>: У нас изначально была планка очень высока. Она и осталась очень высоко. Так как мы заявляли и заявляем, что собираемся строить компанию с капитализацией в 1 млрд долларов - для этого нужно очень быстро двигаться на рынке, четко определять стратегию, не ждать ни одного дня и принимать решения очень быстро. Вся команда должна быть ориентирована на это.
<М. Спиридонов>: Что тебя мотивирует на это? У тебя все есть? Ты можешь уже остановиться.
<А. Костарев>: Последнее время меня мотивирует, что очень многим людям и компаниям я могу помочь - помогать именно тем, у кого есть желание работать. От прихода успеха у меня появилось больше энергии и возможностей, никакой усталости, у меня супер отношения в семье, прекраснейшие дети-близняшки. И я считаю, что за те короткие промежутки времени, которые я с ними, я даю им больше, чем если бы я полностью окунулся в семью. Вся энергетика, которую тебе дают люди, которую ты получаешь из вселенной, тебя подпитывает, ты уже не можешь остановиться.
<М. Спиридонов>: Приятно слушать, очень правильные вещи. Вы сейчас, сколько игр ведете?
<А. Костарев>: В настоящий момент мы издали 36 проектов, мы работаем с 27 командами разработчиков, мы разработали своих собственных 7 проектов. Порядка 4 проектов выпускаем на рынок в месяц, и эти цифры будут увеличены. Мы сделали порядка 77 интеграций продуктов в 10 социальных сетей. И я считаю, что это очень мало. Сейчас мы увеличиваем количество социальных сетей до 20 и более. Тем, кто работает на этом рынке я задаю первый вопрос (разработчику, соискателю, специалисту): «Сколько на рынке сейчас социальных сетей?».
<М. Спиридонов>: Ну, я тоже смогу назвать только крупные проекты. От миллиона пользователей. Ну, с десяток.
<А. Костарев>: Есть разные стратегии построения бизнеса. Мы ориентированы на то, чтобы присутствовать в каждой социальной сети. Безусловно, мы ведем приоритеты, касающиеся, в большей степени, экономического показателя - сколько стоит привлечение пользователей и сколько денег мы заработаем. В Сети сейчас порядка 126-127 социальных сетей.
<М. Спиридонов>: Но их же больше, если брать специализированные и так далее?
<А. Костарев>: Это социальные сети, у которых API или уже есть, или они задумываются об этом. Те, кто работают с приложениями и те, у которых есть какие-то посетители. Мы видим, что value компании в том, насколько сложно повторить твой бизнес. Я верю в то, что компания может повторить интеграцию - текущие компании, которые потенциально могут с нами конкурировать - в 4-5 сетей. Я прекрасно понимаю, что если мы интегрируемся в 100 сетей и будем иметь доход порядка 20 млн долларов в месяц, мы гарантированно будем иметь стоимость компании в 1 млрд долларов.
<М. Спиридонов>: В одну из социальных сетей вы недавно интегрировались эксклюзивно. «Одноклассники» открыли API и работают только с вами. Как так получилось?
<А. Костарев>: С «Одноклассниками» интересно получилось. Еще два года назад мы им писали письма, разговаривали, пытались разговаривать на тему размещения наших продуктов в этой сети. Месяца полтора назад они сами предложили поработать. Мы с «Одноклассниками» во многом производили ту же работу, что и с Mail.Ru, и с «Мир тесен». С точки зрения интеграций приложений, мы считаем очень важно, как именно их интегрировать и как сеть будет решать свои стратегические задачи с помощью приложений. Они могут служить для возвращения пользователей, приложения могут являться инструментом для привлечения дополнительных пользователей, также они могут быть инструментом монетизации пользователей. Обычно сеть выбирает какое-то одно направление, на которое идет основный вектор. Этим-то мы и отличаемся ото всех других, мы знаем, какие вопросы задать и как их решить.
<М. Спиридонов>: Есть у меня вопрос от авторов блога socialplay - это блог о социальных играх, достаточно серьезный блог. Мы предложили им возможность задать несколько вопросов. Один из них: «Как там на «Одноклассниках»? Чувствуется ли разница в сравнении с «ВКонтакте», «Мой мир»?».
<А. Костарев>: Разница громадна. Мы очень сильно обрадованы, что аудитория «Одноклассников» не пересекается с аудиторией других социальных сетей, Mail.Ru и VKontakte. Это совершенно другие люди, которые до этого вообще не играли в подобные проекты - большинство, процентов 90. Я это констатирую с огромным удовольствием, «Одноклассники» - это для нас, наверное, за последний очень большой промежуток времени, важный момент, с моментов выхода на «ВКонтакте» и Mail.Ru. Я считаю, что это является результатом последнего года работы.
<М. Спиридонов>: Хорошо пошло или плохо?
<А. Костарев>: Очень хорошо. Тем, кто задумывается об этом и думает, идти или не идти, я могу сказать точно, стоит это делать очень быстро.
<М. Спиридонов>: Как раз о тех, кто задумывается. Facebook - это звучало на одной из последних конференций - уже переполнен. Как и многие другие социальные сети. Грубо говоря, первые 50 приложений как-то активны, как-то зарабатывают, они приносят своим создателям, издателям реальные деньги. А остальные - уже нет, то есть фактически Facebook для новых игроков закрыт.
<А. Костарев>: Я согласен с этим. Если ты не готов тратить 2 миллиона долларов в месяц на рекламу, чтобы свою позицию на уровне хотя бы 5-10% занять, то идти на Facebook не стоит.
<М. Спиридонов>: То же самое случится, видимо, в российском сегменте сети.
<А. Костарев>: Это уже, в какой-то степени, случилось. Барьер растет каждый день. Цена входа увеличивается, и она увеличивается в хорошей математической прогрессии. Это закон любого рынка. Пока возможности есть, пока такие рынки появляются - а они будут появляться всегда, Эндрю Гроф написал в этом плане гениальную книгу - нужно постоянно их искать, нужно искать новые ниши, следить за развитием. Если мы сейчас остановимся, наша компания тоже погибнет.
<М. Спиридонов>: Нет флэта, ровного движения. Есть либо движение вверх, либо движение вниз. Остановился - поехал вниз. В этом рынке очень быстро пошло развитие и из маленьких гаражных компаний - какими являлись многие из сегодняшних лидеров, - уже имеющих на Западе реальную капитализацию в сотни миллионов долларов.
<А. Костарев>: Есть в 3 миллиарда долларов капитализация. Любимая наша компания Zynga, наш единственный глобальный конкурент. У нас с ними разная стратегия, в нескольких интервью проскакивало, что мы через год-два сравняемся и «победим» «Зингу». Это не пустое амбициозное заявление - у нас есть стратегия, у них есть стратегия. Мы считаем, что выигрышна именно наша стратегия.
<М. Спиридонов>: Ты до сих пор собираешься победить Zynga?
<А. Костарев>: Не я один собираюсь, у нас целая команда. У нас есть реальные показатели уже сейчас, по которым мы намного лучше - по количеству продуктов, по скорости их выпуска, по тому, с каким количеством ресурсов мы сейчас работаем, мы больше «Зинги». У них работает 500 человек, они создают классные продукты, самое замечательное, что они делают и чему мы учимся, не отлипая от мониторов, - управление продуктов, оно гениально у Zynga. Другие компании об этом не думают, все думают о том, как привлечь денег и произвести продукт. Но секрет не в создании продукта, а в его управлении - чем дольше ты им управляешь, чем дольше ты его монетизируешь, тем ниже у тебя косты и так далее.
<М. Спиридонов>: Но я вернусь... Многие компании из тех, кто находятся на верхушке, вылезли из гаражей, из тех людей, кто днем ездил на роликах, а ночью работали, создавая что-то стоящее в Интернете. Это разница в состоянии между маленькой компанией, внимательной к деталям, и крупной компанией, ориентированной уже на глобальный рост с большим количеством проектов, - штука важная...
<А. Костарев>: Максим, я, во всяком случае на себе, это не ощущаю. Мы не поменялись ни на грамм.
<М. Спиридонов>: Вы же отпустили внимание на «Счастливом фермере» и вас обошли!
<А. Костарев>: Это стратегия, мы поменяли стратегию. Мы не ориентируемся на один продукт, у нас нет стратегии разработки успешного продукта. В этом мы «Зингу» не победим. Мы заходим с совершенно другой стороны. У нас 27 разработчиков, в среднем в каждом команде по 30 человек, эти разработчики приходят каждый день. Самое главное, что мы делаем сейчас - строим дистрибуцию в рамках пользователей для этих разработчиков. Самое главное, чтобы эти разработчики зарабатывали деньги. Если они будут зарабатывать деньги, разработчиков станет еще больше. Как только мы выйдем еще в 10-20 сетей, мы знаем, как повторить локально там этот успех, мы станем больше зарабатывать, чем Zynga, мы станем больше.
<М. Спиридонов>: Ты узнал секрет, как не уходить в бюрократизм.
<А. Костарев>: Я знаю изнутри Facebook и другие компании, которые работают на «Зингу». Там структура управления проектная - от директора до любого человека в компании нет ни одного звена. Там подходишь к Зюкенбергу и задаешь ему вопросы.
<М. Спиридонов>: Хорошо. Задам несколько вопросов от слушателей, много мы уже с тобой всего обсудили. Некоторые из них тоже от весьма интересного и компетентного блога socialplay. В вашей линейки преобладают игры китайских компаний-разработчиков. Это осознанное решение, продиктованное бизнесом, или так сложилось исторически? Будут ли локализованы западные игры и как же отечественные разработчики?
<А. Костарев>: Сегодня мы очень сильно ориентированы, с учетом последнего заявления Дмитрия Анатольевича, на российского разработчика. Более того, мы будем ориентированы на то, чтобы помогать им развивать успех не только в России. Мы можем помочь очень многим компаниям дорасти «до уровня», развить свои бизнесы и перевести компании в другую категорию. Второе - мы занимались и занимаемся изданием азиатских проектов, что продиктовано рынком. Мы занимаемся зарабатыванием денег, мы генерируем прибыль, как и любой другой бизнес. На тот момент разработчиков в России не было. Нам нужны были продукты, нам нужна была сеть дистрибуции, мы эти продукты принесли.
<М. Спиридонов>: А западные разработчики не были интереснее, чем китайские?
<А. Костарев>: Нет, они сосредоточены на Facebook и никуда дальше Facebook они не смотрят. Хотя сейчас у нас есть несколько западных проектов, они выйдут в ближайшее время - такая проба пера. Локализации западных игр тоже будут.
<М. Спиридонов>: Правда ли, что «Счастливый фермер» до сих пор приносит компании большую часть дохода?
<А. Костарев>: Нет, неправда. Если мы говорим про «Счастливый фермера» VKontakte, то неправда.
<М. Спиридонов>: А совокупно?
<А. Костарев>: Ну, у нас есть «Счастливый фермер», а есть «Счастливая ферма». Это два разных продукта. «Счастливая ферма» - проект разработки i-Jet, наш собственный продакшн.
<М. Спиридонов>: Есть ли в России действительно популярные социальные игры, которые не скопированы или куплены с/у «Фейсбука» и прочее?
<А. Костарев>: Ключевое здесь - «прочее». Все, что появилось на Facebook, за исключением Mafia Wars, родилось не на Facebook, а в Азии. Мы знаем это на 1000%.
<М. Спиридонов>: А прототип всех «ферм», FarmVille тоже не на Facebook родился?
<А. Костарев>: Не там. Первая «ферма» родилась в городе Шанхай и создала ее даже не та компания, чью игру мы издали на «ВКонтакте».
<М. Спиридонов>: Даже в российском Интернете огромное количество такого рода игрушек. Опять же socialplay сделали TOP-20 «ферм» в русских социальных сетях - ваш «Счастливый фермер» по совокупной аудитории имеет 10 млн пользователей с лишним, затем идет «Долина фермеров» - 3 млн, на секундочку, тоже немало, потом «Фазенда» - 3 млн, «Любимая ферма» - почти 3 млн, «Звериная ферма» - 2,6 млн, «Рыбная ферма» - 2,5, «агрохолдинг» - 2,3 млн и так далее. Последнее место в 20-ке - «Гуси-лебеди», 200 тысяч человек.
<А. Костарев>: А ты посмотри, кто большинство этих игр сделал. Из этих 20 «ферм» 9 или 10 - наши. «Счастливый фермер», «Гуси-лебеди», «Звериная ферма», «Подводный мир». Смысл в том, что мы сами выпускаем как можно больше «ферм». Если к нам приходит разработчик и спрашивает, издадим ли мы еще одну «ферму» - да, издадим. И она будет зарабатывать деньги, мы можем так сделать, чтобы она зарабатывала деньги, потому что у нас есть сеть дистрибуции.
<М. Спиридонов>: Последний вопрос. Каков среднестатистический пользователь игры? Возраст, пол. Каким ты можешь нарисовать этот портрет?
<А. Костарев>: Среднестатистический пользователь игры - это среднестатистический пользователь той социальной игры, в которой находится тот или иной продукт.
<М. Спиридонов>: А какой процент пользователей монетизируется?
<А. Костарев>: Не буду отвечать, очень сильно все зависит от продукта. Любое число, которое назову, «из головы».
<М. Спиридонов>: Каких игр не хватает в соцсетях рунета?
<А. Костарев>: Думаю, стратегических, игр, над которыми нужно подумать. Мы работаем над этим, и в ближайший месяц появятся первые результаты.
<М. Спиридонов>: Прекрасно! Ну, тогда перейдем к новостям.
НовостьИнвестиционный холдинг Digital Sky Technologies станет обладателем протокола мгновенных сообщений ICQ. Сервис будет продан фонду Юрия Мильнера за 187,5 млн долл. Эта цифра несколько меньше, чем предсказывали аналитики изначально. Актив был выставлен на продажу еще в ноябре 2009-го в рамках реструктуризации американской корпорации AOL. Договоренность о продаже была достигнута 28-го апреля. Ранее среди претендентов на «аську» отметился также медиахолдинг «ПрофМедиа», владеющий активами «Рамблер Медиа», а также китайская компания Tensent, которая в середине апреля вложила в холдинг DST 300 млн. долл. и стала его акционером.
<М. Спиридонов>: Комментарий здесь может быть только один: «О-о!». «Аська» перешла во владение русских, которые наступают очень активно, в лице DST. Моя жена дала по этому поводу хороший комментарий: «Нужно локализовать этот «О-о!», в рамках программы по взращиванию патриотического духа, заменить на «Опаньки!».
<А. Костарев>: Любые изменения в 90% случаев, по нашему опыту, сталкиваются с негативом. Лучше оставить все, как есть.
<М. Спиридонов>: И ижицу туда не вводить, что ли? Яти?
<А. Костарев>: Какие-то коррективы, конечно же, внести стоит. Что касается приобретений, то это основная стратегия DST, которую мы считаем абсолютно правильной. Они концентрируют вокруг себя активы не только российского Интернета, сейчас они занимаются активами в мировом масштабе. ICQ - закономерное приобретение.
<М. Спиридонов>: Когда я наблюдаю деятельность DST, всегда стает перед глазами эпизод из «12 стульев», когда авангардную постановку пьесы Островского «Женитьба» смотрели 2 очень продвинутых критика, а на сцене происходило полное безобразие, один из них сказал, нервно сглатывая: «Глубоко копают!». Так вот, DST копают очень глубоко, это явно видно. Смотрят они значительно дальше, чем многие игроки рынка. Встретившись, кстати, что интересно, на РИФе с представителем DST, незнаком с ним лично, я был поражен его комментариями, четкостью формирования мыслей.
<А. Костарев>: В DST работают действительно гениальные люди, которых мы знаем лично. Это очень серьезная компания.
<М. Спиридонов>: То, что вы знаете их лично - никаких сомнений.
НовостьИнформационный сервис WhoYOUgle, принадлежащий Антону Носику, приобрел первого партнера в лице портала «Рамблер». Благодаря заключенному соглашению, в результатах поиска «Рамблера» будет выдаваться информация, вычисленная с помощью механизмов этого сервиса. Речь идет о конвертерах и калькуляторах единиц измерения и валют. Сотрудничество между компаниями будет долгосрочным, - сообщается в распространенном пресс-релизе. В дальнейшем в поисковых результатах «Рамблера» появятся и другие справочные сервисы WhoYOUgle.
<М. Спиридонов>: Ну, вот «Рамблер» пытается как-то действовать, как-то двигаться на рынке. Хотя наблюдение за ним последний год особых «взрывов» не обнаружило.
<А. Костарев>: На настоящий момент и за последние год-два компания «Рамблер» ищет свою стратегию. И ищет, ищет, ищет. Может, это будут какие-то справочные сервисы. Мне сложно оценивать этот рынок, я никогда этим не занимался даже близко. Но если это будет частью некоей стратегии, то это все равно лучше, чем ее отсутствие.
<М. Спиридонов>: Для меня то, что они так сдружились с Whoyougle является индикатором их движения. Мы говорили с Павлом Рогожиным, одним из топ-менеджером «Рамблера» о происходящем в компании - сейчас я наполнен «инсайдами», хотя революционных решений не произошло. И мне все больше кажется, что если там не появится некая яркая личность, которая будет иметь высокие серьезные полномочия, которая сможет принимать решения - например, что «Рамблер» отныне информационно-справочная система, не поисковый сервис, - то «Рамблер» все больше будет уходить на периферию.
<А. Костарев>: Максим, полностью тебя поддерживаю. Не буду никакие внутренние комментарии делать, но «Рамблеру» нужно четкая направленная стратегия.
НовостьСоциальная сеть «ВКонтакте» запустит собственный почтовый сервис. В рамках подготовки к запуску почтовой службы социальная сеть позволила пользователям выбрать себе короткое имя в качестве ссылки на личный профиль. При этом, информация, доступная по этой ссылке, будет видна незарегистрированным пользователям. Она же будет индексироваться поисковыми системами. По сообщению руководства «ВКонтакте», почтовый сервис будет интегрирован в службу личных сообщений социальной сети. Для снижения количества нежелательной корреспонденции будет применен спам-фильтр, технологически основанный на почтовом сервисе Google Gmail.
<М. Спиридонов>: Я не очень часто бываю «ВКонтакте», хотя профайл у меня там есть, как и в других мало-мальски заметных социальных сервисах. И когда через несколько часов после объявления этого я зашел на сайт, чтобы ввести имя пользователя, то spiridonov уже был занят. Я в итоге сделал maximspiridonov. То есть люди активно взялись за это дело. Подобная интеграция, кстати, не имеет аналогов - и e-mail, и личные сообщения. Наверное, это перспективно.
<А. Костарев>: Однозначно перспективно. Думаю, если это подтвердится, то очень многие социальные сети в ближайшем будущем это повторят. Для нас, с другой стороны, более важной была новость о появлении «ВКонтакте.Connect».
<М. Спиридонов>: Это система авторизации?
<А. Костарев>: Да. И сторонним сайтам сильно облегчится жизнь, так как пользователи смогут использовать свои данные из «ВКонтакте». Очень серьезный шаг в российском Интернете.
<М. Спиридонов>: То, что там будет стоять Gmail - очень любопытно. И вообще VKontakte последние несколько недель стал открываться наружу, до этого был какой-то «почтовый ящик в Советском Союзе». Никто не знал, что там происходит, но какие-то продукты выходили.
<А. Костарев>: Когда компания была достаточно закрытой, с точки зрения своих сервисов, а потом стала открытой, то даже не знаешь, как на это реагировать.
<М. Спиридонов>: Спасибо большое тебе за то, что нашел время пообщаться. Как всегда, я с большим удовольствием провел беседу. Сегодня было, правда, особенно приятно, так как многие вещи, о которых ты говорил, близки мне. Здорово, что они озвучены еще раз с практической точки зрения. Потому что ты являешься живым примером грамотности, верности подобной стратегии. При условии, что хватит пороха - долгое время жить на малые деньги, являясь владельцем компании, нужно иметь определенные человеческие качества. Именно эти качества, решительность, смелость, заряженность на выполнение задачи «решают», а не бизнес-знания. Они важны, но в виде дополнения.
<А. Костарев>: Мне тоже было очень приятно познакомиться. Я очень сильно почувствовал близкого по духу человека, человека, который «на одной волне» со мной.
<М. Спиридонов>: Приезжай в Германию, в гости. С огромной радостью буду видеть тебя в наших баварских палестинах. А вы, друзья, слушали эксперт-шоу «Рунетология», сегодня у нас в гостях был основатель и совладелец i-Jet, Алексей Костарев. Редакция выпуска - Александр Рай, Юрий Берингов, Илона Грошева. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!