<Максим Спиридонов>: Добрый день, коллеги. Сегодня 29 мая 2010 года, мы стоим на самом пороге лета и в Москве, где сейчас нахожусь, наконец, это стало отчетливо видно. На улице яркое солнце, которое искренне радует после несколько дней холода и дождей. А в эфире 55 выпуск эксперт-шоу «Рунетология», у микрофона Максим Спиридонов. Тема объединения и взаимной интеграции двух значительных медиапространств - телевидения и стремительно растущего Интернета - одна из наиболее интересных тем последних лет, как мне кажется. То, как видео будет развиваться в Сети, то, как Интернет проникнет в телевизионный ящик и прочее - все это крайне любопытно. Подавляющее большинство роликов в Интернете сейчас - это развлекательное и музыкальное видео. Однако этот массив мейнстрима пробивают любопытные «вирусные» ролики и последнее время нередко также имеющие «вирусный эффект» социальные ролики, направленные на пробуждение в нас, как в членах обществах, осознанности и желания оглянуться. Так получилось, что недавно мы познакомились с создателем такого рода продуктов и решили посветить теме отдельный выпуск. Сегодня у нас в гостях руководитель компании «Студия трейлеров», создатель «вирусных» и социальных роликов Иннокентий Скирневский. Приветствую тебя, Иннокентий.
<Иннокентий Скирневский>: Здрасти, Максим.
<М. Спиридонов>: Почему ты занялся созданием видео и как давно?
<И. Скирневский>: Созданием видео я начал заниматься 5 лет назад и просто это переросло из хобби, - то есть когда я еще учился в школе, я открыл для себя программу After Effects, обнаружил, что в ней можно делать лазерные мечи, какое-то время я с ней развлекался - переросло в работу, а потом и в бизнес.
<М. Спиридонов>: Потом стал делать бластеры, очевидно, и дартов вейдеров?
<И. Скирневский>: Так и есть.
<М. Спиридонов>: Понятно. То есть видео сейчас для тебя - это основная сфера деятельности, ты зарабатываешь этим деньги и это остается твоим хобби?
<И. Скирневский>: Да, и хобби, и основной заработок.
<М. Спиридонов>: Чуть дальше мы поговорим о том, что такое трейлеры, твоя компания называется «Студия трейлеров». Подобные штуки вы делаете для сайтов. И интересно будет то, в какую сторону двинется наша беседа, касающаяся социального и «вирусного» видео. Потому что тема эта, думаю, не только для меня, но и для всех интересная, однако прежде скажу, что «Рунетология» выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей ЕЖЕ. ЕЖЕ - это одно из самых старых и влиятельных объединений русскоязычных интернетчиков. ЕЖЕ-движение с 1997 года поддерживает галерею «Физиономии русского Интернета», где представлены самые известные сетевые деятели. И на правах официального эмиссара галереи я приглашаю тебя, если ты еще не являешься таковым, стать ее экспонатом. Ты им являешься?
<И. Скирневский>: Нет, к сожалению.
<М. Спиридонов>: За эфиром я могу дать тебе координаты Саши Малюкова, который является модератором бессменным, на протяжении многих лет этого союза. А пока - досье.
ДосьеИннокентий Скирневский. С 2004 по 2005 готовил видеорепортажи для таких игровых журналов как Игромания и Навигатор Игрового Мира. В 2005 году создал компанию Студия СКВО, которая позднее начала разрабатывать видеотрейлеры для компьютерных игр. В 2008 году основал компанию СКВО-Дизайн, основной задачей которой была работа с государственными организациями в области дизайна. Из достижений компаний — разработка нынешнего герба и стилистики Министерства связи РФ. В 2009 году Иннокентий создал 2 социальных вирусных ролика: Ролик Чиновников и Ролик Деда Мороза. Суммарно их посмотрело больше миллиона человек. В 2010 году под брендом «Студия Трейлеров» было запущено новое направление по созданию трейлеров сайтов. Женат, двое детей. Живет и работает в Подмосковье.
<М. Спиридонов>: Интересно как-то совмещается тот факт, что твоя студия - другая, не имеющая отношения к видео, - студия СКВО занимается продуктами для государства, а «Студия трейлеров» и ты, получается, лично, как автор, где-то это государство «подтачиваете». Вы транслируете не политическую платформу, но общественную, которая ставит под сомнение то, насколько эффективно государство сегодня. И, в общем, это как-то входит в конфликт с тем, что делает твоя первая студия - так или нет?
<И. Скирневский>: Почти так. За исключением того, что государство изнутри само с собой несогласно. То есть когда я показываю, например, ролик чиновников каким-нибудь самим чиновникам, они соглашаются, что так и есть, все правда, смеются. У них никакого дисбаланса от этого не происходит. Они поддерживают меня, я поддерживаю их в работе. И там, и там зарабатываю деньги - всем это идет в плюс.
<М. Спиридонов>: Для тех, кто не знает рекомендую ввести в Google или «Яндекс» - «ролик чиновников» и «ролик Деда Мороза». По этому запросу вы найдете, о чем идет речь. 2-3-минутные, если не ошибаюсь, зарисовки. В ролике чиновников, как и в ролике Деда Мороза идет обращение к сильным мира сего, в первую очередь.
<И. Скирневский>: Не совсем. В ролике Деда Мороза идет обращение к людям, а не к сильным мира сего.
<М. Спиридонов>: Верно, а в ролике чиновников именно к чиновникам. Что ты сделал на своей должности такого, что твоя страна...
<И. Скирневский>: Мы во всех роликах стараемся делать 2 полюса - а) обращения к сильным мира сего; б) обращения к самим людям. Неотделимо одно от другого, двигаться должны начать все. А в ролике чиновников основной акцент сделан именно на - поскольку это был фидбэк на изначально ролик Шлегеля, ролик молодежи - чиновников. Но, при этом, не забыли упомянуть про самых людей.
<М. Спиридонов>: Больше ролик чиновников смотрели?
<И. Скирневский>: Да, ролик чиновников - миллион. Но он прошел еще под первой волной ролика Шлегеля. А ролик Деда Мороза - полмиллиона просмотров.
<М. Спиридонов>: К социальному видео, как к таковому, ты как относишься? Что оно для тебя? Зачем вы это сделали?
<И. Скирневский>: Я считаю, оно является очень сильным инструментом по мобилизации общества. Какие у нас есть еще инструменты? Есть телевидение, которое отцензурировано полностью, есть статьи...
<М. Спиридонов>: Самоцензурирование, как мы говорили. Оно само ставит для себя рамки, чтобы не сболтнуть чего-то лишнего, что может показаться некорректным тем или иным людям в Кремле.
<И. Скирневский>: Да, так и есть. При чем, даже оппозиционные программы, которые кажутся оппозиционными на ТВ, очень «плюшевые» и косвенно, так или иначе, идут в поддержку политики и власти. Соответственно, канал распространения современный - это Интернет. Альтернативы видеороликам - это тексты, картинки или что-то еще, все это слабо влияет на общество, на людей. Видеоролики - наиболее эффективный способ не манипуляции даже, а мотивации людей. И чем больше будет роликов, чем они будут сильнее, тем будет лучше. Пусть вначале они будут влиять на малое количество людей, но разноплановость этих роликов будет влиять на те или иные характеры людей. В результате, охват будет больше, шире и результат будет лучше.
<М. Спиридонов>: Вообще, перспективы социальной рекламы - тема предельно интересная. Чуть дальше к этому вернемся, так как хочется оставить на сладкое тему социальных сетей, как таковых. Там есть любопытные моменты, которые, помимо обсуждения в целом, хочется с тобой проговорить. Значит, к моментам более традиционным, к видео в Интернете, к твоей занятости, с коммерческой точки зрения. Видеореклама в Интернете, мне сейчас предложила редакция цифры: оборот в США 5 млрд долларов, в России в 2009 году было около 10 млн оборот, к 2012 году прогнозируется до 100 млн долларов по Рунете. Как можешь прокомментировать, каковы вчера, сегодня и завтра видеорекламы в Интернете? Еще недавно видео было практически недоступно для Сети, поскольку каналы были малы. Недавно - имеется в виду в масштабах исторических, 10 лет назад, например. А сейчас это цветет и пахнет, так и есть.
<И. Скирневский>: За США особо говорить не буду, там рынок сформирован, он уже достаточно большой. В России основная затычка, как всегда, в распространении широкополосного Интернета. Но сейчас, к информации, будут очень и очень активно подключаться все города-миллионники. И, в том числе, города меньше. Интернет у нас будет расти и широкополосный доступ к Интернету будет если не везде, то в подавляющих крупных городах. Это влечет за собой развитие самого эффективного вида медийной рекламы, то есть видео. Основной канал распространения видео - контекстная видеореклама. Например, когда мы смотрим RuTube, там в начале идет 10-15-секундный пре-ролл или пост-ролл. И весь бизнес, все деньги сформированы там. Потихоньку будут появляться какие-то альтернативные каналы распространения видеорекламы. Сейчас мы имеем на руках пре-роллы плюс «вирусные» ролики. Но «вирусные» ролики в меньшей степени бизнес, потому что очень многое там зависит от творческих составляющих. Ролик должен быть талантлив, что распространяться.
<М. Спиридонов>: Кроме пре-роллов, ты сам обмолвился, вставляемый в текстовые статьи какие-то гиперссылки, при наведении на которые выезжают видеоролики. Videoclick, я знаю, развивает это направление. Возможно, не они одни стремятся тот самый видеоконтекст внедрить в текстовые сайты. И это, в общем-то, более-менее заметно.
<И. Скирневский>: Может быть, но, мне кажется, там меньше перспектив, чем у пре-ролла. На YouTube активно развиты пре-роллы, просто в России мы этого не видим, так как у нас они отключены. Это политика Google в том смысле, что они еще не начали активно развиваться в России.
<М. Спиридонов>: Просто не продают на Россию рекламу элементарно.
<И. Скирневский>: А контекстная реклама, встроенная на странице, то есть при наведении на текст - не знаю, мне она кажется менее перспективной, потому что не совсем понятно, как с этим работать, не совсем понятно, кто будет с этим работать и кто будет это смотреть. Но может быть, все возможно...
<М. Спиридонов>: Ты назвал видеорекламу в Интернете самым эффективным медианосителем. Расшифруй это, пожалуйста. Почему не картинка или иной какой-то способ донесения информации?
<И. Скирневский>: Просто агрегация всех возможных способов влияния на человека - показываем картинку, можем на этой картинке написать текст, можем закадровый текст пустить, можно музыкой создать ту или иную атмосферу. Если взять 10 секунд времени, чтобы получить информацию и потратить ее на текст, на картинку или на видео, то потраченные на видео 10 секунд принесут больше информации, чем на других носителях.
<М. Спиридонов>: Попросту более универсально. А в чем отличие видеорекламы на ТВ и видеорекламы в Интернете?
<И. Скирневский>: В Интернете она более динамичная. Она должна быть быстрее намного, пользователь в Интернете все время бежит. Зрителя ТВ можно сравнить с человеком, который сидит, пользователь в Интернете пробегает - пробежал, успел получить какую-то информацию - хорошо, не успел - побежал дальше. Видео в Интернете должно максимально быстро давать информацию. И видео должно быть отшелушено от нефактов - какая-то сторонняя информация, какая-то рекламщина, от всего этого человек современный ставит «фильтр». Видео в Интернете, в первую очередь, должно оперировать фактами рекламируемого продукта. Если говорим, что это телефон, то не сообщаем, что «ты молодой, беги с нами», а перечисляем конкретные преимущества, камера, которая лучше чем у других, и так далее. В этом ключевое отличие.
<М. Спиридонов>: Это как-то явным образом было определено, что больше факторов дают больше объективности в интернет-рекламе или это предположения?
<И. Скирневский>: Нет-нет, так и есть.
<М. Спиридонов>: Давай попробуем разбить на типы видео в Интернете. Я попробовал и понял, что, как говорил в начале программы, есть доминирующий развлекательный контент, есть очень большая часть музыкального видео, попросту клипов, что протекают с музыкальных каналов - Муз ТВ, MTV и так далее, есть «вирусное» видео, которое часто развлекательное тоже, хотя «вирусное» нельзя поставить в эту шкалу типизации - это некое надкачество. То есть «вирусное» видео может быть и развлекательным, и музыкальным, и социальным. Итак, развлекательное, музыкальное, какое еще видео ты бы выделил, как отдельные типы в Интернете?
<И. Скирневский>: Сейчас очень много новостных телеканалов переходит в Интернет, плюс создается новое интернет-телевидение того или иного формата. Активно развивается это сегодня.
<М. Спиридонов>: А к обучающему видео как ты относишься? Наблюдаю на Западе и в России есть такие проекты, например, TeachVideo.ru и другие.
<И. Скирневский>: Да-да-да. Как один из каналов распространения. Оно должно немножко эволюционировать от того, какое видео раньше распространялось на дисках - что-то более динамичное и интересное. Но да, это очень перспективная ниша, в частности, с TeachVideo на данный момент мы ведем переговоры и, скорее всего, будем активно сотрудничать.
<М. Спиридонов>: Ваша идея с трейлерами для сайтов в чем заключается? Я видел и в отличие от видеотура, вы пишите, что это нечто динамичное и больше похожее на трейлер для фильма.
<И. Скирневский>: Мы когда аккумулировали информацию по трейлерам, а мы постоянно собираем информацию, стали формулировать, что такое трейлер и чем он отличается от прочей видеорекламы и так далее. И в рамках этой работы появилось формулировка, что трейлер - это реклама продукта с глубоким внутренним содержанием. То есть фильм - это уже сложный продукт, о нем не нужно рассказывать, что вы посмотрите фильм, потому что вы молоды и активны. Нужно просто пересказать фильм, так как он уже сложен достаточно. То же самое трейлер для игры - это продукт сложный, это не стиральный порошок, мы же не будем рассказывать, что стиральный порошок состоит из таких-то веществ, его производят на таком-то заводе, в создании порошка принимали участие люди, которых вы знали по другим продуктам. Когда появилась эта формулировка, то буквально на следующий день появилась концепция, что сайты, особенно современные сайты, уже являются продуктами с глубоким внутренним содержанием. И подходы, которые мы разрабатывали для создания трейлеров для фильмов и игр, работают точно так же и для сайтов. То есть динамичная информация, построенная на моушн-дизайне, чтобы было интересно смотреть. Это, в первую очередь, перечисление фактов, реклама должна быть определенным образом структурирована, чтобы и смотреть было интересно, и задачи трейлера выполняла, рекламные.
<М. Спиридонов>: Вы делаете видеотур, можно ли так сказать, в эстетике ТВ? Более клипово, более ярко, более динамично?
<И. Скирневский>: У нас есть отдельное направление - видеотур. Есть еще видеоFAQ, видеоанонс, видеотрейлер. Трейлер дает вводную информацию, его задача привлечь аудиторию и рекламодателей на сайт.
<М. Спиридонов>: Где вообще предполагается трансляция? На внешних ресурсах типа YouTube и RuTube или на сайте, то есть человек уже должен прийти на сайт, а потом уже получить информацию с этого трейлера?
<И. Скирневский>: Да, как раз это основное отличие трейлеров от видеотуров. Видеотрейлеры - это медийный контент для внешней среды, чтобы привлечь аудиторию на сайт. А видеоFAQ или видеотур уже помогают среде работать с сайтом. Снижают порог входа на сайт, то есть сейчас современные сайты достаточно сложные. Особенно для новой интернет-аудитории. И благодаря таким видеотурам, гораздо проще увеличить количество людей, которые на сайте останутся, а не уйдут, потому что он показался непонятным и сложным, начать работать с сайтом.
<М. Спиридонов>: Давай тогда по этой теме плавно перейдем к социальным роликам. Как пришла идея к тебе, создателю, как мы выяснили, государственных сайтов и различных видеопрезентаций, сделать социальный ролик? Первый социальный ролик?
<И. Скирневский>: Было это очень просто. Появился ролик Шлегеля, запрещенный, как он писал, к показу, ролик молодежи. Он мне показался очень динамичным, хорошо сделанным, то есть я подумал, что авторы - молодцы. А на следующий день уже пришла идея сделать ответный ролик, где основной посыл будет не к молодежи современной, а к чиновникам. Не потому что я считаю, что наша молодежь прекрасна и ее не нужно мотивировать, потому что я считаю, что всегда должно быть 2 полюса. Надо смотреть не только со стороны того, кого мы высмеиваем - правительство, телевидение и так далее, - но и другой полюс должен быть, то есть потребитель или соучастник того, что мы ругаем. А у Шлегеля был основной посыл только к молодежи.
<М. Спиридонов>: Для тех, кто не смотрел, посыл к молодежи, которая ленива, не любопытна, ничего не делает для того, чтобы собственную страну вывести из состояния почти что страны третьего мира, каковой, по крайней мере для внешних капиталистов, она является. Поднять ее максимально на вершину современной экономической линейки. Такой был посыл.
<И. Скирневский>: Пришла идея сделать ответный ролик. Первое, с чего мы начали, - попробовали просто перевернуть посыл к молодежи на чиновников, не получилось. Пришлось текст достаточно сильно переписывать, сильно менять. Делали все это совместно с моим братом, Игорем Скирневским. И в результате, спустя 2 дня, получился текст, на основе которого уже можно было собирать ролик. Текст плюс предварительная визуальная часть. И я сел и, по-моему, за выходные полностью собрал ролик чиновников.
<М. Спиридонов>: То есть ты ролик делал полностью самостоятельно?
<И. Скирневский>: Первый ролик чиновников делал я один. Как раз на него где-то 2 дня ушло. После чего мы его запустили. Очень боялись запускать, я взял ролик, записал его на флэшку, поехал загород, сел в какой-то компьютерный клуб, из под полы достал эту флэшку, из клуба залил и долго мы потом сидели, старались никак не высовываться. И только спустя год заявили, что сделали мы.
<М. Спиридонов>: А когда это случилось? Когда ролик был сделан?
<И. Скирневский>: Ролик был сделан спустя неделю или две после запуска ролика Шлегеля. Май или март 2009, по-моему. А признались в том, что это сделали мы где-то полгода назад.
<М. Спиридонов>: То есть через полгода, как выложили в эфир?
<И. Скирневский>: Где-то так.
<М. Спиридонов>: Вслед за этим роликом сделали потом ролик Деда Мороза, когда был призыв уже непосредственно к людям.
<И. Скирневский>: Если ролик чиновников был, своего рода, алаверды, то есть вы - нам, а мы - вам. То ролик Деда Мороза был уже более обдуманным, долго работали над тем, что мы хотим сказать и какой получить фидбэк. После запуска ролика чиновников мы создали себе площадку для распространения этого ролика, на которой можно было запустить следующий. Благодаря лояльным к нашему первому ролику людям. Плюс на первом видео мы отработали систему движков распространения социальных роликов и нам было интересно, работает ли она, можно ли ее просто взять и переложить на другой ролик, насколько это будет эффективно. Ролик делался уже гораздо более долго. Сама техническая сторона заняла тоже где-то недели 2, тоже совсем немного, а именно сценарную часть мы перерабатывали много. И под Новый год мы его запустили, ролик Дед Мороза. Чтобы было понятно, здесь такая странность, изначально этот ролик планировался к запуску летом, мы планировали ролик Деда Мороза запустить летом, чтобы был лучший контраст. Но потом, когда затянулась сценарная часть, мы поняли, что корректно его запустить можно только к зиме.
<М. Спиридонов>: Ты сказал о концепции распространения, что это за концепция? Каким образом распространяли и собираетесь распространять подобные ролики?
<И. Скирневский>: В ней много нюансов, но основной в том, что в Интернете много сообществ, даже не социальных сетей, а просто сообществ - есть сообщество популярное «Хабрахабр», есть сообщество, посвященное фильмам, есть сообщество, посвященное машинам, книгам, чему угодно. И в каждом этом сообществе есть какие-то якоря - увидев человека из этого сообщества в ролике, у него возникнет желание поделиться этим роликом со своими друзьями, родственниками и так далее. И мы в свои социальные ролики эти якоря закладывали, абсолютно для всех сообществ, которые нам были известны. Это работает.
<М. Спиридонов>: Что за якоря?
<И. Скирневский>: Ну, был на слуху «Обитаемый Остров», мы заложили Федора Бондарчука и исполнителя главной роли, Василия Степанова. Обставили их. Был на слуху в политической среде Чичваркин, он у нас есть в ролике. 100 тысяч просмотров для ролика чиновников нам давали fishki.net, у нас в начале ролика появился логотип fishki.net. Все это не бросается глаза, все это идет косвенным видеорядом, но все это является основой для распространения.
<М. Спиридонов>: Про «фишки» я понял. То есть вы, поставив их логотип, стимулировали их на показ такого ролика. А с Бондарчуком или его актером не совсем понятно, то есть как? Вы просто привязались ко времени, к тому, что есть дискуссия вокруг фильма?
<И. Скирневский>: Да... Есть тренд и у людей, которые увлекаются кино, был тренд, что фильм им не понравился. Они зацеплялись за этот видеоряд, и уже их все остальное может не волновать, они услышали общий посыл, посыл им понравился. Вот это вот мелочь для них является стимулом к демонстрации этого ролика друзьям.
<М. Спиридонов>: То есть они обменивались этой информацией, что типа есть ролик, где тоже говорят, что фильм плохой?
<И. Скирневский>: Нет, это неосознанно происходит. Здесь не видят люди логотип «Хабрахабр» или fishki.net, появляется образ в ролике, за который человек цепляется и, благодаря этому образу, идет желание поделиться этим роликам. Опубликовать этот ролик у себя в блоге. Он не упоминает о том, что видел Бондарчука, Чичваркина и так далее. Это сыграло роль.
<М. Спиридонов>: Вы каким-то образом эти вещи на входе отсматриваете, продумываете в сценарии, что можно было бы включить, какие-то маркеры, которые стали бы красной тряпкой для определенных групп людей? Есть какая-то разнарядка, то есть положить 3-5 маркеров или как получится?
<И. Скирневский>: Нет, стоит задача в каждом абсолютно. Ролик состоит из 50 или 20 шотов, стоит задача, чтобы в каждом шоте присутствовали один или несколько маркеров. У видео 2 задачи - донести идею и распространение. Работа и с текстом, и с визуальной частью, и с образами идет всегда параллельно с этими 2 задачами.
<М. Спиридонов>: Два ролика вы сделали, 1,5 млн просмотров совокупно - достаточно большое количество народу было оплодотворено идеей, в той или иной степени. А кто еще нечто подобное создает? Мы знаем есть Mr Freeman, есть ли еще какие-то направления социального воздействия на публику? Системного социального воздействия?
<И. Скирневский>: Ты правильно упомянул Mr Freeman, это самый сильный подобный проект на данный момент. Есть люди, которые создают соцролики, пробуют это делать, но всегда есть 3 ключевые проблемы, на которые они наталкиваются. Первая проблема - у людей есть хороший сценарий, но нет технических возможностей. Вторая - есть техвозможности, но нет хорошего сценария, поэтому ролики не идут. Третья проблема - когда есть и то, и другое, но нет навыков создания движков распространения. Непонятно как запускать, непонятно где запускать и появление хороших роликов проходит незаметно.
<М. Спиридонов>: Попросту говоря, сейчас мы проговорили рецепт создания таких вот роликов. Необходима техническая база, опыт в создании видео в трейлерной манере, чтобы была динамика. Вторая составляющая - наличие того, что сказать. Способность создать некий сценарий, значимый, интересный, стоящий внимания. И третье - понимание, каким образом заложить в ролик механизмы распространения те самые.
<И. Скирневский>: Если все упростить, то так и есть.
<М. Спиридонов>: Кроме тебя и авторов «Фримана», кто еще есть?
<И. Скирневский>: Не вспомню сейчас ни имен, ни авторов.
<М. Спиридонов>: К этому я и вел. То есть системно этого не существует? И у вас это не системно? Есть только Freeman пока системный и ваши 2 ролика и желание идти в этом направлении.
<И. Скирневский>: Да, но сейчас возникла еще одна проблема - Freeman своим качественным роликом поставил очень высокую планку социальных роликов, и все, что будет сделано хуже этой планки, обществом будет отбрасываться. У нас первые 2 ролика тоже были сделаны достаточно быстро, сейчас мы уже вкладываем и время, и силы, и деньги в создание следующих роликов, которые будут классом, дотянуться до которых будет еще сложнее.
<М. Спиридонов>: А ты что-то готовишь дальше?
<И. Скирневский>: Естественно.
<М. Спиридонов>: По поводу «Фримана» мы хотели отдельно поговорить. Я знаю, ты знаком с его создателями, да?
<И. Скирневский>: Да.
<М. Спиридонов>: Расскажи, пожалуйста, то, что можно открыть, поскольку тема «Фримана» очень таинственна, никто не знает создателей, они почему-то засекречены. Однозначно, это явление стоит внимания пользователей. Иннокентий знает, кто это, хотя, видимо, не все может рассказать. В двух словах, что это за люди, откуда пришел заказ, какие перспективы серии вообще в будущем.
<И. Скирневский>: Каких-то сверхвысоких тайн раскрывать не буду, но какие-то факты подтвержу. Соответственно, как было известно изначально, аниматором является Павел Мунтян и его студия Toonbox, с Павлом я знаком и от него черпаю информацию. Тут нужно сразу оговориться, что я не исключаю, что, несмотря на наше знакомство, он какие-то вещи мистифицирует и дает какую-то дезинформацию. Но точно также эта информация может оказаться полностью достоверной. Павел говорит, что для первых трех роликов полностью анимацию делала студия Toonbox под руководством идейным Павла. Не открою тайны, если также скажу, что для первых трех роликов голос записывал Владимир Демчук, известный также как Фрэнки с радио «Серебряный дождь». Эти же 2 человека являлись активными участниками разработки сценария, но, при этом, они не являются авторами идеи, они являются исполнителями по данной идеи.
<М. Спиридонов>: А кто является автором идеи, логичный вопрос?
<И. Скирневский>: Есть заказчик, которого, по более-менее понятным причинам, я назвать не могу.
<М. Спиридонов>: Не знаешь или не можешь говорить?
<И. Скирневский>: Конкретного заказчика я не знаю.
<М. Спиридонов>: Ходили слухи, что это, как ни странно, кремлевская администрация. Что думаешь?
<И. Скирневский>: Обставлю как домыслы, но с очень большой вероятностью это именно политический заказ. По самим же роликам видно, что это гораздо ближе к оппозиционным настроениям, направлениям и так далее.
<М. Спиридонов>: То есть это, скорее, все-таки если заказ политический, то не кремлевской администрации?
<И. Скирневский>: Нет. Для «Тунбокса» и Павла Мунтяна - это заказ, они получали за его исполнение деньги. Насколько я знаю, получили неплохие суммы. Но после того, как они запустили 3 ролика их от проекта - и Павла, и Демчука - отстранили, по той причине, что начали мелькать их имена. С Демчуком другая ситуация - права на этот образ, созданный в рамках «Серебряного дождя» принадлежат «Серебряному дождю», и радиостанция наехала на Владимира Демчука. Якобы это не хорошо. И Владимир Демчук, насколько я знаю, сам отстранился от этого проекта. Когда начала мелькать фамилия Мунтяна, как я понял из его рассказов, появилась опасность, что через него выйдут на основных заказчиков и точно также его и его студию отстранили от этого. Но они сейчас помогают, курируют этот проект как-то, помогают новым аниматорам, новым авторам, чтобы стилистика была та же самая, чтобы идеология была похожая. А Павел Мунтян и его студия запускают новый социальный проект, о нем рассказывать ничего не буду, потому что это секрет пока. Он запустится осенью, в сентябре.
<М. Спиридонов>: Сериал, да?
<И. Скирневский>: Да, да.
<М. Спиридонов>: Какие твои планы, отойдем от «Фримана» непосредственно к нашему разговору, по созданию дальнейшему социальных роликов? Что ты предполагаешь делать в этом направлении и зачем тебе это надо?
<И. Скирневский>: Я сейчас немножко расскажу о планах и из них будет яснее, зачем нам это надо. Естественно, когда появился «Фриман», появилась очень высокая планка качества. Делать социальные ролики в той же стилистике, с таким же каким-нибудь харизматичным персонажем - это идти по проложенной дорожке, это уже быть вторым. Поэтому мы точно также планируем делать социальный ролик, готовы по качеству, по картинке, по идеологии, по голосу выйти на несколько уровней выше. Мы вкладываем в это деньги. У нас с вероятностью 99% будет полностью в 3D ролик сделан - не автор, не плоские картинки, уже ближе к анимации и так далее. Когда мы этот ролик начали готовить и разрабатывать, мы поняли, что надо как-то, помимо того, что мы закладываем и движки распространения, и сценарий, и все остальное, нужно подойти к распространению этого ролика еще с другой стороны. Создать канал распространения не только через сам ролик, но и извне. Сейчас все ролики распространяются через Живой Журнал, основные каналы запуска. И из ЖЖ они уже где-то поддерживаются. У Павла и студии, у Демчука есть дополнительные свои каналы распространения, то есть сайты, с которыми они дружат. Не знаю, секрет это или нет, Павел лично знаком с Темой Лебедевым и когда появился ролик у Лебедева, это было тоже не случайно. И мы начали готовить свой канал распространения, готовить проект, который станет стартовой площадкой для всех социальных роликов в России.
<М. Спиридонов>: Всех при каких условиях? Если они захотят это сделать, видимо? Вы собираетесь консолидировать вокруг себя какую-то социальную активность, которая сейчас нарождается?
<И. Скирневский>: Так и есть. Сейчас мы создаем портал, ищем партнеров, которые будут нам в этом помогать. Какая основная задача портала - чтобы, во-первых, подстегнуть создателей соцроликов, чтобы их стало больше, а во-вторых, сделать так, чтобы созданные ролики не оставались незамеченными. Вот мы сейчас заложим очень высокую планку качества и ролик, который ниже качеством, сам будет распространяться гораздо меньше. А нужно сделать так, чтобы ролик более низкого качества, но качественный по содержанию и посылу тоже доходил до аудитории. Никакие ролики на телевидение не берут и единственный канал распространения для них - Интернет. И мы хотим создать портал, через который а) создатели соцроликов смогут зарабатывать, не вставляя в сами социальные ролики рекламу, которая большинство зрителей раздражает и останавливает распространение видео, будет другая схема монетизации. 2 схемы, первая - это свой движок, у которого будет контекстная видеореклама, во-вторых, при запуске социального ролика в рамках нашего портала основной спонсор этого ролика размещает крупную рекламу на этом портале. Естественно, после запуска этого ролика идет большой поток людей на этот портал и они видят рекламу спонсора, но косвенную, то есть не в самом ролике. При этом, рекламодатель получает необходимый интерес к своей продукции. И деньги, которые идут с этих рекламных площадей, направляются автору социального ролика.
<М. Спиридонов>: Ты хочешь делать портал, мы за эфиром говорили об этом, который бы агрегировал в себе все социальные ролики Рунета, которые, как направление, сейчас нарождаются и, в перспективе, желающий каким-то образом обогатится знанием социальных ситуаций, то, что сейчас волнует общество в Рунете, будет приходить туда.
<И. Скирневский>: Там суть еще в том, что основной поток этих роликов будет не наш или фримановский, который агрегирует общую информацию. Могут быть социальные ролики, которые направлены на какое-то одно событие, произошедшее в России. Фактически, этот портал является телевидением без цензуры и без самоцензуры. Приняли, допустим, закон о платном образовании в России, замечательный закон, и на ТВ все говорят, что все будет хорошо и никакого платного образования в России не будет. И появляются альтернативные точки зрения на этот закон, ролики, созданные в рамках этого альтернативного видения, мы будем, естественно, поддерживать в рамках портала и обеспечивать их распространение. Получается 2 полюса - социальные ролики агрегаторские, обобщенные, на тему курения, алкоголизма, политики, чего угодно и альтернативное освещение событий, произошедших в России.
<М. Спиридонов>: Два тонких момента, о которых мы также говорили. Первый тонкий момент - это как вы собираетесь не свалиться в политизированность, потому что одно дело - общественное звучание ролика или вообще общественная направленность портала, в данном случае, другое дело - это политизированная направленность? Неизбежно, если у тебя получится, мне кажется, это интересно, поэтому я тебя и позвал, создание точки сбора роликов, обращающих к социальной сознательности нас, как граждан, извиняюсь за эти громкие слова, казалось бы, они звучат смешно в 21 веке, но они не теряют актуальности. Обращаются к нам, как к гражданам, и указывают на сложности и проблемы, которые собственными силами можно поправить, но вы рискуете свалиться в политику. Как этого не сделать, если ты это не планируешь? Вдруг у тебя есть планы взять и продать все это какой-то оппозиции? И еще вопрос бизнеса. Очень тонкий момент, ты сказал, что хочешь зарабатывать и дать возможность зарабатывать авторам роликам, сложно это будет, и вопрос в том, насколько далеко ты готов идти без денег? Ну, начнем с политики - как ты отнесешься к появлению сугубо политических роликов, в которых, например, призывают Путина отправить в отставку? Или наоборот, ролики, которые будут в чем-то винить оппозицию, помнишь, да, ролики, где снятые Шендерович с Усковым, если не ошибаюсь, редактор GQ, где они в компании барышень легкого поведения за сексом с наркотиками... И вот это все порочит их. Явно политический заказ. Как ты планируешь в это не свалиться?
<И. Скирневский>: Если сейчас зайти на заглушку, посвященную этому порталу, то там написан список роликов, которые портал не поддерживает. Среди прочих роликов там значатся ролики, которые дискредитируют конкретных людей в России, то есть любой ролик, который говорит, что «Медведев - плохо», дискредитирует людей, на портал пропускаться не будет. В том числе, не будут пропускаться ролики, дискредитирующие какие-то конкретно политические партии, «Единая Россия» - плохая» или «ЛДПР - плохая», все это пропускаться не будет. Но это не значит, что не будут пропускать абсолютно все оппозиционные ролики. Не будут пропускаться ролики плохо сделанные, коих сейчас большинство, но если, допустим, недавно появилось в Интернете обращение Чичваркина, он лично знаком с партией «ЕР»...
<М. Спиридонов>: Нет, не «Единая Россия», а «Правое дело», кажется, то есть одна из партий, не ярко оппозиционных, но не связанная с «ЕР».
<И. Скирневский>: Может быть. Ролики известных людей, которые рассказывают о своей жизни, о своей ситуации и так далее, пропускаться будут. То есть достаточно тонкая грань. Плюс все ролики, которые идут под эгидой или логотипами, или знаменем оппозиции, в том числе и под знаменем не оппозиции, а основной нашей партии, которая высмеивает оппозиционные партии, пропускаться не будут. Либо партийцам придется научиться делать качественные ролики, которые будут косвенно продвигать их идею, как Freeman, как ролик Шлегеля и так далее, либо они не будут продвигаться через наш канал распространения, наш канал запуска.
<М. Спиридонов>: Есть такая проблема, сразу же определю для себя и для тебя. А судьи кто?
<И. Скирневский>: Судьи - мы.
<М. Спиридонов>: Понимаешь? Проблема в том, что вы получаетесь цензорами в этом всем. Не то, что это плохо, я просто обращаю внимание на то, что даже делая благое дело, которое мне видится за этим проектом, возникают опасные моменты, также можно свалиться в какую-то политическую позицию.
<И. Скирневский>: Немножко поясню. Мы вокруг проекта аккумулируем людей, которые нас поддерживают и их с каждым днем становится все больше и больше и больше. Например, очень и очень активно проект поддерживает аниматоров. Павел Мунтян готов с нами весь этот проект вести - и для него, и для меня это интересно. И, естественно, не будет мнения какого-то конкретно одного человека, этот ролик хороший, а этот - плохой. Принятие решения о полноценном запуске того или иного ролика по всем каналам будет совместное.
<М. Спиридонов>: О чем речь? По всем каналам? Мы же говорим о портале?
<И. Скирневский>: Портал - это точка запуска. Когда на портале появляется какое-то видео, которое именно плановое под запуск, это же видео автоматом появляется у всех крупных СМИ, партнеров портала. Мы стараемся консолидироваться, объединяться с крупнейшими СМИ Рунета, мы занимаемся соцработой, социальными роликами. После появления на портале ролики должны появляться во всем Интернете.
<М. Спиридонов>: Если вам это удастся и привлечь качественную аудиторию серьезных СМИ, будет здорово. Для вас это будет серьезным толчком. И, в целом, для дела социальной активности в Интернете. Теперь давай по поводу бизнеса поговорим. Ты хочешь на этом зарабатывать или чтобы это, по крайне мере, окупалось?
<И. Скирневский>: Для меня это не направление заработка. Я, как уже говорил, создаю себе канал распространения «вирусных» роликов.
<М. Спиридонов>: Кому выгодно? Вопрос, который будет возникать на твой счет и на счет твоих партнеров со всех сторон. Зачем это нужно? Если это не бизнес, то что, желание создать себе PR?
<И. Скирневский>: Да. Мы ведем социальную работу, которая нам приносит дополнительные косвенные заказы для «Студии трейлеров». Это вспомогательный бизнес, вспомогательный PR.
<М. Спиридонов>: То есть ты готов, что у тебя не будет это окупаться и надеешься...
<И. Скирневский>: Я хочу довести это до состояния окупаемости и, возможно, прибыли. Но не стоит такая краткосрочная задача.
<М. Спиридонов>: Хорошо. Ближайшие шаги в этом направлении какие?
<И. Скирневский>: Большое количество переговоров с партнерами. Портал планируем запускать во второй половине лета.
<М. Спиридонов>: Эта будет видеохостинг?
<И. Скирневский>: Сайт будет состоять из 2 частей. Первая - основная часть, из которой видео будут запускаться по тем направлениям, которые я озвучил, редакторская часть, где ролики подбираются редакцией, планируются какие-то акции, анонсы новых выпусков роликов, например, анонс нового выпуска «Фримена» - хотите ли вы стать спонсором этого ролика в момент его выхода? Вторая часть - это пользовательская лента, которая формируется сообществом сайта, она будет премодерированной, естественно. И сайт будет состоять из такого движка запуска, из редакторского блога и из коллективного блога сообщества. Это основа.
<М. Спиридонов>: Какие ты собираешься потратить деньги, думал уже?
<И. Скирневский>: Сейчас думаем, думаем сколько мы готовы вложить, ищем партнеров, которые готовы вкладывать вместе с нами в это направление. Конкретных сумм я сходу назвать не смогу.
<М. Спиридонов>: Я лично готов поучаствовать в том, что по крайней мере доформировать концепцию, если это будет необходимо. И помочь как-то в смысле развития всей этой истории как продюсер. Честно скажу, что навскидку, так как это не наш профиль, деньги давать я возможностей пока не вижу. А с точки зрения помощи опытом и участия в создании концепции, а в перспективе возможно использование наших площадок для распространения информации о новых вышедших роликах, реально. Это поверьте, не простроенный диалог, поскольку мне видится, что именно такого рода деятельность - не политическая и не бизнесовая, а общественная - интересная. Если ты готов это финансировать, так как видишь в этом выгоду для себя, с точки зрения PR, я готов тебе помочь, потому что вижу выгоду для себя, как гражданина. Опять прозвучало это ужасное громкое слово, которое мы так не любим.
<И. Скирневский>: Здорово, Максим. Я думаю, мы будем еще много активно работать по этому проекту совместно.
<М. Спиридонов>: Попытаемся. В любом случае. Давай тогда перейдем к вопросам, которые мы еще не затронули, от пользователей. И дальше поговорим о новостях.
<И. Скирневский>: Давай еще, наверное, озвучим адрес сайта, по которому стоит заглушка и где можно прочитать более подробную информацию о проекте. Название немножко необычное, нестандартное.
<М. Спиридонов>: Название китчевое.
<И. Скирневский>: Я объясню, откуда и почему такое название. Адрес - bidlo.tv. Мы решили сделать китчевое название, но, при этом, и дизайн сайта, и оформление, и оформление самих роликов, и общий интеллектуальный уровень роликов будет очень высокий. Здесь, как мы в своих роликах, стараемся делать контрасты, которые вызывают дисбаланс, тем самым, ставят якоря в головах, поэтому и в самом названии мы заложили якорь для распространения портала, еще в отрыве от роликов.
<М. Спиридонов>: То есть название «Быдло.ТВ» будет соседствовать с предельно эстетской, очень кропотливой дизайнерской работой, будет выглядеть как нечто очень такое художественно ценное и эффектное?
<И. Скирневский>: Да. Если зайти на сайт, то сразу становится понятно, о чем идет речь.
<М. Спиридонов>: А уже готов, да, он? То, что видел я в версии на днях, ты мне показывал, там еще не было картинок, пожалуй, главной составляющей?
<И. Скирневский>: Думаю, на момент запуска передачи он уже будет полностью доступен. В виде заглушки.
<М. Спиридонов>: Вопросы слушателей. Владислав Коробов спрашивает: «Есть ли смысл отслеживать качество, количество, тип распространения «вируса»?».
<И. Скирневский>: Анализ распространения роликов - это база, по которой вы будете планировать следующие ролики. Без анализа, без сбора информации этим не имеет смысла заниматься.
<М. Спиридонов>: Вы запускаете, прежде всего, через ЖЖ, я понял?
<И. Скирневский>: Да. Через сообщества.
<М. Спиридонов>: Ахмедов Антон: «Как грамотно создать «вирусную» идею, есть ли основные принципы?». Это, видимо, к тем трем принципам, которые мы проговорили.
<И. Скирневский>: Если вы делаете соцролик, то всегда создавайте полюс - не делайте проблему однобокой, рассмотренную с одной стороны. Вы можете сделать акцент на какой-то одной стороне, но вы обязательно должны упомянуть и другую сторону, и другую точку зрения. Это одна сторона вопроса. Если говорить в целом о «вирусных» роликах, то залог успеха «вирусных» роликов по нашей схеме - это создание дискуссии в обществе. То есть еще одна причина, по которой ролик чиновников стал более просматриваемым, чем ролик Деда Мороза в том, что мы создали почву для споров на основе этого ролика. Кто-то его поддерживал, кто-то - нет, это было сделано осознанно. В ролике Деда Мороза мы делали более однобокую точку зрения, с которой спориться сложнее. Ролик должен побуждать спорить, и он должен находить людей, несогласных с ним. Как только такие зрители появятся, появится и оппозиционная сторона, и на стыке этих споров будет рождаться распространение, освещение ролика в СМИ и так далее.
<М. Спиридонов>: Очень интересная мысль, мне она раньше в голову не приходила. Это работает и для не социальных роликов, просто для «вирусной» рекламы чего бы то ни было. «Стоит ли в «вирусном» ролике указывать рекламируемый продукт?», - Александр Сафонов.
<И. Скирневский>: Не стоит. Просто для «вирусных» роликов это нужно делать очень и очень по-умному и очень аккуратно. Нельзя просто что-то показать прикольное, а потом вставить рекламу продукта. Он должен быть встроен в ролик, но не так, как это делалось в «Дневном Дозоре», где явно показывалось пиво «Старый Мельник», а косвенно. Косвенно говорить о продукте. В социальных роликах вообще нельзя вставлять рекламу.
<М. Спиридонов>: Ну, да, это, кстати, тот самый камень преткновения, который появляется, с точки зрения, бизнеса здесь. И мне пока не представляется, как зарабатывать на таком портале, кроме контекстной рекламы? Пре-роллы и медийная реклама могут быть здесь восприняты неадекватно, если уже мы делаем благое дело. Это отдельная история. Пожалуй, все. Хотя есть еще одно предложение от пользователя Гос9: «Попробуйте придумать сходу «вирусную» рекламу для хостинг-компаний».
<И. Скирневский>: Нет, сходу не придумаю. У нас, когда мы готовим «вирусные» ролики, очень долгий процесс подготовки текста - много людей, много мнений, хотя, естественно, есть один человек, который принимает окончательное мнение.
<М. Спиридонов>: ОК. Перейдем к новостям.
НовостьВ начале мая владелец одного из наиболее популярных торрент-трекеров Рунета LostFilm.ru (лостфильм.ру) был похищен неизвестной преступной группировкой. Злоумышленники удерживали его в заложниках и требовали передачи прав на домен. Сообщается, что заложника избивали и пытали. В конце концов, владелец ресурса согласился выполнить требования преступников, но по техническим причинам регистратор доменных имен не позволил провести сделку. Тогда злоумышленники потребовали уплату выкупа. Заложник был отпущен, когда родственники пострадавшего внесли требуемую сумму. После этого владелец ресурса обратился в милицию. Любопытно, что сообщение об этом инциденте появилось на сайте только 24-го мая — в день выхода финальных эпизодов ТВ-сериала «Остаться в живых».
<М. Спиридонов>: Вообще, какой-то кошмар. Слышал об этом, да?
<И. Скирневский>: Это является PR-акцией Lostfilm, в прокуратору никаких заявлений не поступало.
<М. Спиридонов>: Если это не PR-акция, мне казалось, то это какой-то кошмар и у нас Чикаго 30-х годов в кубе.
<И. Скирневский>: В отрыве от PR это может произойти - это страшно.
<М. Спиридонов>: Все мы смертны, к сожалению или по счастью. Ты достоверно знаешь, что это акция?
<И. Скирневский>: Не знаю лично, но это официальная информация, которая присутствует сейчас в Интернет. Никаких данных в прокуратору по этому делу не поступало.
<М. Спиридонов>: Если не дай Бог, это правда, то здоровья владельцу Lostfilm, если нет, то, по-моему, это некорректная PR-акция. Шутить жизнью и здоровьем человека, даже своими, не очень корректно.
НовостьКорпорация Google представила телевизионную платформу Google TV, которая позволит зрителям не только смотреть видеоролики сервиса YouTube, но и посещать другие веб-страницы с помощью встроенного браузера Chrome. Платформу уже поддерживает ряд новых телевизоров от компании Sony. Пользователям остальных марок придется приобрести специальную приставку, разработанную компанией Logitech. Google TV позволит пользователю искать видеоконтент не только в рамках сети, но и по спутниковым и кабельным ТВ-каналам.
<М. Спиридонов>: Вот еще раз об интеграции телевидения и Интернета. В общем, логичным образом в телевизионный ящик приходит Интернет. Как тебе кажется, это процесс, который будет продолжаться? Как он продолжаться, насколько он далеко зайдет и в какие сроки?
<И. Скирневский>: Думаю, за 3-5 лет Интернет полностью заменит телевизор. Это не то, что мое мнение, а все аналитические статьи, которые я читал на эту тему... Это же не просто анонс Google, их поддержало огромное количество производителей. Все говорят, что это крайне перспективное направление, и оно в короткий срок изменит телевидение.
<М. Спиридонов>: То есть телевизор станет еще одни прибором для серфинга. Просто с доминантой на отложенный видеоконтент, не вещающая модель?
<И. Скирневский>: Вещающие тоже будут, направление прямых трансляций и так далее. Но он перейдет из концепции «прямого эфира» в концепцию «смотрим, что хотим».
<М. Спиридонов>: Я, кстати, занимаясь сейчас подкастингом, занимаясь PodFM.ru, как проектом, который в процессе изучения мигрировал из подкаст-терминала для пользователей в профессиональное аудио-СМИ, я понял, что штука с вещающим телевидением, вещающим радио - не такая простая. Пока что телевидение для нас - оно де-факто такое, что «что включил, то и работает». И ничего с этим не поделаешь, можно лишь опустить руки, мы привязаны к сетке. Однако когда эта сетка окажется полностью доступной, с точки зрения того же самого телевизора в версии «просмотра по запросу», то есть TV-on-demand, то я понимаю, что потребность в вещающем телевидении все равно останется. По той причине, что большинство людей просто не захочет делать выбор и предпочтет положиться на выбор телеканала, даже имея возможность влияния на сетку. Например, по телеканалу Discovery пультом выбрать тот или иной фильм или тут же нажать кнопку «прямое вещание», я подозреваю, что большинство все равно выберет «прямое вещание». Лишая себя выбора, но и снимая с себя эту необходимость.
<И. Скирневский>: Думаю, все, что ты говоришь, разумно. Проблема того, что людям не хочется делать выбор - в телевидении или вообще, - и чем дальше, тем сильнее это видно. Будет, мне кажется, немного другая ситуация - человеку на выбор будут давать много вариантов трансляции, много вариантов компоновок и уже из них будет проще выбрать.
<М. Спиридонов>: Грубо говоря, будет некий архив отложенных передач у вещающей некоей корпорации, видео производящей. Он будет иметь интерфейс на выход как через Интернет, так и через телевизор, и через любое носимое устройство, наверное. И в рамках этого пространства этой компании можно будет ткнуть в одну из передач или в один из фильмов архива, навигируя как по каталогу, или выбрать какой-то канал вещания.
<И. Скирневский>: Ты в начале дня или в начале недели, или в начале года выбрал и тебе агрегируют информацию по данному направлению.
<М. Спиридонов>: Возможно, еще анализируют твои вкусы и пристрастия. То, как будет развиваться модель Интернет+ТВ и доставка видеоконтента нам в головы - любопытно. Мы это все наблюдаем сейчас. «В интересное время живем, товарищи!», как говорил Владимир Ильич в начале прошлого века.
НовостьПо сообщению газеты «Ведомости», российские хостинг-провайдеры возможно объединятся в хартию для борьбы с противозаконным контентом. Это касается не только пиратских, но и порнографических и экстремистских материалов. По заявлению представителей самих хостинг-компаний, хартия необходима для создания единой системы фиксирования и фильтрации неправомерного контента с возможностью оперативного реагирования на жалобы пользователей. Среди других целей этого шага — обмен опытом и выработка единых подходов к взаимодействию с МВД.
<М. Спиридонов>: Как мне кажется, очень хорошее начинание - это самая интересная тема, порно, пиратство и прочее, развивающееся и цветущее бурным цветом. Решается это сейчас локально силами наших силовиков. Как правило, решения эти либо отсутствуют, как «ВКонтакте», где уже давным-давно существует «помойка» всего, что можно придумать, с точки зрения пиратства, - порно, насилие, за пределами добра и зла вообще, - либо... Если это будет происходить на уровне провайдеров, которые мало заинтересованы в том, чтобы бить и крушить, не разобравшись, а во-вторых, просто более компетентны, то это более интересно.
<И. Скирневский>: У тебя до этого был очень правильный вопрос в адрес моего проекта: «А кому это выгодно? Кто будет стоять у руля этого движения замечательного?». Понятно, что если у руля никто стоять не будет, то и движения нет.
<М. Спиридонов>: Нам сообщают, что российские хостинг-провайдеры объединяться в хартию. Хотя ты прав, им, с точки зрения бизнеса, по фигу на это, если с точки зрения имиджа и красивого собственного вида перед государством, то там не по фигу.
<И. Скирневский>: Похоже на проект какого-то крупного провайдера, который пытается консолидировать вокруг себя все это.
<М. Спиридонов>: Хорошо, он консолидирует. А к чему это может привести негативному?
<И. Скирневский>: Я не говорю, что это в какой-то мере плохо, я поддерживаю тебя в борьбе с нелегальным контентом. У меня вопрос в том, что большие сомнение, что все это получится. С этой точки зрения и спрашиваю.
<М. Спиридонов>: Если представить, что среди них есть такие же люди, которые руководствуются, кроме бизнеса, соображениями какого-то социального блага, среди людей обеспеченных такие встречаются все чаще, я с ними общался и общаюсь лично. Когда деньги уже есть, то нужно что-то делать дальше. И тут реально возникает вопрос о принесении пользы. Если таковые среди руководителей хостинг-организаций присутствуют, я уверен, что в той или иной степени есть, то вот тебе и мотив, возможность эту тему развивать. Хотя, конечно, вопрос, действительно, в эффективности, потому что подобные хартии межотраслевые на картонных ножках, то есть непонятно, как они могут эффективно действовать. Но если когда-нибудь удастся договорить уже потому, что государство это будет решать все равно, это будет решать, как мы видим, пока что методами нередко слишком радикальными, не очень разборчивыми и не очень умными.
<И. Скирневский>: Пожелаем им удачи.
<М. Спиридонов>: А сейчас поговорим про новый проект «Тематических медиа».
НовостьКомпания «Тематические медиа» перезапустила проект «Респектива», который сменил как концепцию, так и доменное имя. Теперь он называется «Атата.ру» и позиционируется как коммуникационный сервис для людей, объединенных общими интересами. В Рунете его начали сравнивать с Google Wave и Twitter. Сейчас проект находится на этапе альфа-тестирования.
<М. Спиридонов>: Хочется поздравить Дениса Крючкова, с которым мы буквально вчера общались в видеоинтервью в рамках проекта «Рунетология.ТВ», который стартует ориентировочно в середине июне. Поскольку «Хабрахабр», сделанный «Тематическими медиа», является, по сути, главным местом для обмена информацией и, так сказать, тусовки IT-специалистов и людей, связанных с Интернетом. Хочется верить, что новый проект будет успешнее, чем предыдущие попытки сделать аналоги «Хабра», потому что можно по-разному оценивать, но, мне кажется, сложно пошли дела и с «Автокадаброй», и с проектом по футболу, даже подзабыл его название, несколько месяцев назад и «Респектива» была как-то не очень определена. Я хочу верить, что создатели «Хабрахабр», место которой является Меккой веб-специалистов, сейчас попали в точу и Atata.ru ждем успех. Я пока не ознакомился, потому что пока там требуется приглашение и я не добрался до того, чтобы у Дениса его попросить.
<И. Скирневский>: Я про этот проект тоже ничего не знаю, к сожалению. Знаю, что «Хабр» у них - единственный проект, который полностью успешный, который они смогли запустить. Когда они начали делать альтернативные проекты на эту тему, они «не пошли».
<М. Спиридонов>: Просто поздравим коллег. Мне интересно, что же там получится у «Тематических медиа». Хочу верить, что появится новый какой-то проект, сопоставимый. На «Хабре» уже порядка 340-350 тысяч человек в сутки, они стремительнейшим образом развиваются. Чуть ли не на сотни процентов ежедневно. На этом, пожалуй, закончим, новости кончились. И время, которое у нас традиционно заводится на запись программы, истекает. Спасибо большое, Иннокентий, за время, уделенное для общения. Было любопытно поговорить, не просто слова, мне, правда, интересна эта тема и кажется она очень значимой. Озвучиваю уже сформированную общественную позицию, которую за последние месяца я для себя «доточил» - любая власть фактически не может быть в полной мере нравственной, если говорить попросту, то у нее зачастую все равно, так или иначе, «рыльце в пушку». И создание политической оппозиции в современном обществе - не решение вопроса, а решение - создание каких-то систем сдерживания и противовеса. Ими могут быть общественные акции и общественная оппозиция. Громко озвученные с использованием инструментов, которыми обладаешь. В данном случае, это медийное влияние. Например, «Рунетология». Дай Бог получится у Иннокентия, я также готов поддержать медийное влияние проекта Bidlo.tv, если он не будет приобретать политический окрас, а останется в рамках общественной попытки пробудить сознание. Сколько страшных слов наговорил... Самому удивительно. Это все также является частью нашей жизни, как и воспеваемые в книжке «Бизнес-телефанк» шоппинг и секс, которые являются главными приоритетами сегодняшнего общества. Спасибо, Иннокентий. Если есть что добавить напоследок, то можешь это сделать и будем финалиться.
<И. Скирневский>: Спасибо, Максим, что пригласил. Я очень рад, что мы с тобой совпадаем, если не полностью, то близки в видении мира, в судьбах России.
<М. Спиридонов>: Не будем так громко. Близки в понимании того, что если что-то можно делать, то это хотя бы нужно попробовать. Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология», сегодня у нас в гостях был руководитель компании «Студия трейлеров», Иннокентий Скирневский, потенциальный руководитель будущего проекта Bidlo.tv. Редакция выпуска: Александр Рай, Юрий Берингов, Любовь Зайцева. Вел программу Максим Спиридонов, до следующего выпуска!