Максим Спиридонов: Добрый день, коллеги! Сегодня 4 июня 2010 года, в эфире 56 выпуск эксперт-шоу «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов. Еще давно, на заре Интернета, именно когда в конце 90-х вместе с обычными сайтами появились такие формации для людей, которые являются любителями, так сказать, высоких технологий, однако не владеют ими в полном и во всем многообразии. Предложения по созданию собственных страничек в этаких конструкторах. Помнится, была такая компания и вместе с тем сервис GeoCities, который впоследствии был куплен Yahoo! и, как мы знаем, не так давно закрыт. Российские компании создавали boom.ru, который, в итоге, оказался у Mail.Ru и также был закрыт, narod.ru общеизвестный, который также претерпел несколько итераций и превращений, который сейчас работает, как говорят, достаточно успешно. И так далее. Есть еще подобный сервис, использующий конструкторы, - MyLivePage, с создателем которого мы разговаривали еще по осени. И, пожалуй, самый известный подобный онлайн-конструктор - это uCoz, который сейчас, как известно, обладает долей в более чем 1 млн сайтов, не только русских, но и на других языках. С управляющим партнером uCoz мы разговариваем сегодня, у нас в гостях Евгений Курт. Евгений, привет.
Евгений Курт: Привет, Максим.
М. Спиридонов: Есть такая версия, Евгений, о том, что конструкторы сайтов потихонечку прекращают свое существование по причинам объективным, сейчас объясню. С одной стороны, тех людей, которые ими пользуются, оттаскивают социальные сети, в России это, например, «ВКонтакте», отчасти Facebook. Потому что они представляют те же возможности, тот же функционал, рассказать о себе вкратце в виде незатейливой странички, создать какое-то сообщество, какой-то форум небольшой, фотогалерею, если это необходимо, выложить свое видео и так далее. В общем, все, что нужно там есть, но главное это более удобно и более понятно для обычного человека. Тех, кто совсем чайники «затаскивают» туда. Они, уходя с конструкторов, оказываются во «ВКонтакте», во Facebook’е, пожалуй, это главные адресаты. С другой стороны, те, кто претендуют на нечто большее, на нечто более серьезное, они логичным образом оказываются в компании разработчиков, более или менее профессиональных веб-студий, оказываются на традиционных хостингов, сажают свои сайты на традиционные CMS, будь-то: «Битрикс», UMI, NetCat и так далее. Получается, что рынок непосредственно таких конструкторов, к которым, собственно, относится uCoz, мельчает. До, в какой-то непреодолимой перспективе, полного исчезновения. Что ты думаешь на этот счет?
Е. Курт: Логично, наверное, что с этой мыслью я не соглашусь и даже поясню, почему. Во-первых, что касается вымирания, это, наверное, правда про бесплатные хостинги, о которых ты вначале сказал - GeoCities, «БУМ», которые уже умерли, там есть целый перечень таких аналогичных проектов, уже закрытых. Оказались финансово неуспешными и так далее и так далее. Но они не были конструкторами или были в какой-то зачаточной форме, это был именно бесплатный хостинг, который - я тоже этого жду - умрет во всех его проявлениях, как-то: бесплатный хостинг со скриптами и все остальное. На смену этому пришло, действительно, доступ к open source системам, к недорогому хостингу, с одной стороны. А с другой стороны, к системам типа uCoz, которые на сегодняшний день позволяют людям создавать сайты. Причем, на все-таки профессиональном уровне, при их желании. Наша начинающая аудитория за 4,5 года, которые мы существуем, взрослела, взрослеет, мы это видим. То есть люди, пришедшие впервые с задачей создать какую-то домашнюю страничку, где выразить, как в блогах, свою мысль, за чем они могут прийти во «ВКонтакте» или в Facebook. На сегодня это, на самом деле, профессиональные разработчики, работающие в компаниях, занимающиеся разработкой. Часть проектов они делают у нас, часть - на других решениях. Под каждую задачу свои решения. Это первое. Второй момент - да, действительно, есть штуки, которые не требуют для человека создание сайта. Мы это тоже видим и движемся в этом направлении. У нас есть смежный проект uNet, который, видимо, для людей позволит, по крайней мере, на продукции, сделанной нашей компании, делать совсем что-то простое. Ну, и третий, по поводу сравнения с CMS-бизнесом, - по большому счету, есть такое понятие, как, не знаю, хосты CMS и вообще большое сегодняшнее понятие в виде SaaS’а. Так вот uCoz - это же, по большому счету, CMS, которая поставлена на логику работы программного обеспечения, как сервиса, то есть это SaaS. И большой шаг вперед, по сравнению с коробочным продуктом. Потому что ты получаешь эту систему управления сайтом, но тебе уже меньше времени нужно на разворачивание, движок этого сайта работает в комбинации с правильно настроенным сервером и так далее и так далее.
М. Спиридонов: То есть, она уже инсталлирована. Ты об этом?
Е. Курт: Дело не в этом. Не буду называть, чтобы не было неполиткорректно с моей стороны, но, если, например, мы на один сервер, аналогичный по стоимости, ставим 50-100 копий CMS-системы - на этом нужно запускать следующий сервер в эксплуатацию. На сегодняшний день мы, к примеру, на сервере держим - беру сходные посещаемости ресурсов - по 10,000 сайтов. Экономика понятна и это влияет не только на «не тормозит» или можно иметь больше сайтов, а еще и то, что мы следим за рядом вещей, то есть это обслуживание. Развернуть свою коробку - это следить за проблемами, как ходит почта, как приходит спам, как это падает, как, не знаю, грузится процессор, как ты следишь за «железом» и еще что-то. Это головная боль, в общем-то, и для дизайн-студий, веб-разработчика. Они, наверное, должны уметь делать хорошо сайты, а не заниматься сисадминством. Это не только вопрос инсталлирования и быстрого старта, это вопрос последующего обслуживания. Мы во многих вещах в Интернете переходим к упрощению - это а) экономически выгодно; б) выгодно по времени.
М. Спиридонов: В общем, одним словом, я понимаю к чему ты клонишь, вы - хостинг, вы - CMS, вы - сервис в себе. Фактически получаетесь регистратором доменов, видимо, этому способствуете, что домены второго уровня появляются у ваших клиентов. Эта тема любопытна. Сейчас мы ее обсудим. Прежде хочу сказать, что «Рунетология» выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей ЕЖЕ. Это одно из самых старых и влиятельных объединений рунетчиков. ЕЖЕ-движение с 1997 года поддерживают галерею «Физиономии русскоязычного Интернета», где представлены самые заметные сетевые деятели. И, на правах официального эмиссара галереи, я приглашаю тебя, Евгений, стать ее экспонатом, если у тебя такое желание есть и если ты еще таковым не являешься. Ты есть на ЕЖЕ?
Е. Курт: Нет. Я когда-то давно был подписан на дискуссионный лист на ЕЖЕ. И вот все. ЕЖЕ-лист. В «Физиономии русского Интернета» не входил.
М. Спиридонов: В общем, если у тебя будет такое желание, я готов стать свое рода провайдером и свести тебя с руководством.
ДосьеРодился 1 декабря 1981-го года в Москве. В 2005-м закончил факультет международного частного права Московской государственной юридической академии. В 2001-м году вошел в состав административно-модераторской команды форума Ru-Board. В то же время начал карьеру в сфере электронной коммерции, организовав с нуля нескольких интернет-магазинов. Евгений - один из начинателей русскоязычного сообщества ОSCommerce, самого популярного open source движка для создания интернет-магазинов. В 2005 году совместно с партнерами создал сервис uCoz.ru, призванный помочь любому пользователю сделать свой собственный сайт. На данный момент в системе uCoz создано около миллиона сайтов, как в российском, так и в зарубежном интернете. В 2009 году сайт uCoz получил "Премию Рунета", а также стал лауреатом в международном конкурсе инноваций в веб-технологиях и социальных медиа Mashable Open Web Awards. В настоящее время Евгений управляющий партнер компании uCoz. Холост. Увлекается компьютерами, интернет-технологиями, а также японской кухней. Ведет сайт об искусстве приготовления суши osushi.ru. Живет и работает в Москве.
М. Спиридонов: Кстати, по поводу суши, ты действительно хорошо разбираешься в японской кухне?
Е. Курт: Ну, насколько это можно делать в России, да. Но этот интерес немножко поостыл за последнее время, просто остался сайт, как хобби, которому не очень много времени уделяется. Да, в какой-то момент я активно пытался с этим разобраться?
М. Спиридонов: До чего доразбирался, до момента, когда остановился сайт?
Е. Курт: Доразбирался до того, что в Москве и в большинстве других стран и городов я не хожу в суши-бары, за некоторыми определенными исключениями.
М. Спиридонов: Может быть, назовешь, куда ходить стоит в Москве или Петербурге?
Е. Курт: Ты знаешь, например, одним из моих таких эталонных мест был КИОТ, но я проезжал буквально позавчера мимо него и его чего-то реконструируют. Вместе с рестораном он становится восточной кухней. Сложно становится, они умирают. Это достаточно дорогие заведения и, видимо, сегмент остается другой, который фаст-фуд в виде суши.
М. Спиридонов: Хорошо. От японской кухни тогда давай к нашим баранам, не кулинарным. Я попробую сейчас нарисовать то, как выглядит в моем представлении работа uCoz. То есть, с одной стороны, uCoz - это хостинг со всеми его функциями. То есть хранение файлов сайта и сопутствующих различных документов в файлах вокруг веб-проекта. Это возможность, помимо домена третьего уровня, домена на uCoz.ru, получить домен второго уровня. Причем, в нескольких доменных зонах, как мы с тобой выяснили, не только .ru, но и .com, .net, .ua... Ты сказал 50, если не ошибаюсь?
Е. Курт: 15. Это если из наших. Дальше уже понятно. Прикрепляются домены практически в любых зонах.
М. Спиридонов: Это одна составляющая. Здесь практически все, как в обычном хостинге. Другая составляющая - это программное обеспечение, которое уже установлено, предустановлено на этом хостинге, которое позволяет составить из шаблонов дизайна и функциональных блоков веб-сайт, путем просто конструирования. Достаточно нехитрым путем. И получить некий продукт, некий веб-проект, который будет работать, но с одним условием - будет работать только на этом хостинге и только в привязке к uCoz. Я правильно понимаю?
Е. Курт: Да, к этому можно отнестись именно так. Это не значит, что люди от нас никогда свои проекты не переносили и у них закрыта эта возможность. Но это ровно та же ситуация, как работа на одном программном обеспечении, на одной платформе для сайтов, перейти на другую - определенная сложность. Примерно так. То есть с одной стороны мы, действительно, имеем сервис хостинга. С другой стороны, сервис, этого самого, CMS-системы для управления своим сайтом.
М. Спиридонов: Угу. В сравнении, скажем, я знаю, существуют такие варианты сейчас с «Битриксом», с UMI CMS, предустановленными на хостинги, вы чем отличаетесь?
Е. Курт: Я, честно говоря, не знаю про предустановленный вариант «Битрикса», у них, вроде бы, есть «корпоративный портал», такой продукт. И UMI CMS продвигать начала тоже эту историю с предустановленным вариантом, но именно как провайдер этого решения, отдавая это на откуп каким-то другим... Отличаемся, наверное, в первую очередь тем, что вообще, когда uCoz создавался, не знали, что это будет хостинг, это люди потом решили, что это такой бесплатный хостинг. Не знали и о том, что это система управления сайтом, это был веб-сервис в нашем понимании. В логотипе это до сих пор отражено. И то, что мы делаем ориентировано еще на потребности людей, которые являются нашей целевой аудиторией, в первую очередь, а у UMI или «Битрикса», наверное, совершенно другая аудитория с другими потребностями.
М. Спиридонов: У них не люди?
Е. Курт: У них люди, но это ориентированность на разный сегмент. У нас люди во многом начинающие или во многом люди ленящиеся, то есть им хочется быстро легко, не залезая в html-код, еще во что-то...
М. Спиридонов: Не платя ни копейки денег, по крайне мере, на старт.
Е. Курт: Да, для кого-то это тоже мотивация. Быстрый легкий старт. А там это ориентированность на дизайн-студий, задача которых принести красивую коробку и продать. Те же самые дизайн-студии они могут использовать решения Open source, вероятно, они не менее качественны, но они выбирают экономическую модель, связанную с тем, что клиенту можно продать дизайн, клиенту можно продать домен, клиенту можно продать хостинг, клиенту можно продать коробку. Это вопрос бизнеса в первую очередь. А на любом из этих продуктом - на нашем решении, на каком-нибудь западном решении open source, на российских коробках, это же явлениями вообще, по большому счету, исключительно российское - люди могут реализовать свою потребность в сайте примерно в одинаковой пропорции.
М. Спиридонов: Погоди. CMS - это явление российской?
Е. Курт: Коробочное. Не CMS, а рынок CMS коробочных - это, по сути, явление в большей мере российское, постсоветского пространства. Ведь я не знаю ни одну, по крайне мере заметную, open source CMS-систему, которая делалась бы у нас. Наверное, не потому, что нет программистов, наверное, потому, что здесь этот бизнес не работает, который «завязан» на консалти, но мы знаем ряд - начиная от Wordpress и заканчивая Joomla! или Drupal - западных решений, на которых работают сайты президентов, сайты CNN. Они не выбирают местный «Битрикс», как коробку, а варианты совсем другие.
М. Спиридонов: По поводу CMS просто не хочется говорить сейчас, потому что у нас предстоит эта тема в будущем. Один из глав компаний ведущих CMS Рунета появится в «Рунетологии», это случится через программу, если не ошибаюсь. Пока не буду говорить, кто это будет конкретно, чтобы осталась интрига. А мы вернемся из CMS все-таки к uCoz’у больше, давай под таким углом начнем. Раз уж мы стали «вкапываться», давай вернемся к корням и поймем, как все начиналось. Ты рассказывал еще за эфиром о том, что изначально в 2005 году это было 2 человека, 2 твоих знакомых программиста, которые сели писать подобный проект?
Е. Курт: По большому счету, сели они его писать году в 2004-ом - собственно, они до сих пор продолжают его писать, это Юра и Андрей - и...
М. Спиридонов: Хорошо, если в 2004-ом, 6 лет уже сидят.
Е. Курт: Да, поэтому мы считаем, что у нас все хорошо вообще сидит. Потому что тяжело, наверное, сесть к кому-то и 6 лет что-то там писать. Тяжело. наверное, если проект динамично развивается, это делать легче - видишь, почему ты это делаешь. Соответственно, после того, как год они писали, но не только, была какая-то работа уже дизайнеров перед стартом проекта, я попридумывал, насколько мне помнится, пару слоганов этому делу, минимальное такое участие, еще, конечно, были какие-то там сопутствующие вопросы, связанные с настройками «железа» и человек, который в этой сфере помогал. Но изначально это запуск 2 людей и команда стала только ближе к 2007 году появляться, это появился коллектив, сейчас у нас работает больше 35 человек. Последние пару лет удваивался постоянно.
М. Спиридонов: Я правильно понимаю, что этот проект существовал скорее как некий эксперимент до тех пор, пока не появился ты и не стал все это превращать в бизнес?
Е. Курт: Это не совсем так, скорее, даже совсем не так. Изначально это был проект, нацеленный на заработок. Не просто что-то сделать для себя, как иногда это делают программисты, это был проект, ориентированный на «что-то сделать», но не предлагалось, что он войдет по каким-то рейтингам в «десятки Рунета», в «сотни мировые». То есть не было таких амбиций. И я пришел на full-time в проект тогда, когда у него была понятна перспектива, он стал востребованным. Тогда, наверное, все это обслуживалось на 5-6 серверах, на сегодняшний день это больше 40 серверов, то есть и сервера стали больше и мощнее. И, наверное, бизнесом, по большому счету, он стал не так давно. С точки зрения и денег, и какой-то там заметности на рынке.
М. Спиридонов: Смотри, ты пришел в уже работающий бизнес, да? Или это все-таки был некий проект, который «ел» деньги своих основателей?
Е. Курт: Он был уже прибыльный. Но когда все делается... регистрация, например, на тот момент останавливалась периодически, потому что не было денег там на новую «железку». Не было денег на инвестиции, не было какого-то инвестора для стартапа. Состояние такого стартап-проекта, хотя такого умного слова ни я, ни ребята еще не знали. То есть он был окупаем, в первую очередь, за счет низких своих затрат.
М. Спиридонов: И в какой-то момент был привлечен инвестор? Видимо, с твоей помощью?
Е. Курт: Ну, да. В какой-то момент у проекта появился инвестор.
М. Спиридонов: Я помню твое интервью на SeoPult.TV, ты очень осторожно что-то выражался. Может, время изменилось и можно сказать нечто больше? Кто был этот инвестор?
Е. Курт: Там я выражался из-за не самой корректной формулировки этого вопроса просто. Я запомнил даже, там был вопрос про компанию DST, про которую спрашивают всех. То есть если инвестор, то в России это априори DST и ситуационно для меня ничего не поменялось. Есть открытая вполне информация, что у проекта есть инвестор, что управление, при этом, остается у его основателя, у команды. По большому счету, это, наверное, все, что я могу рассказывать. По крайне мере, на сегодняшний день.
М. Спиридонов: Это частное лицо или компания? Просто любопытно.
Е. Курт: Не-не, это инвестиционный фонд.
М. Спиридонов: Вероятность того, что DST высока, между нами. Ну, хорошо, пойдем дальше. Скажи, пожалуйста, вы, получив в 2007 году те самые инвестиции... В 2007-ом, да, или позже?
Е. Курт: В 2007.
М. Спиридонов: Получив их, что вы стали делать для того, чтобы из компании с 5 серверами, малыми издержками и малой доходностью превратиться в нечто большее? Какие шаги были предприняты?
Е. Курт: Вообще, задача привлечения инвестиций была в том, чтобы начать быстрее, лучше развиваться. Наверное, глупо брать деньги, чтобы сразу больше зарабатывать. Была задача, чтобы появились новые люди, действительно, можно было не задумываться и инвестировать какие-то деньги в «железо», не только в людей. Собственно, этот процесс и пошел. Пошел набор, появляться начали еще, наверное, и наши локализации. Одно из направлений нашего инвестирования. И качество - одна из проблем, которую люди испытывают, когда речь идет о хостинге, как раз доступность серверов, загруженность - она была решена, что достаточно важно для подобного рода бизнеса.
М. Спиридонов: Как выросли, в связи с тем, что сменилась инфраструктура? Были какие-то резкие рывки вверх?
Е. Курт: Нет. Вообще за весь период я не могу выделить, когда был бы резкий рывок. Я смотрел по многим-многим показателям, в том числе по трафику, по количеству пользователей, у нас примерно в год происходит удвоение. И оно было и в 7-ом году, и в 8-ом, и в 9-ом. Без каких-то таких, то есть... Знаешь, есть такое понятие в маркетинге, если трудные дети продукта, а есть вундеркинды. uCoz никогда не был «вундеркиндом», что он взял и в 3 дня «выстрелил» или в месяц, он все время рос постепенно, но не переставал это делать. Причем, делал это, по крайне мере для нас и в моих ощущениях, достаточно иногда трудно, иногда, может быть, совсем тяжело морально. Но, в целом, рос постоянно, уверенно и скачков никаких не было.
М. Спиридонов: Используя детскую метафору, получился такой здоровый крепыш, потому что 100% в год - показатель стабильного роста. Сейчас, кстати, какой трафик суммарно, есть данные по всем проектам?
Е. Курт: Неизвестно в чем считать, плюс сейчас началось лето, когда посещаемость падает. Порядка 70 млн показов в сутки, это где-то около 4 млн уников, вот так вот.
М. Спиридонов: Это по всем проектам, включая и западные?
Е. Курт: Да, суммарно говорю.
М. Спиридонов: А по структуре, если не ошибаюсь, какие-то цифры видел, 90% в СНГ, то есть находящиеся и посещаемые странами СНГ, и процентов 10 - это зарубежные страны.
Е. Курт: Совершенно верно. Так оно и выглядит.
М. Спиридонов: Английская, наверное, зона самая популярная после русской? А после английской какая, немецкая?
Е. Курт: Нет, следующая пошла испанская. Причем, с англоязычной надо понимать, что это не Америка, не Англия, а тот самый интернациональный вариант, когда всех по чуть-чуть. Конечно, доминирующий процент у стран носителей, а дальше идут, не знаю... Я тут из забавного для себя увидел, что мы по «Алексе» в Монголии вошли в 50 проектов. Я не знаю, есть ли в Монголии Интернет, но как-то так.
М. Спиридонов: Если в Монголии есть Интернет, вы в 50 проектах.
Е. Курт: Ничего для этого не делая, не понимая этого. Это как раз функция английского языка, его роль.
М. Спиридонов: Забавно. А какие сейчас вообще проекты наиболее популярны? Десятка сайтов, есть ли такая сквозная, я посмотрел, есть топ языковых зон, топ по русскому сегменту, топ по немецкому, то, вероятно, по арабскому и по испанскому и так далее, а есть ли такая информация о том, какие сайты наиболее посещаемы? Это российские сайты, если общий топ?
Е. Курт: Во-первых, там есть топ и сквозной. Но дело в том, что, наверное, все эти рейтинги и топы - это отдельный бизнес. Например, у «Рамблера» топ был одним из центрообразующих, мне кажется, в свое время. Но они не смогли за ним уследить. А мы никогда даже не пытались за этим топом-рейтингом смотреть, потому что им нужно отдельно заниматься. Мы все-таки в другом бизнес. Но мы его дали людям, людям нравится мериться какими-то циферками. И за счет этого некоторые действительно хорошие популярные проекты, они из него поотключались, это их право, их решение. Что касается большинство, по тем данным, которые у меня есть, в топ-10 практически все будут русскоязычные проекты, есть сейчас один испаноязычный проект, у него порядка 40 тысяч посещаемости в день, что достаточно высокий показатель. Самым популярным у нас на протяжении долгого времени остается сервис VideoSaver, тоже мультимедийные возможности. То есть люди у нас делают не только сайты, а по факту делают еще иногда - маленький или не очень маленький, если у человека больше 100 тысяч уникумов в день - веб-сервисы.
М. Спиридонов: А тематические веб-сайты? То, что я вижу по рейтингам, по крайней мере в русской и немецкой версиях, думаю, что в английской будет нечто подобное, большую часть занимают, как ни крути, сайты с фильмами онлайн. Очень «серого» происхождения, не буду настаивать на то, что они «пиратские», но подозреваю. С софтом, с какими-то там рингтонами и так далее. То есть, в общем, достаточно сомнительного содержания сайты.
Е. Курт: Тут все достаточно просто. Наверное, популярно то, что востребовано людьми. Да? Насчет содержимого я тоже не готов производить экспертизу по той простой причине, что у нас есть ограничение максимальное в 15 Мб на файл. И если мы говорим про видео онлайн, оно какими-то другими сервисами обслуживается, люди, видимо, агрегируют. И, кстати, в частности, испанский ресурс, о котором я заговорил тоже про видео, но он выкладывает исключительно трейлеры. Это тоже людям интересно. Там, наверное, даже все здорово, с точки зрения законности.
М. Спиридонов: То есть надо понимать, пошли по пути «ВКонтакте»?
Е. Курт: Это выбор людей, мы не пошли по пути «ВКонтакте». Ты сейчас говоришь о ТОП-50, ТОП-100 - этот топ от общего трафика системы не составляет даже 10%, даже 3%, наверное, не составляет. Большинство сайтов достаточно маленькие с посещаемостью в 100 человек, может быть, даже меньше, но их огромное количество. А первые 10, первые 20 - это, по большому счету, ничто.
М. Спиридонов: То есть, если когда, а рано или поздно это случится, законодательство «подожмет» все, что касается вареза, кино «серого», ясное дело, тех самых рингтонов и прочего цифрового контента, то вы более-менее спокойно расстанетесь с теми сайтами, которые это несут? И в итоге, не сильно потеряете? То есть если вас заставят соответствующие органы закрыть такие проекты. Ветер дует в ту сторону, что могут начать пытаться это делать.
Е. Курт: Мы все-таки в Интернете находимся. Интернет не регулируется какой-то одной правовой зоны и, как человек с юридическим образованием, я понимаю, что этот светлый момент или несветлый не настанет в обозримом будущем. А по-моему, не настанет. Мы придем рано или поздно.
М. Спиридонов: А серверы у вас не в России?
Е. Курт: По-разному, есть в России, есть и не в России. Но, в любом случае, есть же понятие, что такое деликт, что такое преступление. И если какие-то сайты будут закрываться, это сайты людей. Кстати, важно понимать, что мы - платформа и иногда это в нашем домене находится, на первый взгляд, не только ответственность, но и права собственности обладает на все это то лицо, которое все создает, или группа людей. Это важно. Есть стереотип, что создавая на бесплатном сервисе что-то, я этим не владею. То есть я не могу в своей группе «ВКонтакте» разместить рекламу или начать делать то, что я хочу. Есть правила четкие. Создавая сайт в uCoz’е, человек имеет полную свободу действий в рамках оговоренных нашим же соглашением, которое его обязывает буквально к немногим вещам, кроме соблюдения законности, кроме установления копирайта системы и так далее, и так далее. Но в целом, он свободен в своих... И решения различные судебные не в сфере цифрового контента, а в сфере клеветы или же с каким-то вопросами, связанными с волей изъявления граждан. Их достаточно много. То есть в отношении сайта и в отношении людей возбуждаются и уголовные дела, или гражданское бывает судопроизводство. Соответственно, они принимают участие, борются за свою правда.
М. Спиридонов: То есть дело ясное, что дело темное, ты это имеешь в виду. И пока законодательство несовершенное, подобные сайты вряд ли кто-то будет всерьез закрывать.
Е. Курт: Это не вопрос совершенства законодательство, это вопрос того, как меняется сегодня мир. Но если отвечать на твой вопрос, то да, если с uCoz’а уйдут все сайты с сомнительным происхождением контента, это не убьет проект, так скажем.
М. Спиридонов: Те сайты, которые с сомнительным или несомнительным контентом, неважно в контексте данного вопроса, имеют возможность зарабатывать, создавая проекты на uCoz. Правильно я понимаю? Это серьезное отличие от каких-либо иных возможностей создать группу в социальной сети или какую-то иную площадку. Да?
Е. Курт: Совершенно верно.
М. Спиридонов: Здесь хотелось бы уточнить методы заработка как uCoz, так и тех, кто, так сказать, арендует у него площадки. Вы, как я понимаю, продаете платные услуги, то есть возможность выключить рекламу на сайте, возможность какие-то получить дополнительные мегабайты, правильно?
Е. Курт: Да-да, все верно.
М. Спиридонов: Вот. С одной стороны. С другой стороны, вы сами ставите рекламу на те сайты, которые рекламу не отключили. Правильно? Какова структура этих самых доходов? Реклама приносит большую часть заработка, как я понимаю?
Е. Курт: На сегодняшний день нет. Я примерно сказал, что они близкие и даже эти премиум-опции стали обгонять рекламный заработок. Но тут достаточно тоже понятно, что абсолютно все посещаемые сайты рекламу отключают и зарабатывают сами.
М. Спиридонов: Фактически, они платят за хостинг, получается?
Е. Курт: Ну, они платят за комплекс услуг. Нельзя забывать и про стоимость услуг. Хостинг, который будет поддержать нормальную CMS-систему и нормальную нагрузку за 3 доллара в месяц, - это нереально в обычных условиях традиционного хостинга. А здесь ресурсы получают за небольшую цену, ну да, возможность, можно назвать это хостингом, хотя это больше. Человек получает себе дизайн или сделать самостоятельно систему управления сайтом. В конце концов, он получает службу поддержки по всему этому комплексу услуг.
М. Спиридонов: А сколько платящих клиентов сейчас?
Е. Курт: У меня нет, к сожалению, такой цифры.
М. Спиридонов: Тысячи или десятки тысяч?
Е. Курт: Наверное, ближе ко второму, к десятку тысяч людей. Сложно сказать, я реально этой цифры не знаю. Потому что есть цифры по тем, которые вообще когда-либо за что-либо платили - они на особом статусе у нас находятся, автоматически такие аккаунты не удаляются, в связи с долгой неактивностью. И есть количество платежей. В общем, мы не так это правильно мониторим.
М. Спиридонов: Вообще, кстати, заработок в Рунете, то есть с русского трафика и заработок с западного трафика отличается для вас?
Е. Курт: Мы, наверное, не монетизируем сейчас западный трафик, мы даем ему расти. Это версии, которые для нас сейчас только развиваются. Конечно же, ни на одном из западных рынков мы не являемся более-менее заметным игроком. Нас уже чуть-чуть узнают, но не более того. Соответственно, там мы, в принципе, не смотрим на вопросы заработка.
М. Спиридонов: То есть вы даже контекстную рекламу не ставите?
Е. Курт: В разное время. Сейчас, например, там даже не стоит контекст, там меньшая рекламная нагрузка. Мы рекламируем внутренние сервисы. Но если брать рекламную раскладку, Запад приносит на один показ в несколько раз больше.
М. Спиридонов: По-моему, это не секрет.
Е. Курт: Несомненно. Особенно, если говорить об англоязычном Западе, то есть США, Канада, Северная Америка.
М. Спиридонов: А в целом, как бизнес, вы все еще продолжаете окупаться? Как раньше при малых расходах, так и сейчас при команде в 35 человек с инфраструктурой в 40 серверов и более, вы находитесь в операционном плюсе?
Е. Курт: Да. То есть мы, понятно, после прихода инвестора ушли в минус операционный сознательно и несколько месяцев назад стояла задача выйти на операционный плюс.
М. Спиридонов: То есть случилось это совсем недавно?
Е. Курт: Относительно недавно. Как бы, скажем так, это соответствовало тому плану развития, который имелся.
М. Спиридонов: Какие-то есть у вас планы развития именно на западном рынке, помимо русского?
Е. Курт: Это одно из самых активных направлений для нас на сегодня.
М. Спиридонов: То есть у вас есть ясное представление, что вы будете там делать в ближайшие годы?
Е. Курт: Да. К сожалению, представлений что нужно вчера, сегодня и завтра у нас очень много, как раз основная проблема с рабочими руками, то есть с людьми, которые это будут делать. Мы не только развиваемся как проект, как продукт на Запад и Восток, мы и в России, в Рунете делаем какие-то новые вещи. Соответственно, планов на развитие очень и очень много.
М. Спиридонов: То есть не раскроешь ничего? Какая стратегическая линия - главная на Западе? Для меня это очень любопытно. Я понимаю тебя прекрасно, как предпринимателя, я понимаю, что руля таким бизнесом, ты в него веришь и не может быть иначе, если ты - хороший управленец и стремишься развить его максимально. Но тяжко, мне видится, его развивать на Западе. В России тяжко, а на Западе тем более, развивать подобного рода сервисы-конструкторы. По причинам, названным в самом начале. Социальная активность с одной стороны в социальных сетях у пользователей и возможность создавать нечто подобное там. И с другой стороны, классические варианты разработки сайта?
Е. Курт: Во-первых, есть отличная поговорка «Волков боятся - в лес не ходить» и если так рассуждать, то, наверное, вообще, в Интернете в компьютерном мире ничего делать не нужно, есть, в конце концов, гиганты Google, Microsoft. Они придут и все сделают. Но жизнь доказывает другую ситуацию. Касательно бизнеса, соотношения социальных сетей или нет. Я имел возможность эту тему слегка обсудить в рамках нашего потенциального сотрудничества с Facebook, они сейчас активно выходят на российский рынок. У них есть четкое понимание, что группы или фронтпейдж и сайт, который, например, можно сделать на uCoz’е - это разные вещи. У них, конечно же, есть сегмент конкуренции, можно круги Эйлера нарисовать, будет пересечение, но оно не так велико. Что же касается вообще рынка, допустим, англоязычный. Действительно, выходить достаточно сложно и тяжко, потому что там рынок уже сформирован. Там есть несколько игроков и если в Рунете мы одни, narod.ru - два, что-то похожее, но отстающее на несколько лет, но у них есть «Яндекс» и мне каждый раз приходиться писать, чем мы занимаемся, чем отличаемся от хостинга, от CMS, почему у нас другие пользователи. Там есть несколько сервисов, у которых по миллиону пользователей, причем, есть чисто коммерческие. Кто-то работает в нише бесплатной, кто-то с минимальным платежом в 10 долларов в месяц и тысячи, сотни тысяч, а то и миллион клиентов. То есть это большой рынок и поэтому туда хочется идти, чтобы не стоять на месте и как-то конкурировать в чем-то подобном. Не застаиваться.
М. Спиридонов: Набираться опыта, в конце концов.
Е. Курт: И это тоже. Может быть, мы там не станем номером один или номером два в Америке, но это пойдет, в любом случае, на пользу. И у нас будет больше шансов «выстрелить» на каком-нибудь другом рынке, например, арабском.
М. Спиридонов: Логично спросить, как продвигается uCoz в России и как он планирует продвигаться?
Е. Курт: Года 3 в России uCoz уже практически не продвигается. Мы не даем никакой рекламы. Продвигается з счет того, что это хороший продукт, передаваемый из уст в уста, плюс проекты, которые сделаны на платформе, безусловно, продвигают. Есть какая-то активность в социальных медиа, так называемых. Мы ведем свой Twitter, что делают, к сожалению, очень немногие компании в Рунете. Но это не вопрос продвижения, наверное, а вопрос работы с текущей аудиторией. Может быть, кого-нибудь она еще привлекает.
М. Спиридонов: То есть ты видишь возможным работу с социальными медиа, чтобы привлекать внимание к uCoz’у. Мне все кажется, что эта аудитория, с одной стороны, конкурентная. То есть покажи тем десяткам тысяч, которые создали свои сайты, инструментарий Facebook и «ВКонтакте», они скажут: «О, как классно!» и ломанутся туда. нет такого ощущения?
Е. Курт: Нет. Во-первых, те, по крайней мере, у кого сайт сколько-нибудь адекватный знают про этот инструментарий. И пользуются им. Самые посещаемые сайты, например, имеют и группу, если это русский сайт, во «ВКонтакте» и сайт. При этом, во «ВКонтакте» они черпают свой трафик и свою аудиторию, выкладывают какую-то часть информации туда, потому что кому-то ее удобно потреблять там. Также делают и компании, бизнесы. Они заводят в социальной сети свою страницу, чтобы иметь там представительство, но он их основным лицом или основным бизнесом остается их сайт. Это не конкурирующая вещь, это и те виджеты, который тот же самый Facebook представляет, позволяющие интегрировать свою страничку со своей группой. Это удобно, это полезно.
М. Спиридонов: Ну, хорошо. Другая сторона продвижения, следствие этого продвижения - это репутация. Если смотреть поверхностно по блогам в блогосфере, uCoz какую-то такую репутацию, есть с ним проблемки. Многие жалуются, то, что поддержка нерасторопно, то, что то-то не сделать, то-то не сделать. Также жалуются всякие правообладатели и прочие по проблеме, которую мы уже обсуждали. Это варез, это незаконное распространение, это цифровой контент. как ты в с этим работаете, чтобы эту репутацию улучшить?
Е. Курт: Касательно репутации мне кажется, она логичная у любого многопользовательского сервиса. Мы будем видеть ту же картину. Жалуются, потому что пользуются. Всегда те, которым не нравится, они всегда заметнее
М. Спиридонов: Те, которым нравится, молчат.
Е. Курт: Это правда. Есть пример что-то вроде компании Apple, где у них фанатский лес голосов, который этот негатив, может быть, убирает. Чтобы так сделать, нужно либо уметь, либо должно повезти. Что касается жалоб в блогосфере правообладателей, я такого никогда не встречал. Это даже нелогично. Блоги - последнее место, куда пойдет правообладатель, если он хочет кому-то что-то объяснить.
М. Спиридонов: Не от правообладателей жалобы, а негодующие голоса, что варез и так далее. Ясно, что правообладатель пойдет в суд, если куда-то пойдет, или к тебе с просьбой тот или иной контент удалить.
Е. Курт: Это тот первый камень, когда человек собирается бросить камень, который он собирается бросить. Была ситуация с очень активным товарищем из Грузии, насколько можно судить. Мы заблокировали несколько его аккаунтов, удалили, причем, он там ею торговал. И он пошел в блогосферу, выливать, что там варез и так далее, и так далее, была очень неясная ситуация. Обычно так и происходит. И, кстати, почему сложно иногда работать по той же самой варезной тематике, потому что огромный вал жалоб «от Васи, у которого Петя украл 2 абзаца текста» или кто-то сделал мод к игре, а на самом деле, сам его откуда-то скачивал. Это огромное количество людей, которые не то, что правообладателями не являются, а просто создают какой-то этот фронт шумный, который приходится тоже отрабатываться, но к реальным жалобам не имеющий никакого отношения.
М. Спиридонов: А по поводу поддержки? Есть мнения, высказанные в той же блогосфере, что в поддержки работают у вас ты и помощница твоя.
Е. Курт: Первый раз такое слышу.
М. Спиридонов: Думаю, что это не так. Но хотелось бы, чтобы ты мне оппонировал.
Е. Курт: По поводу жалоб к поддержке - ей было действительно сложно, мы в какой-то момент поняли, что бесплатный сервис, дающий бесплатную техническую поддержку, - это не логично, и она действительно не будет хорошей. Потому что тяжело, надо держать огромный штат. Итак у нас отдел поддержки достаточно большой, он многочисленный. Соответственно, мы ввели систему платной поддержки, которая стоит 50 центов за обращение. Причем, если вам не помогли, то деньги возвращаются. У платников услуга идет как бонусная. Оставили также возможность обращения с техническими проблемами, с проблемами, связанными с платежами, бесплатно. Все остальные тоже куда-то что-то пишут, находят куда написать, думая что они обращаются к службе поддержки. У техподдержки есть контроль качества. То есть человек нажимает кнопочку и ему либо ответит другой человек, если на это вообще можно ответить, либо ему вернутся деньги и так далее и так далее. Я, к сожалению, на сегодня практически не занимаюсь контролем того, как работает служба поддержки, но периодически все-таки туда заглядываю и вношу правку. Иногда даже отвечаю людям. Мне вообще нравится людям помогать.
М. Спиридонов: Это, кстати, еще одно мнение, которое хочу тебе озвучить, что «Евгений Курт все делает сам».
Е. Курт: Это же невозможно.
М. Спиридонов: Но такое есть предположение.
Е. Курт: Я даже в какое-то время получил от своего сотрудника сообщение «Когда ты спишь?».
М. Спиридонов: Сколько человек занимаются поддержкой? 6, если не ошибаюсь, ты говорил?
Е. Курт: Я не говорил и, наверное, это уже больше 6. Сейчас не готов...
М. Спиридонов: Ты говорил это в одном из интервью.
Е. Курт: А, да. Но что-то меняется. Пару месяцев назад пришел еще один человек. Растет клиентская база, растет количество пользователей. Их не может обслуживать то же количество сотрудников.
М. Спиридонов: И платная, и бесплатная?
Е. Курт: Поддержка вообще занимается 3 вещами - разбором жалоб, непосредственной платной технической поддержкой и поддержкой от людей, которые еще не являются пользователями, у них есть обратная связь и они задают различные вопросы, типа «А могу ли я?..». Основные.
М. Спиридонов: Как разделяются вопросы на платные и бесплатные? например, есть вопрос и каким образом вы его тарифицируете?
Е. Курт: Любой вопрос стоит 50 центов, у человека есть возможность обратиться в службу поддержки из своей Панели управления. Вопросы, связанные с зачислением платежей или техническими проблемами, бесплатные, они не тарифицируете. Вопрос, на который человек хочет получить в 24 часа какой-то качественный ответ, стоит для него 50 центов. Если ответ на вопрос человека не удовлетворил, деньги ему возвращаются.
М. Спиридонов: Грубо говоря, он может сделать ставку на вопрос?
Е. Курт: Он просто платит за то, чтобы его задать, получив, тем самым, приоритетность.
М. Спиридонов: Понятное. Повышенное внимание. Сколько людей занимаются тем, что модерируют контент? В результате чего остается то, что мы видим в рейтингах? И что отсекается?
Е. Курт: Не знаю. А кто-то занимается вообще подобной модерацией контента? Это нереально. Наверное, понадобятся тысячи человек.
М. Спиридонов: Я точно знаю, что «РУТЬЮБ», из больших сервисов, где загружается большое количество видео, систематически периодически модерирует все ролики.
Е. Курт: И все равно у них не все получается, видимо?
М. Спиридонов: Ты знаешь, со слов гендиректора «РУТЬЮБа» Михаила Ильичева, получается вполне. То есть в течение получаса с момента загрузки любой ролик будет отсмотрен, проанализирован и если он содержит нечто неподобающее, он будет удален.
Е. Курт: Еще раз. Премодерацией никто не занимается. Ролик нельзя изменить в процессе, к тому же.
М. Спиридонов: Ладно, постмодерацией?
Е. Курт: Жалобы разбирают 2 человека, их поступают несколько сотен в сутки. И этим занимаются. Плюс нужно понимать, что сайт обладает динамичной структурой - сегодня он один, завтра он другой. Очень ясный момент. И еще раз - мы не берем и не имеем, кстати говоря, есть закон «О защите информации», в том числе в России, не имеем права на себя брать роль а) цензоров; б) и не имеем право вмешиваться в вопросы, связанные с тем же самым правообладанием, в которые должны вмешиваться 2 хозяйствующие субъекта. Причем, если речь заходит о мошенничестве, я убежден, конечно, мошеннические сайты закрываются, но, в целом, очень важно, чтобы люди научились ходить в правоохранительные органы, в суды и доказывать там свои какие-то права, получать какие-то компенсации. До тех пор это будет в Интернете борьбой с ветреными мельницами. А то мы сайт закрыли или кто-то еще ролик удалил, а правонарушитель остался безнаказан и все повторилось по кругу.
М. Спиридонов: Если честно, я поспорил бы. Я, конечно, далеко не юрист, но, мне кажется, что роль цензора здесь, с самого начала, что ты говоришь, здесь можно назвать по другому. Правилами веб-сервиса, веб-проекта и в рамках этих правил запретить то же самое, что запрещается уголовным кодексом. Варез, распространение нелегального контента, порнография.
Е. Курт: ОК. Безусловно, я лично и мы с этим работаем. Есть и объяснения, и рекомендации, и какая-то помощь, в том числе правовая. Это не идет самотеком каким-то, но сказать, что можно брать на себя функции регулирующего органа я не могу. А так, безусловно, есть определенные внутренние правила, кодекс. И с молодежью мы работаем по этому поводу.
М. Спиридонов: Ты как наблюдал, переходя на другую тему, как повлияла на uCoz, были ли какие-то корреляция со взлетом «Одноклассники», «ВКонтакте», первые социальные сети в Рунете, и ваш трафик.
Е. Курт: У них он в какой-то момент «залетал», и это было видно. У нас он никогда не «залетал» и рос более-менее ровно. В те периоды, когда стали популярны «Одноклассники», это не произошло. Может, знаешь, есть у «Одноклассников» для всего Интернета такая роль, не я придумал это звучание, но звучит хорошо: «Одноклассники» пришли с большим бюджетом в телевизор, люди пришли первый раз в Интернет на «Одноклассники» и им там сразу сказали, что здесь надо платить». Та самая SMS’ка за регистрацию.
М. Спиридонов: Правильно сказали.
Е. Курт: Где-то очень правильно сказали. И люди уже, может быть, благодаря социальным сетям, где они научились играть, платить за регистрацию, за подарки...
М. Спиридонов: Регистрироваться, собственно говоря.
Е. Курт: Да-да-да. Они понимают, что в Интернете заплатить за что-то - это не преступление. Но есть большое количество людей, которые считают, что в Интернете все должно быть бесплатно, в том числе и доступ в него.
М. Спиридонов: Вы, кстати говоря, тоже пытались проявить активность, как я понимаю, в области социальных сетей и uNet планировался как социальная сеть. Да? Ваш проект?
Е. Курт: Прошедшее время я предложу убрать. Проект, который сейчас делается. В каком-то альфа-состоянии он есть. Он дал нашему uCoz’у авторизацию, дал в бета-состоянии веб-топ, на котором тоже можно что-то делать. Поскольку есть люди, поскольку есть общая авторизация, есть определенная социальная составляющая.
М. Спиридонов: А планируете вывести как-то это более очевидно, как отдельную сеть? uNet.net?
Е. Курт: uNet.com. Над этим активно ведется на сегодняшний день работа. Сказать, что мы собираемся запустить еще одну социальную сеть я не могу. Мне кажется, это было бы неправильно. Но продукт с большим количеством социальных связей, каких-то функций мы действительно планируем.
М. Спиридонов: Такая будет прошивка, «красная нить» сквозь uCoz?
Е. Курт: На сегодняшний день она уже прошивкой сквозь uCoz является. В некоторых случаях человеку не нужен целый конструктор сайтов для того, чтобы решить свои вопросы с публикацией какого-то контента, выражением собственного я, ему, допустим, достаточно вести блог. Это мы тоже планируем uNet’ом закрыть.
М. Спиридонов: как я услышал по нашему разговору в целом, у вас есть достаточно большая, опытная команда по работе над проектом, есть технологии, есть инфраструктура, есть опыт и все прочее-прочее. И есть желание развиваться. Однако на Западе нет фактически понимания того, какую стратегию выбрать и чьими силами ее реализовывать, и в России нет необходимости, как вы считаете, промоутировать себя, в принципе? Вы как-то уже есть и есть. Какие усилия вы собираетесь прилагать в ближайшее время тогда?
Е. Курт: На Западе у нас есть и определенная стратегия продвижения, в общем-то версия растет достаточно быстро по количеству регистраций. Просто для нас есть такой период, наверное, он есть для многих продуктов, когда от момента, когда человек пришел и начал что-то делать, до момента, когда он понимает, что здесь остается проходит очень много времени. Не так быстро, как нам хотелось бы. Но мы этим занимаетесь. С тем рынком, конечно, нам работать сложнее. Людей мы туда будем и набирать, и работать с западными агентствами рекламными, маркетинговыми. Это раз, касательно продвижения. Плюс у нас, кстати, есть маленький план по завоеванию мира в виде вайт лейбла, он сейчас стартует, по-русски не имею права сказать, но стартует в Болгарии один из таких вариантов. Наша технология, но выводимая на местный рынок местным игроком и в ряде других стране мы тоже будем развиваться таким же образом.
М. Спиридонов: А вы там в бизнесе? Или вы просто продаете продукт?
Е. Курт: Чтобы было совсем легко понятно, это вариант как у «Мамбы» -
Love@Mail.Ru, «Знакомства» у «Рамблера» и тому подобное, это все Mamba. Но посетитель, приходящий туда, об этом не знает. Это партнерство, разделение дохода и, при этом, предоставляются услуги вайт лейбла.
М. Спиридонов: Вы выдаете фактически техническую возможность, но, при этом, не даете полного доступа ко всему инструментарию?
Е. Курт: Совершенно верно, исключаем. Это касательно развития «туда», во вне. Кроме того, что какие-то локализации мы поднимаем сами, мы и уже даем, и будем дальше это активно развивать вариант с ко-брендингом. А что касается Рунета, мы не то, что мы считаем, что «есть как есть». У нас большой прирост новых пользователей, у нас много проблем.
М. Спиридонов: Может быть, этого и достаточно. Бог его знает.
Е. Курт: Есть у нас мнение, что те, кому это нужно, кто задается вопросом «Я хочу создать свой сайт в Интернете?» узнают о uCoz. Может быть, не в 100%, но в 90% точно.
М. Спиридонов: Как ты вообще видишь рынок сайтов-конструкторов типа uCoz в перспективе ближайших 3-5 лет в России и на Западе? И сразу закину вопрос - как он будет взаимодействовать или бороться с социальными медиа?
Е. Курт: Я думаю, что ни в коем случае не будет бороться с социальными медиа, он будет интегрироваться с ними в каких-то вещах. Вообще как все сайты будут интегрироваться с социальными медиа - это раз. А развиваться? Он развивается, но будет более активно. Я не знаю, появятся ли еще такие же продукты в Рунете, скорее всего, появятся, но то, что у нас получилось какое-то монопольное или практически монопольное положение на рынке - это усложняет ситуацию. Хотя у нас в Рунете и с рекламными сетями то же самое, несколько крупных игроков и маленьким очень сложно выходить.
М. Спиридонов: Контекстными имеешь в виду?
Е. Курт: Ну, да. И всеми остальными, в принципе, тоже. Есть рекламные агентства, а рекламных сетей не так много в Рунете. Конечно, поисковиков много быть не может, но в некоторых сегментах рынка могло бы быть побольше игроков. Хотя для Рунета есть другой плюс, у нас, к счастью, встречаются свои собственные локальные разработки, локальные игроки, чего нет в том же самом испанском Интернете. Соответственно, я уверен, что этот рынок, как таковой, будет расти и, в том числе, в Рунете.
М. Спиридонов: Какие-то видишь места у uCoz’а, ты сказал, что ни первое, ни второе, может быть, какую даже аудиторию хотелось бы охватить в ближайшие 3 года на Западе, не в России?
Е. Курт: Хм. План у нас грандиозный, покорения мира очень понятный план...
М. Спиридонов: В общем, 7 млрд или сколько там население Земли?
Е. Курт: Пока в Интернете сейчас около 1 млрд, этого вполне достаточно.
М. Спиридонов: Но мы же мир покоряем, а не Интернет?
Е. Курт: Покоряем мир в Интернете, начали с малого. Почему я задумался, есть Запад и наши совершенно восточные версии и очень слабо развитые, напоминающие мне начало 2000-х Интернет арабский, где сложно что-то покорять. Задача просто встать с самого начала и когда он разовьется, развиться вместе с ним. Людей, говорящих на этом языке, очень много, и у многих из них появляется Интернет, хотя у них есть проблемы с цензурой. Есть англоязычный мировой Интернет, с которым сложно прогнозировать. Например, мы пришли к 100 тысячам сайтов, а теперь я хочу, чтобы там было 100 тысяч хороших сайтов. Нормальных, а не созданных потому, что это дефолтный язык для ботов. И 100 тысяч, как отметка через год, активных хороших сайтов для меня была бы достижением. Но понятно, что если мы Рунете собрали около 900 тысяч активных аккаунтов, за все это 9 млн регистраций, то дам до 1 млн, до 2 в общем-то вполне реалистично в перспективе тех же 3 лет.
М. Спиридонов: Понял тебя. Сейчас поговорим о вопросе пользователей, которые еще не были заданы, так или иначе, в процессе беседы. Итак, смотрю, что было сказано, ты на многие вопросы ответил уже в моем блоге, где анонс передачи висел, за что тебе большое спасибо. Однако кое-что все-таки озвучу: «Назовите 5 лучших мировых сервисов генерации сайтов. uCoz среди них?».
Е. Курт: Для меня это некорректный вопрос, его нужно задавать экспертам. Я просто и не знаю 5 лучших, мы делали большие сравнительные таблицы для себя сами, в которых, в принципе, у нас все хорошо, если сравнивать функциональность или еще по чему-то. Но по большому счету, такую оценку нужно производить извне. Думаю, что мы в эту 5 тоже войдем.
М. Спиридонов: Скажем, какие вы рассматривали при анализе, пускай не лучшие?
Е. Курт: Мы старались рассматривать все-таки лучшие или самые популярные. Из таких, которые для меня интересны - Yola.com, Djinda, немецкая как раз компания, у них все попроще, есть стары проект, который был еще до того, как uCoz стал развиваться - сейчас он называется webs.com. Вот, наверное, на этом остановлюсь, потому что много-много остальных, которые мне сложно сравнивать. Есть, например, сейчас один из самых популярных - SpaceSquare, - но он чисто платный продукт и в качестве бизнес-модели мы не конкурируем, у них все сделано здоров и красиво, есть чему поучится.
М. Спиридонов: Какие сильные и слабые стороны uCoz со стороны создателя сайта? Какие ты бы выделил наиболее сильные стороны?
Е. Курт: Странную вещь для себя скажу сейчас. Сильная сторона - это, что у нас все просто. Я слышу: «Я - домохозяйка, но я пришла и все сделала». Человек, который никогда не разберется в open source CMS, как ее установить и так далее. И слабая сторона, на мой взгляд, - это то, что у нас немножко все сложно. Может быть, мы неправильно сделали, что у нас давно или изначально не появилось продуктов для новичков и для профессионалов, потому что когда у тебя есть собственный шаблонизатор и использование системных кодов, вещей, в которых я уже ничего не понимаю и понимать может только хороший программист. И 99% пользователей они не нужны, но они есть и до них можно докопаться, они могут кого-то запутать. При том, что кто-то ими пользуется. С другой стороны, это добавляет ту самую сложность, о которой я говорил. Но если у человека есть чувство меры, он туда не лезет и для него все просто и понятно.
М. Спиридонов: Здесь, кстати, продолжение от того же пользователя с ником Терпимость: «Вроде сервис хороший, а графической и дизайнерской неаккуратностей много даже на главной. Ощущение такое, что нет дизайнера или у него не все карты на руках». Мне тоже кажется, что было бы интересно привлечь какую-то компанию, которая нарисовала бы какие-то шаблоны, яркие иконки, не думали об этом?
Е. Курт: Больной вопрос. У нас даже на форуме уже есть игры-конкурса, мы занимаемся сейчас нашими главными страницами, которые действительно устарели. 5 лет назад она, наверное, была нормальная, не отличная, но нормальная. Сейчас Web2.0-эпоха. По-другому надо уже выглядеть, если придет какая-то хорошая большая дизайн-студия, захочет иметь такого клиента в виде нас, что-то предложит, я там буду рад. Но, в целом, мы ею занимаемся, пока не получается такой, на которую хотелось бы поменять. Но в ближайшее время это точно произойдет.
М. Спиридонов: Это в зоне внимания?
Е. Курт: Да. А с шаблонами немного другая ситуация - сделать универсальный шаблон, который можно сверстать на все модули достаточно непросто. И те 300 с копейками, которые у нас есть, стандартные. Они не могут быть очень вкусными, потому что на каком-то модули они расползутся. Но есть огромные в Интернете коллекции, по запросам «uCoz шаблоны», которые ищутся. И человек может найти тот, который нравится ему. Это как с WordPress, невозможно удалить желания всех здесь.
М. Спиридонов: Ну, хорошо. Следующий вопрос - когда включат модуль интернет-магазина?
Е. Курт: Его никто не выключал. Он уже достаточно давно работает, просто в состоянии beta. У того же Google практически все продукты в состоянии «беты» и ничего с ними не меняется. Просто нужен инвайт, который для модуля интернет-магазина получить не просто, а очень просто.
М. Спиридонов: А каким образом, чтобы ответить пользователю полно?
Е. Курт: Прийти на наш форум, поискать в Интернете. Я думаю, что он знает. Думаю, что он имел в виду «Когда он станет платным и будет стоить свои 2 доллара в месяца?». Этим летом это, скорее всего, произойдет и мы снимем марочку beta. Но он уже вполне работоспособен.
М. Спиридонов: Еще одно соображение, которое кажется для многих пользователей важным: «Самая главная проблема uCoz - это устаревшая система анти-спама, каптча уже более года не работает и все сайты завалены спамом просто в гигантском количество». Согласен?
Е. Курт: Нет, Максим, не согласен. Я, наверное, в твоем блоге на это отвечу, попрошу человека показать. Проблема спама в Интернете есть, в том числе поискового спама в виде записей, и не так давно - пару-тройку недель назад - каптча у нас менялась. Мы сейчас вообще не видим спама. Может быть, он есть, но тогда человеку его нужно показать. Там, если не ошибаюсь, н затрагивал модуль форума. Так вот на модуль форума никогда не было спама, не было большого потока. С гостевыми книгами проблема, старая проблема. Зачем вообще людям гостевые книги сейчас я не совсем понимаю. Эта проблема всегда остается во внимании. И есть вторая сторона - когда ты меняешь каптчу, она становится еще более сложной, приходят другие люди: «Мы не можем разобрать». Сложный баланс, не все так просто.
М. Спиридонов: Ты утверждаешь, что все более-менее нормально?
Е. Курт: На сегодня, когда кое-что поменяли, стало намного лучше.
М. Спиридонов: OK. Тогда, возможно, оппонент твой выскажет твои соображения и покажет примеры. Я в этом смысле тоже не видел большого количества спама, когда ходил по тем сайты, которые находятся на uCoz. На этом закончим, пожалуй, с вопросами и перейдем к не менее интересной теме, к новостям недели.
НовостьКорпорация Apple стала самой дорогой технологической компанией в мире. Впервые за последние 20 лет Apple обошла своего главного конкурента Microsoft по размерам рыночной капитализации. Сейчас этот показатель у Apple равняется 239 млрд. долл., а у Microsoft он остается на уровне 227 млрд. долл. Одной из ключевых причин повышения капитализации стали успешные продажи мобильных устройств Apple, а также крайне удачный запуск планшетника iPad.
М. Спиридонов: Я, кстати, не люблю продукты Apple, отношусь к ним равнодушно и, скорее, с некоторым недоверием, поскольку уж очень много у них увлеченных апологетов. Однако не может не вызывать уважение то, как последовательно, видимо, лидер и основатель изначально компании Стив Джобс привел Apple сейчас к формальному, но лидерству на рынке. С точки зрения капитализации, Apple обогнал Microsoft в первые за долгое время. Это здорово. С момента второго пришествия Стива Джобса, кто не знает, кажется, в конце 90-х, с появлением таких продуктов, как iPod, iPhone, iPad, теперь вот Apple вырвалась из состояния компании, которая, конечно, «ничего себе», но относительно Microsoft серьезный аутсайдер, сначала в паритет, а затем в лидерство. Тебе как вся эта ситуация?
Е. Курт: Я свой MacBook купил года полтора-два назад, когда узнал, что на него можно будет поставить Windows, но на сегодняшний день я не отношу себя как фанатам, но учитывая, что у меня есть и MacBook, и iPhone, и iPad, еще даже какие-то мелкие гаджеты от Apple...
М. Спиридонов: Еще какой-то «ай».
Е. Курт: Есть mouse, она «ай» или нет, не помню. Смысл в том, что продукция у них достаточно приятная. В первую очередь, это самая операционная система, например, безопасная и удобная. Хотя с тобой, мы выяснили, имели технические проблемы. В итоге, пишусь из-под Windows Vista. Идеальных продуктов не бывает, у этих свои недостатки. У Apple, я считаю, намного хуже с «железом», чем об этом говорят. А то, что сейчас на волне интереса к гаджетам появился интерес и к операционным системам - это та самая конкуренция, которой, наверное, «Майкрософту» не хватало. Формальный паритет он тоже может развить рынок, что здоров.
М. Спиридонов: Я согласен совершенно.
Е. Курт: В любом случае, интересно и то, что делает Apple, и то, что они обогнали Microsoft формально, которые сейчас будут еще энергичнее двигаться. Дай им Бог здоровья. А мы поговорим о том, как через телевизор выйти в Интернет.
НовостьТелекоммуникационный оператор «Комстар» совместно с медиакомпаний «Система Масс-медиа» вскоре начнет тестирование новой услуги, которая позволит пользователям выходить в сеть с помощью телевизора. Компьютер для этого не понадобится, но пользователям нужно будет приобрести специальную ADSL-приставку, подключаемую к телевизору. В комплект также будет поставляться беспроводная клавиатура, либо пульт дистанционного управления.
М. Спиридонов: Потихонечку будущее наступает на нас семимильными шагами, как мне кажется. Еще недавно подобного рода модели, по-моему, даже полгода назад обсуждали, как некую гипотетическую возможность. В тот момент это так казалось. А сегодня более чем очевидно, что телевизор, который потенциально виделся и мы не раз об этом говорили в программе, как конкурент компьютеру, просто становится еще одной возможностью выйти в Интернет. В скорости, как мне кажется, такими же возможностями будет обладать чуть ли не каждый бытовой прибор, включая холодильник. Как ты считаешь?
Е. Курт: Я считаю, что все в одно единое целое сольется - Интернет, радио, телевизор, холодильник, как-то может по-другому к тому моменту называться.
М. Спиридонов: То есть будет некая среда, информационно-коммуникационная, в которую можно будет с любого гаджета просто пальцем с помощью чипов в мозгу, прости Господи, включиться. Поскольку это будет просто универсальное везде находящееся, если фантазировать, пространство с очень высокой скоростью контакта с ним.
Е. Курт: Да, вот так.
М. Спиридонов: В общем, одинаково видим. Более того, дальше, помнишь этот фильм, «Москва слезам не верит», где один из героев говорит, что скоро, через 20 лет будет кругом одно телевидение. Одно телевидение кругом не получилось, поскольку это все-таки был продукт более-менее нишевой, лидирующий среди СМИ, но нишевой, а вот то, что кругом будет один Интернет и мы просто будем использовать различные способы обращения к нему, с помощью того или иного гаджета, прибора, автомобиля, всего прочего. Похоже, правда.
Е. Курт: Прям на «скоро» я бы не ставил ударение. Перспектива, я думаю, такая...
М. Спиридонов: «Скоро» - понятие растяжимое, можно его по-разному трактовать. Мое «скоро» - это, наверное, лет 5-10. Первое приближение. И лет 15-30, когда у нас чипы в мозгу будут потенциально. Страшные вещи говорю, но, в общем-то, логично предположить, что в конечном счете такие будут проводиться эксперименты. Если совсем предельно, то лет через 50, фантазирую и надеюсь, что такое не случится, просто при рождении, как знаешь, обрезание пуповины, будет вставляться чип мозг, чтобы человек сразу подключался к пространству информационному.
Е. Курт: А ты себе поставишь такой чип?
М. Спиридонов: Не дай Бог.
Е. Курт: Нет, то есть.
М. Спиридонов: Поговорим о чем-то более реально на сегодня, о Quintura.
НовостьКомпания Quintura объявила о запуске платной поисковой системы, ориентированной на корпоративный рынок. Цена поисковика будет варьироваться от 240 до 6000 рублей в месяц, в зависимости от объема индексируемых страниц и различных дополнительных функций и сервисов.
М. Спиридонов: Я понял, что нужно пригласить, наверное, создателя или руководство Quintura, потому что любопытно побеседовать. Они последовательно все делают что-то, получают инвестиции, по-моему, было уже несколько раундов получено. А у меня впечатление, что ничего у них и не меняется. И значимость поисковика Quintura, как таковая, несмотря на получаемые те самые транши и премии, кстати, помнится какие-то тоже от сообщества профессионального они получали, что они молодцы такие, инновационный продукт выпустили, несмотря на это, ничего интересного там не происходит. Но они живут как-то, развиваются, растут, поисковик сейчас свой выпускают. Ты, может, знаешь о них чуть больше?
Е. Курт: Это такой проект, который много лет на слуху. Им это могло и где-то помешать, он был на Западе из российских, наверное, больше всех обласкан печатной славой какой-то, что дало возможность привлечь инвестиции. И у меня есть опасения, что в этой сфере так и останется, то есть какая-то внешняя слава, какие-то деньги.
М. Спиридонов: Широко известен в узких кругах он, тот самый случай.
Е. Курт: Я хотел бы ошибаться, Наверное, его делают хорошие и талантливые ребята, но почему-то получается вот так.
М. Спиридонов: Какие-то сомнения. По поводу поисковика, если когда вдруг, это будет счастье, на самом деле, для них, а может быть, и для рынка, в целом, они сделают какой-то хороший движок поисковый, который будет легко встраиваться в веб-сайты. Это будет интересно. Потому что, по крайней мере по моим наблюдениям, по состоянию год назад, когда мы озадачивались движками поисковыми для наших контентных проектов двух, в общем, мы остановились в итоге на «Яндекс.Сайт», что не было лучшим решением по разным причинам. Их можно долго перечислять. Но, в общем, не было особых альтернатив, потому что нормальный текстовый поиск внутри сайта, нормального движка мы найти не смогли, которому можно было бы довериться.
Е. Курт: Ну, мы свой поиск 2 года писали. Он, наверное, до сих пор не отличается той нормальностью, которую хотелось бы, ну, наверное, проблемы решений. У нас есть даже компании, Nigma, которая дает вот это решение - об этом мало кто знает. И за год чуть они шагнули, и «Яндекс, и Google в эту сферу тоже работают. Для нас это просто актуально, внутренний поиск. Но пока мы тоже живем на своем, хотя это очень сложный момент.
М. Спиридонов: То есть у вас поиск тоже неудовлетворителен?
Е. Курт: Поиск, наверное, у всех неудовлетворителен. Ему нет совершенствования предела. Я бы хотел, чтобы он был лучше, тем более, я вижу поиски, которые в общем-то лучше, но использовать как решение себя, ты еще решаешь ряд задач, проблем.
М. Спиридонов: Но было бы здорово, если бы Quintura вдруг сделала некий продукт, который бы всех устроил.
Е. Курт: Вряд ли они смогут дать такую цену, которая нас с тобой устроит.
М. Спиридонов: Тут пишут о 240 до 6,000 рублей, Бог его знает. Не будем гадать. Посмотрим, когда это будет в каком-то готовом виде. Пойдем дальше и поговорим о «ВКонтакте».
НовостьСоциальная сеть «ВКонтакте» теперь будет взимать деньги с рекламных приложений. Отныне для того, чтобы подать брендированное приложение на модерацию, его владельцам придется заплатить социальной сети 200 тыс. рублей.
Существующие рекламные приложения сейчас недоступны для участников соцсети.
Им предстоит еще раз пройти модерацию и внести необходимую сумму.
М. Спиридонов: «ВКонтакте» энергично монетизируется, так вот взялись они по-хорошему. 200 тысяч рублей, по-моему, какая-то высоковатая цифра.
Е. Курт: Я тоже думал, что нужно сделать брендированное приложение «ВКонтакте», больше я так не думаю. А если серьезно, то, понятно, они занимаются этими процесса, даже не до конца зная, какие приложения считаются брендированными, какие - нет. В общем, будем верить в то, что у них конкуренция с Facebook возникнет в Рунете через какое-то время и, может быть, балансы таких решений настанут.
М. Спиридонов: Я бы сказал, что она уже возникла с «Фейсбуком» и хочется верить, что эта конкуренция будет энергично развиваться. Поскольку, мне сдается, что во-первых, всегда оригинал лучше и интереснее копии, ну, или почти всегда, бывают, конечно, случаи исключений. А во-вторых, как-то по аудитории Facebook, мне сдается, поправильнее. В этом пока что неравном матче я искренне болею за Facebook еще и потому, что «ВКонтакте», вот еще один пример, 200 тысяч рублей - могли бы сказать миллион, я бы тоже не удивился. Порою их шаги, заявления достаточно удивительны, авторитарны и как-то не соответствуют духу, как мне кажется, Интернета, который такой достаточно лояльный к пользователю, по идеи должен быть. Да и вообще, хочется верить, что это какой-то тренд современности - расположенность к пользователю, к потребителю со стороны коммерческой организации, ну, или в данном случае, веб-сервиса.
Е. Курт: Ты знаешь, есть такой момент, что с одной стороны я тоже симпатизирую, как продукту, Facebook’у по ряду причин, но, при этом, ребята во «ВКонтакте», в отличие от того же самого немецкого аналога, пошли в какой-то момент в свою строну. Сначала они клонировали, потом немножко отправились в свою степь, хотя эта степь «Интернет в Интернете» мне нравится меньше всего. Хотя если эту новость поподробнее прочитать, 200 тысяч - это старт, потом они списываются, потом, если популярно, надо будет еще доплачивать. Есть и другой момент - все-таки есть определенный плюс, когда что-то сделанное у нас нами о востребовано. Когда мы перестанем пользоваться продуктами, как «Яндекс», как, возможно, «ВКонтакте», возможно даже, как uCoz, которые сделаны и делают у нас, развивают нашу же экономику, это будет не совсем хорошо. Об этом не надо забывать. Посмотрим, надежда, что конкуренция эта «горячие» поступки может приостановить.
М. Спиридонов: Поговорили о «ВКонтакте», напоследок поговорим о музыке.
НовостьПопулярная российская рок-певица Земфира выложила в сеть все свои музыкальные альбомы, а также кинофильм «Зеленый театр в Земфире». Теперь любой желающий может скачать дискографию певицы прямо с ее официального сайта zemfira.ru.
М. Спиридонов: Вот этот тренд, как ты думаешь, - единичные случаи или начало, в общем-то, системы, когда исполнители, группы будут выкладывать свои произведения в mp3-формате на веб-сайте за деньги. Именно таким образом пытаться организовывать дистрибуцию и популяризацию собственного творчества. Земфира не первая, как мы знаем. Из известных артистов российских - «Ляпис Трубецкой», из известных западных - Radiohead, такого рода поступки практиковали.
Е. Курт: Я сегодня говорил уже об этом. Я именно в это направление верю. Это, кстати, не только музыки касается. Например, у Коэльо, который выкладывает свои тексты, книжки, он самый продаваемый в мире писатель. Много чего, если мы там зайдем на MySpace, мы увидим все музыку бесплатно - это абсолютно точно меняется. Цифровой мир меняет отношение к копирайту и к тому, как все это распространяется, поэтому сейчас это делают самые передовые, как правило, исполнители, артисты. А потом, наверное... Люди тут голосуют рублем. Если это им позволяет быть более успешными, более продаваемыми, за этим будущее.
М. Спиридонов: Как думаешь, как будет выглядеть картинка в перспективе всего этого? В итоге, каждый исполнитель, создавая музыку, будет выкладывать на собственном сайте или на собственной фан-страничке, если он исполнитель без веб-сайта. И пользователи будут скачивать это за деньги или бесплатно, в зависимости от решения певца, принятого по тем или иным мотивам. И таким образом, будет расти его популярность, если он хороший певец. И, возможно, он будет получать с этого деньги.
Е. Курт: Наверное, не совсем. Во-первых, наш российский шоу-бизнес очень долго, в течение всех 90-х годов существовал в этом поле, альбомы продавались, но денег не приносили. Записать альбом было затратной частью, поэтому для наших это наиболее просто, они не привыкли зарабатывать на дисках. Они набирали популярность за счет радио, за счет распространения дисков теми же самыми «пиратами» и потом зарабатывали деньги на, например, концертах, на атрибутике. У нас это привычная история. Второй момент, что тоже мы видим в Интернете - есть donate. Если ему удобно купить и он стоит недорого, например, диск за доллар, не выходя из своего телефона, если у меня экономически развитая страна и личная ситуация, я не буду заморачиваться. Я знаю, что это идет туда, куда надо. Это еще удобство этих каналов распространения, при том, что я перестаю платить за носитель - это адекватная цена становится. Пока к этому идет. А вариантов может быть много. Может быть, и авторский налог появляться в каких-то странах, где будут распределяться эти прибыли, еще что-то.
М. Спиридонов: Контент будет дешеветь практически до полной бесплатности и служить, скорее, способом популяризации, нежели заработка. По крайне мере, в случае с музыкой.
Е. Курт: Ну, да. Есть еще вопрос качества. В кино мы идем за большим экраном. За звуком по-прежнему меломаны, для которых это важно, mp3-формат не воспринимают.
М. Спиридонов: И таких вот поклонников, которые слушают все в lossless, то есть без потери качества, меньшинство, а массы - 95-99% - вполне себе удовлетворяются...
Е. Курт: Ну, массы еще хотят подержать диск в руках или книжку полистать. У масс есть свои пожелания в этой сфере.
М. Спиридонов: OK. Посмотрим, как будут развиваться массы в своем сознании и в отношении к музыке, в отношении к цифровому контенту вообще. Спасибо за то, что нашел время пообщаться, было любопытно. Я часто это говорю, ловлю себя на этом, мне, правда, было любопытно, ни на секунду не вру. Все вопросы, которые я задаю, даже идут не в том порядке, в котором я запланировал изначально в верстке программы по тезисам. Я себе представляю их в общем и в целом о чем будем говорить. Скорее, идут от того, как у нас направляется беседа. Как и получилось в этот раз. Спасибо тебе за то, что ты откровенно ответил практически на все вопросы. Не выяснили мы только, кто у вас инвестор. Не стал я тебя пытать, понимая, что наверняка за этим стоит какой-то подписанный документ. Ну, и, собственно, все. Если есть что добавить напоследок, то пожалуйста. Если нет, будем прощаться.
Е. Курт: Спасибо за приглашение. Я просто скажу, что не особый любитель подкастов, но «Рунетология» - один из немногих, который я регулярно слушаю. Надеюсь, будут гости действительно интересные, у тебя это хорошо получается.
М. Спиридонов: Спасибо большое тебе. Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология», сегодня у нас в гостях был управляющий партнер компании uCoz Евгений Курт редакция выпуска: Александр Рай, Юрий Берингов, Любовь Зайцева, Софья Ардент. Вел программу Максим Спиридонов, услышимся!