М.Спиридонов: Добрый день, коллеги! Сегодня 24 сентября 2010 года. В эфире 66 выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Думаю, что не будем погружаться в семантику цифр и сделаем этот выпуск позитивным, жизнеутверждающим. Мы не были в эфире чуть более полутора месяцев. За это время никаких революционных событий не произошло, укрепилась явная тенденция последних месяцев, а, может, и полутора-двух лет – рост социальных медиа. Прежде всего, этот рост выражается в росте «Вконтакте», Твиттера и Facebook. Особенно Facebook в кириллической части цветет. В то же время недавний лидер социальных медиа ЖЖ свои позиции, скорее, теряет. Это и будет темой сегодняшней программы. Именно об этом мы будем говорить с Андреем Борисевичем, который стал гостем этой программы. Это директор по развитию бизнеса компании SUP Fabrik, также бизнес-ангел, о чем мы тоже побеседуем. Андрей, привет.
А.Борисевич: Привет.
М.Спиридонов: Вопрос, который задам сразу и в лоб: ЖЖ умирает?
А.Борисевич: Отвечу сразу и в лоб: Нет.
М.Спиридонов: Как ты бы обосновал этот ответ?
А.Борисевич: Точно так же, как ты бы смог обосновать ответ о том, что он умирает.
М.Спиридонов: Я скажу, что я озвучиваю точку зрения многих апологетов Твиттера, Facebook. Ты знаешь, что в Facebook формируется группа активных пользователей из числа заметных медиа-деятелей, интернет-деятелей, которые становятся апологетами этой социальной платформы. Они-то и утверждают, что ЖЖ свое отжил. В силу ряда причин (технологическая и концептуальная отсталость) его дни, если не сочтены, то близятся к завершению.
А.Борисевич: По поводу того, какая бурная активность происходит в Facebook, у меня давным-давно есть свои соображения, которые уже доказаны. Всегда когда возникает такого рода слух, надо задавать себе вопрос: «Кому это выгодно?». Если ты посмотришь на всех деятелей, которые активно развивают эту историю, то ты обратишь внимание, что они так или иначе имеют бизнес, который связан с Facebook. Это так называемая social media оптимизация, разработка приложений, игр и так далее – то, что процветает на Facebook и приносит доход. Эти люди с этим связаны либо напрямую, имея эти бизнесы, или влияя на них. Вот и ответ на этот вопрос. Идет нормальная информационная война, немного похожая сейчас на «мочилово» Лужкова.
М.Спиридонов: Я бы не сказал, что в числе лидеров этого движения находятся оптимизаторы, потому что наиболее заметен Герман Клименко, Артур Вельф. Для меня неочевидны их мотивы.
А.Борисевич: Как неочевидны? Герман Клименко в открытую объявил о создании фонда, который будет финансировать разработчиков приложений для Facebook. Он напрямую заинтересован в том, чтобы мочить ЖЖ и выставлять Facebook в правильном свете.
М.Спиридонов: Никто не мешает ему делать их, как и Никита Шерман, для «Вконтакте», в первую очередь, «Одноклассников», недавно открывших api, и не популяризировать заокеанский Facebook.
А.Борисевич: Этот вопрос надо было бы ему задать. Я понимаю, что для него основная платформа для зарабатывания денег – Facebook. Именно поэтому он пиарит Facebook, а не Вконтакте или Одноклассники. Если бы он делал приложения для Вконтакте, то он бы также пиарил Вконтакте. Это мое личное мнение.
М.Спиридонов: Это бизнес-резоны ты считаешь?
А.Борисевич: Я абсолютно уверен, что в информационном поле это исключительно бизнес-резон. Естественно, есть группа людей, которая слушает opinionmakerов, следит за ними и начинает всю эту историю подхватывать. Мы же понимаем, как появлялся кризис 2008 года. Opinionmakerы выбрасывают какую-то информацию, она подхватывается каким-то набором людей, которые дальше ее распространяют, и создается впечатление, что ЖЖ помер, а Facebook вырос, но цифры говорят об обратном. Надо смотреть сухие цифры и статистику. Тогда будет понятно, что ЖЖ не умер, что ЖЖ продолжает расти. Темпы роста замедляются, но они замедлились у всех социальных сетей, кроме Facebook, который является новым на нашем рынке. Вконтакте теряет динамику, Одноклассники динамику роста уже потеряли. На их фоне ЖЖ выглядит прекрасно.
М.Спиридонов: Понял тебя. Хорошо. Об этом поговорим немного позже. Сейчас скажу, что Рунетология выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». ЕЖЕ – это одно из самых старых и влиятельных объединений русскоязычных интернетчиков. А сейчас досье Андрея Борисевича и продолжим.
ДосьеАндрей Борисевич родился в 1979 году в Минске. В 2003 году окончил магистратуру Белорусского государственного университета с дипломом математика-системного программиста. В 2006 – бизнес-школу Открытого Университета Великобритании по специальности «Корпоративный менеджер». Получая первое высшее образование, участвовал в создании студии веб-дизайна «Webcom». С сентября 2003 по январь 2005 года возглавлял московское представительство интернет-агентства «Red Graphic Systems». С 2005 года работал в компании «Promo Interactive», в рамках которой создал направление мобильного маркетинга и руководил им. С июля по ноябрь 2006 года генеральный директор фирмы-провайдера мобильного контента «Инфоком». С декабря 2006 года работает в компании «SUP Fabrik». В настоящее время отвечает за развитие бизнеса всей компании, включая такие проекты, как livejournal.com, Championat.ru, Газета.ру, Quto.ru. Также выступает в качестве бизнес-ангела. Женат, отец двоих детей, увлекается путешествиями, живет и работает в Москве.
М.Спиридонов: Вопрос, который мне всегда любопытен: «Как человек из одной среды, из одной профессии, в твоем случае – из области программирования, приходит в область менеджмента и управления? Как ты в нем оказался?»
А.Борисевич: Вполне естественным путем, как мне кажется. Из программистов не очень сложно стать менеджером и управленцем, потому что на это есть навыки, способности и системное мышление. Есть более интересные примеры. Я раньше увлекался спортивным пилотажем, я знаю людей, которые уходили из обычного оффлайнового бизнеса летать на гражданских самолетах. Вот это интересно.
М.Спиридонов: В качестве пилота?
А.Борисевич: Да, у меня есть несколько знакомых, которые летают линейными пилотами, которые раньше возглавляли крупные департаменты таких компаний, как Nokia или Ericsson, например.
М.Спиридонов: То есть, они полностью расстались с менеджментом и стали летать?
А.Борисевич: Да. Они видят в этом смысл своей жизни.
М.Спиридонов: Любопытно.
А.Борисевич: У меня всё банально: когда учились в университете на третьем курсе, мы с моими приятелями, посмотрев на Тему Лебедева и его работы, Пашу Черкашина со своей студией, подумали, что веб-дизайн – это круто. Мы все были программистами и решили, почему бы нам этим не заняться. Работы ни у кого не было, стипендии маленькие, рисковать было нечем. Мы сняли двухкомнатную квартиру в центре Минска, сели туда со своими тремя домашними компьютерами и начали делать первый интернет-сайт.
М.Спиридонов: Как скоро это превратилось в бизнес?
А.Борисевич: Веб-девелопмент как бизнес для меня практически не существует, потому что это сложный, трудоемкий и низкомаржинальный бизнес. Тогда мы этого не понимали. Можно сказать, что менеджером я стал с самого первого дня, как мы открыли ту компанию. Тем более, я сначала был частным предпринимателем, потом генеральным директором этой же компании, я занимался и бухгалтерией, и финансами, и продажами, и работой с клиентами, параллельно писал код. Первые сайты, интернет-магазины, CMS-системы – всё, что мы делали, было написано моими руками. На некоторых белорусских сайтах я до сих пор нахожу некоторый функционал, который я писал в начале 2000-х. К 2002-2003 году стало понятно, что я не хочу быть программистом всю жизнь, это было не так интересно, я стал нанимать людей, у меня появились штатные дизайнеры, программисты, которым я начал отдавать всё. С 2003 года ни строчки кода я не написал. Excelевские макросы я, конечно, в расчет не беру. Веб-девелопмент, как мне кажется, так и не стал нормальным бизнесом. Я в 2003 году передал компанию своему тогдашнему партнеру, который превратил Webcom в реально существующий бизнес. Это не веб-девелопмент, а поисковая оптимизация. Сейчас Webcom – один из лидеров на рынке Белоруссии по поисковой оптимизации.
М.Спиридонов: Кстати говоря, короткая ремарка в сторону. Ни один раз за последнее время я разговаривал с коллегами, которые буквально переживают по поводу того, что веб-девелопмент умирает. Это владельцы и руководители небольших студий, которые буквально говорят, что они не знают, что делать. Мне интересна твоя точка зрения. Что делать этим людям? Опережая твой ответ, скажу, что я советую уходить в комплексный маркетинг, разработку и создание не просто сайта, а разработку концепции присутствия в сети, включая поисковую оптимизацию, рекламные компании (и оффлайн). В этом я вижу решение для владельцев небольших студий. Те, кто справятся, те, кто смогут видеть это как бизнес, умеют проецировать бизнес клиента на веб, те выживут, другие друг друга сомнут. А ты что думаешь?
А.Борисевич: Есть такая точка зрения. Частично я с ней согласен, потому что для многих это выход, решение, хотя в комплексные агентства я тоже не верю. Проблема с девелопментом – средний и малый бизнес не готов вкладывать много денег в интернет. Не важно, что ты им принесешь: просто сайт или сайт, завернутый в большую маркетинговую оболочку, они всё равно дадут тебе мало денег. Только теперь тебе надо будет платить из этих денег зарплату не только программистам и дизайнерам, но и тратиться на рекламу. Я пока не вижу, что рынок к этому готов. Я наблюдаю по американскому рынку, что, как и на любом другом рынке, как и в любом другом бизнесе здесь есть две стратегии. Первая – стратегия Темы Лебедева: делаем очень дорого, очень хорошо и редко, потому что это эксклюзивное решение. Вторая – massmarket, когда ты делаешь платформу по разработке сайтов за 3 клика, то есть, тупой шаблонизатор, 800 тысяч шаблонов, заходишь и руками в визарде собираешь сайт. Я вижу в девелопменте только 2 таких направления. Мне кажется, что середины быть не может.
М.Спиридонов: Следуя твоим соображениям, тысячи или даже десятки тысяч разработчиков закрыли ноутбуки, встали и вышли.
А.Борисевич: Нет. Вопрос в том, что считать бизнесом. Это бизнес для фрилансера, который сидит дома и у которого маленькие затраты. У меня есть прекрасные примеры веб-дизайнеров, которые из Беларуси мигрировали в Чехию, у которых разработка дизайна сайта стоит несколько тысяч долларов. Они делают в месяц 3 дизайна. Им этих денег в Европе хватает выше крыши. Для них это прекрасный бизнес, но это не бизнес компании. Когда появляется компания с накладными расходами, бухгалтерией, администрированием, штабом, рекламным бюджетом, маркетингом, то тебе 4000, помноженных на 3, не хватит.
М.Спиридонов: Понятно. Отойдем от больной темы для многих наших слушателей. Я думаю, что немало тех, кто является постоянным слушателем Рунетологии, имеют собственные студии или менеджерят проекты. Коллеги, мы сочувствуем вам по-хорошему и рекомендуем уже сейчас подумать о том, как вести свой бизнес дальше, потому что существует некий кризис на рынке, существует переизбыток малых и средних студий, которые друг друга давят в цене, тендерах и так далее. Пойдем дальше по биографии Андрея Борисевича. Хочется понять, какую роль в твоей жизни сыграл мобильный маркетинг. Я смотрю, что ты им занимался достаточно активно и в SUP приходил, как я понял, на это направление.
А.Борисевич: Да. Мобильная история меня до сих пор преследует. Не смотря на то, что я уже 2 или 3 года стараюсь абстрагироваться от представления того, что я мобильный эксперт и занимаюсь мобильным рынком. Я интернет-эксперт. По-прежнему я выступаю на всех конференциях, меня везде зовут, куча статей всегда была опубликована. Мы в Promo Interactive очень активно занимались пиаром этого направления: у нас выходило несколько статей в месяц, плюс интервью, плюс какие-то телевизионные передачи. Мы очень хотели раскрутить это направление на российском рынке. Частично нам это удалось, как мне кажется. В SUP я приходил не с мобильным направлением, потому что тогда там были разброс и шатание.
М.Спиридонов: Сейчас там не так?
А.Борисевич: Нет, сейчас не так. Я потом могу подробно об этом рассказать, если ты захочешь.
М.Спиридонов: Хорошо, продолжай.
А.Борисевич: Тогда не было четкого понимания стратегии самой компании. Часть менеджеров говорила, что нужно активно заниматься мобильным направлением. В том числе была идея. Я потом видел документы по созданию собственного контент-провайдера внутри SUPа. Вторая группа, которая ничего в этом не понимала, утверждала, что не надо делать мобильное направление в SUPе. В этот момент я туда попал, но попал на другое направление, на управление новыми проектами. Я должен был быть проджект-лидером новых проектов.
М.Спиридонов: Сейчас ты продолжаешь это?
А.Борисевич: Сейчас мобильное направление находится в моем Департаменте. У меня есть человек, который выделено занимается мобильными сайтами. Если посмотреть первые позитивные вещи, которые я сам делал в SUPе, то видно, что начинал я с мобильных сайтов. Первую мобильную версию Livejournal я запустил в 2007 году. Проект был мной инициирован, полностью проведен и запущен. До сих пор все мобильные сайты и всё, что связано с мобилизацией находится у меня в департаменте.
М.Спиридонов: Каким образом ты оказался в SUPе? Кто был инициатором твоего появления?
А.Борисевич: HeadHunter. Это была очень смешная история. На самом деле я собирался сделать тот самый шифт, о котором я рассказал в начале передачи, и планировал уйти в профессиональную авиацию и даже написал заявление о приеме на работу в Sky Express. В какой-то последний момент мне отказали, позвонили hunterы и сказали, что есть вакансия в SUPе, спросили, не хочу ли я попробовать. Я был в отчаянии, у SUPа тогда была не очень хорошая репутация на рынке. Уже тогда называли SUP разными нехорошими словами, обвиняли во всех грехах. Идти туда мне было страшновато, но выбора особо не было. Я пришел в SUP, и мне с первого собеседования предложили у них работать. Мы обсудили финансовые условия, и через 2 дня я вышел.
М.Спиридонов: Возвращаясь к теме твоего возможного ухода в авиацию, по деньгам это сопоставимо с зарплатой топ-менеджера?
А.Борисевич: Увы, нет.
М.Спиридонов: То есть, это просто страсть к небу?
А.Борисевич: Да. Тогда я не был топ-менеджером. На самом деле, для некоторых американских компаний цифры сопоставимые. Я разговаривал с пилотами, которые летают на Transatlantic, они получают примерно такие же деньги, как и я, но они потратили 45 лет жизни, чтобы дойти до этого уровня. Я к этому пока не готов.
М.Спиридонов: Какие деньги получают они? Какие порядки?
А.Борисевич: Это десятки тысяч долларов. Они летают очень много, и у них другой уровень жизни.
М.Спиридонов: Значит, такие расценки.
А.Борисевич: Не у всех, конечно.
М.Спиридонов: Хорошо. Андрей, ты пришел в SUP, и как скоро ты стал ответственным за все продукты? Я правильно понимаю, что сейчас качество всех основных флагманских проектов – зона твоей ответственности?
А.Борисевич: Не совсем. Зона моей ответственности – новые продукты. Всё, что связано с новым – отдел по развитию бизнеса. Это новые источники генерации денег, новые партнерства, новые проекты как большие, так и маленькие. В ЖЖ проекты, которые можно выделить в качестве отдельных проектов, попадают ко мне. Например, мы запустили в этом году ЖЖ на картах (maps.livejournal.com). Этот проект изначально попал ко мне, потому что он был инициирован в отделе продуктов, переведен в отдел развития бизнеса, мы его запустили. Это маленький инкубатор: мы проект запустили, сейчас мы получим первые деньги на нем, на этом работа моего департамента над этим проектом заканчивается. Я вместе с менеджером, сформированной командой, со всеми документами передаю его в отдел проектов ЖЖ, и он будет частью проекта «ЖЖ». Есть совершенно новые проекты, например, Quto.ru, который мы запускали в этом году. Инициация пошла со стороны команды, которая пришла в SUP, я этой командой занимался 1,5-2 месяца, готовя ее к переходу в SUP, составлению бизнес-планов, презентаций, что мы будем делать, как мы будем это делать. Мы прошли подготовительный этап, ребята перешли в SUP. С этого момента они стали самостоятельным подразделением, и мы выпустили прекрасный веб-сайт Quto.ru – поиск по автомобилям. Моя часть – это всё новое.
М.Спиридонов: Твоя задача – ходить по рынку, смотреть, что происходит, что можно привлечь, вовлечь или заимствовать как идею из существующего ныне и реализовывать это?
А.Борисевич: Совершенно верно. У меня недавно родилась аналогия, и я ее везде употребляю. Идея развития бизнеса в SUPе – это роддом и реанимация в одном лице. Мы либо рожаем новые продукты, помогаем им родиться, выступая в роли акушеров, либо реанимируем то, что находится на краю пропасти.
М.Спиридонов: Образно. ЖЖ пока что не нуждается в реанимации, как мы выяснили.
А.Борисевич: У ЖЖ сейчас хорошая сбалансированная команда. У нас новый лидер на кириллическом сегменте, устаканенные отношения с американским офисом, поэтому за что, за что, но за ЖЖ я меньше всего волнуюсь.
М.Спиридонов: Кстати говоря, как-то повлияла покупка новым игроком для нас, по крайней мере? Как-то отразилось это на Livejournal, на ваших отношениях с американским офисом?
А.Борисевич: Пока нет, но мы, наверное, инициируем в ближайшее время встречу с новым владельцем, потому что они наши партнеры по продаже рекламы в Америке.
М.Спиридонов: Хорошо там реклама продается?
А.Борисевич: Продается, просто там другая модель продажи рекламы, отличная от нашей. Например, у нас основная реклама продается через агентства, то есть по цепочке от sellerа к buyerу. У них это всё продается через рекламные сети. Есть доля продаж, которая продается премиально через рекламные агентства. В частности, они одни из тех, кто помогает нам продавать.
М.Спиридонов: Почему отношения к SUP как было, так местами и сохраняется скептическим? Потому что набор проектов, который в него включен, кажется достаточно разнородным. Перечислю для тех, кто не знает: Газета.ру, ЖЖ, Championat.ru, Quto.ru – новый проект, касающийся автомобилей. Газета.ру – новостное медиа, конкурент Ленты, gzt.ru и так далее. ЖЖ – блог-платформа. Championat.ru – спортивный интернет-портал. Quto.ru – онлайн-сервис по подбору автомобилей. Почему именно такой набор? Или действительно получилось так: что нахватали, то и встало в борт?
А.Борисевич: Не совсем, что нахватали. Изначальная идея – Livejournal и его развитие в разные стороны. Первое, чем я занимался в 2007 году – я придумывал разные сервисы над ЖЖ: фотохостинги, видеохостинги, сервисы-рекомендации к ЖЖ и так далее. У меня была целая стратегия по развитию сервисов над ЖЖ. Когда мы убедились, что ЖЖ в такую сторону развивать не стоит, получилось так, что Championat оказался в обойме. Честно скажу, я не знаю, как он оказался у нас. Видимо, это было хороший актив, потому что, когда я пришел, Дима Сергеев с командой уже сидели в офисе. Его купили до моего прихода в 2006 году. Возможно, на тот момент у предыдущей команды менеджеров была стратегия по приобретению активов. Такая стратегия действительно была. В 2007-2008 году мы смотрели на рынок, смотрели, какие активы можно купить. Я не могу сказать, что на тот момент это было целенаправленное движение, просто смотрели хорошие и интересные проекты. Та корзинка проектов, которая сейчас сформировалась, мне кажется вполне логичной и сбалансированной, потому что это всё медийные проекты. Если ты посмотришь на все эти проекты, они все про медиа. Livejournal- социальная медиа, созданная пользователями для пользователей. Газета.ру – профессиональная медиа, которая создается журналистами для пользователей. Championat.ru – абсолютно профессиональная нишевая медиа, спортивный ресурс №1, который создается большой командой профессионалов для пользователей. Quto.ru – медийный сайт с функцией подбора нового автомобиля, который создан профессиональной командой для пользователей. Это всё медийные площадки. Всё логично.
М.Спиридонов: Так-то оно так, хотя мы с тобой понимаем, что различия настолько велики, что объединение по слову «медиа» возможно, но с натяжкой. Не будем говорить, насколько она велика. Получается, что SUP – электронно-издательский дом.
А.Борисевич: Да, SUP – медийный холдинг. В наших презентациях так и написано, что мы онлайн-медиа компания. В этом направлении мы и дальше будем развиваться.
М.Спиридонов: Сколько сотрудников в SUP на сегодня?
А.Борисевич: Около 350.
М.Спиридонов: Лихо. Они все штатные? То есть, они не работают в удаленном режиме, halftime?
А.Борисевич: Нет, значительная часть из них – корреспонденты и журналисты Газеты и Championat. Многие из них работают вне офиса, многие работают посменно. У Championat была в свое время прекрасная стратегия найма людей по разным часовым поясам в России. Новости у нас выходят нон-стопом именно потому, что корреспонденты сидят в разных часовых поясах. Это не все офисные сотрудники.
М.Спиридонов: Есть какая-то общая редакционная политика или объединенная редакция SUPа? Или каждый проект работает в силу своей специфики и нишевой ограниченности отдельности?
А.Борисевич: Сейчас каждый проект работает в своей собственной редакции в рамках своей редакционной политики.
М.Спиридонов: Проекты доходны или убыточны?
А.Борисевич: Доходные есть, убыточные есть. Я сейчас не готов раскрывать какие-то коммерческие цифры, мы не публичная компания, и на бирже не торгуемся. Могу сказать, что есть прибыльные проекты, а есть убыточные.
М.Спиридонов: Совокупно SUP справляется или всё еще находится в инвестиционной стадии?
А.Борисевич: Мы находимся в рамках нашего бюджета и не требуем дополнительных инвестиций на данный момент.
М.Спиридонов: То есть, получаете деньги с текущей деятельности или получаете инвестиции в рамках бизнес-плана?
А.Борисевич: Мы сейчас работает в рамках нашего бизнес-плана, мы не просим дополнительных инвестиций. Всего, что было отведено в 2006 году, и тех денег, которые мы сейчас зарабатываем, нам достаточно.
М.Спиридонов: Понятно. Скажи, пожалуйста, планируются еще какие-то приобретения? Я знаю, что SUP приценивался к OpenSpace. Такие слухи ходили по рынку летом. Потом перекупили их открытие.
А.Борисевич: Перекупили – громкое слово, я бы не стал его употреблять, потому что не было никакого тендера или предложения ни с нашей стороны, ни со стороны OpenSpace. Это была единственная встреча у нас в офисе. Естественно, мы, как компания, которая работает на таком рынке и динамично развивается, хотим получать новые проекты. Моя деятельность связана с тем, что мы все время смотрим на новые проекты. Мне кажется, что это естественно для любой компании.
М.Спиридонов: Есть какой-то план прирастания в год?
А.Борисевич: У нас нет плана по прирастанию проектами. У нас есть план по прирастанию деньгами и трафиком. Если мы видим проект, который может помочь нам выполнить наш KPI по прирастанию трафика и денег, то мы будем готовы его рассматривать.
М.Спиридонов: Кто принимает окончательное решение, брать или не брать проект, делать или не делать серьезный шаг? Госпожа Ван Ден Бельт?
А.Борисевич: Нет. Совет директоров. По приобретению проектов и очень серьезным шагам принимает решение совет директоров.
М.Спиридонов: Какова роль Аннелис ван ден Бельт? Честно говоря, я не знаю, чем конкретно она занимается. Может, какой-то нюанс деятельности компании я упустил. Она участвует в оперативной деятельности или она существует на уровне стратегии?
А.Борисевич: Она существует на уровне стратегии. Её роль в компании, может, не очень заметна снаружи, но она очень заметна внутри. Для нас она драйвер, движитель, заряжатель энергии, двигатель всей компании вперед. Большое обширное поле связей и знакомств на нашем и западном рынке, постоянное участие в зарубежных конференциях, партнерские и стратегические дела – ее часть.
М.Спиридонов: Территориально она находится в офисе в Москве?
А.Борисевич: Да, конечно, она много путешествует, но большую часть времени она проводит в офисе в Москве на расстоянии двух вытянутых рук от меня.
М.Спиридонов: В данный момент?
А.Борисевич: В данный момент нет, но обычно да.
М.Спиридонов: Понятно. Недавно ты заметил в одном из интервью то, что ЖЖ было выгодно, чтобы «бесполезные» юзеры, шлакогенераторы перебирались на Вконтакте, Твиттер. ЖЖ, таким образом, очищается, остается элита, которая пишет и образует социальные медиа. Я правильно помню?
А.Борисевич: Да. Я готов это еще раз повторить.
М.Спиридонов: Этот процесс приведет к созданию чего-то сопоставимого по качеству материалов с редакционными медиа?
А.Борисевич: Я думаю, да. Мы смотрим на американские блогосферы и западные вещи, понимаем, что топовые блоггеры, в том числе и в ЖЖ – давно уже не блоггеры, а колумнисты, как их называют на Западе. В этом смысле ЖЖ сейчас мало отличается от профессиональных медиа или тех медиа, которые созданы на западном рынке по образцу колумнистов, когда на одной площадке присутствует большое количество профессиональных колумнистов, и вокруг них формируется аудитория. Можно заглянуть в наш топ, и ты увидишь, что первые 20 – типичные колумнисты. Некая централизация аудитории вокруг топовых блогеров существует, это тренд. Мы его не игнорируем, мы, наоборот, хотим помогать таким блогерам. Безусловно, существует огромная масса людей, которая про топовых блогеров и не слышала. Есть часть людей, которая сидит в своих сообществах и за рамки сообщества редко выходит. Например, наше мегапопулярное сообщество «Ru-perinatal». Я сомневаюсь, что беременные участницы этого сообщества ходят и каждый день читают Тему. Кто-то ходит, но я сомневаюсь, что это 99% этого сообщества. Есть сообщества ru-avto, ru-teacher, где люди саккамулированы по своим интересам. Они децентрализованы, они существуют в ЖЖ, но они сидят на профессиональном контенте в большей степени. Чем больше мы обрастаем контентом от правильных, продвинутых людей, тем больше мы становимся профессиональным медиа. Для некоторых узких тематических сообществ мы становимся Википедией, справочником. Для общих тем появляются колумнисты, как drugoi, Сергей Доля, Навальный и так далее.
М.Спиридонов: Согласен с тем, что топ-блоггер – человек, владеющий пером, имеющий авторскую позицию, сходный с журналистом и колумнистом. Больше с колумнистом, потому что журналист – человек, который часто высказывает не свою точку зрения, а сводную. Колумнист – тот, кто, прежде всего, имеет авторскую позицию, экспертное мнение. Примеры успешных российских коллективных блоггов (например, habrahabr или Lookatme) показывают, что присутствует некоторое редакционное вмешательство, премодерация или постмодерация. В итоге, контент выстраивается согласно редакционной концепции, которую кто-то прямо или косвенно направляет. На Хабре это присутствует, как ни крути. Во многом, это коллегиальный модератор, но в то же время присутствуют и редакционные материалы, которые являются флагманом для остального пользовательского контента. Пользователь согласно этому лекалу, лакмусовой бумажке редакционных материалов голосует и за user-generated материалы. В то же время в LookAtMe присутствует редакционное вмешательство, то есть пользователь предлагает статьи, редакция формирует окончательный вариант. В этом есть определенная правда. Многие считают, что толпой не родить медиа, можно родить тогда, когда есть небольшая группа людей, которая ясную, четкую, внятную редакционную политику продвигает. Когда у тебя есть много разноголосых колумнистов (пускай, они будут хорошими), то это будет хорошим многословным базаром. Ты так не считаешь?
А.Борисевич: Livejournal.com с LookAtMe мы никогда не сможем сравнивать. Медийный сайт, который мы создаем на базе Livejournal.com давным-давно – это Livejournal.ru. Это и есть то самое медиа, о котором ты говоришь, построенное по примеру LookAtMe, когда из огромной массы контента, существующего в ЖЖ, наша редакция отбирает наиболее интересный на их субъективный взгляд и выносит на морду ЖЖ.ру. ЖЖ.ру – это социальное медиа, титульная страница. Ты можешь ей пользоваться, чтобы входить в ЖЖ, можешь не пользоваться. Кто-то читает, кто-то просто входит в Livejournal.com, как на платформу в свои любимые блоги или свои любимые сообщества. Кто-то, чтобы узнать о том, что происходит в блогосфере, приходит на ЖЖ.ру.
М.Спиридонов: Справедливости ради, отмечу, что Livejournal.ru, нельзя сказать, что популярен. Я сейчас смотрю посещаемость по данным открытой статистики рейтинга mail.ru. Некоторый спад у вас отметился по состоянию год назад. Пик был в ноябре 2009 года, дальше притормозилось развитие. На сегодняшний день, если смотреть среднесуточную посещаемость, это 70-80 тысяч хостов, что для такого большого блогхостинга как Livejournal.com очень мало. Такую посещаемость несложно обеспечить для любого карманного медиа.
А.Борисевич: Есть прекрасное объяснение той статистики, которую ты приводишь. Всё правильно, но обычно «дьявол кроется в деталях». До ноября прошлого года на Livejournal находилась вся персональная статистика пользователей, поэтому весь трафик прошлого года, который ты видишь – трафик, который люди сгенерили на своей статистике. В ноябре прошлого года мы всю персональную статистику, то есть статистику посещаемости твоего блога, из ЖЖ.ру вынесли на ЖЖ.com, оставили на ру только медиа без сервисов. Чистый прирост по медийной составляющей – 3 раза. Я считаю, что это неплохо для Livejournal.ru.
М.Спиридонов: Откуда приходят люди? Как они узнают, что есть такой ресурс? Например, я туда не хожу. Почему-то мне не приходит в голову зайти туда, хотя я знаю, что он существует.
А.Борисевич: По-разному. Мы смотрим статистику переходов. Поисковые системы дают трафик, Яндекс дает трафик, трафик дают многие социальные сети, потому что кнопочки «sharing» и «repost» работают великолепно. Смешно сказать, но Вконтакте занимает первое место, как сайт-источник трафика на ру. Люди приходят по тем же обычным способам, по которым они находят Газету.ру или Ленту.ру. У кого-то она стоит в закладках так же, как и Газета.
М.Спиридонов: ЖЖ часто называют достаточно архаичным с точки зрения технологического устройства. Есть планы по глобальному рефакторингу?
А.Борисевич: Недавно я говорил об этом. Еще раз могу сказать. Пока на глобальный рефакторинг ЖЖ мы не готовы. Не то, чтобы не готовы, мы не приняли такого решения. Я прекрасно понимаю, почему. Я Морейнису по-моему недавно приводил этот прекрасный пример с запорожцем и дверями. Есть у тебя запорожец, тебе хочется поставить электрические стеклоподъемники, дверку разбираешь, там места нет. Примерно то же самое происходит и с ЖЖ. Мы с удовольствием смотрим на все фишки, которые вводят Facebook. Нам нравятся Like и другие интересные штуки. Мы всё любим, готовы были бы сделать для наших пользователей всё, что угодно. Но когда ты сталкиваешься с реалиями кода, которому 11 лет, в котором до сих пор можно найти костыли, написанные Патриком, ты понимаешь, что это круто, но сделать это нельзя технически. В такие вещи мы упираемся постоянно, поэтому на все обвинения, которые сыпятся в наш адрес, что мы не можем делать простые вещи, отвечаю: «Попробуйте сделать». Мы не писали этот код. В чем уникальность SUPа, за что он огребает все шишки на российском рынке? В том, что мы это код получили готовым в 2007 году в отличие от Яндекса, Рамблера, Мейла и Вконтакте, Одноклассников и всех остальных, которые писали свой код самостоятельно. В этом смысле у нас не очень хорошая ситуация.
М.Спиридонов: Не думали переписать всё с самого начала?
А.Борисевич: Думали. Такой проект существует, документации море по нему написано, можно переписать ядро, но на это уйдет год. Всегда есть вопрос: лоцировать ресурсы на то, чтобы год заниматься переписыванием ядра ЖЖ, внедряя в него всякие фишки, либо потратить эти же самые ресурсы на внедрение фишек, которые мы можем использовать уже сейчас и не ждать год. Мы всё время балансируем на уровне ограничения ресурсов. Сейчас наша стратегия заключается в том, чтобы не переписывать ядро ЖЖ, как таковое, а заниматься его тюнингом. Мы рефакторим код по кускам, мы берем какой-то кусок ЖЖ, выбрасываем его, рефакторим целиком и заменяем. По такой модели мы можем несколько следующих лет или кварталов потратить на рефакторинг всего ЖЖ, но поблочно.
М.Спиридонов: Не получается в итоге то, что ты сказал? Вы замените двери, потому что в сегодняшние двери не вставляются электрические стеклоподъемники, поставите двери от Ауди, подъемники туда как-то влезут, потом поставите бортовой компьютер, поменяете колеса, но останется ментальная сущность запорожца. Деваться некуда, вы все равно останетесь с ментальной сущностью и через 10 лет. Значит, там наступит окончательный кризис, станет понятно, что некуда деваться.
А.Борисевич: Я не могу ничего возразить. Конечно, мы об этом думали. Мы прекрасно понимаем, что у любого проекта есть свой жизненный цикл. Все прекрасно понимают, что ЖЖ находится вовсе не в стадии новорожденного ребенка. У него нормальный период зрелости. Я не поручусь, что через 10 лет ты придешь в ЖЖ и увидишь его в том виде, в котором он есть сейчас. Точно также я не поручусь за судьбу Одноклассников, Вконтакте или Facebook в 10-летнесрочной перспективе. Myspace мы в последний год не очень-то сильно вспоминали.
М.Спиридонов: Да.
А.Борисевич: Он же когда-то был 140-миллионым ресурсом с большими темпами роста.
М.Спиридонов: Не далее, как недавно встречал сравнения ЖЖ и Myspace. Судьбу Myspace автор приписывал ЖЖ, говорил, что Myspace лег под Facebook в Америке, а в Россию Myspace не пришел, но есть ЖЖ, который ляжет под Facebook.
А.Борисевич: Я не хочу строить мрачных прогнозов, но я не могу сказать, что мы этого не видим. Рассматривая любые альтернативные варианты, скажу, что такой вариант тоже возможен. Наша задача – сделать так, чтобы это не случилось. Мы этим занимаемся.
М.Спиридонов: Не означает ли то, что не пишется новый ЖЖ – отсутствие политической воли и готовности играть вдолгую руководства, совета директоров SUPа и необходимости достигнуть какого-то бизнес-показателя, не влезать с предложениями увеличения инвестиционного бюджета к инвестору. Не означает ли это, что сегодня существуем, а дальше, как Бог положит?
А.Борисевич: Нет, это совершенно не так. Это решение обосновано исключительно прагматичным подходом, не только выполнением KPI или тактических планов, но и тщательным анализом. На самом деле, в ЖЖ есть масса возможностей, которые не использованы. Мы не упираемся в потолок мощности. Это то, что бы нас могло заставить очень сильно подумать о рефакторинге ЖЖ. Мы очень сбалансировано рассматриваем всю эту ситуацию. У нас есть запас. Почему его бы не использовать?
М.Спиридонов: Задам последний вопрос. Если тему дожать, так дожать. Почему не взять какую-то молодую амбициозную команду, правильным образом ее мотивировать, сказать: «Ребята, мы напишем новый ЖЖ, всё будет классно»? Не будет стоить дорого в масштабе компании 350 человек добавочно взять десяток программистов, которые будут работать 6-8 месяцев. Мы понимаем, что этого может хватить. За это время теоретически можно создать новый ЖЖ, хотя бы в первом варианте. Почему этого не сделать?
А.Борисевич: Как человек, занимающийся веб-девелопментом, очень сложными системами, игровыми продуктами, я скажу, что даже команда из 10 человек за 6-8 месяцев с этой задачей не справится. Это значит увеличение сроков, увеличение бюджетов со всеми вытекающими. SUP – недевелоперская компания. Мы управляем медиа-бизнесами. Меньше всего хотелось бы сейчас в эту историю погружаться, если отвечать на твой, дожавший меня вопрос.
М.Спиридонов: Хорошо. Давай перейдем к стартапам, к твоей деятельности в качестве предпринимателя и бизнес-ангела. Кстати говоря, эта деятельность стала очевидной на рынке. Мы все видим этот рынок. Очень узка эта тусовка, а ты стал активен в последние месяцы.
А.Борисевич: Примерно с мая.
М.Спиридонов: Что тебя к этому подтолкнуло? Не означает ли это, что ты не уверен в том, что ты продолжишь свою деятельность в качестве топ-менеджера компании SUP и сейчас просто готовишь пути для отхода? Извини за мой скептиз, но это необходимость профессии.
А.Борисевич: Нет. Вся эта деятельность осуществляется именно в рамках компании SUP. Употребление слова «бизнес-ангел» не совсем корректно. По-моему, я писал об этом редактору. Я ментор и эксперт в большей степени, потому что бизнес-ангельство предполагает вложение своих собственных наличных денег. Я пока ни в одном из проектов участие своими собственными деньгами не принимал. Может быть, буду принимать, это зависит от того, какие проекты попадутся. Моя деятельность началась в мае после того, как мы согласовали нашу стратегию касательно венчурного инвестирования. Я занимаюсь всей этой деятельностью в рамках компании SUP по привлечению стартапов к нам. То, что я помогаю многим стартапам как ментор или эксперт – мой способ влиться в среду, стать своим, получить опыт для себя, более глубоко погрузиться в область, потому что она для меня совершенно новая, раньше я этим не занимался, это способ войти в это рынок.
М.Спиридонов: Предполагаешь ли ты самостоятельное инвестирование, потенциально в будущем? Тебе это интересно?
А.Борисевич: Потенциально в будущем мне это интересно. Я не готов сейчас сказать, что я рассматриваю это как свой бизнес в ближайшей перспективе или создание своего собственного бизнеса, но мне это интересно. Всерьез сказать, что я с завтрашнего дня готов инвестировать, я не могу. Я смотрю на рынок, хочу понять, как он живет, какие действуют законы и правила, после этого можно принимать взвешенные решения.
М.Спиридонов: Каков идеальный стартап в твоем представлении? Какими качествами и свойствами он должен обладать, чтобы зацепить тебя, чтобы ты увлекся им и сказал, что готов стать ментором?
А.Борисевич: Люди. Не будет никакого оригинального ответа. Любая идея, будучи гениальной, может быть испорчена несколькими вещами. Первое: люди, которые не знают, чего хотят, или которые не хороши в управлении этим проектом. Второе: execution (80% ошибок во всех стартапах), неумение его создать. Третье: ошибка в бизнес-модели. Если я вижу, что у стартапа есть правильная команда, бизнес-модель, которая мне кажется правильной, и я уверен, что люди в состоянии сделать execution (не просто бла-бла за обедом, рассказать, какие они классные, показать презентацию со слайдами), довести этот стартап до лонча, то эту команду я буду рассматривать всерьез.
М.Спиридонов: То есть, прежде всего, ты смотришь на то, какой человек или какие люди стоят у истоков?
А.Борисевич: Да, потому что у меня есть накопленный опыт. Прекращение каких-то отношений часто происходит на уровне коммуникаций с людьми: либо люди сразу исчезают, когда понимают, что игра затевается всерьез, я вступаю в проект и начинаю их консультировать, говорю, что следующий шаг – необходимость приступить к работе. После этого они исчезают. Либо ты на этапе разговоров понимаешь, что они тебя не понимают, что у них логика совершенно другая, что ты с этой логикой не согласен.
М.Спиридонов: Буквально сегодня писал статью, которую на днях опубликую у себя в блоге на spiridinov.ru, о том, что есть предприниматели-практики (точнее, те, кто в них играет, прекраснодушные мечтатели). Большинство считает, что к их идеи необходимо присоединить деньги и гарантии, что и делает этого человека наемным сотрудником. Он хочет идти в стартап тогда, когда ему гарантируют приличную зарплату, гарантируют ее регулярность и так далее, то есть снимают с себя все риски. Бывает также и второй случай, происходящий с забавной категорией граждан, которые делать ничего не хотят, но хотят говорить об этом. Таких тоже немало. В практику они не собираются отправляться, им важно размышлять, потому что у них есть интересный, инновационный проект. Если его начать делать, то может выясниться, что проект неинтересен или нежизнеспособен, поэтому делать его нельзя.
А.Борисевич: Да, правильное замечание.
М.Спиридонов: Я знаю, что ты пару месяцев назад согласился стать ментором стартапа КнигаПоиск.
А.Борисевич: Верно.
М.Спиридонов: Ты как-то продвинулся с этим менторством? Что ты с ним делал?
А.Борисевич: Это тот самый пример, который я и привел. Ребята просто исчезли. Это не первый случай. Мы начали общаться в переписке, я дал некоторую часть рекомендаций по поводу самого продукта, как бы он должен был выглядеть, чтобы он был интересен инвестору, какие можно было бы применить бизнес-модели и так далее. После двух-трех писем ребята исчезли, потому что дальше нужно было выходить на уровень либо презентации, либо прототипа, либо, как минимум, встречаться и разговаривать. До уровня личных встреч и разговоров мы не дошли.
М.Спиридонов: Понятно. Сейчас коротко поговорим о вопросах пользователей, потом будет небольшой сюрприз. Многое из того, что было задано, мы с тобой обговорили, поэтому не буду касаться этого и повторять, попробую затронуть только те вопросы, которые не прозвучали буквально. Александр Синичкин спрашивает: «Очень интересно, что, по мнению Андрея, придет на смену Твиттеру, ЖЖ и иже с ним? Как на это будет реагировать SUP?». Александр Синичкин всё вместе смел, но, тем не менее, ответь. Что придет на смену нынешним социальным медиа? Каков тренд развития социальных медиа?
А.Борисевич: Очень интересно пофантазировать, что будет через 5-7 лет. Жаль, что никто из нас не имеет ответа на этот вопрос. Мне кажется, что будет проходить разделение на социальные медиа, именно как медиа, когда есть полупрофессиональные или профессиональные колумнисты, есть специализированные сообщества, и просто сети. То, что сейчас происходит с Facebook и Одноклассниками – просто сети. Там можно поддерживать свою контрактную базу данных, кидать какие-то короткие штуки, но это сеть, которая не содержит контента, как такового. Facebook содержит чуть больше контента, чем Одноклассники, но принципиально он не содержит того контента, который можно назвать superquality. Что такое контент в Facebook? Это репосты, линкинг наружу и видео. Мне кажется, что у Одноклассников проблема с ростом, потому что непонятно, за счет чего дальше расти. Я думаю, что будет разделение: что-то уйдет в сети, что-то в профессиональные social media. Наша задача – уйти в профессиональные social media, чем мы и занимаемся.
М.Спиридонов: Я правильно понимаю, что ты ведешь тенденцию развития социальных медиа в разделении на создателей и тех, кто создавать не патентен, тех, кто просто треплется или поддерживает контакты в социальных медиа, использует их как инструмент.
А.Борисевич: Да, они будут жить на разных платформах.
М.Спиридонов: Хорошо. Мохов Антон спрашивает: «Как Вы считаете, какие перспективы у агрегаторов блогов? Интересно ли Вам это направление?».
А.Борисевич: Мне кажется, что с 2007 года они сильно не развились и прогрессировали. Честно говоря, в последнее время я забыл, что такое агрегаторы блогов.
М.Спиридонов: Ответ хороший, понятный. Константин Максимюк спрашивает: «Какова эффективность проекта Дюарист?». Я знаю, что он много пиарится. В нем участвуют такие деятели, как Антон Носик, Олег Тиньков из пользователей ЖЖ. Насколько это эффективно для заказчика?
А.Борисевич: Это прекрасный и очень эффективный case. Мы продолжаем гастролировать с этим case по всем семинарам, форумам и конференциям. Всем очень нравится. Самое главное – доволен клиент. Клиент доволен, агентство довольно, мы довольны – прекрасный продукт получился.
М.Спиридонов: ЗахарOFF спрашивает: «Кого в ЖЖ вы хотя бы раз в неделю читаете?»
А.Борисевич: Я участвую в подготовке контента для одной из программ на телеканале, поэтому, конечно, я пробегаюсь по топам, натыкаюсь в основном на топовые посты, либо на то, что мне пересылают из редакции. Это чаще всего Навальный, Тема, Носик и те, кто генерируют самые крупные скандалы или новости.
М.Спиридонов: Виталий Камелин: «Когда настройка блога в ЖЖ станет предельно понятной и удобной, к примеру, как в WordPress?». Вопрос из области разработки.
А.Борисевич: Да, это наша мечта, даже более того скажу, что мы к ней вплотную приближаемся. Не скажу, когда, но близко.
М.Спиридонов: Вы работаете над этим?
А.Борисевич: Да, юзабилити интерфейса в ЖЖ – приоритет №1 на ближайшие 2 квартала.
М.Спиридонов: Видимо, это ответ на вопрос Грега, который я сейчас зачитаю. «ЖЖ когда-нибудь сделает нормальные комментарии?».
А.Борисевич: В том числе, внутри этого case будут разворачиватели комментариев у всех, более быстрая работа и динамика.
М.Спиридонов: Хорошо. Вопросы слушателей я на этом, пожалуй, приостановлю, поскольку они либо дублируют то, что мы проговаривали, либо друг друга. Сейчас небольшая премьера. До того как обсудить новости, попробуем провести короткий блиц, то есть я буду задавать вопросы, а ты отвечай максимально коротко, односложно, «да», «нет» или буквально одним предложением. Хорошо?
А.Борисевич: Хорошо.
М.Спиридонов: Итак, Блиц. Ради чего ты, не колеблясь, оставил бы свою работу?
А.Борисевич: Ради неограниченной свободы.
М.Спиридонов: Может, полетов?
А.Борисевич: Нет. К сожалению для себя, я осознал, что прошел этот этап. В полетах я достиг многого.
М.Спиридонов: Что сдерживает развитие услуг контент on demand (контен по запросу)?
А.Борисевич: Развитие рынка и пользовательских навыков.
М.Спиридонов: Ты пользуешься торрентами?
А.Борисевич: Иногда.
М.Спиридонов: Что качаешь?
А.Борисевич: Не помню, я пытаюсь найти какие-то редкие вещи, которые я не могу найти легально, то есть купить. Последнее, что я искал (не качал) – записи мюзикла «We will rock you», который я видел в Лондоне. Её не оказалось ни в телевизионном виде, ни с каких-то камер.
М.Спиридонов: Facebook сумеет купить Твиттер со второго захода?
А.Борисевич: Если захочет, то сумеет.
М.Спиридонов: Кириллические домены – мертворожденная инициатива или шанс у них есть?
А.Борисевич: Я не верю.
М.Спиридонов: Сколько процентов времени, проводимого среднестатистическим юзером в сети, компания SUP с ее проектами хочет заполучить в идеале?
А.Борисевич: Я сейчас не могу сказать по времени. По аудитории на наших площадках более 50% российской аудитории сидит. Если по времени это будет больше 50%, то будет здорово.
М.Спиридонов: Какой продукт или услугу ты последний раз покупал в интернет-магазине?
А.Борисевич: Мне кажется, это была книжка Тинькова.
М.Спиридонов: Ок. Таков Андрей Борисевич. На этом мы и закончим первую часть программы «Рунетология» и перейдем к новостям недели.
НовостьЯндекс запустил сервис «Яндекс.Музыка», который позволяет искать и воспроизводить лицензионные композиции, а также целые альбомы подборки треков. В музыкальный каталог портала входит около 58 тысяч исполнителей и 800 тысяч композиций. На сегодняшний день в Рунете практически нет легальных онлайн-фонотек, но пользователей это мало волнует, поскольку существует множество аналогичных сервисов: пиратских и полупиратских.
М.Спиридонов: Как ты относишься к распространению аудиоконтента в Рунете? Насколько, как тебе кажется, можно обуздать полное опирачивание сегодня? Когда это случится, если случится? Когда мы начнем систематически платить за mp3, когда торренты станут исключительно средством доставки, а не средством получения платного контента бесплатно?
А.Борисевич: Мне кажется, должно быть 2 фактора. Первый: рост самосознания рынка, то есть наших потребителей. Он непосредственно связан с нашим обществом. Мы можем глубоко уйти в тему «Когда же люди в России перестанут воровать и начнут покупать?».
М.Спиридонов: Вечный вопросы: доколе, что делать и кто виноват.
А.Борисевич: Лучше не погружаться в эту тему. Обычно я против вмешательства государства в какие-то дела, особенно связанные с бизнесом. Мне кажется, в нашей стране при том размахе пиратства, который процветает, без посадок не обойтись. Мы сами очень сильно страдаем от пиратов по нашему видеоконтенту на Championat. Я честно тебе скажу, что я не знаю, как по-другому можно оборвать руки.
М.Спиридонов: Посадки в каком количестве необходимы, как тебе кажется?
А.Борисевич: Поверь, не так много. У нас сидит один олигарх, а все остальные боятся. Надо найти несколько самых крупных, а все остальные сами испугаются.
М.Спиридонов: Самых крупных рядовых пользователей или пиратов?
А.Борисевич: Пиратов. Пользователь не виноват. Мне кажется, это большая ошибка перекладывать вину на пользователей.
М.Спиридонов: Это любимая фраза многих менеджеров, относящаяся к контентопроизводителям. Они говорят: «Пользователь не виноват». Я так не считаю. Например, я, скачивая те или иные сериалы (например, Доктор Хаус), понимаю, что я виноват. Я не покупаю этот продукт. Могу я его купить или не могу – десятое дело. Нужно понимать, что подобная политика не очень верная. Каждый из нас, скачивая mp3 той или иной музыки, тот или иной видеофайл, нарушает закон.
А.Борисевич: Я сделаю короткую ремарку. Я не совсем прав в том, что назвал пользователей невиноватыми. Есть ряд пользователей, которые не осознают, что они скачивают пиратский контент. Это я имел в виду. Если ты скачиваешь Доктора Хауса и ты осознаешь, что ты пиратишь, то ты виноват. Например, у меня племянница периодически подходит и говорит, что что-то скачала. Я у нее спрашиваю: «Ты понимаешь, что ты скачала нелицензионные данные?». Она не понимает, что такое лицензионное, что такое нелицензионное. Оно лежит, она его и взяла. Она же не может считаться нарушителем, потому что она не понимает, в чем разница.
М.Спиридонов:Хорошо. Эта тема пикантная и интересная, мы ее будем с удовольствием обсуждать не один месяц, не один год до тех пор, пока это как-то не устаканется. Мне кажется, до тех пор, пока не пройдет несколько массовых компаний по разъяснению для населения, что такое легальный и нелегальный контент. Надо чтобы твоя племянница поняла, и я осознал, что можно скачивать, а что нельзя, куда пойти, чтобы это сделать легально и по возможности быстро, как через торренто. Главный аргумент, который приводят сторонники торренто – контент доступен влегкую. Дайте такую же доступность для легального контента, и мы купим. Я с этим согласен.
А.Борисевич: И я.
М.Спиридонов: Ок, не будем погружаться в эту тему дальше, а поговорим о superjob.ru и вакансии на нем.
НовостьВ среду, 22 сентября, на портале Superjob.ru была размещена вакансия министра информационных технологий Ульяновской области. Сейчас на сайте Superjob.ru осуществляется предварительный общероссийский отбор кандидатов. В обязанности государственного IT-куратора будет входить «создание условий для широкого распространения и эффективного использования информационных и коммуникационных технологий в социально-экономической сфере и государственном управлении на территории Ульяновской области». Заявленный уровень доходов будущего министра до 60 тысяч рублей в месяц.
М.Спиридонов: Никогда не знал, что есть министры на уровне областей. Забавно то, что на эту тему было обсуждение в Facebook, которое я случайно застал. Мой хороший знакомый, Сергей Булаев, автор блогов, создатель блога livehacker, который входит в ТОП-10 Яндекс.Блогов, высказывал соображения, может пойти побалатироваться на должность министра, но, по-моему, не пошел. Кстати, было бы любопытно, если пришел бы на должность подобного чиновника человек из отрасли, потому что, как мне кажется, на такого рода ключевые должности в Правительстве как областного, так и федерального уровня часто приходят не те люди. А ты как думаешь? Те люди курируют нас на федеральном уровне?
А.Борисевич: Если бы приходили люди глубоко из отрасли на такие позиции, это было бы прекрасно. Это бы сняло массу проблем недопонимания. Только тогда к той зарплате, которая заявлена в вакансии, нужно было бы, как минимум, один нолик приписать. Тогда туда попадет человек из отрасли, либо опять будет коррупционная составляющая. Мы все прекрасно это понимаем. Что касается обсуждения федеральных вещей, я не готов об этом говорить, но Щеголев, министр того ведомства, который имеет к нам отношение, производит очень благоприятное и здравое впечатление. Я не знаю, удастся ли ему сделать всю программу, которую он запланировал (понятно, что не один человек в Министерстве всё решает), но лично мне он глубоко симпатичен.
М.Спиридонов: По этому поводу подумалось, что было какое-то совещание, кажется, Госсовета, на которое все чиновники явились с iPad. Видел такую фотографию?
А.Борисевич: Да, конечно, видел. В какой-то программе мы даже успели это обсудить.
М.Спиридонов: Мой знакомый, имеющий отношение к безопасности, сказал, что они не подумали о том, что это американская корпорация, что эти iPad могут иметь какой-то выход на Запад, а они притащили их на Госсовет.
А.Борисевич: Я бы еще и про пиратство подумал. Они же все серые, нерастаможенные. На месте соответствующих органов я бы еще задал вопрос, как они получили эти iPad в России.
М.Спиридонов: Да. Получили они потому, что такой тренд задает господин Медведев. Теперь поговорим о Яндексе.
НовостьЯндекс вернулся к идеи проведения IPO. Компания рассчитывает выполнить первичную публичную продажу акций сразу после Mail.ru Group на волне роста интереса инвесторов к российским интернет-активам. Объем размещения ценных бумаг может составить около 20%. С наибольшей вероятностью процедура будет выполнена на американской площадке Nasdaq. О возможности выхода на биржу глава компании Аркадий Волож говорил еще в 2006 году. IPO Яндекса – одно из самых ожидаемых событий на российском интернет-рынке.
М.Спиридонов: Добавлю, что эта информация пока что не до конца подтверждена. Насколько я помню,RBC daily написала о том, что Яндекс снова собирается на IPO. Официального подтверждения от господина Воложа я не видел, а ты?
А.Борисевич: Я тоже не видел.
М.Спиридонов: Однако, это похоже на правду. То, что Mail.ru Group, так красиво преобразовавшаяся в оную и то, что Яндекс собирается на биржу, достаточно логично.
А.Борисевич: Да, это очень правильно. Для российского рынка это очень позитивные знаки.
М.Спиридонов: SUP на биржу собирается?
А.Борисевич: Наверное, я не открою секрет, если скажу, что мы собирались до кризиса. Внутри компании слухи про выход на IPO ходили в 2007 году, даже выбирался партнер, с которым мы должны были это делать. Понятно, что это был бы технический IPO. Для нас стратегия выхода вполне возможна. Конечно, не в 2011 году. Мы посмотрим, как пройдет IPO у Mail.ru Group и Яндекса, тогда и будем принимать решение.
М.Спиридонов: От Яндекса перейдем к Твиттеру.
НовостьНекорректная работа сервиса микроблогов Твиттер во вторник, 21 сентября, вызвана сбоем системы безопасности. Об этом сообщается в официальном блоге Твиттера. Уязвимость сценария XSS проявилась после обновления ресурса, которое не было связано с новым интерфейсом, представленным в середине сентября. Результатом сбоя стал перепостинг сообщений, рассылка спама по друзьям и, как следствие, появление всплывающих окон с рекламой фривольного содержания. К настоящему времени уязвимость устранена, и сайт Twitter.com работает в обычном режиме.
М.Спиридонов: На потребительском уровне меня такие вещи сильно пугают, потому что я понимаю, что сервисы Твиттер, Facebook и прочие, приобретая всё большое влияние распространения, глобальным кирдыком могут накрыть не только спамом, но и чем-то более серьезным. Я пока не могу представить, чем. Как думаешь, насколько опасность подобного рода историй будет расти? Ответь, как программист. Есть какие-то технологии, которые позволяют перестраховываться от таких глобальных сбоев?
А.Борисевич: Будет, конечно, расти. Честно говоря, я глубоко не копался в деталях того, как эта уязвимость стала возможной. Я могу предположить. Это, кстати, одна из причин того, что в ЖЖ многие имбеды нельзя вставлять в пост. Нас в этом очень часто обвиняют. Мы это делаем для защиты интересов, чтобы не было сбоев и уязвимости. Это ограничение, но таким образом мы не допускаем ситуацию, которая возникла в Твиттере. Расти будет. Как защищаться, я не знаю. Есть стандартные способы. Антивирусные компании наверняка обратят внимание на защиту в онлайново-социальной среде. Для себя я эту проблему решил с пересадкой на Macintosh.
М.Спиридонов: Хорошо. Не будем сейчас говорить на тему Macintosh, так как это вечная тема. Давно ты пересел на Macintosh?
А.Борисевич: Года полтора назад после того, как в Америку съездил.
М.Спиридонов: Поговорим о голосовом сервисе, о голосовом поиске, который представили Яндекс и Гугл.
НовостьДва крупнейших поисковика Рунета: Яндекс и Гугл – запускают голосовой поиск. Сервис распознает речь и помогает искать информацию в сети по надиктованным запросам. Известно, что Яндекс реализует голосовой поиск в ближайшее время. Служба откроется в 4-ом квартал 2010 года и первоначальна будет доступна только пользователям мобильных Яндекс.Карт. «По голосовому запросу через сервис можно будет находить московские адреса, а также ближайшие парикмахерские, заправки и отделения банков», - сообщает источник в Яндексе. Местоположение пользователя будет определяться автоматически.
М.Спиридонов: Насколько важным тебе видится этот голосовой поиск? Мне кажется, что он не вытеснит текстовый, не смотря на кажущееся удобство, а процент использования в перспективе любопытно пытаться прогнозировать. Как тебе видится? Многие им будут пользоваться?
А.Борисевич: Мне кажется безумно важным этот поиск. Во-первых, тактически он важен, потому что это действительно хороший сервис. Если Яндекс это сделает на картах, и это будет работать, то есть качественно обрабатывать голос и выдавать релевантные результаты по запросу, будет супер. Я не всегда веду себя корректно в машине по отношению к участникам дорожного движения, когда отвлекаюсь на то, чтобы набрать в поиске iPhone какое-то слово на картах Яндекса. Это будет здорово, если это будет работать. Во-вторых, это очень важно с точки зрения стратегического развития такой платформы, как распознавание голоса, особенно на русском языке. Как люди из мобильной отрасли 2004-2005 годов мы решали проблемы способности распознавания голоса и понимания, какой контент хочет запросить пользователь. На тот момент хороших технических решений, работающих на русском языке, не было. Это была либо профанация, либо узкоспециализированная тематика, например, медицинские термины. Это очень серьезная инженерная задача. Если Яндекс смогли решить ее, то честь им и хвала в очередной раз.
М.Спиридонов: Яндекс и Гугл, обращаю твое внимание. Насколько я знаю, Гугл в российском офисе представил то, что из себя являет голосовой поиск. По отзывам, в частности опубликованным на roem.ru журналиста Юрия Синодова, это довольно функционально богатая и достойно работающая история.
А.Борисевич: К сожалению, я еще не успел попробовать. Всё прочитал, но сам еще не протестировал, поэтому экспертного заключения не могу сделать.
М.Спиридонов: Тогда на этом мы и закончим. Спасибо, Андрей, за то, что нашел время пообщаться.
А.Борисевич: Тебе спасибо.
М.Спиридонов: Передавай привет сотрудникам, которые находятся за эфиром, твоим коллегам, которые сопровождали нас всю программу. Надеюсь, что это не будет сильно мешать нашим слушателям. Это была рабочая атмосфера, друзья.
А.Борисевич: Это особенность openspace.
М.Спиридонов: Кстати говоря, ты поклонник openspace или противник?
А.Борисевич: Сейчас поклонник. Когда я первый раз попал в SUP и открытое пространство, мне было очень непривычно и тяжело. Сейчас же настолько привык, что мне кажется это естественным. Любой человек может к другому подойти вне зависимости от того, кто ты: генеральный директор или сотрудник кухни. Это прекрасно.
М.Спиридонов: Великолепно. Демократия в действии.
А.Борисевич: Демократия в действии.
М.Спиридонов: Спасибо тебе еще раз. Вы, друзья, слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях был Андрей Борисевич, директор по развитию бизнеса компании SUP Fabrik. Редакция выпуска: Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вёл программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!