М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 19 ноября 2010 года. Вы слушаете 74-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Информационную поддержку программы оказывает деловой сайт Forbes.ru. Начну с сухих цифр в режиме сводки Совинформбюро. Открытая регистрация в доменной зоне .рф стартовала в полдень 11 ноября 2010 года, то есть неделю назад. Уже через сутки с более чем двумя сотнями тысяч доменов зона «РФ» вошла в двадцатку крупнейших доменных зон Европы. А вчера – 18 ноября в 10:27 по московскому времени было зарегистрировано полумиллионное доменное имя в зоне .РФ. При этом регистрации продолжаются в очень высоком темпе. И сейчас, надо полагать, число рф-доменов приближается к шестистам тысячам. Разные были прогнозы на этот счет, но таких ошеломляющих цифр, однозначно, никто не ожидал. Сегодня у нас в гостях один из самых заметных участников событий вокруг зоны РФ – директор Координационного центра домена RU Андрей Колесников. Андрей, добрый день.
А.КОЛЕСНИКОВ: Здравствуйте.
М.СПИРИДОНОВ: Считаете ли вы ажиотажный спрос на кириллические домены своим триумфом? Если нет, какое вообще к тому, что наблюдается, отношение?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я очень скромный человек. Безусловно, это результат работы всего нашего интернет-сообщества под моим мудрым руководством. Надо быть честным и признаться в том, что я ожидал другие результаты – я думал, что к концу года будет зарегистрировано порядка 50-75 тысяч доменов. В мае наш министр связи называл примерно такие же цифры. Это были наиболее оптимистичные прогнозы на конец этого года. Заметьте, что до конца года еще много времени. Результаты с 500 тысячами доменов, которые мы получили на днях, ошеломительные, но я готов дать объяснение, почему так случилось.
М.СПИРИДОНОВ: Если можно, то расскажите коротко в качестве эпиграфа к программе, а дальше будем разворачивать ситуацию более подробно. Почему так происходит?
А.КОЛЕСНИКОВ: Достаточно посмотреть на великий и могучий список зарегистрированных доменных имен. Дело в том, что наши пользователи наконец-то получили возможность самовыражения: «Я люблю тебя, Оля» и так далее. Введение кириллицы сняло ограничение на латинское выражение русских слов. Это функциональная особенность проекта. Я считаю, что мы добились очень хороших результатов и дали людям возможность самовыражаться, присваивать адреса своим проектам такие, какие они считают нужным, не имея никаких ограничений, за исключением стоп-листа.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. О подробностях мы поговорим позднее. Сейчас скажу, что Рунетология выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». Сейчас досье нашего гостя.
ДосьеАндрей Колесников родился 10 августа 1962 года в Москве. В 1986 году закончил факультет «Химии и технологии редких элементов и материалов электронной техники» Московской государственной академии тонкой химической технологии им. Ломоносова. Свою работу в области телекоммуникаций начал в 1988 году. В то время он занимался общественными инициативами по установлению телекоммуникационных мостов между СССР и США. В 1991 году работал инженером по телекоммуникациям во Всесоюзном НИИ прикладных автоматизированных систем, где занимался внедрением системы электронной почты. В 1992 году эта система стала частью национальной системы электронной почты. В 1993 году Колесников вместе с восемью представителями Интернет-провайдеров подписал соглашение, на основании которого России был делегирован домен .RU. В 1994 году он принимал участие в разработке первой лицензии на телематические услуги, а в 1995 году – руководил запуском первого в стране Интернет- провайдера «Россия-Он-Лайн», который в дальнейшем обеспечил доступ в интернет людям более чем из 80 городов России. В 2000 году Колесников вошел в группу разработчиков первой международной концепции по информационным и коммуникационным технологиям, впоследствии принятой лидерами стран G8 в Окинаве как «Окинавская хартия глобального информационного общества». С марта 2009 года Андрей Колесников работает в должности директора Координационного центра национального домена сети Интернет. Среди его интересов музыка и рыбалка. Женат. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, Андрей, что Вы сопровождаете домен .RU со дня его рождения?
А.КОЛЕСНИКОВ: Получается, что так. Тут немного наврали: дело в том, что диплом об окончании высшего заведения я так и не получил, потому что полностью переключился на телекоммуникации, в бурное время перестройки у меня руки до этого не дошли.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, высшего образования у Вас нет?
А.КОЛЕСНИКОВ: Нет, у меня незаконченное высшее (5 курсов).
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Возвращаясь к теме доменной зоны .RU, каким образом, если можно сказать в двух словах, происходило создание домена: кто был инициатором, кто участвовал в подписании соглашения?
А.КОЛЕСНИКОВ: Когда .RU появилось в списке ISO (универсальная таблица, в которую входят все country-коды), мы решили, что нам тоже неплохо было бы иметь свой домен.
М.СПИРИДОНОВ: К тому моменту .SU уже был?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да. Сразу подали несколько заявлений на присвоение этого домена разные организации. Уже тогда существовал принцип, что нужно было вначале договориться между собой и определить компанию, которая будет администратором этого домена. «Когда вы все договоритесь, тогда мы вам этот домен делегируем». Я не помню, кто тогда этим занимался – ICANN еще не было.
М.СПИРИДОНОВ: Глобального координатора доменов?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да. Функция корневых доменов уже была, но я не помню, кто ей занимался. Был принцип «Договоритесь со своим интернет-сообществом, а потом мы дадим этой компании».
М.СПИРИДОНОВ: Кто должен был договориться об этом в 1993 году, когда еще не было интернета, по сути.
А.КОЛЕСНИКОВ: Как это не было? Я интернетом пользовался еще в 1988.
М.СПИРИДОНОВ: Вы уникум в этом смысле.
А.КОЛЕСНИКОВ: Не только я. Туда входили SovAm Teleport , Demos, Techno, GlasNet, Relcom, X-Atom, FREEnet, институт космических исследователей, МГУ и другие. Эта координационная группа и решила в качестве администратора домена .RU назначить РосНИИРОС – некоммерческую организацию.
М.СПИРИДОНОВ: Я хочу послушать о том, как это создавалось в 1993. Кто в итоге с кем договорился? Если для Вас тогда интернет существовал, то для меня его не было.
А.КОЛЕСНИКОВ: В координационную группу входили организации, представители которых подписали соглашение «О порядке администрирования зоны .RU».
М.СПИРИДОНОВ: Это были общественные организации?
А.КОЛЕСНИКОВ: Конечно, нет. Demos, Techno, GlasNet, SovAm Teleport, Relcom, X-Atom, FREEnet.
М.СПИРИДОНОВ: Коммерческие?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: А государство имело к этому отношение?
А.КОЛЕСНИКОВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: А когда государство появилось в координации доменной зоны .RU?
А.КОЛЕСНИКОВ: Оно появилось с введением в регламент Координационного центра 13-ого члена Совета - представителя Администрации связи Российской Федерации.
М.СПИРИДОНОВ: Когда это случилось?
А.КОЛЕСНИКОВ: По-моему, в 2000 или 2003 году.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, до конца 20 века домены зоны .RU полностью координировались коммерческими организациями?
А.КОЛЕСНИКОВ: В принципе да. Дело в том, что изначально координационная группа была представлена этими компаниями. Сейчас Координационный центр представлен личностями, то есть конкретными членами Совета.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. В те времена, кроме любопытной регистрации доменов, например, Лебедев.ру, какие-то еще любопытные этапные моменты развития зоны .RU Вы могли бы выделить?
А.КОЛЕСНИКОВ: Лебедев.ру – физический институт имени Лебедева.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, не имеет отношение к Тёме.
А.КОЛЕСНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие были этапные или примечательные этапы развития зоны .RU?
А.КОЛЕСНИКОВ: Трудный вопрос. It's not a big deal. Росла зона потихоньку, домены регистрировались. Стоимость домена была порядка 100 долларов, потом цена снижалась, потом вводили новые регламенты, новые принципы, менялись правила. Приятно было, когда перешагнули первый миллион, второй, третий и так далее. Говорить о том, что это самоцель или самодостижение, наверное, не стоит, потому что количество доменов является производным от количества пользователей в стране (линейная зависимость).
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас Вы директор Координационного Центра.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я исполнительный директор, я не являюсь членом Совета. Все стратегические решения в Координационном Центре принимает именно Совет, а я являюсь администратором.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом менялось Ваше взаимодействие с доменной зоной .RU? Вы участвовали в зарождении, дальше Вы как-то соприкасались? Если да, то как?
А.КОЛЕСНИКОВ: Домены во всех странах управлялись людьми, так или иначе занимающимися технологиями. Это выросло либо из академической среды, либо из технологической среды. Россия в этом плане не стала исключением. Вся наша доменная тематика возрастала из специалистов. Люди, которые представляли этих провайдеров, до сих пор работают техническими директорами, инженерами и так далее. Это была технократическая тусовка, которая занималась доменными именами, только потом появился профессиональный рынок регистраторов. В один определенный момент было решено, что функции технического центра и функции администратора доменов надо разъединить. Появился наш первый регистратор, потом их стало несколько. Это нормальный эволюционный процесс, он ничем не отличается от процессов, которые происходили в других странах (Германия, Англия). Единственное, что везде это находится на разных ступенях развития.
М.СПИРИДОНОВ: Какова была Ваша личная роль? Как она менялась по отношению к домену .RU?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я был членом Совета по домену .RU, потом перестал быть членом Совета и стал директором.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Тогда перейдем к домену .РФ – самой горячей теме на сегодня. Вы сказали, что, хоть и не ожидали такой степени ажиотажа, но сейчас можете объяснить, почему так получилось. Вы сказали, что регистрируют различные словосочетания, типа «Я люблю тебя, Оля». Неужели такой колоссальный оборот создают частные лица?
А.КОЛЕСНИКОВ: Примерно 50% на 50%. Топ-20 администраторов – 122 тысяч доменов, то есть 29%. Максимальное число доменов зарегистрировано профессионалами. Все, кто зарегистрировал более 50 доменов – это профессионалы (54%).
М.СПИРИДОНОВ: То есть многие регистрируют для перепродажи?
А.КОЛЕСНИКОВ: Не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, так.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я бы не стал так делать, потому что это достаточно рискованно.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Далее мы дадим комментарий одного из экспертов, имеющих отношение к доменному рынку.
А.КОЛЕСНИКОВ: Профессионалы – необязательно люди, которые регистрируют домены для перепродажи. Прежде всего, к профессионалам я отношу Sedoparking, seo-оптимизаторов, людей, которые окэшивают поисковый трафик. Оборот перепродажи доменов мал по сравнению с людьми, которые занимаются оптимизацией – это еще один миф, который надо разрушить.
М.СПИРИДОНОВ: По поводу Seo, Вы полагаете, что они покупают домены, чтобы иметь домены с ключевиками?
А.КОЛЕСНИКОВ: Конечно. Например,«Тур выходного дня в Бельгию.РФ». Если у тебя сайт с таким названием, то у тебя будет 100%-ное попадание в поисковый механизм.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Вы полагаете, что такой ажиотаж во многом вызван энергичностью сеошников?
А.КОЛЕСНИКОВ: Конечно. Это энергичность сеошников и переход на следующую ступеньку оптимизации.
М.СПИРИДОНОВ: Есть и другая точка зрения, высказываемая рядом заметных сетевых деятелей. Например, тот же Антон Носик писал о том, что этот домен сделан, с одной стороны, для обогащения регистраторов, с другой стороны, «одни лохи купили, другим лохам продали» (если говорить грубо).
А.КОЛЕСНИКОВ: Вся доменная индустрия, включая вторичный рынок – 50 миллионов долларов в год. Это смешно, это копейки. Говорить о том, что это рынок перепродаж не стоит.
М.СПИРИДОНОВ: Мировая?
А.КОЛЕСНИКОВ: Нет, .RU. Какие перепродажи? Это маргинальный бизнес: купил стул за 1000, продал за 2000.
М.СПИРИДОНОВ: Доменная индустрия продажи-перепродажи в зоне .RU?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: При этом отдельные счетоводы посчитали, что на зоне .РФ регистраторы заработали уже десятки миллионов. Сейчас рынок резко вырос, да?
А.КОЛЕСНИКОВ: На домене .РФ в период золотой лихорадки происходит первичное обогащение. Люди регистрируют про запас, надеются что-то продать, но пока ничего не продают.
М.СПИРИДОНОВ: Пока что нет.
А.КОЛЕСНИКОВ: Для того чтобы это начало продаваться, надо, чтобы этим начали пользоваться.
М.СПИРИДОНОВ: Надо чтобы домены появились в рекламах, телевидении, наружке, чтобы люди стали к этому привыкать.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я очень рад, что многие радиостанции, государственные органы, некоторые банки это делают.
М.СПИРИДОНОВ: Вы видели это?
А.КОЛЕСНИКОВ: Конечно. Авторадио, например.
М.СПИРИДОНОВ: Из тех доменов, что я видел, в частности, Яндекс.РФ и им подобные крупные домены, взятые крупными корпорациями, переадресованы на домен в зоне .RU. В большинстве случаев это так?
А.КОЛЕСНИКОВ: Честно говоря, я не занимался анализом ресурсов, которые висят на этих доменах. Это находится за пределами моей компетенции, у меня на это времени не хватает. Пока говорить об активном использовании .РФ рано, потому что прошла всего лишь неделя с начала регистрации. Откуда там будут ресурсы? Должен пройти, как минимум, год, чтобы что-то начало появляться. Тогда будет видна цена на эти домены, потому что сейчас ты регистрируешь домен, платишь деньги, но не факт, что ты его перепродашь потом.
М.СПИРИДОНОВ: По статистике 35% из зарегистрированных доменов делегированы, то есть треть используется, а 2/3 отложены в долгий ящик.
А.КОЛЕСНИКОВ: Кто Вам дал эти цифры?
М.СПИРИДОНОВ: Моя редакция.
А.КОЛЕСНИКОВ: Кроме Координационного центра этого никто не может сказать. Наверное, эти цифры пришли от нас.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо. Вы сказали, что должен пройти год, чтобы стала понятна коммерческая ценность этих доменов. На этот счет у нас есть любопытный комментарий от Дениса Гледенова.
Д.ГЛЕДЕНОВ: Я не собираюсь инвестировать в зону .РФ, так как не вижу будущей перспективы, но насколько мне известно, 90% красивых имен забрала компания Ru-center. Я считаю, что люди будут готовы пользоваться зоной .РФ. На данный момент я думаю, что их регистрируют в основном для раскрутки сайтов SEO-специалисты. Я думаю, что Яндекс и Гугл предпримет какие-то меры, и через год эти домены будут никому не интересны, они будут удаляться, их регистрация снизится. В общем, в этой зоне я перспективы не вижу.
М.СПИРИДОНОВ: Для тех, кто не знает, Денис – один из самых крупных частных специалистов по доменам. У него несколько десятков тысяч доменов в зоне .RU. Он не видит коммерческого потенциала в зоне .РФ. Вы как-то можете прокомментировать его слова?
А.КОЛЕСНИКОВ: Конечно, могу. Во-первых, он Роберт Гледенов. Во-вторых, кто будет палить свои запасы. У него есть небольшая заначка этих доменов. Он эстет, он не гоняется за массовостью, ему нравится сам процесс. Он великий мастер регистрации интересных доменов, и его бизнес процветает. Ru-center – отдельная тема, которую тоже можно будет обсудить.
М.СПИРИДОНОВ: Давайте поговорим чуть позже об этом. В общем, Вы полагаете, что он блефует? Он ставку на самом деле делает, но как с именем почему-то, так и с позицией он говорит не совсем то, что думает?
А.КОЛЕСНИКОВ: Он произнес ключевое слово «поисковики». Как к этому отнесутся поисковые машины? Как они будут поступать? Как будет рассчитываться индекс популярности, выдачи?
М.СПИРИДОНОВ: Это любопытно.
А.КОЛЕСНИКОВ: Это интересная тема. Сейчас они, как я понимаю, с этим ничего не делают, потому что не понимают, что с этим делать или ждут. С другой стороны, тот же Гугл с доменами, которые написаны на родных языках, давным-давно имеет дело. Так что они будут шустрее в этом плане работать.
М.СПИРИДОНОВ: Вроде кириллические чуть ли первыми появились.
А.КОЛЕСНИКОВ: Да Вы что? Китай уже несколько лет живет с китайскими доменами, правда, у них .cn стояла.
М.СПИРИДОНОВ: Я слышал, что арабские страны имеют свои домены.
А.КОЛЕСНИКОВ: В арабских странах проблема заключается в небольшом интернет-проникновении. У них сейчас начинается активный рост, в частности, в Египте, Иордании интернет уходит на прилавках, как горячие пирожки. Для них проблема латинских букв гораздо более серьезная, чем для нас. Кириллица похожа на латиницу, а у них совсем другой шрифт. Для них внедрение доменов – технологический прорыв. С другой стороны, 500 тысяч говорят о многом, значит, для нас они тоже важны.
М.СПИРИДОНОВ: То есть настолько велика проблема с латиницей, что Вы думаете, они будут готовы смириться с тем, что сайты будут недоступны из других стран.
А.КОЛЕСНИКОВ: Это реальная проблема. Для этого достаточно открыть список доменов и посмотреть, что люди регистрируют. Гирлянда, подходы, шилка и так далее. У меня перед глазами список доменов, которые регистрировали в первый час – 31900 доменов. Каким образом ты латиницей это наберешь?
М.СПИРИДОНОВ: В этом есть своя правда. Также как и есть правда в аргументах противников кириллических доменов, которые говорят, что они недоступны во всех точках мира.
А.КОЛЕСНИКОВ: Они претерпели абсолютное поражение и теперь пытаются злобно огрызаться.
М.СПИРИДОНОВ: Де-факто мы определили, что человек слаб, нервы сдали у большого количества людей.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я зарегистрировал 2 домена: свою фамилию (у меня был Колесников.Ру, теперь есть Колесников.Рф) и название поселка, в котором я живу. По цене бутылки водки в год почему бы и не зарегистрировать? Это не деньги, вокруг которых стоит вести спор.
М.СПИРИДОНОВ: Аргументы понятны. Но если использовать аргументы обратной стороны, то главная проблема – создающаяся двойственность. Был по умолчанию домен .RU, и все знали, что если есть сайт, то практически всегда заканчивается .RU. Мы же сделали второй домен по умолчанию, поэтому создается неудобство. Например, помнишь название домена, а в зоне РФ или в зоне RU не помнишь.
А.КОЛЕСНИКОВ: Домен № 31774 – Хрусталик.
М.СПИРИДОНОВ: Не нажили ли мы себе новую головную боль? На национальном языке, тем более таком сложном и красивом, как русский, было бы неплохо писать со всеми соблюдениями правил и грамматики, но не дополнительная ли это сложность?
А.КОЛЕСНИКОВ: Мы дали людям возможность разнообразия. Вообще любой виток развития интернета – это когда кто-то дает людям дополнительные возможности, дает им разнообразие. Если проект успешный, он будет жить и пользоваться спросом. Когда он перестанет пользоваться спросом, ему на смену придет другой проект. Посмотрите, что происходит с социальными сетями, поисковыми системами, то же самое происходит и с адресацией. Теперь есть домены .РФ. Потом сделают домены .Дети, .Пиво, .Небо. Чему это противоречит? Ничему.
М.СПИРИДОНОВ: Я в отличие от многих не могу склониться к той или иной стороне однозначно, хотя, как и многие специалисты на рынке, я не могу над этим не размышлять. Однако, положа руку на сердце, скажите, чего больше в этих доменах: коммерции или здравого смысла? Вначале скажите про .РФ, а потом про те, что появятся позже.
А.КОЛЕСНИКОВ: Доля коммерции в доменах будет падать в связи с внедрением всё новых и новых корневых доменов. Ценность ныне существующих брендов (.com, .ua, .ru) будет размываться с появлением новых доменов. Когда-то наступает момент, когда ты не понимаешь, зачем тебе еще 10 доменов в других доменных зонах. Как раз в этот момент, возможно, возникнет принципиально другая система адресации в интернете. Надо иногда возвращаться к истокам и вспомнить, что эти названия – это всего лишь удобства для того, чтобы не помнить IP-номера. Кстати, IP-номера версии 6 нормальному человеку запомнить невозможно. Если нынешний домен 19416811 или 127000 все помнят, то попробуйте запомнить IP-номера 6 версии – это невозможно. Домены появились именно как мнемоническое название, как название в буквах. Постепенно они превратились в средства адресации и индивидуализации. Кому нужно 10 новых корневых зон? Неукоснительно будет падать стоимость доменов. Это исторический процесс, который никак не остановить. Рунет – бренд (RU). .РФ – это тоже бренд, потому что РФ – это Российская Федерация. Не мы сделали его брендом, мы просто взяли название нашей страны.
М.СПИРИДОНОВ: Появилось параллельное пространство РФнет. Есть еще один аргумент, который лежит, скорее, в этическом пласте, нежели техническом или коммерческом. Получилось, что в неком месте продавался товар, который был неособо кому-то нужен (кто-то был в нем больше заинтересован, кто-то меньше), но возникла давка, ажиотаж, крики «больше двух в одни руки не давать», и все побежали хватать их. Возникла базарная история, которая спровоцировала ажиотажный спрос. В результате возникшего базара мы натаскали себе полмиллиона доменов, мы сидим с ними на руках и не знаем, что делать.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я не сижу с ними на руках, у меня есть 2 домена. Не будут людям нужны эти домены, выкинут они их в помойку.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. По поводу технических вопросов поговорим. Есть подозрения, что не все крупные почтовые сервисы смогут адекватно обрабатывать почтовые адреса на домене .РФ. Та же проблема с отдельными браузерами.
А.КОЛЕСНИКОВ: С браузерами всё нормально, а с электронной почтой проблемы действительно есть. Я надеюсь, что через год наши стандарты будут подтверждены. После того как будут стандарты, появится и поддержка приложениями электронной почты. Это вопрос времени.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сравнить российские инициативы и немецкие инициативы (ведущий домен в Европе .de). В Германии сейчас проводится главная инициатива, связанная с доменами – там вводится de-mail. Это система подтвержденной электронной почты, куда обязательно входит имя и фамилия, которую выдают доверенные провайдеры, за которую платишь и которая является аналогом заверенных бумажных писем. То есть, отправленная с этих ящиков корреспонденция в адрес банков, страховых компаний, госучреждений принимается, как бумажная корреспонденция с живой подписью, а для немцев это очень важно. Это понятная прагматичная инициатива, и бизнес там тоже есть. Аккредитованные провайдеры, которые предоставляют эту услугу, получают какие-то деньги за это. В России возникла двоякая ситуация с .РФ. Непонятно, как решать проблему с почтовыми адресами. Бизнес есть, ажиотаж есть. Я высказываю не собственное мнение, но, тем не менее, ажиотаж есть, а практической пользы вроде и нет.
А.КОЛЕСНИКОВ: Что такое de-mail? К электронной почте de-mail имеет отношение только потому, что базируется на некоторых протоколах электронной почты. Вообще это всё про регламент, процедуры, аккредитацию, удостоверение личности, это для обмена юридически действительными электронными сообщениями и документами. Это не Mail.ru и не Gmail. Его главное отличие от всех существующих почтовых сервисов в том, что это система доверительных отношений между участниками того или иного информационного обмена. То же самое планируют сделать и у нас.
М.СПИРИДОНОВ: У нас говорят об инициативе электронного правительства.
А.КОЛЕСНИКОВ: В электронном правительстве есть маленькая деталь, которую нужно реализовать – это вариант прихода в какое-то место, чтобы тебе дали идентификатор. Это маленький шажок в большой космос, но его надо сделать, потому что без него ничего работать не будет.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Вернемся к теме .РФ в чистом виде. Поговорим на тему регистрации «вкусных», то есть интересных, ярких, заметных имен существительных регистраторами. Прежде всего, претензии предъявляются к Ru-Center. Уже сказал Андрей Воробьев о том, что «красивые» домены регистрировались для того чтобы передать их интересантам.
А.КОЛЕСНИКОВ: Давайте для начала возьмем 11-12 доменов: работа, видео, автозапчасти, магазин, бизнес, игры, телефон, золото, квартиры, сайт, авто, дальше двери, вакансии, билеты, одежда и так далее. Это все домены, которые пользуются определенным спросом с точки зрения релевантности для поисковиков. Я не понимаю, зачем людям домен телефон.рф. Он не несет в себе признаков какого-то бренда. Скажите мне, пожалуйста, для чего нужен домен Бизнес.РФ? Что на этом сайте можно размещать?
М.СПИРИДОНОВ: Можно медиа про бизнес построить. Придумать можно массу более или менее интересных вариантов.
А.КОЛЕСНИКОВ: Хорошо, будет сайт про бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Журнал про бизнес.
А.КОЛЕСНИКОВ: Для того чтобы проект был успешным, домен играет самую последнюю роль. Главное, чтобы там был интересный контент, чтобы он был правильно раскручен, чтобы вокруг него были правильные медийные технологии, чтобы там публиковали интересный материал. Я еще раз говорю, что это маргинальный бизнес, что в этот ажиотаж и немыслимые цены я не верю. Каким надо быть дураком, чтобы тратить такие деньги на простые слова, которые не несут принципа индивидуализации? Яндекс – это не простое слово. Такого слова в словаре нет, но все знают, что такое Яндекс. Нет слова «Рамблер» в словаре, но все знают, что такое рамблер.
М.СПИРИДОНОВ: Я не понимаю, к чему Вы клоните.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я клоню к тому, что обладание простым существительным не дает тебе гарантий, что ты на этом заработаешь денег.
М.СПИРИДОНОВ: Гарантий никаких, но дополнительные профиты.
А.КОЛЕСНИКОВ: Какие профиты? На чем?
М.СПИРИДОНОВ: Как специалист, который занимается созданием веб-сайтов, я скажу, что это, скорее всего, поисковые профиты. Когда поисковики будут читать домен РФ, это заметно поднимает релевантность. Во-вторых, это звучность с человеческой точки зрения. Если я продаю телефоны, и у меня домен Телефон.рф, это легко запоминается человеком и вполне возможно, что он придет ко мне, просто набрав адрес в строке из любопытства. Чем более популярное и простое существительное, тем более велика вероятность этого Type-in.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я еще раз повторю очень простой пример. Помните историю с доменом Секс.РФ? Тогда все завопили: «Они его зарегистрировали и будут его перепродавать». Они будут полными дебилами, если будут его перепродавать, если будут пытаться сделать на этом сайте какие-то деньги. Они на этом бренде сделают деньги, они откроют магазин на Тверской, и товары будут в тысячи раз более профитными, чем какой-то веб-сайт. То же самое – Магазин.РФ. Магазин чего? Это маргинальный бизнес. Те люди, которые покупают эти домены на аукционах, которые переплачивают за них – просто идиоты. Я по-другому не могу их назвать. Будет у вас домен Видео.РФ, будете вы окэшивать поисковый трафик. Сколько этот трафик принесет в год? Принесет он 10 тысяч долларов, но не больше, поэтому этот домен не может стоить больше 10 тысяч долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы не стал делать финансовые прогнозы. Почему Вы так жестко говорите на тему этого рынка (маргинальный, идиоты)? Почему Координационному Центру это неудобно?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я говорю о том, что есть элементы ажиотажного спроса. Я просто пытаюсь объяснить людям, что у каждого домена, который они покупают, в том числе на вторичном рынке, есть своя цена. Эта цена не обусловлена звучностью, громкостью или простотой этого имени. Эта цена обусловлена трафиком, который вы сможете привлечь к своему проекту. Не надо переплачивать за домен! Аукционы в .РФ противозаконны.
М.СПИРИДОНОВ: Мы начали с Ru-center. Как Вы относитесь к тому, что у него оказались в руках несколько десятков тысяч доменов, и его обвиняют в киберсквоттинге?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я не считаю, что наличие каких-либо красивых имен в запасе является киберсквоттингом. Например, первый домен, который был зарегистрирован – домен «Работа.РФ». Он был зарегистрирован регистратором REG.RU. Действительно, Ru-center принадлежит большое количество простых доменов, но проблема не в этом. Проблема заключается не в наличии простых доменов, типа подарки, вода, запчасти. Они пытаются продать эти домены. Проблема заключается в том, что на эти домены претендовали реальные люди, которые подали заявки и которые получили ответ с обоснованием, что на этот домен есть второй претендент и что этот домен будет разыгран на закрытом аукционе. В правилах регистрации доменов .РФ такого пункта нет.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Ru-center действует незаконно?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я взрослый человек, я не могу громко говорить о незаконности. Мы сейчас собираем факты, мы собираем обращения пользователей, которые нам предоставляют информацию. Когда идет речь про слова, типа рыбалка, трудно понять. Есть домены со словами, которые обычному человеку в голову не придут, но про них тоже говорят, что уже есть заявки. С этим мы и будем разбираться.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, Координационный центр имеет-таки зуб на Ru-center?
А.КОЛЕСНИКОВ: Координационный центр не имеет ни на кого зуб. Главная задача Координационного центра – обеспечить права конечного потребителя.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Оставим эту тему. В связи с появлением домена .РФ и большим вниманием государства к интернету, будет ли расти его роль в регулировании Рунетом, как Вы думаете?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я хочу сказать позитивные слова, потому что со времен исторической встречи с Владимиром Владимировичем Путиным в 1999 году, на которой были произнесены слова, что «забор не отвечает за то слово, которое на нем написали» прошло уже больше 10 лет, но принцип до сих пор соблюдается. В принципе государство не сделало ни одного шага, чтобы как-то придушить интернет. Были какие-то случаи, когда в каком-то городишке что-то прикрутили, но это исходит из самодурства местных начальников. В масштабе страны я не могу сказать, что государство крепко взялось за интернет. Это хорошо, потому что благодаря этому интернет развивается, ему дают развиваться. Это двоякая ситуация. Дело в том, что интернет развивается, в то же время развивается его негативная часть. Не надо забывать, что много всякой гадости в интернете живет.
М.СПИРИДОНОВ: Эту гадость было бы неплохо регулировать, в том числе и силами государства.
А.КОЛЕСНИКОВ: На улице хулиганов же регулируют. Я считаю, что интернет никак не отличается от улицы. Раньше функции родителей заключаются в том, чтобы научить детей не шляться вечерами по подворотням. Сейчас функция родителей заключается и в том, чтобы они говорили детям, чтобы они не шлялись по негодным сайтам. Функции ничем не отличаются от того, что было 30-40 лет назад. Тем не менее, интернет растет и развивается, он огромен и необъятен, там и гадости хватает.
М.СПИРИДОНОВ: Другое дело, что как на темных улицах наша милиция нас не очень часто защищает, так и в интернете попытки защитить нас, возможно, обернутся чем-то другим.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я всегда четко на этот вопрос отвечаю. Принесите мне факты, будем обсуждать. Где, кого сейчас зажимают? Всё время выходят какие-то законопроекты, инициативы. Хоть одна из них принята? Нет, не принята, потому что у людей хватает разума понимать, что нельзя принимать законы, которые не будут работать, которые не будут выполняться. В интернете в связи с тем, что он технологически так устроен, очень сложно что-то регулировать, прижимать и фильтровать.
М.СПИРИДОНОВ: До недавнего времени было впечатление, что государство присматривается и пока не понимает, что делать, но в последние месяцы есть мнение, что определенная концепция формируется, появляются молодые люди, которые не понаслышке знают, что такое интернет. В том числе, в верхушке Единой России, в Госдуме есть такие люди. Создается впечатление, что эти молодые люди встанут по ту сторону баррикады от интернетчиков, которые традиционно относятся к некой оппозиции власти. Тогда будет подвинчивание гаек и более конструктивная опора.
А.КОЛЕСНИКОВ: Во-первых, я не слежу за политикой, потому что политики у нас нет. Это искусственные структуры, эти молодые люди ненастоящие, поэтому мне это неинтересно.
М.СПИРИДОНОВ: Они настоящие, живые молодые люди с именами и фамилиями.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я имею дело с другой категорией наших госслужащих, в основном, с представителями исполнительной власти, а не с законодателями. Я предпочитаю конкретные вещи, нежели глубокие размышления на тему светлого будущего.
М.СПИРИДОНОВ: Говорят, что и там появляются такие молодые энергичные люди.
А.КОЛЕСНИКОВ: Не знаю, я работаю с совершенно разными людьми. Сегодня, например, я был на государственной правительственной комиссии по связям, докладывал про .РФ. Мне понравилось, как Игорь Олегович Щеголев держит удар. Всё хорошо, конструктивно, разумно. У меня не сложилось впечатление, что это партсобрание. У меня нет впечатления, что где-то затаились злодеи, которые хотят всё закрутить и запретить.
М.СПИРИДОНОВ: Это вряд ли.
А.КОЛЕСНИКОВ: Мир многообразен и красочен. К сожалению, иногда оттенки серого преобладают, но всё-таки это оттенки, а не черный и белый цвета.
М.СПИРИДОНОВ: Закрывая тему взаимодействия государства и интернета в этой программе, скажу, что Игорь Ашманов периодически говорит в интервью по поводу обретения Россией цифрового суверенитета. Национальный домен, государственный поисковик, антивирусы, операционная система. Вы видите этот тренд?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я скажу простую вещь, которую вы все прекрасно знаете. В интернете пользуются спросом те вещи, которые популярны. В интернете насильно мил не будешь. Если ваш национальный поисковик фуфло, то люди им пользоваться не будут. Если он лучше, чем Яндекс, значит, он будет более популярным. Но это маловероятно, поэтому говорить об этом нет смысла.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к вопросам блица. Я прошу отвечать лаконично на вопросы, которые подготовила наша редакция.
А.КОЛЕСНИКОВ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Где лучше жить: в России или за рубежом?
А.КОЛЕСНИКОВ: Кому где больше нравится, это личные предпочтения. Я много езжу, но всегда возвращаюсь в Россию. У меня здесь родители, собака, дети. Куда мне ехать?
М.СПИРИДОНОВ: Вы относите себя к чиновникам, предпринимателям или просто специалистам?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я отношу себя к людям, которые занимаются тем, чем любят заниматься. Наверное, к специалистам.
М.СПИРИДОНОВ: Вы относитесь к людям, которые любят рыбалку. Вы там пользуетесь интернетом?
А.КОЛЕСНИКОВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Это принципиально? Вы отдыхаете таким образом?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я и телефон не беру с собой.
М.СПИРИДОНОВ: Россия когда-нибудь будет делать свои хорошие компьютеры?
А.КОЛЕСНИКОВ: Когда-нибудь, наверное, будет. Это вопрос времени.
М.СПИРИДОНОВ: Какие домены Вы для себя зарегистрировали?
А.КОЛЕСНИКОВ: Колесников.Рф и Санниково.РФ (деревня, в которой я живу). Я еще пытался несколько доменов зарегистрировать, но потерпел поражение, хотя пользовался многими регистраторами для того чтобы увеличить свои шансы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Теперь перейдем к вопросам наших слушателей. Анонсы программы были опубликованы на Facebook, в моем блоге и так далее. То, что еще не прозвучало, я озвучу. Многого мы уже коснулись, поэтому я не буду повторяться. Василий Игнатьев
спрашивает: «Догонит ли данная зона .РФ свой аналог на латинице?».
А.КОЛЕСНИКОВ: Это из серии «сколько будет доменов к концу году». Я подумал, что будет 50 тысяч, получилось, что 500 тысяч. Я не знаю ответа, время покажет.
М.СПИРИДОНОВ: Вы можете наблюдать динамику по регистрации. Она падает?
А.КОЛЕСНИКОВ: Она снижается, но несущественно. Раньше было 1000 доменов в час, сейчас поменьше.
М.СПИРИДОНОВ: Пользователь Sten-s спрашивает: «Насколько озолотились регистраторы на проведении аферы "зона РФ" за эти две недели?». Это жесткий вопрос, можете ответить на него более корректно.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я отвечу абсолютно корректно. Себестоимость домена для регистратора 70 рублей. Надо умножить 500 тысяч на 70. Это тот доход, который получит технический центр доменов. Сколько получилось?
М.СПИРИДОНОВ: 35 миллионов рублей.
А.КОЛЕСНИКОВ: 1 миллион долларов. Скажем, что 50% этих доменов, то есть 250 тысяч доменов зарегистрировали профессионалы для разных своих целей (SEO, перепродажа). Они их купили с учетом огромных скидок, условно говоря, по 90 рублей.
М.СПИРИДОНОВ: То есть маржа была 20 рублей?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да. Теперь умножаем 20 рублей на 250 тысяч. Сколько получаем?
М.СПИРИДОНОВ: Получаем 5 миллионов рублей.
А.КОЛЕСНИКОВ: Теоретически они принесли регистраторам порядка 166 тысяч долларов. Остальные 250 тысяч купили по 600 рублей. Получается 150 миллионов рублей или 5 миллионов долларов. То есть от продаж в частные руки наши регистраторы заработали порядка 5 миллионов долларов. В итоге, миллионов 7 долларов на всех.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что больше. Я пошел другим путем: 250 тысяч доменов я умножил на 500 рублей чистой маржи с каждого домена. Получилось, что заработок составил 125 миллионов рублей.
А.КОЛЕСНИКОВ: 4 миллиона 166 тысяч долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Это совокупная маржа всех регистраторов?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да, плюс то, что зарегистрировали профессионалы.
М.СПИРИДОНОВ: То есть 5 миллионов долларов они заработали?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да. Получилось меньше 10. Большие это деньги, как Вы считаете?
М.СПИРИДОНОВ: Небезумные.
А.КОЛЕСНИКОВ: Это никакие деньги, если брать интернет-индустрию в целом.
М.СПИРИДОНОВ: Не озолотились они.
А.КОЛЕСНИКОВ: 5-7 миллионов долларов аферой назвать язык не поворачивается, хотя каждый судит по себе.
М.СПИРИДОНОВ: Для страны 5-7 миллионов долларов мало. Пойдем дальше. Сейчас задам предметный вопрос. Roman Rubanovich спрашивает: «Торговая марка "Автодети" и домен
ссылка принадлежат нашей компании ООО "Автодети". В первую же минуту свободной регистрации в зоне РФ был занят (предположительно, конкурентами) домен
ссылка Можем ли мы вернуть его в досудебном порядке через координационный центр, предоставив все необходимые документы?».
А.КОЛЕСНИКОВ: Могу сказать, что домен Автодети не был зарегистрирован в первый час открытой регистрации. Я сейчас обращаюсь ко всем, кто получил подобного рода ответ от регистратора. Пожалуйста, отправляйте запрос в Координационный центр с указанием, когда Вы подавали заявку, какой домен Вы хотели зарегистрировать, идентифицируйте себя, чтобы мы моли Вас найти. Чем больше деталей, тем лучше. Мы будем смотреть, кому реально достался этот домен и на каких условиях, и будем в каждом таком случае проводить проверку.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы готовы решать такие проблемы?
А.КОЛЕСНИКОВ: Мы готовы решать. У нас есть принцип «Кто первый заявку подал, того и тапки».
М.СПИРИДОНОВ: Таких вопросов немало.
А.КОЛЕСНИКОВ: Поэтому я специально об этом говорю. В том случае если у вас есть проблемы, сейчас я занят сбором таких заявлений. Я не готов говорить, кто виноват и кто прав. Я пытаюсь понять, насколько велик масштаб.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Тогда я не буду зачитывать вопросы этого же порядка.
А.КОЛЕСНИКОВ: Пускай люди обращаются, заходят на наш сайт, отправляют письмо на почту info@ cctld.ru, там стоит ticket-система, Вам сразу присвоят номерок и будут с Вами работать.
М.СПИРИДОНОВ: Много вопросов по Ru-center. Какие будут санкции от ФАС в адрес Ru-Center? Как Вы оцениваете это с моральной точки зрения?
А.КОЛЕСНИКОВ: Мне очень сложно подводить какие-то моральные оценки. Я стараюсь придерживаться принципа, что все регистраторы для нас равны как дети, а плохих детей не бывает. Если есть какие-то нарушения, то обращайтесь и будем разбираться. У Координационного центра есть все возможности проверки, приостановки аккредитации.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял Вас. Сейчас перейдем к новостям недели.
НовостьКак сообщает пресс-служба президента России, у Дмитрия Медведева будет в сервисе микроблогов Twitter два аккаунта. Нынешний, более чем со 120 тысячами читателей, переименуют в MedvedevRussia, и он будет предназначен для личных заметок главы государства. Новый же получит привычное название KremlinRussia и будет содержать сообщения официального характера.
М.СПИРИДОНОВ: Вы пользуетесь Твиттером?
А.КОЛЕСНИКОВ: Пользуюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вы думаете, зачем нужны такие рокировки?
А.КОЛЕСНИКОВ: Без понятия. Для меня это новости с Марса. Я пользуюсь Твиттером, но я не понимаю, зачем что-то менять.
М.СПИРИДОНОВ: Лежащее сверху предположение: у господина Медведева есть прокаченный аккаунт с большим количеством читателей, и он хочет оставить его себе, потому что собирается уходить, а KremlinRussia он передаст будущему президенту, которого предположительно могут звать Владимир.
А.КОЛЕСНИКОВ: Это из серии «Путин2012.РФ». Мышиная возня это всё.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сейчас неосторожно высказываетесь: Вы говорите о действиях, которые проводит глава государства.
А.КОЛЕСНИКОВ: Вы считаете, что лично Медведев или Путин нажимает на кнопки? Не смешите меня.
М.СПИРИДОНОВ: На кнопки клавиатуры, я подозреваю, что он периодически нажимает.
А.КОЛЕСНИКОВ: Нажимает, но я не думаю, что он лично стал бы что-то переименовывать. Мне кажется, что этими вопросами занимается пресс-служба.
М.СПИРИДОНОВ: Она же не могла не согласовать это с ним.
А.КОЛЕСНИКОВ: Это точно никак не связано с выборами, это на грани марсианского заговора.
М.СПИРИДОНОВ: Я убежден в обратном.
А.КОЛЕСНИКОВ: По домену Путин2012 делают вывод, что Путин будет баллотироваться в президенты.
М.СПИРИДОНОВ: Есть и другие индикаторы, указывающие на то, что это произойдет, хотя я не являюсь политологом и не готов утверждать. То, что подобные видоизменения в аккаунте в Твиттере проводятся с ведома и при непосредственном одобрении владельца аккаунта, то есть Медведева, я не сомневаюсь.
А.КОЛЕСНИКОВ: Хорошо. Значит, они преследуют другие цели. Может, они отстраиваются от двойников.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас перейдем к MySpace и Facebook.
НовостьВ ходе смены дизайна сайт MySpace наладил связь с Facebook. Отныне тот, у кого есть аккаунты и в том, и в другом сервисе, имеет возможность войти на свою страничку в Facebook через MySpace и импортировать свои интересы для получения связанной с ними актуальной информации. По утверждению обоих сторон, нововведение не имеет финансовой подоплеки.
М.СПИРИДОНОВ: Слышали об этом?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да, я сегодня прочитала об этом.
М.СПИРИДОНОВ: MySpace фактически лег под Facebook, признав его главенство и собственный проигрыш. Мне кажется, это знаковый момент.
А.КОЛЕСНИКОВ: Большие проекты быстро не умирают.
М.СПИРИДОНОВ: Конечно, он не умирает, там миллионы пользователей.
А.КОЛЕСНИКОВ: Может, это связано с тем, что взаимная авторизация дает больше функционала пользователю другой социальной сети. Я не понимаю, почему бы не пойти навстречу интересам этих пользователей. У нас же есть OpenID, и им пользуются.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что OpenID не так много людей использует. Многие пользуются авторизациями через Facebook или Twitter.
А.КОЛЕСНИКОВ: В ЖЖ можно зайти через тот же Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: Для меня шаг MySpace, который раньше хорохорился и говорил о том, что они посоревнуются с Facebook, показывает, что их лидерство утеряно.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я могу сказать свои собственные отношения к той и другой сети. Мне Facebook больше нравится.
М.СПИРИДОНОВ: И многим также.
А.КОЛЕСНИКОВ: Это вопрос личных предпочтений.
М.СПИРИДОНОВ: Вы наблюдали смену поколений социальных сетей? В начале 2000-х годов лидировал Friendster, затем пришел MySpace, который были сильным игроком, о нем говорили, потом пришел Facebook, который плавно обошел MySpace.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я и говорю, что существует последовательность рождения и смерти проектов. На трупе вырастают новые красивые цветы, которые увядают, и на их место приходят другие. Это нормальная эволюция. Мы уже рассматриваем интернет, как достаточно большой отрезок времени. Если Вы вспомните начало 2000-х, когда проекты росли как грибы, тогда было видно, что выживают единицы. Нормально, когда кто-то кого-то съел и победил – это жизнь.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас поговорим о непризнанном сыне Facebook
НовостьКомпания Mail.ru Group нарастила свою долю в социальной сети «ВКонтакте» до 32,5%. Дополнительные 7,5% были выкуплены по запланированной цене 112,5 миллионов долларов. Кроме того, интернет-холдинг имеет опцион на выкуп ещё 7,5% акций сети «ВКонтакте» в следующем году. Тем временем свою долю в самой Mail.ru Group продал фонд «Эльбрус Капитал» — по той причине, что его мандат не позволяет ему быть миноритарным акционером крупной публичной компании. Принадлежавший фонду один процент акций холдинга оценивается приблизительно в 57 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Более миллиарда капитализация сейчас у ВКонтакте. Я хорошо помню времена становления сервиса, тогда они балансировали на одной доске с подобными проектами, которые также повторяли Facebook. Например, Facultet.ru, помните?
А.КОЛЕСНИКОВ: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ВКонтакте вырос, как Вы считаете?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я хочу сказать, что господин Мильнер – умнейший человек. Мне доставляет удовольствие следить за тем, как такие люди делают правильные инвестиции и в результате достигают офигительных степеней монетизации всех вложений. Это талантливейший человек, он молодец, что выкупает долю на росте.
М.СПИРИДОНОВ: Памятую классику, Мильнер – голова.
А.КОЛЕСНИКОВ: Он разбирается в интернет-проектах, он отлично понимает все технологические платформы, у него великолепный нюх. Он молодец!
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас модно петь дифирамбы Мильнеру. Есть за что!
А.КОЛЕСНИКОВ: Я его уважал достаточно давно, еще до IPO.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас коротко поговорим об инициативе правительственных структур.
НовостьПравительство России внесло в Госдуму проект закона о национальной платежной системе. Готовился документ больше года. Законопроект предполагает, что регулятором рынка электронных платежей станет Центробанк. Инициатива призвана упорядочить деятельность операторов отрасли. Зампредседателя комитета Госдумы по финансовому рынку Юрий Исаев отметил: «Задача законодателей состоит в том, чтобы создать такую систему, на основе которой можно будет выдавать россиянам специальные карты, позволяющие владельцу оформлять любые документы, получать пенсии, платить налоги и расплачиваться в магазинах, как обычной банковской картой».
М.СПИРИДОНОВ: Доходит, похоже, эта инициатива до чего-то более жизнеспособного. Давно ходят разговоры о том, что электронно-платежную систему нужно как-то координировать. Я знаю, что Яндекс.Деньги, Webmoney и другие активно лоббировали, с одной стороны, и участвовали в разработке закона, с другой стороны. Вы в курсе каких-то подробностей?
А.КОЛЕСНИКОВ: Я в курсе подробностей того, как это устроено в других странах. Я знаю, что в Эстонии, которую часто используют в качестве примера, механизм единой карты давно реализован (с 2001 года). Там по этой карте можно платить, пенсию получить, налоги платить, детей рожать и помирать. Меня, как крайне ленивого человека, который любит всякие новинки, такая система бы устроила. Вопрос в том, кто победит. Мне кажется, это вопрос денег.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вы думаете, когда нечто подобное, что-то цивилизованное появится в России, учитывая то, что нас много?
А.КОЛЕСНИКОВ: Мне хотелось бы, чтобы кто-то кого-то победил быстрее, и это начало реализовываться.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы остался один главный игрок?
А.КОЛЕСНИКОВ: Да. Если копнуть глубже, получается, что это Visa и MasterCard. Мне кажется, что стоит делать систему, которая будет стоять дальше от банковской системы, стоит использовать социальную платформу. У меня жена пользуется Сбербанком, а я пользуюсь другой карточкой. Я не хочу, чтобы у меня была единая карта, которая вела бы мой счет автоматически в Сбербанке, потому что не нравится мне Сбербанк. Они работают отвратительно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, посмотрим, как это будет развиваться дальше. Нам хотелось бы, чтобы это поскорее случилось и стало полезным и удобным. Напоследок поговорим про Википедию.
НовостьФонд «Викимедиа» начал кампанию по сбору средств на поддержку свободной энциклопедии Wikipedia и родственных ей ресурсов в 2011 году. Кампания продлится с 15 ноября 2010 по 15 января 2011 года. В течение указанного периода предполагается собрать 16 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Они сделали системой такой сбор. Похоже, у них удачно это получается. По-моему, это далеко не первый раз?
А.КОЛЕСНИКОВ: Нормально, когда такого рода ресурс живет за счет того, что его финансируют различные фонды. Сама Википедия и живет за счет фондов поступлений. Именно поэтому она считается источником, который самодостаточен, это не чей-то карманный проект. Он общедоступный и общечеловеческий, что добавляет ему важность и популярность, потому что, идя на ресурс, ты понимаешь, что, скорее всего, люди написали статью либо из энтузиазма, либо это проплачено фондами.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Я считаю полезным об этой новости поговорить, потому что, если у вас, уважаемые слушатели, есть желание помочь Википедии, то это будет полезно, потому что проект де-факто стал уникальной онлайн-энциклопедией всех времен и народов.
А.КОЛЕСНИКОВ: Я могу про себя сказать, что я постоянно пользуюсь Википедией.
М.СПИРИДОНОВ: Долгое время я относился к ней скептически, потому что сведения не проверены, но то ли качество контента стало расти по основным статейным параметрам, то ли еще что-то, но я всё чаще обращаюсь к Википедии. На русском языке это весьма достойный ресурс, на английском и немецком давно это так. В этом смысле мы догоняем мир по качеству и достоверности информации. На этом всё. Спасибо, что нашли время в Вашем, наверное, очень плотном графике в эти дни, когда Вас рвут на части с комментариями по поводу домена .РФ. Если что-то осталось внести в качестве короткого напутствия или обращения к покупателям или будущим продавцам домена .РФ, говорите.
А.КОЛЕСНИКОВ: Хотелось сказать, что есть опыт прохождения к метро, когда Вам предлагают купить тостер, и внезапно на этот тостер появляется второй претендент, и Вам предлагают еще денег принести. Люди, вы все знаете, что это лохотрон! Не ведитесь на это дело! Не надо никаких аукционов! Есть куча регистраторов, выбирайте того, кто Вам больше по душе.
М.СПИРИДОНОВ: Один из них – главный регистратор, как выяснилось, не очень понятный. Хорошо, мы об этом говорили всю программу, поэтому не будем продолжать. Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология», нашим гостем сегодня был директор Координационного центра домена RU Андрей Колесников. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!