М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 14 января 2011 года. Вы слушаете 80-й по счету и первый в новом году выпуск эксперт-шоу "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Традиционно мы благодарим за информационную поддержку программы нашего партнера - деловой сайт Forbes.ru. Спонсор сегодняшнего выпуска — «Фанспейс.ру». «Фанспейс.ру» — это онлайн-коллекция лицензионной музыки. Здесь пользователь всегда может найти свежие оригинальные плей-листы на свой вкус. Лицензионная музыка доступнее, чем кажется: получить доступ к полумиллионной базе композиций можно по подписке за 200 рублей в месяц. Цена отдельного плей-листа - от 10 рублей. Кроме того, на «Фанспейс.ру» можно бесплатно хранить и слушать собственную музыку. За время существования программы у нас уже было несколько ветеранов Рунета - люди из числа тех специалистов, кто своими глазами наблюдал первые шаги становления русскоязычной Сети, не только наблюдал, но и принимал активное участие в том, чтобы эти первые шаги становились увереннее и мощнее. Один из таких старожилов Рунета, из тех, кто метафорически выражаясь “Ленина видел” сегодня у нас в гостях. Это Петр Диденко - человек, который успел поработать в нескольких крупных компаниях и чье амплуа сегодня принято неформально называть “веб-евангелист”. Формально же должность Петра - главный специалист по стратегическому развитию «СКБ Контур». Верно, Петр?
П.ДИДЕНКО: Да, всё верно. Здравствуйте! Я рад, что меня называют старичком, хотя всё это было всего лишь 13 лет назад.
М.СПИРИДОНОВ: Определение “веб-евангелист” - самоназвание, или оно пришло к тебе со стороны?
П.ДИДЕНКО: Это название моей должности на прошлой работе в корпорации Microsoft. Лет 5 назад Microsoft решил, что у него будут не только люди, которые разрабатывают и продают софт, но и люди, которые могут поговорить об этом самом софте. Обычно в компаниях есть либо те, кто продают, либо те, кто разрабатывают, в Microsoft немного по-другому. Я думаю, что если бы за основу брали какое-то русское слово, то придумали бы какое-то другое название, но по-английски это нормально звучит.
М.СПИРИДОНОВ: В трудовой книжке у тебя написано “веб-евангелист”?
П.ДИДЕНКО: Нет, там написано “эксперт по технологиям...”.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Теперь послушаем формальное досье Петра и вернемся к разговору.
ДосьеПетр Диденко родился 1 сентября 1976 года в Краснодарском крае. В 1998 году окончил факультет нефтегазопромыслов Ухтинского государственного технического университета. С 1998 по 2003 год работал в компании Zenon, где руководил технической поддержкой пользователей, а затем развитием новых услуг в области хостинга и доступа в интернет. С 2005 по 2006 год руководил продажами в фирме Amby — дистрибьюторе американской компании CommuniGate Systems в России и странах СНГ. С марта 2004 по март 2005 года — заместитель генерального директора компании «Мастерхост». С 2006 по 2010 год работал экспертом по интернет-проектам в компании Microsoft. С апреля 2010 года — главный специалист по стратегическому развитию СКБ «Контур», российской компании — разработчика программного обеспечения для бухгалтерской сферы и автоматизации процессов в бухгалтерском учете. Среди увлечений — сноубординг и блоггинг. Женат, воспитывает сына. Живет и работает в Москве и Екатеринбурге.
М.СПИРИДОНОВ: Скажи, пожалуйста, ты вообще чувствуешь себя старожилом сети?
П.ДИДЕНКО: Если бы не было людей, которые провели в сети намного больше времени, чем я, я бы, наверное, себя таковым чувствовал. Но есть люди, которые действительно всё начинали лет 20 назад, они живы, они рядом, с ними можно пообщаться в Facebook, что я каждый день и делаю. На фоне них я не могу себя считать себя заслуженным.
М.СПИРИДОНОВ: Для молодежи - тех, кто пришел в сеть 3-5 лет назад ты определенно являешься пожилым участником событий. А кто те люди, о которых ты сейчас говоришь?
П.ДИДЕНКО: Есть 2 типа людей: те, кто поднимали физический интернет в стране, то есть провайдеры (например, Дмитрий Бурков) и те, кто начинал делать контент-проекты в 1995-1996 году (например, Носик). Они и являются старожилами.
М.СПИРИДОНОВ: Ты начал работу в интернете с хостинга, с тех же самых провайдеров?
П.ДИДЕНКО: Да, в 1998 году я пришел в компанию “Zenon”. Был и до сих пор есть такой провайдер. Это провайдер доступа в интернет, тогда не было еще DSL и широкополосного доступа, а был Dial-Up. У нас было 600 с лишним телефонных линий, что по тем временам было много. Тогда люди звонили модемом и получали доступ к интернету. Тогда начинали предоставляться услуги хостинга и размещения серверов. Тогда слова “хостинг” еще не было. Один из руководителей Зенона - Борис Тышкевич произнес по-русски это слово, вычитав его где-то, таким образом и появился хостинг. Вначале это были домашние странички. Кто давно пользуется интернетом, тот, наверное, помнит, что довольно большая часть интернета работала на адресах вида
ссылка Это был наш сервис. Потом мы стали предлагать приделывать к этим страничкам домены. Тогда не было php, скриптов и баз данных, были файлы, которые люди выкладывали, и пользователи их видели в интернете. За это тогда брали деньги, хостинг был в разы дороже, нежели сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: Хостинг был бизнесом или визионерством? Деньги там, видимо, были невеликие.
П.ДИДЕНКО: С первого дня стало понятно, что пользователи хотят выкладывать свою информацию в интернет. Для кого-то это было проявлением нарциссизма, кто-то таким образом начинал получать каких-то клиентов. Я помню, что в 1998 году было довольно много компаний, которых мы обслуживали. Они звонили, потому что у них были проблемы с опубликованием прайс-листов в интернете, они не могли поправить какие-то документы, и для них это было очень критично. Уже тогда был спрос на бизнес-хостинг. Тогда технологически мы предлагали очень мало, но спрос был, и он постоянно рос. На главной странице нашего хостингового проекта был счетчик клиентов, и он постоянно рос. Мы новые и новые тысячи клиентов несколько раз в год отмечали. Тогда вся эта индустрия очень быстро росла, поэтому я думаю, что с самого начала было понятно, что надо делать хостинг для бизнеса. К сожалению, какое-то время нельзя было предлагать домены в зоне .RU, потом это стало возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Почему нельзя?
П.ДИДЕНКО: В процессе регистрации доменов .РФ надо было показать свидетельство о регистрации товарного знака, тогда с зоной .RU была похожая ситуация. Придя с улицы, ты, как человек, не мог купить себе домен. Его могла купить только компания, причем домены стоили 120 долларов, а в 1998 году это были большие деньги. Тогда не было киберсквоттеров. Я домен из 3-ёх букв для своего блога зарегистрировал в 1999 году. Он был открыт для регистрации, его никто не регистрировал, тогда было много трехбуквенных доменов открыты для свободной регистрации. Затем произошла либерализация рынка доменов. Как только домены выкинули на рынок, как только ты или я смогли просто прийти и купить домен сначала за 120 долларов, потом за 36, потом за 24, хостинг взлетел ракетой.
М.СПИРИДОНОВ: Когда произошла эта либерализация?
П.ДИДЕНКО: По-моему, в конце 1999 года. Тогда домены стали открытыми для регистрации частным лицам, а до этого нужно было показывать, что у тебя есть юр.лицо с таким названием. У меня есть приятель Костя Гусев (заслуженный сисадмин Рунета), который зарегистрировал странными, окольными путями через кого-то домен KGB.ru. У него такие инициалы, и ему очень хотелось иметь этот домен. Это было странным прецедентом, потому что, с одной стороны, нельзя было регистрировать домены на частных лиц, с другой стороны, ему удалось это сделать. В то время это было нонсенсом, сейчас уже можно купить себе домен, а тогда любые домены для частных лиц - что-то необычное.
М.СПИРИДОНОВ: Ты, как я понимаю, изрядную часть своей карьеры провел в хостинге? Из Зенона ты сразу перешел в Мастерхост?
П.ДИДЕНКО: У меня была еще одна работа.
М.СПИРИДОНОВ: Русоникс?
П.ДИДЕНКО: Да. Я 7-8 лет из 13 провел в хостинге или рядом с хостингом.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то базовые моменты, которые ты вынес из бизнеса в области хостинга? Есть какие-то специфические вещи, или там работают так же, как и в любом другом интернет-бизнесе?
П.ДИДЕНКО: У меня появилась интересная мысль, когда рынок хостинга стал становится сырьем. Когда на этот рынок все новые компании смогли легко входить, был спрос на хостинг. Когда открывается новая компания, она часто хочет иметь свой веб-сайт, и она идет к хостеру.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы сказал, что всегда хочет иметь.
П.ДИДЕНКО: Не более 15-20% компаний в нашей стране имеют свой веб-сайт. Многие компании не имеют веб-сайта и очень далеки от интернета. Это хорошо, потому что это большой потенциал для хостеров и других веб-сервисов. Можно продавать и продавать. В США процент таких компаний намного больше.
М.СПИРИДОНОВ: Это, видимо, компании в регионах, которые занимаются торговлей картошкой или починкой велосипедов.
П.ДИДЕНКО: Да, в Москве около 40 процентов, в регионах всё хуже. Сначала хостинг был довольно дорогой. Мы размещали веб-страничку размеров в 10 мегабайт за 50 долларов в месяц, кажется. Войти в бизнес и стать хостером было сложно, так как надо было ставить какой-то сервер, а тогда никто не знал, что такое сервер. Входной билет в хостинг был очень дорогим.
М.СПИРИДОНОВ: Входным билетом было знание того, что такое сервер.
П.ДИДЕНКО: Да, и что такое Apache и где разместить этот сервер. Немногие компании приходили на этот рынок. Первыми хостерами были интернет-провайдеры, которые догадались, что надо, помимо доступа, продавать доступ к вебу.
М.СПИРИДОНОВ: Они догадались, видимо, глядя на западный рынок?
П.ДИДЕНКО: Безусловно. Там этот процесс начался раньше, и потом это пришло и к нам. В конце 90-х особо популярными были домены .com или .net, потому что домены .RU нельзя было купить. Постепенно входной билет в хостеры стал дешеветь. Большому количеству людей стало понятно, что такое сервер, как настраивается Apache, становилось всё больше и больше хостеров. Выяснилось, что услугу они предлагают очень похожую: сервера они предлагают одинаковые, интернет-каналы, на которых они стоят, почти одинаковые, Apache и php одинаковые, html-странички, которые загружают php-скрипты почти одинаковые и так далее. Развелось много компаний, которые предлагают услуги, и они ничем не отличаются, соответственно, конкурировать они могли только ценой. В итоге хостинг от цены в 50 долларов в месяц за страничку в 10 мегабайт сейчас превратился в 1000 рублей в год.
М.СПИРИДОНОВ: С хостингом Вы прошли классическую эволюцию цены, когда рынок диктует свои условия, и в итоге побеждает тот, кто предоставляет лучшие условия за меньшие деньги?
П.ДИДЕНКО: Что для тебя является лучшими условиями?
М.СПИРИДОНОВ: Для меня хостинг измеряется доступностью, скоростью и готовностью поддержки для решения вопросов, если таковые возникают. Хотя я последние пару лет не занимаюсь этими вопросами, их решают мои технические специалисты и, возможно, я пропустил, чем они руководствуются.
П.ДИДЕНКО: Обычно доступность. Но как показывает опыт, клиенты хостеров несильно напрягаются, если у них сайт сутки не работает. Есть на рынке одна очень большая компания, которой 10 лет и которая в начале 2000-х была лидером этого рынка. Она и сейчас существует, она работает, не предлагая новых услуг, работает плохо, но у них есть пользователи. Пользователям всё равно. Они сделали сайт и всё.
М.СПИРИДОНОВ: Это Masterhost?
П.ДИДЕНКО: Нет. Даже если ты выключишь сервер, ничего особенного не произойдет, пользователи с тобой будут еще годы. Качество - не самое главное.
М.СПИРИДОНОВ: Решает цена?
П.ДИДЕНКО: Нет, потому что у всех одинаковая цена - 100 рублей в месяц, и у всех одинаковые услуги. Дифференцироваться им нечем, они часто придумывают какие-то сложные сервисы, но это у них плохо получается. Я вынес интересный опыт из хостинга. Если где-то чего-то становится много, то нет других возможностей для бизнеса, кроме как снизить цены. В этом и заключается главный закон экономики.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку ты последнее время активно занимаешься Saas-ом, задам тебе следующий вопрос. Есть ли какая-то разница между классическим хостингом и облачным хостингом?
П.ДИДЕНКО: Это очень интересная тема. Я, ходя по различным сайтам, вижу рекламу Яндекс.Директа. Яндекс показывает релевантную мне рекламу, и реклама часто касается хостинга. Теперь все хостеры в рекламе пишут, что у них облачный хостинг. Интересно то, что на самом деле нет никакого облачного хостинга, они просто придумали новое слово, чтобы пользователям было веселее.
М.СПИРИДОНОВ: Давай разберемся, в чем отличия. В моем представлении (как рядового продвинутого пользователя, который имеет отношение к интернет-бизнесу) облачный хостинг отличается от обычного хостинга тем, что в случае с обычным хостингом я арендую конкретные машины, а в случае с облачным хостингом мне предоставляется некое пространство в рамках большого пула серверов, которыми обладает провайдер. В зависимости от моих потребностей мне дается та или иная цифровая мощность. Например, сегодня у меня нагрузка на 100 условных единиц, я столько и арендую, когда нагрузка увеличивается в 2-3-5 раз, провайдер автоматически выделяет мне нужное количество цифровых мощностей, и эта нагрузка оценивается массивом серверов.
П.ДИДЕНКО: Оно отчасти правильное, отчасти нет. Есть 3 основных подхода к этому вопросу. Есть компания Amazon.com, которая придумала Amazon веб-сервисы, которые сводятся к тому, что там запускаются виртуальные машины (раньше был физический сервер), и ты можешь свои программы, скрипты сайты запускать в этих виртуальных машинах. Это очень удобно, потому что тебе для того чтобы запустить новый веб-сервер не надо ждать, пока провайдер его купит, поставит, настроит. Ты можешь немедленно запустить виртуальную машину с нужным тебе объемом, процессором, количеством памяти и пользоваться. Если тебе станет мало, то ты можешь запустить еще одну. При этом твои скрипты, из которых состоит сайт, должны знать, что такое возможно, что они могут работать на ста виртуальных машинах, а не на одной. Программа должна работать с разделяемым диском, с разделяемой базой данных, знать, что есть другие программы. Если существует какая-то сессия, то она должна передаваться на правильную виртуальную машину. Таким образом, ты не можешь просто для существующего сайта завтра получить в сто раз больше мощностей. Ты можешь запустить больше виртуальных машин и научить свои программы работать одновременно с этими виртуальными машинами. Обычно под хостингом подразумевается это. Хостеры сегодня ставят много физических серверов впрок, и на них запускают виртуальные машины для пользователей. Если тебе сегодня нужна одна мощность, а завтра тебе понадобится 10 таких мощностей, то ты можешь довольно быстро запустить новые виртуальные машины с помощью специальной управлялки и научить свои программы работать с ними. Но автоматически ничего не произойдет. Если сегодня у тебя есть сложный алгоритм, который целиком грузит процессор и если ты думаешь, что тебе облачный хостинг завтра даст в 100 раз больше ресурсов процессора, чем сегодня, то ты не прав.
М.СПИРИДОНОВ: Есть же Оверсан-Скалакси, который заявляет именно это. Они говорят, что можно получить столько, сколько тебе нужно. Принцип электричества: сколько расходуешь, столько и платишь.
П.ДИДЕНКО: Есть такие же системы, но более продвинутые, например, Google App Engine, где ты пишешь программу, используя определенные правила, загружаешь ее куда-то через веб, и она там работает. При написании этого скрипта на php, java надо руководствоваться определенными правилами для того чтобы она обладала архитектурой, которая могла бы потреблять много ресурсов в конкретной системе (Google App Engine). Ты можешь написать скрипт, который сможет в следующую секунду принять нагрузку, которая будет в миллион раз больше, чем сейчас, но этого нет у наших отечественных хостеров.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, пока это мечты? Я за что купил, за то и продаю, но я плохо разбираюсь в этом. Мне просто показалось, что это красивая концепция с точки зрения пользователя.
П.ДИДЕНКО: Это очень дорого. Представь, что ты хостер. Как думаешь, у тебя работают скорее программисты или сисадмины?
М.СПИРИДОНОВ: Скорее, сисадмины.
П.ДИДЕНКО: Да, и они не пишут код. Они могут написать немного кода, чтобы что-то с чем-то интегрировать. Допустим, новую панель управления встроить. Они не программисты, они не могут написать какой-то сложный программный продукт, который позволит сделать систему, при которой один и тот же скрипт пользователя при необходимости сможет потребить в миллион раз большее количество ресурсов. Это технологически сделать очень сложно. При этом хостеры - не программисты.
М.СПИРИДОНОВ: У них могут быть программисты на работе.
П.ДИДЕНКО: Это очень сложная инженерная задача.
М.СПИРИДОНОВ: Я позже приглашу кого-то из подобных компаний и спрошу, почему у них такое звучит в рекламе. В подаче это выглядело именно так, как я сказал, и мне показалось это очень интересным. Более того, с точки зрения логики к этому должен идти хостинг как бизнес.
П.ДИДЕНКО: Да. Всё так и будет, когда ты как хостер сможешь взять какой-то программный продукт и поставить у себя, чтобы он работал. Ты как хостер купил 1000 серверов, поставил софт, и он стал предоставлять продвинутые услуги. Только для начала этот софт должен кто-то создать, сейчас есть только зачатки, в production его не используют. Пока софта нет, посмотрим, как Google подобный софт пишет, что делает Amazon.
М.СПИРИДОНОВ: Возвращаясь к твоей карьере, почему ты всё-таки ушёл из хостинга после семи лет работы в отрасли?
П.ДИДЕНКО: Как я уже сказал, услуги стали дешевле, и все хостеры стали одинаковыми, новых идей не появлялось. Это было очевидно очень давно, и делать там было нечего. Мне интересно создавать новые услуги, а в 2005 году в хостинге всё было примерно, как сейчас. За последние 5 лет в хостинге ничего особенного не произошло.
М.СПИРИДОНОВ: И ты принял предложения Майкрософта или сам пришел туда?
П.ДИДЕНКО: Я еще работал на компанию, которая продавала программный продукт CommuniGate Pro. Большинство провайдерских почтовых серверов работают на этом продукте. Миллионы почтовых ящиков в России работают на этом продукте. Он начал предлагать возможности голосовой связи, видео, конференции и так далее. Это было интереснее хостинга. На базе большой интеллектуальной собственности можно делать интересные сервисы.
М.СПИРИДОНОВ: Ты занимался продажами или разработкой?
П.ДИДЕНКО: Нет, разработка была в США, здесь дистрибьюторская компания. Мы помогали другим компаниям России продавать.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, ты занимался маркетингом?
П.ДИДЕНКО: По сути, да. Это было и остается интересным продуктом, предоставляемым на корпоративный рынок и ориентированным на провайдеров. Возможно, вы пользуетесь каким-то сервисом и не знаете, что он создан на базе этого софта.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что у нас стоит такой на корпоративном сервере.
П.ДИДЕНКО: Он очень простой.
М.СПИРИДОНОВ: Я хочу перейти к теме Майкрософта, потому что для многих она является наиболее интересной.
П.ДИДЕНКО: Я сидел в офисе, и мне позвонили из Майкрософта. Я знал некоторых людей из этой компании, но плохо, и от них позвонили рекрутеры. Они предложили мне работать у них, и мне показалось это интересным. Процесс рекрутинга в Майкрософт был очень интересным: он занял 4 месяца, за которые прошло 10 собеседований, не включая тесты на английский язык и IQ. Там всё происходило довольно медленно.
М.СПИРИДОНОВ: Это приглашение было неожиданным для тебя?
П.ДИДЕНКО: Я думал, что Майкрософт занят тем, что продает Windows, офис и ряд других корпоративных продуктов, а на интернет им наплевать. Потом оказалось, что я был не прав. С одной стороны, Билл Гейтс в 1995 выдвинул идею, что интернет очень важен. С тех пор Майкрософт много продуктов делал так, чтобы они работали с интернетом. Появился браузер, встроенные почтовые программы, веб-сервер и так далее. С другой стороны, по состоянию на 2006 год веб с Майкрософтом был несовместим. Сегодня это не так: мы знаем многое про то, что Майкрософт делает в вебе. 4 года назад всё было по-другому, и мне это было интересно. Когда чего-то нет, что может быть - это интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Что предлагали тебе? Чем ты должен был заниматься? Тебя называли евангелистом?
П.ДИДЕНКО: В job discription так и было написано. В основном моя работа была связана с пропагандой. Лучший перевод “евангелиста” - пропагандист. Есть много интересных продуктов, сервисов, идей продуктов от того же Майкрософта, которые находятся не на поверхности. Интересно, чтобы у не очень популярных продуктов была бОльшая целевая аудитория. Можно завести рекламой людей, но это не очень хорошая идея. Лучше пойти к конкретным людям через конференции, онлайн, форумы и рассказывать им о продукте. В этом идея и заключалась. В 2006 году Майкрософт стал нанимать довольно много людей в этот отдел (сейчас в России около 30 человек). Когда я приходил, было около 10 человек.
М.СПИРИДОНОВ: По поводу твоей евангелической деятельности у меня есть целый курс вопросов. Насколько, как тебе кажется, твоя медийная активность (например, работа колумнистом в Вебпланете, подкастинг и прочее) повлияла на то, что тебя пригласила такая крупная компания? Это и было залогом приглашения? Можно ли дать прямой совет людям, которые хотели бы пройти путь, подобный твоему, то есть хотели бы оказаться в Майкрософте, Гугле, Яндексе и так далее? Нужно ли им заниматься блогом, подкастингом, то есть создавать медийную активность, самостоятельно формировать образ эксперта?
П.ДИДЕНКО: Я готов на спор взять любого гика и через месяц его возьмут в Майкрософт.
М.СПИРИДОНОВ: Что ты с ним будешь делать?
П.ДИДЕНКО: В Майкрософте нужны люди, которые умеют внятно и грамотно рассказывать большому количеству людей вещи, которые этим людям близки.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытная тема. Мог бы чуть больше рассказать. Какие конкретно шаги стоило бы предпринимать человеку в создании медийного образа эксперта и последующей монетизации этого образа в крупной компании?
П.ДИДЕНКО: Какой интересный интернет-бизнес (смеется).
М.СПИРИДОНОВ: У тебя, по сути дела, так и получилось. Я не знаю, сознательно ты делал это или нет, но твоя медийная активность буквально денег не приносит, а опосредованно приносит.
П.ДИДЕНКО: Надо найти то, что тебе лично будет интересно. Нельзя рассказывать другим про то, что тебе неинтересно - такого не бывает. У Майкрософта сейчас довольно много идей для гиков и для людей, которые интересуются интернетом, поэтому можно выбрать пару продуктов или направлений и начать внимательно смотреть на то, что делает Майкрософт или любая другая крупная компания, например, Google. В последние несколько лет пара моих знакомых попали в Гугл. Надо находить какие-то интересные моменты, на которых Майкрософт не делает фокус, но которые будут интересны большому количеству людей. Идите в Хабр или начните вести свой блог, пишите что-нибудь интересное в негазетном стиле, регулярно, но не очень часто.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, погружайтесь в тему, исследуйте ее, рассматриваете ее с разных сторон, продвигайте гипотезы!
П.ДИДЕНКО: Если люди будут интересоваться, то этим заинтересуется и большая компания, которую вы выбрали, но я Майкрософт не выбирал.
М.СПИРИДОНОВ: Можно бить по всем фронтам, не нацеливаться на конкретную компанию, а взять один из доминирующих трендов сегодня (Saas, пресловутые облачные вычисления, мобильный интернет и приложения). Так?
П.ДИДЕНКО: В принципе да. В итоге Вы станете журналистом, можете стать Эльдаром Муртазиным, например, или Вас возьмут в большую интернет-компанию, потому что люди, умеющие от лица интернет-компании рассказывать другим людям то, что нужно, всегда востребованы.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно. Тема медийности сегодня в интернете, как мне кажется, уже приобрела совершенно иной колор. Если раньше путь к медийной значимости, известности в тех или иных кругах шел исключительно через традиционные СМИ, то есть тебе нужно было оказаться в газетах, журналах, на радио, в телевидении, то сейчас этот путь можно пройти самостоятельно ценой собственных знаний, аналитической способности, усидчивости, желания учиться, работать и так далее, согласен?
П.ДИДЕНКО: Это правда. Если при этом принимать во внимание то, что на Западе происходит всё раньше, чем у нас, то можно посмотреть, что происходит на Западе. Там есть большое количество различных интернет-журналистов и экспертов, которые занимаются только тем, что ведут блог. Например, есть Роберт Кобал, которого в Твиттере читает больше 100 тысяч человек, и он работает в публичной компании, акции которой котируются на бирже. Он выполняет медийную роль, он представляет компанию в блогосфере, социальных сетях, на стартаперских тусовках и так далее. Для того чтобы охватить своими активностями такой большой сегмент, им надо было бы создать отдел, а у них просто есть один человек, которого все читают. Я думаю, что компании он обходится не очень дорого.
М.СПИРИДОНОВ: Если пересчитать на количество контактов, то да. Сейчас закрепляется профессия евангелиста, пропагандиста - человека, способного нести не только информацию, но и авторскую позицию. Это, скорее, публицист, нежели журналист. Он еще и игрок рынка.
П.ДИДЕНКО: Да, безусловно. У меня есть интересный пример, с которым эта тема граничит. В СКБ “Контур” есть консультант из Швейцарии. У него есть какая-то формальная компания, в которой на него работает несколько человек, которые выполняют логистические функции. Он эксперт рынка, он знает всё об этом рынке, он знает всех на этом рынке, он выпускает аналитические отчеты, дает советы по сделкам тем, кто хочет войти на этот рынок, тем, кто хочет приобрести какую-то компанию. На закрытых рынках, где не очень много информации, на молодых рынках можно построить очень интересный бизнес. Ты можешь основать аналитическую компанию (главное, чтобы участники рынка доверяли), и ты будешь в шоколаде. Этот человек проводит конференции, издает журнал с новостями.
М.СПИРИДОНОВ: Что удобно, его никто не может уволить, потому что он сам себе работа.
П.ДИДЕНКО: Да. Он один делает сотни тысяч долларов в год.
М.СПИРИДОНОВ: Обращаясь к слушателям программы, нужно сказать, что для этого всего лишь нужно работать несколько лет, получить репутацию эксперта путем публикации толковых, осмысленных исследований. Это технически просто, но по факту это потребует довольно больших усилий, бОльших усилий, нежели работа по найму. Согласен с этим?
П.ДИДЕНКО: Да, это правда. Я думаю, что помимо усилий необходимо иметь очень широкий кругозор. Если вы сидите в темном помещении целыми сутками и кодите на php, и вас больше ничего не интересует, кроме пива и похода в кино, то это одно дело. Другое дело - иметь много контактов, много интересов, уметь говорить и читать на иностранном языке и иметь цель.
М.СПИРИДОНОВ: Уместна будет цитата любимого мною дизайнера Карима Рашида “Не ограничивайте себя узкой специализацией. Специализируйтесь в целом на жизни”. Я думаю, что эта цитата относится к работе веб-евангелиста.
П.ДИДЕНКО: Безусловно. Интересно иметь много интересов!
М.СПИРИДОНОВ: Имея широкий кругозор, важно уметь пропустить в нужных моментах этот кругозор через призму узкой специализации. Если вы обо всём, то вы ни о чем. Это если говорить о формировании образа эксперта, евангелиста какого-либо направления.
П.ДИДЕНКО: Да. Мне кажется, что есть довольно много людей, которым интересно жить и которые смотрят на мир позитивными и веселыми глазами и которые хотят интересоваться всем, но которые ничем конкретно не занимаются. Они просто теряют время, но, как правило, в итоге они приходят к какой-то теме, которая наиболее им интересна. Они выбирают ее и начинают в ней специализироваться. Я часто пользуюсь Фейсбуком, и там много людей-активистов, которые рассказывают людям про веб, социальные сети, интернет. Со временем они находят какой-то фокус, так что дело во времени.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вернемся к твоей работе в Майкрософте. Можно ли определить разницу в работе евангелиста и работе пиар-специалиста или маркетолога? Мне кажется, что границы сильно размыты.
П.ДИДЕНКО: Да, в это слово многое можно запихнуть: большое количество должностей, профессий и понятий.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сказать, что евангелист - прежде всего, личность, и только потом человек с навыками маркетолога, пиарщика и так далее?
П.ДИДЕНКО: Мне сложно ответить. Наверное, я не соглашусь. Есть люди, которые умеют хорошо говорить и рассказывать о презентациях, которые написали в Америке, на русском языке, и есть люди, которые готовы заниматься чем-то большим. Мне интересно было заниматься именно развитием бизнеса Майкрософта в вебе. Мне хотелось, чтобы у Майкрософта было больше партнеров, больше интересных внедрений, чтобы запускались интересные продукты, чтобы у них становилось больше пользователей - то есть, чтобы бизнес Майкрософта в России заключался в технологиях, которые приносят пользу. Это было непросто. Сейчас там команда в 30-35 человек, которая может покрывать много направлений. Лет 5 назад у Майкрософта был веб-сервер, были языки программирования, была база данных, сейчас появляется много интересных фишек. Тогда про технологии нужно было рассказывать и придумывать, зачем же они могут понадобиться обычному человеку, разработчику или бизнесу.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно, но то же самое должен делать пиар-специалист. У меня сейчас родилась мысль, что евангелист должен помимо всего прочего иметь реноме эксперта. Его слова важнее, его слова весомее.
П.ДИДЕНКО: Безусловно. Во-первых, это человек, более погруженный в тему, нежели пиар-специалист. Пиар-специалист может написать пресс-релиз, перевести американский пресс-релиз на русский язык и опубликовать, организовать пресс-конференцию, пригласить экспертов, чтобы они устроили круглый стол, но он не знает, как реально это применять. Если ему задать вопрос из зала, то это будет конец. В этом и заключается пропасть между людьми, которые продают (я говорю не только о продавцах, но и о маркетологах и пиарщиках), и разработчиками. В Америке разработчики разрабатывают Windows и офис, а люди в России их разработки продают. Между этими людьми есть пропасть, в которую и попадает рядовой пользователь, потому что он не понимает причастность веба, какие у Майкрософта идеи, как он может быть релевантен вебу и так далее. Объяснить это - большая задача. У Майкрософта на сегодняшний день продукты не получаются простыми и понятными, к сожалению. Всё, что связано с вебом, у Майкрософта обычно для разработчика, а не для пользователя.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам вопрос, на который тебе было бы трудно ответить, работая в Майкрософте, сейчас тебе, наверное, будет проще. Насколько было сложно продвигать Bing или MSN Search и другие сервисы Майкрософта, глядя в затылок Google и Yahoo!, Facebook - тем компаниям, которые объективно сильнее продуктов Майкрософта в своих сегментах? Не возникало внутреннего конфликта, ведь понятно, что Google лучше, чем Bing?
П.ДИДЕНКО: Во-первых, я старался никогда людей не обманывать. Если что-то черное, не надо говорить, что оно белое - это не будет работать.
М.СПИРИДОНОВ: Надо говорить о другом.
П.ДИДЕНКО: Лучше рассказывать о чем-то позитивном. Нужно рассказывать о чем-то пушистом и белом, что есть в продукте, а о черном надо умолчать. Это логично: или ты обманываешь, или ты рассказываешь о чем-то позитивном, но другом.
М.СПИРИДОНОВ: Обманывать нехорошо.
П.ДИДЕНКО: Да, этого ни в коем случае не надо делать, потому что тебе потом в эксперт-шоу “Рунетология” это припомнят. В случае с Бингом всё было просто: Бинга в России нет и не было, поэтому нам не надо было его продвигать. Есть много сервисов Майкрософта, которых в России нет. Это значит, что у них нет здесь людей, которые отвечают за их продвижение, нет маркетинга, рекламы, стратегии того, как это продвигать. С Бингом так было очень долго, но в последние пару лет позиция изменилась. Мне очень интересно было заниматься Internet Explorer (он в России есть). Все не любят Internet Explorer, а я должен был им заниматься, и это очень интересная задача. На сегодняшний день у Internet Explorer 8, которым я занимался, несколько миллионов пользователей. Liveinternet показывает 6 миллионов в России. На уровне других браузеров довольно высокая цифра. В этом браузере много интересных фишек и идей, которые потом многие другие браузеры сперли. В каждом продукте есть плохие и хорошие стороны, идеальных продуктов нет. Например, у меня сейчас Mac. Сегодня с утра я пытался подкаст записать и не смог это сделать. Почему? Потому что постоянно падает GarageBand. Неужели мне теперь не любить Mac? Я лучше найду в нем хорошие стороны. То же самое с продуктами Майкрософта.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Почему ты ушел из Майкрософта или вы расстались по их инициативе?
П.ДИДЕНКО: Там стало нечего делать.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Остался же Explorer, и его реноме нужно было поправлять и поправлять.
П.ДИДЕНКО: За 3 года может надоесть говорить про одно и то же. Находить сильные стороны в продуктах, которые многими воспринимаются как слабые, надоедает. Надо что-то менять, надо разнообразить свою жизнь, никто не хочет за зарплату постоянно работать и заниматься примерно одними и теми же вещами. В Майкрософте ничего нового в течение нескольких лет предложить евангелисту не могли. Появлялись новые продукты, но дальше всё шло также. В России нет разработки, всё продвижение за тебя придумано, никакой стратегии ты придумать не можешь. По-моему, Майкрософт всё больше бюрократизируется. В какой-то момент мне стало сложно. Сейчас я считаю, что мне в какой-то момент просто нечего было делать там. Повторять то, что ты уже делал, неинтересно. Знаешь анекдот про индейца? Если ты встретишь индейца, скажешь: “Сделай мне нож, а я дам тебе доллар”, он тебе сделает нож. Если ты скажешь ему “Давай я тебе дам 20 долларов за 20 ножей”, он тебе скажет: “Давай 100 долларов, потому что мне надоело делать одно и то же”.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Из Майкрософта ты ушел в СКБ “Контур”. Ты там евангелист или управленец?
П.ДИДЕНКО: Я не имею отношение к пропаганде, в Контуре я занимаюсь стратегией, то есть тем, чтобы у нас было, чем заниматься завтра и чтобы мы послезавтра об этом не жалели. У меня есть еще несколько проектов, которыми я управляю.
М.СПИРИДОНОВ: Своих или в Контуре?
П.ДИДЕНКО: В Контуре.
М.СПИРИДОНОВ: Самый заметный - Эльба, если я не ошибаюсь.
П.ДИДЕНКО: Эльба - один из наших внутренних стартапов. Ему я помогаю по мере возможностей, но непосредственно в команде я не участвую. Я не сижу с разработчиками. У каждого нашего проекта есть менеджер проектов, и я им не являюсь, но я им помогаю.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты приходишь, участвуешь в совещаниях, вносишь свои предложения и уходишь?
П.ДИДЕНКО: Да. Еще я занимаюсь международным сотрудничеством и еще несколькими проектами, которые мы пока не анонсировали, но которые в течение полугода мы запустим. Также я занимаюсь проектом “Портал веб-сервисов”. У нас сотни тысяч клиентов, причем у нас необычные клиенты: это бизнес-пользователи, которым мы продаем веб-сервисы. Если ты можешь назвать компанию, которая продает веб-сервисы за деньги сотням тысяч организаций, то я с удовольствием послушаю.
М.СПИРИДОНОВ: Организаций я не знаю, могу назвать только сайты знакомств.
П.ДИДЕНКО: Когда у тебя есть много пользователей, то ты хочешь им еще что-нибудь продать, ты придумываешь новые сервисы, придумываешь магазинчик этих сервисов, делаешь так, чтобы магазин эффективно работал, чтобы новые сервисы появлялись, чтобы аудитория эти сервисы покупала. Необходимо, чтобы сервисов становилось больше, но чтобы их не было слишком много, чтобы аудитория не запуталась. Сегодня у нас сотни тысяч пользователей, мы помогаем сдавать налоговую отчетность через интернет. Я думаю, что половина российского бизнеса, которая сдает налоговую отчетность через интернет, делает это через нас.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, как бы задать вопросы, чтобы твои ответы не выглядели рекламой, просто мне любопытна деятельность этой компании. Тихой сапой компания оказалась в авангарде компаний, предоставляющих веб-сервисы. Я не ожидал, что такое количество корпоративных клиентов у веб-сервисов могло быть в России. Как так получилось? Расскажи, откуда у СБК “Контур” эти клиенты?
П.ДИДЕНКО: Надо делать услуги, которые реально нужны, а не высасывать из пальца ненужные. Если выбирать между двумя направлениями: придумывать, как улучшить работу потенциального клиента или как снять боль потенциального клиента, то надо выбирать последнее. Надо заниматься болью, которая есть у пользователя, а не придумывать для него что-то новое. Новое тоже можно придумывать, но если ты хочешь денег сегодня и сейчас и вокруг этого ты можешь построить долгоиграющую стратегию и избавить пользователя от боли, то у тебя всё получится. В случае с налоговой отчетностью это тот самый сценарий, так как есть 2 миллиона живых юр.лиц в России, которые раз в квартал должны ходить в налоговую инспекцию с бумажными декларациями или идти на почту и стоять там в очереди. Зачем они сейчас стоят в очереди? Потому что наши сограждане всё любят делать в последний день, и 2 миллиона бухгалтеров приходят на почту или в налоговую и стоят. Им это очень не нравится. Естественно для них надо было сделать какой-то веб-сервис, и этот веб-сервис сделан. Через нас порядка миллиона уникальных ИНН проходило.
М.СПИРИДОНОВ: Вы заменили собой тот сегмент Электронного Правительства, который по идее должен был отвечать за сдачу налоговой отчетности?
П.ДИДЕНКО: Да, мы и рынок. Мы - самый большой игрок, есть еще несколько более мелких игроков. Там звучат такие слова “электронно-цифровая подпись”, “юридическая значимость”, “шифрование” и так далее. Это технологически сложная штука, и мы этот кусочек e-government за правительство сделали давно и хорошо. Само правительство наверняка сделало бы этот кусочек хуже, чем рынок. Когда рынок что-то начинает делать и возникает конкуренция, пользователь выигрывает. Допустим, я сегодня хочу получить загранпаспорт, а загранпаспорт выдает только государство, поэтому я мучаюсь и полгода не могу его поменять. Если бы это доверили частным компаниям, то проблем не было бы. То же самое происходит с нашим рынком.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши конкуренты “Мое дело”, “Сделки24” чем-то кардинально от вас отличаются?
П.ДИДЕНКО: Это другой наш бизнес. Это конкуренты проекта “Эльба”. Мы сделали налоговую отчетность, и это хороший бизнес. В прошлом году мы опубликовали отчетность на 1.8 миллиардов рублей (60 миллионов долларов).
М.СПИРИДОНОВ: С ума сойти!
П.ДИДЕНКО: Мы дополнительно делаем другие сервисы. Наше настоящее и будущее - веб-сервисы. Эльба - один из наших новых проектов, это веб-сервис для маленьких компаний и предпринимателей, у которых много головных болей. Если я становлюсь маленькой компанией, то я это делаю не для того чтобы заниматься бухгалтерией или налоговым учетом, печатью соответствующих бумажек, принятием решений, когда и за что нужно платить. Сейчас это всё делаем мы, пользователь приходит, работает в понятном интерфейсе, мы ему задаем понятные вопросы, и всё происходит за него. Там ведутся проводки, контрагенты.
М.СПИРИДОНОВ: Вы и сдаете отчетность?
П.ДИДЕНКО: Да, формируется налоговая отчетность, которая через интернет отправляется в налоговую инспекцию. Пользователь, заходя на веб-сервис, может вести свой бизнес, не думая ни о каких бумажках, отчетах. Мы ему смс-ками заранее будем напоминать обо всём. У нас для него будет создан персональный календарь.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. До какого объемов бизнеса это целесообразно использовать?
П.ДИДЕНКО: Для любого бизнеса на упрощенной системе налогообложения. В нашей стране очень сложная бухгалтерия, поэтому сделать сервис, который на обычной системе налогообложения будет всё это сделать, очень сложно, тогда необходимо 1C для веба переписать. Представьте себе масштаб проекта! А сделать веб-сервис, который будет упрощенку обслуживать относительно легко, поэтому мы его и сделали. Упрощенка и ЕНВД (единый налог на вмененный доход) для юр.лиц и для индивидуальных предпринимателей - это 2 разных направления. Сейчас у нас десятки тысяч пользователей. Пока мы не можем похвастаться очень большой выручкой от этих проектов. Эльба появилась 19 января, так что еще год не прошел. Недавно мы ввели платный режим, стали брать немного денег, разные фичи постоянно добавляем: интеграции с банками и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме Эльбы планируете какие-то стартапы создавать, покупать? Логично было бы этот куст околобухгалтерского Saas-а развивать.
П.ДИДЕНКО: Да. Мы делаем свои собственные сервисы. Ряд сервисов уже существует, в обойме есть несколько незапущенных услуг. Они связаны с обслуживанием бизнес-пользователей с точки зрения упрощения их жизни (нормативно-правовая база, расчет зарплаты и так далее). У нас уже есть клиенты, которые готовы это покупать. При этом мы понимаем, что мы уже имеем много пользователей, которым нужно еще что-то продавать, желательно релевантное тому, что мы сегодня делаем. Для этого у нас есть портал веб-сервисов, в который мы стараемся собирать наши услуги и услуги партнеров и направлять туда трафик пользователей. Мы стараемся помогать начинающим компаниям с интересными и хорошими идеями развиваться. Мы иногда выступаем в качестве инвесторов и готовы инвестировать в стартапы, которым нужны наши деньги, экспертиза и доступ к нашей клиентской базе для того чтобы они могли их быстрее разрабатывать и запускать.
М.СПИРИДОНОВ: Стартапы в вашем сегменте?
П.ДИДЕНКО: Да, только веб-сервисы для бизнеса с большим потенциалом продаж. Мы не можем позволить себе продавать сервис, который за год продастся 10 раз. Он просто будет занимать место на витрине и получится, как у компании Google, у которой в похожем магазине есть 2000 сервисов и которые не продаются.
М.СПИРИДОНОВ: СКБ “Контур” - государственная или частная компания?
П.ДИДЕНКО: Там нет государства, это частная компания.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Задам последний вопрос перед тем, как перейти к вопросам слушателей. Ты своей медийной активностью довольно серьезно отметился в области подкастинга. Podcast9 Вы до сих пор ведете с господином Черномордиковым, и в Radio-T ты регулярно появляешься. Что это для тебя?
П.ДИДЕНКО: Это возможность пообщаться с интересными людьми. Те люди, с которыми я общаюсь в рамках подкаста, очень интересные. Это мой бывший коллега из Майкрософта - Миша Черномордиков. Radio-T - большое шоу для гиков, которое слушает десятки тысяч человек. Это приятные и интересные люди, с которыми я люблю общаться как в офлайне, так и в формате подкаста. Это также возможность рассказать большому количеству людей то, о чем ты думаешь. Они потом присылают feedback, что тоже очень интересно. Это не вещание в одном направлении. Интернет позволяет поделиться мнением об услышанном, и многие люди это делают.
М.СПИРИДОНОВ: Ты можешь вещать в тексте. У тебя есть блог, Твиттер.
П.ДИДЕНКО: Я всегда помню, что есть визуалы, аудиалы и другие типы людей. Если ты хочешь дотянуться до большого количества людей, то ты должен использовать разные формы. Из Майкрософта я вынес очень интересное наблюдение: если ты хочешь, чтобы тебя услышали, нужно сказать одно и то же десять раз. Всегда найдутся люди, которые тебя не услышали, которые не слышали твоих выступлений. Сейчас, к счастью, мне не приходится повторяться, но вообще это правда.
М.СПИРИДОНОВ: Есть опасность, что тебя всё время будут встречать одни и те же люди, которые на 5-7-ый раз скажут: “Ты с ума сошел! Сколько можно повторять одно и то же?!”.
П.ДИДЕНКО: Нужно балансировать. Если 10 раз большой аудитории сказать одно и то же, найдется много людей, которые поймут только на 10-ый раз. Такова природа человека.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас короткий блиц - традиционная рубрика нашей программы. Я прошу тебя отвечать коротко. Мы немного вышли за привычные нам рамки. Прошу тебя отвечать “да”, “нет” или одним предложением. Что подвигло тебя перейти на Mac OS?
П.ДИДЕНКО: Чувство противоречия. Мне очень хотелось попробовать.
М.СПИРИДОНОВ: Какое у тебя, как у евангелиста, “Евангелие” - на что ты опираешься?
П.ДИДЕНКО: Не обманывать.
М.СПИРИДОНОВ: Без какого аксессуара/гаджета ты чувствуешь себя особенно неуютно?
П.ДИДЕНКО: Если со мной нет iPhone 4, то это трагедия. Я ничего не могу поделать с этой зависимостью.
М.СПИРИДОНОВ: Главная, с твоей точки зрения, “не-IT-новость” прошедшего года? А в IT?
П.ДИДЕНКО: Пожары. Это было очень интересное природное явление. Меня очень интересуют вещи, связанные с природой и человеческим здоровьем. Вокруг нас были странные условия, и мне было очень интересно посмотреть, как на такие условия реагируют люди, их организмы, и как себя ведет природа.
М.СПИРИДОНОВ: Какие выводы ты сделал?
П.ДИДЕНКО: Если что-то продолжается довольно долго, то даже при незначительности явления, это может приводить к очень плохим последствиям. Если что-то хорошее продолжается долго, то оно может привести к хорошим последствиям. Надо не спешить, тщательно всё делать и иметь терпение для того чтобы не отказываться раньше, чем нужно. Если всё плохо, и ты не можешь это изменить, то надо бросать это дело.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько у тебя доменов?
П.ДИДЕНКО: Сегодня продлял 4, еще у меня есть 4. Там бизнес жены, домашние странички.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом блиц закончен. Сейчас перейдем к вопросам слушателей. Я задам наиболее интересные вопросы, которые не прозвучали в нашей беседе. “Традиционные сферы SaaS - это почта, проект-менеджмент, CRM. Какие еще направления ПО будут развиваться, как ты думаешь?”, - спрашивает Ivan Gornostaev.
П.ДИДЕНКО: Я не считаю, что управление проектами - это традиционное для SaaS направление. Многие пытались заработать, но у них ничего не получалось.
М.СПИРИДОНОВ: Я бы так не горячился, потому что Мегаплан уже пытается заработать.
П.ДИДЕНКО: Пытается и история успеха - разные вещи. Мне очень нравятся люди, которые делают Мегаплан, они молодцы, но я хотел бы, чтобы они на TechCrunch написали новость о том, что они заработали за месяц миллион долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Я тоже хорошо знаком с этими ребятами. Миллиона там нет, но дела идут в гору.
П.ДИДЕНКО: Они молодцы, но при этом нельзя говорить, что Мегаплан - управление проектами. Там много сервисов.
М.СПИРИДОНОВ: Что еще будет развиваться в SaaS-е как ты думаешь?
П.ДИДЕНКО: Будет проект-менеджмент, CRM. Если смотреть на будущее с точки зрения снятия боли, то есть много направлений, которые совсем не охвачены. Часто это связано с тем, что это технологически сложно сделать или с тем, что есть какое-то регулирование, которое мешает. Допустим, один наш новый проект заключается в том, чтобы помочь русскому бизнесу отказаться от бумажек. По сравнению с управлением проектами это большие деньги. Только одни счета-фактуры - сто тысяч тонн бумаги стоимостью несколько миллиардов рублей. К каждому счету-фактуре, как правило, прилагается договор на нескольких страницах. Сделать юридически значимым документооборот между юридическими лицами - очень большая задача. Мы сейчас этим и занимаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Это требует договоренности с государством, соответствующих законопроектов.
П.ДИДЕНКО: Да. Всё уже сделано. Входной билет очень длинный и непростой, но, тем не менее, рынок очень большой. Представьте себе, что мы все отказались от бумажек. Это можно сделать в Saas-е, как понятный веб-сервис. Более того, если мы на секунду задумаемся, я уверен, что все со мной согласятся на предмет того, что через 10 лет бумажек в экономике не будет или будет очень мало. Этим мы сейчас и занимаемся. Если говорить о Saas-е, то повторюсь, что есть 2 подхода: нужно либо снимать боль, либо придумать, как улучшить жизнь. Проект-менеджмент, CRM - улучшение жизни, а тем, что снимает боль никто не занимается, потому что это очень сложно. Поэтому нужно чаще туда заглядывать, там можно много интересного нарыть.
М.СПИРИДОНОВ: В вашем случае этому способствуют специальные договоренности с государством, потому что снимать боль в случае с бухгалтерией можно только тогда, когда есть прочные, уверенные и точные договоренности о том, что налоговая отчетность будет приниматься государством в такой форме.
П.ДИДЕНКО: У нас партнерские отношения в том смысле, что мы не слились, не являемся частью государства, не подменяем его, мы просто помогаем ему там, где ему нужно. Здесь нет коррупции.
М.СПИРИДОНОВ: Я ни слова об этом не сказал.
П.ДИДЕНКО: Обычно люди выбирают более простой путь, далеко через дебри никто ходить не хочет.
М.СПИРИДОНОВ: Oleg Konovalov спрашивает: “Петр, как много времени вы проводите в США и не планируете ли эмигрировать из России?”.
П.ДИДЕНКО: Пока нет, так как здесь много интересных возможностей. В США можно ехать, если ты придумал стартап, который нацелен на международный рынок и требует западных инвестиций. Пока таких идей у меня нет, но если появятся, я так и сделаю. Сегодня здесь вполне интересно работать.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты вообще смотришь на политическую ситуацию в стране?
П.ДИДЕНКО: Я смотрю со скорбью. Всё очень плохо. Я готов много говорить об этом, опираясь на цифры, у меня много мыслей по этому поводу.
М.СПИРИДОНОВ: Давай тогда не будем сейчас так далеко уходить. К сожалению, тема скорби непрофильная для нас. То, что касается счетов-фактур, то во всем мире их давно нет.
П.ДИДЕНКО: В Европе есть, а в США нет.
М.СПИРИДОНОВ: Где в Европе?
П.ДИДЕНКО: Счет-фактурой называется invoice с целью возврата НДС. В Европе есть огромный рынок e-invoicing, мы на него и равняемся.
М.СПИРИДОНОВ: В Германии счетов-фактур нет.
П.ДИДЕНКО: Я тебе потом покажу целую ассоциацию немецких операторов e-invoicing.
М.СПИРИДОНОВ: Я руковожу двумя компаниями в Германии, и у меня нет ничего подобного. Правда, я не бухгалтер, мне бухгалтерию делают бухгалтера, но документация, которая проходит мимо меня - счета, которые не подписываются и на которых нет печатей. Ты знаешь, что в Германии это документы формального свойства. Договора, как правило, не заключаются, достаточно устной договоренности. Ладно, мы опять ушли немного в сторону. Татьяна спрашивает: “Петр, на Ваш взгляд, может ли итогом сотрудничества СКБ “Контур” и Майкрософта стать слияние компаний?”.
П.ДИДЕНКО: Мы такой вариант никогда не рассматривали и не собираемся в ближайшем будущем рассматривать. Мы недавно встречались с руководителями Майкрософта, и это было не для того, чтобы купить Контур.
М.СПИРИДОНОВ: Anatoly спрашивает: “Петр, если я правильно понимаю, большую часть времени вы работаете удаленно, дома. В связи с этим вопросы: как построен этот процесс с работодателем? Как себя мотивируете? В офис не хочется?”
П.ДИДЕНКО: В офис не хочется, но иногда я там бываю. У меня есть конкретные задачи, которые не требуют реального присутствия в офисе, а с мотивацией у меня всё очень хорошо. Я даже думаю, что когда-нибудь я напишу книжку про мотивацию, потому что у меня с этим нет никаких проблем.
М.СПИРИДОНОВ: Я много лет работаю удаленно, но порой испытываю проблемы с мотивацией. Сейчас я нахожусь в Тайланде, где +30, и у меня проблема с мотивацией, потому что надо работать, что я и делаю, но мне не хочется. Владимир спрашивает: “Как Вы систематизируете информацию - гора книг, статей и т.д. Помнить все, думаю, невозможно. Как Вы справляетесь?”. Кстати говоря, на эту тему было много вопросов. Как у тебя на всё это хватает время?
П.ДИДЕНКО: Какие-то мысли, которые непосредственно при чтении приходят в голову, я стараюсь немедленно записывать. Еще у меня есть программа, в которой я в блокноте записываю дела, которые надо когда-нибудь сделать. У меня есть список того, что в принципе надо сделать, и я по нему иногда хожу и что-нибудь оттуда вытаскиваю. При этом смотрю, чтобы ничего не залеживалось. Я стараюсь не заниматься ерундой. Надо точно знать, что для тебя хорошо. Я знаю, что для меня хорошо, этим я и занимаюсь, а другим не занимаюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что это хороший финал для первой части программы. Не заниматься ерундой! Сейчас поговорим о новостях недели.
НовостьАмериканский банк Goldman Sachs и российский интернет-холдинг DST Global инвестировали в социальную сеть Facebook полмиллиарда долларов. Из указанной суммы фондом, управляемым Юрием Мильнером и Григорием Фингером, вложено 50 миллионов долларов. Кроме того, у банка есть опцион на продажу российской инвесткомпании акций Facebook на сумму до 75 миллионов долларов. Сделка осуществлена исходя из общей оценки сервиса в 50 миллиардов долларов. По информации The Wall Street Journal, и Goldman Sachs и DST Global намерены продолжить наращивание своих долей в крупнейшей соцсети мира.
М.СПИРИДОНОВ: Я помню, что несколько лет назад, когда Facebook только начал появляться на горизонте, его оценили в миллиард, и все хватались за головы и говорили: “Не может быть!”. Сейчас его оценивают в 50, и это, похоже, не предел.
П.ДИДЕНКО: Да, это не имеет отношение к доходам Фейсбука: ни к сегодняшним, ни к тем, которые будут, поэтому мне кажется, что он колоссально переоценен. Если 50 миллиардов долларов разделить на 500 миллионов пользователей, получится, что каждый пользователь стоит 100 долларов. Сколько надо зарабатывать, чтобы иметь такую капитализацию?
М.СПИРИДОНОВ: Ясное дело, что это ожидания, надежды и перспективы. Эти ожидания, надежды и перспективы выражают один из крупнейших банков в мире и довольно авторитетные люди из DST Global, которые блистательно ведут свою инвестиционную политику.
П.ДИДЕНКО: Это правда, но у Фейсбука нет какой-то стратегии монетизации, в которой написано, что они могут много денег заработать, если сделают то, то и то. Когда Google готовился к выходу на биржу, у него была понятная стратегия. У него был продукт, который он будет дальше монетизировать. Facebook таких красивых слов говорить не может, потому что у него нет конкретной внятной стратегии. Все ждут, что она у него появится, и она будет такой, что позволит зарабатывать много денег.
М.СПИРИДОНОВ: Они верят в то, что она будет красивой. Сейчас скажем пару слов о предшественнике Фейсбука.
НовостьМедиагигант News Corporation готов либо продать, либо вывести из своего состава социальную сеть MySpace. Последнее время проект стабильно терпит убытки. Согласно информации ComScore, аудитория MySpace с ноября 2009 по ноябрь 2010 года уменьшилась примерно на 25 процентов.
М.СПИРИДОНОВ: Ужасная ситуация у MySpace. Предшественником я его назвал потому, что до Facebook он был лидером среди социальных сетей, побив Friendster. Там были, конечно, не те масштабы, которые есть сейчас, но всё же этот итерационный путь был пройден. MySpace недавно был лидером, сегодня он теряет свои позиции. Как ты думаешь, до какого состояния он скукожится? Где находится порог, когда MySpace остановит свое падение?
П.ДИДЕНКО: Я думаю, что падать он может бесконечно. Есть несколько российских интернет-компаний, которые делают то же самое. Конца и края не видно - падать можно далеко. Интересно, что мы (русские) MySpace неправильно представляем. Мы его практически не застали в период, когда ему было хорошо, поэтому мы не представляем, что это за продукт. На Западе всё по-другому воспринимается. Мне кажется, что люди забросили продукты, начали заниматься бюрократией и делением власти. В итоге позитивных изменений не происходит. Я считаю, то, что они музыку выбрали фокусом - плохая идея.
М.СПИРИДОНОВ: У них и до этого музыка была фокусом.
П.ДИДЕНКО: Лучше, когда социальная сеть вокруг человека. Facebook - социальная сеть вокруг человека. Если мы говорим о социальных связях, то надо помогать людям поддерживать удобные социальные связи через интернет. 20 лет назад связи можно было поддерживать только звоня по телефону или сообщая друг другу мысли посредством письма и отправления в конверте. Потом появились удобные способы коммуникации. Социальные сети - способы коммуникации между обычными людьми. Когда мы отрезаем от всех коммуникаций 99% и оставляем музыку и надеемся как-то ее монетизировать - это плохо.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим о Википедии.
НовостьЭлектронная энциклопедия Wikipedia набрала больше пожертвований, чем когда-либо: с середины ноября 2010 года в её пользу было перечислено 16 миллионов долларов. Средний размер одного пожертвования составил 22 доллара, общее число транзакций превысило 500 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Если говорить о том, что интернет - мощнейший коммуникационный и информационный источник, то знаменем коммуникационного источника является Facebook, о котором мы только что говорили, а знаменем информационного - Википедия. Согласен?
П.ДИДЕНКО: Да, это правда. Мне кажется, что в Википедии хорошее качество информации.
М.СПИРИДОНОВ: На самом деле Википедия находится на том уровне качества информации, который позволяет ей оставаться человечной. В этом есть свои прелесть и обаяние. Она не робот, у нее собачьи глаза его учредителя, который висел на страничке и просил деньги.
П.ДИДЕНКО: Это важная черта для Википедии. Есть человек Ли Куан Ю, который превратил Сингапур из маленького пустынного и бедного острова в большую богатую страну. Он делал это 30 лет, и у него есть две книжки на эту тему (одну из них я недавно прочитал). В Большой Советсткой Энциклопедии ему было посвящено 5 строчек. Энциклопедии зачастую не очень похожи на действительность, они подвержены влиянию. В случае с Википедией любой, у кого есть мнение по какому-то вопросу, пройдя сквозь простенький фильтр, может выразить свое мнение, и это будет правдой. Правда всегда где-то посередине. Википедия - олицетворение правды. Я очень люблю платить за сервисы, которые мне нравятся. Википедия - это один из таких сервисов. Если Вы хотите, чтобы мир был лучше, надо иногда платить за это.
М.СПИРИДОНОВ: Согласен. Пожалуй, нужны веб-евангелисты, которые будут проповедовать идею того, что нужно платить за то, что нравится, именно так можно позволить чему-то развиваться. Это интересная мысль, надо подумать. Мы живем в мире цифровой дистрибуции, мы не привыкли платить за цифровые товары, но надо учиться платить и делать это систематически. Сейчас поговорим о Вконтакте.
НовостьСоциальная сеть «ВКонтакте» ввела новый формат аккаунтов — публичные. Такие учётные записи, притом обладающие расширенной функциональностью, могут быть заведены для компаний, брендов и СМИ. Пока эта возможность доступна лишь кругу партнёров сайта.
М.СПИРИДОНОВ: Можно константировать, что ВКонтакте продолжает политику внимательного отслеживания того, что происходит на Фейсбуке. Там давно присутствуют подобные страницы. Это логично. Что им еще остается делать? Да, Петя?
П.ДИДЕНКО: Да. Для того чтобы зарабатывать больше денег, им ничего больше делать не надо, кроме как копировать то, что есть вокруг и приносить на свою платформу. Главное - научиться монетизировать то, что изобрели другие лучше их самих. Прекрасный бизнес!
М.СПИРИДОНОВ: Им удается это, как ты считаешь?
П.ДИДЕНКО: Я не хочу их обидеть, но мне кажется, что у них есть ряд личностных проблем, которые, если бы были решены, очень помогли бы сделать хороший, большой, понятный и полезный всем вокруг бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Согласен. Напоследок об интересном потенциальном альянсе Mail и Yahoo!.
НовостьРБК Daily со ссылкой на осведомлённые источники сообщает, что руководство Mail.ru начало переговоры с Yahoo! на предмет возможного использования механизмов американского поисковика. В Mail.ru эту информацию пока не подтвердили. Впрочем, соглашение о сотрудничестве в области поисковых и рекламных технологий между корпорацией Google и российским порталом истекает в наступившем году, и будет ли оно продлено, неизвестно.
М.СПИРИДОНОВ: Это, конечно, больше похоже на слух, но мы включили эту новость в программу, поскольку интересно, как Mail кидает с точки зрения провайдера поиска.
П.ДИДЕНКО: Я помню эпопею с Яндексом, Гуглом. У Yahoo есть поиск, но это же Bing. Может, там остались невыкинутые поисковые технологии, которые Mail мог бы прибрать к рукам и повысить качество своего поиска, но эта история выглядит несерьезно.
М.СПИРИДОНОВ: Если подобный альянс состоится, на него будет интересно любоваться, потому что он довольно странный с точки зрения наблюдателя.
П.ДИДЕНКО: Поиск Yahoo - хорошая тема пятилетней давности.
М.СПИРИДОНОВ: Поиск Yahoo, как и почта Рамблера, есть, но пользоваться ею на стороне довольно странно. На этом будем заканчивать. Спасибо тебе большое за время, которое ты нашел для этой беседы. Если есть что добавить напоследок, то говори, и будем финалиться.
П.ДИДЕНКО: Добавить мне нечего. Хочу тоже поблагодарить тебя. Я восхищаюсь шоу “Рунетология”, потому что последовательно делать хорошие и нужные вещи - здорово и важно.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое. Это комплимент не только мне, но и всей нашей редакции. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда ГусАрова. Вел программу Максим Спиридонов. Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", нашим гостем сегодня был Петр Диденко, веб-евангелист, главный специалист по стратегическому развитию СКБ «Контур». Будьте здоровы! Всего доброго!