М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 25 февраля 2011 года. Вы слушаете 86-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку программы нашего партнера – деловой сайт Forbes.ru, а спонсором этого выпуска является «Мегаплан» — интернет-сервис для управления бизнесом. «Мегаплан» позволяет не забыть про запланированные дела, увидеть, чем занят каждый сотрудник, быстро получить отчет о финансовом состоянии организации, контролировать воронку продаж, прогнозировать будущие заказы, вести клиентскую базу и многое другое. Получить бесплатный тестовый доступ к любому продукту «Мегаплана» и узнать о системе подробнее вы можете на сайте megaplan.ru. Уже не раз в рамках программы мы говорили о том, что такое монетизация в интернете, какие формы она принимает, какие проекты более склонны к тому, чтобы превращаться в живые деньги, чтобы быть стабильно работающим бизнесом. Наш сегодняшний гость — представитель сайта, путь монетизации которого, возможно, самый заметный и прозрачный из всех тех, чьи представители были у нас в программе. Можно сказать, что наш гость может работать со своими клиентами по бартеру, и всё равно будет получать живые деньги. Сегодня мы говорим с руководителем проекта Banki.ru Филиппом Ильиным-Адаевым. Филипп, приветствую!
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Если бы ты не сделал проект про банки, чем бы ты занимался?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Страшно представить. Я бы, наверное, работал в пиар-структурах.
М.СПИРИДОНОВ: Вариант сделать другой проект в вебе ты не рассматриваешь?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: В интернете можно сделать проект про всё, что угодно. Если относиться к этому как к бизнесу, то самое главное – сделать первый шаг. Если бы я не сделал первый шаг, то сейчас я бы был наемным менеджером. Вкусив радость собственного бизнеса, я понимаю, что на дядю я уже не смогу работать. Если с Banki.ru что-то случится, то я буду создавать новые проекты в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Моя редакция при подготовке программы говорила, что они находили цитаты о том, что ты называл себя предпринимателем без тяги к предпринимательству. Это так?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я до 32-33 лет считал, что у меня нет склонности к бизнесу. Я, как многие, в студенческие годы пытался чем-то торговать. Я стоял на Тверской улице, продавал калькуляторы, но у меня не получалось это делать, мне это не нравилось. Тогда я понял, что предприниматель из меня выйдет никудышный.
М.СПИРИДОНОВ: Однако жизнь подумала иначе. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье эксперта и продолжим.
ДосьеФилипп Ильин-Адаев родился 26 июля 1973 года в Москве. В 1995 году окончил факультет журналистики МГУ, в 1999-м — Высшую школу экономики. С 1991 по 1996 год работал в информационном агентстве «ИМА-Пресс», дойдя до позиции главного редактора. В 1996 году перешел из журналистики в PR и последовательно работал в пресс-службах компании «БДО Юникон», «ОНЭКСИМ Банка», «Северо-Западного пароходства», Международного промышленного банка и банка «Евротраст». В 2005 году параллельно со штатной работой в банковском секторе открыл портал Banki.ru, на управление которым вскоре полностью переключился. Увлекается автопутешествиями. Женат. Воспитывает сына. Живёт и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Banki.ru стал поворотным моментом в твоей жизни?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом рождался проект? Я понимаю, что ты эту историю рассказывал многократно, представь нам короткую версию для того чтобы наши слушатели были в курсе. Как ты постепенно из пиарщика в банковском деле перешел в должность руководителя проекта в этой же области?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я понял, что я не хочу всю жизнь быть наемным менеджером. Я понял, что век наемного менеджера недолог: после 45-50 лет на тебя смотрят как на отработанный материал, и ты плавно переходишь к пенсии. Я не хотел идти по этому пути, и я решил попробовать создать свое дело. Я долго не мог понять, в какой области заниматься бизнесом. В результате я остановил выбор на интернете, потому что входной порог очень невысокий. Так как я работал в пиар-структурах банка, и с этой темой был знаком не понаслышке, я стал думать в этом направлении, обнаружил, что ниша банковских проектов для клиентов не заполнена. Шаг за шагом я стал приближаться к созданию Banki.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Когда появился домен и первый прототип?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: В конце 2004 года. Сначала я зарегистрировал домен Vsebanki.ru за стандартные 20 долларов, потом я увидел, что на продаже у киберсквоттеров выставлен домен Banki.ru, купил его, если не ошибаюсь, за 2500 долларов. Начиная с осени 2004 года, мы стали работать над проектом, проект мы запустили 1 марта 2005 года, то есть на следующей неделе нам будет 6 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Говоря “мы”, кого ты имеешь ввиду?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я всегда так говорю. Мы - это я, мой брат, ребята, с которыми мы запускали этот проект. Сегодня мы - это вся команда (чуть меньше 90 человек).
М.СПИРИДОНОВ: Насколько высок твой личный удельный вес в проекте? На первых этапах ты был локомотивом и исполнителем большинства функций?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я и сейчас им выступаю, я тяну на себе весь груз.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по тому, что ты говоришь, что ты пришел в предпринимательство постепенно, ты, наверное, не являешься жестким управленцем?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Нет, у нас достаточно комфортные условия работы, у меня лояльное отношение к подчиненным. Поработав в банке, я посмотрел, как не надо работать. Я не хочу стоять около турникета в 9.10 и отбирать у моих сотрудников пропуска за то, что они опоздали на 10 минут. У нас очень комфортно! Единственное пожелание и требование, которое я предъявляю ребятам – нужно работать.
М.СПИРИДОНОВ: Как распределяются функции? Сколько человек в редакции, разработке?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: 15 человек в редакции, 15 человек в разработке, много контент-менеджеров. Основные отделы по численности – разработка и редакция. Мы в середине прошлого года привлекли инвестора – групппу “Финам”. Самое главное, на что мы направили инвестиции – на усиление команды разработчиков, поскольку у нас долгое время в тех.отделе было 2-3 человека. Мы успевали только бороться с косяками, по-человечески сайт развивать мы не могли.
М.СПИРИДОНОВ: Какую долю вы отдали Финаму?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Блокирующий пакет. Контроль остался у моей семьи.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас ты, твоя супруга и Финам являются акционерами?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Менеджеры Banki.ru – я, мой брат Кирилл, который является главным редактором, моя супруга и несколько ключевых менеджеров сайта.
М.СПИРИДОНОВ: Это руководители отделов?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Насколько сегодняшнее положение вещей тебе кажется стабильным, стимулирующим развитие проекта? Это то, чего хотелось достигнуть, получив деньги от Финама?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да. Мы вложили деньги в развитие: мы усилили разработку, усилили другие направления, которые требовали дополнительных сил. Сейчас сбылась моя давняя мечта: у нас стали открываться новые разделы, сервисы. Когда ты добежал до инвестора, инвестор в тебя поверил, с одной стороны, хочется немного почивать на лаврах, но с другой стороны, ты понимаешь, что работа только начинается. Это очень интересный период, потому что всё в твоих руках, любая твоя идея может быть реализована через 2-4 месяца.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается “почивать на лаврах”, инвесторы часто для того чтобы не создавать для предпринимателя комфортных условий и стимулировать его к дальнейшему росту, не идут на cash-out. Они сделали для тебя cash-out?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Нет, мне этот cash-out не нужен. Мне были нужны деньги на развитие бизнеса. Все деньги, которые мы получили от Финама, мы вкладываем в бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Это комментарий для слушателей программы. Года 2-3 назад предпринимателям часто удавалось договориться с инвесторами о cash-out, то есть о получении денег на руки при продаже проекта или его доли. Сейчас по разговорам я слышу, что cash-out крайне редок, чаще cash-in, то есть вливание средств на развитие бизнеса.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я cash-out могу себе устроить, но если я устрою cash-out через несколько лет, то оценка сайта будет другой. Я мог продать сайт и через год после его запуска, но это были бы совершенно другие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Никаких сомнений. Я думаю, что ты получал предложения, чуть ли не еженедельно.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Периодически предложения поступали. Первое осмысленное предложение о продаже я получил через 3 года после запуска проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Ты получаешь предложения несколько лет подряд?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Сейчас я не получаю, потому что я определился с партнером, который меня устраивает. Мы вместе работаем и довольны друг другом.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял. Возвратимся к первоистокам: сначала Banki.ru строились как база данных по банковским отделениям и вкладам.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да. Основная фишка – база данных по вкладам. На тот момент в интернете не было ни одного сайта, на котором воедино были бы собраны вклады. На этой нехитрой идее мы сайт и выстраивали. Изначально была понятная информация по банкам. Если человек ищет вклад, он должен знать, какой банк его предлагает. Была небольшая новостная лента, и всё. Когда мы открывались, у нас даже форума не было.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро вы стали обрастать новыми функциями?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: В течение первого месяца после старта проекта мы поняли, что без форума нам не обойтись, так как у людей возникают вопросы по вкладам, банкам, и нужна площадка, где они могли бы их задать. В форуме стали появляться довольно интересные, взвешенные отзывы об обслуживании в том или ином банке. В первый же год мы поняли, что нам нужно делать народный рейтинг, и мы сделали удобный сервис, благодаря которому люди могли оставлять аргументированные отзывы, потом к ним подтянулись банки, которые какое-то время просто наблюдали за отзывами клиентов и никак не реагировали. В какой-то момент они поняли, что пора защищаться, оправдываться. Основной переломный момент – создание народного рейтинга. Вокруг рейтинга создалось очень хорошее комьюнити из клиентов и банков.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро тебе удалось отказаться от работы на стороне, то есть от получения дохода где-то еще?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Это произошло несколько лет назад. Другое дело, что, переходя из банка в банк, я честно предупреждал, что у меня есть свой бизнес, которому я уделяю часть времени. Я был довольно высокооплачиваемым менеджером, и я понимал, что на молодой стартап я свою зарплату не могу положить, поэтому я работал до последнего.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня твоя зарплата тебя устраивает? Ты получаешь больше, чем получал, когда работал менеджером?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Больше, чем получал. Понятно, что она меня не устраивает, потому что денег много не бывает, но зарплата хорошая.
М.СПИРИДОНОВ: Она не драматически больше, как я понимаю?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Раза в полтора больше, чем я получал в банке.
М.СПИРИДОНОВ: Телевизионная часть проекта, которой, как я понимаю, вы уделяете много внимания, которой занята твоя супруга – телеведущая Елена Ищеева, какую роль играет? Я предложу несколько версий. Ты решил дать возможность творчески реализоваться своей супруге, и это не имеет отношение к бизнесу? Это чистый бизнес, и направление настолько важно, что оно увеличивает капитализацию бизнеса в несколько раз? Или это что-то среднее?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Всего понемногу. Безусловно, я хотел привлечь свою супругу к работе над этим проектом. Я очень рад, что она согласилась уйти из телевидения в интернет-телевидение, что добавило мира и спокойствия в нашу семью, потому что телевидение – это гадюшник. Через Лену мы получаем доступ к первым лицам банков. С одной стороны, мы берем у них интервью, представляем банк, представляем первые лица. С другой стороны, мы представляем Banki.ru. Лена – наше лицо, симпатичное лицо, которое видят банкиры. В том числе и поэтому банки сотрудничают с нами весьма охотно.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты думаешь, если бы во главе проекта стоял не такой человек, как ты, имеющий большой опыт и контакты в банковской среде и у которого не было бы супруги с изрядной долей медийной известности, насколько сильно это сказалось бы на проекте? Насколько менее эффективной была бы коммуникация с банками?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Безусловно, проект был бы совершенно другим, но не потому что у меня есть связи и банковский опыт. У меня не было никаких связей в банках. Какие связи могут быть у пиарщика? У меня были связи с журналистами. Дело в том, что любой проект очень сильно зависит от руководителя, который ведет проект, является его олицетворением, его продолжением. Мой самый большой плюс (скажу откровенно) – это то, что я всегда стою на стороне посетителя. Я делаю сайт не для бизнеса, не для банков, не для инвесторов, а для своих посетителей. Соответственно, их интерес, то, что они хотят видеть на сайте, занимает первое место. Те новые сервисы, которые мы создаем, мы не просчитываем, то есть мы не считаем, какая у них монетизация, сколько времени нужно на них потратить, когда они будут окупаться, для меня это десятый вопрос. Мне нужно понимать, нужен сервис нашим клиентам или нет, востребован он или нет. С помощью такого подхода сайт и достиг успеха.
М.СПИРИДОНОВ: Вы прибыльны как бизнес?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Мы условно прибыльны. Мы были прибыльны до того, как в нас не вошел инвестор. Когда пошли инвестиции, мы переехали в новый офис, увеличили штат в 2 раза, и сейчас прибыли как таковой у нас нет, но мы к этому стремимся. Я думаю, что в обозримом будущем мы выйдем в плюс.
М.СПИРИДОНОВ: В одном из интервью ты говорил, что в этой нише, несмотря на ее привлекательность, интересность с точки зрения денег, невелика конкуренция. Почему это так? С чем это связано? Я себя спрашиваю, почему я не построил какой-то проект в области банков. Я могу ответить: потому что я ничего не знаю в этой сфере. Почему другие не идут? Почему банки не создают свои представительства, как ты думаешь?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Сложный вопрос. Кто-то что-то делает, но не у всех получается. Единственный конкурент – Альберт Попков. Он делает свой проект с любовью, он ни у кого не подглядывает, он делает всё, что нужно, и у него получается. Понятно, что по оборотам и аудитории он нам уступает, хотя бы потому что он стартовал намного позже. Других конкурентов у нас нет, хотя попыток создавать сайт про банки множество, но всем чего-то не хватает.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь ввиду Sravni.ru?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я хочу понять, почему всем чего-то не хватает. Не потому ли, что межотраслевой портал может создавать только незаинтересованный человек? Банк такой портал делать не сможет, потому что эта корпоративная структура зарегулирована и имеет свои интересы.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Основная ошибка, которую допускают другие сайты, заключается в том, что они не проходят весь путь эволюции. Самое простое – это сделать копию Banki.ru: добавить сервисов, горячих линий, сделать Друзей банка, но это не работает, потому что каждый сервис должен иметь какой-то смысл. Если ты делаешь горячую линию, то у тебя должна быть аудитория, которой это будет интересно. Если у тебя на сайт заходят полторы калеки, то никаких вопросов не будет, и рано или поздно банки уйдут с этого сайта. Если ты создаешь базу данных по вкладам и кредитам, то подумай, пожалуйста, о том, как эти базы будут поддерживаться, потому что поддержка баз данных – это титанический труд. На поддержке базы данных по вкладам у меня сидит 5 человек, которые ежедневно мониторят ставки, проверяют соответствие. Не каждый сайт себе может это позволить. Когда я создавал сайт, я не смотрел ни на кого, я не смотрел не на западные аналоги, не на российские сайты – я продвигался шаг за шагом. Многие конкуренты заходят с конца: они делают кальку.
М.СПИРИДОНОВ: Если коротко, Banki.ru – история про итерационность подхода (от базы происходит переход к чему-то более сложному, при этом обращается внимание на мнение аудитории), неравнодушие к каждой составляющей и умение слышать клиента.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Наверное, да. Мне очень понравились твои слова. Может, ты тоже созрел для своего сайта по банковской тематике. Если ты этот подход понял, то у тебя всё получится.
М.СПИРИДОНОВ: Я прилагаю усилия немного в другой сфере. Возможно, ты не в курсе, что у меня есть 10 разных проектов, но они находятся в другой нише. Как ты не пойдешь делать электронные журналы или сервисы в области социальных закладок, конкурируя со мной, также и я вряд ли пойду в банки. Сапожник должен тачать сапоги! Что знаешь, в том и лучше реализоваться.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Отчасти согласен, но я выбрал банки не потому, что я был Копенгагеном в них. Вчера я встречался с нашими форумчанами, которые приезжали голосовать за банк года, и я понял, что я не обладаю даже 5% знаний, которыми обладают они. Банки – интересная тема с точки зрения рекламодателей. Всем известно, что хорошо рекламируются автомобили и услуги банков. Если в 2005 году в автомобильной тематике сайтов было, как грязи, то банковская тема была свободна. Именно это во многом и определило мой выбор.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь, что ты был высокооплачиваемым менеджером в области банков.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я по образованию журналист. Журналисту необязательно очень сильно разбираться в предмете, ему нужно уметь дружить, коммуницировать, писать. Он не обязан быть супер профессионалом в банковской тематике.
М.СПИРИДОНОВ: Ты в своем направлении выступаешь как маркетолог. Маркетологу важно знать общие черты, детали можно и не знать.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я согласен с тобой.
М.СПИРИДОНОВ: Детали могут запутать.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я выступаю маркетологом, сейчас я буду выступать опытным маркетологом. Эта тема мне совершенно неинтересна, я также могу создать сайт по продаже экскаваторов. Хоть я абсолютно не разбираюсь в этой теме, у меня получится.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Поговорим по поводу монетизации. Мне очень нравится каламбур по поводу того, что ты можешь работать по бартеру со своими клиентами. Чем ближе к деньгами, тем проще. У тебя порядка 80 тысяч человек в сутки?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это прекрасная аудитория с точки зрения медийной рекламы. В то же время ты предоставляешь услуги банкам. Как делится выручка? Сколько ты получаешь от классической рекламы: размещения баннеров, спецпредложений и сколько от других услуг?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: От баннеров я получаю порядка 40% от общей выручки. Всё остальное относится к категории “Разное”. Часть приходится на текстовые строки, спонсорство, горячие линии и так далее. Когда я заглядываю в раздел “Реклама”, я сам не до конца понимаю прайс-лист, потому что это здоровая простыня с кучей позиций.
М.СПИРИДОНОВ: 80 тысяч посещаемости и 90 человек в штате и свой офис. Пожалуй, твой сайт из известных мне в Рунете имеет самое высокое соотношение штата на посещаемость. Представим социальную сеть с посещаемостью 100 тысяч человек. Тянуть ей 90 человек штата и офис довольно сложно.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я с тобой согласен. Инвесторы обратили мое внимание на то, что у нас получается небольшая выручка на человека. Друзья мои, у нас контентный сайт. Мы производим контент! Если бы у меня были Одноклассники, то это другое. Но у меня очень затратный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Его затратным делает твоя страсть к деталям, желание сделать всё перфектно.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Безусловно. Если ты что-то делаешь, ты должен обеспечивать работу. У нас есть народный рейтинг. Первые полтора года я сам сидел и проверял отзывы (около 5 в день). Сейчас в день приходят 100-150 отзывов, и с ними работает 5 человек, потому что это основной контент, который нужно обслуживать.
М.СПИРИДОНОВ: Не опасаешься, что при том, что ты мягкий управленец, люди начнут баловаться и филонить на работе?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Кто будет филонить, уволю. Я своих людей люблю, и они этим не злоупотребляют. Я вижу, кто как работает.
М.СПИРИДОНОВ: Сложно контролировать 90 человек.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я стараюсь, но это тяжело. На каждом направлении есть ключевые менеджеры.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи насчет механики работы. Банковская сфера непроста: есть подводные течения, войны, нелюбовь между банками. Каким образом ты борешься с тем, чтобы банки не сливали друг на друга черный пиар, чтобы это не делали другие структуры? Как вы боритесь с заказами?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Мы просто их не размещаем. Мы не принимаем заказы на пиар, мы не размещаем слив. Мы постоянно ходим по лезвию ножа, потому что мы стоим посередине: с одной стороны, клиенты банка, которые часто поливают грязью банки, с другой стороны, банки, которых поливают грязью и которые рекламируются. Я очень рад, что нам удается тактично балансировать. Это потому, что мы абсолютно прозрачны, чисты, искренне. Мы не продаем то, чего не нужно продавать. Например, у нас есть номинация “Банк года”. Ко мне несколько раз подходили люди и спрашивали “Сколько это стоит?”, на что я отвечал, что это ничего не стоит. Они мне говорили, что я дурак, что они мне заплатят тысяч 100 за одну церемонию, что это будет прибыльным бизнесом. Зачем это нужно? Мне это неинтересно. Если я один раз продам номинацию, один банк будет знать, что Banki.ru продает номинации, слух пойдет по рынку, и репутация сайта вмиг обесценится. Если ты можешь себе позволить ничего не продавать, то не продавай. Мы, к счастью, можем себе это позволить.
М.СПИРИДОНОВ: Гораздо правильнее ничего не продавать и не рассматривать такой вариант с точки зрения максимы. Как у тебя обрабатываются регулярно поступающие возмущенные звонки, письма от банков, оскорбленных в лучших чувствах на те или иные размещения? Например, кто-то что-то написал, вы посчитали возможным это опубликовать, и дальше поступают возмущения.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Мы по-человечески решаем проблемы. Если мы напишем неправду, то мы извинимся, но, как правило, мы пишем правду, поскольку у нас хороший редакционный состав. Если банк недоволен и приводит свои аргументы, то мы с удовольствием предоставим им площадку.
М.СПИРИДОНОВ: У твоих сотрудников, я уверен, систематически возникает нравственная дилемма о том, что размещается вопиющий факт по отношению к какому-то банку. Реальная жалоба реального клиента публикуется, и начинается давление со стороны банка, они просят снять отзыв. Как вы решаете такие проблемы? Вы публикуете заведомо порочащую информацию (правдивую), или вы не пропускаете такие отзывы?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Мы всё пропускаем. В Народном рейтинге у нас действует постмодерация. Если по поводу какого-то отзыва, размещенного клиентом, банк кричит и топает ногами, говоря, что это неправда, то мы связываемся с клиентом и в зависимости от поведения клиента принимаем решение. Если банк говорит, что это правда и просит снять размещение и если клиент говорит, что это правда, то можно только судиться. Если мы понимаем, что ситуация реальная, мы ничего снимать не будем. Банки в этом неоднократно убеждались, поэтому подобных звонков раздается немного.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, были прецеденты, когда банки пытались надавить, ты отказался, и все знают, что эта процедура ни к чему не приведет?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да, такие звонки были. Часть из них разруливается на более низком уровне. Если до меня дозванивается банк, то я поделать ничего не могу. Мы навстречу банку не идем в таком случае. Если мы понимаем, что ситуация реальная, мы ничего убирать не будем. Максимум, что мы можем сделать – предоставить банку площадку для того, чтобы он выразил свою позицию. На заре народного рейтинга у нас был замечательный случай, когда второй наш рекламодатель в истории (Ситибанк) обиделся на то, что в Народном рейтинге он занимал последнее место. Когда он начал размещать рекламу на сайте, народного рейтинга еще не было. Когда народный рейтинг появился, пошли негативные отзывы по Сити, банк обиделся и снял рекламную кампанию. Мы не стали уговаривать его размещаться у нас.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Насколько банки сейчас серьезно относятся к тому, что происходит на их страницах? Насколько народный глас принимается и берется в работу?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Банки, к счастью, очень серьезно настроены. Прошел тот момент, когда банки предпочитали не замечать интернет, не замечать отзывы. Сегодня практически все крупные банки общаются со своими клиентами. Порядка 30 банков на нашем сайте держат горячую линию, где оператор регулярно отвечает на вопросы посетителей. К некоторым банкам сыпется 20-50 вопросов, претензий в день. Это колоссальная работа, и в крупных банках есть специальные люди, единственная задача которых заключается в том, чтобы разобрать отзывы, претензии, вопросы, оставленные на Banki.ru. Изначально мы себе даже представить такого не могли. Сейчас мы запустили сервис “Друзья банка”, который помогает банку выстраивать еще более плотное общение с клиентами. Теперь они не только отстреливаются от их жалоб, но и слушают идеи, предложения, обмениваются мнениями о том или ином сервисе. Сейчас мы активно работаем для того чтобы сблизить банки с клиентами. На данный момент я вижу интерес как с одной стороны, так и с другой.
М.СПИРИДОНОВ: Как тебе кажется, вы оказываете влияние на банковскую сферу в России?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Конечно. В том, что банки сейчас идут в интернет, том, что они общаются в соц.сетях, том, что они стараются стать более клиентоориентированными, создают свои сервисы, думают прежде, чем ввести не очень дружелюбную комиссию, большая заслуга Banki.ru. Мы научили банки общаться со своими клиентами. Раньше такого не было. Казалось бы, что может быть проще: спустись в клиентский зал, собери мнения, что нравится, что не нравится. Такого не было. Сейчас, заходя на Banki.ru, открываешь “Друзья банка”, народный рейтинг или горячую линию и общаешься.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас волей-неволей они должны ориентироваться на клиента, вводить маленькие поправки?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да, даже если хорошие крупные известные банки делают что-то неадекватное с точки зрения клиента, они подвергаются критики. Надо триста раз подумать, прежде чем вводить какую-то гадость.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли динамика думания?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да. В этом не только наша заслуга, но и заслуга всего интернета. Сейчас интернет – это сила. Большинство решений о выборе банка клиент принимает в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Пожалуй, это так. Друзья банка – это, как я понял, подобие клуба или фан-страницы банка в соцсети?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Мне сложно сказать. Я не знаю, что есть у банков в социальных сетях.
М.СПИРИДОНОВ: Ты никак не взаимодействуешь с соцмедиа? Banki.ru не занимаются активностью в Facebook, в Вконтакте?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Этим занимается специально обученный человек. Мне хватает своей работы, и я вижу, что мне нужно сделать в рамках своего портала, поэтому другие площадки я пока что не рассматриваю.
М.СПИРИДОНОВ: Не опасаешься, что ты можешь пропустить серьезную тенденцию, что люди уйдут в соцмедиа? Обсуждение банков, общение с ними – это одна из ценностей, которая есть на вашем сайте.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я делаю то, что я должен делать. Я создаю подобные сервисы на Banki.ru. Если они перетекут на Facebook, я ничего не смогу сделать, я же не могу влиять на Facebook. Каждый занимается своей работой, своим делом. Кто-то делает это лучше, кто-то хуже.
М.СПИРИДОНОВ: Влиять не можешь, но мне кажется, что стоит присмотреться к соцмедиа. Поверь, там происходят любопытные вещи.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: У них начало, а у нас разгар общения. Скорее, соцмедиа должны приходить ко мне и смотреть, что мы делаем, но если ты сбросишь ссылки, я с удовольствием посмотрю.
М.СПИРИДОНОВ: Facebook, Vkontakte. Посмотри, как работают сообщества.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Хочу вспомнить Артура Вельфа, который сейчас занимается социальной активностью Сбербанка. Слышал об этом?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я с ним сегодня разговаривал. Мы с ним периодически контактируем.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, он занимается активностью Сбербанка на Banki.ru.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да. У Сбербанка есть клуб “Друзья банка”, где они пока не очень активны, но они работают над этим направлением. Как я понимаю, им просто физических сил не хватает. Зато на Горячей линии они обрабатывают порядка 10 обращений в день. На мой взгляд, Сбербанк выиграл с приходом Вельфа. Несмотря на то, что Сбербанк – махина, у них четкая позиция. Вельф пытается решить проблему каждого клиента. Я видел кучу примеров, когда его ребята решали проблемы клиента. Пускай, они были мелкими, но они решались, и это правильно. Их принцип: великое начинается с малого.
М.СПИРИДОНОВ: Вот кому обязан Сбербанк! Не Грефу, а Вельфу!
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Греф молодец, потому что пригласил Вельфа.
М.СПИРИДОНОВ: Скажи, пожалуйста, как давно существуют «Друзья банка»? В январе они запустились?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько тебя устраивает то, как в рамках твоего проекта строятся мини-комьюнити? По сути, это место для общения. Как можно измерить активность людей в рамках каждой страницы?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Сейчас у нас открыто комьюнити у 10 банков. Количество клиентов у активных банков за последний месяц удвоилось. Дальше всё зависит от самих банков. У меня есть хороший пример – банк “Авангард”. Он очень активно общается со своими клиентами. У него очень серьезная движуха идет. Мы на прошлой неделе придумали, как можно измерять активность пользователей – мы решили остановиться на том, что мы будем писать о тех идеях, которые дают наши посетители и которые реализуются банком. Сейчас у многих банков уже есть реализованные идеи, предложенные посетителями.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что Banki.ru не был копией никакого из конкретных проектов в западном интернете. Он изначально строился как оригинальное произведение и достраивался итерационным путем?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: На Западе есть нечто подобное?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Ты хочешь, чтобы я еще раз сказал о том, что я не слежу за Западом? Есть BankRate и другие. Смысл заходить на западные сайты? У нашей страны свой путь.
М.СПИРИДОНОВ: Ты думаешь, что он так сильно отличается?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Если собирать дизайн квартиры под конкретного клиента, то вероятность удачности проекта больше. Если сделать копию квартиры в небоскребе Нью-Йорка, то не факт, что тебя поймут.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вы изучаете интернет-банкинг?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день есть более или менее вменяемый интернет-банк telebank (ВТБ24), alfaclick (Альфа Банк). Другие мне показались очень неюзабельными, неудобными. Меня порой удивляет, как там всё криво и косо.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я могу сказать, что у нас сейчас заканчивается исследование по определению лучшего интернет-банка. Уважаемые эксперты получили доступ к 10 интернет-банкам, чаще всего упоминающимся в пользовательском рейтинге на нашем сайте, и они сейчас доделывают экспертную оценку. Я думаю, что одновременно с церемонией “Банк года” (середина марта), результаты исследований появятся на сайте. Я рекомендую прийти и почитать. Я себя не отношу к специалистам в этой области, поэтому комментировать ситуацию не буду.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к блицу. Я прошу тебя отвечать на вопросы предельно коротко: да, нет, если возможно.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Услугами каких и скольких банков ты пользуешься?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Траст, Независимый Строительный. Все банки указаны в моем профиле на Banki.ru
М.СПИРИДОНОВ: Нет желания когда-нибудь открыть свой банк?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Возможно, есть.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты управляешься с личными финансами: системы учёта, бумажка и карандаш, программы?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Никак, за что постоянно получаю пистоны от своей супруги.
М.СПИРИДОНОВ: А супруга?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Супруга тоже никак, но она более бережлива и экономна.
М.СПИРИДОНОВ: Ты всех своих сотрудников знаешь лично?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Когда-нибудь брал кредит — личный или для нужд бизнеса?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Нет, Бог миловал.
М.СПИРИДОНОВ: Блиц на этом завершен. Сейчас перейдем к вопросам слушателей, которые были оставлены в анонсах программы в Facebook, Твиттере и моем блоге. Я задам те вопросы, которые не прозвучали прямо или косвенно. Sergey Koloshko спрашивает: “Какой ежемесячный оборот приносит портал?”.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Хороший. Цифры я озвучивать не буду, но это достойный оборот. За счет оборота кормится 90 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Олег Николаев просит практического совета. У меня небольшой сайт о финансах и предпринимательстве. Он с трудом достиг отметки 1000 посетителей в сутки. Что бы Вы посоветовали такому проекту?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я же не медик, который по телефону диагнозы ставит. У меня есть почта
boss@banki.ru, пришлите мне ссылку, и я посмотрю.
М.СПИРИДОНОВ: Олег, Вы можете получить консультацию большого специалиста. Pavel спрашивает: “Будет ли развиваться сервис maps.banki.ru?”.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Если и будет, то на уровне приложения к коммуникаторам. Это большой трудоемкий сервис. Сейчас там только Москва, если мне память не изменяет, но этот сервис требует очень большой поддержки, потому что только у одного Сбербанка в Москве и Санкт-Петербурге около 4000 объектов на карте. Их тяжело заносить и обновлять.
М.СПИРИДОНОВ: Как потребителю, мне кажется, что это будет очень полезно.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я надеюсь, что в течение года мы это сделаем.
М.СПИРИДОНОВ: Brein спрашивает: “Как развивается проект
ссылка Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Отлично. Мы нашли бизнес-ангела. Я думаю, что сейчас проект полетит быстрее.
М.СПИРИДОНОВ: Опиши суть проекта в двух словах.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Это площадка, где одни физические лица дают в долг небольшие суммы другим физическим лицам. Заемщики получают прямой доступ к деньгам (3000-5000 на месяц-3 месяца), кредиторы имеют возможность получить доход с этих операций.
М.СПИРИДОНОВ: Этот проект является копией того, что есть на Западе?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Я в этом проекте выступаю как частное лицо, не я основной идеолог и застрельщик.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Алексей Сидоров спрашивает: “В моем понимании банкиру нужен один тип контента, потребителю – совершенно другой, насколько целесообразно совмещать функционал и контент сайта для совершенно разных типов аудиторий?”.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Хороший вопрос. Ко мне давным-давно приходили эксперты и объясняли, что это большая маркетинговая ошибка, что, если я работаю с клиентами, то я должен сосредоточиться именно на них и отказаться от банкиров. Но мне гораздо интереснее совместить на сайте сразу 2 комьюнити. У нас это получается. В этом заключается большой плюс, потому что у нас на сайте клиенты общаются не только с клиентами, но и с банками, они могут получить на форуме консультации от профессиональных банкиров.
М.СПИРИДОНОВ: Почему вы не развиваете функционал по генерированию онлайн-заявок на кредиты?
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Мы его запустили только в декабре. Наверное, то, что мы не запустили его раньше, было моей ошибкой. Я очень скептически относился к онлайн-заявкам, потому что мне казалось, что это будет не совсем корректно по отношению к нашим посетителям, так как на каждой заявке, которую оставляет человек, мы зарабатываем, банк зарабатывает. На самом деле, я ошибался, поэтому в декабре мы этот сервис запустили, сейчас им пользуется порядка 10 банков. Я думаю, что до конца года их количество вырастет в 3-5 раз.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Пожалуй, всё. Почти все вопросы мы затронули, некоторые можно вынести как частные и не озвучивать на большую аудиторию.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Люди слушали, надеялись услышать свой вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: В связи с этим, я тебя прошу, если у тебя будет время, зайти в мой блог по адресу spiridonov.ru и ответить на вопросы.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: С большим удовольствием отвечу, только ссылку пришлите.
М.СПИРИДОНОВ: Не вопрос. Тогда будем заканчивать. Я напомню слушателям о том, что программа “Рунетология” состоит только из интервью, вторая часть, то есть обсуждение новостей, отделилась и стала отдельным проектом, который называется “Рунет сегодня”. Он будет выходить как в виде подкаста, так и в прямом эфире радио “Финам.фм” (99.6 fm) каждый понедельник в 10 утра. На этом прощаюсь с тобой, Филипп! Спасибо большое, что нашел время пообщаться.
Ф.ИЛЬИН-АДАЕВ: Спасибо за вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях был руководитель проекта Banki.ru Филипп Ильин-Адаев. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!