М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 17 марта 2011 года. Вы слушаете 89-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Традиционно мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. «Рунетологии» скоро два года. Кроме того, не за горами и юбилейный, сотый выпуск. На пороге этих событий мы решили провести призовую акцию для наших слушателей. В рамках акции у вас будет возможность поддержать программу, рассказав о ней своим друзьям и знакомым в форме заметки в блоге. Нам приятно читать ваши заметки. Если вам кажется, что программа достойна вашей рекомендации, то мы будем рады. Акция продлится две недели, и в финале редакция “Рунетологии” выберет десятерых победителей, которым будут вручены призы от наших уважаемых спонсоров. Победители, занявшие места с 1 по 5, получат по два любых устройства на свой выбор из каталога гаджетов компании МастерКит. Рекомендую заглянуть на сайт и посмотреть, какие любопытные гаджеты встречаются. Занявшим 6 – 10-е места вручат сертификаты на сумму 10 тысяч рублей каждый на любые услуги хостинга от компании Юми.Хост, включая регистрацию доменов, их продление и прочее. Подробности акции читайте у меня в блоге по адресу Spiridonov.ru. Довольно любопытно то, что буквально за пару часов до записи этой программы у меня случилась тематическая дискуссия в Твиттере. Я написал о том, что программка для iPad – мобильное приложение, базирующееся на одном из моих веб-проектов Calend.ru, вышло на первое место русского iTunes. И в ответ на мой рассказ, кроме поздравлений я получил возмущения о том, что программа стоит безбожно дорого – 2 доллара. На эти деньги в Москве сложно купить даже чашку кофе. Во многом именно об этом (о программном обеспечении, его лицензировании и стоимости) мы будем говорить сегодня, потому что в гостях у Рунетологии генеральный директор интернет-магазина Softkey.ru Феликс Мучник. Феликс, добрый день!
Ф.МУЧНИК: Добрый день, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что взаимоотношения пользователей и создателей/продавцов программ – это все еще совсем не симбиоз, а две стороны баррикады.
Ф.МУЧНИК: Я бы не назвал это баррикадой, это, скорее, улица, на которой есть многостороннее движение, пешеходные участки, те, кто ездит не по правилам.
М.СПИРИДОНОВ: Кто те пользователи, которые агрессивно не хотят платить за программы и подводят под это идейные рельсы? Они говорят, что они не платят не просто так, не потому что они жмоты.
Ф.МУЧНИК: Я давно всем рассказываю свою теорию 3 зон: черной, серой и белой, согласно которой все пользователи контента делятся на 3 категории. Есть совершенно нормальные с точки зрения продавцов и производителей люди, которые хотят покупать контент. Вопрос в том, продаем мы им или нет лицензионный контент. Есть серый участок, в котором люди не понимают, покупают или скачивают они контент, лицензионный контент это или нет. Они являются полуграмотными. Если их четко ограничивать и подводить к тому, что они могут легко купить контент по адекватной цене, то их можно перевоспитывать. Есть агрессивная “черная” зона. Я могу привести пример одного из производителей программ, который лет 8 назад писал шароварные программы и продолжает это делать. Он одновременно работал в российской компании. Его программа для российского рынка стоила 150 рублей, что незначительно по сравнению с тем же Микрософтом. Заходя в соседнюю комнату, он увидел, как упорно ломают его программу для того чтобы не платить деньги, на что он резонно спросил: “Ребята, хотите я подарю вам ключ?”, на что получил ответ “Нет, нам принципиально сломать твою программу, потому что мы принципиально не покупали программы и не будем их покупать ни за какие деньги”. То есть цена не имеет значения, это вопрос принципа.
М.СПИРИДОНОВ: Это маргинальная прослойка.
Ф.МУЧНИК: Да, это маргинальная прослойка. От нее не ушли ни в одной стране мира. 33% - уровень пиратства в Штатах, Европе. Ниже этого уровня уйти в принципе невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: А сколько процентов в России, как Вы считаете?
Ф.МУЧНИК: В России 85-90% нелегалов. К сожалению, туда входят и белые, и серые. Помните историю с DVD-дисками? Есть две стороны: производители/продавцы и потребители. Полнота кошелька должна соответствовать предлагаемой цене, она должна быть адекватной. Предлагать видео, программу за 1000 долларов какому-то пользователю бессмысленно, потому что он никогда не купит такой продукт. Предложение должно быть понятно. С одной стороны, должны быть убиты торренты, download-сайты с нелегальным софтом и контентом. С другой стороны, вместо них должны появиться новые предложения. Мы это проходили в истории с софтом для PC. Пока не появится адекватного предложения для того чтобы пользователь легко, проходя по улице или интернету, мог увидеть программу по нормальной цене и купить ее, покупок не будет. Раньше человек мог позвонить и сказать, что он скачал Winrar новую версию, но ключ не подходит, мы спрашивали у него, откуда он взял ключ, ведь он его не покупал. Он говорил, что он на ВДНХ купил диск, на котором написано, что все права защищены. Нормальный человек не различает, где легал, где нелегал. Ему положили пачку дисков на витрину, где написано, что права защищены, и он искренне считает, что автор заключил с этим продавцом контракт на продажу. Человек честно заплатил и купил диск.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, нужно уничтожить все возможности для получения нелегального софта и усилить легальную сторону?
Ф.МУЧНИК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Вы активно трудитесь на ниве усиления легальности уже не один год. Этого недостаточно?
Ф.МУЧНИК: На тех участках, где мы защищаем права наших производителей (бывает такое, что у нас есть исключительные права на территории России), уровень пиратства 30-40%. Вы эти программы на пиратских дисках на лотках, не найдете, вы не найдете действующие кряки в интернете и так далее. Люди их покупают, продажи увеличиваются в несколько раз уже через год после начала активной деятельности.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял Вас. Сейчас досье Феликса Мучника, но прежде скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ".
ДосьеФеликс Мучник родился 10 марта 1961 года в городе Инта (Республика Коми). В 1974 году в возрасте 13 лет, окончил школу. В 1979 году окончил математический факультет Воронежского государственного университета. Занимается программированием примерно с 1982 года. Подготовил первую русскую локализацию языка программирования Turbo Pascal. В 1990 году — один из соучредителей компании — разработчика программного обеспечения «Релэкс». В 1998 году открыл службу регистрации программ Shareg.com. В 2001 году стал одним из основателей софтверного интернет-магазина Softkey, который в декабре 2006 года вошел в состав IT-холдинга IBS. В 2002 году выступил в качестве инициатора создания ISDEF — Форума независимых разработчиков программного обеспечения. Хобби — литература, театр, старое кино. Женат. Отец взрослой дочери, несколько лет назад стал дедушкой. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: По-моему, ты первый дедушка в Рунетологии.
Ф.МУЧНИК: Надеюсь, не последний.
М.СПИРИДОНОВ: Я тоже надеюсь. Вы, кстати говоря, не чувствуете себя относительно молодых людей, которые сейчас приходят в бизнес, человеком пожившим, мудрым и понявшим всё про то, что они только ищут?
Ф.МУЧНИК: Главное, чтобы они не сказали, как было сказало на roem, когда был опубликован рейтинг на forbes “там же 80% пенсионеров, которым пора уходить”. Я пока, Максим, не считаю, что пора уходить, я чувствую себя молодым, несмотря на исполнившийся неделю назад полтинник. Какая мудрость? Всё очень быстро меняется, мы всё время чувствуем недостаток опыта в интернете. Интернет – странное место, которое изменяется значительно быстрее, особенно для тех, кто на фронтальной части предоставляет сервисы, продажи и всё остальное. Надо стараться успевать за интернетом! Мне кажется, что мы всё время молодые.
М.СПИРИДОНОВ: Что для Вас является возрастом? Как-то изменяется стиль управления, взгляды по мере продвижения в бизнесе, жизни?
Ф.МУЧНИК: Это опыт. Чем старше становишься, тем больше опыта накапливается, и какие-то ошибки стараешься не допускать. Возраст – это накопление опыта, который не помогает.
М.СПИРИДОНОВ: В силу того, что очень уникальная ситуация, или забываете что-то?
Ф.МУЧНИК: Например, Apple-овская революция. Мир изменился, и надо привыкать к новой ситуации и что-то придумывать. Опыт может помочь только в реализации того, что ты придумал, а в придумывании опыт часто не помогает, так как надо искать новые варианты.
М.СПИРИДОНОВ: С программированием Вы завязали? Как я понимаю, Вы всерьез занимались этим делом.
Ф.МУЧНИК: Лично практически завязал, иногда я помогаю своей жене в ее базе данных лишайников, но это нельзя назвать программированием. Я завязал после того, как на коленке за 2 недели был создан Shareg, потому что я считаю это непроизводительной тратой времени. Здесь я чувствую отличия по причине возраста. Я в силу специфики работы не смогу поглотить такое количество новой информации по инструментам разработки, по их различиям, я могу поглотить только аналитику по инструментарию, но не осваивать его.
М.СПИРИДОНОВ: Переход из программирования в управление – это эволюция или вынужденная мера?
Ф.МУЧНИК: Эволюция. Никакого принципиального отличия я не вижу. Какая разница между тем, чтобы программировать модель расчета бюджета какого-то министерства и тем, чтобы программировать, как должна работать компания. И то, и другое сначала моделируется, проектируется, потом реализуется. Этот жизненный цикл надо проходить по кругу, периодически надо реорганизовать, менять, отлаживать что-то.
М.СПИРИДОНОВ: Для специалиста шаг от оперативной работы в области программирования, дизайна, верстки в управление – резонный шаг?
Ф.МУЧНИК: Мне кажется, это вопрос пристрастий. Кому-то нравится всю жизнь рисовать акварелью, а кому-то нравится пробовать всё подряд. Кому-то, наверное, нравится программировать всю жизнь, до бесконечности. Если у человека получается, и ему это приносит удовольствие, то это хорошо. Мне кажется, что разумный человек может и программировать, и управлять, и заниматься физикой – это вопрос выбора пути.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по Вашему интервью, Вы довольно жесткий лидер. Вы считаете, что конечные решения должен принимать один человек. Сам коллектив и структура компании подстроены под это.
Ф.МУЧНИК: Да, я жесткий лидер.
М.СПИРИДОНОВ: В чем, на Ваш взгляд, плюсы такого подхода?
Ф.МУЧНИК: Я много раз пробовал и наблюдал пробы других руководителей построения матрично-функциональной структуры. Отсутствие иерархической системы принятия решений и контроля за ними работает хуже. Я видел мало компаний, в которых это реально работает. Они внутри плохо управляются с точки зрения стратегического управления. В какие-то тактические задачи я даже не вмешиваюсь, иногда их решают группами, и мое мнение там не имеет значения, я могу быть просто консультантом. Решения стратегического порядка должны приниматься и контролироваться одним-тремя лидерами.
М.СПИРИДОНОВ: Есть любопытный момент, который можно процитировать с Ваших слов. Вы выступаете в качестве модератора, связующего звена между молодежью и представителями старшего поколения в своей компании. Как это происходит?
Ф.МУЧНИК: Цитируя свое же интервью, скажу, что это старая привычка. Я раньше общался с людьми разного возраста в силу бывшего “вундеркинизма”. Старшее поколение, почувствовав себя опытным и компетентным, иногда не слышит молодежь, которая предлагает адекватные решения проблем и вопросов. Кто-то должен разводить людей в разные стороны и разваливать баррикаду. Пока у меня это получается.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, естественное свойство для руководителя – налаживание эффективного взаимодействия между руководителями среднего звена. Оно, может, является самым главным.
Ф.МУЧНИК: Да, иначе команда перестает работать.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати, Лев Толстой говорил, что вундер уходит, а кинд остается. Вы ощущаете это на себе?
Ф.МУЧНИК: Да. Мне кажется, что непрекращающийся интерес к тому, что я делаю и как я живу – это детский интерес. Настоящий лидер должен сохранять в себе ребенка, потому что чувство игры обязательно. Вы должны немного играть, но главное – не заигрываться. Если вы не будете играть, то вам будет неинтересно, и вы уйдете в другие дебри и перестанете заниматься своей работой.
М.СПИРИДОНОВ: Так, наверное, во всём в жизни. Стоит сохранять интерес и играть, даже если не являешься вундеркиндом или руководителем. К Софткею Вы шли через проект “Shareg”. Как Вы пришли в эту тему? В тогдашней России было не очень очевидно, что на этом можно зарабатывать деньги, а тем более, разгул пиратства был огромным. Почему Вы решили пойти туда, как в бизнес?
Ф.МУЧНИК: Я неоднократно рассказывал историю, которую я сейчас повторю в краткой форме. Шел 1998 год. Мы начали зарабатывать деньги в Москве поставками техники и разработкой программного обеспечения. Случайно ко мне в руки попал хороший по тем временам ноутбук, который до сих пор валяется на складе для будущего музея. Я со своими товарищами подумал о том, что надо поискать тему, на которой можно будет зарабатывать, когда кризис закончится. Начнется новый цикл, будут появляться деньги, и надо придумать идею, которая имела бы право на жизнь. Месяца 4 я гулял по американскому интернету и пытался понять, есть там идеи или нет. Мне сразу было ясно, что мы будем заниматься деятельностью, связанной с интернетом, хотя тогда был не самый разгар интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда интернет воспринимался как пришедшее чудо. Это, может, и подталкивало.
Ф.МУЧНИК: Да, хотя я в нем жил с 90-х годов. Мне вдруг стало понятно, что в интернете можно делать бизнес, но какой бизнес – было непонятно. Сейчас мы знаем все слова, модели, а тогда этого никто не знал. Все пытались что-то нащупать. Самая большая мечта – это сделать информационный портал и быстро его продать за безумное количество десятков тысяч долларов. Все этим примерно и занялись. В какой-то момент нам стало понятно, что софт на Западе продается в электронном виде, что можно сэкономить на коробочках. Например, Digital River – наш большой западный конкурент, существует с 1994 года (к тому времени ему было всего 4 года). Мы решили попробовать. Мы заключили контракты, попытались проиграть сценарии “банк, контракт, валюта”, написали объявление на своем тогдашнем сайте, и вдруг перед Новым Годом к нам приходит человек и говорит, что хочет купить сервер, который у него кончился. Он покупал его по кредитке, а кредитка кончилась. Он продавал сигареты, и в 1998 году он по e-mail принимал заказы от своих клиентов в разных городах и отгружал им продукцию.
М.СПИРИДОНОВ: Силен.
Ф.МУЧНИК: Это тогда было для меня потрясением и, кстати говоря, подтверждением того, что через интернет можно делать бизнес. Ровно через 2 дня он получил ключ. Как только мы отослали копию платежки, нам англичане прислали лицензионный ключ. Он был счастлив, и мы получили свои первые деньги. Тогда и стало понятно, что это работоспособная идея. Дальше мы заказали сайт интернет-магазина. Конечно, через 4 месяца мы получили только систему авторизации. После чего на майских праздниках я сел и написал первого регистратора программ. Это был зеленый интерфейс, на который мне сейчас страшно смотреть, но идеи, которые мы хотели отработать, были заложены. Нам надо было обслуживать магазины вендоров, а производителю регистрировать карточку своей программы. На этой базе мы сформировали небольшой каталог, потому что всё это время мы пытались подписывать контракты. Мы со своим ужасным английским языком написали письмо “From Russia”, в котором было изложено, что мы хотим заключить контракт на продажу их софта в России. Самым поразительным для меня было то, что один из трех заключал с нами контракт. На сегодняшней своей позиции я бы такие письма выкидывал бы. В первом каталоге была сотня программ, но в первый месяц после запуска, в июне-июле 1999 года мы заработали 5000 рублей, принимая заказы через интернет. Это была честная работа магазина.
М.СПИРИДОНОВ: Прибыль - 5000?
Ф.МУЧНИК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом из Shareg появился Softkey?
Ф.МУЧНИК: Дальше всё было проще, потому что был Дима Румянцев со своим проектом “МКРсофт” – таким же регистратором, но с меньшим набором, был Саша Каталов – лидер шароварщиков в России, был Дима Турецкий с ListSoft. Собравшись вместе и познакомившись, мы решили объединиться и сделать большой российский регистратор. Нам было понятно, что потом будет много денег, но насколько много мы тогда не знали. Мы начали искать разработчика, появился Сережа Рыжиков, которому мы это и заказали. Через 6 месяцев после того, как мы написали ТЗ, появилась новая система, которая, кстати говоря, не имеет никакого отношения к CMS Bitrix. 21 декабря мы запустились. Через час после запуска был выписан первый счет.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы вышли на окупаемость?
Ф.МУЧНИК: На операционную окупаемость мы вышли сразу. Вы же прекрасно понимаете, что в маржу были заложены некоторые затраты. На реальную прибыль мы вышли где-то на 3-4 год, но мы никогда не брали кредитов и всё вкладывали обратно. На сегодняшний день компания прибыльная.
М.СПИРИДОНОВ: Когда компания вошла в холдинг IBS, вы получили какой-то cash-in для того чтобы развить проект, или было желание найти сильного партнера? Для чего это было сделано?
Ф.МУЧНИК: В какой-то момент времени, предчувствуя гигантский скачок по легализации, который произошел в 2007 году и большой рост компании, мы стали искать большого партнера ради самого главного – того опыта, которого нам не хватало. У нас было 15 человек в компании, когда мы начали переговоры, сейчас нас 200. Мы понимали, что мы не умеем управлять большой компанией, большими деньгами, и нас надо этому учить. Если бы мы учились сами, мы бы потеряли время. Этот опыт надо было где-то брать!
М.СПИРИДОНОВ: Сколько процентов отошло к холдингу?
Ф.МУЧНИК: Я не буду говорить цифру, тем более это написано в любом реестре.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день то, как развивается ситуация с лицензионными программами, Вас наводит на позитивные или негативные прогнозы? Я знаю, что в кризис ваши продажи упали.
Ф.МУЧНИК: В рублях продажи не упали, а в долларовом выражении да. Вы все помните, что происходило с долларом во время кризиса. Если говорить о всём рынке софта, то в кризис, конечно, многие рухнули. Например, Enterprise и Consumer. Enterprise просто перестал тратить бюджеты и выжидал, пока кончится кризис. Consumer стал экономить на всём подряд. Уровень пиратства, который до 2007 года активно сокращался, к 2009-2010 годам вернулся к уровню 2005-2006 года. Мы сейчас заново будем его уменьшать, что, не очень хорошо. С другой стороны, в очередной раз уменьшая уровень пиратства, рынок будет расти. В прошлом году продажи начали у всех подниматься – это работа отложенного спроса. Я думаю, что резкие движения мы увидим осенью этого года.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Вы смотрите с оптимизмом на ближайшее будущее?
Ф.МУЧНИК: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня что покупают больше? Какие типы софта?
Ф.МУЧНИК: Мы работаем в двух сегментах: средний/малый бизнес и consumery. Если говорить о СМБ, то помимо графики, покупалось самое необходимое, то есть безопасность. Сейчас опять начало возвращаться расширение лицензии Microsoft, потому что начала обновляться техника. В consumery ситуация немного другая. С одной стороны, там много покупалось антивирусов. Антивирусы – то, что в период кризиса росло. Также покупался развлекательный софт. Никакого делового софта в период кризиса быть не могло. Последние годы также развивался мобильный софт.
М.СПИРИДОНОВ: Удается вам удается конкурировать с маркетами, пристегнутыми к Android, iPhone?
Ф.МУЧНИК: С iPhone мы не конкурируем, потому что с ними конкурировать невозможно. Со всеми остальными мы активно еще не начинали конкурировать. Во-первых, места хватит всем. На любой открытой платформе будет много магазинов. Чем они отличаются от интернета? Сколько сейчас интернет-магазинов софта, которые конкурируют с Софткеем? Безумное количество. Столько же будет и маркетов. Конкурировать там можно будет сервисом, рекламой – как и в обычном бизнесе.
М.СПИРИДОНОВ: По опыту общения с Android-маркетами, мне кажется, что с ними будет сложно конкурировать, потому что есть кнопка, и именно под ней находится доступ практически к любым приложениям. Что магазин может противопоставить?
Ф.МУЧНИК: Я приведу 2 примера. Первый – запущенное приложение МТС, которое размещает кнопку рядом. Он будет спокойно конкурировать на своей клиентской бизе с этим же marketplace. Второй пример – история, которую мы почти 2 года назад развивали в офлайновых магазинах. В тот момент, когда Ovi работал в России, мы за полгода электронных версий программ для Symbian через магазины продали в 10 раз больше. Кто будет продавать? На сегодняшний день в marketplace продают рекомендательные сервисы и первые страницы. В общем, что Apple захотел, то и продается. Откуда клиент знает, что ему следует выбрать из пятиста тысяч приложений? Кто ему порекомендует?
М.СПИРИДОНОВ: Знакомые, друзья, или он пользуется теми сервисами, которые есть в маркете Apple или Android.
Ф.МУЧНИК: Вы же понимаете, что он не все время ходит на marketplace. Он ходит по улицам, в офлайновые магазины, ведь не зря Apple начинает рекомендовать своим менеджерам ставить iTunes, заводить аккаунты на фронте. Даже в рекомендательных сервисах продают живые люди: продавцы, opinion-лидеры и другие. Как только вы даете им возможность продавать, они начинают продавать. Мы за всем этим сейчас наблюдаем в офлайне. Нас всё время спрашивают: “Вы пошли в офлайн?”. Это эксперимент, продажи там растут. Эксперимент с Nokia и Эльдорадо очень удачный. Мы скоро откроем сетку.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы продаете в офлайне? Как вы договариваетесь с конечными продавцами?
Ф.МУЧНИК: Это сложно объяснять.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажите суть. В каком виде они продают программное обеспечение?
Ф.МУЧНИК: Мы это называем ofline digital distribution. Мы предоставляем платформу для розничных сетей, в которой централизованно держим технологию продаж, склад электронных ключей, а их кассы, их терминалы подключены к нашим системам. Когда человек приходит, менеджер ему может что-то порекомендовать, выписывает обычный товарный человек, тот оплачивает продукцию в кассе, которая связана с нами в реальном времени. После этого на кассе прямо в чеке печатается ключ, дается ссылка для скачивания дополнительной информации. Менеджер также может помочь установить софт за отдельные деньги. В итоге, человек, снаряженный софтом, уходит.
М.СПИРИДОНОВ: Получается ликбез по покупке “воздуха”. Покупая программу, покупаем воздух. Когда покупка воздуха происходит в офлайн-магазине, это привычнее, потому что хотя бы одна часть покупки проходит по привычной схеме. Есть физический магазин, есть человек, который вас консультирует, есть cash, который вы платите. Это любопытно. Вы говорите, что это успешно?
Ф.МУЧНИК: Это очень успешный проект. Есть официальные цифры: в обслуживающей Nokia сетке – nosimo, софт занимает примерно 2% от их оборота. Каждый третий смартфон, который выносится из магазина, снаряжается софтом. Примерно такой же успех в Эльдорадо, только там продается софт и для мобильных, и для e-book, desktop. Если в Nokia только Symbian и только смартфоны, то в Эльдорадо более широкий набор. Так как коробок меньше, ассортимент больше.
М.СПИРИДОНОВ: Покупка происходит следующим образом: пользователем выбирается устройство, и к этому устройству менеджеры рекомендуют сервисы, и человек получает распечатку кода на бумажке?
Ф.МУЧНИК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Получается смешанный офлайново-онлайновый режим.
Ф.МУЧНИК: Да. При этом пользователь получает привычку: когда ему нужен какой-то дополнительный функционал, о котором он слышал или прочитал в интернет, он пойдет либо в интернет искать (ovi, Android marketplace, мы), либо он пойдет в привычное место. В то же Эльдорадо ходят не только за софтом и смартфонами, но и за холодильниками. По дороге за холодильником, почему бы не спросить у менеджера, не появилось ли что-то новое? Образуется привычка.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это важно с точки зрения воспитания пользователя. Люди начинают понимать, что программы можно покупать, что это такой же товар, как и другой цифровой контент (музыка, книги и прочее). Если ваша инициатива станет массовой, то она повлияет и на социум в целом.
Ф.МУЧНИК: Она точно примет массовые формы. Некоторые сети уже пытаются повторить этот опыт сами. В мире до нас этого никто не делал. Были аналогичные попытки, когда использовались автоматы самообслуживания, но оказалось, что без продавца эта схема плохо работает, а централизованными офлайново-онлайновыми поставками никто не занимался, мы были первыми. На сегодняшний день сетей не очень хорошо видно, потому что часть сетей – региональные, некоторые – московские. Мы вслух кричим только о Nokia и Эльдорадо, но ведь есть еще Максимум, Полярис, есть подготовленные подключения еще в паре больших сетей. Я думаю, что это станет массовым в течение двух лет.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что в продаже цифрового контента и программ рекомендательным сервисом, заменяющим то, что посоветовал друг в соцсети (like, retweet), становится живой менеджер.
Ф.МУЧНИК: Да, это так.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается социальных сетей, я знаю, что у вас есть проект с ВКонтакте. Человек может сказать, что он хочет в подарок ту или иную программу, таким образом, выставить ее в wish-лист для своих друзей.
Ф.МУЧНИК: Там можно даже купить.
М.СПИРИДОНОВ: Как строятся ваши отношения с Вконтакте? У меня очень неоднозначное отношение к этому сайту, потому что я смотрю на него, как на пиратский хостинг. В то же время они пытаются цивилизовываться, и это видно. Другое дело – с какой интенсивностью это происходит, и с какими намерениями это делается. Как строится сотрудничество с ними? Насколько Вы довольны?
Ф.МУЧНИК: Для нас магазин Вконтакте – это эксперимент. Примерно через месяц мы выпустим магазин в Одноклассниках, потом в остальных соц.сетях. Мы сотрудничаем, но никаких активных действий мы намеренно не делаем, мы смотрим на то, что будет происходить, решаем, какие функции социального типа нужны. Там действительно должны быть рекомендации, like – надо сильно насыщать интерфейс социальностью. Мы пока не сильно раскручиваем свое приложение, не тратим на него деньги. Для нас это эксперимент, который мы хотели застолбить для себя, а не для окружающих. Мы точно пойдем в социальные сети, мы к этому готовимся. Если говорить о пиратском содержании, то я никого публично никогда не обвиняю, так как это наказуемо. Мне кажется, что мы умеем работать с торрентами. Люди, которые делают большие проекты – люди бизнеса. Как только они поймут, что им выгоднее продавать, а не выкладывать, как только они поймут, что деньги можно зарабатывать не только на рекламе, но и на разделении прибыли с нами и другими продавцами, они перестанут выкладывать программы. Где-то в 2003-2004 годах мы показали некоторым сайтам, что на работе с нами можно больше заработать, чем на рекламе, которая крутится при загрузке нелегального софта. Все они стали нашими партнерами. Мне кажется, что, когда разговор идет о бизнесе, то можно договориться.
М.СПИРИДОНОВ: Дай Бог, чтобы удалось договориться со всеми пиратами и обратить их в более легальное русло, в котором они уже, надо отметить, пытаются существовать.
Ф.МУЧНИК: Максим, я понимаю, что правообладатели должны бороться с пиратами. В соответствии с существующим законодательством можно довести дело до суда или до удаления своего контента, что и происходит, когда правообладатели настойчивы. Это работа, которую точно надо делать тем, кто обладает правами и тем, кто распоряжается ими. Когда зло безнаказанно, то оно повторяется – это очевидно. С другой стороны, надо показывать, где есть большие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Рисуется картинка работы с подростком. Надо показывать, что плохо, а что хорошо.
Ф.МУЧНИК: Да, надо показать, где конфету дают. Мы все дети! Интернетчики в особенности дети, потому что им кажется, что они будут безнаказанны, что их никто не найдет, а когда их находят, они очень удивляются. Например, в 2005 году нашли кардеров и осудили, и те, кто знают эту историю, стараются не пользоваться ворованными карточками при покупках. Им было по 18-19 лет, и они все получили реальные сроки. Им казалось, что их никто никогда не найдет, для них это была своего рода игра. Они воровали карточки, оплачивали товары, потом продавали, обо всём этом они тайно договаривались по аське. Когда их наказали, они поняли, что больше так играть не надо, а остальные поняли, что так делать нельзя, что за это наказывают.
М.СПИРИДОНОВ: К счастью, правила реального мира, которые реализуются не только инициативами законодательной власти, но и моральными общечеловеческими установками, год за годом внедряются в сеть и становятся нормами.
Ф.МУЧНИК: Согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Вообще к социальным медиа Вы как относитесь? Каким Вы видите для себя взаимоотношения с такого рода веб-сервисами? Насколько они Вам интересны с точки зрения бизнеса?
Ф.МУЧНИК: Я бы сравнивал их с развитием интернета, ведь незря социальные сети называют “интернетом в интернете”. Когда человек приходит в интернет, первый год он занимается тем, что качает, читает новости, нажимает на баннеры и не понимает, что там можно что-то купить. Проходит год-полтора, и кем бы он ни был по образованию, он понимает, что в интернете можно что-то купить, общаться, и он начинает это делать, и года через полтора он приходит к нам, чтобы купить софт. Это типичная ситуация. После входа в интернет проходит примерно 2-3 года, прежде чем человек покупает софт. Мне кажется, что социальные сети на сегодняшнем уровне развития – начало развития интернета, когда люди тусуются, гуляют, скачивают, общаются, что-то выкладывают. Они не знают, чем еще им заняться. Мы знаем, сколько времени тратит пользователь Вконтакте на просмотр контента, в отличие, кстати, от всех остальных социальных сетей.
М.СПИРИДОНОВ: В других соц.сетях просто нет такого количества аудио и видео.
Ф.МУЧНИК: Да, конечно. В них нет дополнительного занятия. Как только этим пользователям подсунули дополнительное занятие, они этим стали заниматься. Как только людям подсунут достаточное количество интернет-магазинов, информационных сервисов и будут продвигать, воспитывать пользователей, пользователи станут другими. Они не такие, какими были мы в 1998-2000 годах. Они неграмотные, необразованные, вход на любой сайт – вход либо через Яндекс, либо через Вконтакте. В итоге, они перерастут этот возраст, повзрослеют и начнут тратить деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Так как времени у нас не так много, я коснусь Soundkey, продажи музыки. Вы сейчас рассматриваете Soundkey и лицензионный контент такого рода, как приоритетное направление для себя?
Ф.МУЧНИК: На самом деле, мы просто выжидаем. Несколько лет назад нам казалось, что после воспитания на легальном софте процесс воспитания покупки легального контента пойдет быстрее, но мы не учли двух факторов, которые сыграли не в пользу быстрого развития этого рынка. Первый фактор – это кризис, потому что прекратилась борьба с контрафактами на государственном уровне. Второй фактор – упрямое отношение, прежде всего западных правообладателей контента к России, как к стране воровства. Они думают так: “Раз все воруют, значит, давайте сдерем гарантированные платежи, план мы выполним, а что будет происходить дальше, неважно. Цены будут высокими, и с рынком работать не будем, а будем сидеть на попе и ждать, когда всё закончится. Когда всё закончится, мы придем и будем радостно продавать”. В это время появился Apple, который сильно оторвал позиции и на Западе. Мне кажется, что, когда кризис пройдет, настанет время, когда все спохватятся, и процесс пойдет, может, модель будет другой. Например, модель прослушивания, хотя и она на Западе не работает с точки зрения бизнеса. На лицензионном контенте никто нормально заработать не может. Если взять тот же Apple, у него то прибыль, то убыток по этому направлению.
М.СПИРИДОНОВ: Я думал, что музыка, как и приложения, у них продается хорошо.
Ф.МУЧНИК: Нет, она качается хорошо. Вы много купили музыки?
М.СПИРИДОНОВ: Я не являюсь счастливым обладателем гаджета от Apple.
Ф.МУЧНИК: Это неважно. Много у Вас накачанной музыки?
М.СПИРИДОНОВ: Да, достаточно.
Ф.МУЧНИК: Ведь это не сотни гигабайт?
М.СПИРИДОНОВ: Нет.
Ф.МУЧНИК: У меня 14 или 20 куплено или скачано, и мне больше не надо. Необходимо предлагать новый контент, его надо генерить. Когда денег нет, производители перестают генерить качественный контент, и продавать нечего, один треш. С приложениями получилось также: сейчас в Apstore 90% треша. Когда-нибудь наступить переломный момент, когда часть потребителей будет хотеть качественный контент. Аудитория за него будет готова платить. Если с той стороны производители будут выставлять адекватную цену, и посередине будут нормальные посредники, то всё будет хорошо. Если нет, то мир будет заполнен трешом.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, на этом первую часть программы будем считать завершенной. У нас впереди блиц и вопросы слушателей. Сейчас задам несколько вопросов, на которые прошу ответить максимально коротко: “да”, “нет” или коротким предложением. Вопросы будут более общечеловеческими, нежели в первой части беседы. В будущем вместо сегодняшних смартфона, компьютера, телевизора, которые есть почти у каждого, будет одно многофункциональное устройство или несколько?
Ф.МУЧНИК: Будет много экранов.
М.СПИРИДОНОВ: Наладонник, большой домашний экран?
Ф.МУЧНИК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Российское законодательство в области интернета меняется в худшую или в лучшую сторону?
Ф.МУЧНИК: Мне кажется, в лучшую.
М.СПИРИДОНОВ: Когда Вы написали последнюю свою программу?
Ф.МУЧНИК: В 2000 году я корректировал последнюю свою программу.
М.СПИРИДОНОВ: Это был Shareg?
Ф.МУЧНИК: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какой софт продавать труднее всего?
Ф.МУЧНИК: Корпоративный.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Сейчас вопросы слушателей, которые были заданы в анонсе программы в моем блоге, на странице Рунетологии в Facebook и в Твиттер-аккаунте Рунетологии. Какие-то вопросы я не буду задавать, потому что время подходит к концу.
Ф.МУЧНИК: На какие-то я уже ответил.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Если несложно, загляните в анонс еще раз, и ответьте на те, которые остались без ответа и на которые Вам кажется, что надо ответить.
Ф.МУЧНИК: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Владислав Коробов спрашивает: “Если Касперский будет продавать ключи без софтКея, в более удобной форме, то мне кажется у софтКея будет приличный отток”. Насколько Касперский важен для Вас?
Ф.МУЧНИК: Он важный вендор для нас, мы им много занимаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Credovero спрашивает: “Какие KPI используются для оценки эффективности сайта, бизнеса?”.
Ф.МУЧНИК: Этого вслух я рассказывать не буду. Мы используем KPI, мы всё время их меняем, мы всё время думаем над тем, как сделать бизнес более эффективным, как делать эффективнее сайт и как изменить его интерфейс, юзабилити для того чтобы пользователю было удобнее. Надо приходить на мою лекцию, там я могу что-то рассказать об этом.
М.СПИРИДОНОВ: Smokeralex спрашивает: “Почему на дорогую программу Adobe CS5 Master Collection 5.0 цена у Софткея на 600 долларов выше, нежели у производителя?”.
Ф.МУЧНИК: Во-первых, у производителя на русском сайте немного другая цена за электронную версию. Во-вторых, если мы говорим о западной цене, то это старая история, которую я уже устал рассказывать. Если Вы помните, у нас теперь нет НДС на лицензии, а на коробки по-прежнему НДС есть, плюс коробки должны проходить таможню. Вообще все вопросы надо задавать дистрибуторам и производителям. Этим и отличается западная цена от российской. Если Вы видите одинаковую цену на русском сайте и сайте производителя, я бы на Вашем месте подумал, покупать у этого магазина или нет, потому что цена должна отличаться примерно на 20%.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас последний вопрос от Ильи Василевского. Вы на него ответили, и я озвучу Ваш ответ, потому что я думаю, это будет хорошей точкой. Илья спрашивает: “Меня очень интересует распределение всех платежей по платёжным системам. Узнать хотя бы первые три места было бы очень здорово”. Феликс в блоге ответил на этот вопрос: “Первое место занимают пластиковые карты (VISA, MASTERCARD) 34%, второе место – квитанция Сбербанка 16,62%, потом идут Яндекс.Деньги 9,71%, QIWI кошелек 5,43%, WebMoney 5,29% и так далее”. Я думаю, Вы удовлетворили любопытство Ильи.
Ф.МУЧНИК: Это очень важная информация. Это первый месяц, когда пластиковые карточки сильно вырвались вперед, недавно они были сравнимы со Сбербанком, в самом начале Сбербанк занимал порядка 80% платежей частных пользователей. Тенденция стала видна в январе-феврале. Люди начали привыкать к пластику.
М.СПИРИДОНОВ: Это хорошая тенденция. На этом закончим. Спасибо большое за то, что нашли время пообщаться. Мне кажется, что получилась интересная беседа.
Ф.МУЧНИК: Вам спасибо за интервью.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Напоследок короткое обращение к нашим слушателям. Если вам нравится “Рунетология”, поставьте ей оценку и оставьте свой отзыв в iTunes. Это касается продуктов Apple. Мы сейчас хотим провести эксперимент на тему того, как они воздействуют на рейтинг программы. Эти оценки позволят поднять Рунетологию несколько выше и сделать ее видимой для массовых пользователей за счет рекомендательного начала, о котором мы говорили. Если у Вас есть гаджет от Apple, зайдите, пожалуйста, на iTunes. Найти сайт можно через поиск, а прямая ссылка есть в шоу-ноутс этого выпуска. Нам будет приятно! Посмотрим, как работает рекомендательный сервис, добавятся ли к нам массовые слушатели. То, что нас слушают многие коллеги, мы знаем, а то, что нас массовые пользователи пока что не слушают, также известно, но есть вероятность, что мы сможем увеличить аудиторию. Также напомню, что “Рунетология” проводит Like-акцию. Все подробности в моём блоге Spiridonov.ru. Вы можете выиграть очень приятные призы стоимостью 10 тысяч рублей и больше. Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях был генеральный директор интернет-магазина Softkey.ru Феликс Мучник. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!