М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 9 июня 2011 года. Вы слушаете 102-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Традиционно мы искренне благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Сегодня будем говорить о социальных сетях. Еще недавно они, если и вошли в нашу бытовую реальность, то были экзотикой и уделом интернетчиков. Сегодня социальные сети – нормальная реалия даже для обычного человека, для молодого человека 100%. Шутки об Одноклассниках и Вконтакте – барометр того, что они вошли в реальную жизнь и стали также естественны, как телефон и телевизор. У молодежи они действительно конкурируют с этими приборами, поскольку забирают у них внимание. На нашем ландшафте есть несколько заметных игроков, они конкурируют между собой. Еще недавно казалось, что окончательно сформулировано представление о том, что же такое социальная сеть в России, кто на каком месте находится, у кого какие перспективы. ВКонтакте, хотя и был клоном известнейшей социальной сети в мире – Facebook, в Рунете смог найти свои отправные точки и стать лидирующей сетью. Одноклассники еще недавно, взяв внимание аудитории, стали резко сдавать, и казалось, что эту тенденцию не остановить. Однако, сегодня, как мне кажется, многое меняется. В российский ландшафт активно входят Твиттер, Facebook, заходят деловые сети, например, LinkedIn, и проект «Одноклассники», совершив удивительный маневр, в последние месяцы вдруг заявил о себе, как о живом бойце. Сегодня у нас в гостях вице-президент Mail.ru Group, руководитель “Одноклассников” Илья Широков. Илья, приветствую!
И.ШИРОКОВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Одноклассники обгонят по посещаемости Вконтакте?
И.ШИРОКОВ: Мы будем делать всё возможное, чтобы этого достичь, как можно скорее.
М.СПИРИДОНОВ: Ты видишь реальным такую возможность?
И.ШИРОКОВ: Конечно. Если смотреть на открытую статистику счетчика Liveinternet, то за последнее время наше отставание сократилось вдвое и на данный момент составляет всего лишь 20%. У нас 20 миллионов человек, у Вконтакте примерно 25 миллионов человек. Совсем недавно это отставание было около 40%.
М.СПИРИДОНОВ: У вас примерно 62 миллиона аккаунтов, а у Вконтакте больше 100 миллионов.
И.ШИРОКОВ: Это неправильная информация. Дело в том, что есть 2 типа аккаунтов. Есть просто регистрация, когда человек просто указал e-mail, но не подтвердил его, либо не подтвердил номер телефона, а есть активированные регистрации. Мы всегда заявляли цифру активированных регистраций, и эта цифра действительно приближается к 70 миллионам. На этой неделе она перешагнула барьер в 70 миллионов. Мы об этом собираемся рассказать на следующей неделе. Однако если смотреть на чистые регистрации, то есть на тех пользователей, которые по тем или иным причинам не активировали себя, то таких у нас больше 99 миллионов, и мы ждем следующей недели, когда эта цифра перешагнет 100 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, если считать пользователей так, как это делает Вконтакте, то вы практически в паритете.
И.ШИРОКОВ: Я не знаю точных цифр Вконтакте, но отставание не настолько большое, каким оно всем казалось. Мы рассуждали о разных цифрах.
М.СПИРИДОНОВ: Ты согласен с тем, что в какой-то момент в сознании массового интернет-пользователя появилась мысль, что Одноклассники остались в прошлом, что они падают. Тем не менее, в августе прошлого года произошло возвращение, случился перелом тенденции, и вы стали набирать упущенное. С чем было связано ваше падение? С чем связан ваш рост?
И.ШИРОКОВ: Бессмысленно отрицать, что в какой-то момент Одноклассники стали сдавать свои позиции. Действительно, ситуация была довольно тяжелой. Когда я пришел в компанию (в марте прошлого года), я думал, что что-то сделать будет практически невозможно. Если посмотреть на мировую практику, то до сих пор не было ни одного успешного примера, когда социальная сеть, которая потеряла лидерские позиции, смогла переломить тренд и пойти наверх. Если посмотреть на все неуспешные примеры, то, потеряв позиции, они только ускоряли падение. Однако, нам, как ты правильно заметил, удалось переломить эту тенденцию благодаря многим вещам. Мы активно работали над тем, чтобы ту команду, которая работает над сайтом, существенно усилить. Во-первых, мы открыли 2 дополнительных офиса разработки, наняли много талантливых людей. Во-вторых, мы работали над тем, чтобы научить команду работать более эффективно. Всё это начало давать плоды примерно через полгода после того, как я пришел в компанию. В августе, когда люди стали возвращаться из отпусков, они заметили, что сайт сильно меняется, и им это понравилось.
М.СПИРИДОНОВ: Надо понимать, что изменения в Одноклассниках полностью связаны с твоим приходом? У тебя есть карт-бланш?
И.ШИРОКОВ: У меня есть карт-бланш: я полностью руковожу этим проектом и могу производить любые изменения, однако, некоторые изменения в аудитории были заложены до того, как я пришел. Например, система быстрых сообщений была сделана до того, как я пришел в компанию, но нам удалось ее немного докрутить до такого состояния, чтобы люди стали посылать гораздо больше сообщений.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье Ильи и продолжим.
ДосьеИлья Широков родился 4 ноября 1981 года в Москве. В 2003 году с отличием окончил механико-математический факультет МГУ. С 2000 года занимался проектированием микропроцессоров в Институте системных исследований Российской академии наук. В 2004 году окончил Российскую экономическую школу, прошел стажировку в компании PricewaterhouseCoopers. В 2005 году основал социальную сеть "Мой круг", которая спустя два года была приобретена "Яндексом". В 2008 году работал в инвестфонде Warburg Pincus (ПИнкас) в Лондоне. В 2009 году получил степень MBA в Стэндфордском университете. С 2010 года — вице-президент Mail.ru Group и руководитель проекта "Одноклассники". Увлекается волейболом и сноубордингом. Женат, воспитывает дочь. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты пришел в интернет? Что было твоим первым проектом, более или менее заметным?
И.ШИРОКОВ: Я в интернет попал совершенно случайно.
М.СПИРИДОНОВ: Так говорят, по-моему, все.
И.ШИРОКОВ: В тот момент, когда я попадал в интернет (2004 год), это было совсем немодно. На тот момент большая часть была скептически настроена к тому, что в интернете можно зарабатывать деньги. Со мной случилась очень интересная история: после РЭШ все грезили финансами, консалтингом, и я поддался этой мании и пробовал себя в консалтинге и в финансах, но я не мог найти себя, мне это не нравилось. Часто я бросал работу, потом устраивался в новую компанию. Мы в РЭШ любили играть в “шведские шахматы”, они интереснее, чем обычные шахматы. Я собрал команду выпускников РЭШ летом 2004 года, и один из них сказал мне, что он пробовал себя в интернете, что у него есть человек, который активно инвестирует в интернет, а я на тот момент как раз думал, чем бы мне заняться дальше. Мы с этим человеком поговорили, понравились друг другу и стали делать проект ITpeople.RU – сайт по поиску работы для IT-профессионалов.
М.СПИРИДОНОВ: Кто был тот инвестор?
И.ШИРОКОВ: Он предпочитает не светиться.
М.СПИРИДОНОВ: Он еще куда-то инвестировал?
И.ШИРОКОВ: Мы с ним вместе делали сайт “Мой Круг”.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо.
И.ШИРОКОВ: Мы с ним стали делать сайт ITpeople.RU, и в социальные сети мы попали совершенно случайно. На тот момент в экономике царил бум, вакансий было очень много, все пытались найти себе хороших сотрудников, а резюме никто не оставлял, а для нас для того чтобы стать заметным ресурсом ключевым моментом было привлечение большой базы резюме. На тот момент, как впрочем и сейчас, HeadHunter был лидером. Мы посчитали, что у них миллион резюме. Если мы использовали правильно все маркетинговые каналы, то стоимость привлечения одного резюме составляла один доллар, то есть нам нужен был один миллион долларов для того чтобы создать базу, сопоставимую с HeadHunter. У нас таких денег не было, а на тот момент только появлялись социальные сети, никто еще не знал, что с ними будет, и нам показалось интересным использование социальных сетей для создания базы резюме. Люди заходят, начинают искать своих друзей, коллег, одноклассников, указывают место учебы и работы, указывают профессиональные интересы, и совсем незаметно получается резюме, которое, как мы тогда думали, будет представлять большой интерес для работодателя. Так мы и стали делать Мой круг для того чтобы помочь проекту “ITpeople.RU”. Мы его запускали в ноябре 2005 года, он быстро пошел вверх и стал пользоваться популярностью среди IT-специалистов, потому что они всегда были первопроходцами в подобного рода сервисах. Мы тогда бросили заниматься сайтом ITpeople.RU и перевели все свои ресурсы на Мой круг.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас сайт существует?
И.ШИРОКОВ: Насколько я знаю, нет. С тех пор как мы переключились на Мой круг, мы несколько месяцев еще его поддерживали, а потом переключили абсолютно все усилия на Мой круг.
М.СПИРИДОНОВ: Ты выступал как исполнительный менеджер?
И.ШИРОКОВ: Я был единственным не-программистом, который занимался этим проектом full-time.
М.СПИРИДОНОВ: Ты к программированию какое-то отношение имеешь?
И.ШИРОКОВ: Когда я разрабатывал микропроцессоры, я немного программировал. Я их разрабатывал на бумажке, и когда я всем доказывал, что они будут работать гораздо быстрее, чем работали существующие на тот момент микропроцессоры, меня спрашивали: “Как ты это докажешь?”. Тогда я садился за компьютер и писал эмуляторы этих процессоров, тогда мне и приходилось немного программировать, но это был непрофессиональный опыт. Однако, впоследствии это мне очень помогло находить общий язык с программистами. Я чувствую, что мы можем говорить с ними на одном языке, так и им, и мне гораздо проще. Для того чтобы объяснить, чего я хочу со стороны бизнеса, мне нужно перевести слова в язык алгоритмов – язык, который будет понятен программистам.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро вы начали получать предложения о вхождении инвесторов или о полной продаже?
И.ШИРОКОВ: Это было в первую же неделю после запуска. Нам позвонила одна известная компания, предложила купить нас за достаточно скромную сумму денег и сказала, что если мы откажемся, то у них есть 60 программистов, которые сделают всё гораздо лучше, и 5 миллионов долларов на рекламу, и что нам не жить.
М.СПИРИДОНОВ: Это РБК?
И.ШИРОКОВ: Я не хочу комментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Просто я слышал очень похожие аргументации, продавая свой проект.
И.ШИРОКОВ: Мы тогда сильно испугались. Это было в конце 2005 года, мы стали работать с утра до ночи. Многие отменили новогодние каникулы для того чтобы подготовиться к контрудару, и с тех пор наши конкуренты запускались с периодичностью раз в месяц. В январе запустился проект Вебби, в феврале – Мир тесен, в марте – Одноклассники и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Вконтакте тогда еще не существовал?
И.ШИРОКОВ: Он появился, как минимум, через год.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не жалеешь, что вы не взяли направление общей социальной сети, а не строго деловой?
И.ШИРОКОВ: Сейчас я думаю, что это было самой большой ошибкой в моей профессиональной карьере. Если бы мы тогда поняли, что развлекательные социальные сети будут на порядок более популярными, чем профессиональные социальные сети, то сейчас бы не существовали сайты типа Вконтакте или Одноклассники. Эта тенденция видна на примере LinkedIn и Facebook. Несмотря на то, что мы давно не занимаемся Моим кругом, и Яндекс его забросил, он продолжает сохранять абсолютное лидерство в профессиональной сфере, особенно среди IT-специалистов.
М.СПИРИДОНОВ: Какой ты видишь перспективу деловых социальных сетей в Рунете и в мире? Они выживут под напором Facebook, Вконтакте и Одноклассников?
И.ШИРОКОВ: Им будем тяжело. Они наверняка найдут свою нишу, наверняка смогут занять сферу, которая связана с профессией и работой, но очевидно, что они никогда не станут такими же большими, как традиционные социальные сети. Скорее всего, традиционные социальные сети будут немного теснить профессиональные социальные сети. На данный момент мы находимся на рынке, который очень быстро растет, поэтому медленного наезда традиционных социальных сетей на профессиональные невидно, все быстро растут. Когда все дорастут до предела, я думаю, что это будет заметно.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда и начнется битва не за приходящего пользователя, а за аудиторию, когда уже сидит в социальных сетях.
И.ШИРОКОВ: Да, это так.
М.СПИРИДОНОВ: Отклонимся от темы социальных сетей и обратим внимание на любопытный факт в твоей биографии. Ты очень много учился, получается, что у тебя 3 образования.
И.ШИРОКОВ: Даже 4. Я защитил диссертацию и являюсь кандидатом наук по работе, которая связана с микропроцессорами.
М.СПИРИДОНОВ: Защищая диссертацию, ты чем руководствовался? Ты защитил ее 17 февраля 2010 года, то есть год назад?
И.ШИРОКОВ: Наверное, да.
М.СПИРИДОНОВ: Я лучше знаю факты твоей биографии (смеется). Ты чем руководствовался? У тебя за спиной была успешная карьера менеджера (опыт работы в Моем круге плюс эксперименты в околофинансовой сфере). Зачем ты снова вернулся в науку?
И.ШИРОКОВ: Я не пошел в науку. Я хотел защититься еще перед отъездом в Стэнфорд, чтобы завершить этот этап в своей карьере. Никто же не знает, что у нас будет с армией, и я хотел получить отмазку на всю жизнь, но я не успел это сделать. Где-то в 2006 году я написал диссертацию, всё сделал, но из-за того, что у нас постоянно менялись правила, я не успел защититься до отъезда в Стэнфорд. После того, как я вернулся, мой научный руководитель попросил меня закончить эту работу, и я, особо ничего не делая, сдав все материалы и немного подготовившись, смог защититься.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас я себя чувствую ведущим реалити-шоу. Мы связались с твоим научным руководителем, зав. отделом учебной информатики – Кушниренко Анатолием Георгиевичем, пообщались с ним и попросили его рассказать, каким он видит тебя. Он нам сказал: «Чрезвычайно организован. Всегда все записывает. Блокнот всегда при нем. Всегда все вычеркивает, если дело выполнено. Когда обед, когда отпуск, когда что – всё строго по плану. Уходил из института в 23 часа, когда его уже выгоняли. Спрашиваю, ну что, домой? “Нет”, - отвечает, в боулинг играть. Уверен, что достиг бы успеха в любой области, за что бы не взялся». Согласен с таким описанием?
И.ШИРОКОВ: Спасибо научному руководителю за такие лестные слова.
М.СПИРИДОНОВ: Мы передадим ему по мере сил. Редакция хорошо подготовилась к программе. Возвратимся к твоей работе, учебе. Какое образование помогло тебе больше всего в том, что было сделано в Одноклассниках?
И.ШИРОКОВ: Я не могу выделить одно образование, которое забило бы последний гвоздь. Мехмат дал мне отличную возможность научиться структурировать свое мышление и научил меня строить из физических проблем математическую модель, разбить ее на части и каждую часть довести до логического конца, таким образом, получить решение проблемы. РЭШ расширила кругозор, научила тому, как работает экономика, мир, привила западную культуру, потому что это образование, которое было основано западными людьми, большая часть профессоров была англоязычной. Стэнфорд дал мне бизнес-образование. Тем людям, которые знают, чего хотят, он дает огромные возможности для того чтобы встретиться практически с любым человеком на земле. Там работают отличные преподаватели, с которыми можно поговорить и обсудить то, что тебя интересует, там можно пообщаться с одноклассниками, каждый из которых пришел из разных мест: кто-то был финансистом, спал и принимал душ в офисе, зарабатывал деньги, кто-то в Уганде помогал бедным афроамериканцам, при этом не жалея своего живота. Разговаривая с этими людьми, понимая, как они прожили свои жизни, понимаешь, что важно для тебя. Когда это осознание пришло, как расписать план и начать его выполнять – дело техники.
М.СПИРИДОНОВ: Развернутый ответ. Задам тебе пару вопросов о Моем круге, потом полностью переключимся на Одноклассников. Вы всерьез рассматривали чьи-либо предложения, помимо Яндекса, или он был внеконкурентен?
И.ШИРОКОВ: На тот момент было много предложений от известных компаний, помимо Яндекса, были предложения от инвесторов, но в тот момент мне пришло приглашение от Стэнфорда, и я решил, что это будет важным шагом в моей карьере, поэтому мы решили, что Яндекс выглядит наиболее интересной кандидатурой за счет своей команды. Мы были уверены, что отдаем проект в надежные руки.
М.СПИРИДОНОВ: За какую сумму был продан проект?
И.ШИРОКОВ: Эта цифра не разглашалась.
М.СПИРИДОНОВ: По рассказам это 1300000-1600000. Можешь эти цифры не комментировать. Продав проекту Яндексу, ты уехал в Стэнфорд?
И.ШИРОКОВ: Примерно полгода я проработал в Яндексе. Мы продали его в конце февраля-начале марта, до 1 сентября я работал в Яндексе, потом уехал.
М.СПИРИДОНОВ: Ты доволен тем, как сегодня развивается проект в Яндексе? Тебе всё равно?
И.ШИРОКОВ: Нет, мне не все равно. Я уже несколько раз сам и с партнерами предлагал выкупить этот проект обратно, но каждый раз мы получали отказ.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты недоволен тем, как он развивается внутри Яндекса?
И.ШИРОКОВ: Я верю в то, что у этого проекта могло бы быть гораздо более радужное будущее.
М.СПИРИДОНОВ: Даже сегодня когда деловые социальные сети проигрывают и будут проигрывать общечеловеческим?
И.ШИРОКОВ: Да, но всё равно есть паритет. Если посмотреть на разные статистики, то обычно этот паритет 1:7, 1:8. Общечеловеческие социальные сети развиваются очень быстро, а Мой круг завис на каком-то этапе своего развития и с тех пор не развивается.
М.СПИРИДОНОВ: С чем это связано, как ты думаешь? Нельзя сказать, что у Яндекса не хватает ресурсов. Они бы могли создать какое-то подразделение, призвать компетентных и мотивированных людей.
И.ШИРОКОВ: Я не готов комментировать ситуацию, которая происходит внутри Яндекса, но факт остается фактом. Для Яндекса главным приоритетом остается поиск, а коммуникационные проекты, коим является Мой круг – второстепенная функция. В поиске, которому они посвящают всё свободное время, у них всё получается.
М.СПИРИДОНОВ: То есть они купили проект для комплектности? Говорят, что они купили Мой круг для того чтобы при выходе на IPO, который тогда планировался, у них был широкий спектр проектов, в том числе и в коммуникационной среде. Тогда социальные сети были на взлете.
И.ШИРОКОВ: Я думаю, что правильнее будет задать эти вопросы руководителям Яндекса.
М.СПИРИДОНОВ: Зададим, я думаю. Я надеюсь, что мы сможем поговорить с Аркадием Воложем. Сейчас они в связи с IPO довольно информационно закрыты.
И.ШИРОКОВ: Будет очень интересно, если вы зададите ему этот вопрос. Я обязательно послушаю этот выпуск.
М.СПИРИДОНОВ: Я обязательно спрошу насчет Моего круга, мне самому интересен ответ на этот вопрос. Я думаю, что это многим интересно. Яндекс как никто имел время на то, чтобы развить социальную сеть до состояния высокой распространенности, адекватности. Мой круг неплох, но ему явно не хватило внимания. Раз мы обсуждаем тему деловых социальных сетей, поговорим о проекте Professionali.ru. Знаешь такую сеть?
И.ШИРОКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Они недавно получили очередные инвестиции в 2,5 миллиона. Для меня это парадоксальная инвестиция. Ты можешь это как-нибудь прокомментировать? Что ты думаешь насчет мотивов, которыми руководствовались инвесторы и создатели социальной сети?
И.ШИРОКОВ: Эта социальная сеть всегда отличалась агрессивным пиаром, а не реальными действиями. Когда они появились, их лозунг был “Убийцы Моего круга”. Тогда они тоже говорили о сверхъестественных инвестициях. Я не готов комментировать этот проект, потому что я не знаю, что там было в реальности. Чем, чем, а пиаром эти ребята всегда занимались активнее, нежели развитием продукта.
М.СПИРИДОНОВ: Ты как менеджер занимаешься социальными сетями довольно давно. Одно время ты занимался специфической деловой сетью “Мой круг”, год ты занимаешься Одноклассниками. Очевидно, ты понимаешь, что такое тактика и стратегия социальных сетей. Ты видишь в будущем эту сеть в конкурентной среде?
И.ШИРОКОВ: Честно говоря, не очень.
М.СПИРИДОНОВ: Как тебе кажется, российские социальные сети будут доминировать в Рунете в перспективе 5-7 лет, или, как и во многих странах, Facebook, Твиттер и LinkedIn смогут стать доминирующими?
И.ШИРОКОВ: Я более или менее уверен, что мы сможем отстоять Родину. Facebook захватил практически все страны мира, но мы оказали ему достойное сопротивление. По статистике последний месяц Facebook не растет, а даже немного падает в России. Есть вопрос, насколько эта статистика адекватна, но это единственный инструмент, который у нас есть под рукой, которому хоть как-то можно доверять. Россия – это очень интересный рынок, потому что ни одна западная интернет-компания не смогла добиться доминирующих позиций. С точки зрения коммуникационных сервисов у нас есть Mail.ru Group со своими ICQ, агентом, почтой. С точки зрения поиска есть Яндекс. Paypal, Ebay в России не представлены. Я уверен, что и в социальных сетях мы сможем продолжить добрую традицию русской инженерной школы.
М.СПИРИДОНОВ: Под словом “мы” ты имеешь ввиду Одноклассников и Вконтакте?
И.ШИРОКОВ: Я сейчас говорю за Одноклассников и компанию Mail.ru Group.
М.СПИРИДОНОВ: Какие-то партнерские отношения у вас выстраиваются с Вконтакте? В последнее время они очень заметно пытаются от вас дистанцироваться.
И.ШИРОКОВ: Лично я с Вконтакте никаких контактов никогда не имел.
М.СПИРИДОНОВ: И в одном классе не был (смеется).
И.ШИРОКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: С господином Дуровым ты не знаком?
И.ШИРОКОВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Он вообще существует?
И.ШИРОКОВ: Из того, что я знаю, существует. По крайней мере, я часто общаюсь с людьми, которые говорят, что с ним когда-то встречались.
М.СПИРИДОНОВ: Эта история мне напоминает Generation П, когда агенты рассказывали про разных персон, про политиков.
И.ШИРОКОВ: Я думаю, что такая большая демонизация в интернете невозможна, потому что информация открыта, и если бы хоть кто-то когда-то всерьез ставил этот вопрос под сомнение, это сразу бы расползлось по всему интернету. Такова специфика интернета, в особенности социальных сетей.
М.СПИРИДОНОВ: Под сомнение этот вопрос ставится. Это происходит сплошь и рядом. Я не раз слышал от коллег сомнения по поводу того, что Дуров – это реальный, а не собирательный образ.
И.ШИРОКОВ: Я практически уверен в том, что это реальный образ.
М.СПИРИДОНОВ: Кто главный конкурент Одноклассников?
И.ШИРОКОВ: Вконтакте, на втором месте Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: C кем больше приходится бороться за аудиторию? С Вконтакте?
И.ШИРОКОВ: На данный момент да, потому что они гораздо больше. Facebook маленький, поэтому мы не видим борьбы с ними. С Вконтакте у нас получилась интересная ситуация. Мы некоторым образом разделили аудиторию. Если посмотреть на данные, то примерно 70-80% нашей аудитории используют обе социальные сети. Если посмотреть на различные отчеты, то все они показывают на огромное пересечение аудитории. Это означает, что люди используют две социальные сети: утром зайдут в одну, вечером в другую. Так получилось, что у кого-то половина друзей сидит в одной социальной сети, другая половина – во второй социальной сети.
М.СПИРИДОНОВ: Редакция в одном из тезисов мне пишет: “Де-факто именно Широков вытащил «Одноклассников» из фрустрации, из ямы, сменив Никиту Шермана”. Есть и другая версия о том, что перед IPO Mail.ru Group стал активно закачивать Одноклассников трафиком, и именно это стало причиной перелома тенденции. Как было на самом деле?
И.ШИРОКОВ: Вторая версия – абсолютная неправда. Можно взглянуть на открытый счетчик Liveinternet. Мы специально открыли статистику для того чтобы каждый мог зайти и посмотреть все источники трафика. Вы можете прямо сейчас зайти и убедиться, что никакого налива трафика никогда не было и на данный момент нет.
М.СПИРИДОНОВ: Что является главным источником трафика для Одноклассников?
И.ШИРОКОВ: Люди просто набирают в браузерной строчке Odnoklassniki.ru, кто-то забил страницу себе в закладки. Я не помню точные цифры, но если не ошибаюсь, 80-90% трафика приходит таким образом. У нас стоит мало ссылок, для нас бессмысленны партнерства с другими сайтами. Главное, чем мы привлекаем пользователей – тем, что мы предлагаем им удобные функции, предлагаем возможность комфортного общения со своими друзьями, знакомыми, родными в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Ты согласен с тем, что обычно говорят об аудитории социальных сетей в Рунете? С тем, что Вконтакте – это дети, подростки, молодежь и малоплатежеспособная аудитория, Facebook – околоэлитарная тусовка, более взрослые люди, с высшим образованием, во многом перекочевавшая из ранее считавшегося элитарным ЖЖ. Сейчас он менее элитарен, об этом тоже часто говорят. Одноклассники – более возрастная аудитория.
И.ШИРОКОВ: Нет, не согласен. К нам на сайт каждый день заходят 20 миллионов человек. 20 миллионов человек – огромная цифра для русскоязычного интернета. Если вы посмотрите на общедоступную статистику, то увидите, что наша аудитория и аудитория Вконтакте очень похожа. Ядро аудитории похоже (25-35 лет), но у нас действительно чуть больше людей возраста 35+, а у Вконтакте чуть больше школьников. При этом ядро аудитории одно и то же.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не считаешь, что у вас более возрастная аудитория? Ты не считаешь, что она менее подвижная?
И.ШИРОКОВ: У нас есть пользователи более высокой возрастной категории, у нас их больше, чем в других социальных сетях, но ядро – это люди 25-35 лет. У меня нет статистики перед глазами, но их около 50-60%. Эта цифра очень похожа на ядро других социальных сетей. У нас есть возрастные пользователи, которых у них совсем нет, у них есть школьники, которых у нас совсем нет. Я бы сказал, что это штрихи к общему портрету.
М.СПИРИДОНОВ: За счет чего у вас происходит рост? Он идет в последние месяцы? В августе произошел перелом тенденции, и вы стали расти. Сейчас рост наблюдается?
И.ШИРОКОВ: Да, рост продолжается. Сейчас во всем интернете начинается сезонный спад – лето, период отпусков, люди уезжают, больше времени проводят на улице. Май – время спада для всего русскоязычного интернета. Интересно, что каждый год этот спад начинался в апреле. Дата X – 10 апреля, после которой во всем русскоязычном интернете год за годом начинася спад. В этом году рост продолжался до мая, и только сейчас наметилась тенденция к снижению. Это снижение идет гораздо медленнее, чем в прошлом году, и гораздо медленнее, чем в целом по интернету. Ничего сверхъестественного в этом нет, мы просто налюдаем сезонность.
М.СПИРИДОНОВ: Процентно вы оценивали ваш месячный рост? Насколько вы вырастаете в месяц?
И.ШИРОКОВ: Мы оценивали, но у меня под рукой нет этих цифр. Опять же нельзя просто сравнивать месяц к месяцу. Начиная с конца августа, во всем русском интернете намечается огромный рост, он идет примерно до марта, в апреле он замедляется, и в мае начинается падение. Если вы сейчас меня спросите цифры нашего роста июня по отношению к маю, то эта цифра не очень большая, скорее всего, мы стоим на месте. Надо сравнивать этот год с прошлым годом. Эти цифры у меня есть. Согласно статистике Liveinternet мы по дневной аудитории выросли примерно в 2 раза: в прошлом году было 10 миллионов, сейчас – около 20 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Да, сейчас я смотрю вашу статистику. Если брать месячную статистику, то самая нижняя точка была в июле 2010 года (8 миллионов в сутки), верхняя точка – май 2011 года (19,3 миллионов).
И.ШИРОКОВ: Факт в том, что она была около 10, сейчас около 20.
М.СПИРИДОНОВ: Весьма заметный рост. Есть наблюдение, которое меня впечатлило и заставило всерьез задуматься. Я не скажу, от кого оно пришло, меня просили не разглашать эту информацию. Мне интересно, что ты скажешь на этот счет. Не так давно проводилось исследование, в котором у аудитории, которая использует и не использует интернет, спрашивали “Какие самые известные бренды в Рунете?”. Выборка – несколько тысяч человек с каждой стороны. Те, кто использует, называли разные, разумеется, там звучали Одноклассники, Вконтакте, Google и так далее, но первым был Яндекс, причем с большим отрывом. Те, кто не использует интернет, называли разные, но на первом месте стоял бренд Одноклассников, также был большой отрыв. Какой вывод из этого можно сделать? Точки роста аудитории сегодня в Рунете – это, прежде всего, возрастная публика, то есть 45+, потому что молодежь в интернете уже давно. Сегодня Рунет дозаливается, прежде всего, за счет мам, пап, бабушек и дедушек. Если они приходят в интернет, и большая часть из них считает, что главный бренд – Одноклассники, то получается, что вас ожидает новый приток.
И.ШИРОКОВ: Мы это знаем. Я бы даже добавил, что сейчас основной приток идет в возрастной группе 30-35+. Мы видим этот приток, в первую очередь, в регионах. Наконец-то дешевый интернет приходит в регионы, где он раньше был чрезвычайно медленным и дорогим. Все эти люди знают наш бренд. Мы на нашем сайте для регистрации не требуем ввода е-мейла, и когда это требование появляется, количество регистраций мгновенно падает в десятки раз. Это нам даем верный знак того, что многие люди, которые сейчас регистрируются, вообще не знают, что такое е-мейл, для них социальная сеть является единственным способом коммуникации. Таким образом, те люди, которые сейчас приходят в интернет, мгновенно минуют этот шаг и общаются исключительно в социальных сетях. Это очень интересный факт.
М.СПИРИДОНОВ: Об аудитории поговорили, сейчас коротко поговорим о деньгах. Когда в 2009 году вводилась платная регистрация и платные функции, был очень негативный фон, было много отрицательных отзывов, было чуть ли не общественное движение против активного зарабатывания денег на пользователях. Их правомочность – вопрос. Для меня как для предпринимателя в области неочевидно, имеет ли право пользователь диктовать, можно ли с него брать деньги за услуги или нет. В конце концов, он услуги оказывает, а пользователь решает, проголосовать или не проголосовать рублем. Ты, придя в Одноклассники, многие вещи по монетизации видоизменил. В частности, ты убрал платную регистрацию, которая, по моим данным, приносила до 12% дохода. Было ли это решение верным? Каковы главные источники монетизации? Как проект существует как бизнес?
И.ШИРОКОВ: Безусловно, мое решение было верным. Если бы мы не отменили платную регистрацию, мы бы так быстро не росли.
М.СПИРИДОНОВ: Вы отказались от платной регистрации, от ряда функций, которые раздражали пользователя. Как вы теперь зарабатываете?
И.ШИРОКОВ: Мы выкинули практически всё, что раздражает пользователей, оставили буквально одну-две платные функции, которые носят вид дополнительной возможности, которой обычно нет в других местах.
М.СПИРИДОНОВ: На чем вы сейчас зарабатываете? На приложениях?
И.ШИРОКОВ: У нас несколько источников дохода. Во-первых, это реклама. Мы сейчас всё больше переходим на контекстную рекламу, в этом нам помогает Леша Басов, который пришел из Бегуна в компанию Mail.ru Group. Он делает таргетированную рекламу для всего холдинга. Я уверена, что всё у него получится, и скоро у нас будет самая лучшая баннерная крутилка, которая будет работать с контекстом пользователей. Во-вторых, у нас осталось несколько платных сервисов, например, подарки. Люди их используют для того чтобы оказать кому-то внимание, для того чтобы девушке, с которой они знакомятся, не просто сказать “привет, как дела?”, а подарить виртуальный букет цветов. В-третьих, у нас есть игры и игровая платформа, которая развивается очень динамично. Мы запустили ее всего год назад, и когда мы ее запускали, ходили разговоры “Куда Одноклассники лезут? Зачем?”. Это было первым моим большим проектом в компании. Мы сфокусировали 90% всех ресурсов для того чтобы очень быстро запустить эту платформу, и запустили ее где-то за месяц. Сейчас по моим данным наша платформа – самая большая в Рунете, мы обогнали все социальные сети в России по объему рынка.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Последние нововведения, связанные с музыкой, видео-звонками пользуются популярностью? К чему вы всё ведете? К тому, чтобы сделать интернет в интернете?
И.ШИРОКОВ: Мы не стремимся завернуть всё в себя и не выпускать пользователя из социальной сети. Мы руководствуемся очень простыми рассуждениями. В интернете сейчас появились реальные люди, а не ip-адреса, это привело к революции использования традиционных сервисов. Не секрет, что социальные сети за год убили все фотохостинги, потому что люди вдруг поняли, что смотреть фотки в социальной сети гораздо удобнее, чем на фотохостинге: можно просто залить фотку, и она сразу будет видна всем друзьям. С точки зрения коммуникаций все неожиданно поняли, что общаться в социальных сетях гораздо удобнее, чем в чатах, е-мейлах и других сервисах. Мы сейчас видим эту революцию, она продолжает менять все самые большие сегменты в интернете. Мы внутри себя периодически проводим анализ того, что мы можем сделать в сфере коммуникаций, потому что это то, что в первую очередь развивает социальную сеть, поэтому мы сделали видеочат. Мы, кстати, сделали его первыми среди всех социальных сетей, возможно, и первыми в мире. До этого никто не мог сделать видеочат с хорошим качеством звука на флеше. Это значит, что пользователю не нужно устанавливать никакого дополнительного оборудования, не нужно устанавливать дополнительных программ, нужно просто нажать кнопку “Позвонить” и начать разговаривать с человеком на другом конце. При этом качество звука будет хорошим, не будет никаких шумов, эха. Мы первые, кому это удалось сделать в браузере, в этом нам помогли очень талантливые инженеры, которых нам удалось нанять совсем недавно. Если говорить об аудио и видео, то с точки зрения нашей внутренней статистики, люди просматривают видео в разы, если не на порядок больше из ленты событий. Люди смотрят видео только тогда, когда это видео порекомендует кто-то из их друзей. Когда мы это заметили, мы поняли, что им нужно давать дополнительные возможности для того чтобы смотреть видео и делиться этим видео со своими друзьями, поэтому мы и запустили этот сервис для того чтобы людям было удобно делиться информацией.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько сейчас человек работает над сетью?
И.ШИРОКОВ: Около 30 программистов, всего около 100 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Ты доволен скоростью внедрения новых сервисов?
И.ШИРОКОВ: Я всегда хочу всё делать быстрее и лучше. Если бы я когда-то стал довольным, мне бы было пора уходить с работы, и руководителю компании Mail.ru Group нужно было бы искать нового руководителя, у которого есть шило в одном месте.
М.СПИРИДОНОВ: Ты в этом смысле пока не собираешься уходить?
И.ШИРОКОВ: Нет, шило присутствует, и энергии мне пока хватит на десятерых. Это доходит до того, что, когда у меня выдается свободная минутка, мне становится неуютно, и хочется что-то начать делать.
М.СПИРИДОНОВ: На семью времени хватает?
И.ШИРОКОВ: Я стараюсь проводить какое-то время с семьей, но не думаю, что этого достаточно. Моя жена, конечно же, расстраивается, потому что по сути дела мы видимся только на выходных.
М.СПИРИДОНОВ: Вы как-то взаимодействуете с Моим Миром – социальной сетью-фантомом, по крайнее мере, для меня? Она большая, но что в ней происходит непонятно.
И.ШИРОКОВ: На данный момент мы никак не взаимодействуем с Моим миром. Посмотрим, что будет в будущем.
М.СПИРИДОНОВ: Возможен сценарий объединения?
И.ШИРОКОВ: Посмотрим, время покажет. Я всегда стараюсь осторожно комментировать какие-то будущие планы. Это вообще не приветствуется с точки зрения хорошего подхода к менеджменту.
М.СПИРИДОНОВ: Ты органично вошел в менеджмент компании mail.ru group, как тебе кажется? Ты же был новичком, там было много людей, давно работающих друг с другом.
И.ШИРОКОВ: Я занимаюсь своим сервисом. Круг лиц, с которым я общаюсь каждый день, несильно изменился после моего прихода в Mail.ru Group. Конечно, я стал больше общаться с менеджерами, которые мне помогают по тем или иным вопросам, но 90% времени я стараюсь тратить на создание хорошего продукта, а этим занимаются в основном те люди, с которыми я работал еще в независимой компании “Одноклассники”.
М.СПИРИДОНОВ: Какие есть планы из тех, что можно раскрыть? Появится что-то большое, что призвано продвинуть сеть дальше?
И.ШИРОКОВ: Мы стараемся не раскрывать наши планы. Внимательно следите за тем, что мы делаем в коммуникациях. У нас масса идей, как сделать общение людей еще более простым и удобным. Есть сервис “Музыка”, который мы только что запустили, и у нас есть масса идей, как сделать его самым удобным сервисом. Видео-звонки, которые мы только что запустили, тоже будут меняться, у нас есть масса планов и на этот счет.
М.СПИРИДОНОВ: В каких перспективах возможно ваше опережение Вконтакте по аудитории?
И.ШИРОКОВ: Время покажет. За последний год мы сократили отставание с 40% до 20%, посмотрим, что будем в этом году. Хотелось бы, чтобы тренд остался таким же или ускорился.
М.СПИРИДОНОВ: Если он останется таким же, то вы сравняетесь через год?
И.ШИРОКОВ: Нужно внимательно посмотреть на статистику. Если я не ошибаюсь, то да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас короткий блиц. Осталось у нас несколько минут. Я прошу тебя отвечать на вопросы предельно лаконично. Хорошо?
И.ШИРОКОВ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя фактически четыре высших образования. Будешь ли получать пятое?
И.ШИРОКОВ: В ближайшее время не планировал, но я очень люблю учиться, и такую возможность не исключаю.
М.СПИРИДОНОВ: Самое неожиданное, чему научил тебя Стэнфорд?
И.ШИРОКОВ: Я осознал, насколько важно разобраться в себе и понять, что тебе интересно. Только там я понял, что без этого невозможно добиться успеха ни в одном деле.
М.СПИРИДОНОВ: В Израиле родители назвали дочку именем “Like” в честь кнопки Facebook. Как к этому относишься?
И.ШИРОКОВ: Симпатичное имя.
М.СПИРИДОНОВ: Это не вызывает у тебя вопросов и отторжения?
И.ШИРОКОВ: Я бы свою дочку так не назвал.
М.СПИРИДОНОВ: От чего бы ты, будь твоя воля, избавил интернет в первую очередь? или Рунет?
И.ШИРОКОВ: Я очень не люблю порнографию и всякого рода мошенников. От них, наверное, я бы постарался избавить Рунет, в первую очередь.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. В оставшиеся пару минут обсудим пару вопросов из тех, что мы не успели затронуть в беседе. Задам вопросы от слушателей, которые были оставлены в анонсе программы в моем блоге, либо в аккаунтах программы в facebook или Твиттере. Eugene Kakashtla спрашивает: “Планируют ли одноклассники вводить API для приложений, аналогичное Вконтакте или Мой мир, с постингом на стену юзеров, или ограничатся лишь играми?”.
И.ШИРОКОВ: Это всё уже давно есть. Евгению нужно внимательно посмотреть на то, как мы развиваемся. Я замечаю, что многие эксперты часто свои суждения об Одноклассниках базируют на предыдущем опыте и даже не пытаются зайти на сайт и посмотреть, что там происходит. Я призываю Евгения и всех других чаще заходить на наш сайт.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей Титаев спрашивает: “А зачем mail.ru по сути два конкурирующих сервиса: одноклассники и мой мир мейл.ру?”.
И.ШИРОКОВ: Одноклассники попали в Мейл.ру как инвестиционный проект. На тот момент у них уже была своя социальная сеть.
М.СПИРИДОНОВ: Пожалуй, всё. Я не буду задавать вопросы, которые мы уже обсудили. Спасибо тебе. Я знаю, что тебе нужно спешить на самолет, поэтому мы заканчиваем за минуту до того времени, когда тебе нужно срываться. Спасибо большое, что нашел время пообщаться. Если есть что сказать в адрес слушателей, то пожалуйста, и будем заканчивать.
И.ШИРОКОВ: Спасибо большое за возможность пообщаться. Слушателей призываю чаще заходить на Одноклассники. Я думаю, что вы не разочаруетесь. Если же вам что-то не понравится, то пишите в службу поддержки или мне напрямую любые ваши пожелания. Мы постараемся быстро среагировать и сделать сайт удобнее.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое. Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был вице-президент Mail.ru Group, руководитель “Одноклассников” Илья Широков. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!