М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 1 сентября 2011 года. Вы слушаете 113-й выпуск программы "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Традиционно мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор выпуска — компания «Телфин» с её новым сервисом для ведущих бизнес в интернете — «Телфин.Стартап». Это прямой телефонный номер в Москве, Санкт-Петербурге, а также других городах России и мира, звонки на который можно перенаправлять на мобильный, стационарный телефон или автоответчик по заданному вами расписанию. «Телфин.Стартап» позволяет создать виртуальный офис, организовать бизнес-телефонию без привязки к конкретному адресу, наладить конференц-связь, сохранить номер при переезде, не потерять ни одного звонка и притом сэкономить. В настоящее время «Телфин.Стартап» проводит специальную акцию с призами — iPhone 4 и пять годовых подписок на «Телфин.Стартап». Cсылку на информацию об условиях акции вы найдете в анонсе этого выпуска. Программа, о которой мы будем говорить в этом выпуске, по большей части еще несколько лет назад была в Рунете чуть ли не символом глобальной сети. Иконка с зеленым цветком и узнаваемый женский голос, удивленно сообщающий о поступлении нового сообщения, были знакомы всем, кто хоть немного имел отношение к интернету. Речь, разумеется, об ICQ. Не секрет, что последние годы «аська» последовательно теряла аудиторию. Более или менее лояльными к этому мессенджеру остаются пользователи всего пары стран мира, среди них Россия. Неожиданной, но объяснимой была покупка ICQ российским холдингом Mail.ru Group в апреле 2010 года. Главный вопрос, которым задавались пользователи Рунета – «что будет дальше?». Первые полгода вопрос более или менее висел в воздухе, а осенью того же года проект ICQ возглавил Александр Горный, имеющий значительный опыт работы как с высоконагруженными проектами в целом, так и с интернет-мессенджерами, в частности. Александр – гость нашей программы. Приветствую тебя!
А.ГОРНЫЙ: Приветствую, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: В вакансии на должность руководителя маркетинга ICQ, которую ты опубликовал прошлой зимой, значилось, среди прочего, что задачей является «вернуть ICQ былую славу». В комментариях к анонсу нашего с тобой разговора один из слушателей программы предположил, что ты пришел для того, чтобы, цитирую, “красиво похоронить ICQ”. Если откровенно, как ты сам видишь свои главные задачи по проекту сегодня?
А.ГОРНЫЙ: Разумеется, я не считаю, что моя задача - “красиво похоронить ICQ”. Сейчас это довольно популярный проект, он является самым популярным мессенджером в ряде стран. Нам хочется добиться большего отрыва от конкурентов, увеличить количество стран, в которых ICQ является лидером, нам хочется, чтобы ICQ был истинной гордостью интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Ты пришел как кризис-менеджер?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодняшнее положение является кризисным?
А.ГОРНЫЙ: Думаю, что нет. Мы купили этот продукт год назад. Я пришел в него через 2-3 месяца после покупки. Сейчас интеграция процессов во многом сделана.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, ты доволен тем, как сейчас идут дела?
А.ГОРНЫЙ: Мне всегда хочется лучшего.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас досье гостя и продолжим разговор.
ДосьеАлександр Горный родился 21 марта 1980 года. В 2000 году с отличием закончил факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. После окончания университета начал работу в компании Mail.ru. За шесть лет прошел путь от программиста до руководителя отдела почты Mail.ru. В марте 2006 перешел в интернет-холдинг “Рамблер” на должность директора по разработке веб-проектов. Осенью того же года принял предложение компании “Медиа Мир” (группа компаний РБК) руководить сервисом “Почта.ру”. В дальнейшем совмещал эту должность с позицией технического директора компании и руководителя проекта Readme.ru. В 2009 году занял пост заместителя генерального директора компании “Медиа Мир”. В 2010 году возглавил проект ICQ. Увлекается игрой в пошаговую онлайн-стратегию Galaxy PLUS. Холост. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Ты вернулся на круги своя, начав с Mail.ru и продолжив в нем же.
А.ГОРНЫЙ: Да, но надо добавить, что Mail.ru за это время очень сильно изменился. Он очень сильно вырос.
М.СПИРИДОНОВ: Это возвращение было связано с какими-то сентиментальными основаниями, или это было чисто деловое решение?
А.ГОРНЫЙ: Это было чисто деловое решение, но сентиментальные чувства я, конечно, испытывал.
М.СПИРИДОНОВ: Чем отличается сегодняшний Mail.ru от тогдашнего Mail.ru, который ты покинул?
А.ГОРНЫЙ: Он стал во много раз больше, и это отражается на всем. Я уходил из относительно маленькой компании, а вернулся в компанию, которая вышла на IPO на много миллиардов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Это многомиллиардное IPO чувствуется в коридорах?
А.ГОРНЫЙ: Если речь идет о пиджаках и галстуках, то не чувствуется. Если речь о хорошем офисе, технике, хорошем отношении к людям, простом утверждении вакансии, то чувствуется.
М.СПИРИДОНОВ: Значимость и монументальность присутствует в топ-менеджерах?
А.ГОРНЫЙ: Нет. Это я подразумевал под пиджаками и галстуками.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам стандартный вопрос. Ты как оказался в интернете?
А.ГОРНЫЙ: Абсолютно случайно. Мой знакомый работал в Port.ru, который вскоре превратился в Mail.ru, а я тогда искал работу, и он мне посоветовал сходить к ним.
М.СПИРИДОНОВ: Это было в Петербурге или уже в Москве?
А.ГОРНЫЙ: Это было в Москве в начале 2000-ого года.
М.СПИРИДОНОВ: Ты начинал как программист?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как проходил переход из программиста в менеджера? Как мы знаем, далеко не каждый проходит эту эволюцию. Это даже не эволюция, потому что программист также может развиваться и оставаться в своей специальности. В то же время почти все герои нашей программы, начиная с рядовых позиций, поднимаются к менеджерским. Ты как туда пошел? Почему?
А.ГОРНЫЙ: Потому что это интереснее, потому что ты имеешь больше ответственности. Как? Я старался работать хорошо, старался смотреть не только на свою зону ответственности, но и на соседнюю. Начальство это заметило и отметило.
М.СПИРИДОНОВ: Как происходил твой рост в Mail до ухода в Рамблер? Сначала ты работал программистом, потом стал руководителем почты?
А.ГОРНЫЙ: Я стал техническим руководителем почты Mail.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Ты отвечал за всю почтовую составляющую компании?
А.ГОРНЫЙ: Если честно, не только за почтовую, я также отвечал за несколько связанных сервисов: фото, блоги, чаты, рекламная крутилка и агент.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
А.ГОРНЫЙ: Частично по личным причинам, частично мне казалось, что там интереснее.
М.СПИРИДОНОВ: Также интересен твой переход из Рамблера в Медиа Мир. Почему ты ушел из Рамблера?
А.ГОРНЫЙ: Ответ будет таким же. Частично по личным причинам, частично мне казалось, что задачи будут интереснее. Если переход в Рамблер был спорным (возможно, я ошибся), то в РБК я получил лучшую работу, чем была в Рамблере. Это бесспорно.
М.СПИРИДОНОВ: В РБК, занимаясь разными проектами, что ты для себя выделял? Ты вел и веб-проекты, и курировал QIP, и многое другое. Я помню, что мы с тобой пересекались, когда один из моих проектов был куплен Медиа Миром.
А.ГОРНЫЙ: Приоритеты менялись, но если посмотреть на все 4 года, что мы работали вместе, то самой важной для меня была моя позиция технического директора: устройство технических процессов в компании, стандартизация технической инфраструктуры, развитие филиалов, то есть организаторская деятельность.
М.СПИРИДОНОВ: В целом инфраструктура, а не конкретные проекты?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какое место занимал Qip, который попал к тебе не сразу?
А.ГОРНЫЙ: Достаточно существенное: несколько десятков процентов моего рабочего времени.
М.СПИРИДОНОВ: Ты как-то писал в блоге о том, что сейчас приходится бороться с тем, что делал сам, а именно с Квипом.
А.ГОРНЫЙ: Я бы не хотел комментировать то, насколько велика моя доля в QIP, потому что сейчас это другая компания, и они уже год работают без меня, и за год они его как-то развили. Безусловно, в момент перехода я ощущал свою причастность к Квипу.
М.СПИРИДОНОВ: Вспоминая РБК, мог бы ты как-то прокомментировать причины, по которым не взлетела активно развиваемая сеть «Вспомни.ру» - ответ Вконтакте и Одноклассникам?
А.ГОРНЫЙ: Я имею свое мнение о том, почему у нас не получилось, но мне кажется, что некорректно комментировать чужой проект.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Твой переход в Аську был неожиданным для тебя? Ты еще долго собирался работать в РБК, судя по твоим интервью и записям в блоге. Как так получилось?
А.ГОРНЫЙ: Я получил предложение, от которого невозможно было отказаться. Масштаб компании «Mail.ru» и проекта «ICQ» на порядок превышает масштаб Медиа Мира и тех проектов, которыми я занимался там.
М.СПИРИДОНОВ: В чем был главный плюс? Финансовый или полномочия, масштаб?
А.ГОРНЫЙ: Масштаб проекта и компании.
М.СПИРИДОНОВ: Финансово там тоже было симпатичнее, наверное?
А.ГОРНЫЙ: Я не хочу комментировать. Могу сказать, что не деньги были причиной перехода.
М.СПИРИДОНОВ: Когда ты получил предложение о переходе, какие у тебя были мысли? Я пытаюсь себе представить менеджера, работающего с Вебом, и мне кажется, что он должен испытывать смешанные чувства.
А.ГОРНЫЙ: Самое главное чувство – это интерес. Я пользовался ICQ с 1998 года, и мне было интересно узнать то, как внутри устроено то, чем я почти 15 лет пользовался и с чем 8 лет конкурировал.
М.СПИРИДОНОВ: Последние 8 лет ты пользовался не ICQ, и сторонним клиентом – QIP, да?
А.ГОРНЫЙ: Всегда надо пользоваться тем, что разрабатываешь.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не думал о том, что эта должность моет быть расстрельной?
А.ГОРНЫЙ: Мне не кажется, что большие компании могут звать менеджера, чтобы его потом расстрелять.
М.СПИРИДОНОВ: Я не в буквальном смысле. Браться за проект, пытаясь повернуть тенденцию, которая поддерживается оттоком миллионов пользователей – это серьезно. Это сложная задача, вероятность победы невысока.
А.ГОРНЫЙ: Я бы хотел возразить апокалиптической картине, которую ты рисуешь. Из Аськи не разбегаются, нет грандиозного падения в десятки миллионов пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Аудитория Аськи падает, пусть не в таких масштабах.
А.ГОРНЫЙ: В России аудитория не падает.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно?
А.ГОРНЫЙ: Она никогда не падала. Тенденции вниз в России не было никогда.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь в виду тех, кто сидит на протоколе, а не только тех, кто сидит в родном клиенте ICQ?
А.ГОРНЫЙ: Я имею в виду и ту, и другую аудиторию. За обозримый период не падает ни та, ни другая аудитория. Я не знаю, как мы пришли к нынешнему положению в 2006-2008 году, и был ли рост протокола за счет появления новых клиентов. В обозримой перспективе ни родной клиент, ни протокол по количеству пользователей не падает.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь назвать конкретные цифры? Какова аудитория ICQ в целом? Какова аудитория по родному клиенту?
А.ГОРНЫЙ: Всё опубликовано. В нашем отчете есть точные цифры: там есть цифры и по протоколу, и по родному клиенту. Примерно 15 миллионов пользователей протокола в России, из них 8 миллионов пользуются родным клиентом.
М.СПИРИДОНОВ: Это совокупная аудитория, или суточная, месячная?
А.ГОРНЫЙ: Это месячная аудитория.
М.СПИРИДОНОВ: По данным онлайн-издания «Маркер» лишь 40% юзеров сидят в штатном клиенте. По данным, которые появились в Рунете не так давно, согласно внутренней статистике за прошлый год средняя месячная посещаемость за год снизилась на треть, это так?
А.ГОРНЫЙ: Аудитория протокола действительно сильно снизилась. Она снизилась в Тайланде, Бразилии, Индонезии и так далее, потому что было огромное количество спамеров, ботов, переборщиков, которые были вписаны как пользователи протокола. Когда мы отделили живых пользователей от мусора, суммарные цифры упали. Это грандиозное падение с 50 миллионов пользователей протокола не является реальным, это исправление ошибки статистики.
М.СПИРИДОНОВ: Это чистка бот-аккаунтов?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как сейчас строится работа по Аське? Прошел почти год с момента твоего назначения, и ты как-то организовал работу. Ты сам говоришь, что кризиса уже нет. Расскажи, какая команда работает над проектом? Что конкретно делается?
А.ГОРНЫЙ: Есть команды в Израиле и Москве. Основные силы сфокусированы на мобильных версиях, которые мы очень часто обновляем, которые очень хорошо растут по аудитории. У нас есть отдельная команда, которая занимается ICQ сайтом, команда, которая занимается клиентом и менеджеры, которые координируют работу всех этих команд.
М.СПИРИДОНОВ: Каков совокупный штат, который занимается ICQ?
А.ГОРНЫЙ: Около 100 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Люди в Израиле – это те, кто занимались началом Аськи?
А.ГОРНЫЙ: Из первых 4-ех основателей никого не осталось, но есть люди, которые работают над проектом 12-13 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Как называется компания в Израиле?
А.ГОРНЫЙ: Она раньше называлась Mirabilis, но ее давно переименовали в ICQ.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим по поводу мобильных клиентов. Надо ли понимать, что десктопную версию вы не собираетесь развивать и ставку на нее не делаете с точки зрения роста аудитории?
А.ГОРНЫЙ: Точка роста – это мобильная аудитория. Десктопную версию мы будем развивать, и по нынешнему количеству пользователей это основной продукт, естественно, что он должен развиваться. Неделю назад вышла очередная версия, но точка роста лежит в мобильном интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Вы потихоньку собираетесь пересаживать людей с десктопа на мобильную версию?
А.ГОРНЫЙ: Нет. Скорее, мы собираемся найти новую аудиторию среди мобильных пользователей, и затем часть из них подсадить на десктоп.
М.СПИРИДОНОВ: Десктоп – это точка, куда их можно привести, чтобы более эффективно монетизировать?
А.ГОРНЫЙ: Не только монетизировать. У многих в сознании десктоп остается как что-то основное, это изменится через 10-20 лет. Количество отправленных сообщений с десктопа пока больше, чем с мобильных.
М.СПИРИДОНОВ: Думаешь, что десктоп еще продержится 10-20 лет, как основной инструмент?
А.ГОРНЫЙ: 20 нет, а 10 может быть.
М.СПИРИДОНОВ: Какие платформы наиболее популярны среди пользователей мобильной версии ICQ?
А.ГОРНЫЙ: Из дешевых – обычные java-телефоны. Из дорогих платформ Андроид пока не первый, но скоро им будет.
М.СПИРИДОНОВ: На дешевых ставится ICQ-клиент, который работает по тому же принципу, что и десктопная составляющая, но с усеченной функционалом?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Но на этих людях никак не заработать?
А.ГОРНЫЙ: Прямой монетизации на этих трубках нет.
М.СПИРИДОНОВ: В десктопе как собираетесь действовать дальше? Что планируете менять? Если в России аудитория не падает, то она стоит.
А.ГОРНЫЙ: Улучшать продукт, возвращать пользователей с альтернативных клиентов, интегрироваться с другими сервисами Mail.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Как планируете их возвращать? Люди на других клиентах очень плотно сидят, как ты сам знаешь.
А.ГОРНЫЙ: Есть горстка фанатов и разработчиков любого клиента, которые никогда с него не слезут, и есть миллионы пользователей, которые выбирают лучшее. Случайно увидев программку на компьютере соседа, прочитав обзор, купив новый компьютер, пользователи пробуют новые клиенты. Если клиент оказывается лучше, то они пересаживаются на более качественный продукт. Фанатичной привязанности к программному обеспечению у большинства пользователей нет.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим по поводу программного обеспечения. Как ты смотришь на то, что программное обеспечение вскоре будет отмирать, и люди будут пользоваться облачными версиями и мессенджерами в социальных сетях?
А.ГОРНЫЙ: В обозримой перспективе программное обеспечение как класс умирать не будет. Стандартная программа, скачиваемая на компьютер и запускаемая на нем, будет чрезвычайно важна. Что касается перехода пользователей из обычных мессенджеров в мессенджеры социальных сетей, то мы не видим этого тренда, просто общения в интернете становится больше. Люди общаются и в мессенджерах, и в социальной сети. Некоторые перетаскивают свою учетную запись из социальной сети в мессенджер для удобства общения в социальной сети.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к мобильной версии. Как будете биться с мобильными версиями других мессенджеров и социальных сетей? Сейчас Facebook, Google+ вышли в интернете. Что вы им противопоставляете?
А.ГОРНЫЙ: Мы не видим прямой конкуренции с мобильным клиентом Facebook. Клиенты Facebook не для общения, а для того чтобы видеть ленту. Что касается конкуренции со Скайпом, то мы стараемся делать более качественный продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Facebook выпустил Facebook Mobile – мессенджер для смартфонов на Android и iOS. Я еще сам не видел его, но говорят, что он такой же мессенджер, как и ICQ, Skype.
А.ГОРНЫЙ: Я его видел, это действительно обычный мессенджер. К нему относятся те слова, которые я говорил про Скайп.
М.СПИРИДОНОВ: Кто ваш главный конкурент?
А.ГОРНЫЙ: Mail.ru Агент.
М.СПИРИДОНОВ: Он занимает первое место среди мессенджеров в Рунете?
А.ГОРНЫЙ: Я не помню, кто из нас первый: мы или Агент. В отчете точные месячные цифры указаны.
М.СПИРИДОНОВ: Это не имеет значение для тебя?
А.ГОРНЫЙ: Для меня важно существенно обогнать Агент. Опережаем мы его на 10%, или он нас на 5% для меня неважно. Все прекрасно понимают, что такая небольшая разница может быть вызвана случайными факторами. В 2 раза мы его пока не обгоняем. Если будем обгонять в 2 раза, то это будет очень важно и приятно для меня.
М.СПИРИДОНОВ: Для тебя важен соревновательный эффект, или ты не соревнуешься с внутренними продуктами?
А.ГОРНЫЙ: То, как мы растем на фоне других продуктов, в том числе и внутренних – оценка моей работы.
М.СПИРИДОНОВ: Как руководство Mail.ru смотрит на эту конкуренцию? Это необычная ситуация, когда внутри одного холдинга 2 крупных мессенджера прямо конкурируют друг с другом?
А.ГОРНЫЙ: Мы считаем, что коммуникационное пространство должно быть единым. В рамках ICQ и Агента мы делаем шаги по сближению, вплоть до унификации, тот же самый клиент ICQ для Java-телефонов поддерживает Агент, а большинство клиентов Агента поддерживают ICQ. Мы делаем много шагов для интеграции.
М.СПИРИДОНОВ: Политика компании «всё равно и близко, всё равно и далеко» (Ревизор). С одной стороны, давайте интегрироваться и сливаться в экстазе. С другой стороны, это конкурирующие продукты, и ты сам говоришь, что для тебя важно опередить Mail.ru Агент.
А.ГОРНЫЙ: Что ты называешь политикой? Закроем мы ICQ, и будет только Агент – такой политики нет. Закроем мы Агент, и будет только ICQ – такой политики тоже нет.
М.СПИРИДОНОВ: Получается двоякая ситуация. Куплен проект, который был очень полезен для покупки с политической точки зрения. Мне кажется, что именно это было основной причиной покупки ICQ перед IPO. Руководство хотело показать наличие еще одного международного актива. Сейчас с ним нужно что-то делать, и получается, что есть 2 конкурирующих актива. С одной стороны, нужна интеграция. С другой стороны, непонятно, как ее произвести, потому что этими мессенджерами пользуется разная аудитория.
А.ГОРНЫЙ: Я понял. Мы считаем, что это 2 очень хороших продукта, и они оба нуждаются в развитии, при этом пользователям каждого из этих двух продуктов будет полезна интеграция с другим продуктом.
М.СПИРИДОНОВ: При этом не исключается конкуренция.
А.ГОРНЫЙ: Конкуренция в плане «сделать продукт лучше, чем любой другой продукт» не зависит от того, внутренний это продукт или внешний. Конкуренция в плане «поставить кнопку на стул соседа» невозможна.
М.СПИРИДОНОВ: В силу родственных отношений этих двух проектов?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Мне это интересно, потому что, как мы знаем из истории IT-компаний, вспомним Apple, позиция «надрать задницу таким-то» хорошо собирает коллектив, мотивирует его и влияет на результат. В данном случае такая позиция невозможна.
А.ГОРНЫЙ: Если «надрать задницу» - это сделаем всё лучше, чем у них, то такая позиция у нас есть. Если речь идет о какой-то гадости, то это невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: Каковы ваши отношения с мессенджерами, помимо Агента, которые сидят на вашем протоколе? Мог бы ты озвучить общую позицию, и расскажи о тех, с кем отношения уже налажены.
А.ГОРНЫЙ: У нас есть лицензионное соглашение, которое открыто для всех некоммерческих продуктов, и у нас есть предложение заключать лицензионные соглашения со всеми коммерческими продуктами, но не на общих основаниях, а в индивидуальном порядке. 3 крупных некоммерческих клиента подписали общее соглашение, один коммерческий клиент подписал специальное соглашение. Количество таких клиентов будет расти, и мы надеемся, что через какое-то время мы легализуем рынок.
М.СПИРИДОНОВ: QIP не определил свои отношения с вами? Ведутся переговоры?
А.ГОРНЫЙ: Мы пока не подписали соглашение.
М.СПИРИДОНОВ: У вас есть какие-то споры?
А.ГОРНЫЙ: Мы бы хотели подписать соглашение с ними, а позицию QIP пусть озвучивает QIP.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какой-то дедлайн по подписанию с QIP, после которого вы отключите его?
А.ГОРНЫЙ: Пользователи – это самое главное. Отключать пользователей, потому что сотрудники QIP что-то не подписали – это неправильный подход, так что шантажировать QIP пользователями мы не будем.
М.СПИРИДОНОВ: Вы можете не шантажировать, а заранее его предупредить об этом, чтобы как-то мотивировать бизнес-партнера. Я не хочу выступать в качестве посредника, который пытается вас настроить друг против друга, но логично предположить, что компания хочет распоряжаться теми пользователями, которые сидят на ее протоколе. Мягко и последовательно выразить свою позицию можно. Вы миндальничаете совсем, нет?
А.ГОРНЫЙ: Мы смотрим надолго вперед. Мы не думаем о том, чтобы сейчас получить какое-то количество пользователей за счет жестких мер и крови. Через какое-то время все они перейдут к нам за счет качества нашего продукта.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько велик запас прочности у вас? Операционный бюджет проекта убыточный?
А.ГОРНЫЙ: Не могу комментировать.
М.СПИРИДОНОВ: К какому времени вы планируете полностью урегулировать все отношения с альтернативными клиентами?
А.ГОРНЫЙ: Это бесконечный процесс. Их и так десятки, включая самые мелкие, и они появляются раз в несколько месяцев.
М.СПИРИДОНОВ: Как поживают версии Яндекса, Рамблера? Помнится, они активно пиарились несколько лет назад.
А.ГОРНЫЙ: С Яндексом мы закрыли сотрудничество по взаимному согласию. С Рамблером мы продолжаем сотрудничество.
М.СПИРИДОНОВ: Почему закрыли сотрудничество с Яндексом?
А.ГОРНЫЙ: По коммерческим причинам.
М.СПИРИДОНОВ: Не договорились по разделению прибыли?
А.ГОРНЫЙ: Грубо говоря, да.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас вы в Агенте показываете баннеры и контекстную или таргетированную рекламу?
А.ГОРНЫЙ: В Агенте мы не показываем ни баннеров, ни контекстной рекламы.
М.СПИРИДОНОВ: А в клиенте ICQ?
А.ГОРНЫЙ: В клиенте ICQ мы показываем баннер или контекст под окном сообщений.
М.СПИРИДОНОВ: Там нет текстовых ссылок?
А.ГОРНЫЙ: Иногда там появляется картинка с текстом.
М.СПИРИДОНОВ: Вы специально продаете аудиторию в ICQ рекламодателям? Или это входит в какие-то пакеты?
А.ГОРНЫЙ: И так, и так.
М.СПИРИДОНОВ: Кто те, кто покупает рекламу в ICQ непосредственно и делает это более или менее системно? Любопытно понять, какой рекламодатель находит коммерчески целесообразным размещение рекламы в ICQ, учитывая то, что, по расхожему мнению, на баннеры в Аське не кликают.
А.ГОРНЫЙ: На баннеры в Аське кликают. Там рекламируются сотовые операторы (медийка). Если мы говорим о контексте, то первым клиентом был Groupon.
М.СПИРИДОНОВ: В Аське вполне сопоставимые с веб-страницами CTR?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какой он, если не секрет?
А.ГОРНЫЙ: Конечно, он зависит от креатива.
М.СПИРИДОНОВ: Как поживает сравнительно недавно выпущенная версия ICQ под Mac, которую мы так долго ждали?
А.ГОРНЫЙ: Первую бета-версию мы выпустили в конце зимы, в середины весны была выпущена еще одна бета-версия, и в начале июня мы выпустили версию 1.0. Люди пользуются, аудитория растет. Несчастные пользователи Mac наконец-то получили свою ICQ, и все счастливы.
М.СПИРИДОНОВ: Несчастные пользователи Mac были осчастливлены. Какое там количество скачиваний? Мне сложно представить, что пользователи Mac возьмутся за ICQ, но это в силу моего представления портрета пользователей данного устройства.
А.ГОРНЫЙ: Мне кажется, что портрет неверный. Цифры я не имею права называть, но они значимы.
М.СПИРИДОНОВ: В конце зимы этого года ты говорил о планах по интеграции ICQ с порталом Mail.ru. Можешь как-то прокомментировать эти планы? Что уже было сделано?
А.ГОРНЫЙ: Из того, что сделано, наиболее заметна взаимная поддержка протоколов во многих клиентах.
М.СПИРИДОНОВ: Mail.ru Агент – это клиент, который поддерживает несколько протоколов, да?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Аська не может пойти по этому направлению?
А.ГОРНЫЙ: Мы частично идем в этом направлении. В последней версии есть поддержка Google.Docs. На некоторых платформах есть поддержка Агента.
М.СПИРИДОНОВ: Не получится ли, что в результате будет Mail Агент с большим количество протоколов и ICQ с тем же количеством протоколов? В итоге, они опять будут конкурировать.
А.ГОРНЫЙ: Если так получится, то для кого это будет плохо? У пользователей будет выбор между хорошим Агентом и хорошим ICQ. Они будут отличаться какими-то функциями, интерфейсом. Мы не видим в этом никакой проблемы. У нас нет цели ограничить пользователя, мы хотим дать все возможности везде.
М.СПИРИДОНОВ: Планируется ли интеграция с соцсетями? Прежде всего, с Одноклассниками или Вконтакте, которые либо полностью, либо частично являются частями холдинга.
А.ГОРНЫЙ: Вконтакте использует Jabber, и его можно подключить для некоторых клиентов ICQ. Планы по увеличению таких платформ и по более глубокой интеграции есть. В первую очередь, с Моим Миром и Одноклассниками.
М.СПИРИДОНОВ: Может случиться, что веб-версия ICQ будет прямо встроена в функционал Одноклассников и Моего Мира?
А.ГОРНЫЙ: Да, такое может случиться.
М.СПИРИДОНОВ: Как поживает версия ICQ на сайте? Ее презентовали летом, и с тех пор особых известий не было.
А.ГОРНЫЙ: Есть несколько партнеров, которые ее установили. В основном, это интернет-магазины. Количество этих сайтов постепенно растет. С точки зрения продукта, мы готовимся к выпуску следующей версии.
М.СПИРИДОНОВ: Эта штука для вас – это реклама, или еще один продукт, который можно монетизировать?
А.ГОРНЫЙ: Прямой монетизации нет, баннеров там не показывается.
М.СПИРИДОНОВ: Это больше промо?
А.ГОРНЫЙ: Если выделять что-то одно, то это больше лояльность и удобство для пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Кто из компаний его установил? Помнится, что М-видео хотел себе установить эту программу, но мы не нашли у них на сайте виджета ICQ. Кто из крупных компаний установил себе эту версию?
А.ГОРНЫЙ: Я помню нашего крупного немецкого партнера.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Возвратимся к предыстории ICQ. Как ты думаешь, можно ли было сделать что-то для того чтобы история ICQ была другой? Мог ли что-то сделать AOL – предыдущий владелец, для того чтобы Аська не теряла своей популярности. Когда это нужно было делать?
А.ГОРНЫЙ: Мне кажется, что каждый год надо было сосредотачиваться на качестве продукта, на реальных потребностях пользователей и делать продукт лучше. Не было точки, когда всё было проиграно.
М.СПИРИДОНОВ: Было медленное угасание?
А.ГОРНЫЙ: В любой момент можно было этим заняться.
М.СПИРИДОНОВ: Было медленное угасание, которое продолжалось бы, если бы не пришел Mail.ru и ты вместе с ним?
А.ГОРНЫЙ: Не было медленного угасания, был недостаточно быстрый рост, который закончился продажей актива.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем, как ты думаешь, DST купил ICQ? Для того чтобы купить продукт или для того чтобы показать себя на бирже?
А.ГОРНЫЙ: ICQ – один из самых популярных интернет-продуктов в России и достаточно заметный интернет-продукт в мире, ICQ – это десятки миллионов пользователей. Он очень хорошо вписывается в компанию. Нам нужны большие продукты с миллионами пользователей. Биржа тут ни при чем.
М.СПИРИДОНОВ: Каким ты видишь будущее ICQ в разрезе 3-5 лет? Какова аудитория, штат, финансы?
А.ГОРНЫЙ: К сожалению, я не имею права называть цифры. ICQ, безусловно, будет более мобильным. В масштабе 5 лет мобильная версия по числу пользователей обгонит десктопную. Я думаю, что за 5 лет количество официальных клиентов более или менее сравняется с количеством пользователей протокола. ICQ будет интегрирован в социальные сети.
М.СПИРИДОНОВ: Какие-то есть четкие понимания того, какими приемами можно людей переманивать с альтернативных версий?
А.ГОРНЫЙ: Мы думаем, что главное – простое юзабилити. Если звонить по видео по ICQ будет удобнее, чем по Скайпу, если при разговоре по ICQ не будет того кошмара, который был при подготовке к передаче, то люди постепенно перейдут на использование ICQ.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас прокомментирую то, что случилось во время технической подготовки к программе. Скайп почему-то не коннектился у нашего звукорежиссера. Мы обычно записываем передачу втроем: гость, ведущий и звукорежиссер. Скайп дал сбой. Хочу отметить, что это был первый сбой в истории записи программы.
А.ГОРНЫЙ: Когда у вас случится второй сбой, попробуйте ICQ, и у вас всё будет хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Вполне вероятно, потому что у нас уже были какие-то проблемки при записи программы «Рунет сегодня». Мы тогда оперативно перешли на JTalk, в котором нет видео, и это было неудобно. Обычно программа «Рунет сегодня» записывается в видео-конференции, поскольку там много участников, и важна визуальная коммуникация. Дай Бог, что всё получится. Прекрасно то, что у тебя есть видение о том, как развивать этот знаковый для истории Рунета и интернета в целом проект. Сейчас перейдем к блиц-опросу. Я прошу отвечать тебя на вопросы максимально лаконично, хорошо?
А.ГОРНЫЙ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Ты в мессенджере пользуешься смайликами?
А.ГОРНЫЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В каких случаях?
А.ГОРНЫЙ: Очень часто.
М.СПИРИДОНОВ: Какую долю разумно уступать инвестору в стартапе на ранней стадии?
А.ГОРНЫЙ: До 50%.
М.СПИРИДОНОВ: Какой из реализованных тобой проектов был технически самым сложным?
А.ГОРНЫЙ: Рекламная система Mail.ru
М.СПИРИДОНОВ: Чем отличается программист экстра-класса от просто очень хорошего?
А.ГОРНЫЙ: Ориентированностью на результат.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. На этом блиц завершен. Сейчас последняя часть нашей программы – вопросы слушателей, которые были заданы в аккаунтах Рунетологии в социальных сетях и в анонсе программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Прежде всего, скажу спасибо пользователю Drum Boom, который впервые появился в комментариях Рунетологии и задал несколько неплохих вопросов. Как вы оцениваете ICQ на сегодняшний день: это конфетка, которая всем нравится, или это пока далеко не конфетка, а Вы намерены из нее таковую сделать?
А.ГОРНЫЙ: Любой интернет-продукт – это то, что постоянно совершенствуется. ICQ сейчас лучше, чем вчера, но завтра он должен быть лучше, чем сегодня. Если в какой-то момент мы решим, что это конфетка, то нас всех нужно будет увольнять, потому что мы должны улучшать продукт ежедневно.
М.СПИРИДОНОВ: Vadim Babeshkin спрашивает: «Планирует ли ICQ "завоевать мир", либо он концентрируется на определенных целевых группах? Что это за люди?».
А.ГОРНЫЙ: Вся аудитория – это наша целевая аудитория. Мы не концентрируемся на каком-то сегменте. Нас интересуют все пользователи.
М.СПИРИДОНОВ: Виталий Урбан спрашивает: «Как новые владельцы сервиса относятся к (черной) покупке/продаже ICQ-номеров (аккаунтов)?».
А.ГОРНЫЙ: Отрицательно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы как-то противодействуете этому?
А.ГОРНЫЙ: Мы значительно улучшаем безопасность аккаунтов. Черным продавцам всё сложнее и сложнее получить новые аккаунты. Бороться с конкретными продавцами, судить и арестовывать их технически очень сложно.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Планируется ли интеграция в ICQ протокола Skype, либо протоколов ICQ и Skype в каком-либо другом мессенджере одновременно? Это вопрос о вашем взаимодействии со Скайпом, который, по замечаниям многих моих коллег, заместил ICQ. Возможно ли партнерство в принципе?
А.ГОРНЫЙ: ComScore говорит, что у Skype сейчас 2 миллиона пользователей в месяц в России, поэтому нам гораздо важнее как-то интегрироваться с Mail.ru Агентом.
М.СПИРИДОНОВ: Скайп не имеет решающего значения для вас?
А.ГОРНЫЙ: Mail.ru Агент важнее для нас, и интегрироваться с ним проще с организационной точки зрения.
М.СПИРИДОНОВ: Скайп, как мне кажется, гораздо интереснее по аудитории. Его используют менеджеры и руководители. Если удастся договориться о делении рекламной прибыли, то будет хорошо.
А.ГОРНЫЙ: Я не могу сказать, что аудитория ICQ хуже, чем аудитория Скайпа.
М.СПИРИДОНОВ: Она не хуже, но, по моим ощущениями, Скайпом в большей степени пользуются руководители младшего и среднего звена, а ICQ рядовые сотрудники. Это впечатление, которое построено на основании замечаний в блогах, Твиттере и так далее.
А.ГОРНЫЙ: Я не согласен с этим.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Владислав Коробов спрашивает: «Будет ли возможность общаться через ICQ без установки всяких там клиентов? Т.е. сделает ли ICQ свой нормальный клиент для веба?».
А.ГОРНЫЙ: Мы про это уже говорили.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Можно ли будет бесплатно отправлять смс-ки по России?
А.ГОРНЫЙ: Да, это можно делать уже сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: На все мобильные?
А.ГОРНЫЙ: На большую Тройку и на несколько маленьких операторов. Это не 100% охвата, но заметно больше 90%.
М.СПИРИДОНОВ: Почему об этом не слышно? Для россиян это серьезный аргумент за то, чтобы попробовать использовать ICQ. В Скайпе те же смс-ки платные.
А.ГОРНЫЙ: У Агента и ICQ эта возможность существует давно, это часть стандартного функционала.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Я был не в курсе этого.
А.ГОРНЫЙ: Эта функция была запущена в 2006 году.
М.СПИРИДОНОВ: Вопросы закончились. Саша, спасибо за время, потраченное на общение. Я думаю, что это был интересный выпуск. Немало вопросов было задано в анонсе программы, и я уверен, что немалое внимание будет уделено самому подкасту. Если есть что добавить, то прошу.
А.ГОРНЫЙ: Спасибо за приглашение. Мне было очень интересно пообщаться.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо тебе. Вы, друзья, слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был руководитель проекта ICQ – Александр Горный. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!