М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 15 сентября 2011 года. Вы слушаете 115-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. По традиции мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Спонсор выпуска — компания «Телфин» с её новым сервисом для ведущих бизнес в интернете — «Телфин.Стартап». Это прямой телефонный номер в Москве, Санкт-Петербурге, а также других городах России и мира, звонки на который можно перенаправлять на мобильный, стационарный телефон или автоответчик по заданному вами расписанию. «Телфин.Стартап» позволяет создать виртуальный офис, организовать бизнес-телефонию без привязки к конкретному адресу, наладить конференц-связь, сохранить номер при переезде, не потерять ни одного звонка и сэкономить. В настоящее время «Телфин.Стартап» проводит специальную акцию с призами — iPhone 4 и пять годовых подписок на «Телфин.Стартап». Cсылку на информацию об условиях акции вы найдете в анонсе этого выпуска. Сегодняшний выпуск несколько необычен. Где-то полгода назад мы стали задумываться о том, не заканчиваются ли у нас гости, не пора ли постепенно закрывать программу. Вскоре стало понятно, что это не так, жизнь приносит новые подарки, рождаются новые проекты, появляются новые руководители. На пару лет нам хватит гостей, даже в том еженедельном режиме, в котором мы выходим сейчас. Однако, отдельные выпуски – те, что были в самом начале программы (2-2,5 года назад), хотелось бы повторить, чтобы на базе набранного опыта и аудитории снова пообщаться с выросшими проектами и вспомнить о том, что является для человека путем в карьеру, а для проекта – этапом становления. Этот выпуск будет первым в таком режиме. Мы будем делать их нечасто, раз в месяц-полтора, может быть, даже реже. Отдельные свойства “особого русского” пути наблюдались у кириллического сегмента интернета с самых первых лет развития. В последние 2-3 года стало окончательно ясно, что Рунет идет своим путем, не критически, но заметно отличающимся от путей, которыми следуют большинство стран мира. Главный поисковик у нас национальный, самые массовые социальные сети тоже. Во многих сегментах глобальной сети у нас лидируют свои, локальные разработки, в том числе и в таком нужном и, кстати, денежном деле, как сайты по поиску работы. Мировые порталы-лидеры даже толком не пытались побороться с местными лидерами. Одним из главных игроков этого рынка в Рунете является сайт Superjob. И сегодня я беседую с президентом этого кадрового портала – Алексеем Захаровым. Алексей, добрый день.
А.ЗАХАРОВ: Добрый!
М.СПИРИДОНОВ: Ты согласен с тем, что сайты по поиску работы – одна из самых рентабельных ниш интернет-бизнеса?
А.ЗАХАРОВ: Мне сложно говорить про другие ниши, но наша ниша вполне рентабельна.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько?
А.ЗАХАРОВ: Я думаю, что сверхрентабельна. Если кто-то знает понятие «Ebitda», то у нас она по этому году под 80%.
М.СПИРИДОНОВ: Думаю, что те, кто, читают нас в Forbes, знают. Начнем с досье нашего гостя и продолжим разговором о его карьере и становлении проекта.
ДосьеАлексей Захаров родился 21 июня 1969 года в Нижнем Новгороде. В 1996 году окончил факультет международной журналистики МГИМО по специальности «журналист-международник со знанием иностранного языка». Во время учебы работал в газете «Московские новости», затем — в Центре политических исследований России (ПИР) в должности заместителя директора. В 1998 году создал и возглавил компанию «Триумвират-девелопмент». С 2001 года — основатель и президент рекрутингового портала Superjob.ru. В 2004 году открыл сервис по доставке обедов в офисы «Обед.ру». В 2006 году запустил торговый портал «Фабрикант.ру» — систему электронных торгов. Увлекается рыбалкой. Женат. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Мы на редакционном совещании думали, как так получилось, что ты, закончив такой престижный вуз, не пошел дальше по профессии. Я думаю, что у тебя были интересные перспективы.
А.ЗАХАРОВ: На самом деле, я пошел по профессии. В 1992 году я попал на работу в Московские новости. Тогда это были те самые Московские новости с миллионными тиражами – самые влиятельные СМИ в стране, где работали самые известные и талантливые журналисты, и я попал в этот коллектив. Тогда еще никто не знал, что такое интернет. Мне, как молодому сотруднику, дали задание – я должен был разобраться, что такое интернет. Я до сих пор благополучно разбираюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Ты пошел туда работать во время учебы?
А.ЗАХАРОВ: Да, там был отдел эксклюзивной информации, это был отдельный проект. У нас у первых было подключение к интернету среди редакции, и мы разбирались, что это такое, как это работает. В 1992 году наш бюллетень успешно продавали на Западе через интернет, через электронную подписку.
М.СПИРИДОНОВ: Были большие объемы продаж?
А.ЗАХАРОВ: Они были достаточными. Само по себе издание было дорогим, подписка на него стоила от 1000 до 3000 долларов в год в зависимости от типа подписки. В России было 100 подписчиков, через интернет я лично нашел десяток подписчиков на Западе.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, к окончанию вуза ты решил пойти в этом направлении?
А.ЗАХАРОВ: Я уже тогда сделал первый сайт. Есть организация «Центр политических исследований России», которая выросла из Московских новостей. У этой организации был сайт, который я своими собственными руками собрал, на этом сайте было всё население интернета, и не только русскоязычного. Тогда в русскоязычном интернете было 10 сайтов, один из которых был мой. Во всем остальном мире тоже было не так много сайтов, на которые можно было бы пойти, поэтому все, кто регулярно ходили в интернет, на все сайты попадали, в том числе и российские. Их число исчислялось не тысячами, было 300-400 сайтов, половина из которых порнографические.
М.СПИРИДОНОВ: Ты занимался кадровым бизнесом еще до появления сайта Superjob?
А.ЗАХАРОВ: Нет, у нас была разработческая компания, мы работали для веба. Мы были широко известны в узких кругах, у нас были серьезные проекты. Всё было хорошо, интересно, мы находились в одном здании с агентством «Контакт», и у нас появился совместный проект, который мы планировали развивать. Он был назван Superjob. Мы давали технологическую экспертизу, а агентство «Контакт» - идеологическую экспертизу. Полгода мы пытались работать вместе. С одной стороны, всё развивалось хорошо, сайт рос. С другой стороны, хозяина у него не было. В какой-то момент мы решили, что должен был один хозяин, и поскольку мы рекрутингом не занимались, мы предложили агентству «Контакт» выкупить у нас права на Superjob, а мы бы просто поддерживали его и занимались своим бизнесом. Мы предлагали продать его им за 3 или 5 тысяч долларов. Агентство «Контакт» подумало и решило, что интернет не укладывается в их стратегию, интернет был им не очень понятен, и они сказали, что проект им не нужен. Так нам и пришлось заняться изучением рекрутинга. Полгода мы вкладывали какие-то ресурсы в развитие сайта, он стал практически самым посещаемым рекрутинговым сайтом на тот момент, хотя в сравнении с сегодняшним днем эта посещаемость – ни о чем. Тогда было 5 тысяч посетителей в день, и это было очень круто.
М.СПИРИДОНОВ: Это было в 2001 году?
А.ЗАХАРОВ: Да, для того времени это было много. Сейчас хорошая группа Вконтакте или на Facebook в день имеет подобную посещаемость, и никого это не удивляет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошая группа имеет даже большую посещаемость.
А.ЗАХАРОВ: Тогда интернет был меньше, людей было меньше, и посещаемость в 5-10 тысяч посетителей в день считалась очень хорошей. К нам тогда пришли товарищи из одного известного инвестфонда и предложили продать им кусочек Superjob. Они сказали, что миллион они нам не дадут, но 200-300 тысяч за 15% готовы дать, и тут нам стало интересно, что же мы такое сделали, раз нам предлагают такие деньги. Мы даже представить себе не могли, что Superjob столько стоит, потому что буквально за полгода до этого предложения мы планировали продать всё это за 3 тысячи долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Кто первый начал брать деньги с пользователей?
А.ЗАХАРОВ: С 1 января 2003 года мы начали брать деньги с пользователей. Это была очень простая история. После того как к нам пришел тот самый инвестфонд, мы начали разговаривать с другими инвесткомпаниями, и вроде всем было интересно купить кусочек Superjob, а потом упал Nasdaq, и все перестали покупать что-либо. Superjob требовал всё больше и больше ресурсов, а зарабатывать на баннерах у нас не получалось. Никто их не хотел покупать, и мы думали, как на это можно заработать, потому что посещаемость и популярность продолжали расти. Рассуждая стандартным способом, мы подумали, что у нас есть витрина, к которой надо пристегнуть интернет-магазин. Мы решили открыть кадровое агентство, которое будет самым крутым кадровым агентством в стране и будет зарабатывать деньги традиционным рекрутингом, а сайт будет помогать нам продавать наши услуги. Казалось бы, всё логично. Мы наняли лучших рекрутеров рынка и сняли шикарный офис на Старом Арбате. Заказов у нас было больше, чем мы в состоянии были выполнить. Проблем с продажей наших услуг не было, а с исполнением заказов, не смотря на наличие Superjob, возникали сложности, которые понять было трудно, сидя в другом офисе. Агентство было то в плюсе на 10 тысяч долларов в месяц, то в минусе на 20, и в течение года всё так и болталось. В какой-то момент я сказал, что всем этим я буду рулить сам. Я возглавил агентство, начал общаться с рекрутерами, заказчиками, мы перевели всех на предоплату. На тот момент с нами ни одно рекрутинговое агентство не работало по предоплате, да и сегодня это не часто встречается. Все получают деньги после выполнения заказа. Поработав 2 месяца, я понял, что мы можем иметь любое количество заказчиков, но люди – это такой материал, что что-либо гарантировать заказчику достаточно сложно. Например, мы подбирали главного бухгалтера. В тяжелой кризисной ситуации человек должен был выйти на работу и сменить старого главного бухгалтера, потерявшего доверие. Человек подписывал job offer, в пятницу говорил, что выйдет на работу, а в понедельник на работу не выходил. Мы дозванивались до человека, спрашивали, почему он не вышел, на что нам отвечали, что передумали. Я брал ту самую предоплату, которую мне уже заплатили, и коньяк, лично ехал к заказчику, просил прощения и возвращал деньги. Когда за 2 недели моей работы произошло 3 подобных случая, я понял, что я не хочу заниматься рекрутинговым бизнесом, что это тяжелый хлеб. Мы с партнером сели в бане и думали, что же делать дальше. Мы имели самый посещаемый в стране рекрутинговый сервис, он продолжал расти, у нас были работодатели и соискатели, но нам было непонятно, где деньги. Мы и решили начать брать деньги с работодателей. Это было в октябре 2002 года. В течение месяца наша менеджерская и разработческая команды подготовили все регламенты, биллинговую систему, и с 1 января 2003 года мы стали брать деньги за размещение вакансий и за доступ к базе резюме.
М.СПИРИДОНОВ: До этого времени проект был бесплатным?
А.ЗАХАРОВ: Да. Вначале мы думали, что, когда будет большой трафик, у нас будут покупать баннеры по 100 долларов за тысячу показов, ну или хотя бы по 10. Потом стало понятно, что этого не будет никогда. Этого нет и сейчас. Реклама у нас продается, но в нашем обороте она занимает порядка 1,5%, и мы не стремимся увеличивать эту долю, хотя в абсолютном выражении количество приходящих денег всё время увеличивается. С точки зрения дохода от основного сервиса это деньги, которыми можно пренебречь.
М.СПИРИДОНОВ: 98,5% - это поступления от работодателей?
А.ЗАХАРОВ: 97%, потому что у нас есть еще исследования, которые приносят определенную денежку, плюс мы запустили новый проект по временной работе. Это коммерческий сервис, он тоже начинает монетизироваться, какие-то денюжки уже пошли.
М.СПИРИДОНОВ: Люди по-разному смотрят на ваш проект. Есть мнение, что дизайн выполнен не лучшим образом, что нужно преподнести проект эффектнее. Как ты отвечаешь на эти высказывания? Я слышал, что у тебя есть конкретная позиция на этот счет.
А.ЗАХАРОВ: Нам тоже не всё нравится. Более того, мы много раз прилагали усилия для того чтобы сделать нечто, что будет нам самим и нашим пользователям нравиться больше, чем то, что есть сейчас. Сейчас у нас проходит очередная итерация. Я думаю, что не позднее Нового года всё прогрессивное человечество увидит то, что мы придумали. Это будет нечто обновленное. Я думаю, что юзабилити существенно улучшится, дизайн будет легче и современнее. Надо понимать, что у нас довольно консервативные пользователи, и мы очень осторожно подходим к каким-то переделкам, перекраскам и обновлениям интерфейсов. Есть исследования, которые показывают, что пользователь не всегда хочет «the best», если у него есть «good enough», и когда ему вместо «good enough» предлагают «the best», он расстраивается, потому что ему надо изучать новые кнопки, новые интерфейсы. Если его старое устраивало с точки зрения качества, а не внешних признаков, то новое ему не нужно. Например, колбаса может выглядеть не очень аппетитно, но она может быть замечательной на вкус. Если вкус человека устраивал, то внешние прибамбасы его волнуют меньше всего. Но мы понимаем, что время идет вперед, и мы тоже идем вперед. Опять же Superjob – это не две странички в HTML, а огромная система, где очень многие вещи друг с другом связаны. То, что можно было переделать на лету, мы переделывали в течение первых 5 лет. Сейчас это написание отдельного продукта, которое занимает много времени.
М.СПИРИДОНОВ: Будучи наблюдателем, мне кажется, что я бы взялся и навел порядок. Я специально полазал на сайте, взглянул на него с точки зрения интерфейсов пользователей, и главное, работодателей, и понял, что там чрезвычайно разветвленная система. Мне любопытно, сколько там принципиально разных страниц.
А.ЗАХАРОВ: Я не считал. Я думаю, около 1000-1500.
М.СПИРИДОНОВ: Кто у тебя работал над интерфейсами? Я понял, что я впервые погрузился в портал со сложным интерфейсом. С точки зрения работодателя там черт ногу сломит. Над этим работала своя команда или внешняя?
А.ЗАХАРОВ: Это наша команда. Бывает, что мы привлекаем внешних консультантов, в том числе и по юзабилити. Мы тестируем новые функции, смотрим, как они будут выглядеть, куда их лучше вписать. Для этого мы приглашаем наших любимых и уважаемых клиентов, которые с удовольствием нам в этом помогают. Есть люди, которые отвечают за интерфейсы работодателей, есть люди, которые отвечают за интерфейсы соискателей. Когда-то это была одна и та же команда, сейчас это разные люди, и они между собой координируют. Есть люди, которые отвечают за интерфейсы временной работы.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. Мы немного забежали вперед, давай вернемся к истории создания проекта. Слушатели Рунетологии часто просят рассказать о ключевых моментах развития бизнеса. Я правильно понимаю, что для вас ключевым моментом было принятие решения о вводе оплаты?
А.ЗАХАРОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько это было стрессовым для команды и для клиента? Наверняка клиенты не обрадовались, когда увидели, что теперь просят деньги за то, что они раньше получали бесплатно.
А.ЗАХАРОВ: У меня было больше приложено усилий для того чтобы убедить команду, нежели клиентов. У нас был свой разработческий бизнес, мы неплохо себя чувствовали, у нас был ресурс, который красиво жил, но что-то с ним надо было делать. После разговора с партнером я пришел в офис и сказал, что мы решили брать деньги с работодателей за публикацию вакансии и за доступ к базе резюме. Вся команда сказала, что никто нам платить не будет, потому что в интернете никто и ни за что не платил, а за это никто точно платить не будет, потому что есть куча бесплатных ресурсов. Они хуже, но все ищут бесплатные пути.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда бытовало мнение, что интернет – это место, где всё бесплатно, что нужно заплатить только за доступ?
А.ЗАХАРОВ: Да. Наша команда – это продвинутые люди, они сами, может, и считали, что платить нужно за всё, но были уверены, что пользователи считают по-другому. Мне стоило серьезных усилий убедить команду в том, что у нас всё получится. Она тогда была не такая большая, как сейчас. Совокупно у нас работало около 15 человек, может, чуть больше. Я убеждал одного ключевого менеджера, он уходил от меня убежденным, всё было хорошо, он выходил в коллектив, там его убежденность пропадала. Я убеждал группу разработки, ходил к программистам, но в их глазах я видел, что они не уверены в том, что у нас что-то получится. После того как я неделю ходил по кругу и убеждал всех по 4 раза в том, что у нас всё получится, я пригласил всех в свой кабинет и 4 часа митинговал. Никто из кабинета не вышел, пока я у 100% сотрудников в глазах не увидел мысли, что через месяца-полтора мы сделаем все интерфейсы, что у нас всё получится, и что нам будут платить за наш уникальный и самый лучший сайт. Так и получилось. Было страшно, потому что после того, как мы перешли на коммерческое размещение вакансий, наш трафик по размещению упал. Если раньше в день размещалось 5000 вакансий, то 15 января у нас было размещено 200 вакансий. При этом не все из них платили. С чего мы начали? Когда мы включили биллинг, мы всем пользователям, которые были у нас зарегистрированы, начислили на счет по 30000 рублей. Они могли потратить эти деньги, а потом принять решение, платить или нет. У них были виртуальные денежки, которые пользователи могли тратить достаточно долго.
М.СПИРИДОНОВ: Эти деньги были на счете у тех, кто зарегистрировался до даты X?
А.ЗАХАРОВ: Да, было несколько тысяч компаний-работодателей, которые получили подобные бонусы. Даже получив эту халяву, люди сначала испугались. Мы сделали рассылку, в письмах которой было написано «у вас на счете 30000 рублей», в ответ нас завалили письмами со словами «Как здорово! Нельзя ли получить эту сумму кэшем?». Мы говорили, что нельзя. Даже учитывая то, что мы дали людям такую халяву, 15 января у нас было размещено всего 200 вакансий. Понятно, что люди были на праздниках, но упасть с 5000 до 200, которые были оплачены халявными деньгами, было страшно. Я помню, что мы с партнером сидели, и я произнес фразу, что я буду счастлив, когда у нас будет размещено 500 оплаченных вакансий. Сейчас их 140 тысяч, и я хорошо себя чувствую.
М.СПИРИДОНОВ: Ты счастлив?
А.ЗАХАРОВ: Наверное, да. Я очень доволен.
М.СПИРИДОНОВ: В профессии ты чувствуешь, что у тебя всё получилось? Или есть еще что-то, что хотелось бы сделать?
А.ЗАХАРОВ: Конечно, хотелось бы еще много чего сделать. У нас с моим партнером и в других бизнесах всегда был слоган «Работа должна доставлять удовольствие». Мы между собой всегда обсуждали, доставляет работа удовольствие или нет. Если что-то не получается, да и фиг с ним, пойдем и займемся чем-нибудь другим. Мы об этом говорили между собой, и 6-7 лет назад возник вопрос «Какой слоган должен быть у Superjob?». Мы старались делать так, чтобы работа у нас доставляла людям удовольствие. Superjob уже 12 лет, и за это время практически не было случаев, чтобы люди сами увольнялись, даже сейчас, когда в компании работает около 120 человек. Это, скорее, минус, чем плюс, потому что мне хотелось бы, чтобы компания была более динамичной, чтобы кто-то уходил, а кто-то приходил. Мы подумали, что она и дальше должна доставлять удовольствие, и сделали это слоганом Superjob.
М.СПИРИДОНОВ: Ты всё время говоришь о партнере. Он не публичен? Ты можешь его назвать?
А.ЗАХАРОВ: Он публичен, это Сергей Габестро. В какой-то момент мы с ним разделили сферы ответственности, потому что нас двоих всегда слишком много. Он является председателем совета директором торговой системы «Фабрикант.ру». Кроме того, он ведет большую общественную деятельность. Он исполнительный директор благотворительного фонда Серафима Саровского, он входит в Генсовет деловой России.
М.СПИРИДОНОВ: У вас паритет в проекте?
А.ЗАХАРОВ: Практически.
М.СПИРИДОНОВ: Других акционеров у Superjob нет?
А.ЗАХАРОВ: У нас есть миноритарий, которому мы в 2008 году продали 5% Superjob из расчета капитализации компании в 300 миллионов долларов. Это не было привлечением денег, просто у нас есть друзья, которые очень хотели инвестировать в IT-проекты.
М.СПИРИДОНОВ: Это люди не из IT? Это спящие акционеры?
А.ЗАХАРОВ: Да, они не из IT. C точки зрения вмешательства, у них нет возможности вмешиваться, да и желания тоже нет. Мы вместе рыбачим, это наши друзья.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем рыбалку портить?
А.ЗАХАРОВ: Да. У них всё хорошо в других бизнесах, у них обороты другие.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сказал, что от вас редко уходят люди. Из-за чего? Что их держит?
А.ЗАХАРОВ: Наверное, лучше спрашивать наших людей. Мы стараемся поддерживать комфортную, человеческую атмосферу в офисе. Например, у нас не ругаются матом. Мы предоставляем неограниченные возможности по обучению. Любой наш сотрудник может пойти учиться чему угодно за счет компании. Кто-то говорил, что хочет учиться дрессировки собак, да, пожалуйста. Потом мы решили, что это не совсем правильно. Мы пришли к выводу, что если человек чему-то обучается, то какая-то польза для компании от этого должна быть. В рамках того, чем человек занимается в компании, он может получить любое обучение. Например, если наш секретарь скажет, что у нее есть желание пойти учиться на SMM или SEO, то она пойдет учиться за счет компании.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты смотришь на конкурентов? Сегодня, как мне кажется, еще более ярко, чем 2 года назад, когда мы общались первый раз, стало ясно, что на рынке 2 спорящих гиганта (вы и headhunter), а остальные находятся уровнем ниже и не являются конкурентами хотя бы по объему. Поправь меня, если что-то не так.
А.ЗАХАРОВ: В общем, да. Мы считаем, что мы первые. Наши коллеги из headhunter считают, что они первые.
М.СПИРИДОНОВ: Вы просто по-разному считаете.
А.ЗАХАРОВ: Да. Я очень люблю и уважаю наших коллег. С Юрой Вировцом у нас хорошие отношения. Я не скажу, что мы часто общаемся, но, если общаемся, то вполне тепло и по-дружески. В других проектах люди постоянно меняются. Например, с акционерами Работы.ру я тоже общаюсь, но с людьми, которые непосредственно делают работу, я не общался.
М.СПИРИДОНОВ: В каком-то смысле это объясняет то, что вы вдвоем находитесь на вершине, а другие ниже.
А.ЗАХАРОВ: Да. Я акционер, но я и играющий тренер. Понятно, что оперативным управлением я не занимаюсь и договоры на приобретение стульев или компьютеров уже давно не подписываю, но так или иначе я участвую в ежедневной постановке задачи, в ежедневной координации людей между собой. Я оперативно могу принимать или утверждать любые решения, понимая, что за этим стоит. Юра Вировец в headhunter, насколько я знаю, выполняет ту же роль. Он являлся совладельцем проекта. Я не знаю, что у них происходит после продажи Mail.ru и выхода на IPO. Так или иначе, тягаться с менеджером-акционером просто нанятому менеджеру сложно. Это очень разные весовые категории. Должен быть кто-то, кто будет воспринимать проект Работа.ру как собственный проект. Для этого ему нужно, как минимум, 40% акционерного капитала подарить.
М.СПИРИДОНОВ: Степень мотивированности совершенно разная?
А.ЗАХАРОВ: Да. Как бы не был мотивирован человек, который работает в проекте как нанятый менеджер, его мотивация не может равняться одной сотой мотивации акционера.
М.СПИРИДОНОВ: Одной сотой, может быть, и может.
А.ЗАХАРОВ: У акционера много мотиваций, помимо денежных. Например, для меня очень важно наше социальное значение. С 2003 года, когда мы перешли на коммерческие услуги, мы оставили бесплатными услуги для школ, больниц, детских садов – для всех, кто нас лечит и учит. Понятно, что у какой-нибудь школы в Нижнем Новгороде или больницы в Москве может не быть денег на это. Тем более, у них такая сложная система бюджетирования, что не вытащишь деньги на оплату наших услуг, а учить нас и лечить кому-то надо. Мы изначально приняли решение, что сегмент, играющий важную социальную роль в нашей жизни, будет бесплатным. У нас полно писем от главных врачей разных больниц со словами «Если что с глазами, вы знаете, куда обратиться».
М.СПИРИДОНОВ: Можно разобрать себя по запчастям и идти лечиться немедленно.
А.ЗАХАРОВ: Да. За 12 лет мы помогли миллионам людей найти новое место в жизни, некоторым по 2-5 раз. Это нас греет, это всё-таки не алкоголем торговать.
М.СПИРИДОНОВ: Как думаешь, помогло или помешало вашим конкурентам вхождение в Mail.ru Group?
А.ЗАХАРОВ: Это вопрос к Юрию. Если они всё продали, то, наверное, это пойдет в минус. Включение в большую структуру, возможно, приведет к потере динамики. Пока я не вижу, чтобы это их как-то сильно тормозило, и слава Богу. Если бы их не было, мы бы сейчас зарабатывали 10 тысяч долларов в месяц и считали, что мы впереди планеты всей и что больше нам ничего не надо.
М.СПИРИДОНОВ: Наличие такого сильного конкурента стимулирует?
А.ЗАХАРОВ: Да. С одной стороны, я с удовольствием отправил бы конкурентов куда-нибудь подальше. С другой стороны, я понимаю благо конкуренции. Когда тебя всё время кто-то подогревает, это здорово. Я искренне желаю нашим коллегам процветания и долгих лет жизни. В таком случае им придется нас догонять, а нам от них убегать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Как бы ты охарактеризовал последние изменения на рынке? Что изменилось после кризиса? Какие изменения произошли в кадрах?
А.ЗАХАРОВ: Людей всё меньше и меньше, потребностей всё больше и больше. В ближайшие 5-7 лет каждый год будет выходить на 100 тысяч меньше молодых специалистов. Если в 2002 году вышел миллион молодых людей на рынок труда, то в 2012 выйдет 500 тысяч. Это непростая для работодателей ситуация. Это значит, что за молодых людей будет конкуренция, стартовая зарплата будет больше.
М.СПИРИДОНОВ: Всегда будут нужны молодые специалисты, поскольку они, как правило, более энергичные и более целеустремленные.
А.ЗАХАРОВ: Не только молодые. Специалисты всегда нужны. Основная проблема рынка – это очень большой дисбаланс. Есть потребность в квалифицированных специалистах, у нас большое количество неквалифицированной рабочей силы и очень мало программистов, не хватает инженеров, рабочих-универсалов. Найти токаря-универсала – это непростая задача.
М.СПИРИДОНОВ: Что можно вывести из этого для тех, кто нас слушает?
А.ЗАХАРОВ: Нам как работодателям придется платить больше за всё более низкую квалификацию.
М.СПИРИДОНОВ: Убывание в 100 тысяч в год – критично, как тебе кажется?
А.ЗАХАРОВ: Это было бы некритично, если бы у нас была вменяемая государственная политика по профориентации, в том числе и молодежи, по созданию условий для появления тех самых рабочих мест, о которых так много говорится. Сейчас у нас идут разговоры про международные финансовые центры, нанотехнологии и так далее. Это красивые разговоры, а реальная политика сводится к тому, что наши люди в депрессивных регионах вымирают, потому что денег на расширенное производство там нет, они замещаются приезжими мигрантами. Они приезжают к нам на низкооплачиваемую работу, о них не надо заботиться, им не нужно предоставлять социальные льготы, школы, больницы и так далее. Когда говорят, что населения не хватает и что мы должны привлечь 10 миллионов мигрантов, я удивляюсь. Я считаю, что рынок должен быть полностью закрыт для неквалифицированной рабочей сил (у нас своих рук хватает) и что должны быть созданы все условия для того чтобы к нам приезжала квалифицированная рабочая сила. Пока дальше разговоров дело не идет.
М.СПИРИДОНОВ: Ты отчасти вхож в высшие палестины. Они действительно не понимают проблематику, как ты ее рисуешь?
А.ЗАХАРОВ: Все эти люди разные. Каждый большой чиновник, с которым я говорил, со мной согласен. Возможно, он также и думает.
М.СПИРИДОНОВ: Он кивает и поддерживает, но на деле…
А.ЗАХАРОВ: Да. 10-15 лет назад американские экономисты посчитали, что для обслуживания нефти и газа на этой территории достаточно 15 миллионов человек, а остальные лишние, и без них легко можно обойтись. Что происходит сегодня? Наше государство очень сильно присутствует в экономике. Основные доходы бюджета – нефть и газ. Этими доходами приходится делиться с сотней миллионов людей, которые ничего такого не производят, с чего можно было бы взять налоги, сопоставимые с природной рентой. Их приходится кормить, потому что иначе они приедут в Москву, а видеть в Москве голодных шахтеров никому не хочется. Проще чуть-чуть с ними делиться, чтобы они и с голоду не умирали, и активно не воспроизводились. Таксистами, официантами и дворниками могут быть и узбеки, и таджики.
М.СПИРИДОНОВ: Мы немного отвлеклись, давай вернемся к нашему интернет-миру. Какие профессии востребованы сейчас в области интернет-бизнеса?
А.ЗАХАРОВ: Востребованы все. Например, специалисты по социальному маркетингу. Никто не знает, как с этим обращаться. Достаточно сказать, что ты понимаешь, что такое Вконтакте, и рабочее место тебе обеспечено. На моей памяти никому так и не удалось за деньги создать особо посещаемую группу во Вконтакте или на Facebook. Есть энтузиасты, которые что-то делают, и у них что-то получается. Люди приходят к конкретному человеку, а с компаниями, мне кажется, никому не интересно общаться.
М.СПИРИДОНОВ: Есть группы в десятки и сотни тысяч подписчиков. Медиа их делают.
А.ЗАХАРОВ: Например?
М.СПИРИДОНОВ: Например, Forbes, Ведомости.
А.ЗАХАРОВ: Это медиа. Мне как-то сказали, что сделали группу для Сбербанка, в которой 200 тысяч подписчиков. Я зашел, посмотрел, всё выглядит печально.
М.СПИРИДОНОВ: А что там такое? Я знаю, что Артур Вельф занимался группой для Сбербанка.
А.ЗАХАРОВ: Это мертвая группа, пользователи пытаются показать, что они живые и настоящие. 3 поста в день ни про что, причем они написаны одним человеком. Я ничего не имею против Сбербанка, но мне кажется, что корпоративное присутствие сделано плохо. Если бы кто-то умел хорошо строить корпоративное присутствие в сети, спрос был бы большой.
М.СПИРИДОНОВ: Это можно воспринимать как ответ на вопрос «Почему вы в соцсетях не замечены»?
А.ЗАХАРОВ: Наша группа имеет почти 5-6 миллионов подписчиков. Ежедневно ее посещают более 500 тысяч человек. Зачем мне вытаскивать этот трафик? Мне это ненужно. Кому нужна посещаемая группа в социальной сети? Тому, кто не в состоянии на своем сайте что-то реализовать, или тому, у кого нет сайта.
М.СПИРИДОНОВ: Тому, кто хочет привлечь людей. Посещаемость у вас порядка полумиллиона в сутки?
А.ЗАХАРОВ: Что-то вроде этого.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что есть «болевой порог» для интернет-ресурса, после которого, возможно, создание представительства в соцсетях становится бессмысленным. Уважаемые слушатели, можно обсудить эту тему в комментариях. Если посещаемость до 100 тысяч, то однозначно стоит затрачиваться на создание представительства в соцсетях, до 200, наверное, стоит. При 500 тысячах, наверное, есть смысл всех тащить к себе и делать все представительства в одном центре.
А.ЗАХАРОВ: У наших сотрудников есть свои странички, они могут там проконсультировать, ответить, кто-то может что-то написать в Твиттере. Это и есть наше корпоративное присутствие. Мне кажется, этого вполне достаточно.
М.СПИРИДОНОВ: Чувствует ли Superjob давление с какой-либо стороны?
А.ЗАХАРОВ: Нет. Я занялся сельским хозяйством. Мы с партнером в Тульской области построили колбасный завод, пасеку. Сам лично я этим не занимался, мой партнер занимался, но я понял, что делать бизнес в интернете просто, потому что ты ни у кого не спрашиваешь разрешения. Ты берешь и делаешь. Никто, кроме самого себя и собственной лени тебе не мешает. Есть идея, работай, и даже денег на это не надо. В реальном бизнесе многие вещи происходят исключительно последовательно и параллельно их запустить нельзя. Чтобы получить одну бумажку, тебе нужно получить вначале другую бумажку, а на каждую бумажку нужно 30 дней. То, что по уму должно занимать неделю, может занимать год.
М.СПИРИДОНОВ: В сравнении с интернет-бизнесом офлайновый бизнес намного более инертен?
А.ЗАХАРОВ: Я и в других офлайновых бизнесах участвовал. Интернет – это отдушина для человека, который не хочет проходить какие-то бюрократические барьеры. В интернете нам никто, кроме нас самих не мешает.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к Superjob, как проекту в целом. Вы не так давно запустили новый сегмент сайта «Временная работа» - аналог фрилансерским биржам.
А.ЗАХАРОВ: Я бы не сказал, что он для фрилансеров. Есть замечательные ресурсы, в том числе freelance.ru, где находятся те самые люди, которые считают себя фрилансерами. Мы смотрим гораздо шире. У нас присутствуют услуги фрилансеров и заказы на услуги фрилансеров, но в основном это самые массовые сегменты, которые каждый день кому-то нужны, например, вбить гвоздь, бабушку через дорогу перевести, репетитора найти и так далее. Там собрано всё, что не является системной работой и постоянной занятостью.
М.СПИРИДОНОВ: То есть это биржа фриланса для тех, кто не знает, что такое фриланс?
А.ЗАХАРОВ: В том числе, хотя фрилансеры, которые знают, что такое «фриланс», там тоже присутствуют. Где заказчик, там и фрилансер.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, проект удался?
А.ЗАХАРОВ: Да. Сам сервис мы запустили в феврале, а монетизироваться он начал в июле. Схема у нас стандартная, на том же самом freelance.ru можно приобрести премиум-аккаунт, у нас можно приобрести супер-аккаунт, который дает больше возможностей. Например, с таким аккаунтом можно поднять свою услугу выше результатов поиска. Никакого велосипеда мы не изобретаем. Спрос на подобный сервис был. Мы какое-то время заворачивали это всё в основной сервис, но это было не очень удобно. Куда засунуть объявление «требуется бригада плотников», было не очень понятно. По структуре Superjob такое объявление не очень ложилось в наш контекст. Мы не понимали, куда его девать. Сейчас оно висит во временной работе.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, вы не прямой конкурент для нишевых сервисов, как freelance.ru?
А.ЗАХАРОВ: Нет. Есть нишевые сервисы, которые помогают подобрать репетиторов, нянь.
М.СПИРИДОНОВ: Да, но они пока менее заметны.
А.ЗАХАРОВ: Как правило, это маленькие нишевые ресурсы, за исключением freelance.ru, который мне очень нравится.
М.СПИРИДОНОВ: Он входит в группу компаний «Headhunter».
А.ЗАХАРОВ: Насколько я знаю, он считает себя совершенно независимым.
М.СПИРИДОНОВ: Он не может считать себя независимым, так как часть находится в группе компаний «Headhunter», которая находится в Mail.ru Group.
А.ЗАХАРОВ: Вконтакте тоже частично принадлежит Mail.ru Group. Мне нравится этот проект.
М.СПИРИДОНОВ: Другой нишевой сервис, который относительно недавно появился – PRUFFI. Он широко известен в узких кругах. Как он тебе?
А.ЗАХАРОВ: Госпожа Владимирская – человек с огромной энергетикой. Мне нравится то, что она делает. Молодец!
М.СПИРИДОНОВ: Как ты относишься к историям, построенным по западной модели, например, к Ladders.com и российскому аналогу Upladder.ru? В них те, кто ищут работу, платят за размещение аккаунтов. Речь идет о высокооплачиваемых профессиях.
А.ЗАХАРОВ: Я слышал про эти сайты. Мне кажется, что сама модель бесперспективна, но я все равно всем желаю удачи.
М.СПИРИДОНОВ: Развивает эту модель барышня, которая приехала из Америки и имеет тамошнее бизнес-образование, что считается полезным подспорьем при построении бизнеса.
А.ЗАХАРОВ: По-моему, несколько лет назад была волна рекомендательных сервисов. Тогда все их делали, по-моему, сейчас в живых никого не осталось. Мне кажется, что там, где есть попытка взять денег с соискателей, должен быть очень хитрый рынок. Мне непонятно, зачем высокооплачиваемым специалистам платить деньги за поиск работы. Но насколько я понимаю, в Индии или Бразилии рекрутинговые ресурсы работают по-другому, там за возможность размещения резюме платит соискатель.
М.СПИРИДОНОВ: В Индии совсем другая ситуация: там колоссальный переизбыток рабочей силы.
А.ЗАХАРОВ: Да, у нас такой принцип не работает. Мне кажется, что брать деньги с соискателя некорректно. Поднимать резюме выше в поиске или окрашивать его в зеленый цвет неправильно, потому что работодатели такие резюме сразу кидают в корзину. Если человек пытается себя выпятить, значит, что-то с ним не так, раз он не может найти работу, не прибегая к подобным способам. Мы не вводили такую услугу для соискателей и вводить ее не будем, потому что это обман.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи о планах Superjob. Что бы вы хотели сделать в ближайшее время?
А.ЗАХАРОВ: Мы хотим вырасти раз в 10 по оборотам и трафику в ближайшие 5-8 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Какими категориями исчисляются сегодняшние обороты?
А.ЗАХАРОВ: Это десятки миллионов долларов. Я надеюсь, что в ближайшие 2 года будут сотни.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли планы по выходу на зарубежные рынки?
А.ЗАХАРОВ: На Украине и в Узбекистане мы присутствуем. Мы там работает, но в Узбекистане, скорее, надо использовать индийскую модель, то есть брать деньги с соискателей, чего мы делать не хотим. Работодатель там платит, но на порядок меньше.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не смотрели дальше? Не планируете осваивать американский, английский рынки?
А.ЗАХАРОВ: Там есть свои монстры. Английский рынок очень сильно отличается от российского, там нет ярко выраженных лидеров. Там сотни, если ты не тысячи нишевых сайтов, и там нет одного лидера. Европейский рынок очень сильно отличается от российского или американского. Наш рынок больше похож на американский.
М.СПИРИДОНОВ: Многие развитые проекты в интернете смотрят на развивающиеся страны. Вы не думали об этом?
А.ЗАХАРОВ: Когда мы упремся в потолок, мы начнем думать. В этом году доход с регионов вырастет по сравнению с прошлым годом в 4 раза. Зачем нам думать про Вьетнам, когда у нас есть Новосибирск, Красноярск, Тула.
М.СПИРИДОНОВ: Не будет поздно? Google, видимо, тоже так думал о России.
А.ЗАХАРОВ: У меня нет амбиций завоевать весь мир. Работа должна доставлять удовольствие. Я хочу ездить на рыбалку тогда, когда хочу. Я не хочу вместо рыбалки встречаться с инвесторами, перед которыми нужно отчитываться, или лететь на конференцию во Вьетнам и рассказывать, какие мы замечательные.
М.СПИРИДОНОВ: Рыбалка – это святое. Я сейчас попрошу тебя ответить на несколько вопросов блица предельно лаконично. Таковы правила этой небольшой и незатейливой рубрики.
А.ЗАХАРОВ: Я готов.
М.СПИРИДОНОВ: У вас на Superjob какой процент текучки кадров?
А.ЗАХАРОВ: Близкий к 0. Либо человек прошел испытательный срок и остался надолго, либо не прошел.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек работает над Superjob удаленно?
А.ЗАХАРОВ: Около 50 человек.
М.СПИРИДОНОВ: А штатно?
А.ЗАХАРОВ: Около 100 человек. Мы уже не влезаем в наше здание. Я думаю, мы будем переезжать в ближайшие полгода.
М.СПИРИДОНОВ: Самое большое твое достижение как рыболова?
А.ЗАХАРОВ: Это зависит от речки. Летом семга на 10, прошлой осенью – таймень под 40.
М.СПИРИДОНОВ: Каким интернет-бизнесом ты бы занялся, если бы пришлось отказаться от рекрутинга?
А.ЗАХАРОВ: Можно заниматься любым бизнесом, связанным с сервисом. Что мы умеем делать близко к идеалу – это обслуживать клиента. Например, я требую, чтобы наша обратная связь реагировала в течение 5 минут на все запросы работодателей или соискателей. Мы доведем это до реакции в режиме полного онлайна в ближайший год. Везде, где требуется обслужить пользователя, нас ждет успех.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь вопросы слушателей. Я задам вопросы, которые были заданы в анонсе программы в моем блоге по адресу Spiridonov, в сообществах Рунетологии в Твиттере и Facebook. Антон спрашивает: «Есть ли еще свободные ниши для каких-либо рекрутинговых сервисов?».
А.ЗАХАРОВ: Их полно. Одному-троим людям будет достаточно денег для комфортного проживания. Для того чтобы построить что-то глобальное, нужно предложить суперидею, понадобится очень много денег для того чтобы перебить нашу известность или известность Headhunter.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты не ждешь появления конкурентов?
А.ЗАХАРОВ: В ближайшее время нет, я их пока не вижу. Если они появятся, то замечательно. Мы быстрее побежим вперед.
М.СПИРИДОНОВ: Дай какие-нибудь рекомендации по свободным нишам. Ты можешь это сделать?
А.ЗАХАРОВ: Их столько видов, что всё не перечислишь.
М.СПИРИДОНОВ: Андрей Озолинь был героем одной из наших программ. Он спрашивает: «Что стоит за выдающимся паблисити проекта?».
А.ЗАХАРОВ: Спасибо за комплимент. Я тоже считаю, что наш пиар-отдел хорошо работает. У нас работают профессионалы, которые понимают, что делать и как делать. Точно так же, как мы реагируем на запросы наших клиентов, мы реагируем на запросы наших друзей-журналистов. Если им нужен какой-то комментарий по рынку труда, то он у них будет в кратчайшие сроки, с точными цифрами.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил о том, что у вас очень высокая цитируемость. Я понимаю, что это часть пиар-стратегии, которая помогает развивать проект.
А.ЗАХАРОВ: Она у нас примерно в 100 раз выше, чем у всех наших коллег, вместе взятых. Это данные Gallup. На Superjob есть табличка, подписанная Gallup.
М.СПИРИДОНОВ: Какие проблемы, сложности и решения были при раскрутке этого направления?
А.ЗАХАРОВ: Мы проводим большое количество социологических исследований. Не только журналистам, но и главным редакторам серьезных изданий мы показывали, что мы делаем, как мы делаем. Мне лично приходилось встречаться с ведущими изданиями и радиостанциями. Мы со всеми подружились. Мы дружим, работаем и помогаем друг другу. Мое журналистское образование мне помогает. Я хорошо представляю внутреннюю кухню СМИ, будь то печатное или электронное издание. Мы знаем, какие там есть потребности, сложности, мы знаем, как помочь журналисту работать. Если кто-то хочет паблисить, предложите эксклюзивную информацию, донесите ее до журналиста, вам будут благодарны, и никто не потребует деньги за рекламу.
М.СПИРИДОНОВ: В удобном для журналиста виде.
А.ЗАХАРОВ: Да, конечно. Когда вы выступаете партнером СМИ, ничего не прося взамен, он всегда предложит вам что-нибудь вкусное. Всем приятно дружить, не всё же измеряется деньгами.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей Петрушов спрашивает: «Как федеральный проект superjob.ru продвигается в регионах России?».
А.ЗАХАРОВ: Мы никогда не продвигались никакими способами, кроме интернета. Поскольку мы сотрудничаем не только с федеральными СМИ, но и с огромным количеством региональных изданий, про нас там пишут, нас цитируют. Мы помогаем писать какие-то аналитические материалы по рынку труда.
М.СПИРИДОНОВ: Romanas спрашивает: «Вы уже выступали c этим проектом в передаче, и вы сказали, что не продались бы за 100 000 000 долларов! Какова ситуация сейчас? Я бы, например, купил вас за 100 000 000 долларов!».
А.ЗАХАРОВ: Я бы тоже купил еще один Superjob за 100 миллионов долларов, только у нас нет задачи его продать. Раз в две недели к нам приходят люди из ведущих инвестиционных фондов. Нам хватает денег на развитие и на жизнь. Мы понимаем, что компания растет и что в какой-то момент будет разумно выйти на IPO и стать публичной компанией не с целью получения денег, а с целью получения статуса. IPO – это такой геморрой, ограничивающий мою свободу, поэтому мы пока не спешим.
М.СПИРИДОНОВ: Какие у вас планы по IPO?
А.ЗАХАРОВ: У нас нет конкретных планов по IPO. Вполне возможно, мы начнем серьезно думать об этом годика через 3, может, через 5. Если сложится очень выгодная конъюнктура, и через месяц все наши друзья из инвестфондов придут и скажут: «Ребята! Сейчас или никогда!», тогда мы задумаемся об этом через месяц. Я не скрываю свои планы, я всем инвесторам говорю то же самое.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Спасибо большое за беседу. Если есть, что добавить в конце, то прошу, и будем закругляться.
А.ЗАХАРОВ: Удачи всем слушателям. Кто хочет делать бизнес в интернете, знайте, это правильный выбор. Если 10000 часов чем-нибудь заниматься, то обязательно получится свой Superjob или Вконтакте. Не сомневайся!
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был президент кадрового портала «Superjob» - Алексей Захаров. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Михаил Боде, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!