М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 29 сентября 2011 года. Вы слушаете 117-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Традиционно мы искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор сегодняшнего выпуска — интернет-фильтр SkyDNS. SkyDNS — это защита от фишинга и ботнетов, блокировка баннеров, запрет доступа к порнографии и другим категориям нежелательных ресурсов. Базовые возможности сервиса бесплатны даже для юридических лиц, а стоимость коммерческой подписки для небольшой компании с десятком сотрудников составит всего 300 рублей в месяц. Напомню, что теперь у “Рунетологии” есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга “Нетология”. На семинарах “Нетологии”, которые ведут опытные специалисты-практики, вы получите качественное образование в сфере рекламы, продвижения и PR в интернете. Подробности на сайте netology.ru. У каждого руководителя, планирующего создание или модернизацию существующего сайта компании, стоит вопрос, значимость которого порой сравнима по своей фундаментальности с гамлетовским. Строить веб-сайт компании с нуля, силами своих или нанятых программистов или разворачивать его на основе готовой системы управления контентом? Почему вопрос гамлетовский? Потому, что ошибка в нем может стоить потери места в конкурентной борьбе, времени, денег или даже, в предельном случае, привести к краху всей компании, если бизнес полностью базируется на интернете. В этом выпуске у нас в гостях создатель одной из самых известных систем управления контентом или, кратко говоря CMS – основатель и генеральный директор компании “1С-Битрикс” – Сергей Рыжиков. Сергей, привет.
С.РЫЖИКОВ: Приветствую, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: С твоей точки зрения, когда компании не нужно использовать твой продукт, а нужно строить разработку сайта, как говорится, “с нуля”?
С.РЫЖИКОВ: Чтобы ответить на этот вопрос, лучше привести аналогию. Когда-то в каждой компании садились и начинали писать свою бухгалтерию, был программист, который разрабатывал бухгалтерию, которая решала задачи компании в конкретный момент времени. Сегодня уже нет здравомыслящих клиентов, которые садятся и начинают делать для себя разработку. Рынок разработки сайтов развивается точно так же, как и все другие рынки. Он созревает, и с каждым годом всё меньше оснований и аргументов за то, чтобы писать свою систему. Продукты развиваются, требования меняются настолько часто и настолько быстро, что одиночные разработчики не могут поддерживать свою внутреннюю разработку в адекватном состоянии. В целом, я за то, чтобы компании выбирали тиражный продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Потому что это твой бизнес?
С.РЫЖИКОВ: В том числе, и поэтому.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты относишься к мнению, что CMS, как таковые, называют способом доставки пиццы на КАМАЗе. То есть это настолько сложный и тяжелый для многих решений программный продукт, что становится бессмысленным его использование.
С.РЫЖИКОВ: В этом выражении присутствует преувеличение. Как любой программный продукт, он несколько избыточен для одной конкретной компании, но нас почему-то это не беспокоит, когда мы пользуемся Word’ом, хотя там очень много функций по верстке, работе с документами. Мы используем свои 15-20%. В CMS то же самое.
М.СПИРИДОНОВ: Эта функциональная избыточность нужна, с одной стороны, для того небольшого процента клиентов, которые пользуются этими функциями. С другой стороны, развитие компьютеров и серверов позволяет мощностью перекрыть дополнительно требующиеся ресурсы.
С.РЫЖИКОВ: Избыточность не тяготит тех, кто не пользуются этим функционалом. Если у меня не подключен интернет-магазин, то наличие 3-4 модулей не будет останавливать работу обычного новостного сайта. Функционала часто бывает больше, чем нужно одному конкретному клиенту, но в вебе так разнообразны потребности клиентов (кто-то использует интернет-магазин, кто-то – соцсети, кто-то совокупность), что никогда не знаешь, что будет востребовано. Клиент сам выбирает, что ему использовать.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно. Мы еще поговорим о модулях. Мне любопытно то, как CMS работает в реальной жизни. Сам я никогда не пользовался готовой CMS, те проекты, что я создавал и которыми руководил, писались более-менее с нуля. Прежде чем поговорить об этом, скажу, что "Рунетология" выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего гостя и продолжим разговор.
ДосьеСергей Рыжиков родился 30 ноября 1972 года в Санкт-Петербурге. В 1994 году окончил факультет радиофизики и электроники Белорусского государственного университета. С 1995 по 1998 год возглавлял отдел интернет-технологий и финансовых телекоммуникаций в АКБ “Инвестбанк”. В 1998 году создал компанию “Битрикс”. С 2001 года также возглавляет компанию Bitrix Inc., которая занимается продвижением продуктов “Битрикс” на мировом рынке и развитием партнерской сети. В том же году под руководством Сергея был разработан проект Softkey.ru, впоследствии – крупнейший российский сервис по продаже программного обеспечения. С 2007 года Сергей является генеральным директором совместного предприятия “1С-Битрикс”, которое занимается развитием и продвижением продукта “1С-Битрикс: Управление сайтом”, а также построением партнерской сети для его распространения, внедрения и поддержки. Увлечения и хобби: велоспорт, бег, плавание, воспитание детей, книги. Женат. Живет и работает в Калининграде и Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что ты однолюб. Ты вел не несколько проектов последовательно или параллельно, а ведешь один проект от его зарождения до сегодняшнего дня.
С.РЫЖИКОВ: Получается, что так. Мы с партнерами договорились, что мы все усилия направляем внутрь компании и не создаем внешних проектов, стараемся максимально развивать наш совместный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не устал уже более 10 лет заниматься Битриксом?
С.РЫЖИКОВ: Иногда возникает такая тема, но существенно помогает смена продуктов, конкурентной среды и вызовов. Вначале мы активно работали на рынке систем управления сайтом, а несколько лет назад начали разрабатывать корпоративный портал. Это был новый сегмент, новый рынок для нас. Это дало существенный драйв в развитие компании и бизнеса. Сейчас мы готовим еще один проект внутри компании, и это тоже будет очень интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты, как предприниматель, борешься с инициативами? Наверняка, тебе знакомые или партнеры говорят: «Давай сделаем это!». Ты видишь, что тема классная. Почему ты не берешься?
С.РЫЖИКОВ: Это очень хороший вопрос. Очень много запросов и предложений мне поступает. Иногда ты сразу отказываешься. Например, когда тебе предлагают войти в бизнес, ты говоришь, что отказываешься от внешних проектов и развиваешь только свой бизнес. Я считаю, что влезать в бизнесы, в которых мы не очень хорошо понимаем, не стоит. К примеру, создание отдельных интернет-магазинов – это не про технологию, а про развитие этого сегмента. Я считаю, что заниматься вопросами, в которых ты не силен, не стоит. Самое главное – акцент на том, что тебе интересно, что предоставляет длинный и интересный горизонт развития. В итоге остается область интересов, и другие вопросы тебе перестают быть интересными. Я не могу сказать, что был какой-то проект, который меня сильно заинтересовал, за который мне хотелось взяться.
М.СПИРИДОНОВ: Не появилось еще того проекта, от которого ты бы не смог отказаться?
С.РЫЖИКОВ: Нет, просто свои мне очень интересны.
М.СПИРИДОНОВ: Ты в этом смысле очень последовательный. Один из немногих, кстати говоря, потому что мы часто беседуем с нашими с тобой коллегами – владельцами и первыми лицами интернет-компаний, и чаще всего это не первые их компании, хотя бывают и исключения. Как появился Битрикс?
С.РЫЖИКОВ: Часто случается, что кризис заставляет меняться. В 1998 году, во времена банковского кризиса я работал в Инвестбанке. Тогда было понятно, что ближайшие 5 лет банки не будут развиваться, их основная задача – это выжить, сохраниться. В этот момент я задумался, чем заниматься, куда пойти. Тогда мы создали частное предприятие. Уволившись, я заключил первый контракт с американцами. Мы начинали как аутсорсеры. Мы разрабатывали интернет-проекты для американских заказчиков.
М.СПИРИДОНОВ: Мы – это твоя команда?
С.РЫЖИКОВ: Последовательно из Инвестбанка ушло несколько моих друзей, коллег и партнеров – так и сформировалась первая команда. Мы снимали однокомнатную квартиру, работали в ней, там помещалось до 12 человек. Потом мы переехали в трехкомнатную квартиру. Я говорил, что мы должны окупаться, и наша себестоимость должна быть минимальной. Так как мы работали на американских заказчиков, нам не нужен был офис, мы никогда не встречались с клиентами вживую. У нас сложился такой формат работы.
М.СПИРИДОНОВ: Что вы делали для заказчиков? Сайты или системы управления?
С.РЫЖИКОВ: Американские клиенты никогда не просили нас разработать программный продукт. Они даже сопротивлялись этому. Я пытался убедить их делать эти продукты, но они понимали очень простую формулу. В 1998 году они покупали нас за 5 долларов в час, а продавали на американском рынке за 20 долларов в час. Как говорил наш любимый заказчик Джон Мюллер «У меня такой бизнес! Вы говорите про продукты, но всё это очень непредсказуемо, непонятно. Я вас купил, я вас продал, а разница – это мой бизнес».
М.СПИРИДОНОВ: Он был просто субподрядчиком, он передавал заказы?
С.РЫЖИКОВ: Он работал с клиентами, находил их, брал заказы. Вся эта модель очень быстро учит, что на аутсорсе у тебя нет способов масштабироваться. Какие есть варианты? Увеличивать стоимость ставки часа и увеличивать количество людей. Каждый из этих факторов имеет определенный предел и несет определенные риски. Сделав проект, у тебя не остается интеллектуальных прав, того, с чем бы ты мог начать завтрашний день. Тебе на завтра нужен будет новый контракт, новые люди, и ты будешь зависеть от заказчиков. Это нормальный бизнес, когда тебе нужно выжить, а в 1998 году нам нужно было просто выжить. Когда мы немного встали на ноги, мы поняли, что важно создавать что-то ценное, что-то свое, создавать продукты. Тогда мы начали менять свой бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Таким образом, вы пришли к тому, что в центре бизнеса должно быть собственное ядро?
С.РЫЖИКОВ: Да. Мы начали делать первые сайты, мы начали разрабатывать интернет-проекты в России. Проект за проектом мы повторяли одни и те же вещи, одни и те же разработки. Мы стали сами искать заказы на аутсорс. Я помню, как Мюнхенский университет сделал нам заказ, и для него мы впервые начали писать прототип системы управления сайтом (это не был тиражный продукт). Тогда мы начали закладывать фундамент. В какой-то момент мы разделили компанию: одна половина занималась программным продуктом, а вторая половина – продажей и внедрением готовых сайтов.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы пришли к тому, что можно их тиражировать? Подобный путь проходила и проходит до сих пор почти каждая контора разработки. Компании либо делают коробочную CMS, либо делают коробочную систему управления проектом. Вам удалось это сделать, Мегаплану удалось сделать свою систему управления проектом, 37 сигналам тоже удалось. Почему у вас получилось сделать коробочный продукт, а у других нет? Или получилось в меньшей степени?
С.РЫЖИКОВ: Большая заслуга – это команда. Юра Тушинский – технический директор, Вадим Дубровин – они активно работали над технологиями. Был момент, когда мы собрались с партнерами и решили, что систему нужно переписать, потому что, когда система развивается от клиента до клиента, она становится лоскутным одеялом, это не программный продукт. У нас ушло 9 месяцев на финансирование внутренней разработки, мы заново создавали архитектуру, у нас получился новый проект. Так и появился первый тиражный продукт управления сайтом 3.0 (это было в 2003-2005 году). Он лег в основу того, что мы используем и развиваем сегодня.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, это произошло относительно недавно. Мне казалось, что вы в конце 90-х начали делать коробочный продукт. Оказывает, что нет.
С.РЫЖИКОВ: Перед этим у нас было несколько продуктов, которые не удались. Мы допустили целый ряд ошибок, у нас был Битрикс: Инфо-портал, Битрикс: Арендованные магазины, Битрикс: Управление сайтом 1 и 2. Эти продукты были очень технологичными, они были рассчитаны на программистов, и пользоваться ими могли только программисты. Мы не очень понимали, для кого мы работаем. Очень частая ошибка, когда ты варишься внутри и не можешь понять, кто является твоим клиентом, что ты должен ему принести. Разработав новый продукт, мы потихоньку стали его тиражировать. В какой-то момент мы начали искать партнеров. Это был очень важный, переломный момент. У нас было 200-300 партнеров, подписанных договоров, но сеть была достаточно вялой.
М.СПИРИДОНОВ: Партнерами были студии разработки, которые использовали ваши продукты?
С.РЫЖИКОВ: Да, конечно, это были веб-студии, интеграторы, компании, которые работают с заказчиками. У нас в тот момент было 2 сайта: Битрикс.ру, на котором была представлена веб-студия «Битрикс», и Битрикссофт.ру, на котором мы представляли программный продукт. Если смотреть объективно, то мы находились в конкуренции с нашими партнерами. Любой партнер мог предположить, что с нами не нужно связываться, потому что, когда будет любой взрослый клиент, мы его себе заберем, как веб-студия. Был момент, сложный психологически и финансово, когда мы накопили деньги на 4 месяца в расчете на то, что мы вообще не будем зарабатывать, и закрыли сайт Битрикс.ру. Не стало веб-студии, осталась только софтверная компания. Мы перестроили производство, навалились на продукт, стали его еще быстрее разрабатывать. Я ездил по стране и подписывал договоры с партнерами, убеждал их, что мы с ними не конкурируем. Надо сказать, что партнерка заработала, и уже через 3 месяца мы вышли на окупаемость по программному продукту. Это был очень сложный момент. Я очень рад, что нам удалось не вернуться к веб-студии.
М.СПИРИДОНОВ: В каких масштабах компании это происходило? Сколько у вас было сотрудников?
С.РЫЖИКОВ: На тот момент было около 25-30 человек.
М.СПИРИДОНОВ: И все сидели в Калининграде?
С.РЫЖИКОВ: Да. Вообще мы калининградская компания. Исторически мы здесь сформировались и долгое время, как я говорю, эмулировали, что мы московская компания. Это сейчас у нас большой офис в Москве, но всё, что мы называем производством, техподдержкой, документированием, по-прежнему расположено в Калининграде, в нашем основном офисе. В то время я долго ездил с московским прямым номером, он был написан на сайте, и мы делали вид, что мы московская компания. В России есть стереотип, что большой серьезный продукт можно написать только в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас ты находишься больше в Москве или Калининграде?
С.РЫЖИКОВ: Это зависит от релиза. Когда идет подготовка к выпуску продукта, или идет сезон стратегического планирования, то в основном в Калининграде. Большую часть времени я, наверное, живу в Калининграде. Когда проходят конференции, мероприятии, я нахожусь в Москве. После нашего разговора я улечу в Москву.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас ты в Калининграде?
С.РЫЖИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Несколько дней назад мы с тобой встречались в Москве, на конференции.
С.РЫЖИКОВ: Такая жизнь продолжается уже более 10 лет.
М.СПИРИДОНОВ: В каком режиме ты летаешь? Сколько у тебя перелетов/переездов за месяц в среднем?
С.РЫЖИКОВ: Я никогда не считал, но большинство экипажей я знаю. Мы уже здороваемся с ними.
М.СПИРИДОНОВ: Несколько раз в неделю ты летаешь?
С.РЫЖИКОВ: Один-два раза в неделю.
М.СПИРИДОНОВ: Ты летаешь или ездишь?
С.РЫЖИКОВ: В основном, летаю. Из Калининграда не так просто уехать на поезде, поэтому в основном это перелеты.
М.СПИРИДОНОВ: Вы продали свой бизнес 1С?
С.РЫЖИКОВ: Мы создали совместное предприятие «1С-Битрикс».
М.СПИРИДОНОВ: Вы и до этого были довольно успешными. Это произошло в 2007 году?
С.РЫЖИКОВ: Да, это 2007 год. В начале 2007 года мы подписали сделку. Когда мы перевалили определенный объем, к нам стали приходить инвесторы и предлагать деньги. Мы понимали, что это спекулятивный бизнес, цель которого – купить и продать.
М.СПИРИДОНОВ: Проехаться в лифте.
С.РЫЖИКОВ: В том числе. У нас всегда был успешный и прибыльный бизнес, мы всегда развивались на свои деньги. Когда мы задавали себе вопрос «Как и с кем нам стоит развиваться дальше? Так, чтобы надолго, чтобы стратегически правильно?», тогда возникла эта версия. Я очень рад, что мы почти сразу нашли взаимопонимание с Борисом Нуралиевым. Он прекрасный партнер, у нас сложились прекрасные отношения.
М.СПИРИДОНОВ: Это руководитель 1С.
С.РЫЖИКОВ: Да. Тогда мы сформировали такую модель и считаем, что правильно давать клиентам не просто отдельные продукты, а комплексное решение. Если смотреть немного вперед, мы считаем, что сайт – это часть инфраструктуры компании. Возможно, тогда это не было так понятно, но с каждым годом это становится всё понятнее. Сайт – это составная часть IT-инфраструктуры. Он должен быть интегрирован с внутренними процессами компании, он должен обслуживаться IT-инфраструктурой компании, должны быть партнеры. Очень многое нас объединяет, поэтому мы считаем, что создание интеграции между сайтом и 1С – это очень правильный стратегический ход.
М.СПИРИДОНОВ: В идеале, должна быть интеграция со всеми программными продуктами, то есть с сайтом, CRM, бухгалтерией, складом.
С.РЫЖИКОВ: Мы движемся в этом направлении. С целым рядом продуктов уже есть интеграция, мы вырабатываем интеграцию с корпорталом, с зарплатами, управлением, персоналом. Я считаю, что очень важно следить за ожиданиями клиентов, возможностями и создавать то, что востребовано в текущий момент. У нас есть прекрасный горизонт развития.
М.СПИРИДОНОВ: Возможна ситуация, при которой вы с 1С обеспечите полный набор всего того, что можно представить, для базовых отраслей? Условно говоря, для торговли предоставите и систему управления проектом, интранет, веб-сайт, бухгалтерию и многое другое. Или это слишком разнообразные компании для того чтобы создавать такие модули?
С.РЫЖИКОВ: Бизнесы очень разнообразны, и потребности у них разные, но наличие интеграций является огромным плюсом для бизнеса и с точки зрения скорости запуска, и с точки зрения комплексного решения. Я думаю, что всё будет развиваться в этом направлении.
М.СПИРИДОНОВ: Что дало вам объединение с 1С? Если можно, в цифрах.
С.РЫЖИКОВ: Надежного стратегического партнера, доверие рынка, понимание того, что это не на год-два, что это стратегический долгий союз, не спекулятивный, а рассчитанный на развитие бизнеса и создание важных ценностей для клиентов.
М.СПИРИДОНОВ: Какой отметился рост?
С.РЫЖИКОВ: Дело в том, что мы долгое время успешно росли, рост измерялся в сотнях процентов. Безусловно, был скачок, но мы тогда еще не говорили о процентах. Мы считаем, что сделка была правильной.
М.СПИРИДОНОВ: Юридически это совместное предприятие, то есть вы свели акции и поделили их?
С.РЫЖИКОВ: У нас есть компания «1С-Битрикс», которая владеет лицензией на территории бывшего СССР и занимается продвижением и работой с партнерами на этой территории. У нас есть инициатива по работе на Западе, мы активно работаем в этом направлении: на немецком и англоязычном рынках. Этим уже занимается компания «Битрикс».
М.СПИРИДОНОВ: 1С-Битрикс – это компания, в которой совладельцами являются ты и 1С?
С.РЫЖИКОВ: Компания «1С» и компания «Битрикс».
М.СПИРИДОНОВ: В какой пропорции?
С.РЫЖИКОВ: 50 на 50.
М.СПИРИДОНОВ: Какие дальнейшие планы по интеграции? Куда движется компания?
С.РЫЖИКОВ: По интеграции наших продуктов?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
С.РЫЖИКОВ: Есть 2 основных направления. Первое – управление сайтом и организация интернет-торговли, интеграция с IRP и всё, что связано с организацией логистики и интеграции внутренних процессов организации. Мы активно работаем над этим модулем, он входит в стандартную поставку «Управление торговлей» и «Управление производственным предприятием» и наших продуктов. Второе направление – это корпоративный портал, интеграция людей, зарплат, отпусков, структур компании, взаимодействие с внутренними процессами.
М.СПИРИДОНОВ: Корпоративный портал – это не только сайт, но и система CRM и прочее?
С.РЫЖИКОВ: Мы ставим перед собой цель добиться создания на нашей платформе каждого второго коммерческого сайта. Сегодня внутри компании происходит очень быстрая реконструкция. Компании нуждаются во внутреннем веб-сайте. По веб-технологиям он решает другие задачи. По этой причине мы создали новый продукт, который решает все вопросы с коммуникациями, управлениями задачами, проектами, CRM, социальной сетью, обсуждениями и т.д. Мы всему этому даем лица, внешний вид, превращаем в современную работу в современных инструментах. Мы очень оптимистичны относительно развития этого сегмента. Он для нас развивается на сегодняшний момент в 2 раза быстрее, чем Управление сайтом. Его доля постоянно растет, и мы активно инвестируем в развитие этих продуктов.
М.СПИРИДОНОВ: Как бы ты оценил количество инсталляций продуктов Битрикс сегодня? Есть точные цифры?
С.РЫЖИКОВ: Мы выписали более 60 тысяч лицензионных ключей.
М.СПИРИДОНОВ: Какая информация по пиратской продукции? Я знаю, что вас не так сильно пиратят.
С.РЫЖИКОВ: Мы всегда ориентируемся на бизнес. Цена продукта составляет 5-15% от стоимости внедрения сайта. Нерезонно воровать продукт. Обновление и поддержка играют очень важную роль. Мы системно занимаемся защитой авторских прав. Я не могу сказать, что у нас ведется напряженная работа в этом направлении, мы присматриваем за процессом и считаем, что сейчас не очень много нелегальных копий.
М.СПИРИДОНОВ: Примерно сколько?
С.РЫЖИКОВ: Вряд ли больше, чем 100-150.
М.СПИРИДОНОВ: Слушая тебя, я понимаю, что это маргинальные инсталляции совсем малых бизнесов или частных лиц.
С.РЫЖИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Прокомментируй ваши действия за рубежом. Там гораздо более серьезная борьба, нежели на нашем рынке.
С.РЫЖИКОВ: Безусловно, рынки разные. Вышли мы туда позже, чем вышли в Россию. Наверное, мы допустили ряд ошибок, потому что подошли к нему со стандартной формулой понимания того, что он похож на российский. Хочу отметить, что немецкий и немецкоговорящий рынки очень похожи на российский. Например, в Германии столько же веб-студий. Их очень много, они небольшой численности, и работают они примерно по тем же схемам и правилам, что и российские, но там многие уже начали работать с open source. Мы не успели завоевать у них достаточного внимания. Нам довольно дорого дается внимание клиентов. Я бы отметил, что в основном на Западе мы сегодня делаем акцент именно на Корпоративный портал. Мы продаем и Управление сайтом, но на рынке корпорталов конкуренция ниже, и мы получаем больше внимания со стороны прессы. Именно на этом направлении мы делаем основной акцент, хотя наше немецкое направление активно работает и с партнерами по Управлению сайтом на немецком рынке. Практически каждая встреча заканчивается подписанными партнерскими договорами и началом сотрудничества, но у нас мало сил на то, чтобы так активно работать на внешней территории, но мы развиваемся.
М.СПИРИДОНОВ: В каждой языковой зоне, а-то и в каждой стране у вас отдельный сегмент бизнеса, то есть отдельная ветвь, практически никак не связанная с другими? Есть продукт, и вырабатывается стратегия взятия рынка и работы с партнерами.
С.РЫЖИКОВ: Мы для себя поддерживаем 3 коммерческих локализации, 3 языка: русский, английский и немецкий. Английский и весь мир – это отдельный рынок. Немецкоговорящий рынок – это Германия, Австрия и другие немецкоговорящие страны – это отдельное направление. Хоть они дружны и часто обмениваются опытом, они вырабатывают разные стратегии.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы работаете на англоязычном рынке? С одной стороны, он очень широкий и большой. С другой стороны, в этой широте и необъятности сложно найти способы в него правильно внедриться.
С.РЫЖИКОВ: Так оно и есть. Я думаю, что мы, как и очень многие российские компании, которые выходят на Запад, совершаем очень похожие ошибки. Наверное, мы не до конца понимаем разницу, не до конца локализованы. Мы сделали много выводов за последние несколько лет и готовим новый продукт для американского рынка. Мы считаем, что он будет облачным. Мы постараемся учесть все ошибки в новом продукте.
М.СПИРИДОНОВ: Ты упомянул об open source-решениях, которые очень популярны в Германии и других странах. Что вы противопоставляете open source, то есть бесплатным продуктам? Почему люди с бесплатных и привычных продуктов должны переходить к вам?
С.РЫЖИКОВ: С open source очень легко конкурировать. Мы, имея возможность встретиться с клиентами, аргументированно показываем, почему наши решения готовы к немедленному использованию, как может помочь наша техподдержка, что важно с точки зрения безопасности, почему важна целостная платформа. Здесь очень важны время и возможность хорошо и аргументированно отстаивать свою позицию. Я считаю важным наличие open source-продуктов. Но с точки зрения бизнеса, а мы всегда ориентируемся на бизнес, коммерческий продукт выгоднее. Как я уже говорил, 5-15% составляет стоимость лицензии в цене готового решения. Это та цена, которая не отягощает бюджет, но дает намного больше плюсов успешности реализации проекта, если вы его делаете на коммерческой системе. Мы ведем эту работу давно и считаем, что мы успешно справляемся, объясняя клиентам и партнерам, в чем плюсы.
М.СПИРИДОНОВ: По состоянию на год назад более 70% CMS были самописными. Сейчас это также?
С.РЫЖИКОВ: Эта статистика говорит о том, что движок не смогли определить. Большая часть сайтов – это даже не CMS, а просто наборы страниц. Люди их собирают, верстают, выкладывают, и это не система управления контентом, это просто визуализация какой-то идеи, какого-то промо-проекта, желание что-то сказать.
М.СПИРИДОНОВ: По миру в целом, да и в Рунете всё еще лидируют open source. Это так?
С.РЫЖИКОВ: Да. Некоммерческих проектов намного больше, чем коммерческих.
М.СПИРИДОНОВ: Какой процент использует бесплатные CMS, а какой процент – платные?
С.РЫЖИКОВ: Можно посмотреть последний отчет iTrack –компании, которая анализирует около 3 миллионов доменов в Рунете и выделяет бесплатные и платные. К сожалению, я не помню точную пропорцию между бесплатными и платными коммерческими системами, но я помню, что среди коммерческих систем наша доля – порядка 55%.
М.СПИРИДОНОВ: Это лидирующая позиция?
С.РЫЖИКОВ: Да, это самая большая доля.
М.СПИРИДОНОВ: В Рунете?
С.РЫЖИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: А в интернете в целом какие цифры среди платных продуктов?
С.РЫЖИКОВ: Есть единственный отчет, который мне попадался, по анализу внешних систем, делает его W3C. Для нас он стал некоторым откровением в прошлом году. В результатах анализа они поставили нас на 13-ое место в мире с не очень большой долей. Если правильно смотреть, то получается, что вверху есть коммерческие форумы, но нет ни одной коммерческой системы. По этой статистике получается, что мы чуть ли не первая по тиражу коммерческая система в мире. Я думаю, что это может быть как справедливо, так и нет. Мы относимся к этому вопросу спокойно и считаем, что тираж в 60 тысяч – это очень даже неплохо. В принципе это попытка что-то понять на рынке, который еще только формируется. Пройдет еще время, прежде чем появится какая-то, более четкая аналитика.
М.СПИРИДОНОВ: Рынок CMS растет?
С.РЫЖИКОВ: Да, безусловно, рынок растет. В кризис, когда большая часть разработчиков софта падала, мы продолжали расти. Мы всегда анализируем статистику по прошлому году. В кризисный год у нас был рост 37%.
М.СПИРИДОНОВ: С чем это связано? Почему у вас был рост, а у других его не было?
С.РЫЖИКОВ: Бизнес в случае кризисных явлений будет всячески акцентировать свое внимание на интернете. Этот кризис подтвердил это. Люди предпочитают запустить интернет-магазин и закрыть один-два офлайновых магазина. Для того чтобы продвигаться и рекламировать в интернете, людям обязательно нужны сайты. Сайты постоянно создают, развивают и дорабатывают. Если у вас нет сайта, значит, вас вообще нет. Если вы пытаетесь найти какую-то информацию, то вы открываете Яндекс, Гугл, возвращаетесь и говорите, что этого не существует. Если у нас нет сайта, мы где-то не представлены, нас нельзя найти, то мы потеряем большую группу потенциальных покупателей.
М.СПИРИДОНОВ: Как вырастает рынок CMS, по вашим наблюдениям? В процентах?
С.РЫЖИКОВ: Мы знаем только свои цифры.
М.СПИРИДОНОВ: Вы ежегодно увеличиваетесь по объемам?
С.РЫЖИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько?
С.РЫЖИКОВ: В последние годы на 37-45%. Я думаю, что в этом году будет 50-55%.
М.СПИРИДОНОВ: Мы обсудили взаимную интеграцию продуктов вокруг нужд компании. Сейчас коснемся облаков. Вы туда собираетесь? Например, ваши конкуренты планируют предоставлять не просто CMS, а CMS, инсталлированный в хостинг.
С.РЫЖИКОВ: Мы работали в этом сегменте. Есть один очень неприятный момент – сам сайт требует индивидуального внешнего вида. Бизнес не соглашается на универсальное решение. Сайты-конструкторы есть на рынке, первые попытки делал Microsoft FrontPage. На выходе получается совсем готовое, однотипное решение, и оно не устраивает клиента. Мы считаем, что сайт в облаке либо еще не нужен, либо уже не нужен. То, что на наш взгляд, очень перспективно в облаке – это корпоративный портал, готовые комплексные решения, которые ни в коем случае не требуют смены дизайна. Есть несколько важных принципов с точки зрения облачности и сдачи продуктов в аренду – это самообслуживание, самообучение и отсутствие необходимости смены дизайна. Если продукт не попадает под эти критерии, то он последовательно вырождается в сервис, этот продукт превращается в обслуживание, а это немного другой рынок. Мы считаем, что нам этим не стоит сегодня заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Говорят, что у вас производительность выросла чуть ли в не 4 раза. Вы всё полностью переписали что ли?
С.РЫЖИКОВ: Важно посмотреть на историю. На начальном этапе очень важно оторваться от конкурента. Нам нужно было написать столько функционала, чтобы open source не мог с нами сравниться. Потом стала важна безопасность: появились крупные клиенты, ответственность, обстоятельства, и мы стали заниматься этим вопросом и выпускать инструменты. В какой-то момент производительность становится очень важным, принципиальным вопросом. Мы очень многое переписали в продукте, сильно снизили требования по памяти, написали целый ряд инструментов. Производительность – это не только наша платформа, но и то, что разработает партнер на базе нашей платформы. В итоге, мы принципиально и существенно улучшили ситуацию. По-моему, мы активно занимались этим вопросом в 9-ой версии. У нас есть сравнение трехлетней статистики независимых нагрузочных тестов, и там рост производительности интернет-магазинов 430%.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько людей у вас работает над созданием продукта, оптимизацией его работы, улучшением, нахождением новых маркетинговых фичей?
С.РЫЖИКОВ: На сегодняшний момент в компании 97 человек. Сейчас мы ожидаем выхода еще 3 разработчиков.
М.СПИРИДОНОВ: Ты первый, кто смог назвать точную цифру.
С.РЫЖИКОВ: Когда мы работаем на корпоративном портале, всегда видно, сколько людей в онлайне и сколько в офлайне, и ты знаешь, сколько всего сотрудников в компании. Это вся команда, которая работает над продуктом. Мы считаем, что над продуктом работает и маркетинг, и контент-редакторы. Это, безусловно, не только разработчики. Есть техническая поддержка, отдел тестирования, отдел безопасности, есть ребята, которые выпускают виртуальные машины. Из всего этого складывается продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Ты являешься гендиректором компании?
С.РЫЖИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: К какому типу руководителей ты себя относишь? Авторитарный, либеральный?
С.РЫЖИКОВ: Наверное, не мне нужно отвечать на этот вопрос. Для меня очень важно, когда мои коллеги не соглашаются со мной не просто из вредности, а потому что имеют точку зрения, отстаивают ее, готовы бороться за нее. В итоге, решения принимает руководитель, но очень важно открытое конструктивное обсуждение, важно, чтобы мы не боялись отстаивать свою точку зрения и находить решения. Это не демократия. Я не понимаю голосований, мы можем обсудить, активно отстаивать точки зрения, но решения принимать тому, кто отвечает за это направление. Он должен учесть все эти точки зрения и принять взвешенное решение.
М.СПИРИДОНОВ: Ты даешь возможность принимать решения линейным руководителям? Не вторгаешься в этот процесс?
С.РЫЖИКОВ: Не вторгаюсь, я стараюсь помогать. У меня нужно отбирать полномочия. Я не придерживаюсь принципа, что ты делегировал полномочия, и всё сразу пошло в гору. Надо, чтобы человек умел отстаивать свою позицию, забирать полномочия и отвечать за них.
М.СПИРИДОНОВ: Ты строго спрашиваешь?
С.РЫЖИКОВ: Это судить им.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Как бы ты нарисовал будущее компании на мировом рынке в перспективе 3-5 лет? Чего хотелось бы увидеть? К чему ты стремишься и к чему ты ведешь компанию?
С.РЫЖИКОВ: Основной акцент сохранится, это веб-разработка для сайтов, интранета и внутренних коммуникаций, веб-разработка для мобильных устройств и в облачных средах. Места, где присутствует разработка подобных решений – это область перспективных и интересных для нас вложений. Управление сайтом продолжит развиваться, долю Корпоративного портала мы хотим довести до, как минимум, 50%. Мы рассчитываем выпустить и успешно развивать облачные продукты. Рано еще говорить о конкретных названиях, но в этом году или в начале следующего года мы представим первые подобные продукты. Мы продолжим развиваться на рынке мобильной разработки, в частности, нам очень интересен HTML 5.
М.СПИРИДОНОВ: Ты как оперативный руководитель останешься на посту? Или выйдешь в стратегическое управление?
С.РЫЖИКОВ: Я считаю, что этот вопрос должен стать следствием развития компании. Безусловно, моего опыта недостаточно, чтобы руководить компанией любого размера. У меня нет бизнес-образования, нет навыков по руководству компанией большей численности. Сейчас мы очень быстро растем, 100 человек – это уже немало, и мне приходится осваивать незнакомые вещи. Я допускаю, что, возможно, будет другой руководитель. Я не считаю, что нужно ставить задачу сменить руководителя или сопротивляться смене. Надо смотреть, что мешает компании расти. Если я буду мешать компании расти, значит, руководить ей должен кто-то другой.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сможешь это увидеть?
С.РЫЖИКОВ: Мне партнеры помогут.
М.СПИРИДОНОВ: Какая стратегия у компании с финансовой точки зрения? Вы думаете о том, чтобы когда-нибудь пойти на IPO?
С.РЫЖИКОВ: Есть разные мысли и идеи, но это очень сильно зависит от динамики рынка и от динамики продуктов. Мы будем выбирать наиболее оптимальную стратегию.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас короткий блиц – традиционная рубрика программы. Я прошу тебя отвечать на вопросы максимально лаконично, односложно. Ок?
С.РЫЖИКОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Лучший гаджет всех времен?
С.РЫЖИКОВ: iPhone.
М.СПИРИДОНОВ: Где работать комфортнее: в Калининграде или в Москве?
С.РЫЖИКОВ: В Москве. Результативнее для бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: А где комфортнее жить?
С.РЫЖИКОВ: В Калининграде.
М.СПИРИДОНОВ: Назови 3 качества отличного руководителя.
С.РЫЖИКОВ: Он не боится брать более умных сотрудников, признавать ошибки и располагать vision.
М.СПИРИДОНОВ: На этом блиц завершен. Сейчас задам вопросы слушателей, которые были заданы в анонсе программы на Facebook, Твиттере или в моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Я задам не все вопросы, а только те, которых мы не коснулись, и те, которые идут в канве нашего с тобой разговора. Антон Кисляков спрашивает: «Сергей, партнерская сеть 1С-Битрикс растет достаточно активно, количество золотых партнеров увеличивается соответствующими темпами. Планируются ли какие-либо шаги по реструктуризации и классификации партнеров?».
С.РЫЖИКОВ: Да, планируется. Партнеров стало более 6000. Мы не случайно внедряем инструменты контроля качества и думаем над тем, чтобы чуть-чуть подкорректировать правила или дать больше ориентиров для клиентов. Мы это обязательно будем обсуждать в партнерской сети.
М.СПИРИДОНОВ: Sergey Malyshev спрашивает: «Сергей, компания «1С-Битрикс» хорошо знакома рынку своей активной маркетинговой позицией. Какие в связи с этим направления веб-разработки Вы считаете наиболее интересными и перспективными в ближайшем будущем?».
С.РЫЖИКОВ: Могу только повториться. Управление сайтом, Корпортал, облачные решения, мобильные решения с использованием веб-технологий.
М.СПИРИДОНОВ: Игнатов Артур спрашивает: «Сергей, скажите, если бы Вам пришлось начинать бизнес сегодня, чем бы Вы занялись?».
С.РЫЖИКОВ: Мы как-то обсуждали подобную ситуацию, и я понял, что я бы точно не полез на рынок CMS. Мне кажется, что я бы не занялся этим. В любом случае это был бы интернет, глобальная сеть. В современных условиях я бы, скорее всего, делал облачный сервис.
М.СПИРИДОНОВ: В области чего? Для бизнеса или конечного клиента?
С.РЫЖИКОВ: Я лучше понимаю бизнес, поэтому, скорее всего, для бизнеса, но это зависит от идеи и динамики. Может, остановился бы на промежуточном варианте.
М.СПИРИДОНОВ: Один из аргументов того, чтобы работать на бизнес в Рунете – это то, что в Рунете частный пользователь платит совсем неохотно, а корпоративный привык платить.
С.РЫЖИКОВ: Дело в том, что все, кто делают пользовательские сервисы, монетизируются либо вниманием, либо инвестором. Бизнесу нужно давать что-то ценное, за что он готов платить. Этот рынок тяжелее, но, когда начинаешь с ним работать, понимаешь, что он понятнее и проще. Пока у меня есть много идей по своему бизнесу, я всерьез не задумываюсь над этим вопросом.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Спасибо большое, Сергей. Если есть, что добавить, прошу.
С.РЫЖИКОВ: В завершении я бы сказал, что компаниям нужно постараться что-нибудь затевать в интернете. Многие уже начинают, но многие еще размышляют, стоит или нет. Я вижу, как бизнесы подключаются к интернету и начинают свою деятельность, но я никогда не вижу мгновенного успеха. Всегда есть процесс обучения людей в компании, привыкания к наличию сайта или интернет-магазина. Этот процесс занимает месяцы. Нужно что-то пробовать! Скорее всего, нас ждет новый кризис. В этих условиях, я думаю, что самое правильное для бизнеса – активнее развивать веб, активнее развивать свое присутствие в нем. Это даст вам положительный отклик и результат.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель и генеральный директор компании «1С-Битрикс» - Сергей Рыжиков. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!