Текстовая версия выпуска
М.СПИРИДОРНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 9 ноября 2011 года. В эфире 123-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов. Традиционно, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсор этого выпуска — компания «АйдЕко». По данным IDC, от 30 до 40% интернет-активностей офисных пользователей не имеет отношение к работе. Как в этой ситуации свести потери компании к минимуму? Одно из решений – это установка интернет-шлюза Ideco. Интернет-шлюзы Ideco позволяют полностью контролировать интернет-трафик и свести риски предприятия, связанные с использованием интернета, к минимуму. Интернет-шлюзы Ideco – эффективность, безопасность, надежность. Подробнее – на ideco-sofware.ru. Напомню также, что теперь у «Рунетологии» есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». На семинарах Нетологии, которые ведут опытные специалисты-практики, вы получите качественное образование в сфере рекламы, продвижения и PR в интернете. Подробности на сайте netology.ru. И еще один момент, о котором не могу не сказать. У «Рунетологии» выходит книжка – «Кто управляет русским интернетом». В честь этого события мы проводим конкурс статей для блогеров. Разыгрываются пять ноутбуков Macbook Air и подарочные экземпляры книги «Рунетология: кто управляет русским интернетом». Обладателем одного из Макбуков можете стать и вы! Подробности акции в моем блоге по адресу spiridonov.ru. И, наконец, к главному. В бесконечно далекие, с точки зрения скорости интернет-прогресса, времена сетевые адреса сайтов задавались в виде набора цифр IP-адреса. Позднее для легкости запоминания, из маркетинговых соображений и просто для удобства пользователей появились домены. Уверен, что в момент их зарождения никому бы в голову не пришло, что на продаже доменных имен свой бизнес будут строить сотни и тысячи компаний, а обороты этих компаний будут составлять десятки или даже сотни миллионов долларов в год. Сегодня у нас в гостях руководитель одного из крупнейших игроков доменного рынка в Рунете – генеральный директор компании Reg.ru – Алексей Королюк. Алексей, приветствую тебя!
А.КОРОЛЮК: Добрый день!
М.С.: Ты давно в интернете. Не жалеешь, что в свое время не зарегистрировал пару десятков красивых доменных имен и не заработал через несколько лет на этом несколько десятков миллионов долларов? Почему не купил домен vodka.com или sex.com?
А.К.: Все люди когда-то о чем-то жалеют, говорят о несвершившихся событиях. В интернет я пришел очень давно – в конце 90-х. Пришел я в качестве разработчика интернет-ресурсов. В 1998 году, когда существовала компания «Русский экспресс» (многие ее помнят), регистрируя доменные имена по 120 долларов, я не думал о том, что имена можно перепродавать. У меня не было такого опыта, я был совсем молод. Те люди, которые тогда были в интернете, регистрировали домены при помощи факса и шариковой ручки. Тогда не было никакого интерфейса, платежных систем, можно было перевести деньги, подав заявку в письменной форме, и получить доменное имя. Никто не понимал, что это ценность. Понимали только те, кто смотрел на Запад, кто в совершенстве владел технологией маркетинга. Я не был в их числе.
М.С.: Среди твоих знакомых есть те, кто закупились в те времена несколькими красивыми доменами, а впоследствии продали их с большей выгодой?
А.К.: Среди моих нынешних знакомых такие люди есть.
М.С.: Это профессиональные киберсквоттеры?
А.К.: В том числе и профессионалы рынка, и случайные владельцы доменов. Есть люди, которые совершенно случайно когда-то зарегистрировали домены, они никогда не думали, что они будут стоять дорого, они мыслили реальными бизнесами, реальными проектами. Вторая категория людей, которая появилась в начале 2000-х – профессионалы рынка, которые покупали домены для перепродажи. Кое-кто из них – клиент компании Reg.ru, кое-кто обслуживается у других регистраторов, но все они, на мой взгляд, очень прозорливые парни и девушки, которые увидели возможность, реализовали ее и создали малые, средние и даже крупные бизнесы.
М.С.: К киберсквоттингу ты относишься спокойно?
А.К.: Я спокоен ко всем предпринимательским усилиям. Более того, я считаю, что ценность человеческой личности в том, чтобы находить новое, использовать его и зарабатывать на нем. В нашем столетии мы говорим о том, что мы не можем пойти забивать зверей, собирать корнеплоды. Мы занимаемся деятельностью «купи-продай». Мы либо продаем человеческие ресурсы, управляя компанией, которая создает услуги, либо продаем товары. Всё, что делает человечество – это порождение природы, а мы просто этим торгуем.
М.С.: Может быть вариант «создай-продай».
А.К.: Да, иногда и так. Я приведу пример из своей жизни. Когда я стал руководителем регистратора, Стив Джобс презентовал MacBook Air. В компании Reg.ru за 3 минуты после презентации было зарегистрировано 27 доменных имен, связанных с MacBook Air.
М.С.: Регистрировали разные люди?
А.К.: Да, кто-то регистрировал 2 домена, кто-то 3. Безусловно, я мог бы участвовать в этом, что-то покупать, но я не являюсь кибесквоттером, у меня нет этой тяги. Я привык заниматься массовым бизнесом, массовым сегментом, где продажи идут большому количеству людей. Доменные имена, которые появлялись на экране в процессе регистрации, оплачивались. В нашей системе строгий контроль: нельзя увидеть неоплаченные заявки. Я видел, как они появляются. Максим, это сказка. Это удивительное ощущение работы мозга людей. Один гений создал продукт 5 минут назад, и интернет мгновенно отреагировал, и доменных имен в свободной продаже больше не стало.
М.С.: К киберсквоттингу у многих резко отрицательное отношение. Для тебя киберсквоттеры делятся на хороших и плохих?
А.К.: Я не видел плохих. Все эти люди занимаются бизнесом. Каждый товар имеет свое цену, в том числе и доменное имя. На мой взгляд, обвинять киберсквоттеров неправильно. Это то же самое, что обвинять человека другой расы. Это их бизнес. Если ты хочешь сделать интернет-проект, делай его на свободном домене (если ты уверен в его эффективности), а если ты хочешь получить то имя, которое кому-то когда-то стало нужно, то покупай его. Киберсквоттинг – это не обязательно покупка с целью продажи. Может, ты хотел сделать какой-то проект, но у тебя не получилось, и ты продал домен. Всё в мире имеет свою цену.
М.С.: Из тех людей, которые случайно или специально регистрировали те или иные домены, которые впоследствии переросли в миллионы людей, можешь вспомнить несколько названий доменов, которые продались за наибольшие деньги или имели наилучшую историю?
А.К.: Таких случаев много. В основном, они не публичные. Надо понимать, что рынок доменных имен в России очень маленький. Рынок первичной регистрации измеряется десятком миллионов долларов в год. Этот объем сравним с торговой выручкой одного магазина средней руки. Весь рынок доменных имен, хотя он категорически важен для всего интернета, имеет очень маленькую выручку.
М.С.: Сколько на нем игроков? Десяток?
А.К.: У нас порядка 24-26 регистраторов. На всех этих игроков, в большей степени на первую тройку приходится порядка 20 миллионов долларов оборота.
М.С.: Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье гостя и продолжим.
Досье
Алексей Королюк родился 31 мая 1982 года в Москве. В 1998 году стал сооснователем дизайн-студии «Центр эффективных технологий и информационных систем» («ЦЭТИС»), которую возглавлял в течение 9 лет. В 2006 году учредил компанию REG.RU. Под руководством Алексея Королюка компания заняла лидирующие позиции на российском рынке доменных имен и вошла в десятку ведущих хостинг-провайдеров России. В 2007 году окончил Российский государственный открытый технический университет путей сообщения по специальности «Мировая экономика». C 2010 года является членом Комитета по фондовому рынку и производным финансовым инструментам Московской торгово-промышленной палаты. Главное хобби – бизнес. Женат. Живет и работает в Москве.
М.С.: Ты сказал, что на рынке 3 основных игрока. Сколько процентов оборота совокупно они занимают?
А.К.: Больше 75%.
М.С.: Это Reg.ru, Ru-center и R01. Какова ваша доля?
А.К.: 22%. Я беру усредненную долю между ru, РФ и su. Лидером является компания Ru-center. Это самая старая компания. Третье место занимает R01.
М.С.: Ты, как и многие в конце 90-х, начинал с того, что руководил дизайн-студией, да?
А.К.: Да. Для меня это был хороший интересный опыт. Я в 16 лет занялся прямым руководством компании.
B>М.С.: Ты ее сам создавал?
А.К.: Да, это была моя с партнером инициатива. Мы вместе организовали фирму и начали заниматься производством интернет-ресурсов.
М.С.: Как скоро у вас появилась стабильная клиентура и заметные обороты?
А.К.: Вопрос про заметные обороты – это очень интересный вопрос. Что касается интернет-разработки, то 1000 долларов в месяц – это заметные на тот момент обороты. Если взять текущего лидера, достойного участника рынка – Артемия Лебедева, то оборот его компании в те годы составлял не более 5-7 тысяч долларов в месяц. Мы вышли на 1000-долларовый оборот через 2,5 месяца после того, как открылись, благодаря очень активной работе. В те годы не было другой возможности, кроме как ехать в компанию, которая потенциально должна была иметь сайт, и предлагать ей его сделать. Мы приходили, стучались в дверь, заходили и предлагали свои услуги. Так и начинался наш бизнес, и ничего другого в российском сегменте интернета не было. Так мы набирали клиентскую базу.
М.С.: Это 1998 год?
А.К.: Это май-июль 1998 года.
М.С.: Твоему партнеру было, как и тебе, 16 лет?
А.К.: Нет, он старше на 1,5 года.
М.С.: Но всё равно вы были пацанами, которые приходили ко взрослым дядькам и рассказывали им про сайты.
А.К.: Да. Мы открывали им новый мир, который не каждому было дано понять с первого раза, поэтому не всегда наши поездки венчались успехом, но через какое-то время мы начали работать «из уст в уста» - нас рекомендовали, и началось естественное развитие. В то время понимания того, что нужно заниматься маркетингом, у нас не было, мы просто умели хорошо делать сайты.
М.С.: Через какое время ваше умение хорошо делать и продавать переросло во что-то большее? Когда у вас появилось 10 человек в штате?
А.К.: В 2000 году у нас работало 12 человек. Тогда я стал генеральным директором. Этот бизнес обслуживал сам себя, но, как ты прекрасно понимаешь, в этом бизнесе есть емкость, связанная с эффективностью управления и возможностью расширения. Мы пошли в премиальный сегмент, мы больше зарабатывали на каждом проекте, больше внимания уделяли каждому клиенту. Благодаря такому позиционированию возникла возможность общаться с лидерами индустрии, крупнейшими национальными и международными брендами, получать важное общение с коммерческими гигантами, которые мыслили по-другому. В 2002-2003 году произошел перелом личности. Тогда возникло понимание того, что мы делаем сайты не потому, что это круто, а потому, что это приносит людям возможность влиять на аудиторию, предоставлять ей уникальные сведения, знания, в моей голове появилось слово “бренд”. На мой взгляд, это был переломный момент.
М.С.: Ты специально занимался маркетингом, или до всего доходил самостоятельно?
А.К.: Прежде всего, это практика. Благодаря руководству одной из ведущих веб-студий страны, мне удавалось общаться с лучшими из лучших специалистов по маркетингу в стране. В 2004 году мы выпускали 60 проектов в год, в 2005 – 70 проектов. У меня было много общения, каждый специалист рекомендовал какую-то практику, кто-то говорил о том, что было бы правильно почитать одного ведущего специалиста по маркетингу, другой предлагал гуру брендинга. Что-то мне удалось почитать – удалось достать перевод на русский язык или приходилось читать в оригинале со словарем. Нельзя недооценивать живое общение с теми людьми, которые создавали известнейшие бренды страны.
М.С.: Ты вообще веришь в бизнес-образование?
А.К.: Это хороший вопрос. У меня оно есть, но я в него верю слабо. Я считаю, что только индивидуальный подход (а не массовый, как принято у нас, когда есть понятие «фундаментального бизнес-образования») может привести человека к полезному успеху. Мне кажется, что вливания в конкретные ситуации дают наилучший результат. Общение в рамках вашей новой инициативы в школе правильно, потому что вы даете тонкий, узкий предмет, точечно рассказываете о том, что необходимо делать предпринимателю. Когда речь идет о фундаментальном образовании, оно очень широко, не предоставляет применения на практике, не дает возможности мгновенно реагировать на изменения рынка. То, что преподавали мне в рамках моего высшего образования, совершенно не работает в современных рыночных условиях. Да, это фундаментальные вещи, я умею считать показатели эффективности, но рыночная интуиция может быть перенята только у профессионалов рынка, то есть реальных предпринимателей, которые руководят бизнесами, знают, как заниматься маркетингом в нынешних условиях, знают, что можно, что нельзя, что законодательно разрешено, что описано, что не описано. Эти люди могут дать мгновенную эффективность. Ты можешь перенять какую-то мысль и мгновенно ее конвертировать в свой собственный успех. Это очень важно.
М.С.: Ты имел в виду школу “Нетология”?
А.К.: Да.
М.С.: Спасибо. Ты чуть ли не 10 лет руководил своей фирмой, и в итоге занялся доменами. Что тебя к этому подвигло?
А.К.: Рынок интернет-коммерции в части производства сайтов имеет емкость. Есть энергетическая емкость, которая присуща бизнесу разработки сайтов. Она не может быть сто миллионов долларов в год, она конечна и намного скромнее. Если говорить о рынках массового сегмента (домены, хостинг и другие, в которых я участвую, как инвестор), то они имеют бесконечную или почти бесконечную емкость. Они имеют возможность перехода из одного уровня капитализации в другой, то есть они могут не просто генерировать выручку своим учредителям из месяца в месяц, но и иметь капитализацию, выход на IPO. Эти вещи более емкие и перспективные с точки зрения предпринимательства. Я оставил пост руководителя студии, оставил его своему партнеру. Я спокоен, потому что я отдал бизнес в хорошие руки.
М.С.: Ты остаешься совладельцем?
А.К.: Структура собственности в той компании очень сложная. Совладельцем является мой отец. Я никаким образом, кроме как заказчик к фактической деятельности компании не отношусь. Компания Reg.ru является заказчиком ряда услуг в нашей веб-студии.
М.С.: Как возник Reg.ru? Что стало толчком?
А.К.: Акционерами Reg.ru являются несколько человек, у меня есть 2 партнера. Все мы сделали какой-то вклад в развитие компании. Это серьезный бизнес, и им надо заниматься. Он только в начале пути. Появился он в 2006 году как идея. Идея принадлежит не мне, а моему партнеру – Филиппу Гроссу. Он в то время увидел в этом рынке перспективу, а я увидел перспективу в хостинге и, когда мы решили создавать IT-компанию, то в плане развития у нас был заложен синергетический посыл, что это надежный регистратор с функцией надежного хостинга. Это наша маркетинговая стратегия. Я хотел заниматься хостингом, Филипп хотел заниматься доменами, Валерий (третий наш учредитель) – профессиональный программист. Мы объединили свои усилия, инвестировали серьезные деньги и получили через почти 5 лет одного из лидеров индустрии.
М.С.: При этом у Филиппа эта идея возникла не в 2006 году. Он довольно давно был заметен на рынке киберсквоттинга.
А.К.: Он один из тех людей, которые имеют не российское образование. Он прекрасно владеет английским языком, он эксперт в индустрии доменов, но он относится к той плеяде людей, которые любят заниматься массовым рынком. 1-2-5 сделок с доменными именами – это нестабильный бизнес, поэтому киберсквоттеры – большие профессионалы, когда они снова и снова могут находить удивительные бриллианты и алмазы среди навоза и могут их продавать. Это искусство!
М.С.: Начав это дело, куда вы обратились? Как обычному человеку создать регистратор?
А.К.: Прежде всего, надо понимать, что нужно обратиться в банк для того чтобы получить большое кредитное плечо для начала бизнеса.
М.С.: Если нет своих денег?
А.К.: Да, но я подчеркиваю, что это большие деньги. Рынок регистрации доменных имен по входу измеряется в миллионах долларов (до 10, но больше 1,5-2). Я считаю, что любой бизнес должен стремиться в лидерство. Что такое лидерство? Лидерство – корзина трех. Есть 3 лидера, одним из которых нужно стать. Это цель любого бизнеса. Просто так попасть в бизнес, особенно в такой, как регистрация доменов и хостинга, где нужны сумасшедшие вложения в инфраструктуру, безопасность, команду, маркетинг, рекламу и так далее, не оценивая свои силы, нельзя. На сегодняшний день есть 24 регистратора, из которых активными являются 6, все остальные решают свои бизнес-задачи. Они не являются профессиональными регистраторами. В 2006 году порог входа был меньше. Если у тебя был миллион долларов, то ты имел шанс. Начинать нужно с кредитного плеча, хорошо-продуманного бизнес-плана (пессимистичного), и нужно находиться внутри рынка, понимать его структуру, чтобы не ошибиться.
М.С.: Эти вложения – это вложения в маркетинг?
А.К.: Если говорить о регистраторском бизнесе, то это вложения в разработку, программирование, персонал, инфраструктуру и только потом в маркетинг (когда будет, что продавать). Для начала нужно создать объект продажи.
М.С.: Объектом продажи является бренд?
А.К.: Да, бренд, сервисы, связанные с брендом, которые олицетворяют его в глазах пользователей. Прежде всего, нужно создать сильную технологическую сервисную площадку – создать услугу, придать ей цену и создать бренд. После этого пустить расходы на маркетинг, привлекать клиентов и качественно их обслуживать.
М.С.: В целом, домены .ru, .com, .net и другие принципиально не отличаются у разных регистраторов?
А.К.: Я думаю, что для пользователя имеет принципиальное значение, с каким регистратором он работает.
М.С.: Сами по себе домены ничем не отличаются? Они не имеют никаких качеств?
А.К.: Порой бывает так, что нельзя зарегистрировать хороший домен у плохого регистратора. Знаете, почему?
М.С.: Почему?
А.К.: Потому что мы сосредоточены на том, чтобы подбирать хорошие домены для пользователя. Мы потратили на это годы разработки. Интеллектуальные системы на сегодняшний день оценивают домены в 200 доменных зонах, происходит это в мгновение ока. Они знают словари, интеллектуальную семантику, подбирают всевозможные варианты. Вы приходите и хотите зарегистрировать автозапчасти или авто.ру, а всё это уже давным-давно занято. Искусство заключается в том, чтобы найти тот вариант, который удовлетворял бы вас как бизнесмена или личность. Все домены, безусловно, одинаковы, но только тогда, когда вы их придумали и когда они свободны. В этот момент времени все домены одинаковы, но, когда вы при выборе понимаете, что имена, которые вы изначально хотели зарегистрировать, заняты, вам начинает требоваться помощь. В основном, люди не сталкиваются с регистрацией доменных имен, они не мыслят как профессионалы рынка, и им нужна подсказка. В этом и заключается сущность домена. Пока домен не зарегистрирован, он не имеет никакой ценности. Если вы, Максим, его зарегистрируете, и на вас посмотрят и скажут “Какой Максим умный! Зарегистрировал домен “netology”. C чего вдруг? Вы создали бренд “Нетология”, у которого есть окончание “логия”. Я куплю домен “Столлогия”, и я могу сделать мебельный магазин. Согласитесь, что вы создали тренд. Но до того момента, пока вы не сделали популярным свой интернет-ресурс, никто об этом тренде не думал. Также Стив Джобс когда-то придумал iPhone, iPad, iPod. Сейчас миллионы людей делают бизнес на i-чем-то. Когда-то он сделал бренд из пустоты.
М.С.: Качества домена в контексте регистратора имеют только одну составляющую – надежность самого регистратора?
А.К.: Порядочность, надежность.
М.С.: И удобство на входе, сервисы.
А.К.: Сервисы играют ключевое значение. Удобство должно стоять на первом месте. Умение обслужить пользователя так, как будто он единственный клиент компании – это самая высшая ценность.
М.С.: Это важно для любого бизнеса, это не то, что является особенностью регистратора.
А.К.: Я согласен, что это важно для любого бизнеса, но для работы с интеллектуальным продуктом, коим является доменное имя, это первостепенно. Все люди, которые работают с нами – интеллектуалы высокого уровня. Они придумывают названия, они создают что-то. Это тот малый процент людей, который способен создавать мысль. Все остальные потребляют эту мысль. Работать с подобным классом потребителей сложно, но безумно интересно.
М.С.: Наверное, вы отчетливо наблюдаете, что сегодня брендинг, то есть умение называть продукты и услуги, фирмы и компании, тесно связан с доменами, потому что компании не называют именами, у которых домены заняты.
А.К.: Да, так и есть. Я это вижу каждый день. Серьезным бизнесменам, которые нацелены на успех, которые будут вкладывать в инфраструктуру бизнеса значимые средства, я всегда рекомендую, если доменное имя можно купить, даже если оно занято, покупать его, потому что оно всегда стоит вменяемых относительно стоимости создания бизнеса денег. Лучше купить, в таком случае ваш бренд будет иметь большую силу, больший коэффициент конверсии. Хорошо, если вы хороший креатор, и придумали то, что потом выстрелит, тогда вы уже находитесь в небольшой когорте гениев, которые способны создавать уникальные названия и заниматься брендингом, или вы обратились в брендинговое агентство, и вам придумали хорошее название. В таком случае нет сомнений, что у вас всё будет хорошо. Но если вы подумали, что вы не можете себе купить домен pizza.ru, но можете купить себе любой другой домен, например, pizzalogia. Не факт, что вы выиграете. Если вы купите домен pizza.ru, то вы в любом случае выиграете. Сколько денег вы на него потратите – это другой вопрос. Я уверен, что эти деньги будут существенно меньше, чем те, которые вы потратите на создание бизнеса и маркетинг.
М.С.: Ты, как никто, наверное, разбираешься в брендинге. Какое количество доменов сейчас стоит регистрировать? Создан бренд X. В каких доменных зонах сегодня русской компании с претензией выйти на международный рынок стоит брать домены?
А.К.: Таких доменов всего 15. Все они выделены в разделе “Популярные” на нашем сайте. Если перечислять поименно, то это национальные домены .ru, .su, .рф, международные домены-лидеры .com, .net, .org, .info, .biz, новый отличный домен .tv, потому что многие компании, так или иначе, будут идти в телевидение, особенно это касается СМИ и компаний, ведущих активный маркетинг, прекрасные домены на Украине, в Казахстане и Армении, домен .me в качестве игрового, и домен .mobi. Эти домены являются основными. Они обладают ярко выраженными потребительскими свойствами, которые можно использовать в маркетинге, рекламе. Они все не так дорого стоят (до 1000 рублей за доменное имя в год). Я их рекомендую. Если вы хотите сократить количество доменных имен, то я рекомендую купить пару .ru и .рф, и если будете вести бизнес за рубежом, работать с международной аудиторией, то нужно стремиться купить что-то из международных доменов com, .net, .org, .info, .biz.
М.С.: Раз мы затронули эту тему, скажи, как поживает домен .рф? На его счет было много скепсиса. Не скрою, что и я этот скепсис высказывал. Сейчас как раз то время, когда должны возобновить или не возобновить те домены, которые были куплены год назад. Какие твои прогнозы? Как, на твой взгляд, чувствует себя домен из зоны .рф?
А.К.: Это очень актуальный вопрос. Мне его задают достаточно часто. Скоро часть доменных имен будет освобождаться, и те люди, которые хотели себе что-то купить в прошлом году, но не купили, могут обратиться к системе регистрации после 12 декабря. 12 декабря домены станут свободными для регистрации, и те домены, которые будут освобождены пользователями, можно будет купить. В целом, прогнозы следующие. Во-первых, в этом году, безусловно, будет иметь место падение количества регистраций в связи с тем, что в прошлом году был сумасшедший ажиотаж. Этот ажиотаж превзошел все ожидания. У меня были очень оптимистичные ожидания, и их побил прошлый год. Согласно статистике, которой мы обладаем, мы считаем, что порядка 75% доменов будет продлено. Около 25% будут выбывать в течение года, начиная с 12 декабря. 11 ноября прошлого года они были зарегистрированы. В первый день было зарегистрировано почти 200 тысяч доменов. Приблизительно миллион доменов будет зарегистрирован до конца этого года, и постепенно будет выбывать около 25%. Будут выбывать старые, а новые будут появляться. Сейчас ежедневно регистрируется порядка 350-400 доменов в зоне .рф. Те, что будут выбывать, заменятся новыми доменами. Мы увидим плато в развитии доменов. Это плато будет связано с тем, что уйдут те домены, которые были куплены в процессе ажиотажа. Зона очистится от тех доменов, которые были куплены случайным образом. Зона пойдет в рост через год благодаря тому, что зоне нужно 2,5-3 года с момента старта, чтобы там появились значимые сайты. Сейчас на Премии Рунета представлена специальная номинация по доменам зоны .рф. В ней номинированы хорошие сайты, и я призываю всех пользователей посмотреть на номинантов, проголосовать за них. Если сохранится эта номинация, то в следующем году сайтов будет намного больше. Мы своих пользователей попросили прислать нам фотографии используемых в офлайне доменов в зоне .рф. На сегодняшний день мы получили порядка 500 фотографий за менее чем двухнедельный срок. Как минимум, 500 доменных имен используется в наружной рекламе, СМИ. Это очень хороший показатель. Таких показателей домен .ru добился только через несколько лет после старта. Если вы помните статистику, то в первый год было зарегистрировано только 74 домена в зоне .ru.
М.С.: Тогда были совсем другие времена.
А.К.: Да, конечно. Домен .su, который появился очень давно, до сих пор не может похвастаться такими показателями. Как только решится проблема с почтой, а она должна решиться благодаря усилиям китайских, японских и индийских специалистов (приблизительно в 2013 году выйдет полная поддержка почты IDN во всех софтах, то есть до и после собачки можно будет писать на кириллице), этот домен станет полноценным. Сейчас такой возможности нет, есть ограничения по латинским символам. Как только мы снимем этот технологический барьер, и люди привыкнут к домену .рф, произойдет новый скачок роста. На мой взгляд, нужно подождать до 2013-2014 года. Тогда мы сможем использовать домен .рф для любых целей. Поверьте мне, к тому времени активных доменов .рф будет почти столько же, сколько и доменов .ru.
М.С.: Стоило затевать всю эту бучу с национальными доменами? Если я не ошибаюсь, сейчас порядка 30 стран получили свои доменные зоны на национальных алфавитах. Например, Индия, Египет, Катар, Украина и так далее. Для большинства из них введение таких доменных имен возможно только для жителей этих стран. Не создает ли такое расслоение проблем? Не лучше ли было бы всем остаться на латинице?
А.К.: Мне кажется, что мы (интернет-индустрия) идем правильным путем. Следующим шагом будет введение автоматического перевода. Тогда проблема ввода названия сайта из других стран исчезнет. Я захочу зайти на сайт Кирпич.Китай, и я на него войду, набрав в строке браузера название. Я сейчас открыл результаты фотоконкурса, и я хочу задиктовать 4-5 доменов. Базисэкоресурс.рф, Продуктывбрянске.рф, Наполеонкупон.рф, Куплюремонт.рф, балконстандарт.рф, Центрзнания.рф, Спасскаякрепость.рф, Балконымосквы.рф. Как такое многообразие можно применить в латинице? Никак, нет возможности сделать индивидуальное послание в аудиторию. Вы это можете сделать в зоне .рф. Нужно ставить акцент на маркетинговые преимущества этой доменной зоны и отбросить все сомнения. Регистрация домена стоит копейки, а домен можно использовать во благо компании.
М.С.: Как ты относишься к тому, что многие ваши оппоненты говорят о том, что инициатива с доменом .рф, в которой активное участие принимал и reg.ru – это просто расширение бизнеса?
А.К.: Да, это расширение бизнеса, потому что мы профессионально занимаемся регистрацией, но на моей памяти за последние 5 лет, пока компания Reg.ru работает на рынке, мне 99% людей сказали “Спасибо”, и только 1% обвинил в том, что из-за того, что мы вводим новые домены, им приходится их покупать. Можете не покупать, вас же никто не заставляет.
М.С.: Сейчас вы объединяетесь с Masterhost? Процесс еще не завершен?
А.К.: Да, процесс еще не завершен. Он большой, он требует большого внимания и времени.
М.С.: Когда вы планируете объединиться? Как будет выглядеть объединенная компания? Она сольется под одним именем?
А.К.: Все основные аспекты мы освещали на пресс-конференции. Я тезисно повторюсь. Акционеры приняли решение, что будут 2 имени, компании будут работать раздельно, и каждая будет предлагать свои услуги потребителям. Детали всего процесса находятся в стадии согласования. Большие компании, большое количество документооборота и финансовых операций требуют проверки, осмысления того, как правильно построить бизнес, как выстроить юридическую и финансовую структуру. Пока что на эти вопросы ответы я дать не могу.
М.С.: Назови какой-то срок.
А.К.: Пока сроки я назвать не могу. Я думаю, что, как только будет полностью сформулирована корпоративная структура, мы соберем пресс-конференцию и расскажем обо всех тонкостях, потому что это важно для индустрии.
М.С.: Как вы собираетесь решать вопросы того, что Masterhost регистрирует домены, конфликтуя с вашим основным бизнесом, а вы занимаетесь хостингом, конфликтуя, таким образом, с основным бизнесом Masterhost?
А.К.: Компания “Masterhost” – лидер в секторе хостинга, компания “Reg.ru” – один из лидеров в секторе доменных имен. У каждой компании есть вторичные поднаправления, которые несравнимо меньше по оборотам, количеству клиентов, занимаемой доли относительно основного бизнеса. Объединив эти компании в рамках синергии, мы получим совсем другие рыночные показатели, рыночные коэффициенты и гораздо больше технических возможностей.
М.С.: Конкуренции вы не боитесь?
А.К.: Здесь нет конкуренции. Данное объединение несет только позитив для участников рынка и пользователей.
М.С.: Как будет развиваться доменный рынок? Как будут изменяться домены, приобретая всё новые и новые характеристики? Как будет расти доменный бизнес?
А.К.: Все в курсе того, что компания ICANN запустила процесс приема заявок на новые домены первого уровня. Можно пойти и подать заявку на регистрацию домена, типа .что-то (например, .regru). Этот процесс носит эволюционный характер. Компания “ICANN” проработала четкий Roadmap по внедрению новых доменных зон. Эти зоны в 2012 году будут находиться в рассмотрении, а в 2013 году домены заработают. Это будут бренды известных компаний – таких, как Google, Apple, Yandex, Microsoft и так далее, гео-домены, связанные со странами, которые не получили в рамках предыдущей программы зоны, городами, образования по принципу вероисповедания. По этим направлениям программа открыта. Так что вскоре будут появляться домены-бренды, прежде всего. Я фантазирую вместе с вами, потому что нет документов и бумаг, это просто перспективное видение. В 2014 году появятся новые возможности – домены станет регистрировать еще проще. Сейчас цена входа в домен первого уровня – около миллиона-полутора миллионов долларов. Это расходы, с которыми сопряжено получение домена первого уровня. В будущем цена будет снижаться за счет того, что будет более отточенная технология внедрения нового домена. Возможно, к 2020-2030 году домены будут как никнеймы в социальной сети. Вы будете регистрировать всё, что захотите. Такое развитие доменной индустрии является эволюционным. Мне кажется, нас это ждет.
М.С.: Перейдем к следующей части нашей беседы – блицу. На вопросы блица я прошу тебя ответить, по возможности, лаконично.
А.К.: Хорошо.
М.С.: Если бы не было reg.ru, чем бы ты занимался?
А.К.: Не знаю.
М.С.: Какую максимальную сумму заработал участник партнерской программы REG.RU по продаже доменов?
А.К.: Миллион рублей.
М.С.: Сколько процентов от прибыли REG.RU ты готов потратить на благотворительность?
А.К.: Мы занимались подобной программой в октябре. В связи с трагической гибелью хоккейной команды в Ярославле, с каждого доменного имени мы отчисляли больше 10%. Налоговое законодательство, к сожалению, не очень благосклонно к благотворительности компаний, поэтому очень тяжело заниматься ею так широко, как хотелось бы.
М.С.: Если бы тебя поставили перед выбором, что из горящего дома спасти: кошку или картину Леонардо Да Винчи – какое решение ты бы принял?
А.К.: Кошку.
М.С.: Пользуешься ли ты торрентами?
А.К.: Нет.
М.С.: Почему?
А.К.: У меня 2 объяснения. Во-первых, у меня есть деньги, и я могу купить себе абсолютно любой софт и любой контент, который я хочу, легально. Сейчас он не такой дорогой, как был раньше, и его очень удобно покупать. Во-вторых, я сам создатель контента, поэтому я считаю, что нужно быть честным.
М.С.: Какая солидарность!
А.К.: Это не солидарность, это порядочность.
М.С.: Я считаю, что было бы здорово, если бы подобного рода позиции озвучивались чаще, поскольку мы все заинтересованы в том, чтобы рынок цифрового контента цивилизовывался, чтобы люди начинали понимать, что созданное кем-то стоит каких-то денег. Главное возражение, которое нередко слышишь от противников правообладателей – это то, что купить контент практически невозможно. В торрентах можно скачать то, что тебе нужно в 2 клика, а легальная покупка зачастую затруднена.
А.К.: Мне везло.
М.С.: Напоследок вопросы от слушателей. Alexey спрашивает: “Сколько денег вы заплатили директору Координационного центра – Андрею Колесникову за участие в Вашей атаке на конкурента – РуЦентр?”.
А.К.: Это, наверное, пишет кто-то из РуЦентра.
М.С.: Не знаю.
А.К.: Люди любят говорить грязь на форумах и выражаться анонимно. В ответ на этот вопрос в лицо любому человеку я ответил бы следующее “Ни копейки Андрею Вячеславовичу Колесникову я никогда не давал, не даю и не буду давать, потому что он достойный человек и профессиональный руководитель. Никаких денег за слова о своих конкурентах мы никогда не платили”. Это чисто человеческая позиция. Лично я никогда не сделаю того, чего я бы не хотел, чтобы сделали мне.
М.С.: Как ты относишься к истории с РуЦентром, связанной с тем, что их целый год таскали по судам в связи с регистрацией доменов в зоне .рф на себя? Сейчас их оправдали. Ты на чьей стороне?
А.К.: Я не знаю правды.
М.С.: Мне кажется, что регистратор, имея приоритетные возможности, зарегистрировал на себя несколько тысяч или десятков тысяч доменов, а потом перепродавал их в аукционном порядке.
А.К.: Как я отношусь к тому, что их затаскали по судам? Если говорить именно об этой части, то, на мой взгляд, была нарушена основа правил системы регистрации, а именно продажа с аукциона доменов, которые придумали пользователи. Это их интеллектуальный труд. Такого не должна была допустить сама система регистрации, но допустила. Если говорить о регистрации доменов, то могу сказать, что мне правда неизвестна.
М.С.: Matvey спрашивает: “Как вы планируете "возвращать" тех пользователей, которые "хостятся" на западе?”.
А.К.: Возвращать мы будем их двумя способами. Первый способ – это уменьшение цены. на Западе услуги существенно дешевле, чем в России. Мы рано или поздно научимся соблюдать такую же экономику, какую соблюдают за рубежом. Благодаря развитию банковской системы, благодаря лизинговым договорам это будет возможно. Второй способ – это улучшение качества сервиса. Мы учимся благодаря пользователям, которые обращаются к нам с жалобами. Мы всегда разбираемся, я лично читаю многие переписки. Весь российский IT-рынок учится слушать то, что говорят пользователи, учится создавать продукты, которые нравятся пользователям, и обслуживать их так, как нравилось бы им, а не так, как удобно было бы ему. Третий способ, нам не доступный – это лояльность законодательства. Многие люди склонны считать, что в России не место IT-технологиям и не место для размещения своих серверов. Безусловно, это заблуждение. Россия – прекрасная страна, у нас очень лояльное законодательство, люди просто не знают, что происходит в других странах. Это перебороть не в наших силах. Я уверен, что об этом должно заботиться государство и соответствующие чиновники. Время придет!
М.С.: В других странах законодательство менее лояльно?
А.К.: В США ужасная ситуация. Быть регистратором в России и быть аккредитованным регистратором ICANN – два разных случая. В России очень вменяемые федеральная служба безопасности и министерство внутренних дел, которые проводят оперативно-розыскные мероприятия, и абсолютно невменяемые службы в США –ЦРУ и ФСБ.
М.С.: Откуда у тебя информация? Это ваш собственный опыт?
А.К.: Мы же продаем доменные имена в международных зонах, и мы почти ежедневно получаем запросы из-за рубежа. Они носят совсем не такой характер, как в России. В России всё по делу, этих запросов не так много, из США эти запросы идут пачками. Они не разыскивают преступников и не заботятся о безопасности государства, они занимаются деятельностью, связанной с покрывательством медицинских, фармацевтических компаний. Это мое личное мнение. Они пытаются закрыть в одном письме тысячи доменных имен. Такое в России невозможно. В США это норма.
М.С.: К вам приходили письма от ФБР, ЦРУ?
А.К.: От FBI. Это самый частый отправитель.
М.С.: И они просили закрыть тысячи доменных имен?
А.К.: Да. Им наплевать на то, что внутри, им важно название. Если в названии есть слово “viagra”, “medical” или что-то подобное, то они просят закрыть сайт.
М.С.: Какие-то доказательства они предоставляли вам?
А.К.: Нет. Они просто направляют указания, что это нужно сделать, а мы отвечаем, что мы подчиняемся законодательству Российской Федерации.
М.С.: Хорошо. Алексей, большое спасибо за беседу. Если есть, что добавить в финале, то прошу тебя, и будем закрываться.
А.К.: Большое спасибо слушателям и тебе, Максим. Хочу пожелать Рунету (и РФнету) процветания, радости и развития.
М.С.: Какой он – РФнет? Предлагаю об этом подумать в комментариях. На этом всё. В финале еще раз напомню, что вы можете выиграть MacBook Air в конкурсе, посвященном выходу книги «Рунетология. Кто управляет русским интернетом». Подробности по адресу spiridonov.ru. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был генеральный директор компании «Reg.ru» - Алексей Королюк. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!