Текстовая версия выпуска
М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 21 декабря 2011 года. И мы записываем последний в этом году – 129-й выпуск программы "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru. Спонсором сегодняшнего выпуска является облачный контент-фильтр SkyDNS. SkyDNS – это защита от фишинга и ботнетов, блокировка баннеров, запрет доступа к нежелательным категориям сайтов. Базовые возможности сервиса бесплатны даже для юридических лиц, а стоимость коммерческой подписки для небольшой компании с десятком сотрудников составит всего лишь 300 рублей в месяц! Еще раз в этом году напомню, что теперь у «Рунетологии» есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга “Нетология”. Подробности о проекте на сайте netology.ru. Каждое начинание, любой бизнес, любой веб-сервис, если приземлить вопрос до сферы наших интересов, имеет свои этапы роста, расцвета и заката. Какие-то веб-проекты, взойдя на вершину, скатываются с нее, по объективным причинам или теснимые более сильными и энергичными конкурентами. Какие-то бизнесы закрепляются надолго и годами показывают стабильный рост. Можно вспомнить гигантов рынка. Сегодня мы побеседуем об уникальном во многих смыслах проекте. Одна из сторон его уникальности в том, что несколько лет его «хоронят», а он все никак не «умирает». Сегодня у нас в гостях руководитель LiveJournal Russia – Илья Дронов. Илья, приветствую тебя!
И.ДРОНОВ: Приветствую!
М.С.: Илья, ты согласен с тем, что сегодня в России ЖЖ – это, прежде всего, знамя и манифест, своего рода – общественное, культурное явление?
И.Д.: Да, я согласен с этим. У нас собралась уникальная аудитория. ЖЖ нашлось соответствующее применение в России. В разных странах ЖЖ применяется по-разному. Изначально он планировался не под то, подо что он заточен в России.
М.С.: Он был одним из нескольких инфраструктурных проектов, обеспечивающих желающих высказаться сервисом, блогхостингом.
И.Д.: Нет. Фитцпатрик его использовал как блог для себя и своих друзей, он использовал его для того, например, чтобы не звонить всем и не говорить о том, что он уехал отдыхать. Он писал об этом, и его друзья узнавали о его отъезде. До сих пор в Америке LiveJournal используется как собственное, закрытое пространство. 50% всех записей, если не брать в расчет сообщества, создаются в режиме «friends-only» или подзамочном режиме, когда ты сам, твои друзья или группы друзей могут читать твои сообщения.
М.С.: То есть сервис социальной коммуникации?
И.Д.: Да, изначально он создавался для этого, но в России он приобрел немного другой оттенок. Его все использовали как площадку, как Publishing House, на котором каждый может вести свое маленькое СМИ.
М.С.: Удивительно. Получается, что в России он вывернулся наизнанку?
И.Д.: Да, можно и так сказать.
М.С.: Интересно. Об этом мы и будем говорить сегодня. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Сейчас рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
Досье.
Илья Дронов родился 14 июня 1982 года в Москве. В 2004 году окончил Московский государственный институт радиотехники, электроники и автоматики, факультет вычислительных машин и систем. В области интернет-разработок и программирования с 1999 года. В разное время руководил отделом интернет-разработок компании "Ренессанс-страхование", а также возглавлял компанию, создающую решения для малого и среднего бизнеса. В 2007 году пришел на работу в LiveJournal на должность специалиста по интерфейсам и за 2 месяца прошел путь до креативного директора. В 2008 году назначен на должность директора по развитию продуктов, с ноября 2011 года – руководитель LiveJournal Russia. Увлекается дизайном. Женат. Есть дочь. Живет и работает в Москве.
М.С.: Как так быстро получилось пройти путь от специалиста по интерфейсам до руководителя самого высокого уровня в этом сегменте?
И.Д.: Почему быстро? Я шел к этому почти 5 лет. Мне кажется, это не быстро.
М.С.: Да, действительно, не так мало. Приходя в LiveJournal, ты метил в управленца, или ты был исключительно линейным специалистом?
И.Д.: Я был линейным специалистом. Я приходил даже не в LiveJournal, а в SUP. Изначально я занимался совсем другими проектами, но к тому моменту у меня уже был ЖЖ. Было интересно работать в компании, которая тогда управляла только кириллическим сегментом.
М.С.: Как произошла эта метаморфоза?
И.Д.: Со временем. Часть проектов, которые я делал, не запустились, потому что компания решила пойти по другому пути развития, и они оказались ненужными. На должности креативного директора мое внимание переключилось на LiveJournal, потому что там много контента, он разнообразный, можно сделать много интересных вещей, чем я и занимался. Например, в режиме реального времени на экране бежал текст, отображающий то, что постят люди. Можно было посмотреть на ЖЖ «вживую». Потом я переключился на продукт, это более серьезная задача, потому что туда входили и разработка, и дизайн, и стратегия развития.
М.С.: По мнению многих, ЖЖ на сегодняшний день технологически очень сильно отстал от конкурирующих с ним напрямую социальных медиа. Это отставание видно в интерфейсах, функционале, скорости работы. Многие считают, что, если бы не якоря серьезных, давно существующих там блоггеров, то сервис бы давно умер. Как можешь прокомментировать выше сказанное?
И.Д.: С точки зрения технической отсталости это правда. ЖЖ был написан в 1999-2001 годах, и весь фундамент, который был заложен Брэдом Фитцпатриком (он был написан на Perl), мало изменился. Технологически он отстал, и это одна из серьезных задач, которая стоит передо мной. Развивать эту платформу тяжело, потому что это требует огромных затрат. Множить сервера уже нет возможности, потому что каждый новый добавленный сервер не дает того роста производительности, которого хотелось бы. LiveJournal вплотную подошел к своему потолку с точки зрения технологий. Технологии надо менять, чем мы и начали заниматься в этом году. То же самое касается и дизайна, он тоже не менялся с тех давних времен. Часть изменений мы выкатили, и это, естественно, вызывает неоднозначную реакцию у аудитории, но так происходит всегда. К сожалению, так устроен мир: пользователи инертны, они не любят изменений, так как они привыкают к существующим канонам, но через месяц-два они об этом даже не вспомнят. Что касается того, что он держался всё это время на плаву за счет пользователей, которые производят контент (гигантов мыслей, фотографий, путешествий, дизайна), могу сказать, что это правда. LiveJournal не существовал бы, если бы в нем не было такого количества пользователей.
М.С.: Чуть больше года назад в разговоре с Андреем Борисевичем, который тогда был директором по развитию SUP, мы размышляли примерно о том же самом. Мы говорили о том, что ЖЖ сильно устарел, что его нужно менять. За год-два до разговора с ним звучали слова о том, что ЖЖ нужно менять, что он вроде даже меняется. Так почему тогда не было принято решение о полной переписи платформы? Не такой уж там и безумно сложный функционал. Мы как люди из разработки понимаем, что это посильная для небольшой группы хороших программистов задача. Они бы смогли за полгода всё переписать.
И.Д.: Не за полгода, а за год, потому что кейсы, которые содержит сервис, и данные, которые уже в нем накоплены, требуют заботы о себе. Надо учитывать, что мы не хотим на 100% повторить текущую функциональность LiveJournal, что-то мы хотим убрать, что-то добавить. Разработку нового ядра ЖЖ мы начали в марте этого года. Почему это не произошло раньше? Потому что у компании была такая стратегия.
М.С.: То есть не было политической воли, и SUP не совсем понимал, куда вести ЖЖ, да?
И.Д.: Я бы сказал, что пробовались разные варианты. Сейчас мы пришли к стабильности, у меня есть возможность всё это исправить.
М.С.: SUP на сегодняшний день воспринимает ЖЖ как бизнес или как промо-продукт, знаковый продукт компании?
И.Д.: И то, и другое. Это локомотив с точки зрения SUP, он имеет наибольший охват и наиболее перспективен, в то же время он приносит деньги.
М.С.: Он прибылен?
И.Д.: Это достаточно сложный вопрос, потому что мы не публичная компания. У LiveJournal нет своего юридического департамента. Есть юридический департамент, который обслуживает весь SUP. Чтобы посчитать, прибылен он или нет, нужно посчитать деление всех ресурсов. Денег он приносит немало.
М.С.: Что является основным источником дохода? Реклама?
И.Д.: Это зависит от региона. Если брать Америку, то там платные сервисы приносят деньги, сравнимые с рекламой. Если брать Россию, то реклама приносила значительно больше денег (в следующем году мы отменим рекламу). Буквально вчера мы запустили новую систему комментирования, которая отрезает порядка 30% трафика, где отображается реклама.
М.С.: Это выглядит как отрубание основных корней, это очень заметно, как один из ваших последних шагов. С чем это связано?
И.Д.: Вы имеете в виду то, что мы убрали баннеры?
М.С.: Да. Вы сейчас отрубаете эти основные деньги?
И.Д.: Да. Я считаю, что тактически это хорошие деньги, стратегически это неправильные деньги. Мы будем их терять, либо аудитория будет недовольна, видоизменяться и переходить на другие сервисы. Есть множество причин.
М.С.: Это неправильные пчелы, они несут неправильный мед?
И.Д.: Да. Например, недавно мы запустили сервис «self-promo». Суть заключается в том, что каждый пользователь может повесить на главную страницу рекламу своей записи, которая не несет коммерческого характера. На этом мы зарабатываем неплохие деньги при том, что место всего одно, и оно работает только на Россию, работает на аукционной системе. При правильном развитии событий такой подход к монетизации сервиса принесет больший доход, нежели реклама, которая всех раздражает.
М.С.: Это будет по России или по всему LiveJournal?
И.Д.: Мы отменяем рекламы во всем ЖЖ, соответственно, это будет внедряться поэтапно в разных странах, начиная со стран СНГ. Россия, Украина и другие страны, входящие в состав СНГ, похожи по модели пользователей.
М.С.: О них и будем говорить сегодня, но сейчас немного коснемся международного бизнеса LiveJournal. Насколько сильно отличается поведение зарубежных пользователей? Отличаются ли способы ведения бизнеса?
И.Д.: Диаметрально противоположные.
М.С.: Получается, что у нас всё вывернуто наизнанку?
И.Д.: Да. LiveJournal разный в разных регионах. В России это площадка, с которой можно, как с трибуны, кричать. Пользователи хотят попасть в рейтинг, они хотят быть №1. Это пузомерка, не в обиду никому. В Америке всё закрыто. В России наиболее популярны пользователи. Если брать Америку, то там нет популярных пользователей, там большой вес имеют сообщества, в которых может быть по 200-300 тысяч подписчиков. Если взять Сингапур и всю Юго-Восточную Азию, то там ЖЖ используется как площадка по продаже одежды. Там есть человек, который ведет порядка 20 блогов, продающих одежду, и он зарабатывает на этом в среднем 50 тысяч долларов в месяц.
М.С.: Почему он не делает это на более приспособленных сервисах, на eBay, например?
И.Д.: Я не знаю. Так сложилось. В какой-то момент они стали использовать LiveJournal именно для создания некоторых магазинов. Мы обнаружили это совершенно случайно. Есть проект-побратим «Домино», он в реальном времени отображает все картинки, которые постятся в ЖЖ. Я как-то вечером смотрел в это Домино, это интересное зрелище, и на фотках была одна одежда (это было заметно из-за разницы во времени). Я стал заходить в эти записи, решил посмотреть, что люди постят, потому что подумал, что это спам. Оказалось, что это не спам, там были выложены цены, написаны условия доставки, описаны способы покупки товара. Там это пользуется дикой популярностью. Мы съездили туда, наладили взаимоотношения с этими пользователями, организовали им отдельно взятый homepage, который отражает именно эту суть LiveJournal (livejournal.sg). Это сингапурская доменная зона. Мы будем развивать этот сегмент именно в этом ключе. Так сложилось исторически.
М.С.: Кто рулит сегментами? Отдельные менеджеры по географическим направлениям?
И.Д.: Да. В России LiveJournal руковожу я, впрочем, как и его развитием, потому что вся команда сидит здесь, в Америке им руководит Анжелика Петроченко. Это отдельный менеджер, который сидит там. В Сингапуре есть компания, которая помогает нам управлять, потому что есть особенности рынка, в которых мы не до конца разбираемся. В офисе SUP есть человек, который занимается Сингапуром.
М.С.: Настолько велик сегмент Сингапура?
И.Д.: Он велик с точки зрения денег. Там прокачиваются неплохие деньги, трафик там хорошо растет.
М.С.: Озвучь цифры по аудитории. Сколько пользователей в кириллическом сегменте и сколько за рубежом?
И.Д.: В кириллическом 5 миллионов, за рубежом около 26 миллионов.
М.С.: Какая из стран лидирует, если не Россия?
И.Д.: США.
М.С.: Сколько там?
И.Д.: 12 миллионов. Но нужно понимать, что это специфические цифры. LiveJournal в отличие от Facebook, например – открытая площадка. Вы можете зайти на любую запись, если автор разрешил ее читать всем. Будучи незарегистрированным пользователем, вы можете спокойно читать и комментировать записи. Понятие «зарегистрированный пользователь» имеет для нас меньшее значение, чем для Facebook, которым нельзя пользоваться, если ты не зарегистрирован.
М.С.: Читать можно.
И.Д.: Они недавно это сделали, до этого было нельзя и читать. Основной трафик, приходящий в LiveJournal, приходит от неавторизованных пользователей. В Америку он приходит в основном от авторизованных пользователей. Но в России, Украине и так далее он приходит в основном от неавторизованных пользователей, потому что контент находится через Яндекс, на него ссылаются во Вконтакте, в Ленте.ру и на других сервисах.
М.С.: Ты сказал, что в Америке 12 миллионов аккаунтов, но при этом нет популярных блоггеров.
И.Д.: Там популярны сообщества, там нет понятия «популярный блоггер», потому что так сложилось исторически. Я не знаю, чья это вина, скорее всего, компании «Six Apart» - ведущего владельца LiveJournal. Популярные блоггеры не видят возможности монетизации на сервисе. Они не имеют права размещать рекламу, и они перешли на standalone. Соответственно, те, кто особо не писал, перешли в Facebook. Наибольший вес там имеют тематические сообщества, самое крупное из которых глянцевый журнал, в котором обсуждают знаменитостей. Это крупное сообщество, раза в 3 опережающее по численности подписчиков другие сообщества.
М.С.: Ты сказал о том, что пользователи в Америке выходят в standalone.
И.Д.: Они ушли в 2005-2006 годах.
М.С.: Те, которые мало пишут, перетекают в Facebook. Эта тенденция наблюдается по всему миру. Насколько она активна в Америке? Аудитория у вас растет или падает?
И.Д.: В Америке аудитория стагнирует. Она держится примерно на одном уровне. LiveJournal в Америке устаканился с точки зрения аудитории.
М.С.: Есть мнение, что скоро вся аудитория за пределами кириллического пространства уйдет в Facebook, Твиттер и G+.
И.Д.: Это зависит от нашей стратегии, в том числе от отказа от рекламы. То, что все пользователи будут на Facebook, сомнений не вызывает, потому что Facebook – социальная сеть и большая адресная книга, а не Publishing House. У нас много пользователей, у которых акааунт в ЖЖ связан с аккаунтом в Facebook, и это никому из нас не мешает. В Америке так уж сложилось, что в Твиттере, когда он запускался, не было рекламы, сейчас она только стала появляться, она там сделана очень аккуратно и граммотно. Тот же самый Tumblr хорошо растет в Америке, он является чем-то средним между Твиттером и LiveJournal, не содержит рекламы, и авторы обещают, что ее там никогда не будет, потому что у них другая модель монетизации. Когда у вас есть древний сервис, который забит рекламой, и при этом популярных людей, способных держать аудиторию, там нет, потому что они давно ушли на standalone, то остается только аудитория сообществ, которые там существует.
М.С.: В общем, если ничего не менять, то пользователи исчезнут.
И.Д.: Да, конечно.
М.С.: Будут ли настолько революционными технологические изменения в интерфейсах и логике функционала, что пользователей, которые имеют возможность выбрать Facebook, можно будет удержать?
И.Д.: Тренд мы переломим точно. Вопрос, насколько сильно он пойдет в рост. Ответа на этот вопрос у меня нет. Я улетаю в Америку на полтора месяца и буду заниматься изучением этого вопроса. Я буду изучать, как американская аудитория пользуется LiveJournal как медиа-площадкой, а не как социальной сетью. Для того чтобы нас воспринимали как медиа мы уже сделали несколько шагов, в том числе, которые позволяют нам в той же Америке удерживать аудиторию. Например, мы разрешили пользователям авторизоваться через Facebook, Твиттер и Google+, оставлять комментарии, писать в сообществах. Мы не считаем, что это как-то влияет на конкуренцию.
М.С.: У тебя есть информация, как поживают аналогичные сервисы в США и других языковых сегментах? Насколько популярен blogger.com и другие блогхостинги?
И.Д.: Можно сказать, что есть 2 ключевые блоггинговые платформы: wordpress, который предоставляет возможность standalone, и blogger. Насколько я помню, у wordpress 50% пользователей ставят программный код на свои сайты, 50% сидят на самом wordpress. Туда идут популярные писатели, они как раз идут на standalone wordpress. В этом случае они полностью владеют сервисом, а wordpress используют как движок. Что касается blogger, то я недавно разговаривал с ребятами из Гугла, они сказали, что они не собираются его развивать. Он есть и есть. Я не знаю, будут они его закрывать или нет. Он существует, но я о нем ничего не слышал.
М.С.: Есть впечатление, что сервисы блогхостингов уходят в небытие, очень медленно и тихо унося песню за собой, оказавшись важной ветвью эволюционного развития, но тупиковой.
И.Д.: Я не согласен. История циклична, причем она циклична с точки зрения социума. Это как в моде, всегда желтый цвет возвращается в моду. Сейчас тренд на социальные сети, до этого был тренд на блоги, до этого на форумы. По сути, ничего не меняется, люди остаются теми же, просто их возможности несколько видоизменяется, и их масса растет. Если рассматривать интернет как облако, в котором присутствуют точки, которые подчиняются математическим правилам, то, естественно, при определенных этапах насыщения, их модель несколько меняется. Но, тем не менее, социальные сети – такая же тупиковая ветвь развития, когда-то она тоже во что-то преобразится.
М.С.: Спорно. У нас с тобой получается интересный диалог. Пускай будут некоторые замечания, которые подвешиваются в воздухе. Мне кажется, что соцсети потому опасны для вас, что в них можно писать коротко. Мода на микроблоггинг, введенная в Твиттере, органично переросла в Facebook, который на сегодняшний день является главной доминантой. В этом смысле Facebook сделал Твиттер тупиковой ветвью, на мой взгляд, и потихоньку мода на Твиттер будет уходить, поскольку он является заложником своей компактности. В Facebook можно добавлять и смотреть и картинки, и видео, писать не только микроблоггом, но и более расширенно. Что вы можете противопоставить в долгоиграющей перспективе возможности писать коротко в свете привлечения новой аудитории? Сегодня новое поколение стройными рядами направляется во Вконтакте и Facebook.
И.Д.: Это зависит от возраста. Если говорить о Вконтакте, то там сидит молодая аудитория, соответственно, у нее другие потребности. Они смотрят видео, слушают музыку и общаются как в аське. Facebook в России для бизнесменов, в LiveJournal сидит средняя аудитория, которой есть, что сказать, которой есть, что послушать, которую интересуют мнения других людей. Ты сам только что сказал о том, что Твиттер стал тупиковым с точки зрения развития, хотя по капитализации это очень перспективный сервис, который растет и будет расти достаточно долго. Все твиттерные революции лишний раз показывает то, что применимость подобной смс-ной модели в интернете имеет под собой серьезный базис. Я не считаю, что они опасны для нас. Например, с Твиттером мы проведем более плотную интеграцию, которая дополнит Твиттер нами и нас Твиттером. Мы не претендуем на то, чтобы пользователи, которые пишут короткие заметки ввиду модели своего поведения в жизни, писали их у нас, потому что наш сайт не для этого. У нас медийный сервис, у нас всего 4% людей пишут полноценные записи. Этого более чем достаточно для того чтобы сервис рос с точки зрения охвата.
М.С.: Расскажи, пожалуйста, чуть больше о том новом функционале и новом интерфейсе, которые будут у обновленного ЖЖ. Если я правильно понял, этим занимается студия Артемия Лебедева.
И.Д.: Да. Он почти готов. Студия недавно выложила раздел на своем сайте, где можно посмотреть все страницы. Естественно, в процессе их внедрения в реальную жизнь они будут немного видоизменяться, что-то будет убираться, что-то будет добавляться, что-то будет переосмысливаться. Одно дело – на бумаге, другое дело – реальная жизнь. Это будут фундаментальные, революционные изменения с точки зрения функциональности и подхода, а с точки зрения дизайна мы сделали его так, чтобы он не выглядел по состоянию на 2011 год, а выглядел на 2007-2008 годы. Мы хотим сохранить восприятие LiveJournal текущей аудиторией, хотим, чтобы у них не произошло шока. Мы не хотим стать Facebook, и самый главный вопрос, который мы услышали на мероприятии, на котором были собраны блоггеры, где мы рассказывали о предстоящих изменениях вместе с Антоном Носиком и показывали картинки нового дизайна ЖЖ, подготовленного студией Лебедева – «это было или стало?». Этот вопрос означает то, что мы решили свою задачу. Мы изменили User Interface, но не поменяли восприятие самого сервиса. С точки зрения функциональности будет много изменений. По большей мере, они направлены на упрощение взаимодействия пользователей с системой, на сокращение количества настроек, опций. При этом полностью сохранена возможность кастомизировать внешний вид дневников, потому что это является элементом самовыражения. Более того, такие элементы напрочь отсутствуют в Facebook и слегка присутствуют в Твиттере. Нами произведена большая работа, ЖЖ значительно поменяется.
М.С.: Вы сделали попытку организовать ретро-интерфейс, сказав пользователям, что вы не хотите в лоб конкурировать с Facebook и Твиттером, что вам это не нужно.
И.Д.: Я не думаю, что это стоит на поле вопроса конкуренции. Конкурирует не дизайн, а восприятие, востребованность, аудитория и потребляемость. Дизайн – это вкусовщина.
М.С.: Дизайн – это оболочка, самопрезентация сервиса. Если интерфейс – способ взаимодействия с пользователем с логической точки зрения, то дизайн – с эмоциональной точки зрения.
И.Д.: Да. Постоянство – признак мастерства.
М.С.: Ты приходил в ЖЖ как специалист по интерфейсам. Видимо, это одна из твоих основных специальностей, ты должен глубоко разбираться в этом. Верно?
И.Д.: Я приходил не в ЖЖ, а в SUP. Да, я хорошо в этом разбираюсь.
М.С.: Сегодняшние интерфейсы, которые вы строите, будут решать проблемы пользователей? Я не раз слышал такое «Я пытался разобраться с ЖЖ и сломал себе мозг».
И.Д.: Да, они решают проблемы пользователей. Действительно, мозг не будет сломан. По-прежнему, любой человек, который первый раз приходит в нашу систему, всё сразу не поймет. Когда система несколько сложна, тебе придется иногда обращаться к инструкции, но в целом те дизайны, которые были сделаны, были направлены на решение задачи «сломанного мозга». Тот же самый Facebook идет по другой дороге. Ввиду предоставления более широкой функциональности всем пользователям они его усложняют с каждым годом.
М.С.: Это правда, но мне кажется, что они это делают довольно элегантно. Можно не погружаться в эти дебри, ты создаешь аккаунт и даже не знаешь, что эти дебри существуют.
И.Д.: Мы идем в этом же направлении, но с другой стороны. Фитцпатрик делал продукт для себя. Он построил сервис, который не был рассчитан на такое количество людей, но он по-прежнему работает, и это большое достижение. Six Apart приобрел сервис для того чтобы выйти на IPO. IPO не получилось, и сервис перестал быть нужным, вкладываться в него не было смысла, они добавляли всё подряд. SUP совершил ряд ошибок в самом начале пути. Там накопилось много всего, что нужно разгрузить, надо оставить только самое нужное. Мы идем по той же дороге, но с другой стороны.
М.С.: Вы с нуля переписывается продукт? Программно это абсолютно новый продукт?
И.Д.: Мы переписываем поэтапно. В целом, мы его переписываем с нуля. Самая главная задача, которую мы решаем в переписывании кода – это деление представления о данных. Сейчас в LiveJournal зерна от плевел не отделены. Нам будет нужно их отделить, соответственно, представление самого LiveJournal, может быть, останется таким же, но с точки зрения архитектуры, взаимосвязи пользователей, социальных графов, того, как хранятся записи, комментарии всё изменится, всё будет переписано с нуля. Социальный граф – это самое узкое место в ЖЖ, это видно по ограничениям. Например, вы не можете зафрендить более 1000 человек, если вы не платник, и не можете зафрендить более 2000, если вы платник. Это не потому, что мы хотим денег заработать, это потому, что, если платник зафрендит более 2000 человек, то его френд-лента начнет очень сильно тормозить, она будет очень долго собираться. Такие вещи были заложены в изначальный код ЖЖ, и именно с этого мы начали переписывание кода. Когда мы выложим эту часть в production (в начале 2012), мы отменим все эти ограничения, и на основе этого запустится еще ряд сервисов.
М.С.: То есть планов громадье?
И.Д.: Да, работы очень много.
М.С.: У меня и у некоторых наблюдателей сложилось впечатление, что в какой-то момент SUP подзабил на ЖЖ (год-полтора назад), и он шел самотеком без серьезных перспектив, а в начале 2011 года к нему обратилось больше внимания. Может, это связано с тем, что выросла общественная активность, и, возможно, вырос трафик на блоги общественных деятелей. Вы стали активнее этим заниматься, и сейчас после серии DDOS или технических неурядиц на вашей стороне активность повысилась еще больше. Как-то можешь прокомментировать это?
И.Д.: Я вижу ситуацию изнутри и могу сказать, что SUP никогда не забивал на ЖЖ, потому что ЖЖ – это локомотив SUP с точки зрения проектов. Но 2011 год вышел более богатым на информационные поводы с точки зрения LiveJournal. Мы начали переписывать код, внедрять новые продукты, нас DDOS-или. LiveJournal стал более богат и заметен в медийном пространстве. Аудитория у нас как росла на 30-40% в год, так и растет на сегодня.
М.С.: Поговорим насчет последних кадровых перестановок. Ушла Светлана Иванникова – руководитель LiveJournal, и ты подхватил знамя, упавшее из рук бойца, ушла Лина Удовенко – директор по маркетингу, неожиданно возник Антон Борисович Носик, долгое время не занимавшийся проектом, он только вел свой ЖЖ.
И.Д.: Он сейчас сидит напротив меня.
М.С.: Эти кадровые перестановки имеют стихийный характер, или это часть чьего-то плана? То, что ушли 2 человека из Топов, негативно сказалось на имидже ЖЖ? Для кого-то это стало сигналом того, что происходит что-то неладное.
И.Д.: Первый раз слышу такое восприятие, я его слышал в перевернутом ключе. Я слышал, что теперь наконец-то будет другой подход к развитию сервиса, что доказано тем, что мы производим какие-то шаги в этом направлении. Я бы не сказал, что это произошло спонтанно, просто в какой-то момент возникла идея того, куда дальше двигаться. Эта идея была защищена перед руководством компании и Советом директоров, то есть акционерами. Эта идея понравилась всем, и мы приступили к ее реализации. Ввиду этого у нас появился Антон Борисович Носик, он помогал нам реализовывать новую стратегию, произошел ряд других кадровых перестановок.
М.С.: Чьей инициативой было привлечение Антона Борисовича?
И.Д.: Это было инициативой менеджмента SUP. Мы искали человека, который обладает богатым опытом в медийном пространстве, разбирается в контенте и является знаменитым. Никого другого, кроме Антона Борисовича, на российском интернет-рынке нет, поэтому выбор был очевиден.
М.С.: Не сказать, что он свободный в смысле физической занятости.
И.Д.: Да, конечно. Мы не обязываем его сидеть в офисе.
М.С.: Каким образом вам удалось его убедить принять предложение?
И.Д.: Он просто любит ЖЖ.
М.С.: Прежде у вас не возникало подобных предложений в его адрес? Он не отторгал их?
И.Д.: Честно говоря, я не знаю, были ли предложения возглавить ЖЖ. Но когда мы с ним встречались еще до принятия решения, мы поняли, что мы можем реализовать план.
М.С.: Надо ли понимать, что сегодняшняя работа с ЖЖ – это работа под руководством тандема: Дронов+Носик?
И.Д.: Можно и так сказать.
М.С.: Носик ведет основную медийную и идеалогическую составляющую, а Дронов – интерфейсную, технологическую и административную?
И.Д.: Да, наверное, плюс продуктовую. Антон Борисович – евангелист, он несет мысль, а мы эту мысль реализовываем.
М.С.: Какими будут действия тандема в 2012 году?
И.Д.: У нас расписан план. Некоторые вещи мы уже объявили, дизайн мы показали, мы выделили гранты в размере 30 миллионов жетонов (300 тысяч долларов) на поддержку либо новых, либо хорошо пишущих, но неизвестных блоггеров. В начале года мы займемся рассмотрением пользовательских заявок. У нас есть новые сервисы, которые мы собираемся запускать в следующем году, у нас есть контентная стратегия, у нас есть ряд медийных проектов, которые мы собираемся запускать на основе ЖЖ. Мы будем это объявлять по мере появления, про нас и так сейчас пишут новости почти каждые 2 дня.
М.С.: Вроде были разговоры о продаже ЖЖ или всего SUP Yahoo, это так?
И.Д.: Это старая новость. Она один раз где-то проскочила, а потом заглохла. Я боюсь, что я не смогу пропустить продажу нас Yahoo.
М.С.: Это не правда?
И.Д.: Нет, это не правда.
М.С.: Хорошо. Задам вопрос по технологиям. Вы размещаете сервера в США и, таким образом, подчиняетесь американским законам?
И.Д.: Да. Компания «LiveJournal Inc» зарегистрирована на территории США.
М.С.: Ты сотрудник русской компании?
И.Д.: Да, я сотрудник SUP fabric.
М.С.: Это ЗАО?
И.Д.: Это ЗАО, которое зарегистрировано на территории РФ.
М.С.: Вы планируете переводить часть серверов в Европу, чтобы трафик бегал быстрее?
И.Д.: Это зеркала. У нас есть система кэширования, которая позволяет быстрее отдавать контент, соответственно, мы хотим разместить зеркала поближе к России. Когда я приезжаю в Сан-Франциско, у меня ЖЖ летает, потому что нет переброса трафика через океан. Наши сервера находятся в Монтане, посередине США, недалеко от гор, соответственно, в Америке сайт работает прекрасно. Хотелось бы, чтобы в России он работал быстрее. Мы часть зеркал, которые не будут хранить данные, а будут проксировать запросы и отдавать данные быстрее, разместим в Европе.
М.С.: То есть вы всё равно останетесь в американской юрисдикции?
И.Д.: Да.
М.С.: В России не собираетесь ставить зеркала?
И.Д.: Пока нет. Это большие инфраструктурные изменения, и на данный момент я не вижу в этом целесообразности.
М.С.: По бизнесу вы планируете делать ставку на сервисы self-promotion?
И.Д.: Они более нативно встраиваются в ЖЖ.
М.С.: Их объемы будут достаточными? Спроса будет достаточно для того чтобы получить осязаемый поток cash-flow?
И.Д.: Время покажет, но на данный момент мы видим, как работает self-promo, как пользователи его покупают, и понимаем, что объема будет достаточно.
М.С.: Как ты думаешь, через 3-4 года будет ли активно жить некириллиеский сегмент, и каким будет кириллический?
И.Д.: Однозначно, он будет жить. Я рассчитываю на то, что он будет расти. Это будет зависеть от той стратегии, которую мы реализуем. Скорее всего, мы попробуем перенести историю кириллического сегмента ЖЖ в некириллический сегмент, то есть уйти от сервиса в медиа. Это взгляд с высоты на стратегию. Кириллический сегмент будет дальше расти, потому что у нас всё чаще появляются новые звезды, которые быстро добираются до топа пользователей и записей. Изменения, которые позволяют пользователям монетизировать свои дневники без вмешательства с нашей стороны, расширят нашу аудиторию.
М.С.: Понятно. На этом закончим основную часть нашей беседы. Сейчас будет блиц, на вопросы которого прошу отвечать тебя максимально лаконично.
И.Д.: Я постараюсь.
М.С.: Какие языки программирования ты знаешь?
И.Д.: Perl, Objective-C, Java Script, Pascal, Basic, C и C++.
М.С.: Можно ли стать миллионером, прочитав книжку из серии «Как стать миллионером»?
И.Д.: Нет.
М.С.: Какие книги по бизнесу ты порекомендуешь прочесть слушателям Рунетологии?
И.Д.: Ни одной не читал.
М.С.: Какие качества необходимы, в первую очередь, руководителю компании?
И.Д.: Умение взаимодействовать с людьми и умение делегировать задачи.
М.С.: Какие ЖЖ ты читаешь?
И.Д.: У меня довольно обширная friend-лента, порядка 200 человек. Я читаю Тему, Носика, Другого и практически весь топ ЖЖ, плюс у меня есть часть людей из нижнего сегмента. Сложно перечислить.
М.С.: Как ты относишься к политическим событиям последних дней?
И.Д.: Нейтрально. Я пока не понял, как их трактовать.
М.С.: Ок. Последняя рубрика программы – вопросы слушателей, которые были оставлены в анонсе программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, в аккаунтах Рунетологии на Facebook и в Твиттере. Алексей Григорьев спрашивает: «Как будет решаться вопрос с ддос-атаками? Технически и юридически?».
И.Д.: С технической точки зрения единственно правильное решение – это способность их обслужить. Как мы наращивали мощности с начала года, так и продолжаем их наращивать (как канальные с точки зрения скорости доступа в интернет, так и технологические по кэшированию). У нас подключены сервисы, которые занимаются DDOS. Последние атаки показали, что мы способны их выдерживать. Была часть простоев, но сервис работал. У нас были затыки в европейских каналах, которые не были связаны непосредственно с серверами ЖЖ, но нам их удавалось решить.
М.С.: То есть технологически вы сейчас оснащены гораздо лучше, чем по состоянию на лето, когда вы основательно лежали?
И.Д.: Значительно лучше.
М.С.: Юридически как-то собираетесь решать?
И.Д.: Мы уже обращались в правоохранительные органы, но эффекта это не дало. Соответственно, в следующий раз будем думать.
М.С.: Не факт, что будете обращаться?
И.Д.: Да. Если это ничего не дает, зачем марать бумагу и загружать людей лишней работой?
М.С.: Ну как? Эти люди обязаны охранять нас от различных противоправных действий, в частности, против вас проводятся противоправные действия, и вы можете к ним обратиться.
И.Д.: Они обязаны, но они ничего для этого не делают.
М.С.: Хорошо. Евгений спрашивает: «Планирует ли ЖЖ внедрять платформу для социальных игр и приложений?».
И.Д.: В наших планах есть разработка OpenSocial. Более того, частично это уже сделано, просто это не выложено в public. Мы планируем этим заниматься, но это будет ориентировано не на игры, а на приложения, позволяющие увеличивать функциональность для отдельно взятых дневников и сообществ.
М.С.: А вообще нужны игры вашей аудитории, которая приходит читать? Она немного высоколобая.
И.Д.: Это зависит от игр. Я уверен, что Ферма не нужна, а сыграть с Антоном Носиков в морской бой в онлайне захотят многие. Это предмет для экспериментов.
М.С.: То есть, сыграть с кем-то конкретным из блогеров люди захотят?
И.Д.: Да. Это вопрос игр.
М.С.: Хорошо. Пожалуй, всё на этом. Вопросы закончились. Если у тебя есть желание сказать пару слов в адрес слушателей, то, пожалуйста, и будем заканчивать.
И.Д.: Я почти в каждой своей записи, которую я пишу в своем ЖЖ о ЖЖ, говорю всегда одну и ту же вещь «Не переключайтесь!».
М.С.: Поддержу. На этом всё. Спасибо большое, Илья.
И.Д.: Спасибо.
М.С.: Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был руководитель LiveJournal Russia – Илья Дронов. На этом все. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До встречи в новом году!