М. СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 12 января 2012 года. В эфире 130-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов.
Традиционно, но неизменно искренне мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсором сегодняшнего выпуска является облачный контент-фильтр SkyDNS. SkyDNS – это защита от фишинга и ботнетов, блокировка баннеров, запрет доступа к нежелательным категориям сайтов. Базовые возможности сервиса бесплатны даже для юридических лиц, а стоимость коммерческой подписки для небольшой компании с десятком сотрудников составит всего лишь 300 рублей в месяц!
Напомню также, что теперь у Рунетологии есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». Подробности на сайте netology.ru.
Уже в начале двухтысячных годов занятие поисковой оптимизацией приносило многим разбирающимся в этом предмете вполне солидные деньги. С годами, по мере роста аудитории Рунета и увеличения роли поисковых систем также энергично росло количество людей, занятых в SEO, росли денежные показатели этого сегмента интернет-бизнеса. На сегодня в Рунете это ниша с оборотами в десятки а, может быть, и сотни миллионов долларов. Точных данных нет, поскольку сведения о финансовых потоках большинства крупных компаний, зарабатывающих на поисковой оптимизации, не разглашаются.
Считается, что основные деньги в SEO проходят через несколько крупных систем автоматизации поискового продвижения. Это Seopult, Rookee, Trustlink и, конечно, почти легендарный в своих кругах сервис Sape.ru. Сегодня у нас в гостях основатель этой самой известной ссылочной биржи Рунета – Евгений Пошибалов. Евгений, приветствую!
Е.ПОШИБАЛОВ: Здравствуйте, Максим!
М. СПИРИДОНОВ: Как правильно «Сэйп» или «Сапа»?
Е.ПОШИБАЛОВ: Версий много. Мы не обижаемся не на одну из них. Мы придерживаемся либо Сэйп, либо Сапе.
М. СПИРИДОНОВ: В последние годы в узкой тусовке поисковых оптимизаторов много говорят о вашей скорой смерти. Я не буду об этом говорить. Раз вы существуете, и нет оснований говорить о нехороших симптомах, это не тема нашего разговора. Интересно, что вы думаете о потенциально скорой смерти ссылочного ранжирования, на котором и работает Sape.
Е.ПОШИБАЛОВ: Я думаю, что смерть ссылочного ранжирования далека. С каждым годом его влияние уменьшается, но это влияние до сих пор достаточно серьезное. Ссылки – это один из основополагающих моментов понимания поисковиками полезности контента, который выкладывается веб-мастерами.
М. СПИРИДОНОВ: Мог бы ты лаконично рассказать о том, какие факторы, кроме ссылочного ранжирования, то есть ссылок, ведущих на сайт, играют роль для поискового продвижения? Дай краткий ликбез для тех, кто слушает нас, но не является специалистом.
Е.ПОШИБАЛОВ: Первый критерий – это текстовые показатели, то есть соответствие текста ключевым запросам, которые набирают пользователи.
М. СПИРИДОНОВ: Текста на сайте?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, текста на странице сайта. Второй критерий – это внешние и внутренние ссылки. В данный момент на арену выходят пользовательские факторы. Поисковики научились отслеживать, нравится сайт пользователям или нет, и учитывать это при ранжировании.
М. СПИРИДОНОВ: Это поведенческий фактор?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да.
М. СПИРИДОНОВ: Именно об этом мы поговорим. Мне кажется, что наступление поведенческих факторов и всё большее влияние этих факторов на ранжирование поисковой выдачи является большой опасностью для бизнеса, подобного вашему. Об этом чуть позже. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеЕвгений Пошибалов родился в 1978 году в городе Химки, Московской области. В 1996 году поступил в Московский авиационный институт на специальность «Системный программист», параллельно закончил 2-е высшее образование по специальности «Финансы и кредит». После окончания института 3 года учился в аспирантуре в МАИ и занимался продвижением сайтов в Рунете. В 2006-2007 году принимал активное участие в создании прототипа ссылочной биржи Sape.ru, в данный момент один из руководителей ООО «Сапе». Увлекается баскетболом, волейболом, горными лыжами, рыбалкой. Женат, дочери 5 лет. Живет и работает в Москве.
М. СПИРИДОНОВ: Как ты сам пришел в поисковое продвижение?
Е.ПОШИБАЛОВ: Во время работы в аспирантуре приходилось зарабатывать на жизнь. Я нашел первых клиентов, начал продвигать сайты. Так я и втянулся в эту структуру.
М. СПИРИДОНОВ: Как ты пришел к автоматизации процессов? Клиентов стало очень много?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да. Поскольку наш штат не раздувался, мы работали маленькой компанией, приходилось управляться с продвижением нескольких десятков (до сотни) сайтов. Нам в голову пришла идея о том, что нужно создать свою ссылочную биржу, чтобы облегчить для себя этот процесс.
М. СПИРИДОНОВ: Как долго это программное обеспечение было исключительно в вашем пользовании? Когда пришла мысль о том, что можно вывести его как коммерческий продукт наружу?
Е.ПОШИБАЛОВ: Мы по большому счету внутри не использовали этот продукт, вопреки всяким легендам. Он был в бета-тестировании месяца 3, тогда мои коллеги и друзья добавляли сайты и пользовались биржей для продвижения своих сайтов условно-бесплатно. Потом мы выпустили продукт наружу.
М. СПИРИДОНОВ: Что было прототипом ссылочной биржи? Как вы пришли к построению этого продукта?
Е.ПОШИБАЛОВ: В один прекрасный момент пришла в голову мысль, что нужно сделать биржу дешевых, внутренних ссылок. Тогда были биржи, которые торговали только дорогими ссылками с главных страниц. Именно в этот момент поисковики начали бороться с такими ссылками, и довольно успешно они их побороли. Это неудивительно, потому что найти эти ссылки не составляло большого труда даже алгоритмическими способами. Мы поняли, что гораздо более востребована продажа большого количества ссылок с внутренних страниц по низким ценам.
М. СПИРИДОНОВ: Как развивалась автоматизация продажи ссылок? Вы не были первыми, а кто был первым? Кого вы обогнали?
Е.ПОШИБАЛОВ: Первой биржей была CLX.ru, сейчас ее нет. Она продавала ссылки с главных страниц. Там не было автоматизации, можно было купить ссылки поштучно. Второй из более-менее крупных бирж была MainLink. Эта биржа продавала ссылки с главных страниц без автоматизации. Автоматизацию в эту отрасль привнесли именно мы. Мы первыми создали авторежим, когда человек просто задает приблизительные параметры того, что он хотел бы купить, и для него всё автоматически подбирается и покупается.
М. СПИРИДОНОВ: Как скоро стало понятно, что идея находит своих покупателей?
Е.ПОШИБАЛОВ: Через месяц у нас была бешеная популярность.
М. СПИРИДОНОВ: Назови примерные цифры.
Е.ПОШИБАЛОВ: Мы думали, что, если у нас будет около 10 тысяч сайтов, то это будет успехом. Этого объема мы достигли буквально через 2-3 месяца. Соответственно, пропорционально росли и клиенты. Нас порадовало то, что к нам пришли крупные SEO-компании.
М. СПИРИДОНОВ: Вашей моделью заработка всегда был процент от оплат, которые осуществляют покупатели ссылок продавцам?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, она не менялась.
М. СПИРИДОНОВ: Есть какие-то этапы в жизни проекта? Я понимаю, что значительным этапом стала продажа доли одному из инвесторов DST – Юрию Мильнеру.
Е.ПОШИБАЛОВ: Это был волнительный и приятный момент. Чем-то это нам помогло, более дисциплинировало и стимулировало к дальнейшей работе.
М. СПИРИДОНОВ: Что вас подвигло к продаже?
Е.ПОШИБАЛОВ: Люди от Юрия Мильнера сами на нас вышли.
М. СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, у вас не было нехватки денег, всё было хорошо, так?
Е.ПОШИБАЛОВ: Я бы так не сказал. Юрий инвестировал в наш проект всего лишь через год после его открытия. Тогда это был еще стартап.
М. СПИРИДОНОВ: То есть необходимость вливания денег в развитие тогда была?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, тогда была.
М. СПИРИДОНОВ: Ты сказал, что это был приятный момент. Это означает, что это был не только cash-in, то есть вложение в развитие, но и cash-out, то есть вложение в вас, как основателей.
Е.ПОШИБАЛОВ: Да. Было приятно, что наш труд был оценен по достоинству, что люди, которые инвестируют в Одноклассники и Вконтакте, обратили внимание и на наш проект.
М. СПИРИДОНОВ: Неоднозначная на это была реакция, поскольку по представлениям традиционных инвесторов бизнес поисковой оптимизации, в частности ваш бизнес, тогда казался если не черным, то серым.
Е.ПОШИБАЛОВ: Серым в представлении поисковиков или закона? Поисковики могут думать, что хотят. Это их личное мнение, которое они могут продвигать. Они могут воспитывать оптимизаторов и прочую аудиторию, которая работает в интернете. С точки зрения закона, ничего серого нет. Это обычная реклама, мы размещаем информационные материалы на сайтах.
М. СПИРИДОНОВ: Поисковики прикладывают усилия для того чтобы указать на способ покупки ссылок как на не очень добросовестный способ конкурентной борьбы. Как вы к этому относитесь? Вы считаете, что они действуют несправедливо?
Е.ПОШИБАЛОВ: По большому счету, да. В личных разговорах я пытался эту мысль донести до них. Я говорил, что есть понятие справедливости. Есть вебмастер, который создал сайт. Почему вы запрещаете ему размещать что-либо на своем сайте, если это не противоречит законам РФ? Воспитание аудитории под себя – это их цель. Нам нужно было развиваться, поэтому мы отстаивали свои интересы.
М. СПИРИДОНОВ: Наблюдается какая-то эволюция в развитии взаимоотношений оптимизаторов и поисковых систем? Или это вооруженный нейтралитет?
Е.ПОШИБАЛОВ: Я думаю, что острая фаза соперничества и конфронтации пройдена. Я стараюсь посещать большинство отраслевых конференций, связанных с SEO и интернет-маркетингом. Также я регулярно общаюсь с лидерами SEO-индустрии. Так вот, общее мнение такого, что переломный этап пройден. Поисковики или тихо, или открыто признают, что хорошие оптимизаторы хороших сайтов не только не вредят, но и помогают поисковому алгоритму ранжировать сайты с пользой для пользователя, а условно-плохие сайты и продвигать сложно, поскольку именно сейчас на ранжирование достаточно серьезное влияние оказывают пользовательские факторы. Если поисковик видит, что пользователям не нравится сайт, что они проводят там мало времени или сразу уходят, то продвигать его сложно.
М. СПИРИДОНОВ: В последнее время я много общался со специалистами в области автоматизации поисковых решений, вернее, оптимизационных решений для поисковых систем. Общее мнение заключается в том, что всё большую роль начинают играть поведенческие факторы. Поисковик следит за пользователем после его клика на ссылку. Не означает ли это, что для того чтобы не потерять бизнес вам постепенно придется перестраиваться на то, чтобы эмулировать поведенческие факторы пользователей?
Е.ПОШИБАЛОВ: Нет, мы, скорее всего, этим заниматься не будем. Мысли у нас были, потому что мы видим, что наши конкуренты или SEO-компании пытаются этим заниматься, но для себя мы решили, что в эту область мы не полезем. Для нас Sape – это платформа, комьюнити тех людей, которые с нами достаточно долгое время и которых мы сможем удержать путем предоставления новых сервисов (они у нас достаточно часто открываются). Например, больше года назад у нас открылась биржа статей, PR-sape открылся год назад. Мы планируем открывать новые сервисы для интернет-маркетологов. Мы воспринимаем Sape как платформу. Конечно, риски есть. Например, риски падения оборота, но мы их пока не ощущаем. Я надеюсь, что мы в будущем сможем достойно представлять себя на российском и других рынках.
М. СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу мысль, которую высказывали мои коллеги, с которыми я общался по данному поводу. Можешь ее подтвердить, опровергнуть или не комментировать, потому что она неприятна для вас. Сегодня ссылочное ранжирование гораздо менее эффективно с точки зрения продвижения сайтов, просто об этом стараются не говорить поисковые конторы и системы автоматического продвижения, поскольку им это невыгодно. Это подмывает их бизнес. Они постепенно добавляют какие-то сервисы для диверсификации бизнеса. Ты, например, рассказал о том, что у вас пишут статьи, есть PR-sape. Seopult начал работать с контекстной рекламой. Все готовятся к тому, что продажа ссылок будет играть всё меньшую и меньшую роль.
Е.ПОШИБАЛОВ: Они и правы, и неправы одновременно. Нельзя лукавить и говорить, что ссылки совсем не работают и не приносят результат. Во-первых, я сам мониторю систему, и я вижу поисковые топы по конкурентам и ключевым запросам, которые заняты сайтами, которые продвигаются в Sape. Во-вторых, сейчас продвинуть плохой сайт сложно любыми способами. Его можно продвинуть только накруткой пользовательских факторов, но Яндекс очень жестко реагирует на накрутку пользовательских факторов. Мы это проходили с рядом крупных и не очень SEO-компаний, которых ловили на этом.
М. СПИРИДОНОВ: В конце лета – начале осени был скандал вокруг крупных компаний.
Е.ПОШИБАЛОВ: Да. Я не буду называть имена, но скандалы были, их клиентам было очень плохо.
М. СПИРИДОНОВ: Прокомментируй то, что я сказал. Я смотрю на эту ситуацию с точки зрения предпринимателя.
Е.ПОШИБАЛОВ: Я резюмирую твой вопрос. Если хороший сайт начинает продвигаться, в том числе с помощью нашей системы, то у него всё будет хорошо.
М. СПИРИДОНОВ: Раньше было – любой сайт.
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, а сейчас только хороший, сайт, у которого нормальные пользовательские факторы, тот, который сделан грамотным дизайнером, грамотным юзабилистом и так далее.
М. СПИРИДОНОВ: С хорошими текстами, понятными предложениями.
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, конечно. С востребованным продуктом и так далее. 5 лет назад ссылками можно было продвинуть любой сайт, сейчас только хороший.
М. СПИРИДОНОВ: Получается, что поисковики заставляют оптимизаторов расширять кругозор?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, так это и хорошо.
М. СПИРИДОНОВ: Конечно, хорошо. Раньше можно было набраться каких-то фишек, запаленных фич, и на них выкатывать сайты, даже не понимания, что такое философия поиска. Сегодня оптимизатор не может обойтись без понимания того, что такое маркетинг, что такое представление продукта, без хорошего понимания дизайна, юзабилити сайта.
Е.ПОШИБАЛОВ: Безусловно. Более того, оптимизатор, чтобы грамотно работать с сайтом, должен очень глубоко залезть в проблемную область бизнеса. Воспитываются профессиональные интернет-маркетологи, которые через год-два-три будут лидерами в своей отрасли.
М. СПИРИДОНОВ: Рассмотрим ваш бизнес с предпринимательской точки зрения. Как я понимаю, Яндекс поставил вас в патовую ситуацию, поскольку продажа ссылок – спорный бизнес. Я готов согласиться с тем, что это красивая и чистая история, если ссылки продаются на некоммерческих сайтах, которым иначе не заработать. Автоматизация накрутки поведенческих факторов – черная история, и Яндекс поставил вас перед выбором, и вы отказались от того, чтобы заниматься этим?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да. Мы не будем смотреть в сторону пользовательских факторов. Мы можем сделать инструменты, которые будут подсказывать пользователю, что у них плохие пользовательские факторы, что их надо улучшить примерно такими-то и такими-то способами, но никаких накруток и ботнетов не будет.
М. СПИРИДОНОВ: Как смотрит на это отрасль? Мне кажется, что оптимизаторы – хваткие ребята, порой готовые на серьезные, экстремальные, нечистые шаги для того чтобы поднять сайт, увеличить оборот. Вы не пойдете туда, а появятся ли на рынке какие-то большие системы, которые будут позволять поднимать сайт по поведенческим факторам, как сейчас позволяют поднимать сайт по ссылочному ранжированию Sape и подобные сервисы?
Е.ПОШИБАЛОВ: Общаясь с лидерами SEO-отрасли – крупнейшими SEO-компаниями, могу сказать, что все они негативно относятся к накрутке пользовательских факторов. Кто сейчас накручивает пользовательские факторы? Маленькие конторы, которые стараются увеличить свой пул клиентов такими способами, или фрилансеры, которые пытаются их накрутить «кустарными» методами. Открытые системы пытались появляться, но, насколько я понял, они не получили сильного развития. Как только к первым проектам применились санкции, все оттуда ушли. По большому счету никакой патовой ситуации нет. Яндекс дал всем четко понять, что накрутки пользовательских факторов он не допустит и что хорошие сайты можно продвигать хорошими покупными ссылками. Это неоднократно озвучивалось на конференциях. Теперь это допускается.
М. СПИРИДОНОВ: Озвучивалось то, что хорошие сайты будут подниматься в поисковиках сами по себе?
Е.ПОШИБАЛОВ: Они будут подниматься и сами по себе, благодаря хорошим пользовательским показателям, и ссылки будут работать для продвижения хороших сайтов.
М. СПИРИДОНОВ: Вы как-то анализируете деятельность Яндекса? Есть какой-то специальный отдел или группа специалистов?
Е.ПОШИБАЛОВ: У нас этим занимается очень маленькая группа. Сильных шагов по reverse engineering мы особо не ведем.
М. СПИРИДОНОВ: Почему? Это непринципиально для вас?
Е.ПОШИБАЛОВ: Это связано с тем, что наши исследования не могут сильно влиять на работу оптимизаторов, поскольку мы сервис для профессионалов, сервис для самостоятельной работы оптимизаторов. По указке, по нашей инициативе мы ничего для оптимизатора не закупаем. Он всё это делает сам. Лечить и воспитывать оптимизаторов своими мнениями мы пока не хотим.
М. СПИРИДОНОВ: Сегодня ваши клиенты с точки зрения покупки – это, в основном, компании и частные лица, или это другие сервисы, типа Seopult или Rookee?
Е.ПОШИБАЛОВ: Надо сказать, что истерия вокруг сервисов автоматического продвижения очень сильно раздута. Более 65% наших клиентов – это прямые рекламодатели, юридические лица или фрилансеры.
М. СПИРИДОНОВ: Я слышал мнение, что если Seopult переключится на другую биржу ссылок, то вам не выжить. Это правда?
Е.ПОШИБАЛОВ: Это неправда.
М. СПИРИДОНОВ: Хорошо. То, что вы сделали сегодня на рынке, имеет определенную репутацию, обороты, изменения в структуре доходов. Вы будете оставаться в Рунете, или будете идти дальше, за границы кириллического сегмента?
Е.ПОШИБАЛОВ: Мы очень хотели бы пойти дальше. Более того, мы уже долгое время готовим наш проект под Европу, Америку. Сейчас мы заканчиваем тестирование. В зарубежной системе уже есть живые люди и живые сайты. В самое ближайшее время проект стартанет.
М. СПИРИДОНОВ: Почему на Западе нет подобных заметных бирж? Может, там это не работает?
Е.ПОШИБАЛОВ: Там всё это прекрасно работает, в Европе особенно. Гугл – конечно, очень мощная система, но в региональных языках он слабоват. У него нет того количества фильтров и факторов на других языках, которые он может применять при ранжировании сайтов на английском языке. Там продвигать сайты на иврите, польском, чешском и других языках гораздо проще, чем в англоязычном сегменте и уже проще, чем в Рунете.
М. СПИРИДОНОВ: А почему там нет своих лидеров в этой области?
Е.ПОШИБАЛОВ: Это остается загадкой. Наверное, у них программисты слабоваты, или интернет-маркетологи.
М. СПИРИДОНОВ: Я слышал о том, что при попытке появления таких сервисов Гугл проводил жесткие репрессии несколько лет назад, и все, кто мог это сделать, поняли, что в этом нет смысла, потому что Гугл не даст развиться таким сервисам.
Е.ПОШИБАЛОВ: Мы попробуем. Мы слышали о таких случаях, но боюсь, что это не наш вариант. Я думаю, что это касается систем, не подобных нашей. В Америке и Европе существуют системы по продаже ссылок, они живут, через них продвигаются сайты. Был момент, когда Гугл очень жестко фильтровал сайты, которые продавали и покупали ссылки, но потом ситуация стабилизировалась.
М. СПИРИДОНОВ: Давно был этот момент?
Е.ПОШИБАЛОВ: Где-то в 2004-2005 году.
М. СПИРИДОНОВ: Тогда пуганул, и все испугались?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да. Там большое влияние имеет мнение лидеров, и лидеры сказали: «Покупать ссылки – это плохо. Давайте дружно не будем их покупать!». Тогда индустрия ушла в тень. Если зайти на оптимизаторские форумы, то по объявлениям в форумах можно увидеть, что продается огромное количество ссылок. Они побаиваются вносить свои сайты и свою торговлю в автоматизированные системы.
М. СПИРИДОНОВ: Боятся, что, укрупнение, вывод процесса на уровень больших контор и больших оборотов, приведет к обвалу?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, я думаю, что у них есть такой стереотип.
М. СПИРИДОНОВ: Может, так и есть? Может, вы напрасно туда идете?
Е.ПОШИБАЛОВ: Не ошибается тот, кто ничего не делает.
М. СПИРИДОНОВ: Вы собираетесь продвигаться в глобальном виде? Хотите сделать англоязычный сервис и предлагать продажу-покупку ссылок по всем направлениям, или это будет локальное, сегментированное продвижение в разных языковых зонах?
Е.ПОШИБАЛОВ: Мы раздумываем на эту тему. Скорее всего, это будет сочетание и того, и другого. Сейчас мы развиваем глобальный сервис, который будет по всему миру, но также мы ищем партнеров и инвесторов для развития этого проекта и для развития проектов в отдельно взятых странах.
М. СПИРИДОНОВ: Раз мы коснулись инвесторов, возвратимся к теме Юрия Мильнера. Он является «спящим» акционером, или он и его структура активно участвуют в управлении компанией?
Е.ПОШИБАЛОВ: Они не участвуют в управлении компанией. Есть группа инвесторов «DST Style Investors» - это инвесторы, которые дают деньги и не лезут со своими советами. В этом плане они достаточно комфортные инвесторы.
М. СПИРИДОНОВ: А в каком плане некомфортные инвесторы?
Е.ПОШИБАЛОВ: Сложно сказать, что они некомфортные. Негативный момент – то, что, к сожалению, у нас не получилось сильной и ощутимой синергии с другими проектами DST. Это связано с тем, что они достаточно разрозненные и самостоятельные, нет единого центра управления.
М. СПИРИДОНОВ: Предполагалась какая-то синергия? Мне кажется, сложно представить синергию с Одноклассниками, Вконтакте, Mail.ru Group, у которых у самих есть поисковик.
Е.ПОШИБАЛОВ: Синергия могла быть очень неплохая.
М. СПИРИДОНОВ: Вы пытались продвинуть инициативу?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, конечно, пытались. В 2009 году мы предлагали DST сделать систему рекламы (сейчас подобную систему Mail.ru делает самостоятельно –
Target@Mail.ru). Мы предлагали ее сделать руками наших специалистов, у нас даже был готовый прототип. Потом мы его законсервировали, поскольку не удалось ни о чем договориться.
М. СПИРИДОНОВ: Вы себя позиционируете, скорее, как разработческую компанию, как авторов программных продуктов?
Е.ПОШИБАЛОВ: Как платформу, скорее.
М. СПИРИДОНОВ: Сколько человек на сегодня работает в Sape?
Е.ПОШИБАЛОВ: Около 50.
М. СПИРИДОНОВ: Какая у вас структура? Это в основном программисты?
Е.ПОШИБАЛОВ: Примерно треть – программисты, треть – support, треть – бухгалтерия и прочий административный состав.
М. СПИРИДОНОВ: По разговору с Николаем Евдокимовым по поводу SeoPult было понятно, что годовой оборот SeoPult составляет порядка 40-60 миллионов долларов. Скажем, несколько десятков миллионов долларов. Это можно было вычислить в процессе нашего блуждания в цифрах. Ваши деньги сопоставимы?
Е.ПОШИБАЛОВ: Я не имею право озвучивать никакие цифры, но до этого я вам сказал, что, если SeoPult перестанет покупать ссылки в Sape, то мы не умрем.
М. СПИРИДОНОВ: У вас больше?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да.
М. СПИРИДОНОВ: Понятно. Возвратимся к структуре компании и к ее будущему. Диверсификация, то есть появление новых сервисов и движение на Запад – единственное, что будет происходить, или есть какие-то другие красивые планы, помимо этих?
Е.ПОШИБАЛОВ: Движение на Запад – один из самых больших и красивых планов. В Рунете мы планируем наращивать количество сервисов, мы пытаемся инвестировать в небольшие стартапы, связанные с интернет-маркетингом.
М. СПИРИДОНОВ: Какие стартапы, если не секрет? Назовите некоторые, которые проинвестированы вами?
Е.ПОШИБАЛОВ: Например, в систему лидогенерации.
М. СПИРИДОНОВ: Как она называется?
Е.ПОШИБАЛОВ: Ее еще нет в публичном доступе.
М. СПИРИДОНОВ: Насколько вы верите в возможность автоматизированной продажи лидов? Скажем, захожу я к вам, говорю, что хочу купить несколько тысяч лидов по теме «Стоматология» и получаю клиентов по понятным и измеримым критериям степени их интереса.
Е.ПОШИБАЛОВ: Я боюсь, что измерить и соблюсти все критерии достаточно сложно. В данный момент я не вижу, как это автоматизировать в общем плане. Это можно автоматизировать в каких-то типовых нишах. Допустим, есть какой-то товар, например, холодильник определенной марки с понятными потребительскими свойствами. Поставку таких лидов, наверное, можно автоматизировать. Поставку лидов по стоматологии, когда непонятно, что нужно человеку – зубной протез или что-то еще, автоматизировать сложно. Также накладывается платежеспособность клиента, который пришел по лиду. Часто возникает недопонимание, потому что человек рассчитывал на совсем другие деньги. Ччасто идут сбои по региональной тематике. На странице, которая генерит лиды, крупно написано, что данное предложение действительно только для Москвы и Московской области, но заходят же люди и из Челябинска. Автоматизировать достаточно сложно, пока процесс возможен только с участием людей.
М. СПИРИДОНОВ: Какие тенденции в автоматизации интернет-маркетинга ты видишь в перспективе 2-5 лет? Как мы поняли, ссылочные биржи будут потихоньку уходить, унося песню за собой.
Е.ПОШИБАЛОВ: Я бы не сказал, что ссылочные биржи будут уходить. Пока я не вижу этой тенденции. Пока мы не видим стагнации, у нас рост. Он, конечно, не такой, какой был 5 лет назад, но это связано с тем, что тогда мы росли с нуля. Мы не видим стагнации нашей отрасли. Обороты оптимизации за 2011 год, по моим подсчетам, выросли на 20-30%, и они продолжат расти. Сейчас всё больше и больше регионов включается в рынок оптимизации. Более того, у поисковиков ранжирование в некоторых регионах оставляет желать лучшего. За счет регионов в том числе SEO-индустрия будет расти. По крайней мере, один-два года точно.
М. СПИРИДОНОВ: Как ты оцениваешь совокупный оборот отрасли за 2011 год?
Е.ПОШИБАЛОВ: Я думаю, что это несколько сотен миллионов долларов.
М. СПИРИДОНОВ: До полумиллиарда?
Е.ПОШИБАЛОВ: Вполне может быть.
М. СПИРИДОНОВ: То есть, она сопоставима с игровой отраслью. Понятно. Это значительно больше, чем оценки, которые ходят по рынку. Я слышал оценку в 50 миллионов долларов за 2010 год. Я думаю, что тогда было больше.
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, я тоже так думаю.
М. СПИРИДОНОВ: Хорошо. Конфликт поисковиков и SEO-продвиженцев исчерпан, или будет новый виток?
Е.ПОШИБАЛОВ: Он стал не таким острым. Если SEO-продвиженцы не будут насиловать поисковики накруткой пользовательских факторов, то взаимопонимание будет достигнуто.
М. СПИРИДОНОВ: Нового витка ты не ожидаешь?
Е.ПОШИБАЛОВ: Я думаю, что его не будет.
М. СПИРИДОНОВ: Как изменится поисковый рынок? Изменятся поисковые алгоритмы в ближайшие 3-5 лет? Что изменится, кроме нарастания влияния поведенческих факторов?
Е.ПОШИБАЛОВ: Я думаю, что поисковики будут серьезнее работать над региональной выдачей. Из Саратова будут видны не те сайты, которые видны из Москвы. Будут усовершенствоваться пользовательские факторы, которые не исчерпали и половины возможностей по улучшению качества поиска.
М. СПИРИДОНОВ: Кого на сегодня ты видишь главными конкурентами Sape?
Е.ПОШИБАЛОВ: Я бы не стал отвечать на этот вопрос, поскольку рынок узкий, игроков мало, и все мы больше партнеры, нежели конкуренты. Мы большая команда со своими противоречиями, небольшими конфликтами, но мы больше партнеры, чем конкуренты.
М. СПИРИДОНОВ: Как известно, из закупленных ссылок работает около 5-50% ссылок, остальные не работают. Как определить рабочие и нерабочие ссылки?
Е.ПОШИБАЛОВ: Если рассматривать этот вопрос в общем, то, чтобы повысить процент хороших ссылок в своем портфеле, как минимум, придется обработать много данных. Сейчас каждый оптимизатор отвечает на этот вопрос самостоятельно. Кто-то использует инструменты аналитики. Один из самых простых способов, которым пользуется много людей – покупка более дорогих ссылок. Как показывается статистика, сайты, которые продают ссылки по 50 копеек, получают в разы больше спроса, но и несут больше риска санкций поисковиков. Соответственно, больше риска, что такие ссылки попросту не работают, поскольку на сайте находятся ссылки на десятки тысяч разных сайтов. Те, кто продают дороже, имеют меньший спрос, у них гораздо меньше риска попасть под санкции. Соответственно, вероятность того, что эта ссылка окажется рабочей, выше.
М. СПИРИДОНОВ: Залог максимального эффекта от продвижения ссылками во внимательном мониторинге того, где эти ссылки расположены, так?
Е.ПОШИБАЛОВ: В том числе.
М. СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом основная часть беседы закончилась. Сейчас небольшой блиц. Я задам несколько вопросов, на которые прошу ответить максимально лаконично. Хорошо?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да.
М. СПИРИДОНОВ: С каким видом спорта можно сравнить работу сео-оптимизатора? С шахматами? Со стрельбой? С покером?
Е.ПОШИБАЛОВ: С греблей.
М. СПИРИДОНОВ: Почему? Греблей денег?
Е.ПОШИБАЛОВ: Нет. Это монотонный, упорный труд. Шапкозакидайство в 2007 году закончилось.
М. СПИРИДОНОВ: Что случилось в 2007 году?
Е.ПОШИБАЛОВ: До 2007 года можно было продвинуть любой сайт любыми ссылками. Это закончилось, сейчас это упорный труд, который больше похож на греблю, нежели на бадминтон.
М. СПИРИДОНОВ: Кто может стать сео-оптимизатором? Любой человек, или должны быть определенные навыки?
Е.ПОШИБАЛОВ: Прежде всего, это усидчивые и способные к аналитике люди.
М. СПИРИДОНОВ: Какой была бы выдача, если бы не было ссылочных бирж?
Е.ПОШИБАЛОВ: Другой.
М. СПИРИДОНОВ: Она была бы лучше или хуже?
Е.ПОШИБАЛОВ: Возможно, что и хуже.
М. СПИРИДОНОВ: Может ли Яндекс выключить все сайты, которые пользуются сервисом sape?
Е.ПОШИБАЛОВ: Может.
М. СПИРИДОНОВ: А почему этого не делает?
Е.ПОШИБАЛОВ: В таком случае у него сильно изменится выдача, и не факт, что в лучшую сторону.
М. СПИРИДОНОВ: Он знает, где стоят ссылки, но опасается выключить?
Е.ПОШИБАЛОВ: Яндекс декларирует то, что он знает порядка 80% ссылок. Их анализ показал, что далеко не все эти ссылки плохие, поэтому они борются с ними избирательно, и это правильно.
М. СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом блиц закончен. Напоследок задам вопросы слушателей, которые поступили в анонсах программы в наших сообществах в Твиттере и Facebook, а также в моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Дмитрий Яхнов спрашивает: «Планируется ли сделать мобильную версию сайта или приложение (в основном, для ручного отбора заявок)?».
Е.ПОШИБАЛОВ: Мы понимаем, что такое приложение востребовано. Есть любительские приложения под Андроид и Apple, которые позволяют что-то делать. Своих приложений у нас пока нет, мы хотели бы их сделать. Наверное, в будущем мы обратим на это внимание.
М. СПИРИДОНОВ: Антон спрашивает: «Есть ли смысл в закупке временных ссылок?»
Е.ПОШИБАЛОВ: Что такое временные ссылки?
М. СПИРИДОНОВ: Те, которые ставятся, а потом исчезают.
Е.ПОШИБАЛОВ: Условно-постоянные ссылки тоже исчезают. Нет ничего вечного, в том числе и ссылок.
М. СПИРИДОНОВ: Нет гарантий, что они будут вечными?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, гарантий нет.
М. СПИРИДОНОВ: Иными словами, смысл есть?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, смысл есть, иначе бы мы не существовали.
М. СПИРИДОНОВ: Максим спрашивает: «Где брать вдохновение на столь большой и амбициозный проект? Как мотивировать себя при создании крупных проектов?».
Е.ПОШИБАЛОВ: Сложно сказать. Наверное, надо быть целеустремленным, усидчивым и достаточно бедным, чтобы позволить себе потратить год-полтора-два на какой-то проект. Всё остальное очень сильно отвлекает.
М. СПИРИДОНОВ: Сегодня ты не можешь себе позволить такого?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да, сейчас я не могу сосредоточиться на других проектах. Посвятить 100% своего времени другому проекту я уже не могу. Когда мы разрабатывали Sape, я мог. Тогда мы около года посвятили этому проекту, и вот что получилось.
М. СПИРИДОНОВ: Димка спрашивает: «Сколько максимально реально можно закинуть страниц в sape с одного сайта?».
Е.ПОШИБАЛОВ: Есть специальная формула. Порядка 70 тысяч.
М. СПИРИДОНОВ: Из чего проистекает формула?
Е.ПОШИБАЛОВ: Робот анализирует первые 150 внутренних ссылок с главной страницы, ограниченное количество ссылок со страниц второго уровня, потом третьего. Если вывалить 100 тысяч на одну страницу, то робот их все не возьмет, скажет, что это плохая страница. Из этой формулы получается, что максимально 70 тысяч страниц.
М. СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Cчитаете ли вы Трастлинк своим главным конкурентом?
Е.ПОШИБАЛОВ: Нет, не считаем. Это система другого формата. Она непрозрачна.
М. СПИРИДОНОВ: Микола Шевчук спрашивает: «Почему на Западе веб-мастера почти не используют биржи ссылок для продвижения сайтов?».
Е.ПОШИБАЛОВ: Мы уже говорили об этом.
М. СПИРИДОНОВ: Гугл пуганул?
Е.ПОШИБАЛОВ: Да. Но в США эта индустрия есть, есть биржи с солидным оборотом, много ссылок продается на форумах, втихую. В Европе индустрия оптимизации не очень хорошо развита. Вначале нужно воспитывать индустрию, а потом вносить инструменты.
М. СПИРИДОНОВ: Видимо, уже не воспитается, будут воспитываться комплексные интернет-маркетологи.
Е.ПОШИБАЛОВ: Нет. Там полно малых бизнесов, которые нуждаются в продвижении, но они либо не умеют это делать, либо не обращают на это внимание, либо даже не задумываются над этим.
М. СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Если есть, что добавить в конце в качестве резюме, то прошу, и будем закругляться.
Е.ПОШИБАЛОВ: Я всё, что хотел, сказал. Спасибо за внимание. Всем удачи и процветания в Новом Году!
М. СПИРИДОНОВ: Тебя тоже с наступившими праздниками.
Е.ПОШИБАЛОВ: Спасибо.
М. СПИРИДОНОВ: Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель самой известной ссылочной биржи Рунета «Sape.ru» Евгений Пошибалов. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!