М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 19 января 2012 года. В эфире 131-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов. Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
А спонсором этого выпуска является облачный контент-фильтр SkyDNS. SkyDNS – это защита от фишинга и ботнетов, блокировка баннеров, запрет доступа к нежелательным категориям сайтов. Базовые возможности сервиса бесплатны даже для юридических лиц, а стоимость коммерческой подписки для небольшой компании с десятком сотрудников составит всего лишь 300 рублей в месяц! Напомню также, что теперь у Рунетологии есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». Подробности на сайте netology.ru.
Тема нашей сегодняшней программы – электронная коммерция – пожалуй, является одним из самых старых, если можно так выразиться, направлений бизнеса в интернете. Мы не раз касались его разных ипостасей и говорили как с руководителями узкоспециализированных электронных магазинов, так и с универсальными торговыми площадками. Сегодня мы побеседуем о проекте, который для многих в Рунете является синонимом электронного магазина, почти так же, как ксерокс является синонимом копировального аппарата. В этом выпуске мы говорим об Ozon.ru, и наш гость – генеральный директор этого онлайн-мегамаркета Маэль Гавэ. Маэль, приветствую!
М.ГАВЭ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Как вы считаете, Озон – абсолютный недостижимый лидер в своем сегменте? Или его можно подвинуть?
М.ГАВЭ: Спасибо за сложный вопрос с самого начала беседы(смеется). Как генеральный директор Ozon я Вам скажу, что сделать как Ozon невозможно, мы всё делаем лучше.
М.СПИРИДОНОВ: Вас не расслабляет то, что вы на сегодня являетесь самым заметным брендом в отрасли? Вы уверены, что сможете держать это знамя дальше?
М.ГАВЭ: Мы понимаем, что есть много challenge и что это не будет просто, но я думаю, что у нас очень хорошая команда, хорошие инвесторы и очень лояльные клиенты. Хотя это будет непросто, я верю, что это возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Многих управленцев часто тяготит долгое лидерство, поскольку они знают, что лидерство расслабляет людей, особенно менеджеров младшего и среднего звена. Это может стать причиной того, что сильные и молодые игроки догонят и перегонят. Вы как-то боретесь с возможным расслаблением команды?
М.ГАВЭ: Я думаю, что в России расслабиться невозможно. Если говорить об интернете, то могу сказать, что интернет-торговля в России – очень молодая индустрия и молодой бизнес. Есть много вещей, которые нужно делать, чтобы продолжать развиваться. Пока у нас нет времени расслабиться.
М.СПИРИДОНОВ: Скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru.
ДосьеМаэль Гавэ родилась и выросла во Франции. Училась в Сорбонне, где изучала русский язык. Окончила Институт политологии в Париже, где получила степень бакалавра в области финансов и бизнеса. Также окончила Высшую школу гуманитарных наук Франции. В 1999 году основала компанию «Представительский дом», которая занималась организацией корпоративных и деловых мероприятий. С 2003 года работала в The Boston Consulting Group в России, Индии и Европе, где принимала участие и руководила проектами, связанными с ритейлом и потребительскими рынками. В 2010 году присоединилась к команде Ozon.ru в качестве директора по маркетингу. С 2011 года – генеральный директор Ozon.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Задам вопрос, который Вам, наверное, не раз уже задавали. Почему Россия?
М.ГАВЭ: Я в школе сильно интересовалась Достоевским, и мне хотелось иметь возможность читать его книги на русском языке, поэтому я начала изучать русский язык. Потом я съездила в Россию на несколько месяцев, работала в детском доме. Мне очень понравилось, я там встретилась с бизнес-людьми, поняла, какой огромный потенциал развития на этом рынке, сколько всего можно сделать. Люди в России готовы пробовать что-то новое. Русские люди не боятся рисков. Мне очень понравилось, как развивается бизнес в России. Когда у меня была возможность вернуться, я решила строить свою карьеру в России, потому что это одно из самых хороших мест в мире.
М.СПИРИДОНОВ: Вас очаровала русская романтика?
М.ГАВЭ: Что-то такое.
М.СПИРИДОНОВ: Вы в свой первый приезд были волонтером в детском доме?
М.ГАВЭ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Что вас подвигло к продолжению карьеры не в волонтерстве, благотворительности, а в бизнес-направлении?
М.ГАВЭ: Я люблю строить. Ozon – это 1500 сотрудников и 3000 партнеров. Я верю, что бизнес – это еще один способ изменить мир. Не только благотворительный фонд может это сделать. Я считаю, что этим я занимаюсь лучше, чем благотворительностью.
М.СПИРИДОНОВ: В вашем образовании интересно перекрестились прагматичная составляющая - финансы и бизнес, и высшая школа гуманитарных наук. Кто Вы – гуманитарий или технарь?
М.ГАВЭ: И того, и того немножко. Я никогда не могла сфокусироваться на чем-то одном, мне быстро становится скучно.
М.СПИРИДОНОВ: Для многих ваше появление в Озоне было неожиданным. Варяги приходят в страну и начинают руководить. Для Вас это было неожиданным?
М.ГАВЭ: Неожиданным в каком плане?
М.СПИРИДОНОВ: Ваше появление в руководстве одной из крупных онлайн-компаний в России было неожиданным для Вас? Для наблюдателей со стороны ваше появление было неочевидным. Вы пришли из Франции или из Индии, поскольку вы работали в разъездах.
М.ГАВЭ: Когда я пришла в Ozon, я уже находилась в России. Тогда я работала в московском офисе Boston Consulting Group. Я даже делала один проект для Ozon. Я жила в Индии, и мне позвонили и предложили жить в России. Я была знакома с Россией. Для внешних людей это, возможно, выглядело внезапно, но на самом деле переход в Ozon был достаточно логичным. Мы с акционерами и с предыдущим генеральным директором долго готовились к этому, мы старались, чтобы компания не пострадала от смены генерального директора.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы сначала участвовали как внешний консалтор, потом стали одним из руководителей в области маркетинга, а затем возглавили компанию?
М.ГАВЭ: Да, именно так.
М.СПИРИДОНОВ: Это была ваша первая топ-должность?
М.ГАВЭ: До BCG у меня была своя собственная компания, но не такого размера, как Ozon. Представительский дом – это моя компания.
М.СПИРИДОНОВ: Представительский дом, который Вы организовали в 1999 году – это доходное предприятие, или волонтерское?
М.ГАВЭ: Это было доходное предприятие, но оно приносило маленький доход.
М.СПИРИДОНОВ: Маленький свечной заводик, как говорят в России. Вы, кстати, читали Ильфа и Петрова?
М.ГАВЭ: Да. Мне сложно понять русский юмор. Я читала, но не уверена, что я всё поняла.
М.СПИРИДОНОВ: Представительский дом – компания по организации мероприятий, она была создана тоже в России? Как я понимаю, это была Ваша первая компания.
М.ГАВЭ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему Вы ее организовали в России? Вы уже тогда приняли решение, что Россия будет Вашим окончательным фокусом?
М.ГАВЭ: Не совсем. Я просто работала в детском доме. Там я познакомилась со многими людьми, и я поняла, что многие русские, когда знакомятся с француженкой, думают, что она лучше всего умеет организовывать мероприятия. Вначале я подумала, что это шутка, потом я подумала, что можно создать бизнес. Так я решила попробовать. Тогда я была молодой. Я думаю, что только в России есть возможности для молодых людей.
М.СПИРИДОНОВ: Не было страшно?
М.ГАВЭ: Нет, страшно мне никогда не бывает. Не надо ничего бояться в жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас компания существует?
М.ГАВЭ: Компания вроде существует, но у меня нет с ней связей.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к Озону и Вашей роли в этой компании. Сейчас погрузим слушателей в историю Озона. Могли бы Вы в двух словах рассказать о главных этапах становления Озона?
М.ГАВЭ: Как Вы сказали, Озон – это очень старая компания, ей почти 14 лет. Мы начали продавать книги, потом постепенно расширялись, стали продавать музыку, электронику, потом товары для детей, товары для дома, товары для животных. 2,5 года назад мы решили войти в путешествия и создали ozon.travel, который хорошо развивается. У нас есть служба доставки «О-Курьер», которая работает в основном для Ozon.ru, но также она работает для 70 партнеров. Они используют услуги нашей службы для доставки по России.
М.СПИРИДОНОВ: Вы свою логистическую систему доставки сдаете в аренду?
М.ГАВЭ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Также хочется добавить то, что сегодняшний гендиректор Google.Россия Владимир Долгов долгое время руководил Озоном: сначала как технический директор, потом как генеральный директор.
М.ГАВЭ: Да. В Рунете много бывших сотрудников Ozon.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Как много сотрудников работает сегодня?
М.ГАВЭ: 1500 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Какова структура компании? Какие есть подразделения, департаменты?
М.ГАВЭ: Это 3 компании, каждая имеет свою структуру, есть холдинг.
М.СПИРИДОНОВ: Внутри холдинга Ozon есть 3 основных компании?
М.ГАВЭ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Назовите их, пожалуйста.
М.ГАВЭ: Ozon.ru, Ozon.Travel и О-Курьер.
М.СПИРИДОНОВ: Всем этим вы руководите как CEO, как гендиректор холдинга?
М.ГАВЭ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: О-Курьер – служба доставки, Ozon.Travel – туристическое агентство. Как делится Ozon? Кто там работает? Мне хочется представить внутреннее устройство магазина.
М.ГАВЭ: Внутреннее устройство похоже на устройство любой другой компании. У нас есть коммерческий отдел, отдел маркетинга, большой IT-отдел, финансовый отдел, бухгалтерия, юридический отдел, HR. Я думаю, любая компания такого размера имеет похожую структуру.
М.СПИРИДОНОВ: Внутри этой большой структуры какие вопросы решаете Вы? Чем занят Ваш рабочий день?
М.ГАВЭ: Я ничего не делаю, мои сотрудники всё делают.
М.СПИРИДОНОВ: Это понятно. Чем Вы занимаетесь, когда Вам надоедает ничего не делать?
М.ГАВЭ: У каждого есть свое понимание того, что должны делать гендиректор и менеджеры. Я стараюсь как можно больше помогать в координации департаментов, директоров. Я помогаю им, поддерживаю их, показываю общие направления, говорю, куда мы хотим развиваться. Мои дни потрачены на бесконечные встречи.
М.СПИРИДОНОВ: Встречи с сотрудниками, или это внешние встречи?
М.ГАВЭ: В основном это внутренние встречи. Также я разговариваю с нашими акционерами и партнерами в России и за границей.
М.СПИРИДОНОВ: Вы глубоко вхожи в оперативные вопросы? Или механизм устроен сам по себе, а вы за ним присматриваете и что-то иногда поправляете?
М.ГАВЭ: Я стараюсь подробно понять, как мы работаем. Я чувствую, что так проще помогать сотрудникам принимать правильные решения, тем не менее, я не претендую на полное понимание всего того, что происходит в компании. Слава Богу, со мной очень хорошая команда директоров. Когда я что-то не понимаю, они мне помогают.
М.СПИРИДОНОВ: Ваш выбор направления – интернет и онлайн-коммерция в частности, был осознанным, или вы пришли туда из бурных волн свободного консалтинга?
М.ГАВЭ: Это получилось случайно. Когда я работала в BCG, было озвучено, что есть компания «Ozon.ru», что мы делаем проект для нее. Я сопротивлялась, я говорила, что я не разбираюсь в интернете, что это не мое. Я занималась вопросами больших офлайновых ритейлеров, а маленький интернет-бизнес я не понимала. Получилось так, что меня заставили работать над этим проектом, и мне так понравилось, что, когда мне сделали предложение, я сразу согласилась.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня вы разбираетесь в интернете?
М.ГАВЭ: Надеюсь. Вы мне это скажете в конце встречи.
М.СПИРИДОНОВ: Что для Вас интернет как для частного лица? Средство коммуникации, информирования? И что для Вас интернет как для руководителя большого онлайн-ритейлера? Для Рунета он самый большой.
М.ГАВЭ: Для меня интернет – средство информации, уникальная возможность приобретать вещи, которые необязательно приобретать в офлайне. Это уникальный мир, который открывает возможности, о которых мы раньше не думали. Несколько лет назад я мало что знала про интернет, но чем больше я узнавала, тем интереснее мне становилось. С точки зрения генерального директора Озона, я вижу интернет как нечто, предоставляющее уникальную возможность купить то, что люди не могли купить в офлайне. Я верю в роль Озона в этом смысле, особенно в регионах России. Мы даем возможность жителям купить любую книгу, которую им хочется прочитать, последние игрушки для своих детей. Озон – это самая большая библиотека в России. Озон помогает русскому населению жить лучше.
М.СПИРИДОНОВ: Вы как руководитель следите за главными тенденциями развития интернета – социальными сетями, мобильным интернетом и другими направлениями, которые могут играть роль для вашего сегмента?
М.ГАВЭ: Да, естественно. Мы смотрим на всё, что происходит в социальных сетях. В России они очень активно развиваются, русские пользователи тратят в социальных сетях существенно больше времени, чем пользователи любых других стран.
М.СПИРИДОНОВ: Поправлю – почти любых других стран. По последней статистике Израиль тратит больше времени.
М.ГАВЭ: Я думала, что Россия - №1. Это небольшое разочарование.
М.СПИРИДОНОВ: Мы держим почетное второе место. Я думаю, будем биться за первое.
М.ГАВЭ: Да, надо, хотя я не уверена, что все работодатели будут согласны со мной.
М.СПИРИДОНОВ: Сомнительное лидерство. Продолжайте.
М.ГАВЭ: Мы смотрим на то, что происходит в социальных сетях. Мы стараемся активно в них присутствовать. У нас есть свои группы, свои страницы во всех социальных сетях. В прошлом году мы были первыми, кто сотрудничал с Вконтакте. Мы запустили проект «wish-лист и покупка через социальные сети». К сожалению, проект закрылся, но тогда это был первый проект в мире, который соединил электронную коммерцию и социальные сети.
М.СПИРИДОНОВ: Означает ли это, что покупательская способность пользователей в социальных сетях низкая и что с точки зрения бизнеса они малоинтересны?
М.ГАВЭ: Нет, не означает. Это означает, что мы еще не нашли правильного способа обращения к пользователям, когда они находятся в социальных сетях.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Вы планируете как-то взаимодействовать с пользователями планшетов, смартфонов? Выпускаете ли приложения?
М.ГАВЭ: На сегодняшний день у нас есть свои приложения для Apple и Андроид. Они регулярно обновляются. Недавно мы внедрили новую функцию, благодаря которой, используя ISBN-код, вы сможете найти товар в Озоне и сравнить цену на Озоне и в офлайне. Для нас это очень интересное направление. У нас есть своя команда, которая работает над этим, и мы собираемся продолжать запускать новые функции.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько эффективно это работает с точки зрения продаж? Как много товаров покупают через эти приложения?
М.ГАВЭ: Пока мало, но я думаю, что это связано с количеством смартфонов и планшетов в России. Я думаю, что их относительно мало. Я верю в то, что это направление будет развиваться, поэтому нам нужно быть там. Именно поэтому год назад мы начали активно запускать мобильные приложения и фокусироваться на них.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме работы с мобильными приложениями планируется ли делать серьезные шаги по продвижению в интернете, или в этом нет необходимости?
М.ГАВЭ: Что вы называете серьезными шагами?
М.СПИРИДОНОВ: Например, большая рекламная компания, баннеры, вирусные ролики, размещение рекламы в социальных сетях, контекстная реклама.
М.ГАВЭ: Сейчас Озон достаточно активно себя рекламирует, он использует все маркетинговые каналы и в офлайне, и в онлайне. Например, сейчас мы рекламируемся по телевизору. Контекстом мы также пользуемся, у нас есть партнерская программа, которая позволяет нам через сайты наших партнеров рекламировать Озон и товары Озона. Баннеры – это всегда вопрос эффективности. Баннеры в России достаточно дорогие, поэтому это не самый эффективный способ рекламировать магазин с точки зрения продаж.
М.СПИРИДОНОВ: По общему признанию специалистов баннеры – это скорее возможность уведомить о наличии брендов, нежели получить какое-то количество кликов покупателей. Заполонив баннерами Рунет или какую-то его часть, вы можете рассказать о том, что вы есть. Поскольку Озону об этом рассказывать нет особой необходимости, об этом и так большинство информировано, то, наверное, для вас они не так нужны.
М.ГАВЭ: Я согласна с тем, что это возможность поддерживать бренд.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к теме Вашего руководства. Вы француженка, а не россиянка, человек не из интернета, женщина. Насколько для Вас эти факторы, которые по идее должны усложнять жизнь, ее реально усложняют при руководстве компанией?
М.ГАВЭ: Я никогда не думаю об этом по-настоящему. Я понимаю Ваш вопрос, но мне кажется, что надо фокусироваться на работе и не задавать себе вопросов «Может, люди меня воспринимают по-другому?». Мне кажется, что существенно сложнее вести себя как человек.
М.СПИРИДОНОВ: Вашим визави – тем, с кем вы взаимодействуете – мужчинам, россиянам, которые давно находятся в интернете, это не мешает? Я поставлю себя на их место. Вы ведете переговоры, приходит красивая молодая француженка, и кажется странным, что она руководитель большой онлайн-компании. Вы не чувствуете недоверия?
М.ГАВЭ: Даже если это бывает, я не обращаю на это внимание.
М.СПИРИДОНОВ: Ваша структура не так давно привлекла достаточно большую инвестицию – крупнейшую частную инвестицию в истории онлайна в России – 100 миллионов долларов. Это было в сентябре, тогда вложилось несколько фондов. Эти деньги были нужны для расширения логистической цепочки, расширения ассортимента?
М.ГАВЭ: Эти деньги мы получили в сентябре. Направлений было несколько, в том числе и те, которые вы озвучили. У нас было желание не только расширить ассортимент, но и увеличить количество товаров, которое находится на складе, чтобы увеличить доступность. У нас было желание расширить нашу систему доставки, потому что мы хотим доставлять товары быстрее. Мы хотели продолжать развивать Ozon.Travel. Мы хотели нанимать больше людей, продолжать строить новый склад. Нам также было необходимо вложить деньги в железо. Компания растет быстро, поэтому ей нужна развитая IT-инфраструктура.
М.СПИРИДОНОВ: На каком парке сегодня работает Озон? Какое количество серверов его поддерживает?
М.ГАВЭ: Я лучше не буду комментировать. Если вы хотите, я позову человека, который сможет вам рассказать об этом.
М.СПИРИДОНОВ: Порядок вы знаете? Это сотни серверов?
М.ГАВЭ: Я знаю, но лучше, если он это скажет. Я не возьму на себя ответственность называть эти цифры.
М.СПИРИДОНОВ: Отсутствие сети доставки, особенно в маленьких городах – это главная проблема для вас?
М.ГАВЭ: Это не проблема. Мы единственные в России, кто смог построить систему доставки. Для нас это огромное конкурентное преимущество. Каждый город, где нас нет – возможность роста продаж.
М.СПИРИДОНОВ: А как же амбициозные планы Викимарта? Вы за ними не следите?
М.ГАВЭ: Я читаю газеты, но я не слежу за тем, что они сделали, делают и собираются делать. Мне гораздо важнее смотреть на то, что делает Озон.
М.СПИРИДОНОВ: Они тоже планировали строить свой логистический центр, у них тоже есть своя служба доставки. Вы планируете расширять службу доставки до службы федерального значения? Будет ли ваша доставка напрямую конкурировать с почтой России?
М.ГАВЭ: Мы собираемся продолжать развиваться. Тем не менее, почта России остается одним из наших ключевых партнеров. Почта имеет покрытие и услуги, с которыми мы никогда не сможем конкурировать. Для нас почта России – очень важный партнер.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько серьезно вы изучаете опыт если не конкурентов, то ваших коллег на Западе – того же Amazon, название которого было прародителем названия «Ozon», чья концепция подтолкнула создателей первого образа Озона к появлению магазина? Для вас он является образчиком? Вы изучаете то, как он устроен, как он работает, перенимаете какие-то модели?
М.ГАВЭ: Да. Мы серьезно смотрим на то, что они делают. Есть и другие игроки, которые являются для нас интересными. Например, наш новый акционер Rakuten – японская онлайн-компания, которая развивает уникальную систему торговой площадки. Я была очень рада, когда они стали нашим инвестором. Благодаря им мы узнали многое о том, что можно лучше делать в интернет-торговле, и я думаю, будем узнавать в ближайшие несколько лет.
М.СПИРИДОНОВ: Этот электронный супермаркет делится какой-то информацией с вами. В какой форме это происходит? Они приезжают и проводят семинары или выдают готовые инструкции?
М.ГАВЭ: Мы находимся в постоянном контакте. Они приходят сюда, мы туда приходим. Они стали акционерами недавно. Мы общаемся с ними так же, как общаемся со всеми нашими акционерами, но поскольку они являются для нас источником знаний, мы стараемся обмениваться опытом.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши топ-менеджеры пытают их топ-менеджеров?
М.ГАВЭ: Да, мы общаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме названных, на кого еще вы смотрите?
М.ГАВЭ: Мы смотрим на многие магазины. Их на Западе очень много, многие из них принадлежат Амазону. Все компании, которые специализируются на интернет-торговле и которые развивают собственную модель, интересны для нас. Мы также смотрим в travel. Expedia, booking.com сделали много хороших вещей.
М.СПИРИДОНОВ: Ожидаете ли прихода, например, прототипа Амазона, Expedia, booking.com в Россию?
М.ГАВЭ: Если вы узнаете об этом, дайте мне знать. Мне будет очень интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Если я узнаю, что они собираются?
Да. Если Вы узнаете, что они собираются, позвоните мне, пожалуйста.
М.СПИРИДОНОВ: Договорились. Пока они не собираются?
М.ГАВЭ: Я не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Как только они соберутся на российский рынок, мы Вам позвоним. Они бы могли составить сильную конкуренцию и сместить вас? Давайте представим, что они приходят, активно разворачиваются. Возможно ли то, что они сместят вас через год-два?
М.ГАВЭ: Это серьезные игроки. Сложно сказать, что иностранная компания, придя сюда, будет успешной. Я думаю, что Россия – сложная страна, когда речь идет о создании бизнеса. Говорить, что у них всё будет хорошо, сложно, но они будут для нас очень серьезными игроками, на которых мы будем смотреть еще интенсивнее.
М.СПИРИДОНОВ: Озон.ру как холдинг – это иностранная компания? Раньше там были руководство и акционеры преимущественно российские, сегодня это очень пестрая компания, и относительно давно руководят ей иностранцы. До Вас был не россиянин, Вы француженка. Озон по духу – это российская компания?
М.ГАВЭ: По духу на 99,9% это российская компания. Предыдущий генеральный директор тоже был иностранцем, тем не менее, все наши сотрудники русские. Мы фокусируемся на России, когда речь идет о продажах, все наши внутренние встречи проходят на русском языке. Я считаю, что это русская компания, наш главный инвестор тоже русский. Без сомнения, Озон – русская компания.
М.СПИРИДОНОВ: Не мной давно замечено, что в России в онлайне сформировалась любопытная ситуация – мы имеем своих локальных лидеров в ряде важных сегментов. В поисковых системах – Яндекс, в социальных сетях – Одноклассники и Вконтакте несмотря на то, что в большинстве стран мира Facebook занял свое место, хотя у большинства также были свои локальные игроки, в электронной коммерции – Ozon и другие крупные российские игроки. Мы знаем, что eBay и Amazon занимают основное пространство планеты, и в большинстве стран они доминируют. Что это для Вас? Это специфика российской ментальности, или это наша недоразвитость?
М.ГАВЭ: Я не думаю, что это недоразвитость. Наоборот, я думаю, что у русских есть абсолютно уникальный способ смотреть на то, что работает на Западе, заправить это русским соусом, сделать так, чтобы это работало в России. Многие иностранцы считают, что Россия похожа на Запад, что они просто скопируют то, что есть на Западе, и всё будет работать. На самом деле, это не так. Всегда есть какие-то тонкости, которые надо адаптировать. Я думаю, что локальные игроки это понимают быстрее. Может быть, причина в том, что очень долго иностранные компании боялись инвестировать в Россию. Умные русские люди просто смотрели на то, что работает на Западе, и подумали, что у нас это тоже должно работать, если чуть-чуть адаптировать. Я думаю, эти факторы объясняют, почему нет сильной конкуренции со стороны западных компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Первое место в продажах занимают книги и электроника?
М.ГАВЭ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Так будет и дальше, с Вашей точки зрения? На что Вы делаете ставку в перспективе?
М.ГАВЭ: Я думаю, что Озон останется интернет-магазином книг. Для нас книги – это важное направление. Тем не менее, мы понимаем, что есть новые категории товаров (товары для детей, дома, животных), продажа которых растет очень быстро. Они становятся еще более существенной частью нашей доли. Я не считаю, что одна из этих категорий будет больше, чем категория книг, но мы ожидаем большой рост.
М.СПИРИДОНОВ: У Амазона в 2011 году по итогам какого-то периода (по-моему, первого полугодия) объем продаж электронных книг превысил объем продаж бумажных книг. Я слышал, что вы не очень доверяете электронным книгам.
М.ГАВЭ: У нас пока не так. Рынок в России так не развивается, поэтому физические книги являются самым большим источником продаж в категории «Книги».
М.СПИРИДОНОВ: А электронные книги вы продаете?
М.ГАВЭ: Продаем, и продаем всё больше и больше, но этот объем несравним с объемом физических книг.
М.СПИРИДОНОВ: Может быть, это надо более явно показать, потому что я проходился по сайту и не нашел электронных книг.
М.ГАВЭ: Мы пока их не очень активно продвигаем. Мы хотим быть готовыми к их promotion, чтобы не разочаровать потребителей. Мы активно работаем над этим.
М.СПИРИДОНОВ: Помнится, у вас была читалка «OZON Galaxy». Вы предполагаете развивать этот проект? Как мы знаем, у Amazon на это серьезная ставка.
М.ГАВЭ: OZON Galaxy – попытка понять, как может работать система. Мы очень многое узнали. Сейчас мы рассматриваем разные варианты того, как двигаться дальше. Мы думаем над тем, создавать еще одну читалку или сфокусироваться на контенте и сотрудничать с кем-то. Есть много разных возможностей.
М.СПИРИДОНОВ: Озон в разные моменты своей жизни был то убыточным, то прибыльным. Сегодня он в плюсе?
М.ГАВЭ: Не могу комментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы двигаетесь к вашей финансовой цели – миллиард долларов оборота через 5 лет?
М.ГАВЭ: Быстрыми темпами.
М.СПИРИДОНОВ: Придете к ней раньше?
М.ГАВЭ: Не знаю, но всё идет по плану.
М.СПИРИДОНОВ: Как бы Вы нарисовали будущее электронной коммерции в Рунете и мире через 3-4 года?
М.ГАВЭ: Я счастлива, что я нахожусь именно в это время, в этой индустрии, в этой стране. Сейчас очень много проектов. Россия – первый рынок по количеству интернет-пользователей в Европе. Сейчас очень удачное время. IPO Яндекс и Mail.ru очень сильно помогли Рунету быть более заметным на международной сцене. Инвесторы узнали о том, что есть русский интернет и что можно что-то в нем делать. Я думаю, что ближайшие 3-5 лет – самое интересное время в Рунете.
М.СПИРИДОНОВ: Вы свое будущее на сколько лет связываете с Рунетом, Озоном?
М.ГАВЭ: Цифры я назвать не могу. Прошлое показывает, что, когда я что-то планирую, это не получается. Я думаю, что я здесь надолго. Потенциал у Озона большой, и я хочу видеть, как он будет развиваться. Моим сотрудникам придется терпеть меня еще долго.
М.СПИРИДОНОВ: На этом основная часть беседы закончилась. Сейчас блиц, на вопросы которого прошу отвечать лаконично. Не все вопросы будут предсказуемыми.
М.ГАВЭ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сегодня прожить, не выходя из дома и покупая все необходимые товары в интернет-магазинах?
М.ГАВЭ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как часто вы сами покупаете в интернет-магазинах?
М.ГАВЭ: 2-3 раза в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: Это больше отечественные или зарубежные магазины?
М.ГАВЭ: 90% - это Озон.
М.СПИРИДОНОВ: Чем русские покупатели отличаются от покупателей Франции или США?
М.ГАВЭ: Российский покупатель очень требовательный.
М.СПИРИДОНОВ: Это видно?
М.ГАВЭ: Да. Я их очень люблю, но они очень многого хотят.
М.СПИРИДОНОВ: Ваша пока еще не реализованная мечта?
М.ГАВЭ: Профессиональная или личная?
М.СПИРИДОНОВ: Назовите ту, что приходит в голову.
М.ГАВЭ: Если говорить о личной, то я уже давно обещала мужу, что мы уедем в кругосветное путешествие на год.
М.СПИРИДОНОВ: Круиз?
М.ГАВЭ: Нет. Я бы хотела увидеть много стран.
М.СПИРИДОНОВ: Если не озон, то что? Представим, что Вы не работаете в Озоне.
М.ГАВЭ: Я бы создала свой бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Напоследок задам вопросы слушателей, которые были оставлены в анонсе этой программы в блоге Spiridonov.ru, сообществах Рунетологии в Твиттере и Facebook. Artem Shiabutdinov спрашивает: «Какова технологическая составляющая проекта?». Можете что-то сказать по данному поводу, или техника – это не Ваше?
М.ГАВЭ: В следующий раз я дам Вам нужный контакт.
М.СПИРИДОНОВ: Vladimir Dmitriev спрашивает: «Четыре года назад на РБК ТВ в программе "В Фокусе" у Игоря Виттеля представитель OZON.ru высказывал мнение, что продажи в регионах для магазина не приоритетны, т.к. подавляющий объем продаж приходится на столицу и г. Санкт-Петербург. Изменилась ли эта политика в настоящий момент и как Ozon.ru оценивает рынок электронной коммерции в российских регионах?».
М.ГАВЭ: Для нас регионы – ключевой источник роста. Октябрь – это первый месяц, когда регионы составляли более половины продаж Озона. Я верю, что рост будет продолжаться. Регионы – ключевой фокус на сегодняшний день.
М.СПИРИДОНОВ: То есть стратегия изменилась?
М.ГАВЭ: 4 года назад я не работала в компании. На сегодняшний день регионы важны для нас.
М.СПИРИДОНОВ: Афанасьев Дмитрий спрашивает: «Маэль, здравствуйте! На ozon.ru есть торговая площадка, на которой вы предлагаете сторонним продавцам продавать свои товары розничным покупателям (b2c). Насколько перспективным вы считаете b2b – сегмент, т.е. обслуживание оптовых сделок купли-продажи?».
М.ГАВЭ: Оптовая площадка – это очень важный для нас проект. Лично я верю в то, что нам нужно открывать наши возможности доставки другим компаниям и предлагать им продавать свои товары у нас на сайте. Торговая площадка для Amazon – всё больший и больший кусок дохода. В Озоне, мне кажется, будет также в ближайшее время. Что касается b2b, то у нас есть оптовые продажи. Озон есть и остается b2c-магазином, но у нас есть корпоративные клиенты, которые считают удобным заказать всё на Озон, потому что у нас большой выбор и удобная доставка.
М.СПИРИДОНОВ: Николай Хлебинский спрашивает: «Какие метрики эффективности являются основными в таком большом интернет-магазине? Количество заказов? Средний чек? Revenue? Cost per Order? Какие-то другие?».
М.ГАВЭ: У нас большая система отчетности. Все менеджеры, директора и я в том числе получаем ее каждый день. Нельзя управлять таким бизнесом с помощью одного или двух показателей.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек работает в отделе веб-аналитики?
М.ГАВЭ: Не очень много, я хотела бы, чтобы их было больше.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Считаете ли Викимарт конкурентом?
М.ГАВЭ: Я предпочитаю не говорить о других игроках на рынке. Я считаю, что любой игрок позволяет развивать интернет-торговлю и помогает дать понять пользователям, что можно купить товар в онлайне, что это безопасно и надежно. Я считаю, что они делают хорошую работу для всего Рунета.
М.СПИРИДОНОВ: Сергей Филимонов спрашивает: «Будет ли на Озоне функция покупки в 1 клик, как на Амазоне?».
М.ГАВЭ: Мы думаем над этим.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Маэль, спасибо большое за Ваше время и откровенные ответы.
М.ГАВЭ: Спасибо Вам.
М.СПИРИДОНОВ: Если есть какое-то резюме, то прошу, и будем заканчивать.
М.ГАВЭ: Спасибо Вам большое. Надеюсь, я ответила откровенно на все вопросы, которые Вы задали. Покупайте онлайн.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Друзья, вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях была генеральный директор онлайн-мегамаркета Ozon.ru Маэль Гавэ. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!