М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 9 февраля 2012 года. В эфире 134-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов. Искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсором этого выпуска является сервис автоматизированного продвижения сайтов «ROOKEE».
ROOKEE — это простой и доступный способ вывести свой сайт в ТОП поисковых систем. Для начала работы необходимо сделать всего 3 клика, а вся информация о результатах продвижения доступна в реальном времени.
Напомню также, что теперь у Рунетологии есть дочерний образовательный проект – школа интернет-маркетинга «Нетология». Подробности на сайте netology.ru.
Еще недавно ниша знакомств в Рунете была одной из самых денежных и перспективных направлений интернет-бизнеса. Наряду с игровой отраслью она давала очень стабильный, диверсифицированный и малозависящий от внешних экономических факторов доход. Так, например, известно, что в период кризиса 2008 года многие сервисы знакомств не только не уменьшили свои заработки, но и, наоборот, нарастили в отличие от многих интернет-коллег в медийном бизнесе, которые зависели от рекламодателей и сильно упали по доходам. С тех пор прошло три года и, хотя ниша дейтинга является, вне всякого сомнения, всё такой же денежной, насчет ее радужного будущего у некоторых наблюдателей возникли сомнения. Давят развивающиеся соцсети, где люди также много и охотно знакомятся. Об этом и о том, чем в целом живет сегодня российский дейтинг, мы говорим сегодня с генеральным директором Единой службы знакомств и общения «Мамба» Андреем Бронецким. Андрей, приветствую!
А.БРОНЕЦКИЙ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Насколько серьезной угрозой для вас становятся социальные сети сегодня?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я не считаю их самой главной угрозой. Это один из рисков, вот и всё.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что он не может стать фатальным?
А.БРОНЕЦКИЙ: Абсолютно. В том виде, в каком они сейчас существуют, и в том виде, в котором они развиваются, они не являются главным риском для нас. Объясню сразу, почему. Потому что социальные сети – это только веб. Есть более быстрорастущая часть, которую мы все видим, часть, которая больше подстроена под знакомства. Это мобильная составляющая. Я охотно верю, что через 2-3 года мобильная аудитория будет на нашем ресурсе, как минимум, сопоставима со всей веб-аудитории, если не будет больше.
М.СПИРИДОНОВ: Вы можете подхватить ее, или вы опасаетесь, что придут какие-то сервисы, которые предложат нечто, принципиально новое в мобильном направлении?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет, мы обязательно ее подхватим. Мы развиваемся в этом направлении. Я смотрю несколько шире – есть веб-составляющая и есть мобильная составляющая. Риски в вебе есть, но это часть общей картины.
М.СПИРИДОНОВ: Ситуация сейчас стала более сложной, чем была несколько лет назад, как я сказал в начале программы?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я считаю, что вы сгущаете краски. Конечно, конкуренция от года к году увеличивается, количество качественных сервисов в интернете увеличивается, внимание пользователей рассеивается между ними. Когда было всего несколько качественных сервисов, конкурировать было значительно легче. Аудитории приходилось выбирать буквально между двумя сервисами. 5-6 лет назад люди сидели на Мамбе и общались с друзьями. Когда стали появляться социальные сети, такого феномена на Мамбе не стало. Тем не менее, мы продолжаем развиваться, и наша ниша есть. Я бы не стал говорить, что люди перестанут знакомиться в одной среде, перестанут ходить в такой-то клуб или такое-то место, а все будут знакомиться только в одном месте. Я считаю, что люди знакомятся везде, где встречаются мужчины и женщины. Вы можете встретиться на улице, в лифте. Знакомство – универсальная вещь для любого места, где можно встретить мужчину и женщину и где можно пообщаться. Люди знакомятся везде, но есть специализированные места. В этом есть определенные плюсы для пользователей, им это нужно. Поскольку наша аудитория открыто заявляет о том, что она хочет знакомиться, она более открыта для общения с новыми людьми. Люди в социальных сетях закрыты на своем круге общения, который у них есть.
М.СПИРИДОНОВ: Они менее ориентированы на непосредственные отношения мужчины и женщины, они более ориентированы на отношения социальных внеполовых людей.
А.БРОНЕЦКИЙ: В моем понимании основное – это общение со своим устоявшимся кругом людей. Каждый человек допускает в этот круг общения новых людей, но, тем не менее, он, в первую очередь, приходит туда, чтобы посмотреть обновление информации о своих друзьях, посмотреть, кто ему и что написал. Может, люди приходят чтобы поиграть или познакомиться, но, в первую очередь, чтобы не найти новых людей, а пообщаться со своими знакомыми. У нас человек приходит для того чтобы найти новых людей. Он по каким-то причинам чувствует себя одиноким, ему не хватает среди тех людей, которых он знает, интересных людей.
М.СПИРИДОНОВ: Ты, несомненно, прав по поводу социальных сетей и сервисов знакомств. Я сейчас подбираю слова, чтобы сказать так, чтобы ты мне сразу не ответил «нет» о том, как сегодня выглядит Мамба в глазах пользователей. Для многих всё-таки это сервис, где преобладают очень легкие отношения и те, кто эти отношения готовы продавать за деньги или иные блага.
А.БРОНЕЦКИЙ: Я понимаю, о чем ты говоришь. Для нас это большая проблема. Мы в той или иной степени постоянно с ней боремся. Проблема заключается в том, что есть активные и пассивные люди. Те, которые активны, которые шокируют, запоминаются. Когда всё серое, и есть что-нибудь яркое, оно бросается в глаза. Не смотря на то, что в системе есть много, чего другого, и это преобладает, то, что ты называешь, больше всего бросается в глаза.
М.СПИРИДОНОВ: Не являетесь ли вы заложником своей функции? Возможно ли, когда на сервисе основное, для чего приходят люди – знакомства, построить высокие отношения, или неизбежно стремление к краткосрочным контактам, быстрому нахождения партнера (ов)? Тут деваться никуда, тут важна психология, дело не в устройстве.
А.БРОНЕЦКИЙ: Ты совершенно прав. Одно следует из другого, но мы сейчас тоньше режем. Когда ты ищешь нового интересного человека, ты, разумеется, будешь встречаться с одним партнером, другим партнером, посмотришь, кто тебе больше подходит. С первого раза найти человека, с которым ты проведешь всю жизнь или несколько лет, невозможно. Я так понимаю, что ты имел в виду коммерческую составляющую, которая присутствует в этих отношениях. Эта часть идет за нами хвостом, но я считаю, что от нее можно отказаться.
М.СПИРИДОНОВ: Ты думаешь, ее можно преодолеть?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я считаю, что от нее можно избавиться. Может, я идеализирую, может, это склад моего характера. Тем не менее, я считаю, это возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, вам деваться некуда. Любой топ-менеджер (и с точки зрения publicity, и с точки зрения мотивации команды) стремился бы к тому, чтобы выстраивать сервис высоких отношений. То, что на нем доминируют иные – это внутренний враг, с которым нужно всё время бороться.
А.БРОНЕЦКИЙ: Тем не менее, я искренен с тобой.
М.СПИРИДОНОВ: Я не сомневаюсь. Сейчас короткое досье нашего сегодняшнего гостя, но прежде скажу, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru.
ДосьеАндрей Бронецкий родился 22 января 1979 года. В 2002 году окончил Московский авиационный институт по специальности «Автоматизированные системы управления». В студенческие годы работал в дизайн-студии, которая впоследствии вошла в состав компании «Голден Телеком». В 2002-2005 работал в компании «Бегун» в должности генерального директора. В 2005 году возглавил Единую службу знакомств и общения «Мамба». Увлекается рыбалкой. Женат. Воспитывает сына. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что ты не очень часто менял работу. Поработав в Бегуне, ты перешел в Мамбу, и с тех пор работаешь здесь.
А.БРОНЕЦКИЙ: Да. Получается, 7 лет я всё больше углубляюсь в эту тему, и конца, и края пока не видно.
М.СПИРИДОНОВ: Как долго ты планируешь находиться в теме?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я не могу планировать, так как в интернет-проектах всё изменяется динамично, но даже сейчас горизонты задач на год-полтора я вижу. Наверное, когда у меня закончатся идеи, когда я совсем устану от этого всего, тогда я уйду. Пока у меня есть цели.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сказать, что Мамба – такая, какая она сегодня – это во многом плод твоих размышлений и идей?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет, я не считаю, что я единственный идеолог этого всего. Всё происходит командно, коллективно. Есть огромное количество сотрудников, проектов, на которые мы смотрим и ориентируемся, что-то мы улучшаем, где-то мы креативим. Каждый из сотрудников вносит свой вклад.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек в компании на сегодня?
А.БРОНЕЦКИЙ: На данный момент больше 100 сотрудников.
М.СПИРИДОНОВ: Какие есть подразделения? Как они взаимодействуют?
А.БРОНЕЦКИЙ: Основное подразделение – это разработчики. Это самое крупное подразделение. Второе подразделение по численности – это поддержка пользователей. Третье – это менеджерский состав. Совсем небольшая группа – административный персонал, который всё это обслуживает.
М.СПИРИДОНОВ: У вас все сидят в офисе?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к началу твоей карьеры. В Бегуне ты оказался с подачи Алексея Басова?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет. Я пришел в Финам, потом Финам купил Бегун. Я пришел как человек Финама. У меня была плюс-минус простая роль, но поскольку компания была маленькая, мы вдвоем с Алексеем развивали проект 3 года.
М.СПИРИДОНОВ: Кем был Алексей в тот момент?
А.БРОНЕЦКИЙ: Алексей был исполнительным директором.
М.СПИРИДОНОВ: Ты ушел, и Алексей занял место генерального директора?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да. Я бы не привязывался к должностям. У нас были плюс-минус равнозначные должности.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что ты связан корпоративной этикой, поскольку всё еще находишься внутри одного из проектов Финама, но всё же. Сегодня Бегун, с твоей точки зрения, на каких находится позициях? Каковы его перспективы?
А.БРОНЕЦКИЙ: Мне кажется, всё очевидно. Бегуну сейчас тяжело. Сможет он реабилитироваться или нет, я не знаю. Я далек от этой темы. Почему тяжело тоже понятно. Перспективы, я думаю, еще есть.
М.СПИРИДОНОВ: Потому что настолько сильны Яндекс.Директ и Google Adwords, или потому что случились такие коловращения в менеджменте?
А.БРОНЕЦКИЙ: Скорее, второе. Понятно, что первое – это тоже фактор. Тем не менее, мы знаем, что в любой момент времени, когда есть сильные игроки, может появиться другая команда, которая из ничего сделает что-то очень большое. Это нормальная ситуация. В первую очередь, это зависит от команды внутри Бегуна, как они настроены, насколько они хотят перевернуть мир. Это мне кажется более важным. Я не вдавался в детали, но то, что топ-менеджмент ушел в большом составе – показатель того, что есть проблемы внутри.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к теме Мамбы. Ты перешел из Бегуна после чего? Это чье-то предложение или твоя собственная инициатива?
А.БРОНЕЦКИЙ: Была покупка Финамом Мамбы. Виктор Ремша предложил перейти на этот проект. Поскольку в Бегуне мы были с Алексеем, и я видел, что Бегун отлично развивается, я думал, что там всё будет хорошо. Мне было интересно заняться другим проектом и попробовать реализовать себя больше, чем когда я был в Бегуне.
М.СПИРИДОНОВ: Мамба была куплена у Андрея Андреева?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты вливался в хозяйство, которое строил не ты? Тебе было не впервой, но всё равно.
А.БРОНЕЦКИЙ: Я не знаю, как ответить на этот вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: Ты менял что-то? Ты перестраивал структуру, менял ключевых менеджеров?
А.БРОНЕЦКИЙ: Когда компанию продавал Андрей Андреев, он фактически продавал бизнес-процессы, а всех ключевых сотрудников он забирал. Там приходилось всё делать с нуля, там не было технической команды, которая поддерживала этот проект. Приходилось набирать людей, обучать их чужому коду, они в него входили. Этот процесс занимал чуть меньше года. Андрей делает продукт, налаживает его и начинает делать другой продукт со своей командой.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сильно изменилась Мамба с момента покупки?
А.БРОНЕЦКИЙ: Она давно совсем не такая, какой была.
М.СПИРИДОНОВ: Это понятно. Как изменилась Мамба через год? Она сильно изменилась или продолжала традиции, заданные изначально?
А.БРОНЕЦКИЙ: Бизнес-процессы были другими. Каждый по-своему управляет компанией. Как управляет компанией Андрей – это одна история, как управляет ей другой человек – это другая история. Разумеется, всё поменялось.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько была популярна Мамба на момент покупки? Имела ли она перспективы, серьезные финансовые показатели? Что это было за хозяйство с точки зрения бизнеса?
А.БРОНЕЦКИЙ: Это был эффективный бизнес. Он был лидирующим и быстрорастущим. Тогда не было никакой конкуренции, никто не знал, что такое социальные сети. Мамба росла вопреки тому, что падала, медленно работала, модерировался или не модерировался контент внутри системы. У людей не было альтернативы, и это был эффект «Вау».
М.СПИРИДОНОВ: Сколько было пользователей в базе на момент покупки?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я не помню, сколько было пользователей. Я помню, что в онлайне в пике было 20 тысяч человек.
М.СПИРИДОНОВ: Для тех времен это очень порядочная цифра.
А.БРОНЕЦКИЙ: Разумеется, это был крупный проект.
М.СПИРИДОНОВ: Сумма, за которую Финам купил Мамбу, не разглашается?
А.БРОНЕЦКИЙ: Если вы не нашли эту информацию до того, как задаете вопрос, значит, не разглашается.
М.СПИРИДОНОВ: Это были миллионы долларов или сотни тысяч?
А.БРОНЕЦКИЙ: Это были миллионы.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Значит, Мамба тех времен, когда ты взял в руки управление, настроил вопрос под себя, и сегодняшняя Мамба. Есть какие-то этапы развития, поворотные моменты, которые можно было бы выделить?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я бы хотел сказать, что ни я один ее развивал. В управлении компанией всегда участвует группа людей. Большой вклад внесли Максим Трухин, Никита Шерман. Этапов было много. Что изменилось? 5-7 лет назад никто не знал, что такое Мамба. У нас было 2 ключевых партнера – Love.Rambler и Love.Mail.ru. Все пользовались ими, и система была огромной, она росла, но никто не знал, что такое Мамба. За счет партнерской программы был большой продукт. Он был не самым эффективным по качеству, было огромное количество проблем по контенту, по стабильности. Как я и говорил, мы приняли этот продукт таким, как он есть, без мануала. Этот срок был нужен для того чтобы начать этим проектом управлять, научиться его изменять, решать банальные проблемы как роста, так и появляющихся конкурентов, продвигать свою торговую марку, дифференцировать от социальных сетей, которые начали расти, найти свою нишу и бить в нее. Наверное, такие этапы можно выделить. Они позволили нам сохраниться и развиваться дальше.
М.СПИРИДОНОВ: Ты упомянул партнеров, которых на момент покупки было 2 – Rambler и Mail. На сегодняшний день они остаются ведущими? Насколько серьезный доход и аудиторию приносят другие партнеры, которых у вас до 30 тысяч?
А.БРОНЕЦКИЙ: У нас огромное количество партнеров. Партнер Mail.ru также является нашим акционером, и он для нас ключевой. Рамблер – также крупнейший наш партнер. Тем не менее, сама площадка Мамба теперь вторая после Mail.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Вторая по размеру аудитории?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Здесь нужно сказать пару слов о том, как построена ваша модель. Мог бы ты в двух словах объяснить, как строится ваше взаимодействие с партнерскими сайтами? Это интересная история, которая во многом предопределила успех Мамбы.
А.БРОНЕЦКИЙ: Я не могу сказать, что мы были первыми, кто придумали эту модель. Модель заключалась в том, что Мамба сделала хороший продукт, который был достаточно функционален, красив и качественен. Он был удобен для пользователей, но сам продукт не обладал аудиторией. В целом, какое бы ни было качество у продукта, если в нем нет аудитории, то он никому не нужен. Нужно понимать, что никто в тот момент не верил, что на сайтах знакомств можно зарабатывать. Их было огромное количество, никто на этом не мог ни копейки заработать. Покупать на него рекламу было достаточно рискованно, поэтому было принято решение предложить партнерство другим крупным площадкам, которые точно также бурно развивались в тот момент и не успевали делать новые сервисы. Тогда было достаточно модно делать субраздел на базе технологии и потенциально получать доход. В период бурного роста других площадок это решение было очень эффективным и востребованным. С другой стороны, в долгую перспективу это могло помешать Мамбе, потому что непосредственно про сам продукт мало, кто знал. Люди знали про Знакомства Mail.ru и про Знакомства Рамблера. Торговую марку продукта люди не знали.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь объяснить то, как строится для партнера взаимодействие с Мамбой? Что он получает, что он выносит наружу, и как это видит пользователь?
А.БРОНЕЦКИЙ: Партнер выделяет свой домен, перенастраивает dns на наши name-сервера, где мы, понимая то, что пользователи приходят от партнера, выдаем кастомизированную, настроенную под этого партнера страницу наших интерфейсов. Всё работает на одном оборудовании, с одной базой данной. Пользователи, заходя с разных партнеров, могут между собой общаться. Получается огромная база данных, очень активная. Тем не менее, каждый партнер может под свой вкус сделать какие-то настройки логотипов, имени, цветов. Он может получать доход с тех пользователей, которых он привлек.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что пользователи, находясь на разных сайтах с их точки зрения, находятся в одной базе данных и взаимодействуют с пользователями ваших партнеров?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Аккаунт, созданный на сайте Знакомства.ру, также отлично взаимодействует с аккаунтом, созданном на сайте Знакомства.Мейл.ру, Знакомства.Рамблер.ру и так далее?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да. Это большая и эффективная база данных.
М.СПИРИДОНОВ: Если резюмировать, именно наличие большого количества партнеров, прежде всего, крупных, предопределило ваше активное развитие? Дальше появились проблемы, которые вы стали преодолевать. Вы стали делать так, чтобы известность Мамбы стала выше, чтобы не быть сильно зависимыми от партнеров?
А.БРОНЕЦКИЙ: Разумеется. Был риск, что крупный партнер в какой-то момент может сказать: «Хватит. Я буду делать свой раздел».
М.СПИРИДОНОВ: Были такие ситуации, когда значимые для вас партнеры уходили?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет, таких ситуаций не было. Когда такие разговоры начали появляться, владельцы успешно договорились по поводу продажи долей, и Mail.ru вошел внутрь компании.
М.СПИРИДОНОВ: Других крупных игроков не пытались привлечь? Наверняка вы пытались работать с Яндексом.
А.БРОНЕЦКИЙ: Мы общались, но у Яндекса своя позиция. Она понятна, мы ее уважаем.
М.СПИРИДОНОВ: Они считают, что они выше этого?
А.БРОНЕЦКИЙ: Не только в этом дело. Они работают для пользователей, они не хотят зарабатывать на них деньги. Они хотят зарабатывать деньги с бизнесов, предоставляя им услуги, а пользователям они предоставляют бесплатные сервисы.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько это выгодный бизнес для партнеров? Я понимаю, что ты как топ-менеджер должен сказать, что он очень выгоден. Скажи, по возможности, объективно.
А.БРОНЕЦКИЙ: Как он может быть невыгодным? Есть потребность в данном сервисе примерно у 70% аудитории. Это те люди, которые по тем или иным причинам находятся в состоянии одиночества или поиска партнеров. Если ты крупный проект, то ты можешь предоставить своей аудитории данный сервис. Ты либо содержишь группу программистов, вкладываешься в аппаратную составляющую, support, менеджеров, контент, либо получаешь весь этот продукт готовым и имеешь cash. Как этот бизнес может быть невыгодным? Может быть недополученная прибыль, если ты думаешь, что ты сделаешь то же самое, но более эффективно, чем твой партнер, который предоставляет этот сервис. Такое возможно, но точно также у тебя может ничего не получиться.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь о том, что для портала с массовой посещаемостью и широкой направленностью иметь такой сервис – разумно?
А.БРОНЕЦКИЙ: Для них это просто аппликация, которую они поставили и которая генерит им cash. У них нет никаких затрат.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что есть отдельные сайты, которые несут какие-то затраты для привлечения людей на сайт, который является придатком вашей базы данных. Какие сайты, у которых уже есть аудитория, становятся вашими партнерами? Каков состав ваших 30 тысяч партнеров?
А.БРОНЕЦКИЙ: Это могут быть маленькие форумы. У вас в Рунетологии был Евгений Курт, который делает Ucoz. Постоянно находятся энтузиасты, которые делают свои сайты, гостевые книги, форумы, новостные ленты и так далее. Они разбиты по регионам, тематикам. Для них мы наличие дополнительного сервиса и небольшой копеечки. Им эти деньги, которые они получают, важны. Они зарабатывают на нас, adwords, директе, продаже ссылок и так далее. Мы стоим в этой же линейке, предоставляя свой уникальный сервис.
М.СПИРИДОНОВ: Пользователь, который один раз зарегистрировался с какого-то конкретного сайта, навсегда закрепляется за тем сайтом, где он зарегистрировался?
А.БРОНЕЦКИЙ: Если он перестает быть активным и полгода не пользуется системой, мы его удаляем.
М.СПИРИДОНОВ: Вы проводите чистку на уровне геноцида. Почему вы настолько внимательно за этим следите?
А.БРОНЕЦКИЙ: Зачем содержать в базе пользователей, которые не хотят знакомиться, которым будут писать сообщения, а они не будут отвечать?
М.СПИРИДОНОВ: Вы заботитесь о том, чтобы другие пользователи не натыкались на «трупы» бывших друзей?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да. Это влияет на эффективность базы данных. Человек может написать одно сообщение, второе, третье. Если он напишет 10 сообщений и не получит никакого фидбека, у него возникнет ощущение, что это некачественный продукт.
М.СПИРИДОНОВ: В одном из интервью ты говорил о том, что сам содержишь несколько аккаунтов как девочек, так и мальчиков, взаимодействуя с пользователями сети, экспериментируя и проверяя какие-то функции, погружаясь в коммуникационную и ментальную среду. Это правда?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да, так было. Сейчас я меньше это практикую. Прошло много времени, и мне кажется, что я тонко чувствую свою аудиторию. У меня уже не такое большое многообразие этого всего.
М.СПИРИДОНОВ: Каким сегодня ты видишь типичный портрет пользователя сети Мамба? Может быть, он разный для девушки и молодого человека. Кто это с точки зрения места проживания? Это большой город или малые города? Какой достаток у этих людей? Хочется получить максимальную картинку.
А.БРОНЕЦКИЙ: К сожалению, ничего радикального я не скажу. Мы не такие большие, как социальные сети. Это связано с тем, что мы работаем только в знакомствах, а не в коммуникациях. Тем не менее, мы достаточно большие для того чтобы быть похожими на срез интернета. Мы большие ровно там, где хорошее проникновение интернета. В больших городах мы давно набрали позиции. Поскольку сейчас интернет больше распространяется по регионам, мы растем там. Мы растем по мобильникам, потому что люди начинают потреблять больше интернета через мобильные. По профилю аудитории у нас есть небольшой перекос в сторону молодых и в сторону мужчин. Понятно, почему у нас больше молодых, чем людей в возрасте. До определенного возраста люди в это играются, потом они перестают знакомиться.
М.СПИРИДОНОВ: Будем откровенны, потому что гормоны работают по-разному в разных возрастах. В молодости они работают гораздо более активно и требуют большей реализации. Что касается монетизации, у вас привинчено много способов. Мог бы ты рассказать о том, сколько в структуре доходов составляют пользовательские платежи, реклама? На что вы делаете ставку?
А.БРОНЕЦКИЙ: У нас достаточно равномерно распределены разные услуги, потребление разных платных услуг. Я не могу выделить какую-то одну, самую популярную. В сумме все пользовательские услуги самые популярные. Это основная статья доходов, она составляет порядка 80%.
М.СПИРИДОНОВ: То есть реклама – это прицеп для вас?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да. В целом, мы можем от нее отказаться, но мы ее развиваем, потому что это один из способов монетизации.
М.СПИРИДОНОВ: Охотно ее покупают?
А.БРОНЕЦКИЙ: Вполне хорошо покупают. Есть те, которые покупают медийную рекламу, и те, которые экономят на бюджетах и более тонко настраивают свои бюджеты и покупают только нужную им аудиторию.
М.СПИРИДОНОВ: Большие медийные компании заказываются у вас? Если да, то какие?
А.БРОНЕЦКИЙ: У нас рекламируются сотовые операторы, Procter & Gamble. К нам приходят компании и находят продукты, которые подходят под нашу аудиторию.
М.СПИРИДОНОВ: Когда я изучал проект изнутри, я восхищался тем, как у вас построена история игры на человеческом эго и желании померяться выступающими частями. Она работает особенно эффективно для мужчин. Насколько возможности показать себя во всей красе работают по много платящим пользователям? У вас много таких? Их процент велик в доле выручки? Работает ли правило Парето?
А.БРОНЕЦКИЙ: Очень многие пользователи тратят небольшие суммы и получают тот эффект, который им нужен. Поскольку это Россия, поскольку это определенная ментальность, поскольку мужчина должен показать себя, такие люди есть. Для них есть публичные сервисы, достаточно дорогие. Они могут потратить на них большое количество денег, но они необязательно дадут большую эффективность. Любой человек может пользоваться Мамбой бесплатно и эффективно, но для людей это определенная игра. Это и повышение своей самооценки, человек может показать свой статус.
М.СПИРИДОНОВ: На меня произвело сильное впечатление то, что девушка или мужчина повесил статус в премиальном блоке, где списывается по доллару за минуту.
А.БРОНЕЦКИЙ: Это блок лидеров.
М.СПИРИДОНОВ: Там была подвешена фотография со статусом: «Я тут повишу, пока схожу в кино и сделаю еще что-то». Эта фотография висела на тысячу с лишним долларов. Это вызывающая позиция. Такое часто возникает?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет, не часто, но такие люди есть. Их, конечно, единицы, но есть люди, которые потратили в системе десятки тысяч долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Есть статистика рекорда? Есть человек, который потратил сотню тысяч долларов внутри Мамбы?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Их несколько?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я не слежу за этим. Я знаю, что один такой есть.
М.СПИРИДОНОВ: Не можешь намекнуть, кто это?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет, не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Это мужчина?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно. Продолжим говорить по поводу денег. Через что чаще всего пополняют сервис? Через телефон?
А.БРОНЕЦКИЙ: К сожалению, через телефон. Альтернативные методы продолжают расти по доле, они скоро приблизятся к доле от смс. Мы получаем по ним довольно много, хотя количество заказанных услуг небольшое.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня мы говорили с руководителем одной крупной геймерской компании. Он сказал, что они сильно растут по карточкам, но назвал довольно скромный процент – 8-9% в структуре выручки. Сколько у вас?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я бы не стал говорить про процент. Все альтернативные методы приближаются к объемам смс-метода. Они еще не догнали, но приближаются. Все альтернативные методы – плюс-минус 40% от поступления платежей пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: У вас заметный процент зарубежной русскоязычной аудитории – порядка 40%. Это так?
А.БРОНЕЦКИЙ: У нас 65% - Россия, вторая по популярности – Украина.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько остается без России и Украины?
А.БРОНЕЦКИЙ: Еще без Белоруссии и Казахстана?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
А.БРОНЕЦКИЙ: Останется около 15%.
М.СПИРИДОНОВ: Картина примерно такая же, как и в общем по Рунету.
А.БРОНЕЦКИЙ: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: У вас недавно появились видео-чаты. Учитывая ту специфику, которая внешне имеет место быть у пользователя на вашем сервисе, они пользуются спросом? Мне кажется, что в виртуальных знакомствах, знакомствах вслепую видео-чат, скорее, мешает, потому что он скрывает красивый профиль со всеми подарками, виртуальными блестящими штуками и так далее.
А.БРОНЕЦКИЙ: Мы же хотим делать правильно и делаем продукт для хороших целей. Для того чтобы познакомиться люди должны лучше друг друга понять. Человек должен увидеть человека на фотографии, он должен пообщаться. Используя видео-чат, можно понять человека за 30 секунд – можно понять, как он себя ведет, как он общается. Мне кажется, что видео-чат – очень полезная и эффективная функция для сервиса знакомств.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Она пользуется успехом? Какие цифры по использованию в сутки?
А.БРОНЕЦКИЙ: Когда мы ее включили, она была очень популярна. У нас было до 100 тысяч соединений в день. Сейчас она менее популярна. Я думаю, что вначале был эффект «Вау». Сейчас эта цифра меньше, но качество и длительность сессий растут. Если раньше у нас были короткие соединения, люди просто игрались, то сейчас они понимают, для чего можно использовать видео-чат.
М.СПИРИДОНОВ: Извини, что снова вхожу в эту тему. Есть ощущение, что в Мамбе 2 аудитории: есть активная освоившаяся аудитория мужских сексоголиков и девушек, довольно легко соглашающихся на отношения коммерческого и некоммерческого характера и аудитория, которая настойчиво ищет партнера и любви, при этом она часто отчаивается.
А.БРОНЕЦКИЙ: Ты сейчас приводишь две крайности. В промежутке есть огромное количество людей, которые по разным интересам заходят на Мамбу.
М.СПИРИДОНОВ: У вас есть проект «MonAmour», который позиционируется как знакомства для серьезных отношений. Как следствие, читается, что Мамба – это не очень серьезные отношения.
А.БРОНЕЦКИЙ: Всё верно. MonAmour – серьезно-серьезно. У людей есть единственная цель прямо сейчас найти себе супруга. Мамба – это флирт. Я считаю, что Мамба больше приближенна к жизни. Вначале люди знакомятся, могут пообщаться, повстречаться, пожить вместе, дальше они понимают, что им нужно. У них нет в голове мысли о том, что им 35 лет, и им обязательно нужно найти мужа или им 40 лет, и им нужно найти жену, им нужны дети. Они не настолько отчаявшиеся, они просто живут и ищут себе партнеров теми методами, которые есть в жизни. Они могут пойти в клуб, они могут пойти на улицу, могут пойти на Мамбу. В соответствии с текущими жизненными реалиями они находят себе партнеров. Это не несерьезно, это флирт.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы закрыть эту тему, озвучу то, что вы постоянно слышите от моралистов. Вы оплот сексоголиков и проституток, мало того, что вы это плодите, вы еще и поощряете, развиваете и, таким образом, развращаете поколение. Что вы на это отвечаете?
А.БРОНЕЦКИЙ: Мы переживаем. Мне в лицо такое не говорят. Мы в определенной мере стараемся с этим бороться. Когда мы находим откровенные вещи, мы всегда их удаляем. Моя жизненная позиция такова: если человек активный, здоровый, он знакомится с женщинами и делает то, что все делают, то это нормально. Для этого мы были придуманы природой. Это значительно лучше, чем пойти напиться водкой или употреблять наркотики. От этого и получаются пары, появляются семьи и дети.
М.СПИРИДОНОВ: Какая у вас статистика по парам? Я знаю, что вы этим гордитесь. Сколько пар нашли себе партнера через Мамбу?
А.БРОНЕЦКИЙ: У нас нет такой статистики. Проблема заключается в том, что большинство пар не пишут о том, что нашли друг друга у нас. Если они пишут, а потом удаляются с сайта знакомств, то такая статистика у нас тоже не ведется. У нас есть какая-то цифра, но она далека от реальности.
М.СПИРИДОНОВ: Озвучь ту, которая есть.
А.БРОНЕЦКИЙ: Сейчас на сайте указана цифра в 1200, но она динамическая. Если одна из анкет удаляется, то пара на сайте распадается. Соответственно, когда проходит полгода, анкета удаляется, и пара распадается. Накопленной статистики у нас нет, хотя я знаю огромное количество людей, которые создали пару на Мамбе. Они вполне себе здоровые и счастливые.
М.СПИРИДОНОВ: Есть информация, что вы собираетесь развиваться на запад. Как можешь прокомментировать? Каким будет это развитие?
А.БРОНЕЦКИЙ: Необязательно на запад, может быть, на восток. Это связано с тем, что наш продукт конкурентный. Разумеется, есть куча проблем, но это одно из направлений, которое может дальше увеличивать размер компании и ее обороты.
М.СПИРИДОНОВ: На восток – это в Азию, Китай, Корею?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то серьезные шаги в эту сторону, или это пока только планы?
А.БРОНЕЦКИЙ: Это планы. Мы пробовали, но пока нет удачных кейсов, которыми можно было бы похвастаться.
М.СПИРИДОНОВ: Поход на восток означает то, что вы не хотите столкнуться лоб в лоб с еще одним продуктом Андрея Андреева? Если вы окажетесь в Европе или Америке, вы будете напрямую конкурировать с Badoo.
А.БРОНЕЦКИЙ: Вы сейчас очень преувеличиваете позиции Андрея Андреева. Его продукт популярен в Латинской Америке, Италии, Испании и Франции. Он имеет очень слабые позиции на американском, английском, немецком и азиатском рынках. Если говорить, что мы будем выходить на запад и будем конкурировать только с ним, то это неправильно. В Америке есть компания, которая использует ту же самую модель, что и мы, и которая самая большая в Штатах. Там будет конкуренция не с Badoo.
М.СПИРИДОНОВ: Ты вначале сказал, что против «нашествия» социальных сетей вы противопоставляете собственную специализированность на тех, кто хочет знакомиться, и даете пространство, где для этого созданы все условия. Верно?
А.БРОНЕЦКИЙ: Будем считать, да.
М.СПИРИДОНОВ: Так как люди туда всё больше погружаются, они тратят больше своего виртуального времени на них и, как следствие, возникают знакомства, которые не монетизируются для вас. Аудитория Мамбы.ру по данным Google Trends находится на фланирующем уровне. Я не скажу, что сильно заметен рост Мамбы.ру за последние пару лет.
А.БРОНЕЦКИЙ: Ты спрашиваешь, что мы будем делать с социальными сетями, хотим ли мы с ними сотрудничать?
М.СПИРИДОНОВ: Как вы будете с ними взаимодействовать, конкурировать?
А.БРОНЕЦКИЙ: Мы не собираемся конкурировать. У них своя тема – это общение и своя аудитория, у нас более узкая тема и своя аудитория. Они позволяют внутри себя делать приложения, мы этим пользуемся. Ту часть аудитории, которая в этом сильно заинтересована, мы привлекаем к себе. У нас есть группа во Вконтакте, приложение в Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: Предполагаются какие-то любопытные сервисы внутри Мамбы.ру? Например, в свое время были сделаны попутчики. Будет еще что-нибудь интересное ждать пользователей?
А.БРОНЕЦКИЙ: Хороший сервис сделать достаточно сложно. Обучить всех людей этим пользоваться тоже сложно. Мы пробуем. Недавно мы запустили свое API, как и социальные сети, но не для того чтобы засорить его одними игрушками. Наш проект – это всё-таки не игры, а знакомства. Мы запускаем туда приложения, которые знакомят людей. Люди в это охотно играются. Я надеюсь, что будут появляться новые механики для знакомств. К нам часто приходят партнеры и говорят: «Давайте сделаем так». Теперь у них такая возможность есть, они могут сделать специализированное приложение. Какие еще сервисы ожидают аудиторию? Разумеется, они будут связаны с мобильными. Это та часть, которая растет. Как я говорил, в ближайшей перспективе это будет основной частью. То, что сейчас происходит с мобильниками – это то, что происходило с интернетом 15 лет назад. Они активно растут, будут появляться специализированные сервисы, которые будут выжимать и вебовские проекты.
М.СПИРИДОНОВ: Ты думаешь, что всё больше и больше будет завязка на гео-локацию?
А.БРОНЕЦКИЙ: Необязательно только на гео-локацию, потому что это быстрые знакомства. Это кажется очень модным, но я считаю, что далеко не все девушки хотят указывать, где они сейчас находятся, чтобы их сразу могли найти и подойти к ним.
М.СПИРИДОНОВ: Как будет развиваться дейтинг ближайших лет в Рунете и глобально? Мог бы ты построить какой-то компактный прогноз?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я считаю, что subscription dating, который был популярен за рубежом, очень сильно будет терять свои позиции.
М.СПИРИДОНОВ: Знакомства по подписке, где пользователь ежемесячно тратит денюжку и получает доступ?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да, он получает доступ к базе. Она более качественная, чем Freemium-вариант. Мне кажется, такая модель, как наша, в конце концов, убьет всех, у них останутся какие-то позиции, но это будут нишевые проекты, потому что мобильные устройства более персональные, чем компьютеры. На них уже сейчас можно смотреть большие фотографии. Большая качественная фотография – это основное, после чего можно знакомиться. Аудитория мобильника более предрасположена к знакомствах, поскольку это их персональные устройства. Знакомства будут жить и будут перекочевывать в мобильные устройства, и они будут бесплатными.
М.СПИРИДОНОВ: На этом основную часть закончим. Сейчас, если не возражаешь, короткий блиц.
А.БРОНЕЦКИЙ: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Я задам несколько вопросов, на которые прошу ответить лаконично. Сколько лет Мамба хранит информацию о пользователях?
А.БРОНЕЦКИЙ: После того как анкета удаляется, через полгода почти вся информация пропадает, остается только краткая информация, включающая e-mail. Она остается еще пару лет.
М.СПИРИДОНОВ: Нет ли планов у Мамбы вслед за онлайн-дейтингом создать онлайн-ЗАГС и проводить он-лайн свадьбы?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли у Мамбы талисман?
А.БРОНЕЦКИЙ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Любимый тост или любимая поговорка?
А.БРОНЕЦКИЙ: За Мамбу (смеется).
М.СПИРИДОНОВ: Кто-нибудь из ваших друзей или знакомых нашел себе мужа или жену на Мамбе?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да, даже есть сотрудники.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом блиц закончен. Напоследок задам вопросы слушателей, которые пришли в анонсе программы, опубликованном в моем блоге по адресу Spiridonov, или в аккаунтах Рунетологии в Твиттере и Facebook. Подписывайтесь! Alexey спрашивает: «В чем на Ваш взгляд существенное отличие онлайн-дэйтинга от оффлайн-дэйтинга?».
А.БРОНЕЦКИЙ: В онлайне вы можете пообщаться с человеком другого социального статуса, который территориально находится в другом месте. В офлайн-дейтинге он может проехать мимо на машине с затонированными стеклами. Это существенное ограничение.
М.СПИРИДОНОВ: Онлайн – это большая вариативность?
А.БРОНЕЦКИЙ: Да. Есть большое количество людей, с которыми другим способом вы не сможете пообщаться.
М.СПИРИДОНОВ: Алейников Сергей спрашивает: «Пробовали ли вы модель оплаты, когда пользователь оплачивает доступ к сайту, к анкетам пользователей?».
А.БРОНЕЦКИЙ: В MonAmour.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи в двух словах.
А.БРОНЕЦКИЙ: Не очень успешно. Такие проекты сейчас пытаются запустить на Россию, но успешных кейсов нет. Я считаю, что эта модель умирающая.
М.СПИРИДОНОВ: Остались ли еще ниши в тематике знакомств, чтобы начинающий предприниматель смог попробовать себя в них?
А.БРОНЕЦКИЙ: Я думаю, что ниши, конечно, есть. Есть ниши, которыми мы не будем заниматься. Их нужно искать. Может быть, это какая-то узкоспециализированная группа, например, знакомства по религиям. Они могут быть, но их очень сложно создать. Заниматься этим можно, это одна из ниш, куда уйдут подписные знакомства. Они будут заниматься узкой специализацией с очень качественной базой данных. Это будет уже не для широких слоев, а для узких.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос, так как время заканчивается. Антон Чупилко спрашивает: «Как отделить в Мамбе всех шлюх от остальных людей?». Этот вопрос прямо или косвенно повторялся в нескольких вопросах, поступивших от слушателей.
А.БРОНЕЦКИЙ: Если бы я знал, я бы, наверное, это сделал. Люди, которые на этом зарабатывают, быстро мигрируют под все наши требования и барьеры, которые мы им создаем.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое за уделенное время и откровенные ответы. Было интересно!
А.БРОНЕЦКИЙ: И вам спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был генеральный директор Единой службы знакомств и общения «Мамба» Андрей Бронецкий. Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!