М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 17 мая 2012 года. В эфире 148-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов.
Как обычно, мы искренне благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – агентство контекстной рекламы iContext — лидер рынка с более чем десятилетней историей и уникальными технологиями. Опыту iConText доверяют крупнейшие компании, поисковые системы, рекламные агентства и социальные сети Рунета.
28 июня наша школа интернет-маркетинга «Нетология» проводит онлайн-конференцию «Практика онлайн-бизнеса». В программе доклады и выступления на актуальные темы построения, продвижения и оптимизации бизнеса в Сети, практические советы и рекомендации лучших специалистов Рунета. Программа создана на основе понимания актуальных проблем и потребностей малого и среднего бизнеса. Что важно, вы сможете присутствовать на конференции из дома или офиса в любой точке мира. Конференция «Практика онлайн-бизнеса» проходит в онлайне. Подробности на сайте onlinebusinesspractice.ru.
В последние месяцы в связи с общественно политической активностью в стране роль СМИ, особенно интернет-СМИ, заметно выросла. Также более выраженным стал вопрос, где граница между частными заметками, блогингом и профессиональной журналистикой, и нужно ли вообще эту границу проводить? Если нужно, то зачем? О профессиональном контенте и о его источниках мы говорим сегодня с главным редактором Ленты.ру Галиной Тимченко. Здравствуйте, Галина!
Г.ТИМЧЕНКО: Здравствуйте!
М.СПИРИДОНОВ: К Ленте применяют различные эпитеты, причем большинство из них хвалебные, «старейшее, авторитетное, одно из самых посещаемых электронных изданий Рунета». А как вы определяете для себя проект?
Г.ТИМЧЕНКО: Я его определяю по-прежнему. Это главный новостной ресурс России.
М.СПИРИДОНОВ: Слово «главный» здесь важно?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет. Для меня Лента – главная, для читателей, я надеюсь, одна из.
М.СПИРИДОНОВ: В чем главный секрет популярности и постоянного роста Ленты?
Г.ТИМЧЕНКО: Честно говоря, я его не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Тем не менее, вы его формируете.
Г.ТИМЧЕНКО: Я в этом смысле могу только вполне иронично сказать: «Видимо, наш главный секрет в том, что мы очень любим тупую работу». Там, где коллеги ленятся, мы, наоборот, старательно трудимся, делаем то, что позволяет нам в какой-то момент обойти других.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Здесь скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Сейчас досье нашей гостьи, и мы продолжим наш разговор.
ДосьеГалина Тимченко родилась в Москве. Окончила 3-ий Московский медицинский институт. C 1997 по 1999 г. работала редактором в газете «Коммерсант». В 1999 году перешла в Ленту.ру, начинала с должности сотрудника службы мониторинга, затем несколько лет работала шеф-редактором. С 2004 года – главный редактор Ленты.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Вы долго находитесь в одном проекте. Не устали?
Г.ТИМЧЕНКО: Очень устала.
М.СПИРИДОНОВ: Говоря с вами 2 года назад, мы делали другое интервью. Вы тогда собирались кому-то передать дела.
Г.ТИМЧЕНКО: К сожалению, в отличие от новостей такие вещи быстро не делаются. Я предприняла все необходимые шаги, и я думаю, что в течение ближайших двух лет в Ленте сменится руководство.
М.СПИРИДОНОВ: Вы уйдете на покой или займетесь чем-то другим?
Г.ТИМЧЕНКО: Займусь чем-нибудь другим.
М.СПИРИДОНОВ: Приемник уже чем-то занимается в коллективе Ленты?
Г.ТИМЧЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Он знает об этом?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, не знает.
М.СПИРИДОНОВ: У вас как в правительстве, где частенько бывают подобные интриги, не подковерные интриги, а неожиданности.
Г.ТИМЧЕНКО: Это совсем не интриги, но тем не менее.
М.СПИРИДОНОВ: Это вещь с открытым финалом.
Г.ТИМЧЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Если не возражаете, совсем коротко о том, как вы появились в Ленте. Что вас подвигло? Как прошли карьерную лестницу до главного редактора?
Г.ТИМЧЕНКО: В Ленте я появилась практически случайно, я работала в издательском доме «Коммерсант» и ничего не знала о том, что такое Лента и как с этим взаимодействовать. Через какое-то время в Коммерсанте настал кризис, и мне предложили подработать. Я встретилась с Антоном Борисовичем Носиком, и он предложил мне стать мониторщиком Ленты.ру. Тогда она только создавалась, и я о Ленте.ру ничего не знала. Приняли меня на работу за 3 минуты, около дня заняло оформление. Так я попала на работу в Ленту.ру, а через год я ушла из Коммерсанта, поняв, что совмещать 2 работы практически невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: В Ленту вы попали, когда еще не была запущена онлайн-версия?
Г.ТИМЧЕНКО: Еще ничего не было запущено. Тогда еще была Газета.ру, я пришла в Ленту 26 августа 1999 года, а Лента в пилотном режиме начала выходить 29.
М.СПИРИДОНОВ: Какой Лента была на первых этапах? Сколько человек работало?
Г.ТИМЧЕНКО: 9 человек. Мы сидели в двух маленьких комнатах на территории Риа-Новости. Было 2 мониторщика, 4 писателя, 1 редактор и Носик.
М.СПИРИДОНОВ: В чем заключалась функция Антона?
Г.ТИМЧЕНКО: Он был главным редактором. Он учил нас писать, сам писал адское количество знаков, изумляя меня тем, что он за 2 часа мог спокойно написать 18 тысяч знаков, а до этого поработать еще где-то, прибежать, а потом не спать ночью. Носик работал в полный рост.
М.СПИРИДОНОВ: Стиль Ленты, который сейчас присущ ей – лаконичная заметка, от Носика?
Г.ТИМЧЕНКО: Остался от Носика.
М.СПИРИДОНОВ: Потом это перерабатывалось?
Г.ТИМЧЕНКО: Когда был Антон, мы никогда не формализовали эти вещи. Антон передавал это из уст в уста. Когда он ушел, пришлось каким-то образом, когда Лента стала расти и стали приходить новые люди, это формализовать. Мы задумались о том, что такое формат новостей, как мы можем простыми словами это описать – так, как нравится нам, а не так, как написано в style guidе или других изданиях. В общем, пришлось это каким-то образом формализовать, и выстроилась ленточная структура новости, которая, как мне кажется, является оптимальной.
М.СПИРИДОНОВ: Документальная формализация занимает большой объем?
Г.ТИМЧЕНКО: Мы смеемся, что нам пора издавать мануал по общению с Лентой. После лета мы хотим начать, как некоторые другие агентства, публиковать наш style guide в открытом доступе.
М.СПИРИДОНОВ: Это сотни страниц?
Г.ТИМЧЕНКО: Примерно сотня страниц.
М.СПИРИДОНОВ: В каком-то смысле наследником этого style guide является книжка Саши Амзина «Новостная интернет-журналистика»?
Г.ТИМЧЕНКО: Да. Саша Амзин – это очень внимательный человек, он очень хорошо сидел, записывал на редколлегиях всё, что там говорилось, творчески переработал это, дополнил это собственным опытом, систематизировал. По-моему, у него это очень хорошо получилось.
М.СПИРИДОНОВ: Из существующих на рынке есть аналоги?
Г.ТИМЧЕНКО: Style guide?
М.СПИРИДОНОВ: Если рассматривать не работу в Ленте.ру, а внешние рекомендации. Если учиться интернет-журналистике, можете посоветовать что-то, кроме книги Саши?
Г.ТИМЧЕНКО: Я не знаю, я никогда не интересовалась этим вопросом. Я время от времени получаю в качестве презентов, после конференций что-то. Мне дают какие-то учебники или style guide по журналистике. style guide – это одно, а достойных учебников и понятных дидактических материалов для начинающих я не видела. Я уточню, что я имею в виду интернет-журналистику. Я не говорю о том, что учебников по журналистике нет.
М.СПИРИДОНОВ: Учебники по журналистике есть?
Г.ТИМЧЕНКО: Я их не знаю, я по ним не училась, поэтому ничего сказать не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к Ленте. Лента начиналась с 9 человек. Сколько человек работает сегодня?
Г.ТИМЧЕНКО: 79.
М.СПИРИДОНОВ: Вы особенно не занимаетесь вопросами кадровой политики, учета сотрудников?
Г.ТИМЧЕНКО: Я занимаюсь учетом сотрудником, я помню, сколько у меня ставок, но, сколько живых людей я не помню. Было вроде 79, может быть, 78. В общем, около 80. Можно считать секретарей, можно считать бездельников вроде меня и генерального директора, но в редакции у меня 45 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Как у вас делятся полномочия с гендиректором – Юлией Миндер?
Г.ТИМЧЕНКО: Директор отвечает за деньги, а я – за любовь.
М.СПИРИДОНОВ: У вас готовый ответ. Она считает внимательнее?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, я вообще считать не умею.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, поэтому такая неопределенность в количестве сотрудников на сегодняшний день. Какие у вас есть отделы?
Г.ТИМЧЕНКО: Есть общественно-политический блог, куда входит Россия, политика, мир и так далее, есть мировой блог, есть экономический блог и блог инфотеймента. Кроме всего прочего, есть отдел спецкоров.
М.СПИРИДОНОВ: Это структура редакции. Какие еще есть отделы?
Г.ТИМЧЕНКО: Есть отдел разработки, отдел спецпроектов.
М.СПИРИДОНОВ: Несложно уживаться двум руководителям в одной компании?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, нам несложно, потому что мы очень четко разделили обязанности. Я не отвечаю за деньги и за поступление рекламных доходов, Юля не отвечает за контент и за редакцию.
М.СПИРИДОНОВ: И за любовь?
Г.ТИМЧЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Отношения с Рамблером, который изменился в последние год-полтора, который получил новую команду, как складываются?
Г.ТИМЧЕНКО: Пожалуй, впервые за всю историю Ленты я могу сказать, что у нас любовные отношения, поскольку люди из Афиши, которые пришли в Рамблер – люди из медиа, в отличие от предыдущих руководителей холдинга. Они очень хорошо понимают медийные проблемы, кроме того, они очень хорошо понимают продукт на рынке. У нас с ними полная любовь и взаимопонимание.
М.СПИРИДОНОВ: Какие-то оформительские, редакционные приемы из Афиши вы не заимствовали?
Г.ТИМЧЕНКО: Мы не заимствуем. Мы заимствуем у них специалистов – например, арт-директора и главного дизайнера, которые сейчас нас консультируют для перезапуска Ленты.
М.СПИРИДОНОВ: Это событие всё-таки состоится?
Г.ТИМЧЕНКО: Я очень хочу, чтобы оно состоялось к 13-летию, потому что мне очень нравится эта цифра, и сентябрь – это хороший месяц. Если мы не успеем, то до конца года мы представим новую Ленту.
М.СПИРИДОНОВ: Надо понимать, что существует не только дизайн, но и сверстанные страницы?
Г.ТИМЧЕНКО: Дизайна не существует, есть прототипы и начало дизайна. Прототипы в случае с информационным сайтом – это главное. Красиво сделать у нас есть кому.
М.СПИРИДОНОВ: Макеты интерфейсов?
Г.ТИМЧЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Программисты дописали новую админку?
Г.ТИМЧЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Вы уже на ней?
Г.ТИМЧЕНКО: Мы на ней практически целиком, за исключением внешних историй вроде Лентапедии. Это внутренняя история, но она отдельно от нас. Это не так важно, как основная Лента. Мы переехали целиком.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня рекламы на Ленте достаточно для того чтобы Лента чувствовала себя комфортно в плане финансов?
Г.ТИМЧЕНКО: Мы впервые, благодаря руководству холдинга, проданы почти целиком.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо.
Г.ТИМЧЕНКО: Это не очень хорошо, потому что рекламодатель должен понимать, что у него есть шанс встать сегодня или завтра. На сегодняшний момент эти шансы стремятся к нулю, потому что мы проданы.
М.СПИРИДОНОВ: Ограничение спроса по маркетингу – это классический прием.
Г.ТИМЧЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Когда становятся в очередь, больше хочется. За чьи бюджеты вы конкурируете и с кем? Чьи бюджеты вы получаете? Кто ваши рекламодатели?
Г.ТИМЧЕНКО: На самом деле, стабильно больше 40% рекламодателей на Ленте – это автомобильные фирмы. Также это железо, техника и крупные банки.
М.СПИРИДОНОВ: Это те, кто стремятся достучаться до обеспеченных людей, читающих, по их мнению, Ленту.ру?
Г.ТИМЧЕНКО: Видимо, да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Перейдем к сегодняшним реалиям. Насколько сильно изменилась работа Ленты в последние месяцы в связи со всплеском общественно-политической активности?
Г.ТИМЧЕНКО: Про это мы говорили на РИФе, на круглом столе, который делал Михаил Гуревич, с руководителями СМИ. Там, насколько я понимаю, были 2 интернет-газеты (мы и Газета), две деловые ведомости и два информ-агентства (Интерфакс, РИА-Новости). Мнения разделились. Мое мнение таково, что в общем, если смотреть снаружи, если смотреть предельно цинично, то нынешняя политическая активность ничем не отличается от любого другого события, которое вызывает всплеск внимания читателей. Война ли это в Осетии, 11 ли это сентября, или это теракт в Домодедово неважно. Всё зависит от длины всплеска, от протяженности во времени. Мне кажется, что мы видим ту же самую картину, резкий всплеск интереса, рост аудитории достаточно приличный сначала, потом интерес спадает, и цифры возвращаются почти к тем же показателям, что и до, и какая-то часть залипает на Ленте. Большого прироста аудитории я не увидела, в отличие от телеканала Дождь, который представлял Максим Кашулинский. Он сказал, что они увидели рост аудитории и прирост ядра аудитории. Я в Ленте такого не увидела.
М.СПИРИДОНОВ: Не связано ли это с тем, что у вас забирают трафик новые проекты, типа Дождя, Слона?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет. Там цифры по отношению к Ленте пока кратные, поэтому я не могу сказать, что они у нас забирают трафик, тем более Дождь немного про другое, там больше про интернет-телевидение. Я не уверена, что мои текстовые трансляции могут конкурировать с их картинкой, это разные истории. Тем более что отдельные цифры по трансляции или формату хроники, который мы в эти дни вели, показывают запредельный интерес. В общем, где-то увеличивается глубина просмотра, когда-то мы превышаем пиковые показатели по среднесуточной аудитории, но сказать, что был рост, я не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Вы рассматриваете кого-то как конкурента, пускай не сегодняшнего, а завтрашнего?
Г.ТИМЧЕНКО: Вся печаль состоит в том, что конкуренты те же самые. Это РИА Новости и Газета.ру. Ландшафт почти не изменился. Я не знаю, что нужно сделать Слону, чтобы дорасти. В ближайший год я точно могу спать спокойно.
М.СПИРИДОНОВ: Коммерсант, Ведомости вам не мешают?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, они отстают от Ленты в разы, они тоже меня несильно беспокоят. Никакого челленджа пока никто предложить не может.
М.СПИРИДОНОВ: Недавно у вас вышла заметка, которая вызвала большой резонанс на Open Space.
Г.ТИМЧЕНКО: Я так и знала, что мы об этом будем говорить.
М.СПИРИДОНОВ: Куда деваться? Из этой заметки вытекает целый ряд тем, которые я бы мог поднять без нее, но красиво было бы через нее это сделать. Например, заметка получила 2 тысяч лайков в Facebook, хотя в ней говорится о том, что заниматься соцсетями, СМИ бессмысленно.
Г.ТИМЧЕНКО: Там про другое говорится. Все читатели, в том числе читатели Ленты.ру ужасно любят заголовки и ужасно не любят читать то, что внутри. Речь шла об использовании головного мозга при работе с сетями, вот и всё. Больше ничего там не было. Речь шла о смыслах.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас не буду выкапывать статью, чтобы цитировать.
Г.ТИМЧЕНКО: Будем говорить откровенно, это не статья, это конспект лекций. Одно дело, когда ты говоришь перед аудиторией, другое дело, когда ты пытаешься эту лекцию перелопатить в текстовый вариант. Конечно, могла произойти утрата смысла. Мне жалко, если люди подумали, что я думаю, что не нужно работать с соцсетями. Речь шла как раз о том, что с соцсетями надо работать, но вопрос в том, как работать, и какие цели перед собой ставить.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давайте не будем к этому подходить строго, а просто разберем по пунктам, как нужно сегодня СМИ работать с соцсетями для того чтобы получать максимальный трафик.
Г.ТИМЧЕНКО: Это и есть камень преткновения. Мы начали внимательно смотреть на статистику Твиттера Ленты.ру, Афиши. Мы увидели, что количество ретвитов достаточно большое, мы заинтересовались конкурентами и выяснили, что очень большое количество фолловеров у наших конкурентов – это яйца, где вместо картинки яйца. Мы из каждой тысячи проверили сотню. На конференции в РИА Новости мы с Сашей Амзиным делали доклад. Мы увидели, что обычно у этих яиц один-два фолловера и 0 ретвитов, и мы могли предположить, что это неживые люди. Я не могу это утверждать, я могу только предполагать. Саша вывел некий яйце-рейтинг, то есть количество живых фолловеров на каждое издание. Опытным путем мы выяснили, что, если ты не пользуешься какими-то специальными технологиями, то у тебя количество этих яиц колеблется вокруг 15-20%. Как только ты начинаешь нагонять фолловеров с помощью различных технологий, яйцерейтинг подскакивает в 2-3 раза. У нас даже образовался чемпион, и мы предположили, что это издательство воспользовалось услугами SMM-агентства, которое показало ему, где яйца живут. После этого я заинтересовалась тем, что у нас с количеством переходов, и тут у нас возник конфликт с РИА Новости, к моему величайшему сожалению. Сейчас у них 500 тысяч, а в феврале у них была группа около 300 тысяч человек в Facebook, примерно столько же человек было в группе во Вконтакте. Я увидела, что из одной социальной сети количество переходов – 14 тысяч в день, а из другой – 11 тысяч в день. Я сказала, что, по моему мнению, это мало, что не стоит это таких вложений. Люди специально устраивают группы, с этими группами работают редакторы, в них вкладываются человеческие, творческие и финансовые усилия для того чтобы получить 300 тысяч подписчиков, из которых на твой сайт переходит около 14 тысяч. Мне кажется, что это немного. РИА Новости со мной поспорили и сказали, что этого достаточно, что дополнительными целями являются лояльность аудитории, прирост ядра и так далее. Флагманы отрасли – РИА Новости и другие агентства или издания, которые активно работают с соцсетями – это прекрасно. Пусть они это делают, никто не может им это запретить, никто не может их за это осудить. Мы говорили в условиях конференции, где были представлены издания, которые живут на свои и которые не настолько крупны и не могут себе позволить тратить деньги на содержание редакторов, которые будут вести социальную сеть.
М.СПИРИДОНОВ: Или не в таком количестве, как РИА Новости?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, в лучшем случае это будет один редактор. Докладывая о своих успехах, крупным изданиями стоит помнить, что доска почета – это здорово, но мы собираемся на профессиональной конференции для того чтобы обсудить что-то и найти какие-то пути, как другим СМИ, которые не обладают такими возможностями, работать с соцсетями, если даже РИА Новостям это приносит небольшой процент трафика. При всём этом у меня была фига в кармане, что мы на тот момент вообще ничего не делали с социальными сетями, мы как-то вели Facebook и только начали свою активность во Вконтакте, и мы получали ту же цифру в 14-18 тысяч в день, не вкладывая ни копейки.
М.СПИРИДОНОВ: Просто выкладывая анонсы новостей там?
Г.ТИМЧЕНКО: Во Вконтакте это работает не так. Во Вконтакте аудитория требует живого человеческого участия, мы стараемся людей больше развлекать и давать им поводы для обсуждения, не все новости мы туда выкладываем и стараемся не замусоривать ленту наших читателей бесконечными новостями. Лента в сутки производит 200-250 текстов, так что можно сойти с ума, это невозможно. Мы стараемся выбирать самое интересное, мы стараемся по-другому это иллюстрировать, как-то подавать, провоцировать обсуждения и так далее, но всё это делается в рабочее время тремя руками. У кого есть время, тот это и делает. Мы не тратим на это ни копейки, ни часа рабочего времени, и мы получаем то же самое количество переходов.
М.СПИРИДОНОВ: Надо понимать, как рекомендацию работы с социальными сетями это описание?
Г.ТИМЧЕНКО: Я не могу сказать, что это рекомендация. Мне кажется, что главная рекомендация – примените головной мозг. Не нужно бежать за модными трендами, безусловно, читатель в социальных сетях есть, но прежде чем мелькать перед ним своими анонсами, хорошо бы подумать, стоит ли оно того, и что оно принесет, насколько вы готовы к этому, что вы готовы вложить и что вы ожидаете получить в ответ. Я поставила вопрос, который оказался болезненным.
М.СПИРИДОНОВ: В связи с этим вам задали вопросы, касающиеся другой полусоциальной сети, полублоггерской платформы – Твиттера Ленты.ру, который стал классикой жанра. Можно заметить, что многие деловые СМИ также ведут свои твиттеры в неформальном, порой очень забавном, юмористическом ключе.
Г.ТИМЧЕНКО: Было еще смешнее, когда на той самой конференции у меня попросили рецепт того, как нам удалось это получить. Я сказала, что у меня нет рецепта, но есть люди, которые ведут наш Твиттер. Я ими дорожу, потому что у них своеобразное чувство юмора, и они понимают границы, за которые не стоит переступать, и когда они их переступают, они довольно быстро исправляются, но я же не могу клонировать их и отдать. Могу сказать, что с людьми нужно общаться, нужно желать им доброго утро, спокойной ночи, 30-ого числа напоминать им о том, чтобы они купили проездной и заплатили за интернет, а также позвонили маме.
М.СПИРИДОНОВ: Редакционная политика Твиттера вырабатывалась вами или ими?
Г.ТИМЧЕНКО: Это был Игорь Белкин, единственный и неповторимый продюсер отдела новых медиа, который и завел Твиттер Ленты.ру. Самое смешное, что буквально через 2 дня в 5-6 изданиях в Твитере появились слова «Доброе утро, дорогие читатели! Спокойной ночи, дорогие читатели! Не забудьте оплатить интернет».
М.СПИРИДОНОВ: Резюмируя эту тему, соцмедиа нужно использовать, но дозированно, не делать из них культа для СМИ?
Г.ТИМЧЕНКО: Вот именно, не надо делать из этого культ. Я недавно объясняла стажеру, чем отличается писательство от журналистики. Я сказала, что писатель пишет для себя, и ему читатель, может, и не нужен, он разговаривает с собой, с Богом, с создателем, природой и так далее. Журналист работает для кого-то. Первая мысль журналиста должна быть «Достаточно ли внятно я написал? Поймет ли читатель то, что я ему хотел сказать?». Та же самая политика должна быть и в отношении социальных сетей, нужно понять, не надоем ли я читателю, не замусорю ли я его френд-ленту, не буду ли я ему ездить по ушам, не добавлю ли я официоза в его сложную жизнь и так далее. У меня сложилось, может, и ошибочное впечатление, что есть адская погоня за кликами, лайками, ретвитами, фоловерами и всем остальным, что люди забыли, для кого они всё это делают.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас будет тема, связанная с установкой журналиста на его работу с публикой, его необходимостью или необходимостью его сознания, что он пишет для кого-то, а не для себя, в стол или для мамы. Это палка о двух концах, о чем вы знаете лучше меня. Стремление максимально угодить приводит к другому тупику. Верно?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Как найти золотую середину и не уходить в MTV-стайл, трулалай, а рассказывать серьезные вещи правильными словами интеллигентным людям?
Г.ТИМЧЕНКО: Мне помогает медицинское прошлое. Я всегда говорю, что врач вас не обслуживает, он вас лечит. Вы же выполняете его назначения, не изводите врача до уровня маникюрши, которая может ногти покрасить так, а может эдак. Врач может сделать операцию либо хорошо, либо так, что лучше ее не делать. С журналистикой точно также. Мы работаем для читателя для того чтобы наша позиция была максимально понятная читателю, но не на удовлетворение читательских запросов на удовольствие, развлечения и так далее, для этого существует шоу-бизнес. Мы его информируем, мне важно, чтобы меня правильно поняли, чтобы я правильно донесла позицию редакцию, чтобы редакционная политика была максимально прозрачной, чтобы те материалы, которые мы даем читателю, были интересны, не заставляли бы его засыпать, но в мою задачу не входит образовывать этого читателя, сильно его развлекать, потакать его прихотям.
М.СПИРИДОНОВ: Коснемся взаимоотношения профессиональных журналистов и UGC-журналистики, гражданской журналистики и блоггинга. Есть ощущение, что у многих мастеров есть обида на надвигающихся толпой блоггеров, выскочек, которые пришли в интернет и порой набрали значительное количество читателей, авторитета, но при этом, как кажется мастерам, они ничего не понимают в профессии, и лучше бы им было идти лесом.
Г.ТИМЧЕНКО: На обиженных воду возят. Нет смысла обижаться, мир таков, какой он есть, он не может быть таким, каким мы хотим, чтобы он был. Да, очень много блоггеров, много людей, которые получили доступ к широкой аудитории. Ну и что? Наличие любви к музыке в Италии не помешало театру собирать полные залы, правда? Это из той же самой серии. Можно прекрасно петь в компании, музицировать с друзьями, но на сцене играют профессионалы. Чего обижаться? Нужно дружить и использовать это с умом. Мое отношение к блоггерам довольно скептическое, потому что блоггер работает в охотку и немного, а заставить блоггера пахать в режиме длительного задания почти невозможно.
М.СПИРИДОНОВ: Главное отличие журналиста от блоггера – это трудолюбие и дисциплинированность?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, необязательно, но для издания, которое выходит регулярно, достаточно важно, чтобы материалы появлялись в срок и в нужном качестве. Как ни крути, это в каком-то смысле фабрика, завод, конвейер, это производство. Если ты заложил в кастрюлю картошку, капусту, морковку и лук, то должны получиться щи, а не манная каша, а блоггеры этого не гарантируют. Ты можешь поручить блоггеру всё, что угодно, и получить всё, что угодно, и зачастую не то, что заказывал.
М.СПИРИДОНОВ: Как идентифицировать журналиста и блоггера? Такой вопрос кадрового характера стоит у многих моих коллег – интернет-предпринимателей.
Г.ТИМЧЕНКО: Почти любой журналист может быть блоггером, но не каждый блоггер может быть журналистом.
М.СПИРИДОНОВ: Какие качества отличают их, кроме дисциплины?
Г.ТИМЧЕНКО: Блоггер работает на себя, блоггер – это человек, который занимается продвижением себя на платформе или в социальной сети. В этом нет ничего плохого, но он занимается самопиаром. Это хорошая история, вполне достойная. Но у него нет задачи и миссии журналиста. Кроме всего прочего, мы забываем о том, что в задачу СМИ входит из всего информационного потока выбрать события, которые редакция хочет осветить, будь это журнал Афиша или Лента.ру. У нас разные события, которые мы будем освещать. Мало того, что нам нужно их выбрать, мы должны их внятно описать и ранжировать, мы должны составить картину дня, культурную, информационную или финансовую. Способность ранжировать, определить, что важно, а что нет, и при этом совпасть с читателем – это и есть важная функция, о которой зачастую блоггеры забывают. Он думает, что если он стал свидетелем какого-то события, то это событие и есть главное, а о том, что в мире существуют еще несколько миллионов таких блоггеров, а событий, не описанных еще, ровно столько же, он забывает. Об этом чаще всего блоггеры не думают. Они считают, что то, что увидели они, главное. Система ценностей, ранжирование события по реальной важности их для большой читательской аудитории важны.
М.СПИРИДОНОВ: Из того, что вы говорите, можно понять, что вы не берете на работу тех, у кого только блоггерский опыт, и нет журналистского.
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, почему? Это совершенно неважно. Важно, насколько человек способен подвинуть свое «Я» для того чтобы работать на издание, а не на себя.
М.СПИРИДОНОВ: Вы учите с нуля?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, практически всех. За всю историю Ленты было всего человек 5, которые пришли, положили руки на клавиши, и было ощущение, как будто они всё время здесь работали.
М.СПИРИДОНОВ: На какого рода характеристики вы смотрите при приеме на работу?
Г.ТИМЧЕНКО: Я прошу писать большое письмо про себя, про то, кто человек, что, чем дышит, что читает, что любит, что не любит, где работал, почему не понравилось и так далее. По тому, как человек пишет, можно определить индекс вменяемости. Потом мы разговариваем с ним.
М.СПИРИДОНОВ: По тому, как пишет, а не по тому, что пишет?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, конечно. Как написано, так всё и оказывается.
М.СПИРИДОНОВ: В интервью я слышал, что вы говорили о клиповом мышлении. Я правильно помню?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, было такое.
М.СПИРИДОНОВ: Это мышление, при котором восприятие больших объемов информации практически блокируется, то есть сложно проходит у потребителя. Таким образом, это короткие музыкальные клипы, короткие сюжеты новостей, короткие текстовые заметки Ленты.ру и так далее. А вообще нужны большие тексты сегодня?
Г.ТИМЧЕНКО: Обязательно.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем?
Г.ТИМЧЕНКО: Иначе совсем озвереем. Мозг надо тренировать. Это как раз то, что я называю «потакать читателю». Нельзя потакать читателю. Соврать проще, чем вывести на чистую воду, не делать проще, чем делать. Кто-то из поэтов говорил, что чтение – это тоже работа. Читать – это напрягать головной мозг, воображение, вызывать какие-то эмоции и так далее. Если ты не великий поэт, в четырех строчках ты не сможешь вызвать эмоции у читателя.
М.СПИРИДОНОВ: Нужно воздействовать именно текстом? В условиях электронного СМИ есть другие выразительные средства – видео, аудио, картинка. Они мало используются.
Г.ТИМЧЕНКО: Они используются мало по двум причинам. Первая причина реалистического свойства, а вторая поэтического свойства. Во-первых, будем откровенны, наш читатель нас читает в основном на работе, и не всякий человек решится на работе одеть наушники и включить видеоряд, правда?
М.СПИРИДОНОВ: Дело не в том, что это стоит дороже?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, хорошие писатели тоже недешево стоят. Вторая причина в том, что есть вещи, которые нужно показывать с помощью видео, и видео бывает гораздо более выразительно, чем пять абзацев на эту тему. Видео в интернете играет вспомогательную роль ровно потому, что пока никто не придумал, что же сделать такого, чтобы это выглядело ново, свежо, интересно, чтобы это захотелось смотреть. Если мы разложим видео, которое популярно в сети, то мы увидим вирусные ролики (обычно ха-ха).
М.СПИРИДОНОВ: Да, как правило, это какой-то юмор.
Г.ТИМЧЕНКО: Да. Это новостные форматы, из свежего – это разгон на Баррикадной, который снят на iPhone, дальше пустота. Видео как жанр пока оформлен только в двух направлениях: либо это видео любого, даже чудовищного качества, с места событий, либо это веселые картинки. Что делать со всем остальным, пока никто не может сказать. Мы попробовали нащупать это в проекте «Страна, которой нет», посвященному 20-летию распада СССР. Мы там попробовали всякие мультимедийные ролики, там есть очень сильные вещи, но если вынести их на более широкую аудиторию, то я не знаю, как она будет реагировать.
М.СПИРИДОНОВ: Мне казалось, что приверженность к текстам у журналистов более-менее старой школы в том, что хочется оставить простор для воображения читателю.
Г.ТИМЧЕНКО: Когда-то и так. В Ленте есть рубрика «Прогресс», в которой можно очень долго описывать физические или химические опыты, но если вставить туда нормальный ролик, который бы показывал, как устроено то или иное устройство, тот или иной процесс, то, наверное, это освободило бы голову редактора для других дел. Пока у видео утилитарная роль, в художественной части пока полный провал.
М.СПИРИДОНОВ: Доведем эту тему до логического завершения. Верите в то, что в перспективе все информационные бренды будут конкурировать практически на одном поле, условно говоря, Первый канал, Эхо Москвы, Лента.ру и прочие, используя разные инструменты в интернете – текст, видео или аудио в зависимости от необходимости, но при этом это будут СМИ одного порядка?
Г.ТИМЧЕНКО: Если честно, я этого боюсь. Мне кажется, что телеканалы по неизвестной мне причине уделяют достаточно мало времени Сети. Имея технический инструментарий, который есть у телевизионных СМИ, имея журналистские имена и всё, что вокруг них, они могли бы нас всех сделать, если бы захотели.
М.СПИРИДОНОВ: Не делают потому, что ленятся?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, мне кажется, это коммерческие причины. Я не могу говорить про это, потому что я не знаю причины. Федеральные каналы в Сети представлены посольствами, это представительства канала в сети, но несамостоятельные СМИ, не перенос вещания. Другой концепции я в этом не вижу. Может быть, это связано с тем, что в сети несравнимые с телевизионной рекламой деньги. Может быть, это стратегические причины. Я не могу судить, но мне кажется, что телеканалы обладают огромным потенциалом, и если бы они захотели, они бы оставили нас далеко позади.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что несколько лет назад канал одной левой мог бы, зайдя в сеть, положить все СМИ по посещаемости, а сегодня это меньше, и есть какая-то точка невозвращения, до которой, если они не придут в интернет, то им будет не догнать?
Г.ТИМЧЕНКО: Я не могу сказать. Несколько лет назад в сети основными посетителями были очень продвинутые люди, которые пошли в сеть от телевизора. Они не хотели телевизора, и поэтому пошли в сеть. Сейчас сеть прирастает людьми, которые в том числе с телевизором вполне мирно уживаются. Если бы они сейчас стартанули, они могли бы сделать всё так, как надо.
М.СПИРИДОНОВ: Если не ошибаюсь, это ваша цитата, что существует партия телевизора и партия интернета в России.
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, я ее за кем-то повторила.
М.СПИРИДОНОВ: Порядка 15% людей, которые находятся строго в интернете, не смотрят телевизор, в том числе по идеологическим причинам, и есть люди, которые смотрят телевизор.
Г.ТИМЧЕНКО: Я бы сказала, по эстетическим причинам. На то, что показывают на экране, смотреть больно, вне зависимости от политики.
М.СПИРИДОНОВ: Эстетически-идеологические причины. Сегодня эти партии смешиваются.
Г.ТИМЧЕНКО: Я думаю, что смешиваются.
М.СПИРИДОНОВ: Люди могут находиться и в том, и в другом лагере. Что будет в дальнейшем? Слияние или размежевание?
Г.ТИМЧЕНКО: Как в анекдоте про Красную Шапочку. «Красная шапочка, что ты желаешь? Слияние или поглощение?», - сказал волк. Пока телеканалы не сделали никаких шагов для того чтобы прийти в интернет, мне сложно судить об этом, потому что мне хотелось бы посмотреть, на что они способны. Пока что они способны только на промо-страницу с телепрограммами, какими-то кусочками текстов и записями видео-эфиров. Я не понимаю, что еще они могут показать, но мне кажется, что они смогут, если захотят.
М.СПИРИДОНОВ: Похоже, они пока что тоже не понимают. Надо сказать, что они стараются. Если не Первый канал, НТВ, то СТС и ТНТ пытаются что-то сделать. У нас много тем, которые хочется затронуть, но время неумолимо. Несколько лет назад все прочили смерть бумаге, сейчас поняли, что моментально она не умрет, и надвигающиеся электронные СМИ и планшеты не задушат эту штуку насмерть в ближайшее время, всё равно что-то останется. Сегодня планшеты вас, как электронные СМИ, не беспокоят? Там меняется бизнес-модель.
Г.ТИМЧЕНКО: Беспокоят, конечно. Мне кажется, что у нас есть дурная манера во всём видеть угрозу. Планшеты – это огромные новые возможности, и я предлагаю думать в эту сторону. Как сделать так, чтобы не размывался бренд? Что делать с трафиком, рекламой? Это мы всё придумаем, но это для нас, как для людей, которые делают контент, вызов, возможность как-то себя проявить. Я смотрю на своего внутреннего Бога – Нью-Йорк Таймс. Они делают великолепные вещи и не боятся планшетов и других мобильных устройств. Это бренд. Мне кажется, что смерти бумаги, смерти традиционных интернет-СМИ не будет.
М.СПИРИДОНОВ: В мобильных устройствах вы смотрите на какую сторону для Ленты? Какого-то преобразования мобильного сайта, создания мобильного приложения?
Г.ТИМЧЕНКО: Мы думаем об этом вместе с арт-директором и дизайнером из Афиши. Мне нравится над этим работать, и я думаю, что мобильные версии – это то, что мы в ближайшие недели будем допиливать. У нас есть все дизайны, все страницы.
М.СПИРИДОНОВ: Заработок там будет по другой модели? Там не будут откручиваться баннеры?
Г.ТИМЧЕНКО: Думаю, что нет, но мы посмотрим. Я пока не готова говорить на эту тему.
М.СПИРИДОНОВ: Приложения для Ленты?
Г.ТИМЧЕНКО: Приложения под Андроид и iPhone готовы, нам осталось получить подписи юристов.
М.СПИРИДОНОВ: Приложение будет бесплатным?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы где-то говорили, что платный контент для СМИ – это неправильно.
Г.ТИМЧЕНКО: Я могу быть сколько угодно раз неправа с коммерческой точки зрения, но я не коммерсант. Мне как человеку и как журналисту кажется, что в этой стране продавать информацию за деньги – грех.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
Г.ТИМЧЕНКО: Потому что у нас и так с информацией в стране не очень хорошо, а в ближайшее время, как говорят все признаки, будет еще хуже. Свобода распространения информации держится на бесплатной информации, как мне кажется.
М.СПИРИДОНОВ: Попытку Ведомостей вы считаете неправильной?
Г.ТИМЧЕНКО: Я считаю ее некорректной ровно настолько, насколько мне нравится газета «Ведомости», и насколько глубоко я уважаю ее создателей. За последние год-два года Ведомости до такой степени показали мощь, красоту, силу и всё на свете, но мне кажется неудачной с этической точки зрения история с платным контентом, подписками. Мне кажется, это хождение по кругу, мне это не нравится, хотя я плачу. Мне нелениво заплатить, но мне кажется, что это неправильно.
М.СПИРИДОНОВ: Они останутся в режиме этого эксперимента?
Г.ТИМЧЕНКО: Я думаю, что да, потому что они всячески демонстрируют то, что они приверженцы этого. Мне просто не близка эта идея, я противник.
М.СПИРИДОНОВ: Кто-то пойдет по их пути?
Г.ТИМЧЕНКО: Я думаю, что желающие найдутся.
М.СПИРИДОНОВ: Кто может?
Г.ТИМЧЕНКО: Комсомольская правда может. Они люди, которые занимаются большим бизнесом, это довольно рисковые люди, и мне кажется, что они могут пойти по этому пути.
М.СПИРИДОНОВ: Life News?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет, они на другом зарабатывают. Мне кажется, что по этому пути пойдет Комсомолка, потому что они опробовали много ниш от выпуска сборников, региональных историй, и скорее всего, они пойдут туда.
М.СПИРИДОНОВ: Как вам конфликт Ведомостей и Вконтакте? Вы сами пострадали от того, что у вас стали забирать контент?
Г.ТИМЧЕНКО: Вы будете смеяться, но мы почти не просели по статистике. Я не понимаю, в чем дело. Насколько я понимаю, Павел Дуров заказал какое-то исследование, и я заказала своему аналитику посчитать цифры, но мы почему-то не просели. Другое дело, что на своей странице мы отключили опцию просмотра, но за те 3 суток, что она была, мы почти не просели. Мы потеряли примерно 3 тысячи переходов, что несущественно.
М.СПИРИДОНОВ: В этом конфликте вы на чьей стороне?
Г.ТИМЧЕНКО: Не на чьей. С одной стороны, я со странным ощущением смотрю на то, что Павел Дуров – отважный парень. С другой стороны, я отлично понимаю, что этого отважного монстра вырастили сами СМИ, ринувшись в социальные сети.
М.СПИРИДОНОВ: Отважный?
Г.ТИМЧЕНКО: Может быть, безбашенный или бесшабашный. То, что Павел Дуров, заполучив это всё, сказал: «Теперь мы будем играть по моим правилам» - довольно весело. Я-то туда не ломанулась.
М.СПИРИДОНОВ: Вы готовы играть по его правилам?
Г.ТИМЧЕНКО: Нет. Я хочу играть только по своим правилам, но за схваткой наблюдать интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Если у вас ситуация сложится подобным образом, и у вас будет размежевание с Вконтакте, вы пойдете на такой шаг, как уйти оттуда представительством? Для вас важно нахождение в этой социальной сети?
Г.ТИМЧЕНКО: Это зависит от конфликта. Я предпочитаю не конфликтовать, но если бы коса нашла на камень, то я бы ушла. Если бы мне пытались навязать что-то, а не вести со мной переговоры, не пытаться меня в чем-то убедить, то, конечно, я бы ушла оттуда.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Осталось буквально несколько минут. Составьте футуристический прогноз, касающийся СМИ, мобильных СМИ, на завтра и послезавтра? Вы сказали о том, что будут закрывать клапана. Насколько это серьезно скажется на СМИ?
Г.ТИМЧЕНКО: На интернет-СМИ пока несерьезно скажется, хотя кто знает. Если мы говорим о цензуре и о политике, то мне кажется, что все предыдущие годы люди, близкие президенту, демонстрировали свое полное невнимание или пренебрежение интернетом. Может быть, сейчас какие-то события заставят их обратить внимание на интернет, но, скорее, на социальные сети, чем на СМИ. Ландшафт сложился уже давно, новые игроки почти не появляются, и если эти СМИ не доставляют головной боли власти в течение долгого времени, то я не вижу причин, почему вдруг сейчас власти должны решить, что мы враги. Вряд ли так произойдет. Что касается послезавтра, какое оно будет, я не знаю. Я не могу себе представить, что наступит время жесткой цензуры, и я представить не могу, как посыплется рынок. Если это время не настанет, тогда и будем жить и работать дальше.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. У нас остались еще две рубрики. Сейчас будет блиц. Я задам насколько вопросов, на которые прошу ответить односложно.
Г.ТИМЧЕНКО: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Что произойдет, если исчезнет Интернет?
Г.ТИМЧЕНКО: Катастрофа.
М.СПИРИДОНОВ: Как оцениваете создание Общественного телевидения?
Г.ТИМЧЕНКО: Ерунда.
М.СПИРИДОНОВ: Когда последний раз написали бумажное письмо?
Г.ТИМЧЕНКО: Месяц назад.
М.СПИРИДОНОВ: Какие из западных интернет-СМИ являются примером для вас?
Г.ТИМЧЕНКО: New York Times и Guardian.
М.СПИРИДОНОВ: Почему интересные блогеры зачастую оказываются плохими журналистами?
Г.ТИМЧЕНКО: Они любят себя больше, чем читателя.
М.СПИРИДОНОВ: Напоследок несколько вопросов слушателей, которые были заданы в анонсах передачи.
Г.ТИМЧЕНКО: Вредные вопросы?
М.СПИРИДОНОВ: Я постараюсь вредные не задавать.
Г.ТИМЧЕНКО: Лучше задавайте.
М.СПИРИДОНОВ: Посмотрим. Владислав Коробов пишет: «Опишите, пожалуйста, среднего пользователя Ленты».
Г.ТИМЧЕНКО: Давно мы не проводили социологические исследования по этому поводу. Из того, что можно взять из статистики, или из того, что я наблюдаю на форумах и в соцсетях при репостах, я могу сказать, что Лента – самое мужское из всех изданий. У нас больше 60% аудитории – это мужчины, 25+.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается их достатка, образования?
Г.ТИМЧЕНКО: Я предпочитаю не говорить об этом. Как только вы начинаете задавать человеку вопрос «Занимаете ли вы руководящую должность?», он, конечно, напишет, что да, даже если он старший помощник младшего дворника. Как-то РБК выкатили статистику, что у них 90% читателей занимают руководящие должности. На самом деле, это всё фигня. Должность неважна, важно, что это вменяемый и образованный человек. Конечно, я бы хотела, чтобы нас и женщины тоже читали, но пока что мы самое мужское издание из всех.
М.СПИРИДОНОВ: Max Volkov спрашивает: «Насколько высока сейчас конкуренция среди топовых интернет-СМИ?».
Г.ТИМЧЕНКО: Конкуренция довольно жесткая. Особенно это проявляется в пиковые дни, когда бывают митинги, демонстрации, или происходят какие-то катастрофы.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли место для новых изданий?
Г.ТИМЧЕНКО: Есть.
М.СПИРИДОНОВ: Каких?
Г.ТИМЧЕНКО: Лично мне, например, не хватает нормальных нишевых изданий. Мне не хватает популярного журнала про кино, в котором был бы не только Голливуд, кому-то не хватает нормальных игровых изданий, часть из которых закрылась. Мне кажется, что в разных нишах есть много возможностей сделать СМИ.
М.СПИРИДОНОВ: Многое упирается в то, что экономическая целесообразность пока что не дошла до многих ниш.
Г.ТИМЧЕНКО: Да, к сожалению. Региональные СМИ – это прекрасные истории.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам вопрос, который вы, наверное, ждали, и мы его уже отчасти обсудили. Когда обновится дизайн?
Г.ТИМЧЕНКО: Очень хочу, чтобы к сентябрю, но обещать не могу, но 2013 год мы встретим в новой Ленте.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько радикально изменится Лента? Будут ли хвататься за сердце старые пользователи?
Г.ТИМЧЕНКО: Да, будут. Какая-то преемственность будет, мы обязаны это сделать из уважения к читателю, но задача, которую мы сформулировали дизайнеру – мы хотим, чтобы у них упала челюсть.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем?
Г.ТИМЧЕНКО: Потому что пришло время, мы слишком долго были одинаковыми.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько велики затраты на поддержание гигантского штата журналистов?
Г.ТИМЧЕНКО: Разве это гигантский штат журналистов? Я недавно узнала, что на сайте одного известного информационного агентства работает 1200 человек. В РБК работали 400 человек, в Коммерсанте работает 500 человек, а у меня 50. Мы крошечные и очень компактные, только в этом году я смогла сделать так, что некоторые рубрики теперь ведет не один человек, а два. Когда один заболевает или уходит в отпуск, мы не хватаемся за сердце и не вспоминаем забытые навыки или знания из прежней жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что вы в данном случае говорите о государственных агентствах.
Г.ТИМЧЕНКО: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Там другая история с финансированием.
Г.ТИМЧЕНКО: В любом случае 50 человек – это не гигантский штат журналистов, это очень маленькая газетка. В Газете.ру в 2 раза больше людей, чем у меня.
М.СПИРИДОНОВ: Лента сама по себе окупается?
Г.ТИМЧЕНКО: Лента окупается около 6 лет, в прибыли она последние 3 года.
М.СПИРИДОНОВ: Прекрасно. Спасибо большое, Галина, за содержательную беседу.
Г.ТИМЧЕНКО: Спасибо вам.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях была главный редактор Ленты.ру Галина Тимченко.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!