М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 1 июня 2012 года. В эфире 150-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – агентство контекстной рекламы iContext — лидер рынка с более чем десятилетней историей и уникальными технологиями. Опыту iContext доверяют крупнейшие компании, поисковые системы, рекламные агентства и социальные сети Рунета.
28 июня наша школа интернет-маркетинга «Нетология» проводит онлайн-конференцию «Практика онлайн-бизнеса». В программе доклады и выступления на актуальные темы построения, продвижения и оптимизации бизнеса в Сети, практические советы и прикладные рекомендации лучших специалистов Рунета. Присутствовать на конференции можно из дома или офиса в любой точке мира. Подробности на сайте onlinebusinesspractice.ru.
Перед началом сегодняшней беседы вспомнилась шутка – пора переименовать 8 марта в «День цветочника». Давайте будем честны – это их праздник. На днях начинается чемпионат Европы по футболу. Это большой праздник не только для болельщиков, но и для спортивных СМИ, получающих в период прохождения таких событий значительный приток денег рекламодателей. О спортивном интернет-проекте, как бизнесе в преддверии чемпионата Европы мы говорим с основателем портала «Чемпионат.com» Дмитрием Сергеевым. Дмитрий, приветствую!
Д.СЕРГЕЕВ: Здравствуйте, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Насколько ощутимым ожидается рост посещаемости и выручки в ближайшие недели?
Д.СЕРГЕЕВ: Выручка чувствуется уже сейчас, посещаемость ждем. По опыту предыдущих специальных проектов во время крупных событий мы знаем, что будет расти посещаемость, но посещаемость обычно начинает расти за несколько дней до начала события. Так было и на чемпионате мира 2 года назад, и на чемпионате Европы в Австрии и Швейцарии 4 года назад. Рост мы ожидаем, но он пока еще не начался.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько это обычно в процентах или порядках?
Д.СЕРГЕЕВ: Тяжело сказать. Всё зависит от внешних факторов, поскольку люди, интересующиеся футболом, в этот период не всегда являются нашими постоянными посетителями. Многое зависит от оптимизации, от работы Яндекса, от различных новостных агрегаторов, которые ссылаются на нас. Мы ожидаем рост от 30 до 50% к тому, что есть.
М.СПИРИДОНОВ: С каких источников в дни таких событий обычно приходят посетители? Новостные агрегаторы и поисковые системы?
Д.СЕРГЕЕВ: Для нас основным источником являются закладки. По ним у нас больше процент переходов. Яндекс.Новости генерят очень много. Яндекс в последние много лет делает специальные проекты под крупные спортивные события. Это было перед чемпионатом мира по хоккею и перед крупными футбольными событиями. Естественно, это социальные сети. Люди делятся ссылками, и мы получаем достаточно серьезный приток аудитории оттуда.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сильна конкуренция в такие дни, или диспозиция сохраняется той же, что существует в обычные дни? Есть лидеры (вы, sportbox, sports.ru), пара-тройка проектов чуть меньше. В моменты таких событий могут быть серьезные крены в сторону одного или другого сайта?
Д.СЕРГЕЕВ: Правильно сказать о конкурентах в хорошем смысле. Sportbox, безусловно, вырастет, поскольку прямые трансляции чемпионата Европы по футболу дадут серьезный приток аудитории коллегам. Мы с sports будем бороться за вторую позицию, хотя обычно мы лидеры, а Sportbox и sports за нами.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько прямые трансляции сильно забирают внимание аудитории в сравнении с рядовыми статьями, комментариями в текстовом виде?
Д.СЕРГЕЕВ: Например, Sportbox хорошо вырывался в период проведения биатлона. Весной мы вырвались вперед, в мае у нас был рекорд – один миллион уникальных посетителей в день. Всё зависит от набора прав, которым обладает Sportbox. Мы разделили рынок. Sportbox – это прямые трансляции, Чемпионат – это больше статистика, новости 24 часа в сутки, а Sports.ru – это больше User-Generated content и то, что выходит за рамки профессиональной журналистики. Это мое мнение и, может быть, Дима Навоша со мной поспорит.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас за лицензионное право трансляции бьются в основном телеканалы, а интернет, если это не делается интернет-силами ВГТРК, где свои отношения у Sportbox с этим контентом, не может пока претендовать на получение эксклюзивного права на трансляцию какого-то значительного матча или серии матчей. Правильно я понимаю?
Д.СЕРГЕЕВ: Всё правильно. Давайте будем честны. Sportbox в этом не играет никакой роли относительно прав. Если ВГТРК что-то закупает, то закупает права целиком, в том числе и интернет-права, а Sportbox сидит на трубе, как говорят нефтяники. Sportbox сидит на подобной трубе, когда трансляции им достаются в пакете с ВГТРК. Так всё и показывается. Что касается нас, как интернет-СМИ, специализированных, не имеющих за спиной какого-то серьезного офлайнового бизнеса, то мы пока претендуем только на покупку прав на highlight – то, что монетизируется, то, что интересно. Это короткие ролики, которые люди смотрят и будут смотреть всегда. Что касается прямых трансляции, то и рынка такого нет, как продажа отдельных прав на интернет-трансляции. Никто их никогда не вычленяет и не может продать.
М.СПИРИДОНОВ: Время не пришло?
Д.СЕРГЕЕВ: Может, время не пришло, а может, ситуация на рынке такая, что все гоняются за телевизионными деньгами. Интернет-деньги в реалиях Рунета пока не настолько велики, чтобы ими можно было оперировать.
М.СПИРИДОНОВ: Редакция мне подкинула сравнение по поводу интернетских денег СМИ в спортивной тематике и денег в спорте как таковом – сумма трансфера одного из футболистов (19 миллионов евро) в Анжи больше годового оборота по рекламе интернет-порталов в Рунете.
Д.СЕРГЕЕВ: Не всех. Она больше, чем портала-одиночки, но в целом я бы российский рынок спортивных интернет-порталов за прошлый год оценил бы в 25 миллионов долларов в год.
М.СПИРИДОНОВ: 19 миллионов евро больше, чем 25 миллионов евро.
Д.СЕРГЕЕВ: Плюс-минус.
М.СПИРИДОНОВ: Рекламные рынки спортивного Рунета можно мерять в трансферах, как в мультфильме про попугаев, причем исчислять единицами трансферов.
Д.СЕРГЕЕВ: В России спортивный бизнес не развит как бизнес. В российском спорте больше дотаций, чем реального бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Такие значительные суммы оказываются в ротации в случае с трансферами?
Д.СЕРГЕЕВ: Бюджет топового российского клуба варьируется от 60 до 100 с лишним миллионов. Он включает в себя трансферы. Я уверен на 100% в том, что никто из российских клубов, не смотря на все их показатели, эти деньги не отбивает, не зарабатывает столько. Это российские реалии спортивного бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Будут зарабатывать в процессе цивилизации отрасли? Крупные европейские клубы же зарабатывают.
Д.СЕРГЕЕВ: Скорее, в процессе цивилизации страны, а не отрасли.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеДмитрий Сергеев родился 18 сентября 1981 года в Москве. В 1996-1999 учился в Австрии в торговой академии города Лицен. В 2007 году окончил Московскую финансово-юридическую академию по специальности «Менеджмент в рекламе». Работал директором по маркетингу компании Avantix.ru, занимался рекламой розничного бизнеса банка «Зенит», а также возглавлял направления интернет-рекламы в нескольких рекламных агентствах. В 2005 году основал портал Чемпионат.ру, который впоследствии был переименован в Чемпионат.com. В 2006 году Чемпионат.com вошел в состав медиахолдинга СУП. В настоящее время занимает должность управляющего директора проектов Чемпионат.com и Газета.ру. Увлекается футболом и покером. Воспитывает двоих детей.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты оказался в Австрии?
Д.СЕРГЕЕВ: У меня бабушка там живет.
М.СПИРИДОНОВ: Ты поехал туда учиться, потому что там лучше учиться, или хотел посмотреть, каково жить за рубежом?
Д.СЕРГЕЕВ: Это была середина 90-х – конец 90-х – период кризиса 1998 года. Представьте себе, что есть кусок семьи, живущий в Австрии, рассказывающий о том, какая прекрасная Австрия и какая никудышная Россия, как хорошо жить на Западе и как плохо жить в России. Грех было не воспользоваться таким шансом переехать в Австрию и попробовать там поучиться. Тем более, немецкий язык я учил со второго класса школы и достаточно неплохо его знал. Я принял этот вызов, попробовал себя там.
М.СПИРИДОНОВ: Это смело. Ты приехал и сразу поступил в тамошний колледж?
Д.СЕРГЕЕВ: Да, это было средне-специальное образование, что-то типа нашего колледжа.
М.СПИРИДОНОВ: Австрийская школьная образовательная система такая же, как в Германии? После 4-ого школа есть деление?
Д.СЕРГЕЕВ: Да, практически всё идентично.
М.СПИРИДОНОВ: Каково было приехать из другой страны? Как ты справлялся с языком? Хватало тебе того, что ты учил его со второго класса?
Д.СЕРГЕЕВ: Немецкий и австрийский можно сравнить как русский и украинский. Это как если какой-нибудь иностранец, который изучал настоящий русский язык в школе, приедет под Львов учиться в колледже, и все вокруг будут говорить на украинском, а он будет пытаться разговаривать на русском. Это выглядело приблизительно так. Было сложно.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, это не высокий немецкий, который является классикой. Я много жил в Германии и продолжаю жить то там, то сям.
Д.СЕРГЕЕВ: Было непросто. Тем более что город Лицен – хоть и районный центр, как принято говорить в России, но это тяжело сравнивать, город Лицен – это 10 тысяч человек. По сравнению с Москвой это сумасшедшая разница. На второй-третий год я завыл, вернулся в Россию и сразу пошел на работу.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге ты закончил?
Д.СЕРГЕЕВ: Нет, не закончил. Я уже заканчивал здесь институт.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что в наследство тебе достался ник в ЖЖ «австриец».
Д.СЕРГЕЕВ: Да. Именно в Австрии я познакомился с интернетом, именно тогда я начал делать собственными руками первые сайты, тогда я взял себе ник «австриец» для своих друзей, которые живут в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас сохраняется какая-то связь с Австрией?
Д.СЕРГЕЕВ: Там бабушка с дедом, правда, дед не родной, это не первый брак бабушки, но связь всегда есть. Я стараюсь хотя бы раз в год там появляться. Возможно, в ближайшее время буду чаще ездить.
М.СПИРИДОНОВ: В связи с чем?
Д.СЕРГЕЕВ: На сноуборд встал.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к твоим интернет-experience. Ты в Австрии начал свои эксперименты с интернетом. Это был именно Рунет, или ты пытался и в астрийском интернете что-то сделать?
Д.СЕРГЕЕВ: Это был скорее Рунет. Я тогда пытался делать свои первые сайты ручками, знакомился с HTML, версткой, узнавал, что это такое, что и где размещать. Мне было очень интересно, и с тех пор это отстать от меня не может.
М.СПИРИДОНОВ: В немецком пространстве ты ничего не делал?
Д.СЕРГЕЕВ: Нет. Это были сайты на бесплатных хостингах, мелочи, которые начинают студенты. Приблизительно с этого начинал и я.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по досье, ты, пройдя несколько разноплановых и многочисленных этапов, оказался основателем портала Чемпионат.ру вместе со своим коллегой в 2005 году. Вы готовили проект к тогдашнему чемпионату мира по футболу?
Д.СЕРГЕЕВ: Не совсем так. Если окунуться в историю чуть глубже, то я проект Чемпионат.ру пытался запустить 2 раза. Третий вышел успешно. Сначала у меня была такая вещь, как Sport Banner Network – это спортивная баннерная сеть, сделанная на тогда раздаваемом всем бесплатном движке Banner Bank. Я тогда развивал свою спортивную баннерную сеть. Я занимался с футбольными командами московской интернет-футбольной лиги. Создав эту сетку, я на одном этапе понял, что было бы неплохо создать свой собственный проект, который бы я мог развивать при помощи этой баннерной сети. Сначала я обратился к одному партнеру, он отказал. Мы долго прорабатывали проект, но ничего не вышло. Потом я обратился ко второму партнеру – одному из владельцев интернет-магазина по продаже фанатской атрибутики, который существует до сих пор. На тот момент у меня не было денег, и я просил 5 тысяч долларов на программиста, который сделает сайт, на что партнер сказал, что он эти деньги вложит в открытие торговой точки для продажи атрибутики. Третья моя попытка была хитрее. Я пошел к Паше Головину, у которого был свой сайт Fnews.ru, который размещал европейские чемпионаты, а не российские. Я ему предложил сделать копию Fnews с моим дизайном и с его движком, посвященный чемпионату России по футболу. Никаких потерь у него не было. Так получилось, что 12 марта 2005 года мы открыли Чемпионат.ру – проект, посвященный российскому футболу. В итоге, за год он по посещаемости догнал Fnews, и в феврале 2006 года мы объединили Fnews.ru и Чемпионат.ру в проект Чемпионат, который освещает и российский, и зарубежный футбол с суммарной посещаемостью 7-8 тысяч человек в сутки. Это было как раз накануне чемпионата мира по футболу. В момент чемпионата мира по футболу мы очень удачно оптимизировались, очень удачно были представлены в Яндексе и Яндекс.Каталоге. Наш трафик зашкаливал, было 30-35 тысяч человек в сутки, и для нашего виртуального хостинга это было сверхнагрузкой, и мы начали падать. В половину Чемпионата мира мы лежали и были недоступны. На гребне волны популярности люди стали оставаться, и в июле-августе у нас уже было 20-25 тысяч человек в сутки без какой-либо спортивной активности. В ноябре СУП вышел на меня с предложениями о сотрудничестве.
М.СПИРИДОНОВ: Если бы СУП не вышел, вы бы дальше спокойно выживали?
Д.СЕРГЕЕВ: Это была главная причина продажи проекта в СУП, потому что конкуренция была большая, и душили нас достаточно серьезно. Я думаю, что если бы не было СУПа, мы вряд ли мы нашли достаточно инвестиций для того чтобы стать теми, кем мы являемся сейчас. Мы бы, наверное, оставались на среднем уровне в рамках первой пятерки-семерки сайтов.
М.СПИРИДОНОВ: Чем помог СУП? Трафиком?
Д.СЕРГЕЕВ: СУП нам никогда трафиком не помогал, мы сами со всем справлялись. Это глубочайшее заблуждение конкурентов или руководителей других проектов, которые пытались объяснить наш успех тем, что мы сотрудничаем с СУПом и получаем тонны трафика из ЖЖ. Мы из ЖЖ не получали и не получаем трафик. Пара тысяч человек в сутки – это несерьезное прибавление к нашему трафику.
М.СПИРИДОНОВ: В масштабах сотней тысяч это конечно немного. Что мешало в рамках одного холдинга делать синергические переливания, не накручивать посещаемость, а расставить красивые информеры, получать тематический трафик? Если ты говоришь, что из ЖЖ трафик никогда не получался, почему было не настроить такое получение в рамках одного холдинга? Было бы разумно таким образом подпитать проект.
Д.СЕРГЕЕВ: Это просто объясняется. Когда СУП покупал проект Чемпионат.ру, он изначально покупал не проект, а команду. На меня вышли не с точки зрения инвестиций, на меня вышел headhunter из крупного международного кадрового агентства с предложениями вначале возглавить вертикаль спорта в новом создающемся проекте Livejournal.ru, на что я сказал, что я в это не очень верю, но если они хотят, то можно попробовать. Я сказал, что я перейду только со своим проектом Чемпионат.ру. После некоторых раздумий было принято решение купить меня вместе с проектом, и мы сами по себе внутри СУПа, пользуясь финансовой поддержкой, начали развивать проект, начали нанимать людей, покупать сервера, развиваться как полноценный интернет-проект. Что касается информеров с ЖЖ, то ЖЖ тогда был очень сильно увлечен самим собой, тем, чтобы раскрутить ЖЖ, а не заниматься Чемпионатом. Мы были на заднем плане года 2, до тех пор, пока не случился Чемпионат Европы 2008 года, когда мы еще прибавили трафика, и на нас начали обращать внимание как на серьезный проект с серьезными возможностями.
М.СПИРИДОНОВ: Покупка произошла в виде cash-out?
Д.СЕРГЕЕВ: Мы продали 100% проекта, деньги были размазаны в течение 2,5 лет так, чтобы мы были заинтересованы не покинуть компанию.
М.СПИРИДОНОВ: По прошествии этого времени, видимо, заинтересованность не пропала?
Д.СЕРГЕЕВ: По деньгам СУП не обидел с точки зрения компенсации и условий работы. Я уже дорос до управляющего директора не только Чемпионата, но и Газета теперь подо мной.
М.СПИРИДОНОВ: По тому, что ходит в сети, сумма составила 300 тысяч долларов. Правда?
Д.СЕРГЕЕВ: Примерно. Точную сумму не назову, но это было меньше 500, больше 200. Около 300-400.
М.СПИРИДОНОВ: Не считаешь сейчас, что продешевил?
Д.СЕРГЕЕВ: Конечно, я сейчас задумываюсь о том, что продешевил, особенно учитывая то, какие доходы сейчас приносит Чемпионат. С другой стороны, я думаю, что если бы я тогда не продался, наверное, я бы не добился того, чего я добился сейчас с Чемпионатом. Я спокоен в этом отношении, я стараюсь не думать о том, что надо было заработать еще больше и поднять цену. Я стараюсь думать о том, чего мы добились.
М.СПИРИДОНОВ: Немного цифр про Чемпионат.ком.
Чемпионат.com в цифрахВ штате Чемпионата.com работают 45 человек, внештатников – около 100. Финансовые показатели не раскрываются, но по некоторым данным Чемпионат.com занимает 20% рынка. Основные конкуренты – Sporbtox.ru и Sports.ru. Среднесуточная посещаемость – 650 тысяч уникальных посетителей, среднее время на сайте – 5-6 минут, глубина просмотра – 11 страниц.
М.СПИРИДОНОВ: Похоже на правду то, что мы собрали?
Д.СЕРГЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил, что в мае у вас на пике было миллион человек, да?
Д.СЕРГЕЕВ: Да, было.
М.СПИРИДОНОВ: Ты видишь возможным сделать этот показатель стабильным? К какому сроку?
Д.СЕРГЕЕВ: Как показывает практика, майские показатели по каждому году растут. Все пики в мае практически каждый год. Почему? Потому что либо заканчиваются еврокубки, либо чемпионаты мира по хоккею, в этом году к тому же чемпионат России по футболу закончился. У нас не было стандартного пика в ноябре, когда заканчивается чемпионат России по футболу, в мае получилось еще больше. На майские показатели прошлого года мы в среднем выходим к началу следующего. Можно сказать, что в марте-апреле средняя месячная посещаемость будет около миллиона.
М.СПИРИДОНОВ: Через год?
Д.СЕРГЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сказал, что вы это, скорее, про статистику, верно?
Д.СЕРГЕЕВ: Про новости и статистику.
М.СПИРИДОНОВ: Почему не пошли по направлению UGC, как это в свое время сделал Sports.ru? Он это сделал вполне успешно. Более того, когда вы расцветали, были молодой командой, готовой к изменениям, UGC цвел бурнейшим цветом, как ты помнишь.
Д.СЕРГЕЕВ: Да, помню. Очень странно заниматься UGC внутри СУПа, когда есть Livejournal – 100%-ный UGC. Я вижу, как проходит энтузиазм людей, которые занимаются спортивной журналистикой. Мое личное мнение – это неплохая история для Sports.ru, но это достаточно кратковременная стратегия, потому что через определенный период времени энтузиазм у людей начнет пропадать, а новых людей прирастать не будет. В этом случае Sports должен будет менять свою стратегию.
М.СПИРИДОНОВ: Тезис о том, что они не будут прирастать, мне кажется спорным. Всегда есть новая кровь, всегда есть новые молодые люди, увлеченные спортом относительно недавно.
Д.СЕРГЕЕВ: Сейчас энтузиасты – это не только молодые люди, это и средний возраст, и старший возраст, люди, которые пытаются что-то писать. Когда у них энтузиазм закончится, то единственный, кто сможет писать и делать UGC – это молодое поколение, тем самым, качество контента начнет портиться. К сожалению, не у всех молодых, далеко не у всех, получается качественный контент. Качественный контент получается у чуть более опытных людей, чем 18-летних мальчиков. Как и во всем интернете, люди пишут и будут продолжать писать. В Livejournal всегда будут писать, но это вопрос качества.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что эта история, как история про КВН. Я очень люблю КВН не столько как передачу и юмористическое шоу, сколько как некий образчик эффективной модели смены крови. Он идет уже много лет, и год за годом появляются новые люди, происходит что-то интересное, неожиданное и яркое, потом сезоны успокоения, потом снова новая кровь, и снова кто-то приходит. Мне кажется, что UGC в случае с ХабраХабром, если брать IT-тематику, в случае со Sports.ru, если брать спортивную тематику, это история про это.
Д.СЕРГЕЕВ: Время покажет, кто был прав. Зачем спорить? На мой взгляд, профессиональная спортивная журналистика имеет более устойчивую позицию, чем UGC, особенно в рамках правовых отношений. Сейчас Дима может говорить всё, что угодно, например, то, что пользователь это выкладывает, а не он сам, но с точки зрения правовой ответственности Sports.ru можно закрыть за 5 минут, если бы они были в США, например.
М.СПИРИДОНОВ: В связи с чем?
Д.СЕРГЕЕВ: В связи с расцветом пиратства и пиратского контента, который публикуется на страницах Sports.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Это вечная история того, отвечает ли владелец сайта за то, что выложил пользователь?
Д.СЕРГЕЕВ: Максим, мы же прекрасно понимаем, что достаточно менеджеру или журналисту того же Sports.ru зарегистрировать ник и выложить информацию в нужном месте в нужное время, но я не поверю, что пользователи сидят и в огромном количестве жаждут, как бы им наполнить Sports.ru своим контентом, особенно из Youtube. Такого нет, такого не бывает. Это просто попытка прикрыть пиратскую активность действиями пользователей. Также пытается прикрыть это Вконтакте, но Вконтакте я понимаю, потому что там много сумасшедших, которые выкладывают кучу пиратских видео, фото и аудиозаписей. Вконтакте не закрыли только в силу политических причин. Sports.ru должен прекратить позиционировать себя как СМИ, должен называть себя блогом и везде говорить, что это блог, платформа блогов.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради скажу, что они это делают, Трибуну они отделяют, там даже стоят разные счетчики по Liveinternet.
Д.СЕРГЕЕВ: Они одинаковые. Общий счетчик Sports.ru охватывает в том числе и Трибуну.
М.СПИРИДОНОВ: Просто отдельно Трибуна считается также?
Д.СЕРГЕЕВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Как я понимаю, это тонкая тема, ваши внутринишевые взаимодействия, в которые я не очень хорошо погружен. Предлагаю двигаться дальше.
Д.СЕРГЕЕВ: Каждый выбирает свою стратегию: кто-то понимает свою ответственность, кто-то намеренно идет движением на грани закона. Sportbox никогда себе этого не позволит, потому что у них весь контент чистый и лицензионный от ВГТРК.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил, что Sportbox сидит на трубе. У него в этом смысле огромнейшая фора.
Д.СЕРГЕЕВ: Да, согласен. Так оно и есть.
М.СПИРИДОНОВ: Вернемся к контенту. У Спорт-Экспресса есть звезды – Игорь Рабинер, Александр Беленький, Слава Малмуд. Для Sports.ru это Уткин, Калашников, НТВшники, которые там присутствуют. У Спортбокса – Казаков. А кто ваша звезда, есть ли такая? По наблюдению моих коллег у вас более ровный ландшафт.
Д.СЕРГЕЕВ: У нас ровный ландшафт. У нас есть Саша Шмурнов – один из лучших комментаторов НТВ+.
М.СПИРИДОНОВ: Шмурнов – это ваш главный редактор?
Д.СЕРГЕЕВ: Да. Калашников – это тоже главный редактор в Sports.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько глубоко он погружен в проект, если у него еще есть работа в телевизоре?
Д.СЕРГЕЕВ: Достаточно, чтобы управлять проектом на позиции главного редактора.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что сегодняшняя редакционная политика – это целиком его авторская позиция?
Д.СЕРГЕЕВ: Его авторская позиция влияет на редакторскую политику. Мы редакторскую политику стараемся вырабатывать все вместе, обращать внимание на то, что популярно, а что нет, на то, как это преподносить пользователю, но с точки зрения того, о чем писать, как писать, я в это стараюсь не вникать, этим занимается Саша.
М.СПИРИДОНОВ: Ты управляющий директор, правильно?
Д.СЕРГЕЕВ: Раньше я был руководителем проекта, сейчас я управляющий директор из-за того, что на мне сейчас еще и Газета.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Вы подразделение какой-то компании, входящей в СУП, или вы отдельное юридическое лицо?
Д.СЕРГЕЕВ: Чемпионат.ком – это SUP Media. Мы не выделены в отдельное юридическое лицо.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что ты не гендиректор этой компании?
Д.СЕРГЕЕВ: Именно.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Ты отвечаешь за стратегию и деньги?
Д.СЕРГЕЕВ: Я отвечаю за всё. Честно говоря, я привык, что если мне что-то дают, если я веду какой-то проект, то я отвечаю за него головой. Я отвечаю и за стратегию, и за деньги, и за приход, и за расход денег, и за позиционирование, и за трафик. Я отвечаю за всё, но у меня есть помощники – директор по маркетингу, коммерческий директор, которые отвечают конкретно за свое направление более детально.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько автономен Чемпионат.ком в рамках СУПа? Какие решения тебе приходится согласовывать с вышестоящими инстанциями?
Д.СЕРГЕЕВ: Мы практически всегда с самого начала были автономны. Нас никто не трогал, и мы никого не трогали. Также происходит и сейчас. Мы не то, чтобы согласовываем решения, мы уведомляем о наших желаниях, а всё остальное действует в рамках нашего PNL. Если в PNL заложено то, что мы покупаем права у НТВ+, значит, это заложено, значит, у нас есть на это деньги, и дополнительных согласований данное действие не требует. Если возникло что-то вне рамок PNL, то мы согласовываем это с финансистами, чтобы не выйти за рамки.
М.СПИРИДОНОВ: Растолкуй, пожалуйста, термин PNL.
Д.СЕРГЕЕВ: PNL – Profit and Loss бюджета, где собраны доходы, расходы. Они разделены по разным позициям, есть разные типы доходов и разные типы расходов.
М.СПИРИДОНОВ: Это аналог бюджета доходов и расходов?
Д.СЕРГЕЕВ: Да, фактически.
М.СПИРИДОНОВ: У вас бухгалтерия ведется по западным стандартам?
Д.СЕРГЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом происходит ротация денег? Деньги входят в СУП мимо вас, и потом из СУПа же вы получаете какие-то бюджеты, или всё на вас и замкнуто, есть ваш приход, ваш расход и ваши прибыли, которые вы можете отдать акционерам или пустить в развитие?
Д.СЕРГЕЕВ: Все деньги внутри СУПа приходят в СУП и финансируются со счетов СУПа. У нас нет отдельного юрлица, мы находимся внутри холдинга СУП Медиа, и СУП Медиа является главной управляющей организацией, которая занимается всем финансированием. Наши финансисты разделяют доходы и расходы между проектами, входящими в СУП Медиа, потому что, кроме Чемпионата в СУП Медиа входит Livejournal, Quto, ReadyGo и еще несколько проектов, которые СУП Медиа запускает. Только Газета.ру – отдельное юрлицо.
М.СПИРИДОНОВ: Вы же как-то считаете прибыльность и убыточность каждого проекта в отдельности.
Д.СЕРГЕЕВ: Если ты меня хочешь спросить, прибыльны ли мы, то мы прибыльны. Давно ли мы прибыльны? Мы прибыльны с прошлого года.
М.СПИРИДОНОВ: Монетизация происходит, прежде всего, за счет рекламы или только за счет рекламы?
Д.СЕРГЕЕВ: На 80-90% за счет рекламы.
М.СПИРИДОНОВ: Что еще приносит деньги?
Д.СЕРГЕЕВ: Мелкие, совместные партнерские программы. Всё, так или иначе – это реклама. Пользовательские платежи в структуре доходов серьезного места не занимают.
М.СПИРИДОНОВ: Что пользователи могут оплатить у вас на сайте?
Д.СЕРГЕЕВ: Видеотрансляции чемпионата России по футболу, чемпионата Германии и Италии по футболу, купить себе головастиков, чтобы в комментариях быть красно-белым, а не желтым.
М.СПИРИДОНОВ: Когда мы общались с Димой Навошей из Sports.ru, он говорил, что платят неохотно. Как я понимаю, у вас тоже?
Д.СЕРГЕЕВ: Люди не платят, потому что ценовая политика, которую выбрал поставщик контента, не совсем правильная. Мы и все остальные сайты, которые пытаются продавать трансляции, берут их у одного поставщика контента – НТВ+. Выстроено это всё таким образом, что НТВ+ сам транслирует и сам выбирает ценовую политику. Выбранная ценовая политика в 75 рублей за просмотр одного матча более чем неадекватная, на мой взгляд.
М.СПИРИДОНОВ: Какие деньги были бы разумными?
Д.СЕРГЕЕВ: Максимум 30 рублей за трансляцию.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ниже доллара?
Д.СЕРГЕЕВ: Да, за цену выше доллара вообще ничего нельзя продавать в интернете, если это не какой-то очень прикольный контент, которым можно пользоваться долгое время, например, игры.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь, что у вас есть возможности премиум-пользователей.
Д.СЕРГЕЕВ: Да, это мелочи.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, выкупают самые отчаянные?
Д.СЕРГЕЕВ: Комментаторы – те люди, которые комментируют на Чемпионате.ком – это самая важная составляющая Чемпионата. На самом деле, их меньше 1% от всей посещаемости. У нас средняя посещаемость 600-650 тысяч человек в сутки, комментируют что-то 3-4 тысячи человек. Стандартно из этих 3-4 тысяч только 10% что-либо покупают, поэтому это остается на уровне сотней пользователей. Я не буду для каждого пользователя продавать премиальный сервис за 100 долларов, поэтому в структуре доходов они занимают мало места.
М.СПИРИДОНОВ: По моим данным, зарубежные рекламодатели в спортивной нише интернета – это, прежде всего, производители спортивной одежды, здорового питания, это культ здорового образа жизни.
Д.СЕРГЕЕВ: У нас всё наоборот.
М.СПИРИДОНОВ: В России это в основном алкогольные напитки.
Д.СЕРГЕЕВ: Так оно и есть.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько велика доля этого рода продуктов в вашем рекламном бюджете?
Д.СЕРГЕЕВ: Спасибо сигаретчикам. Они заключили пакт о том, что они не размещают рекламу и не вредят здоровому образу жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Как много у вас пива и других алкогольных напитков в рекламе?
Д.СЕРГЕЕВ: В процентах не скажу, но много.
М.СПИРИДОНОВ: Почему это так в России?
Д.СЕРГЕЕВ: Потому что пиво, алкоголь имеют очень серьезные бюджеты, народ у нас пьющий, пьющий много. Максим, они не будут тратить на рекламу много и не отбивать эти деньги продажей продукта. Если они отбивают продажей продукции свои деньги, и у них есть от этого сверхдоходы, значит, у нас культура потребления алкогольных напитков такая, что позволяет людям размещаться и рекламироваться очень много.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, это не спортивные СМИ, это народ такой пьющий? Болельщики пьющие, с этим нужно смериться, и с этим смирились и активно работают алкогольные компании.
Д.СЕРГЕЕВ: Я бы сказал, что мужское население пьющее. У нас спортивные площадки выбирают не из-за того, что у нас болельщики пьющие, а из-за того, что у нас большая доля мужского населения на сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Какой процент мужского населения у вас?
Д.СЕРГЕЕВ: Почти ¾.
М.СПИРИДОНОВ: Для тебя это настораживающая, печальная тенденция, или ты спокойно с этим живешь?
Д.СЕРГЕЕВ: С точки зрения продажи алкоголя?
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения того, что твой рекламодатель на спортивном сайте – это во многом алкогольный рекламодатель, который совсем не про здоровый образ жизни.
Д.СЕРГЕЕВ: Достаточно посмотреть какой-нибудь матч сборной России по футболу, чтобы посмотреть, какой рекламодатель находится там. Там практически места нет для других рекламодателей, там реклама либо водки, либо коньяка. Это тенденция по всему спортивному рынку. Да, их не пускают размещать рекламу пива на стадионах, а если бы пустили, то все бы клубы, все спортивные организации получили бы очень серьезный доход от продажи рекламных мест именно пивным брендам.
М.СПИРИДОНОВ: Это история, которая возникла недавно, или стабильно алкогольные, пивные бренды рекламируются в спортивных СМИ?
Д.СЕРГЕЕВ: Пивняков сейчас начинают серьезно зажимать с точки зрения рекламы на телеке. Им каким-то образом нужно выходить на другие рынки, чтобы хоть как-то привлекать целевую аудиторию к своему продукту, поэтому пивняки в последнее время очень сильно активизировались. Что касается алкогольных брендов, то специфика алкогольного рынка России в том, что большое количество брендов водки, коньяка и так далее начали появляться на рынке, и каждый из них хочет занять свою нишу, каждый из них выбирает тратить определенный маркетинговый бюджет на поддержку этого бренда, в том числе и в онлайне.
М.СПИРИДОНОВ: Надо понимать, что спортивные СМИ в Рунете сейчас испытывают нашествие пивных брендов?
Д.СЕРГЕЕВ: Нашествия пока нет. Слава Богу, у нас очень много премиальных автомобильных продуктов, много Samsung, Sony и всего, что касается электроники. Не сказать, что у нас сплошная реклама алкоголя.
М.СПИРИДОНОВ: Есть мысли, что реклама алкоголя, доминирующая во многом у подобной аудитории, говорит о том, что эта аудитория маргинальная, и тут вдруг премиальные бренды.
Д.СЕРГЕЕВ: Это не говорит об этом, это заблуждение.
М.СПИРИДОНОВ: Что за аудитория, что за люди эти болельщики, которые приходят на твой сайт?
Д.СЕРГЕЕВ: Я в показатели TNS не верю. Можно сколько угодно различным проектам говорить, что у них 30% руководителей, 50% специалистов, 20% учащихся и тому подобное, всё это ерунда. Я в это не верю. Нельзя мерить по 10 тысячам panelist, которые знают, что они panelist, заполняют для этого соответствующие анкеты, аудиторию интернет-СМИ. Если брать аудиторию Чемпионата, то я встречаю огромное количество самых разных людей – начиная от молодежи и 14-летних ребят, заканчивая руководителями предприятий и крупных серьезных организаций, топ-менеджмента, который всегда читает Чемпионат.ком. У нас очень разношерстная аудитория. Есть заблуждение, что футболом интересуются только болельщики-маргиналы, пьющие пиво и орущие на стадионе. Футболом и всем спортом в России интересуется огромный, совершенно разноплановый пласт народа. Говорить о том, что только из-за того, что у нас пиво и водка представлены, у нас болельщики-маргиналы, не стоит, это не так.
М.СПИРИДОНОВ: Не только поэтому есть некий имидж болельщика, особенно футбольного болельщика, как оторвы и человека с малой способностью тормозить как в эмоциях, так и в употреблении алкоголя. Как ты думаешь, можно ли поменять имидж футбола, аудитории, чьими силами?
Д.СЕРГЕЕВ: Поскольку я сам человек, выросший из этой среды, знающий, кто такие болельщики не понаслышке, я могу сказать, что происходящее в российском спорте с точки зрения бренда российского болельщика ужасно. Зачастую реклама российского болельщика или имидж российского болельщика, используемый маркетологами, далекими от спорта, дает осадок для всей аудитории. С этим надо бороться серьезно, но это должны делать российские футбольные власти, Российский футбольный союз, Министерство спорта, Российская футбольная премьер-лига, но почему-то никто этим не занимается. За счет этого они теряют аудиторию, начинают терять посещаемость. Посещаемость матчей чемпионата России по футболу падает год от года, потому что российский футбол становится неинтересным, никто ничего не делает для его популяризации.
М.СПИРИДОНОВ: Разговаривают о том, как плохо играют.
Д.СЕРГЕЕВ: Да, это единственное, что мы слышим.
М.СПИРИДОНОВ: Спортивные СМИ могут повлиять на имидж, на представление о футболе, болельщике?
Д.СЕРГЕЕВ: Нет. Косвенно, конечно, да, но важна информационная политика не для болельщиков, которые знают, что это такое, важна информационная политика для той аудитории, которая не сталкивается со спортом несколько раз в неделю. Тем людям, которые далеки от спорта, которые интересуются им только в моменты каких-то крупных событий, важно донести то, что болельщик – это не отдельная клоака людей, которая сидит, бегает, громит, пьянствует и ведет беспорядочный образ жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Это спорно, потому что мы знаем, что принадлежность к болельщицким группировкам – это способ спустить пар для молодых людей. Они должны тестостерон, который в них бурлит и не выводится в полной степени иными, более естественными способами, расходовать.
Д.СЕРГЕЕВ: Знаешь, сколько боевых единиц у спартаковских болельщиков? Я имею в виду тех, кто на кулаках показывает свою силу друг другу. Их не больше 1000 при том, что я беру завышенный показатель, в том числе тех молодых людей, которые находятся вне группировок. В группировке всего человек 300-400.
М.СПИРИДОНОВ: На каждую команду или совокупно?
Д.СЕРГЕЕВ: Так называемый «общак» – это те люди, которые могут собраться в один момент и пойти стенка на стенку друг на друга. В Спартаке общак состоит из 500-600 человек, если все соберутся. У ЦСКА приблизительно столько же. В Спартаке есть еще человек 400, которые близки к этому. Всего 1000 человек из многомиллионной армии красно-белых болельщиков, которые болеют за Спартак. То же самое у ЦСКА, приблизительно то же самое у Зенита, поэтому это огромное заблуждение, что они постоянно дерутся друг с другом. Если ты футбольный болельщик, значит, ты месишь лица другим болельщикам и болеешь только за свою команду – это не так. Из этого общака большинство людей – приличные люди в обычной жизни (менеджеры, управляющие, есть и работяги).
М.СПИРИДОНОВ: По сути, у них бойцовский клуб?
Д.СЕРГЕЕВ: Исключительно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Как будут развиваться, на твой взгляд, спортивные сайты в ближайшие годы в глобальной сфере и Рунете?
Д.СЕРГЕЕВ: Всё будет хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Как они будут развиваться как СМИ, как бизнес?
Д.СЕРГЕЕВ: Всё будет достаточно серьезно расти, потому что будут крупные спортивные события, Сочи 2014 года не за горами, чемпионат мира по хоккею скоро, чемпионат мира по футболу скоро. Мы на этом фоне будем расти. Если даст Бог, наша сборная на этом евро выйдет хотя бы в четверть-финал, и это даст достаточно серьезный толчок, как и выход нашей сборной на третье место в прошлом евро. Нас очень сильно убил и подкосил невыход нашей сборной на чемпионат мира по футболу.
М.СПИРИДОНОВ: Страна испытала депрессию?
Д.СЕРГЕЕВ: Подтянули эту историю победа наших клубов и хорошие выступления наших клубов в еврокубках. Если наша сборная будет хорошо выступать, это будет способствовать дополнительному интересу к футболу. С точки зрения всего спортивного сегмента весь спорт в России развивается прилично.
М.СПИРИДОНОВ: Получается замкнутый круг. Для того чтобы сборная хорошо выступала, необходимо ее хорошо финансировать. Чтобы ее хорошо финансировать, необходимо внимание к этим сборным со стороны аудитории и рекламодателей. Пока внимания нет, нет финансирования и нет выступлений.
Д.СЕРГЕЕВ: Нет. На самом деле, нет замкнутого круга. Этот замкнутый круг размыкается всероссийским достоянием компании «Газпром». Финансирование российской сборной по футболу происходит из дотационных источников – государственных или про-государственных компаний. У нашей сборной финансирование будет всегда, потому что у нас крупные государственные компании обладают очень серьезными деньгами, которые они могут вкладывать в российский футбол или которые им рекомендуют вкладывать в российский футбол. Если этими деньгами правильно управлять и направлять их в нужное русло, тогда спорт в нашей стране будет развиваться еще быстрее. Если неправильно управлять, то мы будем двигаться с задержками.
М.СПИРИДОНОВ: Надо понимать, что пока что управление не очень правильное?
Д.СЕРГЕЕВ: На мой взгляд, нет.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Перейдем к предпоследней рубрике нашей программы – короткому блицу. Я сейчас задам тебе несколько вопросов, на которые прошу ответить односложно.
Д.СЕРГЕЕВ: Давай попробуем.
М.СПИРИДОНОВ: Давай. Если бы вы могли устанавливать цены, то сколько бы стоила трансляция футбольного мачта на Чемпионат.TV?
Д.СЕРГЕЕВ: Меньше одного доллара.
М.СПИРИДОНОВ: Хотел бы купить себе футбольный клуб?
Д.СЕРГЕЕВ: Я бы хотел иметь футбольный клуб в управлении.
М.СПИРИДОНОВ: По нашим данным ты играешь в покер. Почему покер в одних странах признается спортом, а в других – азартной игрой и попадает под запрет?
Д.СЕРГЕЕВ: Потому что кому-то из правительства Российской Федерации не очень нравятся азартные игры, и покер попал под одну гребенку вместе с однорукими бандитами.
М.СПИРИДОНОВ: Кем из супергероев ты бы хотел быть? Бэтмен, Человек-паук, Капитан Америка? Есть какие-то симпатичные тебе герои из комиксов?
Д.СЕРГЕЕВ: Наверное, нет.
М.СПИРИДОНОВ: Напоследок пара вопросов от слушателей. Это будут те вопросы, которые были заданы в анонсах программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, сообществе Рунетологии в Facebook и Твиттере. Рекомендую подписаться на эти сообщества. Федор пишет: «Сделайте что-нибудь с комментариями гопников на сайте. Столько ненависти и неуважения к болельщикам из другой команды!». Видимо, это общая проблема. Эмоции зашкаливают порой.
Д.СЕРГЕЕВ: Чем больше мы растем, тем больше появляется аудитории, которой очень тяжело управлять. Ты ничего поделать с ней не можешь. Люди пишут, они пишут ерунду. С одной стороны, это ерунда, с другой стороны, это в рамках правил, и ты ничего поделать не можешь. Мы сейчас будем изменять систему комментирования и регистрации на Чемпионате, мы будем ужесточать правила, чтобы пользователь не регистрировал по 5-10 аккаунтов, чтобы общаться с пользователями. Мы будем вводить верификацию аккаунтов через аккаунты в Facebook, Вконтакте, либо через номер мобильного телефона. Мы будем достаточно серьезно ограничивать людей в допуске их для общения на сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Василий спрашивает: «Сколько у вас эксклюзива (в процентах), а сколько заимствованного контента?».
Д.СЕРГЕЕВ: Все статьи, которые публикуются на Чемпионате – это наш эксклюзив. В новостной ленте есть ре-райты, когда информационное агентство выпускает какую-то новость, и мы ее публикуем. Есть материалы нашего собственного производства, есть материалы, взятые с другого сайта, но они переведены у нас. Есть наши собственные новости. В реалиях российского рынка и реалиях той скорости распространения информации в интернете, которая есть сейчас, очень сложно гнаться за эксклюзивом. Спорт-Экспресс гнался за эксклюзивом, и он догнался, сейчас он на четвертом месте в рейтинге российских спортивных СМИ, хотя они всегда старались быть эксклюзивными. Не в эксклюзивах вопрос, вопрос в том, кто быстрее этот эксклюзив донесет до большей части аудитории.
М.СПИРИДОНОВ: Вы планируете оставаться одним из лидеров или лидером донесения этого эксклюзива?
Д.СЕРГЕЕВ: Мы всегда планировали, планируем, добились этого и планируем удерживать позицию лидера спортивного сегмента российского интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. На этом разговор закончен. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель спортивного портала Чемпионат.com Дмитрий Сергеев.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!