М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 21 июня 2012 года. Это 153-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов.
Мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска агентство контекстной рекламы iContext — лидер рынка с более чем десятилетней историей и уникальными технологиями. Опыту iContext доверяют крупнейшие компании, поисковые системы, рекламные агентства и социальные сети Рунета.
В Одессе 14 июля состоится конференция «8Р: Интернет-маркетинг для бизнеса» - крупнейшее мероприятие на юге Украины для всех, кто хочет увеличить продажи с помощью интернета. Коротко в цифрах: 5 потоков, 43 докладчика и 700 участников. Ведущим одного из потоков в течение всего дня конференции буду я. Сайт мероприятия: 8P.UA.
С момента появления Рунета ни одна другая отрасль не росла такими стремительными темпами, как эта. За два с небольшим года она с нуля выросла до совокупного годового оборота в 10 миллиардов рублей, до миллионов пользователей в базах данных, сотен человек штатных сотрудников в составе крупнейших компаний этой отрасли. В то же время мало, к какой нише интернет-бизнеса сформировалось такое неоднозначное отношение. Сегодня мы поговорим о купонных сервисах, и гость программы – генеральный директор «Groupon Россия» Дмитрий Дружинин. Дмитрий, приветствую!
Д.ДРУЖИНИН: Здравствуйте, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Как вам кажется, не исчерпала ли себя идея купонов? Не наступит ли скоро разочарование в гипер-дешевых предложениях у массовой публики, которая решит, что слишком мало гарантий качества стоит за ними, и слишком велика вероятность обжечься?
Д.ДРУЖИНИН: Я пришел в Groupon год назад – в июле 2011 года, и пришел ровно потому, что считаю эту отрасль перспективной, и я хотел бы планировать свою карьеру и карьеру Groupon в России на среднесрочную перспективу, которую я исчисляю в 3-7 лет. Что будет после этого, сказать очень сложно. Даже в традиционных отраслях сложно спрогнозировать, что будет через 3-5 лет. Я пришел сюда ровно потому, что я верю в будущее этой бизнес-модели, и я верю в будущее Groupon в России.
М.СПИРИДОНОВ: Не сильно ли докучают вам конкуренты? Глобальный Groupon, хотя и является со-основателем этого направления, в Рунете не является лидером. Вы себя комфортно чувствуете?
Д.ДРУЖИНИН: Мы чувствуем себя под конкурентным давлением, но это хорошая вещь. Она, прежде всего, хороша для наших подписчиков, для наших потребителей, потому что это конкурентное давление заставляет нас быть лучше. Что касается того, являемся мы лидерами на рынке Рунета или нет, то мнения разнятся. Вы высказали мнение, что мы не являемся лидерами, но мы в Groupon Россия верим, мы считаем, что мы являемся лидером среди скидочных сервисов.
М.СПИРИДОНОВ: По данным, опубликованным в мае этого года в журнале «Секрет фирмы», по количеству проданных купонов Биглион вас сильно опережает – более чем в 2 раза.
Д.ДРУЖИНИН: Дьявол кроется в деталях. Можно продать купон за 50 рублей и посчитать его как проданный купон, а можно посчитать купон, который будет стоить 90 тысяч рублей, и это будет тоже проданный купон. В любой статистике дьявол кроется в деталях, и нужно сравнивать, какие купоны мы продаем. Данные о количестве проданных купонов не являются публичными не у нас, не у наших конкурентов. Мне сложно прокомментировать данное сравнение.
М.СПИРИДОНОВ: Данные о количестве сотрудников более точные. Насколько я знаю, у Биглиона работает 1200 человек, а у вас около 500 человек.
Д.ДРУЖИНИН: Да, у нас около 500 человек. Если журнал «Секрет фирмы» говорит, что у нашего конкурента 1200 человек, значит, наверное, так оно и есть. Естественно, финансисты и экономисты сравнивают такой показатель, который называется «Эффективность труда», проще говоря, выручку на одного работающего сотрудника. Производительность труда в Groupon выше, чем у конкурентов.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Для вас неочевидно то, что вы не лидер, вы предполагаете, что занимаете первую позицию.
Д.ДРУЖИНИН: Да, мы так считаем.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько актуальны те соображения, которые высказывали ваши коллеги? Я читал, что Анна Березовская, сейчас покинувшая компанию, говорила, что вы собираетесь переходить в более бутиковый сегмент, то есть собираетесь быть не просто купонным сервисом, а премиум-купонным сервисом. Это актуально?
Д.ДРУЖИНИН: Да, это действительно так. Мы считаем, что те акции, которые мы предлагаем нашим подписчикам на нашем сайте, действительно отличаются более высоким качеством, теми стандартами качества, которые приняты в Groupon по миру в целом, и в Groupon в России в частности. Ресурс любого сайта ограничен, и мы предпочитаем использовать этот ресурс в том направлении, чтобы акций было меньше, но они были более высокого качества. Мы стараемся дифференцировать себя от наших конкурентов, прежде всего, с точки зрения акций, которые мы предлагаем.
М.СПИРИДОНОВ: Я опираюсь всё на ту же статистику, и по их данным средний чек у вас выше. У вас средний чек 910 рублей, а у Биглиона 700 рублей. Именно качество услуг, наверное, и есть главный камень преткновения. Так или иначе, мы эту тему затронем. Однако сделаем мы это после небольшой паузы. Скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего гостя.
ДосьеДмитрий Дружинин родился в 1972 году в Челябинске. В 1995 году закончил факультет аэрофизики и космических исследований Московского физико-техническего института. В 1996 закончил магистратуру Российской Экономической Школы. В 1998 получил степень МВА Университета штата Огайо. С 1997 года работал в области управления проектами по аудиту. 9 лет руководил проектами по постановке финансовый отчетности (в соответствии с GAAP) и внедрению автоматизированных систем управления для российских промышленных предприятий в Ernst&Young. В 2006 – 2007 годах работал финансовым директором в компании «Комстар – объединенные телесистемы». В 2007 – 2011 годах работал старшим менеджером департамента аудита в компании KPMG. В 2011 году перешел на работу в Groupon Россия, с 1 апреля 2012 – генеральный директор компании. Увлекается марафонским бегом, футболом, театром и фотографией. Женат, воспитывает двоих детей. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по вашему опыту, вас привлекли в Groupon для того чтобы вы там навели порядок с точки зрения приведения компании к тем стандартам международной отчетности и ведения бизнеса, которые нужны для компании, вышедшей на IPO.
Д.ДРУЖИНИН: Наверное, наведение порядка – это слишком громко. Я попал в Groupon более-менее случайно. Понятно, что после многих лет в консалтинге и аудите многим из нас в этой отрасли приходит на ум идея, что нужно что-то менять в своей жизни. Одно из изменений, которое произошло в моей жизни в феврале 2011 года – это то, что у нас с женой родился второй ребенок, следом за этим последовал звонок от headhunter, который спросил, что я знаю про Groupon. Я сказал, что я про Groupon ничего не знаю, на что мне headhunter сказал, что я дурында и должен завтра прибыть на собеседование к старшему вице-президенту Groupon на должность финансового директора. Задачи, которые ставились передо мной в то время, были связаны в основном с подготовкой выхода Groupon на Нью-Йоркскую биржу, на Nasdaq, и превращением Groupon из частного бизнеса в публичную компанию. Я бы так описал те задачи, которые ставились передо мной, когда я присоединился к Groupon в июле 2011 года. С моим назначением на должность генерального директора в апреле 2012 года мои задачи изменились, и теперь они, прежде всего, сконцентрированы на развитии бизнеса Groupon в России и на Украине.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько удачно удалось подготовиться к IPO?
Д.ДРУЖИНИН: IPO –это всегда вопрос профессионального суждения. В конце 2010 года Гугл сделал предложение акционерам Groupon о покупке Groupon за 6 миллиардов долларов. Согласно IPO, которое произошло в ноябре 2011 года, Groupon был оценен в 12.8 миллиардов долларов, поэтому мы думаем, что это IPO было удачным. Вопрос удачности – это, скорее всего, вопрос финансовых аналитиков, которые анализируют нас, индустрию в целом.
М.СПИРИДОНОВ: Тем не менее, выход на 12,5 миллиардов – это верхние котировки, а сегодня котировки упали в 2,5 раза, и они соответствуют оценке Гугла, даже чуть ниже.
Д.ДРУЖИНИН: Мы в этом не видим существенных поводов для беспокойства. Это связано с двумя факторами. Во-первых, Free-float не слишком высок для Groupon, и ясно, что по оценке Free-float трудно оценивать всю компанию в целом. Существуют несколько крупных акционеров, которые до сих пор владеют достаточно существенными пакетами акций. Ясно, что в интернет-бизнесе и более традиционных бизнесах после того, как компания выходит на публичный рынок, в течение года-двух лет взлеты и падения акций – это вполне ожидаемое событие. На основании того, что сейчас наши котировки в два с половиной раза меньше, чем в то время, когда мы разместились на Nasdaq, нельзя сделать вывод, что наша бизнес-модель стала менее устойчивой, или что в компании что-то делается не так.
М.СПИРИДОНОВ: О чем это говорит?
Д.ДРУЖИНИН: Это говорит о том, что инвесторы ведут себя более нервно, чем ведут себя 20-летние девушки, они реагируют на все положительные новости со скептицизмом, на все отрицательные новости с большой энергией. Я думаю, что весь вопрос в психологии инвесторов и в том, что для того чтобы сделать выводы об устойчивости бизнес-модели или об устойчивости компании в рамках этой бизнес-модели срок, прошедший с IPO (6-8 месяцев), слишком маленький.
М.СПИРИДОНОВ: Такого рода поведение мы наблюдаем и в других случаях. Можно вспомнить тот же Facebook, который сегодня потерял 25%. С Groupon интересно то, что сильно разнятся мнения, в том числе и в инвесторской среде. Кто-то говорит, что всё пропало, что это пузырь, кто-то говорит, что это реальный бизнес, что всё здорово, что в это нужно вкладываться. Почему такой широкий спектр мнений?
Д.ДРУЖИНИН: Это нормально, потому что бизнес-модель новая. Я считаю, что бизнес-модели, аналогичные модели Groupon, появляются раз в 10 лет. Лично я, когда 10 лет назад читал статьи про Гугл, не верил в то, что бизнес-модель Гугла может состояться. Я большую часть своей карьеры проработал в реальном бизнесе – в электроэнергетике, телекоммуникациях, нефтяном бизнесе. Я больше был склонен к тому, что делается в реальном бизнесе, и меньше был склонен обращать внимание на интернет-бизнес, но поскольку я сам принял решение перейти из стабильной, традиционной компании со 110-летней историей в компанию, которой было год-полтора, то я лично верю в осуществимость этой бизнес-модели.
М.СПИРИДОНОВ: Это связано с верой? Есть красивый миф, который любим многими, о том, что зарплаты в подобных компаниях выше звездных.
Д.ДРУЖИНИН: Мы не комментируем компенсационные пакеты наших сотрудников и руководителей, но я думаю, что эти пакеты находятся на конкурентном уровне для нашей сферы.
М.СПИРИДОНОВ: Что вас подтолкнуло оказаться в интернете, если вы были так далеки и не знали о существовании Groupon?
Д.ДРУЖИНИН: По моему мнению, бизнес-модели, равные бизнес-модели Groupon, появляются раз в 10 лет. Последний раз я видел сравнимую по масштабу и новизне идеи идею Гугл и других поисковых сайтов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы имеете в виду поиск или способ монетизации – контекстную рекламу?
Д.ДРУЖИНИН: Я имею в виду способ монетизации. Поиск, как таковой, существовал и раньше, но способ монетизации гугла был революционным. Бизнес-модели Гугла или Groupon появляются на рынке раз в 10 лет, если не реже.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял вас. У вас есть интересный опыт работы в консалтинговых и аудиторских компаниях международного уровня, до этого вы получили степень МВА в Огайо. Как вы казались в США, и что вас подтолкнуло получать МВА?
Д.ДРУЖИНИН: Я оказался в Огайо совершенно случайно, также я оказался на физтехе. В 1989 году я увидел на воротах Челябинского Политехнического института объявление о том, что выездная комиссия МФТИ объявляет набор, и я решил подать документы недалеко от своего дома. Примерно также случайно я оказался в Российской Экономической Школе. Большинство выпускников Российской Экономической Школы едут продолжать образование за рубеж, особенно это было популярно в середине 90-х годов. Сейчас к счастью для нашей экономики многие выпускники Российской Экономической Школы остаются в России для того чтобы помогать нашей экономике развиваться. Я был одним из тех людей, которые после РЭШ решили продолжить образование в Америке. В то время выпускнику РЭШ это было сделать легче, чем человеку, который не заканчивал РЭШ, потому что большое количество профессоров, которые преподавали в РЭШ, являлись штатными профессорами западных университетов, и это позволяло иметь связи, получать рекомендации, правильно сдавать вступительные экзамены. Я получил грант от правительства США по программе Эдмунда Маски и был принят в университет штата Огайо на магистерскую программу.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не платили за обучение? Вам выдали стипендию?
Д.ДРУЖИНИН: Да, я был одним из счастливчиков, которые не только не платили за обучение, но и получали ежемесячный чек от спонсора программы. По-моему, это было 900 долларов, которые позволяли мне худо-бедно жить и учиться.
М.СПИРИДОНОВ: Чудесно. Сколько времени длилось обучение?
Д.ДРУЖИНИН: 2 года.
М.СПИРИДОНОВ: Закончив, вы были чем-то обязаны спонсору, или это был чистый альтруизм?
Д.ДРУЖИНИН: Наверное, это был чистый альтруизм, но я был обязан вернуться в Россию, по меньшей мере, на 2 года, но где 2 года, там и 13 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Ваша работа касалась исключительно аудирования и консультирования?
Д.ДРУЖИНИН: Да, совершенно верно. Будучи студентом, я получил стажировку в Ernst & Young, я проработал 3 месяца в Чикаго, затем я был переведен и проработал 3 месяца в Нью-Йорке. Следующим шагом должна была стать Россия. По условиям моей программы я должен был, как минимум, два года отработать в России. Когда я переводился на работу в московский офис Ernst & Young, был июль 1998 года, тогда бизнес рос со скоростью 10% в месяц, всем не хватало квалифицированных кадров, тем более людей, которые прошли обучение за рубежом. В общем, перевестись в Москву в Ernst & Young не составляло никаких проблем, у меня были прекрасные и радужные перспективы. Но за день до того, когда я приехал в Москву, случился дефолт, и все последствия финансового кризиса я как сотрудник Ernst & Young ощутил вместе с другими молодыми и начинающими сотрудниками, которые в это время работали в данной сфере.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, компания спокойно пережила этот кризис, не было адских потрясений?
Д.ДРУЖИНИН: Ernst & Young и KPMG – компании, история которых насчитывает больше чем сотню лет. Они переживали несколько мировых войн, поэтому их бизнес-модель обсуждать будет не очень интересно, эти компании уже доказали свою стабильность на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Дай Бог им здоровья. Тогда перейдем к главной теме нашей беседы. В марте 2010 года появился проект «Darberry», который впоследствии стал прототипом русского Groupon, верно?
Д.ДРУЖИНИН: Да, это совершенно справедливо. Более того, Groupon Inc – корпорация, созданная по законам Америки, частная компания в то время, в августе 2010 года купила контрольный пакет в Darberry. Таким образом, Groupon Inc пришел на российский рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Там, если не ошибаюсь, была итерационная история. Сначала венчурный фонд купил у Darberry какую-то долю, этот же фонд покупал доли в подобных проектах в других странах, в частности в Германии и других странах Европы. Впоследствии он перепродал свой пакет Группону.
Д.ДРУЖИНИН: Возможно, было так. Я не могу комментировать сделки, которые заключали между собой наши акционеры. Сущность заключается в том, что Darberry был начат как частный бизнес, был основан несколькими частными лицами в России, и контрольный пакет в августе 2010 года был продан Groupon. Таким образом, Groupon обзавелся дочерней компанией в России.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, был продан весь бизнес, то есть 100%?
Д.ДРУЖИНИН: В августе 2010 года был продан контрольный пакет, в начале ноября 2011 года оставшийся миноритарный пакет был также продан.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас несколько цифр касаемо Groupon Россия, и мы продолжим разговор.
Groupon Россия в цифрахВ российском подразделении Groupon работает 507 человек. Работу сервиса поддерживают 25 серверов. Финансовые показатели не раскрываются. Ежедневно сайт Groupon Россия посещает 1 миллион 100 тысяч человек, среднее время на сайте – 1 минута 19 секунд, глубина просмотра – 3,4 страницы. Основные конкуренты – Biglion и Купикупон.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько эти данные вас устраивают? Насколько вы удовлетворены ими как руководитель?
Д.ДРУЖИНИН: Эти данные не являются самыми главными. Самыми главными для любого бизнеса являются такие показатели, как выручка, чистая прибыль, производительность труда. По нашим правилам мы не можем раскрывать те данные, которые я упомянул, для России, мы можем их раскрывать только по всему Groupon в целом. Поскольку я не могу комментировать важные показатели для России, то комментировать менее значимые показатели не имеет особого смысла.
М.СПИРИДОНОВ: Можете вы прокомментировать убыточность или прибыльность Groupon Россия?
Д.ДРУЖИНИН: Не могу. Могу только прокомментировать в целом по Groupon. В первом квартале 2012 года выручка составила 560 миллионов долларов, операционная прибыль составила 40 миллионов долларов. Если эти показатели сравнивать с показателями 4 квартала 2011 года, то, конечно, они лучше. В 4 квартале 2011 года выручка составила 492 миллиона долларов, в первом квартале 2012 года наблюдался рост 14%. Операционной прибыли в четвертом квартале 2011 года не было, был убыток в 15 миллионов долларов. Мы видим, что первый квартал по сравнению с четвертым кварталом демонстрирует рост и по выручке, и по операционной прибыли.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас я приведу аргумент, который можно часто слышать от специалистов и наблюдателей, находящихся на рынке. Есть мнение, что Groupon – пирамида, которая сидит на игле покупного трафика. Пока он покупает трафик и покупает его дорого, он может быть прибыльным за счет того, что покупается много, и вовлекаются всё новые и новые игроки, а когда это остановится, он сам себя накроет. Можете как-то прокомментировать?
Д.ДРУЖИНИН: Это очень интересное мнение, и частично это мнение поддерживается одним из тезисов Эндрю Мейсона, который он высказал на конференции финансовых и генеральных директоров в марте этого года. Одна из целей, которую ставит перед сотрудниками Эндрю Мейсон, заключается в том, что мы должны меньше концентрироваться на приобретении новых подписчиков, потому что наша база подписчиков по всему миру исчисляется миллионами пользователей (у нас 152 миллиона пользователей), что мы должна сконцентрироваться на превращении всех наших подписчиков в наших покупателей.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, Groupon ожидает золотой век, когда эпоха накопления пользователей закончилась, вы перестали тратить на это деньги, и пошел золотой век акционеров, потому что посыпались прибыли.
Д.ДРУЖИНИН: Успех так просто не приходит. Нашей задачей является конвертация наших подписчиков в наших покупателей. Эта задача непростая, но именно она ставится нашими со-основателями и генеральным директором. В ближайшее время мы будем концентрироваться на том, что будем тратить меньше денег на привлечение новых пользователей. Мы считаем, что наша база пользователей достаточно весомая, и мы будем больше концентрироваться на конверсии наших подписчиков в наших покупателей.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, отчетность глобального Groupon за 2012 год может оказаться большим сюрпризом с точки зрения резкого роста доходности?
Д.ДРУЖИНИН: Вы прекрасно понимаете, что, поскольку я пришел в компанию как финансовый директор, я вынужден периодически надевать шляпу финансового директора, а в среде финансовых директоров является абсолютным запретом комментирование будущего, поэтому я не могу прокомментировать, будет ли это сюрпризом. Надеемся, что это будет положительным сюрпризом.
М.СПИРИДОНОВ: Вы очень осторожно отвечаете на эти вопросы. Прокомментирую, что Эндрю Мейсон – CEO Groupon Inc. Верно?
Д.ДРУЖИНИН: Да, Эндрю Мейсон – это генеральный директор и один из со-основателей.
М.СПИРИДОНОВ: Он довольно молодой человек, если не ошибаюсь. Ему 32-33 года?
Д.ДРУЖИНИН: Да, ему немного за 30. Он окончил Western University в Чикаго, и по образованию он музыкант.
М.СПИРИДОНОВ: Вот как!
Д.ДРУЖИНИН: Да, интернет-бизнес привлекает разных людей – и музыкантов, и бывших присяжных.
М.СПИРИДОНОВ: Какая у него специальность, если по образованию он музыкант? Какой инструмент?
Д.ДРУЖИНИН: Этого я не знаю. Моя специальность, которую я получил в МФТИ, в шутку называлась инженер минус физик, минус исследователь, потому что в дипломе было написано «инженер-физик-исследователь». В следующий раз, когда я увижу Эндрю Мейсона, я попробую уточнить этот вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: Итак, глобально Groupon впервые показал прибыль в первом квартале 2012 года, правильно?
Д.ДРУЖИНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как быть с вещами ментального характера? Как быть с тем, что группонные сервисы в Рунете и других странах приобрели репутацию не то, чтобы кидалова, а сервисов, на которые сложно положиться? Покупая что-либо в них, ты вступаешь в лотерею, и в итоге можешь получить что-то вполне вменяемое или что-то совершенно несуразного качества.
Д.ДРУЖИНИН: Мы понимаем эти опасения, и для того чтобы наши подписчики быстрее конвертировались в наших покупателей, мы предоставляем Groupon Promise – это обязательства нас как Groupon вернуть деньги любому клиенту, который к нам обратится до истечения срока купона. Я считаю, что это очень мощный инструмент борьбы с негативными слухами и опасениями.
М.СПИРИДОНОВ: Можно отдать купон назад в случае, если человек еще не воспользовался услугами?
Д.ДРУЖИНИН: Здесь есть 2 сценария. Если вы не воспользовались услугой, вы можете обратиться к нам с просьбой о возврате деньги до истечения срока купона, и деньги возвратятся автоматически. Если вы воспользовались услугой и недовольны качеством, то это более сложное решение. Как вы сами понимаете, мы не являемся благотворительной организацией, и мы не можем возвращать деньги автоматически тем людям, которые воспользовались услугой, но не были удовлетворены ей. Мы должны более тщательно рассматривать такие обращения. Мы такие обращения тщательно рассматриваем, и в некоторых случаях, когда мы считаем, что наш подписчик прав, мы деньги возвращаем, но это делается не автоматически.
М.СПИРИДОНОВ: Вы отбираете различных провайдеров услуг в разных городах и выступаете поручителями за них, говоря, что это неплохо, что это можно покупать, и когда оказывается, что услуга резко отличается от предложенного, вы оказываетесь ответственным за это. Верно?
Д.ДРУЖИНИН: Да, это действительно так, и лучшим основанием является то, что мы до истечения срока действия купона возвращаем деньги всем подписчикам, обратившимся к нам. Это автоматический процесс. Любой подписчик, который купил на сайте купон и по каким-либо причинам не желает его использовать, получает деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Это понятно, но главная проблема в том, что человек может использовать услугу и оказаться недовольным. Подходя к этому как предприниматель, я понимаю вас. Вы оказываетесь в клещах. С одной стороны, ваша модель предоставлять наиболее дешевые сервисы для вас привлекательна. С другой стороны, чем более дешевое предложение, тем меньше вероятность, что услуга будет оказана качественно, мы понимаем, что будут отрезаны какие-то куски, что какие-то сопутствующие составляющие, которые должны быть изначально, будут изъяты. Мне кажется, что вы оказываетесь заложником такой модели, и очень сложно в этом случае гарантировать качество.
Д.ДРУЖИНИН: Да, вы правильно озвучиваете наш бизнес-риск. Это в чистом виде бизнес-риск, потому что Groupon не является провайдером того или иного товара. Конечным провайдером являются наши партнеры. Именно поэтому мы заинтересованы в том, чтобы те сделки с теми партнерами, с которыми мы «играем» на сайте, прошли предварительный quality-контроль. У нас есть специальный департамент, который занимается проверкой наших поставщиков и каждой конкретной сделки по данному партнеру. Конечно, мы меньше всего заинтересованы в том, чтобы подписчики, которые купили у нас купоны, затем обращались к нам с жалобами на качество или с жалобами на то, что их не смогли обслужить. Например, если человек купил купон на загородный пансионат, приехал в него, и там не было мест, он первым делом обратится к нам. Мы ему, конечно, возвращаем деньги. Естественно, мы очень заинтересованы в качестве наших сделок. Это именно то, что отличает Groupon от конкурентов. Мы предпочитаем ставить поменьше сделок на сайт, но мы стремимся, чтобы все наши сделки, которые мы ставим на сайт, были качественными, чтобы они предоставляли возможность нашим покупателям получить положительный опыт использования купонов.
М.СПИРИДОНОВ: Мы затронули еще один момент, который является проблемным для вас и всей отрасли. Даже если представить себе, что из сотни с лишним игроков рынка купонов, из которых десяток являются довольно заметными и крупными, хотя бы половина или даже четверть работает недобросовестно, то они уже как дурная овца портят всё стадо. Как бы вы ни были честны, красивы и благородны, хотя и к Groupon частенько возникают претензии, судя по блогосфере, другие игроки, создавая заведомо или отчасти неприятные ситуации, рушат весь рынок. Вы не находите?
Д.ДРУЖИНИН: Я согласен с этим тезисом, я просто его переформулирую. Из тех приоритетов, который Эндрю Мейсон поставил перед финансовыми и генеральными директорами, один был таков: «Нужна работа Groupon с масс-медиа для того чтобы мы могли доносить наши приоритеты через публичные каналы до наших партнеров и до наших подписчиков». Я согласен с тем, что негативная репутация по одному конкретному игроку на этом рынке затрагивает весь рынок и, конечно, в большей степени она затрагивает Groupon, потому что мы являемся лидерами этого рынка. Конечно, мы должны более плотно работать со СМИ. Это именно та причина, которая побудила меня откликнуться на ваше приглашение участвовать в вашей передаче.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Это смелое решение, потому что я понимаю, что вам приходится отдуваться за всех. Я понимаю, что я не могу не задавать эти вопросы, иначе это будет неполный и нечестный разговор, поскольку главная проблема в вашей отрасли – это кризис доверия. Есть массы недовольных пользователей, которые зачастую, не разобравшись, недовольны. Например, их надули мошенники, и они говорят, что вся купонная отрасль – это недобросовестные люди. С этим нужно разобраться, раз есть такая отрасль, есть лидер или один из лидеров. Какие шаги нужно предпринимать? Что делать? Я понимаю, что у вас есть отдел контроля качества, но он же не до конца решает проблему. Всё равно есть проблемы в отрасли и проблемы в Groupon. Можно вспомнить, как крупные блоггеры оказывались недовольны вашим сервисом и писали об этом. Надо делать предложения более привлекательными, для этого они должны быть как можно более дешевыми, но чем они дешевле, тем больше вероятность того, что вы продадите посещение кегльбана без шаров.
Д.ДРУЖИНИН: Я вижу здесь нашу стратегию в двух направлениях. Во-первых, мы должны стремиться ставить на сайт только качественные сделки для того чтобы исключить недовольство подписчика той услугой, которая ему была оказана. Во-вторых, я считаю, что Groupon Promise очень помогает против возможного опасения от покупки купона. Если у вас как у подписчика есть гарантированное право вернуть купон до даты истечения срока действия этого купона, мне кажется, это очень мощный инструмент, который позволяет вам как подписчику чувствовать себя уверенно.
М.СПИРИДОНОВ: Это работает до того момента, как вы не взяли этот купон, не пришли в кегльбан (боулинг), не отдали купон и не обнаружили, что шаров нет, и их нужно докупать.
Д.ДРУЖИНИН: В более ранний период развития Groupon в России некоторые наши партнеры не очень понимали, как нужно работать с человеком, который пришел по купону.
М.СПИРИДОНОВ: Надо сказать, они стремились как можно больше этого человека отсечь по разным доп. услугам, хотели, чтобы он их докупал, чтобы они могли компенсировать себе скидку.
Д.ДРУЖИНИН: Да, здесь наша роль как Groupon состоит в том, чтобы наших партнеров образовывать, чтобы они воспринимали, прежде всего, человека, который пришел с купоном, как человека, который может стать лояльным долгосрочным клиентом в будущем. Это самое главное в нашей бизнес-модели. Мы помогаем локальным ресторанам, локальным предприятиям сферы услуг приобрести новых подписчиков, которые смогут стать лояльными подписчиками данных предприятий. Мы считаем, что мы работаем с нашими партнерами для того чтобы образовывать их и учить работать с подписчиками Groupon, трактуя их не как одноразово пришедших посетителей.
М.СПИРИДОНОВ: Тема партнеров – это вторая тема, как мне кажется. Ходят слухи о том, что многие разочаровались в купонных сервисах и очень неохотно идут на то, чтобы предоставлять свои скидки. В итоге, получается, что купонные сервисы, разросшиеся и конкурирующие друг с другом, вынуждены конкурировать не за лучшие предложения за скидками, а за предложения среднего и низшего эшелона. Так ли это?
Д.ДРУЖИНИН: Я думаю, что это не так. Мы с вами сейчас вступаем в область догадок, предположений, обмена мнениями.
М.СПИРИДОНОВ: Вы-то знаете достоверно, насколько вам сложно добиваться интересных предложений от хороших партнеров.
Д.ДРУЖИНИН: Наша выручка продолжает расти, и это, как мне кажется, является одним из весомых аргументов. Если какой-то конкретный бизнес разочаровался в этой модели, то есть другие бизнесы, которые продолжают быть заинтересованными в этой модели.
М.СПИРИДОНОВ: Кто сегодня наиболее охотно идет к вам?
Д.ДРУЖИНИН: Это легко увидеть по тем сделкам, которые есть на нашем сайте. Основное – это красота и медицина. Затем идут удовольствия и развлечения. Дальше идут рестораны и кафе, потом следуют концерты. В таком порядке расположена популярность наших партнеров на нашем сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Если я правильно помню, раньше на Дарбери было только одно предложение в один день, сейчас у вас их несколько. Какая система выведения предложений? Есть ли какая-то логика в том, что сегодня даются 3 предложения по красоте, 4 по развлечениям и 5 по кинотеатрам?
Д.ДРУЖИНИН: Да, это логика есть, этим занимается специальный отдел «City Planning». В свое время я подробно читал журнал «За рулем». Если вы откроете журнал «За рулем», то там система подбора материала следующая. В каждом номере обязательно должно быть что-то написано про Мерседес, про грузовики. Каждый конкретный номер каждого конкретного журнала должен быть интересен различным группам различных читателей. Если вы какой-то номер журнала целиком посвятите BMW, то вы резко сузите вашу аудиторию. Таким же образом мы ставим сделки на нашем сайте. Каждый день должно быть разнообразие сделок для того чтобы подписчик, который заходит к нам на сайт сегодня, мог найти для себя хорошие предложения из раздела «Здоровье и медицина», «Развлечения», «Еда» и так далее. Мы должны диверсифицировать в каждый конкретный день наши предложения таким образом, чтобы они были интересны наиболее широкому кругу наших подписчиков.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько выводится разных предложений на день обычно?
Д.ДРУЖИНИН: В зависимости от города. По Москве в среднем мы выводим 40-50 предложений в день.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько процентов оборота дает Москва?
Д.ДРУЖИНИН: Это одна из тех цифр, которую я не могу комментировать. Конечно, Москва – это существенный для нас город. Я могу выделить несколько наиболее значимых городов в России. Это Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и Новосибирск.
М.СПИРИДОНОВ: Это 4 города, которые стоят первыми, как миллионники.
Д.ДРУЖИНИН: В общем, да, но наши офисы продаж присутствуют в 21 городе России. Мы играем сделки по 70 городам России, в некоторых городах подписчики видят сделки, хотя мы физически не присутствуем в этих городах, потому что есть сделки, которые называются национальными.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда пошло выражение «играем сделки»?
Д.ДРУЖИНИН: Это просто англицизм. В английском языке это называется «play a deal». Мы это выражение переводим напрямую.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что для многих наших слушателей, которые вдумываются в смысл слов, это звучит как казино, что попахивает чем-то не очень чистым.
Д.ДРУЖИНИН: Если вы в казино проиграли 30 рублей, то вы не можете сдать купончик на эти 30 рублей, чтобы вам эти денюжки по выходу из казино вернули. Не нужно приписывать слишком большое значение словам. Это хороший комментарий с вашей стороны, и, наверное, мы должны подумать и придумать более правильный эквивалент английскому выражению «play a deal». В английском языке выражение «play a deal» не несет никакой отрицательной коннотации, не имеется в виду, что это плохо. Мы ни в коем случае не играем нечестно, мы играем по-честному.
М.СПИРИДОНОВ: Я знаю, что есть неоднозначное отношение к игре купонных сервисов в России и за рубежом. Вообще Россия сильно отличается своим острым неприятием при возникновении каких-либо ситуаций? Насколько это развито в США?
Д.ДРУЖИНИН: По моему скромному мнению, Groupon в Америке более популярен, чем Groupon в России. Я расцениваю это как хороший сигнал, который говорит о том, что у нас не исчерпан потенциал роста в России.
М.СПИРИДОНОВ: Это очень предсказуемо по той причине, что Groupon в Америке – это прямой наследник купонных программ в виде печатных, рассылаемых по почте бонусов, которые существуют в Америке десятилетиями.
Д.ДРУЖИНИН: Да, это правда. В Америке каждый потребитель знаком с тем, что каждую неделю он получает огромную кипу почтовых отправлений, и если в этой кипе почтовых писем находится письмо от друга или хотя бы банковская выписка, то это весьма редкое явление. В основном, это рекламные отправления, поэтому, конечно, американские потребители гораздо более привычны к тому, чтобы пользоваться купонами. Что отличает Россию, как мне кажется – это то, что потребители по всему земному шару любят примерно одни и те же вещи. Они любят ходить в хорошие рестораны, желательно со скидкой, они любят качественно проводить время со своими детьми, например, в парке детских развлечений, они любят ходить на концерты, билеты на которые им достались не за 300 долларов, то есть по номинальной цене, а за 100 долларов. Потребители во всём мире любят проводить время примерно одинаково. Если вы мне задали вопрос про то, что отличает Россию от других стран, в которых присутствует Groupon, то я отвечу, что, во-первых, Россию отличает то, как Groupon Россия относится к своим партнерам. Россия – единственная страна, где мы делаем предоплату нашим партнерам сразу после того, как сделка сыграла на сайте. Во всем остальном мире наши партнеры получают деньги только после того, как купоны были использованы. Groupon в России является более выгодным для наших партнеров, чем в других странах мира. Второе отличие заключается в том, что российские потребители в меньшем проценте обращаются за возвратами купонов, чем потребители той же Америки. В Америке это классический пример, когда вы идете в магазин бытовой техники, покупаете себе телевизор, смотрите его в течение 29 дней, а потом сдаете, поскольку в течение 30 дней вы можете обменять этот телевизор по любой причине или без нее, то люди к этому привыкли. В России подход наших подписчиков более взвешенный. Как правило, больший процент наших подписчиков старается использовать купон, нежели вернуть его. Наверное, это отличает Groupon Россия от международного Groupon, но в целом я считаю, что потребители во всем мире любят делать одни и те же вещи. Они любят ходить в хорошие рестораны, аквапарки, парки развлечений с детьми, покупать билеты на концерты и делать это по ценам, значительно ниже номинальных.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня наблюдатели смотрят со скепсисом на количество различных компаний в этой отрасли. Вы, как один из лидеров, наверное, относитесь к этому не без скепсиса. Какое количество компаний, реально и добросовестно играющих на рынке купонных сервисов, вам кажется, было бы разумным для Рунета? Что будет дальше с рынком? Будет ли он консолидироваться, будут ли отмирать малые игроки? Будут ли различные специализации, например, детские, спортивные купонные сервисы и так далее?
Д.ДРУЖИНИН: Я даже не знаю, какую шляпу мне нужно одеть, чтобы отвечать на вопросы. В зависимости от того, какую шляпу я одену, я дам различные ответы.
М.СПИРИДОНОВ: Давайте разберемся, какие шляпы есть.
Д.ДРУЖИНИН: У нас в Groupon есть отличная практика, когда один отдел или департамент приходит в гости на утренний кофе к другому отделу или департаменту. Тогда я как генеральный директор задаю следующий вопрос «Если представить, что мир идеален, то какие пожелания есть у отдела продаж к отделу контента?». Я задаю этот вопрос в условном наклонении сознательно, потому что понятно, что те пожелания, которые можно высказать в идеальном мире, не всегда разумно высказывать в реальном мире. Если надевать шляпу мечтателя и говорить, что мир идеален, то мне бы, как генеральному директору Groupon в России, хотелось бы, чтобы в России оставался только один игрок на этом рынке, потому что монополия, как гласит экономическая теория – это наиболее оптимальный для участника рынка способ участия в этом рынке. Я не буду приводить вам примеры РЖД или РАО «ЕЭС России», которого больше нет, или других монополистов. Понятно, что в идеальном мире монополия предоставляет наибольшие блага единственному участнику рынка. Если быть реалистом, то можно ожидать, что сейчас на рынке есть 2-3 конкурента, которые занимают существенную долю (больше, чем 3-4%). Я думаю, что такая конфигурация и будет продолжать существовать.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, останется Groupon и пара-тройка игроков?
Д.ДРУЖИНИН: Мне представляется, что в кратко- и среднесрочной перспективе это не изменится. Я думаю, что кому-то из более мелких игроков будет очень сложно резко вырваться вперед и существенно увеличить свою долю на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Будут ли какие-то новые тенденции развития? В частности, будет ли развиваться движение в сторону продажи реальных товаров? Как известно, купонные сервисы, особенно в России, во многом базируются на том, что товар нематериален, и поэтому нет необходимости в складах, логистике. Тем не менее, кое-кто из игроков уже идет в реальные товары, в том числе и вы, если не ошибаюсь.
Д.ДРУЖИНИН: Это очень своевременный вопрос, потому что наша ниша, которую мы хотим более активно развивать – это products, но это не продукты питания, это товары. Мы ее будем развивать в ближайшие месяцы и кварталы более активно. У нас в компании сейчас существует проект «Groupon Shop». Фактически эта модель сходна модели других интернет-магазинов. Это будет параллельно с нашей стандартной бизнес-моделью по скидкам на услуги. Причина, по которой мы сконцентрированы на бизнес-модели по скидкам на услуги, заключается в том, что маржинальность на рынке услуг для производителей услуг гораздо больше, чем маржинальность на рынке товаров. Рынок услуг будет оставаться приоритетным. Если дальше продолжать беседу о том, что будет нового в Groupon, то мы сейчас работаем над созданием мобильной версии, которую можно будет использовать в мобильных устройствах. В Америке эта тема глубоко и прочно работает. Потребителю не нужно сидеть за своим компьютером, чтобы купить купончик, он может это сделать с любого мобильного прибора. Вторая тема, которую мы планируем активно развивать – это постановщик расписания. Смысл заключается в том, что вы сейчас покупаете купон на стрижку, но затем вы должны отдельно обратиться к парикмахерской и забронировать время для своего посещения, а мы сделаем так, чтобы вы могли одновременно с покупкой купона бронировать время вашего посещения. Есть новые мысли, большинство из которых приходят от наших американских и европейских коллег. Мы будем их в ближайшее время плотно развивать.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько самостоятелен Groupon Россия по отношению к головному офису?
Д.ДРУЖИНИН: Groupon Россия является 100%-ной дочкой Groupon Inc, поэтому все политики и процедуры для Groupon Россия точно такие же, как и политики и процедуры, которые используются в Groupon по всему миру. По важным финансовым решениям мы обязаны получать одобрение нашей материнской компании. Со стороны операционного управления у нас достаточно широкие полномочия и широкая свобода. Самое главное, на что смотрят наши акционеры – это финансовые показатели (выручка, прибыль, производительность труда). Если мы в России считаем, что какие-то действия оправданы для того чтобы эти показатели нарастить, то, как правило, препятствий со стороны наших акционеров не поступает.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Еще две небольшие рубрики. Первая – это блиц, на вопросы которого прошу ответить максимально коротко. Хорошо?
Д.ДРУЖИНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько стоит час вашего времени?
Д.ДРУЖИНИН: Я не могу ответить на этот вопрос одним-двумя словами.
М.СПИРИДОНОВ: Ради чего можно бросить карьеру?
Д.ДРУЖИНИН: Я процитирую нашего первого акционера – Виктора Лысенко. Он в своем заключительном высказывании перед сотрудниками Groupon, когда покидал компанию, сказал, что в жизни существует всего две вещи, ради которых нужно стараться. Первое – это творчество-созидание, а второе – это любовь. Если я почувствую, что есть какие-то более творческие-созидательные области, в которых у меня лично будет больше любви, то это, наверное, то, ради чего стоит бросить карьеру.
М.СПИРИДОНОВ: На сколько баллов вы бы сдали ЕГЭ по русскому языку?
Д.ДРУЖИНИН: Трудно сказать, но я думаю, что 75 баллов, которые по американской классификации гарантируют проходную оценку, я бы набрал, если в результате нашего интервью у вас не сложилось противоположного мнения.
М.СПИРИДОНОВ: Я подумал, вдруг вы забыли русский язык (шучу). Ваша любимая кухня мира?
Д.ДРУЖИНИН: Вьетнамская.
М.СПИРИДОНОВ: Что значит лично для вас выражение «Встать не с той ноги»?
Д.ДРУЖИНИН: Ничего не значит. Я думаю, что моя жена скажет, что в ее жизни не встречался человек, который менее всего зависим от обстоятельств и настроения, и я рад это слышать. Для меня это выражение ничего не значит, я не придаю этому никакого значения.
М.СПИРИДОНОВ: Вы всегда в хорошем расположении духа?
Д.ДРУЖИНИН: Нет, я всегда в стабильном нормальном расположении духа.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял. Вопросы кончились. Напоследок задам вопросы от слушателей. Напомню, что это те комментарии, которые были оставлены в моем блоге в анонсе программы по адресу Spiridonov.ru, или в сообществе Рунетологии в Facebook, или аккаунте Рунетологии в Твиттере. Вопросов было немало. Алена Владимирская из известного хантингового агентства «Pruffi» спрашивает: «Правда ли, что в связи со сменой топов в «главном» Группоне топ-команда российского Группона в ближайшие полгода сменится?».
Д.ДРУЖИНИН: Меня всегда учили, что вопросы, которые начинаются с «Правда ли» или «Неужели», всегда имеют желаемый ответ. В ноябре 2011 года команда российских акционеров продала оставшийся миноритарный пакет Groupon. Мы теперь 100%-ная дочка, и поскольку некоторые акционеры решили развивать другие бизнесы, то какая-то органичная смена команды за этим последовала, но не все акционеры решили уволиться из Groupon. Например, один из бывших акционеров – Иван Владимиров занимает должность регионального директора по Москве. Те люди, которые сочли возможным остаться в компании, в ней остались.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Алексей Стрех спрашивает: «Сейчас существуют несколько агрегаторов (например, купонатор, купонгид, главбонус.ру и другие). Какие перспективы, по вашему мнению, у агрегаторов купонных сайтов?».
Д.ДРУЖИНИН: Это один из тех вопросов, над которым я никогда не задумывался.
М.СПИРИДОНОВ: Странно, ведь вы с ними должны работать в связке.
Д.ДРУЖИНИН: Я запишу этот вопрос, исследую его, и если нам случится пообщаться еще раз, я постараюсь выразить свою точку зрения по этому вопросу.
М.СПИРИДОНОВ: Это означает, что вы с ними не работаете?
Д.ДРУЖИНИН: Напрямую я как генеральный директор не подписываю договоров с этими сайтами. В моем распорядке дня работа с ними не является приоритетом.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сделать вывод, что они для вас не играют особой роли.
Д.ДРУЖИНИН: Может быть, можно сделать такой вывод. Я не готов прокомментировать, потому что я не придавал этому существенное значение. После вашего вопроса я постараюсь понять, стоит ли нам на них обращать больше внимания.
М.СПИРИДОНОВ: Скажу от себя, что я знаю приятелей, которые работают в купонных сервисах или руководят ими, и я знаю, что они сидят на игле купонных агрегаторов. Они сильно зависят от того, какое количество трафика они им выдадут.
Д.ДРУЖИНИН: Мы сидим на игле с теми лицами или предприятиями, с кем у нас заключены договоры.
М.СПИРИДОНОВ: Если бы работа была массовой, вы бы как гендиректор были бы в курсе. Aktien Gesellschaft (акционерное общество) спрашивает: «Как руководителю психологически выдержать регулярный наплыв отрицательных отзывов по купонному сервису?».
Д.ДРУЖИНИН: Каждую субботу в 15.00 я беру с собой доминиканскую сигарку, иду в бар «Стрелка» и смотрю на проплывающие мимо корабли. Я выкуриваю свою 45-минутную сигару, и мне становится проще жить с этим давлением.
М.СПИРИДОНОВ: Решение. Почему нет? Николай спрашивает: «Есть много информации о том, что весь ажиотаж вокруг купонных сервисов скоро закончится. Когда Групон и все клоны Групона умрут?».
Д.ДРУЖИНИН: Помните, мы с вами говорили о том, когда в этой индустрии останется один игрок. Я тогда надевал шляпу гипотетического мечтателя и представлял идеальный мир. Здесь наш слушатель представляет совсем противоположную картину гипотетического негативного мечтателя. Мы постараемся, чтобы мы через 5-7 лет были в России и работали успешно.
М.СПИРИДОНОВ: Николай Хлебинский спрашивает: «Купонные сервисы выкупают весь возможный трафик, начиная контекстом и заканчивая раздражающими всех поп-апами и поп-андерами. Может ли Дмитрий проранжировать источники трафика исходя из их эффективности?».
Д.ДРУЖИНИН: Могу, но не буду, потому что это коммерчески важная информация. Мы действительно тратим достаточно серьезные денежные средства на рекламу. Реклама делится на контекст, на баннеры и на нашу работу с партнерами. Я не могу раскрыть пропорции, в которых мы тратим миллионы рублей ежемесячно, но тот факт, что мы много рекламируемся, говорит о том, что деньги, которые мы тратим на рекламу, мы тратим не впустую. Если пользователь нас замечает, значит, траты этих денег имеют хороший выхлоп. Было бы очень обидно, если бы мы сами себе отдавали отчет в том, что мы тратим миллионы на рекламу, а пользователи не знали о том, что есть такой сайт, как Группон.
М.СПИРИДОНОВ: Задам вопрос от него же. Письма от купонных сервисов приходят без регистрации. Отписки от рассылок, даже если существуют, то помогают только на время. Как бороться с бесконечным e-mail?
Д.ДРУЖИНИН: Нужно понять, кто это рассылает. Стратегия и политика Группона состоит в том, что без вашей регистрации на нашем сайте к вам не придет ни один e-mail от нас. Если у вас есть доказанные случаи, пожалуйста, обратитесь лично ко мне, и я лично проведу расследование, каким образом была нарушена политика наших e-mail-рассылок. Мы никому не направляем спам. Для того чтобы вам пришло первое письмо от Группона, вы должны быть зарегистрированы на нашем сайте. Мне о нарушениях не было известно, но возможно, это первый факт нарушения. Я готов лично расследовать, почему и как это произошло.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Предлагаю пользователю написать комментарий к этой программе, и я прошу вас или вашу пиар-службу заняться этим вопросом. В данном случае речь идет не конкретно о Группоне, а о собирательном образе купонных сервисов.
Д.ДРУЖИНИН: Раньше весь рынок копировальных устройств назывался Ксероксами. Там есть и другие производители, но шишки всегда достаются самому крупному и самому известному бренду. Мы-то с вами знаем, что Xerox – это не машина, а определенная торговая марка. Если эти письма приходят с других купонных сервисов, то за них нам сложно отвечать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Надо заканчивать. Спасибо большое за ваше время. Можно сказать, что вы довольно достойно отбились и не сказали ничего лишнего. Какие-то вещи были очень любопытными, хотя некоторых цифр мы, к сожалению, не услышали. Надеюсь, что купонные сервисы, в том числе и Группон, будут развиваться по цивилизованному пути.
Д.ДРУЖИНИН: Да. Мы как единственная публичная компания в этой сфере на российском рынке, как мне кажется, не менее остальных заинтересованы в том, чтобы всё развивалось с точки зрения правил Fare Play. Я недавно был на нескольких матчах чемпионата Европы по футболу в Киеве, и там идея Fare Play очень важна. Я думаю, что в бизнесе идея Fare Play тоже очень важна.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был генеральный директор Groupon Россия – Дмитрий Дружинин.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!