М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Мы записываем эту программу 15 августа 2012 года. Вы слушаете 163-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов.
Как обычно, мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – компания LiveTex с сервисом Chat&Calls. LiveTex Chat&Calls – это передовой онлайн-консультант для вашего сайта, обеспечивающий максимально эффективное и рациональное общение с клиентами: чат, бесплатный̆ звонок с сайта, «активные продажи» и десятки других решений. Chat&Calls обеспечит рост конверсии, суммы среднего чека, сокращение расходов на call-центр и эффективную поддержку клиентов.
Одна из главных тем дискуссии для интернет-специалистов, вращающихся внутри Рунета – вопрос уровня гамлетовского «быть или быть». В Рунете он звучит так – какого рода компании создавать, или в какого рода проекты идти работать – в оригинальные, имеющие уникальную идею, или построенные по образу и подобию успешных западных веб-бизнесов. Что лучше – клоны или, как их мягче называют, «копикэты», или бизнесы на своей идее.
Надо признать, что, по крайней мере, в беседах моральную победу, как правило, одерживают сторонники уникальности. В то же время, не секрет, что рынок нередко показывает целесообразность копирования и большие бизнес-перспективы, большую скорость развития копикэтов, поскольку они идут по проторенной и проверенной дорожке.
О теме построения новых проектов в Рунете, о вторичности и уникальности, о бизнесе и многом другом мы будем беседовать сегодня с руководителем, пожалуй, самого известного, если не сказать, самого одиозного бизнес-акселератора Рунета, строящего проекты по проверенным западным бизнес моделям – Fast Lane Ventures. У нас в гостях со-основатель и генеральный директор компании Марина Трещова. Марина, приветствую!
М.ТРЕЩОВА: Здравствуйте.
М.СПИРИДОНОВ: Марина, с места в карьер уточню: проекты Fast Lane Ventures – это только копикэты, или есть и уникальные разработки?
М.ТРЕЩОВА: На текущий момент в портфеле все бизнесы основаны на проверенных мировых бизнес-моделях.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени существует компания?
М.ТРЕЩОВА: Чуть больше 2 лет. Весной было 2 года.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы входили в эту реку и сегодня вы по-разному смотрите на подобного рода конвейерное производство копикэтов?
М.ТРЕЩОВА: Я поясню, что такое копикэт и проверенная бизнес-модель в нашем понимании. Мы верим в скорость и в то, что есть текущая, достаточно уникальная ситуация на российском потребительском рынке интернета, на котором мы имеем возможность занять лидирующее место. Для этого скорость является важной составляющей. Запуская бизнес, мы смотрим на успешные бизнесы, которые коммерчески реализовали себя на разных рынках мира и до сегодняшнего дня не существовали в России или не были правильно построены в России. Мы запускаем продукт, близкий к аналогу, но в ближайшие 6-12 месяцев бизнесы очень серьезно адаптируются на российский рынок. Тот же самый Sapato, это наша первая компания и достаточно известная, был продана Озону. Запуская компанию на российском рынке, вы адаптируете всё в бизнес-процессе. Это не является копией в моем понимании, разве что, заходя на сайт, вы можете найти какие-то элементы, близкие к проверенному бизнесу. Всё остальное является уникальной разработкой, уникальным построением бизнеса в России.
М.СПИРИДОНОВ: Есть термин «присадка на ментальность». Я его часто использую в своих проектах и слышу от коллег. Вы как-то называете то, как можно обозначить адаптацию к местным условиям?
М.ТРЕЩОВА: Идя в потребительский интернет, мы верим в то, что русский потребитель, а именно русская женщина-потребитель не отличается в своих понятных потребностях в определенных продуктах и услугах от любой другой женщины в мире. Вот почему мы идем с проверенными бизнесами, которые существуют в других странах. Но в России есть определенные бизнес-каноны, которые достаточно уникальны. В этом случае мы делаем большую адаптацию под российскую действительность.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с вами знаем, что в определенных кругах наших с вами коллег существует скепсис по отношению к Fast Lane Ventures. Как думаете, откуда он берется?
М.ТРЕЩОВА: Мне сложно сказать. В последнее время сформировалось несколько фондов, которые с большим удовольствием рассматривают проверенные бизнес-модели, копикэты, потому что они понимают, что в этом случае есть больше возможностей получить ценный продукт, ценную компанию, ценный сервис в перспективе 3-5 лет. Более ранние фонды традиционно рассматривали инвестиции в разработку тяжеловесного решения. Мне кажется, это ближе к IT, чем к интернету. В России, которая в среднем на 10 лет отстает от американского рынка, на 5-7 лет – от европейского рынка, говорить об уникальности в интернет-бизнесе в потребительском сегменте нет смысла. Какая может быть уникальность, если мы так сильно отстаем от других стран? В Европе и Америке уже второе поколение электронной коммерции, у нас в определенных сегментах нет первого уровня бизнесов, нет лидеров рынка.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради скажу, что какие-то лидеры есть. Есть довольно сильный Ozon.
М.ТРЕЩОВА: Только один Ozon есть.
М.СПИРИДОНОВ: KupiVIP сейчас довольно заметен.
М.ТРЕЩОВА: В Америке и Европе в одном сегменте у вас будет 3-4 крупнейших компании. Например, в сегменте обуви у каждого обороты в полмиллиарда и выше. Запуская Sapato, мы были первыми. Сильного игрока после Sapato до сих пор пока нет. Понятно, что они появляются.
М.СПИРИДОНОВ: У нас и рынок поменьше, поэтому у нас пока такие обороты невозможны.
М.ТРЕЩОВА: Количество пользователей в России больше, чем в Германии.
М.СПИРИДОНОВ: Я сравниваю с Америкой.
М.ТРЕЩОВА: Тогда да, спору нет. На текущий момент количество пользователей значительно меньше. Если смотреть на русскоязычный рынок, включая бывшие страны Советского Союза, то это близко к 300 миллионам, и это соизмеримо с американским рынком.
М.СПИРИДОНОВ: Поскольку я неплохо разбираюсь в ситуации внутри ФРГ, там часто переживают, что они вторичные, что они смотрят на Америку и ничего своего не делают. Не было ли у вас опыта взгляда на подобного рода проекты? Существует ли проект, подобный Fast Lane Ventures, в Германии, который системно клонирует американские модели? Не в курсе?
М.ТРЕЩОВА: Конечно, есть. Есть достаточно известная группа «Rocket Internet», которая стартовала в Германии, на сегодняшний день она развивает бизнесы во многих странах мира.
М.СПИРИДОНОВ: Они работают по модели бизнес-акселератора, как и вы?
М.ТРЕЩОВА: Это схожий бизнес. Они существуют около 10-12 лет на рынке. Они сразу запускают одну модель на 20-30 рынках мира. Все 3 предпринимателя, которые являются основателями нашего бизнеса, много лет делали успешные бизнесы в России. Мы верим в российского потребителя, мы знаем, как здесь делать бизнес, мы хотим создавать ценные компании в этой стране. Наша основная стратегия – это Россия, и в этом, как мне кажется, наше уникальное преимущество по сравнению с игроком, о котором я говорила.
М.СПИРИДОНОВ: Не планируете идти в другие страны?
М.ТРЕЩОВА: В перспективе 2-3 лет нет.
М.СПИРИДОНОВ: Основатели компании – Паскаль Клеман, Оскар Хартман и вы?
М.ТРЕЩОВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Пойдем дальше. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье гостя, и мы продолжим.
ДосьеМарина Трещова. Закончила School of Business Administration, University of Washington, Seattle, специализация «Интернет-бизнес и финансы». С 1996 по 2002 года Марина Трещова работала на американском рынке в компаниях «Segol Radio Page», где занимала должность заместителя директора, и «Bartell’s Distributing, Inc.», где занимала пост операционного директора. В марте 2002 года Марина Трещова присоединилась к команде Паскаля Клемана, президента холдинга Direct Group, впоследствии – учредителя компании Fast Lane Ventures. Руководила запуском целого ряда успешных проектов Direct Group, возглавляла компанию NaDom Group, занимала пост председателя правления Otto Group в России. С ноября 2010 – генеральный директор Fast Lane Ventures. В 2012 году стала первой женщиной, вошедшей в состав московского отделения YPO (Young Presidents’ Organization) – глобального сообщества руководителей компаний. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Есть еще один момент, который не был включен в досье, но он меня удивил, когда мы обсуждали передачу с редакцией. Вы увлекаетесь охотой.
М.ТРЕЩОВА: Да, это так.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, вам этот вопрос уже задавали. Ответьте коротко, если получится. Откуда у женщины увлечение подобного рода?
М.ТРЕЩОВА: Мой отец – профессиональный охотник, он всю жизнь увлекается охотой. В семье есть только две дочки, сына нет, поэтому я заняла это почетное место. Я как старшая дочка увлекаюсь охотой. Вернувшись в Россию после Америки, мне хотелось больше времени проводить с семьей. Я несколько раз присоединилась к папе на охоту и увлеклась.
М.СПИРИДОНОВ: На кого охотитесь?
М.ТРЕЩОВА: Мой основной интерес – это охота на птицу, на крылатую дичь. Я пробовала охотиться на многих крупных животных, но это не совсем мое. Это традиционная русская охота, когда вы ходите в одиночестве в лесу с ружьем и ищите различную птицу.
М.СПИРИДОНОВ: Ходите вне мобильной связи и без интернета?
М.ТРЕЩОВА: Сейчас еще можно найти такие места, и не очень далеко. В Тверской губернии, забравшись в глушь, вы остаетесь без этого.
М.СПИРИДОНОВ: Какой ваш самый запоминающийся трофей или ряд трофеев?
М.ТРЕЩОВА: Охота на глухаря – это одна из самых интересных и сложных охот. Очень немного охотников-мужчин, которые охотились на глухаря. Подход к птице может составлять порядка 3 часов. Надо выходить в 4-5 часов утра. Азарт и радость от добычи потрясающая.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сказать, что было отстрелено 5-10 глухарей или других птиц?
М.ТРЕЩОВА: Хорошо, если вы скажете, что у вас есть три глухаря, то это здорово. Когда глухарь поет, а поет он прерывисто, он ничего не слышит, и в этот момент к нему можно подобраться, но издалека, потому что если идти напролом, он взлетит и улетит, это очень редкие птицы. На весь лес вы увидите 2-3 глухариных тока, куда вы можете прийти. Всегда большое количество уток, гусей. Эта охота массовая, в ней много шума, много людей, это немного другая охота. Всех моих птиц порядка 50, не больше.
М.СПИРИДОНОВ: Не жалко птиц?
М.ТРЕЩОВА: Нет. Вы курицу кушаете?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
М.ТРЕЩОВА: Тогда мы в одной лодке.
М.СПИРИДОНОВ: Ок.
М.ТРЕЩОВА: Я ее потом ем. Я правильный охотник, и это не трофейная охота. Это добыча, которую я потом с удовольствием готовлю для семьи.
М.СПИРИДОНОВ: Вы несколько лет жили в США, верно?
М.ТРЕЩОВА: Да, 7 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Что вас подвигло туда переехать, и что подвигло вернуться назад?
М.ТРЕЩОВА: Это было очень давно, это юные годы, когда я училась в университете дружбы народов, занималась биологией и химией. Это было сложное для России время, начало 90-х. У науки, к сожалению, будущего не было. Ненамного больше его стало сегодня, к моему большому сожалению, но ситуация немного исправляется. Тогда это было крахом. Благодаря родителям у меня появилась возможность поехать учиться бизнесу в Америку, я этим воспользовалась, отучилась, получила образование, затем 3 года я проработала в бизнесах, которые были на связи с Россией, потому что у меня изначально было желание вернуться. Мне хотелось применить знания на локальном опыте и затем, как только появилась возможность приехать с американской компанией в Россию, я вернулась.
М.СПИРИДОНОВ: По образованию вы ученый биолог?
М.ТРЕЩОВА: Я не получила образование в России.
М.СПИРИДОНОВ: В большом интернет-бизнесе, в Рунете много людей из науки. Можно вспомнить Александра Галицкого, Марию Черницкую – директора iConText, которая, как говорят, очень хороший лингвист. Оказывается, и вы оттуда же. В США, как я понимаю, вы научились сначала теории в образовании, а потом на практике тем стандартам, которые сегодня прививаете в компании Fast Lane Ventures.
М.ТРЕЩОВА: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Чем отличается построение западной компании от построения российской компании? Я зашел на сайт и обратил внимание, что в вакансиях нередко указывается, что необходим опыт работы в западных компаниях. Чем отличен этот опыт?
М.ТРЕЩОВА: Я могу говорить про американские компании, потому что опыта работы в европейских бизнесах у меня не было. Там значительно больше прагматизма, ориентации на конкретный результат и оценки качества менеджеров, качества бизнеса. Я считаю, что за последние десятилетия в России много текущих российских бизнесов, которые построены по международным стандартам, они понимают, что такое корпоративное управление, и ведут бизнес на конкретный результат, и таким образом, они строят свою команду. Сегодня русские компании всё равно грешат тем, что есть большой объем задач, которые делаются не совсем понятно зачем, без понятного результата как для сотрудников, так и для руководства. Профессионализм в понимании американских компаний – это то, что мы пытаемся использовать и активно применять в нашей компании. Мы считаем, что наша компания российская, она сделана в России, но она построена по международным принципам управления бизнесом.
М.СПИРИДОНОВ: Профессионализм или трудоголизм?
М.ТРЕЩОВА: Профессионализм.
М.СПИРИДОНОВ: Знаете, что поговаривают о том, что у вас управленческая часть состоит сплошь из запойных трудоголиков, по большей части женского пола?
М.ТРЕЩОВА: Женщин в команде много. Мы считаем, что женщины в России – это сильные личности, которые могут много отдавать бизнесу, работе и работают эффективно. Мы действительно любим женщин. В стартапе и предпринимательстве работать с 9 до 6 – это утопия.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько длится ваш рабочий день?
М.ТРЕЩОВА: В среднем это порядка 12 часов.
М.СПИРИДОНОВ: С момента входа в офис до выхода из него?
М.ТРЕЩОВА: Да. У меня есть преимущество жить рядом с офисом, я не трачу время на дорогу.
М.СПИРИДОНОВ: А как же семья?
М.ТРЕЩОВА: Семья активно использует Skype, она знает, что это такое. Моему ребенку 2,5 года, он активно им пользуется. Общение с мамой проходит с использование современных технологий.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вашему ребенку было полгода, вы и затеяли всю эту историю с компанией?
М.ТРЕЩОВА: Идея и обсуждения родились весной. Ребенку было 3 месяца. Мое активное погружение на ежедневной основе началось тогда, когда ребенку было полгода, чуть больше. У меня двое детей – Fast Lane Ventures и мой собственный сын.
М.СПИРИДОНОВ: Муж не возражает против того, что вы так запойно отсутствуете дома?
М.ТРЕЩОВА: Нет, он очень любит интернет и информационные технологии.
М.СПИРИДОНОВ: Он не работает в Fast Lane Ventures?
М.ТРЕЩОВА: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Но в бизнесе?
М.ТРЕЩОВА: Да, в бизнесе, но он не связан с интернетом. Он просто пользователь, большой любитель интернета, и он разделяет мою большую уверенность в будущем российского интернета.
М.СПИРИДОНОВ: До входа в Fast Lane Ventures вы относительно касались интернета, не занимались им напрямую. Как вы оказались в нем?
М.ТРЕЩОВА: В портфельных компаниях Direct Group, где я до прихода в Fast Lane Ventures проработала 10 лет вместе с Паскалем, был один большой опыт с Озоном. Мы его приобрели в 2001 году, как совсем маленькую компанию. Она была только сформирована. В 2006 году, сделав крупный бизнес с большими операциями в Твери, логистическим центром в Твери, построением более прозрачного международного бизнеса, мы продали его фонду Baring Vostok Capital Partners. В рамках совместного предприятия с Otto Group, которое мы вели с 2006 года по 2009 год, электронная коммерция и развитие интернета было стратегическим направлением. Вместе с классической каталожной торговлей мы развивали интернет. Это не 100% времени, но это было достаточно большой частью опыта на более ранних этапах российского интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы в те годы соприкасались с интернетом? Вы занимали довольно высокую должность, и вы, наверное, весьма с краю входили, не вдавались в подробности.
М.ТРЕЩОВА: Понимание ключевых показателей эффективности бизнеса, знания финансовых результатов, погружение в разные модели интернета, понимание, на чем строится успех того или иного бизнеса за последние 2,5 года появились. В электронной коммерции у нас достаточно большой опыт, также у нас был опыт в advertising business model. Отвечая за управление и операции компании, вы близко соприкасаетесь со всем бизнесом.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Тогда задам другой вопрос. Если у вас был опыт руководства компаниями электронной коммерции, откуда такая смелость в феерическом наборе разных бизнес-моделей в Fast Lane Ventures? Почему было не пойти в создание только электронных магазинов? Это было бы более предсказуемо и понятно.
М.ТРЕЩОВА: Развитие только электронной коммерции – это очень затратный бизнес. Финансирование, которое требуется в эти бизнес-модели, достаточно серьезное. Мы считаем, что на текущий момент порядка 2 компаний в электронной коммерции в год – это правильный объем бизнесов для Fast Lane Ventures. Открыть маленький интернет-магазин – это не проблема, но наша задача заключается в том, чтобы в очень короткий промежуток времени построить крупный бизнес. Мы решили просмотреть сервисные модели, модели, которые генерят достаточно большой трафик, объем пользователей. У них очень много синергии, что немаловажно. На сегодняшний день у нас есть эффективные коммерческие партнерства между портфельными компаниями, это тоже помогает развитию бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Не значит ли это, что компании, собирающие трафик, не являющиеся большими магазинами с большими вложениями, по сути, являются обслуживающими с точки зрения пиара, возможностей набора пользовательской базы и так далее? Означает ли это, что такие компании менее значимы для Fast Lane Ventures? Возьмем, например, Pinme – ваш проект, заметный на флаге пиара. Запустить его относительно недорого, с запуском Sapato это несопоставимые цифры, а эффект пиара есть.
М.ТРЕЩОВА: У нас нет идеи достигнуть пиар-эффекта, мы хотим построить ценные бизнесы. Pinme – это единственная компания из всего портфеля, про которую нельзя сказать, что она проверена, что ее финансовая бизнес-модель успешна. Ее известный всему миру аналог не имеет монетизации на сегодняшний день, пока модель активно не реализована на других рынках. Уникальность российского рынка в том, что у нас активно развиты другие социальные сети, нежели Facebook, который в большинстве стран является лидером. Для нас это достаточно рисковая компания, хотя успех ее развития даже для нас был неожиданным, они быстро смогли сработаться с российскими социальными сетями и получить большой объем пользователей. Пиар-эффекта в этом нет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас немного о цифрах вокруг Fast Lane Ventures.
Бизнес-справка о компании Fast Lane VenturesFast Lane Ventures основана в апреле 2010 года командой успешных предпринимателей с опытом инвестирования в стартапы различного профиля. На текущий момент создано 18 инновационных интернет-бизнесов, работающих в различных областях рынка: онлайн торговли, туризма, рекрутмента, аренды и покупки недвижимости, здравоохранения, онлайн рекламы и т.д. Общий объем инвестиций в Fast Lane Ventures и ее портфельные компании составил более $80 млн. Ключевыми инвесторами компании являются холдинг Direct Group, международный инвестиционный фонд eVentures Capital Partners и инвестиционный банк ВТБ Капитал.
М.СПИРИДОНОВ: Марина, как происходит набор в инкубатор, акселератор? Как возникают компании, являющиеся сегментами общего холдинга?
М.ТРЕЩОВА: Как происходит отбор компаний, которые мы запускаем?
М.СПИРИДОНОВ: Как возникает проект от идеи до ее реализации?
М.ТРЕЩОВА: У нас есть инвестиционный комитет, в него входят основатели бизнеса и ключевые топ-менеджеры группы, которые на регулярной основе отсматривают огромное количество идей. Это могут быть идеи, проанализированные нашей командой и предложенные на рассмотрение, это могут быть идеи, которые приходят с рынка, то есть приходят предприниматели, отправляют свои предложения, мы с ними встречаемся и рассматриваем их идеи. Также мы работаем с большим количеством стратегических крупных западных бизнесов, с которыми мы рассматриваем варианты совместных бизнесов, совместных предприятий в России. Эти идеи рассматриваются на инвестиционном комитете. Если мы решаем, что идея стоит того, чтобы пойти с ней дальше, то есть фаза, в которой мы более глубоко анализируем рынок, рассматриваем и готовим бизнес-модель. Если всё успешно, и никаких вопросов не возникает, мы принимаем решение идти дальше. Со следующего дня ключевая команда Fast Lane Ventures включается в проработку плана по запуску бизнеса, параллельно с этим мы либо привлекаем лидера бизнеса, co-founder, или если к нам пришел кто-то из предпринимателей и хочет вместе с нами запустить этот бизнес, то он вместе с нами стартует компанию. Мы помогаем лидеру, который есть в компании, в очень многих аспектах построения проекта, потом компании. На первые 6-9 месяцев эксперты Fast Lane Ventures операционно очень сильно вовлечены в развитие бизнеса. Это сделано для того чтобы сэкономить время, передать экспертизу и обойти возможные ошибки и острые углы, которые возникают на ранних этапах.
М.СПИРИДОНОВ: Называют цифру в 50 дней на запуск проекта. Это какой-то критерий?
М.ТРЕЩОВА: Усредненно на сегодняшний день это скорость, с которой мы умеем запускать компании. PinMe мы запустили за 23 дня. Есть еще пара бизнесов, которые мы запустили за срок, меньший месяца. Усредненно нужно порядка 2 месяцев, чтобы запустить компанию. Почему так быстро? Мы верим в то, что самым важным является именно проверка бизнеса. Вы запускаете первую версию платформы, вы начинаете тестировать различные каналы маркетинга. Практика лучше, чем подготовка продукта за полгода-восемь месяцев, он за это время может физически устареть. Улучшение продукта идет вместе с тестированием его в реальных условиях.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по тому, что вы сказали, руководитель проект – co-founder, получает долю.
М.ТРЕЩОВА: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Это стандартный процент?
М.ТРЕЩОВА: Если пришел предприниматель со своей идеей, ключевой командой, и мы вместе хотим развивать этот сегмент, то будет больший процент. Усреднено: от 25% до 50% и более. Больше 50%, если это сформированный бизнес, и мы хотим развивать его вместе.
М.СПИРИДОНОВ: Образуется отдельное юридическое лицо?
М.ТРЕЩОВА: Да, конечно. Каждый бизнес – это отдельное юридическое лицо, отдельные компании и отдельные акционеры.
М.СПИРИДОНОВ: Российская или зарубежная?
М.ТРЕЩОВА: Вся компания российская, но у российской компании есть иностранный собственник для того чтобы можно было более эффективно структурировать акционерное соглашение. Весь бизнес, все инвестиции и все доходы приходят в Россию, просто есть юридический инструмент, который позволяет сделать это более эффективно.
М.СПИРИДОНОВ: Pinme, Sapato и прочие – это отдельные российские ООО?
М.ТРЕЩОВА: Отдельные российские юрлица.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько самостоятельны эти компании в своих действиях? Чем вы помогаете помимо того, что вы посылаете опытных специалистов, консультантов, тренеров? Есть ли какие-то задачи, которые аутсорсятся управляющей компанией? Например, бухгалтерия.
М.ТРЕЩОВА: Это не формат инкубатора, в котором вы даете определенные услуги и берете за них часть оплаты. Всё, что мы даем, мы даем бесплатно (у нас есть серьезная доля в бизнесе), веря в то, что это поможет сделать бизнес успешным. Пилот самолета – это главный генеральный директор, лидер и co-founder бизнеса. Он или она принимает решение по всем основным вопросам управления компанией. Когда у вас на ранней стадии есть тысяча вопросов, которые нужно решить, у вас есть проверенная экспертиза, которая реализована в 15 компаниях до вас, и вам говорят, как лучше сделать. Большая часть лидеров с удовольствием будут использовать это решение, но если он верит в то, что логистический склад нужно иметь не в регионе, а в Москве, потому что для его продуктов это более эффективно, и он верит в то, что это лучше для бизнеса, это будет его решение. Какие-то стратегические вопросы решает совет директоров. На первой стадии в него входит один акционер Fast Lane Ventures, а когда заходят другие внешние инвесторы, есть представители других инвесторов. Это классическое корпоративное управление бизнесом.
М.СПИРИДОНОВ: Административные функции выполняются управляющей компанией?
М.ТРЕЩОВА: До этапа запуска компании много помощи предоставляется Fast Lane Ventures, но так как это отдельное юридическое лицо, в нем есть все административные функции, которые требуются нормальному юридическому лицу в России. Они не аутсорсятся, это задача каждой компании. Там, где есть помощь в формировании IT-инфраструктуры, рекрутмента, Fast Lane Ventures с радостью предоставляет их на ранней стадии без оплаты, помогая бизнесу.
М.СПИРИДОНОВ: Я понимаю, что это история, как история с детьми. Чем взрослее дети, тем дальше они от родителей и тем более самостоятельные.
М.ТРЕЩОВА: Да, именно так. В среднем месяца через 3 бизнес переезжает в свой собственный офис, и почти все вопросы решаются автономно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы остаетесь просто акционерами?
М.ТРЕЩОВА: Мы остаемся активным операционным партнером и акционером. Может быть, мы не будем давать какой-то помощи на регулярной основе, но мы будем предоставлять запросы и экспертизу, активно участвовать в операционных совещаниях бизнеса для того чтобы помочь в каких-то насущных проблемах, или по запросу мы будем давать совет, который нужен бизнесу. Например, будем рекомендовать, как эффективно можно работать с партнерами, с другими компаниями внутри Fast Lane Ventures, когда мы в холдинге видим, как можно построить эффективное взаимодействие. Сами по себе компании все решения принимают самостоятельно.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас смотрю на страницу с подборкой компаний на вашем корпоративном сайте, там красивой плиточкой выложены логотипы компаний, которые вы поддерживаете или поддерживали. Всего их 18, из двух (Sapato и Shopping Live) вы вышли. Sapato, как я понимаю, вы рассматриваете, как бизнес-успех, то есть это удачный выход или нет?
М.ТРЕЩОВА: Оба выхода очень удачны для нас.
М.СПИРИДОНОВ: Из компаний, которые находятся у вас, большинство мне малоизвестны. Какие-то сервисы я слышал, хотя и не пользовался ими, но большинство мне неизвестны. Можете выстроить какой-то условный рейтинг? Кто из них уже сегодня достаточно зрел для того чтобы зарабатывать самостоятельно на свое пропитание, может быть, готовится к сделке?
М.ТРЕЩОВА: Большая часть компаний, которые есть в портфеле, запущены в прошлом году за исключением пары бизнесов, которые были запущены в самом конце 2010 года. Бизнесам не более года-1,5 лет. Конечно, за этот период времени ожидать безубыточности бизнесов, у которых основная цель и стратегия – это занять серьезную лидерскую позицию в своем сегменте на российском рынке, не стоит. В нашей стратегии на 2-ой – 3-ий год существования бизнеса он должен выходить на безубыточность и прибыль. Все компании находятся в активном развитии, на разных стадиях привлекаются инвестиции от внешних венчурных фондов как российских, так и западных. Электронная коммерция всегда отличается тем, что с первого дня есть продажи, более понятна бизнес-модель монетизации. Через год после Sapato был запущен Heverest – это компания, в которой продаются спортивные товары и товары для активного образа жизни, в перспективе появятся товары для охоты. Этот бизнес развивается точно так же, как и бизнес Sapato. На сегодняшний день объем отгрузок в месяц больше миллиона долларов. У многих бизнесов задача на первый год – это заработок определенной базы, у них даже нет ожидания монетизации.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, все они находятся под вашим крылом и являются финансовой обузой?
М.ТРЕЩОВА: Fast Lane Ventures финансирует бизнес только на посевной стадии, когда мы запускаем компанию. Начиная с первого раунда внешнего финансирования, всегда заходит новый инвестор. Большая часть компаний имеет, как минимум, одного финансового инвестора, который профинансировал бизнес. Если они на текущий момент не дошли до безубыточности, то они продолжают развиваться, в том числе за счет привлечения финансирования от венчурных фондов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы на входе вложили деньги и больше не даете?
М.ТРЕЩОВА: В большинстве компаний нет, это стратегия Fast Lane Ventures. То, что мы дальше даем бизнесу – это качественный и большой объем операционной поддержки. В этом наше отличие от классического венчурного фонда.
М.СПИРИДОНОВ: У вас указано 18 компаний, классические показатели стартапов, которые выстреливают – 1:10 в лучшем случае. У вас есть неудачи, которые не представлены на странице?
М.ТРЕЩОВА: На текущий момент у нас есть только одна компания, которую мы запустили в начале прошлого года. Это компания Giftory с непроверенной бизнес-моделью, но у нас была уникальная возможность запустить компанию. Через месяц после запуска, тестируя каналы, тестируя продукт, мы поняли, что ни один из операционных показателей бизнеса не соответствует нашему бизнес-плану. Нормально, когда нет соответствия, но когда это тотально, становится понятно, что бизнес будет требовать большого количества инвестиций, нет проверенной модели, на которую можно было бы сослаться и понять, насколько правильно развивается текущий бизнес, поэтому мы приняли решение закрыть его. Мы продали его людям, которые сегодня продолжают его каким-то образом развивать. Это не успех в том виде, в котором мы его ожидали, но в то же время я считаю, что очень правильно, что мы очень быстро смогли принять решение и найти возможность быстро вывести его из портфеля.
М.СПИРИДОНОВ: Было всего 19 компаний, и только одна оказалась недостаточно успешной?
М.ТРЕЩОВА: Да, правильно. Мы верим, что соотношение для Fast Lane Ventures должно быть другим по двум причинам. Во-первых, это проверенные бизнес-модели, и это бизнесы с капитализацией больше миллиарда долларов на западных рынках, либо это прибыльные компании. У них основания не работать в России минимальные, это будет зависеть от того, насколько эффективен лидер бизнеса, насколько быстро и правильно он может развивать компанию. Я думаю, что показатели успеха должны быть выше. Во-вторых, мы сами активно участвуем в бизнесе, мы помогаем и поддерживаем его. У нас есть порядка 50 человек, и все мы хотим иметь максимальный шанс успеха для каждого нашего бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Давайте поговорим о структуре компании. Есть сегменты компании, которые получают от вас финансирование и уходят развиваться на деньги новых инвесторов, при этом у вас остается доля в проекте. Как устроен Fast Lane Ventures как акселератор? Какие есть подразделения? Кто и за что отвечает?
М.ТРЕЩОВА: У нас есть экспертиза во всех основных областях ведения бизнеса интернет-компании, начиная с развития бизнеса. Это сильная команда аналитиков, которая ищет правильные бизнес-модели. У нас есть серьезная команда онлайн-маркетинга, это редкая экспертиза, которая на сегодняшний день достаточно слабо развита в России. У нас в команде много российских и иностранных экспертов. У нас есть крупный блок «Корпоративные финансы», это департамент, который помогает портфельным бизнесам привлекать финансирование. Этот опыт мало, у кого есть на сегодняшний день. Венчурное финансирование было слабо развито в России, оно только начинает появляться в последние пару лет. У нас есть HR – правильный поиск людей, помощь в выстраивании правильных структур. У нас есть внутренняя школа обучения различным тематикам в интернете для команд наших портфельных компаний, это большая ценность, которой в России ни в каких группах нет. У нас есть финансы, юридическая служба, коммуникации и IT.
М.СПИРИДОНОВ: Цифра в 800 человек, которую я слышал по поводу штата Fast Lane Ventures, включает портфельные компании?
М.ТРЕЩОВА: Да, конечно, это консолидированный объем людей. В самом Fast Lane Ventures работает 50 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Я говорил по поводу скепсиса по отношению к вашей компании внутри отрасли, который имеет место быть. Одна из главных претензий после претензии, что вы делаете копикэты – это то, что у вас деньги кончатся. Вас это не беспокоит? Вы много тратите, прибыльных компаний пока нет. Насколько велик запас терпения и денег у со-основателей?
М.ТРЕЩОВА: Я первый раз слышу такой комментарий.
М.СПИРИДОНОВ: Эта тема обсуждается в кулуарах РИФа, на страницах Roem.ru.
М.ТРЕЩОВА: Это венчурные инвестиции, так построено большинство интернет-компаний во всем мире. Компания запускается, у нее есть какой-то стартовый капитал. В данном случае его предоставляет Fast Lane Ventures, и на последующих раундах, если это правильная модель, есть рынок, и есть хорошая реализация поставленных целей, то венчурные инвесторы с большой радостью вкладывают деньги, потому что они считают, что есть большой шанс успеха бизнеса, большая доходность. Они с удовольствием вкладывают деньги. Мы понимаем, что не может быть 100%-ый успех. Компания может выйти из портфеля, потому что она не смогла привлечь финансирование. Такое может быть.
М.СПИРИДОНОВ: Не находится ли бизнес Fast Lane Ventures под угрозой от того, что вы много вкладываете и на горизонте пока не видно, что начнете серьезно зарабатывать?
М.ТРЕЩОВА: Мы предполагаем, что продажи бизнесов будут в следующем году. Уже сегодня мы ведем с несколькими стратегами активный диалог, и это реализуемая задача. Мы к ней успешно подходим. Наш изначальный горизонт – 3-5 лет. К концу следующего года те компании, которые были запущены в конце 2010 года, могут рассматривать варианты продажи и выхода из портфеля компании. На текущий момент мы не видим никаких проблем, развитие идет именно так, как планировалось 2,5 года назад.
М.СПИРИДОНОВ: Холдинг существует в рамках бизнес-плана, или он его недовыполняет?
М.ТРЕЩОВА: В рамках бизнес-плана, в некоторых случаях даже лучше. Изначально мы планировали запустить максимум 5-6 компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Момент истины наступит в следующем году, когда должны состояться выходы?
М.ТРЕЩОВА: Да, первые выходы.
М.СПИРИДОНОВ: Первым был Sapato.
М.ТРЕЩОВА: Это был незапланированный выход. Когда есть возможность, нельзя ее упускать. Были очень интересные предложения, от которых было сложно отказаться, поэтому мы приняли решение более раннего выхода, но с хорошими результатами для акционеров. Для нас горизонт 3-5 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Марина, сейчас движемся дальше. Впереди рубрика «Бизнес-цитата». В этой рубрике я предлагаю вам выбрать интересную, порой парадоксальную мысль знаменитых людей, затем прокомментировать ее. В этой передаче мы предлагаем вам цитаты Джона Рокфеллера (американского предпринимателя, первого «долларового» миллиардера в истории человечества), Генри Форда (американского промышленника, основателя Ford Motors) и Джерарда Своупа (президента General Electric в начале прошлого века). Кто вам ближе из названных?
М.ТРЕЩОВА: Рокфеллер.
М.СПИРИДОНОВ: Джон Рокфеллер однажды сказал: «Умение обращаться с людьми — это товар, который можно купить точно так же, как мы покупаем сахар или кофе. Я заплачу за такое умение больше, чем за что-либо другое на свете». Вы согласны, что можно купить умение общаться?
М.ТРЕЩОВА: Я считаю, что коммуникации в бизнесе – это одна из самых ценных составляющих. Я соглашусь с этим, потому что встречи и общение с инвесторами – это большей частью то, как вы сможете красиво на ранней стадии рассказать венчурному инвестору о том, что вы сможете сделать, это то, как человек может коммуницировать и рассказать о том, что его бизнес сможет сделать. Оценка бизнеса, которая сегодня есть во многих американских компаниях, исключительна, потому что есть возможность поверить тому слову, которое дал тот или иной лидер.
М.СПИРИДОНОВ: Это потому, что лидер умеет зажигать и рассказывать о том, как космические корабли бороздят просторы Большого Театра?
М.ТРЕЩОВА: Да, это сила слова, которая оценивается в несколько десятков и сотен миллионов. Даже в России сегодня есть несколько успешных примеров, в которых будущее показывается словами того, кто вещает, и оно оценивается в большие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли у вас любимая цитата?
М.ТРЕЩОВА: Пожалуй, нет.
М.СПИРИДОНОВ: Мы будем двигаться к последней рубрике. Это вопросы слушателей. Напомню о том, что эти вопросы поступили в анонсе программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, либо в сообществах Рунетологии в Facebook и Твиттере. Подписывайтесь! DJ_Petrovich спрашивает: «Вы запускаете только бизнесы «с нуля» или работаете с действующими прототипами и сформированной командой?».
М.ТРЕЩОВА: У нас есть одна такая компания в портфеле. Мы с удовольствием рассматриваем уже работающие бизнесы и встречаемся с лидерами, у которых есть команда, модель и первые результаты. Из-за того, что наша стратегия в том, что мы даем вместе с инвестициями и экспертизу, мы оцениваем свою долю крупным процентом. Это зависит от стратегии того или иного предпринимателя. Если он готов к тому, чтобы Fast Lane зашел с экспертизой и взял серьезную долю, пусть и миноритарную, то мы будем рассматривать проект. Чаще предприниматели хотят инвестиции за маленький процент, а это не наша история.
М.СПИРИДОНОВ: По каким критериям оцениваете перспективность проекта?
М.ТРЕЩОВА: Мы ничем не будем отличаться от любого другого инвестора. Важно, насколько сильная команда, лидер, который будет реализовывать бизнес, возможности и потенциал рынка, и то, насколько эффективна на текущий момент компания, есть ли монетизация. На 70% решение зависит от лидера и от того, насколько мы ему верим.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы отвечаете на вопрос, подобный вопросу «Что было первым – курица или яйцо?»? Что важнее – идея или команда?
М.ТРЕЩОВА: Команда.
М.СПИРИДОНОВ: Andrey Fedorov пишет: «FLV известна тем, что не просто использует проверенные бизнес-модели, а зачастую копирует состоявшиеся на Западе сервисы попиксельно. Зачем копировать всё, вплоть до цветов и расположения кнопок?».
М.ТРЕЩОВА: Мы верим в то, что на запуске бизнеса важнее протестировать продукт и юзабилити. Чтобы сделать его эффективным бизнесом в западной стране, были потрачены серьезные деньги, было потрачено много человеческих и временных ресурсов, они определили, что такой внешний вид продукта является эффективным. Мы стартуем с этого и сразу тестируем это на российском пользователе, но в короткой перспективе, видя, насколько это эффективно, делая множество тестов, мы адаптируем бизнес и меняем его под тот ресурс, которые наиболее правильно подходит под российского пользователя. Это экономит время и дает возможность лидеру, бизнесу и команде концентрироваться на других операционных задачах.
М.СПИРИДОНОВ: Не кажется ли вам, что, копируя бизнес, вы можете повторить только его форму, но не суть и дух?
М.ТРЕЩОВА: Да, всё остальное является уникальным в построении компании на конкретном рынке конкретными людьми. Мы не сможем повторить корпоративную культуру компании, потому что на другом рынке ее будет реализовывать другая команда.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Владислав Коробов спрашивает: «В какой последовательности, и что лучше делать стартапу, создающему новый мировой интернет-магазин?».
М.ТРЕЩОВА: Найти правильную команду единомышленников. Если это новая идея, она однозначно должна появиться у лидера, он должен знать, что он хочет делать. Начинать нужно на локальном рынке, который вы знаете лучше всего, на котором вы знаете пользователей, правила игры. Надо получить успех здесь, доказать, что бизнес является бизнесом, что в нем есть монетизация, затем нужно найти возможности привлечь финансирование на то, чтобы делать экспансию в другие регионы. Глобальные модели очень привлекательны для большинства венчурных инвесторов. Если это хорошая сильная команда с проверенными фактическими показателями, привлечение финансирования не будет проблемой.
М.СПИРИДОНОВ: Алексей Андреев спрашивает: «Что должен предоставить Вам стартап, чтобы вы начали с ним работать? Какой комплект документов, или какие материалы?».
М.ТРЕЩОВА: У нас показано всё, что мы просим, на сайте. Там есть более подробная информация. Самое первое – это ключевая идея, и если наша команда развития бизнеса посчитает, что это интересно для нас, то она в индивидуальном порядке рассмотрит, какая минимальная презентация проекта должна быть. Затем мы встречаемся на инвестиционном комитете, где лидер представляет свою компанию. Обычно это занимает 20-25 минут.
М.СПИРИДОНОВ: Valery Kuzakov пишет: «Скажите, пожалуйста, как стать СЕО одного из проектов в Вашей компании? Какое портфолио проектов надо иметь, какие личные качества?».
М.ТРЕЩОВА: Если есть кто-то, кто хочет стать лидером, он может написать мне, я с удовольствием встречусь, и мы обсудим этот вопрос. Сделать какое-то шаблонное описание качеств лидера сложно. Основное – как мне кажется, нужно быть предпринимателем в душе и верить в то, что ты можешь повести за собой команду, и у тебя хватит сил и желания сделать крупный и интересный бизнес в России.
М.СПИРИДОНОВ: На что вы смотрите, общаясь с людьми, которые могут стать вашими коллегами и на которых, возможно, вам придется положиться. Есть ваши личные находки, что что-то важно?
М.ТРЕЩОВА: Так как скорость является одной из важных ценностей группы, то один из критериев – это скорость, с которой человек мыслит и говорит. Для нас это достаточно важный фактор оценки людей.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то тесты, которые проходит человек?
М.ТРЕЩОВА: Нет. Есть беседа, которая определяет, обладает человек нужными качествами или нет. Достаточно важен прагматизм и понимание того, что бизнес – это цифры. Мы уделяем этому много внимания. Если лидер понимает бизнес от А до Я, знает все ключевые показатели, с удовольствием делает любые задачи на запуске компании, если человек дружит с цифрами, это очень хорошо, это важные составляющие.
М.СПИРИДОНОВ: Скорость и дружба с цифрами?
М.ТРЕЩОВА: Да, есть и другие вещи, но для первой беседы этого достаточно.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое. Марина, мы заканчиваем. Если есть, что добавить в финале, то вы можете это сделать сейчас, и мы будем завершаться.
М.ТРЕЩОВА: Мы начинали беседу с того, что такое «копикэт», и какое будущее у этой модели. Я считаю, что лучше дать возможность получить качественные товары и услуги российскому пользователю сегодня с бизнесами, которые уже проверены, нежели в течение многих лет тратить серьезные деньги и реализовывать уникальные идеи, которые с большой вероятностью не смогут принести понятной выгоды для пользователей сегодня и для инвесторов в будущем. Мы искренне верим в то, что проверенный бизнес сегодня для России является большим успехом.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое. Это хорошая точка в программе. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях была со-основатель и генеральный директор «Fast Line Ventures» Марина Трещова.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу, как обычно, Максим Спиридонов. Всего доброго!