М.СПИРИДОНОВ: Добрый̆ день, коллеги. Сегодня 6 сентября 2012 года. Это 164-й выпуск программы «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов.
Как обычно, мы благодарим за информационную поддержку деловой̆ сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – компания LiveTex с сервисом Chat&Calls. LiveTex Chat&Calls – это передовой онлайн-консультант для вашего сайта, обеспечивающий максимально эффективное и рациональное общение с клиентами: чат, бесплатный̆ звонок с сайта, «активные продажи» и десятки других решений. Chat&Calls обеспечит рост конверсии, суммы среднего чека, сокращение расходов на call-центр и эффективную поддержку клиентов.
26 сентября наша школа интернет-маркетинга «Нетология» проводит очередную конференцию из цикла «Практика онлайн-бизнеса». Первая, как многие знают, прошла в июне и получила мощный резонанс. В уникальном в своем роде образовательном онлайн-шоу приняло участие несколько сотен человек.
Впереди новая конференция этого цикла. На этот раз тема, которую мы раскроем – «Повышение конверсии и эффективности сайтов без затрат». В программе разбор кейсов, практические советы и рекомендации лучших специалистов Рунета. Принять участие можно из дома или офиса в любой точке мира. Подробности на сайте onlinebusinesspractice.ru.
Если мы посмотрим на главные причины прихода массового пользователя в онлайн, то ими будут ситуации, когда тот или иной сайт или сервис решает обычные, житейские, а ничуть не инновационные проблемы человека. Найти старых знакомых и поддержать с ними отношения помогают социальные сети, получить актуальную информацию немедленно – поисковые системы или новостные сайты, купить тот или иной товар – электронные магазины. Последние несколько лет электронная коммерция в Рунете переживает период интенсивного роста. Вместе с традиционными электронными магазинами растут и площадки вторичного рынка. В Рунете ими стали несколько сайтов объявлений.
В гостях у Рунетологии руководитель одного из лидеров этого рынка, директор международного портала бесплатных частных объявления «Slando» Андрей Добрынин. Приветствую, Андрей!
А.ДОБРЫНИН: Добрый день, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Меня всегда интересовал вопрос, почему частные пользователи многих развитых стран, в частности Германии, США, для продажи ставших ненужными вещей уже давно и активно используют, прежде всего, eBay, то есть скорее аукционную модель, хотя и объявления там тоже есть. В Рунете эта модель так и не взлетела всерьез, а народную любовь последние пару лет завоевали сайты бесплатных объявлений.
А.ДОБРЫНИН: На самом деле, и на Западе мы сейчас видим, что бизнес-модели претерпевают изменения. Например, во Франции eBay сейчас падает, и теряют свои позиции классифайды. Говорить, что на Западе eBay – это всё, а сайты объявлений незаметны, не совсем верно. Если вернуться к России и подумать, почему в России аукционы не пошли, то мне кажется, что отчасти это инфраструктурная проблема, в том числе проблема платежей. У нас нет PayPal. По сути, аукцион или торговая площадка – это тот же самый сайт объявлений, который через себя пытается пропустить транзакции, который пытается не только свести продавца и покупателя, но и контролировать, как происходят продажи.
М.СПИРИДОНОВ: Вы становитесь определенным арбитром и помощником.
А.ДОБРЫНИН: Я думаю, что данная модель не пошла из-за ее сложности. Всё, что хотят люди – это получить информацию о контрагенте. Продавец хочет получить информацию о покупателе, покупатель – о продавце. Люди хотят снять квартиру, найти работу, и всё, что им надо – это номер телефона или e-mail. Очень часто они не беспокоятся о репутации, рейтинге и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что аукционная модель стала избыточной?
А.ДОБРЫНИН: Да, можно так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеАндрей Добрынин родился 11 ноября 1981 года в Екатеринбурге. В 2003 году окончил Уральский политехнический институт по специальности «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети». После окончания института Андрей Добрынин работал программистом для американских компаний, руководил интернет-проектами в SatPro и компанией по разработке программного обеспечения. В 2006 году получил степерь MBA в Universidade Nova de Lisboa (Лиссабон, Португалия). В 2006 году пришел в компанию Slando на должность директора по маркетингу, с 2011 года – директор Slando. Увлекается велоспортом, бадминтоном, фотографией. Женат, воспитывает сына. Живет и работает в Лондоне.
М.СПИРИДОНОВ: Почему MBA в Лиссабоне?
А.ДОБРЫНИН: Это очень хорошая программа. У российских людей представление о Португалии связано только с кризисом и теплой погодой, а на самом деле, есть очень хорошее представительство MIT Sloan Business School, которое я и закончил.
М.СПИРИДОНОВ: Ты пошел туда не потому, что не смог попасть в более приличный ВУЗ, а сознательно, и знаниями ты доволен?
А.ДОБРЫНИН: Это достаточно престижный вуз.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Почему ты находишься в Лондоне? Ты же управляешь отчасти российским проектом.
А.ДОБРЫНИН: Чтобы ответить на этот вопрос, надо немного рассказать об истории Slando. Slando – это сайт, который был основан Майклом и Саймоном – двумя английскими инвестиционными банкирами, совместно с eBay. 20% Slando до недавнего момента контролировал eBay, поэтому главный офис Slando расположен в Лондоне. Кроме того, у нас есть офис в Москве, Киеве, Днепропетровске. Мы не полностью всё делаем отсюда. Топ-менеджмент находится здесь, в основном по историческим причинам.
М.СПИРИДОНОВ: Головной проект английский. Есть ли Slando для Великобритании?
А.ДОБРЫНИН: Нет, его не существует, и он никогда не существовал, но Slando существовал в 10 странах мира.
М.СПИРИДОНОВ: Какой из проектов флагманский, или они равноценные?
А.ДОБРЫНИН: Россия и Украина – равноценно флагманские проекты.
М.СПИРИДОНОВ: В Украине вы являетесь лидерами?
А.ДОБРЫНИН: Да, мы являемся абсолютным лидером, и у нас там практически нет конкуренции.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно то, что расклад на рынке сайтов бесплатных объявлений в Рунете и более широко русскоговорящем пространстве решают игроки из-за рубежа. Avito (ваш главный конкурент) тоже имеет нероссийское происхождение.
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему так получилось? Чертовски были популярны газеты бесплатных объявлений в 90-е. Это те же самые «Из рук в руки», которые сейчас имеют сайт, но, похоже, они безнадежно отстали от вас. Они полностью держали рынок.
А.ДОБРЫНИН: Я думаю, что опыт электронной коммерции зарождался в Штатах, потом плавно переходил в Европу, из Европы он пошел в русскоязычный интернет. Люди научились чему-то на своих родных рынках, и они просто клонировали свою модель в России, Украине и других странах.
М.СПИРИДОНОВ: Вы приходили настолько более подготовленными, чем были «Из в руки», что имели гораздо большие шансы получить внимание и любовь пользователя?
А.ДОБРЫНИН: Да. Мы уже отработали алгоритм запуска сайтов объявлений в новых странах. Запуская сайт в России, наши основатели и учредители то же самое в течение 5 лет делали в Великобритании. Они с нуля раскрутили сайт объявлений, который стал крупнейшим и до сих пор является крупнейшим сайтом бесплатных объявлений
М.СПИРИДОНОВ: Этот сайт каким-то образом относится к Slando? Он с ним в родственных отношениях?
А.ДОБРЫНИН: Сейчас нет, потому что год назад произошла продажа Slando концерну Naspers, поэтому родственные отношения разорвались.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Для того чтобы наши слушатели понимали, кто кому сват, кто кому брат, давай восстановим короткую историю появления Slando. Сперва был первый проект, созданный фаундерами.
А.ДОБРЫНИН: Да, были англичане, которые в 2000 году создали сайт Gantry, затем они его продали eBay, затем совместно с eBay они сделали Slando.
М.СПИРИДОНОВ: Они продали его eBay, и фактически eBay купил своего конкурента.
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Модели разные, а внимание пользователя одно.
А.ДОБРЫНИН: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сегодня этот сайт также оперируется eBay, или он был продан?
А.ДОБРЫНИН: Он также оперируется eBay. Они запустили такие же сайты в очень многих странах мира, в основном в других англоязычных странах (Новая Зеландия, Южная Африка, Австралия, Сингапур).
М.СПИРИДОНОВ: Сам eBay опережает этот сайт по трафику?
А.ДОБРЫНИН: В разных странах по-разному. В Великобритании пока да, а в некоторых странах нет. Например, в Южной Африке давно уже нет. Сайт объявлений обогнал eBay. В Великобритании пока аукцион больше, чем сайт объявлений. Я думаю, что происходит сознательное сдерживание.
М.СПИРИДОНОВ: Какое там соотношение?
А.ДОБРЫНИН: Я думаю, что по ункиам eBay раза в 2 больше.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Эти 2 предпринимателя, продав сайт eBay, занялись чем-то подобным и стали строить Slando, да?
А.ДОБРЫНИН: Да, именно так.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажите чуть подробнее, как это происходило. Какая страна была первой?
А.ДОБРЫНИН: Совместно с eBay они учредили компанию Slando Limited, которая должна была развивать модель сайта бесплатных объявлений на развивающихся рынках. Самым главным рынком для себя они выбрали Россию, и российский сайт был первым. После этого мы запустили несколько стран Восточной Европы – Венгрию, Чехию, Словакию, затем запустили Бразилию, примерно тогда же запустили Украину, Казахстан. У нас максимально было 10 стран, часть из которых были неуспешными, неуспешные мы потом закрыли.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. В каком году появился первый сайт? В каком году появился Slando в России?
А.ДОБРЫНИН: В 2006 году.
М.СПИРИДОНОВ: Ты тогда туда пришел директором по маркетингу?
А.ДОБРЫНИН: Да, я с первого дня был директором по маркетингу.
М.СПИРИДОНОВ: Ты возглавляешь весь холдинг во всех странах или только Россию?
А.ДОБРЫНИН: Сейчас я возглавляю весь холдинг во всех странах.
М.СПИРИДОНОВ: Если составлять рейтинг успешности, то как у вас расположены языковые проекты по нисходящей? Какой проект является самым посещаемым, эффективным с точки зрения бизнеса? Видимо, Россия, Украина, Казахстан, да?
А.ДОБРЫНИН: Год назад Naspers купил у eBay и основателей Slando. После этого произошло объединение нескольких активов. В некоторых странах у Naspers уже были собственные сайты бесплатных объявлений, и в итоге из Slando был сделан русскоязычный бренд. У нас осталось только 4 страны, остальные сайты Slando либо были закрыты ввиду того, что инвестор не видел перспектив, либо объединены с проектами Naspers в этих странах. Сейчас Slando оперирует в России, Украине, Белоруссии и Казахстане на русском языке. Говорить о языковых сегментах не совсем верно. Если ранжировать наши 4 сайта по успешности, то на первом месте идет Украина, где мы абсолютный лидер и практически единственный игрок, затем идет Россия. В Казахстане и Белоруссии проекты находятся на инвестиционной стадии развития. Сейчас можно сказать, что они суперуспешны, потому что они очень быстро растут, и там всё очень хорошо. Я считаю, что будет некорректно сравнивать сайт, которым мы только начинаем заниматься, в который мы инвестируем, с сайтом, которому 6 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно существует украинский сайт?
А.ДОБРЫНИН: Он существует 5 лет. Его мы можем сравнить с российским.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сегодня Россия и Украина – это вполне состоявшиеся, окупающиеся бизнесы?
А.ДОБРЫНИН: Это вполне состоявшиеся, окупающиеся бизнесы. В России мы входим в десятку русскоязычных проектов по посещаемости, если открыть рейтинг Liveinternet, в Алексе мы в топе. В Украине мы являемся шестым сайтом по охвату аудитории. На операционном уровне мы давно окупаемы. Вопрос в том, хотим ли мы инвестировать в маркетинг и развитие. Если мы отключим большую часть маркетинговых расходов, мы будем сильно прибыльными.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы не являетесь прибыльными?
А.ДОБРЫНИН: Да, потому что мы не отключаем маркетинг. В данный момент идет передел рынка, битва за лидерство на рынке. На рынке объявлений очень важно быть номером 1 и оторваться от номера 2. В этом случае ты можешь иметь большую маржу и зарабатывать очень большие деньги. Уже сейчас все компании в России (Авито, Из рук в руки, Сландо) зарабатывают какие-то деньги. Каждый из них зарабатывает 10-20 миллионов долларов в год. На самом деле, зарабатывать можно в десятки раз больше, если вместо трех сайтов будет один. Все это понимают, и все к этому стремятся. Сейчас говорить о прибыльности можно, но не совсем верно, потому что идет война.
М.СПИРИДОНОВ: У вас как в фильме «Горец» остаться должен один.
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ты реально думаешь, что останется один? Мне кажется, что паритет, который есть сейчас, по крайней мере, с Авито, очень сложно расшатать. Кроме того, они вас в два раза опережают по трафику, по крайней мере, по Liveinternet.
А.ДОБРЫНИН: Да, по каким-то показателям – в два раза, по каким-то – меньше, по каким-то – больше. Я думаю, что паритет будет меняться, потому что это рынок с очень большим сетевым эффектом. Продавцы любят ходить туда, где много покупателей, покупатели любят ходить туда, где много товаров, и в итоге, выигрывает всегда более посещаемый сайт, поэтому необходимо инвестировать и биться за долю рынка до последнего.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно, но также думают и ваши конкуренты, у которых на сегодня 1 600 000 человек, а у вас 800 000 человек за этот неполный день.
А.ДОБРЫНИН: Война маркетинговых бюджетов продолжается. Мы начали серьезные инвестиции в рынок примерно год назад, тогда наш счетчик по уникам был в 4 раза меньше, по показанным страницам у нас было в 7 раз меньше. Мы сейчас очень бурно развиваемся и быстро растем. Сейчас ситуация нерешенная, паритета нет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, немного отступим в сторону и поговорим о твоей карьере. Ты живешь в Лондоне и управляешь командой, которая распределена. Или она также находится в столице Великобритании?
А.ДОБРЫНИН: Есть несколько человек в Лондоне, несколько человек в Москве и много человек в Киеве.
М.СПИРИДОНОВ: Много – это сколько? Ты не знаешь или не хочешь рассказывать?
А.ДОБРЫНИН: Я знаю, сколько, это десятки человек. Точные цифры я не хочу называть, они постоянно меняются. Это распределенная команда.
М.СПИРИДОНОВ: Распределенность не мешает управляемости?
А.ДОБРЫНИН: Не мешает, потому что мы очень тщательно подходим к подбору людей. Каждый человек сам по себе должен быть предпринимателем и самостоятельным человеком. Кроме того, мы все много путешествуем. Большую часть времени я провожу в России, Украине и других странах.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько автономны руководители направлений по странам?
А.ДОБРЫНИН: Достаточно автономны в принятии решений.
М.СПИРИДОНОВ: Есть руководитель по России, Украине и так далее?
А.ДОБРЫНИН: У нас немного не такая структура. У нас есть руководитель отдела маркетинга, есть руководитель бизнес-девелопмента, есть операционный директор и так далее, по странам у нас менеджера нет.
М.СПИРИДОНОВ: Ответственность лежит на всех?
А.ДОБРЫНИН: Ответственность на мне. Я отвечаю за 4 страны.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Напомни сегодняшнюю структуру владения компании.
А.ДОБРЫНИН: 100% находится у Naspers.
М.СПИРИДОНОВ: Отчитываешься ты именно перед ними?
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Получив образование в Лиссабоне, живя в Великобритании, как ты планируешь свое профессиональное будущее? Ты в Лондоне обосновался надолго?
А.ДОБРЫНИН: Это хороший вопрос. Я не знаю. Сейчас я всем доволен и в профессиональном, и в личном смысле, поэтому пока ответить на этот вопрос я не могу. Я никогда не думал, что окажусь в Лондоне, я целенаправленно не планировал мигрировать, но вот уже 6 лет я здесь живу, посмотрим, сколько еще проживу. Если будут другие предложения, другие интересные проекты, я с удовольствием перееду в Москву или в Лос-Анджелес.
М.СПИРИДОНОВ: Ты чувствуешь себя эмигрантом?
А.ДОБРЫНИН: Нет, не чувствую. Лондон – это отличный город для того чтобы чувствовать себя человеком мира, а не эмигрантом. Здесь очень много иностранцев, половина населения в центре Лондона в рабочее время – это люди, которые не родились в Великобритании. Здесь очень комфортно.
М.СПИРИДОНОВ: Какую-то отрезанность от жизни Рунета ощущаешь?
А.ДОБРЫНИН: Отрезанности не ощущаю, потому что я стараюсь очень часто бывать в Москве и общаться с людьми.
М.СПИРИДОНОВ: Какую частоту приезда в Россию ты считаешь целесообразным для россиянина для того чтобы не ощущать отрыва от корней, не ощущать себя в эмиграции?
А.ДОБРЫНИН: Один-два раза в месяц.
М.СПИРИДОНОВ: Ты так и летаешь?
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это много. Я тоже живу на две страны, как знают постоянные слушатели Рунетологии. Это Германия и Россия, но я летаю раз в месяц-полтора, потому что чаще тяжеловато.
А.ДОБРЫНИН: Кроме того, я очень часто летаю на Украину, где у нас есть офис, поэтому у меня очень много времени проходит в перелетах. Я не чувствую себя оторванным от российского, украинского и казахстанского интернета.
М.СПИРИДОНОВ: И от самолетов.
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Я тоже часто чувствую, что я в них живу. Супруга и сын у тебя в Лондоне?
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай поговорим непосредственно о Slando. Сейчас о цифрах, часть из которых собрали мы, а часть предоставила ваша пресс-служба.
Slando в цифрахВ штате Сландо.ру работают 70 человек. Финансовые показатели не раскрываются, однако Сландо – операционно прибыльная компания с оборотом в несколько миллионов долларов в год. В России главным конкурентом является Avito, в Украине Сландо существенно оторвался от конкурентов и занимает лидерские позиции. Доля рынка в общих и специализированных классифайдах у Сландо.ру около 15%, Сландо.уа – около 24%. В августе посещаемость Сландо.ру составила более 17 миллионов человек, в сутки это около 1 миллиона 300 тысяч человек. Среднее время на сайте – 10 минут, глубина просмотра – от 14 до 20 страниц. Сландо.ру использует 20 серверов, не считая тех, которые задействованы для хранения изображений.
М.СПИРИДОНОВ: IT-структура у вас выстроена самостоятельно?
А.ДОБРЫНИН: IT-структура у нас общая с другими проектам Naspers. Раньше у нас была собственная IT-команда в Лондоне, но затем мы переехали на платформу, которую разрабатывают наши коллеги в Польше. С тех пор у нас нет своей IT-команды.
М.СПИРИДОНОВ: Вас кто-то поддерживает?
А.ДОБРЫНИН: Да, но мы имеем непосредственное влияние на продукт, мы им управляем полностью.
М.СПИРИДОНОВ: Устройство сайта – это некий шаблон? Он повторяется во всех языковых версиях?
А.ДОБРЫНИН: Да, он повторяется во всех версиях.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом он разрабатывался? Как появился такой каталог, такая структура?
А.ДОБРЫНИН: Мы очень долго шли к той модели, которая у нас есть сейчас. Изначально мы были больше ориентированы на рубрики, сейчас мы ориентированы на поиск, карту и рубрики в равной степени. Изначально у нас было много рубрик, и мы измеряли CTR рубрик, но мы поняли, что люди начинают путаться, куда нажимать, и слишком много рубрик прочитать им становится сложно. Мы постепенно стали сокращать количество рубрик, выделять общие тематики, например, животные, электроника и так далее, вместо того, чтобы на главной странице выводить «Сотовые телефоны, собаки, кошки» и так далее. Анализ показал, что людям это нравится больше. Мы заметили, что глубина, время на сайте, количество контактов увеличиваются.
М.СПИРИДОНОВ: Каков обычный алгоритм работы пользователя с сайтом? Он использует поиск или пытается пройти через дерево рубрик?
А.ДОБРЫНИН: Люди больше используют рубрики, поиском пользуются чуть больше 10% человек. Мы ориентированы на рубрики. Также люди пользуются картой. Если человек из региона России, он может выбрать свой регион на карте или в выпадающем списке.
М.СПИРИДОНОВ: Какие категории наиболее популярны?
А.ДОБРЫНИН: Самый популярный раздел – это недвижимость, он значительно опережает всё остальное. Мы исторически сильны в недвижимости во всех странах. После нашей телевизионной кампании очень сильным разделом стала работа. Электроника и животные – популярные разделы в купле-продажи.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается работы, то это прямые объявления, как те, которые находятся на сайте кадровых порталов?
А.ДОБРЫНИН: Примерно так, но не совсем. На кадровых порталах размещены вакансии менеджеров, юристов, бухгалтеров, мы ориентируемся на простые вакансии – такие, где нет длинных описаний, где не требуется человек с какой-то подготовкой, мы ориентируемся на рабочие специальности, на специалистов сферы услуг. Такую работу сейчас лучше всего искать на Slando.
М.СПИРИДОНОВ: Вы для простых людей?
А.ДОБРЫНИН: Мы для простых людей, потому что у нас очень простая модель. Мы не собираемся конкурировать с работными порталами и пытаться отбить у них долю рынка высокооплачиваемого персонала.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы для себя представляете портрет среднего пользователя? Это больше миллионники или регионы? Это люди интеллектуальных или рабочих специальностей?
А.ДОБРЫНИН: В данный момент это больше миллионники, потому что миллионики больше охвачены интернетом, это типичный средний класс. Для каждого города средний класс будет свой. В Москве средний класс значительно богаче, чем в других миллионниках. Наши пользователи – это больше средний класс, женщин у нас больше, чем мужчин.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько много постоянных пользователей? Вы как-то мерили процент их содержания в общей пользовательской массе?
А.ДОБРЫНИН: Я не вспомню конкретную цифру, но у нас много постоянных пользователей. Люди приходят, оседают, возвращаются.
М.СПИРИДОНОВ: От редактора Рунетологии я слышал, что даже он в какой-то момент подсел на это дело и стал часто покупать на сайтах бесплатных объявлений (Slando, Avito), и это стало как спорт. Ему было интересно покупать подешевле и продавать вещи, которые становились ненужными, в частности электронные гаджеты и прочее.
А.ДОБРЫНИН: На самом деле, это так. Мы пытаемся изменить мышление людей. У нас сейчас некруто покупать или продавать бу. На самом деле, это может быть фаном, это весело. Можно продать что-то, что тебе не нужно, получить деньги, встретить интересных людей. Многим нравится сам процесс продажи. Кроме того, процесс покупки тоже достаточно хорош тем, что за те же самые деньги можно купить гораздо лучшую вещь. В первой рекламной кампании мы пытались донести до людей то, что если у человека есть фиксированная сумма денег, то ему лучше купить бу iPhone вместо новой Нокии с кнопками. Мне кажется, у нас потихоньку получается изменять мышление людей, посмотрим, что будет дальше.
М.СПИРИДОНОВ: Обычно пользователь заходит на сайт, просматривает рубрики, находит понравившийся товар, и на этом ваша работа заканчивается, правильно? Он находит телефон, электронный адрес, а дальше взаимодействует самостоятельно?
А.ДОБРЫНИН: Да, на этом наша работа заканчивается. Наша работа заключается в том, чтобы свести людей. Если мы предоставили контактную информацию о продавце покупателю, то на этом мы заканчиваем. Мы не контролируем транзакции, как это делают торговые площадки.
М.СПИРИДОНОВ: Не контролируете и не несете ответственность?
А.ДОБРЫНИН: Не несем ответственность, и пользователи это понимают с самого начала.
М.СПИРИДОНОВ: Вы как-то контролируете качество продаваемых товаров или предлагаемых услуг?
А.ДОБРЫНИН: Мы контролируем качество объявлений, мы не можем контролировать качество товара. Если товар сломан, то нам это сложно отследить. Мы контролируем любые виды мошенничества, любые виды недобросовестных сделок, агентства, которые пытаются выманивать у людей деньги за информационные услуги, противозаконные вещи. Мы можем написать диссертацию по тому, как ловить мошенников в Рунете – как российских, так и нигерийских. Всё это проходит фильтрацию, это один из самых важных процессов в жизненном цикле объявлений на сайте. У нас есть 50 модераторов, которые этим занимаются в 3 смены, 24 часа в сутки.
М.СПИРИДОНОВ: Модераторы не входят в основной штат, в эти 70 человек, которые были названы в справке?
А.ДОБРЫНИН: Из них 50 модераторов.
М.СПИРИДОНОВ: Вот оно что! Это главная профессия Slando.
А.ДОБРЫНИН: Да, это главная и очень уважаемая профессия.
М.СПИРИДОНОВ: Эти люди сидят в офисе, или они распределены?
А.ДОБРЫНИН: Эти люди сидят в офисе в Днепропетровске.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек находится в Лондоне? Получается, совсем немного.
А.ДОБРЫНИН: Всего 4.
М.СПИРИДОНОВ: Для такого большого сайта даже удивительно.
А.ДОБРЫНИН: Как я сказал, мы в Лондоне находимся 1-2 дня в неделю, этого нам хватает.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что сайт бесплатных объявлений (Сландо, Авито, Из рук в руки и так далее) должен предоставить максимально удобную, понятную и прозрачную площадку для продажи или покупки. Тот, кто будет наиболее хорош и победит в войне маркетинговых бюджетов, в предельной ситуации выиграет и останется одним.
А.ДОБРЫНИН: Грубо говоря, так, но не всё сводится к маркетинговым бюджетам. Кроме маркетинга, есть еще много других факторов. Важно, насколько удобен сайт в использовании, насколько он понятен, насколько легко найти объявление. Можно вливать огромные деньги в маркетинг, но при этом объявление будет очень сложно найти, и продавцы не будут находить своих покупателей, и эффекта от сайта не будет. В конечном итоге, всё сводится к тому, чтобы сайт был эффективным.
М.СПИРИДОНОВ: В вашем случае значительный процент занимает то, насколько грамотно и разумно подошел сайт к построению интерфейса и взаимодействию этого интерфейса с конечным пользователем.
А.ДОБРЫНИН: Да, это одна сторона дела. Другая – это контент, качество наших объявлений. Наше отличие от конкурентов заключается в том, что мы фокусируемся на C2C, то есть на частных объявлениях. Если посмотреть на другие сайты объявления, то мы увидим много объявлений от профессиональных продавцов, от агентств недвижимости, которые выдают себя за частных лиц и так далее. Профессиональные продавцы могут быть частными лицами, которые профессионально занимаются продажей сотовых телефонов, например.
М.СПИРИДОНОВ: Плохо то, что они такие?
А.ДОБРЫНИН: Да, это плохо, потому что люди, как правило, не ищут новые товары на сайте. Если человек пришел на сайт объявлений, он пришел найти какую-то бу вещь. Если он приходит и находит какого-то профессионального продавца, то, по сути, это интернет-магазин. Этот продавец весь свой сток выложил на сайт объявлений. Это не есть хорошо, это замусоривает сайт и понижает отклик от объявлений для других авторов, которые являются частными лицами. Мы пытаемся минимизировать присутствие профессионалов на нашем сайте или бороться с ними, мы стремимся быть сайтом частных объявлений. Если вы частное лицо, продаете свой телефон, которым вы пользовались, или телефон бабушки, то вы прекрасный пользователь. Если же вы занимаетесь этим профессионально, делаете на этом деньги и продаете новые товары, это не есть хорошо, это не то, что нужно нашим пользователям.
М.СПИРИДОНОВ: Это тонкая грань. Что делать, если у меня несколько бабушек, и у каждой по несколько телефонов?
А.ДОБРЫНИН: Мы стараемся не обижать таких людей и разрешать им подавать объявлений. Грань тонкая, наши модераторы часто вступают в дебаты и дискуссии, поэтому я и говорю, что мы можем написать диссертацию на эту тему.
М.СПИРИДОНОВ: Если оказывается, что продавец профессиональный, если это магазин, то что вы делаете?
А.ДОБРЫНИН: Мы можем сделать всё вплоть до блокировки аккаунта. В данный момент мы их не блокируем, мы пытаемся их фильтровать и сделать так, чтобы пользователь видел только частный контент. Если следует какой-то обман со стороны этих бизнесов, мы пытаемся их наказывать.
М.СПИРИДОНОВ: Вам жалуются пользователи?
А.ДОБРЫНИН: Пользователи жалуются постоянно, мы получаем сотни жалоб ежедневно, особенно это происходит в недвижимости, когда агенты выдают себя за частных лиц, это всех расстраивает.
М.СПИРИДОНОВ: Вы как-то стимулируете пользователей для того чтобы он сообщил вам о недобросовестности? Сама модель, о которой ты только что говорил, указывающая на то, что вы не несете ответственности, что вы только площадка, которая позволяет сойтись покупателю и продавцу, не стимулирует для того чтобы обращаться к вам как к арбитру.
А.ДОБРЫНИН: Мы арбитром не пытаемся быть. Мы стимулируем пользователя помочь другим.
М.СПИРИДОНОВ: В каком формате это происходит?
А.ДОБРЫНИН: Это видно в интерфейсе, мы делаем рассылки пользователям.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к конкурентной среде. Как ты думаешь, почему «Из рук в руки», имевшие фактически весь рынок до недавнего времени, до последних 2-3 лет, не сумели вывести свой бизнес в онлайн?
А.ДОБРЫНИН: Потому что они слишком боялись за офлайн. Очень тяжело убить курицу, которая несет золотые яйца. Мне кажется, самое сложное – это вовремя принять решение и убить эту курицу самому, а не ждать, пока кто-то убьет ее за тебя. Это то, что происходит в их случае. Онлайн всегда подрывает офлайн. Если ты свои объявления будешь выкладывать в интернете, то зачем покупать газету? Если ты продаешь рекламу в газете и делаешь 90% денег на этом, то ты рискуешь убить 90% выручки своим же сайтом. Это причина, по которой все печатные классифайды в мире потихоньку загибаются. Самый лучший пример и один из немногих печатных медиа, который смог трансформировать свой офлайн-бизнес в онлайн – это Шибстед. Шибстед – это норвежский концерн, который владеет очень многими ресурсами в Европе, например, Blocket в Швеции, Finn в Норвегии, Leboncoin во Франции. Это крупнейшие классифайды в своих странах, сейчас на них все равняются, и все берут пример с них. Это новаторы в мировом классифайде.
М.СПИРИДОНОВ: В том числе и вы?
А.ДОБРЫНИН: В том числе и мы учимся у них. Мы напрямую не конкурируем с ними, мы смотрим на них в других странах.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил о маркетинговой войне, войне бюджетов. Какого порядка цифры уходят на маркетинг Сландо для того чтобы подняться выше и забрать большую аудиторию?
А.ДОБРЫНИН: В день, в месяц, в год?
М.СПИРИДОНОВ: В месяц или в год.
А.ДОБРЫНИН: Годовой бюджет – это десятки миллионов долларов, это средняя температура по больнице для классифайд-сайтов.
М.СПИРИДОНОВ: То есть это далеко не классические 10% от общего оборота, которые в среднем случае бизнес тратит на рекламу?
А.ДОБРЫНИН: Конечно, нет. Маркетинг – это практически весь бюджет классифайда.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас вы идете в режиме «Всё на красное, всё на будущее», чтобы потом получить большее?
А.ДОБРЫНИН: Да, это инвестиции в будущее. Кто выиграет рынок, тот потом будет получать сотни миллионов долларов в год.
М.СПИРИДОНОВ: Заработок происходит за счет выделения объявлений?
А.ДОБРЫНИН: Сейчас заработок может происходить не только за счет этого. Выделение – это одна из менее прибыльных и популярных фич. Самая популярная фича – это поднятие объявлений в топ. В каждой рубрике и результатах поиска есть 5-6 объявлений, которые всегда там находятся и не опускаются. У нас в день появляется 100 тысяч новых объявлений в России. Подав объявление, оно через несколько минут уже не будет видно на первой странице. Можно в десятки раз повысить эффективность, заплатив нам. Это то, на чем мы зарабатываем большую часть денег. Дальше идут другие сервисы, например, выделение, единоразовое поднятие и так далее. Значительная часть денег идет от контекстной рекламы.
М.СПИРИДОНОВ: Потому что у вас большое количество показов страниц?
А.ДОБРЫНИН: Потому что много показов, много уникальных пользователей. С такой аудиторией на контексте можно просто зарабатывать.
М.СПИРИДОНОВ: Контекст у вас от Гугла?
А.ДОБРЫНИН: У нас и Гугл, и Яндекс. У нас настроено так, чтобы наша прибыль максимизировалась.
М.СПИРИДОНОВ: Что работает лучше?
А.ДОБРЫНИН: Это зависит от рубрики, я точно это не скажу, это нужно спрашивать у ребят, которые этим занимаются.
М.СПИРИДОНОВ: Что планируете противопоставить, планируете ли делать что-то большое, чтобы подняться до лидера или опередить его (Avito)?
А.ДОБРЫНИН: Мы давно начали это делать. Самое главное, что мы делаем и планируем делать – это ориентация на частных лиц. Это наше конкурентное преимущество, за счет которого мы собираемся побеждать.
М.СПИРИДОНОВ: Никаких специальных дополнительных действий не будет?
А.ДОБРЫНИН: Естественно будут рекламные кампании. Я не хочу озвучивать все наши планы, но наше конкурентное преимущество в этом. Его мы будем всячески продвигать и использовать и в маркетинге, и с точки зрения продукта.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что ваши конкуренты так делать не будут?
А.ДОБРЫНИН: Они так делать не будут, потому что они уже начали активно заниматься монетизацией, они уже начали зарабатывать деньги на привлечении бизнесов на сайт. По сути, они начали трансформацию классифайд-сайта в торговую площадку.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что подобные бизнесы находятся между двумя полюсами. С одной стороны, более охотно платит корпоративный клиент. С другой стороны, корпоративный клиент – это не тот, кто желанен для посетителя сайта, который хочет купить дешевле, а, значит, у частного лица.
А.ДОБРЫНИН: Да. Чем больше бизнесов, тем больше денег, но тем меньше это нравится аудитории. Аудитория падает, соответственно, компании становятся менее счастливыми. Деньги на компаниях делаются не на поднятии или выделении объявлений, с них просто берется плата за размещение. Когда речь идет о заработке с бизнесов, о B2C, мы говорим о том, что нужно брать плату за размещение объявлений или за аккаунт.
М.СПИРИДОНОВ: Они говорят?
А.ДОБРЫНИН: Те, кто начинают этим заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько вы получаете на сегодня от рекламы, в частности контекста? Какая пропорция пользовательских платежей?
А.ДОБРЫНИН: Примерно 60:40. 60 – это контекст, 40 – это пользователи.
М.СПИРИДОНОВ: Неплохая пропорция, дающая определенную устойчивость.
А.ДОБРЫНИН: Да, это неплохая пропорция. Мы стараемся сделать всё, чтобы меньше зависеть от контекстной рекламы, потому что это два поставщика. Естественно, мы хотим предоставлять пользователям больше сервисов. Мы сейчас не находимся в стадии активной монетизации. Мы могли бы зарабатывать намного больше, мы берем деньги с пользователей в том случае, когда они хотят нам заплатить, и когда это принесет им пользу. Мы знаем, что человек заплатил нам, поднялся в начало рубрики, ему это будет полезно, и он от этого будет счастлив. Он по доброй воле совершил эту покупку, мы не занимаемся жесткой продажей, мы не звоним, не заставляем, не вынуждаем.
М.СПИРИДОНОВ: Таким образом, пользователь остается довольным?
А.ДОБРЫНИН: Пользователь доволен, но мы не дозарабатываем, и мы это прекрасно понимаем. В условиях жесткой конкуренции это оправдано.
М.СПИРИДОНОВ: Слушая тебя, я понимаю, что пользователь такого рода сайта – это не такая элитарная публика, которая ходит на высоколобые сайты, это обычные люди, и, как следствие, там должны быть присущие нормальным людям способы оплаты. Это, как правило, смс?
А.ДОБРЫНИН: Мы принимаем любые платежи. Можно оплатить услуги через терминал оплаты, засунув наличные в ближайшем магазине, можно заплатить карточкой, смс, Яндекс.Деньгами.
М.СПИРИДОНОВ: Что чаще используется?
А.ДОБРЫНИН: Чаще всего люди используют карточки. Смс слишком дешевые для того чтобы оплатить какие-то услуги. Некоторые услуги стоят несколько сотен рублей, такие платежи не оплатить смс-кой. Это тоже влияет на пропорции.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно с точки зрения динамики работы массового пользователя с интернетом, насколько резво растет динамика оплаты картами.
А.ДОБРЫНИН: Карты растут очень быстро.
М.СПИРИДОНОВ: Как себя ведут электронные платежи?
А.ДОБРЫНИН: Если карты растут, то что-то должно падать. Яндекс.Деньги тоже растут, Webmoney вроде падают. Если честно, я не владею полной информацией.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь вспомнить примерную пропорцию банковских карт?
А.ДОБРЫНИН: Могу соврать, но мне кажется, что половина платежей идет с банковских карт.
М.СПИРИДОНОВ: Как дальше будет развиваться рынок классифайда в Рунете? Есть ли шансы на то, что «Из рук в руки» соберется, сделает рывок и войдет в вашу борьбу основательнее, чем сейчас? Его и на сегодня нельзя списывать со счетов, у него есть честные полмиллиона ежедневно, и это довольно много. Как дальше будут развиваться события с твоей точки зрения?
А.ДОБРЫНИН: Я думаю, что всё будет двигаться в сторону монополизации, и через несколько лет должен остаться один крупный игрок. Для того чтобы «Из рук в руки» сделали рывок, им нужно вложить десятки миллионов долларов сейчас. Чем дольше они ждут, тем проблематичнее это будет сделать, потом нужны будут сотни. Я бы не очень хотел говорить о планах конкурентов и думать за них, но мне кажется, что это маловероятно сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: А другие сайты? Ты не ждешь какого-то удара со спины?
А.ДОБРЫНИН: Не ожидаю удара со спины, потому что сейчас стартовать с нуля практически нереально.
М.СПИРИДОНОВ: Есть, например, Dmir.ru, там сотни тысяч посещаемости, и он неплохо сделан как продукт.
А.ДОБРЫНИН: Да, это отличный продукт. Сергея Осипова я хорошо знаю. Это немного другой продукт, это более вертикальный сайт. Ребята зарабатывают на автомобилях, грузовиках, недвижимости. Это не то, чем занимается Slando, Avito, это немного другое. Мы же не сравниваем нас с Avto.ru или с Headhunter, это более вертикальные сайты.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, на сегодня есть три игрока – Avito, Slando и «Из рук в руки»?
А.ДОБРЫНИН: Да, я бы так сказал.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. В итоге, кто-то останется один и купит остальных или разорит их и убьет?
А.ДОБРЫНИН: Сейчас у «Из рук в руки» есть прекрасная возможность зарабатывать деньги и монетизироваться. Это хорошо монетизируемый сайт. По выручке в прошлом году они были лидером в тройке. Сейчас они могут наслаждаться этими деньгами, зарабатывать и не лезть в борьбу больших бюджетов. Это один вариант. Другой вариант – это вкладывать дальше. Я верю в то, что произойдет либо слияние, либо покупка, либо просто отпадут игроки, которые скажут, что у них денег.
М.СПИРИДОНОВ: Скажут «Я устал, я ухожу».
А.ДОБРЫНИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это вряд ли, всё-таки это бизнесы.
А.ДОБРЫНИН: Да, слишком большие ставки.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, в ближайшие 3-4 года нам предстоит борьба?
А.ДОБРЫНИН: Да, примерно так.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Что будет происходить в мире? Как будет чувствовать себя классифайд в схватке с аукционной моделью?
А.ДОБРЫНИН: Классифайд побеждает аукционы во многих странах. Классический пример – это Франция. Там уже разница такая, что eBay может закрываться. Он проиграл Leboncoin, который принадлежит группе Шибстед, это та самая группа, которая успешно трансформировала офлайн-бизнес в онлайн. То же самое начинает происходить во многих других странах Европы. В Голландии, насколько я знаю, то же самое. Это всё будет двигаться в направлении классифайдизации, я думаю, что аукционы слишком сложны, иногда проще воспользоваться объявлением вместо того, чтобы идти на аукцион.
М.СПИРИДОНОВ: У eBay есть преимущество в том, что при оплате PayPal он выступает гарантом сделки.
А.ДОБРЫНИН: Да, это плюс. У каждой модели есть свои плюсы и минусы.
М.СПИРИДОНОВ: Каждый выбирает для себя, но ты считаешь, что будет побеждать классифайд?
А.ДОБРЫНИН: Это происходит в нескольких странах, а в нескольких не происходит. Я как человек из классифайда очень предвзято мыслю, и мне кажется, что это будет происходить везде, раз в больших странах начались такие движения.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мы будем двигаться дальше. У нас впереди рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что в рамках данной рубрики мы предлагаем нашим гостям послушать порой парадоксальные мысли знаменитых людей, которые могут быть предпринимателями, известными мыслителями или историческими персонажами, и прокомментировать их. Чью цитату хотел бы услышать – Роберта Вуда Джонсона-младшего, американского миллиардера, со-основателя компании «Johnson & Johnson», Марка Шеррингтона, учредителя международной консалтинговой фирмы Added Value, автора книги «Незримые ценности бренда» или Эндрю Гроува, одного из основателей компании Intel? Экзотических товарищей сегодня подготовила мне редакция.
А.ДОБРЫНИН: Роберта Вуда.
М.СПИРИДОНОВ: Роберт Вуд Джонсон-младший сказал: «В одном отношении бизнес похож на войну: если общая стратегия верна, тактические ошибки, сколько бы их ни было, не помешают вам достичь успеха». Согласен?
А.ДОБРЫНИН: Да, я с этим согласен. Если общая стратегия верна, то можно отклоняться, делать ошибки и учиться. Самое главное – понимать, куда ты движешься. Мы в своей работе сейчас делаем именно так. Нестрашно совершать тактические ошибки, их нужно воспринимать как обучение чему-то, как позитив. Я согласен с этой цитатой.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Тогда последняя рубрика в этом выпуске – это вопросы от слушателей. Напомню, что эти вопросы мы собираем перед программой в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, сообществе Рунетологии в Facebook и аккаунте Рунетологии в Твиттере. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе и иметь возможность задавать свои вопросы. Сейчас перейдем к вопросам, которые были заданы на этот момент. Игорь Дмитриев спрашивает: «Озвучьте соотношение посещаемости и количества совершенных сделок Вашего сервиса, Молотка, Авито». О примерных пропорциях посещаемости мы говорили. Что о совершенных сделках?
А.ДОБРЫНИН: Сложно сказать. Мы не знаем количество сделок, мы не контролируем сделку. Как можно говорить о количестве совершенных сделок на сайте объявлений? Может, люди встретились, созвонились, и сделка состоялась, а может, нет. Если бы мы были торговой площадкой, мы бы могли говорить о таком KPI. Если говорить об отставании Сландо от Авито, то по дневной аудитории оно в два раза, а если взять месячную аудиторию, то будет не такое значительное отставание. У нас 17 миллионов уникальных посетителей в месяц, у Авито – 25.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от него же. Какой самый минимальный капитал требуется для старта такого сервиса, как Ваш?
А.ДОБРЫНИН: Смотря, какие цели ставить. Нет смысла делать сервис как наш. Третьему игроку на рынке нужно вложить десятки и сотни миллионов долларов для того чтобы выиграть битву. Если не ставить себе цели стать номером 1 и зарабатывать сотни миллионов долларов в год, а зарабатывать на контексте 100 долларов в месяц, то нужно написать движок и вперед.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. terehoff спрашивает: «Сколько у вас бесплатного поискового трафика (в процентах), и как вы работаете над его привлечением?».
А.ДОБРЫНИН: У нас 75% бесплатного поискового трафика.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, счастье есть, и вы его получаете просто так.
А.ДОБРЫНИН: 75% мы получаем просто так. Классифайдная модель очень хороша для этого. Люди сами генерируют то, что другие ищут, мы наслаждаемся этим процентом. Как мы это делаем? Стандартные способы поисковой оптимизации, движок, который хорошо индексируется, быстрый сайт. Специалисты по SEO знают, как это делается.
М.СПИРИДОНОВ: Как конвертируется трафик в регистрации и профит?
А.ДОБРЫНИН: Конвертируется хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько процентов пользователей из поискового трафика, контекстной рекламы и других способов привлечения совершают полезные действия?
А.ДОБРЫНИН: Бесплатный поисковый трафик совершает полезное действие реже. Я не могу сейчас сказать, насколько в среднем. Я не оперирую этими цифрами. Люди часто ищут что-то и случайно заходят на сайт. Часто они заходят посмотреть цены. Когда мы покупаем трафик с контекстной рекламы, мы покупаем только то, что очень хорошо конвертируется. Мы можем этим управлять, мы оптимизируем, улучшаем, работаем над стоимостью конверсии, над процентным соотношением того, сколько посетителей конвертируется в контакт. Бесплатный поисковый трафик конвертируется хуже, лучше всего конвертируется брендовый трафик – это те люди, которые приходят либо с поиска по запросу Сландо, либо те, которые набирают в строке браузера Slando.ru. Эти люди знают, зачем идут, они знают концепцию бесплатных объявлений, они приходят и ищут, это самые лояльные пользователи, и там конверсия в разы больше.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от Светланы Панченко. Каким образом продвигаетесь в регионах, какие рекламные бюджеты тратятся?
А.ДОБРЫНИН: В регионах продвигаемся таким же образом, как и не в регионах. Телевидение у нас национальное, все люди во всех регионах страны видят одинаковую телерекламу. Контекстная реклама идет с таргетингом на регионы. Каких-то специальных методов продвижения в конкретных регионах на данный момент нет, хотя такие планы есть.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от Сергея. Будет ли возможность интеграции slando в другие порталы? Например, я бы с радостью брал из базы Сландо объявления тематики моих сайтов.
А.ДОБРЫНИН: Мы думаем над этим. Это вполне возможно, и технически сделать это не так сложно. Мы сейчас размышляем над этим направлением.
М.СПИРИДОНОВ: Эта модель будет похожа на то, что делает Мамба с сайтами знакомств?
А.ДОБРЫНИН: Теоретически Мамба делает классический White label. Мы же можем давать свою базу людям по API. Мы можем открыть API, и люди смогут использовать нашу базу. Если у человека сайт любителей кошек определенной породы в Саратове, то он может взять у нас только объявления о саратовских кошках этой породы и разместить их у себя.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это несколько другая история. Тогда возникнет проблема дублирующегося контента, что с точки зрения SEO не очень хорошо.
А.ДОБРЫНИН: Да, придется закрывать от SEO этот контент либо у нас, либо у пользователя. Сейчас Seo понемногу теряет важность для нас как для глобального интернет-бренда, мы на этот счет меньше беспокоимся.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от Владислава Коробова. Правильно ли я понимаю, что американский craigslist остается самым популярным сервисом объявлений в мире, и он эффективнее, чем slando (если можно сравнивать)?
А.ДОБРЫНИН: Сравнивать нельзя. Самым популярным сервисом в мире по количеству показанных страниц он является, он показывает 30 миллиардов страниц в месяц. Это связано с тем, что в США живет много людей. Как можно сравнивать сайт, который работает в США, с сайтом, который работает в России? Я думаю, это не совсем корректно.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты находишь их упертую приверженность дизайну в стиле «Здравствуйте 90-е»? Это разумно?
А.ДОБРЫНИН: Я думаю, что в их случае это разумно, потому что люди привыкли, это создает некоммерческую атмосферу на сайте. Люди понимают, что это частный сайт, который не будет требовать с тебя много денег, на котором можно разместить информацию. Они пытаются позиционировать себя как домашний сайт для соседей. Большинство людей в это верят, они считают, что это простой сайт для простых людей, который не делает деньги, что это некоммерческая организация.
М.СПИРИДОНОВ: При этом craigslist зарабатывает основательно.
А.ДОБРЫНИН: Да, он зарабатывает основательно, хотя мог бы зарабатывать в десятки раз больше, если бы захотел.
М.СПИРИДОНОВ: Что им мешает?
А.ДОБРЫНИН: Нежелание. Владельцы не хотят становиться коммерческим сайтом, владельцы просто хотят зарабатывать немного денег и не хотят сильно монетизироваться. Они считают, что это повредит коммьюнити на сайте.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вопрос от Александра. Как отразился последний «фильтр Гугла пингвин» на ваших досках?
А.ДОБРЫНИН: Никак. У нас поисковый трафик не упал.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от Filip Borcov. Почему цвета Вашего логотипа 1:1 как на логотипе Google?
А.ДОБРЫНИН: Я видел этот вопрос. Я даже зашел на Гугл, посмотрел их логотип, посмотрел наш логотип. На самом деле, не 1:1. У нас цвета, как на логотипе eBay. Когда создавался Slando, 20% было у eBay, поэтому логотип делался по прототипу eBay.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос от Serege Lyamin. Сильно ли ощущается разница при работе с зарубежными коллегами и русскоязычными? Насколько, с твоей точки зрения, приемы работы, отношение к работе в интернет-среде разнится у российских интернет-специалистов и специалистов из-за рубежа, в частности из Великобритании.
А.ДОБРЫНИН: Всё зависит от конкретного человека. Нельзя сказать, что все русские или англичане такие-то. Я видел прекрасных специалистов и там, и там, лентяи есть везде. Отношение к работе тоже варьируется. Я бы не взялся измерять среднюю температуру по больнице, поэтому скажу, что нет никакой разницы.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Спасибо большое, Андрей. Нам пора заканчивать, тем более что вопросы закончились. Если есть, что добавить в конце, то прошу. Если нет, то я ставлю точку.
А.ДОБРЫНИН: Всем спасибо за внимание. Максим, спасибо за предоставленную возможность.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был директор международного портала бесплатных частных объявлений Slando Андрей Добрынин.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!