М.СПИРИДОНОВ: Добрый̆ день, коллеги. Сегодня 8 октября 2012 года. Это 168-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Традиционно мы благодарим за информационную поддержку деловой сайт Forbes.ru.
Спонсор этого выпуска – проект «WORKZILLA.RU» – инновационный сервис для выполнения ваших поручений. Отредактировать текст, расшифровать аудиозапись, прозвонить конкурентов, подготовить презентацию... WORKZILLA.RU освободит 80% вашего времени!
И еще небольшое объявление. Наш образовательный проект «Нетология» проводит набор на первый дистанционный курс «Интернет-маркетинг: от новичка до профи». Срок обучения – 2,5 месяца, за которые вы или ваш сотрудник, получая знания от ведущих специалистов Рунета, сможет с нуля освоить профессию интернет-маркетолога. Начало занятий уже совсем скоро – 16 октября. Подробная информация на сайте netology.ru.
Всё чаще в своих программах, рассказывая о новых проектах и компаниях, вместо определения «Интернет» или «Глобальная сеть» я говорю «Цифровая среда». Быть может, это не совсем точный термин, но лучшего пока не придумано. Ведь наша жизнь в онлайне всё больше выходит за пределы собственно интернета в дополненную реальность, smartTV, мобильный веб. Пока немногие научились работать и зарабатывать в этих новых сегментах глобального цифрового пространства, однако примеры есть и их всё больше. Это не только игры и небольшие прикладные приложения, которые уже четко закрепились, каждое в своем сегменте. Одним из примеров бурно-растущей компании, бизнес которой полностью построен на мобильных приложениях, является проект GetTaxi, с его основателем и идейным вдохновителем мы говорим в этой программе. В виртуальной студии Рунетологии Шахар Вайсер. Шахар, приветствую тебя!
Ш.ВАЙСЕР: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Шахар, ты веришь в то, что удастся составить реальную конкуренцию главному типу такси в мегаполисах, как Москва – частнику, который останавливается при поднятии руки?
Ш.ВАЙСЕР: Безусловно! Это самый легкий вопрос. Ситуация заключается в том, что все крупные мегаполисы используют такси очень активно. Можно посмотреть на то, как это развивается в других странах, чтобы понять, что будет у нас в ближайшее время. Для меня было шокирующей информацией то, что порядка 60% населения крупного города использует такси хотя бы раз в 3 месяца. Так или иначе, каждый из нас знаком с этой услугой и пользуется ей. Разница в формате такси, в Москве формат немного отличается от такси в других странах. Безусловно, развит нелегальный рынок, который несет в себе определенные проблемы. Особенно, безопасность, если мы говорим про девушек и детей, также комфорт. Под комфортом я понимаю качество машины, качество сервиса.
М.СПИРИДОНОВ: Его нельзя гарантировать, так скажем.
Ш.ВАЙСЕР: Основная причина, по которой сегодня люди не так много пользуются такси или не пользуются такси по заказу – это то, что если во всем мире ты заказываешь машину, то она придет в течение 5-20 минут максимум. Это достаточное время, на которое можно полагаться, позвал, заказал, получил, уехал. Из-за того, что Москва – это большой город, а сами автопарки маленькие, ты работаешь с малым количеством машин, когда обращаешься в ту или иную компанию, и среднее время доставки машины – 45 минут – час. Понятно, что в таком формате ты не можешь полагаться на машины, которые ты можешь заказать, и ты берешь то, что есть на улице. Здесь начинается дискомфорт, приходится стоять на улице под дождем, мерзнуть или стоять в жару, приходится брать прокуренную машину.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. По счастью, дождь идет не всегда. Есть главный аргумент, как мне кажется, помимо того, что ты сказал, который приводят сторонники такого способа получения такси. Я тоже часто именно так получаю машину. Важно то, что это происходит быстро, и это недорого.
Ш.ВАЙСЕР: Совершенно верно, это быстро и недорого. То, что сегодня машина на заказ стоит дорого – это аномалия, которая есть только здесь. Если ты закажешь машину в Америке, Лондоне, Израиле, у тебя будет тариф, который начинается с нуля, плюс подача машины, которая стоит символических денег (2-3 доллара). Ты получаешь машину, на счетчике которой стоит 2 доллара, и ты едешь. Поездка может продолжаться 100 метров, 500 метров, также ты можешь объехать весь город, поэтому у тебя не существует антагонизма брать машину от бордюра. Если бы в Москве машина подходила и стоила так мало, то ты пользовался бы ей. Почему у нас это работает иначе? Во-первых, это малый автопарк, и когда ты звонишь в конкретную фирму, ты работаешь с малым автопарком, им приходится гнать машину через весь город, и им нужно гарантировать минималку. Одно мешает другое. Имея сегодня такую высокую цену и большое время подачи, невозможно рассчитывать на то, что люди будут предпочитать этот вид перемещения.
М.СПИРИДОНОВ: Проблемы и уникальность Москвы, Петербурга и еще нескольких миллиоников в России заключаются в том, что там экономически целесообразно работать бомбилам, частникам, а в других европейских мегаполисах нецелесообразно, потому что там цены низкие, а скорость высокая?
Ш.ВАЙСЕР: Там это нецелесообразно по многим причинам. Во-первых, это незаконно, и этот закон форсируется. Возможно, что если бы там была такая же возможность безграничного действия в области извоза, то основным параметром являлась бы высокая цена и долгая подача машины.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мы будем об этом говорить сегодня всю программу. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего гостя, и мы продолжим разговор.
ДосьеШахар Вайсер родился 10 февраля 1975 года в Москве. Получил степень бакалавра по специальности «Программирование» в Тель-Авиве. С 2002 по 2005 год был генеральным директором российского офиса компании Comverse, торгующейся на Нью-Йоркской бирже NASDAQ. В 2008 г. создал компанию Loyalize в области интерактивного телевидения (SocialTV), клиентами которой стали Yahoo, Motorola, MTV, SpikeTV и многие другие компании из списка Fortune 500. В 2009 г. основал частный инвестиционный фонд. B марте 2010 года вместе с партнерами основал онлайн-сервис коллективных покупок Vigoda.ru. С апреля 2010 г. и по настоящее время — основатель и генеральный директор компании GetTaxi с подразделениями по всему миру (Тель-Авив, Лондон, Москва, Санкт-Петербург, Нью-Йорк). Живет и работает в Тель-Авиве и Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Не смотря на то, что ты задействован в нескольких проектах на сегодня, ты являешься операционным менеджером GetTaxi, правильно?
Ш.ВАЙСЕР: Абсолютно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Хватает времени?
Ш.ВАЙСЕР: По-настоящему невозможно заниматься несколькими проектами, это постоянный самообман, в который многие из нас попадают. Нам кажется, что мы можем, а любой серьезный проект требуется 1000% времени. Почему именно GetTaxi? Мы в прошлом строили компании, зарабатывающие десятки миллионов долларов. GetTaxi – это история, которая может быть принципиально глобальной. Никогда мне еще не доводилось строить компанию с таким потенциалом и с такой скоростью развития, это безумно захватывает, это интересно, это естественный выбор.
М.СПИРИДОНОВ: Компания, которая была первой организована тобой на российском рынке – Vigoda?
Ш.ВАЙСЕР: На российском рынке да.
М.СПИРИДОНОВ: Как она сегодня себя чувствует в контексте того, что купонный рынок лихорадит?
Ш.ВАЙСЕР: Тут происходит хороший процесс. Может быть, я тебя удивлю, если скажу, что до того, как началась консолидация рынка, на нем было представлено компаний 15, но это не меняло его композицию, всё равно Биглион, Выгода, Группон занимали порядка 80% рынка, остальные 20% делились между остальными игроками, и именно они создавали неправильное восприятие купонного бизнеса. Когда мы слышали про те или иные неудачные акции, неудачные места, это откладывало отпечаток на крупных игроках. Крупные игроки понимают, что для того чтобы этот бизнес был долгим и успешным, они должны вкладывать в качество сделок, они пытаются построить правильный сервис, который приводит тебя к тому, что тебе нужно, по доступной цене. Сейчас этот рынок схлопывается, с рынка уходят мелкие игроки, потому что для того чтобы выйти в профит в этом бизнесе, ты должен достичь определенного оборота. Не достигнув этого оборота, компания не окупит даже фиксированные расходы, что приведет к коллапсу. По моему ощущению, сейчас на рынке будет всё меньше и меньше компаний, останется 3-4 игрока. Все эти игроки имеют огромный департамент, который занимается качеством услуг, проверкой поставщиков, поддержкой и так далее. Это приведет к тому, что они станут крупнее, и услуги, которые можно будет почерпнуть из этих сервисов, будут качественными.
М.СПИРИДОНОВ: Перефразируя твои слова, можно сказать, что крупные игроки, первая тройка, которую ты назвал – белые и пушистые, а все остальные создают ту проблему, которая легла серым шлейфом на репутацию купонной отрасли?
Ш.ВАЙСЕР: Я не хочу говорить так глобально. Сегодня чтобы сделать этот бизнес правильно, вам необходимо иметь департамент, который бы занимался проверкой сделок и выбирал лучших игроков. Все приходят к одним и тем же вендорам, а вендор хочет работать только с крупными купонаторами. Вкусные и качественные бренды, сервисы и услуги достаются крупным игрокам вследствие натурального отбора. Представьте, что вы приходите в сеть, которая интересна всем, например, Макдональдс. Она не будет работать с игроком, у которого продажи в 10 купонов, она будет работать с игроком, у которого десятки тысяч продаж. В конечном итоге, качественные бренды достаются лидерам рынка, а некачественные – малым игрокам, и они занимаются отбором хороших. Я не хочу сказать ничего плохого, просто это естественный процесс. Естественно, в малой компании при малом обороте у тебя не возникает тех функций, которые необходимы для того чтобы услуга была качественной.
М.СПИРИДОНОВ: Купонный сервис – не тема этой программы, но я всё-таки задам тебе еще пару вопросов на этот счет, чтобы закрыть тему, раз уж мы ее коснулись. Ты наверняка слышал, что на прошлой неделе подал на банкротство BigBuzzy – один из крупных игроков. В контексте того, что давно поговаривают, что любой подобный сервис – это пирамида, которая финансируется за счет постоянных поступлений новых людей, спрошу, не означает ли, что схлопывание, о котором ты говоришь, прикроет всех?
Ш.ВАЙСЕР: Да, слышал. Я считаю как раз обратное. BigBuzzy продавал порядка 4-5% этого рынка.
М.СПИРИДОНОВ: Он находится в первой пятерке, насколько я знаю?
Ш.ВАЙСЕР: Можно быть и вторым, при этом будет большой отрыв. Допустим, Гугл занимает 60% рынка, второй игрок занимает 20%, а третий игрок занимает меньше 5%. Вопрос не в том, какой ты по списку, важно, какой ты на рынке. Объем BigBuzzy не позволял ему выйти на то качество, которое предоставляли другие. На сегодняшний день на этом рынке есть много слухов, но есть и факты. Если посмотреть на Группон, то он впервые выходит в профит, в этом году он сгенерит 100 миллионов долларов профита. Это важный момент. Мы говорим сейчас об американской отчетности, таким образом, мы не говорим о пирамидах, субсидиях, новых покупках, будущих покупках и так далее, мы говорим о чистой прибыли компании.
М.СПИРИДОНОВ: Vigoda прибыльна?
Ш.ВАЙСЕР: Vigoda выходит в прибыльность в конце этого года, она была прибыльна, и она опять выходит в прибыльность. Это вопрос того, что позволить себе быть прибыльным и качественным могут только Группон, Выгода и Биглион. Опять же это связано с оборотом, качеством сделок. Если бы крупные игроки хотели выйти в профит, отказывались бы мониторить рынок и совершали сделки бы со всеми подряд, то, наверное, это случилось бы раньше, но игра долгая, поэтому все играют по-честному, пытаясь построить бизнес, где лояльным пользователям нравится то, что мы даем.
М.СПИРИДОНОВ: Надо понимать, что раз ты занимаешься GetTaxi, у тебя там кто-то оставлен в лавке, то есть кто-то рулит вопросами, и ты не занимаешься ими оперативно.
Ш.ВАЙСЕР: Совершенно верно. Сегодня Выгода – это 260 человек, это крупная компания, представленная в 4 городах, есть сильный менеджмент, который занимается ежедневным управлением.
М.СПИРИДОНОВ: Ты являешься совладельцем?
Ш.ВАЙСЕР: Абсолютно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай вернемся к началу твоей карьеры. Что тебя занесло в бизнес, как таковой, ведь далеко не каждый оказывается в роли предпринимателя? Почему именно IT-бизнес?
Ш.ВАЙСЕР: Всё очень естественно происходит. Часто задаешься вопросом, как создалась та или иная компания, почему именно та, а не другая. На самом деле, всё, что я когда-либо делал и буду делать, связано с тем, что я натыкался на какую-т о проблему, которую лично испытывал, и если ты в ней видишь массовый рынок, то пытаешься что-то придумать. Все компании, которыми я занимался, так или иначе основывались на личных проблемах или на личном опыте, с которыми я сталкивался в жизни. Я основал 6 компаний, первые два бизнеса были в Израиле, это был 1997 год, тогда я столкнулся с обычной проблемой. На тот момент я только окончил институт, у меня закончилась армия в Израиле, и я покупал свою первую поддержанную машину. Как такового интернета тогда еще не было, и единственный способ купить поддержанный автомобиль – это встать в 5 утра, купить газеты с досками объявлений, ты скупаешь всё и высматриваешь машину, которая тебе нужна. Так покупала вся страна! Если не встанешь в 5 утра, ты можешь упустить хорошую возможность.
М.СПИРИДОНОВ: Поэтому в Израиле встают рано!
Ш.ВАЙСЕР: С тех пор.
М.СПИРИДОНОВ: Да, с тех пор.
Ш.ВАЙСЕР: Было совершенно очевидно, что вокруг этого можно построить бизнес. Очевидно, что есть место для информационной системы, которая агрегирует всю информацию на рынке поддержанных автомобилей. Мое образование было связано с компьютерами, тогда я образовал компанию на смешные деньги, которые у меня были на тот момент, и всё приходилось делать в ней самому. Тогда не было понятия венчурного капитала, интернета как такового не было. Надо было создать продукт, которым люди могли пользоваться по телефону, факсу и интернету. Так родилась моя первая компания, которая включала в себя всю информацию по поддержанным машинам, которая есть в стране. Ты мог подписаться на Subscription, если ты ищешь какую-то машину, и получать подборку, которая была в 10 раз больше, чем то, что ты мог найти в газетах.
М.СПИРИДОНОВ: Она базировалась в вебе, или это была какая-то закрытая база данных?
Ш.ВАЙСЕР: Она была закрыта, у нее было несколько дверец. Можно было подписаться по телефону, по факсу и через интернет. К сожалению, в 1997 году большинство подписывалось по телефону и по факсу. Тем не менее, бизнес взлетел довольно быстро, и из компании с одним человеком, который писал программу, отвечал на телефон, занимался маркетингом и всем остальным, она быстро превратилась в компанию из 22 человек, и через год нас купили. Как я туда попал? Это было молниеносно. Мне это понравилось, захотелось это сделать, идея превратилась в компанию. Так обычно и происходит, ты не до конца понимаешь, что будет, ты не ищешь какую-то наживу, не сидишь и не обдумываешь идею. Это просто случается.
М.СПИРИДОНОВ: Для этого нужны определенные предпосылки. Главное – это некий склад характера и предпринимательское сознание.
Ш.ВАЙСЕР: Как родилась GetTaxi? Она родилась, потому что, будучи в Калифорнии, я опаздывал на самолет в Сиэтл. Я заказал машину, полчаса ждал ее на улице, не понимал, где она, я позвонил в службу, они не могли найти мой заказ, потом нашли, потом искали водителя. Так прошел час. В конечном итоге, я успел на самолет, но я пережил неприятные моменты.
М.СПИРИДОНОВ: Но осадочек остался, прям как в анекдоте.
Ш.ВАЙСЕР: Да. Я пережил опыт, который мы все проходим. Опыт такси не менялся 100 лет. Другой вопрос, что с этим делать. Все мы, так или иначе, сталкиваемся с плохим опытом. В твоих силах сказать, что ты хочешь сделать это иначе. Мне кажется, что все компании, которые мы создавали, в которых нам удавалось участвовать, основываются на каких-то банальных вещах, и в этом их прелесть. Когда ты строишь что-то, что не только тебе кажется проблемой, что-то, что является проблемой для всего рынка, твоих коллег, друзей, соратников, тогда ты на правильном пути.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос в том, насколько успешно ты решаешь эту проблему.
Ш.ВАЙСЕР: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Давай вернемся к твоей биографии. Ты продал эту компанию. Ты был единственным ее совладельцем?
Ш.ВАЙСЕР: Да, это был мой первый бизнес, я был единственным совладельцем.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо ты откешился?
Ш.ВАЙСЕР: Для человека, которому было 22 года, безусловно, да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие это были порядки? Миллионы, десятки миллионов?
Ш.ВАЙСЕР: Это приблизило меня к первому миллиону.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сотни тысяч. Чем ты занялся вслед за этим? Расскажи коротко, чтобы мы могли проследить твою предпринимательскую биографию.
Ш.ВАЙСЕР: Я построил информационную систему для Real estate, это было очевидным ходом. Она также через год была куплена, но уже за большие деньги, потому что я лучше разбирался в бизнесе к тому моменту и, будучи ребенком, в 22 года я был ошарашен такой возможностью. Наверное, и первую сделку можно было сделать лучше. Вторая сделка была более интересной и успешной.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро ты продал вторую компанию?
Ш.ВАЙСЕР: Тоже через год
М.СПИРИДОНОВ: Прямо как на конвейере. Что было дальше?
Ш.ВАЙСЕР: Время было интересное, не было стартапов, и все бизнесы мерялись по доходу и выручке. Это были прибыльные бизнесы. С того момента у меня зародился баг, что мне нравится строить компании, во главе которых стоит выручка, потому что это гарантирует то, что компания будет долгожителем. Когда мы строим проект на временной привязанности, он не обладает ресурсами, чтобы быть долгоиграющим. Вернемся к Выгоде. Мы строит долгоиграющий бизнес, который сможет существовать долго и будет оказывать качественную услугу, гарантируя себе долгое существование. Мы не ищем мгновенную выручку.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к твоей биографии.
Ш.ВАЙСЕР: Через год была продана вторая компания. Это было в 1999 году, когда был пик развития интернета и бабл.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, мог бы в двух словах нарисовать, как выглядел этот пузырь? Наверняка он характеризовался какими-то конкретными свойствами.
Ш.ВАЙСЕР: Когда я пошел изучать программирование (это было начало девяностых), люди шли изучать программирование, только если им это безумно нравилось. Это было отличительной чертой, ты учился с людьми, которым нравилось это делать, они шли не из-за того, что в дальнейшем это принесет хороший доход. Начиная с 1998 года, появился колоссальный бум и поиск программистов, люди переквалифицировались с любых профессий, они оканчивали курсы и шли работать, потому что зарплаты в Америке и Израиле были фантастическими. Зарплаты и сейчас остались высокими, но тогда они были несравнимы ни с чем. Многие люди оказались в индустрии не потому, что болели за нее, это было прагматично. Программистов искали везде, программисту любого качества платили хорошие зарплаты, даже если до талантов было далеко, опыта у людей не было. Самым апогеем было, когда ко мне пришла семья юристов, у которой была первая идея на стартап. Они мне шепотом рассказывали свою идею, сказали, что они не спят из-за этой идеи, в полной тайне они провозгласили мне ее. Ты заходишь в браузер Internet Explorer, и вместо одного окна, где ты ищешь свой контент, ты нажимаешь кнопку, и у тебя открывается 4 окна, и в четырех окнах ты видишь разный контент. Окна и тогда были, просто они хотели одновременно их открывать, в этом и был весь ноу-хау.
М.СПИРИДОНОВ: Они придумали вкладки?
Ш.ВАЙСЕР: Нет, они хотели сделать кнопку, которая заранее бы открывала 4 окна, а не одно окно, хотя это заранее можно было сделать из браузера.
М.СПИРИДОНОВ: Идея не стоила выеденного яйца?
Ш.ВАЙСЕР: Да, и она не давала им спать.
М.СПИРИДОНОВ: Слушая тебя, я понимаю, что сейчас такие симптомы тоже присутствуют, не так агрессивно, но всё-таки.
Ш.ВАЙСЕР: Все вокруг создавали компании, все вокруг покупали стоки, об этом говорили на радио, всем рекомендовали покупать стоки. Тогда все вокруг тебя, включая домочадцев, людей, которые никак не относятся к этому бизнесу, спрашивали, какие стоки им купить.
М.СПИРИДОНОВ: Стоки – это акции.
Ш.ВАЙСЕР: Да, это было во всем вокруг.
М.СПИРИДОНОВ: Что случалось во время этого взрыва?
Ш.ВАЙСЕР: Те, кто успели залезть в финансовый рынок, очень сильно пострадали или обожглись. С 1997 года по 2000 год создавалась целая индустрия обучения, инфраструктуры для людей, которые хотели создавать и работать в области хай-тека, программирования и интернета. В это время возникло огромное количество университетов и школ, которые обучали кадры. В тот же момент в стране был принят закон, который позволял иностранным компаниям открывать в Израиле любые разработческие фирмы, и при этом не платить налоги. В то время открылись IBM, Intel, Microsoft и много других крупных компаний в Израиле, тогда же потребовалась рабочая сила. Они создали плацдарм и платформу для целой индустрии, которая в дальнейшем сыграла большую роль.
М.СПИРИДОНОВ: Что произошло, когда пузырь взорвался?
Ш.ВАЙСЕР: Очень сложно было поднять деньги. Компании, которые подняли деньги, прожигали их. Было забавно, была куча компаний, которые не имеют место быть, это был какой-то абсурд. Они пытались перестроить модели, всем казалось, что это временно, но потом они закрывались. С 2000 по 2002 год закрылось огромное количество компаний, не было никакого венчурного финансирования, но в то же время был здоровой пласт людей, который возник на базе этих компаний, они научились, пошли и сделали что-то. Начиная с 2002 года, когда ситуация начала выпрямляться, появилось большое количество людей, имеющих какой-то опыт. Это породило нации стартапов, с 2003 года в Израиле открылось большое количество компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к твоей биографии. Что ты делал во время взрыва пузыря и потом?
Ш.ВАЙСЕР: Мне очень повезло. Продав вторую компанию, у меня было абсолютное понимание, что я получил какой-то минимальный опыт построения малых бизнесов, так сложилось, что они успешные, но я понимал, что они могут быть и неуспешными. Это важное понимание, потому что, когда у тебя что-то получается, важно получить где-то неуспех, чтобы быть в балансе относительно амбиций и построения планирования. Я часто видел ребят, у которых первая компания была удачной, а вторая спотыкалась. Тогда мне захотелось поработать в крупной компании, где можно было получить опыт масштабных проектов – таких, которых никогда ты не встретишь в стартапе.
М.СПИРИДОНОВ: Походить по граблям за чужой счет?
Ш.ВАЙСЕР: Не так, я хотел дать что-то, как работник компании.
М.СПИРИДОНОВ: Это с одной стороны. С другой стороны, хотелось увидеть методику работы, и если допустить ошибки, то в крупной компании.
Ш.ВАЙСЕР: Это не было связано с выбором большой компании.
М.СПИРИДОНОВ: Ок.
Ш.ВАЙСЕР: Здорово поработать и в крупной компании, и в малой компании. В каждой есть свои плюсы. Люди часто недооценивают крупные компании, неблагородно относясь к процессам и рутине, которые там есть. Там можно научиться строить компании национального или международного масштаба, компании больше 50 человек. Когда у тебя в компании 1000 человек, у тебя совсем другие задачи и другие цели, финансовые, легальные и операционные с точки зрения продукта, и это всё можно почерпнуть. Мне повезло, и я попал в американо-израильскую телекоммуникационную компанию, довольно крупную на тот момент, ее продажи составляли порядка миллиарда долларов, там работало 5000 человек, которые были разбросаны по миру, у компании было 45 офисов. Это крупная компания, в которой можно было многому научиться. Так получилось, что они рассматривали экспансию в Россию, компания была очень сильна в Европе, Азии и Америке, но мало продавала в России, всего порядка 17 миллионов долларов, а для этой компании это было немного. Меня заинтриговало это, это был очень интересный перекресток, так как я не занимался продажами до того момента, а речь шла о том, чтобы построить инфраструктуру продаж телекоммуникационной компании в России. Я принял это предложение, задним числом я очень рад этому решению. Я начал каждую неделю летать в Россию, где я занимался телекоммуникациями. Это был 2001 год, это очень интересное время, когда строилась вся мобильная сеть в стране.
М.СПИРИДОНОВ: Компания была поставщиком решений?
Ш.ВАЙСЕР: Абсолютно верно. Это компания Comverse. На сегодняшний день почти все мобильные решения в России, связанные с pre-paid, billing и дополнительными услугами, построены на Comverse.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, на этом ты получил корпоративный опыт работы в большой компании.
Ш.ВАЙСЕР: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Давай пойдем дальше. Ты закончил работать в Comverse. Потом в твоей биографии несколько лет пробела, вплоть до 2008 года. Чем ты занимался в это время?
Ш.ВАЙСЕР: В 2005 году я решил оставить Comverse, чтобы заниматься стартапами. На тот момент мне пришла в голову идея новой компании, мне очень хотелось попробовать сделать это в Калифорнии. В 2005 году я переехал в Сан-Франциско, в Силиконовую Долину, там я занимался компанией Loyalize, это продолжалось 5 лет. Это очень тяжелый experience, это один из тех опытов, когда ты познаешь сложности и не всегда успехи. Компания была на этапе банкротства несколько раз, я был перед решением ее закрыть, пока в 2009 году мы наконец не вышли на свой продукт. Компания видоизменялась множество раз, в конечном итоге, в том формате, в котором я ее продал, она сильно отличалась от того, с чего мы начали.
М.СПИРИДОНОВ: Это, видимо, был тот самый болезненный опыт, который дал представление о том, что бывает и неуспешно.
Ш.ВАЙСЕР: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Затем ты снова оказался в России и создал Выгоду.
Ш.ВАЙСЕР: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему ты снова посмотрел на Россию? Ты гражданин Израиля, имеешь опыт жизни в США, там мекка стартапов, и снова в Россию.
Ш.ВАЙСЕР: Россия – это колоссальный рынок, особенно в области интернета, на сегодняшний день он первый в Европе. Когда есть крупные проекты с доказанной бизнес-моделью, очень разумно их делать здесь. В тот момент только начинался Группон, было сразу понятно, что это фантастическая новая бизнес-модель, которая не была применена до этого, захотелось ее сделать в России, это был очевидный шаг.
М.СПИРИДОНОВ: О Выгоде мы уже поговорили. Давай перейдем к GetTaxi. Я позволю себе дать некоторые цифры в справке о компании.
Справка о компанииGetTaxi основана Шахаром Вайсером и Рои Мором в 2010 году в Тель-Авиве. В настоящее время компания работает в 15 городах разных стран. Среди них Москва, Лондон и 13 израильских городов. В ближайших планах компании выход на рынок США, начиная с Нью-Йорка. Первоначальные инвестиции в GetTaxi составили 10 миллионов долларов, основную часть предоставил миллиардер Леонард Блаватник. Летом 2012 года GetTaxi получила еще 20 миллионов долларов от фондов Access Industries Леонарда Блаватника и фонда InVenture Partners Антона Иншутина. Свои средства вложили и основатели GetTaxi Шахар Вайсер и Рои Мор, которые сохраняют контроль надо компанией. Сегодня в GetTaxi работает 150 человек. Мобильное приложение скачали свыше 400 000 раз, оборудование GetTaxi установлено более чем в 2500 тысячах такси. В планах компании – провести мировую революцию в системе заказов и использования такси.
М.СПИРИДОНОВ: Верная справка?
Ш.ВАЙСЕР: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Вы начали в Израиле, верно?
Ш.ВАЙСЕР: Да, это так, но с первого дня мы планировали построить международный сервис. С первого дня была идея, связанная с тем, что вы с вашим приложением на родном языке сможете путешествовать из одной столицы мира в другую, и в каждой из них вы сможете пользоваться услугой такси на своем языке, не понимая, где вы находитесь. Всё это будет работать одинаково, вы будете платить своей кредитной картой, у вас будет единая кредитная карта, единые очки.
М.СПИРИДОНОВ: Платить будете через систему GetTaxi?
Ш.ВАЙСЕР: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Один раз привязали кредитку и больше про деньги ни с кем не разговариваете?
Ш.ВАЙСЕР: Абсолютно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Идея прекрасная! Насколько практика отвечает изначальным планам?
Ш.ВАЙСЕР: Если бы не было прошлого опыта, то мы бы побоялись сразу строить компанию с такими планами, и нам хотелось бы запустить проект в одной стране, попробовать, а потом строить дальше. Сложность лишь в том, что когда ты изначально строишь локального игрока, а потом собираешься сделать глобального, тебе надо очень многое перестраивать – процессы, финансовую структуру, легальную, продуктовую и в принципе оргструктуру компании. Сразу пожелав делать интернациональную историю, мы взяли больший риск, но выиграли в конечном итоге в том, что сегодня нам проще расти и распространяться. Мы брали на себя риск, что что-то не получится. Когда мы запустились в Израиле, это взлетело очень быстро, за год компания стала игроком №1 на рынке услуг такси с самым большим покрытием, с самым большим количеством заказов.
М.СПИРИДОНОВ: Подобные игроки были?
Ш.ВАЙСЕР: На тот момент не было. На сегодняшний день в мире существует 3 игрока, подобные GetTaxi. Это Hailo в Лондоне, Uber в Америке, и есть GetTaxi, который присутствует на всех этих рынках.
М.СПИРИДОНОВ: Это глобальные игроки? Есть масса локальных игроков.
Ш.ВАЙСЕР: Я имею ввиду те, которые получили серьезное финансирование, серьезный traction и серьезный success-фактор.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, это те, кого ты рассматриваешь в качестве конкурентов в полный рост?
Ш.ВАЙСЕР: Да. На момент создания в Европе не было ни одного такого игрока. Когда мы запускались, не было конкуренции. Мы запускались в Израиле, и за год это получило очень большое распространение, что дало нам и опыт, и понимание того, что мы можем распространяться дальше. Мы быстро запустились в Лондоне, что требовало колоссальных усилий, потому что это была вторая страна, и это значительно сложнее, чем управлять компанией из одного места. В марте этого года мы пришли в Москву.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Насколько успешной тебе видится сейчас экспансия? Как она отвечает планам?
Ш.ВАЙСЕР: То, что было видением 2 года назад, сегодня действительно с приложением GetTaxi. Скачав бесплатное приложение GetTaxi, ты можешь путешествовать на Олимпийских играх в Лондоне, приехать, заказать машину и пользоваться такси в Лондоне, где тебе удобно.
М.СПИРИДОНОВ: Приезжаешь, а Олимпийские игры закончились.
Ш.ВАЙСЕР: Но такси по-прежнему там. Не расстраиваясь, ты можешь проехаться по другим местам. Это фантастика, когда сегодня вы скачали GetTaxi в Москве, взлетели, прилетели в Лондон и можете с помощью того же приложения на русском языке заказывать такси, вы можете поехать в Израиль, и это будет работать, и наоборот. Скоро к этому присоединится Нью-Йорк. Всё видение относительно одного приложения на одном языке в вашем кармане превратилось в реальность.
М.СПИРИДОНОВ: По бизнесу оно также превращается в реальность, или плюс-минус не отвечает планам?
Ш.ВАЙСЕР: По бизнесу оно оказалось немного лучше, чем мы ожидали. Была идея создать эту услугу, прежде всего, хотелось это сделать, и у меня было небольшое понимание рынка, когда я 2-3 года назад пришел в эту индустрию. Сегодня мы понимаем, что рынок такси в тех странах, где мы оперируем, больше 30 миллиардов долларов. Мы понимаем, что мы займем серьезную часть этого рынка, и это очень интересно финансово. Что интересно в модели GetTaxi, мы не должны были придумывать бизнес-модель. Этот рынок устроен таким образом, что компания, которая предоставляет лид, работу, дает диспетчеризацию, дает водителю работу, обычно берет за свои услуги 20-25%. Соответственно, бизнес-модель, как таковая, существует. Мы приходим к водителям, устанавливаем систему, подключаем ее за 1 минуту и тут же даем им работу, водители платят за это. При этом мы берем меньше, чем принято в мире, мы берем порядка 15%. Бизнес-модель очень простая, очевидная, работающая, она пропорциональна росту в поездках. Чем больше у вас покрытие, настолько же пропорционально растут и доходы.
М.СПИРИДОНОВ: Вы по-своему оцифровали существующую в реальности бизнес-модель?
Ш.ВАЙСЕР: Абсолютно верно, модель была, не было ни одного глобального игрока, который связывал бы всё предложение в единую виртуальную сеть и давал бы пользователям доступ к этой сети. Иными словами, GetTaxi позволит вам нажатием одной кнопки соединиться со всеми свободными машинами вокруг вас и пошлет вам ближайшую машину. GetTaxi сделало это доступным, мы не соревнуемся с таксопарками, водителями, мы приносим им работу, мы соединяем их в единую сеть, делая эту сеть эффективной.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Как другие игроки, которые тоже делают подобную сеть по-своему? Как вы с ними боретесь?
Ш.ВАЙСЕР: Чему научил нас опыт? Сегодня, когда вы строите мобильное приложение, мобильный сервис, единственное, что важно – это качество вашей услуги и продукта. Если раньше вы выстраивали продукт, и было важно, сколько денег вы тратите на маркетинг, а продукт был вторичен, то сейчас не так. Возьмем Microsoft – продукт так себе, зато отличная дистрибуция. Сегодня в мире онлайна, особенно в мире мобильных аппликаций, самое важное – это продукт. За время выстраивания компании мы вывели продукт и сам experience на порядок выше всех других способов заказа такси.
М.СПИРИДОНОВ: Есть Яндекс.Такси, inTaxi. Они довольно сильные, есть игроки слабее, в частности по Москве. Чем отличается GetTaxi? На что вы напираете? Что вы имеете?
Ш.ВАЙСЕР: Я сейчас назову два основных отличия. GetTaxi выстраивает услугу от и до. Когда вы заказываете машину, вам гарантированы единая цена и единое качество услуги. Мы несем ответственность за качество услуги. Что касается водителя, который к вам едет, то вы видите его фотографию, его данные, он является частью системы.
М.СПИРИДОНОВ: Можно я буду тебе оппонировать? У меня редакторы экспериментировали, готовясь к программе. Они сказали, что от Яндекса тоже приходили отличные водители, вежливые люди, которые не слушают шансон.
Ш.ВАЙСЕР: Согласен. Одни и те же водители могут работать и там, и там. Разница заключается в следующем. Яндекс является лидогенератором. Иными словами, он соединяет все таксопарки, и когда вы нажимаете кнопку, отдает им этот заказ. Он не знает, какой парк в конечном итоге к вам приедет, вы не знаете, кто к вам приедет, вы играете в рулетку. Когда вы заказываете у Яндекса, вы можете получить машину по разной цене, и если машина не приедет, вам некому жаловаться. Яндекс – лидогенератор, он отдал ваш заказ таксопарку, и если у него что-то случилось, вы можете пинать на себя, либо на таксопарк, но вам не с кем разговаривать, вы не можете потом поставить оценку водителю, как-то повлиять на то, будет он дальше находиться в сервисе или нет.
М.СПИРИДОНОВ: По-моему, Яндекс позволяет пожаловаться на плохое качество.
Ш.ВАЙСЕР: Он позволяет пожаловаться, но на этом всё заканчивается. Яндекс не имеет никаких relations с водителем или таксопарком.
М.СПИРИДОНОВ: Он не может убрать конкретного водителя из системы?
Ш.ВАЙСЕР: Безусловно, потому что эти водители работают на тот таксопарк, с которым сотрудничает Яндекс. Эта система замечательная, потому что до Яндекса вам нужно было звонить в службу. Сейчас Яндекс за вас звонит в эти службы, и это колоссальный прогресс. Это принципиально поменяло жизнь людей, которые этим пользуются, и обучило рынок тому, что может быть иначе, и это самое главное. Когда вы пользуетесь и Яндексом, и GetTaxi, вы начинаете очень быстро понимать разницу. В GetTaxi у вас единый дешевый тариф, быстрая подача машины, водители выполнят ваш заказ. У вас есть контроль, и если заказ был плохо выполнен, вы можете пожаловаться, и человек выйдет из системы. Для нас самое важное – это держать качество услуг. Для нас есть водитель №1 и есть последний водитель, и каждую неделю мы вымываем людей, которые оказались в конце. У них может быть хороший рейтинг, но если они находятся в конце списка, они должны работать больше.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы обеспечиваете повышение качества и культуры водителей? Речь идет о том, что это простые ребята, они встали от станка, сели к рулю, и им непонятно, что значит не курить или не слушать радио шансон.
Ш.ВАЙСЕР: Действительно неправильно говорить людям, что им делать, что не делать. Во-первых, это не работает. Во-вторых, это не всегда правильно. Значительно более важно построить систему Framework, по которой люди понимают, что они оцениваются, и в любой момент есть система координат, где люди, которые пользуются услугами, оценивают водителей. В этой системе координат мы награждаем тех, кто достигает высот, и расстаемся с теми, кому это неинтересно, и с теми, кто не понимает, о чем мы говорим.
М.СПИРИДОНОВ: Как награждаете?
Ш.ВАЙСЕР: Для человека понимание того, что он первый в списке, что он лучший, много значит. Если я за рулем 8 часов, я хочу быть за рулем лучшим и делать свою работу лучше всех. Награды могут быть как материальными, так и нематериальными.
М.СПИРИДОНОВ: Это реально мотивирует водителей? Я пытаюсь себе представить дядю Васю за баранкой.
Ш.ВАЙСЕР: Если дядя Вася не заинтересован в сервисе, и для него это слово непонятно, то можно предположить, что он редко будет в этом списке. Возьмем Израиль, где мы чуть дольше. Там был ужасный сервис и качество водителей. Есть много хороших элементов, но там был ужасный сервис, просто Ближний Восток во всей своей красе.
М.СПИРИДОНОВ: Это бесцеремонность?
Ш.ВАЙСЕР: Курение в машине, бесцеремонность, постоянная попытка завязать разговор, слушание своего радио, невключение кондиционера, то есть много вещей, которые мешают. За год GetTaxi стало притчей во языцех не просто потому что это удобнее, дешевле, быстрее, а потому что это другие водители. Да, у нас есть система отбора, отдельная школа, тренинги, обучение. Всех водителей, которые присоединяются к GetTaxi, мы обучаем. Единственное, чему мы их обучаем – это услуги, сервис. В течение года мы набирали людей, расставались со слабыми, награждали сильных и так далее. Вы садитесь сегодня в машине в Израиле, и вас спрашивают, не подвинуть ли вам сиденье, удобно ли вашим ногам, какую радиостанцию вы слушаете, открыть вам окно или включить кондиционер, каким путем вы хотели бы поехать. Даже такое начало вводит вас врасплох. Люди предлагают вам конфеты, воду. Не то, чтобы мы научили их это делать, мы построили систему, где лучший побеждает, и когда мы награждали лучших, другие хотели знать, как они это делали, отсюда и родились все эти идеи. Количество конфет, которое я переел в GetTaxi в Израиле, превосходит все мои ожидания. Связано это с тем, что люди пытаются что-то сделать. Это доходит до абсурда. Когда был дождь, я вызвал GetTaxi, спускался и получил смс. Мне водитель прислал смс «Не забудьте зонтик, на улице дождь». Он не знал, кто я, мои коллеги получали такие же смс. Когда вы выстраиваете систему правильно, вы не знаете, к чему она приведет. Apple построил AppStore, и никто не знал, к чему это приведет, в итоге, родился целый мир аппликаций. Мы также пытаемся построить систему, которая мотивирует делать что-то, что, как нам кажется, будет хорошо для сервиса, но мы не говорим им, как это сделать, они сами к этому приходят. Другое дело, что это занимает время, потому что вам нужно, чтобы люди совершали ошибки, чтобы они оказались внизу списка, чтобы мы с ними расставались. Каждый раз получается сюрприз. Я могу рассказать миллион историй. Например, водитель ехал к своему пассажиру и видел, что он опаздывает на 5 минут, потому что попал в пробку. Он позвонил пассажиру, чтобы предупредить его о том, что он опаздывает на 5 минут, тот ему в ответ сказал, что он дико опаздывает на встречу, и ему это уже не поможет. Тогда водитель сказал: «Ты лови любую машину, которую сможешь поймать, а я еду к тебе. Если до того момента, как я подъеду, ты не поймаешь другую машину, поедешь со мной, а так бери любую, не волнуйся». Это истории, о которых потом говорят. Поверьте, мы не учили людей делать это. Мы просто подбираем правильный контингент, который, в конечном итоге, зарождает сервис. Контроль сервиса от А до Я является фирменным знаком GetTaxi.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько полно в Израиле прошла инсталляция GetTaxi? Можно ли сказать, что там успех состоялся?
Ш.ВАЙСЕР: В центральном Израиле, в 15 центральных городах в любой точке вы можете получить машину в течение 3 минут. Это фантастика! Я сам до сих пор не верю, но это то самое чудо, о котором мы говорим! У нас было несколько видений. Первое – это создать одно приложение, с которым можно путешествовать, с которым будет удобно как дома, так и вне дома. Второе видение сводилось к тому, чтобы сделать такси более предпочтительным средством передвижения, чем ваш личный транспорт. Это непростое желание. Мы никогда не пытались построить сервис, который будет №1 в такси, мы пытались сделать нечто большое. Мы хотели, чтобы рынок такси стал в 2-3 раза больше, мы хотели соревноваться не с другими такси, мы хотели соревноваться с вашим личным транспортом, мы хотели построить сервис, на который вы будете полагаться больше, чем на свою машину. Если машина приходит в течение 3 минут, происходит переворот. Это то, что произошло у нас. В Лондоне у нас машина приходит в течение 5 минут, в Израиле – 3 минут, в Москве – 12 минут, но мы дойдем до тех же 5 минут.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько сегодня в Израиле всё состоялось? Как это выглядит по бизнесу? Насколько полно на сегодня видится инсталляция бизнеса в Москве?
Ш.ВАЙСЕР: В Израиле мы станция №1 по покрытию, по количеству заказов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы операционно окупаемы?
Ш.ВАЙСЕР: Она операцинно окупаемая в течение 18 месяцев.
М.СПИРИДОНОВ: Уже 18 месяцев?
Ш.ВАЙСЕР: 18 месяцев – это точка, когда мы переходим к безубыточности.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. В Израиле всё хорошо уже?
Ш.ВАЙСЕР: Да.
М.СПИРИДОНОВ: В Москве?
Ш.ВАЙСЕР: В Москве мы запустились в марте. Точка безубыточности – 18-24 месяца. Это ресурсоемкий проект, это надо понимать. Требуется большое количество ресурсов, чтобы одновременно найти большое количество машин и большое количество желающих ими пользоваться. Запустившись в марте в Москве, мы безумно довольны результатом. Я не ожидал, что за 6 месяцев мы сможем доставлять машину внутри 3-его транспортного кольца меньше, чем за 12 минут. Это чудо для Москвы.
М.СПИРИДОНОВ: Это не всегда. Когда мы экспериментировали, у нас получалось 18-30 минут ожидания.
Ш.ВАЙСЕР: Чем приятно работать в этой области? Всё это сплошная математика. Если вы закажете GetTaxi достаточное количество раз и померяете среднее время, то вы увидите, что среднее время подачи – 12 минут. Это означает, что есть 30 минут, есть полторы минуты.
М.СПИРИДОНОВ: К какому времени ты стремишься? Какой показатель тебе кажется реальным?
Ш.ВАЙСЕР: Для нас ключевой точкой является время в 5 минут. Когда у тебя машина приходит за 5 минут, ты не просто больше доволен, это переломный момент. Если я з 5 минут могу получить машину, я свою оставлю дома и поеду от места к месту на такси. Я буду работать в нем, не буду отвлекаться на езду, буду совершать звонки, работать по e-mail, у нас есть бесплатный wi-fi.
М.СПИРИДОНОВ: Во всех машинах есть бесплатный wi-fi?
Ш.ВАЙСЕР: Почти во всех, в 90% машин есть.
М.СПИРИДОНОВ: Там поставлен какой-то 4G-оператор?
Ш.ВАЙСЕР: Мы поставили корпоративную Yota, таким образом, там скорость в 15 мегабит. Это было не просто еще одной услугой, которую мы хотели сделать, можно много чего интересного делать. Это часть концепции, мы верим в то, что GetTaxi может превратиться в вашу личную машину с водителем. Если ты едешь в машине с водителем, и ты хочешь поработать, то ты можешь использовать свое время более эффективно. Соответственно, мы стремимся к двум вещам – привезти машину за 5 минут и сделать твое времяпровождение в машине комфортным, удобным и продуктивным. С этого момента происходит большой change, и вы в большинстве случаев оставите свою машину дома.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы работаете с водителями? Какие курсы они проходят?
Ш.ВАЙСЕР: Мы рассматриваем огромное количество водителей. Из 10 водителей мы берем только одного, потому что для нас очень важно качество услуг, нам важно, чтобы человек был нацелен на сервис.
М.СПИРИДОНОВ: Метросексуал ходит в Третьяковскую галерею.
Ш.ВАЙСЕР: На сервис с точки зрения качества услуги. Человек должен быть вменяемым.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы это определяете?
Ш.ВАЙСЕР: У нас есть порядка 2-3 людей с профилем HR, которые занимаются отбором. Не смотря на то, что мы проводим отбор 1 из 10, даже после этого самым важным параметром для нас является рейтинг, потому что мы не знаем, что происходит у водителя в машине. Например, у нас был водитель с новой машиной, он сам был молодым, образованным, у него была приятная речь, он москвич, знал город. Как только он сел за руль, мы начали получать ужасные рейтинги (1,2,3). Кстати, мы обзваниваем рейтинги. Тем, кто поставил рейтинг от единицы до трех, мы звоним, чтобы узнать, в чем была причина такой плохой оценки. Выяснилось, что человек невменяемо водит машину, пассажиру страшно сидеть внутри, потому что водитель водит неаккуратно, неумело. Это трудно проверить, но за счет того, что выстроена система оценок, очень быстро вы получаете обратную связь. Важно, что компания делает с этой обратной связью.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говорил, что всех плохих вы отсеиваете. С какой скоростью поступают новые водители?
Ш.ВАЙСЕР: Поступает водителей больше, чем мы отсеиваем.
М.СПИРИДОНОВ: Да, ведь у вас еще есть такси. Сколько сейчас машин ходит под вашим фирменным знаком?
Ш.ВАЙСЕР: С фирменным знаком не так много. Мы не требуем, чтобы был фирменный знак.
М.СПИРИДОНОВ: То есть это необязательное условие?
Ш.ВАЙСЕР: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сколько машин у вас в системе?
Ш.ВАЙСЕР: Мы подходим к 1000 машин.
М.СПИРИДОНОВ: Они охватывают Москву?
Ш.ВАЙСЕР: 1000 машин может обхватывать всю Москву. Для нас принципиальным решением было решение держать все машины внутри третьего транспортного кольца. Почему я так уверен в 12 минутах? Мы приняли принципиальное решение держать все машины в центре, чтобы успевать делать заказы с большой скоростью. Мы могли принять решение охватывать всю Москву. Самый большой таксопарк в Москве – это 956. У них 750 машин, они охватывают всю Москву. Когда вы работаете с такси, для вас важны скорость и цена. С GetTaxi мы гарантируем 12 минут, для этого нам нужно было держать все машины в центре. Когда мы вырастем до 4000 машин, мы откроем всю Москву.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что вы + Яндекс.Такси + inTaxi убьете все традиционные таксопарки?
Ш.ВАЙСЕР: Скорее, наоборот. У нас нет своего таксопарка.
М.СПИРИДОНОВ: Я имею в виду компании, которые работают на лидах.
Ш.ВАЙСЕР: Таксопарки, в конечном итоге, в которых есть машины и водители, заинтересованы в работе. Компания типа GetTaxi позволяет им получить больше работы. Тут нет никакой преференции. Если ваша машина оказалась рядом с заказом, вы будете выполнять этот заказ. Более того, холостой пробег упадет с 4-10 километров до километра, потому что все заказы рядом. Они с открытыми руками приветствуют такие вещи, потому что мы не конкурируем с ними, у нас нет своих парков, мы никогда не будем их иметь, мы их не сталкиваем головами с другими парками по цене, так как цена одна. Если ваша машина рядом, вы берете заказ, если не хотите, не берете. Это позволяет загрузить таксопарк, ведь таксопарку важно загрузить железяки на максимально возможное количество времени. Это мы и делаем, также мы уменьшаем пробег.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь в виду таксопарки, которые владеют машинами. Есть те, которые не владеют ими, их тоже очень много.
Ш.ВАЙСЕР: Это всё стекается к ИП, которые получили лицензию такси, которым нужна работа, и к таксопаркам – владельцам машин, которые сдают их напрокат и полностью содержат их.
М.СПИРИДОНОВ: Остальных вы вымоете с рынка?
Ш.ВАЙСЕР: Так говорить, наверное, неправильно. Это вопрос востребованности услуги. Если пользователям что-то нравится больше, они этим пользуются.
М.СПИРИДОНОВ: Логично. Хорошо. Значит, о конкурентах мы поговорили. Задам короткий вопрос практического характера. Как устроена компания изнутри? Какие есть подразделения? Какие из них ключевые?
Ш.ВАЙСЕР: В компании сегодня работает 150 человек. В каждой стране приблизительно 30-40 человек, которые делают фантастическую работу, связанную с логистикой, с использование сервиса. Это операционный отдел, отдел найма и работы с водителями, call-центр, маркетинговый отдел. Всё это делается локальными командами. У локальной команды есть свой CEO, генеральный директор, и так у нас в каждой стране.
М.СПИРИДОНОВ: Ты руководитель всей группы компаний?
Ш.ВАЙСЕР: Да, при этом в каждой стране у нас очень сильное управление. Нам повезло работать с той командой, которая у нас сейчас есть. Самое главное глобальное отделение – это продуктовый отдел, который разрабатывает линейку продуктов, там сегодня работает 35 человек. Они находятся в Израиле, Силиконовой Долине, небольшая команда есть на Украине. Это является ключевым отделением, потому что оно и есть компания. В мире мобильных приложений продукт является вашим маркетингом.
М.СПИРИДОНОВ: Не является ли одновременно Ахиллесовой пятой то, что мобильное приложение GetTaxi находится в Топе AppStore, в каталоге Google Play? В какой-то момент Apple возьмет и презентует iTaxi и уберет ваше приложение со своего каталога.
Ш.ВАЙСЕР: Прелесть и сложность приложения заключается в том, что это колоссальный локальный сервис. Чтобы выстроить услугу такси, вам нужно выстроить огромную операцию.
М.СПИРИДОНОВ: Он купит твоих конкурентов.
Ш.ВАЙСЕР: Рынок очень интересный и замечательный, в нем люди пользуются тем, что им нравится. Компании, которые достигли определенного размера, очень трудно сменить. Если сегодня кто-то захочет прийти и запуститься в Израиле или Лондоне, то это будет абсурдом, потому что вы запустите GetTaxi 2. Чтобы вами пользовались, вам нужно, чтобы у вас были машины. Чтобы у вас были машины, вам нужно, чтобы вами пользовались. Вы приходите в Израиль, есть GetTaxi, зачем людям пользоваться GetTaxi 2? Если человек не пользуется GetTaxi 2, значит, там нет заказов, значит, там нет водителей. Если там нет водителей, то, когда я воспользуюсь GetTaxi 2, ко мне машина будет ехать полчаса, я отменю заказ, закажу машину в GetTaxi и получу ее через 3 минуты.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, ты не опасаешься такого сценария, когда вдруг вам закроют приложение в AppStore и Google Play, и всё разрушится?
Ш.ВАЙСЕР: Я считаю, что всякое бывает, надо быть аккуратным к тому, что происходит, и постоянно думать о том, как сделать что-то лучше, но этого, я думаю, нам не стоит бояться.
М.СПИРИДОНОВ: Давай напоследок поговорим о планах. Вы будете запускаться в Нью-Йорке. Какие планы на срок 3-5 лет? Какой будет компания в идеальном варианте согласно твоему видению через этот период времени?
Ш.ВАЙСЕР: Давай я скажу горячую новость для России. Мы много работали над тем, чтобы запуститься в Петербурге, и я надеюсь, что 11 числа будут интересные и хорошие новости на эту тему.
М.СПИРИДОНОВ: Это еще нигде не анонсировалось?
Ш.ВАЙСЕР: Нет. Мы это еще не анонсировали, и нам не хотелось бы анонсировать это раньше времени.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что ты проанонсировал.
Ш.ВАЙСЕР: Это же на уровне того, что мы запускаемся в Питере. То, что мы собираемся запускаться в Питере, давно известно. Мы запустимся там первыми. Важна информация, с которой мы придем 11 числа, она скоро станет публичной. Я надеюсь, что мы сможем сделать что-то приятное и полезное.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Посмотрим. Давай дальше.
Ш.ВАЙСЕР: Нью-Йорк является краеугольным камнем и сложным орешком. Это очень сложный город для запуска с точки зрения законодательства. Тем не менее, мы планируемся запуск в декабре-январе, это будет масштабным для нас событием.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько масштабным будет ваш сервис через 3-5 лет?
Ш.ВАЙСЕР: Хочется построить услугу, с которой ты сможешь путешествовать у себя дома, во Франции, Париже, Италии, Лондоне, Испании и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Все города или все мегаполисы?
Ш.ВАЙСЕР: Все крупные мегаполисы. Безусловно, есть огромная синергия. Нам сегодня проще запускать новый город, при этом есть синергия между путешествующими людьми. Бизнесмены часто путешествуют, и им удобно пользоваться одним приложением.
М.СПИРИДОНОВ: Какой по размеру будет компания через 5 лет? Сколько будет городов? Какой будет оборот?
Ш.ВАЙСЕР: Если мы будем развиваться так, как развиваемся сейчас, то мы сможем дойти до оборота в миллиард долларов на промежутке 4-5 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. Нам нужно заканчивать основную часть передачи. Сейчас будут две небольшие рубрики. Первая рубрика – Бизнес-цитата. Напомню, что в ней я предложу тебе интересные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей, которые ты сможешь прокомментировать, если захочешь. В этой программе мы подобрали цитаты Мохаммеда Али, восьмикратного абсолютного чемпиона мира в тяжелом весе, Бернарда Шоу, знаменитого драматурга и писателя и Ричарда Бренсона, предпринимателя, основателя корпорации Virgin. Кто тебе больше нравится из названных?
Ш.ВАЙСЕР: Мне нравятся два последних, но Бернард Шоу будет интереснее.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Бернард Шоу однажды сказал: «Разумный человек приспосабливается к миру, неразумный – упорно пытается приспособить мир к себе, поэтому прогресс зависит от неразумных людей». Согласен с этим высказыванием?
Ш.ВАЙСЕР: Я соглашусь с видоизмененным выражением, когда говорят, что интерпренеры должны быть безрассудно оптимистичными, в противном случае они бы не открывали компании и не делали бы то, что они хотят делать. В какой-то мере это пересекается с тем, что ты сказал.
М.СПИРИДОНОВ: В этом контексте можно привести цитату, которую ты не выбрал. Мохаммед Али сказал: «Главное – не сколько человек ты послал в нокаут, а сколько раз ты сам встал после нокдауна». Нужен определенный оптимизм и способность держать удар, в предпринимательстве, как мне кажется, это одна из важнейших черт.
Ш.ВАЙСЕР: Безусловно. Когда мы начинаем компанию, мы полны оптимизма. Это как запись в Gym. Нам кажется, что мы будем ходить туда долго, но через месяц мы туда не ходим. Важно быть оптимистом, держать удар и делать это долго.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Последняя рубрика – это вопросы слушателей. Программа каждый раз анонсируется в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, сообществе Рунетологии в Facebook и аккаунте в Твиттере. Евгений Васильев спрашивает: «Каковы особенности запуска GetTaxi в Нью-Йорке, Лондоне, Москве, Питере?». Расскажи коротко, потому что времени у нас совсем не осталось.
Ш.ВАЙСЕР: Каждый рынок особенный. Мы сегодня адаптировали продукт под каждый из рынков. Рынок Москвы не похож ни на что другое. Когда вы едете в машине, мы также является таксометром. В других странах таксометр дается в машине, и мы только выполняем функцию заказа и расчета. Это минимальный пример. На самом деле, есть большая разница в налогообложении, регистрации и других аспектах.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, не будем глубоко вдаваться. Екатерина Орлова спрашивает: «Последует ли запуск Gettaxi вслед за Москвой и Питером и в других крупных городах России?».
Ш.ВАЙСЕР: Мы очень этого хотим. Мы запустили Выгоду, через 6 месяцев открылись в Петербурге, еще через 6 месяцев в других городах. Я думаю, что самое важное в продукте – это добиться критической массы и безупречной работы на одном конкретном рынке, в данном случае – рынке Москвы. Как только это происходит, нужно масштабироваться. Чем быстрее это произойдет в Москве, чем быстрее мы достигнем 5 минут подачи машины и покрытия всего города, тем быстрее мы пойдем в другие города, потому что мы сможем принести туда наш опыт. Надеюсь, что это случится быстро.
М.СПИРИДОНОВ: Вы собираетесь, но когда еще не знаете?
Ш.ВАЙСЕР: Да, но по опыту Выгоды это произойдет быстро.
М.СПИРИДОНОВ: Саша Савченко спрашивает: «Планируется ли интеграция с сайтами, представляющими другие туристические продукты, например, сервисы поиска и подбора отелей, авиабилетов и так далее? Тогда пользователь сможет вместе с бронированием авиабилета взять еще и такси».
Ш.ВАЙСЕР: Это замечательная идея. Мы открытая платформа, и мы хотим интегрироваться со всеми туристическими услугами, потому что обычно это связанный пакет. Человек купил билет, он хочет получить транспорт до аэропорта и обратно. Сегодня мы пытаемся сделать сделки, когда вы покупаете билет отсюда в Лондон, и вместе с билетом вам со скидкой будет продаваться такси. Вы сможете получить билет, вас там встретит такси и довезет до нужного места. Мир становится глобальным, и мне это безумно нравится, я не могу это скрывать. Такси – это базовая инфраструктура. Мы должны как можно больше интегрироваться в другие сервисы, чтобы этой услугой люди могли пользоваться. Что мы сделали? Мы сделали доступным всё предложение, которое есть вокруг. Мы хотим сделать его доступным для людей, бизнесов, которые пользуются услугами такси, и для разных услуг, которым требуется перевозка.
М.СПИРИДОНОВ: Artem Konukhov спрашивает: «Во сколько обошлось создание первой рабочей версии продукта GetTaxi?».
Ш.ВАЙСЕР: Больше миллиона долларов. К сожалению, там не всё было сразу правильно.
М.СПИРИДОНОВ: Это именно разработка?
Ш.ВАЙСЕР: Разработка той версии, которая была приемлема и имела место быть.
М.СПИРИДОНОВ: Серьезно. Filip Borcov спрашивает: «Сильно ли различается уровень программистов Appstore/Android в России, Израиле, Кремниевой долине?».
Ш.ВАЙСЕР: Сильнейшие программисты есть везде. Чем они сильнее не в России? Тем, что они лучше понимают, что такое consumer product. Они понимают, что мы заказываем продукт, а не конкретное его исполнение. Красота в том, чтобы закончить продукт, сделать его вкусным, правильным и быстрым не только как технологию, но и как пользовательский продукт. Одна из школ, которую проходят программисты на Западе во время работы – умение упаковывать это всё в правильный формат. Этого немного не хватает здесь. Тем не менее, сильнейшие программисты есть везде, Россия очень сильна ими. На самом деле, в Силиконовой Долине и здесь примерно одинаковое их количество. Безусловно, это стоит разных денег там и здесь. Экстра-деньги, которые ты платишь в Америке или в Израиле, ты платишь за то, что ты еще получаешь продуктовое понимание.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, программисты в России больше программируют сферических коней в вакууме, нежели прикладные сервисы?
Ш.ВАЙСЕР: К сожалению. Это из-за того, что здесь было мало продуктовых компаний. Часто программисты в России и на Украине используются как аутсорсинг, а это обычно черные коробочки, программирование для утилитов, программирование банковских модулей. Они не несут в себе работу с пользователем, интерфейсы, оболочки и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Мало в них маркетингового сознания?
Ш.ВАЙСЕР: Да. Из-за этого получается мало опыта, а опыт – это всё. На талант надо наложить опыт и время работы, и получается отесанный талант.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос, который, как мне кажется, хорошо завершит наш разговор. Yaroslav Kulish спрашивает: «У вас в кармане 2000$ и хорошие знания в программировании. Ваши действия?».
Ш.ВАЙСЕР: У меня есть огромное количество идей, которые я прячу от себя, чтобы не заняться ими, потому что нельзя делать всё. Если бы у меня было свободное время и 2000 долларов, я занялся бы чем-то, что относится к мобильному миру. Стоимость разработки почти нулевая, дистрибуция в случае успеха колоссальная. Цена ошибки и время распространения минимальные, поэтому если у вас мало денег, и вы хотите рискнуть и попробовать какую-то идею, то в мире mobile это легко осуществить почти бесплатно.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо большое, Шахар. На этом мы заканчиваем. Если есть какое-то резюме ко всему нашему разговору, то можешь его сделать, если нет, то я поставлю точку.
Ш.ВАЙСЕР: Я благодарен тебе. Я очень рад, когда люди занимаются пропагандированием и распространением предпринимательства и зарождают огонь и желание делать что-то. Я очень это ценю, я считаю, что этого всегда будет недостаточно. Я очень ценю твою передачу.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Ты как гость оказался очень кстати. Я думаю, что многие, послушав нас, получили не только фактические данные, но и то самое, что является одной из важнейших составляющих предпринимательства, энергетический заряд, который позволяет с тотальным, порой невероятным оптимизмом подходить к каждому новому проекту, даже когда он находится в тяжелом состоянии.
Ш.ВАЙСЕР: Спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо тебе. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель GetTaxi Шахар Вайсер.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Счастливо!