М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 12 ноября 2012 года. Это 173-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – Nethouse, конструктор сайтов нового поколения. Создайте сайт для своего бизнеса сами! Просто. Удобно. Бесплатно.
Когда-то довольно давно в масштабах жизни интернета – лет 7-9 назад в глобальной сети появились первые сервисы, позволяющие своим пользователям найти исполнителя на тот или иной фронт, небольших, как правило, работ. Довольно долгое время полноценно такие сервисы использовались представителями околокомпьютерных специальностей – дизайнерами, программистами, маркетологами. Но время идет, и по мере освоения интернета массовым пользователем возникают сервисы, позволяющие найти исполнителя и для обычных, повседневных задач нормального человека. Например, уборка дома, доставка подарка, мелкий бытовой ремонт. Сегодня с со-основателем и генеральным директором подобного сервиса мы и говорим. Проект называется YouDo, а в гостях программы – Денис Кутергин. Денис, приветствую!
Д.КУТЕРГИН: Добрый день, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Ты сам пользуешься своим сервисом?
Д.КУТЕРГИН: Да, я настолько на него подсел, что теперь не могу представить время, когда я справлялся со всеми задачами сам.
М.СПИРИДОНОВ: Что именно ты обычно заказываешь тем людям, которые помогают тебе в YouDo?
Д.КУТЕРГИН: Самое кассовое задание – это задание, связанное с курьерскими поручениями. Мне постоянно нужно что-то привезти, отвезти, купить в интернет-магазине и забрать со склада самовывоза. Например, мне нужно купить в Икее очередной столик, привезти его и собрать, либо забрать какие-нибудь визитки и доставить их.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически курьерская работа – это самое главное, что ты заказываешь?
Д.КУТЕРГИН: Да, плюс иногда я вызываю людей для помощи на хозяйстве, если нужно помыть окна или помочь с уборкой в квартире.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ключевой вопрос, который отличает твой сервис и сервисы, подобные твоему, от бирж фриланс-работы – это то, что у тебя какие-то доверенные исполнители, то есть ты их как-то верифицируешь и, отдав им документы или деньги, если он поехал покупать столик в Икею, ты не рискуешь оказаться без столика и денег.
Д.КУТЕРГИН: Да. Верификация – это одна из фич, которая отличает нас. Если сравнивать с фриланс-биржами, то это обычно виртуальные задания по производству виртуального контента. Проектов, где можно за несколько минут найти человека, который поедет на другой конец Москвы, купит что-то за свои деньги и привезет тебе, и ты ему по чеку отдашь деньги, нет. За 5-10 минут можно решить практически любую проблему. Неважно, сломалась у вас полочка, и вы хотите ее отремонтировать или повесить, или вам нужно убраться дома, или вам нужно отправить человека выполнить какое-то поручение.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что существуют биржи, где сервис не является гарантом корректного совершения и выполнения работы, а вы выступаете таким гарантом, да?
Д.КУТЕРГИН: Мы выступаем гарантом того, что вы получите надежного исполнителя, потому что все исполнители, которые продают свои услуги на сайте, прошли специальную процедуру верификации. Ее можно сравнить с устройством на работу. Сначала человек проходит онлайн-собеседование, потом он приходит к нам в офис, с ним общается специалист, и если он идет устраиваться в какую-то специфическую категорию, где нужно подтвердить свою квалификацию, то с ним общается специалист, который работал в этой сфере. Например, в сфере домашнего персонала. Если человек просто хочет подрабатывать курьером, то он общается с психологом, заполняет анкету, мы через своих партнеров проверяем его персональные данные, существует ли такой человек, есть ли у него какой-то криминальный бэкграунд, неоплаченные кредиты. Если человек по всем показателям чист и подходит, то он становится нашим исполнителем. Для того чтобы выполнять дорогие задания, связанные с перевозкой дорогих товаров или выполнением сложных задач, ему нужно сначала выполнить более 10 простых заданий, где средний чек – порядка 300 рублей. Только после того как он набрал определенное количество отзывов и рейтинг в системе, он может выполнять более сложные и дорогостоящие задания.
М.СПИРИДОНОВ: В конечном счете, вы ручаетесь за этих людей? Если они потеряют документы, не привезут деньги, вы будете отвечать?
Д.КУТЕРГИН: Мы выступаем как платформа. Мы просто соединяем людей и даем им функционал, которого сейчас нет. Также мы работаем с компанией Росно по страхованию, и уже сейчас все магазины, которые начинают через нас осуществлять логистику, могут страховать свои заказы от несчастных случаев. Страховка перевозки груза до 10 тысяч рублей стоит порядка доллара.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, вы прилагаете какие-то усилия для того чтобы застраховать риски, но 100%-но не гарантируете эту страховку?
Д.КУТЕРГИН: Да, безусловно. Если задание подразумевает какую-то материальную ценность, то мы прилагаем все усилия для того чтобы свести к минимуму все возможные риски. Мы запустились в начале апреля этого года. За более чем полгода существования проекта у нас был всего один кейс, когда имела место потеря товара, хотя уже было выполнено более 3500 заказов.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сейчас скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Досье нашего гостя, и мы продолжим разговор.
ДосьеДенис Кутергин родился 10 мая 1988 года. Учился в Голицинском институте ФСБ России. Начинал работу в онлайн-бизнесе как фрилансер. Занимался электронной коммерцией, аффилейт маркетингом и поисковой оптимизацией. В 2008 основал портал для веб-мастеров – Webmasters.ru. В 2009 году совместно с Алексеем Гидирим основал биржу онлайн-конкурсов YouDo.ru. В апреле проект был перезапущен в мобильную платформу – YuoDo.com, которая позволяет быстро решать любые бытовые задачи и экономить личное время. Увлекается активными видами спорта и туризмом. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Это первый чекист в Рунетологии, если я правильно помню. Ты окончил институт ФСБ?
Д.КУТЕРГИН: У меня очень интересная в этом плане история. Мужская линия в моей семье чекистская, военная. С детства я особо не думал, куда я пойду, я знал, что я пойду по стопам старшего брата. Так как моей специализацией в институте была ФАПСИ (так она раньше называлась), сейчас это служба специальной связи и информации ФСО, я познакомился с интернетом, со средствами связи, и мне всё это стало очень интересно. Перейдя на пятый курс, у меня произошел переломный момент, и я понял, что интернет для меня стал настолько интересным, что я хотел бы свою дальнейшую жизнь связать с ним. В тот момент это решение было парадоксальным, потому что я очень хорошо учился, у меня была сержантская должность, я шел на красный диплом. Родные, как ни странно, поддержали меня, и по-стартаперски я ушел из института, чтобы сделать свой проект.
М.СПИРИДОНОВ: На совещании, которое мы традиционно проводим перед интервью, редакторы шутили, что «бывших чекистов не бывает, и неслучайно механизм верификации потенциальных курьеров, ремонтников и прочих, то есть тех пользователей, которые выполняют задачи, у вас построен основательно». Имел ли какое-то влияние твой опыт, полученный в институте ФСБ, на то, как построена работа в компании, в частности работа по проверке и верификации исполнителей?
Д.КУТЕРГИН: Огромное влияние имел в бизнесе и управлении, потому что военная школа готовит очень хороших менеджеров, только там это называется «служба в соответствии уставу». Какие-то принципы я использую и в общении со своими коллегами, и в постановке задач. Что касается верификации, то у нас пока нет собственной службы безопасности, о которой я очень сильно мечтаю, поэтому пока мы этот момент аутсорсим. Первоначальное ознакомление с людьми мы проводим у себя в офисе сами, но непосредственную работу с персональными данными осуществляют наши партнеры, потому что это очень сложные процедуры, и чтобы соответствовать законодательству, нужно очень много инвестировать в документы и создание внутренней инфраструктуры. Пока мы аутсорсим это направление.
М.СПИРИДОНОВ: Проверку адекватности и профпригодности вы проводите не сами, а отдаете кому-то?
Д.КУТЕРГИН: Проверку адекватности и профпригодности мы проводим сами, а проверку персональных данных мы аутсорсим. Во-первых, мы проверяем, существует ли человек, который показал нам паспорт, или это поддельный паспорт, есть ли у этого человека какие-то проблемные моменты, например, неоплаченные кредиты. Всё это проверяют наши партнеры.
М.СПИРИДОНОВ: Чему учат в институте ФСБ?
Д.КУТЕРГИН: Военные институты уникальны тем, что там одновременно ты получаешь два образования. Одна специальность гражданская. У меня она юридическая. Вторая специальность – это военная специализация, то есть то, чем ты должен заниматься. Мне очень повезло, я попал на курс ФАПСИ, в простонародье моя специальность известна под таким названием. Это бывшее Федеральное агентство правительственной связи и информации. В 2004 году агентство передали в ведение ФСО, сейчас это служба специальной связи и информации ФСО. Непосредственно меня готовили для того чтобы обеспечивать шифрованные каналы связи для первых лиц государства и членов правительства.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не должен был участвовать в диверсионных группах?
Д.КУТЕРГИН: Нет, какие-то интересные дисциплины мы проходили, было много интересных секретных дисциплин, лекций, куда приглашали бывших шпионов, которых разыскивали разные разведки мира. Это, наверное, больше в качестве факультатива и общей информации.
М.СПИРИДОНОВ: Как получилось, что ты перетек в интернет? С чего началось?
Д.КУТЕРГИН: Началось всё это банально. У меня было желание узнать, как работают сайты. В военных вузах после второго курса принято уходить в какую-то сферу, помимо военной. Кто-то начинает сильно увлекаться спортом, кто-то идет в музыку, творчество. Это нужно для того чтобы была какая-то связь с миром. Помимо военного режима, военных дисциплин есть еще и это, потому что нужно чем-то разгружать свой мозг. Меня всегда сильно интересовали техника, технологии, и я лет до 18 вообще не знал, что такое интернет. В школе у меня был компьютер, но без интернета. На одном из факультативов один из преподавателей нам рассказывал, как устроен веб, как устроены сети. Интернет же придумали военные в Америке. Меня всё это начало завлекать. У меня был отпуск, половину отпуска я просидел в интернете, и я понял, что это то направление, которым безумно интересно заниматься, но я не мог его совмещать с военной службой. Почти любое занятие в интернете связано с онлайн-бизнесом, то есть мы делаем что-то, что должно приносить нам деньги, либо мы должны инвестировать в это деньги. В соответствии со статусом ООН о военной службе военные не могут заниматься любой оплачиваемой деятельностью, если это не преподавательская или научная деятельность. На пятом курсе у меня был выбор, и я мог идти по понятной, перспективной дорожке, ближайшие 20 лет у меня были бы обеспечены, тем более, на втором курсе я подписал контракт на 9 лет, и у меня было всё понятно.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом ты отказался от контракта? Это было возможно?
Д.КУТЕРГИН: Я расторг контракт, будучи курсантом. Если бы я выпустился и получил офицерское звание, это было бы очень сложно сделать, могла бы случиться злая шутка. Контракт со мной бы не расторгли, и меня отправили бы служить куда-то подальше от центрального региона, чтобы я подумал.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы научить жизни.
Д.КУТЕРГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Твой первый проект – это Webmasters.ru?
Д.КУТЕРГИН: Начал я с того, что делают все люди до 20 лет. Я занимался созданием сайтиков, у меня был опыт поисковой оптимизации, опыт работы с аффилейт маркетингом. Этот опыт очень сильно подкупал, потому что можно было работать из любой точки мира, где был интернет, и можно было зарабатывать неплохие деньги, если ты мог что-то показать. Что касается проектов для людей, то Webmasters – это первый проект, который я делал, потому что я сам когда-то был веб-мастером, мне было очень интересно это направление, мне было интересно общаться с такими же, как и я, людьми. К сожалению, в Рунете я тогда не нашел своего форума, где мне было бы очень комфортно, и я решил сделать свой.
М.СПИРИДОНОВ: Ты просто обсуждал знания, которые параллельно получал?
Д.КУТЕРГИН: Да, обсуждал, общался с людьми. Сейчас я из этого проекта вышел. В целом, у меня получилось сделать популярный и посещаемый ресурс.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом ты вышел на YouDo.ru? Как произошла модификация сервиса развлекательного характера YouDo.ru в общечеловеческий сервис YouDo.com?
Д.КУТЕРГИН: Я познакомился с Алексеем Гидирим, сейчас это мой партнер. Когда я с ним познакомился, он уже вынашивал идеи, это был конец 2008 года. В моей жизни Алексей сыграл довольно большую роль, это один из людей, который при моем переходе в новую жизнь очень сильно меня поддержал, за что я ему очень благодарен. Примерно в то же время мы сошлись не только по жизни, по взглядам, но и по бизнесу. Так мы решили вместе работать над YouDo.
М.СПИРИДОНОВ: Напомни, какова была первичная концепция? YouDo.ru – это?
Д.КУТЕРГИН: Концепция была очень простой. Это была фриланс-биржа для проведения онлайн-конкурсов, то есть любой заказчик мог прийти, создать задание, например «придумать логотип для строительной компании», «обработать фотографию в редакторе», и сотни людей, которые тусовались на сайте, предлагали свои решения. Это всё строилось на конкурсной основе, человек в итоге выбирал самое рейтинговое или самое лучшее решение, которое ему нравилось, автор этого решения получал вознаграждение. Это классическая модель, когда у человека есть проблема, он кидает ее толпе, и толпа совместными усилиями генерирует ему пути решения, и он выбирает самое лучшее. Суть проекта строилась на этой модели.
М.СПИРИДОНОВ: Это направление оказалось неперспективным, или вы эволюционным путем пришли к тому, что нужно меняться?
Д.КУТЕРГИН: Модель казалась мне перспективной, но проект в том виде просуществовал почти 2,5 года. Для стартапа, который просуществовал 2,5 года, который не привлекал инвестиции, это некий показатель успешности. Скорее всего, основной причиной, почему мы заморозили проект и начали делать другой, было то, что у нас, как у создателей, была некая неудовлетворенность. Мы не смогли сделать тот проект, о котором мечтали, мы хотели делать очень большой проект, который будет масштабироваться в другие локации, бизнес-модель которого будет построена на транзакционной B2С-модели. В итоге, мы эту бизнес-модель отработать не смогли, и мы начали зарабатывать на проведении спецпроектов. В 2010 году мы провели порядка 20 проектов с крупнейшими рекламодателями, у нас были все крупные бренды, которые были представлены в Рунете. Это Toshiba, Билайн, Nestle и другие крупные компании, которым была интересна тема конкурсов. Абсолютно любая компания в своем продвижении всегда использует какие-то конкурсные механики. YouDo в этом плане была классной площадкой, где можно было недорого провести конкурс. Например, был конкурс с Липтоном, когда нужно было сфотографироваться с баночкой Липтона на фоне какой-то достопримечательности, и самые необычные фотографии получали по ящику банок Липтона. У нас была выстроена вся платформа для этого. По сути, приходил бренд, мы делали красивую брендированную страничку, придумывали механику, и в результате получались тысячи единиц брендированного контента, который распространялся по Сети, и по соотношению «Цена-качество» это было очень хорошее предложение, рекламные агентства нас очень сильно любили и приводили к нам всё новые компании. Мы стали локальным самодостаточным сервисом, чисто московским, потому что весь cashflow зависел только от личного взаимоотношения с рекламодателями и продаж. В какой-то период времени мы подвели черту, мы поняли, что YouDo становится «презервативным» сервисом, когда с одной стороны есть пользователи, творческая тусовка, которая хочет развиваться, а с другой стороны есть рекламодатели, которые дают деньги на развитие проекта. Чтобы дальше расти, мы должны были продавать всё больше product placement, всё больше кастомизировать, брендировать наш сайт. Стало понятно, что с такой моделью мы никогда не станем большими, что мы так и останемся московским сервисом, который помогает рекламным агентствам оптимизировать бюджеты и проводить какие-то маркетинговые активности. Мы стали думать, что делать дальше, как мы можем всё изменить. К нам пришло понимание, что рядом находится огромнейший рынок бытовых услуг, что в офлайне есть огромная потребность рынка в получении качественного сервиса, на котором можно было бы быстро, недорого найти надежных людей, которые могут выполнять различные бытовые услуги, и желательно, чтобы эти люди находились рядом. Мы стали изучать рынок, в России тогда не было примеров подобных сервисов, и мы поняли, что если мы принесем конкурсную механику из онлайна в офлайн, то может получиться интересная история. В итоге, так получилось, что проект был полностью переписан, и потребовалось не три месяца, а почти год для того чтобы его создать. Там было еще очень много текущих моментов, почти полностью была обновлена команда.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, одним из текущих и немаловажных моментов является получение или изыскание довольно изрядных денег? Глядя на то, как сделан сайт, понимая, что команду необходимо было кормить в течение года, я понимаю, что это сотни тысяч долларов, если не миллионы.
Д.КУТЕРГИН: На какой момент?
М.СПИРИДОНОВ: На сегодняшний день.
Д.КУТЕРГИН: Безусловно, это один из важных моментов, почему мы немного задержались. На тот момент, когда мы развивали YouDo 1.0, было желание привлечь инвестиции, чтобы быстрее расти. На тот момент мы получали два вида предложений. Первый вид – это предложения от олигархов, то есть непрофильных инвесторов, которые слышали, что интернет – это круто и модно, они говорили: «Вот деньги, но давайте 51%». Люди не понимали, что они полностью убивали нашу мотивацию оставаться в проекте в дальнейших раундах. Второй вид – это бизнес-инкубаторы, которые хотели долю в 30-40% за совсем небольшие деньги. Так как мы в 2010 году вышли на самоокупаемость... Там были небольшие обороты, но мы были самодостаточными.
М.СПИРИДОНОВ: Еще с предыдущей концепцией?
Д.КУТЕРГИН: Да. Когда мы решили делать перезапуск, было два пути. Мы могли сразу привлечь инвестора. С одной стороны, мы могли показать какой-то traction, но с другой стороны, проект выходил на новый рынок и с другой историей. Это была бы инвестиция, которая бы прилично нас размыла. Мы приняли решение максимальное количество времени протянуть за свои деньги, привлечь небольшие ангельские инвестиции, у нас появился еще один партнер, бизнес-ангел, это была небольшая сделка. Мы решили, что как только мы сделаем прототип, продукт, как только гипотезу, которую мы выдвигали при планировании бизнес-модели, либо подтвердим, либо опровергнем, мы поднимем разговор о первом большом раунде.
М.СПИРИДОНОВ: Это мы говорим о YouDo 2.0? Это перезапуск на YouDo.com в том виде, в котором он есть сейчас?
Д.КУТЕРГИН: Всё верно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Вы планировали работать 3 месяца, но работали год.
Д.КУТЕРГИН: Да, мы планировали всё сделать за 3 месяца, но в процессе разработки, в процессе уточнения модели многое менялось. Нельзя сказать, что мы делали YouDo.com в том виде, в котором он есть сейчас, год, мы очень много искали, мы очень много анализировали рынки России и Запада, мы смотрели, какие проекты существуют в этих или смежных нишах. У нас даже были мысли сразу выходить в другой локации, а не в России. К счастью, эта мысль быстро ушла от нас.
М.СПИРИДОНОВ: Почему «к счастью»?
Д.КУТЕРГИН: Потому что с нашим рынком мы лучше знакомы и, как мне кажется, Россия – это удачный рынок, где можно тестировать модели, а потом выходить в более дорогие регионы.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, именно эту гипотезу в предыдущем выпуске опровергал Михаил Токовинин, рассказывая о работе в области бизнес-софта и облачных сервисов. Он говорил о том, что выходить в России можно, но это не будет почти никаким образом коррелировать с тем, как это будет работать на Западе, поскольку сознание пользователя, подходы к сервисам, степень продвинутости совершенно иные.
Д.КУТЕРГИН: Я не совсем согласен. Возможно, для софта это аргумент. Я приведу два простых примера. У нас много знакомых в Америке, которые занимаются IT-бизнесом, и мы попросили посоветовать нам какое-то консалтинговое или юридическое бюро, которое могло бы дать экспертное заключение модели, которую мы описали, сказать нам, нарушает ли эта модель какие-то законы, какие лицензии мы должны приобрести. Все компании, в которые мы обращались, сразу выставляли счет в сотни тысяч долларов. Мы сталкивались с тем, что нам Paypal долго не мог зарегистрировать бизнес-аккаунт, а без бизнес-аккаунта Paypal наш сервис никогда не мог бы существовать в Америке, потому что это самая популярная платежная система. Там была огромная зависимость, и если какой-то бизнес-процесс не улажен, невозможно развить бизнес. Второй момент может проверить каждый слушатель. Можно зайти в американский Facebook или баннерную сеть и посмотреть, сколько там стоит трафик, также можно посмотреть, сколько стоит аналогичный трафик аналогичного таргета в России, особенно если мы говорим не про Москву, а про всю страну в целом. В этом плане Россия – это не самая дешевая страна, но она не сравнится с Англией или Америкой.
М.СПИРИДОНОВ: Вы решили, что понимаете логику местного потребителя и приняли решение тренироваться на кошках прежде, чем выйти в большой космос?
Д.КУТЕРГИН: Да, примерно так. В процессе реализации наших идей мы столкнулись с огромным количеством проблем, которые в России решаются гораздо быстрее и дешевле, эти проблемы на Западе решаются сложнее.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос по поводу тренировки на кошках неслучаен. Я сознательно грубовато сформулировал так. Для меня это важно, чтобы понять, насколько велики ваши амбиции стать международным сервисом? Россия – это самое-самое начало, или это основательный кусок жизни компании, дохода компании в будущем?
Д.КУТЕРГИН: Я думаю, что это начало, в ближайшее время это будет очень большим куском. Не совсем корректно сравнивать страны, потому что YouDo – это городской сервис. Не смотря на то, что российский сегмент интернета быстро растет, YouDo – это история, в которую будут добираться люди только больших мегаполисов, где есть проблемы, которые есть в Москве. Например, пробки, жесткий цейтнот у людей, большое социальное расслоение людей, которые готовы аутсорсить свои задачи, потому что час их времени стоит больше, чем час курьера. Если вы зарабатываете 100 долларов в час, а курьер зарабатывает 300 рублей в час, то, наверное, вам будет гораздо выгоднее не самим сегодня ехать, покупать цветы и отвозить их кому-то. В Пензе в эту историю играть не будут, потому что целевая аудитория такого сервиса там маленькая, и большинство людей делают это всё самостоятельно или с помощью соседа.
М.СПИРИДОНОВ: В связи с этим задам два вопроса. Какое количество городов вы хотите охватить в России? Пенза – это, как мне помнится, несколько сот тысяч человек. Означает ли это, что вы пойдете только в миллионники? Означает ли это, что вам нужно завоевывать город за городом, и успех в одном городе не равен успеху в другом?
Д.КУТЕРГИН: В России мы смотрим только на миллионики. Более того, мы пойдем не во все миллионники. Месяца 2 назад мы повесили на сайте e-mail, куда могут написать люди, которые в своем городе хотят открыть наше представительство. Нас сейчас заваливают десятками писем в день. Мы исходим из этой статистики. Также мы смотрим на опыт купонных сервисов, мы смотрим, в какие города они выходили, и где у них был наибольший оборот. В России это около 5 городов, где имеет смысл развивать нашу инфраструктуру. Ближайший город – это Санкт-Петербург. В конце этого года или в начале следующего года мы туда выйдем, мы уже начали к этому готовиться. Что касается других регионов, то мы смотрим на активно развивающиеся рынки, нам очень интересна Южная Америка, Восточная Европа. Алексей на прошлой неделе вернулся из Стамбула. Там мы встречались с одной компанией – местным медиа-магнатом. Они хотят делать франшизу YouDo и делать YouDo в Стамбуле. Мы посмотрели Стамбул, нам очень понравилось, потому что там много проблем, которые есть в России. Там гораздо хуже с пробками, очень большое население (15 миллионов), очень сильно растет интернет. Яндекс туда вышел, что тоже, наверное, неслучайно.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сказал о том, что вы получаете десятки писем по поводу сотрудничества. Это означает, что у вас должна быть достаточно серьезная посещаемость, поскольку письма с такими предложениями пишет даже не каждый тысячный, скорее, пятитысячный, или нет?
Д.КУТЕРГИН: Я уверен, что у нас конверсия в письма выше, потому что ссылка висит на главной странице, и по клику на нее высвечивается надпись «Если вы хотите YouDo в своем регионе, обязательно пишите нам». У нас растут посещаемость и количество заданий. Сейчас мы больше решаем проблемы не привлечения новых заказчиков, мы думаем, как отстроить механизм, потому что количество заказов растет быстрее, чем мы планировали. Например, при запуске YouDo мы поставили целью выполнять 100 заданий в день в Москве к концу года. Эту цель мы достигли 2 недели назад. Когда количество заданий увеличилось, проект столкнулся с проблемами, которых было не видно, когда заданий было меньше. Так или иначе, нам приходится решать такие проблемы. Мы сильно растем, и пока рост органический. Мы проводим определенные эксперименты с трафиком в социальных сетях, но фактически весь рост органичен. Я думаю, что пишут много потому, что сейчас пользователи YouDo в своем большинстве – это ранние последователи, которые привыкли быть первыми, эти люди близки либо к IT-индустрии, либо они просто являются продвинутыми пользователями интернета. YouDo интересен для них, так как это что-то новое.
М.СПИРИДОНОВ: В данном случае любопытна психология пользователей – как тех, кто задачи ставит, так и тех, кто их выполняет. Сейчас хочу уточнить один момент. Ты говорил про план в 100 заданий в день или неделю?
Д.КУТЕРГИН: В день.
М.СПИРИДОНОВ: Учитывая то, что у вас средний чек на сумму порядка 600 рублей, то получается 60 тысяч оборота в день. Получается, что у вас ходит порядка 1,5-2 миллионов оборота в месяц.
Д.КУТЕРГИН: Больше, потому что мы сейчас говорим только про B2C-сегмент. На самом деле, достижения, которые YouDo уже достиг, к которым пришел, больше связаны с B2B-направлением. Допустим, сейчас на сайте Slon.ru висит спецпроект, который проводит ВТБ, где участвует YouDo. ВТБ 24 выпустил новый карточный продукт, в который входят консьерж-услуги держателям карты. Все консьерж-услуги оказываются с помощью нашей платформы. Мы сделали специальное API. В банке есть раздел, где клиент может написать, что ему сегодня что-то нужно сделать, соответственно, у каждого клиента есть определенный лимит денег, которые он может тратить, и эти задания выполняются нашими исполнителями. Сейчас на Слоне идет промо-акция, и человека призывают тестировать ВТБ и нас. Таких проектов на стадии договора о намерении очень много. Банки начали интересоваться нами. Летом мы активно начали работать с компанией Афиша. Наши исполнители работали на фестивале «Пикник Афиши». После этого к нам в очередь выстроились компании, которые связаны с проведением event'ов, потому что от Афиши мы получили замечательный фидбек. Через нас начали нанимать людей, связанных с организацией праздников. Мы сейчас сотрудничаем с Российской Ассоциацией Электронных Коммуникаций, на все крупные мероприятия, например, Российскую неделю интернета, выделяют десятки наших людей. Мы сотрудничаем с несколькими благотворительными фондами.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши люди – это люди, которые у вас зарегистрировались и которые вами верифицированы? Они нештатные, это пользователи, которые прошли определенные процедуры проверки?
Д.КУТЕРГИН: Да. Афиша – это очень показательный пример. У них всегда была проблема при организации Пикника, связанная с поиском волонтеров, которые занимаются помощью в организации, то есть людей, которые стоят на стойке регистрации, работают указателями, распределяют потоки, подсказывают людям, как пройти, как выйти. Проблема в том, что все компании, которые приводили им этих людей, не отвечали за то, что эти люди к концу Пикника будут вести себя достойно, а не будут смотреть очередной концерт, тем более что они туда бесплатно попадали. При этом эти люди должны в совершенстве владеть английским языком, иметь презентабельную внешность и быть ответственными. Наша система как раз позволяет быстро отбирать таких людей за счет того, что на каждого человека после выполнения задания оставляется персональный отзыв, и каждый исполнитель знает, что если он, не дай Бог, не выполнил задание, он не только деньги не получит, ему еще и оставят негативный отзыв. Из-за этого он будет получать в разы меньше заданий, нежели он получал раньше. Люди очень сильно дорожат своей репутацией в YouDo. Мне знакомые рассказывали о том, что, если исполнитель опаздывает, например, на уборку дома, то он звонит заказчику и просит его ни в коем случае не писать негативный отзыв, он лучше приедет и уберется бесплатно. Люди дорожат своей репутацией, потому что понимают, что чем она лучше, тем больше заказов они получают.
М.СПИРИДОНОВ: Думаю, в этом месте можно дать несколько цифр по поводу компании.
Справка о компанииСервис YouDo запущен 3 апреля 2012 года и работает на территории Москвы и области. В планах – выход в другие регионы. В команде 15 сотрудников. К концу октября успешно выполнено около 3 000 локальных заданий со средним чеком 620 рублей. Каждое пятое задание на сервисе создают интернет-магазины – срочная доставка товаров покупателю. Одно из главных преимуществ YouDo перед конкурентами – база верифицированных исполнителей, которая насчитывает уже более 500 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Кого сложнее вербовать – людей, которые исполняют задачи, или тех, кто ставит задачи? По идее, вторые для вас интереснее, потому что они платят деньги.
Д.КУТЕРГИН: Безусловно. Кто платит деньги, тот и заказывает ужин. Так получилось, что на исполнителей мы не тратимся. Когда мы еще не запустили сервис, но знали, что там будут исполнители, которых нужно будет как-то проверять, я провел эксперимент и разместил на одной из досок объявлений объявление о том, что мне срочно нужно несколько курьеров для выполнения интересных задач. Я провел 5 собеседований в один день. Приходили люди, которым я рассказывал, что я создаю такой сервис, что мне нужны будут исполнители, спрашивал, интересно ли им это. Я хотел понять, что люди будут у меня спрашивать, что для них самое важное. На следующий день я получил несколько звонков, типа «Здравствуйте. Вчера мой сосед приходил к вам на собеседование, рассказал, что у вас очень крутой сервис. Как я могу записаться к вам на собеседование?», хотя сайта на тот момент еще не существовало. Сарафанное радио среди исполнителей настолько хорошее, что мы сейчас нигде не размещаем рекламу, но к нам идет постоянный поток. Более того, мы его сознательно урезаем, чтобы не прийти к дисбалансу между заданиями и исполнителями. Мы сдерживаем рост в этом направлении. Единственный случай, когда мы ищем людей – запуск новых категорий. Допустим, на следующей неделе у нас запускаются две новые категории, и мы сейчас активно ищем людей в категории «Красота и здоровье» (вызов на дом частных мастеров, парикмахеров) и «Обработка и съемка фото и видео» (вызов фотографов на мероприятия, проведение фотосессий, удаленная обработка звука, видео).
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. По интерфейсу личного кабинета видно, что вы сделали всё для того чтобы подчеркнуть возможность поставить пользователям задание, но довольно заретуширована возможность самому наняться в исполнители. Очевидно, что для вас это не так принципиально. Хочу сказать пару слов об интерфейсах. Видно, что проведена большая работа, продукт очень приличный. Я скажу это, как продуктовый менеджер, мне он понравился. В справке было сказано про 15 сотрудников. Какие направления существуют в рамках работы компании? Какие из них ключевые? Кто ими занимается?
Д.КУТЕРГИН: У нас сейчас ключевое направление – это мобильный сегмент. Как только мы сделали прототип, стало понятно, что YouDo – это обязательно мобильная платформа. Первое, что начали просить заказчики – это сделать YouDo в телефоне, чтобы человек, стоя в пробке, мог пользоваться сервисом, потому что открывать ноутбук и заходить в интернет неудобно. Мы не так давно запустили приложение для iOS и Андроида. Теперь это самое главное направление. Как только мы их сделали, у нас сразу 25% пользователей перешло только на мобильные устройства, а все исполнители (они в основном пользуются аппаратами на операционной системе Андроид) стали делать предложения через телефон, потому что это значительно сокращает время отклика. До запуска мобильных телефонов у нас в среднем через 7 минут пользователи получали первые отклики о задании, после запуска мобильных приложений время сократилось до 2,5 минут, соответственно, коммуникации ускорились. Сейчас в компании активно развивается отдел мобильных разработок. Первую версию мы выпустили на аутсорсе, то есть у нас были удаленные разработчики. Сейчас это приоритетное направление. Помимо мобильного направления это штат разработчиков. У нас очень мало менеджеров, у нас все сотрудники – либо технари, либо те, кто занимается верификацией.
М.СПИРИДОНОВ: Кто отвечает за концепцию, за маркетинг? На сайте очень четко донесена идея, видно, что работали хорошие маркетологические мозги и хорошие специалисты по продукту. Я сейчас говорю, прежде всего, о вебе. Я сейчас поставил мобильное приложение, но пока не могу понять, насколько оно хорошо. Кто отвечает за сайт? Лично ты? Или есть другие люди, разбирающиеся в предмете?
Д.КУТЕРГИН: Я сейчас расскажу, как у нас происходит разделение. Конкретно за продукт я отвечаю полностью, и это то, что приносит мне кайф. Я продуктовый чувак, и когда какая-то идея приходит мне в голову, я могу несколько суток ходить с ней, не спать, не есть, вынашивать ее, неделю сидеть с командой, в итоге, запускать ее на сайте, оценивать фидбек пользователей, наблюдать за аналитикой и помогать ей жить. Всё, что касается продукта, аналитики, общения с пользователями, висит на мне. Мой партнер Алексей занимается более стратегическими вещами и финансами. Если я думаю о том, как сайт должен выглядеть сегодня и завтра, то Алексей думает, как сайт должен выглядеть послезавтра, о том, что нужно будет сделать через неделю, чтобы у нас вырос оборот, какие приоритетные направления мы должны внедрить. Также он занимается всей финансовой деятельностью и работает с бизнес-моделью. Он высчитывает, какой у нас должен быть средний чек, какой у нас должен быть отток, какое привлечение пользователей у нас должно быть, среднее время жизни, сколько нам нужно денег, и когда они нам будут нужны, чтобы мы оставались на плаву.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что это продукт двух человек, или есть кто-то еще, кто занимает ключевую позицию в построении концепции, стратегии и отвечает, в конечном счете, за успешность или неуспешность проекта?
Д.КУТЕРГИН: Третий наш партнер – Людмила Булавкина. Она большой специалист в маркетинге, у нее один из самых интересных опытов работы в крупных компаниях. Она работала в холдинге Mail.ru Group в должности «Директор по маркетингу Одноклассников», в компании ABBYY директором по маркетингу. Не смотря на то, что Людмила – человек из корпоративной среды, она не совсем стартапер, как мы с Алексеем, она обращает наше внимание на правильные вещи и знает, как нужно делать по классической схеме. Если мы с Алексеем – люди, которые привыкли всё тестировать на своем опыте, что зачастую приводит к каким-то ошибкам, то Людмила всегда знает, как делать что-то с точки зрения учебников, знает, как надо правильно что-то делать в силу своего огромного опыта работы в корпоративном направлении. Людмила – опытный маркетолог, Алексей – финансист по образованию, он больше связан с цифрами и стратегическим развитием, я больше работаю с продуктом, тестами, аналитикой.
М.СПИРИДОНОВ: Откуда у вас деньги? Отчасти они свои. Ты говорил, что год вы занимались исследованиями, что вызывает уважение, потому что обычно стартапер торопится построить проект, и только потом он понимает, что многое можно было сделать по-другому. Сколько было вложено и кем, если не секрет?
Д.КУТЕРГИН: Основная часть денег была вложена Алексеем. YouDo – это не первый его проект, он уже успел построить несколько успешных бизнесов, из нескольких выйти. Бремя финансирования полностью лежало на нем. Он не только основатель и человек, который занимается операционной деятельностью, он еще выступает как инвестор. Мы в начале лета привлекли небольшой ангельский раунд от нашего давнего знакомого, человека, который очень сильно поверил в то, что мы делаем. Сейчас мы рассматриваем несколько предложений. Я хотел бы немного рассказать о том, какую стратегию мы строим по поводу привлечения денег. Во время запуска мы честно сделали презентации, создали бизнес-модели и разослали это в несколько фондов, нескольким частным инвесторам на предмет предложения им поучаствовать в нашем проекте. В итоге, за несколько месяцев общения с людьми мы поняли, что сделка не состоится, потому что проект очень рискованный. Сейчас уже можно зайти, посмотреть, увидеть, что это работает, а тогда мы зачастую слышали, что российский рынок не привык к сервису, люди не будут заказывать, будет большое количество фрода, будет низкое качество услуг. Нам либо не верили, либо верили по очень низкой оценке. Так мы приняли решение найти бизнес-ангела, сделать небольшую ангельскую сделку, чтобы максимально прожить за счет собственных средств, подождать, когда мы сделаем не только прототип, показать апробированные бизнес-модели, которые показывают какой-то денежный поток. В итоге, примерно в начале весны на рынке что-то произошло, и нам начали писать. Про нас начали рассказывать журналисты, про нас начали писать известные люди в Facebook, к нам пошли предложения от инвесторов. Это случилось после того как мы провели несколько крупных спецпроектов. С Филлипсом у нас до конца года идут конкурсы, первый мы провели месяц назад. Наши исполнители работали в отделениях Почты России. Почта России не была нашим клиентом, мы с ней работали через консалтинговое агентство, которое занималось аудитом. В 60 московских отделениях на протяжении недели работали наши исполнители, считали количество конвертов, которое проходит через каждое отделение.
М.СПИРИДОНОВ: По какой оценке сейчас к вам пытаются зайти инвесторы?
Д.КУТЕРГИН: Всё зависит от условий. Оценка – это не всегда самое ключевое. Я бы не хотел сейчас об этом говорить, потому что мы до конца года объявим о завершении сделки. Сейчас у нас есть несколько предложений, и мы выбираем. Нам не хотелось бы, чтобы люди, которые делали нам предложения, знали бы, что нам предлагают другие. Какие-то предложения для нас интереснее, потому что мы видим в наших потенциальных партнерах стратегов, которые помогут нам выйти и в России, и в других локациях, где-то мы видим Smart Money от людей, которые сделали много успешных проектов, и своей экспертизой они могут YouDo дать большее, где-то мы видим просто деньги, там более высокая оценка, это непрофильные люди, но они готовы вместе с нами рисковать, они верят в идею и готовы вкладываться в нее.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Мог бы ты совсем коротко резюмировать свои рекомендации по тому, как брать деньги? Я понимаю, что вы об этом много думали. Как правильно поступать предпринимателю, строящему собственный проект для того чтобы получить наиболее «умные» и большие деньги, и при этом не сесть в лужу?
Д.КУТЕРГИН: У меня один важный совет. Не берите деньги рано. Всегда есть возможность найти какую-то сумму денег для того чтобы апробировать идею, сделать прототип и, как минимум, для того чтобы сделать презентацию и посидеть в Excel и подумать над бизнес-моделью. Надо прожить максимальное количество времени, подпоясавшись потуже, посмотреть, куда продукт идет, какие проблемы он решает. Если вы уверены, что продукт будет летать, когда у вас будет то, что можно показать инвестору (не просто презентация, а мобильное приложений или веб-сайт, пользователи, статистика), стоит брать деньги. Это позволит получить более высокую оценку, это позволит оставить больший процент для мотивации команды и для привлечения следующих раундов.
М.СПИРИДОНОВ: Многие ответят на это, что они будут рисковать своими деньгами, что это опасно. Люди проверят бизнес-модель, и если она не будет работать, то они потеряют деньги.
Д.КУТЕРГИН: Зачем задавать такой вопрос? Зачем делать стартап, если это опасно? Конечно, это опасно, но самым лучшим подтверждением того, что ты веришь в идею, будет вложение собственных денег. Многие инвесторы обращают на это внимание. В частности нам один раз задали вопрос из серии «Ребята, вы же на встречу приехали не на самой плохой машине. Почему вы не продадите машину, не доложите денег и еще месяц-два не проживете?». Такая точка зрения тоже имеет место быть, поэтому мне кажется, что обязательно нужно вкладывать свои деньги. Вопрос только в том, что вы на них успеете сделать. Зачастую не нужно делать прототип или готовый продукт, нужно просто немного вложиться в исследование, экспертизу для того чтобы сделать бизнес-модель, презентацию, описать всё это, сделать какие-то скриншоты.
М.СПИРИДОНОВ: Я сознательно попросил тебя раскрыть эту тему. Сейчас добавлю, что вложение собственных денег, значительных денег для человека, особенно если деньги заняты где-то, имеет колоссальный терапевтический и стимулирующий эффект.
Д.КУТЕРГИН: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: У нас остались две небольшие рубрики. Коротко расскажи о том, куда будет развиваться YouDo. Как ты видишь развитие рынка подобного рода услуг в Рунете и глобальном интернете?
Д.КУТЕРГИН: На данный момент мы реализовали около 40% функционала, который мы хотим сделать. Сейчас веб-часть и мобильная часть YouDo – это всё еще прототипы, в которые мы играемся. К реализации «взрывного» функционала мы еще пока не приступали. Мы хотим делать платформенное решение, которое позволяет на платформе YouDo выстраивать как отдельные бизнесы, так и бизнесы в смежных направлениях. Например, есть бизнес доставки еды из ресторанов. По последней аналитике его оценили в миллиард долларов. Мы сейчас общаемся с одной компанией, которой сделали API, когда все доставки этой компании будут осуществляться через наших клиентов. У них есть отдельный сайт, но все клиенты в автоматическом режиме берутся у нас. Также мы сейчас работаем с ВТБ 24. Консьерж-услуги клиентов оказываются через нас, но клиенты не знают, что это за люди, что они из YouDo. Есть порядка 10 различных направлений, которые можно успешно развивать на нашей платформе. Это то, что не касается основного направления делать качественный сервис для пользователей, мобильный сервис, когда они могут решать любые свои проблемы. Очень интересно направление электронной коммерции. Сейчас средняя доставка на YouDo занимает полтора часа, то есть с момента, как вы оставили заявку совершить доставку из пункта А в пункт В до момента получения товара, проходит полтора часа. Ни одна курьерская компания не может решить эту проблему, потому что ни одна курьерская компания не может нанять 20 тысяч курьеров, чтобы они сидели по всему городу.
М.СПИРИДОНОВ: Прямо как из Гоголя, «двадцать тысяч одних курьеров».
Д.КУТЕРГИН: Мы можем сделать максимальную плотность, когда в каждом районе будет несколько человек. Когда мы видим, что задание из какого-то района, мы всем людям, которые находятся рядом, рассылаем уведомление из серии «Рядом с вами, через 100 метров находится человек, которому нужно отвезти документы на соседнюю станцию метро». Через пять минут человек забирает товар и через час звонит и говорит, что задание выполнено.
М.СПИРИДОНОВ: Это к тому, что в дальнейшем сервис будет предельно мобильным, и основная работа переместится в смартфоны и планшеты.
Д.КУТЕРГИН: Да, я уверен, что это ждет не только наш сервис. Динамика развития мобильных направлений перенесет рынок бытовых услуг, социальный шоппинг и другие направления в смартфоны. Я уверен, что года через 3 люди забудут, что такое доска объявлений в классическом понимании, и любая проблема будет решаться за несколько минут с помощью смартфона. Ты достал телефон, написал то, что ты хочешь, и через несколько минут получил предложения от людей, которые находятся рядом. При этом ты видишь, кто эти люди, ты знаешь, что у них достоверные данные, ты видишь отзывы других заказчиков об этих людях.
М.СПИРИДОНОВ: Люди, которые включаются в работу, как исполнители, не всегда имеют финансовую мотивацию, или не только ее. Я понимаю, что это времяпрепровождение, определенный фан, развлечение.
Д.КУТЕРГИН: Да, у нас недавно произошел курьез. К нам приехали три машины BMW, и из них вышли люди, которые пришли к нам на верификацию. Оказалось, что 3 топ-менеджера успешной инвестиционной компании поспорили, кто из них заработает больше всего денег на чем-то, не связанном с их основной деятельностью, они узнали о YouDo и подписались на категорию «Курьерская доставка грузов». Сейчас заканчивается месяц, люди в нерабочее время ездят на BMW, развозят товары и соревнуются между собой.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько много людей, которые мотивированы не деньгами?
Д.КУТЕРГИН: Это исключение. Я думаю, около 80% людей – это люди, для которых YouDo – очень удобный способ дополнительного заработка. В Москве есть острая социальная проблема. У людей мало легальных возможностей дополнительно зарабатывать во внерабочее время.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, вы являетесь налоговым агентом для этих людей? Вы отношения с ними оформляете по-белому?
Д.КУТЕРГИН: В свое время мы много инвестировали в экспертизу этого направления. Налоговый агент очень сильно нас обременяет, из-за этого значительно рушится бизнес-модель. Сейчас мы развиваем направление, когда будут исполнители как ИП. У нас выделился пласт людей, которым мы будем помогать делать ИП через сервис «Мое дело». Они как представители бизнеса могут напрямую взаимодействовать с бизнесом через нашу платформу. По последней статистике у нас около 10% людей, которые сейчас на YouDo зарабатывают больше, чем на основной работе, или кто ушел с основной работы и работает только на YouDo. Для них это стало профессией.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько зарабатывают топовые исполнители?
Д.КУТЕРГИН: Про топы я сказать не могу. У этих 10% в среднем зарплата равняется средней московской зарплате, то есть 45 тысячам.
М.СПИРИДОНОВ: Это люди, которые работают полный день в этом режиме?
Д.КУТЕРГИН: Да, либо которые переходят на полный режим, но для них пока маловато заданий. Мы еще пока не готовы начать политику мотивации людей, которые ушли с работы и работают у нас. Они работают часов 5-6 в день, то есть гораздо меньше, чем на основной работе, причем работают в удобном для себя режиме, и они зарабатывают те же деньги. Они сами себе предоставлены, они встают с утра, выписывают несколько заданий, их выбирают, они садятся на велосипед и развозят какие-то товары.
М.СПИРИДОНОВ: На каком основании вы платите им деньги? Как вы делаете отчисления? По идее вы должны заключить с ними договор и платить за них налоги.
Д.КУТЕРГИН: Нет. По закону платит сам получатель средств. Чтобы мы за них платили, мы должны получить от них ИНН и другие данные, мы перекладываем это на исполнителя. Есть очень интересный прецедент – программа лояльности «Малина». Она очень долго судилась с кем-то, потому что к ней была примерно та же самая претензия. Бонусы больше 4 тысяч рублей должны облагаться налогом. Мы изучали судебную практику, есть судебное заключение консалтинговой компании, что мы налоговым агентом не являемся, соответственно, всю дальнейшую механику мы выстраиваем на этом.
М.СПИРИДОНОВ: Вы выдаете деньги и всё?
Д.КУТЕРГИН: Да, но там есть лимит. Мы сейчас находимся в процессе формирования модели, в которую можно вставить помимо физических лиц еще и ИП, чтобы они могли зарабатывать гораздо больше и в другом статусе.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. В общем, я удивлен, что вы не являетесь налоговым агентом. Мне казалось, что это необходимо в рамках российского законодательства. Нам нужно двигаться дальше. Сейчас рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что в рамках данной рубрики мы предлагаем гостю интересные и порой парадоксальные мысли знаменитых людей и просим их прокомментировать. Чью цитату хотел бы услышать – Юрия Мильнера, известного предпринимателя и инвестора, Александра Галицкого, венчурного инвестора, основателя компании «Almaz Capital Partners» или Аркадия Воложа, основателя и генерального директора компании «Яндекс»? Кто тебе из них ближе?
Д.КУТЕРГИН: Все безумно симпатичные люди. Я много читал интервью этих людей. Давайте послушаем наиболее раннего представителя – Аркадия Воложа.
М.СПИРИДОНОВ: Насчет раннего я бы поспорил. Галицкий пришел в бизнес в интернете раньше. Аркадий Волож сказал: «Нужно придумывать продукты и приложения для себя, и когда-нибудь ими станут пользоваться по всему миру». Что скажешь?
Д.КУТЕРГИН: Частично да, частично нет. Когда мы делали YouDo, я испытывал его на себе, я делал механику, которая была бы понятна и удобна для меня, но иногда я придумывал очень сложные механизмы, которые я могу понять, а другие люди понять не могут, поэтому приходилось что-то переделывать. Мне кажется, что помимо своего личного мнения нужно много общаться с клиентами.
М.СПИРИДОНОВ: Стоит поверять гласам народа?
Д.КУТЕРГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Последняя рубрика – это вопросы слушателей. Напомню, что я задам вопросы, которые мы собрали в местах, где появляются анонсы каждого следующего выпуска. Это происходит в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, в сообществе Рунетологии в Facebook и аккаунте Рунетологии в Твиттере. Рекомендую подписываться, чтобы быть в курсе и самим задавать вопросы! Илья спрашивает: «Расскажите, как вы набирали первых исполнителей?».
Д.КУТЕРГИН: Самых первых мы искали в интернете, на досках объявлений, искали на job-сайтах. Когда пошла волна, люди стали нам писать сами. У нас на сайте есть контакты, куда можно написать тем, кто хочет стать исполнителями. Люди пишут, заполняют анкеты, приходят к нам, и мы их рассматриваем. Людей на новые категории мы набираем с нуля. Мы идем на те же самые сайты и размещаем наши объявления.
М.СПИРИДОНОВ: Instr спрашивает: «Скажите, я ввел деньги в Ваш сервис, но исполнителя не нашлось, как мне их вернуть назад, если мне больше не нужен сервис?».
Д.КУТЕРГИН: Все деньги с сайта выводятся через нашего партнера – Qiwi. Мы распространяем их пластиковые карты своим исполнителям. Неважно, как деньги к вам попали – сами вы их ввели, или вы их заработали, их можно вывести на карточку Qiwi или на Qiwi-кошелек.
М.СПИРИДОНОВ: Там будет потерян транзакционный процент?
Д.КУТЕРГИН: Мы полностью всё оплачиваем. Мы не берем деньги за вывод, мы их платим агрегатору, мы компенсируем эту сумму за счет своего процента. Сколько пользователь ввел, столько и выведет.
М.СПИРИДОНОВ: Ввел 100 рублей, вывел 100 рублей. Гуманно. Задам последний вопрос. Trent спрашивает: «Были ли случаи воровства товаров?».
Д.КУТЕРГИН: Не было ни одного прецедента, чтобы человек не доехал с посылкой или потерялся, но, к сожалению, был один случай, когда одного курьера ограбили, причем довольно жестко, он даже попал в больницу. Я не знаю, завели ли уголовное дело, нашли ли преступников, но за 7 месяцев был всего один такой случай.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое, Денис. Если есть, что сказать в финале, то прошу, и мы будем заканчивать.
Д.КУТЕРГИН: Я думаю, что на все основные вопросы я ответил. Если у кого-то есть какие-то дополнительные вопросы, предложения или жалобы, я открыт к общению, в социальных сетях меня легко найти.
М.СПИРИДОНОВ: Можно написать комментарии к подкасту, который выйдет на PodFm и в других местах.
Д.КУТЕРГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был со-основатель и генеральный директор YouDo Денис Кутергин.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!