М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 20 декабря 2012 года. Это 179-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска UMI.ru. UMI.ru – это сервис готовых интернет-решений для любого бизнеса. Он за два клика обеспечит бизнес сразу всем, что нужно для продаж в интернете.
Уникальное преимущество UMI.ru – любой готовый сайт можно быстро перевести на отдельный хостинг, с полным сохранением всего содержания, дизайна, структуры, URL’ов страниц и позиций сайта в поисковой выдаче. На сервисе уже успешно работает более ста двадцати тысяч проектов.
Более трех лет еженедельно Рунетология формирует для вас портретную галерею топ-менеджеров русскоязычного сегмента Сети. Почти не осталось известных интернет-деятелей, старожилов Рунета, которые не побывали бы в программе. Тех, что остались, мы бережем и выдаем порционно.
Сегодняшняя беседа могла бы стать историей роста и развития отрасли с конца 90-х по наши дни, могла бы пройти, как рассказ об истории успеха удачливого управленца, который вовремя вскочил на зарождающуюся волну онлайн-бизнеса и проехал на ней довольно далеко. Можно было бы отбросить все исторические экскурсы и поговорить о положении вещей с инвестициями и стартапами в области высоких технологий сегодня. Это одна из любимых тем нашего сегодняшнего гостя.
По факту, думаю, что говорить будем понемногу обо все. В виртуальной студии программы «Рунетология» основатель LiveInternet Герман Клименко. Герман, приветствую!
Г.КЛИМЕНКО: Приветствую, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Начну с вопроса, который изначально планировал задать в самом конце, но решил его задать в начале программы. Вы не раз говорили о том, что хотели бы отойти от дел. Устали?
Г.КЛИМЕНКО: Не то, чтобы устал, но всё-таки надо когда-то что-то менять, двигаться. Я по своей натуре не очень люблю долго заниматься одним делом. Не то, чтобы сделал и бросил через год, но в интернете в чистом виде я с 1998 года, а 14 лет – это достаточно много. Не то, чтобы я хотел совсем отойти от дел. Я вникаю во все подробности проектов. У меня есть аудиторская фирма, но я уже давно не лезу внутрь, есть банковские вопросы, и я уже давно не занимаюсь операционистками. Что касается интернета, то хотелось бы больше уйти не в беседы с программистами, а в придумывание задач и их исполнение, но пока, к сожалению, мне приходится очень часто и долго принимать решения на низком уровне.
М.СПИРИДОНОВ: В этом контексте приведу вашу цитату. «Интернет постепенно превратился в отрасль черной металлургии, в которой последняя квалифицированная диссертация по плавке чугуна была защищена 200 лет назад». Вы серьезно?
Г.КЛИМЕНКО: У нас не 200 лет, но согласитесь, что скорость развития интернета настолько велика, что мы очень быстро прошли этапы становления и развития, и становится скучно. Индустрии, которая была в 1998-2004 годах, нет. Сейчас мы превратились в обычную индустрию с обычными законами, нет секретных знаний, всё достаточно просто, «взял деньги, забабахал и поехал».
М.СПИРИДОНОВ: Можно расстаться с мечтой о том, чтобы в одиночку или вдвоем с другом по ночам соорудить стартап, который потом выстрелит в десятки или сотни миллионов долларов?
Г.КЛИМЕНКО: Мечтать, конечно, можно. Если раньше можно было прийти в интернет, купить домен и, обладая низкой квалификацией и 500 долларами на аренду сервера, сделать что-то великое, что потом бы выросло, то сейчас должны быть квалификации, высоконагрузочные работы и дизайнерские вещи. Потребители уже образовались. Наверное, чудеса бывают. Я не готов сказать, что не стоит мечтать, потому что мечты – это вещь хорошая. Когда я входил в интернет в 1998 году, было понятно, что в банковском секторе ничего нельзя сделать, потому что есть Сбер, Альфа, ВТБ, и принципиально за это время ничего не изменилось, и было ощущение, что в интернете можно с нуля сделать всё, что угодно. Примерно так и получилось, но это было актуально для 1998 года. Сейчас что-то делать в гараже невозможно, индустрия стала крупной, богатой и большой.
М.СПИРИДОНОВ: Слушая вас, можно сказать, что вначале можно было, базируясь на своем доминантном преимуществе, например, умении программировать или умении хорошо делать поисковую оптимизацию, построить проект, а остальные его составляющие могли прицепом постепенно доезжать, они не были важны. Сегодня же необходим комплекс знаний и, таким образом, группа специалистов, каждый из которых был бы хорош в своем, и совместно они должны делать хороший во всех отношениях проект.
Г.КЛИМЕНКО: Если во времена 90-х годов нужны были домен и один программист, то сейчас это затраты в 50 или 100 тысяч долларов в месяц, это существенные деньги, на которые экспериментировать нельзя. Сама по себе свобода стартаперского творчества ушла в прошлое. Сейчас это очень грустный и скучный бизнес. Придумали, сделали, запустили и заработали, или не получилось заработать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Здесь скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеГерман Клименко родился 7 декабря 1966 года в Москве. В 1988 году окончил военный институт им. А.Ф. Можайского по специальности «Системный программист». В 1995 окончил Высшую школу экономики по специальности «Экономист». С 1996 по 2000 работал управляющим филиала банка "Российский кредит". В 1998 году основал сервис list.ru. В 2003 году основал блог-хостинг и сервис статистики LiveInternet.ru. В 2009 году основал систему медийно-контекстной рекламы MediaTarget. В 2010 году стал со-основателем инвестиционного фонда «Social Space Fund». Неоднократно входил в число 20 лучших менеджеров Рунета, дважды признавался лучшим продюсером интернет-проектов Рунета. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Как произошел вход в интернет? Ясно, что вам как программисту по одному образованию это было сделать не очень сложно, это было более-менее предсказуемо, но, возможно, что-то было толчком к этому.
Г.КЛИМЕНКО: На самом деле, было очень сложно, потому что я попал на переломный этап между разной техникой, и был огромный разрыв. С одной стороны, это было близко, но на самом деле это была другая планета, и я себя заставлял переходить на новую технику. Причиной послужило то, что я ушел из Российского кредита в самостоятельное плавание, купил банк, собрал сотрудников, всё было очень тяжело, непонятно было, как рекламироваться и развиваться, куда двигать аудиторскую фирму, расценки на рекламу были колоссальными, и мне показалось, что в интернете затраты низкие, а рекламная эффективность высокая. List.ru и многое, что создавалось после него, создавались с одной единственной целью – обеспечить рекламные площади для аудиторской фирмы и банка. Вот так всё и начиналось!
М.СПИРИДОНОВ: Дала эта реклама какую-то отдачу?
Г.КЛИМЕНКО: Иногда в бизнесе важна не отдача, а вера. Когда мы создаем какие-то компании, достаточно долго идет этап тишины и спокойствия, и вера в то, что придут рекламодатели, придет отдача, очень сильна. Я не знаю, почему потом всё пошло хорошо. Может быть, потому что сработала реклама в интернете. У меня есть сектор услуг, которым я занимаюсь, в него входят аудит, консалтинг, бухгалтерия, я занимаюсь им лет 20, а рекламирую его лет 15. Я не могу построить воронки продаж, в секторе услуг все легенды о перемалывании клиентов не работают. Наверное, оно сработало, но я не могу сказать, как. Доходы есть, всё вроде работает, но за 15 лет я так и не смог проследить человека от запроса «купить оффшор» до покупки. Услуги продаются не моментально, как iPad, iPhone или камеры, они продаются очень долго.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Поговорим по поводу List.ru. До своей одиозной и знаковой для вашего бизнеса в интернете продажи он приносил деньги?
Г.КЛИМЕНКО: Когда произошла наша сделка с Мильнером, для него было диким удивлением, что мы прибыльны. Мы зарабатывали свой тридцатник в месяц. Правда, не так долго, там был бум, когда все скупали рекламу. Тогда индустрия сама себя рекламировала, сама себя создавала, не было e-commerce, не было потребителя, рекламу скупали проекты, которые строились на деньги инвесторов. Тем не менее, List.ru был прибыльным. Я бы его никогда не продал, если бы мне не нужно было рассчитаться с партнерами, которые давали мне в кредит деньги на банк. С болью в сердце мне пришлось продать этот проект, но в Mail.ru были планы, что будет создан интернетовский банк, который сейчас есть у Тинькова. Я сам себя убедил, что это нужное дело. С прибылью всё было хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Если я правильно помню, в какой-то момент вы вошли в число управленцев Mail.ru.
Г.КЛИМЕНКО: Да. Была идея поработать там, но потом возник конфликт организационного свойства между мной и Юрием Мильнером. Он настаивал на том, чтобы я отошел от оперативного управления и сидел в кабинете и принимал решения, а я настаивал на том, что программистами надо руководить. Юрий Борисович тогда сам очень плотно любил заниматься программистами, не очень в этом разбираясь. Я думаю, что все его успехи в нынешнем инвестировании как раз очень завязаны на тех ошибках, которые были совершены тогда.
М.СПИРИДОНОВ: На осознании того, что лучше не вмешиваться?
Г.КЛИМЕНКО: Он получил наглядные уроки, что программисты к 9 утра на работу не приходят, и штрафовать их бесполезно. Мы своим программистским коллективом влились в компанию NetBridge. Было несколько интересных историй, когда он меня приглашал и говорил, что он ввел штрафы за опоздание в 10 долларов, условно говоря. Я сказал, что я читал этот приказ, и спросил, в курсе ли его программисты (Максим Зотов и другие) того, что у них уже зарплата кончилась, потому что на работу они всё равно приезжали к 11-12. Он сказал, что, скорее всего, в курсе. Что произойдет первого числа? Первого числа они, скорее всего, уволятся. Юра на тот момент был профессионалом в области арбитражного управления, достаточно жесткого административного управления обычными хозяйственными предприятиями. Он не очень понимал, что есть своя специфика в управлении программистами, и было много разных историй, но все они свелись к тому, что сейчас он не лезет в управление.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас есть понятие «DST style», означающее, что купили и не трогаем?
Г.КЛИМЕНКО: Не совсем так, но на момент, когда он покупал list.ru, ему казалось, что нужно взять и перекрасить лист в зеленый цвет, в этом же нет проблемы, это же простые вещи. У интернета есть такая особенность. На чем горят все последователи, которые хотят пройтись по этому же пути? Им кажется, что в интернете всё очень легко, нажал на кнопочку и перекрасил. У интернета, как у футбола и политики, есть одна проблема – в нем все разбираются, но, к сожалению, не все умудряются на этом зарабатывать. Это то, что сбивает с толку.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, вы, попробовав работать в Mail.ru,отошли от этого. Видимо, еще и потому, что сложно, будучи предпринимателем, вставать в позицию корпоративного менеджера. Верно?
Г.КЛИМЕНКО: Нет. На самом деле, я пошел в хозяева не от такой жизни. У меня интернет появился, и я начал делать List, а это было во времена Российского Кредита. Я пришел к своим начальникам (Борису Иванишвили – «грузинскому депозиту»), предложил им делать интернет. Они сказали, что им это неинтересно, и я всё делал сам.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не от хорошей жизни пошли в предпринимательство?
Г.КЛИМЕНКО: У меня очень хорошо получалось быть наемным менеджером. Мне больше нравится комфортная ситуация, когда есть «денежный мешок» – хозяин и я как менеджер. Я прихожу, трясу этот денежный мешок, эффективно или неэффективно трачу деньги и получаю свои бонусы как менеджер. Жизнь хозяина тяжелая, ему постоянно приходится бороться с соблазнами, когда начать доить корову. В интернете часто идет совмещение хозяина и управленца, и это шизофрения. С одной стороны, ты понимаешь, что нужно вкладывать. С другой стороны, любой хозяин вам скажет, что если корову не доить, то она перестанет доиться. Есть масса таких историй. Я ушел из Mail не потому, что там были корпоративные конфликты, была проблема кризиса, и мне казалось, что Mail развивается не туда. Конфликт управления привел к тому, что мне показалось, что проще будет уйти и делать что-то свое.
М.СПИРИДОНОВ: В какой точке появилась идея или первые шаги в сторону LiveInternet?
Г.КЛИМЕНКО: Когда я уходил из Mail, я думал, что я на счет «три» всё сделаю, быстро построю ресурс, ведь остался опыт List, а на его создание мы потратили 3 месяца, и почти всё сразу стало хорошо. Выяснилось, что интернет настолько быстро развивался, что я выпал из Mail через полтора года в совершенно другую историю. Честно говоря, раза 4 мне хотелось всё бросить. Совершенно случайно я увидел, что есть проект Livejournal, который без рекламы сам по себе рос, тогда как раз была модной тема блогов, и тогда появился проект LiveInternet. Я быстро показал пальчиком на то, что я хочу, и программисты быстро скопировали основной функционал.
М.СПИРИДОНОВ: Сначала появились блоги, и только потом счетчик?
Г.КЛИМЕНКО: Да, счетчик появился через год, потому что было непонятно, нужен он нам или нет. Программисты оставались в Mail, а в связи с уходом из Mail было неэтично запускать продукт. После того, как мы запустили свой счетчик, у меня были некоторые проблемы, связанные с тем, что были разговоры о том, что мы забрали коды, хотя мы полностью всё переписали. Переписывание занимает какое-то время. Сперва появились блоги, появился трафик, и только через год мы запустили сервис статистики.
М.СПИРИДОНОВ: Когда появилась первая понятная отдача пользователя, рынка на появление LiveInternet? Когда стало ясно, что это нужное и верное направление?
Г.КЛИМЕНКО: Я думаю, что сама по себе отдача появилась лет 5 назад, если мы говорим о деньгах. LiveInternet существует 10 лет. Скорее всего, это было гордыней, я же сделал List.ru, я же специалист, я же профессионал, а ничего не получается, и мне приходилось долго имитировать, что всё хорошо и успешно. Я бы не сказал, что второе вхождение было таким же приятным, как и первое. Оно было дорогим не в смысле денег, а в смысле времени, того, что рекламодатели оказались совершенно другими, всё было не так просто.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что 4 года LiveInternet находился в состоянии поиска себя?
Г.КЛИМЕНКО: По большому счету, да. Росли блоги, но было непонятно, во что это вырастет, мы запустили статистику, брать старые дизайны не хотелось, хотя многие пользователи просили сохранить дизайн Top.mail. Всё шло очень тяжело. Когда вы в первый раз всё легко прошли, второй раз вступать в те же воды – это задача, которую я никому не пожелаю. По крайней мере, я регулярно хотел всё закрыть, потому что денег нет, перспектив нет, развития нет, непонятно, на каком объеме всё это должно расти. Потом мы переживали кризис, рекламодатели не зарождались, и всё было довольно грустно.
М.СПИРИДОНОВ: Как сегодня себя чувствуют блоги? Есть ощущение, что произошел перелом.
Г.КЛИМЕНКО: Блоги прошли свой этап развития. Они устаканились, они не растут ни у меня, ни у ЖЖ, ни у Dairy, ни у кого-либо другого. Мы исчерпали лимит людей, которые что-то пишут. Они занимают свою экологическую нишу, которая ни хороша, ни плоха.
М.СПИРИДОНОВ: Статистика имеет какую-то коммерческую значимость на сегодня?
Г.КЛИМЕНКО: Да, статистика – это то, что сейчас является самым серьезным активом, который плохо монетизирован, потому что я достаточно кочевряжусь в разных вариантах партнерства. Свершилось то, о чем я достаточно давно говорил. Мы давно сделали поведенческую рекламу, которая сейчас есть и в Яндексе, и в Гугле, многие это продают. Рекламодатели наконец-то стали востребованными, появилась реклама, зависимая от поведения пользователей. Произошло это по одной простой причине. Контекст стал настолько дорогим, что произошел ренессанс медийки. Когда у вас запрос «Вывод из запоя в Москве срочно» стоит 35 долларов за клик, можно покупать медийку и пытаться таргетироваться. Будут затраты на дизайнера и затраты на ручную работу, потому что медийка сложнее, чем простой контекст. Они высоки, но при высокой стоимости контекста это всё будет окупаться. В последний год говорят о расцвете RTB. Это же появилось не из воздуха, это появилось из того, что контекст стал безумно дорогим. Сейчас все ресурсы, которые обладают данными, атакованы всеми рекламными агентствами и движками с просьбой продать данные. В этом плане поведенческая структура достаточно ценна.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы самый крупный счетчик по количеству подсчитываемых ресурсов в Рунете?
Г.КЛИМЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какое количество сайтов у вас?
Г.КЛИМЕНКО: Полтора миллиона, которые учитываются в рейтинге, и есть достаточно большая часть, которая не участвует в рейтинге.
М.СПИРИДОНОВ: Какие цифры у ближайших догоняющих? У Top.mail?
Г.КЛИМЕНКО: Ближайшие догоняющие – это Гугл.Аналитика и Яндекс.Метрика.
М.СПИРИДОНОВ: Там не открытые счетчики, там немного другая история.
Г.КЛИМЕНКО: Да, это другая история. Когда-то мы меряли, и у нас был 60%-ый охват, у них было 35-40%. У Рамблера всё совсем грустно.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, Рамблер в последние годы завял.
Г.КЛИМЕНКО: Они пытались вести учет. Мне кажется, что любым проектом надо заниматься, его надо любить. Мне нравится статистика, меня от этого прет. Я первым ее придумал, и когда 3 года назад мы делали демографию от поведения, мне все говорили, что это не работает, в МГУ на факультете статистики над нами смеялись, они говорили, что это идиотизм. Сейчас принятый стандарт, когда по поведению людей в интернете можно определять достаточно достоверно не только демографию, но и другую информацию начиная от доходов, заканчивая сексуальной ориентацией, не раскрывая никакой персонализации. В этом смысле любым проектом нужно болеть. Я не уверен, что в Рамблере кто-то заботится о счетчике.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы до сих пор являетесь движущим механизмом, сердцем проекта LiveInternet.Статистика?
Г.КЛИМЕНКО: Да, я лично им занимаюсь, мне это действительно интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати, кто-то из ваших менеджеров сказал, что вы чуть ли не верстали или программировали отдельные куски внутри проекта.
Г.КЛИМЕНКО: Нет, я довольно давно не программировал. Я могу вспомнить мастер-класс по PHP, что-то сделать на PHP или Perl. Дизайн, который сейчас есть, больше технического свойства, его нельзя назвать версткой, мы с Максимом Зотовым делали вместе. Я рисовал, у меня есть кое-какие знания. Я считаю, что владелец не должен знать HTML, но я всё это знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Многие высказываются на этот счет, спрашивая, почему ведущий счетчик не поменяет дизайн. Чем это вызвано?
Г.КЛИМЕНКО: Я раз в полгода-год провожу тендеры с дизайнерскими компаниями. Какая там сложность? Для того чтобы сделать дизайн статистики, нужно сделать дизайн всего одной страницы. Это не 100 страниц за миллион долларов. Хорошо можно сделать только то, чем ты пользуешься. Дизайнеры читают газеты, поэтому есть дизайнеры, которые специализируются на информационном дизайне. Кто-то занимается юзабилити, но я еще не встречал дизайнеров, которые бы любили статистику, потому что то, что они присылают, мне как пользователю не нравится. Проблема в том, что я являюсь самым активным пользователем статистики. За 8 лет существования статистики я просмотрел 8-10 дизайнов. Я каждый год заказываю дизайн, плачу какие-то авансы, и то, что мне присылают, навевает грусть. Можно посмотреть на Гугл.Аналитику и просто своровать дизайн, но мне этот путь не нравится. С другой стороны, у пользователей есть свой спрос. Дизайн, безусловно, важен, я согласен с этим на 100%, но дело в том, что это достаточное условие. Необходимое условие – это абсолютно точная работа, онлайн, готовность давать пользователю то, что он хочет получить. Многие пользователи говорят, что можно было бы сделать красивый дизайн. Ребята, найдите дизайнера, который его сделает так, чтобы статистикой было удобно пользоваться. Веб-мастера достаточно активно пользуются статистикой, и им должно быть удобно ей пользоваться. Дизайнеры стремятся в сторону красоты, а мне нужен функционал.
М.СПИРИДОНОВ: Можно рассматривать ваши слова, как предложение присоединяться?
Г.КЛИМЕНКО: Да, каждый год я звоню, пишу, предлагаю, сейчас у меня на рассмотрении 2 дизайнерские конторы, которые пытаются что-то сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Я могу понять их. Вы как заказчик, несомненно, предвзяты, поскольку давно живете с этим и сами активно участвовали в построении проекта, а когда проект настолько близко держишь к себе, то довольно сложно принять чужую концепцию.
Г.КЛИМЕНКО: В этом плане я им сочувствую, но я ничего не могу поделать. Профессионализм в этом и заключается.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Откуда взялась история со счетчиками в Рунете? Я имею представление об английской и немецкой языковой зоне, но ни там, ни там нет открытых счетчиков. Появившиеся инструменты статистики, прежде всего, Гугл.Аналитика, недавно стали догонять через маркетинг, а не через показ своей статистики посещаемости народу.
Г.КЛИМЕНКО: В 1998-1999 годах еще был жив Aport, РБК был в расцвете сил, Яндекс был маленьким, Рамблер процветал, и мы на полном серьезе размышляли о том, что в России есть своя специфика. Тогда был спор междуYahoo и Рамблером, то есть между многоуровневым и плоским каталогами. Я тогда был представителем занесенной моды, List был многоуровневым каталогом. Мы считали, что наши граждане любят плоский рейтинг, и им нравится статистика. Наверное, надо обращаться к тем, кто создавал Рамблер, и выяснять, откуда к ним пришла эта идея. Я думаю, что она пришла к ним рационально, люди кликают по кнопочкам, это генерирует посещаемость, посещаемость бесплатная, и всё хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: У меня возникла идея. Не пришла ли она, как и многое в Рунете и в интернете в целом, из порно-отрасли? Там же еще есть такие штуки.
Г.КЛИМЕНКО: Я не знаю, что с этим было в 1998 году, были ли они, существовали ли. Вполне может быть. Сейчас историю не поднять. Я помню свою единственную историю, связанную с порно-технологиями, когда у нас начали появляться pop-up. Мы с моим нынешним партнером Андреем Кузиным, тогда не будучи партнерами, сидели и пили виски, ему кто-то позвонил, и я услышал, что он в трубку орет: «Вы хотите сделать из моего сайта порнуху», потом он разбил телефон об стенку. Я спросил у Андрея, кто ему звонил. Он сказал, что эти негодяи хотят поставить pop-up. Я спросил, кто звонил. Он сказал, что Intel. Я сказал, что если Intel, то это нормально. Он сказал, что это порно-технология, что это ужасно, что мы не можем изуродовать сайт pop-up и Pop-Under. Я предложил ему позвонить и узнать цену. Мы собрали телефон, позвонили, выяснили, что цена 20 долларов за тысячу показов и согласились. Я тогда сделал вывод, что порно-технология – это доллар за тысячу показов, а бизнес – это 20 долларов за тысячу показов. Это история проникновения порно-технологии в российский Рунет, с которой я знаком. Откуда эту идею взял Рамблер, я не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Счетчики пошли от Рамблера Топ100 и дальше стали плодиться и размножаться?
Г.КЛИМЕНКО: С точки зрения бизнеса я всегда поступаю очень примитивно. List.ru – это вариант yahoo. Когда стало понятно, что не хватает трафика, я обратил внимание на то, что Рамблер получает много бесплатного трафика по счетчикам. В философию создания счетчиков я не вдавался, я просто попросил Алексея Воронина сделать счетчик, мыего быстренько на коленках сделали, и с этого всё пошло.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Что имеем, то имеем. Интересно, как это будет развиваться дальше, потому что мне кажется, что постепенно схлопывается история со счетчиками, только LiveInternet гордо стоит на множестве сайтов, а остальные подчищаются. Вам не кажется, что постепенно и LiveInternet тоже будут замещать скрытой Гугл.Аналитикой?
Г.КЛИМЕНКО: Здесь вопрос не в этом. Гугл.Аналитика и Яндекс.Метрика – это хорошие сервисы для e-commerce. У меня проблема в другом свойстве. Я не могу пойти по пути SpyLOG, я не могу самоубиться. Я не могу открывать платные сервисы на самом LiveInternet, иначе я получу репутацию платного счетчика. Я работаю для другого сегмента. Гугл.Аналитика работает для исследований маркетологов. Не то, чтобы мы пропустили этот рынок, у меня есть много отчетов, которые мы не запускаем в LiveInternet, они связаны с анализом посещаемости, мы их тестируем, и я надеюсь, что на РИФе в апреле мы презентуем ряд проектов по этой части. Между LiveInternet и Гугл.Аналитикой общее только то, что мы считаем посещаемость. Дальше у нас расходятся цели и задачи. Я работаю для веб-мастеров, но не для маркетологов, и это очень тонкий момент.
М.СПИРИДОНОВ: Кого вы понимаете под веб-мастерами?
Г.КЛИМЕНКО: Веб-мастера – это посещаемость, обмен трафиком, учет, это владельцы сайтов, которых интересует посещаемость.
М.СПИРИДОНОВ: Это индивидуальные предприниматели, малый и средний бизнес?
Г.КЛИМЕНКО: Веб-мастера – это люди, которые занимаются сайтом, продвижением. Директору магазина нужно знать глубину просмотра, где покупатели, где посетители. LiveInternet, Рамблер, Top.Mail, SpyLOG массовые. Я перемалываю в день 10 миллиардов хитов, я не могу с ними ничего сделать, я делаю массовый сервис. Яндекс.Метрика и Гугл.Аналитика – это не массовые сервисы, это сервисы, которые позволяют вам проследить путь от посетителя до продажи. Это не противоречие, впихивать в одну массовую опцию уникальные вещи не стоит, это не работает, поэтому мы будем запускать отдельный проект. Это будет проект на базе LiveInternet, но он будет идти отдельно. Вы правы в том, что появляется новый сектор, колоссальный по деньгам и спросу – это сектор анализа посетителей и данных для e-commerce. E-commerce растет такими быстрыми темпами, что мгновенно формирует спрос. Основные потребители, которые сейчас хотят потреблять мои данные – это магазины. Они все хотят получить внутренний директ. Сейчас огромная проблема с ботами, качеством аудитории. Они хотят знать структуру посетителей не в смысле демографии. Например, крупный банк хочет знать, кто к ним приходит, то есть сделать интернетовский скоринг того, кто заполняет анкету. Человек пишет, что его зовут Оля, а на самом деле, это мужчина. Появился спрос, который является неожиданным. Ни Гугл.Аналитика, ни Яндекс.Метрика для этого не запускались, они запускались в связи с тем, что поисковые системы не смогли обслужить нас только на базе ссылочного ранжирования. Либо поисковые системы должны были сдаться и выдавать в выдаче то, чем их кормит Seopult и зарубежные аналоги, либо делать что-то свое. Без стороннего знания сайтов, без установки счетчиков на крупные сайты, без понимания, что люди делают на них, без понимания, что по запросу человек действительно порылся и что-то поискал, никак, это колоссальная проблема. Они развивали свои системы статистики не для удовлетворения запросов e-commerce, это стало побочным эффектом того, что они хотели знать что-то о сайтах для того чтобы их правильно ранжировать.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, они развивали эти сервисы для того чтобы воспитывать интернет-маркетологов нового поколения.
Г.КЛИМЕНКО: Нет. Если вспомнить 1998 год, то Антон Борисович Носик вел «Вечерний интернет», он поставил ссылку на сайт, и поисковик, зная, что Антон Носик – влиятельный человек, учитывал это как весовую категорию, было ссылочное ранжирование. Прошли годы, и этим стали злоупотреблять. Поисковику нужно разобраться, что выдавать, а одно ссылочное ранжирование не соответствует желаниям.
М.СПИРИДОНОВ: Это понятно, и в работу пришли десятки новых технологий.
Г.КЛИМЕНКО: Да, но эти технологии невозможны. Сперва появилась Гугл.Аналитика, потом Тулбар. Для того чтобы правильно ранжировать сайты, поисковик должен знать, куда люди ходят, как они там пребывают, как они ведут себя на сайтах. Без внешних систем учета поведения людей это невозможно. Для этого прекрасно работают Тулбары, Яндекс.Метрика в случае Яндекса и Гугл.Аналитика в случае Гугла. У них первичная задача – это даже не удовлетворение e-commerce, а удовлетворение собственных запросов о данных.
М.СПИРИДОНОВ: То есть сбор более полной информации о пользователях?
Г.КЛИМЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Я хочу вернуться к вопросу о конкуренции счетчиков, наиболее традиционных для Рунета, и сформировавшихся аналитических комбайнов Яндекс.Метрики и Гугл.Аналитики. Она неизменно присутствует. В последнее время особенно ясно стало, что у последних свой вектор развития, они становятся машинами аналитики, в которых порой без ста грамм не разберешься.
Г.КЛИМЕНКО: Кстати, это тоже очень важный вопрос. Они переусложнились, и многие пользователи пользуются ими одновременно. Их даже нельзя противопоставлять, можно противопоставить Яндекс.Метрику и Гугл.Аналитику. Мы сейчас хотим ступить на их территорию.
М.СПИРИДОНОВ: Вы говорите, что вы для веб-мастеров, то есть для малого и среднего бизнеса, для индивидуальных предпринимателей.
Г.КЛИМЕНКО: Не совсем так. Есть еще TNS Gallup, о котором мы забыли сказать. Он для рекламодателей. Он теоретически ставит счетчики. Мы все знаем, что считает он плохо, но, тем не менее, он присутствует на этом же статистическом рынке, потому что он забрендировался как сервис для рекламодателей, хотя ни одна площадка его как сервис статистики не признает. Тем не менее, они разговаривают с рекламодателями на одном языке. Данные у меня, у Яндекс.Метрики, у Гугл.Аналитики такие же. Когда я прихожу к рекламодателям со своей статистикой, они говорят, что им привычнее смотреть данные, выданные в форме TNS, которые они взяли с телевидения. У меня та же самая история. Гугл.Аналитика – это больше продажники, маркетологи, люди, которые смотрят, что за покупатель купил iPhone. Я больше для тех, кто занимается покупкой трафика, его обменом. По большому счету, это система, которая позволяет получить общее представление о том, как развивается сайт, отследить динамику. Мы заточены под эту сторону. Гугл.Аналитика и Яндекс.Метрика – это больше внутрянка.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что для простого пользователя, который является не очень глубоким специалистом Сети, есть два типа статистики. Первая – это «замороченная» и сложная Гугл.Аналитика и Яндекс.Метрика, но когда туда заходят люди с нормальной головой, они там творят чудеса, они строят очень интересные модели, очень эффективно контролируют и координируют проведение рекламных кампаний. Есть более простое решение – это разные счетчики, которые потихоньку уходят, уступая первым, и только вы держитесь на плаву. Не означает ли это, что для вас это тоже небесконечно, что они всё равно вас подзадавят, если сделают «Light» Яндекс.Метрики для тех, кто в танке?
Г.КЛИМЕНКО: Подзадавят, конечно. Когда-то ТОП-лист был лучшим счетчиком в Рунете, потом Spylog, потом LiveInternet, потом появились Гугл.Аналитика и Яндекс.Метрика, которым было смешно смотреть на то, как они там всё коряво делали. Сейчас они условно достигли лучших результатов, чем мы, мы пропустили их вперед. Я рассчитываю, что в следующем году мы их немного обгоним по одной простой причине, что у них основная цель – это не удовлетворение потребностей веб-мастеров, а удовлетворение своих потребностей в данных. Крупная компания не может охватить всё.
М.СПИРИДОНОВ: Для них сервис статистики – это стимул к тому, чтобы их код ставили на разные сайты, чтобы они получали больше информации, но не более того.
Г.КЛИМЕНКО: Это очень важный сектор для них, но им нужны данные для того чтобы четче выдавать свою выдачу.
М.СПИРИДОНОВ: Если бы они могли не давать доступ к статистике, а просто располагать свой код на сайтах, это было бы идеальным вариантом для них?
Г.КЛИМЕНКО: Есть Тулбары Гугла и Яндекса. Ни тот, ни другой данных не дают. Они раздают Тулбары пользователям и получают относительную статистику, но, тем не менее, ей они ни с кем не делятся. С веб-мастерами приходится делиться, нельзя просто сказать «Поставьте наш счетчик»! Веб-мастера перестали вестись на тИЦ. Сейчас Яндекс получает данные, и он вынужден делиться, и он вынужден развиваться и двигаться в этом направлении.
М.СПИРИДОНОВ: Вы обмолвились о чем-то, что будет презентовано как новый продукт и позволит вам обрести новое дыхание.
Г.КЛИМЕНКО: Вернуть былое величие.
М.СПИРИДОНОВ: О чем идет речь? Расскажите в общих чертах, если не можете рассказать подробно.
Г.КЛИМЕНКО: Особых секретов в этом нет. Рабочее название – это «Внутренний инспектор». Это статистика, которая будет нацелена не на веб-мастера, а на директора магазина, человека, которому важно знать качества его аудитории. Сейчас пока никто этим сильно не занимается. По интернету ходят боты, мы знаем, что часть посетителей создается искусственно. Есть стандартные вещи, которые сейчас никто не делает. Если в крупный банк за кредитом пришел человек, о котором мы ничего не знаем, то ему не надо ничего давать. Если он ни на одном из сайтов не засветился, то, наверное, это какая-то некрасивая история с ботами. Есть старая история о том, чтобы сделать таргетированные новости под настроение людей, под то, что они искали. Новости сделать сложно, а узнать, что человеку показывать, когда он только зашел в магазин, как формировать для него первую страничку, можно. Если мы знаем, что посетитель уже искал Samsung Note, то, наверное, на главной страничке магазина ему нужно показать то, что он может купить Samsung Note с доставкой. Это вещи, которые идут в e-commerce.
М.СПИРИДОНОВ: Это пресловутый ремаркетинг?
Г.КЛИМЕНКО: Да, это одна из частей.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли понимать, что LiveInternet будет бороться и искать специальные решения, которые сложно повторить или которые бессмысленны для повторения главными конкурентами – Гуглом и Яндексом?
Г.КЛИМЕНКО: Да. Мы идем своими путями. Я считаю, что борьба – это не самый лучший путь, особенно, когда дело касается демпинга. Мы идем в сторону магазинов. Это аналитика, которая будет востребована, в первую очередь, директорами магазинов и теми, кто занимается оценкой качества трафика и оценкой себестоимости привлечения людей.
М.СПИРИДОНОВ: В перспективе 3-5 лет вы видите жизнь и активное существование LiveInternet?
Г.КЛИМЕНКО: Сейчас распространены и процветают консалтинговые компании, которые ставят свои счетчики на сайты, анализируют трафик и что-то рекомендуют. Более того, в России в крупные компании приходят IBM и Oracle и предлагают свои системы аналитики. Правда, я не знаю, на основе каких данных они их предлагают, потому что они вроде не замечены в том, что у них стоит много своих сервисов по интернету, но, тем не менее, сам по себе консалтинг в сфере e-commerce востребован, он очень дорогой. Пока как рынок мы только создаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Про этих двух не знаю. Я знаю, что Adobe ходит со своей системой.
Г.КЛИМЕНКО: Да, Adobe тоже. Я не могу комментировать их продукт. Именем торговать надо, но иногда надо что-то делать, как мне кажется. Их позиционирование понятно, для крупных компаний очень важен аудит того, чего они делают. Когда возникают какие-то вопросы, они говорят, что они платят IBM, Oracle или Adobe по 10 тысяч в месяц, и они им говорят, что у них всё хорошо. Я в эти истории не лезу, но смысл в том, что консалтинг дорог и востребован. Я думаю, что на этой нише ни Яндекс.Метрика, ни Гугл.Аналитика играть не будут. Это история внешних независимых компаний, типа моей.
М.СПИРИДОНОВ: Вы отстраиваетесь в сторону позиционирования типа бутика, то есть предлагаете сервис и дополнительные услуги?
Г.КЛИМЕНКО: Сейчас мы заняли нишу на рынке, которая сильно не растет, но и не падает. У рамблера трафик довольно большой. Люди не снимают счетчиков, ставят их и пользуются ими. Мы сейчас попробуем локализоваться на Luxury-услугах, зарабатывающих услугах для формирующегося спроса.
М.СПИРИДОНОВ: LiveInternet будет заниматься и предоставлением технологической базы, и консалтингом живьем и на этом зарабатывать деньги?
Г.КЛИМЕНКО: Да, такой план. Не знаю, насколько он хорош, но надеюсь, что мы прорвемся.
М.СПИРИДОНОВ: Время покажет. У нас осталось немного времени, и мне хочется пройтись еще по паре тем. Вы владеете долями в нескольких других проектах, кроме названных?
Г.КЛИМЕНКО: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько их в интернете?
Г.КЛИМЕНКО: Еще 4 проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Это 03.ru…?
Г.КЛИМЕНКО: Нет, это я даже не считал. 03 – это мое. В 4 проекта я зашел как миноритарий, я заходил рекламой. 3DNews – это давняя история, у меня там 40%, мы с Андреем Кузиным прекрасные партнеры, у нас хорошие отношения. У меня сейчас есть доля в крупнейшем трейдерском сообществе sMart-lab с Тимофеем Мартыновым, у меня есть небольшая доля в оптимизационной конторе, и у меня есть доля в брокерской конторе, тоже за рекламу мы туда зашли.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Давайте перейдем к теме общего представления о рынке и вашего взгляда на сегодняшнее положение вещей со стартапами, с инвестициями. Слушая вас, я понимаю, что многие вещи, которые вы говорите, скепсиз, который вы порой подчеркнуто транслируете, рождены из собственного опыта и собственных ошибок.
Г.КЛИМЕНКО: Мы же должны на чем-то строить свои предположения, не можем же мы их брать из воздуха.
М.СПИРИДОНОВ: Нет ли в этом боли от того, что вы чего-то не сделали, а молодые ребята сейчас пытаются это сделать, у них может что-то получиться, и вам будет обидно?
Г.КЛИМЕНКО: Я иногда думаю над этим вопросом. Можно было остаться в Mail, можно было сделать что-то еще. В справочке, которая была в самом начале, не сказали о том, что у меня четверо детей. У меня есть бизнес, помещение, офис, прекрасные сотрудники. Сослагательное наклонение достаточно лукаво, всё-таки каждый должен работать в том секторе, который ему нравится. Мой скепсис по стартапам не связан с тем, что я смотрю на них и вижу, что они делают то, чего я не смог.
М.СПИРИДОНОВ: Что идет молодая чета, которая сотрет нас с лица с земли.
Г.КЛИМЕНКО: Да. Проблема заключается в том, что всё не так, как кажется. Все стартапы, которые я вижу в последнее время, которые считаются успешными – это в большинстве своем дутики, построенные на государственные деньги, деньги ВТБ или еще чьи-то деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Возражу. Среди дутиков появляется всё больше вполне здоровых проектов, построенных молодыми, энергичными и толковыми менеджерами.
Г.КЛИМЕНКО: Я не хочу выступать с персоналиями. 15 лет назад можно было прийти в интернет и с бюджетом 600 долларов в месяц сделать проект типа List.ru. Сейчас обкешился Яндекс, Рамблер, Мейл. Я думаю, что в российском интернете есть около 500 миллионеров, людей, у которых есть колоссальный опыт и знания. Они занимаются тем, что тихонечко делают свои проекты, и все публичные стартаперские проекты, где они не участвуют – это отказные проекты. Каким образом мимо меня, мимо тех, кто получил свои опционы в Яндексе прошли все эти проекты и каким образом они попали на стартап-уикенды? Они же попадают к нам, они же пишут письма, просят советы. Раз в день мне приходит письмо о том, что у человека есть новый гениальный проект, и если я не дам ему денег, то он пойдет на стартап-уикенд и там заработает в 10 раз больше. Надо реалистично смотреть на этот рынок. Я не говорю о том, что это невозможно, просто есть аналогия в реальном бизнесе. 15 лет назад можно было очень спокойно открыть круглосуточный супермаркет типа Азбуки вкуса. Достаточно было сделать его круглосуточным, и к вам начинал валить народ. Если сейчас к вам придет человек и скажет, что придумал, как сделать сеть круглосуточных супермаркетов, вы спросите, делал ли он что-то до этого. Если он скажет, что не делал, то ему никто деньги не даст, потому что в наше время нереалистично сделать сеть супермаркетов и победить всех на рынке, не имея опыта в этой отрасли. Когда я критически высказываюсь о стартапах, надо очень четко понимать, что если стартап будет запускать Аркадий Морейнис, то я буду внимательно смотреть на то, что он делает, потому что я понимаю, что у человека есть профпригодность, опыт и знания. Если же проект запустит девочка – студентка Высшей Школы Экономики, без опыта своего стартапа, я сразу скажу инвесторам, что не надо давать ей денег. Если у человека нет опыта, если нет квалификации сварщика, то в реальной жизни мы не доверим ему сваривать трубы. Это можно было делать тогда, когда не было сварщиков, и каждый, кто вызывался, умел варить. Когда я говорю о том, что всё плохо, я имею в виду то, что люди, не имеющие опыта, не имеют права привлекать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Как быть тем, у кого есть амбиции предпринимателя, желание что-то делать? Сначала идти в найм?
Г.КЛИМЕНКО: Идти в найм – это единственный путь. Давайте назовем вещи своими именами. Стартапер хочет получить миллион долларов за 10%, предприниматель хочет найти инвестора, который даст ему долю в 10%. Как в реальной жизни люди проходят свой путь? Они приходят работать в банк, например, получают там квалификацию, опыт, сертифицируются как профессионалы, уходят в другой банк, растут, становятся управляющими, им за это дают бонусы в 3-5%, потом они переходят на работу в крупный банк, получают больше бонусов, потом они покупают свой маленький банк, развиваясь и становясь собственниками. Это путь, который сложно ускорить, если у вас нет родственников типа Владимира Владимировича Путина. Мы сейчас говорим про обычные решения. В интернете сейчас примерно такая же история. Без набора квалификации сложно. По-моему, Аня Артамонова или кто-то из Мейла хорошо сказал на эту тему «Не мучайте мозг, сходите и поработайте полгода в Мейле, Яндексе или Рамблере, и масса вопросов снимется». Когда мы сейчас говорим о стартапах, надо понимать, что мы говорим о комедиях на стартап-уикендах, которые в последнее время стали больше похожи на выступления коучинга. У всех людей, которые там присутствуют, есть проблема в том, что они ни дня не работали в правильной компании. Ты можешь справедливо сказать, что, может, в этом и есть секрет, и что случайно случится чудо. Мы же говорим об инвесторских деньгах. 10 лет назад инвестиции в интернет мерялись суммами в 5-10 тысяч долларов. Сейчас запрашиваемые бюджеты намного больше, люди просят 2-3 миллиона долларов.
М.СПИРИДОНОВ: По крайней мере, сотни тысяч, и это деньги, которые по объективным причинам нужны.
Г.КЛИМЕНКО: Да, сотни тысяч – это другие деньги. Если мы случайно опустимся на землю, то мы увидим, что это хорошие деньги, на которые можно построить магазины, заводы. Люди легко говорят: «Дайте нам сто тысяч долларов, и мы всё сделаем», а это уже вопрос к инвесторам. Проблема в том, что инвесторы, к сожалению, увлечены интернетом настолько, что теряют здравый смысл, и такие вещи у них иногда проходят.
М.СПИРИДОНОВ: В последнее время инвесторы в этом смысле стали дисциплинированнее.
Г.КЛИМЕНКО: Всё равно появляются очень сомнительные стартапы. Например, доктор на работе. Я думаю, что пока инвесторы не обожгутся, как на МММ обжегся народ, ничего не изменится. Сейчас к МММ стали спокойнее относиться, и играют в него только те, кто сознательно это выбрали. Я могу рассказать, как это происходит. Мне звонит какой-нибудь уважаемый инвестор и спрашивает: «Гера, как ты думаешь, хороший или плохой этот проект?». Я говорю, что проект говно, а потом вижу, что он тихонечко туда заходит. Я спрашиваю у него, зачем, на что он отвечает, что он думает, что я просто ему завидую, что он нашел такой прекрасный проект. Потом люди деньги теряют. Индустрия накопила опыт, в индустрии масса менеджеров, которым можно ставить задачи, платить деньги, давать доли, и они всё это сделают. Инвесторы, на мой взгляд, находятся еще в диком состоянии, они верят в то, что существуют чудеса, что они найдут несчастного стартапера, которого запутают, которому дадут 30 тысяч долларов, а он для них заработает миллиард.
М.СПИРИДОНОВ: Вы обостренно внимательно относитесь к вопросу траты денег?
Г.КЛИМЕНКО: Я считаю, что хороший стартап строится без денег. Для построения хорошего стартапа, в первую очередь, нужны квалификации партнеров. В стартапе складываются компетенции программистов, дизайнеров и инвесторов. Мой опыт последних историй – это то, что мы без денег всё умудряемся делать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вы затронули вопрос, касающийся недавних ваших дискуссий с околовластными структурами вокруг законодательной истории в интернете. Вы вспомнили Путина, и я вспомнил об этом. Можете еще разок компактно выразить свою позицию на этот счет? На первый взгляд, она сильно контрастировала с тем, что обычно и привычно звучит от деятелей интернета, которые борются за свободу, за полную либерализацию, анонимность в интернете и так далее. Вы говорите об обратном.
Г.КЛИМЕНКО: Не надо вешать на меня больше собак, чем нужно, какую-то часть я на себя сам повешу.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, я снимаю часть собак.
Г.КЛИМЕНКО: Я говорил о том, что существует большая проблема в том, что интернет стал индустрией, она еще не системообразующая, но представить себе e-commerce без интернета весьма сложно. В ходе развития бизнеса мы видим, что есть серьезная проблема неурегулированности законодательных отношений. Например, когда мы завозим автомобили, мы берем таможенные пошлины. Мы сейчас не говорим о том, надо защищать автопром или нет, мы считаем, что это естественно, что нужно кормить людей, поить их и давать им работу. С интернетом немного другая история. Мы имеем Яндекс, меня, компании юридической российской приписки, которые платят все налоги и соблюдают всё законодательство, которые по малейшему свистку правоохранительных органов исполняют все их решения. Я не говорю, грустно это или нет, это нормальная бытовая ситуация. Вдруг к нам приходят компании Гугл, Facebook, которые, откровенно говоря, даже не знают о нашем налоговом законодательстве. Они могут себе позволить при получении веб-мастерами денег поставить галочку, что они сами платят налоги, и выслать веб-мастеру чек. Это меняет конкурентоспособность. Для того чтобы заплатить веб-мастеру денюжки за клики, Яндекс должен отказаться от НДС (18%), подоходного налога (13%), должен всё это выплатить за человека, должен заплатить ЕСН (36%). Мы с вами понимаем, что разделения 50:50 в природе быть не может, потому что только налоги составят 50%. Веб-мастеры умеют считать. Если ты поставил Гугл, тебе Гугл пришлет 1000 долларов. Цены за клики, если убрать спецразмещения, примерно одинаковые, и вдруг выясняется, что, поставив Гугл, я получаю 1000 долларов, а поставив Яндекс, я получаю 500 долларов при примерно том же самом объеме, потому что 500 долларов Яндекс заплатил государству. Что делает человек? Он говорит, что он очень любит Яндекс, что это хорошая российская компания, но сам он будет ставить Гугл. Возникает большой вопрос «Что с этим делать?». Как только ты начинаешь говорить о том, что надо Гугл как-то заставить существовать в том же правовом поле, то говорят, что это свобода слова. Меня политика интересует меньше всего. Требованием свободы слова можно многое объяснить. Если бы Гугл соблюдал правила, по которым живет российское законодательство, или вам в интернет-индустрии разрешили бы платить налоги по той же схеме, что и Гугл, чтобы были равные условия, капитализация Яндекса выросла бы раза в полтора. Почему бы и нет!
М.СПИРИДОНОВ: Какое решение этого всего? Как быть, учитывая то, что мы имеем то, что мы имеем?
Г.КЛИМЕНКО: Решения, которое бы удовлетворило все стороны, не существует. Есть китайский вариант, который всем не нравится. Согласно нему мы просто ставим границу и говорим о том, что если Гугл приходит к нам, то он должен соблюдать наши условия. Мы же видим, что сейчас проходят разнообразного рода конференции, где обсуждаются вопросы не только российской истории, но и вопросы многих стран, которые пытаются понять, как быть. Гугл и все остальные крупные компании принесли в мир понятие наднационального права. Они случайно стали крупнее и мощнее по деньгам государства, и государство находится в озадаченной ситуации, что с этим делать. Я не вижу решений, но что-то делать надо.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Видимо, мы пропустим рубрику с бизнес-цитатой, потому что у нас осталось мало времени, а сейчас мы зададим некоторые вопросы слушателей. Напомню, что эти вопросы были собраны в анонсе передачи в моем блоге по адресу Spiridonov.ru, сообществе Рунетологии в Facebook и аккаунте Рунетологии в Твиттере. Я возьму только те вопросы, которые мы не обсуждали прежде. Какие издания/блоги по интернет-бизнесу Герман читает ежедневно или хотя бы еженедельно? Читаете какие-то?
Г.КЛИМЕНКО: Иногда Roem, но очень редко. Facebook в этом плане заменил все специализированные источники, у меня достаточно хорошо проработана политика френдирования, я практически сразу становлюсь в курсе всех дел. Люди что-то пишут, и я в своей ленте сразу это вижу. У меня нет необходимости бегать по изданиям.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько сотрудников трудится у вас в штате?
Г.КЛИМЕНКО: Если взять Liveinternet, то 6 человек. Самому смешно.
М.СПИРИДОНОВ: Да, совсем немного. Офис только в Москве?
Г.КЛИМЕНКО: Есть филиал в Казани.
М.СПИРИДОНОВ: 6 человек находятся в Казани и Москве?
Г.КЛИМЕНКО: В Казани люди занимаются не Liveinternet.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. В последнее время Герман очень активен в медиа – это и колонка в «Секрете Фирмы», и телепроект на сеопульт тв и т.д. С чем связан такой активный самопиар?
Г.КЛИМЕНКО: Мне недавно пришло письмо от руководителя крупной компании, он спрашивал: «Гера, как сделать так, чтобы у меня также часто брали интервью, как у тебя?». Я ответил, но свой ответ я своровал, я его не сам придумал. Для того чтобы у вас брали интервью, его надо давать. На практике всё это обычно выглядит так. От вас что-то хотят получить, вы либо кочевряжитесь, либо у вас много дел. Когда вы начинаете общаться с журналистами, они дальше вас приглашают и зовут. Меня однажды научили тому, что с журналистами, как и с правоохранительными органами, нужно всегда разговаривать и не портить с ними отношения. Активность больше отражает не то, что я куда-то стремлюсь, а то, что СМИ с каждым годом всё активнее и активнее пытаются разобраться с тем, что происходит в интернете. Не только я чаще появляюсь в эфире, это происходит со всеми интернетчиками, со всеми представителями индустрии, они всё чаще попадают в эфиры и комментарии. На мой взгляд, здесь нет ничего необычного.
М.СПИРИДОНОВ: Я думал, что на вопрос этого человека, вы ответили, что нужно было в 1998 году создать проект List.ru и продать его за миллион долларов, а остальное придет само.
Г.КЛИМЕНКО: Нет, это было бы самонадеянно.
М.СПИРИДОНОВ: Это правда. Вы давно в отрасли, вы один из наиболее заметных спикеров.
Г.КЛИМЕНКО: Можно и так сказать, но я больше сослался на то, что когда нет спроса, нет и предложения. За последние год-два спрос на информационное освещение событий в интернете резко вырос. Спикеров, которые говорят на эти темы, не так много. Я не отношу себя к хорошим спикерам, просто спрос кратно увеличивает необходимость в общении. Я не могу отказать журналистам, потому что если им откажешь, они тебя потом закопают.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Герман, спасибо большое за беседу. Если есть какое-то резюме нашего разговора, которое не было сделано прежде, то можете его озвучить, и я поставлю точку в нашей программе.
Г.КЛИМЕНКО: Ответ на вопрос слушателя про то, что я читаю про интернет, могу дополнить и сказать, что я слушаю ваши подкасты. Мне это нравится, потому что это очень удобно.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо, что слушаете. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель LiveInternet.ru Герман Клименко
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.