М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 18 января 2013 года. Это 182-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска UMI.ru. UMI.ru – это сервис готовых интернет-решений для любого бизнеса. Он за 2 клика обеспечит бизнес сразу всем, что нужно для продаж в интернете.
Уникальное преимущество UMI.ru – любой готовый сайт можно быстро перевести на отдельный хостинг, с полным сохранением всего содержания, дизайна, структуры, URL’ов страниц и позиций сайта в поисковой выдаче. На сервисе уже успешно работает более ста двадцати тысяч проектов.
Еще одно небольшое объявление. Школа интернет-маркетинга «Нетология», являющаяся материнским проектом для Рунетологии, запускает первый в Рунете долгосрочный онлайн-курс, дающий комплексные и глубокие знания в области электронной коммерции «Руководитель интернет-магазина: сайт, склад, логистика, маркетинг».
Вместе с опытными наставниками – руководителями и топ-менеджерами крупных интернет-магазинов вы сможете превратить ваш проект в прибыльный и работающий бизнес.
Продолжительность программы – 1,5 месяца. Занятия проходят два раза в неделю, в онлайн-формате. Старт ближайшего курса 11 февраля. Зарегистрироваться можно на сайте netology.ru. Хотите построить прибыльный магазин, зайдите сейчас, посмотрите программу и зарегистрируйтесь!
Любовь к сериалам в 90-х, начале 2000-ых почти всегда означала не самый взыскательный вкус. Уровень латиноамериканских и российских телепродуктов, шедших тогда на экранах, был, не сказать, чтобы особенно высок.
Многое изменилось с активным приходом в Рунет увлечения лучшими образчиками американской сериальной продукции. Дело не в том, что они американские, просто качество совершенно иного уровня. Отдельные многосерийные эпопеи поднимаются до уровня, чуть ли не высокого искусства.
Сегодня у нас есть возможность побеседовать с одним из тех, кто фактически принес качественную сериальную продукцию в Рунет, стал провайдером ее прихода и продолжает ее популяризацию. Гость нашей программы – основатель Lostfilm.tv Андрей Кравец. Приветствую, Андрей!
А.КРАВЕЦ: Здравствуйте!
М.СПИРИДОНОВ: Задам вопрос, который вы, наверное, многократно слышали. Какой у вас любимый сериал?
А.КРАВЕЦ: Любимый сериал – сериал «Эврика». Это незатейливый сериал о городке, где живут ученые. Главный герой является главным полицейским, который всегда разруливает все неприятности, которые происходят с учеными в связи с их изобретениями. Это интересный сериал с юмором, это фантастика. Это несуровая фантастика, где всё по-взрослому, там есть шутки. Он закончился, но он мне очень нравился.
М.СПИРИДОНОВ: Вы его пересматривали?
А.КРАВЕЦ: Нет, я сериалы не пересматривал. Я 6 лет занимаюсь сериалами в том или ином виде. Как зрителя, американские сериалы меня потеряли. Произошел тот эффект, который был в «Белом солнце пустыни», когда Верещагин говорил по поводу икры. «Опять икра». Это перебор. Я сейчас очень редко смотрю сериалы, потому что я перенасытился ими.
М.СПИРИДОНОВ: Вы уже не переводите их самостоятельно?
А.КРАВЕЦ: Сам лично, как переводчик, я мало работал. Я считаю, что всё должно быть структурировано, этим делом должен заниматься профессионал. Каждый должен заниматься своим делом и делать это профессионально! Это как раз касается специфики работы в моей студии, так относится к этому Лостфильм. По сравнению с другими людьми из меня переводчик никакой.
М.СПИРИДОНОВ: Первые сериалы вы переводили сами?
А.КРАВЕЦ: Первый раз я переводил сам. Я даже смотреть не хочу. Слава Богу, они потерялись в интернете. Мне стыдно за мои переводы. Я честно старался сам, сам всё наговаривал. Это был второй сезон Лоста.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сказали о том, что вас сериалы потеряли, как зрители. Поскольку вы специалист в области телевидения и кино, вы заканчивали, насколько я знаю, специальность «Режиссер кино и тв». Сериалы потеряли. Потеряло ли кино? Сильна ли разница сегодня?
А.КРАВЕЦ: Я больше смотрю кино.
М.СПИРИДОНОВ: От того, что компактнее и короче?
А.КРАВЕЦ: Наверное. Я больше смотрю кино, наверное, потому что это законченное произведение, а сериал – это долгоиграющее кино, это многосерийное кино. Если тебя засосало, как пылесосом, ты уже не можешь оторваться, а мне хочется быть независимым.
М.СПИРИДОНОВ: Как, с вашей точки зрения, как творца, гуманитария, сериалы – это добро или зло? Ведь это «жвачка для мозга».
А.КРАВЕЦ: На самом деле, сериалы от кино практически ничем не отличаются. Я не могу сказать, добро это или зло, но теоретики уже давно ответили, почему мы смотрим кино, чем оно нам интересно. Сериал – это то же самое, только долгоиграющее. Более того, сериалы позволяют растянуть всё и более подробно рассмотреть ситуацию. В кино есть максимум 3 часа, и в эти 3 часа нужно впихнуть большую историю. Есть также эпопеи. Например, в фильм «Властелин колец» непросто в 3 часа всё впихнуть, но нужно. Сериал позволяет всё это растянуть на годы, подробно рассказать о героях, о том, что было, что будет, покопаться в прошлом. Сериал – это увеличительное стекло творческого произведения. Оно нам всегда интересно. Я могу напомнить, почему мы смотрим кино, и что нам там интересно. Во-первых, мы хотим пережить то, что в жизни мы никогда не переживем. Мы погружаемся в эту иллюзию и начинаем сопереживать героям, то есть ассоциируем себя с главными героями. Допустим, мы никогда никого не били по лицу, мы мирные люди. На месте главного героя мы с удовольствием отколошматим кого-нибудь и переживем это как свое.
М.СПИРИДОНОВ: В лице главного героя и убьем, если что, и расчленим, если что.
А.КРАВЕЦ: Да. В человеке много чего живет, человек многогранный. Кино является способом компенсации. Кино – это опыт, который мы постоянно получаем в жизни. Мы подражаем главным героям, смотрим, как они поступают в той или иной ситуации и откладываем это для себя. Чем оно нам интересно? Как говорил наш преподаватель, «Вы, как режиссеры, всегда должны думать об одном – чем будете поражать». Если вы не можете ответить на вопрос «Чем вы будете поражать», то забудьте и ничего не делайте. Я считаю, это правильно.
М.СПИРИДОНОВ: Как же функции, которые закладывались в театральные предметы искусства в античном театре? Это катарсис, который нужно пережить, очиститься и стать лучше? Это уже ушло?
А.КРАВЕЦ: Почему? Катарсис остался, без него нет драматургии. Кстати, американская кино-культура, американское кинопроизводство очень четко относятся ко всем таким понятиям. Для них важны катарсис, развитие сюжета. Если это драматургия, то это серьезная драматургия. Там всё присутствует. Катарсис очень важен для главного героя. Когда мы видим главного героя в начале сериала или фильма, он приходит с одним характером, настроением, в конце фильма он уходит с другим. Этим нам и интересно развитие событий, мы наблюдаем за его изменениями. Без этого драматургии нет. Если человек вошел в комнату в очках, посмотрел и ушел в очках, нам будет это неинтересно. Если он вошел в очках, и вдруг ему яйцо влепилось и расплылось по очкам, и ушел, то это уже драматургия.
М.СПИРИДОНОВ: Да, высокая драматургия. Здесь скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Сейчас краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим.
ДосьеАндрей Кравец родился 27 декабря 1966 года в Ленинграде. В 1985 году окончил техническое училище по специальности «Слесарь контрольно-измерительной аппаратуры». В 2005 окончил Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства по специальности «Режиссер кино и тв». С 1998 по 2006 работал режиссером в студии «Реал-Арт». В 2006 году стал одним из основателей проекта «Lostfilm». В 2008 году основал студию озвучания художественных фильмов и сериалов «Cravec».Живет и работает в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Как так получилось, что вы вначале оказались на рабочей специальности, обучившись ей, а потом перешли в творчество?
А.КРАВЕЦ: В смысле?
М.СПИРИДОНОВ: Специальность «Слесарь контрольно-измерительной аппаратуры» не сродни кино и сериалам.
А.КРАВЕЦ: Мне была интересна техника, я много занимался электроникой. При Советском Союзе это было интересно. Тогда магнитофоны были дорогие, телевизоры стоили дорого. Своими руками что-то делалось. Творчеством я начал заниматься рано. Все мои попытки заниматься техникой не к тому приводили. Они приводили не к технике, а к творчеству. Я работал в студии ДК Профтехобразования, меня аттестовали на инженера, я тогда занимался видео, в Ленинград тогда поступили первые видеокамеры. Их привозили моряки, мы их купили, мы снимали первые фильмы на них. На телевидении мне удалось поработать. Конечно, я поздно окончил Театральную Академию. Как я говорю, впрыгнул в последний вагон, возраст уже был другой. Надо было раньше. Зато я за это время получил много практики. Когда я пришел обучаться, мне было немного легче, хотя гуманитарный институт – это вещь, которая ставит всё с ног на голову, там всё немножко по-другому.
М.СПИРИДОНОВ: После годов практики для вас было полезным обучение в институте?
А.КРАВЕЦ: Очень полезно! Я считаю, высшее образование полезно, что бы ни говорили. Никакие практики не заметят высшего образования. Оно немного меняет отношение к миру.
М.СПИРИДОНОВ: Смотря, какое высшее образование.
А.КРАВЕЦ: Я считаю, что любое. Сама система обучения всё равно делает тебя другим человеком. Хочешь-не хочешь, а ты должен сдавать экзамены, зачеты, писать курсовые. Даже если ты тяп-ляп относишься к этому, всё равно это откладывается в голове, ты что-то запоминаешь. Я шел учиться с пониманием. Мне нужен был рабочий чемоданчик. Знания у меня были, но мне нужны были секреты мастерства. Такой творческий чемоданчик мне дали. Теперь мне проще работать, потому что у меня с собой есть чемоданчик, который я могу использовать.
М.СПИРИДОНОВ: Здорово. Надо сказать, что за почти 200 выпусков программы, вы мой первый однокашник. Я тоже заканчивал Санкт-Петербургскую академию театрального искусства, правда, театральный факультет. Продолжим разговор о вашей карьере. Вы поработали на телевидении, повозились с техникой и, закончив Академию, оказались в сериальном пространстве, которое, в том числе и вашими усилиями выплеснулось в Рунет.
А.КРАВЕЦ: Да, почти так. История с озвучанием началась в 2007-2008 годах. На тот момент я очень устал от кино и документалистики. Было сделано много работ, были телевизионные программы. Пришло перенасыщение, я устал, и мне хотелось двигаться дальше. Когда появились торренты, вдруг выяснилось, что стали доступны какие-то фильмы и сериалы на английском языке. Я начал искать свой любимый сериал «Вавилон 5», это очень интересный и необычный для 90-х годов сериал. Выяснилось, что то есть серии, то их нет. Я нашел какое-то видео, нашел какой-то перевод, сам наговаривал его для себя и друзей, потому что хотелось пересмотреть сериал. В конце концов, у меня появились все dvd-диски. Это был первый опыт, и люди сказали, что у меня неплохой голос, что надо подумать над этим, что у меня может всё получиться. Я посмеялся и подумал, что я не буду заниматься такой ерундой. Как выяснилось, это ерунда, которой я занимаюсь уже много лет.
М.СПИРИДОНОВ: Вслед за тем, как Вы озвучали первые сериалы, начала строиться команда? Как возникло то, что сегодня стало Лостфильмом?
А.КРАВЕЦ: Это, наверное, будет интересно тем, кто затевает какие-то проекты в интернете. Первое, что помогло – популярность сериала Лост. Я тогда даже не представлял, насколько он может быть интересным. Он послужил трамплином. На тот момент сериалами практически никто не занимался, за исключением узких групп, форумов, где люди смотрели сериалы, делали какие-то титры, комментировали. Тогда сериалы даже пираты не хотели пиратить, потому что это получается дорого. Надо много дисков. Это было неинтересно людям. Я начинал этим заниматься, но цели продолжать заниматься этим в более широком масштабе у меня не было. Мне было это интересно, для меня открылся целый мир. Потом выяснилось, что есть не только Лост, что есть еще несколько интересных сериалов, у меня начали разбегаться глаза. Мне хотелось поделиться этим с другими, рассказать, что это круто и интересно. Я максималист, я всегда стараюсь делать всё максимально качественно, иначе это не имеет смысла. Тем более, в творчестве конкуренция большая, и для того чтобы быть лучшим, надо делать по максимуму. С тебя просят на 10 рублей, а ты делаешь на 15. Тогда я понял, что первое – это качество переводов. Мы знакомы с Дмитрием Goblin Пучковым, и мы с ним дружим. Он, как говорится, жжет в фильмах. Я разделяю его позицию по поводу так называемой правильности переводов. Всё должно быть сделано без всякого вранья, без отсебятины, ведь доходило до смешного. В 90-ые годы, когда шли сериалы по НТВ, был космический сериал, название которого я не помню. В нем на некой планете сидят поселенцы и разговаривают, вдруг происходит нападение. Они бегут, один из героев бежит к радиостанции и кричит «Mayday! Mayday», и голос за кадром переводит это как «Майский день! Майский день!». Это же безумие. На самом деле, переводом можно испортить кино, сделать его ерундой, а можно, наоборот, приукрасить, сделать его таким, что все будут смеяться. Многим не нравится сериал «Декстер», который выходит под маркой Лостфильма. Все говорят, что там матом кроют, на что я говорю: «Какое-то бранное слово зачастую вызывает у нас улыбку, потому что мы не привыкли, что везде говорят матом. Неловкость покрывается улыбкой». Если героиня на полном серьезе говорит что-то матом, и мы сделаем это матом, то это вызовет улыбку, и драматическую сцену мы превратим в смешную сцену. Тем самым, мы вторгаемся непосредственно в оригинал, в то, над чем думали сценаристы, в то, что делал режиссер, и мы превращаем это в другое.
М.СПИРИДОНОВ: Буквальным переводом вы уходите от оригинала?
А.КРАВЕЦ: Да. Я считаю, что нужно выбирать золотую середину. Если там есть ругательные слова, то можно придумать нематный аналог, который даст понять, что это ругательство. Я не приучен к ругательству.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, хороший перевод любого творческого продукта – это пересадка на ментальность, а не столько перевод-подстрочник?
А.КРАВЕЦ: Да, это сильно зависит от переводчика и от его образованности, причем, как ни странно, не от знания иностранного языка, а от знания русского языка.
М.СПИРИДОНОВ: Я слышал, что очень важно знание специфики той отрасли или той среды, которая является средой жизни для героев сериала.
А.КРАВЕЦ: Да, конечно. Слава Богу, сейчас есть интернет, и не надо обкладываться мега-справочниками до потолка, бежать в библиотеку и выяснять нюансы. Сейчас есть множество справочников – как наших, так и зарубежных, где можно узнать какую-то специфику, проконсультироваться, спросить что-то на специализированных форумах. Зачастую многие этим не пользуются.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас несколько слов о компании Lostfilm, и мы продолжим разговор.
Справка о компанииОснователем проекта Lostfilm.tv является Андрей Кравец, а собственником домена – другое лицо, чье имя держится в строгом секрете. По данным агентства «OKEJ Analytics (ОКЕЙ Аналитикс)», Lostfilm.tv входит в число 10-ти крупнейших торрент-трекеров по объему месячной аудитории – около 2 миллионов уникальных посетителей в месяц. Lostfilm.tv занимает первое место среди всех торрент-трекеров по такому показателю, как лояльность посетителей – 38% процентов заходят на сайт не реже 1 раза в неделю в течении месяца, что сопоставимо с размером ядра аудитории таких сайтов, как Яндекс и ВКонтакте. Средний возраст аудитории Lostfilm.tv – 28 лет, процент мужчин – 69%. Доходы от рекламы составляют около 600 000 тысяч долларов в год. Стоимость бизнеса Lostfilm.tv оценивается в 2,4 миллиона долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Это внешняя оценка. Насколько Вы ее подтверждаете, Андрей?
А.КРАВЕЦ: Когда я всё это дело начинал, когда дошло до того, что нужно приглашать актеров, что я не панацея, когда я приглашал актеров, я не звучал. То, что у меня по сценической речи было 5, ничего не значит. Речь с экрана – это отдельное творчество. Года полтора-два я учился у профессионалов. Если люди приходят работать, то им надо платить деньги. Кому-то больше, кому-то меньше, кто-то скажет, что я хороший, и ему просто интересно, но траты всё равно есть. Это я говорю для тех, кто затевает какие-то проекты в интернете. Я два года платил из своего собственного кармана деньги. Я уже не говорю о технике, о строительстве специального помещения для записи и так далее. Надо понимать, что вначале без каких-то вложений ничего не получится. Ждать спонсора, который придет, и тогда всё получится, не стоит, такого не бывает. Сначала нужно самому проявить инициативу, недоедать, недосыпать, это вернется сторицей. Года 2 я занимался всем этим сам. Когда всё это стало разрастаться, я понял, что это превышает мои финансовые возможности. Тогда мы как раз разговаривали с администраторами сайта Lostfilm, и я сказал, что я так больше не могу, что нужно искать какое-то финансирование, потому что это выходит за рамки. Тогда появилось финансирование, были найдены спонсоры, которые являлись фанатами сериалов. Насколько я знаю, сейчас так это и происходит. Всё, что нужно для производства сериалов, идет от людей, которым нравятся сериалы, которые любят сериалы.
М.СПИРИДОНОВ: Денежные поступления Lostfilm.tv – это donation?
А.КРАВЕЦ: Да. Как это происходит сейчас, я не знаю, мне это не нужно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы уже не участвуете в управлении Lostfilm?
А.КРАВЕЦ: Нет, я участвовал вначале, когда всё организовывалось. У меня такой цели не было. Мне было интересно другое. Внезапно выяснилось, что благодаря интернету можно отрабатывать технологии, которые я сейчас и применяю, которые работают при озвучании. Во-первых, это взаимосвязь со слушателями и зрителями, когда ты отслеживаешь, что получилось, что не получилось. Например, поэкспериментировал со звуком и смотришь, кто и что сказал. В итоге, ты приобретаешь опыт. Конечно, не всех надо слушать, надо фильтровать информацию. В любом случае, это интерактив, который позволяет совершенствовать свою работу, свое производство. Студии – это производство, творческое, но производство. Мне было интересно использовать этот инструмент для совершенствования своего производства, что мне и удалось. Мы тогда делали чудеса. Мы делали сериал Лост. Он выходил в среду с утра, его в 7 часов утра выкладывали в американских трекерах. К 20-21 часу он выходил на сайте Лостфильма, и там было до 12 голосов озвучания.
М.СПИРИДОНОВ: Это делалось исключительно из соображений энтузиазма?
А.КРАВЕЦ: Тогда Лостфильм делали donate студии. Мне было интересно отработать технологию, понять, можно ли так быстро сделать, смогут ли переводчики перевести, смогут ли актеры всё это записать, можно ли это нормально свести, чтобы в итоге получился продукт. Это было интересно, это было соревнование самого с собой. Тогда этим никто не занимался.
М.СПИРИДОНОВ: Хочется понять, кто сват, кто брат. Сегодня Лостфильм сам по себе, вы сами по себе, да?
А.КРАВЕЦ: Так уже давно. Я сразу организовал свою студию, где это всё происходит. У Лостфильма сейчас есть своя студия, некоторые сериалы они делают независимо от меня. Мне тяжело, моя студия не смогла бы с таким количеством сериалов работать. Если сейчас посчитать, сколько сериалов появляется на Лостфильме, то понятно, что одна студия физически не может всё это делать. Они построили свою студию, где также работают актеры, они также выпускают сериалы. Часть сериалов делаю я по заказу Лостфильма.
М.СПИРИДОНОВ: Это выходит под маркой Лостфильма или вашей маркой?
А.КРАВЕЦ: Под маркой Лостфильма.
М.СПИРИДОНОВ: Лостфильм выплачивает вам деньги?
А.КРАВЕЦ: Да, они оплачивают нашу работу. У меня, как у студии, и так есть работа.
М.СПИРИДОНОВ: Почему так много тумана вокруг этого всего? Неизвестно имя владельца домена, были истории полукриминального характера, которые проходили пару лет назад, когда чуть ли похитили кого-то.
А.КРАВЕЦ: Была дурацкая история, когда одного из владельцев похитили. Эта история бредовая, как и вся наша жизнь. В кино-то как поступают герои. Наша жизнь суровая, и реальность абсолютно другая. Действительно, человека похитили, приковали наручниками к батарее, били, пытались получить доступ к сайту. Это не шутка и не пиар.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем это делалось?
А.КРАВЕЦ: Люди хотели отнять сайт и использовать его как презерватив. Народу-то много приходит, и люди хотели навешать своей рекламы, заработать на банковских карточках. Те, кто это делал, настолько глупо поступили! Они даже не знали, как отнять сайт, что есть DNS, что переадресация – это не быстро и не так просто. Ключи им были даны, но они не успели ими воспользоваться.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Те, кто захотят, погуглят эту историю. Возвратимся к теме построения проекта. Когда вы поняли, что нужно выходить в интернет, или это произошло сразу с момента первых озвучаний?
А.КРАВЕЦ: Сразу. Изначально я считал и считаю сейчас, что всё, что делается для зрителя, должно быть бесплатным. Это принципиально.
М.СПИРИДОНОВ: Растолкуйте. На что тогда жить творцу?
А.КРАВЕЦ: Творцу надо жить за счет спонсоров, за счет рекламы. Как ваша программа существует, так и другие должны существовать. Как мне кажется, всё должно быть бесплатно и доступно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы же не работаете бесплатно, вы получаете деньги?
А.КРАВЕЦ: Да. Я работаю для телевидения. Мы много сериалов делаем для телевидения, мы делаем фильмы, которые идут в кинотеатрах. Это наш основной официальный заработок. Мы никуда это в интернет не выкладываем, мы связаны договором, так мы и работаем.
М.СПИРИДОНОВ: Если представить, что всё полностью выкладывается в интернет, то получится, что всё бесплатно, и некому платить за озвучание, некому платить актерам и так далее.
А.КРАВЕЦ: Мы идем к авторскому праву. На мой взгляд, оно устарело. При нашей информационной революции, которая сейчас вовсю идет, нужно менять авторское право. Раньше не было интернета, и можно было кассету с записью кому-то физически передать, это было ограничено, не так было развито, отследить это можно было. Сейчас при наличии интернета, когда вы выложили интересную фотографию, и буквально через 10 минут весь земной шар может увидеть эту фотографию (о часах я не говорю), авторское право нужно менять. Всякие ограничения только усугубляют ситуацию. Например, можно закрыть Лостфильм, потому что это пиратский сайт, но это ничего не решит, не поможет в решении проблемы. Да, галочка будет, что Лостфильм закрыли, но, как грибы вырастут другие.
М.СПИРИДОНОВ: Если ужесточить законы и ответственность за поддержку торрент-трекера, то подозреваю, что особо много охотников не будет.
А.КРАВЕЦ: Любые запреты усугубят ситуацию. Есть домашние сети, есть масса методов, которые и без торрентов позволят распространять информацию. Не запретами нужно это делать, а другими способами.
М.СПИРИДОНОВ: У вас есть представление, как должна быть настроена новая модель жизни и функционирования?
А.КРАВЕЦ: Очень приблизительная. Я могу сказать о направлении, потому что надо серьезно думать и всё взвешивать. Во-первых, нужно не исходить из того, что обязательно украдут, что все воры ждут того, чтобы украсть у вас что-то. Это, на мой взгляд, неверное представление о людях.
М.СПИРИДОНОВ: Они не украдут, они просто возьмут и посмотрят кино. Допустим, что снят фильм X, где на костюмы, грим, съемочную команду, актеров, режиссеров и всё прочее было потрачено 50 миллионов долларов. Фильм пошел в прокат и оказался в Сети, и те, кто смотрели его в Сети, в своем большинстве на большой экран уже не идут. Еще лучше говорить о сериалах, которые не идут на большой экран. Он показывается по телевизору, но его скачали через торренты, посмотрели сотни миллионов человек, но никто ничего не заплатил и рекламу никто не посмотрел. Получается, что деньги были потрачены съемочной группой зря.
А.КРАВЕЦ: Дело в том, что мы исходим из психологии. Нас очень много учили психологии, потому что основная задача режиссера – это воздействовать на умы. Вы, как актер, это знаете. То, что Вы говорите – это неправильный подход. Прежде всего, говорят, что фильм X скачало 3 миллиона человек. 3 миллиона человек – это потенциально те люди, которые могли бы заплатить деньги в кинотеатре. Нет! Из этих 3 миллионов человек в лучшем случае приблизительно тысяч 500 реально потеряны. Все остальные не пошли бы в кино, я вас уверяю. Подход, что это и есть потерянная прибыль, неправильный. По психологии не так. Допустим, я посмотрел какой-то кусочек фильма, скачал, и я с удовольствием пойду в кинотеатр и посмотрю весь фильм. Это как с софтом, программным обеспечением. Я с удовольствием всегда проверяю демо-версию, и если мне нравится, я покупаю. Не думайте, что все люди обязательно будут воровать. Если произведение интересное, то человек с удовольствием сначала посмотрит какую-то страшную экранку, а потом возьмет свою подругу, и они вместе пойдут в кинотеатр и посмотрят. Нужно подходить немного с другой стороны, а не смотреть на людей как на врагов, которые скачивают и больше ничего. В связи с этим я перейду к сериалам. Почему Лостфильм или другие сайты не закрывают? Потому что есть интересная ситуация. Допустим, человек скачал и посмотрел сериал, и потом я ловлю человека на том, что он сидит и смотрит по телевизору тот же сериал. У телевизора есть определенный эффект. Если у вас рядом лежит диск с фильмом, то вы все равно будете смотреть его по телевизору, потому что вам так комфортнее, вам хочется, чтобы вами немного поуправляли. Вы за весь день столько проблем решили, что вам хочется, чтобы вами управляли. Это как в отпуске. Вы едете в отпуск, у вас есть гид, он вас водит повсюду, а вы только отдыхаете и смотрите по сторонам. Этот эффект срабатывает и с творчеством. Человек уже смотрел фильм, но он садится и смотрит этот фильм или сериал еще раз. Надо исходить из того, что прибыль должна быть большой, но однократной, а потом бесполезно сдерживать людей. При информационной революции ограничивать саму революцию бесполезно.
М.СПИРИДОНОВ: Во многом я бы поспорил, но на это нет времени, поэтому пойдем дальше.
А.КРАВЕЦ: Нужно думать над авторскими правами, потому что старые уже устарели.
М.СПИРИДОНОВ: Я точно знаю, что таких, как я, множество. Например, я Доктора Хауса смотрел от первой до последней серии. На мне создатели не заработали ни копейки, потому что я скачал сериал на торрентах в русском звучании, по-моему, Лостфильма. Я захотел каким-то образом заплатить за то, что сделали творцы, но я не знаю, как, только если завезти деньги каналу.
А.КРАВЕЦ: Рынок России на данный момент не настолько важен для американских кинокомпаний. Он важен, но не настолько, насколько важен американский. Там очень здорово гоняют тех, кто пишет сериалы на свои плееры, они очень боятся, там всё очень сурово, потому что там действительно потери. То, что вы не заплатили, для нас вторично.
М.СПИРИДОНОВ: Да, но есть недополученные деньги, недополученная прибыль.
А.КРАВЕЦ: Да. Я могу сказать, что творится с нашими телеканалами с зарубежными и нашими сериалами. На сегодняшний день ситуация такова, что развиваются отечественные сериалы, и многие крупные телеканалы отказываются от импортного контента в пользу своего. Это выгодно коммерчески, это интереснее зрителю. Они сейчас будут пропадать, скорее всего. Я думаю, что всё меньше и меньше будет американских сериалов. Наши сериалы будут развиваться, и это хорошо. Специалисты будут совершенствоваться, полировать свои возможности, у актеров будет работа. Что касается зарубежных сериалов, сейчас бурным цветом начинает развиваться интернет-вещание. Сейчас появилась масса сайтов, которые позволяют официально посмотреть или скачать контент за какие-то небольшие деньги. По моим данным, это будет всё мощнее и мощнее. С другой стороны, телевизор приносит больше денег. У телеканала 2-3 рекламы покрывают все затраты на производство, озвучание и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Пока непонятно, во что это всё выльется, но ясно, что происходит мощная конвергенция традиционного стримингового телевидения с интернетом, пока непонятно, как всё это будет, в том числе по бизнес-модели.
А.КРАВЕЦ: Я давно знал и говорил, что рано или поздно это должно случиться. Интернет дешевеет, техника становится более доступной, появились всякие планшеты, всё становится очень доступным, интернет входит в каждый дом. Интернет распространяется. Почему раньше интернет был неинтересен? Потому что был маленький прирост пользователей, и в основном он был сосредоточен в мегаполисах. Он даже для рекламы был не так интересен. Теперь всё меняется, теперь всё по-другому. Появились онлайн-магазины, в них огромный выбор.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Давайте вернемся к тому, как построена работа над озвучанием. Как делается то, что позволяет развернуть проект в короткий срок? Как Вы рассказывали, с утра до вечера вы строили всю работу. Кто переводчики? Как они делят между собой работу? Откуда берутся актеры и так далее?
А.КРАВЕЦ: Сейчас мы уже не занимаемся скоростными переводами, в этом нет необходимости. Всё очень просто. Все спрашивают, в чем секрет Лостфильма, моей студии, почему получился такой бренд. Я не скажу, что у нас идеальные переводы, у нас есть ошибки, в озвучании и переводе есть ошибки, так как мы люди. От человеческого фактора никак не уйти. Я неслучайно рассказывал про технологии, когда удавалось, используя опыт интернета, делать наработки. Мы используем специальный софт, который работает в студии. Он подходит непосредственно для записи голоса в студии. Сделано всё, чтобы то, что может делать компьютер, перекладывалось на компьютер, чтобы оставалось максимум времени на творчество. Это очень важно, потому что всякие технические затыки отнимают время. Как происходит работа над сериалом? Первое – это отсмотр сериала. Его смотрю я или главный редактор. Я все равно фрагментарно знакомлюсь с сериалом. Мы смотрим, о чем сериал. Когда есть понимание того, о чем сериал, выбирается переводчик, которому близка эта тема. Допустим, что-то комедийное, ситкомы, ситуационные комедии – это определенное искусство, и не каждый переводчик сможет хорошо шутить на протяжении 20 серий. Ищется переводчик, которому это близко, который может работать и сделает это классно. Переводчика нашли. После этого идет речь о кастинге, и подбираются актеры по тому же принципу. Мы не просто берем свободных, которые сейчас в театре не работают и без работы сидят, как это обычно делается в других студиях. Подбираются актеры по темпераменту, по психо-физике. Актеров озвучания в Петербурге не так много, их порядка 30. Все они в голове у нас есть. Мы производим кастинг, у нас набита рука, и мы, как правило, попадаем, если не с первого, то со второго раза. Это тоже слагаемое успеха. Также мы ищем звукорежиссера, который работает непосредственно над сериалом или фильмом, он пишет. Ему тоже должен нравиться материал. Конечно, все профессионалы, и они готовы работать с любым материалом, но опыт показывает, что если человеку хоть немного это интересно, тогда всё получается значительно лучше. Верьте или нет, но это так. Душа чувствуется.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени сейчас уходит на озвучку одной серии?
А.КРАВЕЦ: День. Текст с утра есть, и мы в этот же день записываем. Всё идет из колес, как правило. Как только готов перевод, мы сразу же записываем.
М.СПИРИДОНОВ: Есть режиссер, который присутствует и помогает актерам, или актеры сами определяют, как им себя вести?
А.КРАВЕЦ: На закадре у нас режиссеров нет, мы используем режиссеров только на дубляже или закадре для кинотеатров. Для закадра мы режиссеров не используем, у нас есть достаточно грамотные редакторы, которые знают английский, которые прекрасно знают материал. Это немного не тот жанр, там можно немного попилонить с точки зрения режиссуры. Я всем всегда говорил о задачах, которые стоят. Нам халтурить нельзя. Нужно делать хотя бы не на 100% по качеству, но хотя бы на 90 или 80. Все эти установки знают люди, которые у меня работают. Все стараются так работать.
М.СПИРИДОНОВ: Почему при моменте старта Лостфильма и с тех пор это продолжается, был выбран способ распространения через торренты, а не расположение на файл-хостинге и скачивание по прямой ссылке?
А.КРАВЕЦ: Сначала так и было, пока это всё не стало падать и рушиться. Представьте DDOS-атаки на файловые сервера. Более того, Лостфильм пытался всё это выкладывать у себя, и сервера падали. Если при торрентах сервера падали, то что говорить про просто файлообменники. Торренты позволяют перераспределить нагрузку. Как сейчас это сделал Лостфильм, я не представляю, потому что это миллионы, но как-то они умудрились это сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно вы перестали активно взаимодействовать с ними, кроме, как исполнять заказы Лостфильма?
А.КРАВЕЦ: Года 2 назад. Мне было интересно идти дальше, а идти дальше – это наше телевидение. Свои технологии мне хотелось распространить на больший контингент офлайна, а не только интернета. Это удалось, и мы стали работать с телеканалами, и это приятно.
М.СПИРИДОНОВ: Из некоторых ваших прежних интервью следовало то, что не налаживались отношения с телевидением, что вы переводили в основном для интернета, что как будто стояла какая-то граница, что это сериальный контент для интернета, а это – для телевидения, что то ли были разные градации качества, то ли что-то другое.
А.КРАВЕЦ: Я могу сказать, что было и что произошло. Да, мы были достаточно круты. Технологии у нас были отработаны, мы достаточно быстро и качественно могли делать контент, но оказались невостребованными. Было немножко обидно, потому что Доктор Хаус выпускался в каком-то ужасном качестве, с ужасными голосами, с непонятным переводом, мы показывали, что мы есть, и что мы можем сделать всё хорошо. Нас игнорировали. Потом ситуация коренным образом поменялась. У меня есть версия, почему она поменялась. Интернет обрел силу в том смысле, что на него обратили внимание, что оказывается, там много людей смотрит эти сериалы. Если многие смотрят сериал по интернету, может, они и по телевизору будут его смотреть. Как раз тогда на тех, у кого есть студии, обратили внимание. К нам стали обращаться, и мы стали с ними работать.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня вы довольно много делаете для традиционного телевизора?
А.КРАВЕЦ: Да, очень много. Единственное, что пугает – это уход иностранных сериалов с телевидения и переход на отечественный контент. Это пугает меня, как директора студии, которая как раз и заточена на иностранный контент. Я считаю, что для российского кино это хорошо. Сейчас пошел период, когда киностудии могут работать и заниматься производством отечественного сериала.
М.СПИРИДОНОВ: Поддержка отечественного кино находится в тренде госполитики.
А.КРАВЕЦ: Это правильно. Обидно только то, что мы очень здорово отстали от их производства. Не сказать, что это наша вина, у них очень здорово всё развивалось. Это касается вопроса популярности сериала там и здесь. Зачастую наблюдается очень странная ситуация. Допустим, в интернете интересен какой-то сериал, все наши зрители от него в восторге, но его на третьей серии в Америке закрывают. Все возмущаются, но ментальность разная. Их сериальная промышленность начала свою работу с конца 50-х годов, они начали производить сериалы уже тогда. Соответственно, они за это время успели «накормить» зрителя очень мощно, и зрителя всё труднее и труднее поразить. Как мы с вами говорили, задача каждого визуального произведения – поразить зрителя. Им уже тяжелее удивлять зрителя. Нам интересно посмотреть на космических монстров, а они уже видели этих монстров в разных видах, и им это неинтересно, поэтому он проваливается, зрители его не смотрят. Мы-то еще не наелись. Мы потихоньку начинаем подходить к такой границе. Сейчас уже интересно читать комментарии о том, что что-то ерунда. Пять лет назад более-менее фантастический или мистический сериал воспринимался на «Ура», и все на «Ура» его смотрели. Сейчас наш зритель стал выбирать, что ему нравится, начали идти споры, и это хорошо, потому что мы тоже потихоньку растем, двигаемся. В целом, мы пока отстаем, и не из-за денег. У нас немного другая школа. Я очень надеюсь на поколение, которое придет. Своей задачей я ставил показать сериал. Может быть, появились режиссеры, которые насмотрелись какого-то сериала и решили заниматься творчеством. Это даст им толчок, и появятся режиссеры, которые начнут что-то творить. Я считаю, что то, чем я занимаюсь – это созидательная вещь.
М.СПИРИДОНОВ: Это означает, что американские сериалы, которые на голову выше российских, будут потихоньку уходить с телевидения и зоны внимания?
А.КРАВЕЦ: Во всяком случае, на телевидении они будут очень ограничены, но в интернете будут стрим-сервисы, на которых будут продаваться серии за небольшие деньги. Я думаю, все сериалы дойдут до iTunes.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, еще одна граница пролегает между интернет-аудиторией, которую принято считать более образованной и эрудированной, с большими запросами, и аудиторией массового зрителя телевидения. Они получают более простой отечественный продукт, а более взыскательная публика из онлайна получает элитарный продукт.
А.КРАВЕЦ: Пока такая граница есть, но мне кажется, что это вопрос времени, и скоро эта граница уйдет.
М.СПИРИДОНОВ: Наши научатся делать сериалы, и нужно немного подождать?
А.КРАВЕЦ: Наши обязательно научатся, это принцип развития, эволюции. Нельзя не научиться. Другой вопрос, что за бугром в это время уйдут еще дальше. Я посмотрел Хоббита, это находится за гранью понимания. Как режиссер, я пытался понять. Мне всегда интересно смотреть фильмы с точки зрения режиссуры, мне интересно, как построена драматургия. Это за гранью понимания, и я не понимаю, как режиссер, как можно снять такое полотно, не имея массы режиссеров и команды из 1000 человек. Я не знаю, сколько там было человек. Это абсолютно другой уровень.
М.СПИРИДОНОВ: То, что меня искренне настораживает – это то, что уровень, на который вышло сегодняшнее кино-производство, теле-производство в лучшем проявлении сериальных образчиков, прежде всего, американских, высок. Это сложный бизнес-процесс, который требует больших денег. Есть опасность, что можно не совпасть по бизнес-моделям, то есть не зарабатывать то количество денег, которое будет позволять делать те сериалы или фильмы, которые позволяет делать техника и прогресс в этой области.
А.КРАВЕЦ: Отчасти соглашусь с Вами. С одной стороны, да. С другой стороны, техника дешевеет. Вы не замечаете, что доступность и скорость техники увеличивается. Производительность увеличивается, софт дешевеет. Сеть позволяет работать с фрилансерами. Производство не такое дорогое, как было 10 лет назад, оно дешевеет. С одной стороны, Вы правы, но также есть другая сторона медали, и это удешевление производства. Сейчас появилось столько софта для видео и звука с гигантскими возможностями, и много людей, которые готовы этим заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, перефразируя классику, любая кухарка не только может управлять государством, но и снимать и монтировать фильмы.
А.КРАВЕЦ: Кухарка может, вопрос – что из этого получится.
М.СПИРИДОНОВ: Это тема, которую мы хотели с вами затронуть. Я на нее и выхожу. Каково творчество в Сети сейчас? Как я понял, у вас на это есть свой взгляд.
А.КРАВЕЦ: Да. Допустим, сидит человек, и он увидел сериал, который ему понравился. У него дома есть компьютер, есть микрофон, гарнитура. Он решил, что он хочет озвучить сериал. Он сам его перевел или взял где-то текст. Он его переводит, как-то слепляет всё это дело, выкладывает его на треккер, на форум. Естественно, он ждет реакции, и ему пишут, что он молодец, что он гений, просят его сделать еще. Человек опять начинает этим заниматься, и человеку тяжело понять, что он занимается не своим делом, потому что все вокруг ему все кричат: «Давай!», и только изредка какой-то человек пишет: «Это какая-то фигня! Ты гнусавишь и букву Р не выговариваешь, у тебя дефекты речи». Он этого не слышит и не видит, он продолжает этим заниматься. В итоге, когда проходит какое-то определенное время, он начинает свято верить в то, что он очень творческий человек, в то, что он многое может. Он идет учиться в художественное училище и начинает пробиваться. Через сколько-то лет вдруг мы видим какое-то странное кино, непонятное и неинтересное, человек начинает снимать еще, и мы понимаем, что это что-то непонятное, что деньги выкинуты в никуда. Вот так рождаются плохие фильмы! Вот так рождается плохое творчество! Так появляются творческие неудачники!
М.СПИРИДОНОВ: Получается, интернет создал питательную среду для энергичных бездарей?
А.КРАВЕЦ: Дело не в этих бездарях. Человек рвется заниматься творчеством, и это хорошо. Это лучше, чем колоть себе что-то, курить дурь и так далее. Дело не в них. Это как в песне Высоцкого «Громко крикнул из ветвей: Жираф большой – ему видней!». Виноваты мы. Мы кричим: «Давай!», и не понимаем, что потом ответственность будет не на человеке, а на нас, потому что мы говорили ему это просто из-за того, что нам одномоментно хотелось посмотреть серию. Например, Лостфильм еще не успел перевести серию, а ты быстро наговорил, какой ты молодец. Человек делает дальше. Вот и всё. Тем самым, вы рождаете человека-неудачника. Я беру очень выделенный случай.
М.СПИРИДОНОВ: С другой стороны, в такой же ситуации может родиться новый талант.
А.КРАВЕЦ: Безусловно. На меня многие кричат, что я не люблю любителей. Ничего подобного. Я четко могу понять потенциал, послушав то, что наговорил человек сейчас и, послушав его через полгода, мне сразу видно, творческий это человек или нет, есть ли у него жилка. Сразу будет видно, что человек никак не развивается, что он стоит на месте. У меня сейчас есть свой проект по аудио-книгам. Мне очень интересна эта тема сейчас. У меня есть свой сайт по аудио-книгам. Это другой жанр, это не кино. Мне было интересно попробовать себя в другом жанре, и я начал пробовать. Я начал работать над этим в мае, и моя майская запись и то, что есть сейчас – это день и ночь. Майскую запись книги слушать без слез я не могу. Я развиваюсь и работаю над собой. Эти люди не работают над собой, потому что их задача – покупаться в популярности, удовлетворить собственное Я, всем доказать что-то, а надо не доказывать, нужно совершенствоваться, а «Слава» придет сама, не надо ее яростно стяжать.
М.СПИРИДОНОВ: Можно вспомнить цитату из классики театрального искусства. Станиславский говорил: «Любите искусство в себе, а не себя в искусстве».
А.КРАВЕЦ: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Себя в искусстве любят очень многие, даже те, кто к нему не имеют никакого отношения. Это испокон веков, а сейчас интернет просто дал еще один канал доступа к рассказам о себе такими товарищами.
А.КРАВЕЦ: Да, также есть анонимность. Я возьму и напишу, и мне ничего не будет. Я выражу свою творческую мысль. Это тоже спорная грань. Люди могут представиться, кем угодно, изображать из себя Ален Делона или мега-красавицу, а в жизни всё не так.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давайте будем заканчивать. У нас осталась еще одна рубрика. Я задам несколько вопросов из тех, что были оставлены нашими слушателями в анонсах программы с вашим участием. Max Spell спрашивает: «Я с партнёром открываю студию звукозаписи для производства аудио-, видео-роликов, в том числе дубляжа, перевода и локализации видео. Устанавливаете ли вы партнёрство с аналогичными нам предприятиями?».
А.КРАВЕЦ: Если вы открываете свою студию, то, во-первых, надо хорошо подумать, потому что очень сложно найти свою нишу на этом рынке. Рынок насыщен производствами. Прежде всего, нужно, чтобы у вас были какие-то заказчики. Содержание студии очень дорогое. Например, когда я начинал Лостфильм, у меня был свой технический бизнес, и я его использовал как поддержку для творчества. У меня было место, где я смонтировал студию. Грубо говоря, я не вкладывал деньги в создание самой студии, помещение и так далее. На зарплату я покупал себе оборудование. Я могу себе это позволить, потому что у меня была подложка.
М.СПИРИДОНОВ: Опасения понятны. Вам интересно сотрудничество, или вам хватает своих мощностей?
А.КРАВЕЦ: Интересно, но опыт показывает, что если это не Питер или Москва, то сложно работать. Почему? Мы постоянно проводим кастинги по актерам, потому что голоса всегда интересны и нужны, есть говоры и акценты, которые чудовищно отличаются. Люди их не замечают, когда живут в своей среде. Если рядом звучит актер с нормальной и чистой речью, то есть диссонанс, например, с костромским акцентом, который чувствуется. Только поэтому мы не сотрудничаем.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Пойдем дальше. Мишаня Мухин спрашивает: «Почему не делали озвучку «Клана Сопрано»? Такой замечательный сериал обошёлся без вашей замечательной озвучки».
А.КРАВЕЦ: Клан Сопрано делал Гоблин. Делал он его очень классно. Одноголосым переводом, но классно. Насколько я знаю, он будет доделывать последний сезон. Зачем браться, если всё сделано хорошо? Сделать его многоголосым по переводу Гоблина можно, но нужно ли? Я сомневаюсь.
М.СПИРИДОНОВ: Maria Safiullina спрашивает: «Расскажите, пожалуйста, о том, какие сериалы сейчас в тренде, что любят смотреть зрители, и есть ли сейчас потребность в новых сериалах и какого формата?».
А.КРАВЕЦ: Я могу высказать свое субъективное мнение. В мировом тренде сейчас вампиры (есть сериалы и фильмы), зомби тоже пользуются популярностью (сериал это показал, стали появляться фильмы). Многим нашим зрителям нравится космическая фантастика, которая сейчас отсутствует, в перспективе ее нет. Сейчас нет никакой космической фантастики. Такие сериалы не пользуются популярностью в Америке, потому что они уже наелись ими. Мы еще готовы их есть, но нам не дают. Ситкомы всегда в тренде. Посмеяться все любят.
М.СПИРИДОНОВ: Sasha спрашивает: «Как можно устроиться к Вам на работу?».
А.КРАВЕЦ: Смотря, кем. Если переводчиком, то ради Бога. Мне постоянно пишут и предлагают себя в качестве актера. Во-первых, мы удаленно не работаем. Мы с вами программу сейчас удаленно пишем, и мы пишем ее достаточно в хорошем качестве. По озвучанию так не получится. Надо ехать к человеку, настраивать оборудование, всё согласовывать, и только тогда можно с ним работать дистанционно. Я уже не говорю про талант человека. Мы стараемся писать всё в одной студии. Это то, что касается актерства. Что касается переводчиков, то с переводчиками мы работаем, мы нанимаем переводчиков, которые могут работать дистанционно.
М.СПИРИДОНОВ: Куда писать?
А.КРАВЕЦ: Можно найти меня во Вконтакте, мне туда всегда можно написать. Оставляйте свои сообщения. Я вам отвечу и дам вам свою почту, куда вы сможете прислать резюме. Звукорежиссеры у нас есть. В основном, нас интересуют переводчики. Иногда бывает очень много работы, и тогда мы ищем переводчиков.
М.СПИРИДОНОВ: Кто озвучивает Оливию Доран в сериале Парк-авеню 666? Потрясающий женский голос, тонешь в нем.
А.КРАВЕЦ: Это Светлана Шейченко, наша петербургская актриса. Это прекрасная актриса.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос по поводу монетизации Lostfilm.tv задает Alexey Ruchkin. На сайте нет рекламы, в видео – тоже. Предполагается, что заработок происходит исключительно на donation.
А.КРАВЕЦ: Да, только это не краудфандинг. В данном случае это близко к краудсорсингу. Кто-то управляет этим, есть поклонники, которые жертвуют деньги непосредственно на сериалы. Это не сами зрители, которые присутствуют на сайте, есть люди, которые финансируют всё это и получают профит, как говорят.
М.СПИРИДОНОВ: Тайные меценаты.
А.КРАВЕЦ: Да. Наверное, так.
М.СПИРИДОНОВ: Какой профит они получают?
А.КРАВЕЦ: Творческому человеку иногда даже доброе слово от зрителя приятно, профит – это необязательно деньги. Когда ты чувствуешь, что ты приложил к этому усилия, это очень приятно. Иногда человек напишет несколько теплых слов, и мне уже ничего не надо, мне хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Достаточно туманно, но мы не будем больше трогать эту тему.
А.КРАВЕЦ: Если бы мне давал деньги кто-то, кто любит какой-то сериал, то я бы сказал, но я специально не вдаюсь в подробности работы Лостфильма. Во-первых, мне хватает своих забот. Во-вторых, это их дело, зачем мне лезть. Моя задача – делать качественный продукт, который бы был достоин этого сайта.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом будем заканчивать. Спасибо вам больше, Андрей, за время, уделенное на ответы.
А.КРАВЕЦ: Всегда пожалуйста.
М.СПИРИДОНОВ: Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель Lostfilm.tv Андрей Кравец.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!