М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 28 марта 2013 года. Это 192-й выпуск программы «Рунетология». Меня зовут Максим Спиридонов.
Спонсор выпуска – компания Cdnvideo — ведущий оператор собственной сети доставки контента. Сервис позволяет владельцам интернет-ресурсов сосредоточиться на их основном бизнесе – производстве и монетизации контента, отдав процесс его распространения по сети на аутсорсинг. Используя сеть CDN, вы сможете показывать видео на своих сайтах быстро, качественно и без каких-либо капитальных вложений.
12 апреля в нашем центре онлайн-образования «Нетология» стартует новый курс по электронной коммерции «Руководитель интернет-магазина: сайт, склад, логистика, маркетинг».
Онлайн-курс разработан для владельцев и менеджеров интернет-магазинов, желающих повысить прибыльность своих проектов, качественно улучшить бизнес-процессы, а также настроить эффективный внешний и внутренний маркетинг компании.
Вы получите комплексные знания в сфере электронной коммерции от руководителей и менеджеров ведущих интернет-магазинов, отработаете практические навыки в предлагаемых для решения задачах и получите индивидуальную обратную связь по вашим проектам. Спешите зарегистрироваться на сайте netology.ru!
Тема гендерных отношений – одна из самых важных для человека разумного. Можно добавить, что для неразумного человека ее важность порой еще выше. Как и в прошлом выпуске о магазине TrendsBrands.ru, когда речь шла о найденной нише, сегодняшний проект вырос там, где его уже не ждали – на вотчине Мамбы и Лавпланет. По моему мнению и мнению многих экспертов, места на этом рынке не было. Однако, место, неожиданно, нашлось, нашлись любители быстрых знакомств, которые стали мигрировать в новую сеть и охотно пользоваться предложением нашего гостя.
Сегодня у нас в гостях со-основатель и генеральный директор международного сервиса знакомств Topface Дмитрий Филатов. Речь пойдет о роли цифровых знакомств в Рунете и шире – в Глобальной сети и еще шире – вообще в жизни. Дмитрий, приветствую!
Д.ФИЛАТОВ: Привет!
М.СПИРИДОНОВ: Дмитрий, ты сам являешься пользователем сайта знакомств или сервисов знакомств?
Д.ФИЛАТОВ: Конечно, я пользуюсь ими. Во-первых, мне необходимо их тестировать. Во-вторых, это интересно мне, там встречаются очень интересные люди.
М.СПИРИДОНОВ: Ты пользуешься, как тестер, или это основательная часть жизни, как для многих пользователей?
Д.ФИЛАТОВ: В какой-то степени да, потому что мне интересно узнавать новых людей, узнавать что-то новое для себя. Наверное, это уже часть жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что узнаешь ты, прежде всего, людей противоположного пола.
Д.ФИЛАТОВ: Да. Всё-таки сервис заточен под это, поэтому в основном это общение с противоположным полом.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что это общение исключительно гендерного характера, то есть, так или иначе, оно имеет в виду если не отношения, то хотя бы флирт. Или я ошибаюсь?
Д.ФИЛАТОВ: Нет, это не совсем так. Общение не всегда построено на флирте, это может быть просто интерес к личности человека, интересным фактам, опыту, знаниям. Это может быть общение, не завязанное, в конечном итоге, на сексе.
М.СПИРИДОНОВ: Гипотетически да, но мне кажется, что практически 99,9% твоих пользователей смотрят картинки, выбирают девушку посимпатичнее и пытаются добиться максимально кратким путем того, чего обычно пытается добиться мужчина от женщины.
Д.ФИЛАТОВ: Это не так. В силу того, что мы изначально были сервисом, не позиционирующим себя, как знакомства, мы были сервисом оценки фотографий, у нас достаточно много общения построено вокруг людей, их фотографий, восхищения их луками и прочим. Это необязательно флирт в классическом понимании, во многих ситуациях это просто желание узнать новых людей и посмотреть их фотографии.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не лукавишь, когда говоришь это, и ты действительно убежден в этом?
Д.ФИЛАТОВ: Нет, я не лукавлю. Я в этом убежден. История развития сервиса предполагает это, и это так.
М.СПИРИДОНОВ: Мне будет интересно разобраться в том, как у вас всё устроено. Я очень поверхностно посмотрел, зайдя в проект. Об этом и будем говорить. Здесь скажу о том, что Рунетология выходит в альянсе с порталом Superjob.ru. Рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеДмитрий Филатов родился 15 апреля 1981 года в Ленинграде. В 2003 году окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «Менеджмент». С 2005 по 2010 годы занимал позицию директора по развитию в компании «Калинка». В 2010 году основал интернет-журнала «Вкурсе». С 2011 года – генеральный директор международного сервиса знакомств «Топфейс». Живет и работает в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ты пришел в интернет относительно издалека.
Д.ФИЛАТОВ: Последний мой заход произошел совсем из другой области. До Калинки я занимался интернетом, поэтому опыт у меня уже был.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда последовательно расскажи, каким было твое знакомство с интернетом? В каких амплуа ты выступал? Как я понимаю, ты не сразу начал делать проекты, или я ошибаюсь? Если было несколько этапов входа, то какими они были?
Д.ФИЛАТОВ: Конечно, с интернетом я сначала познакомился как пользователь. Это произошло в 1996 году, когда интернет был в зародыше. Я сидел в чатах, а бизнесом в интернете я начал заниматься в начале 2000-х, когда мы с партнером создали компанию «Business Vision», которая проводила маркетинговые исследования и продавала их через интернет. В тот момент мы были крупнейшим партнером проекта «РБК. Исследования рынков», который до сих пор существует. Через РБК мы продавали свои исследования по всей России. С этого и начался мой опыт в интернете. Затем я ушел в офлайн и начал заниматься производством, торговлей. Только в 2010 году я вернулся обратно в интернет.
М.СПИРИДОНОВ: Некоторые товарищи говорят, что было слито несколько миллионов долларов до того, как пошли какие-то результаты.
Д.ФИЛАТОВ: Мы в 2010 году создали компанию «Сонетика», которая была инкубатором интернет-проектов. Мы сделали порядка 10 различных проектов, в основном связанных с социальными сетями. В тот момент нам казалось, что это самое интересное направление. Вложения в проекты, в основном в Топфейс, составили сумму, которая исчисляется миллионом-двумя.
М.СПИРИДОНОВ: Это были ваши деньги или привлеченные?
Д.ФИЛАТОВ: Это были деньги двух учредителей: меня и моего партнера.
М.СПИРИДОНОВ: Партнер до сих пор находится в проекте?
Д.ФИЛАТОВ: Да, в Топфейсе 2 партнера.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально ты был операционным руководителем одной из компаний, в частности Топфейс, или ты вошел в нее, когда стало понятно, что это явный фаворит в вашем инкубаторе?
Д.ФИЛАТОВ: Я руководил всем инкубатором, занимался всеми проектами понемногу. Когда стало понятно, что Топфейс выстреливает больше всех, я сосредоточился именно на нем, и остальные проекты, кроме Вкурсе, мы в тот момент свернули.
М.СПИРИДОНОВ: Чем вы руководствовались, организовывая модель инкубатора? Как туда собирались проекты, люди? Как происходило наполнение?
Д.ФИЛАТОВ: Всё довольно просто и романтично. В 2009 году у нас с партнером было много обсуждений того, что в интернете можно сделать много интересного, были идеи, которые мы с ним обсуждали. В начале 2010 года это всё вызрело в то, что появилось явное понимание того, что нужно что-то делать. Мы собрали небольшую команду программистов и начали последовательно делать проекты. Мы подбирали людей под каждый конкретный проект в соответствии с их спецификой, и в конечном итоге получилось так, что люди, которые приходили в одни проекты, оказывались в других. В итоге, большая часть хороших специалистов осела в Топфейсе.
М.СПИРИДОНОВ: Растолкуй слова «было ясное понимание того, что нужно было идти в интернет»? На чем оно основывалось? На возникших идеях или на ощущениях того, что поезд уходит?
Д.ФИЛАТОВ: Мы очень тесно общались с людьми, которые были связаны с Вконтакте, которые начали делать приложения для Вконтакте в 2009 году. Мы видели развитие Вконтакте, и всё это выглядело очень интересно. Было понятно, что всё стремительными темпами растет и развивается, и интернет-бизнес как сфера приложения наших ресурсов показался нам наиболее перспективным. Так мы и начали делать приложение для Вконтакте.
М.СПИРИДОНОВ: При этом с ВКонтакте вы никак не аффилированы?
Д.ФИЛАТОВ: Нет, не аффилированы, мы просто с ними взаимодействуем, общаемся.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько проектов находилось внутри инкубатора? Сколько максимально проектов было в одно время?
Д.ФИЛАТОВ: Максимально было порядка 8 проектов.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас вы оставили только 2 проекта: Топфейс и журнал «Вкурсе»?
Д.ФИЛАТОВ: Также работает сервис «Вокруг» - это мессенджер с геолокацией, но мы не занимаемся его развитием. Развиваем мы Вкурсе и Топфейс.
М.СПИРИДОНОВ: И то, и другое выросло из приложений во Вконтакте?
Д.ФИЛАТОВ: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Чтобы перекинуть мостик в дальнейшее представление о проекте для тех, кто близко с ним не знаком, скажи, сегодня это скорее самостоятельный сервис, который в том числе имеет приложения во Вконтакте и Facebook?
Д.ФИЛАТОВ: На сегодняшний день у нас порядка 10 платформ.
М.СПИРИДОНОВ: Перечисли, какие.
Д.ФИЛАТОВ: Приложение в Facebook, Вконтакте, Одноклассниках, Mail.ru, приложения для iPhona и Андроид, сайт Topface.com, мобильный сайт, приложение в Андроид.Маркете, приложение для Симбиан и другие.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что эволюционно вы вышли через то, что были «аппендиксом» на теле Вконтакте, а затем вы потихоньку перетащили базу к себе на сайты Топфейс.ком и Топфейс.ру, и стало получаться, что приложения в соцсетях или мобильных устройствах – это щупальца, которые вы раскинули, а точка силы находится в ваших руках, а не в руках соцсетей?
Д.ФИЛАТОВ: Не совсем так происходило развитие. Мы не перекачивали аудиторию, это естественный рост каждой платформы в отдельности, кроме мобильных приложений, в которые люди приходят из веб-приложений, начиная больше пользоваться мобильной версией. Что касается сайта или социальных сетей, то каждая платформа в вебе растет сама по себе. В Одноклассниках мы запустились в декабре, и в Одноклассниках мы растем за счет самих Одноклассников и вирусного распространения. В Facebook было то же самое.
М.СПИРИДОНОВ: Хочешь сказать, что твои аудитории внутри приложений Топфейс в социальных сетях и на других платформах не пересекаются?
Д.ФИЛАТОВ: Они общаются между собой, но они не перетекают одна в другую, это немного разные вещи.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, ты забираешь данные пользователя через API, и окончательной точкой его присадки и учета, как части проекта, является твоя база данных, или я что-то неправильно понимаю?
Д.ФИЛАТОВ: В конечном итоге, наши регистрации значатся в нашей базе данных, но это не имеет отношения к тому, что люди полностью становятся нашими пользователями, к тому, что они осели у нас на сайте. Те пользователи, которые пришли во Вконтакте, продолжают жить во Вконтакте и продолжают пользоваться приложением внутри Вконтакте.
М.СПИРИДОНОВ: Пока они не зашли на твой сайт, они не могут взаимодействовать с пользователями из других социальных сетей?
Д.ФИЛАТОВ: Они могут взаимодействовать, они просто могут не знать, что у нас есть сайт, им это и не нужно знать. Они зарегистрировались в приложении Вконтакте, и они пользуются им, не догадываясь о существовании других приложений. При этом они могут общаться с людьми из Facebook, в этом у нас нет ограничений.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял. Расскажи, как возник Топфейс. Если можно, то начинай с момента, когда у вас было создано несколько проектов, когда шел естественный отбор, кто выживет, кто покажет больше сил. По каким критериям вы отсекали проекты? Как пришли к тому, что вы имеете сегодня, к тем проектам, на которые вы сегодня делаете ставку?
Д.ФИЛАТОВ: Как мы развивались? В начале 2010 года у нас была идея, что Вконтакте будет интернетом внутри интернета, и ему нужны свои сервисы, которые в обычном интернете тоже присутствуют, например, СМИ, знакомства и прочие. Сначала мы решили сделать СМИ, то есть журнал «Вкурсе». У него своя история, он достаточно быстро вырос, и он изначально был СМИ именно для Вконтакте, и только потом он стал развлекательным ресурсом. Мы рассматривали возможность покупки готовых приложений для их дальнейшего развития, и нам подвернулось приложение «Лицемер», через которое люди отправляли друг другу оценки фотографий. Оно достаточно хорошо росло в тот момент. Оно было где-то на 20 месте по посещаемости во Вконтакте. Мы решили его купить. Мы его полностью переписали.
М.СПИРИДОНОВ: За какие деньги вы купили? Назови хотя бы порядок.
Д.ФИЛАТОВ: Это были миллионы рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Ок.
Д.ФИЛАТОВ: Мы его купили, полностью переписали, добавили функционал, который нам казался необходимым. Например, возможность обмениваться сообщениями между пользователями, такой возможности там не было. В августе 2010 года мы запустили свою версию Лицемера, которая быстро стала приложением №1 во Вконтакте, пока не появилась игра «Тюряга». Она всех обогнала на достаточно продолжительное время.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Я очень далек от этого всего. Я только слышал название и больше ничего не знаю об этом.
Д.ФИЛАТОВ: Игра «Тюряга» полтора года была культовой игрой, видимо, очень близкой менталитету наших граждан. Во всех соцсетях она была на топовых позициях. Во Вконтакте она полтора года была №1.
М.СПИРИДОНОВ: Опиши в двух словах суть игрового процесса.
Д.ФИЛАТОВ: Суть заключается в том, что пользователь попадает на зону и проходит там путь от начинающего зэка до матерого. Я глубоко не играл, поэтому не могу назвать деталей.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что ее лидерство может быть темой для диссертации по психологии. Эта игра долго была лидером в социальных сетях Рунета. Продолжай вашу историю развития.
Д.ФИЛАТОВ: Для социального исследования российской психологии точно. Мы весь 2010 год стремительно росли, но было понятно, что название «Лицемер» не очень подходит для рекламодателей, которые в тот момент начали появляться. Известным брендам такое название не нравится. Также мы поняли, что оно совершенно не подходит для международного развития, а нам тогда его хотелось. Мы приняли решение провести ребрендинг, придумали название «Топфейс», зарегистрировали все необходимые домены, товарный знак и сделали новое приложение. В апреле 2011 года мы запустились во Вконтакте, буквально за пару месяцев мы перегнали часть трафика из Лицемера в Топфейс. Лицемер до сих пор работает, туда ходит несколько десятков тысяч человек в сутки. Летом 2011 года мы запустились на Фейсбуке, начали там стремительно расти. Осенью 2011 года мы были на второй позиции по скорости роста в Фейсбуке во всем мире.
М.СПИРИДОНОВ: Росли вы в русском сегменте, или запустились вы на более широкую аудиторию?
Д.ФИЛАТОВ: В основном мы росли не в русском сегменте. Мы росли в Южной Америке, в частности в Мексике, Аргентине, Чили, и Южной Европе, а именно в Турции, Испании и Португалии.
М.СПИРИДОНОВ: Южные темпераментные мужчины тепло приняли ваш сервис?
Д.ФИЛАТОВ: И мужчины, и женщины. У нас примерно 50:50. Они приняли активное участие в оценке чужих фотографий, и мы вирусно росли.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня для того чтобы осуществить маркетинг, набрать пользователей в игру в социальной сети необходимы нетривиальные вливания, порой исчисляющиеся миллионами и десятками миллионов долларов. Вы что-то вливали в маркетинг?
Д.ФИЛАТОВ: Нет, у нас никогда не было денег на маркетинг, мы всегда росли исключительно вирусно. Мы считали, что даже если у нас есть какие-то свободные ресурсы, лучше их направить на развитие продукта и наем дополнительных разработчиков. Мы всегда были сосредоточены на развитии самого продукта, а не на маркетинге. Маркетинг у нас всегда был вирусным. Мы только в марте этого года начали вкладывать деньги в рекламу в Одноклассниках, потому что она хорошо окупается.
М.СПИРИДОНОВ: В последние пару-тройку недель?
Д.ФИЛАТОВ: Да, это опыты этого месяца.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Получается, такова история вкратце.
Д.ФИЛАТОВ: Да. Весной 2012 года мы запустили сайт, в мае у нас появились первые версии на iPhone и Андроиде. К концу года мы выпустили вторые версии.
М.СПИРИДОНОВ: Думаю, к этой истории эволюции компании можно добавить несколько цифр в виде справки.
Справка о компанииМеждународный сервис знакомств Topface основан Дмитрием Филатовым совместно с партнером в 2011 году. Число зарегистрированных пользователей по всему миру превысило 50 млн. человек, их них пользователей из России – менее 40%. В 2012 году оборот Topface составил 110 млн. рублей. Число сотрудников – около 90 человек, головной офис находится в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: У вас довольно забавно организован офис, и там по новой моде есть человек, отвечающий за настроение в компании, это массовик-затейник.
Д.ФИЛАТОВ: Года полтора назад мы ввели должность «Душа офиса».
М.СПИРИДОНОВ: В трудовой книжке так и написано?
Д.ФИЛАТОВ: Думаю, что нет. Думаю, там написано что-то более формальное, чтобы люди не пугались. Когда мы изначально искали девушку на эту позицию, мы искали человека, который будет радеть за настроение сотрудников, за их состоянием на работе, за то, чтобы они улыбались каждый день. Мы посмотрели человек 100 прежде, чем нашли такого сотрудника.
М.СПИРИДОНОВ: Чем конкретно занимается эта девушка?
Д.ФИЛАТОВ: Она занимается бытом сотрудников, следит, чтобы они ни в чем не нуждались, чтобы всегда были печеньки, чтобы где-то играла музыка, чтобы сотрудники могли отдохнуть. Она организовывает различные мероприятия, общается с людьми, следит за их настроением. Если у человека что-то не так, она поговорит с ним, приободрит его. Она создает уют на работе. Ее главная задача – сделать так, чтобы человек с утра хотел идти на работу, а вечером не хотел уходить.
М.СПИРИДОНОВ: В основном, у вас мужской коллектив, состоящий из программистов-разработчиков?
Д.ФИЛАТОВ: 90% наших сотрудников – это молодые парни.
М.СПИРИДОНОВ: А девушка красивая?
Д.ФИЛАТОВ: Конечно, она симпатичная.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, она может просто быть, она может даже не приносить печеньки.
Д.ФИЛАТОВ: Нет, не совсем так.
М.СПИРИДОНОВ: У вас оборот в 110 миллионов рублей. Почему считаете в рублях, если у вас 60% пользователей не из России. Вы получаете деньги только из России?
Д.ФИЛАТОВ: Нет, половина нашей выручки приходит из-за рубежа, больше половины пользовательской выручки приходит из-за границы. Оборот обозначен в рублях, потому что мы живем в России.
М.СПИРИДОНОВ: Как юридически организована такая структура выручки? Все деньги приходят на российское ООО, или есть какая-то группа компаний, в том числе компаний за рубежом?
Д.ФИЛАТОВ: У нас группа компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Не на Кипре?
Д.ФИЛАТОВ: У некоторых партнеров есть ряд ограничений по тому, куда они могут отправлять деньги. Например, у Гугла, Apple, Facebook и различных международных сетей, там есть свои нюансы.
М.СПИРИДОНОВ: Где вы еще юридически присажены?
Д.ФИЛАТОВ: У нас есть юрлицо в Европе, на Кипре тоже есть, к сожалению.
М.СПИРИДОНОВ: В Германии или Англии?
Д.ФИЛАТОВ: Так исторически сложилось, что нам удобнее с Бельгией работать.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня ваша работа – это исключительно улучшение приложений, и вы настолько в этом, по всей видимости хороши, что вливания в маркетинг не нужны.
Д.ФИЛАТОВ: Мы начали экспериментировать с этим, и это тоже выгодная история. Вливания в маркетинг по некоторым позициям окупаются буквально за один месяц. Мы начали потихоньку вкладывать деньги в маркетинг, потому что это выгодно.
М.СПИРИДОНОВ: Какова динамика пользовательской активности? Как быстро растет база пользователей?
Д.ФИЛАТОВ: У нас 50 тысяч новых регистраций в сутки.
М.СПИРИДОНОВ: Совокупно по всем платформам?
Д.ФИЛАТОВ: Да, но большая часть – на Facebook.
М.СПИРИДОНОВ: И большая часть из них находится за пределами России?
Д.ФИЛАТОВ: За пределами России больше половины.
М.СПИРИДОНОВ: Чем обусловлено такое распределение? Почему южные страны преобладают? Это только темперамент, или есть какие-то другие причины?
Д.ФИЛАТОВ: Я думаю, что причины совершенно в другом. Мы же не управляли этим процессом, просто происходил вирусный рост на Facebook. Видимо, в тот момент, когда мы росли, в лентах людей из южных стран было меньше контента. Может быть, там более молодые пользователи. Например, пользователи в США дольше присутствуют на Facebook, и у них гораздо больше контента, который показывается в их лентах новостей, и там была меньше вероятность, что они заметят Топфейс. Я думаю, что это не психологические причины.
М.СПИРИДОНОВ: Вы запускались во Вконтакте. Это и дало вам рост первой базы пользователей, затем вы вышли в Facebook, и он дал основательные плоды. По какой логике принимается решение, где запускаться, или вы просто сели и решили, что надо найти главные платформы и биться по всем направлениям?
Д.ФИЛАТОВ: Безусловно, мы понимали, что facebook – это самая перспективная сеть в плане международного развития. Можно было пойти по региональным сетям, и такая стратегия тоже имеет право на жизнь, но мы решили, что сам Facebook большой, там большой потенциал, надо биться туда, и мы начали это делать. Мы разобрались, как устроена вирусность на Facebook, и начали там активно расти. Сейчас у нас, наверное, одна из самых сильных команд в мире по вирусному распространению через социальные сети. Мы успешно занимаемся этим 2 года, и мы продолжаем расти, не смотря на то, что социальные сети постоянно вводят какие-то ограничения, постоянно меняют API, меняют способы распространения контента. Тем не менее, мы с этим справляемся. Что касается конкретных стран, мы сейчас смотрим на них по разным параметрам. Сейчас мы больше всего фокусируемся на Мексике, США и Турции, там мы больше всего и растем.
М.СПИРИДОНОВ: Фокусируетесь по причине большей платежеспособности или большей динамики роста?
Д.ФИЛАТОВ: Причины разные. Мы определили наиболее перспективные для нас страны. В частности, Мексика оказалась такой страной, потому что в ней изначально набралась самая большая вирусная база. Наша задача – сделать так, чтобы эта вирусная база стала максимально пользоваться Топфейсом. Изначально мы получили там порядка 5 миллионов установок, но не все 5 миллионов продолжили пользоваться. Сейчас мы занимаемся тем, что активизируем их, и это у нас получается.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя самая лучшая команда, занимающаяся вирусной активностью?
Д.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие приемы вирусного распространения вы используете, кроме классического SMM, типа рекомендаций, направленных в адрес лидеров мнений?
Д.ФИЛАТОВ: Большая часть вирусного распространения в социальных сетях строится на взаимодействии с друзьями. В разное время мы запускали различные вирусы, которые предполагали, что люди будут приглашать своих друзей и взаимодействовать с ними в приложении. Придумыванием и оттачиванием этих вирусов и занимается наша команда.
М.СПИРИДОНОВ: Какого характера вирусы? Я, как и многие наши слушатели, далек от разработки приложений под Вконтакте, Facebook.
Д.ФИЛАТОВ: В 2011 году у нас был очень популярный вирус, когда мы запускали Топфейс. Это была оценка сексуальности, суть вируса заключалась в том, что человеку показывались его друзья противоположного пола, и ему было предложено ответить на вопрос, хотел ли бы молодой человек заняться любовью с его подругой из социальной сети. Там было три варианта ответа: да, нет, может быть. После каждого ответа шел пост на стену девушек, и там было написано: «Я оценил твою сексуальность. Зайди и узнай». Она должна была ответить на вопросы, и если их ответы совпадали, то мы их показывали им обоим. Если не совпадали, то они оставались тайной для них.
М.СПИРИДОНОВ: Такого рода приложения постоянно возникают и, как я понимаю, угасают с изрядной регулярностью.
Д.ФИЛАТОВ: Наша особенность заключается в том, что мы умеем сделать так, чтобы это дало много миллионов новых установок.
М.СПИРИДОНОВ: Волшебники!
Д.ФИЛАТОВ: На самом деле, не мы придумали эту идею. Во Вконтакте было приложение «Я бы вдул», которое собрало несколько тысяч установок. Мы на это посмотрели, поняли, что там сделано неправильно с точки зрения вирусности, всё это доделали, красиво оформили и в первый же день получили порядка 80 тысяч новых установок. В итоге, мы получили несколько миллионов установок за пару-тройку месяцев. Через 3-4 месяца это всё угасло, но за это время мы получили несколько миллионов пользователей, которых переконвертировали в пользователей нашего сервиса.
М.СПИРИДОНОВ: Твоя концепция маркетинга – это ставка на подобного рода креатив?
Д.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как получилось, что вы пошли в это направление? Исключительно ли это стечение обстоятельств, что вы за относительно небольшие деньги нашли приложение «Лицемер», и поэтому двинулись в дейтинг, или движение в дейтинг было осознанным, и вы искали специальное приложение?
Д.ФИЛАТОВ: Фактически второй вариант, потому что мы понимали, что вторым после СМИ в интернете внутри интернета, которым нам представлялся тогда Вконтакте, должен быть дейтинг. Мы хотели развивать это направление. В любом случае мы бы его развили, просто так произошло, что мы увидели приложение «Лицемер», которое было близко к дейтингу, потому что там было взаимодействие с незнакомыми людьми по оценке фотографий. Потом мы поняли, что оценка фотографий является неплохим способом знакомиться, и мы начали развивать это направление, как новый способ знакомств.
М.СПИРИДОНОВ: Эта концепция сама у вас родилась, или вы ее заимствовали у Badoo, который, как известно, на том и стоит?
Д.ФИЛАТОВ: Badoo – базовый сервис, он несколько по-другому устроен. Ты не смотришь и не оцениваешь чужие фотографии, одну за другой. Ты смотришь большое количество фотографий, выбираешь человека, который тебе нравится, и пишешь ему сообщение. Там есть сервис «Встречи», в котором фотографии показываются схожим образом, но там несколько другая логика, там сразу поступает предложение встретиться, и ты смотришь входящие предложения встретиться и отвечаешь на них. Это несколько другая история и, на наш взгляд, она у них не очень эффективно работает. Это подтверждается тем, что у них это не главная страница, а второстепенный сервис.
М.СПИРИДОНОВ: Навскидку кажется, что Badoo – это ваш 100%-ный конкурент.
Д.ФИЛАТОВ: С точки зрения удовлетворения потребности в знакомствах с новыми людьми, безусловно, это наш основной конкурент. Тут вопросов нет. Другое дело, что устроены мы совершенно по-разному.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения пользователя вы очень близки. В чем ты видишь реальные отличия? И там, и там происходит оценка фотографий; и там, и там дейтинговые сети вышли на следующий шаг своего развития через осознание того, что люди стали всё более визуально ориентированными. В Мамбе и Loveplanet, которые прежде рулили балом и сейчас являются сильными, важны фотографии, но они являются органичной частью анкеты. У вас с Badoo ставка делается на фотографию. В этом и есть ваше сходство.
Д.ФИЛАТОВ: Если ты посмотришь на главную страницу Мамбы и badoo, ты поймешь, что они друг от друга по сути несильно отличаются. Badoo является реинкарнацией Мамбы, всё же их делали одни и те же люди.
М.СПИРИДОНОВ: Один и тот же человек, я бы сказал.
Д.ФИЛАТОВ: Это делала команда людей. Мы устроены по-другому. У нас одна фотография, а не набор фотографий, и ты взаимодействуешь только с одним человеком. Я на простом примере объясню принципиальное отличие. Приходит молодой человек в бар или ночной клуб. Как он поступает, если хочет познакомиться? Он смотрит на всех девушек, выбирает ту, которая ему нравится больше всех, подходит к ней и пытается познакомиться. Собственно, так и работают Мамба и Badoo. У нас несколько другой принцип. У нас молодой человек приходит, проходит по кругу, смотрит каждой девушке в глаза, смотрит, какие из них ему подмигнули, запоминает их, из тех, кто подмигнул, выбирает трех-четырех и начинает с ними общаться. Вероятность, что у него с ними что-то получится, возрастает раз в 10.
М.СПИРИДОНОВ: Да, но суть всё равно одна – пришел в клуб и нашел девушку, которую, грубо говоря, намерен снять.
Д.ФИЛАТОВ: С которой человек намерен продолжить общение. Я бы так не упрощал. Если ты с кем-то хочешь познакомиться, другого пути нет.
М.СПИРИДОНОВ: Другого пути, нежели более тонкая сегментация, которую предлагает твой сервис?
Д.ФИЛАТОВ: Нет. Два варианта – это единственные способы знакомства. Сложно себе представить, что ты еще можешь сделать, если ты хочешь с кем-то познакомиться в клубе. Можно стоять и ждать, пока к тебе кто-то подойдет, но это слабо работающая модель.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что твой сервис дает большую фору застенчивым людям?
Д.ФИЛАТОВ: Наш сервис настроен на гораздо более интенсивное взаимодействие между людьми. Мы работает над тем, чтобы сделать общение максимально интенсивным, чтобы было больше ответов, больше сообщений.
М.СПИРИДОНОВ: Мои редакторы находят, что игровая механика, которая присутствует в твоем сервисе, заканчивается и превращается в просто общение, каким оно было бы в соцсети, Мамбе, то есть предыдущем поколении дейтинговых сайтов, на моменте начала обмена сообщениями.
Д.ФИЛАТОВ: Конечно. Когда у людей завязался диалог, мы считаем, что мы выполнили свою функцию, мы связали людей. Дальше от умения писать слова и составлять из них связанные предложения зависит то, насколько удачно сложатся дальнейшие отношения между людьми.
М.СПИРИДОНОВ: По большому счету, игра возможна только в процессе выбора, и сервис настраивает на это. Больше играй, больше выбирай, рассматривай разные варианты барышень или молодых людей.
Д.ФИЛАТОВ: Да, смотри чужие фотографии, оценивай их, выбирай тех, кто тебе нравится, мы будем больше тебя показывать другим, давать тебе больше возможностей для взаимодействия с противоположным полом.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня вы операционно прибыльны?
Д.ФИЛАТОВ: Да, мы прибыльны.
М.СПИРИДОНОВ: Как давно?
Д.ФИЛАТОВ: Мы прибыльны практически с самого начала, то есть с 2011 года. В абсолютном выражении это не очень большие деньги, потому что мы начали заниматься монетизацией только с прошлого года. В 2010-2011 годы мы занимались исключительно развитием продукта и фокусировались на том, чтобы вырасти. Только в 2012 году у нас появилась возможность заниматься монетизацией. До этого у нас просто висели какие-то баннеры, мы что-то зарабатывали на рекламе, но и этого хватало на то, чтобы быть прибыльными, в силу того, что команда была небольшой.
М.СПИРИДОНОВ: Ты же менеджер с опытом. Если была возможность оперировать аудиторией и без ущерба для нее зарабатывать деньги, почему было не обратить на это повышенное внимание?
Д.ФИЛАТОВ: Потому что мы всегда уверены в том, что долгосрочная стратегия гораздо эффективнее. Создание большого сервиса выгоднее, чем быстрый сруб денег. В любом случае быстрая монетизация не может быть очень органичной. Мы не стремились быстро заработать на этом сервисе, мы хотели сделать его большим и международным. Наверное, только благодаря такой стратегии это и удалось сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что отдельные элементы монетизации, которые взяты из классики жанра вами, скорее разжигают пользовательскую активности. Например, специальные статусы, возможность добавить свое фото в верхнюю линеечку. Возможность стать привилегированным, с одной стороны, является способом монетизации. С другой стороны, она стимулирует активность.
Д.ФИЛАТОВ: Безусловно, но когда у тебя стоит выбор между тем, сделать хороший мессенджер или сделать эту линеечку, то выбор очевиден.
М.СПИРИДОНОВ: У вас просто не хватало ресурсов?
Д.ФИЛАТОВ: Да, у нас всегда были ограничены ресурсы, поскольку мы развивались только за счет собственной прибыли. Конечно, мы всегда выбирали пользовательские сервисы, которые были необходимы, а не монетизирующие вещи.
М.СПИРИДОНОВ: Говоря «Мы», ты говоришь о себе и партнере, или это совет директоров, управляющий орган?
Д.ФИЛАТОВ: Я говорю о нашей управленческой команде. Это группа руководителей, которые принимают ключевые решения по вектору развития, в нее входят мой партнер и ключевые руководители компании.
М.СПИРИДОНОВ: Этот партнер не публичен?
Д.ФИЛАТОВ: Да, он не публичен, он больше занимается нашим оффлайновым бизнесом – компанией «Калинка». Я же больше занимаюсь интернетом, но он тоже активно участвует в разработке ключевых вещей, которые мы внедряем в нашем сервисе.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Он известен в чем-то другом?
Д.ФИЛАТОВ: Так сложилось. В силу того, что я являюсь руководителем компании, я более публичен в отношении этого бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас ты обрубил остальные активности и занимаешься только Топфейсом и его развитием?
Д.ФИЛАТОВ: Да. На 99% я занимаюсь Топфейсом.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к управляющему органу, к группе управленцев. Опиши структуру компании. Какие есть подразделения?
Д.ФИЛАТОВ: У нас очень простая компания. Она небольшая, и у нас нет большого количества отделов и департаментов. У нас есть группы разработчиков, которые концентрируются по своей специфике. У нас есть группа, которая следит за посещаемостью и ростом, группа, которая занимается размещением рекламы, мобильный отдел, который занимается мобильными приложениями. Также есть отдел локализации, который занимается переводом на разные языки, отдел тестирования, аналитики и отдел экспериментов, отдел монетизации, который появился недавно. Над ними стоят 2 человека: я и операционный директор.
М.СПИРИДОНОВ: В этих группах, которые занимаются разными платформами, есть свои руководители?
Д.ФИЛАТОВ: Да, у каждой группы свой руководитель, это фактически teamlead, то есть ведущий разработчик, который координирует работу команды.
М.СПИРИДОНОВ: В конечном счете, всё сходится на тебе?
Д.ФИЛАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к теме конкуренции. Как вы смотрите на конкурентную среду? Если Badoo тебе не кажется прямым конкурентом, Мамба тоже, как я понял, то кто тебе мешает, или у тебя совершенно свободный рынок?
Д.ФИЛАТОВ: Мы не ощущаем такого присутствия конкурентов, чтобы пользователи выбирали, где они будут сидеть. Мы присутствуем на разных площадках. Например, Badoo не присутствует в социальных сетях. Badoo – это отдельный сайт, он в социальных сетях на сегодняшний день особо не представлен.
М.СПИРИДОНОВ: Он сам себе социальная сеть. У него разве нет приложений?
Д.ФИЛАТОВ: У них нет приложений в социальных сетях, у них есть мобильные приложения. У нас в этом привилегированное положение. Мамба есть во Вконтакте, но она там совсем маленькая, не сравнимая с нами.
М.СПИРИДОНОВ: Это значит, что Мамба упустила момент?
Д.ФИЛАТОВ: Да, Мамба упустила момент.
М.СПИРИДОНОВ: Как в фильме, на его месте должен был быть я.
Д.ФИЛАТОВ: Да. Мамба имела возможность купить нас в свое время. Эта сделка не сложилась.
М.СПИРИДОНОВ: Велись такие переговоры?
Д.ФИЛАТОВ: Да, они на нас выходили, мы общались. Мы чувствуем себя довольно комфортно в социальных сетях, и мы в отличие от названных сервисов гораздо глубже понимаем, как там работать. В общем-то, поэтому я не могу сказать, что мы напрямую конкурируем. Это разные аудитории, приходящие из разных источников.
М.СПИРИДОНОВ: У вас основные деньги приходят от пользователей за премиальные возможности или от рекламы?
Д.ФИЛАТОВ: Изначально мы зарабатывали в основном на рекламе. Года полтора назад 100% приходило от рекламы. На сегодняшний день 60% - это выручка от пользователей. Я думаю, что дальше процент от пользователей будет расти. Я думаю, что к концу году будет соотношение 90:10.
М.СПИРИДОНОВ: Какие у вас амбиции с точки зрения развития? Сейчас у вас 50 миллионов и 50 тысяч регистраций в день. Каким ты видишь себя через год, три, пять?
Д.ФИЛАТОВ: Мы больше ориентируемся не на цифры регистраций, потому что они достаточно виртуальные, а на цифры посещаемости, они более осязаемые и конкретные. Сейчас у нас примерно 1,6 миллиона в сутки. Я думаю, что до конца года при благоприятном исходе мы должны вырасти раза в два, то есть до 3 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Дневной посещаемости?
Д.ФИЛАТОВ: Да, и это будет хорошим результатом для нас. В следующем году мы планируем еще раз удвоиться. В 2012 году мы так сильно не росли, потому что мы были сконцентрированы на других вещах. Я думаю, что сейчас такие цифры можно достичь.
М.СПИРИДОНОВ: Какова программа Максимум в твоем представлении? Какой образ победы у твоего проекта?
Д.ФИЛАТОВ: Если говорить о посещаемости, то это 5-6 миллионов уникальных пользователей в сутки в течение двух-трех лет, и в идеале порядка 100 миллионов долларов выручки в год.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, есть желание продать проект?
Д.ФИЛАТОВ: Я бы не сказал, что у нас есть такое желание. Мы понимаем, что это может быть хорошим прибыльным и интересным бизнесом, и продавать его совершенно необязательно. Наверняка у нас появятся новые партнеры, мы проделываем для этого какую-то работу. Задачи полностью выйти из проекта у нас нет.
М.СПИРИДОНОВ: Ты ее не исключаешь?
Д.ФИЛАТОВ: Всё возможно. Хороший offer всегда может быть принят.
М.СПИРИДОНОВ: Есть расхожая мысль о том, что хороший предприниматель должен быть всегда готов продать свою компанию за хорошие деньги.
Д.ФИЛАТОВ: Мы всегда готовы рассматривать офферы, и это нормально.
М.СПИРИДОНОВ: В конце концов, мотивирует, когда оффер красивый, и веселит, когда он низкооцениваемый.
Д.ФИЛАТОВ: Конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Каким ты видишь будущее дейтинга? Мне кажется, что отношения мужчины и женщины, как и отношения внутри полов, если говорить о гомосексуальной любви, всё больше стремятся к откровенности, кратковременности, сиюминутности с точки зрения удовлетворения желания, хотелок. Так ли это, как тебе кажется? Будет ли развиваться эта тенденция? Мне кажется, что люди всё больше уходят от установки семьи и любви на всю жизнь к установке приятных, коротких, необязывающих сексуальных отношений, которые делают жизнь приятнее, как хорошая еда.
Д.ФИЛАТОВ: Мне кажется, что эта тенденция несколько преувеличена СМИ. Почему-то я часто вижу информацию об этом, но нечасто я вижу ее реальные выражения в жизни. Как люди женились и рожали детей, так они и продолжают это делать. Может быть, в России был спад, но в мире такой тенденции не было. Есть люди, которые фокусируются на карьере, но всё равно семейные ценности никуда не уходят. Всё равно в подсознании у человека есть необходимость создать семью и родить ребенка. Несколько лет назад стало совершенно естественным для людей, которые хоть что-то понимают в экономике, покупать технику в интернете и заходить на Яндекс.Маркет прежде, чем что-то купить. Мы стараемся сделать так, чтобы совершенно естественным стало знакомиться в интернете, а не на улице, в баре или еще где-то, потому что интернет дает гораздо больший выбор подходящих тебе людей, а не выбор из сотен людей, которых ты можешь найти в реальной жизни. Мне кажется, мы к этому движемся. Помочь людям обрести семейное счастье в жизни – это наша сверхзадача.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, что подобную романтическую мысль не совсем об этом, но в этом же настрое задвигал Андрей Бронницкий – президент Мамбы. Он говорил об этом в Рунетологии полгода - год назад. Интересно, что вы, оперируя довольно легкими сервисами, смотрите на вопрос консолидации людей и сохранения семейных ценностей.
Д.ФИЛАТОВ: Я убежден в том, что массовый сервис, которым пользуется значительное количество людей, значительный процент людей, должен быть легким. Сложный и тяжелый сервис (например, сайт Match.com) не будет таким массовым в ближайшей перспективе.
М.СПИРИДОНОВ: Teamo вроде имеет определенный успех. Это сайт, который предлагаем серьезные знакомства на базе прохождения психологических тестов и составления на их основе пар.
Д.ФИЛАТОВ: Я уверен, что у этого сайта есть какой-то успех, но я не думаю, что его посещаемость сравнима с нашей.
М.СПИРИДОНОВ: Это правда. Они могут противопоставить тебе то, что они про серьезные отношения. Поскольку их сейчас с нами нет, мы не будем развивать эту тему.
Д.ФИЛАТОВ: Ок. Я считаю, что для всех есть свое место, и серьезные сайты знакомств для людей, которым хочется очень серьезно к этому вопросу подойти, при этом с небольшим количеством людей, тоже имеют право на жизнь.
М.СПИРИДОНОВ: Серьезный сайт знакомств для тех, у кого игровая механика заключается в составлении тестов, а твой сайт для тех, для кого игровая механика заключается в оценивании картинок.
Д.ФИЛАТОВ: Да. Мне кажется, что в российской действительности такие сайты нужны для немного отчаявшихся людей, у которых по каким-то причинам не получается познакомиться другими способами. Они идут на серьезные сайты в надежде на то, что математика даст им волшебный эффект. Наверное, это работает для них.
М.СПИРИДОНОВ: Ок, не будем разбирать эту тему, потому что здесь нет создателей. Давай двигаться дальше. У нас есть еще две рубрики, и первая из них – это рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что в ней я предлагаю гостям программы прокомментировать парадоксальные, интересные и любопытные мысли знаменитых людей. Каждый раз я предлагаю на выбор трех людей. Кого выберет гость, цитату того человека я и зачитаю. Сегодня могу предложить цитаты Альфреда Нобеля, шведского промышленника, Акио Мориты, основателя корпорации Sony и Генри Форда, основателя корпорации Ford. Кто тебе более симпатичен?
Д.ФИЛАТОВ: Наверное, Акио Морита
М.СПИРИДОНОВ: Однажды Акио Морита сказал: «Компания ничего не достигнет, если думать будет только руководство». Как прокомментируешь эти слова?
Д.ФИЛАТОВ: Мы в компании регулярно стимулируем сотрудников к тому, чтобы они предлагали свои решения. Зачастую это приводит к необычным и неординарным решениям и позволяет нам по-разному смотреть на развитие компании. Некоторое время назад мы ввели HackDay, когда человек может заниматься любой задачей, которую сам себе придумывает, но которая помогает компании. Это происходит раз в месяц. Люди делают много интересного, когда не ты им ставишь задачу, а когда они сами ее формулируют. Это помогает развитию компании. Более того, это повышает энтузиазм сотрудников. Я полностью согласен с этим тезисом. Я считаю, что компания должна развиваться за счет всех сотрудников.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то инструменты, которые вы используете для того, чтобы побудить к этому сотрудника? Часто сотрудники не знают полноты стратегии и концепции проекта, и поэтому они могут думать не в том направлении.
Д.ФИЛАТОВ: Мы любим заниматься внутренней культурой в компании, у нас периодически проходят встречи, на которых мы собираемся всей командой. Там выступают руководители отделов, рассказывают о своей деятельности. Я рассказываю, куда мы движемся, какие у нас результаты, какие у нас планы, что мы собираемся делать, отвечаю на вопросы. Также у нас есть чат, в котором мы все общаемся и обсуждаем фичи. Важные вещи у нас напечатаны на бумаге и висят в холле. Процесс коммуникации очень разноплановый. В HackDay мы обещаем призы (например, iPhone) лучшей команде, которая сделает лучшую разработку по собственной инициативе. Это очень разносторонний процесс. Также мы используем электронные способы. Сейчас мы пробуем новые решения для того чтобы общаться с сотрудниками и обсуждать новые и текущие проекты, используем Task-tracker. Это очень разнонаправленный процесс.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Последняя рубрика нашей программы – это вопросы слушателей. Michael пишет: «Попробовал сервис. В настройках выставил предпочтение парням, но меня все равно засыпает предложениями познакомиться с девушками. Почему так?!». Видимо, Майкл – это тот самый, о ком я говорил раньше. Он хочет познакомиться с парнями, а ты ему всё равно девушек предлагаешь. Почему?
Д.ФИЛАТОВ: Я постараюсь максимально спокойно ответить.
М.СПИРИДОНОВ: Тебя это беспокоит?
Д.ФИЛАТОВ: У нас очень прямой и простой сервис. Для лиц нетрадиционной сексуальной ориентации существуют специальные сервисы, на которых они могут знакомиться друг с другом, но наш сервис не такой. Это расходится с нашей философией и, на наш взгляд, это будет вредить сервису. Надо идти на другие ресурсы.
М.СПИРИДОНОВ: В Америке это бы поставили на вид, а мы просто пойдем дальше. Василий спрашивает: «Почему такая ничтожно малая выручка по сравнению с конкурентами?». 110 миллионов – это ничтожно мало?
Д.ФИЛАТОВ: Это на порядок меньше, чем у той же Мамбы, и раз в 20 меньше, чем у Badoo. Badoo зарабатывает больше 100 миллионов долларов, Мамба зарабатывает больше миллиарда рублей. Мы только в прошлом году начали заниматься монетизацией, мы находимся в начале пути. Мы всегда очень аккуратно к этому относились, у нас небольшое количество людей (меньше 1%) платит, потому что мы очень аккуратно вводим все монетизирующие функции, стараясь сохранить лояльность аудитории. Мы переживаем за продукт больше, чем за деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Helloween пишет: «Добрый день! У меня вопрос к Дмитрию Филатову. Каков ваш личный жизненный опыт знакомств (или флирта), и помогает ли этот опыт в работе над проектом topface?». Ты женат, кстати говоря?
Д.ФИЛАТОВ: Да, я женат, у меня есть ребенок.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда это сложный вопрос.
Д.ФИЛАТОВ: Я же как-то женился, так что у меня есть какой-то опыт, причем вполне успешный.
М.СПИРИДОНОВ: Жена не ревнует к сервису, учитывая то, что ты постоянно как тестер и невольно как мужчина взаимодействуешь с большим количеством дам?
Д.ФИЛАТОВ: Жена философски к этому относится. Она понимает необходимость этого и адекватно всё оценивает.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Твой опыт флирта до брака помогает в работе над проектом?
Д.ФИЛАТОВ: Помогает, скорее, не мой опыт, а знания, которые мы приобретаем в процессе работы над проектом. Мы общаемся с психологами, социологами, пикаперами, людьми, которые много знакомятся, узнаем у них много моделей и способов знакомиться, и мы стараемся их перенести в онлайн. Мы читаем литературу на этот счет. Мой опыт по сравнению с тем, что я узнал за время работы над Топфейсом, является совсем дилетантским.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Дмитрий, мы заканчиваем. Предлагаю тебе сделать резюме в финале.
Д.ФИЛАТОВ: Спасибо за интересный разговор. Были очень интересные и необычные вопросы, они заставляют задуматься.
М.СПИРИДОНОВ: Тебе спасибо. Вы, друзья, слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был со-основатель и генеральный директор международного сервиса знакомств Topface Дмитрий Филатов.
Редакция выпуска — Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.