Максим Спиридонов: Здравствуйте, коллеги! Снова в эфире эксперт-шоу «Рунетология», аналитическая программа, каждый выпуск которой — это не только информация о последних новостях и событиях в глобальной Сети, но и обсуждение этих новостей с приглашенным гостем, чье имя и авторитет известны многим в Ру-пространстве Интернет. У микрофона Максим Спиридонов. Это 12-й выпуск Рунетологии, мы записываем его 11 июля 2009 года.
Сегодняшние темы:
- МТС включил 3G в московском метро
- Какой будет операционная система от Google?
- Фонд Digital Sky Technologies был усилен новым кадрами
- Рунет отказывается от popunder’ов
- Президент Медведев запустил социальную сеть для ученых
Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку наших друзей, ведущее онлайн-сообщество Рунета Habrahabr. А сегодня в нашей студии основатель самого крупного и известного фриланс-сайта Рунета Free-lance.ru Антон Мажирин. Антон, добрый день!
Антон Мажирин: Здравствуй, Максим!
М. Спиридонов: Прежде чем начать разговор, пару слов о госте программы.
ДосьеАнтон Мажирин родился в городе Златоуст. В 2002 году закончил Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения по специальности инженер-робототехник. После окончания университета вместе с партнером основал компанию «Петрограф». Вскоре Антон начал искать удаленных сотрудников для работы в компании. Столкнувшись с проблемой отсутствия в Рунете специализированного сервиса по поиску фрилансеров, решил создать свой собственный сервис. Таким образом, в 2005 году появился сайт Free-lance.ru. На сегодняшний день Free-lance.ru — это ведущий в Рунете сервис по поиску удаленной работы и работников. Free-lance.ru позволяет найти работу в Интернете более чем 300 тысячам фрилансеров разных городов России и СНГ. Антон также является автором идеи и основателем социальной сети для фрилансеров 7ruk.ru, в качестве докладчика участвует в конференциях, освещая тему фриланса. Живет и работает в Москве.
М. Спиридонов: Паче чаяния я не буду начинать интервью с вопросов, откуда возникла идея проекта, как оно все начиналось. Есть более насущные вопросы о фрилансе сегодня, которые были заданы на твоем сайте, которые прозвучали в публикации, в анонсе об этом разговоре в моем блоге. Итак, Free-lance.ru — это ведущий в Рунете сервис по поиску удаленной работы и работников, это верно?
А. Мажирин: Да.
М. Спиридонов: Вы были первыми, если не ошибаюсь?
А. Мажирин: Нет, мы не были первыми, до этого существовало несколько сервисов, которые предоставляли подобные услуги. Но у нас получилось сделать наши услуги удобными для пользователей и своевременными.
М. Спиридонов: А когда вы возникали, кто уже существовал?
А. Мажирин: Существовал украинский сервис, который знают все и пару мелких.
М. Спиридонов: И как скоро вы стали лидером? Ну, по крайней мере, обогнали тот украинский, который все знают и имя которого, видимо, нельзя называть?
А. Мажирин: Я думаю, где-то через неделю после запуска мы обогнали украинский сайт. Дело в том, что они находились где-то около двух лет в таких достаточно тепличных условиях, никто их не тревожил, и они постепенно развивались. После того, как запустились мы, они поняли, что на месте стоять нельзя. Теперь мы существуем параллельно, они ровно в два раза меньше нас, и дальше идут уже все остальные сервисы.
М. Спиридонов: Речь идет о Weblancer.net, или я ошибаюсь?
А. Мажирин: Да.
М. Спиридонов: А кроме Weblancer.net есть еще такие сайты, как
ссылка ссылка есть и другие, действительно, сделанные куда менее профессионально. Каково отношение у вас с конкурентами? Вы их не боитесь? Вы что-то пытаетесь делать для того, чтобы оставаться первыми?
А. Мажирин: Ну, что-то такое специальное мы не пытаемся делать для того, чтобы оставаться первыми. Я вообще считаю, что конкуренции у нас пока в этой среде нет, потому что рынок находится в таком достаточно зачаточном состоянии. С момента нашего запуска и все четыре года нашего существования мы призываем всех наших партнеров, конкурентов как-то объединиться и приложить совместные усилия для продвижения рынка фриланса в целом. Нам всем выгодно, чтобы он обрел какие-то рамки, в нем бы устаканились некие законы, правила, дабы облегчить жизнь фрилансерам, работодателям. Но по разным причинам некоторые сервисы отказывались принимать участие в совместной деятельности, а с некоторыми было просто неинтересно работать, потому что ими управляют недостаточно компетентные люди. Поэтому какого-то совместного творчества у нас не получается. Что касается конкуренции, то мы делаем свое дело, а смотреть на конкурентов, что делают они — это в общем-то не наш стиль. Хотя я считаю, что главная ошибка тех сайтов, которые возникают в последнее время, как раз состоит в том, что они пытаются чуть ли не полностью скопировать наш дизайн, нашу бизнес-модель, запуститься и посмотреть, что из этого выйдет. Ну, естественно, из этого ничего не получается, поскольку эта дорога уже пройдена нами. Они открывается в неделю по одному сайту, потом закрываются с таким же успехом.
М. Спиридонов: В связи с вышесказанным у меня возникло два вопроса. Первое — то, что, действительно, есть такое впечатление, что на конференциях, ну, и иже с ними различных мероприятиях популяризацией фриланса занимается, действительно, только Free-lance.ru, как правило, твоими устами, с одной стороны. А с другой, ты сказал о незрелости рынка. Есть какие-то данные о том, каким будет этот зрелый рынок? О том, как это, скажем, выглядит на Западе и то, куда может прийти в итоге рынок в России?
А. Мажирин: Да, мы наблюдаем за западными сайтами. Мы в основном ориентируемся на Elance.com. Есть один показательный пример. Один мой знакомый ездил недавно в Швецарию и его пригласила в гости одна девушка, у которой такой достаточно приличный загородный дом с прудиком, гараж на четыре машины. Все у них отлично: она нигде не работает, только за домом следит. А муж у нее фрилансер-переводчик. Вот как живут фрилансеры там. А как живут у нас? Правда, в последнее время появились некоторые фрилансеры, которые тоже зарабатывают больше, чем наш сервис в целом. Но все равно рынок еще совсем незрелый, и мы стремимся к тому, чтобы статус фрилансера был как-то смещен от мнения о фрилансере, как о студенте, в сторону такого зажиточного фрилансера с загородным домом, у которого все хорошо и который очень ответственно относится к своей работе.
М. Спиридонов: Мне не простят, если я не задам этого вопроса. Вот те самые зарабатывающие больше, чем сайт в целом — это частные лица или организации?
А. Мажирин: Сначала приходит фрилансер на сайт, регистрируется, у него есть определенный опыт, он начинает работать. Через некоторое время он понимает, что заказов слишком много, он просто не справляется. Он начинает раздавать эти заказы сначала своим друзьям, потом не справляются с работой друзья. Он начинает сам уже искать фрилансеров и через какое-то время получается, что он выполняет некие менеджерские функции и превращается в некую мини-студию. Вот об этих людях мы и говорим.
М. Спиридонов: Т.е. вот систематически именно такой путь и проходится?
А. Мажирин: Да, практически все успешные фрилансеры проходят такой путь.
М. Спиридонов: Можно сказать, что практически все фрилансеры с конкретными именами и фамилиями на самом деле являются группой фрилансеров?
А. Мажирин: Нет, такого сказать тоже нельзя, поскольку в определенный момент фрилансер становится перед выбором: либо идти по пути менеджера, либо ему дальше заниматься творчеством. Такой достаточно непростой выбор стоит перед каждым. Потому что, ну кто по сути такой фрилансер? Человек, который успешно совмещает две функции. Во-первых, он хороший менеджер, во-вторых, он хороший исполнитель. И вот эти две вещи они не всегда совместимы, поэтому человеку приходится выбирать. И кто-то выбирает менеджерские функции и идет в сторону денег, а кто-то выбирает больше творческие аспекты и идет в сторону творчества и удовольствия от работы. Это выбор каждого отдельного фрилансера.
М. Спиридонов: Но зарабатывают, конечно, больше те, которые идут в сторону менеджера?
А. Мажирин: Да, конечно.
М. Спиридонов: Скажи, пожалуйста, ты упомянул про заработки. Как себя чувствует фриланс как бизнес? Сейчас в частности? Вы стабильно зарабатываете? Вы стабильно прибыльны? Есть ли какая-то динамика вверх-вниз в этом смысле?
А. Мажирин: Да, мы стабильно зарабатываем, причем растем каждый год раза в два, как минимум. По всем показателям: по обороту, по количествам регистраций, по количеству пользователей. Нет, по количеству пользователей не в два раза, прости. По посещаемости, вот например. С кризисом оборот еще немного увеличился. Но мы продолжаем быть с точки зрения бизнеса убыточной компанией, потому что весь свой оборот мы вкладываем в развитие. Вот. И вот по поводу кризиса, да, просто по всем показателям можно было видеть во время кризиса, как за тот же период прошлого года мы заработали, наверно, в 2,5 раза меньше.
М. Спиридонов: Т.е. вы фактически выиграли на кризисе?
А. Мажирин: Да.
М. Спиридонов: Кстати, по поводу принятия решения о прибыльности-убыточности бизнеса. У вас там, кажется, сложная схема владения? Т.е. есть владельцы ресурса — частные лица, т.е. ты и твои партнеры. Есть, возможно, я ошибаюсь, тогда поправь меня, HeadHunter, Digital Sky Technologies, да?
А. Мажирин: Да, так и есть.
М. Спиридонов: А кто-то еще там участвует?
А. Мажирин: Нет, никто не участвует, вот четыре совладельца. Это я, мой партнер Василий, Digital Sky Technologies и HeadHunter.
М. Спиридонов: А кто имеет больший пакет?
А. Мажирин: Ну, мы на двоих с Василием имеем больший пакет. У нас 60 процентов, у компаний 40.
М. Спиридонов: Кстати, по поводу того, о чем уже упомянули. Об участии в конференциях. Ты часто выступаешь с докладами о фрилансе? Это вербовка фрилансеров для ресурса?
А. Мажирин: Нет, это не вербовка фрилансеров и даже не вербовка работодателей, потому что, во-первых, невозможно сосчитать завербованных на конференции. Во-вторых, если ты даже завербовал всех, то участие в конференции... Эти цифры просто несравнимы с приростом ежедневной посещаемости. А для чего мы это делаем? Ну, во-первых, у нас есть некая философия нашего развития. Нам кажется, что мы как лидеры рынка тащим этот рынок весь за собой. Т.е. мы — некий такой ледокол, идем вперед маленькими шажками и пытаемся этот рынок как-то протащить сквозь образовавшуюся расщелину во льду. Понятное дело, что участие в конференциях и вообще вся наша деятельность — это очень-очень маленькие шаги, которые ощутимого результата для нас прямого не дают, но они дают некий косвенный результат. В некоем коллективе бессознательно остаются некие такие следы, которые мы обозначили на конференции, что-то объяснили людям про фриланс, каким он должен быть. И все больше и больше людей просто проникаются этой идеей — идеей того, как это должно быть в принципе. Хорошо должно быть. И мы набираем некую такую энергетическую массу людей, которые знают об этом и знают, что это хорошо. После того как мы перейдем некий критический порог, люди как-то побыстрее будут распространять весть о проекте Free-lance.ru. Вот какая-то такая установка у нас в голове.
М. Спиридонов: Т.е. раскачиваете маятник, который потом будет носить, в том числе и вас.
А. Мажирин: Точно, точно.
М. Спиридонов: Скажи, пожалуйста, есть ли статистика, насколько дешевле обходится заказ у фрилансеров? Дешевле по сравнению с аналогичным заказом у специализированной компании.
А. Мажирин: Статистика, не люблю, конечно, это выражение, но это — «средняя температура по больнице». Потому что, понятное дело, что есть разные проекты, разные компании. Но в среднем, фрилансеры обычно делают в 5 раз дешевле. Другой вопрос, быстрее они делают, медленнее? Насколько качественнее? Здесь, конечно, нужно разбираться с каждым фрилансером.
М. Спиридонов: То есть нужно просто... Я бы в данном случае дал совет. Просто идти во фриланс, особенно с заказами сложными типа создания сайта, тем более крупного сайта, тогда, когда умеешь работать с удаленными сотрудниками. Иначе можно эти, пускай даже относительно небольшие деньги относительно заказа большой студии, потерять.
А. Мажирин: Да, я на каждой конференции пытаюсь об этом говорить. Я даже уже стал рисовать некие такие бегунки, чтобы понять, надо идти к фрилансерам или не надо. Представьте, что есть некая полоска, на ней бегунок. Слева стоит сложный заказ, справа простой. А внизу еще есть одна полоска и на ней бегунок. Слева стоит ваше полное знание о том, как работать с данным продуктом, справа стоит ваше незнание полное. И, соответственно, чем сложнее заказ, и чем меньше вы знаете о том, что вы хотите в итоге получить, и чем меньше ваш опыт в этой сфере, тем больше вероятность того, что вы просто не сможете доделать этот заказ до конца и потеряете деньги. Соответственно, чем заказ проще и чем больше вы знаете о том, каким должен быть конечный результат, чем больше ваш опыт, тем больше вероятность того, что вы выиграете на фрилансе, что вы потратите намного меньше денег, чем у студии, и получите лучший результат.
М. Спиридонов: То есть, если строить какую-то краткую справку, то наверно стоит рекомендовать заказчикам начинать с каких-то маленьких, совсем маленьких удаленных заказов, осваиваясь в коммуникации и взаимодействии с удаленными сотрудниками. И затем, постепенно повышая сложность, возможно, доходить до высот.
А. Мажирин: Да, конечно. В принципе, в теории, с фрилансером можно делать все что угодно. Например, наша социальная сеть 7ruk.ru сделана исключительно с помощью фрилансеров. И вообще весь наш сайт Free-lance.ru — это опыт работы с фрилансерами, потому что у нас почти все сотрудники, ну, по крайней мере, айтишники работают удаленно. До чего можно дойти, работая с фрилансерами, совершенствуясь в этой области, вы видите воочию.
М. Спиридонов: А кстати, коротенько о 7ruk.ru? Есть ощущение, что проект заморожен.
А. Мажирин: Да, на данном этапе он заморожен, пока мы не понимаем, что с ним делать. Вначале он шел параллельно с Free-lance.ru и запустили мы его в то время, когда такое понятие, как «социальная сеть», вообще не существовало. Я помню, как мы рисовали схемы и цепочки связи на салфетках в кофейнях, с горящими глазами просыпались в час ночи, пытались какие-то идеи донести своим партнерам. Ну, т.е. такая хорошая, бурная работа шла. А потом мы просто допустили серьезную ошибку на этапе запуска, даже, точнее, две ошибки. Вообще, это интересно, про 7ruk.ru?
М. Спиридонов: Конечно, интересно. Мне кажется, что сейчас, особенно когда социальные сети, хотя и выросли, но многие так и переживают кризис, пример того же MySpace, второго в мире, и там, и у других не всегда всё понятно с заработком. Конечно, любопытно.
А. Мажирин: Ну, в общем, мы допустили две ошибки. Первая ошибка была, что когда у нас оставался буквально месяц работы до старта, мы выпустили пресс-релиз на «Вебпланете» о том, что скоро запускаемся. Ну и, соответственно, прочитав этот пресс-релиз, Moikrug и еще ряд социальных сетей, по-моему, у Hunter было в вебе, и еще кто-то прочитал пресс-релиз... — они просто стартовали быстрее нас, запустив недоделанный проект. Ну, по крайней мере, Moikrug. Они собрали все публикации, все внимание к себе. Мы после этого... у нас просто руки опустились и мы решили, что мы не пойдем по их пути, мы доделаем проект до конца, в этом и будет наше конкурентное преимущество. В общем, мы еще делали полгода, доводили, наводили лоск. В это время запустилась еще куча социальных сетей, которые забрали оставшиеся крохи внимания. Это было первой ошибкой. А второй ошибкой проекта стал формат закрытого клуба, то есть зарегистрироваться можно было только по приглашению. И тот мизер внимания, который нам достался, совсем погорел на этом барьере, который мы сами для себя и выстроили. Ну, и, соответственно, сразу запуститься у нас не получилось, а потом через какое-то время у нас стал выбор: либо продолжать развивать 7ruk, или развивать Free-lance, который уже приносил деньги. Ну, соответственно, мы выбрали Free-lance, стали заниматься им. Через какое-то время, наверное в прошлом году, мы решили, что еще перезапустим 7ruk, мы вложили в него достаточное количество денег, работали с ним год, практически все там переделали. Переделав, мы поняли, что Vkontakte и Odnoklassniki настолько далеко вперед улетели, что с ними конкурировать нереально. Опять же, те функции, которые мы придумали, они уже давно воплощены Vkontakte и в Odnoklassniki, поэтому мы решили, что пока остановимся и будем просто более плотно заниматься фрилансом.
М. Спиридонов: А вообще, видишь перспективы, хотя бы самые туманные? Не кажется ли тебе, что, к сожалению, 7ruk постигла та же участь, которая постигла ваших коллег HeadHunter, которые закрыли Webby.ru? То есть получилось, что проекты пересеклись во многом, ну и со своевременностью и стартом подзапоздали?
А. Мажирин: Думаю, что да, думаю, что так и будет. Но опять же, есть у меня внутреннее ощущение, что если им заняться и сделать некий специализированный ресурс, заточенный под фриланс, мы соберем свою аудиторию, и даже будем зарабатывать на нем некие деньги. Но просто, наверно, нам в данный момент это неинтересно, мы хотели если уж запустить социальную сеть, то достаточно крупную. А запускать социальную сеть, чтобы она дублировала Free-lance.ru, ну, не знаю, мне кажется, это пока неинтересно.
М. Спиридонов: Это просто распылять свою же аудиторию, создавать такую ложную двойственность в головах у пользователей, у которых все в порядке, они сидят себе на Free-lance.ru.
А. Мажирин: Да, мы так же подумали.
М. Спиридонов: Есть такое наблюдение, которое меня в свою очередь, очень огорчило, что вторые бизнесы, вторые проекты авторов успешных начинаний во многих отраслях почему-то проваливаются. Удивительное дело.
А. Мажирин: Ну, мне кажется, что ничего удивительного в этом нет, потому что когда ты делаешь первый проект, ты горишь им и практически ничего в твоей жизни, кроме него, нет. Естественно, он или получается идеальным или полностью сгорает, но ты вложился полностью. А вторые проекты, ну, у меня даже есть некоторая такая модель состояния, в котором ты должен находиться, чтобы запустить успешный проект. Вот если интересно, я могу им поделиться.
М. Спиридонов: Поделись.
А. Мажирин: Если посмотреть на различных отшельников, монахов, на людей, которые ищут себя, к ним приходят некие голоса свыше, они разговаривают с Богом или впадают в некое состояние измененного сознания. Они уходят в отшельничество, живут в пещерах, т.е. что это значит? Это значит, что у них не все в порядке с расписанием, с распорядком дня. То есть они встают, когда им внутренний голос сказал «Вставай»», ложатся — то же самое. Они не всегда правильно питаются. И, если спроектировать эту модель на различных стартаперов, то о чем мы читаем в новостях? Вот, два парня жили в гараже, плохо ели, не было денег, плохо спали, занимались, например, Google, или еще чем-то. То есть модель-то одинаковая. Как только человек сдвигает свой обычный распорядок, сдвигает свою жизнь в сторону того, что он ищет, начинают во Вселенной, тканях самого пространства открываться некие такие портальчики. Из них начинает сочиться информация. Ну и всё, человек её схватывает, начинает делать. Это вот феномен «первого проекта», когда проект выстреливает. После этого, когда ты запустил первый проект, тем более, когда он уже начал приносить какие-то деньги, приносить славу, популярность, человек успокаивается. Потому что это все зависит от человека, либо он раздувает свой проект до уровня Google, либо он останавливается на неких достигнутых результатах и продолжает постепенно развивать этот проект. После этого у него просто нет возможности перейти вот в этот стартаповский режим, нет возможности жить в гараже, нет возможности плохо питаться, нет возможности плохо спать, потому что обычно человек выбирает то, что лучше, а не то, что хуже. И поэтому вторые проекты получаются такие же ленивые, как и сам человек после того как он запустил первый свой старт-ап. Вот такая вот история.
М. Спиридонов: Любопытно. Но тут, надо сказать, что, конечно, не распорядок дня и плохое питание, плохой сон влияют, а прежде всего, некая такая энергетическая собранность и абсолютная вложенность в проект.
А. Мажирин: Конечно, ты правильный акцент поставил, потому что я называл некие такие внешние факторы, а ты вот назвал прямо ключевой момент. Естественно, человек почему плохо питается и плохо спит? Потому что ничего, кроме проекта, ничего, кроме его цели не существует, он полностью занят.
М. Спиридонов: Это опять вспоминаю, я писал об этом статью, ну, не об этом буквально, но о чем-то похожем, вспоминал Карлоса Кастанеду, там есть такое: «Будь безупречен, я тебе много раз об этом говорил», — говорит один герой-учитель герою-ученику.
А. Мажирин: Ну да, дон Хуан говорит дону Карлосу.
М. Спиридонов: Да, дон Хуан говорит. И говорит, будь безупречен, определись, что ты хочешь, к какой цели ты стремишься, и потом вложись в нее полностью так, чтобы больше ничего не оставалось. Ты об этом, да?
А. Мажирин: Да, я вот о некоем таком эзотеричном знании. Я вообще пытаюсь придерживаться неких таких эзотеричных канонов в своей жизни, потому что мне кажется, что те вещи, о которых говорит дон Хуан, они существуют в любых сферах. Просто они трактуются несколько иначе в бизнес-книгах, несколько иначе в психологических книгах. Но, тем не менее, вот эта безупречность, о которой он говорит — это ключевой фактор.
М. Спиридонов: Все хорошие книжки написаны об одном и том же. Просто разными словами.
А. Мажирин: Точно.
М. Спиридонов: Вернемся из этих очень любопытных, но заоблачных высот к практике и прагматике. Мы говорили о том, что делать работодателю на Free-lance, как ему постепенно расти в своих, с позволениях сказать, силах, становясь квалифицированным работодателем в работе с фрилансом. А какие советы ты бы дал начинающему фрилансеру? Как определить цену на свои услуги?
А. Мажирин: Ну, во-первых, как работодателю, так и фрилансеру нужно сразу сказать, что люди, которые работают удаленно — это не некие инопланетяне, которые совершенно с другой планеты к нам спустились, которые разговаривают на другом языке. Их не надо пугаться, они обычные люди, которые до этого работали в офисе, а возможно и сейчас совмещают фриланс-работу с работой в офисе. И схемы, по которым работают фрилансеры и работодатели, точно такие же, как и схемы оффлайновые. Переходя к фрилансерам, нужно просто проецировать свой жизненный опыт в сферу фриланса. Что обычно происходит, когда вы устраиваетесь на работу? Или когда вы переезжаете в какой-то другой город? Вы пытаетесь обрасти некими социальными связями, для того чтобы из этих социальных связей найти именно ту информацию, которая вам нужна. То же самое и здесь, на Free-lance. Сначала вы приходите, регистрируетесь, вы новичок, вас никто не знает. Для того чтобы погрузиться в социальную атмосферу Free-lance, существуют несколько инструментов на нашем сайте. Существуют блоги и существуют сообщества. Для того чтобы понять, что происходит и как себя нужно вести, какие правила поведения соблюдать, вы просто пообщайтесь в блогах, пообщайтесь в сообществах. Это первое. Ну и правило любого форума — прежде чем писать, посмотри, что пишут другие. Второе, нужно внимательно отнестись к заполнению своей анкеты, потому что фрилансеров на одном нашем сайте только 300 тысяч и конкуренция, соответственно, большая, многие люди просто не понимают, что для того чтобы получить заказ, нужно полностью использовать те инструменты, которые тебе в принципе дают. Их не так много, но их нужно использовать на 100 процентов. Например, анкета. Многие не заполняют ее до конца. А зря, потому что степень доверия работодателя к вам растет в зависимости от объема предоставленной вами информации. Т.е., если вы оставили телефон, степень доверия одна. Если вы не оставили вообще никакой контактной информации — степень доверия совершенно другая. Второе, что нужно сделать, это внимательно относиться к каждому заказчику, с которым вы вступаете в контакт. Когда работодатель публикует проект, часто встречаются либо некорректные ответы, либо форумчане сразу начинают фамильярничать и переходить на «ты». Это совершенно недопустимо, потому что таких людей, как вы, на один этот проект ответило 50 человек. И, соответственно, когда я даю установки работодателям, какие-то рекомендации, как себя вести, первая рекомендация, которую я озвучиваю — это отсеивать 50 процентов фрилансеров, которые вам написали, сразу же, не задумываясь, почему вы их отсеиваете. Соответственно, те люди, которые написали «сделаю за 5 минут» или просто кинули ссылку, они попадут в первую половину и не получат заказ. Нужно внимательно относиться к каждому контакту, быть обходительным, вежливым, т.е. уметь коммуницировать, уметь находить общий язык и разговаривать на языке заказчика. Это потом уже, когда вы вступили в некую переписку, вы понимаете, что с этим заказчиком можно перейти на «ты», с этим можно пошутить и еще как-то неформально себя проявить. Но на этапе первого знакомства нужно соблюдать некие социальные нормы. Это основные рекомендации, потом уже идут рекомендации по поводу того, как себя вести, когда уже вы взяли какие-то заказы. Выполняйте заказ в срок. Если возникли какие-то патовые ситуации, попытайтесь их разрешить, не прибегая к какому-то юридическому языку, попытайтесь договориться с заказчиком, пусть даже в ущерб себе. Пусть вы от этого конкретного заказа проиграете какую-то часть суммы, зато у вас останется хорошая репутация. Мир Free-lance.ru очень маленький, все же, и 300 тысяч человек — это сообщество достаточно закрытое, замкнутое и все друг о друге знают. Если получилось так, что вы откровенно кинули какого-то человека, то через день об этом узнает все сообщество, поэтому лучше этого не допускать.
М. Спиридонов: К вопросу о формировании цены. Я понимаю, что самое логичное — это посмотреть, какую цену назначают коллеги (если приходить на сайт и быть новичком). Посоветоваться с ними в блогах и вывести по соотношению «цена-качество», возможно, немножко скатившись в демпинг, свою цену, да?
А. Мажирин: Да, возможен этот путь, я часто вижу в блогах такие вопросы. Приходит человек и просто откровенно спрашивает, за сколько можно выполнить такой-то заказ, ребята отвечают. Сообщество достаточно дружное, тесное, кстати, одна из вещей, которыми мы очень гордимся, это наше сообщество. Там вам всегда помогут, ответят на все вопросы. Это один из путей — идти через сообщество. А второй — если вы не хотите с людьми общаться, или у вас конфиденциальный заказ, вы всегда можете посмотреть в нашем каталоге среднюю цену на данную услугу. Вы заходите, например, на «Визитки» и там вверху стоит цена, можно сориентироваться.
М. Спиридонов: Понятно. Я понимаю, что в основном, спрос идет на профессии программиста, дизайнера, копирайтера разных специализаций. А есть какие-то профессии, какие-то направления, в которых недостаточно предложений, в которых заказчики уходят не солоно хлебавши, ну, или, скажем, не так велика конкуренция?
А. Мажирин: Да, ну вот, например, мы уже открыли разделы, связанные с инжинирингом, с архитектурой. Понятно, что в этих разделах должны быть люди, потому что архитекторы и инженеры вполне себе могут работать удаленно, но таких заказов на нашем сайте в данный момент недостаточно. Я думаю, что мы будем развивать эти области. Опять же, нам непонятно, почему мало тридешников, заказов, связанных с 3D. Но когда мы заинтересовались этой темой, то поняли, что сообщество 3D — это еще более узкое и закрытое сообщество, там вообще все друг друга по имени знают, поэтому хороших тридешников вообще днем с огнем не сыщешь. Они все давно разобраны, и заказов у них на год вперед, поэтому у них и нет смысла регистрироваться на Free-lance и искать заказы. Если ты хороший тридешник, тебя и так все знают. Ну, что еще, наверно, фотографов меньше, чем хотелось бы, потому что различных специализированных ресурсов по фотографиям много и видно, что там много зарегистрированных фотографов, но у нас меньше, чем хотелось бы. Ну, какие-то еще, видимо, существуют области такие, с пробелами.
М. Спиридонов: Навскидку не скажешь, не помнишь?
А. Мажирин: Ну вот, я перечислил, что помнил.
М. Спиридонов: Хорошо. Скажи, пожалуйста, интересуются ли налоговые органы деятельностью фрилансеров на твоем ресурсе? Были ли случаи, когда клиенты, например, забывали о своих обязанностях перед государством, а потом им об этом напоминали соответствующие следящие инстанции?
А. Мажирин: Ну, пока я таких случаев не видел, не слышал о них. Но вообще фрилансеры и работодатели, которые давно существуют на сайте, уже давно об этом задумывались и предприняли некие шаги. Первый топ фрилансеров, мне кажется, практически весь работает «вбелую», ну, по крайней мере, большая часть, большую часть заказов делают «вбелую», давно уже оформились как или частные, индивидуальные предприниматели, или как ООО. Они ответственность перед государством несут. Мне кажется, что так и должно быть. Когда у тебя мало денег и заказы с малой периодичностью к тебе приходят, ну, какая тут может быть ответственность перед государством? Ты еще сам не можешь выжить, толком закрепиться. А после того как ты закрепился, вот здесь уже ты начинаешь думать о некой ответственности, и она сама собой должна приходить. Во-первых, на конференциях очень много вопросов по юридической составляющей. А во-вторых, видно, что люди к этому стремятся и постепенно пытаются себя как-то отбелить и пытаются заплатить налоги. Другое дело, что это не так просто сделать в нашем государстве, даже если ты этого хочешь, но люди стремятся.
М. Спиридонов: Если раньше звучали вопросы пользователей с сайта Фриланс.ру и слушателей программы в моем блоге, то сейчас некоторые вопросы я буду озвучивать буквально по тексту. «Вот последнее время, — пишет один из твоих подопечных, — все чаще стали происходить случаи так называемого «кидалова», мошенничества. Заказчики конкурсов просто пропадают, в то время когда все участники конкурса ждут от них обещанных результатов. Собирается ли команда фриланс.ру внедрить в проект какие-то методы совершенствования в вашу систему по усилению фактора доверия в отношениях между заказчиками и исполнителями?» Понятно, что фрилансеры грешат на заказчиков, обвиняя их в нечистоте на руку, а заказчики, наоборот, опасаются фрилансеров, которые, получив предоплату, пропадут. Есть на эту тему опять-таки наблюдения, какая-то статистика? Насколько много подобного рода эксцессов?
А. Мажирин: Меня как-то сразу смутила эта цитата «в последнее время», «часто». Мне кажется, что этот пользователь не так давно зарегистрирован на сайте и делает какие-то поспешные выводы.
М. Спиридонов: Поэтому, собственно, и «в последнее время», потому что сам он там «в последнее время» находится, наверное.
А. Мажирин: Скорее всего, потому что всегда есть некие всплески, некие спады и видно, что, ну, не знаю, может, лунная активность больше или еще что-то такое. Всегда есть некий такой фон «кидалова», всегда кто-то не очень ответственно относится к своей работе. Но опять же, нужно обратить внимание на обычную жизнь. В оффлайне «кидалова» не больше и не меньше, чем на Free-lance, поверьте мне. Другое дело, что здесь, в оффлайне, оно достаточно растянуто во времени. Например, если вы пришли на работу и ваш работодатель вас кидает, то это такой достаточно продолжительный во времени кид, и он очень сильно скажется на вашей жизни. Скажем, вам заплатили не вовремя или не столько, сколько вы хотели. Всегда и везде это «кидалово» есть. Другое дело, что можно как-то научиться жить так, чтобы оно проходило мимо вас. Опять же, если вспомнить того же дона Хуана, о котором мы говорили. Когда Кастанеда у него спрашивает, ну, а как же так получается, что если вот, например, вы пойдете по улице... Они там о неуязвимости воина говорили. Если вы пойдете по улице, а я сверху возьму и кирпич на вас скину, то где же ваша неуязвимость? А дон Хуан отвечает: «А я просто не пойду по этой улице». То же самое и с «кидаловом». Я часто пользуюсь услугами фрилансеров, когда нужно на сайте что-то сделать или какие-то мы новые, экспериментальные вещи запускаем. И мне ни разу не попадался человек, который бы меня когда-нибудь кинул. Возможно, я просто достаточно усовершенствовал свои навыки в отборе фрилансеров. Мне кажется, что кидают тех людей, которые готовы к тому, чтобы их кинули. Если вы сами готовы работать честно, то вам честный человек и попадется. Он все сделает хорошо и вас не кинет. Если же у вас есть некие сомнения, вы не доверяете фрилансерам, то большая вероятность того, что вам именно непорядочный человек и попадется. Это то же самое, что приехать в чужой город и ходить по улицам, бояться, что вас сейчас обманут, и с вами обязательно что-нибудь случится.
М. Спиридонов: Зайти в какой-нибудь спальный район, типа Бирюлево.
А. Мажирин: Ну, конечно. И потом написать статью о том, что «в последнее время в Москве участились случаи насилия, это так плохо, давайте с этим что-то делать». Опять же есть некие рекомендации, которые позволяют снизить эти риски практически до минимума. Например, на нашем сайте есть сервис «Сделка без риска», которая практически полностью исключает эти риски. За процент от суммы заказа мы предоставляем эту услугу. В чем она заключается? Это некая банковская ячейка, фрилансер и работодатель заключают договор, по которому деньги переходят от одного к другому. После того как работодатель с фрилансером оговаривают сумму заказа, работодатель передает полную сумму нам, сервису Free-lance.ru. После того как условия договора выполнены, мы передаем эту сумму фрилансеру. Если условия договора не выполнены, мы возвращаем деньги работодателю. Всё. Риски полностью исключены. Опять же, при подборе фрилансеров для выполнения заказов обращайте просто внимание на адекватность человека. Чем больше заказ, тем нужно быть ближе к человеку, с которым вы работаете. Встретьтесь с ним перед заказом, попейте кофе, поговорите о погоде. Сразу будет видно, насколько человек адекватен. Просто не работайте с неадекватными людьми, и вас не будут кидать, вот и все.
М. Спиридонов: Есть еще немало вопросов, однако времени недостаточно. Завершусь с первой частью интервью, для того чтобы перейти дальше. Скажи, как будет развиваться Free-lance.ru в следующие несколько лет?
А. Мажирин: Я говорил уже о неудачном нашем опыте с 7ruk.ru. После этого неудачного пресс-релиза мы стараемся не говорить о наших дальнейших планах. Мы все больше будем делать сервисов, которые позволят исключить вот эти неприятные моменты, о которых мы выше говорили, моменты «кидалова». Мы будем стараться отделять людей, профессионально работающих на Free-lance, предоставлять им больше возможностей, от людей, которые пришли на Free-lance просто попробовать свои силы, посмотреть и уйти через час. Это должны быть две разные аудитории, а заказчик должен понимать, с кем он работает: с профессионалом или с новичком. Ну, в общем-то все шаги, которые мы будем делать, интуитивно понятны.
М. Спиридонов: То есть, это будет система сертифицирования во многом? Т.е. статусов, нет?
А. Мажирин: Ну, я не знаю, возможно, это будет так, просто мы не знаем, как сделать так, чтобы этот сертификат был не просто фиктивным, как это делают на том же Weblancer, например. Потому что смысла в этом сертификате я не вижу никакого. Как только мы придумаем, как это сделать правильно, мы обязательно это сделаем. Опять же, мы будем развивать «Сделку без риска». Постараемся сделать так, чтобы на Free-lance было еще удобнее работодателям, хотя это, конечно, такие общие слова, лучше вообще не говорить.
М. Спиридонов: Ну, хорошо, тогда двинемся дальше. На очереди у нас обсуждение текущих новостей недели, наша редакция выделила несколько наиболее интересных с нашей точки зрения, о которых я сейчас тебе расскажу. И по которым, если будет, что сказать, мы с тобой пару слов замолвим. «Рунетология» — анализ новостей событий и трендов последних дней в глобальной сети Интернет.
НовостьПервая новость. В московском метрополитене МТС включила 3G. Новость тем интересна, что это первая ласточка в метро Москвы. Хотя в Петербурге... и вообще, насколько я знаю, с 3G первая попытка в Москве что-либо подключить (возможно, я ошибаюсь, тогда извиняюсь), — в Петербурге 3G работает уже какое-то время. И, в общем-то, может быть, и не было бы в этой новости какой-то сенсационности, если бы не одно обстоятельство, которое мне показалось любопытным. Мне кажется, сейчас идет некий, ну, если не конфликт, то в любом случае, конкуренция между двумя направлениями. Между операторами мобильной связи и традиционными провайдерами Интернет. С одной стороны, традиционные провайдеры предлагают более или менее традиционные Wi-Fi, новое поколение — это Wi-Max, который сейчас появился в Петербурге и Москве достаточно активно. И операторы мобильной связи, которые сейчас предлагают свою альтернативу, свой высокоскоростной доступ в Интернет 3G.
М. Спиридонов: Ты, вообще, пользуешься, кстати, мобильным Интернетом?
А. Мажирин: Да, пользуюсь и мне ситуация знакома по поводу 3G в Питере и отсутствия 3G в Москве, это вообще очень ощутимо. Приезжаешь в Питер и каждый раз думаешь, ну что же это такое, почему у нас такого нет?
М. Спиридонов: Кто победит, как ты думаешь? Провайдеры мобильные? Мобильные операторы? Или интернет-провайдеры, скажем, с Wi-Max? Кто в итоге завоюет города и будет представлять большинству населения свой беспроводной высокоскоростной Интернет?
А. Мажирин: По-моему, 3G не хватает, чтобы он победил, потому что недостаточно серьезная скорость, все-таки. В отличие от той же Yota, которая существует в Москве, 4G, да. Я пользовался и тем, и тем, мне было интересно просто попробовать. Не знаю, кто победит, тут наверно такой вопрос не стоит, кто победит: победит театр, или кино, или книги. Потому что это все-таки разные вещи, потому что 3G скорее идет через телефон. И в Питере удобнее просто через телефон смотреть какие-то штуки на 3G. А 4G — он больше идет как интернет, который подключен к нетбукам, который подключен к устройствам, которые у тебя дома стоят, модем подключаешь. Здесь разные каналы входа. Но мы видим все, что телефоны они становятся больше и функциональнее, а компьютеры меньше и менее функциональные. Ну, взять, например, нетбук. Они, наверное, скоро объединятся и там будет что-то непонятное. Мы пытались говорить на эту тему, кстати, на РИФе по-моему. Был Носик, Ашманов, и они рассуждали на тему будущего, как все происходит и, в общем, решили, что будущее — это неблагодарная тема, кто кого победит — неизвестно.
М. Спиридонов: Просто будем смотреть и жить дальше.
А. Мажирин: Да, ну хорошо, если МТС запустил 3G в метро, хотя я видел новость, по-моему, на habrahabr о том, что кто-то словил мегафоновский 3G в районе «Белорусской», т.е. они уже тоже активно тестируют. Это хорошо, потому что у меня «Мегафон».
М. Спиридонов: Посмотрим, кто кого... Это знаешь, как в детских книжках: кто кого победит, если слон налезет на кита.
А. Мажирин: Да. (смеется)
М. Спиридонов: Бог его знает, кто кого победит, тем более, что в природе они друг с другом не соприкасаются. Что не скажешь о 3G и 4G, те соприкасаются. Действительно, возможно, будут разные модели пользования, не исключено. Едем дальше.
НовостьВ Digital Sky Technologies появился новый топ-менеджер. Чем это интересно для нас, как Рунетологии, в том, что, как известно, фонд DST — это крупнейший, фактически самый крупный держатель акций различных серьезных проектов в зоне RU. А появился в нем, а именно в DST, с 1 июля, господин Исраелян, бывший прежде в Голдман Сакс, серьезной банковской структуре, сейчас стал управляющим российскими активами. Это, кстати, и вас наверно отчасти касается, поскольку вы с ними в таких родственных отношениях, с DST. Вот напомню о том, что DST в последнее время развила, ну, просто крайнюю активность, компания является владельцем пакета в Mail.ru и недавно довела его до 50,55, т.е. половины Mail.ru. За ними контрольный пакет, фактически. Оформила Odnoklassniki, вложила 200 млн. долларов в 1,96% акций Facebook, самой крупной социальной сети в мире.
М. Спиридонов: И два вопроса в связи с этим к тебе. Как строятся ваши отношения с DST? И какими тебе видятся дальнейшие шаги? Кого дальше будет покупать? Или покупка будет остановлена? Что будет дальше происходить на их фронте?
А. Мажирин: На второй вопрос не отвечу. Я не знаю, что они будут дальше покупать, потому что это их бизнес, их видение, и с моей колокольни совершенно не видно то, что видно им через телескоп, там, с космического корабля. А по поводу того, как строятся отношения. Ну, вот один из факторов, почему мы продали долю DST, а не кому-то другому. Потому мы поняли, что это наши ребята. Вот такая мысль была в голове. Потому что общаться с ними очень просто, хорошо. И когда ты находишься в этой компании, ты понимаешь, что там тебя любят, ты не какой-то там... не очередной набор акций, который они купили, а ты — человек и тебя всегда выслушают и помогут. Уровень знаний, которыми они обладают, он достаточно велик и это — неоценимая помощь в той компетенции, которую они дают. У нас по-прежнему с ними очень теплые, хорошие отношения, и мы продолжаем работать так же как и работали, т.е. периодически мы шлем им отчеты, периодически там что-то неправильно, иногда чай приходим пить. Вот такая хорошая атмосфера.
М. Спиридонов: Они на вас никак не давят?
А. Мажирин: Нет, просто с самого начала у нас были такие договоренности, что управление полностью остается за нами. Насколько я понимаю, для DST такая вот модель стандартная. Не знаю, какие модели в других компаниях, говорить не буду, но с нами так, что они не вмешиваются в управление совершенно. Все решения по управлению принимаем мы. А они просто являются держателями акций и неким компетентным советчиком. Если надо, ребята, обращайтесь, мы поможем. Собственно, этим мы и пользуемся.
М. Спиридонов: Просто какое-то у вас там счастливое сосуществование. В этом смысле вспомнил о том, что год назад, когда мы, создав Memory, имели предложения от разных структур, в том числе велись и консультации с DST, которая предлагала нам вложиться и в Memory, и речь шла о вложении в компанию «Ройбер», которая Memory построила. И тогда (сейчас я понимаю, что это неправильно) было принято мною решение договориться с РБК и продать сервис им. Ты сделал правильнее.
А. Мажирин: У нас тоже был выбор: РБК тоже участвовал в этом тендере, кто нас купит и мы выбрали DST. И сейчас думаю, что очень правильно.
М. Спиридонов: Ну, сейчас, как показывает, собственно, ситуация, правильно (смеется). Едем дальше.
Новость7 июля Google анонсировал разработку собственной операционной системы. Это прозвучало, как выстрел из пушки. Практически тут же об этом появились публикации в крупнейших изданиях мира, причем не только онлайн-изданиях, но и, скажем, «Файненшнл таймс» вынесла новость на главную страницу большой картинкой. И Яндекс по запросу Chrome OS выдает десятки тысяч записей в блогах, народ волнуется, удивляется. Вот как комментирует, кажется, Роем.ру: «Назвать реакцию адекватной нельзя никак, скорее это массовый психоз…» Есть мнение, что такое неожиданное объявление о разработке своей операционной системы сделано сейчас для того, чтобы предварить готовящееся объявление от Microsoft. Поскольку размышляющие на этот счет блоггеры, пишущие на Западе, считают, что не было иных оснований говорить о разработке, которая еще по сути дела даже не начата, которой в проекте показать вообще нечего, не было оснований других, кроме как внимания того, что случится дальше. И сейчас такой вот небольшой инсайт не от меня, но из того, что пишут в блогах западных. Ожидается, что в этот понедельник, 13 июля, возможно Microsoft анонсирует нечто вроде Google Docs на базе своего Microsoft Office. Именно поэтому Google, предваряя это революционное заявление, если оно случится, заявил... Подумал-подумал и решил сбить немножко революционный пафос Microsoft и сделал заявление о собственной операционной системе.
М. Спиридонов: То, что Google получит своих пользователей на эту систему, когда она появится, это несомненно. Но каков будет процент, насколько сильно они подвинут те же Windows и Mac OS, как наиболее массовые системы? Так как думаешь?
А. Мажирин: Мне сложно рассуждать на эту тему. Мне кажется, что разработка операционки — это не приоритетное направление Google. И как в любой сфере, если это не приоритетное направление, ты заведомо проигрываешь. В том плане, что они отобьют, конечно, какую-то долю... Можно посмотреть на их мессенджер, например, как он называется, забыл...
М. Спиридонов: Google talk.
А. Мажирин: А, да-да. Ну, в общем, когда они его запускали, там тоже была массовая истерия по этому поводу, что сейчас IСQ умрет, Skype умрет и Google всех задавит. Ну, никого не задавил, в общем, мы по Skype с тобой разговариваем, по IСQ общаемся. Ну, будет какая-то доля, понятное дело, что-то они там отожмут. Можно посмотреть на их браузер, то же самое. Была истерия, когда они его запустили, а какова доля этого браузера на рынке? Ну, она меньше, чем у Firefox, по-моему, да и намного меньше, чем у Safari даже. Не знаю, я вообще рад, что они запускают операционку и давно жду, когда появятся мобильники с их мобильной операционкой. Потому что их направление, по поводу открытого софта, мне очень нравится. Мне кажется, что много чего хорошего может получиться. Опять же, то, что у них все продукты получаются легкими, функциональными — вот это мне очень нравится. Хочу посмотреть, что это будет. Пока я вот пользуюсь Mac’ом и переходить не хочу никуда.
М. Спиридонов: О’кей, тогда следующая новость.
НовостьВ блоге Яндекс появилось сообщение о том, что Рунет отказывается от popunder’ов. Именно так оно и звучит. С конца апреля Яндекс ранжирует сайт с popunder’ами ниже, чем сайты без оных. И вот Яндекс, понаблюдав за развитием ситуации в этом направлении, сделал вывод, что, оказывается, за два месяца в результате, как они полагают, их акции, число сайтов с popunder’ами в Рунете сократилось на треть. Даже не совсем так. Прошло два месяца, и вот первые итоги. За это время количество страниц с popunder’ами в Рунете сократилось на треть, а число сайтов с такими баннерами уменьшилось аж вдвое. Вот. Это снятие popunder’ов в таких масштабах, несомненно, благо для пользователя.
М. Спиридонов: Однако, тут есть некоторая подковырка, с позволения сказать. «Яндекс», по сути, заставил веб-мастеров и владельцев сайтов сделать то, что они сами делать не собирались. Можно сказать, что есть некоторое попрание свобод. Конечно, оно такое как бы несерьезное. Однако, как ты считаешь, этично ли таким образом воздействовать на владельцев сайта, имея подобную силу влияния, лишая поискового трафика? И как думаешь, что еще может сделать нежелательным, а фактически, запретить ставить на сайтах «Яндекс»?
А. Мажирин: Я считаю, что это очень этично и очень правильно. Мне вообще нравится политика, которую ведет Яндекс, каждый шаг этой компании меня просто восхищает. Давно пора... Я сейчас, конечно, выступаю как дедушка, который требует от правительства каких-то шагов с трясущимся кулаком: сколько это может продолжаться! Вот, что я хотел сказать: просто надоели эти все popunder’ы, они никакой пользы никому никогда не приносили, просто какой-то мусор. И я очень рад, что Яндекс это сделал, что есть результаты. А я, кстати, сам эту новость только сегодня прочитал, и меня она очень восхитила. Этично или нет, мне кажется, что здесь таких вопросов быть не может, потому что никто с пистолетом не приходил к этим мастерам, не говорил, если ты сейчас не уберешь это — я тебя убью. А тут, наоборот, от обратного. Если ты чего-то хочешь добиться — поменяйся! Такая была установка у Яндекса. Если ты хочешь, например, прийти в какой-нибудь элитный клуб, оденься хорошо, тут никто тебя не заставляет, просто есть некий формат, дресс-код. Мне кажется, в этом направлении можно дальше Яндексу двигаться, потому что, если не они избавят нас от этих popunder’ов, то кто же? Я считаю, что это хорошо.
М. Спиридонов: Все это верно, и я не говорю, что в данном случае акция была неразумной, неэтичной. Однако, смотри, если Яндекс может сказать: уберите popunder’ы, по сути дела, скажем, с popunder’ами вас к себе в клуб не примем, то так же может сказать потом, не знаю, уберите теги «болд» или перестаньте верстать таблицами.
А. Мажирин: Да, может легко об этом сказать. В общем-то, в свое время Google, по-моему, сказал, что давайте введем тег... вот забыл какой, что-то там по поводу какие-то шаги Google в эту сторону предпринимались. По-моему, они там даже новый тег какой-то выдумали и ввели, и все спокойно ввели. Это же выбор каждого. Яндекс все-таки не монополист, существует куча других поисковиков. И если пользователям просто не будет нравиться их выдача, они пойдут в другой клуб и будут эту выдачу искать в Googlе. Если нравятся сайты с popunder’ами, то они пойдут в Rambler и будут там искать эти сайты. Мне кажется, что здесь все очень правильно. Яндекс — это некая такая выдача, окно. Пользователь пришел, стоит возле этого окна и спрашивает: дай-ка мне вот, например, пластиковые окна. Из этого окна ему выдают пластиковые окна, но уже без мусора, которым являлся вот этот popunder. Мне, например, это нравится. Если из этого окна будут выдавать пластиковые окна, а Яндекс, например, скажет, что сейчас что-то мы изменим такое, и веб-мастера все начнут менять, и, например, мне на выходе будут выдавать пластиковые окна не квадратные, а круглые, конечно я пойду в совершенно другое окно и буду там их искать. По-моему, тут все дело в разумности.
М. Спиридонов: Одним словом, сдерживающим фактором для Яндекс, как не монополиста, но сильного игрока на рынке поиска, как и другой поисковой системы, является просто воля и удобство-неудобство пользователя.
А. Мажирин: Конечно.
М. Спиридонов: Последняя новость. Как пишет CNews.ru, а за ними и множество других изданий, господин Медведев, наш президент запустил социальную сеть для ученых. Особо подчеркивается, что это была не просто сеть для ученых, а для «молодых ученых». Можно предположить, что ученых по достижении определенного возраста из нее будут исключать, хорошо если не с позором. Значит, вот она, эта сеть, сейчас я скину тебе в чат скайпа адрес YoungScience.ru, если не сложно, зайди туда. Мне любопытно твое впечатление от того, что ты видишь. А я пока расскажу, что Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах при Совете при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию объявил о запуске полнофункциональной версии сайта для молодых ученых YoungScience.ru, так звучит пресс-релиз на CNews. Попасть на него можно также с главной президентской страницы сайта Kremlin.ru. Сайт был построен группой компаний «Константа» на базе решения InfoDesignerWeb Government. Я не знаю такого решения, признаться. Вот и предполагается, что на YoungScience.ru для начала выложат только информационные материалы, что там и присутствует, а потом там будет социальная сеть, там будут коммуникационные возможности, «умный кабинет»... вот выхватываю из пресс-релиза отдельные строчки и понятия. Особо создатели сайта указывают на то, что уже сейчас сайт способен выдерживать нагрузку в 500 тысяч человек. Выглядит это все опять-таки немножко забавно, на мой взгляд. А какие у тебя впечатления от сайта?
А. Мажирин: Все эти попытки нашего правительства что-то создать в Интернете приводят к каким-то печальным результатам, хотя сами собой попытки очень правильные и хорошие. Вот, например, Медведев приезжал на РИФ сначала, в позапрошлом году, точнее, в прошлом. А в этом году он не приехал, а прислал свое электронное послание. Мне, например, это нравится, потому что трассу не перекрыли и я доехал вполне себе. А в позапрошлом году я не доехал. Но опять же, в результате то же — Медведев по телеку говорит. Вот, а здесь, все эти сайты президента, сайты каких-то ведомств, они настолько убого выглядят, и этот сайт в общем-то не исключение, эти странные гербы и обилие фотографий каких-то непонятных. Все как-то очень напыщенно, особенно интересно прозвучал термин «умный кабинет», «умный личный кабинет»?
М. Спиридонов: Да, что-то такое планируется.
А. Мажирин: (смеется) Я почему-то представил сразу сайт IKEA. Там есть девушка умная, которой можно вопросы задавать. Заходишь и спрашиваешь, как купить стул, и там такой электронный бот тебе говорит: зайди на такой-то раздел. Я представляю «умный кабинет», там тоже, наверно, маленький Медведев будет тебе что-то говорить... Ну, хорошо, что есть такое начинание. Другое дело, что может как-то подтянуть экспертов каких-то, есть же куча людей, которые умеют это делать хорошо и правильно. Да опять же, нашли какое-то решение, которое ни ты, ни я не знаем, на базе решения там какого-то, бла-бла... Почему не взять тот же Bitrix или еще что-то и сделать нормальный сайт?
М. Спиридонов: Я скажу тебе, Антон, потому что ресурс способен уже сейчас выдерживать нагрузку 500 тысяч человек.
А. Мажирин: (смеется)
М. Спиридонов: Поэтому они выбрали, видимо, такое экзотическое решение, о котором никто не знает, и расчитали нагрузку, под которой сайт никогда не будет находиться. Потому что 500 тысяч человек в сутки, как мы понимаем с тобой, — это не то, что молодых ученых столько нет, даже если взять членов их семей, их кошек, собак и других домашних животных и всех разом в виде DDoS-атаки такой на сайт запустить — их будет все равно меньше.
А. Мажирин: Да. Мы опять видим пример того, что люди хотят что-то делать, но я, в общем, понимаю, что Медведев такой человек, по крайней мере, из него создают образ человека, который разбирается во всех Интернет-технологиях, по крайней мере, стремится какие-то слова говорить, хорошие, умные. Он дал указание сделать — вот они и сделали, как получилось. А получилось «как всегда». Печально. Короче, мне кажется, что вот эти деньги, которые были выделены, на них можно было сделать что-то интересное и действительно полезное. А сейчас создали очередной сайт, который через некоторое время умрет, и все.
М. Спиридонов: Самое забавное, что такое бравурное представление для сайта, в общем-то, информационного многостраничника, который строится на любой CMS очень просто и за очень короткий срок. При этом действительно почему-то, если говорить о молодых ученых и социальной составляющей, ту самую составляющую они сделали и запланировали где-нибудь осенью построить, хотя представляется это уже как социальная сеть. По крайней мере, именно так в заголовках и звучит. И, видимо, так оно звучало в кремлевских пресс-релизах. В общем, как уже не раз говорилось в «Рунетологии», это позиция моя личная и, в общем-то, всей редакции однозначная, нам грустно смотреть, — нам, как специалистам Интернет, и многие другие, кто был в гостях и видел государственные сайты, это поддерживают — грустно смотреть на то, что происходит в государственном Интернете, грустно наблюдать, как неловко и аляповато выглядят сайты, представляющие госструктуры, как невнятно реализуются госпроекты, хотя есть специалисты, есть опыт, который можно привлечь и поставить на службу государства. Однако хочется верить, что все-таки рано или поздно, нас ли, не нас ли, но услышат.
А. Мажирин: Мне тоже хочется верить в это.
Рунетология — мысли вслух и профессиональные советы от первых лиц Рунета.
М. Спиридонов: Чтобы не заканчивать на минорной ноте, скажу пару слов благодарности в твой адрес за то, что нашел время с утра пообщаться. Получилась у нас, по-моему, очень развернутая беседа, коснулись даже литературы, включая любимого, как я понял, и тобой, и мной Кастанеды. И если есть что добавить как некое послесловие, то прошу.
А. Мажирин: Раз мы уже заговорили о Кастанеде, о фрилансерах, о государстве, ну, и вообще о жизни в целом, мне кажется, что нужно доверять тому, чем ты занимаешься в данный момент. Ну, например, если ты живешь — должен доверять жизни, если ты работаешь с фрилансерами — надо доверять фрилансерам. Если что-то делаешь — то надо доверять себе, прежде всего. И когда есть доверие, мне кажется, что все будет очень хорошо получаться и будут прекрасные сайты правительства, будут прекрасные фрилансеры, которых никто никуда не кидает через забор, и будем прекрасными мы. Вот на этом, наверное, и все.
М. Спиридонов: Хорошая точка. Вы слушали эксперт-шоу Рунетология. Сегодня у нас в гостях был основатель Free-lance.ru Антон Мажирин. Редакция выпуска — Дмитрий Григорьев, Роман Лихов, Илона Грошева, вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!