М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 202-й выпуск программы «Рунетология», запись от 6 июня 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник находится в Санкт-Петербурге.
Небольшое объявление: в Одессе 13 июля состоится конференция «8Р: Бизнес в сети» - крупнейшее мероприятие на юге Украины для всех, кто хочет увеличить продажи с помощью интернета. Коротко в цифрах: 4 потока, один из которых целиком посвящен практическим кейсам продвижения! Модератором одного из потоков буду я. Сайт конференции – 8P.UA.
Интересно наблюдать, как за короткий срок жизни Глобальной сети различные сегменты онлайна, рождаясь нередко, как очень специализированные, затребованные только специалистами продукты, постепенно находят своего массового пользователя и становятся естественными и обычными. Просмотр видео в Сети, покупки в интернет-магазинах, использование мобильных устройств и планшетов – это сегодняшняя реалия, что-то естественное и абсолютно нормальное, хотя еще недавно это было уделом избранных. Свою эволюцию проходит и хостинг. От простого предоставления места на удаленном сервере, с которым могут коммуницировать только технически подкованные специалисты, он вырос до длинного набора услуг или комплексов услуг. Одной из ветвей такой эволюции являются конструкторы сайтов, которые в последнее время как будто обрели вторую молодость. О рынке хостинга и его развитии, о конструкторе сайтов мы и будем говорить. Сегодня у нас в гостях основатель конструктора сайтов Nethouse Денис Имшенецкий. Приветствую, Денис!
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Здравствуйте, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Еще пару лет назад казалось, что тема конструкторов сайтов себя исчерпала. Закрылся популярный проект от Mail.ru Boom.ru, Narod.ru не подавал признаков жизни, а недавно отказался от ее продолжения, передав своих пользователей Ucoz. Тем не менее, почему-то за последние полтора-два года появилось несколько новых проектов. Например, Setup, UMI Сергея Котырева и твой Nethouse. Есть в этом бизнес? Что заставило построить такой проект?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Раз мы этим занимаемся, значит, в этом бизнес есть. Более того, я пришел в этот бизнес из бизнеса хостинга. Я считаю, что те знания, тот опыт, которые я получил в бизнесе хостинга, пригодятся мне для освоения новой «старой» ниши. Когда-то у меня уже была маленькая веб-студия, и я сейчас вернулся к этому, точнее к созданию сайтов, как к бизнесу, потокам, объемам, когда в день создается несколько сотен сайтов.
М.СПИРИДОНОВ: Это массовый конвейер.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да. Насколько это будет хорошо получаться, насколько в этом есть бизнес, правильнее будет говорить через год-два. Тогда я смогу сказать, есть в этом бизнес или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени существует проект?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Проект был открыт 11 ноября 2011 года.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Мы будем ходить вокруг да около как проекта, так и твоей карьеры. У тебя довольно большой стаж в Рунете. Сейчас краткий рассказ о тебе, а затем мы продолжим разговор.
ДосьеДенис Имшенецкий родился 20 августа 1974 года в Ленинграде. Окончил факультет корабельной энергетики и автоматики Санкт-Петербургского Государственного Морского Технического Университета. С 1995 по 2000 год работал в рекламном агентстве «Делком», пройдя путь от рекламного агента до главного редактора. В 1999 году создал с компаньоном маленькую веб-студию, из которой вырос хостинг-провайдер Majordomo и крупнейший на Северо-Западе аккредитованный регистратор доменов Registrant. С ноября 2011 году является основателем и генеральным директором конструктора сайтов для бизнеса Nethouse. Увлекается путешествиями и дайвингом. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Majordomo – это довольно большой провайдер, как я понимаю.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да, некоторые так думают.
М.СПИРИДОНОВ: А на самом деле?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: На самом деле, так оно и есть. Наверное, не очень хорошо говорить, что мы такие большие и замечательные, но мы действительно входим в ТОП-10 ведущих провайдеров Рунета.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько у вас клиентов? Какое количество серверов, дата-центров?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: У нас 3 дата-центра, много серверов, мы обслуживаем порядка 80 тысяч доменов и около 50 тысяч клиентов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы имеете собственного регистратора Registrant?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Я впервые слышу эту марку. Вы не занимались ее продвижением, вы не лезли в первые эшелоны?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Нет, мы не были регистраторами, которые появились на заре активного развития. Регистратор был создан как дополнительная бизнес-единица в группе компаний. Была мысль, что правильнее иметь всё своё. У Registrant ключевой клиент – это Majordomo. Есть еще некоторое количество сторонних клиентов, но основной клиент – это Majordomo.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически это инфраструктурный проект?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не пошел работать по специальности. Почему-то романтика корабельной энергетики и автоматики тебя мало привлекала.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Я не видел себя инженером-электромехаником. Именно эта специальность мною была получена.
М.СПИРИДОНОВ: Она же неслучайно была получена? Ты же зачем-то шел на нее.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Наверное, по молодости что-то меня в ней привлекало, но к тому моменту, когда я закончил обучение, желания работать по этой специальности у меня не было. Я по-прежнему надеюсь, что в моей жизни будет ситуация, когда я буду прокладывать курс для собственного корабля. Сейчас я его прокладываю, но более образно. Я по-прежнему капитан, но не судна, а команды.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Ты направился в рекламную индустрию. В первые 5 лет ты развивался в этом направлении, причем должность главного редактора – это скорее творческая должность, нежели организационная.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Для меня это была организационная должность. Я был «играющим тренером», то есть человеком, который поднимает издание. Была идея, мы придумали издание, и я был человеком, который всё это придумал и который всё это развивал. Я не был главным редактором, который пришел в готовое издание и поддерживал бизнес-процессы.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге, издание было построено?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да. Более того, оно просуществовало порядка полутора лет, потом оно благополучно закрылось. Почему закрылось? Потому что так сложились обстоятельства.
М.СПИРИДОНОВ: В незапамятном 1999 году ты занялся бизнесом, создав веб-студию. Что тебя к этому подтолкнуло? Какие были предпосылки? В Москве тогда было не густо, а в Петербурге, полагаю, был штиль с востребованностью такого рода услуг, или я ошибаюсь?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: С чего всё начиналось? Начиналось с работы в рекламном агентстве. С учетом того, что рекламное агентство было рекламным агентством полного цикла, у меня появилась мысль, с которой я пришел к директору. Я предложил помимо перечня услуг, которые мы тогда предоставляли, предоставлять услуги по созданию сайтов. Тогда появились первые разработки, было создано порядка 5 сайтов. Спустя какое-то время появилась мысль сделать еще что-то, помимо создания сайтов, потому что нам казалось, что правильнее оказывать более массовые услуги, нежели услуги создания сайтов. Нам это было ближе. Быть хостером для нас ближе с точки зрения общения с большим количеством клиентов. Так появился Majordomo.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро вы перешли от разработки сайтов к хостеру?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: В течение 8 месяцев. У нас интересная дата регистрация домена Majordomo, это 12 апреля 2000 года – день космонавтики.
М.СПИРИДОНОВ: Довольно быстро. При этом вы пользовались своими деньгами?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Кто кроме тебя находился у основания бизнеса?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: У меня был компаньон, с которым мы на паритетных началах создали и Majordomo, и дизайн-студию.
М.СПИРИДОНОВ: Кем тогда была затребована ваша услуга? Как выглядела работа с клиентами? Какие сайты строились? Это любопытно с точки зрения сегодняшнего взгляда на то, как использовать Сеть как маркетинговое и рекламное пространство тогда.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Использование Сети и сайта, как рабочего инструмента, сейчас и тогда одинаковое. Мы делали как презентационные сайты, так и сайты, которые работали как продающие элементы. Количество клиентов, которое есть в Рунете сейчас, неизмеримо больше того количества, которое было тогда. Если вспоминать какие-то рекламные моменты, связанные с тем, как всё это начиналось, то у меня до сих пор есть рекламная кампания в Яндекс.Директе. Номер этой кампании – 454. Люди, которые немного разбираются в этом и видят номера, которые сейчас фигурируют в Яндекс.Директе, оценят эту цифру.
М.СПИРИДОНОВ: Озвучь цифры, которые фигурируют сейчас, для тех, кто не разбирается.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Сейчас несколько сотен тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Вы качнулись в сторону хостинга. Каким сперва был хостинг в вашем исполнении? Это сразу было чем-то основательным, или изначально была пара серверов?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Это была пара серверов. Это были обычные десктопные сервера. Я помню конфигурацию первого сервера. Это был Pentium 3 с очень маленьким количеством мегабайт, это был обычный компьютер, который ничем не отличался от компьютера, который у нас у всех стоит под столами и который был размещен у всех крупных провайдеров – Relcom, Петерлинка. Потом добавился второй сервер, потом третий. В какой-то момент мы перешли на брендованное железо. Так потихоньку мы росли.
М.СПИРИДОНОВ: Этот рост был поступательным, стабильным, или вас качало?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Это был поступательный рост. Слово «качало» в рамках российского хостинга неприменимо. Когда был кризисный 2008 год, мы все ожидали, что это как-то отразится на нас, но это не отразилось отрицательно. Всегда был рост.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что хостинг при правильной настройке – это вполне себе понятный, предсказуемый и доходный бизнес?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: На сегодняшний день Majordomo – это понятный и стабильный бизнес с неплохой доходностью и с выстроенными бизнес-процессами.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы ты как-то сравнить положение вещей на рубеже тысячелетий в Петербурге и Москве? Поделись впечатлениями. Многие сегодняшние слушатели либо пришли позже, либо в те времена еще были маленькими.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Сравнить с Москвой не могу. Я могу рассказать о своих впечатлениях об интернете в Санкт-Петербурге.
М.СПИРИДОНОВ: Давай.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Самое первое впечатление – это провайдер Ситилинк, и то, как он выходил на петербургский рынок. Я даже помню цену, с которой он выходил, это стоило 36,6 долларов. Это был модемный доступ, скорость 56К, на Ситилинке был «Вечерний интернет», который вел Антон Носик.
М.СПИРИДОНОВ: Это был блог, по сути дела.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да. Из ярких впечатлений можно выделить то, что совершенно не чувствовалось границ. У меня было много партнерских отношений с людьми, которые не жили в России, которые общались со мной посредством icq. Мы создавали совместные проекты, делали какие-то форумы, сайты. Всё это происходило удаленно и максимально динамично.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Как ты считаешь, насколько стабильно сегодняшнее положение в российском хостинге с точки зрения лидеров и с точки зрения перспектив развития? Не ожидает ли российский хостинг какая-то интервенция с Запада в виде Амазона, Гугла, который придет со своими серверами гораздо дешевле?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Если брать зарубежный хостинг, то мне не кажется, что нас ожидает какая-то интервенция, потому что мы слишком маленькие для них. У нас ведущий хостер имеет 180 тысяч доменов, и эта цифра на фоне зарубежного рынка очень невелика. Что на сегодняшний день представляет собой российский рынок хостинга? Это ТОП-10 ведущих российских хостинг-провайдеров, которые держат порядка 52-54% всего рынка, оставшиеся 48% распределены между 400-500 небольшими компаниями.
М.СПИРИДОНОВ: Как ориентироваться на рынке хостинга? Ты один из людей, которые давно находятся в этой теме и глубоко разбираются в предмете хостинга как продукта и бизнеса. Как сегодня правильно выбирать хостинг?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Я скажу крамольную вещь, но это будет честно. По большому счету, можно брать любого из первой десятки хостинг-провайдеров, у всех качество, уровень обслуживания, количество услуг примерно одинаковые, отличия незначительные.
М.СПИРИДОНОВ: В том числе и ценовые?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, это вопрос симпатии и маркетинга?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да, совершенно верно. Есть тот уровень цифр, на котором разница в ценах несущественна. Например, 100 и 200 рублей. Если брать относительные цифры, то разница будет в 2 раза, а если брать абсолютные цифры, то разница в 100 рублей – это небольшая разница.
М.СПИРИДОНОВ: Да, она принципиально дело не меняет. Каким образом ты перешел от Majordomo к Nethouse? Конструктор сайтов и конструкторы, как таковые – это наша основная тема в сегодняшнем разговоре. Просто надоел скучный и предсказуемый бизнес, который приносит деньги, но фантазия при этом не включается, и захотелось сделать что-нибудь этакое?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Ты буквально с языка снял. Почему долго был в Majordomo? Почему 12 лет занимался Majordomo? Потому что чувствовал, что я нужен. Почему решил создать Nethouse? Потому что перестал чувствовать свою необходимость. На сегодняшний день Majordomo – это идеально выстроенный бизнес-процесс, в котором я со своим желанием, энергией и мыслями не востребован. В какой-то момент появилось ощущение, что всё, что я мог сказать в хостинге, я уже сказал. С учетом того, что силы еще были, была выбрана смежная область, в которой захотелось проявить свои таланты и способности.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, уходить из бизнеса, в котором находился 12 лет – это серьезный поступок.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Наверное, да, но выбирая между тем, сидеть и бронзоветь, как памятник, или попробовать начать что-то новое, я выбрал второе. Правильнее вытаскивать себя из зоны комфорта.
М.СПИРИДОНОВ: Операционно рулит компанией менеджмент, которому ты доверяешь?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да, несомненно.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек работает в Majordomo?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: 50-60 человек.
М.СПИРИДОНОВ: Все они находятся в Петербурге?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Здесь будет уместно дать справку о конструкторе сайтов Nethouse.
Справка о компанииКонструктор сайтов Nethouse был запущен 11 ноября 2011 года. Сегодня число клиентов составляет свыше 140 000 человек. Каждый день с помощью конструктора создается около 500 новых сайтов. В команде Nethouse работают 10 человек. Инвестиции в проект составили более миллиона долларов США.
М.СПИРИДОНОВ: Инвестиции – это твои деньги?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: 10 человек в сравнении с 60 в Majordomo – это небольшой коллектив. Хватает людей?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Чем они занимаются? Кто эти люди? Только разработчики?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Это разработчики, также у нас есть человек, который занимается техподдержкой, пиар-менеджер, который занимается рекламой и продвигает нас.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты смотришь на конкурентную среду? Сейчас уместно было бы разобрать подробнее то, что в последние полтора-два года снова стали появляться подобные проекты, хотя прежде казалось, что сама модель на примере Boom.ru и Narod исчерпана. Однако сейчас достаточно активно растут Setup, UMI. Ucoz и раньше неплохо себя чувствовал. Какова ситуация на рынке? Кто люди, которым это нужно, и зачем им это нужно?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Если проводить некоторые параллели с рынком хостинга, то ситуация такова, что с рынка будут уходить те люди, которые занимаются чем-то непрофессионально. Если мы говорим о том, что ТОП-10 хостинг-провайдеров держат 52% рынка, то оставшиеся 48% - это частично те люди, которые начинают пользоваться нашими услугами. Также приходят новые люди, которые впервые оказываются в интернете и которые хотят создать сайт для бизнеса, и они обращаются к нам. Если проводить более глубокое и детальное исследование, то следует вспомнить 2006 год и понять, для чего среднестатистическому человеку как физлицу был нужен сайт раньше, для чего он нужен ему сейчас. Основные задачи, которые ставит перед собой человек, создавая сайт – это внимание к себе и желание каким-то образом поделиться с окружающими людьми событиями в своей жизни. На сегодняшний день эту функцию великолепно выполняют социальные сети.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Таким образом, остается рынок юрлиц, которые также хотят создать сайт и сделать это максимально быстро и удобно. В какой-то момент я принял решение, что Nethouse как бизнес-модель имеет право на существование, что мы можем развиваться и становиться заметным игроком на этом рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Каков ваш клиент? Если я правильно понимаю, это супермалый бизнес, малый бизнес и подрастающий в сторону среднего бизнес. Средний бизнес – это, скорее всего, не ваш клиент. К супермалому бизнесу я отношу торговлю предметами народного промысла.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да, у нас есть бабушка, которая живет на Украине и торгует пинетками.
М.СПИРИДОНОВ: Что такое пинетки?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Пинетки – это маленькие носочки на ноги новорожденных.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Про клиентов понятно. В конечном счете, задача этих бизнесов – это не создание сайтов и не их реклама, задача находится за пределами сайтов, задача заключается в том, чтобы получить деньги. Они хотят преобразовать свои товары и услуги в доход. Верно?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Для этого у них есть наработанные модели получения платящего клиента. Бабушка вешала объявления, писала объявления в районную газету, то есть использовала самую простую рекламу. Сейчас для подобного рода бизнесов гораздо разумнее сразу идти к клиентам, то есть идти в социальные сети, создавать группы, страницы и совать под нос свои товары и услуги. Зачем им сайт? Его же нужно продвигать и наполнять, это гораздо более хлопотно, чем быстро показать свои товары и услуги в социальных сетях.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Любая социальная сеть – это витрина. Для того чтобы продать что-то человеку, человека нужно привести на свой сайт, где можно более подробно рассказать ему о своем товаре. Это непросто сделать с помощью социальной сети. Нужно понимать, что социальная сеть – это сервис, который был придуман для личного общения между физическими людьми. Социальная сеть не приспособлена для продажи каких-то товаров и достойного их представления.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сказал про достойное представление. Мне кажется, в этом и заключается ключевой вопрос. Для того чтобы достойно представить товар или услугу, необходимо обладать маркетинговым сознанием, то есть способностью понимать, каков твой товар в глазах потребителя, как его позиционировать, то есть необходимо обладать всеми навыками рекламиста и маркетолога, которыми как раз малый и средний бизнес, как правило, не обладает.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Мне кажется, это легко лечится чтением 2-3 умных и правильных книжек. Всё остальное из области лени. Если человек хочет заниматься бизнесом, но не может преодолеть малейшие сопротивления, ему бизнес не нужен. Если у него есть сильное желание чем-то заниматься, он видит себя в бизнесе, он хочет в нем развиваться, то он идет и делает. Сегодня есть большое количество переводной литературы, есть большое количество правильных книжек, которые написаны хорошим языком, и если их прочитать, бизнес может измениться в лучшую сторону, он увеличится в размерах.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, их не читают. Я думаю, что большинство не будет читать. Может, я выскажусь снобски, но в природе человека заложено, что общество иерархично, и большинство людей имеют невысокие запросы и относительно невысокий уровень интеллекта, и им эти книжки не сдались. Есть другая составляющая, которая не имеет отношения ни к интеллекту, ни к маркетинговому сознанию. Они могут быть более-менее энергичными и хваткими, это свойственно малому бизнесу, как правило. Они понимают, что они поставят ларек, будут покупать яблоки по 5 рублей, а потом их продавать по 10, и это их бизнес. Дальше двигаться у них, как правило, не получается, и это, как мне кажется, не поменяется с использованием интернета.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Приведу пример из жизни. У нас есть пользователь, который закупает электронные книжки в Америке, Китае и других странах и торгует ими в своем небольшом городе с доставкой потребителю. Это живой, понятный и интересный бизнес, который развивается, у него идут продажи. Это пример бизнеса, для которого нужен интернет. Он не вложил в этот бизнес никаких денег с точки зрения оплаты 10-20 тысяч за создание сайта. Перед тем, как создавать Nethouse, мы провели маленькое исследование. Я попросил нашего сотрудника подобрать дизайн-студию для создания сайта, связанного с установкой металлопластиковых окон. Нужен был простенький сайт страниц на 10. Мне предоставили талмуд страниц на 50, где были подробно описаны все коммерческие предложения, где всё было максимально подробно разобрано. Полистав его, я понял, что Nethouse имеет право на жизнь. Самое дешевое, что было в этом списке – 7 тысяч, при этом был очень непонятный исполнитель, очень непонятное качество и очень непонятные сроки, причем мы искали исполнителя, будучи в теме. Такого исполнителя вряд ли бы нашел сторонний человек, который бы просто пришел на рынок. История показала, что мы были правы. У нас сейчас достаточно большое количество пользователей, которые делают свой бизнес, и для которых интернет-магазин, созданный на базе Nethouse, является основным источником доходов.
М.СПИРИДОНОВ: При этом для вас доход пока что недостаточен? Вы планово убыточны пока что?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: А когда вы будете планово прибыльны?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Всё упирается в долю рынка. С учетом того, как бизнес развивается, для меня самое важное – занять максимальную долю рынка. У меня нет необходимости с завтрашнего дня начинать монетизировать проект. Мы это делаем уже сейчас маленькими шагами, но ключевое сейчас – это занять долю рынка.
М.СПИРИДОНОВ: Нет ли опасности для твоего проекта в том, что ты слишком спокоен за деньги? В том, что ты говоришь, есть сильное отличие от того, что звучит от молодых стартаперов, у которых каждая копейка на счету. Похоже, что у тебя есть хороший финансовый фундамент, и если что, ты еще миллион вложишь. Возможно, тебя это расслабляет, заставляет не торопиться с монетизацией, и в то же время ты находишься в зоне комфорта.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Не совсем так. Я не молод, и я не стартапер. Это и есть ответ на твой вопрос. Если брать финансовые моменты, то очень важно понимать, что мы тратим свои деньги. Я общался на тусовках со стартаперами, и это достаточно грустное зрелище. Люди не пытаются делать бизнес, в большинстве своем люди пытаются трудоустроить себя на хорошую зарплату.
М.СПИРИДОНОВ: Это правда, но они просто этого не понимают. Они говорят, что они делают бизнес, что у них проект.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да. Наш проект основан на том, что у нас есть опыт и знания, и мы пробуем, используя наши опыт, знания и деньги, создать что-то, что будет всем интересно, полезно, нужно, что будет пользоваться большим спросом. На сегодняшний день Nethouse – это удочка в разобранном состоянии, которая дается каждому, кто отправляется в океан бизнеса. Мы не даем рыбу, мы даем возможность, и если человек хочет, то он может начать с помощью нашего проекта, улучшить и увеличить продажи, быть представленным в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Что вы делаете для того чтобы ваша удочка выбиралась как преимущественная? Получается, что в образном ряду, который ты создаешь, у человека есть еще десяток удочек. Помимо Nethouse, есть Umi, Setup, Ucoz, Jimdo, активно рекламирующийся Wix и так далее. Есть много людей с удочками, и они пытаются вложить эти удочки в руки бабушке с пинетками. Чью удочку она выберет – большой вопрос.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Мне сложно говорить о наших конкурентах. О конкурентах, как о покойниках – либо хорошо, либо никак. Я не очень понимаю, как нас можно сравнивать. Рынок настолько большой, что места нам всем хватит. Нас можно сравнивать по каким-то косвенным показателям, например, по количеству регистраций доменов в зоне .ru, то есть по количеству доменов зоны .ru, расположенных на наших серверах. Это может являться сравнительным показателем.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что показателем является количество боевых сайтов, то есть запущенных сайтов, которые имеют более 3-5 посещений в сутки.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Вряд ли мы когда-нибудь от кого-нибудь сможем получить эту статистику, потому что все цифры, которые пишутся на сайтах наших конкурентов, далеки от действительности. Домены в зоне .ru – это цифра, которую сложно накрутить. Если понимать, в каком месте лежит эта статистика, где ее можно взять, то ситуация сразу станет чуть-чуть другой, не такой, какой кажется снаружи.
М.СПИРИДОНОВ: Вы можете мерять доменами в зоне .ru?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Это один из факторов. Есть активный интернет-магазин, и у него наверняка есть домен.
М.СПИРИДОНОВ: Всяко есть какой-то домен, вряд ли он на ip сидит.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Замечательно. Есть ли у него домен в зоне Nethоuse или другой зоне? Наверное, это домен в зоне .ru или зоне .РФ. Если мы говорим об активных магазинах, которые существуют, то корректно ли будет сравнивать количество активных сайтов, сравнив количество доменов в зоне .ru у всех игроков рынка, которых ты назвал?
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, корректно. Домен в зоне .ru или зоне .РФ говорит о чуть более серьезном отношении к созданному аккаунту, нежели просто «наклепал и забыл».
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Согласен. Давай сравним.
М.СПИРИДОНОВ: Давай.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Давай начнем с Wix. У них 2077 доменов в зоне .ru.
М.СПИРИДОНОВ: Это подтвержденная информация?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Эта информация размещена на сайте StatOnline.ru.
М.СПИРИДОНОВ: Они выступают как регистратор?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Это проект регистратора Reg.ru. У Jimdo 2753 домена.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Что с Ucoz, Setup, Umi?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Давай посмотрим Umi. У них 2410 доменов. У Nethouse 9707 доменов.
М.СПИРИДОНОВ: Означает ли это, что вы привлекли мощности Majordomo?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Мы привлекли знания Majordomo. Понятно, что у нас есть возможность задействовать всю мощь, которая есть у такого известного хостинг-провайдера, как Majordomo. Понятно, что по каким-то цифрам с внешними игроками рынка проще договариваться крупнооптовому покупателю, чем мелкооптовому покупателю.
М.СПИРИДОНОВ: Как вы их привлекали? Почему у вас есть такой перевес в доменах зоны .ru? Справедливости ради надо сказать, что домены в зоне .ru для Jimdo – это демонстрация только российского сегмента их бизнеса. Даже для UMI это так, потому что сейчас компания активно действует за границей, в том числе в Латинской Америке, но, тем не менее, это тоже критерий. Каким образом привлекали их?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Мы не делали ничего особенного, мы просто много работаем. Я бы и рад раскрыть какие-то секреты, но у меня их нет.
М.СПИРИДОНОВ: С твоей точки зрения, чем отличается продукт, который вы предлагаете, от продукта конкурентов, чем он привлекает? Я знаю, что Сергей Котырев говорит о том, что UMI дает массу различных дизайнов на выбор, и они максимально приближают конечный продукт к клиенту, предоставив массу различных вариаций готовых дизайнов и обеспечив всё это поддержкой в виде удобного конструктора CMS.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Я не готов сравнивать нас с кем-то, я готов рассказать о Nethouse. Есть несколько ключевых моментов. Если проводить аналогии с другими конструкторами сайтов, то наше основное отличие заключается в том, что мы не выросли из CMS. Это важно! Большая часть конструкторов сайтов, которые есть на сегодняшний день – это бывшие CMS, которые были созданы веб-программистами для веб-разработчиков, потом на это были навешены разные рюшечки, после чего они стали продаваться конечным клиентам. Мы изначально создавали Nethouse и писали этот продукт, как продукт, который ориентирован именно на пользователя. Нашим конечным потребителем является пользователь с базовыми знаниями компьютера, отсюда и вытекает второй момент, связанный с нашим конструктором сайтов – у нас нет конструктора HTML, мы принципиально его не даем, потому что он не нужен среднестатистическому пользователю. Такой доступ в чем-то увеличивает количество различных приложений, которое можно установить на сайт, но он также увеличивает вероятность того, что пользователь может что-то поломать и, как следствие, он напишет нам об этом и, как следствие, я буду вынужден держать большой штат support для того чтобы всё чинить. Например, в Икее мебель продается комнатами, ты можешь купить всю мебель для комнаты. Фактически мы, предлагая конструктор сайтов, на котором не все элементы можно свободно двигать, даем человеку законченное решение. Среднестатистический человек не является художником и дизайнером. Возможность сделать сайт, каким угодно, зачастую не является преимуществом, потому что у пользователя появится страх, он боится на белом листе бумаги что-то создать. В нашем случае у него уже есть готовый шаблон, куда он может забить текст, сохранить его, после чего у него появится сайт.
М.СПИРИДОНОВ: Твой рассказ напомнил мне анекдот про монгольского космонавта, который летал с российскими космонавтами и вернулся с синими руками. На вопрос «Почему руки синие?» он ответил, что российские коллеги били его по рукам и говорили ему ничего не трогать. Так ты обрубаешь возможность что-либо сломать.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: При этом не надо говорить, что я бью по рукам. Я действительно обрубаю возможность что-либо сломать, и я считаю, что это правильно. У меня есть пример, связанный с хостинг-провайдером Majordomo, где большая часть писем, которая поступает на support, связана с тем, что пользователь что-то попробовал, у него это не стало работать, и он просит починить. Так вот, мы таких вопросов лишены.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ваша поддержка не перегружена?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: С учетом того, что у нас 140 тысяч сайтов, она относительно не перегружена. У нас впереди большой пласт работы. Так как мы поставили это ограничение, мы вынуждены идти по пути создания платформы Nethouse. Мы путь платформы выбрали для себя в качестве основного. Мы хотим стать местом, где человек может создать сайт и заказать из одного места различные дополнительные сервисы. У нас скоро появится онлайн-чат, у нас уникальным образом решен вопрос с приемом платежей, это тоже наше ноу-хау.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что пока ни у вас, ни у ваших конкурентов еще кардинально не решена проблема с комплексным предложением не только построить сайт, но и дать полноценный комплекс услуг присутствия в сети, то есть популяризовать этот сайт, предоставить эффективные инструменты по поисковой оптимизации и контекстной рекламе.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Раз мы начали рассказывать анекдоты, я могу рассказать свой анекдот. Человек стоит перед банком и торгует семечками, к нему подходит знакомый и просит дать в долг. Тот говорит: «Видишь, за мной банк. У меня с ними негласная договоренность о том, что они не торгуют семечками, а я не даю в долг». Мне кажется, каждый должен заниматься своим делом. Мы занимаемся созданием сайтов, и у нас не получится заниматься продвижением сайтов, потому что это два принципиально разных бизнеса. У меня есть мысли, как это можно сделать. В чем основные отличия? Есть два типа бизнеса: массовый бизнес, то есть хостинг и конструктор сайтов, и бизнес веб-студий, например, где другой уровень затрат, другие цифры, другое время контакта с клиентом. Объединить эти бизнесы в одной фирме нереально, я это пробовал сделать.
М.СПИРИДОНОВ: Давай вернемся к структуре. Вы предоставляете возможность сделать сайт и берете деньги за то, что убираете логотип с сайта, за то, что даете домен, и впоследствии вы планируете предоставлять какие-то дополнительные услуги.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: У нас все услуги предоставляются пакетами. У нас есть пакет «Продвижение», на сегодняшний день в него входят промо-коды и возможность разместить под товаром полоску «С этим товаром покупают». И та, и другая услуги нужны для увеличения среднего чека. Если грамотно использовать промо-коды, это с легкостью позволит увеличить средний чек. Полоска «С этим товаром покупают» также поможет увеличить средний чек. Есть пакет услуг «Экспорт/импорт», это взаимодействие с внешними системами, то есть с Яндекс.Маркетом и CSV.
М.СПИРИДОНОВ: Звучала цифра в 140 тысяч клиентов, которые сейчас есть у Nethouse. Сколько из них платят?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Общее количество – порядка 15 тысяч.
М.СПИРИДОНОВ: Больше 10%, это неплохо. Это люди, которые платят ежемесячно?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие целевые показатели ты перед собой ставишь? Сколько клиентов ты бы хотел получить? Были ли специальные исследования на этот счет?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Не было, потому что рынок растет, количество доменов растет, количество юрлиц, которые создают сайт, тоже растет. Мне больше интересна доля рынка. Я считаю, что Nethouse может занять значительную долю рынка и быть заметным игроком на этом рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Это сотни тысяч или миллионы клиентов?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: В России не получится создать несколько миллионов сайтов для бизнеса, но если у нас будет миллион, то будет совсем неплохо.
М.СПИРИДОНОВ: Ты собираешься развиваться только в России? Твои коллеги активно идут в другие страны, например, в Юго-Восточную Азию и Латинскую Америку.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Смотрел, думал и думаю сейчас, но мне не хочется быть человеком, который дома ничего не сделал, и у которого за границей ничего не получилось. Мне кажется, что прежде чем активно выходить на зарубежный рынок, нужно добиться узнаваемости, стать значительным игроком в России.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты смотришь на зарубежный рынок? Есть ли там игроки, которые в твоем сегменте являются примером, потенциальным конкурентом?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Есть. Тот же Jimdo. Ребята – очень большие молодцы. По тому, как они работают, видно, что им это доставляет удовольствие. Наверное, это самый главный показатель того, что у них всё будет хорошо. Wix также активно развивается. Есть еще несколько игроков, о которых я знаю, за которыми я смотрю. Пока их успехи на российском рынке не очень большие. Мне кажется целесообразным потратить свое время на то, чтобы занять российский рынок, а потом думать, как делить международный рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Нет ли у тебя опасений, что последние изменения, касающиеся малого бизнеса, коснутся и вас? По данным, которые предоставила мне редакция, за последний год закрылось 200 тысяч ИП. Не может ли этот отток ударить и по тебе?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Что касается закрытия 200 тысяч ИП, то тут есть некоторое лукавство. На самом деле, эта цифра ни о чем не говорит. Мне кажется, что это не закрытие бизнеса, а его реорганизация. Не секрет, что раньше многие использовали ИП как способ экономии налогов. Лазейку прикрыли.
М.СПИРИДОНОВ: И сейчас используют.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Там повысились ставки налогов. Как только произошло повышение ставок, большое количество ИП закрылось.
М.СПИРИДОНОВ: В общем, закрылись недобросовестные ИП, а бабушки с пинетками всё еще на коне?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Я начинаю жалеть о том, что я в качестве примера привел бабушку с пинетками. Внимательно слушая наш разговор, можно подумать, что ключевым игроком для меня является бабушка с пинетками. Это немного не так. В следующий раз я буду более внимательным в плане выбора примеров.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай выберем более красивый и романтичный пример.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Есть цифра, которой я очень горжусь, которую я считаю нашим достижением и успехом. 40% пользователей моего сайта – это люди из Санкт-Петербурга и Москвы, 60% - это люди из регионов. Молодой предприниматель завтра может создать сайт, посвященный мебели или другому бизнесу, который он хочет развивать в своем регионе, например, в Тюмени, Екатеринбурге, Красноярске. Долгое время сайт многими нашими компаниями воспринимался как продукт, который нужно отдать на аутсорс, где что-то сделают, потом его вернут назад и скажут жить с этим. Мы же хотим сделать сайт частью рабочего процесса внутри фирмы, мы ведь не отдаем оформление документов и бухгалтерию наружу. Мы бы хотели, чтобы Nethouse и создание сайта с помощью Nethouse были частью рабочего процесса внутри фирмы. Только сотрудники фирмы знают, что нужно фирме, что нужно показать, на что обратить внимание. Это должно быть элементом ежедневного использования.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Образ понятен. Пойдем дальше. У нас впереди еще две небольших рубрики. Первая из них – это рубрика «Бизнес-цитата», в которой мы зачитываем интересные, неожиданные, порой парадоксальные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители или исторические персонажи, и предлагаем гостю их прокомментировать. Прежде ты имеешь возможность выбрать того человека, который тебе более симпатичен. Сегодня у нас есть Аристотель Онассис, греческий судовладелец и миллиардер, Томас Эдисон, знаменитый изобретатель и основатель крупных электротехнических компаний Америки, и Джеф Безос, основатель Amazon. Кто тебе более симпатичен?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Джеф Безос.
М.СПИРИДОНОВ: Джеф Безос однажды сказал: «Бренд для компании – как репутация для человека. Вы завоевываете репутацию, хорошо справляясь со сложными задачами. Люди это со временем замечают. Я не думаю, что где-то можно срезать путь». Насколько весом бренд для компании?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Он весом. Есть хорошая пословица «Чудеса за 5 рублей могут быть только пятирублевыми». Очень часто людям, которые со стороны смотрят на твой бизнес, кажется, что всё легко и просто, что можно здесь срезать кусочек, там срезать кусочек. На самом деле, так не получается. Нужно пройти весь путь со всеми сложностями, со всеми нюансами и выстроить на протяжении этого пути собственный бренд, то есть то, на что человек может рассчитывать, на что он может положиться, что является для него гарантией качества. Возвращаясь к Икее, можно сказать, что, приходя туда, мы понимаем, что мы получим качественный продукт с симпатичным дизайном за вменяемые деньги. Если брать Nethouse, то мне бы хотелось, чтобы пользователь, приходя ко мне, был уверен в том, что он получит качественный продукт по вменяемой цене, который позволит его бизнесу увеличить продажи.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Последняя рубрика – это вопросы слушателей. Напомню, что вопросы были оставлены в анонсе программы в сообществах Рунетологии в Facebook и Твиттере, а также в моем блоге по адресу Spiridonov.ru. Было задано много вопросов по поводу функционала сайта. Я задам парочку из них. Появится ли возможность передвигать элементы сайта, то есть делать свой дизайн из шаблона? Будет ли усложняться конструктор? Появится ли Advanced-версия, которая даст доступ к HTML?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Нет, не появится. Будет больше шаблонов, а возможности передвигать элементы не будет. Это связано с тем, что есть некая экосистема, и если мы дадим отдельным пользователям возможность что-то двигать, вся экосистема будет разрушена.
М.СПИРИДОНОВ: В разделе «Помощь» прочитал, что скоро появится форма online-поддержки на сайте. Когда ее можно ожидать?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: В ближайшее время.
М.СПИРИДОНОВ: Зачем тебе ставить эту форму, если ты хочешь максимально автоматизировать процесс и не тратить время сотрудников на ерундистику, которую пользователи могут там нести?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Мне кажется, что пользователь хотел спросить, когда можно будет устанавливать приложение наподобие онлайн-чата. Многие пользователи это просят, мы работаем над этим, и в ближайшем будущем это появится. Будет подключено несколько онлайн-чатов, и пользователи по своему выбору, максимально просто и быстро смогут запустить его на своем сайте. Это будет стороннее приложение, это не будет нашей разработкой.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько «дружелюбны» к вашему сервису поисковики по индексации и выдаче страниц сайта в поиск? У вас архитектура кода продумана так, чтобы она была более оптимальной для поисковой системы?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Жалоб от Яндекса не поступало. Пользователи говорят о том, что сайты, которые созданы на нашей платформе, достаточно легко продвигаются. Мы даем обширный SEO-функционал, то есть предоставляем возможность прописать title, description. Если всё это заполнить, если написать оригинальный текст, то сайты двигаются без проблем.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по тому, как живо ты реагируешь на такие вопросы, ты являешься если не единственным, то одним из главных архитекторов продукта, правильно?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Да. Я являюсь играющим тренером. На сегодняшний день я трачу почти все 100% своего времени на развитие Nethouse.
М.СПИРИДОНОВ: Задам последний вопрос. Можно ли сегодня утверждать, что веб-верстальщики – это вымирающая профессия? Не лишаешь ли ты их хлеба?
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Ни в коем случае. Есть профессия «Профессионал». Если человек хочет стать профессионалом в верстке, то ни один конструктор сайтов никогда не сможет его лишить средств к существованию.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос, будет ли покупаться его труд.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Будет, потому что мы никогда не займем 100% рынка. Всегда будут хостеры, у которых сейчас всё хорошо, всегда будут дизайн-студии, и будет ниша, которая будет принадлежать конструкторам сайтов. Одно другому не мешает.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Денис, спасибо за беседу. Как обычно, могу предложить тебе сказать несколько слов в качестве резюме.
Д.ИМШЕНЕЦКИЙ: Верьте в себя, много работайте, и у вас всё получится.
М.СПИРИДОНОВ: Казалось бы, просто, но в реализации частенько возникают сложности. На этом всё. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель конструктора сайтов Nethоuse Денис Имшенецкий.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.