М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 211-й выпуск программы «Рунетология», запись от 22 октября 2013 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в этом городе. В программе мы часто говорим про деньги в разных интерпретациях. Мы говорим про деньги как про инвестиции, как про ресурс для развития проекта. Так или иначе, почти каждый разговор касается этого любимого существа. В этот раз разговор будет буквально про деньги. Мы обсудим деньги как нечто работающее, как некий инструмент. Мы говорили об этом с руководителем Яндекс.Денег несколько выпусков назад. Сегодня у нас в гостях руководитель PayPal Россия Владимир Малюгин. Владимир, приветствую!
В.МАЛЮГИН: Добрый день, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: Как и начальнику Яндекс.Денег, задам вам следующий вопрос. Вы сами часто платите электронными деньгами?
В.МАЛЮГИН: По крайней мере, 2-3 раза в неделю.
М.СПИРИДОНОВ: Что вас подталкивает осуществлять оплату электронными деньгами в России вместо того, чтобы выбрать традиционную для нашей страны оплату наличными, учитывая то, что оплата наличными по общепринятому мнению надежнее?
В.МАЛЮГИН: В большинстве случаев это большая дистанция между местом, где нахожусь я, и местом, куда мне нужно эти деньги перевести, и у меня не всегда возникает желание вставать, идти куда-то, кому-то эти деньги относить или ждать, пока приедет человек, которому я смогу эти деньги отдать. Если есть возможность, я предпочитаю отправлять электронные деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Раз мы уже дважды невольно упомянули одного из ваших главных конкурентов, скажите, как вы на него смотрите. Вы собираетесь бороться с Яндекс.Деньгами, Webmoney и другими существующими электронными платежами в России? Собираетесь ли с ними сотрудничать? Есть ли что-то уникальное, что вы можете им противопоставить?
В.МАЛЮГИН: За прошлый год весь рынок электронной торговли в России по мнению различных аналитиков оценивается в 13-14 миллиардов долларов. Если говорить про этот год, то это 15-16 миллиардов долларов. Это достаточно большие объемы, и мы сможем работать рядом с другими компаниями, которые предоставляют подобного рода услуги. Услуги PayPal значительно отличаются от других средств электронных платежей в области защиты потребителя. Если вы посмотрите на большинство других средств электронных платежей, то они осуществляют именно то, что написано на упаковке, на коробке, то есть они осуществляют электронный платеж, и деньги переходят из пункта А в пункт Б, от покупателя к продавцу. То, каким образом продавец выполняет свои обязательства перед покупателем, сводится к общению между ними. PayPal же принимает активное участие в разрешении споров, если таковые возникают. Здесь включается в работу наша программа защиты потребителей. Она подразумевает, что если покупатель получает товар, который не соответствует описанию, получает подделку или не получает товар, PayPal в случае неразрешения спора с продавцом возьмет на себя функцию компенсации денег и таким образом защитит покупателя от недобросовестных продавцов, которые есть на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Вероятно, именно эту особенность, именно это преимущество вы будете поднимать на флаг при основательном вхождении на рынок Рунета, которым вы сейчас, как я понимаю, начинаете заниматься?
В.МАЛЮГИН: Не только мы его поднимаем на флаг, его поднимают на флаг наши пользователи, которые в последние несколько лет очень активно просили нас прийти и начать работать на рынке электронной коммерции в России. Я люблю говорить, что мы система, созданная пользователями и для пользователей. Во многом наш приход в Россию обусловлен тем, что люди, которые пользовались PayPal, просили об этом. PayPal предоставляет свои услуги российским пользователям с 2006 года. В 2010 году мы русифицировали сайт и стали предоставлять услуги на русском языке. До сентября этого года мы предоставляли услуги по оплате трансграничных покупок. Пользователь в России осуществлял какую-то покупку за рубежом, и он мог произвести оплату через PayPal. С 17 сентября у российских пользователей появилась возможность осуществлять платежи в рублях, получать рубли на свой счет и класть рубли на банковские счета в Российской Федерации.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради скажу, что пожелание откликнуться на воззвание пользователей имело место быть, но руководствовались вы, прежде всего, бизнес-задачами.
В.МАЛЮГИН: Естественно. Рынок российской электронной коммерции сегодня по праву может претендовать на звание одного из наиболее динамично развивающихся рынков. По оценкам Morgan Stanley и других аналитиков рост этого рынка составляет примерно 25% в год.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Я думаю, что для эпиграфа мы достаточно много сказали. На протяжении всего этого выпуска мы будем говорить о PayPal, его особенностях, преимуществах, о вас как его руководителе и ваших планах. Сейчас досье, и мы продолжим разговор.
ДосьеВладимир Малюгин родился в 1975 году. Окончил Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации по специальности «Менеджмент». Получил степень MBA в Кембриджском университете. С 2007 по 2009 годы занимал пост Вице-президента компании Polaroid. С 2009 по 2011 годы занимал позицию регионального руководителя компании HTC в ОАЭ, а затем занимал должность маркетингового директора в компании HTC Европа. С 2012 года – руководитель PayPal Россия. Увлекается горными лыжами и путешествиями. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: До того как вы оказались на посту вице-президента компании Polaroid, как строилась ваша карьера?
В.МАЛЮГИН: До этого я работал в небезызвестной в области фотографии компании Eastman Kodak., и там на протяжении 4 лет я сначала отвечал за развитие бизнеса в Европе, потом за одно из подразделений в Европе, и в последний год я отвечал за запуск всей гаммы продукции на Ближнем Востоке и в Африке.
М.СПИРИДОНОВ: Вы и тогда занимали довольно высокие управленческие посты?
В.МАЛЮГИН: Да, можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Извините, что прерываю, просто мне хочется полностью проследить хронологию. Как вы вообще пришли в управление? Вы же не с институтской скамьи сразу попали на хорошую топ-менеджерскую позицию. Ведь ваша карьера как-то развивалась. Могли бы рассказать в двух словах, с чего вы начали, как пришли к последующим должностям вице-президента, топ-менеджера и так далее?
В.МАЛЮГИН: Мне повезло. Когда я учился в Академии народного хозяйства, я начал заниматься предпринимательством, а предпринимательство – это во многом управленческая деятельность. Я создал свой бизнес, который занимался переводческими услугами, а именно локализацией различных программных продуктов, также был бизнес по интернет-консалтингу. Всё это было создано, когда я учился в институте. После окончания Академии народного хозяйства в 1997 году я занялся активным развитием этих бизнесов. В 2000 году я решил, что мне необходимо дальше совершенствоваться в области управления, и я поехал получать MBA в Кембридж.
М.СПИРИДОНОВ: Что стало с бизнесами? Они были проданы или оставлены на кого-то из партнеров?
В.МАЛЮГИН: Они были частично проданы, частично оставлены партнерам. Что делать после MBA, я тогда не знал. У меня не было четкого плана.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не хотели продолжать заниматься бизнесом? Обычно так поступают.
В.МАЛЮГИН: Волею судеб сложилось так, что мне удалось поучаствовать в новом бизнесе, который создавался в Кембридже. Он был в области высоких технологий, это была компания, которая занимается разработкой антенн и микрочипов для мобильных телефонов. Используя свой опыт развития компании, свой предпринимательский опыт, мне удалось поучаствовать в создании этой компании. Работая в ней 4 года, заключив сделки с ведущими производителями мобильных телефонов, мы фактически сделали предлистинг, после чего мне было сделано предложение войти в команду, которая активно занималась реструктурированием Кодака в Европе. Я должен был помочь им поставить на ноги мобильный бизнес, бизнес электронной коммерции и по-новому взглянуть на то, что можно было сделать с этим замечательным брендом в новой цифровой эпохе.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вам было предложено выйти из амплуа предпринимателя и перейти в амплуа корпоративного менеджера?
В.МАЛЮГИН: Мне было предложено продолжить заниматься предпринимательством, только в обойме корпоративного управления.
М.СПИРИДОНОВ: Вы хотите сказать, что давление корпорации не чувствовалось? Вы же понимаете, что сознание и образ действий предпринимателя и корпоративного менеджера, особенно межнациональной корпорации, совершенно разной природы.
В.МАЛЮГИН: В конечном итоге, они оба стремятся заработать деньги – либо для себя, либо для своей компании. Во многом устремления предпринимателя и корпоративного управленца могут быть схожи. Всё зависит от того, в какой момент вы приходите в компанию. Когда я пришел в компанию Кодак в Европе, она переживала период активного реструктуризации и развития бизнеса. Тогда были куплены некоторые бизнесы в Северной Америке, в частности бизнес, который был ребрендирован как Kodak EasyShare Gallery. Этот бизнес позволял вам как пользователю интернета и фотографу загружать свои фотографии в онлайн и хранить их там вместо того, чтобы хранить их на компьютере, также можно было печатать фотографии в онлайне. В то время была масса различных бизнесов. Это был 2004 год, и мы очень активно развивались. Кодак тогда видел себя активным игроком в этой области. Моей задачей было взять этот бизнес и, понимая предпринимательскую сторону, попытаться ввести его в большую корпоративную структуру. Были проекты по развитию мобильной печати и мобильных приложений, был проект по запуску электронной коммерции и электронных магазинов в странах Европы. Мы фактически сделали онлайн-площадку для Кодака в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Испании и России и позволили нашим пользователям покупать брендованные товары Кодака в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: У вас были настолько высокие полномочия, что вы чувствовали себя скорее предпринимателем? Слушая вас, я могу сделать такой вывод.
В.МАЛЮГИН: Команда, в состав которой я входил, мое руководство, и те люди, которых мне тогда удалось привести в компанию, были с предпринимательским духом, и время тогда в Кодаке было очень предпринимательское.
М.СПИРИДОНОВ: От того, что компания испытывала кризис в связи с переходом от аналоговой фотографии к цифровой?
В.МАЛЮГИН: 2004-2005 годы – это один из наиболее интересных периодов в Кодаке, потому что тогда недавно пришедший CEO Antonio Perez был настроен на реструктуризацию компании, и он был заинтересован в этом, он хотел нагнать некоторые вещи, которые были упущены за долгие годы внимания и фокусировки бизнеса на аналоговой фотографии.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, Кодак сел в последний вагон уходящего поезда.
В.МАЛЮГИН: Можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Пройдя эту школу, проходя дальше по ступеням карьеры, вы оказались в Полароиде. Было сделано предложение, от которого было нельзя отказаться? Чем вы руководствовались? Судя по вашему рассказу, у вас был интересный почти стартап. Когда большую компанию колбасит сильно, она дает большие возможности для топ-менеджмента, не давит его, и можно представить, что люди не чувствуют себя пешками, даже в большой компании.
В.МАЛЮГИН: Возможность, которая у меня была тогда в Кодаке, заключалась в том, чтобы стать главой одного из крупных европейских подразделений и развивать сформировавшийся бизнес. В Полароиде была другая возможность. Я мог прийти в европейский бизнес, который находился в начале своего становления. Марка Полароид тогда была куплена группой Petters Group Worldwide, и эта группа активно занималась развитием направления потребительской электроники. Бренд Полароид был хорошо узнаваем и тогда, и сегодня. Тогда была определена ниша для развития в области пользовательской электроники между товарами сегмента премиум и дешевыми товарами no name .
М.СПИРИДОНОВ: Электроники, а не фототехники?
В.МАЛЮГИН: Нет, не фототехники. Речь шла о жидкокристаллических телевизорах, DVD-плеерах, об определенном сегменте фотоаппаратов и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Это происходило оттого, что Полароид тоже хорошенько протащил лицом по тому кризису перехода аналоговой фотографии к дигиталь?
В.МАЛЮГИН: До сих пор существует большое движение последователей Полароида, которые считают, что всё, что было сделано после аналоговой фотографии, не в какое сравнение с ней не идет.
М.СПИРИДОНОВ: Такие староверы фотографии.
В.МАЛЮГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Однако, их немного.
В.МАЛЮГИН: Сегодня есть несколько проектов, которые развиваются достаточно активно, и они как раз из области сохранения того аналогового ключа. Сегодня старая пленка, кассеты Полароид продаются по цене, в 10-15 раз превышающей розничную цену, по которой они продавались в 1995-1997 годах. В середине 2000-х годов Полароид свернул свое аналоговое производство, и поскольку пленки становится всё меньше и меньше, она всё больше и больше дорожает. От нее можно ожидать всё более и более непредвиденного артистичного эффекта. Вы не знаете, как эти химикаты стояли на полке, поэтому цветопередача и композиция порой имеют очень неожиданный художественный эффект.
М.СПИРИДОНОВ: По сути, это входит в разряд артефактов прошлого для поклонников декаданса, для тех, кто включает виниловые пластинки, а потом достает свой Полароид и фотографирует себя сидящего в пледе в кресле-качалке. Удалось в Полароиде в роли одного из вице-президентов сдвинуть направление, которое вы возглавили?
В.МАЛЮГИН: Мы тогда очень активно выросли в области дистрибуции на рынках Центральной и Восточной Европы, на Ближнем Востоке, мы запустили несколько новых продуктов. К сожалению, группа Petters Group Worldwide обанкротилась, и она была вынуждена продать этот бизнес. Я входил в группу инвесторов, которые хотели выкупить права на этот бизнес в Европе, но, к сожалению, наши конкуренты заплатили больше. После этого я начал искать применение в других областях.
М.СПИРИДОНОВ: И оказались в HTC. Вы дважды оказались в трех буквах – в HTC и ОАЭ. Как вас туда занесло?
В.МАЛЮГИН: Началось всё с моей позиции в Лондоне, куда меня пригласили с учетом опыта, который у меня был в Полароиде и Кодаке, реструктурировать организацию маркетинга и помочь HTC, который очень активно тогда развивался и у которого была не очень узнаваемая марка. Я должен был вывести эту марку на мировой уровень, что за 2 года и было сделано, так как бренд HTC был включен Interbrand в 100 самых значимых и самых дорогих брендов в мире. Хочется надеяться, что в этом была и моя определенная лепта, поскольку я отвечал за маркетинг.
М.СПИРИДОНОВ: Что сейчас происходит в HTC с вашей точки зрения? Вы уже ушли и, наверное, можете высказать свои соображения по этому поводу. Почему их так резко мотануло в кризис, и они показали убытки?
В.МАЛЮГИН: Я не люблю комментировать те компании, в которых не очень хорошо идут дела. Тому есть определенные причины, но я не буду их комментировать.
М.СПИРИДОНОВ: Эти причины находятся внутри, то есть в управлении, или снаружи, то есть они за чем-то не уследили, как Нокиа или Yahoo в свое время? Я бы не сказал, что причина во втором, потому что они до сих пор выпускают вполне хорошие продукты.
В.МАЛЮГИН: С точки зрения маркетинга могу сказать, что качество продукции является далеко не первым и далеко не решающим фактором в гонке за долю рынка. Сложились обстоятельства не самым лучшим образом, были приняты некоторые не совсем правильные решения.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял, на должностях топ-менеджера в разных компаниях Вы научились говорить обтекаемо. Чуть позже мы перейдем к проекту PayPal, который был для вас отчасти возвратом в Россию. До этого Вы почти 10 лет, если не больше, существовали вне страны и стали представителем интернациональной группы топ-менеджеров, которые могут работать практически на любых позициях, возникать в неожиданных компаниях в разных странах. Так ли это?
В.МАЛЮГИН: Мне везло. В последние 10 лет я занимал региональные позиции. У меня была широкая сфера ответственности, в которую в большинстве случаев входила и Россия, за исключением позиции на Ближнем Востоке. Я старался не терять контакта с Россией и активно следил за происходящим здесь, часто приезжал как по бизнесу, так и по личным делам.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько вы говорите по-русски и по-английски в последние 10 лет?
В.МАЛЮГИН: У меня русская жена и русские дети, и мы говорим по-русски, хотя долгое время мы жили за границей. Я работаю в российском представительстве американской компании, и большая часть переписки ведется на английском языке, и конференц-звонки, на которые у любого топ-менеджера уходит большое количество времени, ведутся в основном на английском.
М.СПИРИДОНОВ: Вам говорили, что у вас есть английская интонация, когда вы говорите на русском?
В.МАЛЮГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Акцента пока нет. Я как человек, который много общается с людьми, проводящими массу времени за рубежом, и сам живущий много в немецкоязычной среде, всё это слышу и понимаю физиологию этих процессов.
В.МАЛЮГИН: Главное, чтобы люди понимали, о чем мы с вами говорим.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Однако появление подобных интонаций – это сигнал того, насколько глубоко вы интегрировались в ту или иную языковую и ментальную среду. Можно не делать никаких выводов из этого, это просто факт, это сигнал о высокой степени интеграции. В 2012 году вы оказались в PayPal. Как это произошло?
В.МАЛЮГИН: После того как я ушел из HTC, мне было очень интересно посмотреть на то, чем я могу заниматься, на то, что сейчас наиболее динамично и интересно развивается. Я смотрел на проекты Ближнего Востока, Европы, Америки, России. Приехав в Россию, я много общался на тему финансовых услуг и электронных платежей. Меня очень заинтриговало то, что с кем бы я ни разговаривал из этой области, все говорили, что у PayPal точно ничего не получится. Я начал интересоваться, почему, что и как, и я настолько глубоко вошел в эту тему, что когда мне случайно позвонил HeadHunter, который занимался поиском главы российского бизнеса, у нас получился очень интересный разговор. Пообщавшись с руководством компании в Европе и Америке, я понял, что у PayPal есть, что предложить российским пользователям и российским торговцам, и я увидел, что есть уникальная возможность развить этот бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Вы готовы возглавить этот крестовый поход PayPal в Россию?
В.МАЛЮГИН: Зачем же так?
М.СПИРИДОНОВ: Я сознательно драматизирую. Разумеется, это не имеет под собой негативной коннотации. Я имею в виду, что компания PayPal намерена интегрироваться и захватить максимум рынка. Так ли это?
В.МАЛЮГИН: В конце 2012 года было принято стратегическое решение о том, что eBay Inc, в состав которой входит eBay и PayPal, будет рассматривать Россию в качестве стратегического направления развития. Тогда пришел Владимир Долгов, который возглавляет российский Ebay, и пришел я, чтобы возглавлять российский PayPal. Теперь можно говорить о первых 12 месяцах работы.
М.СПИРИДОНОВ: По-моему Долгов работает несколько меньше. Если не ошибаюсь, он летом оказался в eBay.
В.МАЛЮГИН: Он работает немного дольше.
М.СПИРИДОНОВ: Он прошлым летом пришел? Так время бежит!
В.МАЛЮГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Не будем вдаваться в подробности. Сейчас будет традиционная справка о компании.
Справка о компанииКомпания PayPal основала Максом Левчиным, Люком Носеком и Питером Тилем в 1998 году и первоначально называлась Confinity. Название PayPal появилось после слияния с проектом Элона Маска – компанией X.com. В 2002 году PayPal был продан компании Ebay и с тех пор занимает первое место в мире среди систем электронных платежей. В России PayPal появился в 2006 году, однако услуги предоставлялись в ограниченном виде и лишь спустя 7 лет услуги PayPal в России стали доступны в полном объеме. На сегодняшний день число пользователей в России составляет 3 миллиона человек, из них более 1-ого миллиона являются активными. В 2012 году сумма транзакций российских пользователей PayPal составила более 1-ого миллиарда долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Правда, что на 11 сентября 2001 года было назначено IPO PayPal?
В.МАЛЮГИН: Я не могу прокомментировать эту информацию.
М.СПИРИДОНОВ: Мы выкопали в сети, что якобы в связи с тем, что в этот день случился ужасный теракт с башнями-близнецами, и после этого деловая Америка долгое время находилась в шоке, IPO было сорвано, и впоследствии переговоры привели к тому, что в 2002 году PayPal был продан компании Ebay .
В.МАЛЮГИН: Максим, сейчас в интернете можно откопать массу различных новостей. Какие-то из них правдивые, какие-то – нет. При случае спрошу у Дэвида Маркуса, так это или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. На сегодняшний день никто из основателей не занимается PayPal?
В.МАЛЮГИН: Они не принимают активного участия в работе компании.
М.СПИРИДОНОВ: А акционерами являются?
В.МАЛЮГИН: Сложно прокомментировать.
М.СПИРИДОНОВ: По-моему, нет. Это легенды.
В.МАЛЮГИН: Компания публичная, поэтому все существенные акционеры известны, их можно найти в источниках Nasdaq.
М.СПИРИДОНОВ: Есть выражение «Мафия PayPal». Слышали его?
В.МАЛЮГИН: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Не слышали? Информацию можно посмотреть в Википедии. Так называют основателей и нескольких людей, стоящих рядом, то есть топ-менеджеров PayPal, которые оказали большое влияние как на развитие самой компании, так и на развитие других компаний. Прежде всего, в эту Мафию включают Левчина, Тиля и Элона Маска, который сегодня является большим человеком.
В.МАЛЮГИН: Он активно занимается развитием других бизнесов.
М.СПИРИДОНОВ: Да. К ней также относят и других людей, но в основном мелькают эти три фамилии. Как компания взаимодействует со своей материнской компанией eBay? Насколько они крепко связаны? Дальше мы будем говорить непосредственно о PayPal в России.
В.МАЛЮГИН: Наверное, нужно уточнить, что материнская компания – корпорация eBay Inc. Это не значит, что PayPal является дочерней компанией аукциона eBay. Сегодня в корпорации eBay Inc есть несколько подразделений. Например, подразделение GCI (Global Commerce), которое занимается установкой больших платформ электронной коммерции; подразделение PayPal, которое занимается платежами; аукцион eBay, который помогает людям и компаниям продавать вещи в интернете. Оборот PayPal недалек от миллиарда долларов за прошлый год.
М.СПИРИДОНОВ: Это по России?
В.МАЛЮГИН: Да. В глобальном объеме он составляет 145 миллиардов за 2012 год. Из этой суммы в один миллиард примерно половина – это платежи в оплату покупок на аукционе eBay, другая половина – это платежи пользователей за товары, купленные не на eBay. У нас сегодня активны и люди, которые покупают на eBay, и люди, которые покупают товары на других площадках.
М.СПИРИДОНОВ: Есть мнение, что PayPal слишком долго ждал времени активного прихода в Россию, и этот приход такой поздний, что дальше некуда. Как вы считаете, это так?
В.МАЛЮГИН: В чем выражается припоздненность?
М.СПИРИДОНОВ: В том, что очень основательно закрепились, построили свои конкурентные преимущества, агрегировались с другими игроками лидеры местного рынка, то есть Яндекс.Деньги, Webmoney, Qiwi и другие более мелкие, но активные и изворотливые, а PayPal всё ждал, ждал, ждал…
В.МАЛЮГИН: Приход немного позже других игроков – это не всегда плохо. Если смотреть на развитие российского рынка, то в прошлом году оборот розничного рынка оценивался примерно в 700 миллиардов долларов, рынок электронной коммерции составляет всего 2%, то есть порядка 13-14 миллиардов. На развитых рынках США эта доля составляет примерно 10%, на рынках Германии, Великобритании, Китая 4-6%, а у нас всего 2%. По оценкам различных аналитиков российская аудитория интернета в прошлом году составила порядка 60 миллионов пользователей. Таким образом, она оказалась самой крупной в Европе. Электронные платежи активно растут, но если смотреть на то, каким образом обеспечивается оплата этих 14 миллиардов, то более 80% - это наличные, 10-15% в зависимости от торговой площадки приходится на кредитные и дебетовые карты, и 5-10% - это электронные платежи, но доля мобильных и электронных платежей растет. С моей точки зрения, момент выбран достаточно правильно. PayPal зашел на рынок как раз в тот момент, когда он начал наиболее активно развиваться. Наше мировое имя, наши мировые технологии и наши технологии защиты потребителей дают нам все основания полагать, что мы примем активное участие в этом росте.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, вы продуманно и расчетливо подождали, пока рынок электронных платежей станет подогретым другими игроками и осмысленным пользователями, наберет определенное количество потенциальных клиентов, и зашли на него, чтобы работать на полную катушку?
В.МАЛЮГИН: Максим, я бы мог сказать, что это является частью нашего глубоко осмысленного стратегического плана.
М.СПИРИДОНОВ: Можно для пущей красоты добавить, что рожденным в 2000 году.
В.МАЛЮГИН: Да. Так совпали обстоятельства. Да, был план заходить в Россию. Да, был план развивать этот рынок. Этот рост нам способствует, и мы ему благодарны. Мы благодарны российским пользователям, что они так активно пользуются нашими услугами.
М.СПИРИДОНОВ: Есть версия, что активные действия PayPal, которые долго ждали и медленно раскачивались, подтолкнула растущая волна работы русских пользователей с eBay, и именно это стало катализатором того, что сегодня PayPal стал полноценной электронной платежной системой в России. Так ли это?
В.МАЛЮГИН: Не совсем. Если мы посмотрим на прошлый год, то только половина нашего оборота обеспечена за счет оборотов на eBay. Безусловно, мы поддерживаем eBay в их начинаниях и стараемся способствовать их развитию, но к активному развитию PayPal на российском рынке были другие предпосылки, и они есть до сих пор. Одной из ключевых предпосылок является отсутствие доверия. Сегодня для дальнейшего развития этого рынка нужно доверенное лицо, для того чтобы люди, которые хотят покупать в интернете, но не очень хорошо знают торговую площадку или merchant, у которого есть товар, который им нравится, рейтинги которого они посмотрели в различных системах, могли совершить покупку. Для них это в первый раз, это большая покупка, и люди не совсем готовы отдавать merchant деньги. Сегодня наличие кнопки PayPal является определенным знаком качества. Прежде чем взять какого-то merchant и начать с ним работать, мы проводим оценку этого merchant. Мы заводим ему бизнес-аккаунт, просим его представить документы, которые свидетельствуют о том, что его бизнес легален, основателен. Для крупных merchant мы проводим процесс андеррайтинга, процесс страхования и оценки рисков для того чтобы активно участвовать в создании доверия. Если сложится такая ситуация, когда merchant или торговая площадка будут не готовы выполнять свои обязательства по покупке в сети, то мы сможем встать на защиту потребителя, а иногда и на защиту продавца.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы встаете в позицию арбитра, в ту же, в которой PayPal стоит в других развитых странах?
В.МАЛЮГИН: Совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Знаете, кто пытается встать в эту же позицию, местами небезуспешно уже пару-тройку лет в России? Знаете, кто пытается играть такую роль в электронных платежах?
В.МАЛЮГИН: Вы мне расскажите?
М.СПИРИДОНОВ: Да, расскажу. Наверное, вы это замечали, хотя, может, и нет, поскольку я не знаю, насколько глубоко вы изучали сопутствующие истории. Я и мои коллеги много говорим с игроками отрасли, и нечто подобное в разных интерпретациях пытаются делать платежные агрегаторы в России. Самый яркий пример – PayU. Этот агрегатор также имеет западные корни, он имеет отношение к южно-африканскому холдингу Naspers. PayU, как и PayPal, говорит о том, что он хочет стать арбитром, что он проверяет тех, с кем работает. Шли разговоры о том, что они готовы выступать гарантом возврата денег. Платежные агрегаторы обеспечивают шлюзы платежа как с вас, так и с Яндекс.Денег, так и с банковских карт.
В.МАЛЮГИН: Это здорово.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Они же играют на вашем поле.
В.МАЛЮГИН: Мне кажется, что поле настолько огромное, что все разговоры относительно того, у кого и какая доля рынка, кто у кого пришел отнять долю рынка, ни о чем. У нас огромное футбольное поле и огромное количество мячей. Почему-то люди, которые комментируют эту ситуацию, считают, что это футбольное поле, на котором всего один мяч, и все будут играть с этим мячом. На самом деле, полей миллионы, и мы даже не видим друг друга со стороны, мячей сотни тысяч. Иди, играй и развивай этот рынок!
М.СПИРИДОНОВ: Настолько всё находится в самом начале?
В.МАЛЮГИН: Всего 2%. Я вернусь к цифре, которую я называл раньше. Электронная коммерция составляет 2% от розничного оборота в России.
М.СПИРИДОНОВ: Ожидаете хотя бы 10%, которые имеют место быть на Западе?
В.МАЛЮГИН: Если брать опыт развития, то возьмем самый недавний вариант. Если смотреть на исследования компании comScore, то доля мобильных платежей в электронной коммерции за последние 3 года в Америке выросла с 1-2% до 10-11%. Это мобильные платежи, мобильная коммерция. Сегодня рынок электронной коммерции и мобильных платежей в России растет очень активно. Я где-то видел данные, что в Москве и Санкт-Петербурге порядка 70% централизованных продаж мобильных телефонов сегодня составляют смартфоны. Вы явно пытались оплатить какую-то свою покупку со смартфона. Насколько это неудобно сегодня делать при использовании классического веб-интерфейса или интерфейса, который был адаптирован с онлайнового интерфейса на мобильный интерфейс! Приходится заводить данные, приходится заводить 16-значный номер кредитной карты, дату ее истечения, CVV. Сегодня банки активно занимаются развитием технологии 3-D Secure, которая требует, чтобы после всего этого вы еще ввели пароль из смс, которую они вам прислали. Мне не раз приходилось терять экран, на котором я проводил свою транзакцию, терять какие-то данные, что-то забывать. Если еще всё это делать в транспорте, то это очень неудобно. С PayPal у вас есть возможность производить оплату в два нажатия. Если вы оплачиваете что-то в интернете, то при использовании услуги Express Checkout или Экспресс-платежа, вы можете предоставить своим пользователям более удобный, быстрый и безопасный способ оплаты. С точки зрения merchant эффективность вашего Checkout растет с 20-40% до 60%. Со 100 человек, пришедших на сайт, с покупкой обычно уходит 20-40 человек. С PayPal количество людей, которые успешно завершают покупочную сессию, может вырасти в 2 раза и достичь 60 человек.
М.СПИРИДОНОВ: На самом деле, цифры по конверсии в электронной коммерции другие.
В.МАЛЮГИН: Люди, которые способствуют развитию таких инновационных платежей, таких решений, способствуют развитию электронной коммерции. Когда у нас электронная коммерция будет составлять хотя бы 10-15% от розницы, можно будет говорить о каких-то долях рынка.
М.СПИРИДОНОВ: Отчасти согласен с вами. Мне кажется, что, принимая как сущность возможность платить через какие-то элеткронные устройства с помощью не наличных денег, российский пользователь будет склоняться к более традиционным инструментам, то есть к банковской карте и прямым производным от банка. Например, Альфа-Клик, который делает Альфа-Банк, который отчасти позиционирует себя как платежную систему. Есть вероятность, что электронные платежи разовьются, но, судя по тренду развития, вас отожмут банки. Что скажете?
В.МАЛЮГИН: Я вчера встречался с представителем достаточно крупного банка и услышал от него следующую точку зрения. Высказанная позиция сводилась к тому, что они дадут возможность 13-летнему школьнику стать миллиардером, если он придумает front-end, который бы позволял пользователям более удобно осуществлять электронные платежи. Они как банк на сегодняшний день не видят своим ключевым направлением развития развитие и front-end, и back-end, и финансовых продуктов, и упаковки этих финансовых продуктов. Банковская система и рынок платежей находятся на достаточно ранних стадиях развития, а для ранних стадий развития характерно то, что все пытаются делать всё. На более устоявшихся рынках люди ищут специализацию, люди ищут нишу. Для нас этой нишей является осуществление быстрых, безопасных и надежных платежей в интернете. Наверное, нет другой компании, которая может похвастаться тем, что она провела в прошлом году 145 миллиардов долларов таких платежей. В конце концов, это выбор потребителя. Если потребителю больше нравится вбивать шестизначный номер и делать 6 манипуляций вместо двух, то это его выбор.
М.СПИРИДОНОВ: Шестизначный номер – это хорошо, у карт обычно 12 знаков.
В.МАЛЮГИН: 16.
М.СПИРИДОНОВ: Я буду рад, если PayPal найдет свое место как платежная система в конкурентном противостоянии с банками. Ведь есть группа пользователей, которым нужна стабильность и для которых скорость не имеет значения. Также есть группа, к которой я отношусь, для которой всё, о чем вы говорите, очень понятно, близко и нужно. Давайте поговорим о том, куда движется PayPal с точки зрения развития скорости платежей, мобильности платежей. Что уже сделано в этом направлении? Что есть на русском рынке, и что будет ждать русский рынок?
В.МАЛЮГИН: Есть несколько направлений, о которых можно поговорить. Для России ключевой задачей этого сентября был запуск полного функционала PayPal в России, то есть платежей в рублях, получения рублей и вывода рублей на банковский счет. Помимо этого мы провели миграцию 3 миллионов пользователей, из которых 1 миллион активен, которые у нас были на международной платформе, на российскую платформу.
М.СПИРИДОНОВ: По какому принципу вы ранжировали пользователей? У меня есть аккаунт в PayPal, и я давно пользуюсь им из Германии, но иногда пользуюсь им из России. Вы меня к какой категории отнесли?
В.МАЛЮГИН: Если вы, Максим, когда заводили этот счет, сказали, что вы живете в Германии, тогда вы остаетесь немецким пользователем, а если вы сказали, что вы живете в России, то вы российский пользователь. При этом у вас должен быть платежный инструмент, адрес и так далее. Это делается по вашему выбору и по тем данным, которые вы предоставляете в подтверждение этого выбора. Те люди, которые выбрали Россию и предоставили данные, подтверждающие, что они живут в России, считаются российскими пользователями. Помимо пользователей у нас также были торговцы или merchant, которые до этого имели возможность осуществлять только трансграничные операции. Например, была российская компания, которая продавала пользователям товары за границей. Возможности совершать платежи между российскими пользователями и российской торговой площадкой не было, поскольку у нас не было лицензии. Сейчас мы этих торговцев мигрировали, их несколько тысяч, и они начинают активно расти за счет доступа к пользователям в Рунете. Помимо этих нескольких тысяч пользователей мы запустились с лидерами российского Рунета, и у нас на сегодняшний день есть 13 стратегических партнеров, которые входят в 20-ку российского интернета. Это anywayanyday, biglion, enter, kupivip, озон, холодильник, lamoda и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Вы встали на их площадки?
В.МАЛЮГИН: Да, они стали принимать платежи при помощи PayPal. Очень обнадеживает то, что по первым 30 дням мы видим очень активный рост. Многие сказали, что наша сегодняшняя доля после первого месяца сопоставима с тем объемом платежей, которые они проводят при помощи других электронных средств, которые стоят там уже не первый год, и это очень обнадеживает. Я обрисовал картину того, что было сделано за последние месяцы. Мобильная тема нам очень интересна. Если смотреть глобально, то из 145 миллиардов долларов платежей, проведенных PayPal, 14 миллиардов приходится на мобильные платежи. Это большая сумма. Мы сейчас смотрим на то, каким образом мы можем интегрироваться в российскую мобильную коммерцию. На некоторых площадках уже есть возможность платить PayPal в их мобильных приложениях, на некоторых еще нет. Эта тема развивается, и она нам интересна.
М.СПИРИДОНОВ: Мобильные платежи можно трактовать по-разному. В вашем варианте мобильные платежи – это оплата через мобильное приложение без добавочных бесконтактных дополнений, да?
В.МАЛЮГИН: Для меня мобильные платежи – это платежи, которые осуществлены через мобильные устройства. Они могут быть осуществлены через мобильное приложение, через браузер. Я не включаю сюда NFC.
М.СПИРИДОНОВ: То есть это либо веб через браузер, либо мобильное приложение?
В.МАЛЮГИН: Да. Концепция выбора этих 13 стратегических партнеров, которая нам была подсказана нашими пользователями, заключалась в том, чтобы у человека была возможность провести день своей жизни при оплате в онлайне своих покупок с помощью PayPal. Нужно было, чтобы он мог купить билеты, получить какие-то купоны, купить запчасти для машины, купить технику, мобильный телефон, одежду, книги и так далее. Эту концепцию можно рассматривать и дальше. Пару недель назад мы запустили устройство Beacon (Маяк) – это физическое устройство, которое включается в розетку и ставится в магазине розничной торговли. Это устройство связывается с POS-терминалом, который принимает платежи, и дает merchant и пользователю интересную возможность. Мой любимый пример – это пример с кофейней, в которую я захожу каждый день, чтобы купить себе кофе. Я могу обойти очередь, забрать приготовленный специально для меня латте с карамелью, поблагодарить бариста и, не вынимая мобильный телефон или кошелек из кармана, получить баллы, и выйти на глазах у удивленной очереди. Если посмотреть на исследования пользователей электронных кошельков и потенциальных пользователей электронных кошельков, то более 52% хотели бы иметь возможность универсального использования электронного кошелька. Что это значит? На мой взгляд, кошелек, где у нас куча кредитных карточек, наличных – это пережиток прошлого. Если у меня есть возможность выйти на улицу с одним мобильным телефоном, где содержится информация обо мне, которая меня идентифицирует, информация, которая дает возможность мне осуществлять платежи, информация о всех моих кредитных картах, то я могу осуществлять платежи, ехать на транспорте и выполнять другие операции, и это здорово. Причем я не имею в виду, что всё это хранится непосредственно на мобильном устройстве, это хранится где-то в облаке, а мобильное устройство является только методом доступа к этой информации.
М.СПИРИДОНОВ: Давайте подробнее разберем пример с кофе. Каким образом бариста узнал, что вам нужен именно такой латте, и почему вы очередь обошли? Давайте разберем, как технологически работает эта цепочка.
В.МАЛЮГИН: На моем мобильном телефоне стоит приложение PayPal, и прежде чем зайти в кофейню, я делаю Check-in. Я выбираю из списка различных розничных заведений именно ту кофейню, в которой я обычно покупаю кофе утром, делаю Check-in и говорю, что я приду через 5 минут. Я делаю предзаказ, говорю, что я хочу двойное латте с карамелью, и мне говорят, что он будет стоить 200 рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически приложение PayPal превращается в агрегатор электронных магазинов, витрину партнеров, которые установили систему Beacon?
В.МАЛЮГИН: Да, можно и так сказать.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Вы выбрали ту точку, где вы хотите оказаться, выбрали товар и предзаказали его. При этом для продавца PayPal является гарантом того, что вы адекватный пользователь, и этот предзаказ не будет фейком и преобразуется в заказ, и продавец начинает готовить заказ на выдачу. В этот момент человек приходит в эту точку, и с его счета на PayPal списывается сумма.
В.МАЛЮГИН: Да, всё правильно.
М.СПИРИДОНОВ: Красивая тема. Она уже работает?
В.МАЛЮГИН: Она сегодня работает. В Сан-Франциско есть несколько улиц, где можно осуществить платежи при помощи Check-in и Check-out с PayPal. В Голландии есть улица, на которой, когда магазины закрыты, есть возможность пройти по ней, отсканировать QR-коды с витрин, осуществить заказ, пока продавцы спят, и получить свой заказ на следующий день.
М.СПИРИДОНОВ: Раз спят, значит, это не улица красных фонарей.
В.МАЛЮГИН: Да, это не та улица.
М.СПИРИДОНОВ: Это экспериментальный проект. Когда он станет рутиной, жизнью?
В.МАЛЮГИН: Мы к этому готовы, мы к этому стремимся, это то направление, в котором мы сегодня видим развитие электронных платежей. Почему-то все говорят, что электронные платежи – это электронная коммерция. На мой взгляд, электронные платежи – это кошелек, который может развиваться и за пределами электронной коммерции. Во многом это зависит от пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, PayPal и подобные ему электронные платежные системы станут интерфейсами, прежде всего мобильными интерфейсами доступа как к счету к PayPal, так и к классическим банковским услугам. Банкам не нужно будет строить свою инфраструктуру, вы будете к ним подключаться, что вы делаете уже сейчас, вы же уже привязываете счета к банковским картам, да?
В.МАЛЮГИН: Да, именно так.
М.СПИРИДОНОВ: Теперь всё встало на свои места. Другие тоже будут биться за то, чтобы стать частью инфраструктуры глобальной финансовой системы, и тот, кто будет лучше, отожмет большую долю рынка.
В.МАЛЮГИН: Мне больше нравится аналогия совместного строительства, а не битвы и крестовых походов.
М.СПИРИДОНОВ: Да, я уже говорил, что вы, как многие опытные топ-менеджеры, очень деликатны и осторожны в выражениях.
В.МАЛЮГИН: Это мое видение.
М.СПИРИДОНОВ: Какую долю вы планируете занять на российском рынке платежных систем через 3 года?
В.МАЛЮГИН: Если брать исследования TNS, они оценивают нашу долю примерно в 9%.
М.СПИРИДОНОВ: От электронных платежей, не считая банковских карт?
В.МАЛЮГИН: Да. Я хочу попасть к вам еще на одну передачу, поэтому давайте встретимся через год или два, и я вам расскажу, каких успехов мы добились.
М.СПИРИДОНОВ: А прогноз?
В.МАЛЮГИН: Я не люблю давать прогнозы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Как эти бесконтактные платежи будут поживать? Не очень понятна судьба NFС, Apple отказался от встройки в iPhone этой системы передачи информации.
В.МАЛЮГИН: Нужно аккуратно смотреть на то, что нравится пользователям. NFС – это во многом технология, которая была создана телекоммуникационными компаниями и производителями оборудования. Наверное, это не самый удобный способ платежа. Вариации на тему NFС вполне имеют право на существование. То, каким образом Beacon работает, то, каким образом он связывается с приложением на мобильном телефоне – одна из вариаций на тему NFС.
М.СПИРИДОНОВ: Вполне возможно, что подобная технология будет не нужна, поскольку обмен информацией между мобильным приложением и другими устройствами и облаком будет происходить через мобильный интернет?
В.МАЛЮГИН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Мне с электронными платежами всё более-менее стало понятно, и мне достаточно информации, чтобы представить себе вектор развития на ближайшие годы. Спасибо за это. Надеюсь, что нашим слушателям эта беседа показалась полезной. Напоследок финальная рубрика программы – рубрика «Бизнес-цитата». Напомню, что в ней мы зачитываем интересные и порой необычные мысли знаменитых людей, это могут быть предприниматели, известные мыслители, герои кинофильмов или исторические персонажи, и предлагаем гостю их прокомментировать, предварительно выбрав, чью цитату он хотел бы услышать. Поскольку сегодня мы говорим про деньги, то на выбор будут люди из этого мира. Сегодня у нас есть Уоррен Баффет – американский миллиардер и филантроп; Джек Уэлч, бывший генеральный директор General Electric и Оливер Холмс, американский поэт, профессор анатомии и физиологии в Гарварде. Чью цитату хотели бы услышать?
В.МАЛЮГИН: Раз мы говорим о деньгах, давайте послушаем цитату Уоррена Баффета.
М.СПИРИДОНОВ: Уоррен Баффет однажды сказал: «Требуется 20 лет, чтобы заработать репутацию и пять минут, чтобы её разрушить. Если вы думаете об этом, вы будете поступать иначе».
В.МАЛЮГИН: Абсолютно согласен. Что самое интересное, сегодня PayPal и eBay почти 20 лет, и мы очень трепетно относимся к той репутации, которую мы построили за это время. Именно поэтому мы делаем такие вещи, как программу защиты потребителей и продавцов. Мы понимаем, что наше место на этом рынке и то, чего нам удалось добиться, нам удалось добиться за счет доверия наших покупателей и наших merchant’ов.
М.СПИРИДОНОВ: Напоследок задам еще один вопрос. Есть какие-то особенности российского менталитета, на которые PayPal собирается делать скидку?
В.МАЛЮГИН: Мне кажется очень правильной пословица о том, что русские долго запрягают и быстро едут. Это действительно так. Как только пользователь понимает, что такое электронная система платежей, он начинает ей очень активно пользоваться. Это сегодня мы видим по цифрам PayPal. Как только пользователи понимают преимущества PayPal, понимают, что это один из наиболее простых, надежных и быстрых способов оплаты, они начинают им пользоваться. Темпы роста, которые мы сегодня видим на российском рынке, нас обнадеживают.
М.СПИРИДОНОВ: Традиционно в конце программы предлагаю вам сделать резюме тому, о чем мы сегодня говорили. Если есть что-то несказанное, что интересно было бы озвучить, или есть вещи, которые родились по ходу программы, но не были озвучены, то можете сказать их сейчас, либо поставим на этом точку.
В.МАЛЮГИН: Максим, я думаю, что у нас получилась очень интересная беседа. Я надеюсь, что ваши слушатели тоже найдут ее интересной. Приходите, пользуйтесь, мы будем рады вам помочь!
М.СПИРИДОНОВ: На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был руководитель Paypal Россия Владимир Малюгин. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов.