М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 229-й выпуск программы «Рунетология», запись от 10 июня 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, мой собеседник также находится в Москве.
Благодарим нашего партнера – агентство Netpeak. Нетпик – это интернет-маркетинг для бизнеса. Основные услуги компании – SEO 2.0 и контекстная реклама. SEO 2.0 – уникальный продукт на рынке интернет-маркетинга. Обращайтесь – netpeak.ru!
Если помнить о конъюнктуре текущего политического момента в России, то в эпиграфе к нашему сегодняшнему разговору важно сказать, что в отличие от загнившего Запада и, в частности, его главного представителя, то есть США, где пользователи соцсетей живут в обстановке практически безальтернативности и бедности предложения, у нас всё по-другому. Там есть Facebook и полуживой Гугл плюс. В России совсем другая картина – у нас прекрасный ассортимент разного рода предложений. Есть несколько крупных социальных сетей, которые могут похвастаться примерно одинаковыми пользовательскими аудиториями. Во всех случаях это цифры одного порядка, не отличающиеся многократно. У нас есть Вконтакте, Одноклассники, небольшой, но активный, кириллический сегмент Facebook и… на этом месте многие бы закончили список. Однако были бы не правы.
Сегодня у нас в гостях руководитель социальной сети «Мой мир» Денис Алаев. Мы поговорим о том, как и чем живет этот проект, какие планы развития имеет, почему он такой большой, но гораздо менее заметный, каким влиянием он пользуется и так далее. Приветствую, Денис!
Д.АЛАЕВ: Добрый день!
М.СПИРИДОНОВ: Не секрет, что для многих Мой Мир – соцсеть, непонятная, виртуальная не в том смысле, что она в онлайне, а в том смысле, что она не существует, в буквальном смысле этого слова. Одно из определений, что я слышал – «Сеть обладателей ящиков Mail.ru». Так ли это? Есть ли там живые люди? Что они там делают?
Д.АЛАЕВ: Конечно, живые люди в социальной сети «Мой мир» есть. Дело в том, что большая часть пользователей сети «Мой мир» находится не в Москве и Санкт-Петербурге, ей больше пользуются в регионах. Наибольший процент сосредоточен в не очень больших городах, у нас много пользователей за Уралом, во Владивостоке, например. Так как большая часть людей, с которыми мы общаемся в профессиональных целях, находится в Москве и Петербурге, складывается ощущение, что никого в Моем Мире нет. Тем не менее, у нас довольно много пользователей, около 30 миллионов в месяц. Они у нас есть, они достаточно активны.
М.СПИРИДОНОВ: 30 миллионов – это посещаемость или количество активных аккаунтов?
Д.АЛАЕВ: Нет, 30 миллионов – это данные TNS, месячная аудитория, вся Россия, 12-64. Это люди, которые действительно заходили на сервис.
М.СПИРИДОНОВ: Почта Mail.ru и направление Моего Мира там разделяются?
Д.АЛАЕВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Тогда задам главный вопрос. При наличии альтернатив что движет ими при выборе именно Моего Мира? Не секрет, что для большинства пользователей аккаунт в социальной сети если не один, то главный все равно один. Что-то должно двигать человеком, чтобы он выбрал не Вконтакте, не Одноклассников, не Facebook, не Google+, не Твиттер, а именно Мой Мир местом первоначальной и доминирующей прописки.
Д.АЛАЕВ: Это правда. На самом деле, российские пользователи в этом смысле серьезно отличаются от западных пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Да, они выбирают Мой Мир, а западный пользователь не выбирает.
Д.АЛАЕВ: У западного пользователя в среднем 1,2 социальной сети, причем туда входят и сети знакомств, у российского пользователей примерно 2,5 социальной сети. Эксклюзивные пользователи у Моего Мира действительно есть, их около 800 тысяч. По большей части, пользователи в России пользуются 2,5 социальными сетями. Почему? Мы проводили исследования и пришли к выводу, что социальные сети отличаются не столько функционалом, сколько кругом людей, знакомств, тем социальным графом, который формируется в этих социальных сетях. Ту фотографию, которую вы можете опубликовать в Моем Мире или во Вконтакте, где есть ваши сослуживцы или ваши друзья, вы не будете публиковать в Одноклассниках, потому что там ваши родные, и вы не хотите, чтобы они по каким-то причинам увидели эту фотографию.
М.СПИРИДОНОВ: Логика в том, что наличие большого количества оснащенных нужным инструментарием во всей полноте социальных сетей – это благо, которое позволяет разделять зоны активности для пользователей, зоны жизни, разделять деловую жизнь и личную жизнь, личную жизнь с друзьями и личную жизнь с родственниками?
Д.АЛАЕВ: Да. Здесь мы больше любим играть, а здесь смотреть кино и делиться фотографиями.
М.СПИРИДОНОВ: Можно сказать, что Мой Мир – это больше про игру или фотографии? Про что вы?
Д.АЛАЕВ: У нас есть возможность сравнить статистику Моего Мира со статистикой Одноклассников, и мы примерно знаем, как пользуются социальными сетями во Facebook и Вконтакте. Я могу сказать, что у нас есть большой перекос в сторону игр и просмотра видео, и вообще потребления контента как такового.
М.СПИРИДОНОВ: Это скорее потребление, а не создание контента?
Д.АЛАЕВ: Если вы посмотрите, то практически ни в одной из социальных сетей контент, кроме фотографий, практически не создается. Если посмотреть на Facebook, то это просто перепосты новостных лент. Если посмотреть на Вконтакте, это те же самые перепосты постов пабликов.
М.СПИРИДОНОВ: Я не могу судить, потому что мы невольно профессионально деформированы в этом смысле. Моя лента, которую я читаю в Facebook, как раз-таки генерит контент, потому что у меня там наши коллеги из отрасли, инвестиционные аналитики. Они бомбят по полной.
Д.АЛАЕВ: Да, но большая часть пользователей – это просто перепосты.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Традиционно в начале программы краткий рассказ о нашем госте, и мы продолжим разговор.
ДосьеДенис Алаев родился 3 марта 1983 года в Иркутске. В 2006 году окончил аэрокосмический факультет Московского авиационного института. С 2006 по 2007 годы работал в компании iСNS. C 2007 по 2008 год работал в Фора-банке системным архитектором. В 2005 стал со-основателем хостинговой компании Палтус. В 2008 году стал со-основателем геолокационного сервиса AlterGeo. С 2012 года – руководитель социальной сети Мой Мир. Увлекается велосипедным спортом. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: В этом твоем коротком досье довольно четко прослеживается путь от специалиста технического характера к управленческим позициям, в том числе предпринимательским. Насколько он был тернист?
Д.АЛАЕВ: Он был достаточно тернист и непрост. На самом деле, начинал я с эникейщика. Так называют администратора, когда люди не знают, на какую кнопку нажать. Там написано «Press any key», и люди вызывают эникейщика.
М.СПИРИДОНОВ: Ты ходил в свитере с оленями, как полагается?
Д.АЛАЕВ: В свитере с оленями не ходил, но, наверное, был довольно близок к этому. Потом достаточно быстро я понял, что там есть потолок роста, и нужно менять направление. Собственно, так я переместился немного в другую сферу.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ты стал заниматься программированием, прежде всего, раз оказался в банке и стал работать системным архитектором.
Д.АЛАЕВ: Нет. Программированием я начал заниматься еще в 9-10 классах, и я программировал не очень хорошо, потому что у меня было мало опыта. Какое-то время я работал системным администратором, потом начал работать программистом. В iСNS мы делали видеосистемы. У нас была видеосистема, которая позволяла поставить видео на паузу в реальном режиме и времени и пойти налить себе чай, а потом продолжить просмотр.
М.СПИРИДОНОВ: В чем уникальность?
Д.АЛАЕВ: Тогда такого в России не были. Мы цифровали сигнал, а это достаточно сложно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы цифровали потоковое телевидение?
Д.АЛАЕВ: Мы брали телевидение со спутника, оцифровывали его и умели с ним обращаться таким образом, что каждый пользователь мог поставить его на паузу, перемотать. Это достаточно сложная система, но, к сожалению, по разным причинам она не пошла в коммерческом плане.
М.СПИРИДОНОВ: Потом, судя по всему, ты вышел на более неисполнительские позиции?
Д.АЛАЕВ: Да. Потом я поработал в Фора-банке, но достаточно быстро понял, что работать в банках достаточно скучно, даже в отделе развития, и мне захотелось сделать что-то совсем из ряда вон выходящее. Как раз к этому времени я писал кандидатскую диссертацию, суть которой заключалась в том, чтобы уметь определять местоположение объектов через Wi-fi. Я начал писать кандидатскую в 2005-2006 годах, и тогда не было никакого понимания, что есть телефоны, что они умеют навигироваться через wi-fi, не было понимания, что людям это нужно. Сейчас у нас есть понимание, что wi-fi и определение через wi-fi – это круто, а тогда не было. Тогда мы рассматривали возможность навигировать роботов в закрытых ангарах, можно было расставлять wi-fi-точки и их навигировать. Точность была полметра, и для некоторых нужд этого было достаточно. В начале 2008 года мне в голову пришла мысль, что можно воспользоваться этой же технологией, но не в закрытых помещениях, а на улице. Тогда тоже не было iPhone и Андроидов, была только далекая компания Skyhook Wireless, которая вроде как занималась примерно тем же. Мы начали пытаться делать определение местоположения по wi-fi в черте города.
М.СПИРИДОНОВ: Вы делали упор именно на wi-fi и не трогали GPS?
Д.АЛАЕВ: GPS мы не трогали по следующим причинам. Сейчас всё сильно изменилось, но тогда у GPS были очень большие проблемы. Во-первых, это холодное время старта. Если вы включаете GPS, то ему нужно скачать эфемириды, нужно понять, где находятся спутники, и время старта было до двух минут. Сейчас датчики GPS очень сильно развились в техническом плане. Раньше же вы могли не поймать сигнал GPS в какой-то части дома, нужно было выйти на более просторную площадку. Мы считали, что определение по wi-fi, быстрое и более-менее точное, которое ловит почти везде – и в помещениях, и в подвалах и так далее, может помочь GPS-позиционированию. Мы брали GPS-приемник, машину, ноутбук с wi-fi и ездили по городу и собирали wi-fi-точки, чтобы знать, где они находятся, чтобы с помощью wi-fi-сигналов определять местоположение.
М.СПИРИДОНОВ: Вы точки сами маркировали адресно?
Д.АЛАЕВ: Да. Мы запоминали, где мы видели конкретную wi-fi-точку по GPS-координатам.
М.СПИРИДОНОВ: Замысловато.
Д.АЛАЕВ: Да. Именно с этого начиналась компания AlterGeo, сначала она называлась Wi2Geo. Мы одновременно делали две вещи. Во-первых, мы делали платформу для гибридного позиционирования, потом туда добавился GSM. Мы делали социальную сеть, которая потом стала называться AlterGeo.
М.СПИРИДОНОВ: Когда это перестало быть экспериментом и стало потенциально коммерчески успешным проектом?
Д.АЛАЕВ: Нам понадобилось около 8-9 месяцев для того чтобы из идеи и просто езды по городу сделать более-менее понятный продукт.
М.СПИРИДОНОВ: Вы этим занимались с Александром Доржиевым, если я правильно помню?
Д.АЛАЕВ: Да, изначально у нас было 4 человека, это Александр Доржиев, Сергей Курлович, Антон Баранчук и я.
М.СПИРИДОНОВ: Потом двое отвалились?
Д.АЛАЕВ: Нас долгое время было четверо, и в 2012 году двое отвалились.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, сам AlterGeo отвалился и упал на бок.
Д.АЛАЕВ: Не совсем так. Дело в том, что изначально структурно в бизнесе AlterGeo было два направления. Первое – социальная сеть, где пользователи могли определять местоположение и смотреть, где находятся друзья, там можно было отмечаться в ресторанах, давать рекомендации ресторанов и так далее. К сожалению, у этого социального направления мы так и не смогли придумать живучую бизнес-модель. Если посмотреть на нашего ближайшего конкурента – Foursquare, они пока тоже не смогли ее придумать.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Они тоже находятся в поисках, но они в больших масштабах, поскольку охватывают весь мир. Недавно они разделили свое приложение на приложение для check-in и каталог. Я так не слежу за ними, просто обратил внимание, что это так. Мне предлагают скачать новое приложение, но это похоже на серьезное изменение, которое указывает на серьезные волнения внутри компании насчет денег.
Д.АЛАЕВ: Мы с этим столкнулись немного раньше. Тем не менее, у AlterGeo было направление, которого нет у Foursquare – B2B-направление, когда мы предоставляли платформу для определения местоположения другим компаниям. Это были компании Mail.ru, Badoo, Бегун, Яндекс. Яндекс у нас определял местоположение по wi-fi. Правда, не очень долго, потом они решили сделать это сами.
М.СПИРИДОНОВ: AlterGeo в этом смысле – до сих пор функционирующая компания?
Д.АЛАЕВ: Да. Если поискать, то совсем недавно на TechCrunch была новость о том, что AlterGeo предоставляет данные о местоположении некоторым банкам для того чтобы они лучше считали процентные ставки.
М.СПИРИДОНОВ: Ты в каком-то амплуа в этом еще находишься?
Д.АЛАЕВ: Нет, я оттуда вышел, потому что считаю, что правильнее заниматься одним делом.
М.СПИРИДОНОВ: Ты мог бы оставаться «спящим» акционером, нет?
Д.АЛАЕВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Тебя выкупил менеджмент или инвестиционная компания?
Д.АЛАЕВ: Менеджмент.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом ты оказался руководителем Моего Мира?
Д.АЛАЕВ: Так случайно совпало, что в тот момент когда AlterGeo переключался на B2B-направление, на меня вышли рекрутеры из Mail.ru. Так как я понимал, что мне в B2B-направлении не очень интересно, что мне хочется работать с пользователями, интерфейсами, мобильными приложениями и так далее, и мне предложили стать руководителем Моего Мира, я согласился, о чем не жалею. Я считаю, что будущее здесь, а B2B – не такое интересное занятие.
М.СПИРИДОНОВ: Всё очень просто. В каком состоянии был Мой Мир, когда ты входил в него? Я помню, что в мой предыдущий заход туда они демонстрировали совершенно другой интерфейс. Видно, что он переработан и переосмыслен. Каким тогда был Мой Мир? Каким ты его принял с точки зрения внешнего вида и с точки зрения положения вещей с аудиторией и прочими показателями?
Д.АЛАЕВ: Если вы представите себе интерфейс 2006-2008 годов, когда был сделан Мой Мир, то он был таким. Когда Мой Мир был сделан, он был сделан достаточно хорошо, но с тех пор над интерфейсами практически не работали, новый функционал практически не добавлялся. В течение 2 лет до 2012 года социальным сервисом никто не занимался. Его никто не развивал ни с интерфейсной точки зрения, ни с функциональной точки зрения. В этом, наверное, одна из самых больших проблем Моего Мира.
М.СПИРИДОНОВ: Там была какая-то жизнь? Я помню, что он странным образом включал или не включал в себя отдельные сервисы Фото Mail.ru и Видео Mail.ru. У меня были странные впечатления от попыток разобраться, что это такое. Любопытства ради, я их проводил раз в год-два. Судя по всему, сейчас вы всё это дело утрамбовали и какую-то логику привязали.
Д.АЛАЕВ: Да. Дело в том, что изначально Мой Мир вырос из блогов Mail.ru, как некая персональная страница, и к Моему Миру были прикручены еще Фото Mail.ru и Видео Mail.ru. Всё это жило, и к 2012 году появилось понимание, что это должен быть один сервис. Если пользователь закачивает видео, то почему оно должно находиться на каком-то другом домене? Начиная с 2012 года, мы затащили Видео Mail.ru в Мой Мир. Теперь таких отдельных проектов, как Фото Mail.ru, Видео Mail.ru и Блоги Mail.ru нет, они все являются частями Моего Мира.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, как в песне «Мы мирные люди, но наш бронепоезд стоит на запасном пути». Мой Мир – это бронепоезд на запасном пути в условиях холодной войны с Вконтакте, которая велась несколько лет. Ставка на него была больше, он был на случай если бы Вконтакте не оказался почти частью Mail.ru Group.
Д.АЛАЕВ: Возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Считаешь ли ты, что Мой Мир имеет серьезные перспективы роста? Наверное, ситуация довольно неоднозначная, учитывая альтернативность и наличие большого количества разных социальных сетей, более популярных и распиаренных для пользователя, и тот факт, что 3 социальные сети находятся в управлении или полном владении Mail.ru Group. Найдется ли место для Моего Мира и ресурс со стороны материнской компании в этих условиях, как ты думаешь?
Д.АЛАЕВ: Я думаю, что ресурс найдется. Не смотря ни на что, Мой Мир генерирует достаточно большую прибыль, это хорошо прибыльный проект.
М.СПИРИДОНОВ: Зарабатывает он на медийной рекламе или платежах за игры?
Д.АЛАЕВ: Да, реклама, игры и подарки. Это то, что касается ресурсов. Если говорить о позиционировании и дифференциации от других социальных сетей, то у нас стояла задача понять, что же делать с Моим Миром, потому что 4 социальные сети в одной стране – это достаточно много. Мы подумали и решили, что мы и дальше будем развивать социальную сеть, при этом мы будем делать упор на контент. Практически все значимые изменения, которые мы сделали за последние год-полтора, касались контента. Мы считаем, что очень важны сам контент, то, как он будет представлен пользователю в виде каталогов, и разные рекомендательные алгоритмы, которые помогают пользователю лучше ориентироваться в этом огромном количестве контента, который есть в социальных сервисах. Мы считаем, что если упирать на контент, то у Моего Мира могут быть вполне хорошие перспективы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас дадим небольшую справку о том, чем сегодня является Мой Мир, и продолжим разговор.
Справка о компанииМой Мир – третья по популярности социальная сеть Рунета, запущена в мае 2007-го года. Сегодня месячная аудитория проекта – 30 млн. человек, при этом порядка 30% аудитории – это активно играющие и платящие пользователи. С апреля 2012-го года идет активное обновление социальной сети – был сделан редизайн, появились группы, запустились мобильные приложения, был серьезно переработан видеосервис. В месяц пользователи Моего Мира просматривают около 400 миллионов видеороликов и несколько миллиардов фотографий, прослушивают около 100 миллионов аудиотреков.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько у тебя развязаны руки? Насколько ты свободен в своих решениях относительно материнской компании, относительно Mail.ru Group?
Д.АЛАЕВ: Я считаю, что достаточно свободен. Все действия, которые я делаю, так или иначе направлены на то, чтобы, росла аудитория Моего Мира, чтобы ей там было чем заниматься, чтобы у Моего Мира росла выручка. Также мне нужно правильно интегрироваться в другие проекты Mail.ru Group.
М.СПИРИДОНОВ: Твоя должность – генеральный директор?
Д.АЛАЕВ: На самом деле, я руководитель проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Это несколько другое позиционирование. Раз ты руководитель, значит, проект находится внутри юридического лица Mail.ru Group.
Д.АЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это проект или департамент?
Д.АЛАЕВ: Проект.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько сотрудников в этом проекте? Какие это люди, какие есть подразделения?
Д.АЛАЕВ: Сейчас в штате работает около 70 человек, плюс есть модераторы. Модераторов мы берем на аутсорсе, потому что так дешевле, проще и удобнее. Большая часть людей в штате – это разработчики, есть дизайнеры, продакт-менеджеры, немного маркетинга. В целом, маркетинг, пиар и другие ресурсы мы берем из горизонтальных подразделений Mail.ru Group.
М.СПИРИДОНОВ: Другие ресурсы – это маркетинг?
Д.АЛАЕВ: Маркетинг, пиар, HR.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, разработкой и продакт-менеджерами руководишь ты, как окончательное лицо, принимающее решения?
Д.АЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: На какие продуктовые направления поделена деятельность по развитию Моего Мира?
Д.АЛАЕВ: Сейчас у нас 2 продуктовых направления – мобильное продуктовое направление, которое делится на iPhone, мобильный веб, и вебовое продуктовое направление, которое делится на группу «Мультимедиа» и общие вопросы.
М.СПИРИДОНОВ: История с мультимедиа требует довольно нетривиального подхода с точки зрения специалистов, которые всем этим занимаются.
Д.АЛАЕВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Это серьезная группа классных программистов?
Д.АЛАЕВ: У нас все программисты очень классные, и в данном случае тоже. Они очень высокопрофессиональные, и они достаточно давно работают в этой сфере, в высоконагруженных проектах. У нас с этим нет никаких проблем.
М.СПИРИДОНОВ: Давай попробуем разобраться с тем, как построена соцсеть. Тем более что многие наши слушатели, подозреваю, давно не бывали в Моем Мире, если бывали когда-либо, именно в силу того, что они как раз являются участниками группы специалистов из области интернета, они не являются твоей целевой аудиторией. По сути, то, что я вижу перед собой – полнейший набор инструментария современной социальной сети в преломлении Рунета, потому что кроме традиционной ленты новостей, друзей, фотографий и даже видео, присутствует еще и музыка, которая в Facebook и Google+ не присутствует.
Д.АЛАЕВ: Видео в Facebook тоже нет, кстати.
М.СПИРИДОНОВ: Его нет, как раздела, но оно есть как опция, его можно добавить. Оно не выведено отдельно. У вас видео-раздел, как и музыкальный раздел – это отдельные видео- и аудио-хостинги с набором большого количества контента, колоссального, судя по всему.
Д.АЛАЕВ: Да, у нас больше 40-50 миллионов видеозаписей.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, есть главный по размеру и масштабу видео и аудио-хостинг в Европе, это Вконтакте. Надо понимать, что вы вторые по размеру?
Д.АЛАЕВ: Если смотреть по количеству просмотров видео, то на первом месте в России сейчас Youtube. Если объединить просмотры Моего Мира и Одноклассников, то мы будем на втором месте, у нас больше, чем у Вконтакте.
М.СПИРИДОНОВ: Если не объединять, то Вконтакте на втором месте?
Д.АЛАЕВ: Точно не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько у вас всё это функционально прошито друг в друга с Одноклассниками? Вы используете одни и те же сервера? Базы одни у вас или нет?
Д.АЛАЕВ: У нас есть часть баз, которые мы используем вместе, но, к сожалению, большая часть инфраструктуры у нас с Одноклассниками раздельная. В частности, мы пользуемся системой статистики Одноклассников, она очень хорошая. Почему я говорю, что к сожалению? Потому что если нас объединить, то мы сильно будем меньше платить и за хостинг, и за ресурсы, и за всё остальное.
М.СПИРИДОНОВ: Вы идете к более плотному слиянию?
Д.АЛАЕВ: Да, идем. Это сложно, но это нужно сделать, и мы к этому идем. Сейчас у нас разные платформы аудио и видео.
М.СПИРИДОНОВ: Разные, но стремящиеся к слиянию. Вернемся к функционалу Моего Мира. Видео, которое находится на Моем Мире, находится только здесь, или оно же полностью или частично присутствует и в Одноклассниках?
Д.АЛАЕВ: Нет, это видео есть только у нас.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Значит, это видео загружается пользователями, или вы как-то участвуете в наполнении коллекции?
Д.АЛАЕВ: До конца апреля 2014 года это было видео, которое загружалось только пользователями. Сейчас мы, как и Одноклассники, начали работать с легальным контентом. У нас есть договоры с разными поставщиками контента, их становится всё больше и больше. Я думаю, скоро мы покроем 90% легального контента. Этот контент мы берем у провайдеров.
М.СПИРИДОНОВ: У правообладателей типа ТНТ?
Д.АЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, у вас может появиться СТС.
Д.АЛАЕВ: СТС тоже есть.
М.СПИРИДОНОВ: Как с лицензионностью пользовательских видео? Кто-то проверяет видео, музыку, и на каком основании они находятся у вас?
Д.АЛАЕВ: У нас они находятся на основании того, что пользователи загружают свои видео и музыку. Они там находятся ровно до тех пор, пока к нам не приходит претензия от правообладателя. Если к нам приходит претензия от какого-нибудь правообладателя, и он говорит, что у нас единицы контента, которые принадлежат ему, и он не хочет, чтобы они находились в нашей социальной сети, и прилагает документы, что этот контент ему принадлежит, мы в течение двух часов удаляем все копии этого контента. Также мы делаем так, чтобы больше такой контент загрузить в социальный сервис было нельзя. На самом деле, такие запросы есть каждую неделю, но в процентном соотношении их не так много.
М.СПИРИДОНОВ: Потому что до вас не добираются. Война с Вконтакте по этому контенту еще полноценно не закончена.
Д.АЛАЕВ: Нет, на самом деле, добираются. Мы часто и много говорим с правообладателями. Это началось как раз в августе 2013 года, когда приняли закон о пиратстве. Они про нас знают, они к нам приходят, но в общем потоке контента таких видео не очень много. Нужно понимать, что в Моем Мире и Одноклассниках в процентном соотношении больше смотрят развлекательное видео от двух до пяти минут, это примерно 99% всех просмотров. У нас 12 миллионов просмотров в день, и большое легальное видео смотрят буквально полмиллиона людей, даже меньше – тысяч 100. Большая часть – это просмотры маленьких видео, у которых нет правообладателей.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что у Моего Мира, как и у Одноклассников и Вконтакте теперь, приемлемая для правообладателей позиция, хотя и немного лукавая. Вы говорите: «Мы не знаем, что к нам загрузят, может быть, что-то нелегальное. Если вы найдете, то мы немедленно удалим».
Д.АЛАЕВ: Эта позиция вытекает еще из реалий физического мира. Дело в том, что мы не можем понять, какой это контент. К нам загружают огромное количество контента каждый день. По каким критериям мы поймем, принадлежит этот контент кому-то или нет.
М.СПИРИДОНОВ: Да, это понятно. То, как сегодня сформировалась видеосреда в российских соцсетях, очень забавно. Как и любые большие процессы, она сформировалась под влиянием большого количества факторов, по-разному и с разных сторон заходивших в эту среду, и сложилось то, что сложилось. 3 большие социальные среды Рунета имеют огромнейшие видеохостинги, где контент не очень понятного свойства с точки зрения правообладания, но при этом все 3 соцсети, включая и Вконтакте после ухода непримиримого противника авторских прав, как вида, готовы сотрудничать с правообладателями.
Д.АЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, они все по-своему двигаются в направлении онлайн-кинотеатров, которые смотрят в сторону Smart TV, которое сейчас активно развивается. Думаю, так делаете и вы.
Д.АЛАЕВ: Да, конечно. Мы смотрим даже не в сторону онлайн-кинотеатров, мы двигаемся в сторону единого центра развлечений. У нас не только видео, у нас есть еще музыка, игры, у нас можно подписаться на интересную группу.
М.СПИРИДОНОВ: Игры из Мейла полностью к вам перекочевали? Все игры находятся под зонтиком?
Д.АЛАЕВ: Нет, конечно. Есть большие игры Мейла.
М.СПИРИДОНОВ: Они отдельные?
Д.АЛАЕВ: Да. Есть много разных игр. Конкретно наши игры – это так называемые социальные игры. Они есть на десктопе и мобильнике. Эти игры заточены под использование социального графа, то есть ты играешь, и тебе предлагают для того чтобы пополнить запасы жизней, пригласить своих друзей или каким-то другим образом воспользоваться социальным графом, чтобы увеличить веральность игры, чтобы в нее больше играли.
М.СПИРИДОНОВ: С видео всё понятно. Цифра в 400 миллионов просмотров видеороликов в месяц – это довольно показательная цифра. Что у вас с музыкой? Я вижу, что у вас, как и во Вконтакте, есть всё, что угодно, в огромном количестве. Я сейчас набрал своих любимых Битлз, и у вас есть вся фонотека в огромном количестве вариантов, в том числе встречаются какие-то редкие песни. Видимо, так по любому исполнителю. У вас есть свой Spotify, но бесплатный.
Д.АЛАЕВ: Фактически да.
М.СПИРИДОНОВ: Как всё это будет развиваться? Всяко это полноценно не устраивает правообладателей.
Д.АЛАЕВ: Да, это тоже не устраивает правообладателей. У нас есть точно такие же запросы, и мы точно также удаляем аудиотреки по требованию. Проблема музыки заключается в том, что в отличие от видео, их не так просто монетизировать. Если перед видео мы можем поставить рекламный ролик и потом делать отчисления правообладателям и себе за рекламные просмотры, то в случае с музыкой мы так сделать не можем. У нас есть определенное решение, и очень скоро мы сможем легализовать аудио, но немного другим способом, нежели видео.
М.СПИРИДОНОВ: Попробую догадаться – вы будете сотрудничать с iTunes?
Д.АЛАЕВ: Нет, с iTunes пока не будем, хотя было бы неплохо.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты знаешь, Вконтакте уже добавил ссылки на iTunes в мобильной версии.
Д.АЛАЕВ: Как мне кажется, это очень сомнительная фича.
М.СПИРИДОНОВ: Да. Представить себе, что пользователи Вконтакте покупают музыку, переходя в iTunes, довольно сложно.
Д.АЛАЕВ: Да, сложно. К тому же у iTunes есть проблема в том, что у них очень маленький набор российских исполнителей. У них огромное количество зарубежных исполнителей. Совсем известных российских исполнителей найти можно, но чуть менее известных уже становится проблематично найти. В этом смысле iTunes нам не очень помогает.
М.СПИРИДОНОВ: Кто помогает? Яндекс.Музыка?
Д.АЛАЕВ: На самом деле, Яндекс.Музыка заключала договоры с разными лейблами, мы идем примерно в эту же сторону.
М.СПИРИДОНОВ: То есть вы хотите построить свою Яндекс.Музыку?
Д.АЛАЕВ: Формально да.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно. Давай перейдем к фотографиям. У меня нет фотографий, поэтому у меня ничего не показывается. Вообще у вас такой же сервис, как и в Facebook и Вконтакте?
Д.АЛАЕВ: Да, сейчас у нас такой же сервис, как у них, но в течение нескольких недель у нас выйдет секретный сервис по фотографиям для мобильных приложений, и такого сервиса нет в Facebook и Вконтакте.
М.СПИРИДОНОВ: Траекторию развития, то, выйдет сервис или нет, окажетесь вы на той или иной платформе – это всё продумываешь ты, или в этом участвуют и другие топ-менеджеры Mail.ru Group?
Д.АЛАЕВ: Конечно, в этом участвуют и другие топ-менеджеры, просто за мной последнее решение.
М.СПИРИДОНОВ: Другие – это кто? В частности Анна Артамонова, которая вроде как должна курировать коммуникационные сервисы, если я правильно помню?
Д.АЛАЕВ: Анна курирует портал, почту и контентные продукты. Мы сейчас курируемся непосредственно Владимиром Никольским.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. вернемся непосредственно к функционалу. Что еще из того, что реально интересно, можно было бы презентовать, если представить, что мы пытаемся наиболее внятно и показательно рассказать о социальной сети Мой Мир? Я смотрю, у вас есть группы, подарки, праздники.
Д.АЛАЕВ: С подарками и праздниками всё понятно. Наши пользователи любят дарить подарки. Самый любимый праздник – это Новый год, 8 марта и 14 февраля. Эти 3 праздника наши пользователи больше всего любят. По сравнению с другими социальными сервисами мы совсем недавно запустили группы. Мы их запустили год назад, и они хорошо растут. В последний год они росли очень хорошо, но в последнее время рост групп замедлился, но, тем не менее, мы видим очень хорошие результаты этого запуска. В этом смысле у нас немного другие требования к группам. Мы видим, что у Вконтакте есть проблема, связанная с наличием огромного количества групп с контентом низкого качества, поэтому мы отслеживаем тот контент и те группы, которые у нас появляются, и стараемся делать так, чтобы контент был хорошего качества. Мы блокируем группы, которые не удовлетворяют нашим требованиям качества.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по тому, что мне предлагает Мой Мир, это социальные медиа, модерируемые какими-то администраторами.
Д.АЛАЕВ: Да, есть социальные медиа, есть группы анекдотов, философии жизни и так далее. На самом деле, мы предлагаем группы в зависимости от пола и возраста человека. Если эту ленту смотрит 40-летняя женщина, то там скорее всего будет группа про философию, потому что по нашей статистике пользователи этой социальной категории любят такие группы. Если ленту смотрит девушка помоложе, то там будут идеи для дома, прически и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, кто из социальных и иных групп наиболее ярко представлен в Моем Мире? Я слышал, что у вас много женщин.
Д.АЛАЕВ: В целом, у нас картина примерно такая же, как и по Рунету. Это женщины 25-35 лет. Женщин у нас чуть больше, чем по Рунету, но в целом возрастная категория точно такая же, как в Рунете. Женщины у нас сильно активнее, чем мужчины, но в целом всё так же, как в Рунете. Единственное, что мы географически отличаемся от Рунета. Нас очень мало в Москве (всего 3%), но зато очень много в регионах.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы предполагаете развитие вашей истории? Кроме того, что мы проговорили, кроме планов по аудио и видео, что будет в разрезе 2-3 лет, учитывая то, что сейчас у Мейла фактически 3 социальных сети (Одноклассники, Вконтакте и Мой Мир)? Теперь они полностью или почти полностью контролируемые. Не ожидаешь ли, что начнут не просто сливать программные механизмы, используя возможность поделить сервера, более эффективно использовать хостинги для аудио и видео, а начнут сливать эти соцсети, что было бы, может быть, не самым нелогичным решением? Скажем, как мессенджеры сейчас сливают (Агент, ICQ и так далее).
Д.АЛАЕВ: В отличие от мессенджеров в социальных сервисах это сделать достаточно сложно. На самом деле, попытка слияния Моего Мира и Одноклассников уже была. Она провалилась, потому что пользователи сами не захотели переходить из Моего Мира в Одноклассники.
М.СПИРИДОНОВ: Как выглядела эта попытка?
Д.АЛАЕВ: Делали интеграцию. Из Моего Мира можно было добавить друзей в Одноклассниках, и если ты делаешь пост какой-нибудь фотографии или текста в Моем Мире, можно было поставить галочку, и эти же пост и фотография автоматически бы появлялись в Одноклассниках. Это была начальная интеграция для того чтобы мы могли посмотреть, будут ли пользователи так делать. Выяснилось, что пользователи так делать не хотят. В частности это связано с тем, о чем я говорил. Социальные сервисы отличаются еще и кругами, то есть если мы что-то делаем в Одноклассниках, то мы не будем это делать в Моем Мире и наоборот.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, перспектив слияния ты не видишь?
Д.АЛАЕВ: Нет, перспектив слияния я точно не вижу. Пользователи голосуют за отдельные социальные сервисы.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Как будет строиться будущее социальных сетей? Давай попробуем понять, какие тенденции будут развиваться. Закончено ли построение концепции социальных сетей? Как мне видится, в последние пару лет социальные сети набрали базовый инструментарий (друзья, фотографии, в Рунете еще видео и аудио, поскольку правообладатели либерально к этому отнеслись или просто пропустили этот момент, не уследили). Этот инструментарий составлен, он понятен, он воспроизведен во всех ведущих социальных сетях, в том числе в Моем Мире. Будет ли он как-то развиваться?
Д.АЛАЕВ: Я думаю, что как-то кардинально этот набор развиваться вряд ли будет. Понятно, что сервисы будут становиться удобнее, мобильные приложения будут становиться еще быстрее и так далее, но кардинального развития социальных сетей в том понимании, которое есть у нас сейчас, не будет. Тем не менее, мы уже сейчас видим, что социальные сети перерождаются и уходят в мессенджеры. Я думаю, что через какое-то время получат развитие приватные социальные сети. В каком-то виде мы и сейчас их видим. Они по большей части присутствуют на корейском рынке. На Западе был один такой социальный сервис Path. Может, ты его знаешь.
М.СПИРИДОНОВ: Да, я его знаю. Кстати говоря, было немало и подобных.
Д.АЛАЕВ: Да, их очень много. Видно, что такая потребность есть. Подобный функционал есть и в Гугле, он называется «Круги», подобный функционал есть в Facebook, и там можно выделить, какие друзья будут видеть контент, а какие нет. Мне кажется, этого недостаточно, и будут развиваться приватные мессенджеры или приватные социальные сети. Возможно, они будут развиваться не со стороны социальных сетей, а именно со стороны мессенджеров с добавлением функционала.
М.СПИРИДОНОВ: Фактически будет тренд, который развивался в последние 7-10 лет, когда в социальные сети активно вливались люди, и всё шло к тому, что аудитория наслаждалась расширяющимися возможностями и возможностями открытости, которые приносили социальные сети. Получается, сейчас, по закону природы, будет обратное движение, возникает обратный эффект, и люди начинают всё больше формировать запрос на социальные группы малого размера, на неглобальность в глобальной сети, более того, на анонимность.
Д.АЛАЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Если мы говорим о социальных сетях, то тот же Secret, который активно обсуждается своими нелепыми и грязненькими секретами, которые обсуждает наша тусовка – пример анонимной социальной сети.
Д.АЛАЕВ: Да, закрытость и анонимность. Примерно то же самое прослеживается в Snapchat, Secret и других. Такие приложения периодически появляются.
М.СПИРИДОНОВ: Как это скажется на твоих действиях, как руководителя Моего Мира? Вы создадите дополнительные инструменты, дополнительные возможности, или Мой Мир вообще отгородится от окружающего мира?
Д.АЛАЕВ: Я считаю, что отгораживаться от окружающего мира в корне неправильно. Это противоречит всем законам развития. Наоборот, нужно стараться каждый раз пытаться понять, где мы находимся в этом быстро меняющемся мире. Сейчас мы понимаем или думаем, что понимаем, как будет развиваться интернет, Рунет в частности, и мы стараемся делать какие-то шаги, в частности, мы думаем про те же приватные сети. Что будет точно, я пока сказать не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Задам последний вопрос по поводу конкуренции ведущих социальных сетей Рунета – Вконтакте, Одноклассников и Моего Мира. Позиции уже распределены? Ожидаешь ли ты, что как-то изменится пропорция по аудитории? Что-то может случиться, и пользователи рванут в то или иное направление, и Вконтакте перестанет быть лидером, и лидерство займут Одноклассники или Мой Мир?
Д.АЛАЕВ: Позиция Вконтакте на первом месте в Рунете сейчас не совсем прочная. Я думаю, что их вполне могут потеснить Одноклассники. Через какое-то время, возможно, Мой мир тоже сможет сильно увеличить долю.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, сейчас во Вконтакте нормализуется работа и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения производства продукта. Как я понимаю, люди из Mail.ru Group, менеджеры, имеющие опыт работы с соцсетями, участвуют в консультировании и обсуждении будущего, усиления каких-то направлений, или нет?
Д.АЛАЕВ: Пока нет. Ничего такого не происходит.
М.СПИРИДОНОВ: Наверное, это будет позже.
Д.АЛАЕВ: Возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Было бы логично это предположить, поскольку есть опыт ведения бизнеса в рамках социальной сети, есть опыт продакшна. После ухода господина Дурова необходимо перезапустить работу соцсети во всех смыслах. Пожалуй, всё. Мы поговорили о том, что хотелось затронуть. Традиционно в конце программы я предлагаю гостю добавить что-то, что не было проговорено. Можешь дать резюме всему вышесказанному, или мы поставим точку.
Д.АЛАЕВ: Давайте поставим точку. Мне кажется, мы всё сказали.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо большое, Денис, тебе за беседу.
Д.АЛАЕВ: Спасибо.
М.СПИРИДОНОВ: На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был руководитель социальной сети «Мой Мир» Денис Алаев. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.