М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 233-й выпуск программы «Рунетология», запись от 26 августа 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов. Эту беседу я веду из Москвы, в этом же городе находится и мой сегодняшний собеседник. Возможно, вы обращали внимание на то, что в среде интернет-предпринимателей и людей, просто имеющих отношение к интернет-бизнесу (или же думающих, что они такое отношение имеют) сложился определенный стереотип о двух типах онлайн-предпринимателей. Эти два типа довольно сильно разнятся между собой в исходных посылках при построении бизнеса, в целях, которые они стремятся достичь, и даже в базовых человеческих качествах. По крайней мере, в картине, которую видят отдельные виды, радикально представляющие эти два типа интернет-предпринимателей. Один из этих типов я бы назвал «стартапер-романтик», другой – «бизнесмен-баблоруб». Первый из них строит прекрасные стартапы и проектирует космические по замыслу и гиперинновационности проекты геолокационных мультиплатформенных социальных сетей с функционалом поисковика, микроблога и электронного магазина. Второй тип тупо ищет, где в интернете заработать деньги, и когда находит, то занимается этим, не всегда особо увлекательным, но точно имеющим ясные финансовые перспективы, делом. Конечно, я обостряю. Разумеется, такие крайние варианты сегодня встречаются крайне редко. Однако мы сможем поговорить сегодня как о предпринимателях первого, так и второго типа, а также о том, не пришло ли время, когда на сцену выходит третий тип, собирающий в себе лучшие черты первых двух. У нас в гостях основатель сети партнерских программ Admitad Александр Бахманн. Александр, приветствую!
А.БАХМАНН: Всем привет!
М.СПИРИДОНОВ: Что важнее в бизнесе? Деньги или идея?
А.БАХМАНН: Я думаю, и то, и другое. В первую очередь, важна идея, дальше идет команда, а потом уже и деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Деньги будут, если есть хорошая идея? Они обязательно сопровождают друг друга?
А.БАХМАНН: Не всегда будут деньги, если есть хорошая идея. Всё зависит от команды, которая будет работать над этой идеей, потому что один человек не справится по-любому.
М.СПИРИДОНОВ: Admitad замышлялся, как способ обогатиться, или для тебя это было чем-то романтически овеянным?
А.БАХМАНН: Для меня было важно сделать в своей жизни что-то большое, у меня была мечта рано или поздно руководить 150-200 сотрудниками, развивать самого себя. Конечно, не буду лгать, разбогатеть тоже хочется.
М.СПИРИДОНОВ: 150-200 сотрудников – это количество людей, которое у тебя работает?
А.БАХМАНН: Нет. Сейчас в Admitad работает около 80 человек. Мы стараемся сильно не наращивать команду, мы автоматизируем разные процессы.
М.СПИРИДОНОВ: За какое время произошел этот рост? Сколько лет компании?
А.БАХМАНН: Зарегистрировал я ее в 2009 году, и в 2010 году мы официально открылись.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сначала вел ее только в Германии, или это сразу был проект под Рунет?
А.БАХМАНН: В течение нескольких месяцев проект был в Германии, но с момента регистрации компании она планировалась под Россию, потому что рынок в России на тот момент был новым, конкурентов не было, а если и были, то они были незаметны.
М.СПИРИДОНОВ: В Германии подобного рода проекты были распространены?
А.БАХМАНН: Да, конечно. С 1999 года активно развиваются Zanox, Affilinet, Tradedoubler, CJ. Это крупные компании с большими бюджетами и большими знаниями.
М.СПИРИДОНОВ: То есть было, на кого посмотреть? Насколько серьезно ты занимался творческим копированием, или это было тупое клонирование?
А.БАХМАНН: Я всегда говорю «Зачем изобретать велосипед, если можно позаимствовать, собрать несколько вещей и сделать лучше?». По факту я это и делал. Как всё начиналось? Когда я в 2006 году начал заниматься CPA-рынком, интересоваться этим, у меня был свой сайт, который я развивал. Я понимал, что рано или поздно нужно будет заниматься заработком, и я начал вешать разные рекламные материалы, которые раньше воспринимались как кнопка «Бабло». Получается, ты вешаешь код, ничего не делаешь и каждую неделю снимаешь оттуда деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Если у тебя есть люди, ты что-то зарабатываешь. Большинство людей, большинство твоих потенциальных клиентов – веб-мастеров мечтает об этом, но дальше мечты особо не уходят.
А.БАХМАНН: Да, верно. Раньше ты вешал код, и тебе платили за показы и клики, и ты расслаблялся и ничего не делал, просто занимался тем, чем ты должен заниматься, а именно привлечением пользователей, заполнением контента и так далее. Потом я понял, что рано или поздно возникнет проблема, что будут мало платить за показы и клики, и я начал искать другие модели. В начале 2007 года я начал искать модели, как я могу еще заработать, на чем я могу заработать, так я и подался на рынок CPA, начал читать о нем. Я начал с работы со стороны веб-мастера. Сейчас у Admitad есть веб-мастера, и я раньше был таким же. Я был веб-мастером, начал развиваться, сделал компанию, понимал, что таких, как я, которые не хотят ничего делать, а хотят просто повесить код и зарабатывать, много. Я использовал эту лазейку и сделал компанию по покупке рекламных мест за показы и конвертацию в CPA, то есть за действия.
М.СПИРИДОНОВ: Это было до Admitad?
А.БАХМАНН: Да. Эту компанию я создавал в 17 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Ты сказал о многих моментах, про которые я потом попытаюсь не забыть. В частности, ты использовал слово «лазейка», это и есть элемент окраски тематики, которая существует вокруг партнерских программ. О том, насколько сильны лазейки, желания найти запаленную тему поиска легких денег, мы будем сегодня говорить, но до этого хотелось бы послушать короткий рассказ о твоей биографии.
ДосьеАлександр Бахманн родился в 1989 году в Казахстане. В 1999 году с семьей переехал в Германию. Первую компанию открыл в 17 лет. В 17 также бросил школу, так как все время занимал бизнес. В 2009 году основал группу компаний «Admitad GmbH». Живет и работает в России и Германии.
М.СПИРИДОНОВ: Мы с тобой лично знакомы, мы встречались в студии моей программы «Рунет сегодня» на радио. Для меня ты слом шаблона. Может быть, это прозвучит слишком откровенно, но внешне ты не похож на руководителя успешной компании, стремительно набирающей рост в интернете, ты скорее реальный пацан.
А.БАХМАНН: Всё верно.
М.СПИРИДОНОВ: То, каким образом это в тебе совмещается, непонятно. То, что ты школу бросил в 17 лет, нормально ложится в образ реального пацана, а то, что ты построил не одну компанию, то, что ты в 15 лет ты вкладывал десятки тысяч евро во что-то, тоже не укладывается. Почему тебя понесло в предпринимательство? Насколько это билось со школой? Почему ты ушел из нее?
А.БАХМАНН: Идея заниматься бизнесом или продавать что-то родилась, когда я еще был маленьким и ходил в школу в Казахстане во второй или третий класс. Что я делал? Я очень силен в математике, и так как я набирал несколько пятерок за урок, я продавал их за жвачки, пирожки и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Объясни механику продаж.
А.БАХМАНН: Люди хотели тоже получить пятерки. Я решал задачи быстрее, чем они.
М.СПИРИДОНОВ: То есть ты за них решал задачи?
А.БАХМАНН: Да, конечно. Я решал задачи у себя, давал им, они переписывали, у них было достаточно времени, пока другие их решали. Всё это начиналось с ранних лет. Когда мы переехали в Германию, я начал разносить газеты и так далее. Рано или поздно я понимал, что это всё не мое, что мне это неинтересно. В 2002 году мне поставили первый модем, я нашел один сайт, на котором я сперва был активным пользователем, потом стал модератором. Потом мне захотелось создать свой сайт. Я захотел зарабатывать именно в интернете, потому что я уже тогда понимал, что очень хорошо, когда ты умеешь зарабатывать, работая столько времени, сколько тебе нужно, откуда тебе нужно, и когда тебе нужно. Так всё пошло и поехало. В 14 лет я создал свой первый сайт, и в 15 лет я начал на нем зарабатывать неплохие деньги. Я еще ходил тогда в школу.
М.СПИРИДОНОВ: Что за сайт это был?
А.БАХМАНН: Я оставлю это в секрете. Это был типичный российский сайт с форумами, вопросами и ответами. Он был связан с контентом. Это то, с чего многие начинают в российском интернете. Это был сайт под российскую аудиторию, а не под Германию.
М.СПИРИДОНОВ: При этом ты был полностью интегрирован в Германию, ты учился в немецкой школе и, разумеется, владеешь немецким?
А.БАХМАНН: Да, я тогда учился в Германии, и при этом я тогда очень плохо знал русский язык. Я себе поставил программу, чтобы переводить немецкие слова в русские, настроил себе клавиатуру и начал заново изучать язык, потому что в 11 лет я переехал в Германию. Это был 1999 год, до этого я учил русский и казахский, так как жил в Казахстане. В Германии мне пришлось учить и английский, и немецкий, что нелегко.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ты русский подзабыл?
А.БАХМАНН: Да. Я старался телевизор смотреть, общаться с людьми, чтобы выучить язык, чтобы как-то жить в Германии. По факту я научился немецкому, смотря сериалы и мультики, общаясь с друзьями. Потом также научился английскому. Потом я вернулся к тому, что начал снова учить русский.
М.СПИРИДОНОВ: Давай вернемся к хронологии. Первые твои проджекты были в области российского интернета, ты там зарабатывал какие-то деньги. Что за история с 80 тысячами евро, которые ты в 15 лет вложил во что-то?
А.БАХМАНН: Мне было 16 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Это сильно меняет дело.
А.БАХМАНН: Вначале я спускал не такие большие суммы. Я их вкладывал в какие-то проекты. Я как-то пытался открыть файлообменник типа RapidShare. Когда-то я сразу столкнулся с юридическими проблемами, тем более, в Германии. Мы начали получать много писем от адвокатов, нас просили то стереть, это стереть. Я пытался делать проекты, делал их, потом их закрывал, терял деньги. Около 150 тысяч я потратил на свою первую компанию. Я ее открыл, когда мне исполнилось 16 лет, но всё это было неофициально. Я начал развиваться, мне помогали родители, помогал мой брат. По факту это они мне помогли влезть в такой минус, потому что они верили в меня и давали мне деньги. На свои же ошибки я и потратил деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Это был твой MBA?
А.БАХМАНН: Почти.
М.СПИРИДОНОВ: Суммы примерно совпадают. Обычно MBA стоит порядка 100 тысяч долларов, твой MBA получился чуть дороже, но потерянные деньги хорошо учат, это я по себе знаю.
А.БАХМАНН: Да, именно деньги и ситуация, когда ты понимаешь, что пути назад уже нет, и ты должен всё вернуть обратно, учат. Также меня подтолкнула моя классная руководительница в Германии, которая сказала мне, что из меня ничего не выйдет. Я решил ей доказать, что это не так.
М.СПИРИДОНОВ: Родители, судя по тому, что ты рассказываешь, верили в тебя?
А.БАХМАНН: Да, верили. Я старался своему отцу объяснить, чем я занимаюсь, как это всё работает. Это было сложновато, но он старался меня понимать. Я думаю, он только сейчас понимает, чем я занимаюсь. Я стараюсь ему всё это объяснять, презентации провожу, доклады мы смотрим. Раньше было сложновато уйти со школы, потому что для начала нужно было убедить родителей.
М.СПИРИДОНОВ: С какого класса ты ушел?
А.БАХМАНН: С 9.
М.СПИРИДОНОВ: Где ты учился?
А.БАХМАНН: В Realschule.
М.СПИРИДОНОВ: Это повышенный уровень обучения. Большинство детей в Германии учится в обычной школе – Hauptschule. Дети, которые имеют претензии на высшее образование, на то, чтобы быть интеллигенцией, идут в Realschule или Gimnasium. Мои дети учатся в Gimnasium. Ты же учился в Realschule, но, тем не менее, ушел. Было бесполезно обучение?
А.БАХМАНН: Когда меня спрашивают, советую я дальше учиться или нет, я скажу, что, с одной стороны, советую, но, с другой стороны, это лишняя трата времени, потому что в основном те уроки, которые я изучал там, мне сейчас не нужны. Если мне что-то надо узнать о музыке, я быстро поищу эту информацию в Гугле. Я раньше вообще не знал карту мира, сейчас я ее знаю наизусть, я могу ее нарисовать, могу нарисовать, где какой город в Европе находится, потому что я активно этим интересуюсь, активно развиваюсь в этом направлении. В школе я этого не делал.
М.СПИРИДОНОВ: Всё это и так, и не так. Я тебе коротко возражу. Есть разные мнения об образовании и мнения о том, что фундаментальное образование и основы, заложенные по всем базовым предметам, важны, поскольку именно это образование позволяет создать в голове у ребенка представление о спектре возможностей и выбрать верное направление. Когда ты этот спектр возможностей не видишь, когда нет явной доминанты, какая была у тебя, тебя прямо несло в предпринимательство, и это видно, потом сложно. Это есть мало у кого, у большинства это так не выражено, и поэтому этот фундамент нужен.
А.БАХМАНН: Я полностью согласен. Даже я сейчас пошел бы на некоторые уроки, которые меня интересуют. Допустим, на английский язык, который я сейчас учу с помощью сериалов, фильмов и общения.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай снова вернемся к хронике событий. Каким образом возник Admitad и почему?
А.БАХМАНН: Он возник, потому что в тот момент, когда я работал веб-мастером в Zanox, Affilinet – европейских лидерах, мне надоедали их ошибки, они мне не нравились как сервисы. У тех, с кем я работал, я заметил ошибки, которые, я считал, можно избежать. Я информировался в России, так как русский язык я знаю, у меня есть друзья в Москве. Так получилось, что в 2008 году я создал компанию, и мы пошли на российский рынок, потому что он был свободен, потому что на нем можно было использовать те технологии, которые в Германии уже не работают, но которые уже хорошо отлажены. В России можно было обучать людей тому, чем мы занимаемся.
М.СПИРИДОНОВ: В 2008 или 2009 году? В сети есть разные сведения.
А.БАХМАНН: Это был 2009 год.
М.СПИРИДОНОВ: Ты создал немецкую GMBH. С точки зрения налоговой оптимизации это очень неэффективно. Общеизвестно, что корпоративные налоги в Германии довольно велики. Почему ты сразу не стал делать ООО в России?
А.БАХМАНН: Вернемся к тому, что в Германии очень важно иметь доходы и показывать их. Без доходов ты не сможешь даже снять квартиру. Без разницы, сколько у тебя наличных денег. Если по тебе сделают запрос в организацию, которая сохраняет информацию, сколько у тебя кредитов, какие карточки у тебя, какие у тебя мобильные договора, и по тебе не будет там информации, то квартиру ты не получишь, в банке кредитную карточку ты тоже не получишь. Вы ничего не получите, вы никто в Германии, если у вас нет официального заработка. Так как я гражданин Германии, так как я живу в Германии, я стараюсь, чтобы основная деятельность была в Германии, и всеми компаниями за рубежом владела моя немецкая компания.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Сейчас короткая справка о компании, и мы продолжим разговор.
Справка о компанииКомпания Admitad основана в 2009 году. Ежегодный оборот – 1,5 миллиарда рублей. Сегодня в Admitad работает более 80 сотрудников, офисы компании расположены в Хайльбронне, Минске, Киеве и Москве. По данным интернет-журнала «Цукерберг Позвонит», Александру Бахманну принадлежит 70% компании, а стоимость компании составляет сумму свыше 20 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Эта оценка и была дана в интервью, верно?
А.БАХМАНН: Да, но она уже устарела.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько сейчас? Давай дадим новую оценку, чтобы поставить новую планку.
А.БАХМАНН: Если исходить из данных, которые есть в интернете, то оценка на текущий момент составляет 25-30 миллионов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Ты оцениваешь с помощью коэффициента к обороту?
А.БАХМАНН: Да, с помощью коэффициента к обороту, коэффициента к прибыли и коэффициента роста, потому что он составляет не 10-15% ежегодно, а намного больше.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько процентов составляет рост?
А.БАХМАНН: В прошлом году он составил 90-95%.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь об оборотах, которые через вас проходят?
А.БАХМАНН: Да, об оборотах и, соответственно, о прибыли.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас смотрю справку, которая была озвучена, там была цифра в полтора миллиарда рублей. Это оборот, который вы создали для своих партнеров?
А.БАХМАНН: Нет, не создали. Это то, что мы получили.
М.СПИРИДОНОВ: Это то, что вы пропустили через себя?
А.БАХМАНН: Да, а продали мы на большую сумму. Я в справочке указывал, что полтора миллиарда – это не только Admitad, но и другие компании. Сам Admitad в прошлом году имел 800-900 миллионов оборота. Не смотря на то, что сейчас август, в ноябре и декабре будут открытые действия, которые нужно обработать, от которых мы еще даже не получили статус.
М.СПИРИДОНОВ: Что за действия? Заявки от рекламодателей?
А.БАХМАНН: Продажи, которые еще висят в открытом режиме. Например, тот же Али Экспресс, который доставляет с Китая, у него несколько тысяч открытых продаж. Мы не можем сказать, что этот оборот был, но мы и не можем сказать, что этих денег нет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Ты уже обмолвился о том, что все компании, находящиеся в других странах, являются дочерними по отношению к немецкому Admitad GmbH.
А.БАХМАНН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя есть дочерняя компания в Минске, украинская компания и российская компания, да?
А.БАХМАНН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Почему были выбраны именно эти города и страны?
А.БАХМАНН: Белоруссия была выбрана изначально, потому что там живет мой хороший друг, который, кстати, был человеком, который дал мне 27 долларов на покупку хостинга и регистрацию домена, когда я начинал работать в интернете. Спустя несколько лет мы еще раз встретились с ним в интернете, и он помог мне открыть офис разработчиков в Минске. Там идет очень активная разработка. Минск ближе к Европе, туда недалеко летать, там хорошие плюсы для IT-компаний, налогообложение там выгоднее по сравнению с Россией, плюс там дешевле, чем в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: С Минском всё понятно, там у вас офис разработки. Что с Киевом?
А.БАХМАНН: Киев мы открыли буквально в сентябре прошлого года. Опять же у меня есть друзья в Киеве, также у нас есть веб-мастера, которые живут в Украине, у которых есть проекты. Плюс в Украине в основном говорят по-русски. Нашим веб-мастерам было легче создать какие-то проекты под Украину, сделать их на русском и зарабатывать. Для нас хорошо то, что страна рядом, то, что там есть друзья и возможности помощи.
М.СПИРИДОНОВ: Это было сделано для упрощения финансовых расчетов с украинцами?
А.БАХМАНН: Да, но это не основная задача. Для нас это было важно, потому что там есть клиенты. Многие наши клиенты, которые есть в России, есть и на Украине. Например, Ив Роше Ламода, bonprix. Договориться с ними о запуске на Украине очень легко, потому что они уже нам доверяют.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Москва понятна, потому что здесь основные рекламодатели.
А.БАХМАНН: Да, это основной рынок, на котором хотелось открыться и развиваться.
М.СПИРИДОНОВ: Объясни в двух словах, как работает Admitad и другие агрегаторы партнерских программ.
А.БАХМАНН: Мы предлагаем Saas-решение, то есть систему для создания своей партнерской программы.
М.СПИРИДОНОВ: Предлагаете вы это продавцам, то есть тем, кто хочет что-либо реализовать в интернете?
А.БАХМАНН: Почти. Мы предлагаем создать партнерскую программу и платить за результат. Что мы все знаем? Есть Яндекс, Гугл, клики, показы, плата за размещение, но все эти каналы непрозрачны, поскольку вы не понимаете, сколько денег вы получите, потратив миллион рублей, получите ли вы хоть какие-то продажи или вы полностью останетесь в минусе. Эти каналы менее контролируемы. Каналы с CPA вы сможете контролировать. Вы можете сказать, что вы хотите платить 10% от своего заказа. Хорошо. Значит, вы будете платить только во время продажи, именно эти 10%. Если продажа не состоится, вы ничего платить не будете. В этом и заключается плюс.
М.СПИРИДОНОВ: В одном из интервью ты как-то сказал: «Партнерская сеть – это, в первую очередь, партнерская программа, а не типично, как многие любят называть, «лидогенератор», это полная чушь». Что ты имел в виду?
А.БАХМАНН: Всё верно. Многие говорят, что мы лидогенераторы, как будто мы собираем на своем лендинге контакты для банков, то есть генерируем лиды и передаем их потом в банки, как будто мы сохраняем информацию у себя, а потом раздаем ее дальше. Этим мы не занимаемся. Например, пришел к нам банк, у которого есть свои продукты, мы их и продвигаем, то есть мы посылаем трафик на сайт рекламодателя.
М.СПИРИДОНОВ: Тем самым, ты подчеркиваешь, что вы строго посредник между веб-мастерами и конечными продавцами того или иного товара или услуги?
А.БАХМАНН: Да, все верно.
М.СПИРИДОНОВ: Мы не договорили по поводу вашего проекта. С одной стороны, есть продавцы, причем избранные продавцы, им может быть не каждый. Вы отбираете тех, кто, с вашей точки зрения, будет продаваться, так?
А.БАХМАНН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: У вас есть какая-то политика этого отбора. С другой стороны, есть веб-мастера, которые в вас имеют некую площадку для коммуникации, взаимодействия и взаиморасчетов. Вы их сводите и берете за это комиссию. Веб-мастера выбирают из представленного каталога программы, которые они хотят рекламировать и, рекламируя их, при достижении продаж получают процент комиссии с этой продажи. Вы же берете свой процент со сделки.
А.БАХМАНН: Да, все верно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Теперь давай посмотрим на веб-мастеров. Попробуй нарисовать портрет этих людей. В начале программы я говорил, что неспроста ты использовал слово «лазейка». Действительно, есть некий флёр любви к деньгам в веб-мастерской среде, как мне кажется. Поправь меня, если я ошибаюсь. Какой сегодня веб-мастер? Что он должен уметь, и что он умеет? Какие есть типы веб-мастеров?
А.БАХМАНН: Веб-мастера есть разные. Первый веб-мастер – это человек, который хочет сейчас и сегодня заработать мега-большие деньги. Он начинает что-то делать, проходит некоторое время, и он всё бросает.
М.СПИРИДОНОВ: Что обычно сегодня начинает делать веб-мастер? Я давно начинал работать в интернете, и ситуация в этом смысле точно изменилась.
А.БАХМАНН: Есть веб-мастера, которые владеют своим сайтом, и они, в первую очередь, вешают на нем баннеры.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Это самое простое.
А.БАХМАНН: Да, самое простое и наименее рабочее. На этом они толком не зарабатывают. Есть веб-мастера, которые специально делают площадки под какие-то проекты, под магазины, банки, игры.
М.СПИРИДОНОВ: Они формируют лендинги?
А.БАХМАНН: Лендинги, сайты. Например, сайты с отзывами, обзорами каких-то товаров. Они заказывают какой-то товар, делают отчет от момента заказа до момента получения, распаковки и использования товара. Это очень хорошо работает, потому что пользователям нужны реальные отзывы, а не отзывы, которые кто-то написал ради продвижения в поисковиках. Дальше идут те, кто арбитражат. У них нет сайта, у них просто есть деньги, идеи, они креативные по созданию тизерной рекламы в том же самом Таргет@Mail, Вконтакте и так далее. Они берут 100 рублей, тратят их и зарабатывают 150. Потом берут 150 рублей и дальше их вкладывают.
М.СПИРИДОНОВ: Это довольно интересная профессия, относительно новорожденная. Туда же можно отнести и тех, кто работает в контекстных сетях. Они свободные художники интернет-маркетинга, они на свой страх и риск вкладывают средства в рекламные кампании, с которых они предположительно должны получить больше. Если они все правильно делают, то они получают больше. Они рекламируют не свои продукты, а продукты, предложенные на партнерском агрегаторе.
А.БАХМАНН: Да. Я считаю, что этот тип веб-мастеров живет недолго, потому что там в основном нужно придумать какой-то тизер, который будет работать полдня, потом CTR падает, он устаревает, и его нужно заменять. В России есть слово «веб-мастер», а за границей это паблишер. Многие в России считают, что веб-мастер – это тот, кто делает страницы и управляет ими. Чем отличается веб-мастер? Когда у него есть контентный проект по тем же самым обзорам или отзывам, он может легко уехать в другую страну и несколько дней не работать, но деньги у него будут капать. Тот же человек, который занимается арбитражем в Таргет@Mail или Вконтакте, может рекламироваться только тогда, когда он находится за компьютером, потому что никто не знает, что пойдет не так. Может быть, пойдет слишком много трафика, или упадет конверсия. На арбитраже можно заработать много, но можно и много потерять.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, арбитр – это как трейдер в Форексе, на рынке акций.
А.БАХМАНН: Да, я бы так сказал.
М.СПИРИДОНОВ: Он постоянно прикован к монитору, контролю за происходящим, и если будет ослаблен контроль, то что-то может пойти не так, и тогда пиши пропало, потому что, возможно, будут потеряны большие деньги.
А.БАХМАНН: Да, в конце концов, заработает не веб-мастер, не мы, а та компания, в которую закупается трафик.
М.СПИРИДОНОВ: Ты использовал хорошее слово «Паблишер», которое я прежде не слышал. Действительно, видимо, такой тип воспитывается из тех блогеров, которые задумываются над тем, каким образом монетизировать свой труд, и людей, которые начинают жить в новых реалиях цифрового пространства. Давай двигаться дальше. Итак, Admitad – это немецкая компания, имеющая 3 дочерние компании в России, Украине и Белоруссии, наращивающая свои обороты почти на 100% в год. Что еще важно сказать для того чтобы картинка по Admitad стала объемной? Что еще важного мы не учли? Мы рассказали о типах веб-мастеров, о типах продавцов. Какие еще есть детали?
А.БАХМАНН: Есть еще одно отличие, которое заключается в том, что в Admitad мы стараемся работать над транспарентностью, то есть стараемся, чтобы всё было наглядно и прозрачно и для веб-мастеров, и для рекламодателей. В любое время можно зайти в аккаунт и посмотреть, откуда идет трафик, кто дает трафик, а кто не дает, кого нужно отключить, потому что он плохой или портит имидж. Я всегда говорю, что в России наши конкуренты – теоретики, у них нет людей, которые занимались этим бизнесом больше трех лет.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь в виду продавцов?
А.БАХМАНН: Нет, сотрудников компании.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай вернемся к анатомии устройства. Я хотел бы задать еще один вопрос про веб-мастеров и перейти к продавцам. Хотелось бы понять, кто они такие, и что сейчас вообще продается в интернете. Ты сказал, что арбитров трафика немного, что они практически вымирающий вид. Какой примерно процент арбитров и паблишеров?
А.БАХМАНН: Арбитров много, когда есть какая-то интересная тема. Бывают рекламодатели, которые быстро налили трафика, у них появилась аудитория, и через 2-3 недели эти рекламодатели не конвертятся так, как нужно, и арбитражники не могут дальше с ними работать. Тогда они ждут «свежее мясо», в которое можно будет наливать трафик.
М.СПИРИДОНОВ: В средних условиях их сколько?
А.БАХМАНН: У нас их где-то 30-35%.
М.СПИРИДОНОВ: Довольно солидная цифра. Давай перейдем к продавцам. У вас есть отбор площадок. Кто может попасть к вам?
А.БАХМАНН: Да, у нас очень жестокий отбор, и мы его делаем лично. Не смотря на то, что у нас есть отдел продаж и руководитель отдела продаж, согласование делает наш генеральный в России и я. У нас есть каталог программ, в котором веб-мастер может увидеть, с какими партнерскими программами мы работаем, и с какими он может работать, но добавлять каждую рекламную кампанию мы не может. Во-первых, будет засоряться наш каталог. Во-вторых, будет падать качество. Сегодня сделать интернет-магазин и завтра добавить его в Admitad хотят многие, но мы их не берем, потому что у них маленькое количество сотрудников, с которыми мы можем работать. Партнерская программа – это не просто купил баннер, запустил его и всё. Здесь нужно работать с веб-мастерами, рекламодателями, работать с акциями. У нас очень много процессов, поэтому с мелкими рекламодателями, у которых работает 5 сотрудников, очень сложно работать. Также мы не можем работать с клиентами, которые вообще никак не раскручены. Веб-мастеру будет очень сложно получить доверие пользователя и добиться, чтобы он купил что-то в этом интернет-магазине.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не берете мелких и неизвестных. Кого вы берете?
А.БАХМАНН: Мы берем известные бренды, у которых не меньше 50 заказов в день. Если у интернет-магазина меньше 50 заказов в день, мы с ними работать не будем. Если больше, то в зависимости от бренда и приоритета мы их быстрее подключаем и делаем лучший promotion среди наших веб-мастеров.
М.СПИРИДОНОВ: Какие типы товаров или услуг пользуются наибольшей популярностью у веб-мастеров и наилучшим образом продаются?
А.БАХМАНН: У нас это интернет-магазины. Когда мы открывали Admitad, мы концентрировались на играх, потом мы резко перешли на интернет-магазины, потому что увидели, что это самое перспективное направление для нас. В последнее время хорошо пошли электроника и детские товары.
М.СПИРИДОНОВ: Услуги продаются?
А.БАХМАНН: Только если услуги банков.
М.СПИРИДОНОВ: Кредиты, страхование?
А.БАХМАНН: Да, это есть, хотя для страхования еще рановато. Еще нужно годика 2-3, чтобы было больше рекламных кампаний в страховании. Если есть новый сегмент, например, страхование, есть 2-3 рекламодателя, никто из веб-мастеров не полезет в этот сегмент, мы их этому учили, потому что вероятность того, что из этих 3 рекламодателей 2 отключатся от CPA-партнерок слишком велика.
М.СПИРИДОНОВ: Учили веб-мастеров? Что за обучение вы проводите? Я слышал, что вы занимаетесь их образованием.
А.БАХМАНН: Да, мы раз в месяц проводим семинар, их у нас уже было 6-7. Также мы частенько помогаем им на форуме. Я лично в Скайпе помогаю веб-мастерам. Все, кому я помогал, стали довольно хорошо зарабатывать.
М.СПИРИДОНОВ: В чем заключаются главные вещи, которые ты им объясняешь? Может, ты сейчас спалишь тему, и все будут вооружены новыми знаниями и будут зарабатывать много, в том числе в Admitad. Что главное для веб-мастера?
А.БАХМАНН: Главное – это терпение. Нужно вставать, если ты упал. Если ты сделал ошибку, если ты не смог чего-то достигнуть, дело не в деньгах, всегда дело во времени и настырности. Ты должен быть настырным. Очень часто происходит так, что ты что-то делаешь, у тебя что-то не получается, и ты сразу бросаешь эту вещь. Я не палю им какие-то темы. Если у них что-то не работает, я им подсказываю. Если я вижу, что человек классный, и он хочет чего-то добиться, я даже могу дать безвозвратно ему денег, чтобы он что-то сделал. Иногда и так происходит, потому что я понимаю, что человек крутой, и из него что-то выйдет. Я даже как-то в блоге писал о 10 основных ошибок, которые делают все начинающие.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь припомнить главные из них?
А.БАХМАНН: Главные из них – время и необходимость вставать и идти дальше, если человек споткнулся. В основном, в этом заключается проблема.
М.СПИРИДОНОВ: То, что ты перечислил сейчас – это общие рекомендации по нормальной осознанной жизни. Это означает, что в веб-мастеринге, паблишинге, работе такого рода в рамках заработка денег через партнерские программы нет никаких секретов?
А.БАХМАНН: Сверхъестественных секретов нет, есть только рекомендации, что нужно делать, а что нет.
М.СПИРИДОНОВ: Эти рекомендации прозвучали, или есть еще какие-то?
А.БАХМАНН: Есть еще и другие рекомендации. Что происходит на российском на рынке? На российском рынке все боятся доверять кому-то, здесь никто никому не доверяет, здесь даже соседу и родственнику не доверяешь. Все закрываются в комнатах и работают, а это неправильно. Не зря мы каждый год проводим тусовку. Мы делаем это для того чтобы люди выходили и общались, именно в процессе общения, даже с конкурентами, у тебя может появиться новая идея для твоего проекта или новая идея проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Немецкий рынок в этом смысле другой?
А.БАХМАНН: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Он гораздо более общительный?
А.БАХМАНН: Да, он общительный. Именно так я всё это и узнал. В 2007 году меня пригласили поехать в Испанию, где было 20 топовых веб-мастеров. Там была аудитория, которая делает больший оборот, свыше 100-200 тысяч евро в месяц, и был я, который делал 10-15 тысяч евро. Я с ними общался и через 2 года я вышел на оборот в 200-300 тысяч евро в месяц, это была компания Vodafone. Они свою партнерскую программу так продвигали, что они ежеквартально приглашали топовых и перспективных веб-мастеров тусить.
М.СПИРИДОНОВ: Российский рынок ожидает подобное?
А.БАХМАНН: Да, конечно. Допустим, мы начали эту тусовку делать в прошлом году. В прошлом году у нас было 600-700 гостей, в этом году было 800 гостей. Сейчас у нас день экспертов, где мы собираем топовых и перспективных веб-мастеров. Опять же всё это для них бесплатно. Они просто приходят и общаются. Это то, чего им не хватает на российском рынке.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня Admitad – лидер среди партнерских агрегаторов?
А.БАХМАНН: Этот вопрос мне частенько задают. Мы лидеры в нашем сегменте интернет-магазинов. Каждый лидер в своем сегменте. Наши конкуренты лидируют в играх, банках и других областях.
М.СПИРИДОНОВ: Можешь перечислить, на кого вы смотрите, и кого считаете конкурентами?
А.БАХМАНН: В России есть 4 компании, на которые стоит смотреть, это ActionPay, CityAds, Ad1 и Admitad.
М.СПИРИДОНОВ: Не Mixmarket?
А.БАХМАНН: А что Mixmarket? Это конкурент, о котором я говорил. Когда я анализировал российский рынок, я его видел, но он был настолько мертвым, что его почти не было. Сейчас его тоже нет. Сейчас ЦОП от Яндекса закрылся, а для них это был основной двигатель, и у них еще больше проблем. Я думаю, их система настолько стара, они пропустили все инновационные шаги, которые им нужно было сделать, чтобы остаться на плаву, и догнать им будет очень сложно. В России есть сайт CPA Network, и там есть список CPA сетей.
М.СПИРИДОНОВ: Пропустили в силу отсутствия четкого лидера и визионера.
А.БАХМАНН: Да, поэтому я и говорю, что они теоретики, практики не было. Команда у них была хорошая. Там был Михаил Горкунов, который уже год работает в другой компании. У него были возможности, но что-то у него не срасталось либо с руководством, либо с владельцами компании. Факт в том, что на нашем радаре Mixmarket нет.
М.СПИРИДОНОВ: Давай попробуем масштабироваться вверх и понять, что происходит на мировом уровне в этой области. В Германии ты хорошо знаком с рынком. Насколько ты его понимаешь на мировом уровне? Я говорю, прежде всего, об американском рынке, который самый большой в интернете. Что там происходит?
А.БАХМАНН: В Германии всё красиво. Можно взять тот же Zanox, который в прошлом году закончил с оборотом в 462 миллиона евро в год. Это только европейский оборот, а у них еще есть другие страны. Суммарный оборот в Европе составил 1,5-2 миллиарда евро по партнерским сетям за прошлый год. По сравнению с нашими оборотами это большие цифры. У нас в России 200 миллионов долларов максимум.
М.СПИРИДОНОВ: Пока что цифры даже не сопоставимы с масштабами рынков. Немецкий рынок же не в разы больше российского по объемам.
А.БАХМАНН: В Германии 56 миллионов уникальных пользователей. В России 62-63 миллиона пользователей. Получается, по количеству пользователей Россия выигрывает.
М.СПИРИДОНОВ: Аудиторно выигрывает Россия, но по объему рынка пока что выигрывает Германия, но не так сильно, как она выигрывает по рынку партнерских программ. Если обороты партнерских программ в России и Германии отличаются в разы, то экономики в интернете отличаются на какие-то проценты. Что ты знаешь про мировой рынок?
А.БАХМАНН: В США всё хорошо, и по количеству партнерских программ это заметно. Тот же Си джей там рулит, хотя это довольно старенькая система, но она старается быть на плаву. Конечно, там есть и плохие результаты. Например, у шведской компании лет 5 назад капитализация была 700-800 миллионов долларов, сейчас ее капитализация составляет около 60-70 миллионов долларов. Она значительно потеряла в рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, сейчас происходит определенная ротация, в том числе и на Западе.
А.БАХМАНН: Да, верно. Шведская компания была же и в России с 2008-2009 годов, но в январе прошлого года она закрыла российский рынок и сказала, что Россия – это рынок, на котором они не могут продвигаться и существовать, у них ничего не получилось за 5 лет работы в России. Для нас и наших конкурентов это плюс, для наших западных конкурентов это будет примером того, что у крупной западной компании не получилось адаптироваться в России, значит, сюда не будет заходить никто из западных систем.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что и в вашей области есть такой момент, что выигрывают в основном отечественные игроки. Это одна из особенностей российского рынка.
А.БАХМАНН: Да. Я смотрел последний отчет Яндекса, и у них немножко выросла аудитория, а у Гугла немного упала.
М.СПИРИДОНОВ: Да, и Вконтакте аудиторно задавил Facebook, и вряд ли есть основания думать, что в ближайшее время что-то изменится. Значит, американский рынок партнерских программ и агрегаторов партнерских программ строится примерно так же, как и немецкий, только объемы там гораздо больше, верно?
А.БАХМАНН: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Там тоже высокая степень общения, партнерские конференции и так далее?
А.БАХМАНН: Я думаю, там это развито даже больше, чем в Европе. Я думаю, в Россию это тоже скоро придет.
М.СПИРИДОНОВ: Мы закончили обсуждение главных вопросов. Мне кажется, что тема раскрыта. Если есть, что добавить в финале программы, то прошу.
А.БАХМАНН: Мы всё успели обсудить, все интересные моменты мы сказали. Могу только добавить, что веб-мастерам нужно набираться терпения и двигаться дальше. Это шанс работать в любое время, в любом месте и любое количество времени, как это делаю я. Если я уезжаю в отпуск, я беру ноутбук, водонепроницаемый целлофан и плаваю на матрасе в море.
М.СПИРИДОНОВ: На такой романтической и идиллической картинке мы закончим. Можете представить себе Александра Бахманна, плывущего на матрасе в море с ноутбуком. На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель сети партнерских программ Admitad Александр Бахманн. Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Пока.