М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Вы слушаете 241-й выпуск программы «Рунетология», запись от 26 ноября 2014 года. Меня зовут Максим Спиридонов.
Партнер этого выпуска – Superjob – крупнейший портал Рунета для публикации вакансий и поиска сотрудников на любые позиции от стажера до топ-менеджера. Superjob постоянно внедряет современные технологии и создает новые сервисы онлайн-рекрутинга, чтобы экономить ваше время и деньги при найме лучших кандидатов.
В далекие времена, в те времена, о которых и не помнит почти никто – в начале двухтысячных годов почти каждая студия веб-разработки строила сайты на созданной самостоятельно системе управления. Очень скоро многим из студий пришла в голову мысль, что их систему можно было бы сделать отдельным продуктом и продавать ее не только клиентам по веб-разработке, а вообще кому угодно на свободном рынке.
И появились десятки, а может, и сотни различных CMS. Самые сильные из них набирали партнеров, клиентов и выживали. Большинство же просто ушло, не сумев предложить ничего уникального или не сумев найти нужную ноту в маркетинге, донося свои прелести и свои плюсы.
Со многими выжившими и наиболее заметными игроками рынка российских CMS мы уже говорили в программе.
Сегодня у нас в гостях еще один представитель старой гвардии, основатель компании Netcat Дмитрий Васильев. Дмитрий, приветствую!
Д.ВАСИЛЬЕВ: Привет!
М.СПИРИДОНОВ: Когда вышла первая версия Неткэт?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Датой выхода первой версии Неткэта мы считаем 12 декабря 1999 года. Это кодовая дата, потому что 12 декабря мы выпустили первый проект на этой системе, это был ныне почивший Netinfo.ru. Этот проект имел целью возможность создания интернет-каталогов любого типа, поэтому мы назвали систему Неткэта интернет-каталогом.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, у вас старейшая CMS на рынке, ей 15 лет?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Из заметных продуктов да.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Ты не устал заниматься одним и тем же бизнесом в течение полутора десятков лет? Не думал ли, что пора отложить этот проект и двигаться в другом направлении?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Если говорить честно, то пару раз возникали такие мысли, но они очень быстро проходили. У нас постоянно много вызовов, появляется много интересных вещей и в технологическом плане, и в плане поведения рынка. Например, сейчас у нас период повышенной активности, и мне это интересно. Сейчас об этом не идет речи.
М.СПИРИДОНОВ: О том, что сейчас представляет собой рынок, мы и будем говорить в этой программе, поскольку рынок CMS, как мне кажется, сейчас переживает очередное перерождение, переосмысление. Это всё происходит силами игроков по требованию пользователя. Сейчас революционная ситуация, когда верхи уже не могут, а низы не хотят, и требуется что-то другое. По крайней мере, есть такое мнение. Так это или нет, мы сегодня обсудим с Дмитрием. Пока краткий рассказ о нашем госте.
ДосьеДмитрий Васильев родился 24 марта 1978 года в Москве. В 1999 году окончил Государственный университет управления, факультет информационных систем управления. С апреля 1999 по декабрь 2000 года – руководитель проекта Shopping.ru. С августа 1999 по март 2010 года – директор IT-компании АИСТ. С 1999 года – генеральный директор компании Netcat. Холост. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Начав с Неткэта, ты фактически им всю рабочую жизнь и занимался?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Можно и так сказать, хотя начал я, наверное, свою профессиональную деятельность банально для того времени – я продавал систему Консультант+. Потом я начал делать сайтики по 4 странички за 100 долларов. Потом появился интернет-проект, в основу которого и лег Неткэт.
М.СПИРИДОНОВ: В твоем случае можно легко сказать «А потом суп с котом» и в каком-то смысле попасть в точку, поскольку, как я понимаю, кот является символом проекта.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Вы, как и подавляющее большинство других разработчиков CMS, были студией, или ты сам подвязывался на рынке веб-разработки?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, мы были студией. В том же 1999 году мы организовали компанию «АИСТ». Вопреки расхожему мнению, АИСТ – это не птица, а аббревиатура. АИСТ – автоматизированные информационные системы и технологии. Мы около 2 лет занимались разработкой сайтов. Это была внутренняя разработка студии, в 2001-2002 годах мы вывели это направление в самостоятельный продукт, и я распрощался с АИСТом в 2010 году и сосредоточился только на Неткэте.
М.СПИРИДОНОВ: Надо сказать, что он тоже довольно долго существовал. Вы и сайты параллельно разрабатывали.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как там было с конфликтом интересов, ведь по идее вы должны были предлагать своих партнеров, которые вас дистрибутировали? В этом случае оптимально не конкурировать с ними на рынке веб-разработки.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Такая проблема была, и она заключалась скорее в восприятии крупных игроков, поскольку АИСТ к 2009-2010 годам стал заметным игроком на рынке, и крупные веб-студии и веб-агентства в частных беседах говорили «Как же так? Мы тоже хотим хороших заказчиков, которые проходят через вас!». Мы всегда были абсолютно честными, и даже в кризисные годы мы не вылавливали жирных клиентов, чтобы заполучить их себе. Более того, АИСТ иногда мешал нам во внутренних приоритетах. Например, когда был ресурс и там, и сям, и нам нужно было перекинуть часть ресурсов на разработку сайтов, потому что пришел большой и толстый клиент, Неткэт страдал, а АИСТу было хорошо. Собственно это и было основной причиной того, что мы с АИСТом разошлись. Я его продал и сосредоточился на Неткэте.
М.СПИРИДОНОВ: Не считаешь ли ты, что это решение было, быть может, поспешным или ошибочным, поскольку сейчас в голос говорят о том, что традиционный вид CMS, каким и является Неткэт, Битрикс, Юми и им подобные, уходит, что еще немного, и там будет не выжать денег?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Я так не считаю. Совмещать два проекта, которые достаточно близки, но бизнес-модели которых кардинально различаются, достаточно сложно. Плюс я всё-таки больше про разработку, а не про клиентский бизнес. Я бы не сказал, что рынок схлопывается, я этого не ощущаю. Если действительно разработчик системы управления сайтами остается в своей нише, развивает ее и пытается в нее углубляться, то, наверное, да, риск есть. Если ты обратишь внимание, в последнее время многие производители российских продуктов диверсифицируют свой бизнес. И у компании 1С-Битриск есть побочные проекты, помимо системы управления сайтами, и у ЮМИ тоже есть, и мы в конце ноября открыли свой store. По сути, это параллельный продукт, но сейчас он идет как довесок.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сам сказал, что игроки этого рынка, даже Битрикс, который занимает львиную долю и лидирует на этом рынке, пытаются уравновесить свое направление CMS какими-то другими направлениями. В частности, Битриск создал Битрикс 24, как альтернативу с точки зрения входящего потока денег в компанию. Это корпоративная социальная сеть. Плоха она или хороша, мы сейчас не будем разбирать, на ее счет есть разные мнения. Она точно высокотехнологична, и она точно про другое. Она не про CMS, и если рынок CMS будет затухать, ее это не затронет.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, но я не думаю, что Сергей Рыжиков и другие ребята исходили из каких-то предположений о том, что рынок скоро схлопнется. Скорее у них были компетенции в этой отрасли, они понимали, что они должны это сделать, и они это сделали.
М.СПИРИДОНОВ: Не схлопнется, просто рынок склонен к стагнированию и постепенному уходу. В моем представлении, поправь меня, если ты считаешь по-другому, проблема рынка CMS заключается в том, что это промежуточное решение. Оно вроде для малого и среднего бизнеса, потому что оно относительно простое, но оно не настолько простое, как различные конструкторы сайтов. Есть тот же setup или западный Wix, который очень активен на российском рынке, или UCOZ, который менее технологичен, или UMI.ru – проект-диверсификация Сергея Котырева, альтернатива CMS. Где здесь место варианту традиционных CMS? Большой бизнес в своем большинстве делает решение не на базе CMS, он выбирает какие-то базовые framework и дальше сам под себя разрабатывает системы. Малый бизнес стремится к тому, что проще, а проще облачные решения. Всё так?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, я с тобой полностью согласен. Более того, мы чуть ли в не таких же выражениях разговаривали об этом года 3 назад, когда мы обсуждали стратегию. В идеальном мире у нас для маленьких компаний есть шаблонные решения с низкой стоимостью владения, но не такие функциональные. Для больших компаний есть другие решения, а вообще большие компании для производителей CMS – это не такой уж и лакомый рынок в России. На самом деле, предпосылки верные, а вот с выводами я не соглашусь. Во-первых, система управления сайтами вполне может перерасти в Saas-сервис. Есть успешный пример Сережи Котырева, он это доказывает. Во-вторых, мы видим развитие Saas-сервисов, мы видим нарождающуюся конкуренцию. Сейчас прямой конкуренции мы не ощущаем, но я предполагаю, что с технологическим развитием продуктов она будет. Соответственно, это побуждает нас принимать какие-то решения и рассматривать такие продукты в качестве конкурентов. Здесь есть вопрос в том, как вендер CMS среагирует на подобные угрозы и собирается ли он встраиваться во вновь появляющийся рынок, или он каким-то образом адаптирует свои решения под аудиторию.
М.СПИРИДОНОВ: Что вы собираетесь делать? Чтобы картинка была видна нашим слушателям, скажу несколько слов. Битрикс создал альтернативный проект, который в случае чего сможет стать главным для компании, это Битрикс 24 – корпоративная социальная сеть. Юми CMS находит свою альтернативу в облачном сервисе Umi.ru, и я знаю, что у них очень хорошо идут дела. У вас есть компромисс –Netcat Store, где предлагаются шаблоны сайтов, но, как я понимаю, всё это еще находится на базе вашей CMS, это не облачное решение.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, это не облачное решение, это первый шаг. Наш Store призван значительно удешевить процесс разработки. Условно говоря, есть типовой магазин, например, магазин сотовых телефонов. Разработчику, которому приходит заказ на магазин сотовых телефонов, если его устраивает функциональность, а она достаточно универсальная, достаточно перекрасить шаблон или сделать легкий редизайн и работать с этим проектом.
М.СПИРИДОНОВ: Этот продукт не для конечного пользователя, а для перепродавцов, партнеров?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Нет, в том числе и для них. Конечный потребитель может всё это дело приобрести, поменять расцветки, настроить интеграцию с 1C, платежными системами, если мы говорим о магазине, заменить контент и так далее и пользоваться без внешнего вмешательства. В то же время для разработчиков это возможность использовать продукт, как заготовку. В случае конечного клиента он платит только за продукт, а дальше платит только за хостинг. Разработчик же использует наш продукт как заготовку. Кроме того, мы рассчитываем в ближайшие месяцы выстроить схему вторичных продаж услуг, когда клиент покупает продукт, начинает с продуктом работать и в случае необходимости профессионального вмешательства он при помощи нашей системы сертификации и рекомендации находит разработчика, который делает ему всё, что нужно. В основе лежит всё та же система управления, с которой можно делать всё.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно ли я понимаю, что бизнес CMS, по крайней мере, такой, каким он является сейчас, строится, прежде всего, на сети партнеров, на тех, кто продает и предоставляет систему конечному заказчику?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, совершенно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Каким образом ты привлекаешь партнеров? Чем ты их вовлекаешь в это дело? Почему они принимают решение работать с тобой, а не с другими альтернативными решениями, в том числе бесплатными?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Мотивация для партнеров разная, если мы говорим о конкуренции внутри платного сегмента и конкуренции с бесплатными игроками.
М.СПИРИДОНОВ: Давай начнем с платного сегмента, потому что конкуренция с бесплатными продуктами – это отдельная тема, которая тоже интересна.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Ок. Здесь наш главный козырь – это скорость разработки и гибкость продукта. Мы время от времени проводим опросы среди партнеров, которые работают не только с нами, но и с другими продуктами, и очень часто партнер говорит, что они рекомендуют нас и другой продукт. Они говорят: «Другой продукт мы выбираем, если заказчик приходит с ним, или если есть какие-то специфические задачи, которые связаны с продуктом», а нас они рекомендуют, когда вопрос бюджета важен, когда нужно сэкономить, или когда речь идет о быстром запуске. Основные конкурентные преимущества – это гибкость и скорость разработки.
М.СПИРИДОНОВ: Ты утверждаешь, что разработка Store Netcat быстрее и гибче, нежели разработка упомянутых выше Битрикса и Юми?
Д.ВАСИЛЬЕВ: У всех разных детали, но в целом, да, за исключением некоторых специфических случаев. Раньше, например, таким специфическим случаем был интернет-магазин. В этом году мы полностью переделали нашу e-commerce-платформу, и теперь мы полностью исключили интернет-магазин из этих специфических случаев. Сейчас у нас идет обкатка готовых решений на наших партнерах. Мы смотрим на то, как они покупают, мы задаем вопросы, и динамика мне очень нравится.
М.СПИРИДОНОВ: Что движет конечным покупателем в выборе платного CMS-решения при наличии Вордпресса, Джумлы, Друпала и так далее. Даже достаточно Вордпресса по идее, на нем можно ставить точку.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Есть два показателя. Первый показатель заключается в том, что зачастую клиент думает, а разработчик поддерживает его в этом решении, что Вордпресс подходит для блогов, небольших сайтов, а для того чтобы сделать что-то более серьезное, нужно решение на коммерческой и качественной системе управления сайтом.
М.СПИРИДОНОВ: То есть фактически вы выигрываете от заблуждения заказчика?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Это далеко не всегда заблуждение, очень часто действительно так и есть. Во-вторых, платные продукты – это гарантия и надежность. Условно говоря, если возникает какая-то проблема в платном продукте, то мы всё бросаем и сразу начинаем смотреть, действительно ли это серьезная проблема. У нас есть специальные регламенты на тему потенциальных уязвимостей, есть сроки регламентов техподдержки по выявлению багов и их закрытию. В опенсорсных CMS часто проблемы, касающиеся уязвимости, закрываются месяцами. Есть реальные примеры. Плюс у нас есть живой разработчик. Если мы говорим о российском рынке, то для российского рынка, особенно для магазинов, очень важно, чтобы продукт дружил с 1C, чтобы продукт принимал карточки от разных агрегаторов, чтобы продукт мог быть оптимизирован для того же Яндекса, чтобы товары могли выгружаться в Яндекс.Маркет и так далее. Понятно, что разработчики зарубежных бесплатных продуктов ничего не знают о наших реалиях, и в этом случае нужно брать решения с маркетплейсов, со сторов. Что это за решения, жив ли разработчик, что делать, если возникают проблемы совместимости с новыми версиями, вопросы открытые. В этом случае клиент оказывается в подвешенном состоянии. Умные клиенты всё это понимают, и они чаще выбирают именно коммерческие решения.
М.СПИРИДОНОВ: Если коротко резюмировать твои слова, можно сказать, что клиент платит за возможность обратиться к кому-то с жалобой и получить на эту жалобу быструю реакцию.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Это скорее частный случай. Клиент платит за надежность.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Давай представим справку о компании в общих цифрах и продолжим разговор.
Справка о компанииПартнерская сеть NetCat насчитывает более 1700 партнеров в России; система успешно работает более чем на 18 000 сайтов. Согласно исследованию доменной зоны ru, проведенному компанией iTrack и порталом CMSMagazine.ru, Netcat занимаем более 10% рынка по количеству установленных копий. Продуктовая линейка NetCat насчитывает шесть редакций. Самая доступная версия стоит 5900 руб., самая дорогая – 34 900 рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, речь идет о 10% рынках платных CMS.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: То есть не учитываются бесплатные и облачные решения.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, само собой облачные решения и бесплатные продукты занимают большую долю, чем сегмент платных решений.
М.СПИРИДОНОВ: Вы существуете 15 лет. За это время фактически прошла целая эпоха в интернете. Какие были этапы, если таковые были, существования Неткэта? Был ли момент особенного взлета, триумфа, или всё было ровно, и вы уверенно находились в тройке лидеров?
Д.ВАСИЛЬЕВ: У нас было 2,5 момента. Один мы переживаем сейчас, когда мы ощущаем взлеты. Первый момент был в 2004 году, когда вышло первое исследование российского рынка систем управления сайтами. Мы в нем заняли первое место, от нас на пару баллов отставал Битрикс, а все остальные решения сейчас уже не живут. В 2012 году мы выпустили пятую версию продукта, которая была кардинально прорывной для нас. Там было много всего вкусного и интересного. Сейчас мы переживаем второй всплеск, и это связано, в первую очередь, с электронной коммерцией и с нашим решением, которое мы выпустили в этом году.
М.СПИРИДОНОВ: Это решение чем-то принципиально отличается от существующих аналогов? Тот же inSales предлагает облачное решение, у Битрикса, если я не ошибаюсь, есть решение для электронной коммерции. У UMI есть такой продукт. Также есть бесплатные CMS для электронной коммерции.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Они в основном отличаются в деталях, которые при активном использовании, при углублении в продукт, становятся основополагающими факторами. Понятно, что любой серьезный интернет-магазин должен принимать платежи, должен уметь класть товары в корзину, должен обеспечивать историю заказов, статистику и так далее, но есть еще, например, скидки. У нас очень мощный инструмент управления скидками. Я даже не знаю, есть ли настолько мощный инструмент в других продуктах. То, что я видел, меня не очень впечатлило. При углублении владельца магазина в эту отрасль привлечение и удержание клиентов – очень важная вещь. Буквально сегодня мы столкнулись с вопросом, можно ли сделать так, чтобы каждому пользователю показывались разные цены и разные условия доставки. У нас это сделать достаточно легко. Та же самая система аналитики по статистике продаж, посещаемости отличается. Также у нас есть возможности использования нестандартных приемов. Например, нестандартное использование выходных страниц, которые возникают при оформлении заказа. Это мелочи, на которые сразу мы не обращаем внимание при выборе движка для интернет-магазинов, но которые очень сильно помогут потом, а их отсутствие помешает в будущем при дальнейшем развитии.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Ты наблюдал за развитием рынка CMS, он проходил перед тобой. Несомненно, на каждом этапе ты смотрел на то, что происходит, анализировал, наблюдал за появлением, исчезновением или взлетом тех или иных конкурентов. В 2004 году, как ты говоришь, вы были на первом месте, что говорит о чем-то. Мог бы ты ретроспективно коротко рассказать о том, как этот рынок развивался? Что было в конце 90-х, начале 2000-х, как рынок менялся?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Когда мы выходили с коробочным решением на рынок в 2001 году, было примерно то же самое, что есть сейчас, то есть он был занят. Мы выпустили решение, и тогда была масса решений, были даже бесплатные решения, были коммерческие решения, были легкие и тяжелые решения. Я не знаю, зачем мы вышли. Наверное, потому что могли выйти. За короткое время мы очень неплохо поднялись.
М.СПИРИДОНОВ: Что за решения были тогда? Они сейчас существуют?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Нет, ни одно не существует. Я пару месяцев назад искал некоторые из них, меня пробила ностальгия. Сайты живут, на них что-то происходит, но последние новости датируются 2005 годом, скачать продукт можно, но проект не развивается. Сейчас примерно такая же ситуация. Стоит отметить резкое увеличение популярности 1С-Битрикс. Это как веха.
М.СПИРИДОНОВ: Когда это случилось? Я не помню точных дат.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Я думаю, что это 2006-2007 годы, когда они создали совместное предприятие с 1C. Это было знаковое событие для нашего рынка. Года 2 назад начали набирать популярность облачные сервисы. Не будем сейчас брать Ucoz, он существовал параллельно. С появлением других продуктов, например, Setup, Umi Nethouse, этот сегмент получил второе дыхание. Мы на это дело смотрим, и это достаточно интересно. Что касается нынешнего момента, то сейчас рынок занят, но это не значит, что на нем невозможно совершить никакой прорыв. Я думаю, что та угроза, о которой я с самого начала говорил, как раз поможет нам и другим производителям встрепенуться и переформатировать рынок в очередной раз.
М.СПИРИДОНОВ: Каким может быть это переформатирование? Я затрудняюсь себе представить.
Д.ВАСИЛЬЕВ: В частности, мы будем делать облачное решение. Мы его будем делать архитектурно отличным во всех смыслах этого слова от существующих решений, потому что мы хотим сохранить и профессиональные возможности системы управления сайтами, и обеспечить ту простоту и легкость, которые свойственны конструкторам сайтов. Это непростое решение, дилемма насчет некоторых аспектов до сих пор сохраняется. Мы не знаем, стоит ли менять интерфейс для других типов потребления нашего продукта. Я думаю, у нас будет очень хорошее конкурентное преимущество в том плане, что мы делаем продукт не только для конечных пользователей, но и для профессиональных разработчиков.
М.СПИРИДОНОВ: В принципе на них ориентируются все игроки рынка платных CMS.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Это вопрос реализации.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Вы тоже пойдете в облако, и появится нечто подобное Ucoz, Umi.ru?
Д.ВАСИЛЬЕВ: По модели да.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Это будет в следующем году, в первом квартале.
М.СПИРИДОНОВ: Надо отдать должное, что, не смотря на то, что вы давно этим занимаетесь, вы не теряете витальной силы и желания бороться.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Конечно, нет. Зачем нам это делать?
М.СПИРИДОНОВ: Есть некоторые моменты усталости. Чаще всего они возникают через несколько лет, и если проект при этом не растет триумфально, то часто желание заниматься им остывает.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, ты прав, если говорить о том, что проект не развивается качественно, не развивается вширь. Для меня хорошей встряской был наш store, потому что мы над ним работали несколько месяцев. Мы наступали на грабли, мы его открывали и закрывали, переосмысливали некоторые вещи, и это была очень интересная работа. Если бы речь шла просто о добавлении кнопочки в интерфейсе и дописывании алгоритма, который будет работать на 2% быстрее, то это было бы не очень интересной задачей. Наша ситуация провоцирует вызовы, это интересная задача для меня как проектировщика и бизнесмена.
М.СПИРИДОНОВ: Продуктолог Netcat – это ты? Ты продумываешь базовые моменты по бизнес-логике, интерфейсы?
Д.ВАСИЛЬЕВ: У нас есть два человека – я и Андрей Коновалов.
М.СПИРИДОНОВ: Какая у вас структура владения? У вас один собственник или несколько?
Д.ВАСИЛЬЕВ: У нас два собственника. Это я и мой партнер.
М.СПИРИДОНОВ: Он работает в компании?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Нет, он внешний инвестор. У него есть несколько инвестиционных проектов, и один из них – это Неткэт.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Расскажи, пожалуйста, как устроена команда. Сколько человек у вас работает? Какие есть подразделения? Вдруг кому-то захочется построить твоего конкурента, и ему нужен будет рецепт.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Уважаемые конкуренты, записывайте. Мы небольшая компания, у нас чуть больше 20 человек. У нас есть специалист по проектированию, 8 разработчиков, служба поддержки, состоящая из 5 человек, остальные люди – это менеджеры, продуктологи и продажники. Бухгалтера в штате у нас нет, мы его аутсорсим.
М.СПИРИДОНОВ: Бухгалтера нет?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да. Мы работаем на аутсорсе с аудиторской компаний, и мы довольны этим. У нас неплохая внутренняя автоматизация, поэтому текущая ситуация нас полностью устраивает.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давай перейдем немного к другому направлению. Ты как аналитик, эксперт рынка, наблюдающий за тем, что происходит в веб-строении, наверное, имеешь какие-то мысли на этот счет. Какие тренды сейчас доминируют? Какая мода есть в веб-разработке? На что вы обращаете внимание, когда пытаете выстроить универсальные прото-сайты?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Сейчас я бы отметил два тренда, если мы говорим про рынок заказной веб-разработки. Первый тренд – это мобильность. Она началась года 3 назад, и она до сих пор прет. Сейчас уже невозможно говорить, что мобильную версию мы сделаем потом, или что адаптивный сайт нам не нужен. Мы время от времени мониторим статистику мобильных браузеров в категории «Товары, услуги» по всему Рунету. Пару месяцев назад я смотрел, и там было в районе 25%, два года назад было меньше 20%. В общем, тренд никуда не девается, мобильная разработка, мобильная веб-аналитика – это то, что по-прежнему на коне. Второй тренд – это снижение ценности непосредственно первичной разработки, то есть кодинга, верстки, дизайна в пользу аналитики. Даже заказчики понимают, что недостаточно создать хороший сайт, нужно, чтобы он был конверсионным. Нужно применять современную методологию, нужно ставить систему аналитики, метки, работать с целями и непрерывно работать с сайтом. Непрерывный процесс разработки даже после сдачи проекта – это серьезный тренд, который возник не так давно, и он набирает силу.
М.СПИРИДОНОВ: Ты считаешь, что мобильные версии, безусловно, нужны, или, по крайней мере, адаптивные версии?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, особенно если мы говорим про магазины или сайты, ориентированные на рынки с большим проникновением мобильных устройств, то есть, в первую очередь, на мегаполисы. Если мы говорим про какие-то локальные компании, куда человек зайдет с мобильного телефона только для того чтобы адрес посмотреть, то действительно мобильная версия необязательна. В тех случаях когда владелец действительно считает, что его сайт – это инструмент продажи, инструмент конверсии, без мобильного сайта или без адаптивного сайта никуда.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом сегодня выглядит традиционный путь клиента от начала идеи или возникновения мысли о необходимости создания сайта до готового продукта? Можешь поэтапно рассказать об этом пути?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Средних вариантов нет, потому что их, как минимум, два. Первый вариант – это когда клиент приходит на тот же самый сервис создания готовых сайтов, те же самые Saas-сервисы, видит рекламу, или у своего хостера нажимает на кнопку «Создать готовый сайт». Человек создает этот сайт и дальше разбирается с ним. Иногда он приходит к выводу, что его что-то не устраивает, что ему нужно профессиональное решение. Иногда ему этого вполне хватает, и он работает на домене третьего уровня. Чаще всего человек остается с этим сайтом, экспериментирует с ним и начинает заниматься более глубокими вещами, связанными с аналитикой и выстраиванием конверсионных вещей.
М.СПИРИДОНОВ: Выстраивание конверсионных вещей затрагивает массовый пласт клиентов? Мне кажется, что малый бизнес и средний по большей части всё еще достаточно слаб в аналитике. Если он и смотрит туда, то одним глазом.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, но опять же производители сервисов и систем типа наших стараются сделать этот процесс как можно более простым и вовлечь пользователя в него. Это касается не только нас, но и производителей сторонних сервисов – таких, как системы веб-аналитики, системы покупки ссылок, контекстной рекламы и так далее. Когда это всё есть в едином окне, например, в интерфейсе CMS, когда есть упрощенный интерфейс и принцип взаимодействия с такими сервисами, это помогает пользователю вовлекаться. Мы сейчас находимся не на первом этапе. Может быть, мы сейчас на втором этапе, но всё идет к тому, чтобы пользователь занимался этим без каких-то специализированных знаний в простом и удобном виде.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, вы подтягиваете данные в CMS через API аналитических систем?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Мы сейчас это решение внедряем. У нас скоро должен выйти релиз, где мы всё это подтягиваем.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, ты сделал анонс.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да. Мы сейчас работаем по такой схеме со счетчиком Openstat. В Неткэт мы вносим наиболее интересные метрики, а дальнейшее взаимодействие человек производит на самом сервисе.
М.СПИРИДОНОВ: Давай вернемся к путям наших типовых клиентов. Пускай их будет несколько. Один из них мы рассмотрели. Он пришел в интернет, ему нужен сайт, он нашел сервис построения сайтов, его он устроил. На этом всё. Он для тебя как клиент потерялся. Он конструирует сайт парикмахерской или салона красоты и полностью доволен тем готовым дизайном, который там есть. Есть другой путь клиента, который имеет большие потребности. Как он идет? Через студии, или даже сейчас многие пытаются делать сайт фрилансом на коленке?
Д.ВАСИЛЬЕВ: На коленке сейчас гораздо меньше делают. Если делают на коленке, то, скорее всего, на сервисе, который не совсем потерян, потому что конверсия всё-таки с него есть. Люди пробуют, и если потребности клиента выходят за возможности сервиса, они обращают свой взгляд на коробочные продукты, на заказной рынок. Что касается фрилансеров и агентств, то очень часто грань достаточно иллюзорная. Часто фрилансеры обеспечивают тот же уровень сервиса, тот же уровень технологичности и мастерства, что и профессиональные компании, по крайней мере, небольшие. Иногда смотришь на сайт студии, видишь красивые работы, а потом оказывается, что там сидит один фрилансер, один человек, который просто нанимает таких же фрилансеров под заказ. У нас есть такие партнеры. Иногда, особенно в кризисные времена, студии схлопываются, оставляют менеджера, он же продажник, он же директор, и он работает с фрилансерами. Для клиента это подчас процесс невидимый. Если мы не говорим про крупных заказчиков, которые сразу идут по ТОП-10, ТОП-20 рейтингов, то человек приходит к знакомым, по рекомендации или по ссылочке в футере сайта, который ему нравится, или по тем же рейтингам, но по более низким местам, и начинает разработку сайта. Первый сайт у него получается не очень хорошим. Это зависит от студии и от менеджмента. Есть теория трех сайтов, которую мне как-то рассказал Леша Сидоренко из 1С-Битрикс. Первый сайт делается племянником директора за тарелку супа, второй сайт делается небольшой компанией, и еще через пару лет делается профессиональный сайт.
М.СПИРИДОНОВ: По мере роста бизнеса?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: И по мере роста сознания маркетологов внутри этого бизнеса?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Скорее по мере осознания того, что сайт должен не просто работать в Сети, но и должен зарабатывать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, новое поколение маркетологов и предпринимателей уже понимает, что сайт – это эффективный инструмент продаж, и каждый по-своему, в меру собственного знания предмета, способностей, художественного вкуса решает эти задачи на более высоком уровне, чем несколько лет назад.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, совершенно верно. Когда я начинал делать свои первые сайты в 1997 году, сайты делались, потому что вроде как надо было их делать. Это было модно, потому что было круто иметь сайт, ни у кого сайтов не было. Потом их надо было делать, потому что вроде как у всех сайты есть, значит, и им надо его делать, и туда нужно было что-то размещать. Сейчас, насколько я знаю от наших партнеров, насколько я сам сталкиваюсь, заказчик гораздо больше понимает в веб-аналитике, чем мы можем себе представить, гораздо больше понимает, зачем ему нужен сайт, и гораздо лучше считает свои деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Если раньше, с одной стороны, был профессионал, а с другой стороны чайник, то сейчас нередко встречаются два профессионала.
Д.ВАСИЛЬЕВ: В той или иной степени профессионалы, потому что понятное дело, что директор небольшой компании, который занимается своими продуктовыми задачами, решает, где закупить и как продать, не будет ночами читать книжки по Гугл-аналитике, но уровень компетентности заказчиков гораздо выше, чем 2-3 года назад.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к ретроспективному обзору. Ты вкратце рассказал о рынке CMS. Можешь ли ты также рассказать о том, как менялся рынок веб-разработки? Были ли на нем какие-то серьезные подвижки? Мне кажется, его в последние годы трясет.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Его трясет всё время. Просто то, что мы в 2005 году считали тряской, сейчас кажется нормой. Постоянно возникают новые лидеры, которые приходят в лидирующую группу. Есть тренды, на которых выезжают некоторые компании. Вот несколько лет назад появился тренд адаптивных сайтов, и на этом тренде поднялось несколько компаний. Опять же есть специализация, и это тоже тренд. Компании занимаются созданием сайтов, а потом они уходят в SEO, потом из них получаются инфраструктурные проекты, которые уже и сайтами не занимаются, или они занимаются специализированными аналитическими системами, или они уходят в консалтинг. Рынок всегда трясет, но сейчас я не вижу особых структурных изменений, если смотреть на это не как набор деревьев, а как на лес. Сейчас начинают выигрывать те компании, у которых хороший менеджмент и хорошая аналитика.
М.СПИРИДОНОВ: Как будет меняться этот рынок в будущем? Насколько сильно он может пострадать от расширяющихся облачных сервисов с готовыми дизайнами сайтов?
Д.ВАСИЛЬЕВ: В идеальном мире среди агентств у нас останутся только крупные агентства, которые будут работать с топовыми клиентами и нестандартными проектами. У нас останется сегмент недорогих сайтов и недорогих проектов, которые должны уйти в облачные сервисы и которые технологически должны к тому времени удовлетворить все возможные потребности заказчиков. Также останутся частные разработчики и небольшие компании, которые будут специализироваться на поддержке, обслуживании, доработке. Часть из среднего уровня студий и агентств должны будут переквалифицироваться в аналитические и консалтинговые агентства. Опять же мы говорим про идеальный мир. Этот процесс тормозит и технологическое несовершенство тех же самых облачных платформ, и вещи, связанные с менталитетом, доверием и инерцией. Агентства не собираются так просто сдаваться, они стараются оставаться на плаву и сохранять конкурентоспособность своей модели. Я думаю, что общий тренд будет стремиться к тому, что сегмент недорогих решений и типовых бизнесов типа парикмахерских, химчисток, прачечных и так далее будет больше уходить в шаблонные решения.
М.СПИРИДОНОВ: С разработкой всё понятно. Что ты думаешь по поводу рынка CMS? Насколько реальным будет тот рынок, в котором ты находишься сейчас? Я знаю, что есть мнения игроков этого рынка о том, что ушло время и, хотя всё еще продажи идут, время уже ушло.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Интересно, кто такое сказал.
М.СПИРИДОНОВ: Я не могу комментировать.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: У вас всё хорошо с продажами?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, у нас всё на уровне. Непосредственно сейчас мы ощущаем предкризисные ожидания, с нашими партнерами мы общаемся на эту тему, и действительно октябрь-ноябрь – это месяцы, когда заказчики часто ожидают кризис, сидят на деньгах, стараются не разрабатывать вторые и третьи сайты. Это сказывается на партнерах, и мы это ощущаем, но серьезных проблем у нас нет. Насколько я знаю, у наших коллег тоже таких проблем нет.
М.СПИРИДОНОВ: Как будет меняться рынок? Он будет уходить в облако? Насколько глубоко он туда уйдет? Останутся ли CMS в таком виде, в котором они есть сейчас, или всё-таки они частично уйдут в облако, а частично станут более сложными решениями для каких-то крупных бизнесов?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Лет 5 назад подобные разговоры ходили про opensource CMS, говорили, что они уже на достаточном уровне, что все проблемы, которые им мешали конкурировать с коммерческими продуктами, решены, и через 3-4 года рынок коммерческих продуктов схлопнется. Мы тоже про это думали, мы этого немного боялись, мы даже думали, что нам делать, если нам придется выходить в opensource. Мы думали, как зарабатывать деньги и как перестраивать бизнес-процессы. В реальности этого не произошло, сегмент opensource-решений растет, и наш сегмент тоже растет, если посмотреть на исследования в динамике. С облачными решениями похожая ситуация. Есть поговорка про пиво по утрам. Пиво по утрам не только вредно, но и полезно. Облачные решения помогают пользователю с небольшими бюджетами, которые боятся и думают, что они не готовы, сделать первый шаг. Пользователь делает первый шаг, понимает, что это не так сложно, что дальше можно с этим работать. Если он понимает, что ему нужно двигаться дальше, то вполне возможно, он уйдет с облачного решения и перейдет на коммерческий продукт. В этом смысле подобные решения и помогают нам в том числе. Здесь многое будет зависеть не только от того, как поведут себя производители систем управления сайтами, насколько они будут готовы и захотят конкурировать в этом сегменте с облачными решениями, но и от облачных решений, от того, насколько быстро и полно они смогут удовлетворять потребности не только неприхотливых клиентов, но и прихотливых.
М.СПИРИДОНОВ: Видишь ли ты сохранение твердой почвы под ногами твоего бизнеса разрезе 5 лет?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Да, безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Хватит ли у тебя духа после 15 пройденных лет еще 5 лет заниматься этим бизнесом?
Д.ВАСИЛЬЕВ: Вполне хватит. Это интересно, сейчас всё становится интереснее.
М.СПИРИДОНОВ: На этом можно ставить точку, однако в конце каждой программы я предлагаю гостю что-то добавить, если есть какая-то тема, которую хотелось бы затронуть. Если все темы мы обсудили, то сделай резюме к нашей беседе, и я закрою нашу программу.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Можно рассказать про текущую ситуацию, например, про кризис, про который уже все уши прожужжали. Я выступал в секции на РИВе, которая была посвящена разработкам, и там в каждом докладе говорилось про кризис, про то, как всё будет плохо, что нужно всех увольнять, что нужно искать какие-то решения и так далее. Я помню кризис 2008-2009 годов. Действительно на рынке было не очень хорошо, и нам как разработчикам было не очень хорошо, у нас резко упали продажи раза в два, потом они потихоньку восстанавливались, у наших партнеров тоже всё было не очень хорошо. На самом деле, кризиса бояться не стоит, кризис – это отличная возможность для того чтобы пересмотреть вопросы, связанные с эффективностью управления и эффективностью затрат, и найти те решения, которые помогут с ним справиться. Так получилось, что наш store мы выпускаем как раз в разгар ожиданий кризиса. Не знаю, сколько он продлится и выльется ли он в полноценный кризис, но надеюсь, что нет, тем не менее, мы уже ощутили интерес наших партнеров к тому, чтобы использовать наше решение. Кто-то решает использовать другие решения, в том числе облачные сервисы, для снижения затрат и удовлетворения потребностей клиентов с меньшими бюджетами и большими запросами. Я могу сказать, что ни в коем случае нельзя сдаваться, если что-то плохо, и ни в коем случае не нужно почивать на лаврах, если всё хорошо. Такие компании, как мы, производители сервисов или коробочных продуктов, помимо зарабатывания денег, несут миссию по автоматизации, по улучшению бизнеса наших конечных партнеров. Нужно быть внимательным к тому, что мы предлагаем, нужно выбирать, нужно анализировать и не ругаться, и всё будет хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Мы не раз говорили в программах с разными героями о том, что кризис имеет благотворное влияние. Я сам не раз подчеркивал, что это самая тонизирующая и самая честная проверка для бизнеса, которая часто заставляет находить новые решения. Мне сейчас в голову пришло другое сравнение, которое можно было бы привести. Кризис – это как змеиный яд. Из определенных змеиных ядов в малых количествах делают лекарство. Говорят, они в каких-то случаях поднимают чуть ли не полуживых и делают из них вполне здоровых людей. Однако в больших дозах яд естественным образом становится смертельно опасным веществом. Главное, чтобы у нас не случилось передозы кризиса, однако, бояться его не нужно. Этого делать нельзя, если вы предприниматель, поскольку пораженческий настрой сказывается на сотрудниках и на бизнесе.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Можно добавить пример графа Монте Кристо. Там герой давал немного яда своему внуку, и благодаря этому внук выжил. Если мы готовы к этому, то никакой кризис нам не страшен.
М.СПИРИДОНОВ: У нас получился новогоднее мотивирующее послание. Оно уместно, потому что записываем мы с тобой выпуск заранее, но выйдет он как раз в канун Нового года. Поздравляю всех слушателей с наступающим Новым Годом. Пусть в новом году сбудется всё, что вы задумали и запланировали. В качестве подарка редакторы программы предложили озвучить для вас известную мантру средневекового полководца Тамерлана. Я эту мантру не знал, но, тем не менее, озвучу ее, она довольно внятная и, наверное, работающая. «Судьба у меня в руках, и счастье всегда со мной». Если вдуматься и поверить в это тотально, то это может стать жизненным девизом. Повторяйте ее почаще. Будьте сильны и счастливы в новом году! Тебя тоже с наступающим, Дмитрий. Мы с тобой звучим в наушниках наших слушателей уже совсем накануне Нового Года.
Д.ВАСИЛЬЕВ: Спасибо. Я тоже поздравляю наших слушателей с наступающим Новым Годом! Пусть у вас всё будет хорошо! Фраза действительно хорошая, мне понравилась.
М.СПИРИДОНОВ: На этом все. Вы слушали программу «Рунетология», у нас в гостях был основатель Netcat Дмитрий Васильев.
Редакция выпуска – Андрей Митрохин, Станислав Жураковский, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Еще раз с наступающим! Будьте здоровы! Пока!