М. Спиридонов: Добрый день, коллеги. Сегодня 4 декабря 2009 года, в эфире 32 выпуск эксперт-шоу «Рунетология». В студии программы Максим Спиридонов. Предпринимательская деятельность и работа по найму, по сути, вещи очень разные. Прежде всего, потому что требуют разных человеческих типов. Главное, как мне кажется, то, что предприниматель способен долгое время находиться в состоянии неопределенности и нестабильности. Особенно ярко это видно в стартапе. Может быть всё, что угодно: нет денег погасить проценты по кредиту, сотрудники давят, требуя повышения зарплаты, нет никаких гарантий того, что твой продукт будет кому-нибудь нужен. Нормального человека это дестабилизирует. И если не заставляет свернуть деятельность, то сильно бьет по нервам и мешает принятию трезвых и, тем более, рискованных решений. А без рисков и экспериментов в предпринимательстве никуда. Сегодня у нас в гостях человек, знающий, что такое предпринимательство и что такое работа менеджером по найму - руководитель компании «ГлавCтарт», создатель сервиса «Price.ru» и экс-директор по разработке и развитию проектов компании «Рамблер» Аркадий Морейнис. Аркадий, здравствуйте.
А. Морейнис: Добрый день.
М. Спиридонов: Вам удалось побывать в ипостаси и предпринимателя и топ-менеджера крупной публичной компании. Какое амплуа Вам ближе?
А. Морейнис: Хороший вопрос. Ближе, наверное, амплуа предпринимателя. Хотя я считаю, что амплуа предпринимателя – это именно амплуа предпринимателя. Если на позиции топ-менеджера тебе дают проявить это амплуа, то это вполне нормальное существование. А если не дают, то плохо.
М. Спиридонов: Часто это происходит по вашим наблюдениям? По-моему, это редкая ситуация, когда топ-менеджеру дают проявиться.
А. Морейнис: Да, это достаточно редкая ситуация и объяснение этому есть: акционеры - владельцы компаний всё-таки предпочитают, чтобы компания развивалась по указанному и направляемому ими пути. Это вполне естественно.
М. Спиридонов: Парадокс заключается в том, что, с одной стороны, для того, чтобы компания росла эффективно, требуются творческие силы и требуются нетривиальные решения. С другой стороны, именно они могут вызвать опасный крен в сторону, кризис компании, её обрушение.
А. Морейнис: И наоборот. Творческий подход может вызвать и существенный рост компании. Всё не так однозначно.
М. Спиридонов: Да. Беда очевидна для собственника - он опасается зависеть от творчества и потенции другого человека. Когда это собственные решения – это одно, а когда это решения другого человека, то, как говорится, «чужая душа - потёмки». Вернемся к этому через минутку. Сейчас короткое досье гостя.
ДосьеАркадий Морейнис родился в Москве в 1963 году. После окончания школы служил в советской армии. В 1989 году с отличием закончил факультет вычислительной математики и кибернетики Московского Государственного Университета. Затем являлся сотрудником Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ. В начале 90-х начал заниматься бизнесом, создав компанию «Максимум» - поставщика оборудования и разработчика ПО для компьютеров «Макинтош». В середине 90-х Аркадий начал увлекаться интернетом, на почве чего им был создан онлайновый каталог «Автодром» и первый бесплатный сервис электронной почты «Экстранет». В 1997 году Аркадий основал онлайновую справочную службу «Price.ru», управлением которой занимался до лета 2009 года. Сервис неоднократно становился лауреатом и номинантом различных интернет-премий. С начала 2008 года по середину 2009 года занимал пост директора по разработке и развитию проектов компании «Рамблер». В настоящий момент руководит собственной компанией «ГлавСтарт». Живет и работает в Москве.
М. Спиридонов: Я правильно понимаю, что Вашими первыми проектами в области интернета были почтовый сервис «Экстранет» и каталог «Автодром»?
А. Морейнис: Да, но это был не совсем интернет. В 1997 год распространение интернета было слабым. Сервис бесплатной электронной почты «Экстранет» был полноценным бесплатным сервисом, потому что для обычных бесплатных сервисов типа mail.ru, gmail.com необходимо было иметь доступ в интернет. Тогда доступ в интернет был недешевым и нераспространенным удовольствием. Мы предоставляли и точки доступа в сеть и программное обеспечение, которое позволяло отправлять и принимать электронную почту и возможность заходить на некоторые сайты, которые мы открывали для бесплатного доступа.
М. Спиридонов: Как я понимаю, проекты были свернуты по причине нерентабельности?
А. Морейнис: Да. Это были проекты, которые немного опередили своё время. Если проанализировать ситуацию, то, например, в Америке примерно в то же время появились две аналогичные службы. Там они как-то развивались, поскольку сам рынок был более развит. Для России это было рановато.
М. Спиридонов: Вы сейчас много говорите о том, что такое стартаперство, как быть и что делать стартаперу. Очевидно, это в ключе Вашего нового бизнеса «ГлавСтарт». Об этом мы поговорим чуть позже. Вы, тогдашний, строивший компании «Экстранет» и «Автодром», были стандартным стартапером?
А. Морейнис: Когда я строил «Экстранет» и «Автодром» я был классическим стартапером, который был готов, загоревшись идеей, не просчитав все нюансы, сразу ринуться в бой. Проект «Price.ru» начинался исходя из других принципов.
М. Спиридонов: То, что Вы к развитию проекта «Price.ru» подошли более основательно, известно. Я посмотрел много материалов, в которых вы рассказываете про «Price.ru». Там Вы особенно подчеркиваете степень подробности в планировании.
А. Морейнис: Именно в этом и заключается разница. В разговорах со стартаперами я утверждаю, что две основные ошибки, которые стартапер может допустить и практически всегда допускает – непонимание цели и отсутствие плана. Это две классические ошибки, которые стартаперу надо пытаться избегать. Для этого требуется наличие определенной квалификации, здравого смысла и желания определить цель и план.
М. Спиридонов: Мне кажется, что на определенной степени сознания стартапер не понимает, что у него нет цели и нет плана. Для него цель – это заработать миллион, план – создание очередного блогхостинга. Мы с Вами понимаем, что это не является ни целью, ни планом. А вот молодые стартаперы этого не понимают.
А. Морейнис: Я в последнее время начал активно окунаться в область стартаперства. Конечно, это слово мне не очень нравится.
М. Спиридонов: Давайте назовём другим словом. Мне оно тоже не нравится. Только как? Молодые предприниматели?
А. Морейнис: Да, давайте. А что мы называем стартапом? Например, я сделал сайт, посвященный грузовым автомобилям, занялся его оптимизацией, поднял его высоко по ТИЦам, потом продал его продавцу автомобилей. Стартап это или нет?
М. Спиридонов: Хороший вопрос. Я думаю, это зависит от отношения и энергии лидера проекта, от инновационности идеи, амбициозности планов. Стартап – это состояние эмоциональное, потому что иначе стартапом является любая молодая компания. Может, у Вас есть готовое решение?
А. Морейнис: Готового решения у меня нет. У меня есть выведенная формула того, что для меня является стартапом. Во-первых, инновационность и стартап, к сожалению, совсем не связаны. Для того, чтобы быть стартапером, необязательно быть инновационным. У меня часто спрашивают, почему я не говорю об уникальности идеи, её инновационности. Ответ прост. Уникальность идеи необязательна. Например, если стартап рассчитан на продажу инвесторам, то их, прежде всего, будет интересовать, какие есть аналоги на Западе. Если таких аналогов не будет, то они начнут косо на тебя смотреть, потому что, если этого нет там, значит, эту идею нашли, сочли её неинтересной и не воплотили. Во-вторых, очень сложно опередить всех людей, у которых есть аналогичные идеи. Идеи носятся в воздухе. Если это и будет уникальностью, то на очень короткое время. Например, «Price.ru» - стартап по всем классическим канонам. Но в России к тому времени было 5 аналогичных справочников по ценам. И это не помешало ему в какой-то момент стать одним из основных игроков этого рынка.
М. Спиридонов: Но он был первым он-лайн справочником?
А. Морейнис: Нет, он был шестым. В то время было три бумажных справочника и пять онлайновых. Некоторые из них дожили до сегодняшних дней. Мало кто их знает, но тем не менее. Замечательные авторы Джек Траут и Эл Райс придумали термин «позиционирование». Они написали книгу «22 незыблемых закона маркетинга». Одно из этих правил гласит: «Главное, быть не первым фактически, главное – быть первым в головах потенциальных потребителей». Для меня определение стартапа ближе к амбициозности. Стартап – это проект, на создание которого требуется до трех программистов на срок до девяти месяцев и который можно продать или заработать на нем от миллиона долларов и выше. При этом миллион – это психологическая граница, условно говоря, много.
М. Спиридонов: Определение шаткое получается.
А. Морейнис: Да, но для меня это критерий оценки.
М. Спиридонов: Возвратимся к Вашей стартаперской жизни. Когда для Вас стало очевидно, что проект «Price.ru» состоялся? Всё шло по плану?
А. Морейнис: Любой план – минимизация рисков. Полностью их устранить нельзя. Любой план может «накрыться медным тазом» от столкновения с реальной жизнью. Ситуация может измениться, конкуренты могут совершить действия, которые ты не мог спрогнозировать. План – это то, что будет, если ничего не изменится. Благодаря плану ты понимаешь к чему ты идешь. Это очень важно.
М. Спиридонов: Вы начинали на свои деньги или «инвесторские»?
А. Морейнис: Я начинал на деньги, которые стали моими, потому что я их одолжил. Это не классическая инвестиция. Это деньги, которыми я рисковал.
М. Спиридонов: Вы воспользовались одной из трех F – friends, fools, family?
А. Морейнис: Слава Богу, нет. Люди, которые дали мне деньги на создание «Price.ru» некоторую часть науки планирования вложили мне в голову. Многие стартаперы ломаются на этапе разговоров с инвесторами, так как нормальные инвесторы больше пяти минут слушать бред про то, что разработчики быстро всё сделают и к ним сразу пойдут люди, не могут.
М. Спиридонов: А Price.ru на чем зарабатывал, помимо рекламных площадок, то есть размещения прайсов?
А. Морейнис: Ни на чем. Это и была основа бизнеса. Конечно, была определенная доля медийной рекламы, но подавляющую часть прибыли приносило и приносит размещение прайс-листов.
М. Спиридонов: Вы сказали, что отчасти учились у своих заимодателей. Очень важное качество для любого предпринимателя – способность и готовность учиться у всех тех, кто находится рядом: у сотрудников, инвесторов, людей, которые просто находятся рядом, с которыми общаешься.
А. Морейнис: Да, это очень принципиально для стартапера. Люди вбили себе в голову некую идею и считают, что она успешна. Если говорить им, что она может работать не так, как они запланировали или не работать вовсе, то они просто будут отвечать, что их не понимают. Классический ответ стартапера.
М. Спиридонов: Возвратимся к Price.ru. Через год-два вы получили инвестора, совладельца, компанию «Консультант-плюс».
А. Морейнис: Да, получил.
М. Спиридонов: Каким-то образом Вашим амбиции были этим зажаты?
А. Морейнис: Нет. Это был принципиальный подход. Для «консультанта-плюс» это был опыт просмотра того, что происходит в интернете. Это, как раз, был начальный этап развития интернета. «Консультант-плюс», как компания, которая достаточно четко отслеживает различные тенденции, решила посмотреть, что происходит в сети. Для этого им был нужен человек, который достаточно свободно ориентируется в ситуации, принимает решения, на результаты которых они и будут смотреть.
М. Спиридонов: В одном из интервью Вы говорили, что все интернет-проекты можно разделить на три типа: те, которые делаются для удовольствия; те, которые делаются для продажи и те, которые создаются для того, чтобы на них зарабатывать. Удалось ли совместить в Price.ru все эти качества?
А. Морейнис: Нет. Мой принципиальный посыл – это интерпретация цели. Прежде чем начинать любой проект, стартапер должен определиться с целью, то есть с тем, к какому типу будет относиться его проект.
М. Спиридонов: Неужели это никак не объединить?
А. Морейнис: Нет. Чисто теоретически можно найти проект, который объединит это всё воедино. Может, Yandex, Google, но это единицы. А если говорить про рынок, то есть про совокупность, то проект создается либо в основном для удовольствия, либо как «денежная машинка», либо как объект для продажи. Если ты создаешь проект для заработка денег, это означает, что он направлен на получение определенного процента годовых от вложенных инвестиций. То есть создается бизнес-модель, которая обеспечивает разумный возврат на инвестиции. Суть состоит в том, что инвесторам такие проекты не интересны вообще. Инвестиционным фондам интересны проекты, которые в данный момент могут вообще не зарабатывать денег, но у которых есть очень большая перспектива. Даже в течение владения этим проектом венчурная компания может тоже не зарабатывать деньги, потому что её основная задача заключается в перепродаже этого проекта фонду прямых инвестиций или выводе на IPO. Если ты хочешь делать свой проект для вставки в пищевую цепочку «посевной фонд - венчурный фонд - фонд прямых инвестиций», то ты прекрасно должен понимать, что основные критерии, по которым оценивается и покупается твой проект - это необходимость больших вложений в него и наличие огромной перспективы. Вот такие проекты интересны фондам. Им интересны мечты. Проект у которого возврат 25% годовых им совершенно не интересен, так как они его никому не продадут. Для того, чтобы заработать деньги принципиален такой подход. Не нужно рассчитывать на то, что через 3-5 лет космические корабли будут бороздить просторы Вселенной, а тебе нужно как можно быстрее добиться того, чтобы проект стал окупаемым.
М. Спиридонов: По моим наблюдениям, финансовые партнеры всё более облекают проект в более конкретные рамки. Они хотят получить «зарабатывающую мечту». Не Твиттер с нулевой выручкой и капитализацией в миллиард, а Твиттер, который приносит прибыль.
А. Морейнис: Да, наверное благодаря кризису. Например, мой знакомый Толя Левенчук говорит: «Я являюсь сторонником австрийской школы экономики, которая утверждает, что не сейчас кризис, а раньше был пузырь, а теперь мы вернулись к нормальным условиям хозяйствования». Сейчас происходит этот возврат, люди начинают больше думать о деньгах. Но если говорить о массе, то инвесторы просто начинают смотреть на зарабатывающие модели, вкладывать в них больше денег. Раньше такие проекты им были вообще не интересны - им были интересны «будущие космические корабли», которые их привлекают и сейчас. Давайте посмотрим на упомянутый Вами Твиттер. Это компания с капитализацией в миллиард долларов, не зарабатывающая ничего. Вот классический пример «будущего космического корабля».
М. Спиридонов: Может, Твиттер – это один из последних динозавров того пузыря? Мне кажется, сейчас маловероятно появление других проектов такого масштаба.
А. Морейнис: Я не уверен. Мне кажется, что появится что-то подобное в ближайший год, потому что, как говорится, «свято место пусто не бывает». Фондовый рынок никто не закрывал. Акциями продолжают торговать, а если не будет возникать проектов, работающих на перспективу, то возникает вопрос, чем же будут заниматься люди, которые раньше занимались покупкой-продажей акций. На всех биржах главный показатель развития компании – отношение цены акции к реальным дивидендам на эту акцию. Мы прекрасно понимаем, что это соотношение может достигать сотню, то есть компания оценивается как сто годовых прибылей этой компании. То есть надо прожить сто лет, чтобы отбить свои вложения. Это и есть механизм, на котором работает этот рынок. Раз этот рынок есть, то будут возникать проекты, востребованные этим рынком.
М. Спиридонов: Хорошо. Вернемся к теме Вашей карьеры. Вместе с проектом «Price.ru» Вы вошли в Rambler. Это был очень серьезный этап, о котором хочется поговорить. Что происходило в Rambler на момент начала Вашей карьеры? Судя по книге Игоря Ашманова «Жизнь внутри пузыря», там царил беспорядок.
А. Морейнис: Не стоит забывать, что между тем, как Ашманов ушел из компании и тем, как Price.ru стал частью холдинга, прошел значительный промежуток времени. Я же пришел не на смену Ашманову. Многие считают, что с моим приходом началась «жизнь в пузыре номер 2». Нет, это была крупная компания со своими корпоративными законами. Естественно, брюк в унитазе там не находили.
М. Спиридонов: Там было всё в порядке? Она производила впечатление успешно развивающейся компании?
А. Морейнис: Впечатление компании, развивающейся по своему заданному плану. По-моему, успешность – это и есть выполнение того, что ты наметил. С точки зрения посторонних наблюдателей мне сложно сказать.
М. Спиридонов: Каким образом формировали для себя Вы или руководство Рамблера задачи и цели на первых этапах?
А. Морейнис: Ситуация очень простая. Начну с лирического отступления. Если говорить о стартапах, инвесторах, мало кто понимает, что мало купить. Это один из самых быстрых и легких процессов. Самый долгий и тяжелый этап, на котором многие ломаются – процесс интеграции, процесс совмещения целей и задач нескольких бизнесов, корпоративных культур. Это процесс «притирки», необходимый для того, чтобы совместная деятельность была успешна. Он должен быть взаимным. И у меня, как у директора Price.ru были планы по развитию, и у руководства Рамблера было свое видение будущего. Мы искали пути развития Рамблера и Price.ru, старались, чтобы общий суммарный эффект был синергетическим.
М. Спиридонов: Вы не сразу стали руководителем, одним из топов Рамблера. Вы какое-то время просто руководили Price.ru, как и раньше. Когда Вы стали руководителем? С чьей стороны возникло это решение?
А. Морейнис: Весной 2007 года произошла смена генерального директора Рамблера. Новым генеральным директором стал Марк Опзумер. Естественно, как любой новый руководитель перед которым поставили серьезные амбициозные задачи он начал подбирать себе команду. Мы нашли взаимопонимание. То, что он описывал в качестве целей было интересно для меня, а то, что я говорил в своих планах было интересно ему. Соответственно, в середине 2007 года я присоединился к команде Рамблера в должности руководителя отдела поиска, на которой пробыл около полугода. С 1 января 2008 года я стал директором по разработке и развитию проектов Рамблера.
М. Спиридонов: 2007 год был для Рамблера годом больших надежд. Возможно, последним годом больших надежд для компании.
А. Морейнис: Зачем же вы её так сразу хороните?
М. Спиридонов: Я не хороню, просто нисходящий вектор пока что очевиден. Мы поговорим об этом. Я просто констатирую. Какие тогда были планы? Какие направления хотелось освоить для того, чтобы стать наравне с Яндексом или даже опередить его?
А. Морейнис: Я сейчас буду говорить ту информацию, которая была открытой на тот момент. Я не буду раскрывать Вам секреты. Коммерческую тайну никто не отменял. Планы имели финансовые показатели, о которых я вам говорить не буду. Я скажу какие задачи ставил Рамблер на тот момент. Основная задача Рамблера была двуедина. Это решение задачи позиционирования компании и выпуск продуктов, поддерживающих новое позиционирование. Необходимо было влить позиционирование, чтобы у пользователей было четкое понимание того, что такое Рамблер, для чего на него нужно приходить, чем он интересен и полезен и чем он отличается от того же Яндекса или Мейла. После решения этой задачи можно было ставить практические цели, которые бы исходили из этого позиционирования.
М. Спиридонов: Именно так задачу формировали для Вас и Вы отвечали за её выполнение?
А. Морейнис: Да. Я принимал участие в её формировании, как один из топ-менеджеров компании. Как говорится, инициатива наказуема. Раз участвовал в формировании, так действуй!
М. Спиридонов: Вы довольны тем, что было сделано? Как Вы считаете, получилось вывести Рамблер в новую нишу?
А. Морейнис: Себя судить сложно. Я очень старался это сделать. Получилось, наверное, не всё, но принципиальные шаги были сделаны. Начали появляться новые продукты. Мне кажется, что определенных результатов я достиг.
М. Спиридонов: Существует расхожее мнение, что многие сервисы, которые были созданы в момент возрождения Рамблера, недоделаны, недодуманы. Например, Рамблер.Планета, Рамблер.Друзья.
А. Морейнис: Рамблер.Планета – это старый продукт, Рамблер.Друзья – это новый сервис. Основной задачей на 2007-2008 годы являлось начало пути. Необходимо было заложить основу, сформулировать позиционирование, начать выпускать новые продукты, которые будут подтверждать это позиционирование. Как любые новые версии продуктов, наверное, они имели определенные недостатки. Например, первая версия портала Яндекса работала на поисковике Рамблера, если кто-то еще об этом помнит. И что? Потом они внедрили в интернет свой поисковик. На данный момент существует предвзятость по отношению к Рамблеру. В какой-то момент его начали ругать за какие-то недостатки. Потом, когда эти недостатки ушли его не перестают ругать. Просто потому что так привыкли.
М. Спиридонов: Знаете, мне тоже пару раз указывали на то, что я порой перегибаю палку, говоря о Рамблере, как о компании, которая стагнирует, потихоньку спускается со своих вершин. Но делаю я это не потому, что считаю это модным. Мне, как предпринимателю, интересен процесс этой стагнации. Мне хочется понять как историю успеха, так и историю неуспеха. Именно поэтому мне так любопытен Рамблер, поэтому мне интересно, как компания, бывшая лидером Рунета постепенно идет вниз. Это очень интересно и поучительно.
А. Морейнис: Возможно, это интересно и поучительно. Сейчас все говорят, что Рамблер идет вниз, спрашивают, почему. Потому что там доля поиска падает. И что? Почему уменьшение поисковой доли является показателем Рамблера в целом? Рамблер – это портал у которого много сервисов. Основная задача Рамблера, как портала – это обслуживание массы аудитории массой сервисов. Да, доля падает. Некоторые вещи выдергиваются из контекста и по ним делаются утверждения о том, что Рамблер скоро упадет до нуля, потому что поисковая доля упадет до нуля. Не вижу никакой связи.
М. Спиридонов: Совершенно согласен с тем, что нельзя в этом тренде находиться. Сам я буду пытаться говорить более корректно. Прибыль так же отрицательная. Что насчет трафика?
А. Морейнис: Скажу, что в 2007-2008 годы Рамблер выходит с прибылью. Сейчас идет 2009 год. Всем известно, что из рекламной прибыли три четверти рекламных бюджетов – это вторая половина года, на самом деле осень. Поэтому судить вообще о результатах года по результатам первых кварталов некорректно. Возьмите любые рынки где прибыль зависит от медийной рекламы. Там ситуация ровно такая же.
М. Спиридонов: Но у Mail.ru и Яндекс все кварталы были прибыльные.
А. Морейнис: Что касается Рамблера, то в первом квартале был убыток, но это не значит, что по итогам года тоже будет убыток. Одно из другого не следует.
М. Спиридонов: Вам кажется, что с Рамблером не все так плохо, как пытаются представить некоторые, в том числе и я.
А. Морейнис: Я скажу, что надо подходить к этому вопросу корректно. Вы бы знали, сколько всего я выслушал от «доброжелателей», от своих добрых знакомых пока работал в Рамблере. Я прекрасно знаю все эти вопросы и утверждения.
М. Спиридонов: У Вас нет ощущения, что Рамблеру не хватает «свежей крови»?
А. Морейнис: Я не хочу высказывать своего мнения о стратегии сегодняшнего руководства Рамблера - я могу судить только о том времени, пока я там работал.
М. Спиридонов: Можно сказать, что Вам не дали доделать то, что Вы начали? Ряд сервисов, на мой взгляд, выглядит незаконченными, недоделанными.
А. Морейнис: Это тоже вопрос не очень корректный. Сама постановка вопроса «не дали» означает, что мне нужно было спешно бежать из компании. Не чувствуете этой предвзятости?
М. Спиридонов: Конечно, чувствую, более того, я совершенно сознательно это делаю. Мне хочется понять почему Вы ушли из Рамблера.
А. Морейнис: Через определенное время стало понятно, что мои взгляды на стратегию развития компании и взгляды акционеров отличаются. И в данной ситуации надо было принимать решение и выбирать по какому пути развиваться и двигаться дальше. Все карты были в руках у акционеров, потому что компания принадлежит им. Они принимают, на их взгляд, верное решение. Поэтому мы поговорили, обсудили и решили, что пришла пора разойтись.
М. Спиридонов: Возвратимся к теме Price.ru. Как Вы оцениваете Рамблеровский вектор развития онлайн-службы без Вашего участия?
А. Морейнис: Я же уже сказал, что по поводу текущей стратегии развития Рамблера я никаких комментариев давать не буду. Это дело журналистов и руководства компании. Заниматься оценкой друг друга не стоит.
М. Спиридонов: Я понял Вас. Расскажите о своей новой компании. Мы неоднократно касались этой темы, с нее начали и о ней весь наш сегодняшний разговор – тема стартапов. Ваша компания называется ГлавСтарт. Кому она нужна? Кто будет пользоваться её услугами? В какой роли Вы выступаете?
А. Морейнис: ГлавСтарт – это название компании. Расшифровка того, что она делает – фабрика стартапов. Основная задача – это создавать стартапы, предназначенные для продажи. В структуре, организации, идеологии, концепции компании есть несколько ключевых моментов, принципиально отличающих её от других посевных фондов или бизнес-инкубаторов. Первая ключевая мысль заключается в том, что идеи стартапов нужно придумывать внутри фабрики. Из стартаперского движения мы исключаем самое слабое звено, то есть стартаперов.
М. Спиридонов: Вы собираетесь самостоятельно рождать идеи?
А. Морейнис: Да, абсолютно правильно. Например, мне знакомый рассказывал, что за год они рассматривают около 1500 заявок от стартаперов, берут в работу 2-3. И то, только от отчаяния, потому что кого-то надо брать в работу. Уровень нынешних стартаперов и их идей настолько низок, что очень сложно на их основе вырастить что-то большое и полезное. Аппетиты же этих стартаперов растут до невозможности. Условно говоря, давайте я Вам принесу идею, нарисованную на листе бумаги, а Вы мне дадите миллион за 20 % этого проекта, а если я Вам принесу еще то, что в моем понимании называется прототипом или бета-версией, то Вы мне за эти 20% 10 миллионов дайте, пожалуйста. Причем, в долларах. Для оценки всех этих идей используются эксперты, которые анализируют, строят бизнес-модели, пытаются понять, востребовано это на рынке или нет. Так почему бы не взять нормальных экспертов и не повернуть ситуацию в другую сторону, посмотреть на продукты, которые появляются на европейском и американском рынке, посмотреть на игроков рынка России, что ими востребовано в области интернета и генерить те самые бизнес-модели, идеи продуктов, которые будут востребованы. То есть первый ключевой момент – идеи должны генериться внутри Фабрики. Второй ключевой момент – в каждом проекте должно быть изначально понятно, кто может быть покупателем этого проекта. Ни один проект не пускается в работу, потому что он красивый, технологичный - он пускается в работу, когда понятно кто может быть заинтересован в этом продукте и почему. Третий ключевой момент – это то, что уже под эту идею нанимаются люди с рынка за зарплату или долю в этом проекте. Четвертая ключевая вещь – это то, что является объектом продажи. Я считаю, что необязательно выводить продукт на рынок для того, чтобы его успешно продавать. Это в некоторых случаях вредно. Я стал использовать термин «коробочный стартап», «стартап в коробке», который включает в себя три составляющие: работающая версия продукта; команда, которая сделала этот продукт и, условно говоря, продается вместе с этим продуктом и технико-экономическое обоснование и бизнес-план этого проекта.
М. Спиридонов: И, очевидно, юридическое лицо?
А. Морейнис: Это тонкости. Это может быть как юридическое лицо, так и нет. Это зависит от того, что удобнее покупать инвестору. Есть несколько причин, по которым можно и нужно продавать «проект в коробке». Первая причина – это то, что для вывода продукта на рынок требуется слишком много времени и денег если грамотно это делать. Вторая причина: инвесторы покупают перспективу. Это означает, что если у тебя убедительная идея продукта, то инвестор может его купить, потому что для него важна оценка перспективы этого проекта. Третья причина: если мы делаем проект и изначально представляем кому он может быть полезен и почему, это означает, что мы рассчитываем на синергию того проекта, который мы делаем и того покупателя, который потом его купит. Это означает, что от того, что мы выведем этот проект на рынок и добьемся каких-то показателей ничего не изменится. Показатели, которых мы добьемся будут несопоставимы с теми показателями, которых может достичь сам покупатель. Давайте представим себе, что мы сделали социальную сеть для владельцев попугаев и пытаемся ее продать. Понятно, что продавать ее Мейл.ру, Яндексу, Одноклассникам, Рамблеру совершенно бессмысленно. Аудиторные показатели этой социальной сети будут несравнимы с аудиторными показателями этих компаний. С другой стороны, мы теоретически можем продать этот продукт производителю корма для попугаев. Зачем ему это может быть нужно - очевидно. Но, с другой стороны, надо четко понимать, что этот производитель корма для попугаев, используя свои маркетинговые каналы, бюджеты и возможности всё равно за более быстрое время достигнет более высоких аудиторных показателей, нежели мы, пытаясь вывести это проект на рынок, зарегистрировав сто коллег в этом сервисе. Это будут просто несопоставимые цифры и показатели.
М. Спиридонов: Понятно. Концепция красивая.
А. Морейнис: Следующая причина заключается в проблеме интеграции. Мы видели огромное количество выведенных на рынок проектов, которые покупались крупными игроками после чего они были либо сбоку где-то, либо были закрыты, потому что они не смогли их интегрировать. Потому что для того, чтобы успешным образом интегрировать проект необходимо, чтобы они совпадали один в один с вами или его нужно модифицировать, изменять под свою бизнес-модель, в результате чего часть аудитории и часть прибыли потеряются. Следовательно, акционеры сразу спросят, а что же ты покупал и для чего. В результате изменений, та команда, которая выводила этот проект на рынок в первоначальном виде, просто уйдет, потому что это нарушение её видения мира. Когда ты покупаешь проект в коробке - это означает, что ты изначально его начинаешь встраивать и развивать как нужно тебе. Последняя причина - цена. Проект, выведенный на рынок и добившийся каких-то показателей будет стоить 10 миллионов долларов. «Проект в коробке» будет стоить 1, максимум 2 миллиона долларов. Это уменьшит риски покупателя и увеличит его возможность купить несколько проектов для того, чтобы более успешно и эффективно развиваться, минимизировать риски.
М. Спиридонов: А кто страхует ваши риски? Изначально вкладываетесь вы сами, вы получаете принципиальное добро, но никаких гарантий того, что проект действительно купят, нет.
А. Морейнис: Я даже не должен получать предварительного согласия. Теоретически это могут быть компании, с которыми ты уже поговорил. В некоторых случаях этого нельзя делать, потому что, открыв свою модель, ты сразу получишь кучу конкурентов, которые будут пытаться делать то же самое. В некоторых случаях нужно приходить с готовым продуктом и говорить, что либо вы покупаете его сегодня, либо завтра он будет у ваших конкурентов.
М. Спиридонов: Страховкой риска является наличие компетенции?
А. Морейнис: Да.
М. Спиридонов: То есть Вы должны просчитать рынок и понять, какая тема и когда, на каком конкурентном рынке как выстрелит?
А. Морейнис: Да, именно это.
М. Спиридонов: А деньги собственные?
А. Морейнис: Да, собственные.
М. Спиридонов: Красивая схема. Аркадий, я предлагаю перейти к вопросам слушателей. Они задавали вопросы, которые мы уже обсуждали сегодня, но также были вопросы, которых мы еще не касались в нашем разговоре. Не планируете ли Вы приобрести домен «Цены.рф»? Как относитесь к доменам РФ?
А. Морейнис: Нет, потому что я не являюсь ни владельцем Price.ru, ни его генеральным директором. Этот вопрос нужно относить к руководству Price.ru или Рамблера. Отношение у меня к доменам рф двойственное, потому что регистрировать такой домен, который ни один иностранец не может набрать, потому что у него на клавиатуре нет русских букв, необходимо для каких-то специфических бизнесов, которые принципиально направлены только на Россию. Возможно, где-то и как-то это будет востребовано.
М. Спиридонов: Кого и чего не хватает на Ваш взгляд для развития Рамблера?
А. Морейнис: Не комментирую.
М. Спиридонов: Почему Рамблер, когда был популярен, слабо развивался в отличие, например, от Мейла?
А. Морейнис: Это было еще до моего появления в компании. Я комментирую только то, что происходило со мной. При мне он развивался активно.
М. Спиридонов: Об этих игроках мы все забываем, но они присутствуют на Западе. Как Вы считаете, есть ли будущее у Yahoo и Bingo на российском рынке?
А. Морейнис: Нужно понимать, что оценивается, в первую очередь, не качество продукта, а готовность и желание тратить маркетинговые деньги. Мне не кажется, что для Yahoo Россия является приоритетным рынком. Что касается Microsoft, я не думаю, что для него опять-таки Россия является приоритетным рынком. Сейчас у них идет достаточно агрессивная и активная политика на американском рынке. Пока там они не достигнут поставленных показателей, вряд ли они будут активно развиваться в России.
М. Спиридонов: Хорошо. Новость недели.
НовостьЛибрусек станет легальным. Об этом пишут издания, сообщающие об IT-новостях. Крупнейшая пиратская онлайн-библиотека Либрусек, любимая многими, перейдет на легальный метод распространения контента. Информацию об этом подтвердил создатель ресурса Илья Ларин. Публикации на их сайте будет теперь осуществляться не пользователями, а напрямую правообладателями. За месяц пользования библиотекой с зарегистрированных читателей будет взиматься сумма в 10 долларов, часть которой в дальнейшем составит официальный гонорар авторов изданий. Новость о введении этой абонентской платы породила массу недовольных отзывов от постоянных посетителей пиратской библиотеки.
М. Спиридонов: Что Вы думаете на этот счет?
А. Морейнис: Хорошо, что пытаются это сделать. Воровать можно много, но когда-нибудь это надо прекращать.
М. Спиридонов: Тема авторских прав цифрового контента сейчас является магистральной. Сейчас практически любой контент может стать цифровым: аудио, видео, текстовый, графический. Более того, у меня сейчас суд идет по этому поводу. Нас обвиняют в том, что мы заимствовали фотографии ряда фотографов в то время, как мы их покупали в банке Shutterstock. Главная беда заключается в том, что судья вообще не понимает, о чем идет речь. На предложение показать как вообще выглядит фотобанк я получил ответ, что у них нет и не будет доступа в интернет. На это я сказал, что у меня есть с собой ноутбук и yota, что я просто покажу его - она мне ответила, что не требуется. Я чувствую, что это будет длинная история. Авторов, которые находятся с той стороны, я тоже понимаю. Им показалось, что у них украли. Они наняли адвоката, вложили в это деньги. Около 150-200 тысяч рублей. И сейчас они хотят эти деньги отбить, как в любом бизнес-проекте. Сейчас я общаюсь с людьми на форуме, которые увлекаются продажей фотографий и зарабатывают деньги, продавая фотографии на Стоках, фотобиржах. Я чувствую, что там моя позиция не находит понимания. Я даже выложил скриншот собственного аккаунта в Shutterstock , где указано, что в течение двух с лишним лет я исправно оплачиваю услуги. Но это не убеждает людей. Сейчас существует противостояние между правообладателями и издателями как добросовестными, так и недобросовестными. Эти конфликты, возможно, будут сопровождать нас долго.
А. Морейнис: Непонято, насколько долго. Есть другие стороны этой же проблемы. Например, классические «видеопомойки» на популярных сайтах и порталах. Юзер запостил какой-то ролик и ты начинаешь разбираться, потому что на тебя идут иски владельцев прав. И ты ищешь того, кто запостил этот ролик. Может, это сам владелец авторского права, а этот какой-то пользователь, грубо говоря, «белый кролик». Проблема авторских прав достаточно серьезная и как процесс получения денег и как способ подставить владельца ресурса.
М. Спиридонов: Да. Более того, покупка легального контента тоже не является гарантией того, что не возникнут проблемы. Такая ситуация существует из-за невнятности законов и непонимания большинства судебных органов, о чем вообще идет речь.
А. Морейнис: Честно говоря, совсем непонятно как эту проблему решать. Были в свое время предложения обложить продажу всех дисков каким-то налогом, который будет идти на авторские отчисления, а распространение контента в сыром виде сделать бесплатным.
М. Спиридонов: Это тоже не решение.
А. Морейнис: Это хоть что-то, что можно пытаться считать. А как быть иначе?
М. Спиридонов: Никто не знает, поскольку невнятна методика контроля. Очередная новость.
Новость Mail.ru сливается с Astrum. Как вы, наверное, знаете пресс-служба компании mail.ru распространила информацию о приобретении 100% лидера российского рынка онлайн-игр «Astrum Online Entertainment». Топ-менеджеры компании Игорь Мацанюк и Владимир Никольский получат места вице-президентов Mail.ru. Факт сделки подтвердил и генеральный директор компании Дмитрий Гришин, который заявил, что видит направление онлайн-игр перспективным и эффективным с точки зрения монетизации. Также Юрий Мильнер, глава DST (Digital Sky Technologies), в газете «Ведомости» подтвердил о том, что DST выступил контролирующим акционером в объединении компании, но не раскрыл детали сделки.
М. Спиридонов: Как Вы думаете, зачем сделан этот шаг? Они всё равно находились под одним крылом, под крылом DST
А. Морейнис: Это та самая синергетика, про которую упорно и долго твердят большевики. Когда ты получаешь 1 ресурс, сложенный из 2 ценностей теоретически не исключена возможность, что в результате получится лучше. В этом смысле всё сделано абсолютно правильно. Потому что почта, понятно, это наше всё, одна из основных потребностей в интернете. Игры – развлечение, это одна из наиболее распространенных потребностей. Есть методы монетизации и они прекрасно работают, приносят деньги. Это нетривиальный, но очень красивый ход. Сейчас просто надо смотреть как это будет развиваться.
М. Спиридонов: Да. Еще раз о деньгах.
НовостьСистема электронных платежей Webmoney наложила на этой неделе запрет на проведение обменных операций с валютой конкурирующих сервисов Яндекс.Деньги, Money.mail и еще 25 служб. Как прокомментировали ситуацию представители Webmoney, на столь радикальные действия им пришлось пойти из-за постоянных случаев мошенничества и отмывания денег с использованием обменных переводов. Это происходит вследствие недостаточной идентификации личности владельца электронных счетов, которые принадлежат конкурирующим сервисам, как отмечают специалисты Webmoney. По видимости, в дальнейшем все платежные системы будут искать выход из сложившейся ситуации. Забавно то, как комментируют наблюдатели то, что об отмывании и легальности заговорила компания, которую зачастую обвиняют в отмывании и непрозрачности.
М. Спиридонов: Что Вы думаете по этому поводу? Почему её вдруг понесло в этом направлении?
А. Морейнис: Понести её могло по двум причинам. Первая причина. Это классическое поведение компании, считающей себя лидером рынка. Это попытка сбросить всех конкурентов. Например, «Вконтакте» недавно заявило, что все приложения, работающие Вконтакте, должны быть эксклюзивными. Компания ICQ пытается периодически пытается шифровать все свои протоколы для того, чтобы сбросить все icq-совместимые мессенджеры. Один из вариантов: Webmoney пытается стряхнуть с себя конкурентов для того, чтобы укрепить свое положение на рынке.
М. Спиридонов: Мне кажется, что Webmoney не такой уж монополист.
А. Морейнис: Я поэтому и сказал, что так делают компании, которые считают себя лидерами на этом рынке. Просто если они действительно являются таковыми, то они получают дивиденды. Если они не являются лидерами рынка, то у них возникают большие проблемы. Вторая причина – это введение нововведения. Пару недель назад как раз обсуждали интернет-паспортизацию, то есть нужно ли вообще идентифицировать пользователей интернета. Я говорил, что при идентификации плюсов больше, чем минусов. Именно она помогает решить большое количество проблем. Она должна быть добровольной. Люди, которые хотят нормально работать, должны иметь все возможности для этого.
М. Спиридонов: Мне кажется, что всё чаще я слышу истории про то, что личность пользователя в сети, где бы он не находился, должна быть идентифицирована. В последнее время эта мысль не кажется такой уж безумной.
А. Морейнис: Не должна быть, а может быть. По собственному желанию.
М. Спиридонов: В идеале необходимо построить такое взаимодействие, чтобы анонимность рассматривалась так же, как анонимность расматривается в оффлайне. Например, письмо от анонима. Может, правда, может, нет. Никто не знает - это аноним. А вот человек, который идентифицирован, не скрывает свою личность. Он отвечает за свои слова. Он может платить деньгами, он может ими распоряжаться, потому что он идентифицирован.
А. Морейнис: Да, я являюсь сторонником такого принципа.
М. Спиридонов: И я тоже. Я понимаю, что возможность идентифицироваться решит многие проблемы. Рано или поздно мы к этому придем.
НовостьMail.ru разводится с Yandex? По неподтвержденным данным, появившимся на Roem.ru сегодня, с Нового года компания Mail.ru заменит на своем сайте поисковую машину Яндекса на аналогичную систему от корпорации Google. В этом случае Google приобретет и приоритетное право быть провайдером контекстной рекламы, что в перспективе обеспечит стабильный рост рекламодателей для Google в их контекстной системе Google Adwords, поскольку резко увеличит количество российского трафика. Такая ситуация может кардинально изменить расстановку на подиуме поисковых гигантов. Возможно, приведет к снижению отставания Google от Yandex или паритету по поисковому трафику.
М. Спиридонов: Как Вам такая новость?
А. Морейнис: А Вы помните, что Google уже стоят на mail.ru? Это history repiting. Исходя из здравого смысла, для mail.ru это вопрос эффективности, вопрос денег. Они будут принимать решения исходя из того, что для них выгодно. Я их прекрасно понимаю. Это правильный подход. Есть такое выражение «заклятые друзья». Это как раз про mail и yandex, которые борются за первое место в рунете.
М. Спиридонов: Забавно то, что топ-менеджеры Яндекса говорят, что mail.ru для них не конкуренты, мы находимся в другой нише. Топ-менеджеры Мейла прямо говорят, что, конечно, они конкуренты, мы с ними боремся.
А. Морейнис: Всё зависит от того, с какой стороны посмотреть. Yandex – это поиск. Mail – это почта. Они являются конкурентами на рекламном рынке, для которого главным показателем для выбора площадки является galuup.
М. Спиридонов: Охват Вы имеете ввиду?
А. Морейнис: Да, конечно, это охват. За счет чего формируется этот охват рекламодателям по сути всё равно. В этом смысле они являются конкурентами за деньги рекламодателей. Из песни слов не выкинешь. Конкурируют друг с другом за первое место, используют поиск друг друга.
М. Спиридонов: На мой взгляд, это может повлечь следующие последствия. Если Гугл стоит на Мейле, то он имеет приоритетное право размещения контекста, следовательно, Гугл получает большие заработки, большие бюджеты в России, больше внимания уделяет России. Возможно, Гугл растет по своим объемам, подтягивается к Яндексу, начинает конкурировать наравне с ним за внимание пользователей.
А. Морейнис: Теоретических сценариев может быть много. Это один из возможных вариантов. Насколько он вероятен, я не знаю. Предсказать сложно, потому что измениться может многое.
М. Спиридонов: И последняя новость.
Новость«Московский комсомолец» подался в блогеры. Около недели назад официальный сайт газеты «Московский комсомолец» подвергся хакерской атаке. Сайт достаточно посещаемый, бренд известный. Недоброжелатели взломали сервера и уничтожили всю размещенную на них информацию, включая архивные материалы. Некоторые источники утверждают, что резервные версии портала также были стерты с сервера. Всё, что было размещено на сайте за годы их существования, все архивы, все бэкапы были уничтожены. В настоящее время сайт работает на движке WordPress. Выглядит это достаточно забавно. Доступ к странице отсутствует, что привело к обвалу посещаемости, недовольству рекламодателей.
А. Морейнис: Меня как человека, имеющего техническое образовании и опыт работы разработчиком фраза о «получении доступа к серверам и удаления всех резервных копий» удивляет. Либо тот, кто писал статьи, идиот, либо тот, кто хранит бэкапы на тех же серверах, на которых работает сам продукт. Верится с трудом. Например, в 90-х годах я встречал людей, которые умудрялись так делать. Сейчас все разумные люди хранят бэкапы на других серверах, доступ к которым снаружи закрыт. У любого бэкапа должна быть «твердая» копия, на которую периодически всё сбрасывается. Мне сложно представить производственную компанию, которая не делает этого. Если же есть такие компании - значит они сами себе «злобные буратино».
М. Спиридонов: Посмотрим, может объявится в сети сайт «МК» с архивом.
А. Морейнис: Это опять подмена понятий. Архив и резервная копия – совершенно разные вещи. Архив – это доступ к старым материалам, часть «боевой версии», а резервная копия – это не архив. Это вообще две разные вещи.
М. Спиридонов: Хорошо. Закончим на этом. Время истекло. Спасибо за то, что нашли время пообщаться. Было действительно любопытно. Кажется, затронули темы, которые раньше не поднимались в полной мере, по крайней мере, у нас. Думаю, что слушателям будет интересно.
А. Морейнис: Я тоже на это надеюсь.
М. Спиридонов: Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология». Как обычно, мы ждем ваших комментариев к выпуску в ленте программы на Podfm.ru. Сегодня у нас в гостях был руководитель компании «ГлавСтарт», создатель сервиса «Price.ru» и экс-директор по разработкам и развитию проектов компании «Рамблер» Аркадий Морейнис. Редакция выпуска: Александр Рай, Юрий Берингов, Илона Грошева. Вёл программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска.