М. Спиридонов: Добрый день, коллеги. Сегодня 29 января 2010 года. Заканчиваетcя второй месяц зимы, а значит, приход долгожданного для многих, например, для меня, тепла, становится несколько более близким и осязаемым. Вы слушаете 38 выпуск эксперт-шоу "Рунетология" и у микрофона Максим Спиридонов. Потребность в крыше над головой является одной из базовых потребностей для каждого из нас. К сожалению или к счастью, мы давно разучились жить под открытым небом, как наши предки десятки и тысячи лет назад. Поиск квартиры - это проблема, с которой мало кто не сталкивался. И каждый, кому приходилось это делать, знает, насколько нетривиальна эта процедура. С первых лет существования интернета он стал активно использоваться для продажи и аренды недвижимости. Это вполне предсказуемо. Веб-сайт как среда для этого идеально подходит. О том, что из себя представляет рынок недвижимости в рунете, мы говорим сегодня с генеральным директором сервиса "ГдеЭтотДом.ру" Рубеном Акоповым.
Рубен, приветствую!
Рубен Акопов: Добрый день, Максим. Добрый день, слушатели.
М. Спиридонов: Вы сами, Рубен, живете в съемной квартире или собственной?
Рубен Акопов: Я живу в собственной квартире.
М. Спиридонов: А как Вы её искали?
Рубен Акопов: Искал долго и пользовался, конечно же, в первую очередь, интернет-порталами, которые давали возможность посмотреть различные варианты. Но, так как меня интересовало довольно специфичное жилье, где я мог бы сделать ту перепланировку или тот дизайн, который меня интересует, в конце концов, я просто выбрал новый жилой комплекс, который расположен в Москве. Это комплекс "Гранд-парк". В этом случае я использовал уже не порталом по поиску недвижимости, а использовал сайт компании, которая представляет этот объект.
М. Спиридонов: Это было еще до времен "ГдеЭтотДом"?
Рубен Акопов: Да, это было в 2005 году.
М. Спиридонов: Хорошо. Сейчас короткое досье нашего гостя и продолжим разговор.
ДосьеРубен Акопов родился в 1973 году. Закончил факультет электроники и факультет экономики Московского авиационного института. С 2001 по 2005 год занимал пост директора департамента информационных технологий в группе транспортных компаний “Волготанкер". С мая 2006 по апрель 2007 года руководил компанией "Апскэйл Софт", которая занималась разработкой программного обеспечения и системы автоматизации документооборота. В апреле 2007 года занял должность генерального директора сервиса "ГдеЭтотДом.ру". Увлекается художественной литературой и плаванием. Живет и работает в Москве.
М. Спиридонов: Рубен, а как бы Вы охарактеризовали нынешнюю ситуацию на рынке недвижимости в рунете? Насколько развит рынок, насколько велик спрос на порталы типа вашего?
Рубен Акопов: На данный момент сильно развивается объединение интернета с недвижимостью. Очень большое количество аудитории возникает именно в интернете. При этом доля пользователей, которые использует традиционные СМИ в виде бумажных изданий, падает. Естественно, за счет того, что растет доля пользователей интернета. Всё очень неплохо.
М. Спиридонов: Я правильно понимаю, что традиционным способом поиска квартиры или какого-то иного жилья является всё еще печатная пресса?
Рубен Акопов: Я думаю, что на данный момент это соотношение где-то 50 на 50. Просто не готов назвать точные цифры. В интернете всё больше людей даже пожилого возраста ищут те объекты, которые их интересуют.
М. Спиридонов: Как выглядит динамика в последнее время, то есть, скажем, за последние 10 лет? Сейчас можно мерить десятилетия широким шагом. Как смещалась эта пропорция? Какова она была в начале этого периода и какая она сегодня?
Рубен Акопов: Мне сложно на данный момент сказать в точных цифрах, что происходит на рынке России. Глядя на статистику, например, Финляндии, можно увидеть, что количество пользователей интернета, или количество людей, которые ищут в интернете недвижимость, превысило количество людей, которые ищут недвижимость "на бумаге". Косвенный показатель - это и то, что фактически все издания, которые существовали ранее в виде бумажных, огромными темпами пытаются создать или развить свои интернет-проекты.
М. Спиридонов: А почему статистика есть по Финляндии, но нет по России?
Рубен Акопов: Дело в том, что у нас были разговоры с различными партнерами, в том числе с партнерами из Финляндии, которые как раз владеют печатными и интернет-ресурсами. Какое-то время назад я просматривал эти данные, и эти цифры сохранились в голове.
М. Спиридонов: Вы начали работу над проектом "ГдеЭтотДом.ру" в 2007 году, правильно?
Рубен Акопов: Да, абсолютно точно.
М. Спиридонов: И с тех пор, как изменилась ситуация на Ваш взгляд? Конъюнктура стала более благоприятной, учитывая то, что мы пережили кризис? Надеюсь, пережили.
Рубен Акопов: Количество пользователей увеличивается, и интерес к проектам становится гораздо больше. При этом он становится более профессиональным, то есть увеличивается количество профессионалов и людей, которые в данный момент интересуются недвижимостью. Люди предъявляют всё более высокие требования к ресурсам.
М. Спиридонов: То есть растет число пользователей и их требовательность?
Рубен Акопов: Да, конечно.
М. Спиридонов: И динамика наблюдается опять-таки достаточно явно с того года, как Вы начали заниматься этим?
Рубен Акопов: Да, конечно. То есть можно посмотреть посещаемость ресурсов, в том числе в регионах России. Просто если говорить про Москву и Санкт-Петербург, количество людей, которые ищут недвижимость, не сильно меняется. То есть оно подвержено кризисным влияниям, но оно не может возрасти на 200 или 300 процентов. Не растет так население и спрос населения или коммерческих структур на те или иные виды недвижимости. Но, именно за счет роста количества пользователей интернета идет постоянный рост общей посещаемости порталов по недвижимости или проектов по недвижимости.
М. Спиридонов: Давайте попробуем нарисовать такую общую картинку крупными мазками главных игроков рынка? Кто это? Циан? Недвижимость.mail.ru? Вы? Я имею в виду именно Рунет.
Рубен Акопов: Я бы сначала вообще бы сделал классификацию проектов, как таковых. Существует два типа проектов. Один тип - это проекты информационные, которые просто существуют в виде продуктов. Они идут именно от новостей, от информации по недвижимости. Они четко сконцентрированы на том, чтобы делать удобным поиск недвижимости. Если говорить про продукты, которые, в первую очередь, сконцентрированы на объявлениях по недвижимости, на классифайде, то здесь я назвал бы следующих основных игроков:
«Из рук в руки» - продукт для населения, достаточно известный бренд в Москве. Что интересно, в Петербурге не настолько распространенный.
Конечно, Циан - это тоже московский продукт, который интересен, в первую очередь, профессионалам, которые занимаются арендой недвижимости.
Если говорить про рынок Санкт-Петербурга, то в первую очередь, это бюллетень недвижимости. Можно назвать также наш портал, дальше развивается проект «делового мира». Если говорить про общедоступные, интересные пользователям, с возможностью почитать новости, посмотреть статистику, то здесь можно уже говорить о проекте mail.ru, куда люди зачастую попадают с почтового сервиса. Есть проекты компании «Индикаторы рынка недвижимости». Это сайт IRN.ru. Ну и многие другие продукты, которые если посмотреть те или иные рейтинги, можно увидеть.
М. Спиридонов: Если начинать поиск квартиры для аренды или покупки сейчас, Вы бы какой алгоритм действия посоветовали?
Рубен Акопов: Если бы я был физическим лицом, то есть человеком, который непрофессионально занимается поиском, а делает это раз в 10-20 лет, я бы в любом случае определился бы с несколькими первичными параметрами, которые могут интересовать. Это, в первую очередь, сумма; далее это место, где я хотел бы жить, то есть это город или пригород, дальше определился бы с районом и, учитывая это, я бы уже смотрел ресурсы, на которых находится значительное количество информации о предложениях по объектам недвижимости и уже более точно специфицировал бы те параметры, которые в дальнейшем будут важны. Просто не зная рынок, довольно сложно понимать, сколько можно или что можно купить за конкретную сумму денег. Деньги в принципе стоят во главе угла. Дальше уже идут другие параметры.
М. Спиридонов: Когда параметры известны, на какие веб-сайты, кроме Вашего, Вы бы посоветовали пойти? Я понимаю, что Вы - это один из игроков, мы коснемся этого подробно.
Рубен Акопов: Если говорить про аренду в случае Москвы, то естественно здесь наиболее интересен может быть сайт компании "Циан". Если нужна аренда, то я бы поискал недвижимость там. Если говорить, не рекламируя наш продукт, то в Санкт-Петербурге я бы посмотрел недвижимость на сайте проекта "Большой Каталог Недвижимости", это bkn.ru или в бюллетени недвижимости, bn.ru.
М. Спиридонов: Надо ли понимать, что практически каждый город имеет свой независимый рынок, такой региональный портал в интернете, где имеет смысл наиболее эффективно искать недвижимость?
Рубен Акопов: На данный момент действительно не существует проектов, которые содержат большой объем актуальной федеральной информации. В данный момент я нахожусь в Санкт-Петербурге, из которого улетаю после встречи с представителями крупнейших агентств недвижимости. Я подтверждаю, что в Санкт-Петербурге не используют "Из рук в руки", как средство для поиска недвижимости, не используют Циан или mail.ru. Здесь существует такой давнишний игрок bn.ru (бюллетень недвижимости) и новый игрок bkn.ru, с которым в данный момент нас связывают партнерские отношения. Если посмотреть на рынок Москвы, то в Москве bn.ru или bkn.ru практически никто не знает, т.е. там существуют бренды и проекты "из рук в руки", циан, mail.ru и несколько других. В каждом многомиллионнике существует совершенно уникальная ситуация, которая во многом спровоцирована и ведущими агентствами недвижимости. В Екатеринбурге все СМИ контролируют ассоциации риэлторов и в этом случае все риэлторы пользуются проектом именно ассоциации риэлторов Екатеринбурга. Где-то люди привыкли пользоваться только "бумагой", и интернет несильно проникает и нечасто используется для поиска.
М. Спиридонов: Иными словами, рынок является раздробленным, и каждый житель конкретного региона ищет на каком-то своем веб-сайте?
Рубен Акопов: Абсолютно точно. И здесь есть ниша для роста федеральных проектов, к которым мы и относим себя. Если посмотреть наш портал, то можно увидеть, что у нас открыты многие регионы. При этом если говорить про инновационный проект, связанный со сферической съемкой, аналогичный google street view, то мы изначально её сделали в большом количестве городов. Фактически все миллионники у нас отсняты, и мы планируем снимать города наших братских республик.
М. Спиридонов: Об амбициях федерального портала. Возможно ли это? Опыт пока показывает, что не очень удается. И те попытки, включая даже таких мастодонтов, как mail.ru, не очень-то состоятельны.
Рубен Акопов: Подтверждаю эту информацию, но наш текущий опыт показывает, что если работать постепенно и концентрироваться на конкретных районах и анализировать ситуацию, которая там происходит, то её можно изменить. В любом случае, кризис уйдет, благосостояние будет расти, будет расти миграция, будут нужны федеральные порталы, где люди, которые живут в одном городе, смогут найти недвижимость в другом городе, при этом не зная специфику по СМИ именно в этом районе, в конкретном регионе.
М. Спиридонов: В вашем бизнес-плане, в ваших стратегических амбициях заложено лидерство в каком-то значительном количестве миллионников?
Рубен Акопов: Обязательно. Наши планы содержат варианты развития, в первую очередь, по городам-миллионникам России и большим городам бывших республик Советского Союза.
М. Спиридонов: Если ситуация будет развиваться самым красивым для вас образом, то к какому году вы предполагаете стать лидерами в каком количестве миллионников?
Рубен Акопов: В этом году мы сконцентрировались, в первую очередь, на Москве и Санкт-Петербурге. В следующем году хотим выпустить максимально наполненную базу в 4-5 миллионниках России. Я не хочу говорить сейчас о планах, так как в каждом городе своя ситуация: где-то проще начинать работать, где-то сложнее. Это связано со СМИ и развитием интернета.
М. Спиридонов: Сибирские? Екатеринбург, Новосибирск?
Рубен Акопов: Да, Вы правы. Это города Поволжья, в которых проживает больше миллиона и Сибирь.
М. Спиридонов: Хорошо. Вернемся к началу начал. Откуда возникла концепция проекта "ГдеЭтотДом.ру"? Почему она была поддержана инвесторами? И кем, если не секрет?
Рубен Акопов: Концепция возникла исходя из того, что существующие порталы по тем или иным причинам могут перестать в ближайшем будущем удовлетворять потребностям пользователей: как физических лиц, так и профессиональных игроков, то есть риэлторов. Если посмотреть на старые порталы, то они во многом содержат болезни печатных СМИ, например, ограниченность объемов, то есть короткие строчки, минимум дополнительных описаний, минимум возможностей представить объект в максимальном качестве, отсутствие возможностей предоставить фотографии, привязку к карте, необходимые ссылки по данному объекту. Изначально мы подумали, что новый вариант для развития порталов по недвижимости - предоставление информации об объекте в виде большого количества полей и фотографий, которые предоставляет не собственник квартиры, а непосредственно портал. Соответственно, проект начался с того, что мы проанализировали другие ресурсы, составили список полей, которые необходимо показывать всем игрокам на рынке недвижимости. Параллельно мы фотографировали дома Москвы, через год - Санкт-Петербурга.
М. Спиридонов: Кто же был локомотивом этого проекта, автором концепции?
Рубен Акопов: Сложно сказать, кто был автором, потому что идея создания такого портала и его название родились в обсуждении. "ГдеЭтотДом.ру" изначально пошло от того, что мы, обсуждая с акционерами идею проекта, напевали песню "Где эта улица, где этот дом", в результате чего решили, что именно это название будет отражать то, что мы хотим донести до пользователей. Наши акционеры - два физических лица, про которых довольно много написано в СМИ. Это Дубинин Михаил, Дудников Павел Петрович.
М. Спиридонов: Это была их совместная идея, а Вы были привлечены на более позднем этапе?
Рубен Акопов: Началось всё с обсуждения самой идеи и концепции. До моего появления в компании в качестве генерального директора мы несколько месяцев обсуждали, как делать этот проект, выкристаллизовывали те идеи, которые потом были реализованы в программном коде.
М. Спиридонов: Как Вы оказались в самом проекте?
Рубен Акопов: Акционерам был нужен тот человек, с которым можно было бы обсудить все идеи и привести их к физической реализации. В этот момент мы и встретились, поскольку у нас были идеи и желание сделать интересный проект. После того, как был составлен первичный бизнес-план, план работы и концепция проекта, началась моя постоянная работа в качестве генерального директора и руководителя.
М. Спиридонов: А чьими силами был построен проект с технической точки зрения?
Рубен Акопов: Ситуация развивалась постепенно. Нам было понятно, что существует много идей, которые должны в течение времени измениться. При этом не хотелось создавать костную структуру, поэтому изначально была применена идея аутсорсинга по максимальному количеству направлений развития. Если говорить про разработку портала, то изначально у нас было несколько менеджеров проектов, бизнес-аналитик. Все остальные работы мы выполняли при помощи внешних подрядчиков. При этом мы выбрали программную платформу CMS Битрикс. Первая версия портала была сделана именно на Битриксе. Затем мы скорректировали свои бизнес-идеи и определились, с какими технологиями идти дальше. Когда проект запустился, мы постепенно стали видоизменять идею. У нас появился архитектор, которому мы уже более точно могли описать то, что хотим сделать, появилось несколько программистов-тестировщиков. Конечно, мы не отказались от идеи использования разумного аутсорсинга. Сейчас команда уже более сплоченная и понимающая, что нужно делать. Тем не менее, при необходимости мы обращаемся к внешним компаниям.
М. Спиридонов: Сколько человек работает в компании?
Рубен Акопов: В данный момент в компании работает чуть меньше 40 человек. Если говорить об использовании аутсорсеров, то изначально мы обращались в компании Москвы и Санкт-Петербурга. В данный момент мы вообще отказались от их услуг и работаем с компаниями, расположенными в Минске, когда нам не хватает собственных ресурсов или мы не хотим развивать у себя эти компетенции.
М. Спиридонов: По ценовым соображениям?
Рубен Акопов: Из соображений цены-качества. Нас не интересуют "дешевые" люди - нам интересны оптимальные ресурсы, которые предлагают разумное качество по хорошей цене.
М. Спиридонов: Белорусы серьезнее относятся к работе и меньше берут?
Рубен Акопов: Да, правильно.
М. Спиридонов: Не могу не задать вопрос, учитывая нашу аудиторию. Это люди, которые работают в вебе, являются профессионалами, многие из которых руководят проектами или хотят это делать. Вы представляете собой некую реализацию одного из возможных вариантов развития руководителя в области веба. Один из них - это чистое предпринимательство и развитие своего проекта; другой - это подключение к инвесторам и помощь им в осознании того, что они хотят и освоение их денег, то есть реализация планов, которые были созданы и ими, и вами совместно. Нас слушают те люди, которые хотели бы оказаться на Вашем месте. Они хотели бы получить инвестиции под реализацию своей или чужой идеи, которая была бы им интересна. Как это было в Вашем случае? Какие рекомендации Вы можете дать?
Рубен Акопов: У каждого свой путь развития. Я изначально работал в IT-сфере, но не программистом. Я всегда управлял созданием финансовых систем, которые помогали бы людям работать, поэтому у меня всегда была работа с бизнесом. В первый раз я столкнулся с тем, что мне нужно зарабатывать деньги в 2005 году, когда начал работать в компании «Апскейл Софт». До этого я работал с бюджетом, реализовывал идеи бизнеса, но за доходную часть я не отвечал. В 2005 году я начал работать генеральным директором "Апскэйл Софт"- компании с численностью сто человек, которая должна была зарабатывать на разработке. Естественно у меня были сложности первые полгода, так как помимо того, что нужно правильно организовывать процесс внутри компании, нужно еще и продавать. Это совершенно новое, как для IT-директора, так и для человека, который привык просто получать зарплату. Это был очень хороший урок. Вначале я ожидал чудес и только после определенного момента я понял, что нужно продавать, нужно не бояться идти вперед, нужно постоянно возвращаться к людям, нужно с ними общаться. Это очень сложно для человека, который раньше работал в других сферах.
М. Спиридонов: То есть, в конечном счете, всё решает результат, выраженный в денежном потоке?
Рубен Акопов: Безусловно. Любой бизнес - это вопрос зарабатывания денег. Это то, к чему я всегда стараюсь стремиться.
М. Спиридонов: Вернемся к порталу "ГдеЭтотДом.ру". Он, наверное, не самый посещаемый, но совершенно точно самый технологичный и "пользователеориентированный" портал. Вы использовали два типа вовлечения пользователей: фотографирование домов и сферическая съемка, такая же, как у Google и Yandex. Сейчас, оглядываясь назад, вы считаете оправданным такое решение, ведь это обошлось вам в немалые деньги?
Рубен Акопов: Не полностью. Встречи с агентствами недвижимости за последний год показали, что идея с добавлением фотографий к листингам оказалась неправильной. Например, для риэлторов фотографии вторичны. Для них важно, чтобы ресурс позволял осуществлять быстрый поиск по максимальному количеству предложений. Мы сконцентрировались на добавлении большого количества контента. Профессионалам, которые работают на не очень скоростных интернет-каналах, возможно, на медленных компьютерах, тяжело работать с нашим ресурсом для выполнения первичной выборки, поэтому сейчас мы пытаемся сделать наш продукт более быстрым, выводим, в первую очередь, первичную информацию, то есть цену, размеры и другие параметры. Тем не менее, необходимо обеспечить людям быстрый доступ к дополнительным параметрам. Только в этом случае люди будут воспринимать наш портал, как нечто уникальное. Совсем недавно я общался с людьми, которые занимаются поиском квартиры в Санкт-Петербурге, и они ищут её с помощью нашего ресурса. В ближайшее время мы запустим новый интерфейс поиска на карте, который объединен с фотографиями и сферической съемкой. Это безусловный плюс. Я не знаю ни одного ресурса в мире, который позволяет осуществлять поиск в таком комбинированном варианте.
М. Спиридонов: Что касается сферической съемки, то для меня неочевидна безопасность такого бизнес-решения, потому что тащить эту убыточную ношу достаточно сложно. Скидывать собираетесь?
Рубен Акопов: Мы реализовали автоматизированный вариант съемки. При этом нужно понимать, что новое поколение постепенно уходит от бумаги, оно переходит к визуальному контенту. На нашем сайте реализуется поиск вариантов не только в листинге, но и на карте. Этот поиск учитывает те параметры, которые невозможно отобразить в списке, например отсутствие рынка рядом с домом, наличие "зеленого". Это существенно экономит время риелторов, так как они могут не ехать на объект, а посмотреть его на карте и объяснить потребителям, почему один объект предпочтительнее другого.
М. Спиридонов: А вы для кого делаете продукт? Для конечного пользователя или для риэлтора?
Рубен Акопов: Мы комбинируем. В ближайшее время мы запустим отдельный функционал, рассчитанный на риелторов. Мы сейчас работаем с риэлторским сообществом в Санкт-Петербурге. Мы делаем так, чтобы риелторы могли качественно публиковать информацию и искать её. Сейчас мы очень серьезно работаем над тем, чтобы поощрить рост качества риэлторских услуг, потому что имеет место достаточно острая ситуация, связанная с недоверием населения к риэлторам. Мы хотим сделать так, чтобы услуга риэлтора была понятна, чтобы люди при любых сделках с недвижимостью пользовались услугой профессионалов.
М. Спиридонов: Хорошо. Я правильно понимаю, что для портала вашего уровня для того, чтобы выйти на федеральный уровень, занять лидерство по нескольким городам необходимо наличие большого количества актуальных объявлений?
Рубен Акопов: Мы работаем над тем, чтобы получить хороший объем актуальных объявлений, потому что без достаточного объема поиск в базе неинтересен. У нас на рынке в связи с российским законодательством не несут никакой ответственности нечестные риэлторы, то есть мошенники. Мы сейчас работаем над тем, чтобы сделать базу чистой. Здесь как раз и работа над тем, чтобы создавать продукты специально для риэлторов с их фотографиями, номерами сертификатов российской гильдии риэлторов, портфолио. Также мы считаем, что определенная цена, которую люди будут платить за размещение объявлений, будет отсекать недобросовестных игроков.
М. Спиридонов: У вас сейчас реализована гибридная бизнес-модель: реклама на портале и платные объявления пользователей. Какое соотношение? Что дает больший процент прибыли?
Рубен Акопов: Больший процент дает "медийка". Это порядка 70:30. Но мы в первую очередь концентрируемся на классифайде, потому что абсолютно понятно, что если мы будем концентрироваться на съеме денег за «медийку», то проект никогда не будет окупаться.
М. Спиридонов: На окупаемость вы еще не вышли?
Рубен Акопов: Мы планируем выйти на окупаемость в этом году.
М. Спиридонов: На операционную окупаемость или на полный возврат инвестиций?
Рубен Акопов: На операционную, возврат - в следующем году.
М. Спиридонов: Дела идут у вас весьма прилично, учитывая, что штат большой, вы имеете фактически несколько точек пребывания.
Рубен Акопов: Я не скажу, что мы довольны результатами, но мы видим, что те, кто работает на этом рынке, в первую очередь, риэлторы, воспринимают нас с каждым днем всё более и более серьезно. Это подтверждается теми доходами, которые мы получаем, и внушает серьезный оптимизм. Еще раз повторюсь, основное, на чем мы будем концентрироваться - это получение значительного количества объявлений высокого качества в базе и обеспечение хорошего поиска среди объявлений. Иначе мы будем больше вкладывать, чем зарабатывать.
М. Спиридонов: Ваш проект в плане денег смотрится хорошо, весьма достойно на общем инвестиционном фоне среди проектов, которые также были проинвестированы несколькими миллионами долларов, но которые либо просто умерли, либо влачат жалкое существование. А вы развиваетесь весьма эффективно и планируете так быстро, относительно такого трудоемкого проекта и, учитывая явную убыточность сферической съемки, выйти на операционную окупаемость и возвратить инвестиции уже в следующем году. Это Вы такой молодец?
Рубен Акопов: Я не считаю себя молодцом, хотя иногда я доволен тем, что я делаю (смеется). Честно говоря, мы сделали большое количество ошибок, порой выбирали неправильные направления. Есть комбинация нескольких составляющих: идея; команда, которая способна идти вперед, вставать при падениях, смотреть, почему упала, корректировать свои действия, идти дальше; акционеры; совместная работа над ошибками. Совокупность этих факторов приводит к тому, что мы идем вперед.
М. Спиридонов: Вы говорите, что инвесторы активно участвуют в процессе, не мешают ли? Это ведь очень частая история.
Рубен Акопов: Я, честно говоря, очень доволен теми людьми, с которыми я имею возможность работать, потому что, в первую очередь, речь идет о том, чтобы вместе, когда что-то не получается, решать проблемы. Они помогают исправить те ошибки, которые мы делаем, предлагают новые идеи, которые видны со стороны.
М. Спиридонов: А бывает то, что они настаивают на том, что должно быть так и точка?
Рубен Акопов: Раньше бывали такие случаи, но сейчас мы научились понимать друг друга. И даже когда принимались такие решения, мы их обсуждали несколько раз.
М. Спиридонов: Вы нанятый менеджер или являетесь владельцем?
Рубен Акопов: Я, в первую очередь, всё-таки менеджер.
М. Спиридонов: То есть у Вас нет доли, и опцион не планируется?
Рубен Акопов: Я не буду раскрывать всех условий сотрудничества, но я в любом случае заинтересован в том, чтобы компания начала получать прибыль. В этом заинтересована вся команда. В команде работают люди, которые работали со мной в прошлых проектах, поэтому они знают, что, если мы добьемся определенных результатов, то эти результаты скажутся на всех участниках команды.
М. Спиридонов: А сколько всего было инвестировано в проект?
Рубен Акопов: На данный момент мы имеем сумму более 8 миллионов долларов инвестиций.
М. Спиридонов: Сильно повлиял кризис на вас? Если посмотреть на посещаемость проекта, заметно, что за полгода она снизилась по данным Liveinternet.
Рубен Акопов: Абсолютно верно, но это валовые цифры. На самом деле кризис на нас очень здорово повлиял. Я очень доволен, что он случился, потому что мы на 100% увеличили эффективность своей работы, мы начали действительно строже смотреть на проекты, которые мы делаем, на действия, которые совершают все наши люди. И если посмотреть на тот трафик, который у нас есть, то это тоже один из показателей того, что мы делаем. Мы недавно открыли счетчики. Теперь заметно, что ситуация с качеством трафика изменяется. Для профессионалов понятно, что трафик может быть большим, но его качество может быть либо не очень высоким, либо не отвечать потребностям рекламодателей и пользователей, которые работают с ресурсом. Кризис нам дал дополнительный толчок для того, чтобы сосредоточиться на работе над эффективностью сервиса, работы команды, т.е. над получением того трафика, который интересен нашим пользователям.
М. Спиридонов: Понятно. И напоследок, какой прогноз Вы дали бы по жизни рынка недвижимости в Рунете? Что будет развиваться с вашей помощью, без нее? Как он будет расти?
Рубен Акопов: Я думаю, что будет расти. Мы будем давать пользователям возможность быстро искать, получать при поиске максимально качественную информацию, как первично необходимую, чтобы выбрать недвижимость, так и вторичную, чтобы принять решение. Будет предоставляться хороший поиск, большая база и значительный объем дополнительной информации. Это главное.
М. Спиридонов: Как обычно, помимо тех вопросов, которые готовим мы, как редакция, есть вопросы, оставленные в моем блоге – вопросы от слушателей.
Недавно запустили аукцион в рамках проекта «ГдеЭтотДом.ру». Что он из себя будет представлять, и какие на него возложены надежды?
Рубен Акопов: Надежды на него большие. Пока мы не можем сказать, как этот проект будет вести себя в дальнейшем, потому что в России нет практики работы таких открытых аукционов. Тем не менее, мы попытались внедрить эту инновацию в виде живого аукциона, который будет запущен в марте. По сути это дополнительная возможность для риэлтора выставить объект, когда все другие варианты продажи объекта исчерпаны, а желание продать его за оптимальную цену есть. Варианты могут выставлять только риэлторы - так мы обеспечиваем минимальный уровень ответственности нас и наших партнеров. Это один из вариантов, когда необходим аукцион. Таким образом, мы покажем рынку, что подобный вариант работы риэлторов существует. Банки так же смогут реализовывать свои объекты через аукцион. Например, в США 90% объектов на таких аукционах – это объекты, которые поступают от банков.
М. Спиридонов: Понял Вас. Последний вопрос от слушателей, который, как мне кажется, стоит обсудить в нашем разговоре. Вы построили интересное решение, подошли к делу с оригинальностью. Дайте несколько советов начинающим стартаперам. Как найти свою нишу? Если бы Вы не оказались в этом проекте, стали бы искать что-то свое?
Рубен Акопов: Если говорить про текущее мое состояние, то я бы стал искать. Возникают идеи, которые можно было бы реализовать. Необходимо либо иметь идеи, которые можно продать людям, которые их не имеют, либо добиться успеха в других проектах, которые были реализованы с другими инвесторами. Лучше, чтобы это всё вместе объединялось. Здесь всё зависит от проекта, от возможностей, наличия инвесторов.
М. Спиридонов: По тому, что Вы говорите можно сделать вывод, что самое важное – это заточенность на результат, стремление добиться цели любой ценой, правильно?
Рубен Акопов: Не совсем. Опыт показывает, что было много проектов, в которых было вложено огромное желание и неплохая работа, но они всё равно не состоялись. То есть быть просто хорошим человеком или хорошим специалистом недостаточно, нужно попасть в нужный проект, в ту нишу, которая еще не занята. Какого-то стандартного рецепта успеха нет.
М. Спиридонов: Хорошо. Перейдем дальше. На очереди у нас новости недели.
НовостьРекламное агентство "IContext" подсчитало продажи контекстной рекламы за 2009 год. По данным исследований компании Yandex и Google увеличили свои доли на этом рынке, а сервис контекстной рекламы Begun, входящий в группу Rambler Media, сократил свои показатели. Таким образом, Yandex заработал на контекстной рекламе 7,5 миллиардов рублей. Второе место с выручкой в миллиард сто тысяч рублей занимает Begun. Однако эта цифра сократилась на 29% по сравнению с 2008 годом. Google же увеличил свои показатели на 50% и получил с российского рынка около одного миллиарда рублей.
М. Спиридонов: Это было предсказуемо. Yandex работал гораздо больше, чем игроки-соседи по рынку, причем он, по-моему, постепенно увеличивает свой отрыв от конкурентов, которые стремятся к слиянию, по последним данным. Вы, кстати, покупаете контекстную рекламу у Yandex, Begun и Google, правильно?
Рубен Акопов: Абсолютно точно.
М. Спиридонов: Что работает лучше на Ваш взгляд? Можно ли вообще так сказать, что что-то работает лучше?
Рубен Акопов: Если честно, здесь нельзя сказать, что что-то работает лучше. Здесь опять-таки комбинация финансовых условий и конкретных видов трафика, а также тех, кто с этим трафиком работает. Кстати, в частности, мы работаем с "IContext". Если комментировать эту новость, то я, конечно же, за конкуренцию. Конкуренция в любом случае помогает рынку. Так как мы являемся потребителями услуг по контекстной рекламе, то нам, несомненно, выгодно, чтобы существовало несколько игроков, которые бы оптимизировали наши расходы.
М. Спиридонов: По объемам у вас преобладает Yandex?
Рубен Акопов: Да. Мы используем всю комбинацию и будем рады, если конкуренция будет усиливаться, что будет приводить к большему качеству и падению стоимости.
М. Спиридонов: Хорошо. Мы двигаемся дальше. Новость из метафизической сферы.
НовостьПапа Римский Бенедикт XVI призвал католических священнослужителей активнее пользоваться коммуникационными возможностями интернета. В частности, в одном из своих последних обращений он предложил священникам проповедовать Евангелие с помощью блогов, а также видео- и аудио-подкастов. Известно, что глава католической церкви пользуется электронной почтой, а также имеет аккаунт в социальной сети Facebook и канал на видеосервисе Youtube. В своих обращениях он многократно призывал католиков использовать все современные коммуникационные средства для проповедей и популяризации церкви.
М. Спиридонов: У меня смешанные чувства, когда я нечто подобное читаю или слышу. С одной стороны, я вспоминаю фильм «Догма», где завязывается всё вокруг того, что католики решили популяризовать собственное течение христианства и организовали кампанию с названием «Католичество – это круто!». Символом кампании был "дружище Иисус" – весельчак. Это было действительно забавно. С другой стороны, как быть церкви, которая стремится донести свои мысли? Можно использовать не только вербальные способы выражения, но и электронные, как Вы думаете?
Рубен Акопов: Моё мнение, что в любом случае следует учитывать развитие новых технологий. Если говорить про церковь, то, конечно, нельзя стоять на месте. Но если бы я был активным прихожанином, я бы склонялся к живому общению, нежели общению через интернет.
М. Спиридонов: Всякие бывают обстоятельства. В этом смысле церковь, наверное, на верном пути. Однако как-то это всё двояко может быть трактовано. Логичнее всё-таки живое общение. Церковь – это вещь очень личная. Следующая новость.
НовостьАльфа-банк уволил оператора call-центра за некорректность по отношению к клиенту банка. Пользователь живого журнала рассказала в своем блоге о хамском поведении одного из операторов, который, по её словам, в крайне грубой форме напомнил о задолженности перед банком. Публикация в блоге была сопровождена записью телефонного разговора. Заместитель главного операционного директора Альфа-банка Евгений Савенко незамедлительно отреагировал на запись блогерши и принес извинения от лица банка в комментариях к посту. Уже вечером 27 января в интервью журналу Forbes он сообщил об увольнении некорректного оператора call-центра.
М. Спиридонов: Слышали об этом удивительном прецеденте?
Рубен Акопов: Если честно, нет, но я в общем приветствую подобные варианты развития событий и в случае банков, и в случае агентств недвижимости. Здесь конечно нужно делать так, чтобы определенная моральная составляющая присутствовала. Интернет позволяет быстро скорректировать качество услуг.
М. Спиридонов: Любопытно, что поступил сигнал в блоге в виде жалобы, и на нее среагировали достаточно оперативно, сделали выводы. Как вывод:простые люди получили инструмент, позволяющий им создавать себе более комфортную жизнь.
Рубен Акопов: Без сомнения. Главное, чтобы это не было просто пиар-акцией Альфа-банка. Главное, чтобы все посетители, которые недовольны чем-либо, были услышаны, и действительно существовала обратная связь. Вчера во время общения с риэлторами мы обсуждали необходимость существования форумов, где люди могли бы высказать свои замечания по деятельности какой-либо компании.
М. Спиридонов: Напоследок, о деньгах. То, о чем мы говорили большую часть передачи.
НовостьКомпания Webmoney дополнила свои приложения для социальных сетей Вконтакте и Facebook функцией займа у друзей. Услуга «Касса взаимопомощи», запущенная 25 января, позволяет пользователям брать взаймы и давать в долг суммы до 5000 рублей. Для совершения операции необходимо одно условие: оба пользователя должны находиться в дружеском статусе в рамках социальной сети.
М. Спиридонов: Выводы тут невелики. Обсуждать особо нечего. Вконтакте является местом сбора большого количества народа, в том числе и новичков. Таким образом, у них появились новые инструменты для освоения электронной наличности. Это то, чего сильно не хватает для развития электронной торговли.
Рубен Акопов: Я в любом случае поддерживаю развитие различных вариантов обслуживания. Мне нравится, когда я могу оплачивать услуги, сидя дома, а не стоя в очередях. Это экономит время.
М. Спиридонов: Давайте заканчивать. Спасибо большое, что нашли время пообщаться. Надеюсь, что содержание нашего разговора и выводы, которые можно сделать, будут интересны не только мне, но и нашим слушателям, к которым, кстати, можете на прощание обратиться.
Рубен Акопов: Я хотел бы поблагодарить Вас, Максим, и всех слушателей за внимание. Несмотря на то, что я работаю на рынке высоких технологий, я призываю всех оставаться людьми, не забывать о себе, периодически отрываться от электронных средств передачи информации, общаться с людьми, смотреть им в глаза.
М. Спиридонов: Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология». Как обычно, мы ждем ваших комментариев к выпуску в ленте программы на Podfm.ru. Сегодня у нас в гостях был генеральный директор портала «ГдеЭтотДом.ру» Рубен Акопов. Редакция выпуска: Александр Рай, Юрий Берингов, Илона Грошева. Вёл программу Максим Спиридонов.