<Максим Спиридонов>: Добрый день, коллеги. Сегодня 14 мая 2010 года, в эфире 53 выпуск эксперт-шоу «Рунетология», аналитической и познавательной программы для тех, кто живет, работает в вебе. Меня зовут Максим Спиридонов. В традиционном интернет-бизнесе есть стандартный разумный подход к процессу создания нового проекта. Поиск перспективной незанятой ниши, анализ конкурентной ситуации в ней, составление бизнес и проектной документации, получение под разработанный проект инвестирования - неважно какого, внешнего или внутреннего. В зависимости, от того, как разрабатывается проект. И, наконец, в большей или меньшей степени, по планам создание и развитие проекта. Предполагается, что чем больше он реально соответствует изначально запланированному, тем лучше. Есть и другой тип подхода к бизнесу. Его можно назвать «необдуманный», а можно, наоборот, «романтическим», красивым путем первооткрывателей. Это когда создатели руководствуются, прежде всего, не цифрами и фактами, а своим, с позволения казать, мироощущением, интуицией. Скорее, творят и созидают, нежели занимаются бухгалтерией. К одному из таких ярких представителей второго типа относится, кажется, Мекка всех российских хипстеров - сайт LookAtMe.ru. Поговорить об этом проекте и о том, что вообще такое движение хипстеров мы пригласили сегодня одного из основателей и генерального директора портала Look At Me, Алексея Аметова. Алексей, приветствую.
<Алексей Аметов>: Здрасти.
<М. Спиридонов>: Верно ли предположение о том, что Look At Me для вас по большей части способ самовыразиться, трибуна и только потом бизнес
<А. Аметов>: На самом деле, так нельзя сказать. Мы всегда думаем о прибыльности проекта, думаем о том, как он будет зарабатывать деньги. Потому что нет смысла делать какой-то проект, который просто способ самовыразиться - это хобби тогда, а не бизнес. Если это бизнес-проект, то надо думать о том, как этот бизнес работает, в первую очередь.
<М. Спиридонов>: Вы думали об этом с самого начала?
<А. Аметов>: Да. Мы с самого начала думали об этом, поэтому в отличие от большинства стартапов у нас в самом начале была понятная модель, как мы будем зарабатывать, и буквально через три недели после запуска у нас уже была первая реклама размещена на сайте.
<М. Спиридонов>: Замечательно. Красиво получается у вас выглядеть, при этом, таким независимым, оторванным ресурсом. Потому что даже в попытке объяснить, какова концепция, какова ниша вашего проекта многие копья ломают. Это собственно сайт о чем? О моде? Не совсем. Сайт о музыке? Тоже не исчерпывающее объяснение. Это сайт о каких-то интересных явлениях в науке? Тоже такое есть, если не ошибаюсь. Это сайт обо всем. Сайт о некоем таком самоощущении.
<А. Аметов>: О современной культуре, о лайфстайле, о каком-то положении в мире, в котором человек находится.
<М. Спиридонов>: Вы сами как жанр определяете? Совсем коротко, в одно предложение.
<А. Аметов>: Ну, это сайт для молодой активной аудитории, которая интересуется очень большим количеством вещей в окружающем мире. Постоянно ищет себя, что-то делает. Читает информацию самую разную.
<М. Спиридонов>: Хорошо. Сейчас будем об этом говорить подробнее. Но после досье, которое прозвучит вслед за следующим текстом: «Рунетология» выходит в союзе с сообществом интернет-деятелей ЕЖЕ, это одно из самых старых и влиятельных объедений интернетчиков, с 1997 года ЕЖЕ поддерживает галерею «Физиономии русского Интернета», где представлены самые заметные русскоязычные сетевые деятели. И на правах эмиссара этой галереи, я приглашаю тебя, Алексей, стать ее экспонатом, если ты еще таковым не являешься.
<А. Аметов>: Я являюсь. Причем, не помню, как я там оказался, но с удивлением себя там обнаружил.
<М. Спиридонов>: Ну что ж, досье Алексей Аметова.
ДосьеАлексей Аметов Родился 29 октября 1983 года в Караганде, рос в городе Липецк. Обучался на факультете международной журналистики Московского государственного института международных отношений. В 2008-м получил высшее образование по специальности «журналистика», окончив Институт журналистики и литературного творчества в Москве. С 15 лет Алексей работал в качестве корреспондента местных СМИ города Липецка. С 2002 по 2003 гг. являлся редактором службы новостей «Газеты.ру», а в 2004 году занял позицию корреспондента отдела бизнеса в газете «Газета». Следующие два года Алексей писал для журналов Forbes и «Русский Newsweek», принадлежащих издательскому медиахолдингу Axel Springer AG. В 2006-м году руководил разработкой первого в России мобильного СМИ в компании «ТЕМА-медиа», которая являлась частью телекоммуникационной корпорации «Билайн». Затем выступил в качестве руководителя интернет-проектов ИД «Акция масс-медиа». В 2007 году совместно с Василием Эсмановом запустил портал Look At Me — культурно-развлекательный ресурс для молодых людей, который в июле 2009-го года был назван медиапроектом года. В настоящий момент Алексей занимает позицию генерального директора Look At Me. Женат. Увлекается автомобилями и сноубордингом. Живет и работает в Москве.
<М. Спиридонов>: После журналистского прошлого комфортно чувствуешь себя в должности гендиректора? В должности административной?
<А. Аметов>: Ну, я не только генеральный директор, я еще и редакционный директор в данный момент. Поэтому я далеко от журналистики не ушел в итоге.
<М. Спиридонов>: А в чем заключается работа редакционного директора? Скорее, обязанности идеологии в вашем случае выполняет Василий, главный редактор?
<А. Аметов>: Работа редакционного директора - это менеджмент именно редакционных процессов. У нас сейчас достаточно большая редакция, которая делится на несколько подразделений - подразделение основного сайта, которое занимается именно Look At Me, есть радио, которое называется Follow Me, и есть приложения про жизнь в городе The Village. Соответственно, у The Village есть свой редактор, в Look At Me есть тоже группа выпускающих редакторов, я координирую весь этот процесс рабочий
<М. Спиридонов>: Сколько человек работает именно над контентом?
<А. Аметов>: Я думаю, сейчас где-то 11.
<М. Спиридонов>: 11 человек - это совокупно по трем проектам?
<А. Аметов>: Да, общая редакция.
<М. Спиридонов>: Если вкратце, чем занимается основной состав людей, работающих над Look At Me. А радио - это что такое? Какую функцию несет?
<А. Аметов>: Онлайн-радио, которое сейчас в тестовом режиме работает, и вот буквально в ближайшие 48 часов мы его, наверное, запустим. Это музыкальное радио с программами про музыку, с 24-часовым эфиром, которое будет частью сайта, но, при этом, его можно слушать на других площадках - через iTunes, самыми разными методами
<М. Спиридонов>: То есть это будет прямое вещание или отложенное? Скачивать можно?
<А. Аметов>: Будут и записи, и прямые эфиры. Мы сейчас полностью оттестировали всю технологию, она позволяет нам 24-часовой эфир постоянно транслировать и плюс делать прямые включения как из студии, так и из любой точки Москвы
<М. Спиридонов>: А пропорционально как будет соотноситься контент - сколько музыка, сколько информация?
<А. Аметов>: 70% музыки, 30% программ и прямых включений
<М. Спиридонов>: Какие-то авторские программы будут?
<А. Аметов>: Да, но они тоже связаны, в основном, все с музыкой и с культурой, завязанной на музыке.
<М. Спиридонов>: Есть же понимание того, что это будет?
<А. Аметов>: На сайте эти программы в течение прошедших 3 месяцев можно было слушать в качестве подкастов, так что есть.
<М. Спиридонов>: Активно слушают?
<А. Аметов>: Скажем так, слушают достаточно активно, но, я думаю, когда мы запустим эфир, будут слушать еще больше.
<М. Спиридонов>: Какие прогнозы у Вас по посещаемости, по прослушиваниям? Сколько вы полагаете туда людей привести, ведь и это для вас является бизнесом?
<А. Аметов>: Честно говоря, по радио я никакого прогноза дать не могу. Потому что для нас это достаточно новая область и у меня нет какого-то опыта оценки аудиторий, формирования показателей по онлайн-радио. Я не могу сказать, сколько человек из аудитории сайта конвертируются в слушателей радио на этом сайте
<М. Спиридонов>: Зачем это делается? Чтобы было?
<А. Аметов>: Чтобы проверить эту нишу тоже.
<М. Спиридонов>: А дорого получилось организовать все это?
<А. Аметов>: Не сказал бы, что очень дорого. Порядка 10 тысяч долларов инвестиций в оборудование и еще какие-то не очень большие суммы на зарплату людей, которые этим занимаются?
<М. Спиридонов>: Люди будут вести авторские программы на добровольных началах или это штатные сотрудники?
<А. Аметов>: Часть - добровольно, потому что им это интересно. Часть - в штате.
<М. Спиридонов>: Газета The Village. Почему ее дистанцировали, сделали отдельным проектом?
<А. Аметов>: Потому что это отдельный продукт информационный, который основан именно на городской жизни в Москве и он не только для аудитории Look At Me, но и для более широкой аудитории людей, проживающих в Москве. Он будет отдельно развивать, отдельно набирать аудитории и список тем, которые там освещаются, отличается от тем, которые доминируют на Look At Me.
<М. Спиридонов>: Хорошо. Давай тогда посмотрим на начало. Изначально был, как я понял по собранным материалам, некий блог, который вел Василий Эсманов и в котором появлялись фотографии попросту модно одетых молодых людей, увиденных на улице. Был еще один блог. Каким образом возникла идея сделать то, что правда для меня непонятно с точки зрения просчета бизнес-перспектив и то, что в итоге сработало. Как вы просчитывали это, из чего исходили? Подноготная создания.
<А. Аметов>: Сначала Look At Me существовал как стрит-фэшн-блог, действительно. И достаточно успешно в этом направлении развивался, был лидирующим стриь-фэшн-блогом в России на тот момент. И в какой-то момент Васе пришла в голову идея, что на базе блога можно построить социальное медиа. То есть дать людям возможность писать какие-то посты и плюс сделать какую-то небольшую социальную сеть для этой тусовки людей, которая сложилась вокруг данного блога. Как раз в этот момент он обратился ко мне, мы встретились, обсудили возможности что с этим можно сделать и потом еще нашли третьего соучредителя, Екатерину Базилевскую. Она тогда работала генеральным директором агентства «Кислород» при группе агентств Leo Burnett. И мы ей тоже предложили с нами вместе начать это делать, у нее был большой опыт по рекламе по спецпроектам, по стратегическим планам различным для клиентов. Соответственно, она сама могла для нас делать стратегическое планирование.
<М. Спиридонов>: Вскладчину вложили деньги?
<А. Аметов>: Собрались все вместе и поняли, что нам еще нужно найти команду дизайнеров и разработчиков. Пришли в студию Nimbler, которой владели Антон Гладкобородов и Кирилл Тен. Мы предложили им за долю в проекте за «нарисовать и спрограммировать». Потом скинулись по 5 тысяч евро на зарплату первых сотрудников и какое-то оборудование, и начали делать.
<М. Спиридонов>: Ты сказал, что через 3 недели продали первое рекламное место и через несколько месяцев, я знаю, вышли на окупаемость.
<А. Аметов>: Да, но вышли на окупаемость, при учете того, что мы работали бесплатно. У нас были какие-то другие работы, на которых мы зарабатывали деньги. Все, что зарабатывал Look At Me мы тратили на зарплату сотрудников и оборудование.
<М. Спиридонов>: Потом, видимо, был другой этап из истории сайта? Когда вы вновь начали работать в минус.
<А. Аметов>: Не в минус работать, на самом деле, он начал зарабатывать столько, что мы могли позволить себе какую-то небольшую зарплату, но она была совсем несерьезная, 30-40 тысяч рублей в месяц. И мы вот на эти деньги как-то жили и развивали проект.
<М. Спиридонов>: И сейчас как у вас дела?
<А. Аметов>: Сейчас проект в небольшом плюсе, потому что мы продолжаем активно инвестировать. Развиваем радио, развиваем магазин, какие-то новые редакционные проекты - такие, как Village - запускаем. Соответственно, все, что мы зарабатываем мы стараеМ. Спиридоновя тратить.
<М. Спиридонов>: Внешних инвестиций не было вообще?
<А. Аметов>: Ни разу. Был кредит, когда начался кризис, и нас достаточно серьезно прижало. И взяли в кредит 100 тысяч долларов под адский процент - 30% годовых. В прошлом декабре отдали полностью и деньги, и проценты.
<М. Спиридонов>: Это сильное решение. Есть даже такой прием у управляющей компании, когда речь идет об инвестировании в проект, который не очень очевиден, то предлагаются какие-то такие схемы: «Дадим денег, но в кредит под какие-то обязательства». Большинство людей ломаются именно на этом, я наблюдал такое не раз. Стоит уверенный с блещущими глазами идеолог проект, который говорит, что все будет классно и нужны деньги - хорошо, мы дадим, но дадим в кредит. Оформим именно как кредит с возможностью конвертации в инвестиции, если все будет хорошо. Если не хорошо, то будете просто отдавать, вы же верите в проект? На этом многие ломаются.
<А. Аметов>: Достойная схема, на самом деле. Кредит очень здорово дисциплинирует. Есть 2 вещи, которые дисциплинируют - люди, которые работают и которым надо платить зарплату, и кредит, который надо отдавать.
<М. Спиридонов>: Несомненно. А брали в каком-то обычном банке кредит?
<А. Аметов>: Нет, нашли человека, у которого в тот момент были 100 тысяч долларов свободные, и под честное слово с ним договорились.
<М. Спиридонов>: В общем, хороший он приобрел бизнес - 30% годовых...
<А. Аметов>: Очень хороший. Особенно на фоне кризиса, когда непонятно что будет происходить дальше.
<М. Спиридонов>: К твоему прошлому обращаясь, мне любопытно, каким образом ты оказался медиаменеджером. Ты пошел в журналистику вместе с Василием, покинув институт?
<А. Аметов>: Я в журналистику пошел еще когда учился в школе. Начал работать в местной липецкой газете, потом на телекомпании городской, а потом поступил в МГИМО на факультет журналистики, учились там с Васей вместе, дальше наши пути ненадолго разошлись - Вася начал заниматься глянцевой прессой, а я работал в бизнес-журналистике, в Форбсе, в Ньюсвике.
<М. Спиридонов>: Успешно?
<А. Аметов>: Достаточно успешно.
<М. Спиридонов>: Писал большие аналитические статьи?
<А. Аметов>: Делал неплохие материалы, участвовал в запуске Forbes в России. Первую золотую сотню мы составляли для России, это был первый проект, достаточно тяжелый, потому что было очень мало данных, методик.
<М. Спиридонов>: А как ты в «Форбс» оказался?
<А. Аметов>: Позвал редактор, с которым мы работали в «Газете.ру». После того, как ушли из «Газеты.ру», я пошел в газету «Газета», он стал заниматься запуском «Форбса» и через какое-то время меня туда пригласил.
<М. Спиридонов>: А как вообще познакомились с Эсмановым?
<А. Аметов>: Очень смешно познакомились с ним. Была программа «Умники и Умницы». И мы там с ним участвовали в этой программе, Вася прошел в финал, получил поступление в МГИМО, я прошел только в полуфинал, и мне пришлось еще журналистской конкурс в МГИМО выиграть, чтобы поступить.
<М. Спиридонов>: То есть вы из числа таких отличников-олимпиадников?
<А. Аметов>: Мы такие, да. С одной стороны, были отличники. С другой стороны, очень бурно у нас проходила учеба. И в итоге закончилось тем, что нас 2 раза отчисляли, и второй раз мы уже не вернулись.
<М. Спиридонов>: А почему? За что?
<А. Аметов>: За прогулы, за то, что мы достаточно бурно проводили время свое. Мы просто много работали, много очень отдыхали. И периодически какие-то предметы у нас оставались нехорошо выученными - в основном, иностранные языки, хотя по остальным предметам были одни пятерки.
<М. Спиридонов>: Несколько иностранных?
<А. Аметов>: Пара иностранных всегда идет. У меня был французский и английский, у Васи - английский и испанский.
<М. Спиридонов>: Пост генерального директора когда занял?
<А. Аметов>: С первого дня.
<М. Спиридонов>: Осознано шел? Хотел стать администратором, будучи изначально журналистом?
<А. Аметов>: Когда мы выбирали, кто чем может заниматься, мы проанализировали какой-то опыт - с одной стороны у Кати был опыт менеджерский, очень большой, с другой стороны я в бизнес-журналистике очень много работал, у меня был опыт каких-то переговоров, разруливаний проблем. Поэтому решили, что гендиректором буду я. Общим голосованием.
<М. Спиридонов>: С точки зрения финансовой, с точки зрения ситуации вообще, предыстория создания Look At Me понятна. А вот все-таки как вы просчитывали бизнес-перспективы, честно сказать, не понимаю. И объясню почему - внешне ваш проект смотрится этаким, знаешь, неформальным авангардным решением имажинистами 21 века, эстетство ради эстетства, по большому счету. И в то же время у вас видно, что серьезно продается реклама, хорошим брендам, создаются, наверное, если не сказать лучшие, то одни из лучших спецпроекты рекламные различные. Как у вас это совмещается? Имажинисты с бизнес-закалкой?
<А. Аметов>: Очень хорошо совмещается. Чтобы быть имажинистом, нужно иметь свободу. Чтобы иметь свободу, нужно иметь деньги, не инвесторские какие-то или каких-то заинтересованных лиц, а честно заработанные. А честно зарабатывать медиа может в настоящий момент только на рекламе. Соответственно, для нас ключевой задачей свободного развития и того, чтобы делать то, что нам интересно было наладить заработок денег. Мы достаточно много сил и времени потратили на то, чтобы разработать и довести до очень хорошего состояния систему продаж рекламы и создания спецпроектов.
<М. Спиридонов>: Не бизнес ради бизнеса, ради добавленной стоимости, а бизнес ради того, чтобы жить таким образом и работать таким образом, как хочется?
<А. Аметов>: В первую очередь, это так. Если бы нам хотелось заработать денег просто, мы бы занялись какими-нибудь заправками, магазинами, какими-нибудь проектами в Интернет тоже - менее интересными, но которые приносят больше денег. Но это было бы неинтересно и, скорее всего, мы бы не смогли так долго продолжать.
<М. Спиридонов>: А если бы денег было много изначально? Как бывало в инвестиционных проектах, типа «Топфотоп», не к ночи будет помянут, или «ВКонтакте»? Когда можно почивать на лаврах и спокойно делать, что хочется. Вы бы гнались за бизнесом или наслаждались тем, что можете писать о чем хотите, строить радио, потом телевидение в онлайне?
<А. Аметов>: Тут история в том, что деньги из безвоздушного пространства не появляются, они приходят откуда-то с какой-то целью. Есть инвестор, который хочет либо получить свои деньги назад преумноженными, либо - что еще хуже - хочет получить какой-то медиавес. Тогда он будет очень серьезно влиять на редакционную политику. И на все, что ты будешь делать. То есть, соответственно, если бы у нас было бы много денег, у нас был бы один из этих двух типов инвесторов, все равно не было бы какой-то спокойной жизни. Я не говорю про случаи, когда люди делают какие-то вещи - типа, «Топфотоп», - про которые все знают, когда задача только потратить деньги комфортным для себя образом с целью самоутвердиться и заработать себе на машину и квартиру.
<М. Спиридонов>: Скажи, пожалуйста, сейчас Look At Me, как медийная площадка, насколько эффективна, как ты думаешь, для рекламодателей?
<А. Аметов>: Если мы будем оценивать эффективность по KPI, на которую мы подписываем. Мы выполняем практически в 99% случаев. По CTR у нас тоже очень хорошие результаты, то есть баннеры хорошо кликаются, средник такой показатель.
<М. Спиридонов>: Продаете именно показы? Многие перешли, даже медийные проекты, на продажи по кликам.
<А. Аметов>: Нет, мы продаем по показам, потому что мы продаем именно медийную рекламу для брендов, для которых важно строить свой имидж. То есть мы не занимаемся генерацией трафика, мы не предлагаем, в основном, никогда покупать у нас рекламу каким-то интернет-магазинам или проектам, которым нужен трафик. Мы продаем, в большей степени, контакт бренда с аудиторией - либо показы баннеров красивых, либо спецпроект, который дает возможность серьезно взаимодействовать с клиентом. Реклама по кликам - это надо генерировать трафик.
<М. Спиридонов>: Такая мысль пришла в голову, пока мы обсуждаем бизнес-составляющие вместе с творческими. Как ты думаешь, то движение вокруг вашего сайта или рядом с ним, движение хипстеров, молодых людей с динамичным мышлением, многие это называют, со своим взглядом на вещи, любопытных молодых людей. Есть ли в этом движении какой-то позитивный сдвиг в сознании молодежи? Как известно, многие люди старшего поколения называют молодежь - 16-25-летних - потерянными, будто интересуют ее лишь игры, потребление. Есть еще вариант в книжке «Бизнес-Телефанк»: «Все, что нужно - это секс и шоппинг». То, что ты говоришь - точка зрения человека ответственного, который понимает цену деньгам, своему слову, готовый взять ответственность на себя, за какие-то серьезные поступки, за деньги те же самые. Является ли это твоим, вашим подходом к жизни? Или это подход к той группе молодежи, к хипстерам? Я с ними незнаком, хотя я чуть старше - мне 33, для меня это уже другое поколение. Вы такие все или ты с Василием и ваша команда отличаетесь?
<А. Аметов>: Вообще молодежь было принято ругать во все годы, всегда говорили, что молодежь уже пошла плохая, непонятно куда катится мир. Это было при Пушкине, это было в СССР, теперь в России то же самое. Но я могу сказать, что у нас средний возраст команды - 24 года, и все ребята, которые работают у нас, в возрасте от 18 до 30 лет, все очень талантливые, умные, ответственные люди, у которых очень много разных интересов. Они делают очень крутые вещи. И их друзья тоже очень, в основной своей массе, интересные, хорошие ребята, которые часто приходят к нам в офис. Все, с кем я общаюсь, не вызывают у меня мысль, что это потерянное поколение. Хотя, на самом деле, детство большинства этих людей проходило в 90-е годы, когда никто ими не занимался, но, с другой стороны, поэтому, возможно, и меньше промывали мозги. Они больше думали сами.
<М. Спиридонов>: Возможно. Социальная составляющая вашего проекта насколько важна? Вы - социальная сеть? Как вы себя позиционируете?
<А. Аметов>: Мы, скорее, социальное медиа, не социальная сеть, в полном смысле этого слова. У нас социальные связи внутри профайлов не главенствуют, у нас доминирует медийный контент. Во вторую очередь, сервис событий. Но при этом все «провязано» социалкой, люди могут общаться, обсуждать что-то, добавлять друг друга в друзья. Смотреть кто на какое событие идет.
<М. Спиридонов>: Активно это используется?
<А. Аметов>: Этим активно очень пользуются. Мы из всех российских СМИ, наверное, номер 1 в плане социальной жизни внутри. Но все-таки мы, в первую очередь, СМИ и только во вторую - социальная сеть.
<М. Спиридонов>: То есть вы превосходите по степени социальной активности «Хабрахабр»? Наиболее активный в этом смысле проект?
<А. Аметов>: Думаю, что да. Потому что на «Хабрахабр» люди не ходят вместе на какие-то события, не обмениваются фотографиями, не знакомятся друг с другом как-то активно...
<М. Спиридонов>: У вас очень сильный интерфейс наружу, в оффлайн?
<А. Аметов>: Мы очень жестко завязаны на оффлайн. Это наше очень серьезное отличие от большинства других проектов.
<М. Спиридонов>: Люди, которые на сайте составляют активную часть аудитории, из Петербурга и Москвы, в основном?
<А. Аметов>: У нас города распределяются следующим образом: Москва, Петербург, Киев и с большим отрывом города-миллионники.
<М. Спиридонов>: Екатеринбург, Новосибирск
<А. Аметов>: Еще Волгоград, Саратов, Нижний есть, есть даже Владивосток, Красноярск.
<М. Спиридонов>: А Москва занимает свои 49%, как это бывает часто?
<А. Аметов>: Да, занимает где-то от 48% до 50%. Петербург где-то 20%, Киев - 10% и дальше все остальное.
<М. Спиридонов>: Вы сами проводите какие-то оффлайн-мероприятия или они происходят помимо вас?
<А. Аметов>: У нас очень большой объем партнерских мероприятий, которые мы поддерживаем, в которых мы как-то присутствуем. Но свои мероприятия мы не проводим сейчас. У нас был опыт, но что-то как-то это очень тяжело и утомительно. Хлопотно. Все-таки другой вид деятельности относительно того, чем мы обычно занимаеМ. Спиридоновя.
<М. Спиридонов>: Если стать сейчас пользователем вашего сообщества, просто зарегистрироваться на сайте, мне, например, я подозреваю, что если погружаться в это глубоко и долго, то я не стану там своим. По какому принципу происходит определение «свой-чужой»? Как люди дружат?
<А. Аметов>: Люди смотрят на комментарии, которые оставляет человек, на тексты, которые он пишет, и на события, на которые он ходит. То есть образ человека складывается из того, что он пишет, как он комментирует, куда он ходит.
<М. Спиридонов>: Для того, чтобы стать, так сказать, если не популярным, то заметным на сайте какую нужно проявлять активность, как часто комментировать, какие события посещать?
<А. Аметов>: Вообще, у нас были случаи, когда люди писали 2-3 очень хороших текста и становились достаточно заметными участниками жизни сайта
<М. Спиридонов>: Можно сказать, что какая-то аудитория, какое-то ядро являет собой дух проекта? 100-300 человек или нет такого и она все время ротируется?
<А. Аметов>: Какое-то ядро есть, но оно достаточно подвижное, кто-то активно-активно пользуется, потом чуть-чуть «отходит», позднее возвращается, но, в основном, это все-таки какая-то группа активная именно в творческой молодежи из Москвы, которые занимаются музыкой, фотографией, работают в СМИ, ходят в такие места, как «Солянка» или «Симачев». И общаются между собой в оффлайн и на сайте тоже.
<М. Спиридонов>: Вообще, сколько занимает в вашем контенте редакционный и пользовательский? Вы сейчас взяли тренд, насколько я понимаю, от пользовательского больше к редакционному?
<А. Аметов>: Сейчас пользовательского контента где-то 40%, а редакционный - 60%. Но уже через несколько месяцев мы чуть-чуть переделаем сайт и начнем еще активнее работать с пользователями. У нас будет специальный редактор, который будет взаимодействовать с аудиторией.
<М. Спиридонов>: Есть какая-то методика взаимодействия с пользователями сейчас? На одном из моих проектов пользователи пишут статьи регулярно, но они не публикуются на сайте впрямую, есть редакция, которая вычитывает это постоянно и принимает те или иные статьи и работы именно в таком редакционном ключе с лучшими авторами. Формируют, во-первых, группу этих авторов, которых можно регулярно публиковать, а во-вторых, отбирают лучшие материалы. И превращая их из пользовательского в практически редакционный контент, формируют ежедневные выпуски. У вас нечто подобное есть?
<А. Аметов>: У нас есть постмодерация, во-первых. Помимо того, что рейтинг текста влияет на его жизнь на сайте, у нас есть один из редакторов, который постоянно прочитывает все, что выходит на сайте. И если какие-то тексты нарушают правила, он их удаляет. Плюс хорошие тексты редакция берет себе, связывается с автором, мы их оформляем дополнительно, вычитываем, верстаем каким-то более интересным образом и они, соответственно, улучшаются.
<М. Спиридонов>: То, что появляется на главной - это и редакционный, и пользовательский контент?
<А. Аметов>: Да, вперемешку.
<М. Спиридонов>: Он осматриваются? Происходит премодерация пользовательского контента?
<А. Аметов>: Премодерации у нас никогда не происходит, всегда только постмодерация.
<М. Спиридонов>: Есть впечатление, что каждый пост у вас очень глубоко прорабатывается. Скрупулезный подход к картинкам, например, вызывает удивление.
<А. Аметов>: Пользовательский текст плохой не успевает добраться до главной, его сами пользователи «сливают», ему ставят «минус», и он уходят вглубь сайт, либо вообще в «отстойник». На главную попадают только лучшие тексты, они и оформлены достойно, и написано неплохо.
<М. Спиридонов>: А сколько постов ежедневно появляется от пользователей на сайте?
<А. Аметов>: Где-то от 30 до 50. А на главную выходит, я думаю, штук 10-15 из них.
<М. Спиридонов>: Хочешь сказать, что все оформлены с кропотливой деликатностью, с точки зрения верстки, пишут не штатные сотрудники?
<А. Аметов>: Есть посты, которые пишут штатные сотрудники или это тексты пользователей, лучшие, которые оформляют наши дизайнеры. Есть небольшие посты пользователей, которые выходят на главную, мы тоже помогаем пользователю улучшить его визуально.
<М. Спиридонов>: А как? Ведь пользователь может не захотеть?
<А. Аметов>: Мы с ним связываем и спрашиваем, хотите ли вы, чтобы ваш пост стал лучше выглядеть, чтобы его прочитало больше людей. Если человек не соглашается, то мы не настаиваем, но 90% соглашаются всегда. И дальше редактор советует, как можно текст переписать, а наши дизайнеры его верстают, плюс, если пользователь какие-то изображения использует, которые он где-то просто «прихватил», ему рекомендуется проставить источники, чтобы не было проблем с авторскими правами. У нас еще идет постоянная борьба с копипастом и с воровством картинок. Это тоже одна из проблем, с которыми редакция борется регулярно.
<М. Спиридонов>: А кто занимается непосредственно версткой и оформлением? Дизайнеров много?
<А. Аметов>: У нас есть 2 редактора-дизайнера, то есть они и пишут, и очень хорошо могут оформлять тексты. И есть один еще дизайнер, который занимается только дизайном, графикой.
<М. Спиридонов>: Отдельный пост оформлен просто на удивление подробно и детально...
<А. Аметов>: Мы очень-очень-очень следим за дизайном, потому что это одно из наших преимуществ и одна из вещей, которая привлекает людей и задает какой-то уровень общий. Чтобы пользователи хорошо писали и красиво оформляли то, что они делают, им нужно подавать пример все время.
<М. Спиридонов>: Вы как видите себя в Рунете в конкурентном ряду? Вы «Афише» - конкурент?
<А. Аметов>: Если рассматривать конкуренцию за бюджет рекламодателей, то да. Если рассматривать конкуренцию за время пользователя, то нет. Если за сотрудников, то да.
<М. Спиридонов>: Это, к слову, о том, что Юлия Выдолоб недавно перешла к вам, один из известных журналистов «Афиши». Вы сейчас вообще расширяетесь, как я понимаю по штату?
<А. Аметов>: Мы расширяемся, но аккуратно, потому что у нас было несколько этапов такого скачкообразного роста - это приводит к тому, что очень трудно управлять компанией и начинается бардак. Соответственно, мы сейчас растем очень аккуратно, понемножку.
<М. Спиридонов>: Растете согласно планам или делаете это ровно настолько, насколько хватает денег?
<А. Аметов>: Скорее сейчас внутреннему ограничению - в каждом отделе не более одного человека в месяц должно появляться.
<М. Спиридонов>: У вас, я знаю, что офис - это обычная квартира? То есть неформальная обстановка.
<А. Аметов>: Сейчас наш офис состоит из двух этажей, сверху у нас просто квартира - в стиле квартиры, - снизу более официальный офис. Там сидят коммерческие отделы.
<М. Спиридонов>: Там ведутся переговоры?
<А. Аметов>: Нет, переговоры проходят как раз наверху, туда же приходят все гости. В квартиру приходят. Мы кормим всех вкусными обедами. С момента появления компании у нас всегда в офисе была бесплатная еда, и был повар свой.
<М. Спиридонов>: Даже когда вы задолжали денег и взяли в кредит?
<А. Аметов>: Да, потому что когда кризисные моменты были, были задержки с выплатами зарплаты и денег не было вообще - это был очень важный момент, который помогал людям переживать все это.
<М. Спиридонов>: В том числе, не умереть от голода?
<А. Аметов>: Не умереть, конечно, но чувствовать себя более-менее комфортно, экономить деньги.
<М. Спиридонов>: Сколько тогда человек у вас на шеи было, образно говоря?
<А. Аметов>: Сначала было 30, потом сократилось до 25.
<М. Спиридонов>: Попытки подобного рода, сделать нечто подобное Look At Me принимаются с одной стороны такими крупными и серьезными брендами - вспомнить издательские дома, выпускающие гламурные издания, но об этом еще поговорим, - а с другой стороны предпринимались также в Интернете, в частности, как мне помнится, «Перспектива» «Тематических медиа», один из проектов Дениса Крючкова, также была где-то в этом направлении. Тем не менее, они закрылись, у них не получилось, у вас получилось. Или они были другими, отличались от вас?
<А. Аметов>: Они были другими. Они начали как раз в сторону гламура «копать» и пытаться заигрывать именно с этой гламурной аудиторией, которая как раз в тот момент сокращалась уже серьезно - это волна вся прошла. Как-то вся эта история не пошла.
<М. Спиридонов>: А у вас не гламур?
<А. Аметов>: У нас - нет. Мы никогда ничего общего с гламуром не имели. Нам очень не нравится этот вид представления, скажем так, культуры и общественного поведения.
<М. Спиридонов>: Вот говоря об издательских домах, которые выпускали различные журналы, можно вспомнить то, что недавно написали Infox, которые ссылались на твои слова. Якобы есть заинтересованные крупные инвесторы, заинтересованные в покупке Look At Me, в частности, ИД Conde Nast, который выпускает VOGUE, GLAMOUR, GQ и так далее. Все-таки вы собираетесь продаваться - им, не им, а в принципе?
<А. Аметов>: История с «Инфоксом» - это отдельная история. В данном случае, девушка, которая писала материал, трактовала мой ответ на вопрос «Сколько бы мог стоить Look At Me, если бы он продавался?», как то, что мы продаем Look At Me. Статья далека от действительности. Мы в настоящее время и в ближайшее время его не продаем и не планируем.
<М. Спиридонов>: Неужели неинтересно в стать число в обойму проектов мировых брендов, те же самые GQ, те же «Гламур» и так далее? Мне кажется, что там вы бы смотрелись очень органически.
<А. Аметов>: Я же с самого начал рассказывать, что нам никогда не нужен был инвестор и сытая жизнь, поэтому мы серьезно относимся к вопросу зарабатывания денег, к независимости своей. Пока мы не видели ни одного инвестора, ни одного человека, который приходил бы к нам с каким-то предложением, который бы нам нравился, с которым мы бы хотели работать. Все были российские компании. Может быть, через какое-то время здесь или на Западе нам будет интересно работать вместе и как-то развивать проект. В данный момент мы не продаем сайт.
<М. Спиридонов>: Понятно. Ваша аудитория должна, по идеи, быть активна в различных социальных медиа, вернее, в социальных сетях - Twitter, Facebook однозначно, «ВКонтакте», возможно. Насколько ваша работа с этим эффективна? Вы посвещаете этому внимание, так как в каждом посте присутствует возможность заретмиттить. Какие показатели?
<А. Аметов>: В Facebook у нас сейчас самая большая группа в России среди брендов, которые там как-то продвигаются. По-моему, 8000 фанатов нашей группы и очень много комментариев люди оставляют к анонсам текстов на Facebook. И Facebook нам генерирует очень много трафика.
<М. Спиридонов>: Как-то вы работаете с этим или само растет?
<А. Аметов>: Работаем. Мы развиваем эту группу. У нас на сайте это промоутируется очень активно. Мы сейчас новые инструменты Facebookа изучаем, которые они на конференции f8 озвучивали и думаем, как их использовать. То же самое с «Твиттером», мы очень активно используем специальные ссылки в текстах, через которые их можно твиттить. У нас 3 твиттера заведено, в которые новости экспортируются - 2 для Look At Me и 1 для The Village. Общаемся с аудиторией, то есть у нас идет постоянный мониторинг упоминания во всех социальных медиа. И если там есть какие-то негативные высказывания или какие-то пожелания, то наши сотрудники связываются с этим человеком и обсуждают, что ему не нравится и что ему хотелось бы.
<М. Спиридонов>: Внешне проект выглядит, с точки зрения наблюдателя непогруженного, как один из гламурных журналов. Из того, что ты говоришь и из того, что я сам вижу, похоже, что у вас все гораздо осмысленнее и глубже. Видно по отношению и по подходу. Во всем это, если это не пустой достаточной легкий бессмысленный гламур, а нечто более серьезное и погруженное, у вас есть какая-то позиция - общественная, политическая? Вы вообще что-то несете идеологическое или вы просто живете и рассказываете, что вокруг вас происходит?
<А. Аметов>: У нас есть один очень простой месседж общественный - если ты хочешь, чтобы было хорошо, ты должен взять и делать что-то в этом направлении. Если тебе не нравится музыка, делай хорошую музыку. Не нравится, как люди фотографируют, фотографируй. Грязно во дворе? Убери. Хочешь, чтобы цветы были у подъезда, сходи и купи семена, посади их. Или сходи и напиши в Управу. Мы за набор таких простых действий, которые человек может совершать, и делать мир вокруг лучше и более комфортным для себя. То есть у нас нет каких-то больших глобальных общемировых лозунгов или какой-то такой идеологии. Мы за практически действия, направленные на улучшение окружающего мира.
<М. Спиридонов>: А не пытались ли вас какие-нибудь движения - общественные или общественно-политические - под себя «подмять»? Вы бы были интересным активом в их руках.
<А. Аметов>: С нами регулярно общаются различными движения, мы с ними тоже разговариваем. «Подмять» никто не пытался. В прошлом году была история, когда мы делали культурно-развлекательную передачу на Селигере, привозили туда музыкантов, ди-джеев, художников, дизайнеров. И они там читали лекции.
<М. Спиридонов>: Сотрудничаете, получается, с «Единой Россией», с властью?
<А. Аметов>: Это было не сотрудничество с «ЕР», это было сотрудничество, скорее, в рамках «Года Молодежи» с молодежью. И в принципе, мы не считаем это чем-то постыдным, потому что мы сделали очень хорошие образовательные программы. 3 тысячи человек из российских регионов смогли пообщаться с нормальными дизайнерами, ди-джеями, музыкантами, узнать что-то новое для себя. Мы ни на какие идеологические компромиссы не шли. Доходило до смешного - нас хотели обвинить в неблагонадежности.
<М. Спиридонов>: Тема интересная, но не будем в нее глубоко «закапываться», потому что политика - дело темное. Поговорим о тех вопросах, которые пришли от слушателей в мой блог, в Facebook и в «Твиттер» программы. Вопрос от пользователя Dekart: «Программная часть проекта разработана на Ruby on Rails, выбор платформы был осознанным или просто так получилось?».
<А. Аметов>: Сначала так получилось, а потом мы как-то полюбили эту платформу, хотя платформа для России нетипичная - специалистов не так много. Но что-то в ней есть такое, на самом деле, инновационное, прикольные «фишки». Я сначала был за «пхп», а потом смирился с «руби» и даже полюбил.
<М. Спиридонов>: То есть, с точки зрения, пользовательской админки сайта все работает удобно?
<А. Аметов>: Да, но «руби» или «пхп» никак не влияет на фронтенд.
<М. Спиридонов>: А что влияет?
<А. Аметов>: Для меня, как для менеджера, «руби» влияет на поиск людей и на скорость разработки.
<М. Спиридонов>: Скорость выше, чем на «пхп»?
<А. Аметов>: Выше, но людей искать тяжелее и плюс внимательнее надо быть с нагрузками, потому что не все готовые модули Ruby on Rails хорошо себя ведут под высокими нагрузками.
<М. Спиридонов>: А кэширование там работает также на «пхп»?
<А. Аметов>: Мы используем общепринятую для высоконагрузочных проектов в России технологию.
<М. Спиридонов>: А база данных?
<А. Аметов>: MySql.
<М. Спиридонов>: Кстати говоря, сколько у вас по статистике просмотров на человека?
<А. Аметов>: Точно не вспомню, но, по-моему, где-то 7 просмотров на уника у нас.
<М. Спиридонов>: При посещаемости в районе 50 тысяч человек в сутки.
<А. Аметов>: Да. 50-60. Просто очень странные счетчики, в Visitors в Google Analytics у нас, например, под 90, а в Unic Visitors где-то 50-60.
<М. Спиридонов>: Вопрос от Алисы Ли: «Алексей, расскажите об аудитории Look At Me? Какова ее покупательская способность?».
<А. Аметов>: Жители крупных городов российских - Москвы, Петербург, миллионники, плюс Киев. Люди в возрасте от 16-18 и до 30 лет, способность покупательская у аудитории неплохая, в принципе. У нас есть, например, магазин в рамках Look At Me, в котором достаточно хорошо продаются разные вещи, одежда, которая стоит не очень дешево. Люди покупают за 6-15 тысяч рублей, за 20.
<М. Спиридонов>: А этот магазин - витрина или логистика и склад тоже ваши?
<А. Аметов>: Витрина. Логистика и склад принадлежат партнерам. Мы обеспечиваем представление этих вещей, обработку заказов и проведение электронных платежей.
<М. Спиридонов>: Слава Баранский спрашивает: «На сайте очень странная навигация и выкладка материалов. Со временем она становится все непонятнее и непонятнее. Чем руководствуетесь при создании таких интерфейсов?».
<А. Аметов>: Сейчас мы работаем над новой версией сайта, там будет более четкое меню. На самом деле, у нас всегда очень сложно с интерфейсом - с одной стороны это медиа, с другой сторонний сервис, с третий стороны это социальная сеть. Очень тяжело сбалансировать все эти составляющие, от этого возникает иногда ощущение, что очень сложная система внутри сайта и навигация непростая.
<М. Спиридонов>: На самом деле, ты считаешь, что это не так?
<А. Аметов>: Есть ряд проблем, которые мы сейчас решаем.
<М. Спиридонов>: Андрей: «На конференции вы сказали, что отказались от селлингового агентства и рост продаж увеличился на 50%. Но даже при таком росте продаж окупается ли селлинговая инфраструктура - продажников, юристов, бухгалтерии, рабочие места, дополнительные траты на офис, дополнительные налоги и так далее?»
<А. Аметов>: На нынешнем этапе Cost of Sales по нашей собственной службе продаж у нас стал несколько ниже, чем у агентства. То есть стоимость продаж нашими ресурсами равна или даже чуть ниже, чем стоимость продаж через агентства. Но при этом, надо понимать, что самый ходовой формат - 240x400 - мы продаем через агентство. Для нас это более выгодно и комфортно. Там идет очень большой объем контрактов, удобнее, чтобы все это проходило через агентства.
<М. Спиридонов>: Напоследок, такой вопрос: «Каким ты видишь развитие сайта в обозримой перспективе, год-два? Понятно, что загадывать надолго сложно. Куда вы двинетесь?».
<А. Аметов>: Он будет развивать как медиа. Помимо The Village, там появятся еще какие-то проекты, которые от сайта отойдут чуть-чуть в сторону и станут отдельными медиаплощадками. Думаю, аудитория будет расти. При чем, с одной стороны мы будем охватывать нашу аудиторию все больше, а с другой стороны, думаю, будет становиться больше людей, в целом, в России, которым будет интересно то, о чем мы пишем и то, для чего этот сайт сделан. Команда где-то в 2 раза вырастет в течение года.
<М. Спиридонов>: Не думаете стать лидерами такого общественного движения? Хотя отчасти уже являетесь ими, в каком-то смысле Меккой, знаменем. А в перспективе во что-то это развить общественное?
<А. Аметов>: Мы не хотим стать лидером какого-то общественного движения, мы хотим хорошие, интересные, качественные СМИ, которые будут интересны аудитории, которые будут лидировать на российском рынке. У нас такая задача.
<М. Спиридонов>: То есть амбиций политических у вас нет вовсе?
<А. Аметов>: Каждый должен своим делом заниматься. Если в России все занимались бы своим делом, у нас все было бы отлично. А у нас кухарка управляет государством, комбайнер делает революцию, токарь знает как в футбол играть, бизнесмены пытаются заниматься политикой, а политики - заниматься бизнесом и зарабатывать деньги. В итоге, все получается очень хреново. Как только все начнут заниматься тем, что они делают хорошо, я думаю, сразу все отлично станет.
<М. Спиридонов>: Будем надеяться. Переходим к новостям
НовостьМосковский арбитражный суд запретил владельцам ресурса «Видео.ру» распоряжаться собственным доменом. Об этом сообщает газета «Ведомости». По редписанию суда владельцы домена не смогут продать его третьим лицам, досрочно прекратить его администрирование или поменять регистратора имени. К такому решению суд подтолкнул рассмотренный иск от холдинга «Системы масс-медиа» к площадке «Видео.ру». Этот иск связан с несанкционированным размещением контента, защищенного авторским правом. Владельцы ресурса, позиционирующего себя как легальный магазин видеоконтента, подали встречный иск.
<М. Спиридонов>: Обостряются чем дальше, тем больше споры вокруг авторских прав, контента, собственности на этот контент и так далее. Ты на чьей стороне здесь, если есть какая-то позиция? Ты торренты качаешь?
<А. Аметов>: Качаю иногда, да.
<М. Спиридонов>: Ты считаешь или не считаешь то, что если ты скачиваешь фильм или музыкальный альбом, то нарушаешь права владельцев и создателей этого продукта?
<А. Аметов>: С юридической точки зрения, это является нарушением прав. С морально-этической точки зрения, я на те фильмы, которые мне нравятся действительно хожу в кинотеатр, плачу за билет, таким образом, автор этого фильма зарабатывает, хожу на концерты групп, которые мне действительно нравятся, таким образом, артисты зарабатывают. Но при этом понятно, что при нынешнем объеме производства кино и музыки невозможно все это покупать за деньги. Во-первых, технически в России это невозможно. Нет легальных сервисов, которые бы позволяли тебе за вменяемые деньги быстро купить что-то. Во-вторых, финансово. И для меня отчасти, а для большинства людей, тем более, невозможно покупать все это, потому что им просто денег не хватит. Поэтому я считаю, что нынешняя копирайтная модель несовершенна и, скорее всего, отомрет - она в нынешних условиях не может работать дальше.
<М. Спиридонов>: Отомрет, но сейчас происходит некая лихорадка, когда от одной крайности бросаются - правообладатели вообще «забивают», грубо говоря, на отслеживание распространения собственного контента и позволяют это скачивать и использовать как угодно, теряя объективно деньги - до другой крайности, жесткого пресса. Нанимаются десятки или даже сотни юристов, которые занимаются только тем, что творят всякие схемы, в том числе, кстати, подставные схемы, на которые «покупаются» пользователи, где факт скачивания через торренты или факт обладания и последующей передачи кому бы то ни было того или иного цифрового продукта (музыки, видео, игры) становится предметом судебного разбирательства. И в итоге человек, который не купил что-либо, несет огромные денежные потери, в результате юридических исков. На чем успокоится сердце, где правда?
<А. Аметов>: Просто объективная ситуация в том, что сейчас большинство людей скачивают фильмы, скачивают музыку и если кто-то из создателей этих произведений пойдет войной, то это для него закончится плохо. В конечном итоге, музыку делают для людей, фильмы снимают для людей и воевать со своей аудиторией это самое нелепое, что можно сделать. В итоге, можно нарваться либо на бойкот, либо понести какие-то убытки катастрофические и «вылететь» с этого рынка. Поэтому, я думаю, что, в конце концов, какой-то компромиссный вариант будет найден.
<М. Спиридонов>: А в чем? В понижении цен?
<А. Аметов>: С одной стороны, да. С другой стороны, создание инфраструктуры удобной, чтобы любой человек мог дома нажать кнопку на телевизоре или компьютере и получить за доллар, за 3 доллар себе копию фильма и посмотреть его спокойно. Люди тогда не будут лазить по торрентам, качать это, потому что смогут себе позволить быстро и за вменяемые деньги получить легально этот контент. Эти преследования массовые порождают противодействия, когда люди просто начинают из вредности, наперекор, специально этот контент распространять. Уже с идеологической какой-то платформы.
<М. Спиридонов>: Если смотреть в будущее, то в идеале упростятся способы доставки контента, он будет попадать сразу по одному клику в твой телевизор или в твой гаджет и стоить каких-то небольших денег, которые не жалко потратить.
<А. Аметов>: Да, к этому все придет и на этом все успокоится.
<М. Спиридонов>: Они прослывут такими дурными дядьками, толстыми буржуями, которым будут устраивать обструкцию.
<А. Аметов>: Будет за подло слушать музыку этой группы, ходить на фильмы этого режиссера, если он какую-то домохозяйку бедную засудил на миллион долларов.
<М. Спиридонов>: Интересная мысль. Наверное, они будут порождать какие-то общественно-политические движения - почему я так часто произношу это слово, вроде бы не мое это, - колебания в обществе в ответ на претензии со стороны правообладателей. Они позволят понять этим людям - хотя я их не оцениваю негативно, я понимаю их, как бизнесменов, - что слишком сильно «давить», это тоже терять деньги. Компромисс на «мягком» продавливании их позиции с одной стороны и с другой стороны какой-то демократизации ценовой политики. Ну, и упрощение способов доставки. Вот такую картинку нарисовал на будущее, она мне кажется разумной и вполне выполнимой на ближайшие 3-5 лет. Едем дальше.
НовостьКрупнейшая социальная сеть Facebook официально объявила о разработке собственного геолокационного сервиса. Информацию об этом представители компании подтвердили англоязычном блогу TechCrunch. Новый сервис будет получать данные о местонахождении участника соцсети с помощью мобильного телефона. Это поможет пользователям найти ближайшие заведения и интересные места. Кроме того, они смогут и отмечать свои посещения для друзей. Аналогичный функционал предоставляет набирающий популярность сервис foursquare.
<М. Спиридонов>: Мне кажется вообще, что геолокационные сервисы, это даже не мне кажется, а объективный тренд, сейчас будут переживать сильнейший взлет. Более того, мне кажется, что на вашем сайте должно тоже появиться нечто подобное. Не через полгода, а например, через год - напрашивается.
<А. Аметов>: Думаю, какой-то мобильный сервис мы сделаем в каком-то обозримом будущем, который позволит человеку пользоваться Look At Me на iPhone или платформе Android. И, скорее всего, там будет какая-то привязка к геолокации, потому что мобильный сервис как раз этим и силен, что информация поступает, в соответствии с местонахождением человека.
<М. Спиридонов>: Это по поводу вашего сайта, тут понятно. А вообще к геолокации ты ровно дышишь? Потому что многие уже очень неровно, замечаю тотальный всплеск интереса. Масса знакомых со мной вдруг начали говорить на эту тему. Кто-то уже нечто конструирует, есть приятель, который полгода назад уже занялся каким-то геолокгидом по Петербургу. Твое отношение?
<А. Аметов>: Мы в этом направлении тоже проводили исследования. У нас есть база по сотовым вышкам, локационная. Есть GPS-база, мы в этом направлении смотрим. Но сейчас мы очень аккуратно как-то все это изучаем, мне кажется, что в Рунете есть тренд, когда кто-то что-то начинает делать или на Западе что-то выстреливает, все начинают «копать» дружно в этом направлении. Сейчас это 2 направления - геолокации и Groupon, сейчас все делают клоны.
<М. Спиридонов>: Вы, кстати, не думаете делать клон Groupon? В вашем случае, мне кажется, что у вас прямо-таки готова аудитория для этого.
<А. Аметов>: К нам уже приходило 5 стартапов, предлагающих стать их партнерами. Мы пока не решили, партнерится ли с ними или делать свою версию.
<М. Спиридонов>: Проще свою версию делать, программную начинку сделать несложно, а аудитория у вас есть. Она готова ходить по ресторанам, суши-барам, развлекательным заведениям.
<А. Аметов>: Начинка не очень сложная, но это все надо менеджерить. Должна быть отдельная команда, которая будет искать партнеров, договариваться с ними, проверять качество сервиса. Любое новое направление в бизнесе требует людей, а искать людей трудно, интегрировать людей в команду трудно. Поэтому мы внимательно смотрим на то, запускать что-то или нет.
<М. Спиридонов>: Понятно. Хотя понятно, что и этот тренд может вас коснуться, есть предпосылки. Поговорим о ваших обидчиках, но, может, не обидчиках, но написавших о вас не совсем полную информацию.
НовостьПо информации ресурса «Инфокс.ру», МинкоМ. Спиридоноввязи избрало куратора, который будет ответственен за общие вопросы, связанные с легальностью контента в Рунете. Эти обязанности будет выполнять Юрий Мильнер — президент инвестиционного фонда DST, располагающего долями в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», а также портале Mail.ru. Мильнеру было поручено оценить степень распространения нелегального контента в русскоязычном сегменте мировой сети и подготовить соответствующий доклад к осени этого года.
<М. Спиридонов>: Я вот думаю, как будет Мильнер изучать содержимое «ВКонтакте», в котором его фонд является одним из ведущих совладельцев, учитывая, что «ВКонтакте» является главной базой нелегального контента в Рунете. Ты что думаешь?
<А. Аметов>: Не знаю что думать. Это как если бы к владельцу скотобойни пришли «зеленые» и попросили выяснить, как происходит охрана жизни и здоровья его овец.
<М. Спиридонов>: Ты, кстати, как относишься ко «ВКонтакте» вообще? Мне сдается это не ваш проект по идеологии.
<А. Аметов>: По идеологии это не наш проект, но это проект, который лучше, чем «Одноклассники», например. При этом, все понимают, что «ВКонтакте» живет на музыке нелегальной, на видеоконтенте, который там нелегально находится, на порнографии и на внутреннем спаме. Это очень плохо и если они с этим вопрос не решат, то их аудитория начнет с одной стороны уходить на Facebook, а с другой - пользоваться ими только как базой нелегального контента и порнухи. Это, рано или поздно, закончится и на этом может закончится их история, в целом. Им надо свою аудиторию как-то перенацеливать на другие вещи.
<М. Спиридонов>: В одной из бесед три месяца назад с Никитой Шерманым он пророчил обгон Facebook’ом «ВКонтакте» к концу года. Ты что думаешь по этому поводу?
<А. Аметов>: Facebook очень хорошо растет в России, видел буквально пару дней назад последние графики. Там под 50% график стоит. Но даже при таком росте «ВКонтакте» они не обгонят к концу года.
<М. Спиридонов>: Ну, хорошо. Поговорим еще об одном любопытном российского Интернета, кириллическом домене .рф.
НовостьВ Рунете заработал кириллический домен .рф. Первыми двумя сайтами, функционирующими в новой доменной зоне, стали порталы «президент.рф» и «правительство.рф». Об этом заявил директор Координационного центра национального домена Андрей Колесников. 13-го мая ему был вручен уникальный сертификат на администрирование домена .рф. Таким образом, именно российским пользователям суждено первыми воспользоваться доменной зоной, которая поддерживает нелатинский алфавит.
<М. Спиридонов>: Что думаешь по этому поводу? По-моему, это какой-то цирк с этой кириллицей. По-моему, совершенно мертвая история и пустая трата времени и денег.
<А. Аметов>: Во-первых, во многих браузерах на кириллице домены можно было набирать 8 лет назад, только никто про это не знает. Никому это не нужно. Во-вторых, есть домен .su, который остался у России от Советского Союза. Некоторые люди даже делают сайты в этом домене, и опять же серьезные компании и организации в этом домене не работают. И пользователи в этот домен очень редко попадают. Думаю, домен .рф из области этих двух явлений.
<М. Спиридонов>: Сейчас пытался ввести «президент.рф» в браузере. Если несколько дней назад выпадала ошибка, сейчас же я перешел на сайт Президента России, но, при этом, в строке адресной у меня вместо того, что я написал в кириллице какая-то непроизносимая мешанина из знаков и символов.
<А. Аметов>: Это специальная кодировка, в которую кириллица превращается. Даже шутка у IT’шников появилась, что есть очень крутые люди, которые могут двоичный код читать, есть очень крутые люди, которые KOI-8 могут читать, но в мире нет такого крутого человека, который мог бы читать эту вот кодировку, в которую кириллица в браузере интерпретируется.
<М. Спиридонов>: Что ж, посмотрим на развитие всего этого дела. Где-то я понимаю, как это можно использовать - произнесенный вслух адрес на русском набирать удобнее, но, в целом, это какая-то непрактичная и не очень понятная штука, типа фарфорового слона - большой, красивый на первый взгляд, но непонятно как с ним быть.
<А. Аметов>: Я знаю один метод как его могут компании использовать по-человечески. В радиорекламе или в телевизионной, и с него кидать переадресацию на нормальный домен, где нормальный урл латиницей и нормальные ссылки латиницей. То есть набирает «президент.рф», откуда его директит на нормальный сайт.
<М. Спиридонов>: На kremlin.ru.
<А. Аметов>: Да-да. Все остальные варианты использования будут ересью и очень неудобной вещью.
<М. Спиридонов>: Произнесение по телефону или аудиореклама. Другое дело, что будут каждый раз говорить, что набирать название сайта нужно кириллицей, что будет вызывать вопрос: «Как кириллицей? Почему? Так не бывает». Последняя новость коснулась «Твиттера».
Новость10-го мая миллионы пользователей сервиса микроблогов Twitter столкнулись с обнулением своих списков читателей и читаемых подписок. Спустя час после обнуления счетчики были восстановлены. По заявлению администрации сервиса, обнуление было связано с устранением программной ошибки, из-за которой любой микроблогер с помощью специальной команды мог подписать на свой блог любого другого пользователя «Твиттера». Обнаружив эту ошибку, многие пользователи начали принудительно подписывать известных персон, политиков и звезд на свои блоги. После технических работ, в течение которых счетчики и были обнулены, списки подписчиков и подписок были приведены в прежний вид.
<М. Спиридонов>: Я видел очень забавные порой обсуждения относительно этого. Читал резюме беседы по этому поводу в Facebook, инициированной Артуром Вельфом, корреспондентом «КоммерсантЪ». В финале он писал, что «да, багу закрыли, теперь это уже невозможно - подписать на себя тех или иных пользователей, в том числе известных, но Барак Обама остался моим фолловером». У тебя не было такого? Ты никого к себе не присовокупил?
<А. Аметов>: Не, я как-то не успел в этом поучаствовать. Я был на встречах, а когда приехал только и успел прочитать про всю эту историю.
<М. Спиридонов>: Была бы дырка чуть серьезнее, мог бы столкнуться «Твиттер» с вещами, в том числе, необратимыми.
<А. Аметов>: Ну, могли бы откатиться на сутки назад, именно статус фолловинга.
<М. Спиридонов>: Скорее всего, у них, конечно же, есть бэкапы, ежесуточные.
<А. Аметов>: У нас в Look At Me на случай такой ситуации есть бэкапы на час, на 8 часов, на сутки. Если что-то случиться мы быстро подымем «горячий» бэкап.
<М. Спиридонов>: Территориально находятся бэкапы в другом месте?
<А. Аметов>: У нас есть просто две серверные площадки, полностью дублированных - в Москве и в Германии. И на каждой из них есть бэкап другой площадки плюс еще в офисе есть бэкап.
<М. Спиридонов>: Разумно. Тогда, пожалуй, все. Мы закончили, как с обсуждением проекта, так и с новостями недели. Спасибо большое, что нашел время пообщаться. Было любопытно. Действительно, то, что говоришь и то, как ты говоришь для меня, как ни странно звучит голосом человека другого поколения, хотя нас разделяют не такие великие годы, лет 8, наверное... тебе сколько?
<А. Аметов>: Мне 26.
<М. Спиридонов>: Да, получается 7. Хотя, похоже, мыслим мы по-разному, что любопытно. При этом, мыслим мы оба вроде как в конструктивном плане, с точки зрения создания чего бы то ни было и веб-проектов, в частности. Это интересно. Собственное отношение к продукту вашему - видно, что сделано с любовью и видно, что сделано с пониманием того, зачем и почему. И в данном случае бизнес-состоятельность, то, что вы имеете сейчас и окупаемость, и вышли из кризисной ситуации позитивно говорит в вашу пользу. Спасибо тебе еще раз за то, что был это время в нашей компании.
<А. Аметов>: Спасибо.
<М. Спиридонов>: Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях был генеральный директор портала Look At Me Алексей Аметов. Редакция: Александр Рай, Юрий Берингов, Любовь Зайцева, вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!