М. Спиридонов: Добрый день, коллеги! Сегодня 2 июля 2010 года. В эфире 60 выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Последние годы, чуть более интенсивно до кризиса и чуть менее интенсивно во время кризиса и снова в расцвете сейчас, по крайней мере, в области стартапов, так называемые «венчурные» фонды. Они правят балом: они активны, заметны и энергичны. Это такие образования, которые обладают возможностью экспертной оценки ценности того или иного проекта и которые могут своими или чужими деньгами вкладываться в них в том или ином размере, за те или иные проценты во владении проектом, и при тех или иных условиях. У каждого эти условия свои. Сегодня у нас в гостях директор по инвестициям фонда «AddVenture», основатель проектов «Чип энд Дэйли» и «ДарБери», Елена Масолова. Елена, здравствуйте!
Е.Масолова: Добрый вечер!
М. Спиридонов: Лена, каким образом Вы оказались в интернет-бизнесе?
Е.Масолова: Сложно сказать. Вначале я работала в консалтинге, и у нас были телеком-проекты. Заинтересовалась я этой сферой еще тогда. Когда я училась в Вышке, я основала бизнес-инкубатор, а до этого провела в России первый студенческий конкурс бизнес-планов. Я думаю, что именно тогда стало понятно, что стартапы – это самая интересная тема.
М. Спиридонов: Альтернатив особенно не было?
Е.Масолова: Всё остальное было скучно. Венчурный фонд – это, по сути, множество стартапов одновременно.
М. Спиридонов: Можно что-то создавать и не в области интернета. Можно создавать в тяжелой металлургии или нефтяной промышленности.
Е.Масолова: Это будут не венчурные проекты. Они более капиталоемкие. Прелесть веб-проектов состоит именно в том, что можно за небольшие деньги (десятки тысяч долларов или даже меньше) стартовать за несколько недель. Проект «Чип энд Дэйли» мы запустили за 15 дней.
М. Спиридонов: 15 дней прошло с момента принятия решения о том, что будете запускать?
Е.Масолова: С того момента, как мы встретились 1 декабря в офисе и решили, что мы все-таки попробуем модель Woot.com на российском рынке. Запуск состоялся 15 декабря.
М. Спиридонов: Поговорим об этом чуть позже. Сейчас скажу, что Рунетология выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». ЕЖЕ – одно из самых старых и влиятельных объединений русскоязычных интернетчиков. ЕЖЕ-движение с 1997 года поддерживает галерею физиономий русского интернета, где представлены самые заметные русскоязычные сетевые деятели. Прежде, чем перейти к традиционному эпиграфу нашей программы, хотелось бы сказать, что спонсор программы - компания «Телфин». Компания «Телфин» предлагает современное и экономичное решение для малого бизнеса – виртуальный офис на базе IP-телефонии. «Телфин» позволяет подключить прямой многоканальный телефонный номер, функцию авто-секретаря, интеллектуальную маршрутизацию звонков, выгодный поминутный тариф, возможность приема факса на электронную почту и, наконец, позволяет организовать бесплатную связь внутри «телеофиса». «Телеофис» объединяет в единую сеть все телефоны компании, независимо от их местонахождения. Подробная информация на сайте telphin.ru. А сейчас досье эксперта.
ДосьеЕлена Масолова родилась 7 ноября 1984 года в Москве. В 2006 году окончила экономический факультет Высшей школы экономики. Там же в 2008 году получила степень магистра по специальности «Прикладная политология». С 2005 по 2007 годы обучалась по программе дистанционного образования Stanford-1. C 2007 по 2008 годы – сооснователь и партнер венчурного фонда «RUVENTO LLP». В 2006 году начала заниматься собственным бизнесом и основала компанию SmartBook, которая создавала так называемые смарт-книги: сжатые изложения деловой литературы для менеджеров. С 2008 года Елена занимает позицию директора по инвестициям фонда бизнес-ангелов AddVenture. Сегодня Елена Масолова помогает стартапам Рунета выйти на рынок и стать финансово успешными. Среди последних проектов Елены можно назвать сервисы для совместной покупки товаров в интернете - ДарБери и Чип энд Дэйли. Увлекается чтением деловой литературы. Профессионально играет в «Что? Где? Когда?». Из спорта предпочитает футбол. Живет и работает в Москве.
М. Спиридонов: Лена, правда, что Вы играете в Высшей лиге женского футбола?
Е.Масолова: Нет. Я стала чемпионом в «Вышке» по футболу среди женских команд.
М. Спиридонов: Вышка – это Высшая Школа Экономики?
Е.Масолова: Да.
М. Спиридонов: Я просто сразу не понял. Я подумал, что Вы играете в Высшей женской лиге по футболу? Есть же такая?
Е.Масолова: Да, конечно, есть.
М. Спиридонов: Не собираетесь туда?
Е.Масолова: Нет.
М. Спиридонов: Хорошо. Давайте пойдем по порядку. Вы одновременно являетесь одним из директоров компании, которая занимается инвестициями в стартапы, и в то же время стартапером в одном лице?
Е.Масолова: Я не вижу противоречий. Хороший инвестор - хороший предприниматель. Например, Александр Галицкий, управляющий партнер фонда «Алмаз», создал и успешно продал свою айтишную компанию.
М. Спиридонов: Хороший инвестор – это, как правило, успешный предприниматель в прошлом. Обычно к моменту началу инвестиций он уже не ведет свои проекты.
Е.Масолова: Очень спорно. Если говорить футбольной терминологией, то это то же самое, что играющий тренер. Этот человек должен активно помогать в развитии стартапа.
М. Спиридонов: Это разные стратегии. По крайней мере, из тех, кого знаю я, большинство начинает с предпринимательства, а потом отходят к инвестированию. Они дают серьезные прививки опытом в подопечные проекты, но при этом сами «играют на кромке поля», выходят исключительно на замену и редко. Давайте поговорим по поводу проектов, которые Вы запускали. Чип энд Дэйли – это клон Groupon? Можно так говорить?
Е.Масолова: Чип энд Дэйли – это проект, который использует элементы американского проекта Woot.com.
М. Спиридонов: Точно. Groupon - это ДарБери. Значит, это магазин одной покупки?
Е.Масолова: Да. Каждый день Чип энд Дэйли предлагает один товар с большой скидкой. Скидка образуется за счет того, что товар покупает сразу большое количество людей. Простая логика.
М. Спиридонов: Да. Насколько он успешен сейчас?
Е.Масолова: Почему мы его запустили? Потому что мы увидели, что woot.com на американском рынке показывал хорошие результаты, его оборот был 170 миллионов долларов в 2007 году, сейчас еще больше. Кстати, вчера было объявлено, что Amazon купил его за 110 миллионов долларов. Интересная сделка. Мы решили, что на российском рынке такие бизнес-модели отсутствуют.
М. Спиридонов: А почему Вы так быстро определились? Вы сказали, что прошло всего 15 дней? Это нереальные сроки для запуска проекта. Правда, там не надо ничего особенно программировать, на первый взгляд. Тем не менее, всё равно очень быстро. Как так получилось? Вы куда-то торопились?
Е.Масолова: Мы хотели до Нового года запуститься, чтобы за две недели проверить, работает модель или нет. Если да, то развивать ее дальше. Все основатели на тот момент работали fulltime в других компаниях.
М. Спиридонов: А сейчас?
Е.Масолова: Сейчас 3 из 5 людей fulltime работают в проекте ДарБери.
М. Спиридонов: Вы, запускаясь, из чего исходили? Чьи деньги были?
Е.Масолова: Денег вообще не было. Мы потратили 20 долларов на пиццу (смеется). Чип энд Дэйли развивался без инвестиций. В первый день мы потратили что-то на закупку товаров, потом они вернулись, и сразу появилась небольшая прибыль. Потраченные деньги были заработаны нами до этого.
М. Спиридонов: Товары Вы продаете экзотические, любопытные, необычные.
Е.Масолова: Да, и где-то 50% - это гаджеты . Это логично.
М. Спиридонов: Можете привести примеры?
Е.Масолова: Очень хорошо у нас продавался «тигр ди-джей». Это такая плюшевая игрушка, нажимая на лапки которого можно было слушать радио, изменять громкость, переключать каналы. Продавали чемоданы известной марки. Обычно они стоили 13500. У нас они стоили 6000р. Скидка была больше 50%.
М. Спиридонов: Откуда приходили люди? Достаточно было анонса, который Вы сделали на Хабрахабре, чтобы собрать первых покупателей? Или вы активно вкладывались в маркетинг?
Е.Масолова: Изначально, это был Хабр. Использовали вирусную модель. Мы надеялись, и это сработало. Люди приглашали друзей, писали в блогах об этом. Мы пытались изначально построить партнерскую сеть, например, с rasprodaga.ru, skillopedia.ru. Они крутили баннеры с информацией, а мы им платили процент от покупок.
М. Спиридонов: Потом партнерские отношения прекратились? Партнерка оказалась неэффективной для них?
Е.Масолова: С большинством ресурсов прекратились. Просто нужно было выбирать ресурсы, где присутствует нужная аудитория.
М. Спиридонов: Вы запускались на своем движке? Кто его писал? Или Вы его купили?
Е.Масолова: Его написал великолепный айтишник Олег Козырев.
М. Спиридонов: Сейчас вы работаете на нем? Ничего не меняли?
Е.Масолова: Да, какие-то обновления постоянно делаются и в ДарБери и здесь.
М. Спиридонов: Могли бы рассказать в контексте всего рынка, как выглядит ниша спонтанных покупок – покупок одного дня в Рунете? Как она выглядит на Западе?
Е.Масолова: Мы не анализировали, какая ситуация обстоит на Западе. Насколько я понимаю, везде образуется один игрок-лидер и длинный хвост проектов, скопировавших модель. Они надеялись, что скопировав модель, они скопируют бизнес. Они не поняли, что вся суть в оффлайне, то есть за этой красивой картинкой. Главная сложность заключается в отношениях с поставщиками.
М. Спиридонов: Логистика, выбор товаров?
Е.Масолова: Конечно. Длинный хвост неуспешен, один лидер занимает место на рынке.
М. Спиридонов: Один-два-три, насколько я знаю. Бывает несколько игроков-лидеров. Я сужу по Германии.
Е.Масолова: В Штатах тоже несколько, потому что рынок больше. В России, как мне кажется, нет места для нескольких игроков. По крайней мере, сейчас.
М. Спиридонов: Не верите, потому что это будут ваши конкуренты?
Е.Масолова: Нет, просто не верим.
М. Спиридонов: Есть какие-то похожие проекты? Какие-то я вроде замечал, менее заметные, чем Чип энд Дэйли. Проекты такого рода существуют. Верно?
Е.Масолова: Косвенный конкурент «Вместе дешевле», например, но у него немного другая идея. Это каталог. Ты приходишь туда и каждый день можешь выбрать что-то из множества предложений. Это не спонтанные покупки.
М. Спиридонов: Как можете описать процесс управления оффлайн-действиями? Это логистика, выбор товаров, закупка, складирование, планирование.
Е.Масолова: Когда дорастаешь до уровня 100 продаж в день, наступает какой-то «затык». Начинает валиться критическая масса жалоб, возникают ошибки в том, что вовремя не довезли товар на склад, покупателям. Вот это переломный момент. Большинство интернет-магазинов именно в этой точке ломаются, перестают расти дальше.
М. Спиридонов: У вас такой момент наступил уже?
Е.Масолова: В январе этот проект приносил до 10 тысяч долларов прибыли в месяц. Мы понимали, как увеличить прибыль до 30-50, но при этом было понятно, что масштабироваться будет сложно, потому что это реальная доставка реальных товаров. В то же время мы обратили внимание на модель Groupon. Сами заметили, эксперты подсказали. Там продаются виртуальные товары. Мы легко продаем 500 купонов в день, вообще этого не замечаем. Когда мы продавали 200 товаров в день, это было большой проблемой.
М. Спиридонов: Вы решили переключиться на другого рода продажи?
Е.Масолова: Да. В случае товаров маржа 10-15%, а в случае бизнес-модели Groupon она доходит до 50-75%.
М. Спиридонов: Вы покупаете товары со скидкой или договариваетесь о том, что вы их продаете и, таким образом, рекламируете?
Е.Масолова: Товар берется на реализацию, то есть по сути собираются заявки. Этот товар берется, доставляется на склад, доставляется покупателям. Если что-то остается, то мы возвращаем поставщику непроданный товар. Мы ничего не закупаем.
М. Спиридонов: Мы забежали немного вперед. Мы говорим о Чип энд Дэйли, правильно?
Е.Масолова: Да, конечно.
М. Спиридонов: Поскольку у ДарБери с Чип энд Дэйли близкие модели, разница лишь в том, реальные или виртуальные товары.
Е.Масолова: Это не товары, это услуги.
М. Спиридонов: Чип энд Дэйли показался вам слишком сложным в плане логистики. Он так и будет оставаться на том же уровне? Вы не будете его развиваться в сторону увеличения количества продаж?
Е.Масолова: Нет, сейчас не будем. В данный момент им занимается 2 человека. Это не основатели. ДарБери, например, 40 человек. Всё наше внимание идет на ДарБери. Он сейчас растет высокими темпами.
М. Спиридонов: Интересно. Давайте поговорим насчет ДарБери. Вы его запустили в начале весны?
Е.Масолова: 10 марта. 1 марта сели и решили, что надо запускать, 10 уже запустили.
М. Спиридонов: Запустили на существующем движке, несколько переработав его?
Е.Масолова: Нет, мы писали его практически с нуля.
М. Спиридонов: Концепция ДарБери – это продажа услуг. Походы в рестораны, фитнес-центры и т.д. Также в режиме одна услуга – один день?
Е.Масолова: Да, каждый день, в каждом городе мы предлагаем одну услугу, например, сходить в ресторан Аркадия Новикова или в кинотеатр «Алмаз» со скидкой 50%, 90%. Заведениям это интересно, потому что к ним приходят сотни посетителей. Для них это бесплатная реклама. Людям это интересно, потому что большая скидка. Нам - потому что мы берем комиссию. Предложения бывают самые разные. Мы сейчас в 7 городах.
М. Спиридонов: Вы договариваетесь о том, что Вы продаете товар за 50%, а отдаете им 40%. Ваша прибыль – 10%.
Е.Масолова: Есть две модели. Первая модель. Допустим, есть занятия йогой, которые стоят обычно 2000рублей. Мы их продаем за 1000рублей. Поставщику перечисляем 800 рублей, себе оставляем 200. Вторая модель. Например, кинотеатр «Алмаз» мы продаем право на скидку 50% за 30-50 рублей.
М. Спиридонов: В этом случае, это Ваши деньги? Динамика развития ДарБери какова? Поразите, если есть чем.
Е.Масолова: Сейчас у нас 140 тысяч активных пользователей, т.е. те, кто хотя бы раз делал какой-то заказ через наш сайт. Оборот достиг 150 тысяч долларов.
М. Спиридонов: За 4 месяца?
Е.Масолова: Да. С даты запуска.
М. Спиридонов: Помесячно какой рост в процентах, если он, конечно, наблюдается?
Е.Масолова: В начале он был не очень большим, сейчас объем удваивается каждые две недели.
М. Спиридонов: Удваивается посещаемость или оборот?
Е.Масолова: Все показатели.
М. Спиридонов: С ДарБери вы нашли свое Эльдорадо?
Е.Масолова: Похоже на то.
М. Спиридонов: Вы так осторожно говорите. Я дам короткий комментарий для слушателей: Groupon-сервисы чуть раньше в Америке, чуть позже в Европе находятся на взлете. Если в Америке, то это сотни миллионов долларов оборота.
Е.Масолова: В этом году будет около 500.
М. Спиридонов: В Европе цифра примерно такая же. Я следил, как развивался один из проектов. В Германии такое явление называют GrouponFiba – нашествие большого количества таких сайтов. У нас ДарБери практически единственный. В Германии, как и во Франции и других странах Западной Европы, их несколько, причем они очень активны. Критически активна маркетинговая сторона этого явления. Это обусловлено тем, что инвесторы, верящие в модель Groupon, несут деньги чемоданами. Тому был яркий пример - CityDeal. Знаете такой проект в Германии?
Е.Масолова: Да.Они продались Groupon.
М. Спиридонов: В январе этого года их посещаемость было около 7000 человек за месяц, потом они привлекли какой-то транш около 5 миллионов евро и за месяц выросли до 39 тысяч уникальных пользователей. Потом они выросли еще на несколько сотен процентов. В итоге они росли по несколько сотен процентов каждый месяц и получили за 2 месяца 2 или 3 транша инвестиций по 5-6 миллионов. В итоге их купил Groupon. Купил тот, клоном которого они являлись, поскольку они настолько были энергичны и напористы. Реклама была кругом. Они очень хорошо справлялись с логистикой, потому что доставка была во все крупные города Германии. Они предлагали хорошие вещи за небольшие деньги. Их товары расхватывались как горячие пирожки сотнями и тысячами. Поход в кафе со скидкой 50%. Куплено в середине дня было около 700.
Е.Масолова: Мы их рост наблюдали с другой стороны. Мы знаем, что этот проект создавали 3 брата Заубера, которые до этого создавали несколько успешных стартапов – клонов американских сайтов. Они за 6 месяцев запустились в 140 городах. Это просто фантастика! Нужно в каждом городе найти какую-то команду, научить ее искать сделки, размещать сделки на сайте, потратить деньги на маркетинг. Невероятная скорость! Именно поэтому Groupon их и купил - они в три раза опережали ближайших конкурентов.
М. Спиридонов: Очень удивлялись на рынке, что Groupon купил их с потрохами. Это была очень хорошая сделка. Куплена была не доля проекта, а куплен весь проект.
Е.Масолова: Как раз для стратега это логично. Стратегу интересно купить полностью весь проект. Условий сделки я не знаю.
М. Спиридонов: Я знаю, что выкупили 100%. В этом случае команда, которая всем рулит, теряет мотивацию. У них всё состоялось: они получили деньги.
Е.Масолова: Нет. Мы с ними общаемся. Они очень активно работают дальше.
М. Спиридонов: Это редкий случай. Вы знаете, что cashout в инвестиционных проектах стараются не делать, если речь идет о том, чтобы вложиться в развивающийся проект.
Е.Масолова: Может, он отложен во времени и привязан к другим значимым событиям в развитии Groupon. Я этого не исключаю.
М. Спиридонов: Не исключено. Согласен. Можно растянуть на несколько лет и привязать к показателям. Давайте возвратимся к ДарБери. Кто является вашим конкурентом, если таковые есть?
Е.Масолова: Они, конечно, есть, потому что со стороны выглядит так, что проект запустить очень легко. На самом деле после запуска возникают большие сложности, но внешне выглядит всё так, как будто барьеров нет. Находишь первого поставщика, сделай за одну ночь сайт, и у тебя будет такой проект. На самом деле, серьезный барьер – это аудитория, т.е. у кого будет самая большая база. Привлечение очень дорогое. kupivip.ru обходится каждый зарегистрированный пользователь в 80 рублей, т.е. в 2.5 доллара.
М. Спиридонов: kupivip.ru – это Ваш конкурент?
Е.Масолова: Нет. Просто они рекламируются на тех же ресурсах, что и мы. Например, из 40 наших сотрудников достаточно большая часть – это call-центр. В будние дни мы обрабатываем 200 звонков, в выходные – 100. Часть из них пишут описание акции. Барьером является понимание рынка.
М. Спиридонов: Какие Вы видите потенциальные цели, к котором хотите прийти? В бизнес-плане имеется цифра оборота, посещаемости к концу года?
Е.Масолова: Мы так быстро растем, что просто не считаем. Уже очевидно, что модель работает. Реально мы планируем не меньше 5 миллионов долларов прибыли в год иметь со следующего года.
М. Спиридонов: Чистой прибыли?
Е.Масолова: Да.
М. Спиридонов: А оборот?
Е.Масолова: В два раз больше.
М. Спиридонов: То есть 10 миллионов?
Е.Масолова: Да.
М. Спиридонов: Понятно. Давайте теперь поговорим о Вашей деятельности в AddVenture. Вы являетесь сооснователем этой организации?
Е.Масолова: Да, я основатель и директор по инвестициям.
М. Спиридонов: Вы с какой целью создавали её и как пришли к ее созданию? Почему именно венчурный фонд?
Е.Масолова: Раньше была и есть сейчас на рынке огромная дыра на стадии посевных инвестиций, то есть тогда, когда проекту нужно дать 10-50 тысяч долларов для того, чтобы он сделал прототип, построил продажи, увеличил базу клиентов. В венчурный фонд идти еще рано - слишком много рисков, в то же время нужна какая-то помощь, нужны «умные» деньги. Мы понимали, что такая дыра имеется и мы встретили несколько частных инвесторов - бизнес-ангелов. Это были Игорь Устинов - основатель «Буки» и его коллеги, которым было интересно через такую структуру инвестировать в IT-компании. Первый фонд был объемом 300 тысяч долларов. У AlterGeo изначально была технология определения местоположения, на базе которой они сделали мобильный сервис – мобильную социальную сеть. Сейчас у них порядка 130 тысяч пользователей, крупные контракты с Яндексом и другими крупными компаниями Рунета. Румикс – это сервер для моделирования в онлайне комнат из реальных моделей мебели. Это сезонный бизнес. В «хорошем» месяце они зарабатывают 20-30 тысяч долларов. Сервер был создан 18-летними студентами.
М. Спиридонов: Оба эти сайта доходны? Они себя окупают и зарабатывают?
Е.Масолова: Да. Прошло полтора года с момента инвестиций.
М. Спиридонов: Как по стратегии вы ведете себя с проектами? Вы заходите и выходите в горизонте 3-5 лет или как?
Е.Масолова: Скорее, трех. С теми же AlterGeo и Румиксом нам уже поступали предложения продажи. Но какое-то время мы бы хотели еще в них остаться, потому что компании растут. Нет смысла выходить из растущего актива.
М. Спиридонов: Какие еще компании вы поддерживаете?
Е.Масолова: Второй фонд AddVenture был объемом в 500 тысяч долларов. Инвестировал в 5 компаний, инвестиции продолжаются. Из них самым заметным является Pixonic. Это разработчик игр для социальных сетей. Сейчас он набрал более 3 миллионов пользователей, в основном в своих приложениях Вконтакте. В ближайшее время будут запущены игрушки для «Одноклассников» и «Моего мира». Мы не видим ничего плохого в частичном копировании элементов успешных бизнес-моделей успешных проектов.
М. Спиридонов: Как влияют на рынок эти проекты? Не лучше ли строить что-то новое, нежели тащить Запад?
Е.Масолова: Никто не говорит о бездумном клонировании. Миллиарды долларов тратятся на то, чтобы проверить множество гипотез, опробовать большое количество бизнес-идей. Мы имеем возможности видеть результаты этих экспериментов. Глупо было бы этим не воспользоваться. Естественно дальше нужно не бездумно копировать идею, а делать это с пониманием рынка, то есть брать отдельные элементы. Например, в случае с ДарБери мы столкнулись с тем, что только в Москве люди платят карточками, а в регионах нам пришлось подключать возможность оплаты через Сбербанк. Там большая часть покупок совершается через терминалы, смс и так далее. Это было ожидаемо.
М. Спиридонов: Если смотреть на вашу деятельность, какие вы бы дали рекомендации? Кому к вам приходить? С чем приходить? На что рассчитывать? Какого рода проекта вы будете рады видеть?
Е.Масолова: Правильнее вопрос поставить так: «Какие проекты мы скорее проинвестируем?». Проекты, команда которых понимает рынок и может реализовывать идеи. Этого достаточно. Ни у одного из наших проектов первоначальная гипотеза бизнес-модели не осталась той же. Они все менялись, адаптировались. Это единственный способ развития стартапов.
М. Спиридонов: Каким образом вы оцениваете степень понимания рынка? Технически интересен процесс.
Е.Масолова: Мы в год рассматриваем более 1000 проектов. Большая часть отсеялась сразу, потому что видно, что бизнес-идея несостоятельна. Либо люди делают маленький сервер, либо не исследуют конкурентов, которые есть всегда. Либо ваш сервер никому не нужен, либо вы плохо искали, либо не были учтены особенности локального рынка. Не факт, что западный проект запустится в России. Например, Netfix. В Америке это компания с оборотом более миллиарда долларов. Изначально, они доставляли по почте диски с фильмами. Человек смотрел фильм, клал в конверт и отправлял обратно. С нашей почтой такая модель никогда не сработает. К нам приносили такие заявки.
М. Спиридонов: Каких заявок больше? В каком направлении дует ветер: социальные игры или геолокационные серверы?
Е.Масолова: Всё, что популярно, то чаще всего и приносят. 80% по количеству и 20% по качеству проектов приходят просто на сайт в ящик. Это обращения после конференций, публикаций в СМИ. 20% по количеству и 80% по качеству приходят по нашей сети контактов. Это стартапы, в которые мы инвестировали, знакомые, стартапы, с которыми мы общались, которые походили по рынку и вернулись снова. С ними, кстати, интереснее всего общаться.
М. Спиридонов: Иными словами, писать в ящик вам бессмысленно?
Е.Масолова: Нет, мы инвестировали в такие проекты, просто их гораздо меньше в общем количестве.
М. Спиридонов: Какие сайты вы посоветовали бы стартаперам? Есть ли какой-то набор рекомендаций в виде «кодекса стартапера», который вы периодически транслируете в беседах?
Е.Масолова: Из российских это unova.ru и roem.ru, однозначно. Из западных это techcrunch.com и crunchebase.com. Там собраны десятки тысяx компаний по разным отраслям с информацией о том, кто в них инвестировал, кто их конкуренты, в чем суть их бизнеса. С помощью этого сайта можно изучать свой сегмент, смотреть, что уже сделано, что пошло и что нет.
М. Спиридонов: И отсюда уже делать выводы? Иных сайтов дать нельзя?
Е.Масолова: А дальше каждый думает своей головой. Бездумно копировать никто не предлагает. Необходимо понимать наш рынок.
М. Спиридонов: Не наблюдаете ли Вы сейчас, что стартапы иметь модно. Слово «стартап» стало даже не сленговым для предпринимателей и специалистов веб-рынка, а общеупотребимым. Увеличилось количество людей с «дутыми» стартапами. Они занимаются свои проектом и носятся с ним «как курица с яйцом», ходят по презентациям, доказывают собственную гениальность, но при этом мало, что из себя представляют.
Е.Масолова: Я считаю, что это хорошо, потому что в Кремниевой долине в день проходят десятки мероприятий. У нас если в течение недели проходят 3 мероприятия, связанные с предпринимательством, то эта неделя уже считается насыщенной. Чем больше таких мероприятий, тем больше люди услышат обратную связь, пойму, в чем они неправы, тем больше вероятность найти нужных людей, экспертов, которые что-то посоветуют. Чем насыщеннее этот котел, тем больше будет качественных проектов на выходе. Через год эти люди будут приносить идеи другого уровня.
М. Спиридонов: Каким Вы видите рынок стартапов и Вашу роль в нем через 3-5 лет?
Е.Масолова: Через 3-5 лет я думаю, что вырастет несколько тысяч качественных веб-проектов. Они вырастут вокруг Сколково и часть из них будут историями успеха, то есть они выйдут на IPO здесь, потому что в России создается площадка для листинга высокотехнологичных компаний на ранней стадии. Мы хотели бы быть инвесторами лучших из этих проектов.
М. Спиридонов: Для Вас AddVenture является главным делом жизни? Или ДарБери Вам интереснее и больше забирает времени, учитывая то, что у него достаточно понятные многомиллионные перпективы?
Е.Масолова: Это не взаимоисключающие друг друга вещи. В ДарБери я очень активно работала поначалу на операционном уровне, вплоть до размещения каких-то рекламных объявлений. Сейчас больше на стратегическом уровне. AddVenture занимает больше времени. Мы сейчас поднимаем третий фонд объемом 5 миллионов долларов. Средний ценник инвестиций будет больше. Сейчас это 50 тысяч долларов. В третьем фонде, который с сентября начнет осуществлять инвестиции, этот ценник будет чуть выше. Я по-прежнему считаю, что фонд, который инвестирует параллельно во множество проектов, более интересен.
М. Спиридонов: Понял Вас. Перейдем к вопросам слушателей, которые поступили в блог Spiridonov.ru и в аккаунты Рунетологии на Фейсбук и Твиттер. Каким образом AddVenture вкладывается в новые компании? Бывает, что людям нужны не финансы, а нематериальные активы: советы, пиар, общение с нужными людьми. Как часто нужны нематериальные активы?
Е.Масолова: Они всегда нужны, даже если люди этого не понимают. Например, расскажу про Чип энд Дэйли, хоть это и не проект AddVenture, а мой личный проект. Знание рынка и знание конкретных людей на рынке помогло избежать многих ошибок. Для нас были открыты нужные двери. Мы быстро пришли на Озон и Молоток. Мы нашли знакомых людей по маркетингу, которые помогли привлечь первоначальный трафик на сайт. Мы инвестировали в Румикс 17 тысяч долларов в начале и еще 17, когда стало понятно, что сайт успешен. Но трафиком они получили инвестиции больше 500 тысяч долларов. Это тоже деньги. Можно было их привлечь у какого-то инвестора, а можно было за счет контактов инвесторов зайти в нужные веб-проекты. Румикс встроен сейчас в Леди.Мейл.ру, ЖЖ, сайт Квартирного вопроса. Ответ: всегда нужны смарт-мани.
М. Спиридонов: Хорошо. Вопрос от Виталия Нашунова. Когда Российские Фонды начнут вкладываться в оригинальные проекты, аналогов которых не существует, и что мешает делать это уже сегодня? Интересно будет послушать Ваше мнение.
Е.Масолова: Если речь идет о какой-то технологии, то это происходит уже сейчас. Другое дело, что не нами, потому что обычно если есть технология, то это капиталоемкий проект, туда нужно больше инвестировать и он будет занимать больше времени. В большинстве веб-проектов никакого технологического барьера нет. Инновации есть только в бизнес-моделях. В данном случае изобретать велосипед глупо. Нужно просто тщательнее смотреть вокруг себя. Всё уже давно придумано.
М. Спиридонов: Какое у вас отношение к стартапу Мегаплан? Считаете ли вы, что такие SAAS-решения актуальны и перспективны в Рунете и мире в целом?
Е.Масолова: Через 2 года – да, а сейчас они раскачивают рынок. Он постепенно растет, но пока, как мне кажется, они развиваются медленнее, чем хотели бы.
М. Спиридонов: Рано для массовой публики?
Е.Масолова: Да. Они сталкиваются с недоверием массового потребителя, который не понимает, как в интернет можно помещать свои личные данные.
М. Спиридонов: Как вы видите выход из проектов, в которые вложился Ваш фонд? Выход чисто в деньги?
Е.Масолова: В последнее время ни одного выхода из проектов не было. Какие предложения поступали? Это были и стратеги, то есть компании из той же отрасли, в которой работает наш стартап, и фонды следующей стадии, которые готовы были выкупить долю, и просто финансовые инвесторы. Возможны все три варианта. Самый реалистичный выход – это выход через продажу стратегу.
М. Спиридонов: Какие Вы закладываете оптимальные масштабы прибыли? В процентах от того, что вложили, сколько хотелось бы получить? Есть такие расчеты и планы?
Е.Масолова: Я считаю, что, когда об этом говорят инвесторы и стартаперы, то они лукавят. Стандартным показателем доходности на ранней стадии считается 100% в год. Это средняя доходность фонда, значит, конкретный проект должен приносить гораздо больше.
М. Спиридонов: Были ли случаи, когда деньги давали «зеленым» студентам на необычный проект, который бы потом во всем себя оправдал, возможно, даже создал некую нишу? Румикс?
Е.Масолова: Да, Румикс. Им было по 18 лет. Они учились на первом или втором курсе. Было очень страшно. Они даже не были программистами, а программировать должна была удаленная украинская команда. Был вопрос того, смогут ли они контролировать такую разработку и какого она будет качества. В итоге нас убедило то, что эти ребята пришли к 30 директорам мебельных компаний по маркетингу, добились встречи с ними. Часть из них им сказали, что их сайт им будет интересен и спросили у них, когда он будет создан. Этот драйв убедил нас.
М. Спиридонов: Как происходит взаимодействие фонда и команды проекта во время совместной работы?
Е.Масолова: В первые 3 месяца очень активно. Минимум раз в неделю мы встречаемся, смотрим на цели, которые были поставлены и что было сделано для их достижения. Мы стараемся активно ребят знакомить с экспертами, то есть топ-менеджерами IT-компаний, потому что всегда интересны чужие идеи и критика, что нужно поменять, что не так.
М. Спиридонов: А потом? Чем дальше, тем реже общаетесь?
Е.Масолова: Да. Например, с AlterGeo мы раз в месяц обсуждаем, что у них происходит. Это уже и не нужно, потому что в компании работает около 30 человек и у них множество клиентов. Недавно они с Росинтером объявили о партнерской программе: зайдя в любой El Patio и отметившись там, став “мэром”, можно получить бесплатно кофе, мохито или сок.
М. Спиридонов: Вопрос от слушателя Сергея Веселика. Биглион. Вы с таким сарказмом называете проект "клоуно-клоном". Чем вы отличаетесь от них кроме уникального дизайна? По проданным купонам они впереди. Чем обоснуете мнение о накрутке их показателей?
Е.Масолова: "Клоуно-клоном" я называла всех последователей Чип энд Дэйли. Их около десятка. Биглион – это, пожалуй, самый серьезный конкурент ДарБери. Чем мы лучше? У нас база пользователей больше; мы запущены в семи городах, а не в двух; мы первые работали с рестораном Новикова, клубом «Б-2». Я считаю, что у нас качество сделок лучше, мы их проводим чаще: не три раза в неделю, а каждый день в Москве. Скорость роста у нас выше.
М. Спиридонов: Groupon придет в Россию?
Е.Масолова: Тут 2 вопроса: когда появится Groupon.ру и когда Groupon станет аффилирован с каким-нибудь игроком. Я не исключаю, что второе уже произошло.
М. Спиридонов: Хорошо. Считаете ли вы российские стартапы переспективными на Западе?
Е.Масолова: Есть несколько проектов. Например, Evernote. У этого сайта уже несколько миллионов пользователей, он проинвестирован венчурным фондом “Тройки”. К сожалению, таких случаев очень мало. Израильских и европейских стартапов гораздо больше.
М. Спиридонов: Почему так? Мы не дошли еще до того уровня подготовки и осмысленности идей. Почему мало российских стартапов на мировом рынке?
Е.Масолова: Я считаю, что венчурные инвестиции стали развиваться с 2005 года. Тогда стали появляться первые конкурсы бизнес-планов, профессиональные фонды. Прошло еще мало времени.
М. Спиридонов: Хорошо. Сейчас поговорим о новостях прошедшей недели.
Новость Компании Яндекс и Вебмани вернули пользователям возможность конвертировать интернет-валюту между двумя платежными системами. Теперь для подобной операции пользователям не придется прибегать к услугам обменных пунктов. Достаточно лишь пройти идентификацию в обоих системах и привязать их кошельки другу к другу.
М. Спиридонов: Вот такая интересная новость. Несколько месяцев назад, Вебмани и Яндекс рассорились. Вебмани запретили обмен, если я не ошибаюсь. Сейчас стало очевидно, что они готовили взаимный шлюз, как я понимаю. У Вас есть какая-то информация на этот счет?
Е.Масолова: Нет. Кроме того, что пару дней назад PayPal приезжал в Россию и сказал, что им интересен этот рынок. Возможно, появится еще один игрок.
М. Спиридонов: То, что PayPal интересуется этим рынком, очевидно, поскольку в мире он занимает ведущее место, на мой взгляд. В Америке точно, В Германии так же. Кстати, о PayPal мы и поговорим сейчас.
НовостьКрупнейшая в мире платежная система PayPal, возможно, выйдет на российский рынок. Как сообщает «Ведомости» официальные представители компании провели ознакомительную встречу с топ-менеджерами российских платежных систем Яндекс.Деньги и Вебмани. Сообщается, что обсуждались варианты выхода PayPal на российский рынок.
М. Спиридонов: Кстати, еще с Петром Дарахвелидзе, директором по развитию Вебмани, мы говорили в феврале о том, что планируется законопроект, который находится в активном обсуждении, касающийся электронной наличности, легализующий электронные деньги в Рунете. Он позволит более понятно работать на этом поле. Видимо, PayPal, в том числе и из-за этого, начинает шевелиться, поскольку, когда рынок подразвился и появляется законодательная база для этой работы, то западному игроку понятно, зачем и как в это играть. Не находите?
Е.Масолова: Думаю, да. Для рынка, безусловно, хорошо, если они выйдут. Одна из самых основных сложностей в электронной коммерции – это неразвитость платежей. Появление нового игрока будет раскачивать рынок. Мы встречались с Максом Левчиным, основателем PayPal, который продал его за 1,4 миллиарда долларов в Долине. Он общался с нашими компаниями. Его идеи были полезны, особенно для компании, которая занималась разработкой виджетов.
М. Спиридонов: Расскажите чуть больше об этой встрече. Что было предметом разговора?
Е.Масолова: Просто приехали пообщаться, посоветоваться. Три наши компании: AlterGeo, которые тогда назывались WhiteGeo. Мы общались где-то час в офисе в Сан-Франциско.
М. Спиридонов: Каким образом эту встречу организовывали?
Е.Масолова: Знакомые нас представили, попросили о встрече. В Западной культуре люди открытые, готовые помогать, выслушать начинающие компании.
М. Спиридонов: Сейчас послушаем еще одну новость из области больших компаний.
НовостьСотовые операторы МТС и Вымпелком договорились с Facebook о запуске в России бесплатной версии социальной сети для мобильных пользователей. Облегченный вариант сайта доступен абонентам по адресу 0.Facebook.ru.
М. Спиридонов: Есть еще один адрес, кажется, m.facebook.ru в зависимости от того, с какого оператора выходить. Забавно то, что вначале это сделал один оператор, а потом другой. Разница в день, что явно указывает на желание второго догнать первого. Косвенно, все это говорит о том, что Facebook набирает темпы в России. Вы Facebook используете?
Е.Масолова: Конечно. Для нас это ожидаемо. Мы встречались с руководителем Facebook в России Екатериной Скоробогатовой, общались про их планы. Они действительно очень активно нацелены на то, чтобы увеличить количество пользователей. Точную цифру сейчас назвать сложно. Около 1,5 миллионов активных русскоязычных пользователей. Это та самая аудитория, которая лет 5 назад была в ЖЖ.
М. Спиридонов: Да, это многие наблюдают.
Е.Масолова: Это самые модные и продвинутые пользователи.
М. Спиридонов: Почему продвинутая, думающая аудитория сдвинулась в сторону Facebook, как Вы думаете?
Е.Масолова: Всегда же есть последователи и те, кто первыми пробуют какие-то сервисы. Те же самые люди, которые сидят в Твиттере, сидят в Facebook.
М. Спиридонов: Понятно. А почему они там сидят? Чем Facebook привлекателен для такого рода публики?
Е.Масолова: У кого-то есть Западные контакты, кто-то находят сервис более удобным. Я думаю, что главная причина в том, что у них есть хороший контент, например, там более качественные игры, чем в российских соцсетях.
М. Спиридонов: Пожалуй, более удобные способы коммуникации, которые всё сильнее растут и становятся прозрачными и понятными.
Е.Масолова: Да. Важен также портрет аудитории. Во «Вконтакте» типичными пользователями являются 18-летние ребята; В «Моем Мире» - 35-летние; в «Одноклассниках» – представители регионов. «Одноклассники», как известно, имеют серьезные проблемы с юзабилити. На этом фоне Facebook выглядит идеальным решением для продвинутых людей 25-35 лет.
М. Спиридонов: Последняя новость, которая была бы курьезной, если не была бы серьезной.
Новость«Каждый участковый милиционер будет иметь собственную интернет-страницу», - сообщает газета «RBC.Daily». На персональном сайте появится биографическая и контактная информация. Пользователи смогут задать ему вопрос или сообщить о правонарушениях. РБК подчеркивает, что на первом этапе подобная инновация может обойтись государству в 540 миллионов рублей.
М. Спиридонов: Немаленькая сумма. Я себе представил, как участковые милиционеры начнут выкладывать информацию о себе в интернет, потом возьмутся за блоги, будут менять статусы.
Е.Масолова: Будут вывешивать обращения президенту через youtube. Не знаю, смешно это или нет. На что потратят эти деньги – отдельный вопрос. Посмотрим под другим углом. На Западе достаточно большой сегмент в интернете – это различные гос. услуги, которые выполняются частными компаниями. Мы даже не думали о том, чтобы эти сервисы запускать в России. Понятно по каким причинам. Возможно, эти шаги по программе электронного правительства что-то изменят.
М. Спиридонов: Как Вы относитесь к поведению государства в интернете в последнее время?
Е.Масолова: Главное, чтобы они не мешали.
М. Спиридонов: Хорошо. На этом и закончим. Спасибо большое, что нашли время пообщаться. Было очень приятно познакомиться. Под конец должен еще дать немного важной формальной составляющей. Компания «Телфин» предлагает современное и экономичное решение для малого бизнеса – виртуальный офис на базе IP-телефонии. Он поможет 24 часа в сутки быть на связи с клиентами, партнерами и коллегами, где бы они ни находились. Подробная информация на сайте telphin.ru. Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях была основатель проектов «ДарБери» и «Чип энд Дэйли», директор по инвестициям фонда AddVenture, Елена Масолова. Редакция выпуска: Александр Рай, Юрий Берингов, Любовь Зайцева, Надежда Гусарова. Вёл программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска.