|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Эксперт по электронному правительству, автор блога gov-gov.ru Екатерина Аксенова+35
Выпуск 63
добавлен 25.07.10 19:43
Генеральный директор агентства «Стратег» Екатерина Аксенова — о работе госпорталов, о государственных услугах в интернете, о правительственных клиентах и о том, какую роль играют гражданские интернет-проекты в построении электронного государства в России.
Василий Стрельников в Рунетологии: — Rpod и PodFM.ru — за развитие подкастинга в Рунете. Интервью с гостем: — Как выиграть тендер на создание госсайта? — Каковы особенности работы с государством как заказчиком? — Кто и как распоряжается бюджетами государственных IT-проектов? — Госсайты — Качество электронных государственных услуг и деятельность чиновников в Интернете. — Зачем нужны гражданские интернет-проекты и какова их роль в построении электронного государства? Обсуждаемые новости: — «Rambler» объединится с «Афишей». — Членов «Единой России» обязали посещать сайты партии. — Призывника осудили за уклонение от армии из-за статуса в социальной сети. — Френдлету блоггера используют как улику в уголовном деле.
Скачать mp3-файл (44.9 Мб, 80 kbps)
обращений: 6088
Facebook
Twitter
Вконтакте
Текстовая версия выпуска
М. Спиридонов: Добрый день, коллеги! Сегодня 23 июля 2010 года. В Москве, где я сейчас нахожусь, очень жарко, но это не мешает нам начать 63 выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Поехали! Чтобы потом всё внимание обратить на тему программы, в первых строках этого выпуска хочу рассказать в двух словах о встрече, которая прошла с владельцем и идеологом подкаст-терминала rpod.ru, Василием Стрельниковым. Не секрет, что в последнее время rpod и podfm приписывают некое противостояние в небольшой нише подкастинга на русском языке. В последнее время имело место быть трение, которое нам неприятно. Мы с Василием поговорили об этом, нашли друг в друге интересных собеседников. Со своей стороны скажу, что Василий оказался очень интересным собеседником и приятным человеком. Мы договорились до того, чтобы обратиться к аудиториям наших проектов со словами, что мы занимаемся одним делом, мы пытаемся развить ту небольшую нишу аудиосети в России. Давайте делать это совместно! Как говорил кот Леопольд: «Давайте жить дружно!». Мы решили для закрепления этой договоренности о дружбе и сотрудничестве обменяться заставками. То, что записал я для него, прозвучит у него в подкасте; то, что записал он для вас, слушателей podfm и, в частности Рунетологии, прозвучит сейчас здесь. В.Стрельников: Всем привет! Я Василий Стрельников. Вы слушаете Рунетологию с Максимом Спиридоновым. М. Спиридонов: Вот такие дела! Теперь с подкастингом всё понятно, движемся дальше. Последнее время, в том числе под влиянием различных событий, которые происходят на ниве Рунета, мы нередко говорили о государственных сайтах, о роли государства в Рунете вообще. Поскольку сегодня эта тема весьма интересна, она поднимается на уровне первых лиц государства, мы решили пригласить в виртуальную студию программу девушку-специалиста, которая знает об этом немало, по крайней мере, больше меня. Я думаю, что больше большинства из нас. Мы говорим с экспертом по электронному правительству, генеральным директором агентства «Стратег», построившим ни один государственный сайт, автором блога gov-gov.ru про государственные услуги и государственные сайты, Екатериной Аксеновой. Екатерина, здравствуйте! Е.Аксенова: Добрый вечер, коллеги. М. Спиридонов: Катерина, Минпромэнерго, Минпромторг, Минздравсоцразвития, Федеральная служба по тарифам, Минюст, Федеральное агентство лесного хозяйства – это сайты, к которым вы приложили руку? Это, видимо, не только эти государственные сайты. Е.Аксенова: Это наши клиенты. М. Спиридонов: Как так получилось, что вы занялись этой специфической отраслью? Почему доверяют именно вам, а не кому-то другому? Е.Аксенова: Нашим первым клиентом была Федеральная служба по тарифам. Это было давно. Нам удалось выиграть конкурс на создание официального сайта Федеральной службы по тарифам. Это не тот сайт, который вы видите сейчас, сейчас выпущена новая версия. Тогда мы познакомились с этой новой для нас областью работы в интернете, поняли ее специфику, ее особенности. С тех пор, мы стали играть на этом рынке, подавая заявки на различные конкурсы, продвигая содержательно эту тему, разбираясь, что такое хороший интернет-проект от государства, какие его функции, задачи и как он может быть полезен гражданам. Так же как это устроено в других странах, где это устроено лучше, чем у нас. М. Спиридонов: О том, как вам удается выигрывать эти тендеры, как вы получаете заказчиков на уровне государства, мы и будем говорить большую часть нашей программы. Сейчас скажу, что Рунетология выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». ЕЖЕ – одно из самых старых и влиятельных объединений русскоязычных интернетчиков. А сейчас досье нашего эксперта. Досье Екатерина Аксенова родилась 21 февраля 1980 года в городе Семипалатинск-21 республики Казахстан. Закончила факультет математики и механики по специальности «Прикладная математика» Российского государственного университета в Ростове-на-Дону. С июля 2000 по январь 2001 – преподаватель курса современной интернет-технологии Академии Сберегательного банка Российской Федерации. С марта 2001 по декабрь 2002 работала на должности заместителя руководителя информационно-аналитического отдела Центра стратегических исследований Приволжского Федерального округа. С декабря 2002 года занимает позицию сооснователя и генерального директора агентства «Стратег», генподрядчика работ по созданию крупных государственных сайтов. Среди работ агентства: официальный сайт Министерства промышленности и торговли, официальный сайт Министерства здравоохранения и социального развития. Автор блога о государственных сайтах и государственных услугах в интернете gov-gov.ru. Среди интересов: интернет-технологии, блоги, государственные сайты. Замужем. Живет и работает в Москве. М. Спиридонов: Я правильно понимаю, что вы пришли к веб-сайтам для государства из политтехнологий? Е.Аксенова: Не совсем так. Это не были чистые политтехнологи, но мы обеспечивали интернет-площадки, интернет-контур для избирательных компаний. М. Спиридонов: Вы только обеспечивали сайты или занимались пиаром, рекламой, агитацией? Е.Аксенова: Мы занимались этой частью, но сконцентрировшись на интернете, как на инструменте. Не весь пиар, а только то, что касалось малоразвитого интернета. М. Спиридонов: Как вы оказались в этой сфере, будучи математиком по образованию? Е.Аксенова: Судьба так сложилась. Во время обучения в университете я работала в Академии сбербанка, преподавая там современные интернет-технологии, о которых тогда мало кто знал. Я рассказывала о них представителям отделения сберегательных банков, обычно руководителям отделений и их заместителям. Академия Сбербанка занималась рядом политических проектов, направленных на избирательные компании. Мы начали нашу совместную деятельность. КМ. Спиридонов: Кого поддерживала тогда Академия Сбербанка? Е.Аксенова: Академия Сбербанка была вне политики, просто там работали люди, которые занимались предвыборными компаниями Союза Правых Сил. Была такая партия. М. Спиридонов: Я думаю, что Сбербанк целиком за Единую Россию. Хотя, тогда ее вроде не было еще. Е.Аксенова: Тогда ее не было. Это был 1999 год – страшная древность. М. Спиридонов: Если построить цепочку, как вы пришли к первому сайту, который был сделан для государства. Е.Аксенова: Как я говорила, это был сайт Федеральной службы по тарифам. Мы выиграли очень небольшой конкурс. Нужно понимать, что, когда мы начинали, на эту область никто не обращал внимание. Считалось, что сайты для государства – это скучные, никому не нужные, неинтересные и унылые странички. Тогда очень часто на конкурс приходила одна компания, и конкурс считался несостоявшимся. Тогда было другое законодательство гос.закупок. Честно говоря, никакой сложности в этом не было. М. Спиридонов: Какой это был года? Е.Аксенова: 2003 год. Нужно было просто открыть сайт государственных закупок zakupki.gov.ru, пробраться через интерфейс, скачать конкурсную документацию, разобраться в ней, подготовить весь пакет документов. Нужно сказать, что это был наш первый конкурс, и накануне мы решили, что вечером мы распечатаем эти документы, положим в конвертик и отнесем, куда следует. Кончилось это тем, что мы запечатывали заявку в последние минуты, отсчитывая секунды до окончания принятия заявок, поскольку разбирательство со всем этим оказалось не таким легким, как мы думали. Тем не менее, всё прошло удачно. Мы получили этот контракт и окунулись в удивительный мир государственных сайтов. М. Спиридонов: Вопрос, который если я не задам сейчас, будет неоднократно задан в комментариях. То, что у Вас был опыт работы в академии Сбербанка, контакты в области политических структур, помогло получить первый заказ? Е.Аксенова: Конечно, помогло. Это помогло узнать, что есть такого рода ниша, не чураться работы с государством. М. Спиридонов: Буквально протекция была какая-то? Е.Аксенова: Никаких протекций не было. Мы примерно понимали, как работает власть и государство, мы знали, что с ними можно иметь дело. М. Спиридонов: Я правильно понимаю, что увлеченные романтичные веб-дизайнеры тех времен не обращали внимание на скучный государственный интернет? Вы же были близки к этому и решили на этом зарабатывать? Е.Аксенова: Да, совершенно верно. Веб-студии тогда ориентировались на бизнес и на собственные предпринимательские начинания в интернете. Государственными сайтами занимались, как частью больших IT-контрактов. Оказалось, что есть разрыв, который некому было заполнить. М. Спиридонов: Вы выступали как юридическое лицо, как ООО? Е.Аксенова: Да, конечно. Мы уже тогда понимали, что нужно накапливать портфолио, что это длинная игра. М. Спиридонов: Когда стало понятно, что это если не эльдорадо, то хорошее направление? Е.Аксенова: Это точно не эльдорадо, что стало понятно сразу же. Постепенно процесс переходил на специализацию в этой области. Это работа связана с глубокими ограничениями, нормативными требованиями и своей глубокой спецификой. М. Спиридонов: Я думаю, что специфика переговоров важна. Е.Аксенова: Да, конечно. М. Спиридонов: Люди, которые находятся на той стороне, что-нибудь понимают? Е.Аксенова: Да. За те годы, пока мы с государством вместе, произошли очень большие изменения. М. Спиридонов: Попробуйте обрисовать эволюцию? Наверное, она началась с 2003 и продолжается сейчас. Е.Аксенова: Да, эволюция колоссальная. Причем эта эволюция идет по двум направлениям. Во-первых, когда мы начинали, история с сайтами абсолютно не интересовала первые лица. Можно было работать на гос.орган и никогда не встретиться с его руководителем. М. Спиридонов: Кто этим занимался? Мелкие чиновники? Е.Аксенова: Это руководители соответствующих подзразделений. Руководителей органов этот вопрос обычно интересовал в 50-ую очередь, до которой не ходили руки. За годы нашей работы произошла метаморфоза, когда сайты стали предметом прямого интереса руководства федеральных органов исполнительной власти. Это действительно стало ключевой точкой. Первое лицо заходит на сайт, внимательно отслеживает все изменения и считает это основной площадкой работы. Вторая метаморфоза происходила в том, кто был заказчиком, кто представлял интересы заказчика. Когда мы начинали, ведали официальными сайтами государственных органов IT-подразделения, то есть люди, которые занимались закупкой компьютером, налаживанием локальных сетей и так далее. Понятно, что смысла работы сайта, его предназначения, функции они не знали. Для них это было 5-ым колесом в телеге. Им это было не очень понятно. Затем произошел перевод из рук IT, в руки пиарщиков, пресс-служб. Для них сайты стали основным полем работы, откуда исходит информация о гос.органе. Это важная эволюция. М. Спиридонов: Каким образом сейчас первые лица министерств и ведомств взаимодействуют с сайтом? Они высказывают свои пожелания буквально или поверхностно говорят о нем? Например, они говорят, что эту плашку нужно покрасить в зеленый и переставить налево? Е.Аксенова: Их мало волнуют плашки, как и всех серьезных людей. М. Спиридонов: Есть серьезные люди, которых волнуют плашки. Я думаю, что Вы тоже знаете таких (смеется). Е.Аксенова: Да, такие люди тоже есть (смеется). Министров, руководителей агентств, руководителей федеральных служб, в первую очередь, интересует политика, аудитория сайта. Информация о посещаемости сайта поставляется им в информационный пакет регулярно. М. Спиридонов: Это чем считается? Своими счетчиками или Гугл. Аналитикс? Е.Аксенова: Гугл. Аналитикс нельзя применять на государственных сайтах. М. Спиридонов: Потому что это американский продукт? Е.Аксенова: Не только поэтому. Твиттер тоже не в России разработан, тем не менее, им пользуются. Дело в том, что Гугл.Счетчик – это закрытый вход и что он делает с персональными данными пользователей, как их обрабатывает, мы не знаем, поэтому мы не можем так поступать с посетителями официального государственного сайта. Тем более, очень часто его поведение касается критичных для него вещей. Сейчас обрабатывается либо счетчиками с открытым входом или обработчиками local-серверами. М. Спиридонов: Например, какими? Например, liveinternet пользуетесь? Е.Аксенова: Да, пользуемся. Сейчас мы пользуемся Яндекс.Метрикой, который я считаю подходящим счетчиком для государственных сайтом и подходящим для того, чтобы раскрывать статистику посещения государственных сайтов. Согласно новой нормативке, вы не можете сохранять эту тайну, вы обязаны раскрывать посещаемость своего сайта, чтобы граждане могли посмотреть, насколько эффективно работает какой-то ресурс. М. Спиридонов: Кстати говоря, какова средняя посещаемость сайтов министерств, ведомств? Е.Аксенова: Официальный сайт крупного министерства имеет посещаемость около 15000 человек в день, если это обыкновенный, рутинный день. М. Спиридонов: Трафик не покупаете? (смеется) Е.Аксенова: Не задумывались об этом. Он подскакивает в 4-6 раз, если случается что-то экстренное. Например, на сайте Минздравсоцразвития, через 3 минуты после того, как произошли трагические события в московском метро, посещаемость резко подскочила. Всем нужен был официальный список погибших, раненых. М. Спиридонов: Использовался ли тогда тот сайт как источник оперативной информации? Е.Аксенова: Да, как только мы узнали об этих событиях, мы организовали оперативный информационный штаб для того, чтобы был источник с официальной информацией и точными проверенными данными. Первые информационные сводки были вывешены сразу, как только они появились. Они пользовались очень большой популярностью. Их перепечатывали, на них смотрели, на них ориентировались. Через сайт можно было прочитать заявление министра здравоохранения Татьяны Голиковой о том, что нет никакой паники в связи с отсутствием донорской крови в Москве. Как Вы помните, пошли политические заявления о том, что не хватает крови, раненные гибнут из-за этого. Очевидно, это было попыткой дискредитировать систему здравоохранения и власть. На сайте были размещены срочные заявления о том, что всего хватает. Это было абсолютной правдой, потому что систему здравоохранения в Москве десятки раненых не могут вывести из строя. М. Спиридонов: Вы говорите, что вы среагировали. Вы занимаетесь поддержкой сайтов, которые сделали? Е.Аксенова: Да, мы занимаемся технической поддержкой. Контент-поддержка лежит на плечах пресс-службы. М. Спиридонов: По всей видимости, вы даете рекомендации? Е.Аксенова: Мы даем рекомендации, связанные с форматами интернет-работы, способами продвижения, осуществляем поддержку сайта, размещение материалов. М. Спиридонов: Возвратимся к теме эволюции людей, находящихся в интернете, отвечающих за государственные веб-ресурсы. Каков сейчас портрет такого человека? Он похож на портрет менеджера, который занимается чем-то подобным в коммерческой фирме? По степени образованности, проникаемости в тему, по блеску в глазах? Е.Аксенова: Эти люди мне нравятся гораздо больше коллег в больших коммерческих компаниях. М. Спиридонов: Почему? Е.Аксенова: Обычно это очень молодые, энергичные, сосредоточенные на своей работе люди, которые сами ведут блоги, активно мониторят ситуацию в интернете, узнают о новинках – это очень подкованные люди. Им по 25-26 лет, они в этой области с пользовательской точки зрения знают всё. М. Спиридонов: Они какие деньги получают, сопоставимые с теми деньгами, которые они бы получали в коммерческой фирме? Е.Аксенова: Они получают достаточно скромные гонорары. Люди делятся на несколько категорий: кто-то хочет денег, кто-то хочет славы, кто-то хочет власти. В госорганах работают люди, которые не стремятся получить много денег прямо сейчас. М. Спиридонов: А что они стремятся получить? Е.Аксенова: Это необычная ситуация, когда молодой человек может получить причастность, близость к событиям мирового масштаба. Это очень острое впечатление, это то, за что многие люди там работают. Одно дело, когда кто-то занимается за обыкновенную зарплату продвижением на рынок новой марки сигарет и возится с мелким пиаром, рекламой. Другое дело, когда человек лично участвует в урегулировании большого кризиса или в продвижении судьбоносного решения и так далее. Это очень сильный мотив, который руководит многими молодыми чиновниками. Ни для кого не секрет, что поработав лет 5 в крупном федеральном ведомстве можно достаточно легко перейти в крупную консалтинговую компанию на другие материальные условия. М. Спиридонов: Многие молодые люди работают там для того, чтобы иметь запись в личном деле? Е.Аксенова: Не просто запись. Для того чтобы иметь опыт и круг знакомств, которые получить в другой сфере невозможно. М. Спиридонов: Есть такой тип взаимодействия в консалтинговых конторах – это связь с правительством. Есть связи с общественностью и связи с правительством. Видимо, они и занимаются этим делом. Откуда появляются эти люди? Это выпускники IT-вузов, рекламщики или кто? Е.Аксенова: Это выпускники хороших вузов с хорошим фундаментальным образованием. М. Спиридонов: IT-вузы тоже могут быть хорошими. Е.Аксенова: У нас нет IT-вузов. Это хорошее образование в разных сферах. Это МГУ, Высшая школа экономики, ряд региональных вузов, например, Тольятинская академия управления. Она поставляет кадры для многих ведомств. Это необязательно пиарщики, журналисты или IT-ники. М. Спиридонов: То есть, их изначально готовят под чиновников? Е.Аксенова: Не совсем так, но в какой-то момент через стажировку и другие механизмы у них появляется возможность пойти работать в федеральные органы исполнительной власти. Они ей пользуются. Сейчас пришло новое поколение молодых чиновников, которое разительно отличается от старых. Они быстрые, хищные, хорошо обученные, с отличным кругозором. С ними интересно работать. М. Спиридонов: Это те, кого блоггер Навальный называет эффективными менеджерами? Е.Аксенова: Я думаю, что нет. М. Спиридонов: Есть тема, которой я не могу не коснуться, давайте попытаемся ее мягко потрогать. Я понимаю, что Вам, как человеку, работающему с госструктурами, сложно говорить об этом. Однако, принято считать, что госсайт – это практически всегда распил. Как у вас с этим? Е.Аксенова: Я могу ответить честно. Это устроено так: госсайт по бюджету – небольшой проект. Получается странная ситуация: по своей важности и значимости госсайт стоит очень высоко в списке приоритетов. М. Спиридонов: Приоритетов чьих? Е.Аксенова: Первых лиц и замов. Нередки были случаи, когда маленькая ошибка на государственном сайте приводила к большим и неприятным последствиям. Все поняли, насколько это сильный инструмент влияния. Государственный сайт – это и есть ведомство. Ведомство – это не здание, а то, что находится по этому адресу, поэтому сейчас на создание сайта направлен прямой луч внимания директора департамента или зама. Стоимость разработки веб-сайта настолько невелика по сравнению с остальными государственными бюджетами. 3-5 миллионов на фоне государственных бюджетов – маленькая сумма. Для людей такого уровня пилить в этом направлении смешно. Если бы мы на эти суммы закупали карандаши и скрепки для ведомства, там такое возможно, но я не поставляю карандаши и скрепки. Поскольку речь идет о взаимодействии с самыми серьезными людьми в ведомстве, то эти суммы ни для кого не представляют интереса. М. Спиридонов: Я это услышал и понял так: там такие небольшие суммы, что пилить нечего, ребята найдут себе другое занятие. Е.Аксенова: Я говорю о том, что точно знаю. Сайты слишком смешны по своей цене, чтобы там еще что-то отпиливать. М. Спиридонов: Другое, что я услышал: поскольку бюджеты контролируются на самом высоком уровне, то не удастся провернуть это дело. Е.Аксенова: Конечно. Когда люди говорят про напил, они просто не понимают структуру расходов государства и то, какие бюджеты идут на другие области и какими фантиками занимаемся мы на этом фоне. М. Спиридонов: Одним словом, это не то место, где можно пилить. Слава Богу, что это так. Вам не приходится потом чувствовать себя неловко и замаливать грехи. Я понимаю, что эта тема острая, Вам не очень приятно общаться по поводу этого вопроса. Е.Аксенова: За эти годы я уже привыкла к ней. М. Спиридонов: Я понимаю. Если бы этот вопрос не задал я, они были бы заданы в более жесткой форме в комментариях. Мы это проговорили. Хорошо, если так. Народ, который говорит о распиле, настроен недоброжелательно, но намерения в целом позитивные: люди хотят остановить растаскивание. Они хотят, чтобы деньги налогоплательщиков тратились на что-то полезное. Е.Аксенова: Максим, я знаю одного человека, который движим мотивом сделать что-то полезное. Это Иван Бегтин, который открыл сайт, где находится вся база данных государственных контрактов. Она выложена в виде удобных и красивых архивов, визуализации картинок. Вы можете перетряхнуть всю эту информацию и понять, сколько на что потрачено, когда, кем и на каких основаниях были использованы деньги. М. Спиридонов: Этим, как Вы знаете, занимаются блогеры, они пытаются просматривать все эти реестры. Е.Аксенова: Теперь это можно сделать. Это является контролем над государственными затратами. Ходить по следам какого-то госконтракта – деструктивная деятельность. М. Спиридонов: Как я говорил не раз, есть единственная возможность контроля каждого человека в деле спасения страны от растаскивания, например, купленные позолоченные кровати для МВД, явно завышенный бюджет для того или иного проекта. Необходимо обнародовать такие факты. Кто-то с помощью собственного медийного влияния расскажет об этом. Это создаст систему растяжек и сдерживания, которая будет потихоньку заставлять задумываться чиновником, стоит ли рисковать. Ведь всё это может выйти наружу и бродить по просторам интернета. Это лирическое отступление. Скажите, какая лично Ваша роль в создании сайта? Вы менеджер проекта? Или Вы занимаетесь только администрированием? Е.Аксенова: Моя задача – совместно с клиентом правильно понять, какие функции будет выполнять сайт, что нужно, какие цели будут поставлены, чего нужно добиться, какие наличные средства у нас есть для этого и какой интернет-инструментарий лучше всего подойдет. Совместно с заказчиками происходит большая сложная работа по проектированию сайта, по закладыванию основных инструментов по созданию архитектуры сайта. В идеале следующий шаг – это отчет перед заказчиком. Специалисты по разработке все промежуточные шаги делают намного лучше без моего участия. М. Спиридонов: В продукт Вы стараетесь не лезть? Вы занимаетесь концепцией и организацией, правильно? Е.Аксенова: Да, потому что государственный сайт – это не просто сайт. У нас есть несколько серьезных рамок. Первая рамка – это нормативные требования. Вы не можете создать государственный сайт, исходя из своего предположения и предположения заказчика о том, каким он должен быть. Есть несколько сложных и объемных документов, которые регламентируют все нюансы и тонкости создания государственного сайта. Есть еще набор рамок, потому что понятно, что ведомства занимаются государственным управлением, которое связано с большими проектами и большими деньгами. Тут действительно нужно понять и учесть все цели. Это работа по проектированию, которую я выполняю в тесной кооперации с коллегами со своей стороны и с представителями заказчиков, потому что выдумать за них невозможно. Это их инструмент. Как говорит мой любимый клиент: «Он должен подходить как перчатка». М. Спиридонов: Ваша компания занимается только государственными сайтами? Е.Аксенова: Преимущественно. Мы сконцентрированы на этом, как на основном направлении деятельности. М. Спиридонов: Большинство сайтов, которые вы делаете, выглядят довольно ортодоксально? Это позиция министерств и ведомств или это ваше представление о гос.сайтах? Е.Аксенова: Новый сайт Минпромторга выглядит неортодоксально, даже несколько пугающе и непривычно. М. Спиридонов: Арт-хаус? Е.Аксенова: Не бойтесь. Там серьезное отступление от канонического вида, который Вы называете ортодоксальным. В общем, у госсайтов есть свои каноны, вокруг которых можно играть. Опять-таки у нас есть нормативные требования, которые необходимо соблюдать. Нужно понимать, что история с государственным сайтом – это история длинная, поэтому многие проекты создавались в предыдущую интернет-эпоху, когда были другие представления о том, как должен выглядеть сайт, как должна выглядеть главная страница и что такое, удобная подача материала. М. Спиридонов: Хорошо. Давайте поговорим о другом. Если вы так много вращаетесь в среде чиновников, получаете ли вы политические заказы? Е.Аксенова: До сих пор моя позиция заключалась в том, что мы работаем на гос.управлении. Понятно, что многие высокопоставленные чиновники одновременно являются политиками. Мы принципиально работаем с той стороной силы, которая занимается выполнением своих функциональных обязанностей. М. Спиридонов: Вы приходите и спрашиваете: «Сегодня Вы в какой ипостаси?» (смеется) Е.Аксенова: Да, узнаем, какую голову надел сегодня дракон (смеется). Вместе с тем, мы все понимаем, что приближаются очень интересные выборы. Я продумываю, не вспомнить ли мне боевую юность и не поработать ли на проектах в этой области. Сейчас мы начинаем работать с регионами, губернаторами. Любой губернаторский проект функционален политически, потому что у губернаторов не может не быть своего политического направления в работе. М. Спиридонов: Понятно. Не могу не затронуть в разговоре с Вами тему положения вещей с чиновниками в интернете. Многие сейчас пытаются вслед за господином Медведевым освоить Твиттер, ЖЖ, проявляют себя публичными персонами. Те, кто делает это умело, формируют вокруг себя некое медиа-пространство. Что, как говорят, делают и звезды. Многие понимают, что быть зависимым от традиционных медиа неудобно. Надо думать о том, пригласят тебя на какое-то интервью или нет. Создавать собственное медийное пространство разумнее. Чиновники тоже начинают это делать. Делают это только некоторые чиновники, и не у всех это получается делать уклюже. Как Вы оцениваете ситуацию с российскими чиновниками в интернете? Е.Аксенова: У нас уже есть около 500 блогов чиновников самых разных форматов, у нас достаточно много клиентов, о некоторых из них мы поговорим. С некоторыми из них мы не афишируем наше сотрудничество по понятным причинам. М. Спиридонов: Вы выступаете как блог-секретари? Вы его ведете, редактируете или как? Е.Аксенова: Такое тоже бывает. Это понятное направление работы. У меня есть достаточно большой опыт взаимодействия с блогерами-чиновниками. Я поняла, что блог, как таковой, не идеальный инструмент. Наставать на нем не следует, потому что точно так же, как среди обычных людей есть люди-блогеры, а есть люди, которым это чуждо. М. Спиридонов: Есть публичные и непубличные люди по натуре. Е.Аксенова: Есть блогеры и неблогеры. Я люблю вести блоги, многие мои знакомые холодны к этому занятию. Нужно понимать, что в истории с блогами чиновников есть несколько направлений. Первое – создание вокруг себя медийного пространства. Нужно понимать, что у любого высокопоставленного чиновника есть много разных возможностей для создания такового пространства. Вторая часть-налаживание взаимодействия с гражданами и представителями организаций. Для этого есть другие инструменты, помимо блогов. Я сторонник того, чтобы их использовать. М. Спиридонов: Какие? Вы меня заинтриговали. Е.Аксенова: Есть отличный инструмент – обсуждение ключевых документов и вопросов, когда мы создаем экспертную площадку, выкладываем содержательный текст – то, над чем можно поразмышлять и то, что важно для определенных людей. Давно у нас была работа, когда Министерству здравоохранения важно было обсудить документ, касающийся реформы системы здравоохранения. Для этого был создан сайт zdravo2020.ru, где этот документ был выложен. Было проведено большое экспертное обсуждение этого документа, что привело к отличным результатам. Это было сделано без блога, без прямого выступления министра здравоохранения. Эта коммуникационная задача была полностью решена. Блог – неуниверсальный инструмент, не стоит на нем зацикливаться. М. Спиридонов: Это немного другая тема. Согласен, что под различные государственные задачи можно создавать спец.проекты. Блог – нечто другое – виртуальное отражение личности. Кто лучше всех ведет блог, если не учитывать президента, на Ваш взгляд? Е.Аксенова: У нас есть отличные блогеры и чиновники. У нас есть блоги губернаторов, у которых это хорошо получается, потому что у них есть к этому личная склонность. Обоим доставляет большое удовольствие ведение этих блогов. М. Спиридонов: Кто это? Е.Аксенова: Черкунов, Белых. Это их хобби. Прекрасный малоизвестный блог у руководителя службы финансовых рынков Миловидова. У него есть блог, который читается только профессионалами этого рынка, чуть ли не всеми профессионалами. М. Спиридонов: Какой адрес? Е.Аксенова: Я Вам потом скину ссылку. Там обсуждаются решения, принимаемые этим ведомством, собирается обратная связь. Отличный блог у Станислава Наумова, заместителя министра промышленности и торговли. Это живой, свободный, интересный, наполненный разными увлекательными подробностями, блог. М. Спиридонов: Какая платформа обычно используется? ЖЖ? Е.Аксенова: ЖЖ, Вордпресс. Всё остальное – утомительная экзотика. У многих чиновников разбросана информация на различных платформах, зачастую даже без RSS-трансляции, без возможности легкой авторизации для отправки комментариев. Против такого я протестую. М. Спиридонов: А в Твиттере кого бы выделили? Е.Аксенова: Мне кажется, что Твиттер – несколько недоосвоенный формат, потому что он требует повышенной скорости и реакции и возможности в любой момент отвлечься и набрать на телефоне сообщение. Мне кажется, что в Твиттере лидеров пока нет. Нельзя не напомнить, что первым Твиттер-блогером от государства был Рогозин, представитель России в НАТО. М. Спиридонов: Он до сих пор там присутствует? Е.Аксенова: Да. Он первым там зарегистрировался где-то год назад, продолжает им пользоваться и сейчас. У него русско-английский Твиттер, достаточно интересный. Мне кажется, что к этому формату люди еще не приноровились, потому что он резко отличается от привычных вещей. М. Спиридонов: У Барака Обамы больше 4,5 миллионов фоловеров, у господина Медведева чуть более 51 тысячи. Разница на порядок, числа несопоставимы. Она отражает степень активности наших стран в виртуальном пространстве? Е.Аксенова: Я думаю, она отражает только разницу между объемом англоязычной и русскоязычной аудиторией интернета. Если Вы сравните весь мир, который говорит на английском и который сидит в интернете и количество русскоязычных пользователей (более 38 миллионов активных пользователей), то всё станет понятно. Такие вещи разнятся за счет количества целевой аудитории. М. Спиридонов: Есть такая история о том, что некто Леонид Волков выбился в депутаты в каком-то из округов, благодаря Вконтакте и Одноклассникам. Е.Аксенова: Мы знакомы с Леонидом Волковым, он стал депутатом. У него отличный блог в ЖЖ, где он очень интенсивно общается с избирателями. Это прекрасная история, потому что человек благодаря ежедневному тяжелому труду в социальных сетях, внимательностью к каждому комментарию, стал депутатом Екатеринбурга. М. Спиридонов: Есть какие-то подобные истории на Вашей памяти? Е.Аксенова: Барак Обама (смеется). М. Спиридонов: Нет. Есть ли истории, когда с помощью веба люди набирали заметные политические очки? Е.Аксенова: В принципе все губернаторы в своих блогах занимаются политической игрой. Нужно вспомнить трагедию в Перми в клубе «Хромая лошадь». То, как вел свой блог губернатор, во многом помогло ему не потерять рейтинги и выровнять эту ситуацию с точки зрения своей политической позиции. Он сильно использовал этот ресурс, и он ему помог. М. Спиридонов: Вы являетесь специалистом по электронному правительству. К 2015 году, как говорилось недавно, в России будет более 70 услуг от 7 ведомств в формате электронного правительства, то есть можно будет регистрировать автомобили, платить налоги и так далее. Что-нибудь можете об этом рассказать? Е.Аксенова: Да, этот процесс идет с прошлого года. Есть 5 этапов внедрения электронных государственных услуг. Мы ровно проходим по этим этапам, не без проблем, но этот план выполняется. Я отношусь к немногочисленной когорте оптимистов, считающих, что все получится. М. Спиридонов: Вы говорите «Мы». Есть какая-то группа разработчиков? Кто эти люди? Сколько их? Е.Аксенова: Я не являюсь напрямую разработчиком всех государственных электронных услуг. Есть большое количество ведомств (десятки), которые предоставляют гражданам государственные услуги или выполняют государственные функции. М. Спиридонов: От формы 9 до регистрации автомобиля? Е.Аксенова: Регистрация автомобилей, предоставление информации, выписок, выдача лицензий, сертификатов и так далее. Выдача разрешений – важнейшее направление электронных услуг. Я это говорю по опыту работы с министерством промышленности и торговли. Выдача разрешений на какую-то деятельность необходима для ведения бизнеса. Каждое ведомство приняло план и действует в его рамках. Параллельно ведется большая законодательная работа. У нас существует порядка 100 нормативных документов, в которых в приписке указано, что необходимо заявление, заверенное собственноручной подписью директора предприятия или печатью предприятия. Такие фразы полностью блокируют возможность перевести эту услугу в электронный вид. Это самый простой пример законодательного барьера на пути создания электронных услуг. Сейчас ведется большая работа планомерного изменения, внесения поправок в эти законы и нормативные акты для того, чтобы электронные услуги были законны. М. Спиридонов: Насколько это всё интенсивно делается? Планка 2015 год не так уж близка. Тем не менее, Вы говорите, что относитесь к числу оптимистов. Е.Аксенова: Пессимисты пророчат гораздо более поздние даты из-за нормативных препятствий. Я отлично помню, как Федеральная налоговая служба за 1,5-2 года сумела обеспечить условия для того, чтобы налоговая отчетность сдавалась в электронном виде через интернет. Я верю в то, что к 2015 году мы выйдем на последний этап перевода услуг в интернет, когда будет существовать возможность осуществления полного взаимодействия в электронном виде, кроме случаев, когда будет нужна физическая бумажка. Например, паспорт и загранпаспорт должен быть в материальном виде. Вы сможете осуществлять контроль над выполнением услуги так же, как Вы можете следить за путешествиями своей посылки. Если для оказания Вам услуги, Вам нужна справка из другого ведомства, ведомство, оказывающее услугу, не будет запрашивать эту справку у Вас, а само будет узнавать про эту справку у другого ведомства. Это очень важная часть, к которой мы придем благодаря электронным гос.услугам. М. Спиридонов: Нужно ментальность вначале изменить. То, чем кардинально отличается российский чиновник от немецкого: Если немецкий чиновник общается с посетителем, и ему нужна какая-то справка от коллеги из соседнего кабинета, он пойдет сам за ней. Российский чиновник скажет, что клиент должен сходить, занять очередь, получить справку, после чего он начнет разговор с человеком. Е.Аксенова: С этим ведется ожесточенная борьба. Вы не должны будете брать справку у государства, чтобы показать ее опять-таки государству. Эту шизофрению необходимо разрешить. М. Спиридонов: Хорошо. Как вам кажется, кто из российских партий более красиво, грамотно и верно ведет свою политику в интернете? Е.Аксенова: Я поражена, но все ведут ее некрасиво, неинтересно и неизобретательно. Раньше партии в своих предвыборных кампаниях были намного изобретательнее, чем сейчас, хотя были более бедные инструменты, меньшая аудитория, не было возможностей задействовать мобильные платформы, использовать мощь социальных сетей и так далее, но изобретательности было больше. Сейчас у нас есть Единая Россия, которая действует по какому-то учебнику. Они используют понятные, простые, прямолинейные методы. Нужна группа в социальной сети, ок, блог-хостинг, ок и так далее. Их деятельность не очень креативная. Я не понимаю, почему партии, у которых нет мощных ресурсов, не используют интернет со всей его волей и мощью креатива. М. Спиридонов: Раньше его использовали более креативно и изобретательно? Е.Аксенова: Да. Бывало, что у кандидата не было доступа к какому-то телеканалу, и тогда он пользовался интернетом. М. Спиридонов: Мне кажется, это понятно. Единая Россия ясно заняла свою позицию, это доминирующая партия. Другие партии поняли, что ничего с этим не поделать. Е.Аксенова: Скучно же это. Почему нет воли к тому, чтобы отжечь хотя бы в интернете? М. Спиридонов: Я думаю, что воля есть. К выборам будут отжигать. Вам виднее. Я могу только предполагать, потому что не являюсь экспертом в этой области. Е.Аксенова: Ждем выборов. М. Спиридонов: Да. Когда у нас ближайшие выборы? 2011? Е.Аксенова: 2011-2012 годы станут годами большой игры. М. Спиридонов: 2011 – выборы в Думу, 2012 – президентские выборы? Е.Аксенова: Да. М. Спиридонов: Будет интересно. Е.Аксенова: Избирательные компании начинают строить войска прямо сейчас. Силы начинают собираться уже сегодня. Сейчас начинается планирование. Возможно, что-то интересное мы скоро увидим. М. Спиридонов: По поводу политической активности мы поговорили. По поводу активности гос.структур в интернете поговорили. А что насчет гражданской активности в интернете? Е.Аксенова: Это самая интересная часть, о которой я думаю больше всего. У меня есть гипотеза, которая заключается в том, что основным драйвером развития являются гражданские проекты. Представьте, когда государство раскрывает какую-то информацию о своей деятельности, например, информацию об уровне преступности в городе с раскрытием по районам. Представьте себе, что эта информация используется в других интернет-проектах, которые делают частные разработчики для своего веселья, бизнеса, в общем, исходя из своих целей. Тогда у нас появляется хорошее, многократное использование этой информации. Какой-нибудь СМИ визуализирует эту информацию, делает красивую карту для поддержки своих новостей, агентство по работе с недвижимостью делает такую карту для того, чтобы обосновать стоимость объектов в той или иной части города, кто-то еще использует эти данные для того, чтобы работать с молодежью и так далее. Получается, что данные, за которые налогоплательщики заплатили деньги, используются множество раз, они доступны людям, потому что скучные таблицы мало кого интересуют. У них есть квалифицированный потребитель, а именно разработчики всех проектов. Наличие квалифицированных требований создает высокую планку качества. То же самое может происходить с интерфейсами электронных государственных услуг. Люди жалуются на то, что сайт gosuslugi.ru сложный: трудные интерфейсы, кнопки не в том порядке расставлены и так далее. Теперь представьте, что государство делает Апи, на основе которого Вы можете создавать собственные сервисы. Для того чтобы это происходило, необходима гражданская воля и собственные инициативные проекты граждан. М. Спиридонов: Кто и что для этого должен сделать? Е.Аксенова: Здесь двустороннее движение: должны быть государственные услуги и воля граждан заниматься этим. Мне, как автору блога gov-gov.ru приходит довольно много писем от людей, которые хотели бы что-то подобное сделать. Есть несколько типажей, в которые они попадают. Раз 10 мне приходили письма от людей, которые хотели сделать Википедию по нашему государству, чтобы каждый человек сходил в какой-то орган и понял, как он работает, публиковал бы информацию. Постепенно сформировалась бы мегаинструкция по использованию нашего государства. Многие люди пытались сделать проекты мониторинга городской среды силами жителей, фотографированием всех проблем, выставлением их на сайт. Они хотели, чтобы службы ЖКХ все эти проблемы отслеживали и решали, пока они еще маленькие. Один раз это получилось в Перми. Алексей Шапошников делает такую штуку совместно с властями города, которые поняли, что от него будет не открутиться. Есть люди, которые делают прекрасную карту в Москве и близлежащих городах, где есть необходимые приспособления для того, чтобы инвалиды могли посещать здания. Это, получается, тоже гражданский проект окологосударственного типа. Я сейчас напряженно думаю, как сделать, чтобы таких проектов было больше. На мой взгляд, не будет хорошего электронного правительства, если у него не будет толстого слоя квалифицированных потребителей, которые смотрят на государственные сайты не только с точки зрения личного получения услуги или информации, а с точки зрения их дальнейшего использования для своих интернет-проектов. Есть такой радикальный мем «государство, как платформа». Он предполагает, что дело государства – не создавать проекты, а строго по законодательству раскрывать данные и интерфейсы своих услуг. Всё остальное сделают частные разработчики, которые умеют создавать интерфейсы, оборачивать информацию в удобную форму. Я не придерживаюсь такой радикальной точки зрения. Необходимо реализовывать политические интересы государства в интернете и не отказываться от этой площадки, как площадки пиара и реализации гос.интересов. Без гражданских проектов у нас мало, что получится. Я готова всевозможными способами приложить личные силы для того, чтобы они появлялись. М. Спиридонов: Я понял Вас. Пока что мы остановимся в разговоре тет-а-тет и перейдем к вопросам слушателей. Это те вопросы, которые не были заданы мной прямо или косвенно в нашей беседе, однако, остались в моем блоге spiridonov.ru или на facebook в анонсе программы. Раскройте секрет, как выигрываются тендеры на создание государственных сайтов. Е.Аксенова: Тяжело они выигрываются. М. Спиридонов: Даже когда со спиной несколько выполненных проектов? Е.Аксенова: Опыт, конечно приобретается. Необходимо вовремя поймать этот конкурс. На подготовку дается всего 30 дней. Это не так много для написания качественной заявки. Вам нужно глубоко изучить техническое задание, конкурсную документацию, понять, на основании чего происходит оценка вашей заявки. Дальше нужно сидеть и писать такую заявку, чтобы ее захотелось выбрать. Поймите правильно, у заказчика тоже достаточно сложная ситуация. Представьте, что вы сидите за столом, у Вас на столе лежит 5 пачек бумаги, в кошельке находится 3 миллиона рублей. Вам на основании прочтения 5 пачек бумаги нужно выбрать, кому Вы отдадите деньги, и с кем Вам лично предстоит работать в ближайшие полгода, и за чьи действия Вы будете отвечать своей карьерой. Читая, Вы оцениваете эту заявку с разных сторон, пытаетесь понять, насколько она хороша, какой бэкграунд у заявителя, читаете информацию о них в интернете для того, чтобы понять, что это за люди. Это происходит, даже если речь идет о достаточно известных компаниях. Нужно понимать, что, если Вы выберете неподходящего кандидата, то плохо будет Вам. М. Спиридонов: Не будем глубоко погружаться в эту тему, поскольку в формате ответов на вопросы пользователей мы обычно пытаемся сделать короткий блиц. Е.Аксенова: Максим, за живое меня задели. М. Спиридонов: Ок, заканчивайте мысль. Е.Аксенова: Я закончила. М. Спиридонов: Хорошо. Тогда следующий вопрос. Ярослав Грешилов спрашивает: «Екатерина, меня давно волнует вопрос, есть ли в области электронного правительства (и прочего е-гав) какие-либо теоретические концепции, на которые все опираются? Есть ли книги, на которые вы можете сослаться? Занимается ли кто-то в России теоретической проработкой этой темы?» Возможно, Вы знаете Ярослава, по крайней мере, я с ним хорошо знаком. Ярослав, привет. Е.Аксенова: Ярослав, спасибо за вопрос. Мне очень приятно получить личный вопрос от человека, которого я уважаю и чьими сервисами я пользуюсь. На самом деле, с этим у нас не очень хорошо. Есть огромный пласт статей по этому поводу, фундаменталки мало. В качестве фундаментальной работы я могу назвать в какой-то степени reventing government. Это старая работа, написанная в 1990-х годах. Она во многом вдохновила всю эту историю. Всем, кто интересуется, советую прочитать книгу «The state of union». Это сборник хорошо написанных статей. Книжка выпущена в начале этого года. Ее можно бесплатно скачать в интернете, я потом брошу ссылку на страницу скачки. Она охватывает неситуативно эти вопросы на уровне формочек и конкретных решений. Это попытка разобраться в этом фундаментально. У нас таких теоретиков пока нет. Я надеюсь, что на базе агентства «Стратег» мы выпустим такую работу. Я работаю с людьми, которые защищали магистерские работы. Я думаю, что мы постепенно соберемся с силами и выпустим фундаменталку. М. Спиридонов: Не хватает теоретиков, но мы их ищем? Е.Аксенова: Да. М. Спиридонов: Следующий вопрос. Будет ли система единой для всех уровней власти, или каждый субъект будет вынужден изобретать что-то свое? Е.Аксенова: Если мы берем электронные государственные услуги, то сейчас всячески поощряется использование регионами портала gosuslugi.ru. Возможно, дело пойдет на объединение, хотя, это политический вопрос. Понятно, что некоторые субъекты федерации никогда не будут объединяться с центром. М. Спиридонов: В общем, дело ясное, что дело темное. Как будет проходить обучение и поддержка тех, кто будет работать с системой? Как мне кажется, прежде всего, чиновников. Это вопрос от того же слушателя. Е.Аксенова: Каждый раз это решается на местах. Когда делается система, одновременно решается вопрос с обучением тех, кто будет с ней работать. Например, когда Минкомсвязи запустил портал gosuslugi.ru, со стороны федеральных органов исполнительной власти происходило обучение людей. Меня больше волнует вопрос обучения пользователей этих услуг, то есть граждан. М. Спиридонов: Да, это интересный вопрос. Е.Аксенова: Если Вы вспомните, когда внедрялось повсеместное использование пластиковых карточек, возникали проблемы. Тогда банки довольно прилично вложились в то, чтобы приучить пользователей к карточкам. Многие высокофункциональные услуги массово до сих пор не освоены, например, заказ авиабилетов через интернет. Все знают, что это дешевле и удобнее, но все равно подавляющее большинство людей идет в кассы и агентства. Обучение потребителей – это важный вопрос, который недооценен. М. Спиридонов: Будет правительство этим массово заниматься, как Вы думаете? Может, это нужно делать на уровне школ и институтов. Е.Аксенова: В некоторых регионах есть программы обучения. Я думаю, что, как минимум, будет программа по популяризации этих услуг. М. Спиридонов: Последний вопрос. Андрей Уральский спрашивает: «Какая сумма уже вбухана в Электронное Правительство? И Ваше мнение о целесообразности и перспективности сего предприятия вообще. Не канет ли проект в лету со сменой президента?». Мне интересно последнее. Вдруг придет президент, которого мы не ожидали увидеть, а он, например, не так увлечен гаджетами, Iphone с собой не носит и Iped не пользуется. Как это скажется? Е.Аксенова: Мне кажется, это вопрос в стиле «А если к нам придет новый президент, не отменит ли он электричество?». По-моему, электронное правительство – необходимая часть инфраструктуры государства. Если у государства этого нет, оно впадает в пике. Это не будет отменено. Может, этому не будет уделяться столько внимания, сколько уделяется сейчас. То, что нельзя отменить дороги, радио и телевидение – понятно. Что касается стоимости, то среди специалистов возникают жаркие вопросы. Непонятно, сколько и непонятно, как считать. Считать только программу «Электронная Россия» нельзя, потому что есть еще региональные программы, деньги на создание информационных систем ведомств. Один Бог знает, сколько ушло денег. Я не могу назвать никаких цифр. М. Спиридонов: Хорошо. Будем надеяться, что электричество и интернет отменить нельзя. Двигаемся дальше. Перейдем к новостям недели. Новость Холдинг Профмедиа может объединить Рамблер с Афишой. Известно, что уже запланирован переезд Афишы в офис Рамблера. Исполнительный директор Афиши.Диджитал Дмитрий Степанов несколько месяцев консультирует генерального директора Рамблера Ольгу Турищеву по вопросам стратегии. Руководить объединенной структурой, скорее всего, будет Николай Молибог, нынешний ген.директор компании Афиша, а Турищева, вероятно, покинет Рамблер. М. Спиридонов: Это пока что больше инсайды и слухи, чем точно подтвержденная информация. Однако, факт того, что Рамблер или Профмедиа проводит движения, сливаясь с Афишой, довольно забавен. Карма нехорошая у Рамблера. Я уже на раз говорил об этом в программе. Даже странно, что на этот раз действительно через 2 года после назначения нового директора подписывают собственный документ о несостоятельности. Ничего опять не получилось. Будем пытаться заново все делать. Вам как кажется? Е.Аксенова: В этом плане, я чистый потребитель, хотя сегодня я прочитала историю с ужасным кровавым мочиловом на сайте roem.ru, где бывшие руководители Рамблера выясняли свои отношения. М. Спиридонов: Носик и Ашманов? Е.Аксенова: Да. Всем рекомендую почитать. После этого сказать нечего кроме просьбы беречь Романа Балабуева. Мне нравится его рецензия. М. Спиридонов: Вы имеете в виду того, кто пишет на Афише? Е.Аксенова: Да. Пусть афиша сохранит этого критика, тогда она сохранит меня как читателя. М. Спиридонов: Есть же лента, которая формально находится в Рамблере, при этом она прекрасна, дееспособна и хороша. Е.Аксенова: Лента – отличная штука. У нас есть надежда. М. Спиридонов: Есть ли надежда у героя следующей новости, сейчас узнаем. Новость Призывника из Орловской области осудили за уклонение от армии из-за статуса в социальной сети. Из-за своей активности в интернете молодой человек заплатит штраф в размере 10 тысяч рублей. Такую сумму призывник из деревни Федотово Орловской области отдаст за свою болтливость. Юноша попытался откосить от армии, но сообщил об этом в своем статусе в одной из социальных сетей. Сотрудники Военкомата выследили сообщение призывника. 21 июля Кромской районный суд признал его виновным в уклонении от службы. М. Спиридонов: Очень забавно для нас, но незабавно для героя новости. Надежды откосить от армии у него не осталось. Факт того, что офлайн сливается с онлайнов в Военкомате удивителен. Не находите? Е.Аксенова: У меня сложилось определенное мнение, поскольку это связано с моей работой. Есть фальшивые блоги чиновников, в которых им приписываются разные слова. Не могу остаться равнодушной. У меня есть большой вопрос, как защите не удалось отбить этого мальчика, основываясь на том, что невозможно доказать принадлежность аккаунта Вконтакте этому человеку. Это недоказуемо, можно было отвертеться. М. Спиридонов: Можно было посмотреть через провайдера, кто заходил на страницу. Формально можно было это узнать. Е.Аксенова: У нас в России действует презумпция невиновности, можно было отвертеться, просто у парня не было хорошей защиты. В США много таких случаев. Их все военные ведомства отчаялись изолировать солдатов и военнослужащих от социальных сетей. Долгое время они пытались сделать так, чтобы военнослужащие не заходили в социальные сети. Сейчас уже им это разрешили. Теперь они пытаются привить солдатам высокую культуру использования социальных сетей, чтобы они не выдавали детали секретных операций и другую конфиденциальную информацию. Сейчас они выпускают очень смешные инструкции по поводу того, как настоящий военный в США должен вести себя в социальных сетях, как узнавать подозрительных людей, которые пытаются влиться в доверие, какие фотографии публиковать, а какие нет. М. Спиридонов: Понятно. Едем дальше. Новость В российских блогах появилась копия письма главы Центрального исполкома Единой России в Сочи Веры Пашковой. В письме говорится, что в целях активизации партийной деятельности и повышения эффективности работы первичных отделений партийцам необходимо не менее 2-х раз в день посещать федеральный и региональный сайты партии. Кроме того, секретарям первичных отделений и вышеуказанным координаторам следует организовать рабочую группу по размещению в региональных и местных блогах комментариев на различные темы. Как указано в документе, координаторам микрорайонов и секретарям первичных отделений необходимо будет ежедневно отправлять отчет о посещении сайта координатору своего района, координатором районов – в Исполком. М. Спиридонов: Очень лихо. Как Вам? Е.Аксенова: Я не пойму, почему по 2 раза в день. М. Спиридонов: Для того чтобы было по 2 уникальных захода. Объяснить партийцу, что такое сессия в интернете, сложно. Вероятность того, что он зайдет утром и вечером и того, что у него будет разный ip, есть. Получается 2 уникальных захода (смеется). Е.Аксенова: Вот такой вот анекдот (смеется). М. Спиридонов: Да, Вот такой анекдот. Дальше в нашей подборке анекдотов мы расскажем про блогера Владимира Волкова. Новость Пензенского блогера Владимира Волкова подозревают в возбуждении национальной и расовой вражды. Френдлента пользователя, известного под ником mf-pnz была отдана на психолого-лингвистическую экспертизу в рамках заведенного на него дело. Экспертиза аккаунтов блогера в ЖЖ, Вконтакте показала, что в некоторых сообщениях содержатся сведения, унижающие отдельных людей или их группы. Ожидается, что в скором времени ему предъявят обвинение по статье 282 Уголовного кодекса «Возбуждение ненависти или вражды, а равно унижение человеческого достоинства». Максимальной санкцией, предусмотрено данной статьей, является лишение свободы на срок до 5 лет. М. Спиридонов: Даже 2 года назад представить то, что френдлента может стать уликой в уголовном деле, было невозможно. Это не укладывается в моей голове. Думаю, что и в этот раз так не станет. Вы что думаете? Е.Аксенова: Добро пожаловать в прекрасный мир, в котором ты везде отвечаешь за свои слова. М. Спиридонов: Это правда, согласен полностью. Е.Аксенова: Можно только посочувствовать неосторожному блогеру Волкову, а остальным посоветовать либо следить за тем, что говоришь, либо шифроваться. Такая возможность пока есть. М. Спиридонов: Со временем спецслужбы найдут возможность найти любого флудера. Вспомнился анекдот. Когда велся живой мост с президентом, это была эпоха, Путин впервые отвечал на вопросы, в том числе интернет-пользователей. Там был вопрос «Не подобает ли Вам отвечать на вопросы анонимных пользователей? Не лень ли Вам?». По анекдоту Владимир Владимирович отвечает: «Уважаемый ФИО, живущий по адресу такому-то с таким-то индексом, имеющий такие-то паспортные данные, мне не лень» (смеется). Это уже отчасти является реальностью, со временем станет абсолютной правдой. Хочется сделать вывод, что нужно отвечать за все свои слова. Время анонимности в интернете прошло. Это очень интересно отражается в миграции неофитов. Многие неофиты стали сразу представляться либо именем и фамилией, либо просто именем. Раньше были одни ники. Это было волшебное пространство, где существовали гномы, удавы, демоны, а людей не было. Сейчас существуют люди. Я думаю, что это правильно. Е.Аксенова: Да. Вы знаете эти многочисленные истории, когда на границе офицер пограничной службы пробивал человека, заглядывал в его facebook и на основании найденных данных осуществлял проверку. На основании какого-то статуса человеку могли отказать во въезде в страну. М. Спиридонов: Это где такое было? Е.Аксенова: Совсем недавно прошла такая новость. Уважаемый человек, профессор из Канады хотел пересечь границу в США и попал под такую проверку. По закону, пускать человека или нет остается на усмотрение офицера пограничной службы. Офицер проверил, кто он такой и увидел старую статью в интернете, где профессор описывает свои юношеские увлечения легкими наркотиками. На этом основании туристу дали отворот-поворот. Это неединичный случай. М. Спиридонов: Дальше это всё будет делаться автоматически. Информация будет выводиться на экран при прокатывании паспорта через сканридер. Е.Аксенова: Да, поэтому все наши посты в журналах и блогах могут интересовать кого-то в таком плане. М. Спиридонов: Наматывать на ус будут. Пугаться не нужно, нужно понимать как в реальной жизни нужно отвечать за свои слова, так и в виртуальной жизни нужно отвечать за то, что ты делаешь и говоришь. Е.Аксенова: Нужно начинать подчищать историю (смеется). М. Спиридонов: Да, потому что лет через 10 это может неожиданно всплыть. Е.Аксенова: Да, такие дела. М. Спиридонов: Не говорите. Екатерина, было интересно пообщаться. Как-то хорошо у нас построился диалог, много интересного успели затронуть. Говорили немного дольше, чем предполагалось. Надеюсь, что слушать наш разговор будет неутомительно. Е.Аксенова: Спасибо, Максим. М. Спиридонов: Спасибо большое за Ваше время. Надеюсь, что сайты, сделанные Вами, будут приносить пользу нам, гражданам. Е.Аксенова: Спасибо. Мы будем стараться. М. Спиридонов: Вы, друзья, слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях был эксперт по электронному правительству, генеральный директор агентства «Стратег», Екатерина Аксенова. Редакция выпуска: Юрий Берингов, Любовь Зайцева, Надежда Гусарова. Вёл программу Максим Спиридонов. Услышимся.
← предыдущий выпуск
следующий выпуск →
Разместить плеер (код плеера)Скопируйте этот код и вставьте его без изменений на ваш сайт
31 комментарий
sap1ens
26 июля 2010 11:34
Спасибо, довольно интересный выпуск
visa
26 июля 2010 18:54
Очень длинная заставка до реальной встречи с героиней.
Можно не дождаться начала.
apriori
26 июля 2010 19:46
Хорошо поговорили. Всё доходчиво всё хорошо.
Партия наш рулевой.
Антон Svolota
26 июля 2010 13:46
...."было интересно пообщаться"....
....а нам было интересно послушать... ....компетентная и симпатишная тётя... :-)
Pavel L.
26 июля 2010 17:45
Максим, не хватает ссылок, хотя бы тех, что наобещали.
P.S. Гостья красивая.
prometa
02 августа 2010 10:19
Павел, напомните, пожалуйста, какие ссылки вас интересуют. Все опубликую!
Давайте оценим по достоинству как внешние данные так и другие особенности Екатерины Аксеновой.
Дарья
26 июля 2010 18:18
Это как раз тот случай когда глубина декольте у девушки не влияет на её восприятие.
popkorm
26 июля 2010 18:21
Дал человек и красоту и ума в достатке. Девушка и специалист в одном лице.
youourua
26 июля 2010 18:24
Досье впечатляет своей насыщенностью. Когда только люди успевают всё, вот и замужем уже.
visa
26 июля 2010 18:57
Надо было родиться в такой дыре как Семипалатинск.
Тогда стимул очень хороший цепляться за жизнь зубами. Например в Питере с родителями живёшь в тепле и уюте зачем шевелиться.
prometa
02 августа 2010 10:27
Не могу не заметить, что Семипалатинск-21 - не дыра, а военный городок при ядерном полигоне. Был тридцать лет назад.
По сути, конечно, дыра, но дыра для испытаний стратегического оружия!
Богдан
26 июля 2010 19:05
Федеральный сайт... ссылку посмотреть на то, что и как делали.
prometa
02 августа 2010 10:27
На что именно?
НашеВам
26 июля 2010 19:09
Ещё и повезло оказаться в нужном месте именно этому человеку. МЕТАМОРФОЗА.
Виктория
26 июля 2010 19:22
Хорошо, что наконец то поняли, что надо заниматься государственными сайтами.
Екатерина Аксенова эффективный менеджер.
apriori
26 июля 2010 19:50
Воля граждан есть нет воли государства.
t34rus
27 июля 2010 16:34
Хорошо поговорили, Катя и правда компетентная в этом вопросе... видно долгая работа с чиновниками :)
mister777
29 июля 2010 22:43
Прикольно, я даже голос Катерины угадал когда глянул на фото! :)
t34rus
30 июля 2010 0:08
Ага, я тоже так и подумал - симпатичный голос и немного железного эха :))
prometa
02 августа 2010 10:27
Кабинет большой и пустой, эхо гуляет.
Леонид Свидерский
06 августа 2010 9:22
Екатерина, вам определенно нужно скорее добить этих кабинетных тугодумов :)
Давно уже думал о том, как будет здорово, когда тебе не нужно идти за кучей справок по ведомствам, а они САМИ из базы выбирают то, что нужно в данный момент. Желаю успехов в этом направлении :)
Артём Андрушко
06 августа 2010 17:42
В касте была ссылка на сайт, где отображена информация по расходованию бюджетных денег.
Можно её сюда?
prometa
06 августа 2010 19:23
zero50x
29 августа 2010 21:10
Классное интервью, грамотный гость, грамотные вопросы, грамотный разговор. И рассказывает Екатерина интересно, не ощущаешь как время бежит.
Дайте пожалуйста ссылку на Ашманова и Носика на роем ))))
copylove
12 октября 2010 11:05
Чувствуется, что ведущий первую половину передачи был скептически настроен к Екатерине (как, наверняка, многие из слушателей), даже можно сказать с неприятием. Но личность Екатерины, а также ее дух сделал так, что от скептицизма не осталось и следа!
Спасибо, Екатерина!
prometa
12 октября 2010 15:01
@copylove
Спасибо за комментарий! Я, правда, не почувствовала скепсиса, но я к таким вещам не особенно чутка.
godegisel
02 ноября 2010 19:42
Екатерина, а что это за "нормативки", по которым требуется использовать счётчики с "открытым кодом"?
Можно URL или хотя указать куда копать?
IrinaVelikova (irenvelikova)
16 июня 2011 12:43
мне вот интересно, кто присвоил Катюше титул "Эксперт по электронному правительству" ..:) ну не серьезно как-то, а такая заявка была хорошая.
coworking54
26 июля 2011 23:56
порадовал ответ, на простой вопрос: "А что они стремятся получить?!"
coworking54
27 июля 2011 1:15
НЕ ВЕРЮ!
1:06. не понятно как затраты считать?? лол...
Написать комментарий
Комментарии к подкасту может оставить только зарегистрированный пользователь. Вам необходимо авторизоваться на сайте, либо, если вы еще не зарегистрированы зарегистрируйтесь.
|
«Рунетология» — аналитическая программа, гостями которой становятся топ-менеджеры крупных интернет-проектов, создатели ярких стартапов, заметные веб-предприниматели. В каждом выпуске передачи освещается бизнес-биография героя интервью и в деталях разбирается та сфера рынка, в которую он наиболее глубоко погружен. «Рунетология» — это портретная галерея тех, кто создает лицо русского интернета, а также «карта местности» для всех интересующихся бизнесом в Глобальной Сети.
Выходит с 26 апреля 2009 года Подкастов: 299 Подписчиков: 1796 Последняя запись: 1 февраля 2017 года
|
|