М.Спиридонов: Добрый день, коллеги! Сегодня 30 июля 2010 года. В эфире 64 выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Как и любая отрасль, с точки зрения инвестиций Рунет прошел несколько стадий развития. Объясню чуть позже, почему я рассматриваю вопрос именно с точки зрения инвестиций. Сперва в нем появились какие-то деньги. Они были неопределенного свойства и спонтанного происхождения, то есть деньги не от профессиональных инвесторов, а от людей, которые заинтересовались этой средой и захотели что-то в ней делать из чистого энтузиазма и веры в светлое будущее. Через какое-то время интернет стремительно привлек в себя или воспитал в себе «умные» деньги, то есть деньги инвесторов, которые понимали, что делают, а не просто вкладывались, потому что хотели сделать некий вклад в процесс. Эти «умные» деньги представляли зачастую деньги профессионалов и фондов, которые всё больше специализировались не только на вещах, касающихся высоких технологий, а вещах, касающихся определенных сегментов высоких технологий. Эти «умные» деньги, всё больше приходя в Рунет, помогают создавать эффективно работающие стартапы. Из этапов романтичного увлечения, как мне кажется, игры в предпринимательство и бизнес, молодые люди, приходящие в эту сферу, становятся более трезвомыслящими. В этом им помогают «умные» деньги. Как мне кажется, представителем фонда с «умными» деньгами является наш сегодняшний гость. Мы говорим с директором по инвестициям венчурного фонда ABRT, сооснователем закрытого онлайн шопинг-клуба KupiVip.ru, Николаем Митюшиным. Николай, приветствую.
Н.Митюшин: Добрый день, Максим.
М.Спиридонов: Николай, по твоим впечатлениям, насколько велико сегодня количество объективно или потенциально успешных стартапов? Прежде всего, с финансовой точки зрения. Назови в процентах, если сможешь.
Н.Митюшин: Не знаю, как оценить в процентах. Мы в России 5-ый год инвестируем в интернет-проекты и видим тренд увеличения количества интересных интернет-проектов. Если раньше хороших и интересных проектов, с которыми хотелось работать, было около 5 или 10% из общего портфеля, то сейчас их точно больше половины. Число хороших проектов в Рунете за последние 5 лет увеличилось больше, чем в 10 раз.
М.Спиридонов: Ты согласен с моим наблюдением, которое я высказывал в одном из выпусков «Рунетологии» о том, что молодые предприниматели становятся всё более трезвомыслящими и всё менее безосновательными романтиками?
Н.Митюшин: Как мне кажется, романтиками тоже необходимо быть.
М.Спиридонов: Заметь, я сказал, безосновательными романтиками, то есть людьми «в розовых соплях».
Н.Митюшин: Я согласен с тем, что у предпринимателей в Рунете появляются необходимые навыки и знания для того, чтобы заниматься успешной предпринимательской деятельностью. Это факт. При этом важно, не быть 100%-ным прагматиком, важно уметь помечтать, поставить себе амбициозную цель. Кстати, у нашего хорошего друга и фонда Mangrove, с которым мы вместе коинвестируем, на сайте большими буквами написано: «Имейте смелость быть романтиком», а именно «dare to dream». Мне кажется, наличие способности мечтать важно для предпринимателя. Он должен хотеть изменить мир к лучшему. Вдобавок к этому необходимо иметь знания, навыки, опыт для того, чтобы изменить мир.
М.Спиридонов: Несомненно. Обеими руками подпишусь под тем, что нужно уметь мечтать и иметь мечту. К сожалению, до недавнего времени я видел огромное количество ребят, которые говорили, что у них есть идея, что она гениальная. Они не хотели слышать о том, что их идея негениальна. Если им говорить, что их идея нехороша, то они отвечают, что так и ломаются идеи. В том и заключается правда, чтобы уметь мечтать и уметь воплощать эту мечту в жизнь. Не нужно расплываться в розовых соплях, как я уже говорил.
Н.Митюшин: Совершенно верно. Кстати, сегодня утром мы обсуждали один из проектов, который пришел к нам в фонд. Идея интересная, правильная, заслуживающая внимание. Сам факт обсуждения идей очень неблагодарен. Например, кто-нибудь пришел бы к нам и сказал: «Ребята, вы – замечательный венчурный фонд. Мы хотим сделать сайт, куда люди будут выкладывать видеоролики, как они бросают таблетку в кока-колу, и все будут радоваться. Они уверяют, что их сайт будет первым или вторым в мире по посещаемости». Если у них спросить про опыт, то они ответят, что особого опыта у них нет. Просто им кажется, что будет прикольно сделать такой сайт. Идея звучит очень абсурдно. Никто бы не поверил, что этот сайт станет youtube, и его купит Гугл, и он станет одним из первых по посещаемости. Второй вариант. Придут двое ребят и скажут: «Здравствуйте, мы учимся в аспирантуре. Мы придумали новый алгоритм для поискового движка. Еще есть Yahoo, AltaVista и еще пару десятков клеевых поисковиков. Мы придумали еще один алгоритм. За ним будущее! Он будет первым в мире». Идея очень абсурдная, не так ли?
М.Спиридонов: Да. И потом появился Гугл.
Н.Митюшин: Да. Или Твиттер.
М.Спиридонов: Твиттер – удивительная штука!
Н.Митюшин: «Все люди в мире будут заходить на наш сайт и оставлять на нашем сайте сообщения, ограниченные 140 символами. Вы проинвестируйте эту идею?» Любой здравомыслящий человек скажет: «Нет». К чему это? К тому, что на этапе идеи непонятно, хорошая она или нет. Один из основных принципов, который использует Mangrove и другие ведущие венчурные фонды: «если есть ребята с горящими глазами, которые сделали что-то, что им лично нравится и что они используют, то почему бы не проинвестировать?»
М.Спиридонов: Мы с тобой начали очень бодро. Давай сделаем небольшую паузу для того, чтобы спустить пар и выполнить формальные моменты. Сейчас скажу, что Рунетология выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». ЕЖЕ – одно из самых старых и влиятельных объединений русскоязычных интернетчиков. А сейчас досье нашего эксперта.
ДосьеНиколай Митюшин родился 21 ноября 1980 года. В 2004 году закончил факультет управления и прикладной математики Московского Физико-технического института. Кандидат физико-математических наук в области оптимизации инвестиционных стратегий. В 2005 году обучался по программе предпринимательства в Гарвардской школе Бизнеса. С 2000 по 2003 года – основатель и исполнительный директор софтверной компании Arptek. С 2003 по 2007 годы работал менеджером программы технологического предпринимательства в компании Intel. С 2007 года занимает должность директора по инвестициям венчурного фонда ABRT, область деятельности которого охватывает корпоративное и пользовательское ПО, Saas и мобильные сервисы. Женат. Увлекается коучиногом. Под покровительством фонда Николай развивает программы для основателей стартапов: Start in Garage и Win the Market. Живет и работает в Москве и Санкт-Петербурге.
М.Спиридонов: Раз мы коснулись этого момента, вспомнил подборку идей, в которые вы никогда бы не поверили. Там перечислялись шарики, которые накручивались на автомобильную антенну, очки для собак, носки, которые создаются монахами в монастыре и так далее. Если поискать, эту подборку можно найти в Рунете. Там спрашивалось, насколько эти идеи разумны. Ответ был однозначен «неразумно». Однако, все эти идеи принесли своим создателям сотни тысяч или миллионы долларов прибыли. Они состоялись. Любой проект – материализованная или нематериализованная мечта и вера его создателей в то, что она будет успешна.
Н.Митюшин: Да, согласен.
М.Спиридонов: Ок. Давай пойдем по порядку. Вы, как фонд, как давно появились?
Н.Митюшин: Давайте я немного расскажу про историю фонда. ABRT – Андрей Баронов и Ратмир Тимашев. Это 2 сооснователя по фонду, они в начале 90-х закончили физтех, уехали в Америку, построили там софтверную компанию Aelita Software. В 2001 году в Aelita инвестировал известный американский венчурный фонд Insight Venture Partners. Пару лет спустя компанию приобрела другая софтверная компания Quest за 120 миллионов долларов. До сих пор, эта сделка является своеобразным рекордом. Это максимальная сумма, за которую была продана российская частная софтверная фирма. Пока этот рекорд не побит. Есть парочка компаний, с которыми мы сейчас работаем, у которых капитализация близка к 1 миллиарду. C тех пор мы вместе с нашими партнерами из Insight смотрим на российские IT-компании, интернет-проекты, софтверные проекты, инвестируя преимущественно на стадии роста. Когда Insight инвестировал в Aelita, у нас уже была наработанная клиентская база, определенные объемы продаж. Insight, приходя в компанию, помогает замасштабировать систему продаж и маркетинга, то есть в разы увеличить обороты компании и потом помогает найти покупателя. По этой же модели мы проинвестировали в пару других российских софтверных компаний, сейчас мы смотрим на несколько интересных проектов в области Saas. Главным критерием является наличие клиентской базы. Стадия, на которой Insight инвестирует – стадия роста. Это наш первый партнер – американский венчурный фонд Insight, с которым мы работаем с 2005 года.
М.Спиридонов: Это финансовый партнер?
Н.Митюшин: Я бы не называл его финансовым. Мы даем финансовые вливания, но значительно важнее помощь, которую мы можем оказать проекту. Применительно к Insight это масштабирование системы продаж и маркетинга для выхода, всевозможные стратегические партнерства. У Insight есть очень большая база контактов. Кстати, Insight недавно проинвестировал в компанию Twitter, о которой мы говорили в самом начале. Общий объем транзакций – около 100 миллионов долларов. Insight работает с большими суммами, помогая компаниям быстро вырасти. Это наш первый партнер. Второй партнер – Mangrove, находится в Люксембурге. Он в определенном смысле является противоположностью Insight, который любит большие клиентские базы, объемы продаж. Mangrove инвестирует преимущественно в стартапы. Вместе с Mangrove мы инвестировали в несколько интернет-проектов, о которых было написано в Рунетологии: Drimmi.ru и KupiVip.ru. С Mangrove мы работаем на самых ранних стадиях.
М.Спиридонов: Что Вы имеете ввиду под работой с другими фондами? Вы соинвестируете или инвестируют они, а вы становитесь провайдером сделки?
Н.Митюшин: Мы соинвестируем. Вместе с Insight мы работаем как одна команда, когда речь идет о поиске сделок на стадии роста. Мы вместе смотрим на компании и соинвестируем. Они переводят деньги со своего счета, мы со своего. С Mangrove мы работаем примерно так же, только со стартапами. В случае с Mangrove есть формальная договоренность 3 к 1, которой мы следуем. То есть, если мы инвестируем вместе с Mangrove до ? раунда делает Mangrove, до ? раунда делаем мы.
М.Спиридонов: Объясните для тех, кто нас слушает. Вполне вероятно, что многие не знают, почему венчурные фонды зачастую инвестируют совместно. Почему венчурные фонды стремятся инвестировать вдвоем, втроем и так далее? Чем это обусловлено?
Н.Митюшин: В нашем случае, это обусловлено тем, что мы очень хорошо друг друга дополняем. У наших партнеров Mangrove и Insight есть хорошие экспертизы по инвестированию в проекты мирового уровня. У Insight инвестиции в Twitter, у Mangrove инвестиции в Skype. Я бы без преувеличения сказал, что наши партнеры – одни из лучших мировых венчурных фондов. У них есть огромная экспертиза, которая была накоплена за 10 лет, даже больше. Они давно работают на рынке, у них много контактов, связей. Под очень успешными мы понимаем проекты, которые могут достигнуть капитализации до 0,5 миллиарда долларов-миллиарда долларов. Изначально, главные инвестиционные критерии очень амбициозны. Мы заранее отбираем проекты, которые смогут в перспективе дорасти до очень успешных.
М.Спиридонов: По входу-выходу какие у вас обычно планы и показатели? То есть, вы вносите X, сколько должно быть на выходе?
Н.Митюшин: В случае с Insight по весьма понятным причинам X будет намного меньше, чем в случае с Mangrove, потому что Insight инвестирует на более поздней стадии, риски на ней на порядок меньше, поэтому риск у Insight гораздо меньше. Если Mangrove инвестировал в Skype порядка 2 миллионов долларов и смог сделать 100X, то есть умножить свои деньги на 100, то это примерно описывает горизонт ожиданий, который есть у наших партнеров из фонда Mangrove. Если мы инвестируем в стартап, нам хочется получить 100X на выходе, то есть умножить вложенный доллар на 100. В случае с Insight, это может быть 10X, то есть каждый вложенный доллар должен стать 10-ю долларами.
М.Спиридонов: В горизонте каких лет?
Н.Митюшин: Как правило, от 3 до 5 лет.
М.Спиридонов: Классический вариант.
Н.Митюшин: Да. В этом смысле мы являемся классическим вариантом, поскольку мы работаем с Insight и Mangrove. Наша инвестиционная философия заключается в том, что мы работаем вместе, мы коинвестируем. Главный критерий для отбора сделок - пайплайн сделок – то, как мы осматриваем проекты. Он очень похож на стандартный критерий ведущих венчурных фондов.
М.Спиридонов: Понятно. Надо ли понимать, что соинвестирование – страхование акционеров? Таким образом, вы страхуете риски, добавляя к своей экспертизе экспертизу внешних инвесторов. Получается, что они, дополняя друг друга, соревнуются, находят лучшие проекты и раскрывают слабые места.
Н.Митюшин: Да, совершенно верно. Именно так мы работаем. Мы получаем от Insight и Mangrove международную экспертизу и связи с проектами. Для них сотрудничество с нами важно, потому что мы находимся в России, понимаем внешний рынок. Находясь и базируясь здесь, мы можем сильно помочь тем компаниям, в которые мы инвестируем, работая с предпринимателями и понимая особенности, которые существуют на российском рынке.
М.Спиридонов: Отведу беседу немного в другую сторону. Давай поговорим о твоей карьере, а именно, о ее заре. Есть информация, что ты учился в США в Гарварде, Беркли. Верно?
Н.Митюшин: Да, мы ездили по Америке несколько лет. Я еще в Индии работал. В Америке мы ездили по университетам: в Гарварде немного поучились, в Беркли, Стэнфорде.
М.Спиридонов: В какой форме проходило это обучение? Это было классическое обучение студентов или свободное слушание?
Н.Митюшин: Я обучался по программе executive education. Есть full time MBA – когда ты на два года или на год полностью уходишь из жизни и посвящаешь себя обучению. Есть более короткие и интенсивные программы - executive education. Например, это программа, которую мы проходили в Гарварде этим летом. Она и сейчас проводится там. Есть центр предпринимательства США-Россия, который поддерживает эту программу для учеников из России. Летом я изучал эту программу по предпринимательству. Собственно говоря, все эти программы легли в основу того, что мы делаем на Старте в гараже и Win the Market. Эти программы разрабатываются нами для предпринимателей, которые по контенту и методам очень приближены к тому, что мы видели в Америке, но которые сильно адаптированы к условиям России. Нельзя было взять один в один американское MBA и принести его в Россию, потому что оно не учитывает местную специфику. Мы поездили несколько лет по различным университетам, посмотрели, как это сделано и как это работает в мире, и адаптировали эти практики для того, чтобы их можно было применять для России и российских предприятий.
М.Спиридонов: Расскажи, пожалуйста, об этих учебных программах. Для кого они предназначены? Сколько времени они занимают?
Н.Митюшин: Форматов много. Если мы заговорили о фонде, то хочется чуть более плавно перейти к тому, как эти программы выросли у нас. Как я и говорил, вместе с нашими партнерами мы ищем суперамбициозные сделки. В год мы просматриваем около 1000 проектов. Примерно до 500 проектов – проекты на ранней стадии, стартапы. Около 500 проектов мы сами находим и с ними общаемся – это компании на стадии роста. Как правило, им деньги не нужны, сами заявки в фонд они оформлять не будут, поэтому мы сами их разыскиваем.
М.Спиридонов: Где разыскиваете? Только в Рунете или есть какие-то смежные отрасли?
Н.Митюшин: Рунет, IT. Главным образом, это интернет-проекты и программное обеспечение. У нас очень узкий фокус: мы работаем исключительно с интернет-проектами и исключительно с софтверными компаниями. До 1000 проектов в год мы смотрим. Из них мы инвестируем до 3-4 проектов в год. Конечно, там, где мы инвестируем, мы начинаем очень плотно работать. Мы формируем законченное партнерство, помогаем подобрать и усилить команду, иногда дописываем бизнес-план за предпринимателей или помогаем построить систему продаж и маркетинга, помогаем договориться насчет всех главных стратегических партнерств. Например, в случае с KupiVip мы ходили вместе с Оскаром, встречались, договаривались с партнерами. Компаний, с которыми мы очень плотно работаем, не так много: около 3-4 проектов в год. Мы их инвестируем, находимся с ними в одной лодке и занимаемся развитием компании. Таких компаний, еще раз повторюсь, около 3-4. Всего их около 1000. Вопрос в том, что делать оставшимся 996 компаниям. Их уровень очень высокий. Мы их не инвестируем не потому, что компании плохие, а потому что у нас, мягко говоря, очень завышенные, амбициозные цели. Если компания сможет заработать через 3-4 года 20-40 миллионов долларов, мы не будем в нее вкладываться, потому что она не достигнет наших целей в полмиллиарда. Компании хорошие, мы в них верим. Может, из нее что-то и получится, если, например, предприниматель немного идею поменяет или проект выстрелит, как, например, Твиттер. Обычно фонд не говорит «Нет», он говорит, что идея интересная, будем работать. С такими компаниями мы работаем в рамках наших программ Start in Garage и Win the Market. Мы собираем предпринимателей вместе, помогаем им по всем основным вопросам. Мы не делаем эту работу за них, как в случае сотрудничества, мы подсказываем, направляем, даем коучинг, даем какие-то модели, которые могут быть предпринимателям полезны, говорим, как пройти путь от идеи до 30-40 миллионов. Наша целевая аудитория – основатели компаний, предприниматели, инвесторы, которые инвестируют в технологические компании и профессионалы в сфере Интернета и софтверного бизнеса.
М.Спиридонов: Для вас это возможность найти кого-то нового и интересного или способ заработать? Они платные?
Н.Митюшин: Лично для меня это способ поддержания отношений. Как я и говорил, это, скорее, хобби, которым я занимаюсь в свободное от работы время. Наша главная работа – инвестирование в компании, работа с предпринимателями, помощь в выращивании. В свободное время есть хобби – сообщества Start in Garage и Win the Market, которым уже 4-ый год.
М.Спиридонов: Сколько по времени длятся эти программы? Несколько дней, несколько месяцев?
Н.Митюшин: Есть несколько форматов совместной работы. Самый легкий формат – относительно короткие мастерские и всевозможный онлайн-контент. Есть веб-сайт, на котором выкладывается много короткого бесплатного видео-контента. Мы снимаем различных экспертов. Наша программа немного похожа на формат Рунетологии, но Рунетология глубже копает. Это более долгий подкаст, который длится около часа. Мы снимаем множество коротких роликов длительностью минут 5. Например, «Для чего нужен бизнес-план», «На чем построить свой бизнес», «Какие существуют бизнес-модели». Мы говорим о базовых вещах, которые помогают предпринимателю ответить на вопрос «Что мне делать». Это первая наиболее массовая ступень с небольшими мероприятиями, которые бесплатны или условно бесплатны. Вторая ступень – live формат. Он уже приближен к тому, что мы делали в Гарварде и Беркли. На live мы акцентируемся на разборе case. Мы разбираем примеры российских компаний. В самом начале мы разбирали case из Гарварда. По отзывам стало понятно, что людям не очень интересно слушать про зарубежные компании, поэтому сейчас мы преимущественно разбираем случаи тех компаний, в которые мы сами проинвестировали. Например, case про KupiVip.ru и другие портфельные компании. В формате live мы их разбираем, показываем предпринимателю основные шаги. Из Live постепенно вырос VIP формат. Люди приходят на Live, им всё нравится, говорят, что им интересно узнать о том, как мы построили свой бизнес и просят помочь решить свой case. Эти case в формате мини-коучинга называются VIP-форматом. С желающими поработать в этом направлении мы сотрудничаем в VIP-формате. Есть еще один формат, который еще глубже. Если человек приходит на VIP, ему всё понятно, но он хочет, чтобы мы с ним работали более продолжительное время. Тогда мы с ним работаем в формате deep dive – формате глубокого погружения – это когда мы в течение нескольких месяцев можем коучить предпринимателя, заниматься менторством. Здесь мы можем направить и подсказать, но сами работу делать не будем. Сами мы будем работать только тогда, когда мы инвестируем в компанию.
М.Спиридонов: То есть вы делаете что-то похожее на мастер-классы летней школы Высшей школы экономики. Я недавно видел их, там тоже были погружения, разбор case, то есть реальных ситуаций. Они воспитывают среду для молодых предпринимателей, в которых они варятся. Ученики слушают какие-то вещи от людей, которые уже что-то знают и умеют. У вас нечто подобное создается?
Н.Митюшин: В рамках Live – да. Чем мы отличаемся от обычных образовательных программ университетов? Они, безусловно, хорошие и правильные. Я всячески поддерживаю те начинания, которые делаются в Вышке. Наши программы преимущественно нацелены не на студентов, а на профессионалов, которые уже работают в индустрии. Для них мы разбираем реальные проекты, с которыми сами работаем, и преимущественно решаем case самих участников. Одним из главных условий участия в этих программах является наличие опыта, собственного проекта, с которым человек приходит, четкая практическая направленность на получение определенного результата. Например, удвоить или утроить продажи. По отзывам участников в их компаниях за полгода-год получилось утроить продажи после прохождения VIP и deep dive-форматов. Здесь главный акцент – практическая направленность программы и получение определенных результатов.
М.Спиридонов: Если это так, то замечательно. Я участвовали в нескольких таких мероприятиях за последнее время. Мне показалось, что такое инкубаторское воспитание молодых предпринимателей искусственное. На мой взгляд, человек, который не учился ничему подобному, иного способа, кроме как погружения в реальную практику с опасностью потерять собственные деньги или деньги, полученные за проданную квартиру или машину, не знает. Это и есть реальная жизнь, реальная практика. Это и воспитывает предпринимателя. Попытки сделать нечто подобное в симулированных условиях – это игра на тестовых счетах на бирже. Ты умен в покупке акций, пока ты играешь не на деньги, а игровые купоны. Когда ты играешь на деньги, это другая история.
Н.Митюшин: Я согласен, но по моим ощущениям такие искусственные образовательные программы важны. Они важны для университетов, в первую очередь. С чем это связано? Во-первых, у студентов не всегда есть деньги и опыт. Наша целевая аудитория – это не совсем студенты, это люди, у которых уже есть определенный опыт работы. Средний возраст участников программ – 30-35 лет. Там идет разброс от 25 до 55 лет. Это даже не MBA студенты. MBA-образование искусственное – это то, что мы делаем на live формате. На Live мы рассказываем, что нужно сделать в компании, мы показываем case, мы их решаем. Ты правильно сказал, что это игра на бирже с виртуальными деньгами. Мы рассказываем о своем успехе, а сами предприниматели могут понять какие-то основные модели. Мне задавали вопрос о модели четырех шагов. Старт в гараже практически полностью построен на модели четырех шагов. Это традиционное case обучение, которое используется в университетах. VIP и deep dive-форматы направлены на практическую работу с предпринимателями и четкое получение определенных результатов. И тот, и другой формат нужны. Инкубатор Вышки – один из самых лучших и продвинутых образовательных инициатив, которые есть у нас в стране. То, что делается в инкубаторе ВШЭ необходимо. Студенты во время учебы в ВШЭ понимают, что существует другой путь: можно идти не в найм, а становиться предпринимателем. Это главная цель образовательного инкубатора. Там ты используешь немного искусственные способы: деловые игры типа железного предпринимателя, конкурс бизнес-планов и так далее. Все эти инструменты позволяют в головах студентов зародить идеи о том, что существует другой способ ведения профессиональной деятельности.
М.Спиридонов: Попросту говоря, ты считаешь, что подобного рода истории нужны для того, чтобы сформировать дух предпринимательства в стране?
Н.Митюшин: Да. Ожидать конкретных практических case из деятельности инкубатора очень трудно. Есть пара историй успеха, которые написаны на сайте Вышки. Я думаю, что пара-тройка таких историй успеха есть, но не более того. Опять же, что понимается под историей успеха? В нашем случае история успеха – компания на миллиард долларов. Я бы, наверное, не ожидал массового появления компаний, которые могли бы стоить полмиллиарда или миллиард долларов. появление малых бизнесов, которые успешны, которые имеют оборот до 10 миллионов долларов в год – неплохие истории успеха. Парочка-тройка таких историй появится в результате деятельности бизнес-инкубаторов в университетах. Цели у Гаража – помочь предпринимателям, у которых есть своя компания, добиться определенных результатов: увеличить выручку, построить отдел продаж, усилить команду, пройти основные шаги от 0 до компании с оборотом 20-50 миллионов долларов. Цели бизнес-инкубаторов в Вышке – обучение студентов и воспитание предпринимательского духа.
М.Спиридонов: Я еще хочу вставить пару слов насчет предпринимательского духа. Мне кажется очень важным формирование такого представления, как молодой, стильный и энергичный предприниматель. Он позиционируется как Герой нашего времени. Недавно мы об этом говорили с Василием Эсмановым из Look at me. Знаешь его?
Н.Митюшин: Да, очень хороший человек.
М.Спиридонов: Это очень грамотно построенный проект с точки зрения бизнеса и с точки зрения контентной составляющей. Они очень красиво и внятно мыслят, хорошо чувствуют рынок. У него была мысль, которая мне очень понравилась. Он сказал, что Герой нашего времени – молодой предприниматель, точнее молодой веб-предприниматель. Иметь стартап в области интернета – красиво. С одной стороны, это рождает излишние романтичные настрои у молодых людей.
Н.Митюшин: Ну и хорошо. Зато они будут сидеть впроголодь, ничего не есть, потому что это красиво.
М.Спиридонов: С другой стороны, это создает людей, которые начинают действовать реально и что-то создавать.
Н.Митюшин: Сядь в гараж, сиди впроголодь, занимайся, потому что это красиво. Это мотивирует.
М.Спиридонов: Этот образ пришел на смену образу рок-н-рольщика. Опять-таки это слова Василия Эсманова. Мне тоже нравится эта идея. Раньше героем нашего времени был рок-н-рольщик – молодой человек с гитарой. Сегодня Герой смещается в область предпринимательства. Герой – целеустремленный парень, нацеленный на достижение успеха, в том числе и денежного. Это неплохо. Если плюс к этому у человека есть мечта и благие устремления, то получается красивая персона.
Н.Митюшин: Да, это очень круто. Будем надеяться, что через пару десятков лет, как в свое время волна рок-н-ролла в 80-х породила такие истории успеха, как ЧИЖ, Чайф, ДДТ, так и создастся набор сильных компаний, которые будут созданы на этой волне энтузиазма.
М.Спиридонов: Это будет неизбежно. Ты тоже, наверное, замечаешь, что сейчас медийный мир меняется. Институт звезд очень сильно расширился. Сейчас звездой может стать не только звезда экрана, но и менеджер, журналист, то есть человек, не имеющий отношения к яркой публичности. Сейчас звездами являются Стив Джобс, Бил Гейтс. Круг звезд расширяется за счет предпринимателей.
Н.Митюшин: А как ты еще иначе заставишь ребят отказаться от зарплаты в 5000-10000 баксов? Они могут идти в найм, построить четкую, понятную и предсказуемую карьеру, которая будет приносить постоянный высокий доход. Как ты убедишь ребят отказаться от всего этого и пойти сидеть в гараж, сидеть впроголодь, заниматься этим несколько лет? И не факт, что что-то получится. Они будут трудиться, а результата не будет.
М.Спиридонов: Более того, скорее всего, ничего не получится. Статистика такова.
Н.Митюшин: Недавно же была передача с Еленой из AddVenture. У них этих проектов было более десятка. Количество проектов, которые выстреливают, очень небольшое. Большинство проектов, которые начинаются на ранней стадии, имеют 9 шансов из 10 загнуться в первый год. У оставшихся есть 9 шансов из 10 загнуться в следующие 2 года.
М.Спиридонов: В общем, всё в этом смысле грустно. Однако, идти в предпринимательство стоит, поскольку это хороший челлендж для молодого человека.
Н.Митюшин: Да. Здесь важно поменять отношение к челленджу. Факты не меняются, меняется их восприятие. В Америке двое ребят сидят в гараже, впроголодь. Их отношение к этому можно описать словами: «Вау!!! Мы сидим в гараже, мы перевернем мир!» Это челлендж. Это заряжает их энергией. В России до недавнего времени восприятие было другое: «Мы сидим в гараже. Денег нет, жрать нечего, работы нет, ничего не получается». Когда перевернется способ восприятия челленджа, тогда всё пойдет хорошо. Тогда человек будет довольным голосом говорить: «Да, сидим в гараже, впроголодь, не имея денег». У человека будет энергия, кайф и драйв от того, что он делает.
М.Спиридонов: Мне кажется, что я поддался твоему энтузиазму, тоже пошел петь гимны в адрес предпринимательства. Давай перейдем к конструктиву, хотя то, что было сказано, тоже важно. Поговорим о KupiVip – первом онлайн шопинг-клубе в России. Довольно интересные цифры публикуются в различных СМИ. Для меня это вообще черный ящик. Я только в последние два дня коснулся этого. По ряду причин у меня не было возможности изучить проект подробно. Я выяснил, что у этого проекта якобы миллионы долларов оборота в месяц, огромные продажи, тысячи и тысячи новых регистраций ежедневно и 2 миллиона уже зарегистрированных пользователей. Так ли это?
Н.Митюшин: Да, всё правильно.
М.Спиридонов: Для Рунета это безумие. Очень много сомневающихся насчет этих цифр, я тоже отношусь к их числу. Расскажи, как у вас получилось тихой сапой сделать такой успешный стартап? Он еще и коммерчески успешен?
Н.Митюшин: Да, конечно.
М.Спиридонов: Там не только оборот хороший, но и выручка тоже?
Н.Митюшин: Да, естественно. KupiVip – пример компании, которая является историей на полмиллиарда или миллиард. Инвестируя в любой проект, мы на выходе хотим получить что-то похожее на KupiVip. Если говорить про наши амбиции, то изначальная цель – построить проект, который будет первым по оборотам в России по электронной коммерции. У Озона в 2009 году было 100 миллионов долларов оборота. Если не в этом году, то в следующем, мы планируем дойти до этого объема по оборотам и стать если не первым, то войти в ТОП-2 сайтов в России по оборотам в области электронной коммерции. Если мы инвестируем в какую-то компанию, нам хочется видеть в ней игрока №1, который в перспективе может быть оценен в полмиллиарда-миллиард долларов.
М.Спиридонов: Я не пойму, почему он имеет такие высокие обороты? По сути, это некое закрытое сообщество, где можно купить хорошую одежду со скидкой.
Н.Митюшин: Да, это интернет-магазин с элементами сообщества. Сейчас самые интересные проекты формируются на стыке электронной коммерции и соц.медиа. Если посмотреть на проекты в области электронной коммерции, то, например, amazon и ebay сделал так несколько лет назад. С тех пор ландшафт электронной коммерции практически не менялся. С появлением инструментов соцмедиа возникают новые интересные модели. Модель KupiVip называется моделью совершения закрытых покупок в клубе. Это одна из самых интересных и быстрорастущих моделей в мире за последние год-два.
М.Спиридонов: В чем ее прелесть?
Н.Митюшин: Прелесть в том, что можно помочь производителям товаров быстро распродавать нераспроданные запасы в больших объемах. Модель, как и большинство новых интернет-моделей, строится на несовершенстве цепочки создания стоимости. Товар проходит множество контрагентов по мере перехода от производителя к конечному потребителю. На несовершенстве этой цепочки была построена модель нашего интернет-магазина. Кстати, Елена говорила про group buying. Сейчас в интернете запущено около 20 проектов по групповым покупкам, например, biglion, ДарБери и другие. Большинство этих проектов показывают очень неплохие результаты с точки зрения оборотов.
М.Спиридонов: Насколько я знаю, неплохие обороты только у ДарБери, остальные сильно отстают.
Н.Митюшин: Нет. Все проекты, которые хорошо работают, показываеют неплохие результаты. У ДарБери не самые крупные обороты, если посмотреть на biglion. Это 2 очень хороших проекта. Они показывают, что модель group buying неплохо работает. Непонятно, правда, до какого масштаба она может вырасти, станет ли она такой же масштабной, как стал наш KupiVip. Надо, конечно, посмотреть чуть более плотно их результаты. Все новые модели, построенные на стыке электронной коммерции и социальных медиа, несут в себе очень хороший потенциал.
М.Спиридонов: Хорошо. Возвратимся к KupiVip. Этот проект был построен с нуля или модель была перенята с какого-то другого сайта? По-моему, вы привезли его из Франции, да?
Н.Митюшин: Проект был построен с нуля, но основывался он на модели похожего сайта, который был в Германии.
М.Спиридонов: Это brendsforfriends? Да. Я знаю этот сайт. В Германии он бурлит. В дискуссиях, которые я видел, частенько возникал французский прототип. Это заблуждение?
Н.Митюшин: Нет. Французский прототип – самый большой по оборотам. По оборотам он превышает миллиард долларов. Это самый известный веб-сайт в мире с точки зрения совершения групповых покупок.
М.Спиридонов: Ориентировались на немцев, одним словом?
Н.Митюшин: Мы все проекты делаем с фондом Mangrove, у которого один из активных участников, с которым вместе работает фонд - oliver jung. Вместе с Oliver и Mangrove мы пару лет назад инициировали этот проект.
М.Спиридонов: Понятно. Сейчас KupiVip – полностью российское предприятие?
Н.Митюшин: Да. Наш самый главный рынок – Россия. Кроме России есть планы работы с Белоруссией, СНГ. Преимущественно это Россия.
М.Спиридонов: Сколько человек там сейчас работает?
Н.Митюшин: Это большая компания, которая быстро растет. Я думаю, что в этом году число сотрудников может достигнуть 500 человек.
М.Спиридонов: С ума сойти. Начинали с какого количества?
Н.Митюшин: Начинали с небольшого. С самого начала было несколько сооснователей компании во главе с Оскаром. Была небольшая команда в пределе 10 человек.
М.Спиридонов: В каком моменте вы вложились в этот проект? Он уже был работающим и продающим?
Н.Митюшин: Нет, это была инвестиция в идею. Как я говорил, мы с Mangrove можем инвестировать только в идею, когда у компании нет клиентской базы и оборотов, но есть протестированная идея. Если есть протестированная идея, мы понимаем основные метрики и модель бизнеса. Так мы инвестировали в KupiVip и в компанию Никиты Шермана Drimmi.
М.Спиридонов: На самом деле, вы инвестируете уже не в идею, а в команду, которая может реализовать эту идею.
Н.Митюшин: Да. Мы инвестируем, в первую очередь, в людей. Мы инвестируем не столько в саму идею, сколько в людей, у которых есть четкое понимание этой идеи и метрик, то есть основных KPI и основных цифр, которые связаны с этой идеей. В интернет-бизнесе метрики очень важны.
М.Спиридонов: Понятно. По поводу KupiVip вопрос пока закроем для того, чтобы успеть поговорить про Drimmi. С ним какая история? Кто был инициатором сделки? Я знаю, что Никита Шерман не особо искал инвесторов. Они появились сами. Я краем уха слышал эту историю.
Н.Митюшин: Мы с Никитой давно дружили. Когда мы помогали Оскару подписать основные контракты по KupiVip, мы встречались с Никитой, который в то время был в Одноклассниках. С тех пор мы общаемся с ним. Когда Никита задумал создать свою компанию, он позвонил нам, сказал, что у него есть идея, спросил, не будет ли она нам интересна. Мы с Дэвидом, который работает в Mangrove, обсудили ее и решили, что она нам будет интересна и посмотрели ее.
М.Спиридонов: Посмотрели и вложились. Как сейчас дела у Drimmi?
Н.Митюшин: Неплохо дела. Мы недавно создали несколько приложений. Как я и говорил, каждое мини-приложение проходит те же самые 4 стадии: гипотеза, тестирование, накачка, жизнь. Когда ты выпускаешь приложения, особенно, если ты не лицензируешь приложения, которые себя зарекомендовали и хорошо работают, а выпускаешь приложение, которого до этого в явном виде не было выложено, то тебе необходимо делать много работы, связанной с его отладкой и повышением всех основных метрик. Например, ARPU - Average Revenue per User, увеличение конверсий. С тем же рыбным местом мы потратили какое-то время на его оптимизацию. По всем основным показателям это приложение выглядит вкуснее, чем та же ферма.
М.Спиридонов: Приложение уже активно зарабатывает?
Н.Митюшин: Аудитория там не самая большая, потому что рыбная тема чуть менее нишевая, чем тема ферма. Аудитория может быть меньше, но, с точки зрения монетизации приложение хорошо себя чувствует. Это первый успех. Сейчас важно посмотреть, получится ли этот успех реплицировать с достаточной частотой. Необходимо построить фабрику, которая будет настроена на реплицирование этого успеха.
М.Спиридонов: Прошло полгода или даже больше с момента, когда Drimmi начал работать. Какие ваши ожидания оправдались?
Н.Митюшин: Чуть меньше, чем полгода прошло после запуска первого приложения. Конечно, хочется бежать быстрее. Когда планируешь, хочется бежать раза в 2-3 быстрее, чем бежишь на самом деле. Ты набиваешь себе шишки, и у тебя получается достичь определенного успеха. Сейчас важно быстро реплицировать этот успех. Таков план Drimmi. Я не могу сказать, что ожидания вообще не оправдались, также я не могу сказать, что мы бежим с той скоростью, с которой хотели бежать с самого начала. Всегда можно наверстать скорость. Главная задача для нас – научиться реплицировать этот успех.
М.Спиридонов: Если перевести твои слова на русский, то можно сказать, что не всё там хорошо, но вы надеетесь, что всё наладится.
Н.Митюшин: Нет. Оно уже в принципе наладилось. Если перевести на русский, то всё хорошо, всё идет неплохо, но хотелось бы быстрее.
М.Спиридонов: Хорошо. Напоследок первой части задам еще один вопрос. В начале передачи я сказал, что Рунет стремительно развивался от денег к «умным» деньгам. Ты согласен с этим тезисом? Этот тренд будет усиливаться, то есть будут приходить всё более и более компетентные инвесторы, и они всё больше будут оказывать эффективное влияние на предпринимателей. Правильно?
Н.Митюшин: Любой рынок по мере его зрелости становится более цивилизованным. Постепенно рынок инвестирования в технологические проекты и интернет-проекты в частности становится всё более цивилизованным. Фондам для того, чтобы себя продать в качестве надежного и опытного бизнес-партнера, нужно показывать свою дополнительную помощь, то есть то, что фонд может дать предпринимателям, помимо денег. Это то, чем фонд может дополнительно помочь. Среди прочих равных: если выстраиваются 5 фондов на сделку, всегда нужно чем-то выделить себя среди остальных. Появление «умных» денег – следствие того, что рынок становится более зрелым. Рынок становится более зрелым, фондов становится больше, возникает необходимость дифференцироваться среди конкурентов, поэтому появляются «умные» деньги, то есть фонды начинают добавлять value – ценность к тем деньгам, которые они вкладывают в компанию.
М.Спиридонов: Так вот. Я процитирую президента Дмитрия Медведева, который на днях в интервью сказал, что в России действуют 108 венчурных фондов, среди них 42 – активные с объемом капитала около 2 миллиардов долларов. Медведев был недоволен тем, что бизнес не идет на рискованные инвестиции. Как ты видишь развитие рискованных венчурных инвестиций в России? И вообще развитие инвестиционной ситуации в Рунете в ближайшие годы?
Н.Митюшин: Я могу сказать, что я очень глубоко оцениваю то, что делает Дмитрий Анатольевич. Я внимательно смотрел это видео, это было его выступление на комиссии по модернизации.
М.Спиридонов: Несомненно, нам повезло с президентом. Нам, а именно работникам IT-сферы.
Н.Митюшин: Да. Я за Медведева буду обязательно голосовать в 2012 году, если он будет баллотироваться.
М.Спиридонов: Я тебя удивлю, но он баллотироваться не будет. Вероятность этого практически равна 0.
Н.Митюшин: Жаль, а я хотел за него голосовать. В общем, он всё правильно делает, когда касается поддержки высокотехнологичных инвестиций в стране. Будем надеяться, что оно будет развиваться так, как хочется президенту. Если будет так, то это будет здорово. Как будет на самом деле, посмотрим. В определенном смысле, чем меньше фондов работает в России, тем лучше нам, потому что у нас и так всё хорошо: у нас есть опытные международные партнеры, которые инвестировали в Россию. С тем же KupiVip мы смогли привести Аксель Партнерс. Есть 2 фонда в мире: Секвойа и Аксель. Они стоят за большинством компаний. Например, Facebook, Гугл, Yahoo и так далее. Все эти компании проинвестированы ими. Аксель считается фондом номер 1 в мире по рейтингам фондов. Аксель Партнерс – венчурный фонд номер 1 в мире! Первая инвестиция, которую сделал Аксель в Российскую IT-компанию – это было инвестиция в проект, который мы начали с Mangrove – это инвестиция в KupiVip. У нас в этом смысле всё хорошо. У нас нет нехватки международных партнеров, у нас очень хорошие отношения с Акселем.
М.Спиридонов: Николай, я уточню вопрос. Меня интересуют перспективы инвестиционного рынка в целом. Какие направления, ты полагаешь, будут развиваться, будут перспективными для инвестирования в ближайшее время? 5-10 лет.
Н.Митюшин: Первый вопрос был про число фондов.
М.Спиридонов: С числом фондов я просто процитировал Медведева. Мне интересны именно перспективы.
Н.Митюшин: Перспективные проекты есть. Одна из самых перспективных областей для инвестирования – всё, что находится на стыке электронной коммерции и социальных сетей, потому что могут появиться новые интересные проекты. Другая перспективная область – виртуализация и клауд компьютинг. Я, кстати, не рассказал про это направление. У нас есть несколько компаний, связанных с виртуализацией. Такие области будут сильно востребованы. В этих областях сейчас возникают наиболее интересные проекты.
М.Спиридонов: Я понял. Тогда перейдем к вопросам слушателей. Эти вопросы были заданы либо в моем блоге в анонсе программы spiridonov.ru, либо в Facebook, Твиттере и в прочих аккаунтах Рунетологии. Я задам не все вопросы, а те, которые еще не прозвучали прямо или опосредовано и показались интересными для обсуждения. Есть ли шанс у российской компании, которая является переосмыслением зарубежной идеи или клоном, выйти на мировой рынок и конкурировать с, так сказать, первоисточником? Что ты думаешь?
Н.Митюшин: Конкурировать с первоисточником один-в-один очень трудно. Я не вижу, как Вконтакте мог бы конкурировать с Фейсбуком. Более того, Вконтакте сейчас сильно отличается от Фейсбука. Они выглядят как два разных проекта. Фейсбук построен и базируется на основе ньюсфидов, Вконтакте базируется на основе медиаконтента. Это разные проекты. Наверное, модель технологического импорта в целом, когда мы смотрим на успешные тренды на мировом рынке и адаптируем их для российского рынка, имеет место быть. Так было с Вконтакте вначале или как мы сделали с KupiVip. Я верю в то, что можно построить игрока №1 на российском рынке, который в силу определенных особенностей российского рынка будет самым сильным и самым классным. Если тот, кто первым создал подобный проект на зарубежном рынке захочет выйти на российский рынок, ему будет проще купить этот проект у российских создателей.
М.Спиридонов: Как это было сделано с немецким Ситидил? Его Groupon купил.
Н.Митюшин: Да, совершено верно. Groupon сейчас всех покупает. Я не удивлюсь, если Groupon завтра купит Biglion или Дарбери. Какой-то из 15 проектов из области групповых покупок, который будет бежать быстрее всего, будет иметь высокие шансы быть приобретенным. Я в эту модель верю. Ты можешь, посмотрев на успешные мировые модели, построить игрока, который со временем может стать №1 на российском рынке. Ты будешь с этим проектом успешен либо до тех пор, пока его кто-то не купит, либо как, например, сейчас Facebook пытается конкурировать с Вконтакте. Им это будет сложно сделать. Какая сейчас аудитория у facebook? Миллион, полтора?
М.Спиридонов: В России?
Н.Митюшин: Да.
М.Спиридонов: В России миллиона полтора пользователей. Совокупная аудитория Facebook больше полумиллиарда.
Н.Митюшин: Я говорю именно про российскую часть. На Facebook явно не больше двух миллионов человек из России зарегистрированы в facebook.
М.Спиридонов: Да, не больше.
Н.Митюшин: Вконтакте зарегистрировано около 50-60 миллионов. Ценность Вконтакте для среднестатистического интернет-пользователя, который не является фанатом ньюсфидов, очень высока. Facebook сейчас берет за счет того, что на нем хорошо сделаны ньюсфиды. Определенная прослойка людей, которая их активно использует, сейчас находится на Facebook. Основная масса пользователей по-прежнему остается на Вконтакте. 2 проекта идут по-разному. Сейчас Facebook очень трудно.
М.Спиридонов: Мы немного ушли в сторону. Давай вернемся к самому вопросу. Ответ на него следующий: не может. Российский клон, вышедший на зарубежный рынок, не может конкурировать с первоисточником. Верно?
Н.Митюшин: Российский клон сможет конкурировать с международным проектом, если перестанет быть клоном.
М.Спиридонов: Если станет неким переосмыслением, правильно?
Н.Митюшин: Да, просто бежать за Facebook не получится, а отойти в сторону и зайти оттуда может получиться. Нужно не просто копировать и бежать за игроком №1. а немного себя переосмыслить и зайти с другого угла. Так, например, сделал сайт Вконтакте.
М.Спиридонов: Да. Они сделали это спонтанным образом. Не столько сделали, сколько так получилось. Они стали огромной базой пиратского контента, на чем заработали себе дополнительные баллы среди подростковой аудитории. Вернемся к вопросам. Shuront и известная тебе Алена Владимирская спрашивают про самую успешную и самую провальную инвестицию. Алену больше интересует самая неудачная. Расскажи, пожалуйста, в двух словах. Было бы оптимально отвечать на эти вопросы в режиме блиц и перейти к новостям.
Н.Митюшин: Ок. Хорошо. Самая успешная – KupiVip. Кстати говоря, мы уже вышли из этого проекта, когда вошел Аксель. Мы решили зафиксировать прибыли и вышли из него.
М.Спиридонов: Вы уже не работаете с KupiVip?
Н.Митюшин: Мы помогаем Mangrove работать. Мы свои акции решили продать. Среди успешных могу выделить софтверную компанию Acronis, в которую инвестировал Insight. Среди неудавшихся – компания Intermedia, связанная с размещением рекламы в играх. Сам рынок стал по-другому развиваться. Вместо того чтобы монетизироваться за счет рекламных моделей, игры стали монетизироваться за счет транзакционных моделей, когда люди покупают что-то.
М.Спиридонов: Что стало с компанией?
Н.Митюшин: Ликвидировали компанию.
М.Спиридонов: Много денег потеряли?
Н.Митюшин: В пределах миллиона долларов.
М.Спиридонов: Хорошо. Последний вопрос. Что скажете о внезапном интересе государства и высказываниям президента насчет венчурных инвестиций?
Н.Митюшин: Эта тема была уже затронута. Было сказано многое. Мое отношение к тому, что говорит Дмитрий Анатольевич, хорошее. Если получится сделать так, как он говорит, то будет здорово. Отношение очень позитивное.
М.Спиридонов: Хорошо. Задам всё-таки еще один вопрос от Алексея Булгакова. Скажите, пожалуйста, что для Вас важнее: горящие глаза, вера в идею, сплоченная команда или красивый бизнес-план, точная аналитика рынка или безупречная презентация? Зачастую молодые стартаперы сталкиваются с огромной бюрократической волокитой, что убивает в них художников.
Н.Митюшин: На этот вопрос трудно коротко ответить. Венчурное инвестирование – наука или искусство? Это и наука, и искусство. Наверное, наука, в первую очередь. Драйв должен быть обязательно. Dare to dream.
М.Спиридонов: Имейте смелость мечтать.
Н.Митюшин: Да, совершенно верно. Это важно. Кроме этого, важно понимание экономики этого проекта. Если мы говорим о проекте, то это уже не просто гипотеза. Когда мы инвестируем деньги в проект, нам хочется посмотреть на несколько цифр. Тут приходит наука. Важны драйв, страсть, увлеченность, понимание метрики. Когда мы инвестируем в проект, он должен находиться на этапе тестирования.
М.Спиридонов: Хорошо. По-моему, получилось прекрасное резюме всему тому, о чем мы говорили раньше. Сейчас поговорим о новостях недели.
НовостьСоциальная сеть Вконтакте распространила пресс-релиз о запуске сервиса «поиск по товарам». Новый сервис позволяет интернет-магазинам загружать в сеть каталог своих товаров. Пользователи смогут купить эти товары за рубли через платежную систему Вконтакте или добавить их в список желаний. В последнем случае друзья смогут скинуться на подарок, увидев список в профиле пользователя. Пока Вконтакте не взимает никаких комиссий ни с пользователей, ни с магазинов. За первые сутки в базу Вконтакте было загружено порядка 70000 товаров.
М.Спиридонов: Учитывая то, что Вконтакте имеет огромную базу пользователей и колоссальную посещаемость, создается впечатление, что к нему можно прикрутить всё, даже винт от вертолета. Тогда он взлетит. Логично и разумно прикрутить к нему такой сервис товаров, аналог Яндекс.Маркета отчасти, аналог подобных проектов, которые существуют в западном интернете. Я не очень люблю Вконтакте, как таковой, поскольку считаю их модель опоры на нелицензионный контент нехорошей с кармической точки зрения. Однако, действуют они правильно.
Н.Митюшин: На войне все инструменты хороши.
М.Спиридонов: Не поддерживаю.
Н.Митюшин: На ребят недавно в суд подала ВГТРК, их фильм там висел. Это недавняя новость. Ребята проиграли. Суд обязал их выплатить деньги в пользу ВГТРК.
М.Спиридонов: Они были очень недовольны этим?
Н.Митюшин: Да. Мне кажется правильным то, что ребята нашли свой путь. Они развернули компанию так, чтобы дифференцировать ее от Facebook, а не бежать постоянно за ним. Они пошли своим путем, и это действительно здорово.
М.Спиридонов: Хорошо. Сейчас поговорим об особенностях, связанных с российским Гуглом.
НовостьНа днях в базе спарк интерфакса была опубликована отчетность российской дочки Гугл ООО «Гугл» по российским стандартам. Исходя из этих данных, выручка российского Гугла в 2009 году выросла по сравнению с предыдущим годом на 57% и составила 2,2 миллиарда рублей или 69,3 миллионов долларов, а чистая прибыль выросла в 4,5 раза, составив 126,7 миллионов рублей или 4 миллиона долларов. В России по количеству принятых поисковых запросов доля Гугл в 2,9 раза меньше, чем у Яндекса. По выручке, если ее сравнивать с доходами ООО «Яндекс» российская Гугл уступает конкуренту еще больше: в 4,2 раза.
М.Спиридонов: Я могу высказать две мысли. Первое – то, что Яндекс молодец, потому что держит дистанцию от Гугла и продолжает лидировать по посещаемости, по поисковым запросам и выручке. Прибыль в несколько миллионов долларов, а выручка в 69 миллионов долларов находятся за границей вашего интереса. Вы бы в Гугл или Яндекс не инвестировали бы?
Н.Митюшин: В Яндекс бы инвестировали. Сколько сейчас у Яндекса общая выручка?
М.Спиридонов: У Гугла выручка за год 69 миллионов. У Яндекса в 4,2 раза больше. Получается около 280 миллионов долларов.
Н.Митюшин: Отлично.
М.Спиридонов: Гугл неэффективно работает? Он не достоин инвестиций крупного фонда?
Н.Митюшин: Речь идет о российском Гугле. Российский Гугл пока что маленький.
М.Спиридонов: Почему он не смог догнать местный поисковик в России, как он это сделал в большинстве других стран?
Н.Митюшин: Я бы не использовал фразу «не смог», потому что всё только начинается. Это пример сильной конкурентной борьбы, когда видно, что мировой игрок, придя в Россию, необязательно станет суперуспешным в самом начале. Эта игра будет продолжаться.
М.Спиридонов: Ты полагаешь, что Гугл себя еще покажет?
Н.Митюшин: Да. Они будут продолжить работу. Я бы не стал списывать Яндекс. У него очень сильная команда, их проект постоянно дорабатывается. Яндекс – очень сильная небюрократизированная компания. Мы с Воложем были на стартаппоинт на РИФе, он увидел книгу Реворк. Он сказал, что все основные принципы, которые использованы в Реворке, они будут пропагандировать у себя в Яндексе. Реворк – книга, описывающая, как нужно жить в стартапе впроголодь, как быть очень быстрыми и прогрессивными. Я бы не стал списывать Яндекс со счетов.
М.Спиридонов: Их никто не списывает. Просто любопытно, как ты видишь ситуацию с точки зрения динамики развития Гугла. Ему давно пророчат обгон Яндекса. Именно Яндекс не дает себя догнать, а не Гугл не догоняет.
Н.Митюшин: Да. Во-первых, Яндекс не дает себя обогнать. Во-вторых, дела у Гугла не так уж и плохи. Во сколько раз увеличилась их выручка?
М.Спиридонов: В 4,5 раза.
Н.Митюшин: Очень неплохо.
М.Спиридонов: Хорошо. Давай оставим в покое поисковых гигантов и поговорим о чем-то более приземленном, например, о Lenta.ru
Новость Lenta.ru открывает проект «Слово читателю», в рамках которого на сайте издания будут публиковаться наиболее интересные материалы пользователей. Редакция оставляет за собой право на окончательный выбор и правку тех материалов, которые покажутся подходящими. Lenta.ru возобновила эксперимент с пользовательским контентом относительно недавно: в начале февраля 2010 года на сайте был восстановлен форум. Однако, читателям уже было вынесено первое предупреждение и угроза закрыть форум, так как они не всегда корректны в своих высказываниях, что затрудняет модерацию и портит мнение о сайте в целом.
М.Спиридонов: В каком-то смысле сейчас, как мне кажется, намечается противостояние UGS и редакционного контента. Лента была одним из последних постов, которые держались и не пускали к себе пользователей. До недавнего времени не было даже комментариев. Сейчас они вроде появились. Большинство новостных изданий комментарии давно включили. Они видны без дополнительного клика, они являются продолжением статьи, частью контента. Как ты думаешь, насколько разумен такой шаг? Не стоило ли Ленте оставить в покое пользователей и гнуть дальше свою линию?
Н.Митюшин: Если говорить про проекты, связанные с контентом, то действительно есть UGS контент и редакционный контент. Есть примеры проектов, где даже UGS контент может быть по качеству настолько хорош, что он является отличным диференшиатором и может быть ценным для читательской аудитории. Например, ребята из Look at me построили классный ресурс, базируясь не только на редакторском контенте, но и на UGS контенте.
М.Спиридонов: Там он проходит сложную систему фильтров. В итоге он получается практически редакционным.
Н.Митюшин: А Хабр как работает?
М.Спиридонов: Он работает по UGS-методике. Он единственный, кто работает на ней эффективно. Те фильтры, которые ставятся многочисленными плюсами и минусами от пользователей, которые имеют разную силу влияния, являются, по сути дела, редакционной политикой.
Н.Митюшин: Редакция всё равно есть, только ее невидно. Внешне на физиономии сайта видно, что это UGS. Это UGS, который работает по определенным редакционным принципам.
М.Спиридонов: Причем, довольно жестким.
Н.Митюшин: У Константина Бочарского, который очень здорово во всех аспектах разбирается, есть принцип: у сайтов, на которых только UGS контент, есть редакция, которую не видно.
М.Спиридонов: Да. Как Ленте-то быть, как думаешь? Ты бы дал пользователям возможность высказываться, писать на форуме, оставлять комментарии к новостям или нет?
Н.Митюшин: Есть несколько целей, для которых можно использовать UGS. Необходимо смотреть на то, как это делают Хабр и look at me. При этом всё равно существует некая редакционная политика: система рейтингов, карма. Она нужна для того, чтобы самый интересный контент вытаскивался на физиономию сайта. UGS контент нужен для продолжения сайта в соцмедиа. Если есть сайт, на котором выкладывается много хорошего редакционного контента, необходимо дать людям инструменты для того, чтобы протаскивать этот контент через ньюсфиды в социальные сети.
М.Спиридонов: Я думаю, что если это новостной контент, как пишет Лента, риа-новости и так далее, то вряд ли там нужны комментарии. Если это контент дискуссионный, то там очень логично появление пользовательского мнения и серьезной интеграции с соцмедиа.
Н.Митюшин: Я бы даже в новостном контенте оставил бы какую-то интеграцию с соцмедиа. Можно использовать сервисы типа Facebook для того, чтобы дать возможность новостному контенту со ссылкой на основной сайт распространяться в соцмедиа.
М.Спиридонов: Котлеты отдельно, мухи отдельно?
Н.Митюшин: Да. Котлеты – сайт, а мухи – использование инструментов соцмедиа для привлечения на сайт трафика. Здесь не видно явных минусов. Почему бы не дать возможность через Facebook комментировать новость на Ленте?
М.Спиридонов: Ок. Напоследок поговорим еще об одном российском поисковике.
НовостьИнтернет-холдинг Digital Sky Technologies намерен в ближайшее время продать свою долю в российском поисковике Nigma, сменившем стратегию развития. Ген.директор Nigma Виктор Лавренко сообщил, что для продвижения поисковика на российском рынке требуется около 100 миллионов долларов. В результате компания приняла решение об экспансии в Азию. На азиатских рынках, в частности на Вьетнамском, по словам Лавренко, для развития поисковика требуется гораздо меньшая сумма. DST 2 года назад вложила в Nigma чуть менее 10 миллионов долларов, получив в поисковике долю, превышающую блокирующий пакет. Ожидается, что сумма продажи будет гораздо выше.
М.Спиридонов: Как ты оцениваешь Nigma, как актив?
Н.Митюшин: Трудно сказать. В бизнесе поисковиков очень сильно развиты эффекты естественной монополии. Тот же Гугл стал Гуглом не только потому, что у него был самый лучший алгоритм поиска. Гугл так же, как и Microsoft смог в свое время вокруг себя организовать естественную монополию, индустрию из паблишеров и рекламодателей, построить и привязать всё это к монетизации через поиск. Это одна из самых главных вещей. В нашем портфеле есть одна компания, связанная с поисковыми технологиями – Quintura. Там очень хорошие технологии. Недавно мы подписали очень хорошую сделку, связанную с патентами на использование этой технологии. Ряд американских компаний высказали интерес к использованию ip, которые есть в разработках у этого движка. Сильное ip не дает сильного конкурентного преимущества. Для того чтобы поисковику пробиться через Гугл, который сейчас является огромной и сильнейшей естественной монополией, ему нужно потратить кучу ресурсов. Яндекс, кстати говоря, держится не потому, что его технологии по какому-то принципу лучше, а потому что он смог построить такую же монополию на российском рынке.
М.Спиридонов: Смог ее развить и развивать дальше.
Н.Митюшин: Да. У Nigma проект классный, но с точки зрения конкурентоспособности не совсем понятно, каким образом он сможет конкурировать с такими большими и успешными компаниями, как Яндекс и Гугл. Нужно искать определенную нишу, потому что трудно пойти в лоб и начать конкурировать с Яндексом или Гуглом.
М.Спиридонов: Дай Бог, у них есть какая-то стратегия. Речь идет об экспансии в Азию. Лавренко – хороший специалист, сам проект интересен. В нем есть любопытные вещи, которые было бы здорово развивать.
Н.Митюшин: Да, как технология, мне очень нравится.
М.Спиридонов: Будем заканчивать. Я благодарю тебя за то, что нашел время пообщаться.
Н.Митюшин: Спасибо, Максим.
М.Спиридонов: Было очень любопытно. Мы с тобой спели гимны предпринимательству, что было для меня неожиданно. Однако, мне эта тема близка и интересна, поэтому я невольно присоединился. Удачных тебе выходных. Вы, друзья, слушали эксперт-шоу «Рунетология». Сегодня у нас в гостях был директор по инвестициям венчурного фонда ABRT, Николай Митюшин. Редакция выпуска: Александр Рай, Юрий Берингов, Любовь Зайцева, Надежда Гусарова. Вёл программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска.