М.Спиридонов: Добрый день, коллеги. Сегодня 8 октября 2010 года. В эфире 68-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Прежде чем начать, должен сказать, что мы благодарим за информационную поддержку этого выпуска нашего нового партнера – деловой сайт Forbes.ru. Разговоры о том, есть ли деньги в интернете, ведутся уже не один год. Причем, что забавно, они ведутся как на уровне молодых людей, блоггеров, увлеченных интернетом энтузиастов, так и на уровне серьезных инвесторов. Год за годом они всерьез обсуждают, есть ли там деньги на самом деле. Как правило, те, кто обсуждают, деньги туда не несут и оттуда не получают. Есть категория лиц, которая изначально возникла для того чтобы эти деньги зарабатывать в интернете и зарабатывает она их последовательно, эффективно, давно и до сих пор. Это поисковые оптимизаторы – люди, которые несут офлайн и онлайн-бизнесу пользу, определенную головную боль для поисковых систем, и которые зарабатывают свои деньги, порой весьма немалые. Этот рынок растет с невероятной быстротой. Сегодня мы говорим с сооснователем и членом совета директоров Корпорации РБС – Михаилом Зуевым. Михаил, привет!
М.Зуев: Добрый вечер, Максим!
М.Спиридонов: РБС – один из самых сильных игроков, если не сказать, что самый сильный, о чем мы поговорим чуть позже. Для начала попробую задать кинжальный вопрос «Будет ли решен когда-нибудь конфликт SEO-оптимизаторов и поисковиков?»
М.Зуев: На сегодняшний день конфликта уже нет. Я думаю, что конфликт был, когда цвели Дорвеи, запрещенные и сильно нелюбимые поисковиками методы. На сегодняшний день этого уже нет, потому что любой рынок, как и любой социум, взрослеет. Я не хочу сказать, что стареет. Людей, которые работают с более серьезными, «белыми» и нужными методами, гораздо больше. На сегодняшний день я никакого конфликта между поисковиками и оптимизаторскими компаниями не вижу. Может, я ошибаюсь, может, я занимаюсь «шапкозакидальством», но, на мой взгляд, это именно так.
М.Спиридонов: Ты подходишь с позиции SEO-специалиста. Я думаю, что поисковики считают, что имеет место быть некое противоречие (если не конфликт), поскольку выдача за счет ваших усилий становится не настолько естественной, какой хотели бы видеть ее поисковики.
М.Зуев: Это палка даже не о двух, а о нескольких концах, давай рассмотрим первые 2 из них. Естественно, SEO деформирует выдачу, но вопрос другой «Что бы было с выдачей, если бы не было SEO?». Мы все прекрасно понимаем, что если какая-то из коммерческих компаний заказывает услуги у SEO-операторов, то это компания, как минимум, заботится о том, чтобы поддерживать свой продукт, поддерживать свои интернет-коммуникации. Очевидно, что их сайты будут гораздо лучше, чем те, которые не поддерживают. Если SEO внезапно исчезает, образуется ситуация, когда всё отдается на откуп алгоритму поисковика. Как мы все прекрасно знаем, если говорить о последнем алгоритме Яндекса, который работает уже несколько месяцев, то это алгоритм потрясающей красоты, алгоритм нового уровня, это самообучающийся алгоритм. На него уже никто не может влиять, я думаю, даже сотрудники Яндекса и создатели этого алгоритма. Единственное, что может повлиять на этот алгоритм – качество контента и качество сайта. На сегодняшний день хорошие, качественные оптимизаторы перешли к тому, что не надо деформировать выдачу поисковика, что это невозможно сделать, нужно работать с сайтом. Все мощные оптимизаторы сейчас делают именно это. По моей практике у меня складывается такое ощущение.
М.Спиридонов: Работа с контентом, несомненно, важна, но нельзя забывать и о том, что всё еще рулит ссылочная масса. Большое количество ссылок, поставленных через ссылочные биржи, и делает рынок.
М.Зуев: Это правда. Я бы сказал, что она рулила, потому что на сегодняшний день, насколько я понимаю, ссылочная масса выросла, но степень того, как поисковые системы учитывают эту ссылочную массу, какие плюсики и минусики они ставят за отдельные компоненты этой ссылочной массой – очень большой вопрос. Если взять сайт без контента или с дерьмовым контентом и взять сайт с хорошим, интересным, многолетним контентом, поставить рядом и дать на них одну и ту же ссылочную массу, то понятно без объяснений, то какой из сайтов будет впереди. Я думаю, ни для кого не секрет, что такие эксперименты проводились неоднократно. На мой взгляд, Яндекс сделал многое для того чтобы отстроиться от ссылочной внешней деформации. На мой взгляд, у них это получилось очень хорошо, дальше будет получаться еще лучше. У тех, кто сегодня называют себя оптимизаторами, есть 2 выхода: уходить с рынка, если ты работаешь по старинке или вспоминать, что ты оптимизатор и начинать заниматься контентом сайта, его структурой, начинать заниматься созданием его человеческого лица.
М.Спиридонов: Сейчас мы затрагиваем тему, которой потом еще не раз коснемся, поскольку противопоставление сеошников, то есть специалистов по поисковой оптимизации, и специалистов по комплексному маркетингу – острая тема, которая бытует в последнее время. Те, кто являются специалистами по комплексному маркетингу, говорят, что сеошники – довольно ограниченные спамеры (если обострять). Ты сейчас говоришь, что вы мигрируете в сторону специалистов по комплексному маркетингу. Об этом мы поговорим чуть позже.
М.Зуев: Хорошо.
М.Спиридонов: Я скажу о том, что «Рунетология» выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". ЕЖЕ - это одно из самых старых и влиятельных объединений русскоязычных интернетчиков. Сейчас досье Михаила и продолжим.
ДосьеМихаил Зуев. Родился 8 февраля 1962 года в республике Казахстан. В 1984 году закончил Московскую медицинскую академию имени Сеченова по специальности «врач — лечебное дело», а в 1989-м академическую клиническую ординатуру в Научном Центре Сердечно-Сосудистой Хирургии имени Бакулева по специальности «анестезиология и реаниматология». С 1984 по 1989 год работал врачом-реаниматологом, а с 1990 по 1993 совмещал бизнес и врачебную практику, работая директором по продажам медицинской техники в компаниях Puritan Bennett Corp(Пьюритан Беннет Корпорейшн) и Infrasonics, Inc(Инфрасоникс Инкорпорейтед). В 2000 году занимает позицию Генерального продюсера проекта Port.ru(Порт.ру) в компании Mail.ru(Мейл.ру). В 2001 году совместно с партнером основал компанию BroaDBanD Group(БроадБэнд Груп), оказывающую широкий спектр услуг в области интернет-маркетинга. В 2005 году BroaDBanD Group вошла в состав Корпорации РБС, а Михаил стал членом совета директоров Корпорации РБС. С 2008 по 2009 год – коммерческий директор и член инвестиционного совета интернет-инкубатора inVenture(Инвенче). Автор пяти книг по интернет-маркетингу. Женат. Увлекается музыкой. Живет и работает в Москве.
М.Спиридонов: Как так получилось, Михаил, что из медицины ты пришел в бизнес? Это взаимосвязано?
М.Зуев: Да, это сильно взаимосвязано. Дело в том, что моя профессиональная юность пришлась на то время, когда в Советском Союзе не было ни бизнеса, ни интернета. Я закончил Первый Мед. Будучи студентом, я успел практически написать кандидатскую диссертацию по патологической физиологии. Когда я окончил институт, оказалось, что место на кафедре, на которое я претендовал, убежало от меня, поэтому я спешно обратился туда, где мне было интереснее всего, и я ушел в клиническую медицину. Это всё продолжалось до начала 90-х. У меня есть небольшая предыстория: в 84 году, когда я только окончил институт, мне очень крупно повезло, я сел за персональный компьютер Apple 2+. Поскольку никакого пользовательского обеспечения тогда еще не существовало, пришлось всё осваивать самому, программировать и делать многие интересные вещи. Я все время воспитывал себя на стыке интенсивной терапии, интенсивной медицины и компьютерных технологий, поэтому, когда в 90 или 89-ом году приехали одни из производителей медицинской техники, мы с ними общались дня 3, через неделю раздался звонок, и они спросили, не хочу ли я возглавить их представительство здесь. Я подумал минуты 2 и сказал, что хочу. На мой взгляд, в практической медицине я достиг очень и очень многого, несмотря на молодой возраст, и мне хотелось чего-то большего, мне хотелось посмотреть, как устроена жизнь не только из окна реанимационной палаты и ординаторской. Так я и оказался в бизнесе.
М.Спиридонов: Не только изнутри человека.
М.Зуев: Да. Более того, хочу сказать, что я много видел, как устроена жизнь, поскольку мой официальный диплом «врач — лечебное дело» (после субъординатуры его дают, после 6 курсов) звучит несколько по-другому: «врач-патологоанатом», так что я знаю жизнь с разных точек зрения. Естественно, мне было интересно заняться бизнесом, продажей медицинской техники, разворачивать всё это здесь, потому что на дворе стоял 90-ый год. Россия была совсем юной, бизнес тоже. Где-то к 1996-1997 году я понял, что, наверное, это не совсем мое. Меня всегда тянуло к чему-то другому. Компьютеры, которые появились в моей жизни в 84 году, не давали мне спокойно жить. Когда в конце 96 года (30 декабря) мне поставили модемы, я залез в интернет, я решил, что я погуляю минут 10 и пойду домой, погулял я не 10 минут, а 23 часа подряд, не сходя с одного места, кроме физиологических надобностей.
М.Спиридонов: Что это были за сайты, если ты помнишь?
М.Зуев: Я был совершенно стерилен: я знал, что есть сеть, но мне никогда не давали ей пользоваться. Первое, что поставил молодой человек, когда он пришел ко мне, воткнул модем – Yahoo, как стартовую страницу. С этого всё и началось. Эти 23 часа я не представлял себе, что эта штучка, о которой я где-то когда-то слышал, что она настолько развита, что в ней происходит такая движуха. Я даже не лазал по русским сайтам. Я подозревал, что они есть, но их мало, как и оказалось потом, но это было для меня культурным шоком. Когда наступил 97 год, я понял, что заниматься тем, чем я тогда занимался, мне совсем неинтересно. Весь 97 год я метался, в конце 97 я четко сказал себе, что я пойду в новую, неизведанную профессию. Так я в нее и попал.
М.Спиридонов: То есть, ты перестал буквально заниматься бизнесом и стал заниматься вебом?
М.Зуев: Да, я стал заниматься вебом, но я считал, что это было странно для меня, так как мне было уже 35 лет (в таком возрасте люди редко меняют профессию), но я не боялся менять профессию. Я изучал материальную базу. Это интересное чувство: когда ты просыпаешься утром, ты находишься в состоянии между сном и бодрствованием, и первое, что у тебя всплывает в голове – это HTML-верстка, которую ты осваиваешь. Я открыл глаза и думал: «Чем же я занят?». Какое-то время ушло на то, чтобы создать свои проекты, потом получилось так, что мне настолько всё это понравилось, и я решил помочь тем, кто пойдет в интернет после меня. Поскольку эта штука тогда была экзотической, я написал первую книжку «Интернет-советы бывалого чайника». Эту книгу опубликовало издательство «Бином» в августе 1998 года. На кризис и вышла моя книжка. В общей сложности за 2 года она получила тираж около 50 тысяч экземпляров. Тогда я был никем: у меня не было профессии, я был человеком в интернете, который чего-то хочет.
М.Спиридонов: Ты хочешь сказать, что ты закончил бизнес и, таким образом, выключил себе финансирование?
М.Зуев: Да, но я же закончил бизнес не на ровном месте, я же занимался бизнесом, я не работал за зарплату, я мог себе позволить какое-то время существовать по инерции.
М.Спиридонов: То есть, были какие-то накопления?
М.Зуев: Да, моей работой стал мой домашний компьютер с модемом. Я лазал много по западному интернету, благо английский – не тайна для меня. У меня появлялось какое-то ощущение, что это мое, но, с какой стороны оно мое, я понять не мог. Года 2 назад до этого в один из моих медицинских отпусков я пошел в Ленинскую Библиотеку и стал поднимать огромное количество западной литературы по рекламе. Была 600-700-страничная книжка, которую я читал в оригинале, я сидел, чесал репу, в ней страницы были не расклеены, то есть до меня ее никто не брал. В 98 году, когда вышла моя собственная книжка про интернет, внезапно раздался звонок, и поставленный мужской голос спросил: «Вы такой-то?». Я сказал, что да. Он сказал: «Очень приятно. С Вами хочет поговорить …»(он назвал имя). Это был руководитель и совладелец одной очень известной фирмы, которая в России до сих пор на слуху.
М.Спиридонов: Какое название, если не секрет?
М.Зуев: Телекоммуникации. Я пришел на встречу к этому человеку, и он сказал: «Я был в Доме книги, прочитал Вашу книгу, а не могли бы Вы объяснить мне, каким образом надо применять интернет в нашей деятельности?». Я повторяю еще раз, что это был 98 год. Никакого профессионального сообщества тогда не существовало, существовал ЕЖЕ-лист, преЕЖЕ, в котором у меня 49 раритетный номер, за мной идет Дима Завалишин, а дальше начинается большой интернет. Я тоже почесал голову, набрался наглости и сказал: «Конечно, я, наверное, смогу это сделать для вас». Первые полгода, пока я фрилансил для компании этого человека и его окружения, они мне многое дали, я сам учился. Я постоянно учусь, мне это интересно. Дальше наступил 2000 год, я написал письмо на
info@port.ru, рассказал, кто я, сказал, что я хочу работать в порту. Меня вызвали на получасовое собеседование, которое затянулось на 4 часа, вышел я с него продюсером вертикальных порталов компании Port.ru, которая ныне снова mail.ru. Потом пришел конец 2000 года, очень большое количество из Mail.ru уволилось, я был одним из первых. В 2001 году мы с моим партнером Павлом Маурусом основали нашу первую совместную компанию BDBD.ru, которая потом переросла в корпорацию РБС. Недавно мы отметили 9 лет, как мы вместе делаем бизнес, и 10 лет, как мы знакомы. Это не очень короткая история, но очень логичная, на мой взгляд.
М.Спиридонов: Именно с этого эпизода начинается история компании BDBD на сайте BDBD. Июль 2001. Михаил Зуев и Павел Маурус встречаются в Москве, чтобы основать BroaDBanD Group. Встреча проходит на лавочке, на Тверском бульваре за мороженым.
М.Зуев: Именно так и было. После этого у нас были неоднократные попытки сделать что-то большее быстрее, и мы встречались с разными людьми, которые могли бы нас поддержать, инвестировать нас. Тогда нам не удалось ничего им объяснить, поэтому пришлось создавать компанию вдвоем с практически нулевым стартовым капиталом. Это было нелегко и интересно.
М.Спиридонов: Вы начинали как маркетологи и специалисты по интернет-рекламе, верно?
М.Зуев: Да, мы начинали именно так, причем в 2001 году, когда мы начинали, отношение к интернет-рекламе и специалистам по интернет-маркетингу было гораздо лучше, чем сейчас. Нам удалось начать с нуля, с помощью прямых почтовых и электронных рассылок мы вышли на первых заинтересованных лиц и получили первых клиентов. Я думаю, что сейчас, спустя почти 10 лет, сделать это практически невозможно. Я очень сильно не завидую тем, кто начинает работать сейчас, нам было гораздо легче.
М.Спиридонов: Кто были вашими первыми клиентами? Как они откликались на предложения интернет-маркетинга, интернет-рекламы в 2001, когда об этом мало кто знал.
М.Зуев: Я даже помню двух самых первых клиентов. Самым первым клиентом была транспортная компания, которая занималась железнодорожными перевозками. У них тогда уже был сайт, но отвратительный сайт, мы им сделали менее отвратительный сайт, мы достаточно хорошо в течение полугода обеспечивали им баннерную поддержку, и они были очень довольны. Самое интересное, что, спустя 3 или 4 года, когда мы основали корпорацию РБС, они опять стали нашими первыми клиентами на продвижение, причем пришли они сами. Вторая компания, которую я очень хорошо помню – риелторы, работающие на диком, стихийном рынке чего только можно. С нами у них получалось более или менее хорошо, но до той поры, пока спустя год не уволился начальник рекламного отдела, который нас понимал, который ставил нам задачи и которому мы ставили задачи. Как только сменился начальник рекламного отдела, всё пошло прахом, потому что следующий начальник, видимо, решил, что с интернетом дело иметь нельзя. Третий большой клиент, которого привел Паша Маурус за ручку – большой преизвестнейший автомобильный дилер. С ними мы работали года 2, и они были нами весьма довольны. Когда мы начинали, у нас не было большой конкуренции, потом пришли новые компании, которые стали большими, сильными, они стали нас стеснять. Мы поняли, что реклама нам несильно интересна и надо заняться чем-то другим. Тогда и было принято решение (как я сейчас считаю, судьбоносное решение) заняться продвижением сайтов в поисковых системах.
М.Спиридонов: Какие были рекламные площадки в далеком 2001-2002? Что вы продавали?
М.Зуев: Продавалось практически всё, были РБК, Ведомости, Коммерсант, Mail и еще несколько десятков более мелких порталов. Я сейчас всего и не упомню, но уже тогда площадок было достаточно. Я прекрасно понимаю, что тогда отклик на этих площадках был гораздо лучше, чем сейчас, потому что сейчас интернет разросся, люди научили себя ставить на глаза фильтр, чтобы не воспринимать ту рекламу, которую они видят, даже если у них не стоит баннерный реестр.
М.Спиридонов: Ты помнишь какие-то цифры? Например, сколько показов продавались пакетами? Сколько стояли 1000 показов различных форматов?
М.Зуев: Честно говоря, у меня это всё вылетело из головы. Задавать мне вопросы, касающиеся цифр – совершенно бесполезное занятие, потому что я не умею считать. Дело в том, что партнеры, которые существуют в корпорации РБС: Павел Маурус, Антон Прокофьев и ваш покорный слуга – совершенно разные люди. Павел – человек, у которого мозг работает в цифрах, Антон – человек, который умеет управлять, я – человек, у которого мозг работает в аналоге. Задавать аналоговому человеку вопрос о цифрах совершенно бесполезно. Даже деньги в своем бумажнике я считаю с трудом, постоянно сбиваясь, не потому что их там сильно много, а потому что я считаю плохо. Я отвечал в основном за креативные концепции тех компаний, которые мы делали.
М.Спиридонов: РБС сегодня это почти 400 человек штата, правильно помню?
М.Зуев: Да.
М.Спиридонов: И несколько компаний в группе компаний. Как ты оцениваешь сегодняшнее положение РБС на поисковом рынке? Вы лидеры или находитесь в группе лидеров?
М.Зуев: Я скажу очень просто: мы находимся в группе лидеров. Дело в том, что, к сожалению, этот рынок настолько непрозрачен, что сложно сказать, кто крупнее и кто больше. Если посмотреть те рейтинги, которые висят в SeoNews, SeoRate и так далее, то по сумме мы находимся на первом месте, но я не знаю, что творится с теми, кого оценивают на второе и третье места. По инсайду, который до меня доходит (сам понимаешь, что он может быть справедливым, может быть несправедливым), наверное, мы самые большие, но утверждать это однозначно я не могу, потому что аудит никто не проводил.
М.Спиридонов: В этих рейтингах вам какие-то цифры приписывают? Обороты?
М.Зуев: Да, что-то там приписывается. Не следует забывать, что помимо клиентских сайтов, у нас есть собственные сайты, которые мы продвигаем, которые во всех этих рейтингах тоже фигурируют. Это сайты группы Guru: Gameguru, Mobiguru, Carsguru и так далее. Они дают достаточно большой трафик, это большие трафикогенераторы, мы их тоже продвигаем. Те обороты, которые идут по этим сайтам – наши внутренние, поэтому коммерческими эти обороты назвать нельзя.
М.Спиридонов: Какую-то статистику вы публикуете или вы закрыты напрочь? Сколько вы зарабатываете?
М.Зуев: Мы совершенно закрыты по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что на этом рынке я не встречал никого открытым. Если говорить честно и откровенно, то практически всё, что мы зарабатываем, мы тратим на себя же, инвестируя в свою текущую деятельность, инвестируя в свои новые проекты.
М.Спиридонов: Насколько интенсивно ведется эта инвестиционная деятельность?
М.Зуев: Эта инвестиционная деятельность ведется последние 3 года в пределах 30-40 миллионов рублей в год.
М.Спиридонов: Инвестируете в развитие?
М.Зуев: Да.
М.Спиридонов: Какие точки приложения этих денег?
М.Зуев: Дело в том, что нужно соответствовать во всем: в качестве клиентской поддержки, в качестве оказания услуг, в качестве собственных алгоритмов – всё это требует денег. Если в это не вкладывать вчера, то сегодня будет плохо, завтра будет каюк. Мы это понимали с самого начала, поэтому, вместо того, чтобы выводить эти деньги из компании и пускать их на потребление, мы их оставляем внутри компании. Всё это время мы вкладываем их в то, чтобы напильником или тонкой шкуркой довести те процессы, которые есть внутри, до конца. Повторюсь еще раз: BDBD был создан практически без стартового капитала. Когда мы основали корпорацию РБС, наш стартовый капитал составлял 6 тысяч долларов. С этого мы и начинали. С тех пор мы еще не взяли ни одного кредитного цента. Всё, что мы делаем, мы делаем на свои, и очень трепетно к этому относимся.
М.Спиридонов: Как я понимаю, что это предмет гордости для вас?
М.Зуев: Это даже не предмет гордости, а предмет того, что ты в 3 часа ночи не просыпаешься в холодном поту и не понимаешь, что завтра наступает срок выплаты кредита. Это, скорее, предмет для спокойного сна. На мой взгляд, кредитные деньги можно брать тогда, когда ты понимаешь, что, если у тебя всё накроется, ты кредит не вернешь, что у тебя эти деньги не последние. Ты проиграл, потерял, отряхнулся и дальше пошел. Если играть ва-банк, то это очень часто кончается плохо.
М.Спиридонов: Тем не менее, таким образом поступает большинство молодых, начинающих предпринимателей. По крайней мере, тех, кто намерен делать что-то серьезное. Кредит – пожалуй, главный инструмент, который позволяет начать большое дело, не увеличивая стартовую дорожку до нескольких лет, а сразу получить возможность снять офис, нанять людей и, зайдя на рынок, пытаться создать нечто свое. Я говорю прописные вещи.
М.Зуев: Это так. Надо понимать, насколько ты готов к тому, чтобы брать кредит, насколько ты готов отвечать по этому кредиту, потому что всякое может случиться. Есть люди, которым везет, у которых получается, но также есть люди, у которых не получается. В моей доинтернетовской практике было несколько проектов, когда я поступал точно также. Хорошо, что это были не кредиты, а свои деньги. Успех кружил голову, и я их просто терял, потому что это был слишком широкий шаг без продумывания, так складывались обстоятельства, что я оставался банкротом. Хорошо, если при этом ты никому не должен, кроме себя. Со мной такое было, и я это знаю.
М.Спиридонов: В РБС были проекты, которые были бы камнем на шее, если бы проводились на кредитные деньги?
М.Зуев: Мы даже и не думали ни об одном из проектов, чтобы он шел на кредитные деньги, потому что тех объемов инвестирования, которые сейчас существуют по ряду наших проектов, вполне хватает. Мы берем их из наших текущих оборотных средств. Мы всегда очень прагматично подходили к ситуации принятия решений. Я уже говорил, что изначально в РБС были 3 партнера, у которых совершенно по-разному устроен головной мозг и совершенно по-разному работает система принятия решений. Когда нам надо было принимать какие-то решения, мы не то, чтобы взвешивали все «за» и «против», рисовали что-то на доске, каждый из нас подходил к вопросу со своей точки зрения: один человек с позиции управления, другой с позиции цифр, третий с позиции аналога. Если получалось, что все 3 точки совпадали, и каждый говорил, что можно сделать это, мы это делали. У нас выходило неплохо. Если кто-то говорил, что он видит подводный камень, то мы останавливались, выслушивали и практически всегда отказывались от решения, которое хотя бы у кого-то вызывало ощущение недопонимания. Это нас и спасало. У меня есть хороший деревянный стол, я по нему сейчас стучу, наверное, слышно. Только такой подход, как мне кажется, и спасает компанию.
М.Спиридонов: Как известно, компании, занимающиеся поисковыми машинами: Yandex, Mail, Google и иже с ними – разрабатывают свои алгоритмы далеко не первый год и рассчитывают на то, что эти алгоритмы будут настолько верно пытаться сымитировать искусственный интеллект, настолько правильно выдавать нужную информацию пользователю, что подстроить под них искусственную выдачу будет крайне тяжело. Однако SEO-компании как-то умудряются это сделать. Очевидно для того чтобы разгадать коммерческие тайны поисковых секретов, приходится тратить какие-то деньги на исследования. Я правильно понимаю?
М.Зуев: Да.
М.Спиридонов: Как проходят такие исследования? Можете рассказать о кухне всего этого? Есть какой-то отдел, который занимается чем-то сходным со шпионским делом (в хорошем смысле этого слова)? Он пытается разузнать, распутать, выяснить всё то, что является секретами поисковиков, верно?
М.Зуев: Тут дело не в отделе и даже не в том, сколько денег надо в это вбухивать, как его финансировать. Конечно, его надо хорошо финансировать. Дело заключается в конкретных «штучных» людях, которые могут делать эту аналитику, которые знают, в каком направлении копать. Неслучайно в Яндексе, не знаю, как сейчас, но раньше ходили в домашних тапочках, ели пирожки на кухне, встретить в 2 часа ночи в Яндексе компанию на кухне, которая пьет кофе и травит анекдоты и сидит в курилке, работая при этом, было нормальным делом. В компании очень хорошая атмосфера. В отделе Seo-оператов в Seo-компании должны быть такие же люди, которые точно также относятся к своему делу и которые знают, где копать, как копать, потому что ни одна поисковая машина никогда не расскажет, каким образом устроена ее выдача. Можно догадываться, получать какой-то инсайд, но собрать всё это воедино могут только штучные люди. Эти штучные люди стоят даже не денег. Деньги любой дурак тебе предложит, если он знает, что это ценный специалист. Такие люди в компанию, которую они считают плохой, непорядочной, недостаточно красивой, недостаточно хорошо пахнущей, не пойдут, потому что деньги их особо не волнуют. Они всё больше находятся в процессе своей работы, они гениальны. Собрать таких людей, сплотить их – очень большая задача. Мой партнер Павел Маурус как раз занимается этими вещами. Есть люди, с которыми он договаривался, что они начнут с нами работать по году-два-два с половиной. Это очень интимный процесс. Если этим не заниматься, не проводить исследования, то можно создать компанию, заниматься ссылочным спамом, но не сейчас, а 2-4 года назад. Тогда можно было нарубить быстрых денег, закрыться, все были бы довольны, но это не тот путь, который мы выбрали для себя. Мы всегда смотрели и стараемся смотреть в будущее. Я родился 8 февраля, я водолей, лицо знака. Я очень плохо понимаю, что происходит вокруг, но я чувствую будущее. Нам всегда нужно заглядывать в будущее, чтобы не было неожиданностей. Из-за чего рушится большое количество рынков и ниш? Из-за неожиданностей: всё было хорошо, но внезапно пришел беленький и пушистенький. Чтобы он не приходил внезапно, кто-то должен высоко с мачты смотреть вперед и иметь достаточно интеллекта и уровня для того, чтобы анализировать, что ты видишь впереди: то ли это айсберг, то ли это новая земля.
М.Спиридонов: Обычно приходит черненькая с косой. Хорошо, мы уже говорили о том, что сегодня SEO мигрирует в сторону комплексного маркетинга, как еще называют, интернет-маркетинга 3.0. Подобный термин я увидел в паре публикаций, он встречается и в разговорах специалистов. Я просил моих коллег взять комментарий у специалиста-евангелиста социальных медиа – Артура Вельфа, журналиста Коммерсанта. Наверное, Вы его знаете?
М.Зуев: Да, я его хорошо знаю.
М.Спиридонов: Я передам своими словами, что сказал Артур. Его соображения были такие: «По сути дела SMM (Social Media Marketing) по сравнению с SEO – шаг на ступеньку выше». Сеошники, которые, как правило, для продвижения пользуются не очень интеллектуальными методами, прежде всего, спамом, не очень потянут таких серьезных вещей, как комплексный маркетинг. Он требует иного уровня знаний. Я примерно передал суть его слов. Предположительно, сеошники – те люди, которые не потянут подобного рода действия, которые требует большего от их ума. Что скажете на это?
М.Зуев: Это справедливо. К сожалению, под термином «сеошники» смешивается много разных специалистов разного возраста, с разным уровнем понимания, с разным образованием, с разным опытом работы.
М.Спиридонов: На рынке много молодых энергичных людей, не очень принципиальных, которые тем или иным способом поднимают тот или иной запрос в топ поисковика. Как это происходит и какие возможны последствия и санкции, их не очень волнует.
М.Зуев: Да, их действительно это не волнует. Сказать, что они плохие, я не могу. Дело в том, что все люди взрослеют. Молодежи, которая приходит в Seo, которая начинает этим заниматься, поначалу кажется, как говорил мой лектор по истории КПСС, что он Бога за бороду схватил. Особенно несколько лет назад, когда алгоритмы поисковиков были гораздо более взламовыми, ими было легко манипулировать, молодому человеку казалось, что он достиг всего возможного. Он шел покупать новые автомобили и то, что он не мог себе позволить купить, будучи веб-мастером. Крышу от успеха сносило. Весь вопрос в культуре человека. Ты извини, что я говорил об этом, потому что вопрос прямой. Культура определяет всё. Если у человека на повестке дня стоит покупка автомобиля, затем покупка коттеджа, затем покупка еще чего-то, затем поехать отдохнуть, а потом непонятно, чего делать – это одно. Если перед человеком стоит другое: построить компанию, которая могла бы стать лидером, которая могла быть жить не год и не два, не быть помойкой, а жить десятилетиями – это совершенно другое. Понятно, что мало у кого в 20 лет есть такие далекоидущие планы. Человеку надо повзрослеть, он поработает 2-4 года, и у него поменяется ощущение мира, далее он станет более цивилизованным и культурным. Для меня это очевидно. Я иногда захожу на форумы, на которых происходят эти тусовки. Многие вещи мне просто неприятно читать, но я понимаю, что это временное. Там есть люди моего возраста, под 50, которые остались в прошлом, у которых есть свой мелкий бизнес, и они считают своим долгом на всех налить всего, что только возможно. Может, людям не совсем повезло в жизни, и это их стиль поведения. Когда человек, если мы говорим с клиентской стороны, голоден, ему хочется поесть колбасы, то он волен пойти в разные места: он может пойти в ларек, где грязь, мухи и плесень, он может пойти в супермаркет, может, если у него пальцы веером, пойти в какой-то бутик, типа «Азбуки вкуса». Это его дело. Точно также SEO-рынок с точки зрения клиентуры расслоен: кому-то такие оптимизаторы годятся, кому-то они не годятся, и они предпочитают иметь дело с теми компаниями, которые осуществляют комплексную маркетинговую поддержку в интернете.
М.Спиридонов: РБС – это бутик?
М.Зуев: Нет, РБС - это не бутик, РБС – супермаркет. До бутика мы еще не доросли, нам хочется при этом супермаркете создать один бутиковый отдел. Сейчас мы его создаем. Это будет отдел по работе с особо крупными клиентами с единым окном. Не то, чтобы мы мыслим на эту тему, у нас уже есть готовые продукты, уже идет работа с потенциальными потребителями. Кроме того, я думаю, ты видел, что мы в апреле этого года сделали совместное предприятие с Игорем Манном, гуру российского маркетинга, и его молодыми коллегами. Мы основали компанию «Конгра», которая занимается интернет-консалтингом. Конгру сейчас и выполняет роль, если не бутика, то очень дорогого супермаркета. То, что Конгру делает, окупается.
М.Спиридонов: Скажи, пожалуйста, что такое комплексный маркетинг в исполнении РБС и в твоем представлении?
М.Зуев: В моем представлении это обязательно. Об этом и будет наша следующая книга. Она будет весьма необычной, это книга о стратегии в интернете. Я не буду писать свою шестую книгу о том, как я, Миша Зуев, понимаю стратегию в интернете. Мы опросим первых лиц: владельцев и управляющих реальными средними и большими бизнесами. С целым рядом мы уже подписали соглашения, что они ответят на вопросы о том, как они понимают стратегию своей компании в интернете. Мы снимем это на видео, откоммментируем, из этого и будет состоять наша следующая книга. Главнейшей задачей РБС на сегодня я вижу ситуацию, когда мы будем подавляющему большинству клиентов помогать ставить стратегию их присутствия в интернете и осуществлять эту стратегию, помогать им ее вести изо дня в день.
М.Спиридонов: Под присутствием понимается концепция создания сайта, развитие этого проекта с контентной, маркетинговой точки зрения, с точки зрения контекстной рекламы, SEO?
М.Зуев: Да, конечно. Более того, сейчас для меня понятно (может, мои коллеги с этим не согласятся), что обойтись в серьезном бизнесе каким-то одним сайтом, одним порталом для одной компании практически невозможно. Сайтов должно быть несколько, каждый из них должен быть заточен под свою целевую аудиторию. То, что касается социальных медиа, безусловно, но у меня в области социальных медиа существует достаточно большой скепсис. Он связан, наверное, с тем, что я не умею работать с социальными медиа, как это непарадоксально, но это не потому, что социальные медиа плохие, а потому что я плох для социальных медиа. Если мы начнем педалировать этот аспект, то нам опять придется включить нос по ветру и найти человека или группу людей, которые внутри нас и вместе с нами это направление поставят и которые не будут бездарно тупыми в этом направлении, как, например, я.
М.Спиридонов: Ты говоришь правильные вещи о том, что было бы здорово координировать из единого центра полное присутствие компании в интернете. Возможно ли это на каких-то больших примерах? Есть ли готовые case, потому что, насколько я знаю из своего немалого опыта в этой области, можно гораздо эффективнее заказывать отдельные услуги в тех или иных компаниях, которым удается SEO-оптимизация или создание хороших баннерных компаний с удачными условиями на площадках, создание сайта, создание дизайна, создание интерфейсов, отдельно программирование. Когда делается всё целиком и вместе, то из этого всего выпадает душа, потому что сайт получается не просто сайтом, это бизнес, это концептуальная сущность, которую понимают владельцы бизнеса и которую до конца не понимают менеджеры, исполнители компании РБС или другой компании. По моему опыту, как ни крути, не удается в полной степени донести до менеджеров, что представляет собой компания, какова ее миссия, задачи. Они, как правило, рубят ровно по тому, что умеют. Какие-то case есть более интересные, успешные в этом смысле?
М.Зуев: У нас в работе есть параллельно несколько компаний, с которыми мы имеем дело, которые не особо хотят, чтобы мы на эту тему распространялись, где мы ведем практическое полное присутствие. Что касается того, как это происходит, то холодный пот нам периодически сопутствует. Я не буду этого скрывать, потому что, какими бы мы не были опытными на этом рынке, но, чем сложнее задача, тем меньше значит твой опыт, надо нарабатывать больший опыт, надо иметь больше креатива и так далее. Мы совершаем ошибки, но ситуация сейчас такова, что владельцы и управляющие хорошо понимают, что настало время, когда влиять на поисковую выдачу так, как это было возможно 2 года назад, уже невозможно. Очевидно, это не будет возможно никогда. Люди понимают, что приходится тратить очень много усилий на то, чтобы привести контент в соответствие с требованием времени. Безусловно, в ходе этих болезней роста у нас есть много разных внутренних проблем. Слава Богу, за те 6 лет, которые существует корпорация РБС, мы успели внутри себя вырастить топ-менеджмент, который может справляться с этими задачами. Я абсолютно уверен, что можно взять любого хорошего, «дорогого» человека через Headhunter и с улицы. Пока он не въедет в то, что происходит внутри, пройдет полгода или год. У нас этого времени нет, нам нужно меняться, нужно реагировать на ситуацию ежедневно, поэтому мы вырастили топ-менеджмент внутри себя, чем очень довольны.
М.Спиридонов: Ты считаешь, что возможно компании-заказчику не создавать у себя отделов интернета-маркетинга и просто не брать людей, которые будут энергично работать в области интернета, а полностью аутсорсить всё, что касается присутствия в интернете, и это будет вполне надежно?
М.Зуев: Я думаю, что да. Более того, я могу взять публично доступные Case. Посмотрите на Тинькофф Кредитные Системы. Я не знаю, сколько человек внутри у него занимается интернетом. Я знаю, что снаружи его интернетом занимается один человек-пароход Артемий Лебедев, занимается довольно хорошо. Это случай, когда один блок может очень сильно помочь, когда один гениально сделанный сайт приносит очень хороший результат.
М.Спиридонов: Насколько мне известно, они не занимаются маркетинговой и поисковой оптимизацией.
М.Зуев: Они пошли по другому пути, потому что Тинькофф – известный бренд, Тинькофф Кредитные Системы – на сегодня тоже известный бренд, который нужно правильно поддерживать. Я считаю, что бренд «Тинькофф Кредитные Системы» начался именно с хорошо сделанного сайта, сайта студии Лебедева. Я так понимаю, что Тема его сам планировал.
М.Спиридонов: Хорошо. Обратимся к теме, которая тоже интересна и которую мы еще не затронули. Автоматические системы продвижения сайтов, как мне кажется, отзвучали несколько на своем апогеи, уходят или просто эволюционируют и на новом витке вернутся? Это системы типа Sape, Seopult, ваш Web Effector? Каковы они сейчас, какова их роль сегодня в продвижении сайта?
М.Зуев: На сегодняшний день системы автоматического продвижения сайтов, безусловно, не могут оказывать на выдачу такого влияния, которое они оказывали несколько лет назад, но понятно, что новые алгоритмы поисковых систем еще более комплексные, чем были раньше. Если совсем убрать ссылки, то понятно, что толку при самом лучшем контенте не будет. Системы автоматического продвижения, как мы все знаем, позволяют автоматически закупать ссылки, размещать их. Вся беда заключается в том, что на сегодняшний день непонятно, какая часть из этих ссылок работает. Существуют разные комментарии в профессиональной среде: кто-то говорит, что работает 50% ссылок, кто-то говорит, что работает 5% ссылок. Истина, как всегда, где-то посередине. Я думаю, что системы автоматического продвижения еще скажут свое слово, но только в том случае, если в них когда-нибудь появится мощная автоматическая аналитика, которая каким-то непонятным способом (может, с помощью web-чата со стариком Хоттабычем) сможет определять, какие из ссылок действительно работают, а какие в данном контексте для данной поисковой машины являются мусорными. Тогда можно будет решить, какие ссылки покупать, а какие нет. С другой стороны, если такое и произойдет, тогда обороты ссылочных бирж сильно упадут, сильно растворятся, что подкосит всю ситуацию. Мое ощущение таково: существует какая-то поддерживающая терапия. Все говорят: «Пришла зима, пейте витамины». На сегодняшний день системы автоматического продвижения – важные витамины, без которых можно заболеть, а можно и пневмонию получить.
М.Спиридонов: В перспективе нас ожидает война роботов: самообучающиеся поисковые алгоритмы со стороны поисковых систем и самообучающиеся расшифровывающие эти алгоритмы системы, которые работают на уровне систем продвижения?
М.Зуев: Наверное, это возможно. Я не специалист, я плохо считаю, у меня аналоговое сознание. У меня ощущение, что Яндекс со своим последним алгоритмом, который живет, развивается и самообучается, очень далеко ушел вперед. Этот алгоритм достоин всяческого уважения. Догнать такой алгоритм и попытаться им манипулировать, просто как алгоритмом будет крайне сложно, может, невозможно. Яндекс сделал то, что ему не удавалось сделать много лет подряд: он наконец-то нашел мотивацию для участников интернет-рынка, чтобы они делали качественные сайты с качественным контентом, потому что те факторы, которые идут с самого сайта, весят гораздо больше, чем внешнее ссылочное окружение. Таким образом, Яндекс незримо говорит: «Ребята, хватит заниматься ерундой, делайте хорошие сайты, которые будут приятны нашим и вашим пользователям, с которых не будут уходить через 2 секунды, нажав крестик в правом углу, на которые будут возвращаться, чей URL будут набирать вручную в браузере». Яндекс дал очень четкий, хороший, прогрессирующий пинок всему рынку. Спасибо ему за это.
М.Спиридонов: То есть, маркетинговый образ молодого специалиста, энергичного менеджера, закупающего ссылки, мигрирует к образу интеллектуала, журналиста, маркетолога, потому что именно так в идеале и можно будет развивать и продвигать сайты.
М.Зуев: Да, конечно. Всегда всё идет, на мой взгляд, по пути наименьшего сопротивления. Несколько лет назад можно было давить ссылочными массами. Клиент зачастую не понимал, что его выдвигают на первые позиции Яндекса и Гугла, а на сайте у него тихий ужас. Он получает потенциального клиента, клиент заходит, у него глаза на лоб лезет, он ничего не понимает и покидает этот сайт. К ресурсам относились непонятным образом. Сегодня, когда понятно, что ссылочная манипуляция невозможна, невозможен обман алгоритма, единственный путь – делать такой сайт, с которого человек не уйдет, на котором он задержится.
М.Спиридонов: Справедливости ради скажу, что немного возможно. Мы же знаем, что значительное количество ссылок, поставленное более или менее в правильных местах, играет роль.
М.Зуев: Оно играет роль. Точно также можно налететь на пессимизацию, вся история Seo в Рунете неоднократно это подчеркивает. Если посмотреть, что творится на центральных форумах, то там можно найти вопросы «За что у меня бан? За что я пессимизирован?». Они задавались, задаются и будут задаваться каждый день, как я думаю, этим вопросом, потому что попасть под санкцию поисковых машин легко, особенно если ты увлекаешься внешним ссылочным окружением. Да, есть гуру, которые чувствуют эти ссылки, есть люди, которые умеют это делать, но далеко не все это чувствуют.
М.Спиридонов: В завершение этой части ты бы мог как-то кратко обозначить тренды и тенденции, которые ты видишь в развитии рынка поисковой оптимизации и рынка комплексного маркетинга, о которых мы и говорим всю эту программу? Или каково развитие совместного рынка этих двух составляющих?
М.Зуев: Я могу сделать это в двух фразах. Рынок поисковой оптимизации, каким мы его знали, больше не существует. Вся тяжесть этого рынка переносится на то, чтобы оптимизировать не ссылочное окружение, а контент сайта, его юзабилити, его доступность для пользователя и извини за тавтологию, его пользу для пользователя. Вторая фраза, касаемая комплексного маркетинга, заключается в том, что весь рынок начинает говорить об этом, немногие знают, как это должно быть, еще меньше людей и компаний умеют это делать. В своей компании и в других компаниях я вижу людей и группы людей, которые с удовольствием этому учатся и будут учиться. Значит, всё будет хорошо в коротком обозримом будущем, когда поставщики услуг научатся их оказывать грамотно.
М.Спиридонов: То есть, для вас всё будет хорошо, и корпорация РБС будет расти и дальше теми темпами, которые обозначены на странице истории этой компании, когда число сотрудников порой вырастало в 2 или 3 раза.
М.Зуев: Я думаю, что количество сотрудников не будет так драматически увеличиваться, потому что сейчас мы, прежде всего, запускаем новые проекты, программные системы, которые во многом разгрузят людей. Для их обслуживания не понадобится так много людей. Да, количество сотрудников будет расти, но не настолько большими темпами. У нас есть разные мысли насчет того, что делать дальше. Я пока что не хочу их озвучивать, потому что они могут оказаться глупыми. Мы как раз думаем о том, как будет меняться рынок, что мы понимаем, как мы можем его предсказать. Естественно, мы пойдем в струе этих тенденций, причем постараемся возглавить эту струю.
М.Спиридонов: Сейчас короткий блиц, который подготовила наша редакция, желательно отвечать на вопросы лаконично «да», «нет» или несколькими фразами. Задам несколько вопросов, а затем перейдем к вопросам от слушателей.
М.Зуев: Хорошо.
М.Спиридонов: Скажи как врач, как вылечить социопата?
М.Зуев: Социопата может вылечить только психиатр (не психотерапевт, а психиатр), потому что под социопатией зачастую лежат более глубокие расстройства, которые должны быть корригированы у психиатра. Кстати, извини, что длинно, но, тем не менее, к моему величайшему сожалению, по разным оценкам на сегодняшний день в России от 30 до 40% всего населения страдают психологическими и психическими расстройствами.
М.Спиридонов: Их можно вылечить каким-то образом?
М.Зуев: Наверное, можно, поместив их в другую страну, где растут бананы на пальмах, и где не надо будет работать.
М.Спиридонов: То есть, всё так плохо?
М.Зуев: Я не знаю, плохо это или хорошо, но меня это беспокоит. Это опасно.
М.Спиридонов: Хорошо. Вернемся к блицу. Интернет-зависимость - это хорошо или плохо?
М.Зуев: Интернет-зависимость – это хорошо, когда ты только входишь в интернет. Когда я вошел, я был зависимым первый год, потом мне удалось эту зависимость побороть, и теперь я включаю компьютер только тогда, когда он мне нужен.
М.Спиридонов: Чувствуешь ли ты себя чайником в интернете?
М.Зуев: Да, безусловно, я самый настоящий чайник. Я этого не скрывал, когда писал свою первую книгу. За последние годы пришло столько технологий, и поскольку я не технолог, я смотрю на это, и у меня голова кругом идет. Да, я чайник.
М.Спиридонов: Ты слушаешь музыку на работе?
М.Зуев: Да, у меня стоит кредл под iPod, я всегда слушаю музыку на работе, в автомобиле, дома. Это моя настоящая зависимость, ей около 35 лет.
М.Спиридонов: Что именно ты слушаешь?
М.Зуев: PinkFloyd, DeepPurple, ElectricLightOrchestra и прочие другие, которые сформировали меня в 70-х.
М.Спиридонов: Supertramp, Sting?
М.Зуев: Я Стинга почти не застал.
М.Спиридонов: Сейчас последний вопрос блица. Ты считаешь себя жёстким руководителем?
М.Зуев: Я считаю себя чрезвычайно жёстким руководителем, поэтому я стараюсь никем не руководить. Я выбил себе потрясающую должность: я creator, супервайзер, я уже не занимаюсь непосредственным руководством на протяжении 3,5-4 лет. Мне тяжело руководить людьми, мне проще придумывать что-то новое, мне проще обдумывать концепции, совершать ошибки, внедрять всякие новые вещи. Это для меня гораздо интереснее. Для руководства у нас есть Антон Прокофьев, который блестяще это делает.
М.Спиридонов: Хорошо, тогда сейчас будут вопросы слушателей, которые не были заданы в процессе нашей беседы. Я прошу отвечать тебя коротко, поскольку время немного поджимает. Артём Резников спрашивает: «Михаил! Как обстоят дела с венчурным фондом Inventure? Он начинал очень активно. Что сейчас? Какие проекты запущены?»
М.Зуев: Я работал в этом фонде около года, я был членом инвестиционного совета. Что сейчас с этим фондом я, честно говоря, не знаю. Начиналось всё достаточно бодро, может, так всё и продолжается. Самый запомнившийся проект из всех, которые были запущены – Ягудза. Это очень интересный проект, на который можно сходить. Более того, на Ягудза.com скоро появится северо-американская версия этого проекта, то есть проект пошел не только в Рунете, но и в северной Америке.
М.Спиридонов: Семен спрашивает: «Какая из компаний холдинга наиболее прибыльна или убыточна?»
М.Зуев: У нас нет наиболее прибыльных или убыточных. Самое прибыльное – это, безусловно, SEO-направление. Оно тянет на себе все остальные направления, позволяя им жить и развиваться. Иногда какое-то из направлений выскакивает, выстреливает и выдает потрясающий результат, иногда нет, но SEO-направление остается стабильным на протяжении всех 6 лет, что мы им занимаемся.
М.Спиридонов: Теперь задам логичный вопрос, вытекающий из предыдущего. MishlaevVitaliy спрашивает: «Почему с составе РБС нет SMM-направления? Как Вы и компания на это смотрите?».
М.Зуев: Я уже на этот вопрос ответил. Я полный дурак в SMM-направлении – первая причина. Вторая причина: потому что это направление сейчас активно развивает Конгра под предводительством Игоря Манна. Спустя некоторое время, возможно, мы к этому вопросу и вернемся, но пока я не вижу необходимости, потому что у нас внутри нет человека, который мог бы это направление возглавить. Делать плохо – это не в наших правилах.
М.Спиридонов: MaximKulish спрашивает: «Михаил, были ли в Вашей жизни наставники, у которых Вы учились и получали неоценимый опыт управления IT-проектами? Если да, назовите их».
М.Зуев: У меня не было таких наставников. Я отвечу на вопрос шире. В моей жизни было 2 человека, которых я никогда не забуду. Первый – Никита Фаробин, на мой взгляд, человек-легенда. В советские времена была передача «Это вы можете», может, кто постарше, вспомнит ее. Он в свое время участвовал в этой передаче. Это инженер от Бога, человек, который отвечал на мои вопросы в 84 году, когда я учился программированию, имея американский самоучитель. На мои вопросы он отвечал так: «Дурак, пошел вон» или «Почитай там-то и там-то». Когда совсем было тяжело, он мне давал несколько фраз-подсказок. Он оказал неоценимое влияние на мою жизнь. Второй человек, который оказал такое же неоценимое влияние на мою жизнь, к сожалению, уже покойный, заведующий отделением реанимации Бакулевского института, профессор Цховребов Сослан Васильевич. Он был потрясающим человеком. По управлению проектами – нет. Я же не управляющий, я creator.
М.Спиридонов: Последний вопрос от пользователей. Kalinin спрашивает: «Михаил, как Вы считаете, есть ли предпосылки к тому, что на рынке Интернет-рекламы в России в ближайшее время появятся новые заметные компании, предлагающие услуги по комплексному продвижению бизнеса в Интернет?». Добавлю от себя: или такие компании будут развиваться из игроков, типа вашего?
М.Зуев: Чем дальше в лес, тем толще партизаны. Сейчас достаточно велика конкуренция, и начинать кому-то на пустом месте будет очень сложно, хотя в любое время существуют компании, которые возникают на пустом месте, а потом покоряют мир. Я думаю, что, если такие и появятся, то мы им окажем достойную конкуренцию, а дальше посмотрим. Победить должен сильнейший.
М.Спиридонов: Я понял Вас. Сейчас поговорим о новостях недели.
НовостьMail.ru Group, ранее носившая название DigitalSkyTechnologies, планирует начать подготовку к IPO со следующей недели. Осенью на Лондонскую фондовую биржу холдинг планирует вывести не только свои российские активы плюс ICQ, но и часть принадлежащих ему долей в компаниях Facebook, Zynga и Groupon.Как сообщает близкий к сделке источник, в Mail.ru Group надеются на то, что активы будут оценены в $5–6 млрд. Таким образом, разместив до 25% акций, они собираются привлечь до $1,5 млрд.
М.Спиридонов: Mail.ru, конечно, молодцы. Ваши амбиции, амбиции группы компаний и корпорации РБС также достаточно велики. Может, они не такие великие, как у наших с вами коллег, но тем не менее. Само название корпорации уже говорит о тех самых амбициях. У вас нет планов выхода на биржу, может, не в краткосрочной, а в среднесрочной или долгосрочной перспективе?
М.Зуев: Пока у нас таких планов нет. Более того, надо всегда отдавать себе отчет в том, что, если говорить о Mail.ru и о нас, то мы компании разного калибра. Нам пока рановато.
М.Спиридонов: Насколько разного, не оценивали?
М.Зуев: Я думаю, что на порядки. Кроме того, Mail.ru – конечно же, технологии, бренд. Не надо забывать, что 2 совладельца DigitalSkyTechnologies, которых все кому надо знают по имени и в лицо – это особые люди, гениальные люди, имеющие потрясающе огромный опыт в том, чем они занимаются. Именно поэтому, на мой взгляд, Mail.ru Group имеет такие успехи. Убери этих двоих людей, останутся какие-то технологии, и что из этого. Эта ситуация, когда люди не лезут на передний план и не дают много интервью, обеспечивают 80% успеха того, что творится с Mail.ru.
М.Спиридонов: Хорошо. Сейчас мы поговорим об иске к главному конкуренту, как мне кажется, Mail.ru и еще одной крупной компании на российском рынке.
НовостьИздательство «АСТ Пресс Книга» обратилось в Арбитражный суд Москвы с требованием взыскать с компании «Яндекс» более пяти миллионов рублей. По мнению истца, через сервис «Яндекс.Словари» поисковик неправомочно предоставляет своим пользователям доступ к электронной версии Словаря антонимов русского языка, выпущенного издательством. В свою очередь, представители Яндекса настаивают на том, что все материалы в рамках сервиса используются на законном основании.
М.Спиридонов: Почему мы взяли эту новость? Потому что, во-первых, довольно велика сумма иска: более пяти миллионов рублей. Во-вторых, на моей памяти это один из немногих исков (если таковые вообще были) к Яндексу, имеющих отношение к авторскому праву. А Вы помните что-нибудь подобное?
М.Зуев: Честно говоря, я не припомню. Почему такая сумма? Потому что в ответчиках хотят записать Яндекс. Мне не совсем понятна ситуация, потому что, насколько я знаю, они очень внимательно относятся к авторскому праву. Это одна из немногих компаний, которые играют на редкость чистоплотно. Если бы я знал подробности этого риска, почему Яндекс отказал в удовлетворении претензий издательства в досудебном порядке, то, наверное, я бы смог прокомментировать больше. Если полагаться на мой прошлый опыт, то, наверное, я пока что на стороне Яндекса. Я считаю, что они ничего предосудительного не совершали. Суд скажет свое слово.
М.Спиридонов: Да, суд все решит. Сейчас поговорим о том игроке, о котором, как Вы сказали, Вы знаете пока немного.
НовостьСоциальная сеть Facebook внедрила два новых решения. Во-первых, отныне ее пользователи могут создавать группы друзей и устанавливать, какую информацию каждой из них предоставлять. Наряду с прочим предусмотрена возможность группового чата. Во-вторых, владельцы аккаунтов на Facebook получили возможность экспортировать на домашний компьютер в формате ZIP-архива все свои данные, включая списки друзей, заметки, фото и видео. Оба новшества представил в среду, 6 октября, основатель сети Марк Цукерберг.
М.Спиридонов: Для меня перспективы Facebook стали безусловными после того, как я увидел диаграммы немецкого рынка, где сильные игроки местных социальных сетей, такие как StudiVZ, Lokalisten и другие, ранее боровшиеся друг с другом, на графике выглядят спокойно поднимающимися, неторопящимися альпинистами, a Facebookвглядит как скалолаз-экстремал, который пересекает чуть ли не вертикальной линией графики, за короткий срок вырывается вперед (за несколько лет активной работы на немецком рынке). Нечто подобное, как мне кажется, сейчас будет и в России. Может, не так интенсивно, не так жестко, потому что, по сравнению с «Вконтакте», в котором большое количество пиратского контента, что и является, возможно, главным привлекающим фактором для тамошних пользователей: подростков и молодых людей. Конкуренция с ними для Facebook будет проблемной. Однако эта конкуренция уже имеет место быть. Facebook, как мне кажется, достаточно эффективно работает с кириллическим сообществом. За ними не то, что будущее, но в будущем они, безусловно, сильны.
М.Зуев: Я думаю, что ты всё сказал правильно. На мой взгляд, люди уже слегка наелись социальными сетями. Всегда когда человек прыгает в воду, ныряет, входит туда, он все равно выныривает на поверхность. Виртуальное общение – прекрасная штука, но, переев виртуального общения, человека тянет в реальное. Естественно, он при этом остается абонентом, подписанным на Facebook, на Вконтакте и так далее. Весь вопрос в том, какое количество людей постоянно зависает в онлайне, а сколько «мертвых душ». Если знать эту статистику, то можно сказать, что ожидает и что будет с этим делаться.
М.Спиридонов: У меня такое впечатление, что Facebook, как и Твиттер и парочка других социальных сетей (если использовать твою терминологию) – пляж, на который вылезают после купания в моря, где покупались, в бешеном восторге поплескались, порадовались, вышли, аккуратно разложились, разложили свои вещи, достали термос и бутерброды, то есть, обосновались относительно надолго. Есть такое впечатление, что Facebook – такое место, где обосновываются относительно надолго, где формируется собственные виртуальные Альтер-эго. Это и является главным сервисом социальной сети. Там эти альтер-эги достаточно удобно и уютно размещаются для большинства пользователей. Я не свои впечатления сейчас транслирую, я пытаюсь понять, что люди чувствуют, глядя на то, как развивается немецкий и российский сегмент, сравнивая их. Мне кажется, что создатели Facebook нашли что-то такое (непонятно, что), что правильным образом зацепило струны душ, разумов пользователей. Зацепив их, они идут уверенно и настойчиво.
М.Зуев: У меня такое ощущение, что то самое, что зацепило – возможность мигрировать со своим виртуальным «я», с виртуальным двойником, с микромира в макромир обратно. Ты можешь на одном рабочем столе смотреть кино, слушать музыку, чатиться со своим приятелем и одновременно заниматься своими глобальными делами в больших группах. Новое – это действительно хорошо забытое старое. Если вспомнить 97 год, то крайне популярны были IRC-чаты, в которых зависало огромное количество людей. Я и сам участвовал в работе этих чатов по интересам. Всё было хорошо, люди годами сидели в этих чатах, знали друг друга. Только обстановка была недружественной: интерфейс плохой, связь плохая и так далее. Сейчас, когда есть быстрые каналы, когда есть хорошие интерфейсы, когда есть возможность запускать в рамках социальной сети кучу всяких разных гаджетов, когда ты уже не понимаешь, где ты находишься: в онлайне или офлайне, создается очень комфортная атмосфера. Я доволен, что так происходит. Остается только понять, каким образом правильно, не по-деревенски, не по-обезьяньи использовать социальные сети для реально работающего маркетинга, тогда всё будет хорошо. То, что происходит сейчас с социальными сетями и попытка продвижения чего-то через социальные сети, шито белыми нитками, уши торчат. Нужно думать, нужно идти дальше.
М.Спиридонов: Напоследок еще одна новость о кадровых перестановках в руководстве одного интернет-портала.
НовостьОльга Турищева, полтора года руководившая RamblerMedia, возвращается в "Вымпелком", где работала до этого восемь лет. Она возглавит инвестиционное направление: под ее руководство будут переданы аффилированные и венчурные компании "Вымпелкома".Турищева возвращается в «Вымпелком» на те же самые позиции, которые занимала до ухода в Rambler.
М.Спиридонов: Наблюдали Вы за деятельностью госпожи Турищевой в Рамблере?
М.Зуев: Честно говоря, нет. Я помню ее в Билайне. Она очень грамотный человек, профессионал с огоньком, с большим умом и с очень большим опытом. Сам тот факт, что она возвращается снова в Вымпелком, очевидно, означает только одно: перед Вымпелкомом стоят какие-то очень большие задачи, уровень Рамблера, очевидно – не совсем то, чего она хотела. Видимо, она хочет большего. Зато, пока Турищева и Билайн были в разлуке, и она и Билайн успели подрасти. Я думаю, что теперь они будут прекрасно друг другу соответствовать.
М.Спиридонов: Не является ли это иллюстрацией анекдота «Не смогла я»?
М.Зуев: Кто его знает. Если бы я был мобильным телефоном госпожи Турищевой, я, может, на этот вопрос и ответил бы, но я человек, а не мобильный телефон, поэтому сказать ничего не могу.
М.Спиридонов: Можно было 2 года назад, придя в Рамблер, сделать там нечто, что позволило бы ему не падать так последовательно до сегодняшнего дня.
М.Зуев: Я скажу честно: если бы я пришел в Рамблер, то я бы ничего не смог сделать. Может, есть люди, которые могут его поднять. Игорь Ашманов очень хорошо на эту тему написал книгу о жизни внутри пузыря. Все мы, когда пишем книги, себя периодически рисуем «на белом коне», но как-то не так звезды встали, как-то не так звезды сложились, что-то не то произошло, в результате компания родилась такой, какая она есть. Если взять Яндекс, который основали два одноклассника, которые с песочницы общаются между собой, являются друзьями, и у них получилось, то, наверное, эти два человека (Волож и Сегалович) по-другому устроены, поэтому у них и получается.Подымать проект, которому неоднократно было плохо, может и не стоит. Пусть он лучше помрет своей смертью, зато на его пепелище вырастет что-то другое, более удачное. Прошу прощение, если кого-то невольно обидел.
М.Спиридонов: Будем надеяться, что совсем он не помрет. То, что карма у Рамблера непростая – святая правда. Хорошо, на этом всё. Больше спасибо за то, что нашли время пообщаться в этот пятничный вечер.
М.Зуев: С большим удовольствием.
М.Спиридонов: Если у Вас есть желание, я даю Вам возможность что-то пожелать нашим слушателям.
М.Зуев: Отлично. Мое пожелание нашим сегодняшним слушателям очень искреннее и очень простое. Хочется, чтобы то, что Вы задумывали, у Вас получалось немного чаще, чем получается обычно. Тогда, я думаю, оснований для хорошего настроения и для счастья будет больше. Будьте счастливы и удачливы! Спасибо вам!
М.Спиридонов: Спасибо, Михаил! Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология". Сегодня у нас в гостях был сооснователь и член совета директоров корпорации РБС, Михаил Зуев. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!