М.Спиридонов: Добрый день, коллеги. Сегодня 29 октября 2010 года. В эфире 71-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Информационную поддержку программы оказывает деловой сайт Forbes.ru, а сегодняшний выпуск выходит при поддержке компании «Рентсофт». «Рентсофт» делает легальный софт доступным. На сайте «Поподписке.ру» любой пользователь может приобрести привычные программы по схеме ежемесячной подписки. Например, антивирус можно подключить по цене от 49 рублей в месяц, а пакет из 100 игр от компании Alawar — за 300 рублей в месяц. Сегодня, среди прочего, как тренды в интернете заметны некоторые развитые направления. Если не упоминать об очень модном течении «социальные медиа» и связанных с ним приложениях, геолокациях, о которых я всё время говорю и которые заметны как для бизнеса, так и для пользователей. Как мне кажется, они растут сейчас очень энергично. Среди этих направлений довольно примечательны следующие тренды: женский интернет, политика – и то, и другое, возможно, несоприкасающиеся вещи, если бы не было людей, которые в себе совмещают увлечения или занятия и тем, и другим. Сегодня у нас такой гость, приглашенный по рекомендации сообщества Рунетологии на Facebook – Алена Попова. Это автор проектов Videosnack, Starlook, владелец компании BrainStorm AV, идеолог и руководитель сетевого проекта Duma 2.0. Алена, привет!
А.Попова: Привет!
М.Спиридонов: Очень странные у тебя увлечения – женский интернет, политические течения и электронное правительство в сети. Задам вопрос, которые задают тебе многие – кто тебя финансирует?
А.Попова: Хороший вопрос. Это зависит от того, какой проект мы обсуждаем. Starlook, например, работает на части привлеченных ангельских денег, на части на своих оборотных средствах. Videosnack изначально делался мной и моим партнером, он строился полностью на наши деньги, он стоил копейки. В итоге, он был очень успешным проектом. Была еще компания «Барьеров нет», которая работала на региональном рынке, занималась инновационной рекламой, которая тоже делалась на мои деньги. Duma 2.0 тоже делается на мои деньги. Поэтому вопрос «Кто меня финансирует?» не совсем логично поставлен, нужно спрашивать «Что из этого всего выходит?».
М.Спиридонов: То есть, Алена Попова – проект-многостаночник?
А.Попова: Да, Алена Попова – шестирукий, вездеглошатый.
М.Спиридонов: Почему тебя так мотает в разные отрасли? Откуда желание оказаться и там, и сям? Почему тебе не сосредоточиться на чем-то одном? Зачем тебе направление бизнес-инвестирования, венчуры и иные? Почему ты дробишься в своей деятельности?
А.Попова: Это второй по распространенности вопрос, который мне задают.
М.Спиридонов: Я сегодня мастер банальностей (смеется).
А.Попова: Я не дроблю свою деятельность, потому что все проекты на данный момент сконцентрированы в IT, и они находятся в поле развития стартапов. Я не занимаюсь политикой, как политикой: я не агитирую голосовать за кого-то, не являюсь членом ни одной партии, ни для одной партии ничего не делаю. Проекты Government 2.0 – стартапы в электронном правительстве, поэтому они абсолютно коррелируются со всей моей венчурной деятельностью и сферой инноваций.
М.Спиридонов: Они бы коррелировали, если бы приносили тебе ясную, предметную, скорую коммерческую выгоду.
А.Попова: Можно брать процент с транзакций, существует еще масса схем монетизации. Во всем мире сейчас обсуждается, должны ли проекты, созданные людьми для лучшего функционирования на основе открытых данных Электронного правительства, приносить коммерческие дивиденды. Я на данный момент занимаюсь направлением «G2C», то есть Government-to-Citizen. Я пытаюсь вовлечь народ в эту активность, поэтому, что касается электронного правительства, это альтруистичная деятельность. Она, конечно, делается мной не просто так, я хочу развиваться в этой нише. Понятное дело, что я хочу быть ведущим экспертом, я хочу принимать какие-то решения на этом уровне, но с коммерческой точки зрения, и для меня хорошо, что я не взяла себе на лапу, потому что ко мне никто не может прицепиться, и меня это радует.
М.Спиридонов: То есть ты набираешь какой-то общественно-политический капитал за счет подобного рода проектов для того, чтобы потом его коммерциализировать в виде получения должности в Правительстве?
А.Попова: Я не уверена, что это должность в Правительстве. Меня тоже все спрашивают «Ради чего ты это всё делаешь? Ради какой позиции?». На данный момент, основная моя цель – это консультант. Я всем написала на своем аккаунте, что я не хочу быть премьер-министром, но я не против, но на данный момент я четко оцениваю свои шаги, ступеньки, и понимаю, что может представлять собой интернет со стороны граждан для правительства и со стороны правительства для граждан. Во что это выльется дальше, будет зависеть от того, насколько эффективно я этим занимаюсь. Сейчас ты четко оцениваешь, что я очень много балаболю. Меня это не устраивает, поэтому все конференции, которые я провожу, все поездки, в которых я участвую, не нацелены на то, чтобы взять проект и его сделать. Пока я ничего не сделала, поэтому я считаю, что я совершенно неуспешный человек в этой области. Как только я сделаю какой-то эффективный проект, и ты мне задашь вопрос «Кем ты хочешь быть?», я скажу, что я сделала это эффективно, поэтому я считаю, что я должна быть на такой-то позиции. Пока я не могу дать точного ответа.
М.Спиридонов: В сообществе ходят 2 мнения на твой счет. Во-первых, тебя очень многие знают, ты производишь большое количество контента, большое количество информации о тебе поступает в Сеть. На этот счет 2 позиции. Первая: Алена Попова – очень крутой человек, она либо крайне богата, либо финансируется какими-то коммерческими или правительственными структурами. Другое мнение: балаболка, как ты сама и сказала. Какая Алена Попова на самом деле?
А.Попова: Алена Попова – активный человек. Меня не финансирует правительство, меня не финансирует крупная коммерческая структура по той причине, что я человек дела. Пока я не сделала супер сумасшедших проектов, на которые я готова взять крупные деньги, я не буду брать эти деньги, потому что я себя очень люблю и не хочу подставить свою несчастную попу под какой-то расстрел. Именно поэтому я этого не делаю. Что касается мысли, что Алена Попова балаболка, я не могу с этим поспорить, потому что я действительно произвожу много шума, но на данный момент я считаю, что этот шум нужен для эффективности во многих моих проектах. Например, я начала вести блог об инновациях, я начала его делать год назад, мне помогает потрясающий человек – Мерлин. Условно говоря, мы делаем его вдвоем, до этого никто не развивал эту сферу для западного рынка. Россияне, живущие на Западе, которые занимаются инновациями, мало знали о России, сейчас они читают это в моем блоге. Чем это плохо? Когда я куда-то приезжаю, ко мне подходят различные венчурные инвесторы и говорят: «Алена, мы читали у тебя в блоге про такой-то проект. Дай контакты, потому что мы хотим в него вложить деньги». Мое балабольство отчасти приносит пользу тем людям, о которых я говорю. Я могу сказать, что на данный момент я лучший пиарщик, чем лучший бизнесмен. В общем, я тебе объяснила свою стратегию и тактику.
М.Спиридонов: Ты еще стремишься стать таким же хорошим предпринимателем?
А.Попова: Да, у меня есть очень хорошие case продажи проектов, о которых я на данный момент не могу говорить, у меня есть хорошие case инвестирования в проекты. Как мне правильно сказал Сережа Белоусов (из компании «Параллель») на питерском форуме: «Когда ты заработаешь свой первый миллиард, ты обязательно об этом скажешь». Я пока не заработала миллиард долларов. Когда заработаю, обязательно скажу.
М.Спиридонов: А миллион?
А.Попова: Я не комментирую этот вопрос.
М.Спиридонов: Хорошо. Я должен сказать, что «Рунетология» выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». Сейчас снова об Алене, но словами сухой биографии и продолжим.
ДосьеАлена Попова. Родилась 15 февраля 1983 года в Екатеринбурге. В 2005 году окончила факультет журналистики МГУ с красным дипломом. В журналистике с 1998 года. Начинала с проектов регионального вещания Екатеринбурга, затем перешла работать в центральные СМИ продюсером программ на радио и телевидении. С 2001 по 2003 год - парламентский корреспондент в Государственной Думе РФ. С 2005 по 2006 годы работала в подмосковном аэропорту малой авиации, где прошла путь от пресс-секретаря до директора отдела развития. С 2005-го по 2007-й руководила региональной рекламной компанией в Екатеринбурге. Основатель и руководитель интернет-ресурса Starlook, анимационной студии Videosnack и компании BrainStorm AV. Идеолог и руководитель сетевого проекта Duma 2.0. Ведет лекции в МГУ на темы «Политические компании в сети Интернет в РФ и мире», «Информационные войны», «Модернизация в сфере политики и бизнеса: кейсы». Популярный блоггер и активный интернет-деятель. Эксперт в сфере электронного правительства, венчурный инвестор и консультант по вопросам startup-бизнеса. Не замужем. Живет и работает в Москве.
М.Спиридонов: Последнее особенно полезно, наверное, знать неженатым мужчинам. Почему, Алена, ты не замужем? Ты не собираешься? Я не хочу забираться глубоко в дебри твоей личной жизни, разумеется, это твое дело, но почему? Для женщины в определенном возрасте важна семья, дети. Ты, как я понял из нашей с тобой беседы, пока что не ставишь перед собой таких целей?
А.Попова: Нет, мы с тобой обсуждали, что семья и дети – это очень важные моменты. Штамп в паспорте для меня не играет принципиальной роли. Говорить, что я замужем – это значит впадать в шаблон, что без штампа я жить не смогу, что он мне дико нужен. Я человек самостоятельный, я за то, что каждая личность – личность, которая имеет право на свой отдельный кусок пространства. Все эти штампы и привязки не необходимы. Если у людей хорошие отношения, то штамп им не нужен. Я надеюсь только на себя, поэтому мне штамп не нужен.
М.Спиридонов: А семья?
А.Попова: Семья – это другое. К семье я отношу не только своих родителей и своего близкого человека, но и друзей. Семья – обширное понятие, это люди, с которыми мне комфортно на 100%. Если я буду впадать в депрессию, молчать или, наоборот, дико гагатать, мне всё равно с ними комфортно. Когда меня спрашивают: «Сколько у тебя в семье людей?». Я говорю, что со мной выросло, как минимум, трое подруг, два друга моего брата. В общем, нас много.
М.Спиридонов: Я понял тебя. Ты в бизнес пришла из журналистики, верно?
А.Попова: Да.
М.Спиридонов: Каким образом? Почему тебя качнуло в этом направлении?
А.Попова: Когда я приехала в Москву, я параллельно работала на нескольких работах, потому что я хотела достичь мегарезультатов. Когда я поняла, что моя работа заключается, в основном, в ретрансляции какой-то информации, а я в этой ретрансляции не являюсь гением, меня это сильно напрягло. У меня есть ремесло журналистики, я умею писать, я нормально говорю, но я не гений. Потом я поняла, что то, что мне хорошо удается, а другим менее хорошо – администрирование этой деятельности. Я очень быстро реагирую на информацию, я умею видеть ниши и так далее. Когда я работала на ОРТ, у нас была дискуссия в редакции (там все люди были намного старше меня, мне тогда исполнилось 20 лет), меня спрашивали: «Куда ты идешь? До какого уровня ты хочешь дорасти? Ты хочешь быть главным редактором рейтинговой программы?». Я сказала: «Я не знаю, но я хочу быть вторым Константином Эрнстом. Я не хочу быть суперведущей, я хочу управлять чем-то». Они мне сказали создавать свою медиа-империю. В какой-то момент у меня случился переворот сознания, и я решила, что надо продюсеривать собственные программы, с этого всё и началось. Когда я поняла, что это получается, что имеет смысл укрупняться, родился бизнес, который тоже стал получаться.
М.Спиридонов: Ты осознала себя как администратор лет в 20?
А.Попова: Да, даже, наверное, чуть раньше. Но я хотела получить ТЭФИ, поэтому я жила мыслью, что во мне проснется гениальность, но этого не случилось.
М.Спиридонов: Хорошо. Какой твой первый проект в Вебе? Или в Hi-Tech?
А.Попова: В Hi-Tech Мобильное телевидение. Мы создавали мобильное телевидение для ФК системы, мы прописывали стратегию, мы общались со всеми каналами мобильного телевидения, которые открывались, мы знали это поле. Мы начали это делать, но рынок не пошел навстречу. Все ожидали бума, но оказалось, что его не будет. Зато программа, которую мы написали на C++, которая являлась интерактивной в плане продолжения контента, была очень хорошим case. Например, идет мультик, и ты сам можешь выбрать продолжение. Она продалась, мы получили неплохие дивиденды от этого. Я считаю, что это первый проект, с которого всё и началось. Почему Web? Потому что мобильная отрасль не так быстро росла. Не смотря на то, что Videosnack до сих пор продает по всему миру контент, причем контент, адаптированный для мобильного телевидения, проекты в вебе приносят намного больше денег, не смотря на то, что у Videosnack 17 стран, в которых продается контент.
М.Спиридонов: У тебя окончательное погружение в Веб состоялось после того, как ты продала программу, связанную с мобильным телевидением?
А.Попова: Да.
М.Спиридонов: Именно это стало главной точкой поворота? Тогда ты приняла окончательное решение, что не журналистика, а Веб?
А.Попова: Это произошло тогда. Когда я начинала свой бизнес, это происходило так: я пришла к друзьям, сказала им, что мы собираемся, кладем деньги на стол и делаем бизнес. Ребята сделали круглые глаза и спросили: «Алена, а как же ТЭФИ?». Я сказала: «Давайте вначале бизнес, а потом я подумаю, как получить ТЭФИ». Соответственно после этой программы я поняла бизнес-схемы, мне стало это дико интересно, потому что это конкурентное поле, там было мало экспертов. Это суперская вещь, много операторов, мало экспертов, много идей. Я решила, что я останусь, а ТЭФИ подождет. Потом я решила, что оно мне не нужно.
М.Спиридонов: За какую цифру был продан этот проект? Сколько знаков в цифре?
А.Попова: Я не буду это комментировать.
М.Спиридонов: Я буду пытаться допытываться, но настаивать не стану. Забавно, что это похоже на то, что было у меня, когда после продажи Memori.ru я оказался с де-факто признанным положением вещей, я понял, что можно развиваться в вебе. У нас похожие истории в этом смысле. Скажи, пожалуйста, за мобильным телевидением, за Videosnack, возник Starlook или было что-то еще? Было что-то, что возникало, а потом исчезало, как провальное?
А.Попова: Было несколько моих личных маленьких факапов, потому что я серийный интерпренер. Я начинаю, с головой погружаюсь, я никому не рассказываю про это, пока не пойму, идет дело или это провал. Было несколько таких проектов, их ренч 2-3 месяца.
М.Спиридонов: Каким образом ты определяла, что ничего не получается? Где была точка разворота?
А.Попова: Это видно по рынку. У меня было несколько проектов, связанных с приложениями. Я понимала, что в них надо вбухивать дикое количество средств и смотреть, как эти проекты пойдут, или продаваться конкурентам и так далее. В итоге, наступал момент, когда команда распадалась, что бывало на этапе каждого стартапа.
М.Спиридонов: Команду ты нанимала или это были единомышленники, которые работали не за деньги, а за идею?
А.Попова: В основном, нанимала. Я считаю, что единомышленников больше трех человек быть не может, потому что больше людей не смогут договориться, и у каждого в какой-то момент появятся свои интересы. Когда человек работает за долю или, например, за деньги, или и за то, и за то, тогда у него есть существенный стимул дальше продолжать работу. Это всё я вывела путем того, о чем до этого говорила тебе, когда я всё сделала, а команда свалила. Такое было много раз.
М.Спиридонов: Понятно. Каким образом ты пришла к Starlook? Насколько я знаю, это наиболее заметный из твоих проектов. Посещаемость у него 15-20 тысяч человек в сутки.
А.Попова: Посещаемость больше, потому что 20 directly на сайт, еще у нас запустилась партнерская программа с mail.ru, там идет порядка 20 тысяч. Это хорошие полуаудитории. Со Starlook очень интересная история, потому что мы активно нафакапились с предыдущими проектами, сели и решили, что надо делать что-то серьезное, что нужно на рынке. У меня была давнишняя идея о том, что надо сделать какое-то виртуальное модельное агентство, где будут красивые девушки, фотографы, где они будут делиться секретами, потом придет Canon и купит всё это. В общем, была такая существенная идея сделать социальную сеть для красивых людей, которую потом собственно реализовали Face.ru. В 2008 году я пришла и сказала, что мы это будем делать, буквально через неделю мы должны были запускаться, называлось это всё HeyModel. Как только я пришла в icommunity, мне сказали, что это не бизнес, потому что, где деньги зарыты, непонятно. Мы всю неделю анализировали статистику, за день мы поменяли название с HeyModel на Starlook, причем это название мы выбивали с кровью, потому что домен был занят. Мы очень долго думали, назвать Toplook или Starlook. Потом мы долго мучились с концепцией. В итоге то, что есть на Starlook – модифицированная версия HeyModel. Поэтому когда меня спрашивают, довольна ли я проектом, я отвечаю, что нет, потому что то, что вы сейчас видите – это не то, что будет через месяц, через месяц мы релизним новую версию, которая будет четко связана с бизнес-моделью и которая не будет таким ужасом, каким она является сейчас. Я свой проект люблю и уважаю, но он действительно в плане юзабилити ужасен. Когда туда заходишь, непонятно, о чем этот проект.
М.Спиридонов: О чем этот проект?
А.Попова: Это проект социального шопинга, который ориентирован на товары: на косметику и одежду и любые действия женской аудитории с этими товарами: как купить, как на себя примерить, какой образ подойдет и так далее. Там стоит кнопка «Купить», то есть мы трансферим аудиторию на сайт бренда. Бренду это очень выгодно, плюс мы разработали уникальный tool , который мы делали с зарубежными специалистами «Marketing Research Tool» – то, на чем зарубежный интернет растет на 37% в год. Это очень существенно, когда бренд получает полную аналитику по себе. Сейчас у нас появляется несколько сервисов, которые мы разрабатываем совместно с различными профессорами университетов по всему миру. Они будут внедрены в новый проект Starlook, то есть в ту версию, которую мы релизним.
М.Спиридонов: Очень громко звучит. Каким образом ты подсоединяешь к работе профессоров всего мира? Кто эти люди?
А.Попова: Например, у нас есть человек, который является гуру рекомендательных систем. Мой партнер, исследуя аналитику, нашел его, я на него вышла, мы с ним долго разговаривали, я ему сказала, что нам надо. Он сам загорелся этой идеей, сказал, что готов нам помогать. Мы долго обсуждали методологию этой помощи, потом всё пошло по накатанной, то есть каждый из них рекомендовал какого-то другого человека. Поскольку ты знаешь, что я сторонник того, что самое главное в этом мире – реакция на информацию, и networking. У нас был очень хороший networking, из-за чего мы получили уникальную аналитику по рынку, уникальные предложения, которые мы сами не видели. Я считаю, что мы не являемся мегаэкспертами, профессионалами в данной нише. Она у нас развита меньше, чем на Западе, в Корее, Японии. Люди, которые сидят там, приходили, говорили, что есть такая, такая и такая модель, что их можно совмещать. Так и родилась сеть. Мы для себя приняли решение о том, что до запуска сервиса, мы о нем не рассказываем. Я сейчас нарушаю все наши правила. Мы этого не делаем, потому что мы всегда смотрим на реакцию нашей аудитории. Если что-то не так, мы в оперативном режиме это правим.
М.Спиридонов: Сегодня это доходный бизнес?
А.Попова: Он очень близок к окупаемости. Это очень хороший проект, потому что за такой короткий промежуток времени та версия, которая существует сейчас, которая не удовлетворяет многим требованиям бизнес-модели, приносит хорошие деньги.
М.Спиридонов: Большая команда делает его?
А.Попова: 14 человек в штате и n-ое количество человек не в штате. Я даже не считаю необходимым расширять штат, потому что я стою на позиции Low Cost, я считаю, что разумный проект должен тратить меньше денег, особенно не невозвратные расходы, то есть на офис, на людей. Я общался с Полом Грэмом – основателем «Y Combinator», по поводу того, как сделать успешный бизнес. Когда я ему сказала, что у меня в штате 14 человек, он сказал, что я молодец. Меня это порадовало.
М.Спиридонов: Есть вещи, для которых и 14 человек излишне много. Чем они у тебя занимаются?
А.Попова: У меня 3 программиста, 3 продажника, потому что проекты коммерческие, бухгалтер, юрист, директор проекта, контентная команда (3 челочека), которая делает журнал, видео и так далее. Я была директором проекта, но уже месяца 4 я не занимаюсь оперативным управлением, я являюсь стратегическим девелопером, я создаю внешние связи. Недавно я была в Кремниевой Долине с нашей новой версией проекта, показала ее венчурным инвесторам. Я была поражена позитивной реакцией на распределение ролей в команде, потому что в Долине часто спрашивают о команде: кто, сколько, чем они занимаются. Когда я рассказала про каждого человека в отдельности, зная его биографию, мне сказали, что они не часто видят компании, которые так хорошо знают своих сотрудников и которые распределяют роли в соответствии с их целями. Когда я брала людей на работу, я спрашивала, какие у них цели, что они хотят делать в моем проекте, какие у них цели по жизни. Ко мне пришел продажник и сказал: «Я хочу продавать, но в твоем проекте я хочу открыть отдельное рекламное агентство». Я ему сразу сказала, что я его беру, потому что я понимаю, что он будет заинтересован в росте в моей команды.
М.Спиридонов: Мне нравится изречение «Стоит брать не тех людей, кто опытен, это не является главным фактором, а тех, кто имеет энергию, ум и лояльное отношение к конкретной работе».
А.Попова: Большая проблема найти компетентных людей, потому что мы страдаем от того, что сфера компетенции в России очень плохо развита, приходится бесконечно наступать на одни и те же грабли. Я считаю, что рынок надо подтягивать. Я бы с удовольствием взяла профессионалов, если бы ниша женского«Social shopping» была. Поэтому я полностью согласна с твоей фразой.
М.Спиридонов: Кто сейчас отвечает за то, как выглядит сайт? Я понял, что не ты. Я зашел на сайт, я видел его несколько месяцев назад, мне показался он достаточно слабеньким. Готовясь к программе с тобой, я пощелкал его, и он мне показался более убедительным. Он менялся за последнее время?
А.Попова: Да, он менялся, там были маленькие релизы, его немного обновляли, но директор компании, мой партнер – принял решение, что мы будем немного обновлять новую версию сайта, а все основные новые функции будут выложены с новой версией. Мы это делаем для того чтобы на данный момент не перегружать существующий шаблон и не тратить на него время. Самое главное, над чем мы постоянно думаем в компании – это соотношение «время-деньги». Мы или удлиняем время, понимая, что это увеличивает расходы, но нам зачем-то это нужно, либо мы сокращаем время и расходы. В данном случае мы пошли по второму пути. Мы сократили время на апгрейд этой версии, мы отдали все силы на новый шаблон.
М.Спиридонов: Хорошо. Давай поговорим о женском интернете в целом. Среди прочих трендов, говоря об электронном журнале, я обычно выделяю достаточно понятные денежные, правда, занятые тренды – это автомобили, недвижимость, финансы и женский интернет, как отдельное направление, которое хорошо продается. Ты согласна с тем, что эта ниша удобна для создания проектов и для последовательной монетизации?
А.Попова: Абсолютно. Я получила Market Research. Есть 4 компании в мире, в том числе и в России, которые исследуют ниши на рынке. До того как делать проекты, я получаю Research, получаю их каждый раз, потому что без этого невозможно. В момент кризиса всё упало, а женский интернет вырос на 42%, а российский сегмент женщин в сети вырос на 28%. Как женщина, я прекрасно представляю, почему. Женщины никогда не перестанут сплетничать, следить за собой. Как идеолог вложения денег в женскую аудиторию, я абсолютно согласна с тем, что это очень хорошая, удобная и понятная ниша.
М.Спиридонов: То есть женщины легко ведутся на рекламу, и их внимание удобно разменивать на деньги?
А.Попова: Доказанный факт, что женщины более лояльно воспринимаем рекламу, нежели мужчины. Если мы говорим о женском интернете, давно рекламная модель не является приоритетной. Женщины больше покупают, но покупают определенные вещи, а не весь сегмент, женщины больше денег тратят на апгрейд, поднятие своих аккаунтов в рейтинге, то есть женщины более социально активны.
М.Спиридонов: Если рассматривать виртуальное представительство в социальной сети или на сайте, подобному вашему, как альтер эго человека, что мне нравится, как сравнение, то женщины более внимательно заботятся о своих альтер эго, лучше причесывают этот аккаунт, как-то облагораживают его, стараются сделать его более красивым?
А.Попова: Да, но сейчас это не премиальная модель. Сейчас есть понятие кросс-модели – когда соединяется и consumer pay, когда потребитель за что-то платит, brend pay и так далее. В женском сегменте это идеальная модель, она может существовать только в этом сегменте, потому что мужчины негативно относятся, когда с них требуют деньги и когда им что-то навязывают.
М.Спиридонов: А женщины положительно?
А.Попова: Более лояльно. Сейчас все изучают потребности Таргета. Я знаю свою аудиторию, я знаю возраст этой аудитории, куда она ходит, у меня есть аналитика по каждому конкретному посетителю, у меня есть сводные данные. Я могу четко понять, что какая-то конкретная леди всё время ищет помаду. Если я буду предлагать ей помаду, то она будет очень лояльно это воспринимать. Если мужчина всё время ищет автомобили, и ему предлагают BMW или Mazda, он кликнет, но останется у него только негатив. У мужчин показатель отказа – 62% по отношению к рекламе, которая по идее должна быть ими востребована. У нас в России не идет мобильный маркетинг, реклама на мобильных телефонах, потому что мужчины более лояльны к пользованию доп.сервисов на мобильном телефоне.
М.Спиридонов: Хорошо. Расскажи о своей политической занятости? Что тебя привело в политику? Почему ты как администратор и предприниматель оказалась деятелем с амбициями политического деятеля или государственного чиновника? Что тебя туда привело? Желание изменить мир?
А.Попова: Это желание есть, но звучит оно по-идиотски. Я как человек, не оторванный от реальности, понимаю, что, говоря «Я хочу изменить мир», я выгляжу как девочка в большой роговой оправе в розовых очках. На самом деле я работала парламентским корреспондентом в Государственной Думе. Я туда пришла совершенно нежданно, негаданно, когда училась на втором курсе. В университете меня вытащил мой преподаватель и сказал: «У меня девочка ушла в декрет, так что иди и бери интервью у Владимира Вольфовича Жириновского». Я была в диком шоке, хотя мне понравилось. Я пошла в Государственную Думу, как сейчас помню, в короткой юбке, за что я была отругана практически всеми своими будущими друзьями.
М.Спиридонов: Но не депутатами, наверное?
А.Попова: Владимир Вольфович, видя меня в таком виде, долго мне объяснял, что я являюсь примером женщин, которые должны стоять у плиты. Я там проработала достаточно долго. Я считаю, что я не очень хорошо разбираюсь в политике, но я хорошо разбираюсь в механизмах. Когда я работала в Думе, я представляла, кто может там остаться, кто может уйти, и примерно так и случилось. Получилось, что я занялась бизнесом, ушла из политики, и года 2 я не затрагивала эту тему. Потом, когда я начала заниматься стартапами, много общаться с зарубежными экспертами, я поняла, что есть такая сфера, как Электронное правительство, и что в России с 2000 года есть программа «Электронная Россия». Я начала ее изучать и поняла, что там есть несколько незакрытых ниш. Самая большая ниша заключалась в том, что народ совершенно нелоялен ко всему, что делает государство. Значит, эту сферу невозможно развить, потому что мы априори не любим любые инициативы сверху, хотя Электронное правительство во всех странах мира делалось сверху.
М.Спиридонов: Мы инстинктивно опасаемся, имея определенный опыт.
А.Попова: Я понимаю, я нахожусь на этой же стороне, я смотрю на ситуацию, как гражданин. Так и родилось Government 2.0 – то, что мы конкретно хотели бы видеть реализованным для нас или что мы можем сделать при помощи государства.
М.Спиридонов: Я так понимаю, что, говоря «мы» в случае с женским интернетом и говоря «мы» в случае с политической историей, ты говоришь о разных множествах людей?
А.Попова: Да, когда я говорю «мы» в случае с женским интернетом, я имею в виду женщин, когда я говорю «мы» в случае с политической историей, я имею в виду людей 15-100 лет, проживающих в Российской Федерации. Я сторонник той концепции, что бесполезно стоять с протянутой рукой и ждать, что сверху спустится кто-то с кучей денег и классных идей и начнет делать всё, что нам необходимо, и мы станем счастливыми. Это невозможно, потому что надо что-то делать самим. Government 2.0 как раз говорит о том, что есть люди, которые делают сами, есть проекты, которые рождаются на основе открытых данных, просто потому что люди чем-то недовольны. Неработа этих проектов связана только с тем, что государство на них не реагировало, и люди не считали нужным как-то пинать государство. Зачем ходить на выборы – и так всё ясно, зачем ходить к чиновнику – и так всё ясно, лучше просто поругать. Родилась концепция «Я ругаю – они предлагают». Это нелогично, и я стала заниматься другой концепцией. Я предлагаю, даже если ругаю. Эта концепция более эффективна, потому что с активным лоббированием нашим президентом всего модернизационного движения, малым количеством экспертов и огромным количеством народа это самая хорошая ниша. Она настолько сложная и интересная, что мне в ней мегаклассно находиться.
М.Спиридонов: Любопытно следующее: ты в какой-то момент приняла решение заниматься всем этим, понимая, что это долгоиграющие вложение собственных, как я понимаю, денег. Причем это большие вложения: ты постоянно ездишь, ты пишешь об этом, выступаешь на конференциях, ты занимаешься этим, тратя свое время и деньги, при этом выхлоп будет нескоро. Потенциально возможный выхлоп – то, что к тебе обращаются люди, появляются какие-то контакты, которые опосредованно можно монетизировать. Я просто хочу понять, как ты выведешь всё это в материальный мир? Его можно и нужно менять, но есть какие-то вещи прагматичного свойства: тебе нужно кушать. У тебя большие накопления денег, раз ты можешь так долго и так много инвестировать или тебя кормит бизнес? Что тобой движет?
А.Попова: Во-первых, меня кормит бизнес.
М.Спиридонов: Какой бизнес, если Starlook убыточен?
А.Попова: Помимо Starlook, у меня есть другой бизнес. Во-первых, я тебе сказала, что мы продали проект. Есть масса вещей, которыми я занимаюсь параллельно: я консультирую огромное количество стартапов, огромное количество венчурных фондов, которые ко мне обращаются из разных стран мира. Я понимаю, что это коммерческая деятельность, и у меня есть cost на час.
М.Спиридонов: Какой, кстати?
А.Попова: Я не могу это комментировать, но хороший cost, я дорогой специалист.
М.Спиридонов: Это сотни долларов?
А.Попова: Нет, это тысячи долларов. Были хорошие сотни, которые чуть ниже, чем у международных экспертов. Поскольку в какой-то момент Emerging markets, в частности в России, стал более или менее адекватным, и кто-то хочет здесь что-то делать, я стала стоить дороже. Более того, у меня был проект до Starlook и Videosnack «Ru sale». Этот проект мы хотели продать торгово-промышленной палате Российской Федерации, он был рассчитан на привлечение зарубежных инвесторов в различные сектора российской экономики и вывод российских компаний среднего и малого бизнеса за рубеж. Понятно, что это очень большой пласт работы, потому что надо находить контакты, работать с законодательством и так далее. Поскольку я этой темой занималась, какие-то вещи мне объективно делать легко. Тем более, я считаю, что я хороший networker. Если мне надо найти информацию, как журналисту, как бизнесмену, я ее нахожу. К чему я тебе это всё рассказывала? К тому, что, если ты заметил, все мои поездки по электронному правительству никогда не были поездками просто по электронному правительству. Я всегда еду на какую-то бизнес-конференцию, и всегда в это время в этом месте я договариваюсь о проведении нескольких профильных встречах по электронному правительству. Недавно я была в Силиконовой Долине совершенно не для Электронного правительства, я встретилась с теми людьми, которые делают всю электронную инициативу в Калифорнии, и это было параллельно с бизнес-инициативами. Я инвестирую исключительно свое время, которое могу потратить на что-то другое, и это несильный cost. Я понимаю, зачем я инвестирую в это. Я считаю, что в будущем эта ниша самая необходимая для развития любой инициативы в сфере Электронного правительства.
М.Спиридонов: В пожеланиях Рунетологии нередко звучит такая просьба «Дайте советы стартаперам». Я слышу то, что можно было бы вывести как совет. То же самое звучало в программе с Алексеем Косаревым. Можно размышлять о том, что делать, можно думать, поехать на конференцию и думать, окупятся эти деньги или нет, как поступить для того чтобы набрать некий экспертный авторитет. Можно об этом рассуждать, а можно действовать, как в свое время делал Алексей, когда он поехал в Штаты, как делает Алена. Я не хочу петь тебе дифирамбы, я хочу оставаться нейтральным, но то, что ты рассказываешь, действительно является любопытным case и прямой иллюстрацией того, что вынесено в заголовок одной из книг Ричарда Брэнсона «К черту всё - берись и делай!». Хочешь как-то действовать, назови себя экспертом и езди несколько лет по конференциям, много говори об этом, стремись разобраться в этом глубоко, трать на это кучу времени и денег, рано или поздно ты станешь таковым. Да?
А.Попова: Да, я согласна, я полностью поддерживаю эту идею, потому что в России все любят говорить, дальше разговоров обычно ничего не продвигается. Меня всё время спрашивают: «Алена, откуда ты знаешь стольких политиков? Откуда ты знаешь стольких предпринимателей?». Я говорю: «Приедьте, потратьте день на то, чтобы подойти к человеку, не взирая на его статус». Когда мне было 18 лет, я подошла к генеральному директору компании «Vodafone». Я вытащила его чуть ли не по пути с доклада в туалет, потому что он ходил с охраной. Я его вытащила и за 30 секунд рассказала ему, в чем соль того, зачем он мне нужен. У меня барьеров нет, потому что все люди – это люди, неважно, какой статус у них есть. Если у Вас есть конкретное предложение, а людям всегда нужны идеи, и если эта идея полезная, то они обязательно Вас выслушают. Just do it!
М.Спиридонов: В одном из интервью я говорил об этом. Главная причина несделанных проектов – нерешительность и лень – то, что преследует нас всех, даже людей энергичных, просто кто-то с этим умеет взаимодействовать, а большинство не умеет. Это была минутка поучительства, которые я не очень люблю, поэтому пойдем дальше. Вернемся к Электронному правительству. Есть некая инициатива сверху, есть желание не только твое, потому что я знаю некоторые группы предпринимателей, которые хотят делать это собственными усилиями. К чему это в итоге приведет? Какие ты видишь перспективы в силу того, что ты делаешь, в силу того, что делает государство? В итоге, что такое Электронное правительство в России?
А.Попова: Электронное правительство в России – гос.услуги, которые необходимо внедрить и…
М.Спиридонов: Попросту говоря, упрощение документооборота между государством и гражданами.
А.Попова: Не только документооборота, упрощение связи «государство-гражданин». Мы не должны общаться с чиновниками, простаивая очереди в их кабинеты, потому что это нелогично, это занимает наши трудовые часы, что выливается в расходы экономики, потому что каждый из нас в это время должен зарабатывать какие-то деньги для экономики Российской Федерации, для бюджета.
М.Спиридонов: Создавать добавленную стоимость.
А.Попова: Да, мы этого не делаем, когда 2 часа стоим в очереди в кабинет чиновника. В данном случае электронные госуслуги должны облегчать этот процесс. Я понимаю, что сейчас будет масса возмущений по поводу того, как они сделаны, по поводу электронного паспорта. Я это понимаю, но над этим ведется активная работа. И наше экспертное сообщество, и министерства, и ведомства знают эту проблему и пытаются ее решить. Вторая составляющая Электронного правительства – работающие проекты, на которые государство не тратит деньги, то есть, это как раз Government 2.0. Я думаю, что это будет долго, муторно и тяжело, потому что необходимо создать единый регламент IT для всех ведомств и министерств, что трудоемко и финансовозатратно.
М.Спиридонов: Скорее, существует другая проблема – велика инерция в головах чиновников.
А.Попова: И это тоже. У нас есть открытые данные, Ваня Бехтин занимается ими, их достаточно много, чтобы на основе этих данных создавать классные работающие проекты. Эти проекты так или иначе функционируют. Я верю, что Электронное правительство на уровне регионов будет лучше, чем на федеральном уровне. Объективно это так, потому что в регионе более понятные процессы, данных в регионе меньше и так далее. Как консультант, я сейчас работаю со многими регионами, смотрю, какие проекты они делают. Скоро будет конкурс «CityCamp» - конкурс проектов для города. Это прекрасная инициатива, проектов там не так много, и они не супервысокого уровня, но это очень хороший шаг. Когда государство просто выкидывает народу идею, оно бесплатно получает хорошие работающие проекты. Меня ругает весь рынок, что я говорю об этом, но Электронное правительство не стоит миллиардов. Основная составная часть Электронного правительства «G2C» не стоит миллиардов, она может стоить копейки. При правильной менеджерской работе она может стоить очень мало.
М.Спиридонов: Расшифруй, что такое G2C?
А.Попова: Government-to-Citizen, то есть государство для гражданина.
М.Спиридонов: Давай закончим эту тему. Ты видишь реальными какие-то подвижки программных механизмов взаимодействия гражданина и государства, созданных какими-то коммерческими структурами и, в частности, под твоим руководством? Ваши действия со стороны бизнеса, энтузиастов – это вопрос подталкивания, а реально всё придет сверху?
А.Попова: Я считаю, что Электронным правительством должен заниматься бизнес, потому что бизнес четко представляет, как этим заниматься. В Электронном правительстве есть очень хорошие проекты: G2B (Government-to-Business), B2G (Business -to- Government), например, «Электронная Налоговая», которую делает СКБ Контур. У меня и у многих других компаний она стоит. Бухгалтер теперь не стоит в очереди в 47 налоговую, нам достаточно это делать электронно. Я считаю, что мы являемся подталкивающим фактором. Без лоббирования сверху ничего не произойдет, и так происходит во всех странах: в Израиле, Сингапуре, Малайзии, Штатах, потому что это функция правительства, но руководство страны не должны управлять этим. Идеи должны приходить должны из бизнеса и управлять этим должен бизнес, а лоббировать должно государство.
М.Спиридонов: Лоббировать и координировать для того, чтобы эти проекты не были ангажированы, потому что бизнес всегда тащит в свою сторону, пытается получить свою выгоду.
А.Попова: Это механические процессы, которые понятны.
М.Спиридонов: Попробуй построить прогноз того, как будут развиваться события в этой сфере. У меня уже рябит в ушах от словосочетания «Электронное правительство» и, тем не менее, как будут развиваться IT-взаимодействия государства и граждан? В какие годы, в какие сроки появятся какие-то реальные механизмы, работающие более эффективно и более полно заменяющие реальные контакты с чиновниками? Как бы ты себе представила это будущее в горизонте 5 лет?
А.Попова: Я думаю, что в ближайшие 2 года в связи с выборами будет очень большая подвижка электронных чиновников, то есть общения народа с чиновниками на разном уровне, в том числе на региональном. Я думаю, что все проекты, связанные с этим, будут хорошо развиваться в ближайшие 2 года. Я думаю, что в ближайшие 5 лет встанет вопрос работы с открытыми данными, потому что их начинают открывать на основе международных договоров (ВТО). В любом случае открытых данных будет много. Я думаю, что через 5 лет большинство вещей будет завязано на открытых данных. Мне кажется, что взаимоотношения бизнеса и власти тоже будут работать. Поскольку я вижу много проектов, я думаю, это будет всплеском в ближайшие 5 лет.
М.Спиридонов: Хорошо. У нас впереди блиц, который составили наши редакторы, на который я прошу тебя отвечать лаконично, по возможности ответами «да» и «нет» или короткими предложениями.
А.Попова: Хорошо.
М.Спиридонов: Есть ли для тебя моменты, в которых ты предпочитаешь молчать, нежели говорить?
А.Попова: Да.
М.Спиридонов: Какие это моменты?
А.Попова: Когда я не являюсь экспертом, я всегда слушаю.
М.Спиридонов: Эффективный лидер - мужчина или женщина?
А.Попова: Неважно, это зависит от качеств человека.
М.Спиридонов: Что ты сделаешь первым делом, когда станешь премьер-министром?
А.Попова: Пойму, что надо делать.
М.Спиридонов: Почему не президентом?
А.Попова: Потому что я думаю, что женщина-президент для Российской Федерации – это большая оказия.
М.Спиридонов: Оказия?
А.Попова: Да. Я имею в виду, что народ не готов (у нас психологическая завязка на мужчине) и что для имиджа государства в России лучше, чтобы президентом был мужчина.
М.Спиридонов: Грубо говоря, президент – папа, а премьер-министр – мама?
А.Попова: Я бы сказала, что президент – хороший лоббист, а премьер-министр – хороший стратег.
М.Спиридонов: У тебя ЖЖ называется «Громко знать». Почему?
А.Попова: Если я о чем-то знаю, я всегда об этом говорю.
М.Спиридонов: Что инновационного ты сделала за сегодняшний день?
А.Попова: За сегодняшний день я поменяла свое расписание и встала в 5.30 утра. Для меня это большая инновация.
М.Спиридонов: А до этого во сколько вставала?
А.Попова: Я вставала в 7 утра, я сплю где-то 3 часа в день – это стандартный режим для меня.
М.Спиридонов: И ты высыпаешься?
А.Попова: Я долго себя воспитывала, поэтому высыпаюсь.
М.Спиридонов: Ты прям Наполеон. Образование в России или за рубежом?
А.Попова: В России.
М.Спиридонов: Хотела бы перекраситься в брюнетку?
А.Попова: Нет, цвет волос не меняет роли, но я люблю свой натуральный.
М.Спиридонов: Хорошо. Сейчас вопросы слушателей о том, о чем мы не успели с тобой поговорить в беседе. Какой вид рекламы будет эффективным для раскрутки стартапа – развлекательного онлайн-журнала – с небольшим бюджетом на рекламу (100-150 тысяч рублей)? 100-150 тысяч – это совсем мало, если говорить о комплексной раскрутке.
А.Попова: Я не думаю, что это мало. Я думаю, что сейчас механизмы социальной раскрутки могут вообще не потребовать денег. Вы можете взять любого энтузиаста, попросив огромное количество народа поставить в статусе на Одноклассниках название Вашего проекта. Если Артур Вельф это послушает, то он закидает меня тухлыми помидорами, но это работает. Я считаю, что для раскрутки любого проекта можно выделить очень маленький бюджет. Если раскрутка рассчитана на онлайн, то бюджет может составить 50 тысяч. Это, конечно, зависит, от того, какую аудиторию вы хотите привлечь. В данном случае мне кажется, это вполне подъемная сумма для хорошего кейса.
М.Спиридонов: Что конкретно ты предложила бы делать на эти деньги?
А.Попова: Надо смотреть задачи журнала: бизнес-журнал, развлекательный журнал или журнал о машинах.
М.Спиридонов: Развлекательный журнал.
А.Попова: Я предполагаю, что можно 100% работать с социальными сетями, можно писать на Хабре, можно вести бизнес-блог этой компании. Если он рассчитан на массовую аудиторию, можно сразу создавать партнерку, чтобы они к какому-то веселому контенту могли приобщить журнал на нормальных партнерских условиях. Я думаю, что сумма будет меньше 150 тысяч.
М.Спиридонов: Я с тобой не соглашусь. Это может дать какой-то эффект, если у тебя будет невероятно талантливый маркетолог с колоссальным опытом работы с социальными сетями, в том же Хабре, потому что качественно вести бизнес-блог так, чтобы сообщество его поднимало, читало, комментировало, переходило на этот проект – задача не из легких. В социальных сетях договариваться уже не просто, можно либо эти голоса покупать прямо или косвенно, либо чем-то ярким очаровывать. Тогда люди будут ставить ссылки или название в своих статусах..
А.Попова: У нас очень большое количество народа, и мы этот механизм изучали. Если ты пообещаешь, что самая активная аудитория будет появляться, будет являться гуру проекта или будет являться избранной, то всё будет хорошо, потому что народ тяготеет к закрытым коммьюнити и избранности. Это сложно, я и не говорю, что это легко. Маленький бюджет обязывает быть очень эффективным, креативным. Все распространенные рекламные компании (SEO, нагон аудитории) – это тухляк, потому что процент отказа будет порядка 90. Зачем это нужно?
М.Спиридонов: Ilya Vassilevsky спрашивает: «Знаете ли вы какой-нибудь язык разметки или программирования?».
А.Попова: Я читала этот вопрос. Честно скажу, я спросила у своих программистов. Сама я знаю PHP и Ruby. Я знаю, что Look at me написан на Ruby, наш сайт на PHP. Мы хотели переходить на Ruby. Больше я не знаю, хотя они мне перечисляли.
М.Спиридонов: Знаешь названия или умеешь программировать?
А.Попова: Когда-то меня на журфаке учили программировать на PHP. Умничать не буду, я не смогу сейчас это сделать, разве что по книжке или под руководством программиста.
М.Спиридонов: Bohdan Vorona спрашивает: «Чем отличается интернет-продюсер женщина от интернет-продюсера мужчины?»
А.Попова: Ничем, потому что интернет-продюссер – несуществующая сфера. Когда я говорю, что я интернет-продюсер, это означает лишь то, что я делаю большое количество проектов.
М.Спиридонов: Следующий вопрос от Дмитрия Белова. Каковы планы по развитию онлайн-школы для стартаперов?
А.Попова: Выход на международный рынок. Я об этом договорилась уже и скоро сообщу, постфактум, как мы это сделали, чтобы не балаболить заранее. Мы будем проводить офлайн-встречи с очень крупными компаниями. Я тоже скоро об этом сообщу. Это не будет похоже на кемпы, Startup Weekend, это будет школа, обсуждающая факапы и пути выхода из них.
М.Спиридонов: Тебе это нужно для того чтобы укрепить свой статус эксперта и зарабатывать всё больше и больше тысяч как консультант.
А.Попова: Нет, мне это нужно для того чтобы развивать желание людей работать в этой сфере, чтобы у меня появлялись проекты лучшего качества, чтобы я могла в них вкладываться и получать большую отдачу.
М.Спиридонов: Ты сама вкладываешься в проекты?
А.Попова: Да, вкладываюсь.
М.Спиридонов: Какими суммами примерно?
А.Попова: До 30 тысяч долларов.
М.Спиридонов: На построение прототипов?
А.Попова: Да. Я очень люблю стадию A, но ты понимаешь, какие там нужны деньги.
М.Спиридонов: Pavel спрашивает: «Почему до сих пор нет единых стандартов в сфере ИТ для государственных информационных систем?». Это, скорее, риторический вопрос, но всё же.
А.Попова: Это очень серьезный разговор. Нет очень четкого понимания, кому и зачем это нужно, и есть разрозненные представления того, как будет эффективнее. В ближайшее время, я полагаю, они будут разработаны. Какие они будут, я пока не могу сказать.
М.Спиридонов: Вопрос от Николая Федорова. Особенности интернет-продюсирования? Что это? Попса в интернете? Что за персонаж «Интернет-продюсер»?
А.Попова: Я тебе сказал, что его не существует. Интернет-продюсер – любой человек, который делает что-то свое или раскручивает что-то чужое, но с точки зрения бизнеса достаточно эффективно. Это человек, который может идеально собирать команды, идеально видеть ниши, который должен быть мобильным, понимать, где оказия, как ее изменить и который понимает методологию маркетинга: какие есть варианты, как их можно применять, где найти людей. Я считаю, что интернет-продюсеров сейчас много, но ниши нет, потому что нет правил. В России есть такая фишка, что каждый интернет-продюсер становится генеральным директором проекта. Тогда ты уже не продюсер, ты лицо, обремененное должностью, от тебя многое зависит с точки зрения оперативного управления, и это немного портит сферу. Поэтому в большинстве своих проектов я не являюсь оперативным управляющим. Мне кажется, это делает проекты более эффективными.
М.Спиридонов: Хорошо. Сейчас новости недели.
НовостьВ скором будущем в Рунете появится реестр граждан, задолжавших государству. С инициативой создания такого ресурса выступил главный судебный пристав России Артур Парфёнчиков. По его словам в настоящее время решается, делать ли эту базу открытой. Если доступ к ней ограничат, ознакомиться с информацией о невнесенных административных платежах можно будет, введя паспортные данные или ИНН. Пилотные проекты нового сервиса уже тестируются в Екатеринбурге и Перми.
М.Спиридонов: Как относишься к такого рода инновации? Мне кажется, довольно пикантная информация может вылезти.
А.Попова: Пикантная, потому что есть закон о защите персональных данных, который эта инициатива может нарушать. Эти данные можно открывать только после судебного решения. Я считаю, что такая база нужна, хотя недавно я сама от налоговой получила большое письмо о том, что я должна им 1500, потому что я не оплатила транспортный налог. Я против того, чтобы огромный пласт личной информации был открытым.
М.Спиридонов: Хорошо. На очереди следующая информация.
НовостьПрезидент России Дмитрий Медведев, зарегистрированный в сервисе микроблогов Twitter под ником KremlinRussia, добавил в свою френд-ленту Антона Носика, известного в Сети под ником Долбоед. Кроме сообщений Антона Носика глава государства читает, например, записи Барака Обамы, Арнольда Шварценеггера и премьер-министра Канады Стивена Харпера.
М.Спиридонов: Была довольно забавная история. Вроде он вначале зафолловил, потом разфолловил, потом снова зафолловил, на что реакция господина Носика была такова: «Раз зафолловил меня президент, пускай и денег даст на операцию «Девочки»». В общем, он довольно разумно воспользовался подобного рода возможностью пропиарить собственный фонд, который занимается благими делами.
А.Попова: Я слышала реакцию из разряда «А что надо быть Антоном Носиком, чтобы тебя зафрендил Дмитрий Анатольевич?». Я считаю, что вся активность вокруг того, за кем следует президент, надуманная, потому что нам нужна открытая информация с одной стороны. Если вдруг президент будет за всеми следовать, и будет ответная реакция на любой пост, это будет странно. Будет казаться, что они ничем не занимаются, кроме посиделок в Твиттере. По-моему, реакция абсолютно верная.
М.Спиридонов: Да. На самом деле любопытна история с Твиттером президента, поскольку он всё больше становится гламурным. Мне так кажется, но я могу ошибаться. Это особенно заметно в последнее время, когда появилось немало записей, касающихся чисто личной жизни. В одну запись, касающуюся его проведения лета, вкралась опечатка, потом его же ирония на этот счет. Видела эту историю?
А.Попова: Нет, эту историю я не видела. У нас скоро будет ряд конференций, на которых мы будем обсуждать электронных чиновников и, в частности, у нас будет эксперт, который будет рассказывать про Твиттер-аккаунт президента. Мы посчитали, что стратегия адекватна западной, но поведение в российском Твиттере немного отличается от поведения в Твиттере вообще. Я обожаю не KremlinRussia, а KermlinRussia. То, что происходит на KermlinRussia мне кажется фейком, который та же администрация делает. Это шикарное подспорье.
М.Спиридонов: Да, там блистательный юмор. Кстати, по поводу господина Медведева и его позиции относительно публичности и Путина любопытно высказался в своем посте Андрей Рябых, известный как интернет-буржуй. Это мой хороший знакомый, и я его читаю. Он неожиданным образом проанализировал поведение нашей правящей верхушки с точки зрения Юнга. У Юнга, как известно, есть несколько архетипов, на которые он делит людей. Есть архетипы героя, славного малого, любовника и так далее. Господ Путина и Медведева он точно охарактеризовал: Путин – герой и правитель, а Медведев – исследователь и славный малый. Они очень хорошо друг друга дополняют. Андрей рассуждает в своем посте, что эта схема очень красиво выстроена. Видимо, думающие люди с точки зрения психологии, пиара выстраивали эту схему. Последние записи в Твиттере и в его блоге, мне кажется, свидетельствуют об этом.
А.Попова: Ты хочешь, чтобы я это прокомментировала?
М.Спиридонов: Мне любопытно, что ты думаешь на этот счет.
А.Попова: Я думаю, что тактика Медведева рассчитана на более молодую аудиторию. Она частично отличается от тактики Владимира Владимировича.
М.Спиридонов: Я бы сказал, сильно отличается.
А.Попова: Я считаю, что частично. Они выражают определенные позиции. Если Владимир Владимирович говорит, что он не пользуется сотовым телефоном, потому что он работает, и не подходит к интернету – это не выражение позиции. Позиции по определенным вопросам у них должны сходиться. Архетипы Юнга – это замечательно, я абсолютно согласна с тем, что они могли бы быть, но я думаю, что славный малый – не совсем верное описание, потому что, если анализировать все посты Медведева, видно, что он очень четкий: он пытается делать всё, о чем говорит. Проблема заключается в реализации на уровне менталитета нашей страны, задержек и так далее.
М.Спиридонов: Царь хороший, бояре плохие.
А.Попова: Я так не говорю: и бояре нормальные, и царь нормальный. Проблема в том, что они не знают систему, а ее надо делать.
М.Спиридонов: Тогда другая фраза «Велика страна наша, но порядка нет, так нет». Мне было любопытно, как ты выскажешься, ты высказалась корректно. Сейчас о том, какая инициатива появилась у Яндекса.
Новость25 октября поисковик «Яндекс» запустил собственный сервис для заинтересованных в трудоустройстве — «Яндекс.Работа». Теперь основную информацию о вакансиях в своём регионе соискатели могут увидеть непосредственно в результатах поиска. Сервис функционирует как агрегатор предложений от нанимателей и способен отбирать те, что соответствуют определенным параметрам. Данные Яндекс получает со специализированных порталов, посвященных трудоустройству.
М.Спиридонов: Я не знаю, насколько будут хороши перспективы. Это разговор чисто о бизнесе, отойдем от политики. Учитывая то, что сложилась репутация таких монстров, как Headhunter, Superjob, Rabota.Mail.ru и так далее, инициатива Яндекса найдет своего потребителя? В массовом смысле, не 20-30 тысяч человек, а глобально?
А.Попова: Я недавно слушала твой выпуск с Яндексом. Я уловила там одну мысль, что, всё, что они делают, они делают методом проб и ошибок, поэтому я считаю, что Headhunter и остальные сервисы поиска работы как существовали, так и будут существовать, потому что у них есть хороший бренднейм, но единый агрегатор на любом рынке в любой нише всегда начинает работать. Если у тебя есть одна точка входа, где ты можешь найти всё, то понятно, что ты будешь этой точкой входа пользоваться. Как Яндекс собирается это монетизировать, я не знаю. Никаких сильных грешностей я не вижу, и нарушения конкурентной среды рынка тоже нет.
М.Спиридонов: Мне кажется, что всё, что не касается поиска, Яндекс делает прекрасно, чистенько, грамотно, но это не становится массовым. Например, Мой Круг – отличная деловая сеть, но не массовая. Взять Блогхостинг Я.ру, всё прекрасно, но, учитывая возможности, которыми обладает Яндекс с точки зрения привлечения аудитории, результаты невелики, если не сказать, скромные. Не находишь?
А.Попова: Я пользуюсь Моим Кругом, Я.ру я не пользуюсь. Наверное, это не массовый проект. В интервью было сказано, что им можно и нужно развиваться, потому что они делают массу ошибок, и эти ошибки должны ими изучаться. Я стою на позиции, что поисковик, как поисковик уже не актуален, поэтому дополнительные сервисные проекты необходимы и нужны. Как они это делают, зависит от того, насколько рынок к этому готов. Очень часто Яндекс может формировать на рынке какие-то определенные подходы или ниши. Я всё время изучаю Яндекс и думаю, как они это сделали, почему это не пошло, почему это могло бы пойти. Если бы это был Гугл и это была бы не наша страна, а Китай, Индия или Штаты, то было бы всё иначе. Когда я думаю, почему было бы иначе, и прихожу к единственному ответу «потому что у нас аудитория находится в сыром состоянии, это желейное состояние формируется в определенные стратегии поведения, но довольно медленно». Может, поэтому проекты не настолько успешны, насколько хотелось бы.
М.Спиридонов: Напоследок об альянсе Яндекс и Facebook.
НовостьКомпании «Яндекс» и Facebook заключили договор о сотрудничестве. По соглашению между ними информация из международной социальной сети будет использоваться сервисами российского поисковика. На главной странице Яндекса можно будет установить виджет Facebook, а с помощью службы мгновенных сообщений «Я.Онлайн» узнавать о новых уведомлениях сети. Кроме того, данные Facebook будут использоваться в яндексовском поиске по блогам. В частности, российская сторона получила доступ к информации о свежих записях на публичных страницах сети Facebook.
М.Спиридонов: Практически не одна программа не обходится без упоминания о Facebook. Как ты относишься к нему? Будет Facebook в России первой социальной сетью или нет?
А.Попова: Думаю, что первой не будет, одним из лидеров будет.
М.Спиридонов: Вконтакте останется первым?
А.Попова: Если Facebook захочет задавить Вконтакте, то он это сделает. Вопрос с контентом, потому что очень многие люди пользуются Вконтакте из-за музыки, видео и так далее. Вконтакте недавно объявил о большой программе по борьбе с пиратским контентом. Я не уверена, что это шаг в пользу Вконтакте. Я помню выступление Цукерберга, когда он говорили о Facebook. Мне он показался милым мальчиком, который хорошо говорит. Я его нашла за кулисами, подошла и говорю: «Марк, мы в России хотим, чтобы у нас было что-то подобное». Тогда не было такой дикой популярности у Вконтакте, Одноклассников. Социальные сети еще несильно были развиты, он мне дал свою визитку, сказал, что Россия – это хороший рынок, что туда уже сейчас нужно входить, потому что, если они что-то упустят, то им потом будет сложно. Я недавно вспоминала эту фразу. Если бы Facebook вышел на 8 месяцев раньше, то тактики и стратегия были бы другими. Я сама пользуюсь Facebook, и мне он очень нравится. Я даже перестала залазить на Одноклассники, Вконтакте. Мне кажется, что сервис сейчас популярен исключительно за счет той аудитории, которая там есть.
М.Спиридонов: Напоследок еще одна новость, которую хотелось бы обсудить. Она касается письма президенту Медведеву, которое написали люди, имеющие отношение к IT (инициатива экспертной группы «Теглайн»), с обращением касательно льготной 14%-ной ставки. Слышала об этом?
А.Попова: Да.
М.Спиридонов: Так вот, там шла речь о том, что 16 октября президент подписал закон о введении льготной 14%-ной ставки страховых платежей во внебюджетные фонды для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий. Там стояло ограничение: штат организации должен быть от 51 человека. В письме писалось о том, что в IT-компаниях, как правило, штат – 10-30 человек. Они обратились с просьбой о том, чтобы они пересмотрели это число и привели его к реалиям сегодняшнего рынка. Как думаешь, каковы перспективы этой инициативы? Будет ли реакция президента на это письмо?
А.Попова: Я думаю, реакция будет, потому что сейчас активно обсуждается эффективность чего-либо. Я думаю, это достаточно нормальный подход. Я абсолютно согласна, что штат IT-компаний в среднем, 15-25 человек. Я думаю, что президент и экономический блок это понимают. Вполне вероятно, что на это последует нормальная реакция.
М.Спиридонов: Твой прогноз: президент отреагирует, и правка насчет количества людей в штате компании будет внесена?
А.Попова: Я думаю, что, если это экономически сочтется обоснованным, а оно должно быть обоснованным, то правка будет внесена. Я не могу прогнозировать действия нашей власти, но я вижу, что экономическое обоснование очень существенное, не заметить его было бы странным.
М.Спиридонов: Хорошо. На этом будем заканчивать. Алена, спасибо большое за то, что нашла время пообщаться.
А.Попова: Тебе спасибо, что позвал.
М.Спиридонов: Я думаю, что для многих ты представала в несколько ином образе, поскольку твой образ многогранный. Есть ли что-то, чем ты бы хотела закрыть программу или будем заканчивать традиционно? Есть какое-то обращение, которое ты бы хотела донести до слушателей сегодняшнего выпуска?
А.Попова: Да, у меня есть обращение. Во-первых, следует участвовать в идеях по отношению к электронному правительству непредвзято, потому что это, прежде всего, нужно нам с вами. Я пропагандирую исключительно гражданский проект, а не государственные инициативы. Я рада своей интернет-аудитории. Если кто-то хочет как-то поучаствовать в развитии школы стартаперов, друзья, я вас очень жду. Я считаю, что есть люди намного умнее меня. Таких людей я просто обожаю! Я считаю, что с ними надо чаще общаться, поэтому обращайтесь! Тебе, Максим, огромное спасибо! Наконец-то ты меня позвал, я всё ждала, когда это случится.
М.Спиридонов: И это случилось! Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", наша гостья интернет-продюсер и веб-эксперт Алена Попова. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!