М.Спиридонов: Добрый день, коллеги. Сегодня 3 ноября 2010 года. В эфире 72-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". Меня зовут Максим Спиридонов. Информационную поддержку программы оказывает деловой сайт Forbes.ru. Cегодняшний выпуск выходит при поддержке компании «Рентсофт». «Рентсофт» делает легальный софт доступным. На сайте «Поподписке.ру» любой пользователь может приобрести привычные программы по схеме ежемесячной подписки. Например, антивирус можно подключить по цене от 49 рублей в месяц, а пакет из 100 игр от компании Alawar — за 300 рублей в месяц. Любое новое направление человеческой деятельности, любая новая отрасль экономики начинается с того, что в нее приходят энтузиасты-практики. Эти люди путем эксперимента исследуют новое для себя поле, рождают новые идеи и проекты и реализуют их. Постепенно, по мере развития отрасли, из числа практиков выделяются те, кто способен не только действовать в новой среде, но и более или менее доходчиво рассказать об этом. Они становятся первыми теоретиками отрасли – теми, кто систематизирует, объясняет, раскладывает по полочкам то, что практики нашли методом проб и ошибок. Последние годы, как мне кажется, Рунет из состояния зарождения и первичного бурного роста переходит в состояние более спокойного развития. И всё более заметными становятся теоретики, стремящиеся осмыслить и упорядочить информацию о той новоявленной интернет-среде, которую мы получили на сегодня. Следующий за осмыслением шаг, который многие из них делают – это рассказ о сделанных выводах и проведенном анализе на конференциях и семинарах. И, наконец, логичное завершение этих действий – преподавание, воспитание новых поколений как практиков, так и теоретиков. Сегодня у нас в гостях, как мне кажется, именно такой человек – экс-директор по исследованиям Mail.ru и совладелец агентства «НЛО Маркетинг» - Федор Вирин. Федор, приветствую.
Ф.Вирин: Привет.
М.Спиридонов: Федор, ты как, пожалуй, никто из наших с тобой коллег, много выступаешь на конференциях, преподаешь в ВУЗах. Зачем тебе это? Почему тихо и спокойно не заниматься руководством, каким-нибудь своим или чужим веб-бизнесом и там зарабатывать деньги на свой бутерброд с икрой?
Ф.Вирин: Во-первых, мне это нравится. Это, наверное, самое главное. Я предпочитаю заниматься теми вещами, которые мне нравятся. Я занимаюсь такими проектами, которые мне интересны и которые мне симпатичны. Преподавание – то, что у меня получается, доклады у меня получаются, и я получаю от этого много удовольствия. Во-вторых, это очень приличный капитал. Когда я выступаю на конференциях, рассказываю о своих проектах, то мне гораздо легче привлекать интересных людей в свои проекты в качестве сотрудников, партнеров, собеседников, критиков, клиентов. В этом плане выступление на конференциях и преподавание в том числе очень хорошо окупается.
М.Спиридонов: В итоге, это контакты, и, в конечном счете, бизнес?
Ф.Вирин: Да, конечно.
М.Спиридонов: Для того чтобы познакомить тех немногих, кто незнаком с твоей персоналией, сейчас будет досье. Прежде скажу о том, что «Рунетология» выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ».
ДосьеФедор Вирин родился 8 декабря 1975 года в Москве. В 2003 году окончил факультет социологии, психологии и менеджмента Московского социально-педагогического института, в 2004-м стал выпускником факультета экономики и права Московского государственного педагогического университета. С 2000 по 2005 год работал в компании SpyLog, с 2002-го — в должности исполнительного директора. С 2005 по 2010 год — директор по исследованиям компании Mail.ru. С 2009 февраля по июль 2010 года — управляющий партнер инвестиционного фонда AddVenture. С 2009 года — совладелец агентства интернет-маркетинга «НЛО Маркетинг». Летом 2010 года основал компанию GetFriday, предлагающую услуги личных ассистентов. Эксперт по маркетингу в цифровых средах и социальных медиа. Преподает в ряде вузов, включая Государственный университет управления. Увлекается походами. Женат, отец двоих детей. Живет и работает в Москве.
М.Спиридонов: В походы куда ходишь?
Ф.Вирин: В последний раз был на Кавказе.
М.Спиридонов: Это полноценные походы, то есть рюкзак, палатки, спальник и так далее?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: На сколько обычно ходишь?
Ф.Вирин: На 2 недели. Обычно я хожу на пару дней в начале лета и на пару недель в конце.
М.Спиридонов: Здорово. Ты по образованию далек от Веба или, по крайней мере, прямо с ним не соприкасался? Как ты оказался в интернете?
Ф.Вирин: Я хочу сказать, что наши коллеги немного напутали. У меня 3 образования. 1-ое – педагогическое (социология), то, чем я во многом занимаюсь. Это исследования, маркетинг. Социология в качестве базы хороша. Второе образование – полиграфическое. Оно с Вебом достаточно тесно пересекается.
М.Спиридонов: Полиграфическое в каком плане? Дизайнер?
Ф.Вирин: Нет, общая полиграфия. Из полиграфии я и пришел в Веб в 1998-ом году. Тогда мне нужно было полиграфическое образование. Также у меня есть экономическое образование MBA.
М.Спиридонов: MBA ты проходил, будучи веб-менеджером?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: Есть 2 мнения насчет MBA: о пользе и вреде. Как ты считаешь, тебе оно что-то принесло, помогло тебе погружение в студенчество, будучи взрослым человеком?
Ф.Вирин: Я преподаватель не государственного университета управления, я преподаватель Высшей Школы Экономики, в первую очередь, и немного Академии народного хозяйства. Что касается MBA, самое главное, что дает MBA – связи, контакты и возможность посмотреть на мир глазами коллег и глазами преподавателей. В этом отношении даже в России есть неплохие MBA, как бы скептически мы к ним не относились. В этом отношении несколько интересных контактов MBA мне дал, хотя мог бы дать гораздо больше.
М.Спиридонов: Где ты заканчивал MBA?
Ф.Вирин: Синергию в Плехановском институте. Я преподаю на MBA для IT-директоров. Я вижу состав людей, который у меня учится: это технические директоры крупных компаний. Им друг с другом интересно. Они в процессе обучения получают больше знаний друг от друга, нежели от преподавателя. Преподаватель задает структуру. Им интересно меня слушать, для некоторых из них это очень важно. При этом они, послушав меня, собираются, обсуждают, кто-то имеет в чем-то опыт, кто-то нет, они еще раз переваривают case. Обычные очные студенты так не делают, потому что они не работают с тем, что я им преподаю, они только готовятся работать. MBA-щики это всё знают. Я им просто рассказываю какие-то особенности, которых они не знают. Они их могут очень быстро переварить, и завтра же использовать то, что они сегодня вечером от меня услышали. В этом и заключается ценность MBA. Выбор MBA определяется именно тем, кто учится с тобой в одной группе, кто учится с тобой на потоке.
М.Спиридонов: То есть, может повезти, а может не повезти?
Ф.Вирин: Нет, надо просто смотреть, кто учился на потоке в прошлом и позапрошлом году. Это является главным критерием выбора MBA везде: не только в России, но и за рубежом. MBA в России и MBA на Западе построен совершенно по-разному: в России это система обучения по вечерам, на Западе ты 2 года учишься в Кампусе и не работаешь. Это разные подходы, разные результаты и разные мироощущения от обучения.
М.Спиридонов: Действительно это 2 состояния души: когда ты работаешь и учишься по вечерам; когда ты выключаешься из работы и уходишь в беззаботное студенчество, находишься в нем, варишься, получаешь знания и получаешь отдых от работы.
Ф.Вирин: Совершенно верно. Это нужно делать в тот момент, когда у тебя есть наработанный кусок, и тебе нужно его переварить.
М.Спиридонов: Мог бы ты дать какие-то рекомендации? Мне кажется, что вечернее обучение в своей стране могло бы быть полезно для людей в возрасте 27-30 лет.
Ф.Вирин: Я бы сказал, что 33-38, может, даже старше, а оторванное обучение в возрасте 27-35 лет.
М.Спиридонов: Мне кажется, 30-35. Когда ты успел несколько лет поработать (7-10), уже успел от чего-то устать, какой-то опыт получить, какие-то шишки набить, тогда и стоит на 2 года вырваться в другую страну.
Ф.Вирин: Сложно дать рекомендации. В Западном MBA я не учился, но мне кажется, что вечерний MBA подходит для более взрослой аудитории.
М.Спиридонов: Ок. Давай вернемся к разговору о твоей карьере. Ты из полиграфии пришел в Веб?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: Какая была твоя первая должность в интернете, и что это был за проект?
Ф.Вирин: Это была студия производства сайтов, которая существует и сейчас, называется она InfoDesign, и у нее было несколько крупных проектов, в том числе банк «Никойл», который сейчас называется банком «Уралсиб». Это очень интересная студия, они тогда многое делали на Windows-платформе, чего никто делал. Я там занимался интернет-маркетингом. Моя должность называлась «Менеджер по интернет-маркетингу». Кроме меня этим никто не занимался, собственно, я его создавал для клиентов компании.
М.Спиридонов: Ты создавал его, имея представление об этом?
Ф.Вирин: Да, конечно. К моменту моей работы там я 2 года вел сайт, который сейчас не существует. У меня была рассылка на Subscribe с 15 или 20 тысячами пользователей. По тем временам это было много. Там я публиковал переводные статьи про интернет-маркетинг, собственные размышления и наблюдения, много статей про статистику. Грубо говоря, их было 2 в неделю+рассылки с новостями – большой новостной поток.
М.Спиридонов: Страсть к анализу у тебя была с тех пор?
Ф.Вирин: Страсть к анализу была с рождения, она генетически передается, никуда не деться. В InfoDesign меня пригласили. С 1998 года я ни разу не искал работу, она всё время искала меня – это моя небольшая гордость. Я работал в InfoDesign 1,5 года и делал много интересных вещей, например, занимался оптимизацией в 1999 году. У нас был клиент – эксклюзивный продавец Samsonite – компания «Робинзон». Она очень ловко находилась по слову «чемоданы» во всех поисковых машинах.
М.Спиридонов: Ты занимался поисковой оптимизацией?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: Каковы были главные правила оптимизации в 1999 году?
Ф.Вирин: Ссылочного ранжирования не было, а всё остальное было. Ссылочная масса появилась чуть позже. Она появилась в 2001 или 2002 году.
М.Спиридонов: Это было главной фишкой Гугла, по-моему, они с этим и вышли в 1998.
Ф.Вирин: Может быть. Главное, что у Яндекса тогда этого не было. Честно говоря, я сейчас точно не помню, но оптимизировал я в основном словами, текстами. Оптимизировать тогда было легче, потому что слова «оптимизация» не существовало. Даже в западной литературе оно появилось позже. Какая-то конкуренция была, но она была невеликой. Кроме этого, я тогда занимался тем, что сейчас называется Social Media Marketing. Я сочинял анекдоты, запускал их в рассылки, у нас был клиент, который продавал бассейны (тогда они стояли несколько тысяч долларов). Сейчас мы говорим об этом со смехом, но тогда это были безумные деньги. Они выделяли какое-то количество денег на маркетинг, мы делили эти деньги на ту часть, которая точно продаст им один бассейн, а с остальной частью экспериментировали. Я, например, сочинял анекдоты про бассейны и запускал их в Subscribe. Они тоже продавали неплохо, некоторые из них потом мне возвращались. Также мы экспериментировали с форумами, еще что-то делали. Тогда было поставлено много экспериментов на разных клиентах: что-то было удачно, что-то нет. В целом, было интересно ставить эксперименты на живых бюджетах, на технологиях, которые тогда никто не применял и на технологиях, о которых тогда никто не говорил.
М.Спиридонов: Ты делал это самостоятельно, или была какая-то команда?
Ф.Вирин: Не было никакой команды, я делал всё самостоятельно.
М.Спиридонов: Судя по тому, что ты рассказал, в 2000 году тебе пришло предложение от SpyLog.
Ф.Вирин: Да. Мы говорили о том, чтобы проводить совместные исследования, а они мне предложили работать у них, и я согласился. Тогда я организовывал отдел исследований в SpyLog.
М.Спиридонов: В те времена SpyLog казался достаточно серьезным монстром. Так оно и было? Это была компания с хорошим финансированием и опорой на чьи-то плечи?
Ф.Вирин: У компании было финансирование, по тем временам очень приличное. В тот момент, когда я туда пришел, в компании работало больше 50 человек.
М.Спиридонов: Очень солидно для интернет-компании того времени.
Ф.Вирин: Почти все были разработчиками. Это мощный технологический стартап.
М.Спиридонов: При этом он практически ничего не зарабатывал, верно?
Ф.Вирин: Вообще ничего не зарабатывал. Я запустил коммерческие исследования, в этот момент и начали потихоньку продавать счетчик. Это случилось весной 2001 года.
М.Спиридонов: Кто же волок его инвестирование?
Ф.Вирин: Я не имею право об этом говорить. Я хочу сказать, что это непрофессиональные инвесторы, непрофессиональные интернет-инвесторы, это инвесторы, которые вложили в основателя SpyLog какое-то количество денег. На рынке их никто не знает.
М.Спиридонов: Я правильно понимаю, что постепенно с аналитической должности ты переключился на практические функции исполнительного директора?
Ф.Вирин: Деньги кончились, случился кризис dotcom. Тогда акционеры решили, что им нужно срочно зарабатывать деньги, они сместили бывшее руководство SpyLog, в этот момент я и стал исполнительным директором, видимо, по принципу «больше некому». Я занимался антикризисным управлением SpyLog несколько лет. Это была довольно сложная задача: у SpyLog было много долгов, SpyLog был серьезно убыточным. Грубо говоря, он зарабатывал вдвое меньше, чем тратил, были большие расходы на серверы, хостинг, каналы и персонал. Долги были сопоставимы с годовым оборотом, насколько я помню. Эту проблему я решил за год и пару месяцев.
М.Спиридонов: То есть, вышли в окупаемость?
Ф.Вирин: В окупаемость я вышел сразу, потому что у меня не было внешнего финансирования.
М.Спиридонов: Каким образом? Ты уволил кого-то?
Ф.Вирин: Я уволил кого-то, я договорился с хостингами, каналами, сократил какие-то издержки. Я рефинансировал все долги, договорился о реструктуризации всех долгов. В первый же месяц я вышел в 0. Других вариантов у меня не было, иначе бы мне пришлось не платить зарплаты. Важно было отдать долги, что мы и сделали за год.
М.Спиридонов: Сильно.
Ф.Вирин: Дальше я занимался SpyLog, занимался попытками поднять SpyLog: что-то получалось, что-то нет. Самый удачный проект, который мы запустили в 2003 году – семинары SpyLog. Тогда никто не проводил семинары. Они были очень успешными.
М.Спиридонов: В чем была их прелесть?
Ф.Вирин: Они были первыми, это были семинары по аналитике и рекламе. На эти семинары мы приглашали лекторов. Сейчас их сотни, тогда были мы, и одновременно появился Ашманов. Семинаров не было, а голод на них был.
М.Спиридонов: Вы обучали людей из отрасли или приглашали внешних?
Ф.Вирин: Из отрасли. Программа курса, которая у меня сейчас в Высшей Школе Экономики (программа переподготовки) – логичное продолжение. Я 7 лет занимаюсь обучением людей. Специалистов нет, все не знают, что делать, всё делается методом проб и ошибок. Первый семинар стоил около 10 тысяч. На него набилось порядка 80 человек, при этом мы закрыли регистрацию, потому что у нас не хватило зала.
М.Спиридонов: В 2005 году ты исчерпал себя и параллельно получил предложение от Mail.ru?
Ф.Вирин: Да, в 2005 году Дмитрий Гришин позвал меня в Mail. Мы довольно долго это обсуждали, я месяцев 5 уходил из SpyLog. Так получилось, потому что надо было передать дела. Компания тогда готовилась к продаже. Меня пригласили на должность директора по исследованиям.
М.Спиридонов: Должность была создана под тебя, как я понимаю?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: В чем заключались твои задачи? Как они менялись в процессе твоей жизни в Mail, были ли какие-то корреляции? Поскольку должность новая и созданная специально для приходящего сотрудника, возможно, что функции и обязанности плавали по ходу работы.
Ф.Вирин: Конечно. Задача – сделать внутренние и внешние исследования. Есть исследования, которые нужны компании для развития: исследование собственной посещаемости, собственной статистики, исследование отдельных проектов, исследование конкурентов, исследование зарубежного опыта, исследование стратегии того или иного проекта – это то, что было нужно на старте. Внешним эффектом этого проекта стал Stat.Mail.ru – публичная статистика компании Mail.ru. Тогда мы договорились с Яндексом о том, что мы измеряем одно и то же. Цифры, которые публиковал Яндекс на Stat.Yandex.ru и цифры, которые публиковал Mail на Stat.Mail.ru – цифры, посчитанные по единой методике. Нам важно было понимать, как мы соотносимся. Я считаю то, что мы сделали публичную систему, принятую на рынке, которая позволяла показывать статистику – это большой успех. Мы понимали, что эти системы синхронизованы. Кроме всего, это технически очень сложная задача. Даже в 2005 году Лог-файлы Мейла занимали несколько десятков гигабайт. Этот объем нужно было обработать. Это технически непростая задача. Потом появилась еще задача выступать от имени Мейла. Я уже тогда был достаточно известным докладчиком, много выступал (в год несколько десятков публичных выступлений, в том числе лекций). Для Мейла это было важным, потому что количество докладчиков на момент моего прихода в Мейл было очень небольшим, в отличие от Яндекса, где было около 15 докладчиков.
М.Спиридонов: Получается, что ты сильно сменил профиль работы. Если ты был управленцем в SpyLog, причем антикризисным управленцем, то здесь ты снова вышел в амплуа аналитика-исследователя, то есть теоретика, так?
Ф.Вирин: И так, и не так. Антикризисное управление – временная штука. Нельзя сказать, что она фантастически интересна. Я понимаю, как это делать, но интереснее не заниматься антикризисным управлением, а развиваться и развивать то, что вокруг тебя. Аналитика исследования и публичная деятельность для этого подходит гораздо больше. Есть какая-нибудь задача, например, нужно развивать какой-то проект внутри Мейла, и нужно понять, как он будет развиваться, как развиваются аналогичные проекты на Западе, какие варианты развития у него есть, и пытаться это каким-то образом проверить и воплотить. Воплощение – это не моя задача, но общение с воплотителями – важная для меня задача.
М.Спиридонов: В общем, ты выполнял функцию исследователя-гуру, который являл тренды, предсказывал направления ветра и расположение звезд в будущем интернет-бизнеса?
Ф.Вирин: Это очень отдаленно.
М.Спиридонов: Я рисую образы с некоторой долей юмора, но, по сути, ты занимался тем, что рассказывал управленцам различных проектов о том, что будет, о том, как ты видишь конкурентную среду, о том, что являет собой аналитика и исследования в научном смысле.
Ф.Вирин: В какой-то степени да. Довольно быстро появилась необходимость и понимание того, что в компании нужно заниматься маркетингом, нацеленным на профессиональную аудиторию. В компании есть отдел маркетинга (на тот момент его возглавляла Анна Артамонова), который занимался работой с аудиторией портала, то есть с пользователями. Он привлекал новых пользователей, и это очень важная работа. Много людей этим занималось. Но это только одна сторона, потому что у рекламной площадки две целевые аудитории. Первая – это те люди, которые приходят на портал, а вторая целевая аудитория – это те люди, которые покупают рекламу, которые являются партнерами портала, которые работают с ним, поставляют ему информацию. Ими никто не занимался. Методология воздействия на них – в первую очередь, конференции и издания. В этот момент я взял на себя конференции. Этот пласт лежал, никем не востребованный, и я его себе забрал.
М.Спиридонов: Задам наивный вопрос, поскольку его ответ очевиден. Зачем пиариться Мейлу или любому другому крупному холдингу на профессиональных тусовках? Для того чтобы создавать кадровый резерв?
Ф.Вирин: Это во-первых. Когда я пришел работать в Мейл, мне говорили: «Ты чего идиот что ли? Кто идет в Мейл работать? Это же ненормальная компания». Когда я ушел из Мейла, меня спрашивали: «Зачем я ушел из такой крупной, крутой и чудесной компании?». На самом деле, это означает, что если у компании на рынке плохая репутация, то людей, которые пойдут работать в эту компанию, надо стимулировать только деньгами. Это значит, что один и тот же человек для Мейла стоит разных денег. На момент моего прихода такой человек стоил относительно рынка дороже, а это экономика. Что сейчас делает Гугл? Они на это тратят много денег, и это целенаправленная, хорошо отработанная программа. Они делают компанию мечты, все хотят работать в Гугле. Это означает, что они могут прийти в Microsoft и сказать: «Ты, ты и ты, пойдем. Вы нам нужны». Люди безропотно отрывают попы со стульев и идут в Гугл на меньшую зарплату.
М.Спиридонов: У них меньше зарплата?
Ф.Вирин: В разных странах по-разному. Microsoft платит конкурентную зарплату, если говорить про американский рынок. Гугл конкурирует с Microsoft на рынке труда не на уровне цены, а это мечта и задача любого маркетолога – выйти за ценовую конкуренцию. Как только мы конкурируем по цене, мы демпингуем. Рамблер попытался это сделать в предпредыдущем менеджменте. Они поперекупали специалистов по очень высокой цене, в итоге они покупали специалистов вдвое дороже рынка. Какая компания это выдержит?
М.Спиридонов: Не хватило материи и духа, денег было не достаточно?
Ф.Вирин: Наверное. Это очень важная история, с которой нужно работать. Компания должна быть привлекательной с точки зрения потенциальных сотрудников. Для этого нужно работать с ВУЗами, работать на конференциях, выставках, работать через периодическую печать. Часть из этой работы делал мой отдел. Есть еще рекламодатели, которые должны понимать, что полезно и круто рекламироваться в Мейл.ру. Во-первых, никто не знает инструментов. Сейчас Mail имеет огромный инструментарий для рекламы, никто его не знает. Во-вторых, все считают, что Mail.ru – площадка, на которой непонятно, что делают люди, а Mail.ru – это вторая по размеру площадка в Российском интернете. Это всё нужно как-то показывать. Когда человек думает о том, где бы ему сделать имиджевую рекламу в интернете, он должен сходу идти в Mail. Это работа, которой занимался мой отдел.
М.Спиридонов: Это получается? Мне кажется, что, если говорить об имидже, то это, скорее, Яндекс.
Ф.Вирин: Нет. Не только имиджевую, но и товарную, торговую – любую рекламу сейчас размещают на Мейле. Рекламная компания без Мейла у крупных рекламодателей уже непредставима.
М.Спиридонов: Извне есть такое ощущение, что последние 1,5-2 года Mail сильно рванул, что после 1-2-ой врубили 5 скорость. Огромное количество кадровых перестановок, приход в Mail большого количества новых менеджеров. Из заметных людей, пожалуй, ты один ушел, остальные приходят: Берегулина из Битрикса, Мартынов пришел на Почту, госпожа Бруковская стала вице-президентом по маркетингу. Что-то случилось 1.5-2 года назад? Это было чем-то инициировано или просто настал этап, когда началось ускоренное развитие? Действия Mail стали, позволю себе заметить, более агрессивными, последовательными? Можно вспомнить, когда год назад в презентациях Mail из рассказа о поиске пропало указание Яндекса. Что произошло?
Ф.Вирин: Это произошло года 3 назад, потому что некоторые изменения должны накопиться прежде чем они будут видны. Когда я пришел, Mail рос уже гораздо быстрее, чем рынок, тогда Mail обогнал Рамблер. Мало кто помнит, что Рамблер был вторым, а когда-то первым, но в 2005 году Mail обогнал Рамблер по посещаемости, а в 2006 году далеко ушел в отрыв. Просто сейчас мы этого не помним, но Mail уже тогда стремительно развивался. Просто тогда в головах людей он был далеким, хотя он был уже третьим, а-то и вторым. В 2007 году Mail стал более заметным, про него стали больше говорить. Здесь я могу себя погладить по голове: до моего прихода в Mail он вообще не выступал на конференциях, с моим приходом он стал выступать на конференциях 50 раз в год.
М.Спиридонов: Это всё из-за тебя?
Ф.Вирин: Конечно, нет. Над этим работала огромная команда (200 человек), сейчас над этим работает 1500 человек, но какой-то вклад я внес. Про Mail стали больше говорить, Mail стали больше видеть, Mail стали больше отмечать.
М.Спиридонов: Внутри компании что-то сменилось?
Ф.Вирин: Поменялся офис. Был маленький офис, который находился в чудесном месте (на Пушечной улице). Как сказал Миша Козлов: «Только такая компания, как Mail, может позволить себе офис на Красной площади». У нас был офис программистов на Улице Десятилетия Октября, на Никольской, это соседнее здание с ГУМом, и были разбросанные тесные маленькие офисы, которые не позволяли набирать народ, но 3 года назад мы переехали в большой просторный офис, и это позволило быстро набирать народ. На самом деле, это сыграло какую-то роль. Пространство для роста определило возможность убыстрения этого роста.
М.Спиридонов: На Ленинградский проспект переехали, да?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: Буквально сегодня я выложил в блоге подробную фото-экскурсию о походе в офис Mail. Его по просьбе пресс-службы проводили для меня с коллегами.
Ф.Вирин: Только на пятом этаже были?
М.Спиридонов: Нет, на 5 и 6.
Ф.Вирин: На самом деле, Mail занимает 1,3,5 и 6 этажи и собирается дальше расти.
М.Спиридонов: Скажи, пожалуйста, когда всё растет, и ты не в конфликте с управлением Mail, почему (особенно учитывая то, что впереди IPO) ты ушел?
Ф.Вирин: 5 лет – это много. У меня накопилось желание делать свои проекты. Я многое сделал в Мейле, но в какой-то момент я понял, что то, что я делаю, идет по кругу. Оно становится больше, шире, интереснее, но оно идет по кругу. В тот момент, когда я понял, что оно идет по кругу, я захотел чего-то нового.
М.Спиридонов: Это во многом желание менеджера и мужчины прийти к чему-то своему, к какому-то своему предприятию?
Ф.Вирин: Это заблуждение. Я недавно беседовал со своим другом-заказчиком. Он владелец собственного, уже совсем немаленького бизнеса, но поскольку он офлайновый, то считается маленьким, но по интернет-меркам он огромный. Он мне сказал, что его всё это замучило. Я ему сказал, что он сам это выбрал, и уволиться нельзя. Возможностей для роста в крупной компании, тем более такой быстрорастущей как Mail, много. Их намного больше, чем в маленькой компании, но в какой-то момент я их исчерпал. Мне хочется заняться теми проектами, которые Мейлу неблизки и неинтересны, а мне интересны. Как я уже говорил, я люблю заниматься проектами, которые мне интересны. В какой-то момент я решил, что мне пора заниматься своими проектами.
М.Спиридонов: Кстати, любопытный вопрос, который, возможно, зреет в головах многих слушателей. По деньгам ты потерял в ежемесячном доходе?
Ф.Вирин: Конечно, я потерял. У меня была совсем немаленькая зарплата, сейчас я ее не получаю.
М.Спиридонов: Какая?
Ф.Вирин: Не скажу.
М.Спиридонов: Хорошо. Я посмотрел на твоем сайте твой календарь – довольно плотный график у тебя.
Ф.Вирин: Это не мой график. То, что ты видишь на сайте, который я никак не могу доделать, это график конференций, который мой секретарь делает для того чтобы люди им пользовались.
М.Спиридонов: У тебя есть секретарь?
Ф.Вирин: Конечно, есть. У меня есть целый сервис секретарей на час.
М.Спиридонов: У тебя есть личный секретарь или как?
Ф.Вирин: Да, потому что у меня много работы, и она работает у меня 40 часов в неделю. Это отраслевой календарь, в котором указаны все конференции, семинары и событии, которые происходят в отрасли.
М.Спиридонов: Возможно, стоит его отдельно пиарить, потому что там собрана информация о всех событиях отрасли. Я сейчас приехал в Москву и озадачился вопросом «Куда походить?». Есть какие-то заметные события, о которых не знать невозможно, типа Ашмановской конференции, Премии Рунета, но, возможно, есть какие-то более мелкие события, о которых узнать не так просто. Сводный календарь, который их учитывает – штука полезная.
Ф.Вирин: Я же еще соучредитель IAB .Россия – Interactive Advertising Bureau. Европейский IAB по моей просьбе собирает наиболее интересные конференции по всему миру по этой тематике. Я надеюсь, что они появятся в ближайшее время. Сейчас, например, в Нью-Йорке проходит ключевая американская конференция по интерактивной рекламе, есть интересные французские конференции. В общем, есть пара десятков интересных конференций во всём мире, на которые стоит ездить, потому что мы не обособлены, есть очень интересные вещи, которые мы не видим и не знаем, но которые нужно знать.
М.Спиридонов: Чтобы закрыть тему Мейла, ответь на вопрос. По прошествии почти полугода после ухода с Мейла какие выводы можно сделать? Ты не жалеешь о том, что ушел? Может, это был слишком смелый шаг, и стоило подождать?
Ф.Вирин: Нет. Если я вдруг пожалею о том, что ушел, можно поставить крест на всём, что я делаю. Я делаю то, что мне интересно. У меня офис в центре города, я задолбался ездить на аэропорт. Мне очень нравится то, что я делаю. Я этим занимаюсь примерно 26 часов в сутки. Сейчас рядом сидит моя жена, которая готова меня убить, потому что я сейчас записываю эту программу вместо того, чтобы делать что-то другое. Я занимаюсь тем, что мне интересно, и у меня это получается.
М.Спиридонов: Сейчас на часах 00.18 (ночь на четверг).
Ф.Вирин: Предпраздничный день (смеется).
М.Спиридонов: Ок. Офис какой компании находится в центре? Нло-маркетинг?
Ф.Вирин: Я все свои компании свез воедино, потому что всеми компаниями я занимаюсь одновременно. Мне очень удобно, что они находятся в одном офисе. К сожалению, я не уверен, что этого офиса хватит на следующий год, но я буду стараться, чтобы они жили вместе. В основном, это, конечно, Нло-маркетинг – это самая большая компания из всех, которые у меня сейчас есть (почти 20 человек). Я докладывал на конференции «Digital Brending» про очень интересный проект: мы сделали платформу внутри социальных медиа для нашего крупного клиента – платформу, когда клиент непрерывно взаимодействует с целевой аудиторией – несколькими сотнями и тысячами человек, которые постоянно общаются с брендом. Такие проекты есть, и компания сейчас очень активно развивается.
М.Спиридонов: Для того чтобы понимать, Нло-маркетинг – услуги в области комплексного интернет-маркетинга, верно? Или это социальные медиа?
Ф.Вирин: Конечно, мы умеем делать всё, мы умеем разрабатывать Digital-стратегию, но то, что мы в основном делаем – это социальные медиа, потому что сейчас это наиболее интересная и быстроразвивающаяся отрасль.
М.Спиридонов: Какие-то наиболее удавшиеся case можешь рассказать?
Ф.Вирин: То, что я рассказывал – case для Adidas Performance, для одежды, которая подходит для тренировок. Представь себе одежду для тренировок, для спортсменов, которая стоит несколько десятков тысяч. Для них мы сделали платформу для общения с целевой аудиторией на несколько сотен тысяч человек. На этой платформе мы проводим рекламные компании их новых коллекций, новых предложений для каких-то событий. Это очень интересный case. По-моему, он уже выложен у нас на сайте, его можно посмотреть. Если я не забуду, то после праздников я его выложу в свой блог. Мы много занимаемся управлением репутацией: мы мониторим то, что происходит вокруг компании, вокруг тематики и реагируем на это от имени компании, создавая репутацию эксперта на этом рынке, мониторим то, что говорят клиенты о компании и работаем с этими клиентами, причем как с положительными, так и с отрицательными отзывами. Это делается для того чтобы увеличить лояльную аудиторию.
М.Спиридонов: Поговорим о том, что касается социальных медиа. Сейчас на рынке много компаний, которые заявляют о собственной готовности и способности делать это, а на поверку они оказываются довольно неумелыми. Я не раз встречался с ситуациями, когда за сотни тысяч рублей, а порой и больше, создается 2-3 сообщества, в которых пара сотен участников, и всё это называется социальной активностью и преподносится как нечто инновационное и очень успешное. Можно ли распознать такие компании и как? Как ты относишься к этому буму и спекуляции на этом буме?
Ф.Вирин: От спекуляции никуда не деться, потому что любая быстрорастущая отрасль обрастает, пионеров много. На этом рынке действующих компаний совсем немного. Я люблю коллективную деятельность и выстраивание рынка, я умею это делать, и в начале лета я собрал агентства, которые действительно что-то делают на этом рынке – их оказалось 6, одно не пришло, поэтому всего 7. Таким образом, компаний очень немного, они все публичные, у каждой можно спросить 2-5 case и увидеть, чего стоит та или иная компания. Рынок достаточно созрел для того чтобы довольно легко мочь распознать, кто работает, а кто нет.
М.Спиридонов: Видимо, крупных компаний немного, но я знаю много мелких компаний, которые также предлагают такие услуги и делают это с разной степенью качества.
Ф.Вирин: А еще есть компании, которые создают сайт за 5 тысяч рублей. Они прекрасно работают, они называют себя Веб-студиями. Я не люблю перемещаться на своей машине, поэтому я обычно хожу пешком, а вечером поднимаю руку и ловлю такси. Меня недавно подвозила машина, на борту которой было написано «Сайты за 5 тысяч рублей».
М.Спиридонов: Водитель рассказывал о том, как делаются сайты?
Ф.Вирин: Я у него спросил об этом. Он мне сказал, что все делают сайты за 30-50 тысяч рублей, а зачем их делать за 30-50, если их надо делать за 5. Я сказал: «Ок, флаг тебе в руки».
М.Спиридонов: В социальных сетях какое ты видишь будущее? Куда двинется главный тренд? Кто станет крейсером, главной ведущей площадкой? Станет ли им Facebook, как это было во многих странах мира? Сможет ли он обогнать ВКонтакте?
Ф.Вирин: Я думаю, что довольно скоро не будет всего того, что мы знаем, потому что Веб и, в первую очередь, социальный веб очень быстро перемещается в мобильные. Foursquare, который в России очень быстро растет, вообще не используется на стационарных устройствах (ноутбук я тоже называю стационарным устройством, как бы смешно это не звучало). В Твиттере, в котором мы многое публикуем, 70% сообщений пишется с мобильных устройств. Все телефоны, смартфоны, которые сейчас выпускаются, имеют встроенный виджет Facebook, который позволяет его читать с экрана в дороге, и люди этим очень активно пользуются. Социальный веб очень быстро перемещается в телефоны и планшеты, популярность которых будет довольно быстро расти. Книжки будут сращиваться с планшетами, появятся 2 немного разных устройства. Грубо говоря, книжки получат свойства планшетов, а планшеты – свойства книжек. Вопросы «Кто будет главной платформой? Что будет больше?» немного лишены смысла, потому что ситуация будет другой.
М.Спиридонов: Насколько другой?
Ф.Вирин: Совсем другой. Когда они приходят к мобильным устройствам, это совершенно другое. Я провожу опрос, я спрашиваю человека: «Ты пользуешься мобильным интернетом?». Он отвечает, что не пользуется. Потом спрашиваю: «Ты почту с мобильного проверяешь?». Он говорит, что проверяет. Спрашиваю: «А ты мессенджер с мобильного проверяешь?», ответ: «Да».
М.Спиридонов: Он пользуется мобильным интернетом.
Ф.Вирин: Мы с тобой знаем, что он пользуется мобильным интернетом, а он этого не знает. Я на днях в Facebook положил ссылку о том, что Facebook на прошлой неделе в России рос быстрее, чем в любой другой стране мира (+136 тысяч пользователей).
М.Спиридонов: С чем ты это связывал?
Ф.Вирин: Я думаю, что большое значение играет фильм. Он дает представление людям о том, что это такое. Мы не можем себе представить мир, в котором никто не знает, что такое Facebook. На самом деле, многие люди не знают, что это такое, не придают этому значение. Facebook сильно укрепит свои позиции за счет фильма, который сейчас выходит.
М.Спиридонов: Только ли Facebook выиграет? Я сегодня смотрел фильм.
Ф.Вирин: Выиграет, в первую очередь, он.
М.Спиридонов: Также выиграют ВКонтакте, Одноклассники, Мой мир.
Ф.Вирин: Выиграют в гораздо меньшей степени, в несопоставимо меньшей степени. В первую очередь, потому что их позиции в России очень сильны, а позиции Facebook в России очень слабы, и люди будут туда переходить. Тем более что на сегодняшний момент активность в Facebook очень высока, но надо сказать, что фраза «Я сегодня посмотрел во ВКонтакте Социальную сеть» расхожа в Рунете.
М.Спиридонов: Забавно. Давай перемещаться дальше. На очереди у нас небольшой блиц-опрос. Я прошу тебя отвечать на вопросы, составленные нашей редакцией, по возможности лаконично, коротко, «Да» или «Нет», если возможно. Потом мы перейдем к вопросам слушателей, которые были собраны в моем блоге и на Facebook в анонсе программы. Итак, блиц. Какие иностранные языки ты знаешь?
Ф.Вирин: Английский.
М.Спиридонов: Твой первый самостоятельный заработок?
Ф.Вирин: Я пропалывал кормовую свеклу в деревне, когда учился в школе, тогда я заработал 15 рублей. Это было много.
М.Спиридонов: Чудесно. Надо сказать, что у меня был такой же первый заработок в летнем трудовом лагере. Едем дальше. Брать на работу друзей в твоих правилах?
Ф.Вирин: Нет. Я несколько раз пренебрег этим правилом, всегда жалел.
М.Спиридонов: Боролись ли в Mail.ru с использованием сторонних почтовых сервисов сотрудниками?
Ф.Вирин: Нет. Будучи в Mail.ru, я был зарегистрирован почти во всех почтовых сервисах и все активно использовал для того чтобы понимать, как они устроены.
М.Спиридонов: Что в Рунете сложнее всего измерить?
Ф.Вирин: То же, что и не в Рунете. Хороший человек или плохой.
М.Спиридонов: Степень лояльности, наверное.
Ф.Вирин: Степень лояльности и степень приверженности брендам довольно легко измерить.
М.Спиридонов: В каких единицах?
Ф.Вирин: Лояльность измеряется опросами, вводится шкала, и это несложно. Для этого существуют специальные социологические маркетинговые методики, которые просто рунетчики не знают, потому что этот рынок никогда не занимался маркетингом, а занимался IT. Дело в том, что сейчас многие приходят и говорят, что они делают брендинг через социальные медиа. Как его можно померить? Звучит ответ, что его нельзя померить. Это неправда. Брендинг отлично измеряется, не измеряется рекламный бюджет, который отпускается на социальные медиа брендами. Когда мы говорим, что мы померяем эффект от размещения в интернете, если у нас на 150 миллионов наружки и телека и на 3 миллиона интернета, Это неправда, потому что мы ничего не померяем, хотя технологии измерения есть. Они все давно изучены и все используются. Мы не сможем выделить 3 миллиона, которые выделены на интернет из 150 миллионов рекламной компании, поэтому это вопрос доли бюджета. Это часто спрашивается и считается, что это нельзя померить. Неправда, это можно померить, и это несложно сделать.
М.Спиридонов: Вопросы блица закончились. Перейдем к вопросам слушателей. Все вопросы не буду задавать, потому что многие из них были озвучены в нашей беседе. Магистр спрашивает: «Скажите, какие веб-проекты стоит открывать на данный момент, и что сейчас и в недалеком будущем будет хорошо востребовано, на Ваш взгляд?».
Ф.Вирин: I-commerce, мобильные, геосервисы.
М.Спиридонов: I-commerce в широком смысле? То есть, продажа чего угодно?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: Andrey Bloschetsov спрашивает: «Как Вы считаете, может ли открыть собственный веб-проект бывший наемный разработчик?»
Ф.Вирин: Да, и таких примеров много.
М.Спиридонов: Это, скорее, риторический вопрос. Gavaiskij спрашивает: «На кого стоит равняться, чтобы чувствовать тренд? На Запад или на Восток?». Наверное, на Запад. Я думаю, что ответ логичен. Если считать, что Запад – это США и Западная Европа.
Ф.Вирин: Смотря в чем. Точно не надо равняться на Японию.
М.Спиридонов: Почему?
Ф.Вирин: В Японии по-другому устроен интернет, и по-другому устроены мобильные. Там 75% пользователей интернета пользуются мобильным интернетом, в Штатах 33 или 38%.
М.Спиридонов: Это означает то, что Япония ушла дальше?
Ф.Вирин: Нет, они по-другому устроены. Это долго объяснять, но интернет гораздо больше сращен с мобильными устройствами, и люди немного по-другому его используют. Если посмотреть на бюджет времени, который человек проводит в интернете, то в Японии он делится по-другому. Китай очень интересен. Если говорить об играх, то, наверное, стоит смотреть на Китай. Если говорить об электронной коммерции, то, наверное, стоит смотреть на Европу, а на Китай в меньшей степени. В Китае сильна AliBaba, и это отдельная интересная история. Компания, которая не прозвучала в моем послужном списке, Data Insight – компания, которую я организовал вместе с Борисом Овчинниковым – очень известным аналитиком Рунета, с которым мы вместе работали в SpyLog и сделали много интересных проектов. Эта компания занимается исследованием электронной коммерции, в первую очередь, и немного исследованием рекламы. Мы погружались в эти рынки, и самый интересный феномен в Китае – AliBaba, если не считать игры.
М.Спиридонов: AliBaba, насколько я помню, это площадка коммуникаций между западным и китайским бизнесом.
Ф.Вирин: Нет, это площадка электронной коммерции. Там много разных бизнесов, там есть аукционы, магазины. Если говорить о мобильных устройствах, то надо равняться на США. В разных сегментах разные лидеры, разные интересные тренды, на которые можно смотреть. Если хочется на что-то ровняться, то нужно видеть весь спектр. Тем более, сейчас через Google Translator читать японские и китайские сайты очень просто.
М.Спиридонов: Возможно, но автоматический перевод – это не то, что нужно.
Ф.Вирин: Он отлично работает, особенно если переводить не на русский, а на английский. Не надо пытаться китайский язык переводить на русский, надо переводить на английский, и всё будет хорошо.
М.Спиридонов: Ок. Коротко вставлю ремарку насчет ориентации на Европу. В Германии, которую я более или менее знаю с точки зрения веба, поскольку я постоянно читаю немецкие блоги о стартапах и веб-технологиях. Там, как и у нас есть присказка «Ничего, что мы постоянно копируем у Штатов? Ничего у нас своего и нет». Мне показалось, что смотреть на Германию – ведущую страну Европы, странно, поскольку они сами ссылаются на то, что зачастую являются клонами Соединенных Штатов. Maxim Kulish просит назвать счетчики посещаемости веб-сайтов, которым Вы доверяете? Как мы знаем, на тему российских счетчиков веб-сайтов возникали дискуссии на уровне самых известных менеджеров Рунета, когда они обвинялись в том, что в коде находятся страшные вещи. Ты кому доверяешь?
Ф.Вирин: Я не говорю о том, чтобы чему-то или кому-то доверять. Поскольку я хорошо знаю, как устроены счетчики, то я понимаю, где они могут лажать. Я стараюсь сравнивать несколько счетчиков. Счетчики очень далеко продвинулись за последние несколько лет. Тот же счетчик Мейла, который я рулил какое-то время, будучи в Мейле, умеет читать Соцдем, он берет эти данные из почты. Счетчик Liveinternet отлично считает, и им удобно пользоваться. Счетчик Google лажает со страшной силой, и это проблема, потому что многие рекламодатели равняются на него. Когда я получаю проектную экспертизу, зачастую единственный счетчик, который стоит – Google Analytics.
М.Спиридонов: Ты первый, от которого я слышу такие жесткие слова насчет Гугла. На чем ты базируешься?
Ф.Вирин: На анализе разных счетчиков. Он часто лажает.
М.Спиридонов: Насколько?
Ф.Вирин: На много, причем в разные стороны. Ошибка в 30-40% - это норма.
М.Спиридонов: Кошмар!
Ф.Вирин: Может быть всё хорошо, но я всегда стараюсь проверить эту статистику. Технологически самый лучший и самый точный счетчик из тех, что я видел – счетчик, который стоит в основе панели TNS. Тот счетчик, который сейчас стоит на порталах и проектах, немного по-другому сделан, там есть несколько интересных технологических особенностей, которые мне нравятся. На Мейле разница 1,5%, а на сайте в 10 раз меньше этой разницы нет, потому что она проявляется только на больших порталах.
М.Спиридонов: Какая погрешность на Li.ru? Есть расхожее мнение, что 10-15%. Ты согласен?
Ф.Вирин: У всех счетчиков такая погрешность. Эту цифру и я называл в свое время. Дело в том, что часть статистики теряется по дороге, 10-15% - нормальная величина.
М.Спиридонов: То есть, Liveinternet и TopMail теряют 10-15%?
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: И только бестолковый Google Analytics до 30-40%?
Ф.Вирин: Нет, бестолковый Google Analytics может терять 10-15%. Он удобный, красивый, сам движется, сам что-то делает, но он может терять 30-40%. Если дублем не стоит другой счетчик, то это никак не отловить. В этом и заключается проблема. Счетчики, которые мы все сейчас используем, всем хороши, но счетчики на Западе шагнули намного дальше. Они позволяют считать среднюю финансовую отдачу от одной страницы.
М.Спиридонов: Из области маркетинга и конверсии?
Ф.Вирин: Да, это то, что нужно. Сейчас в Data Insight будем пробовать внедрять эти показатели внутри России, потому что основные клиенты – I-commerce. Как в любом ритейле, когда вопрос маржинальности единицы процентов (в рекламе маржинальность десятки процентов), считается каждый переход.
М.Спиридонов: Я понял тебя. Сейчас поговорим о новостях недели.
НовостьИнтернет-реклама обещает стать вторым по масштабу рекламным рынком в России. В III квартале текущего года в Рунете на рекламе было заработано 7,3 миллиарда рублей. По объемам выручки интернет-реклама почти догнала рекламу наружную и публикуемую в печатных СМИ. Темпы роста в данном сегменте гораздо выше, чем в прочих: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, они составили 40,4%. В то же время «наружка» прибавила 28,6%, печатные СМИ — 8,3%.
М.Спиридонов: Будет в интернете то, что обещал герой фильма «Москва слезам не верит» одно телевидение кругом? Заберет ли интернет все рекламные бюджеты?
Ф.Вирин: Нет, не заберет. Во-первых, есть много бюджетов, которые всё равно останутся. Телевидение еще очень долго будет оставаться существенным каналом для рекламы.
М.Спиридонов: Насколько долго, как ты думаешь?
Ф.Вирин: Годы.
М.Спиридонов: В итоге они должны слиться? Телевизор (он же компьютер) будет давать как вещательное видео, так и интерактив, то есть будет единый медиа-центр.
Ф.Вирин: Да. Тогда мы будем записывать рекламу в телевидении внутри рекламы в интернете.
М.Спиридонов: Наверняка в ток-шоу будут вставляться какие-то интерактивные баннеры, на которые можно будет кликнуть.
Ф.Вирин: Конечно. Еще я хочу сказать, что газеты и журналы сейчас переходят на планшеты и смартфоны. Скоро планшеты будут активно вытеснять телефоны. Ситуация будет аналогична ситуации с электронными книжками. Они появились очень давно, но внезапно обнаружилось, что в этом году в России продано полмиллиона книжек – это было неожиданно.
М.Спиридонов: Все говорят о планшетах в то время, как только iPad заметен.
Ф.Вирин: Будут еще десятки планшетов, и iPad не будет главным. Сегодня пришла новость о том, что у Андроида 44% в Штатах. Скорее всего, то же самое произойдет с iPad, потому что 2 устройства против 200 устройств не играют. Nokia это доказала довольно давно. Сейчас все издания очень активно выходят на смартфонах и на планшетах. Вставляемая к ним реклама приписывается к интернет-рекламе, хотя это реклама в изданиях.
М.Спиридонов: Происходит конвергенция по всем фронтам.
Ф.Вирин: Они превращаются во что-то другое – в то, что мы пока не видели.
М.Спиридонов: Сейчас перейдем к очередной инициативе государства в интернете.
НовостьНачинающие бизнесмены смогут отправлять уведомления об открытии бизнеса через интернет — на сайте Gosuslugi.ru. Нововведения вступят в силу в 2011 году. Предприниматели, заводящие свое дело, смогут направлять уведомления о начале предпринимательской деятельности через портал «Госуслуги.ру» или через сайты Роспотребнадзора, Ространснадзора, Федерального медико-биологического агентства в зависимости от специфики своего бизнеса. Также из списка документов, которые необходимо предоставить для начала предпринимательской деятельности, исключили копии свидетельства о постановке на учет в налоговых органах и выписки из реестров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.
М.Спиридонов: Что мне нравятся во всех известиях с государственных фронтов в области Hi-Tech – это то, что потихоньку, но всё-таки пытаются наши чиновники приходить к более юзабельной, более человечной и более понятной схеме взаимодействия с бизнесом.
Ф.Вирин: Я хочу сказать, что они очень далеко продвинулись. Я прямо или косвенно завязан на паре проектов в качестве консультанта, и я вижу, насколько далеко они продвинулись. Конкретно по этой новости я ничего не знаю, потому что сегодня я ее читал, но я не знаю, какие виды бизнеса можно открывать в уведомительном порядке. Есть список из 45 видов, который я не видел. Мне кажется, что там нет ничего такого, на что стоило бы обратить внимание, поэтому я думаю, что больше слов, чем дела. Я хочу сказать, что вчера помощники секретарей с почасовой оплатой выполняли задание одного из клиентов – они выясняли список его долгов государству (налоги, штрафы). Оказывается, почти всё можно посмотреть через интернет. Они прислали ему список тех мест, где они могут посмотреть эту информацию. Где-то они могли посмотреть эту информацию по данным, предоставленным клиентом, где-то нужно было ввести больше данных. Оказывается, почти всё можно посмотреть через интернет – это удивительно.
М.Спиридонов: Как ты считаешь, такие действия со стороны государства связаны с тем, что у нас продвинутый президент, или они эволюционным путем идут, и пошли бы так, если бы президент был менее приверженным к высоким технологиям?
Ф.Вирин: Я считаю, что интерес Медведева спровоцировал моду и спровоцировал рвение чиновников в этом направлении, и это очень хорошо. Мне это очень нравится. Кто будет контролировать инновации, тот в фаворе государства. В итоге, все пытаются делать инновации: ни у кого нет проектов для инноваций, но у всех есть деньги на инновации. «Принесите нам инновацию, мы вам дадим денег». Это дает простор, но это не лечит ключевых проблем, к сожалению: проблем организации бизнеса в стране, проблем персонала, проблем взаимодействия с чиновниками и так далее. Тем не менее, это облегчает жизнь. Ты называешься инновационным проектом, тебя сразу все начинают любить, и жизнь становится чуть легче.
М.Спиридонов: Хорошо. Дальше о жизни в жанре микроблоггинга.
Новость2 ноября сервис Twitter начал тестировать рекламу, которая будет отображаться в лентах его пользователей. Рекламу теперь видят пользователи Twitter-клиента HootSuite. Пока не говорится, когда ее покажут остальным владельцам аккаунтов сервиса. Как сообщается в официальном блоге Twitter, даже не все пользователи HootSuite увидят рекламу. Пока авторы проекта отрабатывают выдачу объявлений, в том числе их таргетирование.
М.Спиридонов: Мне кажется, Твиттер чуть ли не последние из Могикан, которые еще определяются с моделью собственной монетизации. Не знаю, появятся ли когда-нибудь такие монстры, которые долгое время существуют вне бизнеса, как говорит герой Марка Цукерберга в фильме «Это просто круто, и это важно, а реклама потом, потому что реклама – это не круто». Твиттер просто крутой, и всем классно, потому что он есть. Нереально круто иметь в нем аккаунт, а как заработать на нем деньги не особо волнует его создателей пока, по крайней мере. Потому что запас веры инвесторов высок и высок запас финансовой прочности с точки зрения полученных инвестиций. В итоге, они, наверное, будут через рекламу монетизироваться. Или ты видишь другие пути?
Ф.Вирин: У Твиттера есть возможность монетизироваться иначе, но они ей, видимо, уже не воспользуются. Дело в том, что они существуют на мобильных устройствах, а они легко позволяют получать деньги (премиум смс, использование того или иного клиента). Значит, рекламная модель будет иметь место быть. С другой стороны, есть еще и пользовательские платежи, которые они ни разу не пробовали. Например, «Я хочу быть самым крутыми Твиттерянином».
М.Спиридонов: Или promoted-аккаунт.
Ф.Вирин: Promoted-аккаунт уже есть. Он недавно тестировался на Западе, когда справа в окне появляются рекомендуемые аккаунты.
М.Спиридонов: Ок. Напоследок поговорим об инициативе еще одного западного сервиса на русском рынке.
НовостьКомпания Yahoo пришла на российский рынок. Долгое время муссировались слухи о запуске русской версии почтовой службы Yahoo, и, наконец, компания приняла решение о более масштабном развитии в России. 2 ноября открылась русская версия поискового портала. На сегодняшний день она включает поисковый сервис, почтовую службу, сервис прогноза погоды и агрегатор социальной активности Pulse. Поиск наряду с прочим ведется по картинкам и новостям. Yahoo предоставляет пользователям не ограниченный по вместимости ящик и поддерживает вложения объемом до 25 мегабайт.
М.Спиридонов: Очень точный комментарий на этот счет был на Roem.ru «Чистенько, но бедненько». Ты видел, как выглядит русский Yahoo?
Ф.Вирин: Смешно выглядит. Я хочу сказать, что Mail поддерживает 30 мегабайт давным-давно. Google поддерживает 30 мегабайт давным-давно. Яндекс, кажется, тоже поддерживает.
М.Спиридонов: По поводу того, что происходит на Yahoo, всё понятно. Если они всерьез не сдвинутся, то это мертвая затея. Согласен?
Ф.Вирин: Там нет человека. На самом деле, всё определяется наличием человека, который здесь работает с этим. Этого человека нет, значит, нет работы.
М.Спиридонов: В Facebook не было человека до недавнего времени, не так давно там появилась девушка Екатерина.
Ф.Вирин: Она занимается развитием сервисов. Главное, что она делает это здесь.
М.Спиридонов: Но и до ее прихода Facebook достаточно энергично рос.
Ф.Вирин: Неправда, не рос он энергично.
М.Спиридонов: Рос.
Ф.Вирин: Нет. С момента появления российского офиса он вырос больше, чем за весь предыдущий период.
М.Спиридонов: Хорошо. Я хотел поговорить про Yahoo. В России пока искать им нечего, учитывая то, что наши гиганты выглядят очень развитыми монстрами. На Западе Yahoo помрет или нет? Бывший лидер – компания-знамя онлайн-революции середины 90-х сегодня находится в странном состоянии.
Ф.Вирин: Рамблер помрет или нет? Это вопрос, заданный 4 года назад, имел четкий и однозначный ответ «Если найдет, кто он такой, то не помрет». Рамблер за 4 года так и не нашел, кто он такой. Yahoo за последние несколько лет не может определиться, кто он такой.
М.Спиридонов: Он точно так же, как и Рамблер мечется.
Ф.Вирин: Я бы не сказал, что Yahoo мечется точно так же, как и Рамблер. Наверное, наоборот, потому что масштабы не сопоставимы. Yahoo – безликая история. Редизайны и последние изменения вида Yahoo еще больше скатывают его в безликую историю.
М.Спиридонов: В общем, ответ таков «Если не найдет, кто он такой, причем с заметной степенью персонификации, то потихоньку будет затухать, как Рамблер, так и Yahoo».
Ф.Вирин: Да.
М.Спиридонов: Хорошо. На этом новости кончились, и кончилось время нашей программы. Пора нам с тобой заканчивать. Спасибо тебе за то, что нашел время пообщаться.
Ф.Вирин: Спасибо тебе.
М.Спиридонов: Мы долго переносили время, в итоге разговаривали в ночное время. Однако, записали программу, что хорошо, поскольку люди ее ждут. Привет твоей жене! Вы, друзья, слушали эксперт-шоу "Рунетология", наш гость экс-директор по исследованиям Mail.ru и совладелец агентства «НЛО Маркетинг» Федор Вирин. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!