М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 17 декабря 2010 года. Вы слушаете 78-й выпуск эксперт-шоу «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов. Мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. И, как и в предыдущей Рунетологии напомню, что в моем блоге Spiridonov.ru проходит предновогодний конкурс для блогеров: «Ответь Спиридонову — выиграй MacBook!». Победителей ждут призы: Macbook Pro от компании «Мегаплан», Apple iPhone 4 от магазина желаний Wishop.ru, Apple iPad от Amiro.CMS, смартфон Samsung Galaxy S от сайта бронирования авиабилетов Aviasales.ru и смартфон HTC Desire от сервиса Купонатор.ру. О правилах конкурса читайте на Spiridonov.ru. Сегодняшняя программа необычна, хотя любой выпуск Рунетологии отчасти необычен. На эту программу меня натолкнули размышления о том, что последнее время постепенно тренд представления о том, кто же такие герои нашего времени сместился от околомузыкальной элиты в сторону предпринимательства, что не может мне не нравится, поскольку я являюсь таковым. Предприниматели – люди действия. Люди искусства тоже неплохи, но предпринимательство – это что-то, имеющее практический, в том числе и прагматический смысл. Если предприниматель – это герой нашего времени, то серийные предприниматели (те, кто создают несколько бизнесов подряд) – элита. Таких людей на виду немало. Из светил можно назвать Брэнсона, в России это Тиньков и другие менее заметные, но не менее удачливые предприниматели. Сегодня у нас в гостях серийный веб-предприниматель, совладелец сервиса «Подарки.ру», а ранее создатель и владелец Магазина горящих путёвок – Андрей Озолинь. Андрей, добрый день.
А.ОЗОЛИНЬ: Здравствуйте, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Считаете ли Вы себя серийным предпринимателем?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: В чем отличие, на Ваш взгляд, обычного предпринимательства от серийного? Какими качествами должен обладать человек, чтобы не просто развивать одну-две компании, а штамповать их с известной регулярностью?
А.ОЗОЛИНЬ: Хотелось бы говорить только о положительных качествах, но начну с отрицательного качества. Отрицательное свойство серийного предпринимателя – неготовность и психологическая неспособность долго удерживать внимание на одном проекте, склонность к переменам.
М.СПИРИДОНОВ: То есть теряется интерес?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, теряется интерес. Положительным аспектом является то, что каждый проект, в котором ты участвовал, дает некоторый опыт. Сопоставление опыта в разных приложениях – желательная часть для любого проекта. Это и есть компетенция. Когда в проекте участвует серийный предприниматель, шансы создать и развить проект выше, потому что опыт прежних неудач и успехов важен на начальной стадии жизни проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Мне нравится выражение о том, что серийный предприниматель уже знает, где разложены грабли, по которым идти не нужно, и помнит, как больно на них наступать.
А.ОЗОЛИНЬ: Согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Добавлю от себя, что хороший предприниматель не только помнит о граблях, но и не боится их. Он готов снова выдержать удар.
А.ОЗОЛИНЬ: Да, склонность к риску – свойство серийного предпринимателя.
М.СПИРИДОНОВ: Частенько бывает так, что получая этими граблями несколько раз, человек ломается. Для предпринимателя важно оставаться бойцом, даже 20-ый раз получив граблями по голове. Согласны?
А.ОЗОЛИНЬ: Согласен, но неплохо, когда между граблями какие-то подарочки есть.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько подарочков было в Вашем случае? Сколько было успешных проектов, которые удалось красиво монетизировать, продать?
А.ОЗОЛИНЬ: Есть проекты, которые сегодня живы. Проекты, из которых я вышел, приносили мне маленькую выгоду – таких около 5. Проект, который является флагманским в моей карьере – это сеть магазинов горящих путевок.
М.СПИРИДОНОВ: По рассказам, сделка составляла порядка 5-8 миллионов долларов, да?
А.ОЗОЛИНЬ: Я хотел продать за 8 миллионов, а продал за 5,5 100%. Моих там, конечно, не 100%.
М.СПИРИДОНОВ: А сколько Ваших было?
А.ОЗОЛИНЬ: Чуть больше 50%.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Об этом и многом другом мы будем говорить в сегодняшней программе. Сейчас скажу о том, что «Рунетология» выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». Сейчас досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеАндрей Озолинь родился 12 октября 1964 года в городе Иваново. После окончания восьмого класса пошёл в Суворовское училище, далее поступил в Киевское высшее инженерное радиотехническое училище, в группу «Прикладная математика». Окончил его в 1987 году. Служил в вооружённых силах. В 1990 году подал в отставку. Занявшись коммерцией, издавал рекламный еженедельник, затем газету «Деловой визит». Чуть позже открыл одноимённую туристическую компанию. В 1998 году основал «Магазин горящих путёвок» — сеть агентств, специализирующуюся на продаже дисконтных туров. Постепенно вывел на туристический рынок ещё ряд проектов. В 2006 году продал «Магазин горящих путёвок». В настоящее время является совладельцем проекта Podarki.ru. Также наряду с другой активностью в веб-бизнесе курирует интернет-направление в издательском доме «Тонкости продаж», в частности портал для туристов Tonkosti.ru и проект «Новости туризма в социальных медиа». Живёт в Италии. Женат. Отец двоих сыновей.
М.СПИРИДОНОВ: У меня сложилась цепочка, поправьте меня, если я ошибусь. В детстве и юности Вы хотели стать кадровым агентом, стали им, вскоре разочаровались в военной службе, пошли в коммерцию, занялись медийным бизнесом, стали издавать рекламный еженедельник. Затем перекочевали в туристический бизнес, с ним вышли в интернет, затем, продав Магазин горящих путевок, оказались в интернете, как таковом, и сейчас занимаетесь парой-тройкой проектов в области Рунета. Правильно?
А.ОЗОЛИНЬ: Уточню пару деталей. Военный выбор – это не мой выбор. В 14 лет я не мог осознанно выбирать. Семья была небогатая, был братишка младший, и надо было уйти. Мне повезло, что с 14 лет у меня был опыт руководства. Я был зам командиром взвода – у меня было 27 суворовцев в подчинении.
М.СПИРИДОНОВ: Это было в 14 лет?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Тогда длинные прически не носили, а я носил. Это было небольшой протестной формой, а командир любил нонконформистов и сказал мне, что я буду главным.
М.СПИРИДОНОВ: Забавно. То есть Вы в бизнесе проявляли себя как нонконформист?
А.ОЗОЛИНЬ: Я в принципе нонконформист – и в политике тоже. Я был сопредседателем Союза военнослужащих «Щит» в начале 90-х, когда формировалось протестное движение. В армии я занимал должность в четверке управления этой оппозиционной организации.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что Вас могло качнуть и в политику? Вы могли оказаться и там?
А.ОЗОЛИНЬ: Исключать такое не могу, но политика – это искусство согласований и искусство возможного, а в предпринимательстве я сам для себя главный. В политике ты вынужден действовать в рамках.
М.СПИРИДОНОВ: Для Вас важно, чтобы Вы были начальником и контролирующим звеном всего?
А.ОЗОЛИНЬ: Нет, не всего, а себя. Я хочу, чтобы меня никто не контролировал.
М.СПИРИДОНОВ: В одном из интервью Вы называете себя серийным предпринимателей и постановщиком брендов. До сих пор Вы применяете к себе второе определение?
А.ОЗОЛИНЬ: Громко. Это было журналистское определение, а не моя самоидентификация. В какой-то момент я читал довольно много литературы по брендингу, экспериментировал и сейчас я прекрасно понимаю, что правила брендинга в интернете отличны от оффлайнового мира. Я немного в теме.
М.СПИРИДОНОВ: Магазин горящих путевок – красивый бренд, четко и ясно передающий представление о том, что же получит человек, особенно учитывая то, что Вы открывали его в 1998 году – кризисном году, когда обывателю было важно экономить.
А.ОЗОЛИНЬ: Да, мой правый карман туроператорской фирмы горел, а левый карман зарабатывал. Был конфликт между правым и левым карманом. Прибегали менеджеры и говорили: «Надо, чтобы нас продавали! Деловой визит. Мы горим». Я тогда правильно развел эти бизнесы. В дальнейшем Деловой визит я передал в управление своему другу, к несчастью, покойному. Потихоньку эта фирма закрылась, хотя несколько лет она работала. Магазин горящих путевок получил необремененную обязательствами стартовую позицию и продавал не то, что выгоднее мне, а то, что выгоднее туристу, то есть это были самые дешевые предложения на рынке. Тогда же появилась идея мониторить рынок. Вначале мы мониторили факс-рассылкой, информировали точки факсом, потом подтягивался интернет, появился внутренняя котировочная система, и информирование точек у нас было налажено раньше, чем у конкурентов.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро появился интернет-бизнес на базе Магазина горящих путевок?
А.ОЗОЛИНЬ: Магазин горящих путевок и сегодня не стал интернет-бизнесом. Интернет в случае Магазина горящих путевок – это технологическое решение, которое позволяло лучше, чем любая другая структура на рынке держать продающие точки в курсе того, у кого и что выгоднее. Сегодня котировочная информация стала общедоступной. В этом смысле осведомленность точек не является уникальной для Магазина горящих путевок.
М.СПИРИДОНОВ: То есть интернет был скорее средой информирования, нежели бизнесом?
А.ОЗОЛИНЬ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Построен бизнес, как я понимаю, по схеме франчайзинга? Вы не столько сами открывали филиалы, сколько силами сторонних предпринимателей?
А.ОЗОЛИНЬ: Правильно. Вначале была смешанная модель. Когда у нас было 13 точек, управлять ими было сложно. Нужно было либо управлять точками, либо управлять брендом. Мы дешево продали эти точки своим же управляющим, и сеть стала на 100% франчайзинговой.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно.
А.ОЗОЛИНЬ: Управляющая компания смогла сохранить небольшую численность, что удобно для быстрого управления. Формировалась корпоративная культура быстрых действий. Управление брендом проходило комфортнее, нежели это происходило бы, если бы мы имели в своей собственности агентства.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально не было ставки на франшизу? Это решение пришло через какое-то время?
А.ОЗОЛИНЬ: Изначально был компромисс. В центре открывались мы сами, а в городах мы даже и не думали открываться, потому что там свои системы взаимоотношений между элитами, а туристы – это всегда элита, то есть люди, принимающие решения и обладающие ресурсами. В города войти с собственными точками не представлялось возможным.
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом вы входили?
А.ОЗОЛИНЬ: Сразу франшиза.
М.СПИРИДОНОВ: А где вы строили свои филиалы? В деревнях?
А.ОЗОЛИНЬ: Внутри Садового кольца. Свои точки мы открывали в центре.
М.СПИРИДОНОВ: То есть свои филиалы у вас были только в Москве?
А.ОЗОЛИНЬ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Любопытна поэтапная эволюция решений. Вы начали с одной точки, правильно?
А.ОЗОЛИНЬ: Мы начали с одной точки, и через несколько месяцев открыли еще одну и две по франшизе. За весну открыли еще 4. 22 июня 1998 года мы открылись, через год было 8 точек, из которых 4 в собственности, 4 – франчайзинговые.
М.СПИРИДОНОВ: То есть в самый сложный кризисный год вы довольно хорошо развивались, учитывая то, что это было развитием с нуля?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Инвестиции в МГП (Магазин горящих путевок) всего 15 тысяч долларов, дальнейшее развитие осуществлялось с реинвестированных денег. Я тогда отдавал долги, я принял их на себя, туроператорский бизнес был сильно рискованным, сложилось сразу несколько рисков, которые наложились на финансовый кризис, и образовались долги у принимающих фирм. Около 850 тысяч долларов я в течение нескольких лет вытаскивал как прибыль.
М.СПИРИДОНОВ: Как скоро пришло понимание того, что проще будет отдать все точки во франшизу и заниматься управлением бренда?
А.ОЗОЛИНЬ: Много обстоятельств повлияло на это, в том числе обстоятельства фискального характера, наезды и так далее. Фирма стала заметной, приходили все, кто только хочет поживиться. Это и было одной из причин. Технология управления точкой – экономия издержек, офисы и так далее – это земля, а сеть – пульт. Лучше сидеть за пультом.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Как скоро случилось это? Сколько времени прошло, прежде чем вы полностью переключились на управление брендом?
А.ОЗОЛИНЬ: Прошло года 2 после старта.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, в 2000?
А.ОЗОЛИНЬ: В 2000 или 2001.
М.СПИРИДОНОВ: Порядка 5 лет до продажи Вы управляли именно франшизой?
А.ОЗОЛИНЬ: Я не могу присвоить себе лавры руководителя, потому что я плохой руководитель, и всегда были другие генеральные директора. И сегодня строится работа таким образом, что в непосредственное управление я почти не вмешиваюсь – только обсуждения, советы, но вопросы стратегического развития, выбора направлений, методов – это моя прерогатива.
М.СПИРИДОНОВ: До последнего момента у Вас сохранялось право вето и возможность повернуть направление развития в том или ином ключе?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, такая возможность всегда была. Был момент, когда мы были не согласны по одному вопросу с генеральным директором, у которого было 15%, и мы 3 дня приходили к консенсусу, хотя я мог сказать: «Сережа, делай так!». Недавно он прилетал сюда, мы вспоминали и обсуждали этот вопрос. Когда ты сам не генеральный директор, правильнее не продавливать, а договариваться.
М.СПИРИДОНОВ: То есть служба в армии не дала Вам отношения к подчиненным или к нижестоящим лицам в случае владения контрольным пакетом акций, типа «Как я сказал, так и должно быть сделано»? Вы договариваетесь?
А.ОЗОЛИНЬ: И так, и так. Раз в квартал народ в офисе затихал, иногда меня прорывало, и я шумел, но в целом я стараюсь договариваться. Все мы люди, импульсивный характер никуда не делся.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Вслед за продажей Магазина горящих путевок Вы занялись чистыми интернет-бизнесами?
А.ОЗОЛИНЬ: Практически да. В издательском доме «Тонкости продаж» у меня 51%. В структуре дохода основная выручка идет от печатной рекламы в каталоге. Я настоял, чтобы это стало интернет-компанией, хотя выручка пока превалирует в бумаге, но с каждым полугодием всё большую часть дохода составляет выручка с интернет-бизнесов. Там разные формы монетизации: отгрузка контента и другое. Пока это офлайновый бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас у Вас есть сайты Подарки.ру, Комментарии.ру, Тонкости.ру?
А.ОЗОЛИНЬ: С проектом «Комментарии.ру» я не справился. Я так и не нашел форму монетизации для него и чтобы не закрывать его, я передал его своему товарищу Игорю Виталю на дальнейшее финансирование. Это известный ведущий на РБК. Контрольный пакет сейчас находится у него, а у меня осталась небольшая доля. Я там являюсь пассивным акционером. Комментарии.ру я отношу к своей персональной неудаче, потому что я не нашел форму монетизации.
М.СПИРИДОНОВ: Я хотел бы коротко остановиться на этом проекте. Как скоро Вы поняли, что он не удался?
А.ОЗОЛИНЬ: Он не не удался. Он работает, но он не приносит дохода – вот в чем проблема.
М.СПИРИДОНОВ: Он не удался как бизнес. Как скоро Вы это поняли?
А.ОЗОЛИНЬ: Годика через полтора после старта.
М.СПИРИДОНОВ: То есть он ел деньги, и через полтора года стало понятно, что он и дальше будет их есть, и не было видно источников выхлопа?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, в моих руках. Как сказал Роберт Кийосаки «Риск не в инвестициях, а в инвесторе». В чьих-то руках это очень рентабельный бизнес, например, в руках какой-то политической партии. Технология Комментариев.ру заточена под то, чтобы гарантировать авторство комментариев.
М.СПИРИДОНОВ: Комментариев экспертов по главным событиям дня?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Жуналистские материалы создаются из кирпичиков: новости – один кирпичик, комментарии – другой и так далее. Кирпичики «Комментарии» и сейчас продаются, и в этом смысле это успешный проект, но по монетизации в моих руках он не состоялся.
М.СПИРИДОНОВ: У Вас был выбор: либо закрыть, либо спасти?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Закрывать незачем, лучше передать хорошему человеку.
М.СПИРИДОНОВ: Как Витель пошел на это? Он же тоже понимает, что проект убыточен. Он тратит на него свои деньги сейчас.
А.ОЗОЛИНЬ: Мы общаемся по-товарищески. Он давно следил за проектом.
М.СПИРИДОНОВ: Он видит какие-то возможности для дальнейшего вывода этого проекта на прибыльность, или он считает целесообразным финансировать этот проект, даже в состоянии убыточности?
А.ОЗОЛИНЬ: Я не хотел бы отвечать на этот вопрос, потому что он относится, скорее, не ко мне, а к нему. В его руках доступ проще, потому что все эксперты приходят к нему в студию. Его телефонная книжка заполнена, я думаю, не меньше, чем у Вас, Максим, хотя Вы очень известный и контактный человек.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно.
А.ОЗОЛИНЬ: Я более теневой человек, нежели он.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Относительно Вашей биографии хотел бы коснуться одного любопытного момента. Помимо того, что интересно смотрится в биографии предпринимателя служба в армии, учеба в Суворовском училище, также проскакивают слухи, что Вы заканчивали Хаббард-колледж? Это так?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Тогда по бартеру попросили рекламу за обучение, и я с удовольствием обучался. Многие из нашей команды прошли эти тренинги.
М.СПИРИДОНОВ: Что это такое? Это саентология в чистом виде?
А.ОЗОЛИНЬ: Я читал все эти пугалки, но они меня удивляют. Там, конечно, есть какие-то ритуалы, но они есть везде: где-то чуть больше, где-то чуть меньше. Например, надо пообниматься перед занятием. Что в этом такого? Пообнимаюсь. Там учат определенным практикам. Например, не засмеяться, когда кто-то нервно откручивает пуговицу, или вести документооборот в компании.
М.СПИРИДОНОВ: Это курс личностного развития с уклоном в бизнес?
А.ОЗОЛИНЬ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Вы не саентолог, а пошли просто из любопытства?
А.ОЗОЛИНЬ: Я не совсем понимаю, кто такой саентолог. У Хаббарда была определенная теория, своя модель мира. Кто-то разделяет ее, кто-то – нет. В этом нет ничего страшного.
М.СПИРИДОНОВ: Вы следите за тем, что нового появляется на рынке Рунета? Анализируете стартапы? Ищите ли возможности сделать еще что-то новое?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, я знакомлюсь с новостями, но гораздо больше я интересуюсь политическими новостями. Если говорить о прикладном значении, чтобы в чем-то участвовать, то я не ищу проекты. У меня личных идей больше, чем возможностей для их реализации, поэтому я бы не хотел примыкать к чьим-то идеям, даже правильным. Мне достаточно прорабатывать свои идеи.
М.СПИРИДОНОВ: Свои идеи не реализуете из-за того, что нет достаточного количества денег, или время еще не пришло?
А.ОЗОЛИНЬ: Сейчас один будем реализовывать, он находится в технологической проработке, но я не могу говорить о деталях. Это технология в поддержку экономического обмена между гидами и шопами. Это не для Италии или России, а для мира.
М.СПИРИДОНОВ: Также туристический бизнес?
А.ОЗОЛИНЬ: Нет, это интернет-решение, это определенная технология, которая упрощает взаимодействие по экономическим начислениям процентов гидам или хотельерам за визиты по их рекомендациям.
М.СПИРИДОНОВ: Кто такой хотельер?
А.ОЗОЛИНЬ: Это хозяин отеля или с точки зрения системы это рецепционист.
М.СПИРИДОНОВ: Что-то сказать по поводу того, как развивается рынок стартапов в Рунете, Вы не можете? Вы внимательно за ним не присматриваете?
А.ОЗОЛИНЬ: Нет, внимательно не присматриваю. Если говорить о каком-то конкретном стартапе, в котором мне понятна бизнес-схема, то я могу сказать свое мнение, но я не эксперт.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня Вы выступаете как инвестор, который живет в Италии (о чем мы сейчас поговорим) и не спеша размышляет о ныне существующих и потенциальных бизнесах, которые ведут его исполнительные менеджеры, то есть люди на местах.
А.ОЗОЛИНЬ: Не только размышляю, я еще подсказываю определенные решения. Одно дело – придумать, а другое дело – каждую опцию реализовать и продвинуть. Есть разрыв между тем, чего хотелось бы добавить, внедрить и организационными возможностями компании, поэтому всегда есть приоритеты, есть то, что будет введено в обозримом будущем, а что нет.
М.СПИРИДОНОВ: Коснемся Италии. Как давно Вы уехали туда?
А.ОЗОЛИНЬ: Я имею вид на жительство уже 5 лет, но окончательно переехал 2 года назад.
М.СПИРИДОНОВ: И семью перевезли?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Мы дом купили, живем достаточно комфортно.
М.СПИРИДОНОВ: Просто потому что нравится страна переехали, или были какие-то другие причины?
А.ОЗОЛИНЬ: Страну я выбирал. Я не хотел жить в России.
М.СПИРИДОНОВ: По каким причинам?
А.ОЗОЛИНЬ: Народу нравится другой выбор – не тот, который, мне кажется, будет для следующего поколения выгодным. Мне кажется, что нулевые и то, что сейчас происходит в стране будет иметь самые негативные последствия для России.
М.СПИРИДОНОВ: Вы имеете в виду исполнительное руководство страны и политику, которая стоит у руля?
А.ОЗОЛИНЬ: Хуже того. Путин народу нравится. Он нравится не как персоналия, а как образ управления, как система взаимоотношений. Дело не в самом Путине. Его бы давно не было, если бы народу он не нравился.
М.СПИРИДОНОВ: Да, наверное. Хорошо, не будем касаться этой темы. Вернемся к бизнесу, быту и жизни предпринимателя, потому что это неразделимые вещи. Живя в Италии, Вам легко участвовать в управлении сайтов, бизнесов, проектов? Нет проблем?
А.ОЗОЛИНЬ: Конечно, когда ты в офисе со своими коллегами, то всё гораздо быстрее происходит. Когда я последний раз прилетал в Россию (я летаю раз в полгода), мы обсуждали один очень перспективный проект для Тонкостей, и у меня спросили, почему же я раньше об этом не сказал, хотя я писал об этом 3 месяца назад. Есть определенный недостаток в невербальном общении. Летом он компенсируется, потому что ко мне часто приезжают гости, друзья, коллеги, но в целом такой недостаток есть. С другой стороны, есть и преимущество, которое заключается в том, что есть больше возможностей подумать, взвесить, сформулировать, расписать технологически и представить. Больше импульсивного управления к проработанным подсказкам.
М.СПИРИДОНОВ: Ваш рабочий день как-то лимитирован: Вы работаете какое-то время, или Вы, скорее, занимаетесь хозяйством, оглядываетесь вокруг и, когда хотите, включаетесь в процесс коммуникации с компанией?
А.ОЗОЛИНЬ: Я снял офис. Обычно я детей в школу вожу, и офис я снял в 200 метрах от школы. У меня старческая дальнозоркость, поэтому я поставил большой телевизор в двух метрах от себя и сижу в кресле.
М.СПИРИДОНОВ: Офис на одного?
А.ОЗОЛИНЬ: По факту он на одного, но он взят с резервом. Через полгода старший сын приедет со своей невестой сюда. Он сейчас в Дубне заканчивает университет.
М.СПИРИДОНОВ: Он тоже собирается там работать?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, в соседней комнате. Жена иногда там работает.
М.СПИРИДОНОВ: А дети, жена у Вас в бизнесе? Они как-то участвуют в том, что Вы делаете?
А.ОЗОЛИНЬ: Она помогала детишкам делать домашнее задание и в результате изучила итальянский лучше меня, поэтому с клиентами в основном она общается. Мы же здесь открыли небольшой бизнес: не для того чтобы заработать, а для того чтобы создать платформу для следующего поколения. Это обслуживание итальянский компаний по рекламе в российском интернете. Надо сказать, что к этому проявляется довольно большой интерес, у нас уже есть несколько клиентов, но это не мое, зато когда следующее поколение приедет сюда, им будет, чем заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько у Вас детей? Трое?
А.ОЗОЛИНЬ: Двое сыновей. Старший сын приедет с невестой.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько младшему лет?
А.ОЗОЛИНЬ: 8.
М.СПИРИДОНОВ: Он ходит в итальянскую школу?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Мы ведем блог detstvo.it в стиле фотоновелл. Это зарисовочки о том, как мы живем.
М.СПИРИДОНОВ: Я читал, довольно мило и забавно. Это Вы пишите или он сам?
А.ОЗОЛИНЬ: Мы пишем под диктовку, соблюдая лексику. Как дети говорят, так мы и пишем. Почему я постоянно говорю, что дети? Потому что его двоюродная сестра еще здесь живет.
М.СПИРИДОНОВ: Она интегрирована в семью?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, потому что мой брат находится в стадии переезда. Его бизнес в России требует большей персональной вовлеченности, чем мой. Он не всегда здесь, а дочка здесь живет.
М.СПИРИДОНОВ: Сам сын относится к этому блогу, или это всё-таки Ваша игрушка? Ему это интересно? Он говорит: «Папа, давай напишем новый пост в блог!»?
А.ОЗОЛИНЬ: Нет, он не говорит, но когда напоминаешь ему или фотографии загружаешь на компьютер, он бегает вокруг и рассказывает, как он относится к тому или иному событию. Он воспринимает этот блог как свой. Мы разместили небольшую рекламу, и он иногда спрашивает, сколько он заработал. Пару игрушек в год куплены на заработанные им деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Стоит Google Adsence?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. У нас был прекрасный диалог, когда я ему выплатил не все 15 евро, которые были заработаны, а только 10. Тогда и появился повод рассказать о налоговой системе.
М.СПИРИДОНОВ: И о привлечении сотрудников. Всё-таки Вы тоже участвуете в этом.
А.ОЗОЛИНЬ: Как отец я ему помогал бесплатно.
М.СПИРИДОНОВ: В последнем посте за 15 число висят красивые фотографии заснеженных равнин и, видимо, Вашего дома. Там всё занесло.
А.ОЗОЛИНЬ: Я в офис на цепях приехал. Я на колеса цепи одел и приехал в офис с ними, потому что зимней резины здесь нет.
М.СПИРИДОНОВ: Посмотрим, как скажется на посещаемости блога наша программа. Рекомендую коллегам и тем, кто нас слушает, зайти и посмотреть – интересные фотографии, любопытен способ описывания историй.
А.ОЗОЛИНЬ: Спасибо за рекламу, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Пожалуйста. Поскольку это проект, в котором участвует ребенок, мне приятно его поддержать, поскольку я сам отец. Я сам пытаюсь своих дочек хоть немного втянуть в то, что я делаю. Мне, кстати, пока это не очень удается – им на это глубоко всё равно.
А.ОЗОЛИНЬ: Сколько дочкам?
М.СПИРИДОНОВ: 8 и 12 лет.
А.ОЗОЛИНЬ: Надо познакомить наших детей.
М.СПИРИДОНОВ: Давайте это сделаем, тем более что живем мы относительно рядом.
А.ОЗОЛИНЬ: Венеция, как раз, посередине.
М.СПИРИДОНОВ: Мы говорили за эфиром о том, что мы с детьми в сентябре были в Венеции. Можно ближе к весне, летом съездить туда. Там есть городок Кьоджа, знаете такой?
А.ОЗОЛИНЬ: Чуть южнее Венеции?
М.СПИРИДОНОВ: Да. Это рыбацкая деревня в прошлом, сейчас это спокойный курорт. Там есть неспокойные, жесткие курорты, типа Бибионе.
А.ОЗОЛИНЬ: Или Лидо ди Езоло.
М.СПИРИДОНОВ: Да, там нет Италии, это чисто туристическое пространство. Я в Италии был всего дважды, но это местечко под Венецией, на берегу Средиземного моря мне нравится. Оно является внутренним курортом, там много отдыхающих итальянцев. Это был первый курорт, на котором я был, где продавцы мороженого на пляже (люди, которые постоянно общаются с туристами, казалось бы) не знали ни слова по-английски. Они не понимали даже числительные, поэтому нам приходилось учить некоторые итальянские слова. Вы знаете, что итальянцы удивительные люди. Они считают, что другого языка не существует, им достаточно итальянского.
А.ОЗОЛИНЬ: Это действительно так. Только в гостиницах, сильно ориентированных на иностранного туриста, хорошо говорят по-английски.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо, мы несколько ушли от темы, в область наших размышлений, вернемся к ней. На Техкранче – мероприятии, которое проходило на днях в Москве, было представление стартапов. Там, кстати, был представлен проект Островок.ру – туристический бизнес в электронной коммерции. Как мне рассказывали друзья и коллеги по редакции, это своего рода Groupon для туризма. Понимаете, о чем речь?
А.ОЗОЛИНЬ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Дело не в самом проекте, а в том, что там были люди, которые в свое время уехали за границу, а потом вернулись в Россию создавать стартапы. Как Вам кажется, есть ли сейчас такая тенденция, может ли она быть в перспективе? Вы, как уехавший, что можете сказать? Я, как уехавший, по сути дела, вернулся. Я и уезжал не всерьез, я просто ездил посмотреть на Германию, я прожил там около 6 лет, к концу 6-ого года получается, что я 8 месяцев провожу в России и 4 – в Германии.
А.ОЗОЛИНЬ: Я думаю, что Ваш пример определенно не единственный. Россия для интернет-проектов – очень динамичная страна. Здесь много специалистов: web-мастеров, дизайнеров, творческих людей – есть кадровое сырье для реализации. Если говорить обо мне, то я точно не вернусь, хотя я понимаю, что это некоторый ущерб в моих заработках, но для меня важнее исполнить жизненную программу по перемещению детей в Европу.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Вы хотите, чтобы Ваши дети стали европейцами в полном смысле этого слова и закрыть им ход назад? Я сегодня на эту тему беседовал и пришел к выводу, что правда жизни заключается в том, что мои дети, воспитывавшиеся в Германии, в России будут чувствовать себя некомфортно. Здесь и школы другие: более жесткие одноклассники, учителя несильно вкладываются в детей. На улице в России менее безопасно.
А.ОЗОЛИНЬ: Один мой друг, который живет в Австрии, работает по официальной линии в Организации Объединенных наций – парень из России – говорит, что его дети не вернутся в Россию. Он до этого работал в Америке, его семья там же жила. Я даже шучу иногда над своим сыном. Когда он переходит дорогу, он не смотрит по сторонам. Я ему говорю, что в России он не выживет (смеется). Здесь более комфортные условия для жизни. Я не знаю, стоит ли сейчас обсуждать разницу в странах, потому что она очень сильно завязана на менталитете народа, а это не является темой передачи. Определенно, мои дети в Россию не вернутся.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вы предприниматель, Вы ведете проект. Когда и почему у Вас возникает ощущение, что из бизнеса пора выходить? Теряется интерес?
А.ОЗОЛИНЬ: Это ёмкий вопрос.
М.СПИРИДОНОВ: По поводу Комментариев.ру Вы сказали, что отдали его Вителю, оставив себе небольшой пакет. По сути дела, Вы вышли.
А.ОЗОЛИНЬ: Будем говорить о состоявшемся бизнесе, потому что Комментарии.ру – в моих руках несостоявшийся с экономической точки зрения бизнес. Состоявшимся бизнесом был Магазин горящих путевок. Выходить нужно тогда, когда нужно сменить инвестора и когда это будет выгодно для бизнеса, потому что происходят изменения в среде, в которой живет бизнес. Например, изменением среды для Магазина горящих путевок является перенос акцента на туроператоров, рыночная власть переходила к туроператорам, а не к турагентам. В какой-то момент через венчурный фонд обязательно нужно продать, на мой взгляд, сеть крупному международному туроператору. Это требует компетенции венчурной стадии владения. Например, Магазин горящих путевок – прибыльный проект, но рыночная власть переходит к туроператорам, и это заметно. В какой-то момент лучшая судьба для компании – находиться в рамках структуры крупного холдинга, у которого своя авиакомпания, свой туроператор, своя сеть отелей, свои сети агентств. Для любого проекта существуют желательные компетенции владельцев. Например, для Подарков.ру идеальный владелец – крупный трафикогенератор.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения проекта нужно из него выходить тогда, когда компетенции сегодняшнего владельца исчерпаны, да?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Это желательно, но не всегда происходит так, потому что это не картошка на рынке.
М.СПИРИДОНОВ: Последний вопрос в этой серии. Можно ли дать какие-то рекомендации по тому, как стать предпринимателем и, продолжая тему, как стать серийным предпринимателей?
А.ОЗОЛИНЬ: Я вначале интервью сказал о том, что я родился в обычной небогатой советской семье. У меня были две пластинки: пластинка зарубежного ансамбля и пластинка с песнями из кинофильмов Андрея Миронова. «Снимите и продайте последнюю рубашку и купите билет на пароход» - это то, что въелось в 12-13 лет в психику и стало образом мышления. Предпринимателю необходима готовность к риску, так как это личный риск, личная ответственность, готовность терпеть неудачи. Будут удары, будут грабли – к этому надо быть готовым. Надо быть готовым к тому, что это плохо, и надо быть готовым, что без этого никак.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько важен для Вас мотив созидания? Быть предпринимателем – это творчество?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, конечно. Я не занимаюсь теми проектами, которые мне не интересны как человеку.
М.СПИРИДОНОВ: Ок. Что можно порекомендовать тем, кто хочет из обычного предпринимателя превратиться в серийного?
А.ОЗОЛИНЬ: На каждый проект нужна своя команда. Нужно иметь достаточную смелость делегировать полномочия, формировать команды, которые дальше будут управлять проектом без тебя, не бояться расстаться с проектом, то есть нужно пестовать инициативу других людей, которые и будут заниматься твоим проектом. Если ты серийный предприниматель, ты всегда расстаешься с проектами.
М.СПИРИДОНОВ: Пришла аналогия с детьми. Говорят, что настоящая любовь к детям – это не желание держать их постоянно рядом с собой, а способность вовремя их отпустить, и даже, может, подтолкнуть, чтобы ребенок пошел в жизнь сам.
А.ОЗОЛИНЬ: Согласен. Процитирую недавнюю благодарность старшего сына, который на Дне Рождения сказал: «Даешь удочки и учишь ловить рыбу». Он уже экономически самостоятельный.
М.СПИРИДОНОВ: Здорово. Сколько ему лет?
А.ОЗОЛИНЬ: Антону 22 года недавно исполнилось.
М.СПИРИДОНОВ: С этой частью разобрались. Сейчас короткий блиц, на вопросы которого попрошу отвечать коротко и лаконично.
А.ОЗОЛИНЬ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: В каких случаях жадность предпринимателя оправданна?
А.ОЗОЛИНЬ: В определении масштаба проекта.
М.СПИРИДОНОВ: Чем помогает военная подготовка в бизнесе?
А.ОЗОЛИНЬ: Терпеть удар.
М.СПИРИДОНОВ: В какой стране должен побывать каждый уважающий себя предприниматель, если такая есть?
А.ОЗОЛИНЬ: Желательно побывать в Америке.
М.СПИРИДОНОВ: Кому после себя Вы доверяете больше всего?
А.ОЗОЛИНЬ: Я доверяю многим людям.
М.СПИРИДОНОВ: Вы доверяете всем своим управленцам?
А.ОЗОЛИНЬ: Не только, я семье доверяю, я доверчивый человек.
М.СПИРИДОНОВ: Готовы ли Вы продать любой из своих проектов по цене вдвое больше рыночной?
А.ОЗОЛИНЬ: Безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: В любой момент?
А.ОЗОЛИНЬ: В любой момент с поправкой, потому что иногда бывает твоя незавершенная стадия, когда ты что-то должен доделать, потому что очень неприятно, когда проекту предрешено разрушиться, и ты знаешь, почему.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Теперь несколько вопросов слушателей, которые были заданы в анонсе программы в моем блоге или на страничке Рунетологии в Facebook. Задам только те, которые не были заданы мной в нашей беседе. Александр спрашивает: «Насколько рентабелен проект Podarki.ru?». Как я понимаю, он флагманский.
А.ОЗОЛИНЬ: Нет, сейчас у Тонкостей объем выручки больше. Сегодня выручка будет порядка 48-50 тысяч рублей (в день), расходы – 500-600 тысяч рублей в месяц, то есть в пик сезона он рентабелен. Есть сезонность и развитие. В сезон он давно рентабелен. Я надеюсь, что в следующем году он будет давать неплохие дивиденды.
М.СПИРИДОНОВ: Следующий вопрос от Александра же. Почему по вашему мнению постигла неудача многие «инновационные» сервисы поиска подарка, такие как яндекс.гуру и многие другие?
А.ОЗОЛИНЬ: Во всех случаях Яндекс.Подарки является нашим главным конкурентом. Он сделан неплохо, но не так заботливо, как это делает и может себе позволить делать небольшая компания.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Пойдем дальше. Ренат Абайдулин спрашивает: «Добрый день!
Прочитав какое то время назад Вашу биографию в части первых шагов в бизнесе, вспомнил выражение «Успех – это способность идти от неудачи к неудаче, не теряя энтузиазма!». Посему вопросы: Вы считаете себя успешным человеком?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, я считаю себя достаточно успешным.
М.СПИРИДОНОВ: Кто или что помогало Вам после неудач вставать и идти дальше?»
А.ОЗОЛИНЬ: Оптимизм. Я оптимист.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Сергей спрашивает: «Как Вы «заставляете себя работать»? Что для Вас является мотиватором, движущей силой?»
А.ОЗОЛИНЬ: Я делаю только те проекты, которые мне интересны.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Вам не нужно себя заставлять?
А.ОЗОЛИНЬ: Конечно, нет. Человека, который любит играть в шахматы, не нужно заставлять это делать. Для меня работа – это шахматы, где много фигур, переменных, полей, клеточек, а правила постоянно меняются.
М.СПИРИДОНОВ: Он же спрашивает: «Сколько в среднем часов Вы работаете в день?». Как я понял, Вы отвозите детей в школу, едите в офис, садитесь работать, и сколько часов Вы работаете?
А.ОЗОЛИНЬ: Можно сказать, что 24, можно сказать, что 0, потому что, когда ты прорабатываешь какую-то идею, ты и сидя у камина думаешь о ней. Под работой я понимаю определенное хобби.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вы отдыхаете?
А.ОЗОЛИНЬ: Летом ко мне часто приезжают гости. Бывает, я целую неделю с ними езжу куда-то, люблю горные лыжи. Пляж находится в 11 минутах ходьбы, но я не так часто бываю на пляже. Люди, которые живут рядом с морем, редко купаются (смеется).
М.СПИРИДОНОВ: Это общепризнанные слова. Есть-ли у Вас какая-то конечная цель, после достижения которой можно будет сказать: «Ну всё, денег теперь хватит, можно не работать!»?.
А.ОЗОЛИНЬ: Я разобью вопрос на две части. Конечная цель у меня есть. Когда я буду видеть, что мои дети встали на ноги и успешно самостоятельно зарабатывают, тогда я смогу сказать, что моя конечная жизненная цель исполнена. Не работать, к счастью, я себе могу позволить всю жизнь.
М.СПИРИДОНОВ: То есть для Вас это не вопрос заработка, а вопрос реализации?
А.ОЗОЛИНЬ: Это и сейчас не вопрос заработка.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к новостям недели.
НовостьАбонент «Мегафона» задолжал оператору более миллиона рублей, скачав несколько эпизодов сериала в международном роуминге. По словам пользователя, будучи в Греции, он подключился к интернету с помощью ноутбука и 3G-модема от «Мегафона». Информации о тарифах абонент не нашёл, в связи с чем решил проверить расценки опытным путём, поставив на закачку несколько эпизодов сериала, в ожидании, что по достижении нулевого баланса доступ будет прерван. А вернувшись с отдыха, он получил счёт за интернет более чем на миллион рублей. Конфликт между компанией и её клиентом разбирается в суде.
М.СПИРИДОНОВ: Ситуация курьезная и не имеющая прямого отношения к теме нашей программе, но новость любопытная, поэтому хотелось коротко поговорить о ней. Кстати говоря, как Вы видите ситуацию с теми тарифными условиями, которые навязывают крупные операторы, и возникающими в итоге казусами? Вы сами не сталкивались с подобными ситуациями?
А.ОЗОЛИНЬ: Нет, но я понимаю, о чем речь. Я думаю, что такие казусы должны служить судебными прецедентами, которые заставляют вносить правки в законодательство и определенные ограничения.
М.СПИРИДОНОВ: Ограничения для операторов?
А.ОЗОЛИНЬ: Ограничения для тарифов. Может быть, человек знал о том, что его не отключат, но он был готов заплатить 300-500 долларов, но он не думал, что это будет настолько дорого. На мой взгляд, суд должен встать на сторону потребителя. Даже договора, которые подписывают абоненты, когда покупают тот или иной тарифный план, невозможно прочитать, а это значит, что договор можно оспорить. Я недавно читал новость о том, что какая-то юридическая компания провела эксперимент и вставила в договор мобильного оператора строчку «Настоящим подтверждаю, что я продаю душу дьяволу». 90 с лишним % подписали, не глядя. Это о чем говорит? О девальвации понятия «Договор». По таким договорам должны создаваться судебные прецеденты, которые повлияют на отраслевые законы и отраслевые положения.
М.СПИРИДОНОВ: Вы полагаете, что суд присудит поражение Мегафону, и клиент не заплатит эти деньги?
А.ОЗОЛИНЬ: Если бы я был судьей, я бы встал на сторону клиента.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Пойдем дальше и поговорим о Facebook.
НовостьСоциальная сеть Facebook дала своим пользователям возможность импортировать списки друзей из базы своего главного конкурента на местном рынке — «ВКонтакте». Что характерно, в списке возможных «источников контактов» основанный Павлом Дуровым сервис находится на втором месте — между коммуникационной службой— он первый — и мессенджером QIP. Других соцсетей в списке нет.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Это, видимо, связано с тем, что и там, и там активно действует DST. Ныне они называются DST Global на зарубежном рынке и Mail.ru Group в России. Вы в курсе этого?
А.ОЗОЛИНЬ: Да, я в курсе того, что была такая покупка. На месте управленцев, а не собственников компании Facebook, я бы поступил точно так же.
М.СПИРИДОНОВ: Для ВКонтакте это невредно, как Вы думаете? Они фактически выступают донором своего прототипа.
А.ОЗОЛИНЬ: Конечно, вредно. Это мощный конкурентный шаг со стороны Facebook, на мой взгляд.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, Вы сейчас серьезно занимаетесь вопросами соцмедиа? Изучаете, как формируется эта среда?
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Полгода через проект Тонкости мы занимаемся этим. Более того, 2 месяца назад мы создали небольшой подпроект и активно его развиваем – «Новости туризма в социальных медиа». В Facebook, ЖЖ, ВКонтакте и так далее у нас есть свои группы, блоги и сообщества, где мы вещаем. Это формат не для профессионалов, а для частников.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. От Facebook перейдем к Гуглу.
НовостьРоссийское отделение поисковика Google запустило топ блогов. Пока сервис существует только в русскоязычном виде. Наиболее популярные записи в дневниках даются списками и сгруппированы по тематическому признаку, как правило, будучи приуроченными к тому или иному обсуждаемому событию. Справа на странице топа выводятся последние записи самых популярных блогеров и сообществ, ниже представлены наиболее популярные видео.
М.СПИРИДОНОВ: Не видели, как это выглядит?
А.ОЗОЛИНЬ: Нет, не видел.
М.СПИРИДОНОВ: Было ожидание, что это отчасти заменит в свое время похороненный Топ блогов Яндекса, но у меня создалось впечатление, что это пока тестовый режим и режим отладки. Кроме того, как мне видится, они не особо задумываются о пиаре этого инструмента, поэтому заменой в свое время очень популярному Топу блогов на Яндексе, где (что важно) цитировались и выводились в виде рейтинга самые популярные записи блогосферы, инструмент всё-таки не станет. Жаль, потому что такой инструмент иметь было бы любопытно, чтобы каждый день, каждый час видеть, что волнует блогосферу в целом, а не конкретно Livejournal, ВКонтакте, Facebook, хотя во ВКонтакте такого инструмента вообще нет.
А.ОЗОЛИНЬ: Данную новость я бы прокомментировал не через призму конкретно этого сервиса, а через призму оргструктуры Гугла. Там есть так называемые пятерки – группы, которые могут работать и делать свой проект под Гуглом, соответственно, имея такую оргструктуру, можно бесконечное количество новаций вводить и смотреть, какие идут лучше, какие хуже, и развивать те, которые идут лучше. Ничего неожиданного в том, что Гугл предлагает самые различные новации, нет – такова оргструктура.
М.СПИРИДОНОВ: Это-то понятно. Другое дело, что есть ожидание того, что Гугл наконец-то начнет дожимать русский рынок, но пока что новые проекты Гугла выглядят достаточно посредственно. Я имею в виду те проекты, которые сделаны именно для нашего рынка.
А.ОЗОЛИНЬ: Я бы добавил, что это происходит на фоне блестящих новаций Яндекса.
М.СПИРИДОНОВ: И Мейла, который по-своему очень активен.
А.ОЗОЛИНЬ: Да. Я оцениваю потенциал Гугла, как очень высокий, но конкуренты мощнее действуют на русском рынке.
М.СПИРИДОНОВ: В отличие от многих других стран, в России есть, кому бороться с засильем империи добра Гугл.
А.ОЗОЛИНЬ: Да, в Италии многие удивляются тому, что Россия – страна не победившего Гугла. Здесь все Гуглом пользуются.
М.СПИРИДОНОВ: В Германии то же самое. Как мы знаем, есть 4 страны в мире, где Гугл не победил – это Чехия, Южная Корея, Китай, Россия.
А.ОЗОЛИНЬ: Абсолютно верно.
М.СПИРИДОНОВ: Этим можно гордиться. Сейчас немного погорим о Yahoo.
НовостьКак сообщает The Financial Times, поисковик Yahoo! собирается сократить 600–650 рабочих мест, то есть порядка пяти процентов своего персонала. По сведениям издания, увольнением нескольких сотен сотрудников руководство Yahoo! собирается снизить операционные расходы и аккумулировать средства для выхода на новые рынки. В самой компании эту информацию не прокомментировали.
М.СПИРИДОНОВ: Неважно, прокомментировали или нет. Важно то, что Yahoo по взгляду из России и Германии не знает, что делать. Для меня это образ каменной статуи в сотню метров в высоту. Yahoo мощен, огромен, но он уже покачивается, и это раскачивание по увеличивающейся амплитуде, похоже, уже не остановить. Не то, чтобы он упадет и развалится, это может случиться очень нескоро, но он уже не стабилен. Как мне кажется, так выглядит Yahoo, Myspace – огромная база данных, бывший лидер социальных медиа (100 с лишним миллионов пользователей), Рамблер также выглядит отчасти. У Вас подобные впечатления?
А.ОЗОЛИНЬ: Максим, мне нечего больше добавить, я абсолютно согласен.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вам видится Yahoo в перспективе 3-5 лет? Он найдет себя или нет? Если нет, то с какой интенсивностью он будет терять аудиторию?
А.ОЗОЛИНЬ: Я не хочу выступать пророком, но если бы я владел акциями Yahoo, то я бы их продавал.
М.СПИРИДОНОВ: А если бы управляли Yahoo?
А.ОЗОЛИНЬ: У Yahoo сегодня есть большой трафик. Если говорить о коротком забеге, то я бы искал все возможные формы монетизации трафика, но это не решило бы вопрос фишек, инновационной привлекательности. Я не хотел бы встать на место генерального Yahoo. Боюсь даже что-то сказать по этому поводу.
М.СПИРИДОНОВ: Непонятно, что делать.
А.ОЗОЛИНЬ: Сходу непонятно.
М.СПИРИДОНОВ: Да, потому что растаскивают сильные игроки. Поиск – Google, социальные медиа – прежде всего, Facebook, и там всё настолько понятно с фишкой и функциональностью, что Yahoo, который про всё и ни о чем, получается не у дел.
А.ОЗОЛИНЬ: Это наводит на уже озвученную в деловой литературе мысль о том, что постоянно меняются зоны прибыли. Когда-то зона прибыли – железяки, потом операционные системы (лидер Microsoft), потом поиск, какова зона прибыли завтрашнего дня никто не знает. Самым продуктивным со стороны Yahoo было бы создание и тестирование самых разных новационных направлений, которые не существуют или не проявлены, и покупка малюсеньких компаний, и придание их аудиториям. Методом проб и ошибок они могут искать нишу завтрашнего дня, а не гнаться за сегодняшними лидерами.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, Вы говорите о том, что сегодня практически нереализуемо, потому что мы понимаем психологию управленцев корпорации. Это корпоративные менеджеры, у которых в принципе всё в порядке, они свои задачи решают, прибыль у них растет, наверное. Вдохнуть во всё азарт, энтузиазм, наглость стартапа, начать экспериментировать, терять, рисковать в масштабах корпорации с 10-миллионными оборотами и тысячами сотрудников сложно.
А.ОЗОЛИНЬ: Разделяю этот скепсис, потому что чем крупнее структура, тем более отлажены бизнес-процессы, тем сложнее приживаются новации.
М.СПИРИДОНОВ: Эта структура, фундамент нужны для того чтобы всё шло хорошо, но в то же время они закрывают возможности для поиска экспериментов. Тот же инновационный Google постепенно становится довольно неповоротливой структурой.
А.ОЗОЛИНЬ: Не уверен. Я считаю Google достаточно инновационной компанией. Они правильно поступают, когда смело покупают сторонние состоявшиеся решения. Прекрасным недавним их шагом является шаг в сторону монетизации – они купили какую-то компанию, которая занимается платежными системами.
М.СПИРИДОНОВ: Они якобы хотели купить Groupon. Все говорили об этом, как о состоявшемся факте, но оказалось, что нет.
А.ОЗОЛИНЬ: Я не знаю конкретики.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Давайте пойдем дальше и напоследок поговорим о родном ВКонтакте.
НовостьСоциальная сеть «ВКонтакте» объявила о приобретении домена в черногорской зоне — vk.me. Как сообщила пресс-служба компании, его покупка связана с запуском новых социальных сервисов и выходом на международный рынок.
М.СПИРИДОНОВ: ВКонтакте давно выходит на международный рынок, купив домен vk.com. Правда, его перспективы на этом рынке, мне кажется, довольны сомнительны. Зачем еще один недоделанный Facebook в Штатах, Италии, Германии и так далее? Мне это не очень понятно.
А.ОЗОЛИНЬ: Скепсис разделяю, но я также понимаю, почему компания это делает. Нужно каким-то образом конкурировать, сохранять лидерство среди русскоязычной аудитории, рассчитывать на русскоязычные диаспоры, разбросанные по миру.
М.СПИРИДОНОВ: Кстати говоря, в диаспорах, как мне кажется, лучше работают Одноклассники, которые теряют свои позиции в России. Они вступили на шаткий путь, может, уйдут с него. Одноклассники в Германии популярнее, чем ВКонтакте среди русскоязычных пользователей.
А.ОЗОЛИНЬ: Потому что эмигранты – люди более старшего возраста, а наши дети точно будут сидеть в Facebook. Им будут нужны связи с их сверстниками в их языковой среде, поэтому у ВКонтакте очень маленькая прослойка, но этим заниматься нужно, хотя ожидать больших результатов я бы не стал.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом новости кончились, как и завершилась, собственно говоря, программа. Спасибо большое за то, что нашли время, доехали до своего офиса в заснеженном итальянском городке. Как, кстати, называется город?
А.ОЗОЛИНЬ: Градара, это старинная крепость.
М.СПИРИДОНОВ: Если есть, что сказать напоследок нашим слушателям, то прошу.
А.ОЗОЛИНЬ: Я хочу поблагодарить Вас, Максим, за внимание, за возможность высказать свои мысли. Искренне желаю успехов Вам в Ваших проектах и в серийном предпринимательстве. Вы лучше меня знаете эту тему.
М.СПИРИДОНОВ: Мы оба ее немного знаем. Спасибо большое Вам. Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология», нашим гостем сегодня был серийный предприниматель, совладелец сервисов «Подарки.ру», «Комментарии.ру» и других веб-проектов, а также проектов, не связанных с интернетом – Андрей Озолинь. Напоследок напомню еще раз, что в моем блоге Spiridonov.ru проходит конкурс для блогеров: «Ответь Спиридонову — выиграй MacBook!». Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Будьте здоровы!