Текстовая версия выпуска
М. СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 24 декабря 2010 года. Канун Рождества в Западной Европе, где я сейчас и нахожусь. Вы слушаете 79-й предновогодний выпуск эксперт-шоу «Рунетология». У микрофона Максим Спиридонов Мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Этот выпуск будет особым. Во второй части мы поговорим с гостем программы не о новостях недели, как это происходит обычно, а поскольку завершается год, мы хотим подвести итоги, обсудим главные события Рунета всего уходящего года. А обсуждать, это и не только это, мы будем с Дмитрием Степановым, директором по продуктам объединенной компании «Афиша» и Rambler. Именно он стал гостем последней Рунетологии в уходящем 2010 году. Дмитрий, добрый день.
Д. СТЕПАНОВ:Добрый день.
М. СПИРИДОНОВ: Ваш флагманский продукт в интернете - Afisha.ru, как с точки зрения концепции веб-проекта и ее реализации, так и с точки зрения крайне успешной монетизации образцово-показательный проект. В чем причины того, что Афиша настолько энергично развивается, того, что она так успешна?
Д. СТЕПАНОВ:Благодарю за комплименты. Мне приятно это слышать. У нас сходная оценка, хотя мы видим огромное количество возможностей, которые есть у этого продукта. Нам хочется сказать, что это только начало большого пути, который начался 10 лет назад. Сложно назвать что-то одно секретом успеха, хотя выглядело бы это, наверное, эффектно. Главное – это то, что удалось собрать блестящую команду, удалось организовать атмосферу, которая привлекает в компанию талантливых и энергичных людей. Они хотят делать удивительные вещи, и благодаря им создался сайт Afisha.ru и все продукты компании. Эту атмосферу удалось создать основателям компании – Антону Кудряшеву, Эндрю Полсону, Ценциперу. Свой вклад я тоже оцениваю.
М. СПИРИДОНОВ: Если я правильно понимаю, ты курируешь интернет-направление издательского дома?
Д. СТЕПАНОВ:До объединения с Рамблером я курировал 3 направления: весь интернет, маркетинг всех продуктов, и уже 8 лет я продюссирую Пикник «Афиши» - крупнейший музыкальный фестиваль в Москве – в этом году было порядка 50 тысяч человек.
М. СПИРИДОНОВ: Можешь ли ты сказать, что Afisha.ru является частью твоей жизни?
Д. СТЕПАНОВ:Безусловно. Afisha.ru является частью моей жизни и частью жизни людей, которые над ней работают. В этом, наверное, и кроется секрет.
М. СПИРИДОНОВ: Есть впечатление, что, как и во многих удачных медийных продуктах (и не только медийных), продукт в конечном счете – сумма личных вкладов и авторских позиций тех людей, которые занимаются этим продуктом. Согласен?
Д. СТЕПАНОВ:Абсолютно. Это особенность не только медийных продуктов, это особенность всех удачных продуктов. Действительно удачные продукты – сумма личных вкладов, общих ценностей, энергий.
М. СПИРИДОНОВ: Жизненных мировоззрений.
Д. СТЕПАНОВ:Да. Я очень опасаюсь поднимать планку пафоса еще выше, но в общем это так.
М. СПИРИДОНОВ: Поскольку сегодня мы подводим итоги года, можно добавить немного пафоса.
Д. СТЕПАНОВ:Ты сам задал этот тон – окей.
М. СПИРИДОНОВ: Мы будем делать это иронично, как и поступают люди, у которых есть хоть немного мозгов, потому что всерьез быть пафосным может быть только недалекий человек.
Д. СТЕПАНОВ:Да, это опасно и глупо.
М. СПИРИДОНОВ: Сейчас должен сказать, что Рунетология выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей «ЕЖЕ». Досье Дмитрия Степанова и продолжим.
Дмитрий Степанов родился 7 января 1980 года в Санкт-Петербурге. С 1997 по 2000-й год учился в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете на физико-механическом факультете. С 1998 по 1999 год вместе с Павлом Фроловым вел популярное ежедневное интернет-обозрение «Бинокль». С 1999 по 2000 год занимал должность веб-редактора в издательском доме «Питер». С марта 2000 по февраль 2001 работал в компании Mail.ru на должности менеджера по маркетингу, позднее – директором департамента сообществ. С февраля 2001 по март 2002 занимался информатизацией РЖД на позиции главного инженера ряда проектов. В марте 2002 вместе с Никитой Корзуном запустил Хостинг-Центр РБК, проработал его директором до июля 2003. Летом 2003 года вышел в компанию «Афиша» на позицию исполнительного директора Афиши Диджитал, которая сегодня объединяет сайт «Афиша» с аудиторией более 5 млн. человек в месяц, сайты «Афиша-Еда» и «Афиша-Мир», лидирующий клубный портал Nightparty. Является соучредителем Sports.ru и продюсером ежегодного московского фестиваля Пикник «Афиши». С августа 2010 года – директор по продуктам объединенной компании «Афиша» и Rambler. Женат. Живет и работает в Москве.
М. СПИРИДОНОВ: Традиционный вопрос для Рунтеологии: почему ты пришел в интернет?
Д. СТЕПАНОВ:Хороший вопрос. Так или иначе, это связано с тем, что у меня мама программист. Я с раннего детства тяготел к компьютерной теме. Моя мама была разработчиком первой российской базы данных для операционной системы Demos, в честь которой назван провайдер Demos. Она разрабатывалась в рамках одного из проектов Российской Академии Наук.
М. СПИРИДОНОВ: Сработала преемственность.
Д. СТЕПАНОВ:Да.
М. СПИРИДОНОВ: Гены?
Д. СТЕПАНОВ:Да.
М. СПИРИДОНОВ: Если формально смотреть на твою биографию, складывается впечатление, что ты медленно мигрировал от технаря к гуманитарию, лирику. Ты сам наблюдаешь это, или так кажется только со стороны?
Д. СТЕПАНОВ:Это тоже идет от родителей.
М. СПИРИДОНОВ: Папа – лирик?
Д. СТЕПАНОВ:Да, художник.
М. СПИРИДОНОВ: Забавно. Ты сам понимаешь, что медийные продукты не столько заточены на том, что можно посчитать.
Д. СТЕПАНОВ:Я не думаю, что успешные проекты в момент своего старта были внимательно посчитаны. Я знаю, что в большинстве случаев это был вопрос интуиции, общей логики, которая была базой для этих проектов. Одна из причин, по которой Афиша получилась (я говорю о компании в целом) – то, что удавалось в равной степени использовать разные способы двигаться вперед: интуиция, рациональные методики расчета, прогнозирования, взвешивания. В Афише работают самые разные люди: есть люди, которые по большей степени полагаются на интуицию, творческие люди, есть люди с жестко устроенной логикой, рациональным мышлением. Одна из главных причин, по которой Афиша успешна – то, что разным людям хотелось договариваться друг с другом, они были готовы слышать друг друга, доверять друг другу.
М. СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что сейчас ты занимаешься маркетингом и управлением?
Д. СТЕПАНОВ:Скорее, проектированием продуктов, управлением ими и маркетингом в широком смысле слова. В основе проектирования лежит классический маркетинг по Котлеру.
М. СПИРИДОНОВ: Несомненно. По легенде ты занялся маркетингом, потому что не попал на вакансию веб-дизайнера в Mail.ru, и устроился туда маркетологом, при этом особо не имея представления о том, что такое маркетинг.
Д. СТЕПАНОВ:Я могу подробно рассказать о том, как это было.
М. СПИРИДОНОВ: Расскажи, пожалуйста.
Д. СТЕПАНОВ:Я работал в издательском доме «Питер» на разных позициях. Тогда был справочник «Желтые страницы Internet», где в печатном виде были перечислены все сайты. Я занимался сайтами журнала «Мир Интернета», издательского дома «Питер». Тогда отдельных профессий в интернет-индустрии не было, тогда просто были люди, которые разбираются в интернете, и они должны были уметь всё.
М. СПИРИДОНОВ: Была профессия «компьютерщик». Он должен был разбираться во всём.
Д. СТЕПАНОВ:В тот момент было 2 профессии: компьютерщик и интернетчик. Компьютерщик мог сеть собрать в офисе, а интернетчик мог запустить сайт, что-то сверстать, прописать в поисковых системах. Он должен был обладать огромных количеством знаний и умений. Я работал в издательском доме «Питер» на позиции интернетчика. В 1999 году был взрыв компании Mail.ru. Это было чудом, романтической историей, воплощением мечты. Молодой талантливый парень бросил весьма престижный институт, уехал в Штаты, вернулся с идеей и деньгами, запустил интернет-проект, который очень быстро занял лидирующие позиции, показал невероятный рост.
М. СПИРИДОНОВ: Этим парнем был не Гришин?
Д. СТЕПАНОВ:Нет, им был Алексей Кривенков – это первый ведущий разработчик Mail.ru и первый генеральный директор. На начальном этапе в Mail.ru проинвестировали 800 тысяч долларов, что по тем временам считалось невероятными, космическими деньгами. Тогда невозможно было представить, что в какой-нибудь другой сайт кто-то мог инвестировать сходные по масштабам деньги. Компания тогда бурно развивалась, и мне хотелось быть причастным к этой команде. В тот момент в Mail.ru работало человек 30, и я засыпал 2-3 моих знакомых, которые там работали, своими предложениями поработать у них. Тогда было модно работать web-дизайнером, мне было 19 лет, я был сильно увлечен этой идеей, и я, соответственно, предлагал себя на позицию web-дизайнера. Сейчас смешно вспоминать, но в тот момент это было довольно серьезно. Мои товарищи говорили: «Ты, конечно, умеешь делать сайты. Ты сделал целых 7 сайтов за всю свою жизнь. Но нам не нужны дизайнеры в Питере, мы сейчас собираемся открывать офис в Москве и будем набирать там дизайнеров, поэтому ничего тебе предложить не можем». Через какое-то время один из моих товарищей пишет мне, что они ищут менеджера по маркетингу. Я сказал: «Круто! А что это такое?». Он написал: «Я не знаю, что это такое, но если тебе надо, выясняй и приходи завтра на собеседование». Я пошел на собеседование. Как сейчас помню, вышел из станции метро на канал Грибоедова, зашел в Дом книги и купил книжку «Практический маркетинг». Пока шел пешком, читал эту книжку. Я успел прочитать 4 страницы. Пришел, меня на входе встретил Даня Дугаев, который сейчас является главным редактором журнала «Афиша-Мир», а тогда был главным редактором «Internet.ru». Он немедленно предъявил мне свою последнюю колонку на английском языке в газете «Санкт-Петербург Таймс», что не могло не произвести на меня впечатление. Я пошел на собеседование к Маше Черницкой, которая тогда была директором по маркетингу Mail.ru, а сейчас, как Вы знаете, владелец и генеральный директор крупнейшего агентства контекстной рекламы «iConText». Я попал к ним на собеседование, у меня было ощущение (оно и сейчас есть), что степень их осведомленности о том, что такое маркетинг, была примерно такой же, как и у меня. Они мне задали вопрос: «Что ты подразумеваешь под маркетингом?». Я 4 страницы, которые успел прочесть, пересказал. Мы потом вспоминали эту историю не раз, я произвел на них сильное впечатление академическим подходом к вопросу. Мне потом рассказывала Женя Курц, которая была первым арт-директором Mail.ru: «Ко мне пришел Даня Дугаев (он сноб) и сказал, что хоть у него и серьга в ухе, я его возьму». Он меня и взял.
М. СПИРИДОНОВ: Ты волей-неволей сказал о том, что Mail.ru не особо разбирается в маркетинге. Ты всерьез об этом говоришь?
Д. СТЕПАНОВ:В тот момент мне казалось, что степень их осведомленности в части маркетинга была не выше моей, сейчас мне тоже так кажется.
М. СПИРИДОНОВ: В Mail.ru ты сделал небольшую карьеру и потом перешел в Афишу.
Д. СТЕПАНОВ:Да, тогда сменился генеральный директор, приехал Евгений Голанд – партнер, о существовании которого большинство сотрудников не подозревало. Он занял пост генерального директора, Леша стал его замом. Женя Голанд решил отказаться от питерского офиса и всех, кто хочет и кого он хочет, перевезти в Москву. Он приехал, мы познакомились с ним, понравились друг другу, и он решил мне предложить продвигать Mail.ru в целом, а не только Internet.ru, которым я занимался первые несколько месяцев. Через день он спросил про условия работы, я набрался духу, собрал условия, умножил их на полтора, Женя, к моему удивлению, сходу согласился и спросил: «Когда ты сможешь переехать?». Я сказал, что смогу завтра, и на следующий день я переехал. Мы с ним в пятницу познакомились, во вторник договорились об условиях, и в среду я переехал.
М. СПИРИДОНОВ: А почему ты ушел из Мейла?
Д. СТЕПАНОВ:Mail в тот момент сливался с компанией «Bridge», была депрессия на рынке интернета и в России, и в мире. В России это было эхом лопнувшего пузыря в Штатах. Mail.ru потерял финансирование, судорожно начал искать альтернативы, нашел альтернативу в виде слияния с компанией «Net Bridge». Процесс слияния происходил долго, болезненно. Это было первое крупное слияние на российском интернет-рынке, опереться на чей-то опыт было невозможно. Оглядываясь назад, могу сказать, что это был очень успешный опыт. В тот момент это затянулось – возможности заниматься непосредственно продуктом, возможности реализовать себя у меня не было. Тогда было скептическое отношение к web-сервисам, присутствовало разочарование. Нам казалось, что светлое будущее наступит через год-два, но этого не случилось. Как в свое время точно заметил Билл Гейтс «мы всё время переоцениваем скорость ближайших изменений и всё время недооцениваем скорость более долгосрочных изменений». Всё происходило очень медленно, и было разочарование. Мне захотелось заняться каким-то реальным делом, и я увидел такую возможность. Мой товарищ пригласил меня в компанию «Микротест», которая на тот момент была генеральным подрядчиком Российских Железных дорог по части информатизации. Я думал, что мы с ним на пару совершим там революцию.
М. СПИРИДОНОВ: Удалось?
Д. СТЕПАНОВ:Локальные революции существенной кровью удались, но глобальные нет. Это огромная структура, а мы были всего лишь подрядчиками.
М. СПИРИДОНОВ: Слишком велика инерция в РЖД?
Д. СТЕПАНОВ:Конечно. В тот момент да, сейчас по всем внешним признакам я вижу, что ситуация изменилась кардинальным образом. На тот момент это было даже не юр.лицо, а Министерство путей сообщения. Юридический статус противоречил любому развитию, и все старались прикрыть свою жопу по любому поводу, никто не хотел рисковать, меняться, учиться. Вся эта структура чудовищным образом управлялось, но кое-что удалось сделать, в частности мы автоматизировали систему фирменных транспортных перевозок. Основной источник дохода РЖД – транспортные перевозки. Это колоссальный, жизненно важный для экономики бизнес. Второй проект, в котором мне удалось поучаствовать – проект по пассажирским перевозкам. Мы запустили первую версию портала «РЖД» в части пассажирских перевозок, появилась возможность смотреть расписание, что на тот момент казалось невероятным прорывом, и мы подготовили базу для продажи билетов через интернет.
М. СПИРИДОНОВ: Через год ты устал от общения с Министерством и решил заняться чем-то более свободным?
Д. СТЕПАНОВ:Огромное количество времени и сил приходилось тратить не на сами продукты, а на бюрократию. Никита Корзун (мой близкий товарищ, крайне деятельный и очень энергичный человек) пришел в компанию РБК, начал собирать команду и пригласил меня. Я сразу согласился, даже не обсудив условия работы, поскольку работа с ним приятная, ты много чего успеваешь делать, чем впоследствии гордишься.
М. СПИРИДОНОВ: Под его руководством ты строил Хостинг-Центр РБК?
Д. СТЕПАНОВ:Да. Я и название придумал, и дизайн нарисовал. Поскольку компания РБК в тот момент была устроена таким образом, что ресурсов постоянно не хватало, и не все дизайнеры были готовы обеспечить то качество, которое мне было необходимо, мне пришлось эту проблему решать самостоятельно.
М. СПИРИДОНОВ: Насколько интересно тебе было заниматься построением проекта? Как я понимаю, это был твой первый управленческий опыт.
Д. СТЕПАНОВ:Это был проект, в котором я себя чувствовал предпринимателем. Если в случае Министерства путей сообщения была история про «заказчик-исполнитель», то есть нужно было собрать требования, спроектировать, обеспечить выпуск продукта, то в случае с Хостинг-Центром РБК нужно было написать бизнес-план, продать его руководству, собрать команду, сформировать ценовую и технологическую политику, политику продвижения.
М. СПИРИДОНОВ: Я не в курсе позиций Хостинг-Центра РБК. Видимо, они не плохи?
Д. СТЕПАНОВ:Последние полтора года я не слежу за ними.
М. СПИРИДОНОВ: Расскажи, что было, когда ты работал там?
Д. СТЕПАНОВ:Мы за полтора года, которые я проработал в РБК, вошли в пятерку крупнейших хостинг-центров, то есть это был стремительный взлет. Я горжусь этой хорошей историей. Насколько я понимаю, Хостинг-Центр РБК и сейчас занимает крепкие позиции на рынке. Я не знаю, насколько они сейчас высоки, но последний раз, когда я проверял рейтинг, они были на втором или третьем месте, чему я был очень рад. Вообще интересно запускать сервисы, которые в конечном счете к тебе лично не привязаны.
М. СПИРИДОНОВ: Ты считаешь себя стартап-менеджером? Это твой функционал?
Д. СТЕПАНОВ:Это то, что меня увлекает, и мне кажется, что зачастую у меня это получается.
М. СПИРИДОНОВ: Ты после полутора лет после запуска РБК ушел оттуда, потому что рутина стала неинтересна?
Д. СТЕПАНОВ:Да, я не увидел для себя каких-то перспектив для развития. Бизнес вышел на плановый рост. Мне нравится решать проблемы. Не то, чтобы совсем не было проблем, но там всё стало понятно.
М. СПИРИДОНОВ: Проблемы неплатежей или дебиторская задолженность?
Д. СТЕПАНОВ:Да. Интересно находить какие-то неожиданные решения.
М. СПИРИДОНОВ: Кто тебя позвал в Афишу?
Д. СТЕПАНОВ:Меня порекомендовал мой близкий друг Даня Лурье, который долгое время был главным редактором питерской Афиши, управляющим редактором журнала «Афиша-Мир», который до меня был директором Афиши.ру. Покидая эту позицию, он порекомендовал меня. Афиша на тот момент искала маркетинг-директора, и Даня почему-то посоветовал меня на эту позицию. На тот момент я ничего не понимал в том, как надо маркетировать печатную прессу. Основным бизнесом Афиши на тот момент (7 лет назад) была печатная пресса. Я с радостью пришел, потому что с огромной симпатией относился ко всему тому, что делает Афиша, у меня было там много друзей. Я считал, что люди в Афише занимаются большим делом по совершенствованию окружающей действительности. Я до сих пор так считаю. Я с радостью пришел на собеседование, с самого начала я сообщил: «Дорогие друзья, я ничего не понимаю в продвижении печатной прессы. Я не знаю, что я здесь делаю, просто мне давно хотелось с вами познакомиться и попасть в Афишу». Мы долго болтали, в итоге понравились друг другу, и мне было предложено возглавить Афишу.ру, и я с радостью принял это предложение, хотя я никогда не занимался…
М. СПИРИДОНОВ: Продвижением проекта в вебе?
Д. СТЕПАНОВ:Нет. Афиша.ру на тот момент была самостоятельным бизнесом. Она рассматривалась акционерами и управляющей командой как отдельный бизнес, а не как способ продвижения журнала в интернете, что меня радовало. 7 лет назад это было невероятно круто, потому что абсолютно все офлайновые медиа избегали интернета, боялись, что их аудитория и рекламодатели уйдут в интернет. Руководство Афиши исповедовало прогрессивную точку зрения на тот момент, они считали, что интернетом нужно заниматься, что его не нужно бояться, так как «если не мы, то кто-нибудь другой». Первыми среди российских медиа они стали полностью публиковать весь контент своих печатных журналов в интернете.
М. СПИРИДОНОВ: Какие действия ты стал предпринимать, когда пришел в Афишу.ру, учитывая то, что ты начал заниматься тем, чем не занимался прежде? Для тебя многое было новым.
Д. СТЕПАНОВ:Всегда увлекательно заниматься тем, в чем поначалу ничего не понимаешь.
М. СПИРИДОНОВ: Несомненно.
Д. СТЕПАНОВ:Если есть кредит доверия и если получается быстро разбираться в предмете, то это хорошо. На тот момент не было взаимопонимания между Эндрю и Ильей, с одной стороны, и Антоном Кудряшевом (основным акционером Афиши на тот момент), с другой в части развития интернета. Антон – инвестиционный банкир в прошлом, сейчас он генеральный директор CTC Медиа, у него очень прагматичный взгляд на вещи. Он прекрасно помнил историю с лопнувшим пузырем, он на тот момент был несколько разочарован в тех инвестициях, которые он вложил в Афишу.ру, поскольку они не возвращались с той скоростью, на которую он рассчитывал. В это же время Илья и Эндрю были крайне увлечены интернетом, они пытались Антона сподвигнуть на дополнительные инвестиции в интернет в рамках Афиши. Общий язык найти они не могли, и мне удалось изменить способ управления Афишой.ру. До моего прихода Афиша.ру управлялась как продукт, с моим приходом она стала управляться как бизнес. Мы нарисовали бизнес-модель, бизнес-план. Для акционера это было принципиально важно, поскольку он хотел видеть, пусть и с оговоренными рисками, перспективы.
М. СПИРИДОНОВ: Ты прописал акционеру успокаивающее лекарство, по сути дела?
Д. СТЕПАНОВ:Им удалось научиться думать о сайте, как о бизнесе. На тот момент это было революционной идеей, тогда практики составления бизнес-модели на 5 лет в интернете не было. Она появилась 3-4 года назад, а 7 лет назад разговор с инвесторами по поводу интернета выглядел следующим образом: «У нас есть 7 программистов, нам нужно нанять еще 2-ух, 5 редакторов и одного дизайнера, который будет переформатировать картинки». Акционер резонно спрашивал: «Когда эти деньги вернутся или хотя бы когда он выйдет на окупаемость?», на что люди, которые вели переговоры, говорили: «Это будущее, в которое нужно инвестировать, поэтому нечего пререкаться! Неужели ты не веришь, что интернет станет главным медиа через 3 года?». В общем, имел место понятийный разговор.
М. СПИРИДОНОВ: Ты говорил, что строил деятельность как в случае Хостинг-центра РБК, так и в случае Афиши как бизнес-процесс в то время, как тебя в интервью друзья характеризуют как мягкого, спокойного и дружелюбного человека. Для лидера эти качества необычны. В большинстве случаев лидеры – жесткие люди. Каков твой стиль управления? Как ты руководишь людьми?
Д. СТЕПАНОВ:Из любого правила есть исключения. У меня перед глазами есть несколько примеров лидеров, которые не являются жесткими.
М. СПИРИДОНОВ: Разумеется. Просто интересен твой опыт. Ты выводишь для себя какие-то константы того, как рулить людьми?
Д. СТЕПАНОВ:Да. Я стараюсь находить людей, которых не столько я интересую, сколько интересует идея, проект – людей, которые увлечены какой-то темой, технологией, продуктом, брендом. Мне интересны люди, которым я могу что-то дать и которые могут что-то дать мне и проекту. Это не отношения «начальник-подчиненный», это партнерские отношения. При таких отношениях мы компенсируем слабые стороны друг друга и дополняем сильные стороны одного сильными сторонами другого. Например, Виктор Ламбурт, директор по разработке объединенной компании «Афиша» и Rambler – феноменально хорошо организованный человек, сильный project, а я высокой степенью организации похвастаться не могу, зато я неплохой product. Если я про возможности, то он про риски, и мы оба понимаем, в чем мы сильны и в чем мы слабы. Мы с симпатией относимся друг к друга, и с уважением относимся к сильным и слабым сторонам друг друга. Когда я понимаю, что я могу что-то проглядеть или могу дать слишком оптимистичную оценку или спланировать итерацию какого-то продукта слишком оптимистичным образом, я зову Витю. Когда Витя понимает, что он делает слишком банальный продукт, он зовет меня, и мы вместе движемся вперед. Я верю в сочетание людей, а не в одного человека – я не верю в иерархию. Я верю в иерархию, при которой начальник подчиненным не приказывает, а мотивирует их, дает идеи.
М. СПИРИДОНОВ: Сейчас у тебя в подчинении порядка 300 человек. Как справляешься?
Д. СТЕПАНОВ:Это челлендж. В Пикнике Афиши каждый год работают порядка 4000-5000 человек. Другое дело, что Пикник идет один день, в его подготовке участвует примерно 250 человек. Специфика другая, но масштаб привычный. Конечно, никогда таким количеством разработчиков я не управлял, и мне приходится многому учиться.
М. СПИРИДОНОВ: Помимо Афиши, есть проект Sports.ru – любопытное спортивное издание, которым ты занимаешься вместе с Дмитрием Навошей, Василием Уткиным. Кто-то еще в этом участвует?
Д. СТЕПАНОВ:Да, Даня Лурье и еще один партнер. Проект получился потому, что несколько разных людей встретились друг с другом, понравились друг другу, и соединились люди с разными талантами, компетенциями и темпераментами. Благодаря тому, что нам удается договариваться друг с другом, проект и получился. Приведу маленький пример отношений между мной и Димой. На начальном этапе у Димы была глубокая экспертиза в журналистике, он по своему трудовому пути журналист. Он хорошо разбирался в контенте, у него были хорошие отношения с большинством российских спортсменов, с клубами, федерациями – в контенте он был гуру. При этом на тот момент он не разбирался ни в разработке, ни в продвижении в интернете. Он ничего не понимал в технологиях, маркетинге и продажах. Он пригласил меня и Даню Лурье для того чтобы мы поучаствовали в этом проекте. Я взял на себя коммерческие вопросы и отчасти консалтинг по технологиям, Даня взял на себя онлайн-медиа. В конечном счете, Дима всему научился, и на данном этапе развития Sports.ru я принимаю очень скромное участие, поскольку Дима стал экспертом во всех темах, сейчас он самостоятельно справляется. Справляться он стал во многом потому, что мы с Даней принимали в этом проекте самое активное участие. Мы друг друга дополняли. Я верю не в команды, которые устроены строевым образом, а в команды, в которых люди друг друга дополняют.
М. СПИРИДОНОВ: Ты доволен тем, как развивается Sports.ru? Он играет на довольно конкурентном поле, в отличие от Афиши он входил тогда, когда были сильные лидеры на рынке, сильные конкурентные ресурсы. При этом, насколько я могу судить, ресурс сумел сделать себе имя и довольно успешен как бизнес.
Д. СТЕПАНОВ:Он успешен как бизнес и сумел сделать имя. В какой-то момент мы очень четко очертили сегмент, мы сказали, что хотим работать на новое поколение людей, увлеченных спортом – не тех людей, которые были на Манежной, не тех людей, которые были у Киевского вокзала в прошлую среду, а на новое поколение людей. Здесь неважно, сколько они зарабатывают, хотя это тоже их отделяет от первой группы. Скорее, важно, какие ценности они исповедуют.
М. СПИРИДОНОВ: Просто материальный ценз четко проходит через образовательный ценз.
Д. СТЕПАНОВ:Да, я согласен. Это тоже дифференциатор, но он не ключевой. Ключевым является уровень образования, социальный класс, место работы. Это то, что мы в Афише долгое время называли вестернизированной аудиторией, сейчас смысл этого слова немного потерялся, но мы все понимаем, о чем идет речь (это продвинутая публика). В тот момент, когда мы Sports.ru перезапускали (3 года назад), такая спортивная аудитория только зарождалась. Подавляющей частью аудитории были немолодые, не очень успешные, не очень богатые люди, которые несколько десятков лет болеют за любимую российскую команду. Другой частью были оголтелые фанаты, у которых агрессия бьет через край. Я не говорю, что все фанаты оголтелые, но какая-то их часть именно такая.
М. СПИРИДОНОВ: Они вряд ли интересны рекламодателю и издателю.
Д. СТЕПАНОВ:Конечно. Мы видели, как зарождается нужная нам аудитория, и нам показалось, что эта аудитория будет только расти. В самом начале мы действовали интуитивно, потом положительный опыт, который был у меня в Афише, мне захотелось перенести на другую тему. Мы очень рационально просчитали финансовую модель, изучили российский, европейский, азиатский, североамериканский рынки, и обнаружили, что российским спортом в интернете интересовалось 7% аудитории. При этом другой страны в мире с таким низким уровнем интереса к спорту нам найти не удалось. Везде эта цифра была 20%, а-то и 30, и 40. Еще мы сделали смелый вывод о том, что доля спортивной аудитории будет только расти. Мы посчитали, что прирастать аудитория будет именно цивилизованной спортивной публикой. Продукт, бренд и продвижение с самого начала были ориентированы на эту аудиторию. Также мы увидели дефицит контента, сервисов, внимания у этой аудитории. На тот момент я 3-4 года занимался рекламным бизнесом в интернете, поэтому я неплохо представлял спрос со стороны рекламодателей. Я дружу с огромным количеством людей в разных рекламных агентствах. Мы общаемся в рабочее и нерабочее время. Для меня было очевидно, что на рынке есть целый ряд брендов, которые хотели бы ассоциироваться со спортом и хотели бы продвигаться среди аудитории, которая интересуется спортом, но не среди пожилых неудачников и агрессивных парней националистического толка. Они хотели бы продвигаться среди продвинутой спортивной аудитории, для которой не было в то время площадки, то есть не было инструмента для продвижения.
М. СПИРИДОНОВ: Сейчас можно сказать, что ожидания оправдались?
Д. СТЕПАНОВ:Да. Казалось бы, что финансовые модели – это скучная тема. Разумеется, рынок очень динамичный, сложно угадать, есть масса рисков и неожиданностей на этом рынке. Те финансовые модели, которые мы в разное время рисовали и в Афише, и в Sports.ru, содержали какие-то ошибки, но в общем и целом это было крайне полезным и необходимым упражнением, которое позволяло нам хорошо разобраться в рынке. Sports.ru движется очень близко к тому плану, который мы изначально рисовали, сейчас иногда даже превышает его.
М. СПИРИДОНОВ: Прекрасно. Процесс объединения Рамблера и Афиши длится до сих пор?
Д. СТЕПАНОВ:Да. Я думаю, что о единой компании можно будет говорить только через год.
М. СПИРИДОНОВ: Устраивает ли тебя такой процесс? Как ты считаешь, стоило ли объединять два этих бизнеса, учитывая то, что один из них имеет репутацию крайне успешного бизнеса, крайне успешную энергетику, а другой имеет репутацию пораженца? Насколько это решение было верным?
Д. СТЕПАНОВ:В какой-то момент Уинстона Черчилля спросили: «Как Вы оцениваете результаты войны 1812 года?». Он сказал, что пока слишком рано делать выводы. Мне кажется, что это похожая история. Я верю. Если бы я не верил в то, что всё это может закончиться оглушительным успехом, я бы не вписался в эту историю.
М. СПИРИДОНОВ: В одном из интервью ты говорил о том, что ты увидел в коллективе людей, которые, не смотря на репутацию, увлечены продуктом, являются профессионалами, что всё не так плохо, как рисуют некоторые аналитики.
Д. СТЕПАНОВ:С точки зрения цифр и текущих продуктов всё довольно безрадостно. Делать вид, что всё прекрасно, глупо. Но я вижу в текущей команде большое количество талантливых, блестящих людей. Это вопрос организации процессов, вопрос пересборки команды, которая сейчас происходит, вопрос дополнения этих людей адекватными собеседниками и партнерами: иногда в качестве начальников, иногда в качестве подчиненных. Я уверен в том, что у объединенной компании большое будущее, иначе бы я этим не занимался.
М. СПИРИДОНОВ: Есть мнение, что Рамблер во многом не мог подняться и начать развиваться по причине того, что акционеры одной рукой давали, а другой забирали. Ни у кого из управленцев за последние несколько лет якобы не было реальных полномочий. Есть ли сейчас такие полномочия? Есть ли потенции для того чтобы реализовать эти полномочия? Как мне видится (я в этом не одинок), Рамблер спасет только прививка последней надежды, когда делается прямой укол в сердце. Если укол сработает, то сердце пойдет, и что-то начнет происходить. Организм получит достаточно сильный удар, но он будет жить. Если не сделать этот укол или сделать его неверно, то будет приближаться конец.
Д. СТЕПАНОВ:Я согласен.
М. СПИРИДОНОВ: Есть ли полномочия у тебя, у господина Молибога?
Д. СТЕПАНОВ:Полномочия – это очень обязывающее слово, которое предполагает, что есть адекватные и неадекватные люди. Неадекватные люди говорят: «Мы больше не лезем. Делайте, как хотите, но через год мы придем и проверим». Всю дорогу с ПрофМедиа и мне, и Коле, и Кате удается выстраивать внятные, доверительные отношения. Все проекты, которые мы в Афише хотели реализовать, мы реализовывали. Недостаточно проработанные и недостаточно перспективные проекты Акопов, Юля Соловьёва, Оля Паскина нам делать не давали. Задним числом я могу сказать, что я им благодарен, потому что мы не потратили силы, время и деньги напрасно. С этими людьми всю дорогу нам удается спокойно и эффективно работать.
М. СПИРИДОНОВ: Хочется сказать, что необходимый для топ-менеджмента Рамблера карт-бланш присутствует, просто для этого нужны какие-то обоснования.
Д. СТЕПАНОВ:Поскольку мы для людей из ПрофМедиа не являемся новыми людьми, у нас есть изрядный кредит доверия, важно этот кредит не исчерпать раньше времени.
М. СПИРИДОНОВ: В двух словах скажи, как будет развиваться Афиша. Расскажи о планах, о своем представлении, видении. Куда будет расти Рамблер Медиа в целом?
Д. СТЕПАНОВ:Очень не хочется говорить о планах, потому что это крайне неблагодарное занятие.
М. СПИРИДОНОВ: Расскажи не о планах, а о видении.
Д. СТЕПАНОВ:Хочется предъявлять блестящий продукт, о плюсах которого не надо будет рассказывать.
М. СПИРИДОНОВ: Какой будет Афиша? В чем она прибавит? В чем она будет урезана?
Д. СТЕПАНОВ:О каких-то неочевидных и прорывных вещах я рассказывать не буду, но очевидные направления нашего внимания я могу озвучить. Первое – регионы. Мы активно движемся в регионах. Мы начинали как чисто московский проект, сейчас у нас региональная аудитория составляет порядка 50%, и это далеко не предел. Для всех очевидно, что российский интернет растет, прежде всего, за счет регионов. Там наблюдается дефицит информации о городских развлечениях. Я не могу сказать, что Афиша в регионах имеет безупречный продукт, потому что это не так. Есть огромное пространство для маневров. Меня приятно удивляет то, что мы видим спрос в регионах, интерес локальных бизнесов и, что самое невероятное, интерес властей. В частности, вчера я встречался с людьми из Пермского края, который является одним из образцовых российских регионов. Они понимают, что процессы, происходящие в интернете, могут поспособствовать развитию края. Мы обсуждали историю по созданию площадки на базе Афиши.ру для локальных развлекательных инициатив, которые могли бы привлекать в край людей, то есть использование интернета для развития края таким тонким, точным и эффективным способом. Так вот, первое направление – регионы. Ты, наверное, знаешь, что мы купили Afisha.ua, соответственно, мы будем осваивать Украину. Мы активно развиваем продажи билетов в кино, получаем хорошие цифры, отличную динамику. Что самое приятное, у нас невероятная возвращаемость к сервису. Те люди, которые однажды купили билет в кино с нашей помощью, в 60-70% случаев возвращаются к нам вновь в течение месяца.
М. СПИРИДОНОВ: Это очень много.
Д. СТЕПАНОВ:Да, мы приятно удивлены этому. Еще один фокус – мобильные приложения. В начале следующего года мы выпустим новое приложение Афиши для iPhone, запустим в паблик приложение для Андроида (сейчас оно находится на эксклюзиве у компании LG). Это очень быстрорастущий рынок и, возможно, в будущем мобильное средство будет основным способом получения информации о развлечениях. На сегодняшний день у нас порядка 160-170 тысяч скачанных приложений для iPhone. С учетом того, что в России порядка миллиона устройств, это очень хорошие цифры.
М. СПИРИДОНОВ: Скажи, пожалуйста, будет ли Афиша внедряться в структуру Рамблер-портала, или будет оставаться отдельным продуктом так же, как и Лента?
Д. СТЕПАНОВ:У нас единая продуктовая стратегия. Но что касается стратегии по части брендов, мы будем использовать дифференцированный подход. Мы не планируем заниматься ребрендингом Афишы, Ленты или Прайса. Нам незачем это делать, потому что это сильные бренды, сильные продукты. Безусловно, мы не будем дублировать эти темы на самом портале, мы будем действовать асимметрично. Интеграция будет, но она будет происходить не формальным методом (ссылки с Рамблера на Афишу и с Афиши на Рамблер). Благо интернет – это не печать или телевизор, всё довольно прозрачно, всё можно оценить, померить, посмотреть, протестировать, удостовериться в том, что работает.
М. СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. Нас немного поджимает время. Задам последний вопрос, который касается планов Рамблер Медиа. На поиск Рамблера есть смысл рассчитывать в ближайшие годы?
Д. СТЕПАНОВ:Мы в процессе принятия решений по поводу поиска.
М. СПИРИДОНОВ: Возможно, что там встанет движок какого-то крупного состоявшегося поисковика?
Д. СТЕПАНОВ:Не исключено. Единственное, что я могу сказать – это то, что с принятием этого решения мы не планируем затягивать.
М. СПИРИДОНОВ: Какие сроки? Месяц, год?
Д. СТЕПАНОВ:Может, месяц-два.
М. СПИРИДОНОВ: Я понял. Сейчас, пожалуй, мы подведем итоги года в Рунете. Сегодня с помощью наших слушателей мы постараемся подвести итоги интернет-года в России. На странице Рунетологии в Facebook и других социальных медиа мы попросили экспертов индустрии высказаться на этот счет. Давай коротко дадим оценки событиям Рунета. Список событий состоит из семи позиций. Возможно, в конце ты дополнишь этот список и скажешь о том, что тебе кажется важным, но что не было упомянуто в этом списке. Итак, сейчас поговорим о самых знаковых событиях русского сегмента интернета. В начале ноября Mail.ru Group привлекла 912 миллионов долларов в ходе IPO на Лондонской бирже. Таким образом, Mail.ru Group стала крупнейшим по капитализации интернет-холдингом в Европе, что является национальной гордостью для россиян. Твоя оценка этого события?
Д. СТЕПАНОВ:Я считаю, что пакет, который входит в размещение, сформирован блестяще. Там удачным образом размещены разные продукты, в том числе и Facebook. Исходя из каких соображений покупатели покупали эти акции никто не знает, в том числе и покупатели. Я это говорю не без иронии, но с искренним уважением. Если оценивать Mail.ru и Одноклассники без Facebook, то мне кажется, что на сегодняшний день компания переоценена. Очень оптимистичные прогнозы по росту компании озвучены в инвестиционном проспекте. Даже неважно, сколько акций Фейсбука есть в этом пакете, важно, что они есть. Фейсбук в текущий исторический момент – магическое слово, которое открывает любые двери и любые кошельки. Впечатляющие результаты.
М. СПИРИДОНОВ: Следующее событие, которое мы решили выделить, как одно из самых знаковых – регистрация доменов в зоне .рф. Таким образом, Россия стала одной из первых стран, получившей право на создание доменной зоны на национальном языке. На сегодняшний день делегировано около 690 тысяч доменов .рф. Напомню, что прогнозы самого Координационного Центра: не более 50 тысяч доменов к концу года. Как ты относишься к этой истории с доменами?
Д. СТЕПАНОВ:На рынке много свободных денег. Людям некуда девать деньги.
М. СПИРИДОНОВ: То есть, ты несерьезно относишься к этим доменам?
Д. СТЕПАНОВ:Я считаю, что это шантаж. Сейчас можно запустить любую новую доменную зону, и те же самые люди бросятся покупать эти домены на всякий случай, благо деньги небольшие. Есть хорошая поговорка «Смотри на мир глазами Дерипаски, почему бы не купить?». Мне кажется, что большая часть людей, которая покупала эти домены, руководствовалась именно этими принципами. 30 долларов немного, а вдруг кто-нибудь займет. По-моему, это лохотрон.
М. СПИРИДОНОВ: Хорошо. Поехали дальше. Мир охватила Groupon-лихорадка, которая затронула и Россию. В середине августа текущего года крупнейший игрок нового рынка, американский Groupon, который увидел свет в ноябре 2008 года, купил свой российский аналог DarBerry, который был запущен в марте. Это один из наиболее заметных интернет-бизнесов последних полутора-двух лет, как мне кажется.
Д. СТЕПАНОВ:С точки зрения динамики роста и капитализации это космос.
М. СПИРИДОНОВ: Наши коллеги сумели получить свою долю радости не только от факта существования Groupon.
Д. СТЕПАНОВ:И радости, и гордости, и денег.
М. СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что за последние годы эта красивая, стройная, понятная, четкая концепция предсказуемо выстрелила, потому что понятно, что люди хотят экономить.
Д. СТЕПАНОВ:Очень красивая конструкция. Можно стоя аплодировать, но одновременно с этим во всей истории с Группоном есть одно опасное следствие – Группон устроен сложнее, чем он кажется непосвященным людям. Клоны Группона множатся с невероятной скоростью, невероятное количество людей в подобных проектах задействовано, во все эти клоны вливаются существенные деньги. Для того чтобы такой проект выстрелил необходим целый ряд ингредиентов – не всё так просто, как кажется на первый взгляд.
М. СПИРИДОНОВ: Как и в любом бизнесе, тот, кто вступает в него, не подумав или польстившись на быстрые деньги, как правило, теми же деньгами и наказывается.
Д. СТЕПАНОВ:Да. Я думаю, что в ближайшее время мы будем наблюдать за целым рядом таких наказаний.
М. СПИРИДОНОВ: Как ты считаешь, показал ли пример DarBerry то, что быстрое и удачное копирование успешного американского бизнеса – стоящая идея?
Д. СТЕПАНОВ:Это не механический процесс. Если говорить про DarBerry, понятно, что они покупали. Из этих же соображений в свое время, я думаю, Гугл пытался купить Бегуна. Отчасти они покупали технологические решения, но, прежде всего, они пытались купить канал дистрибуции. Они хотели купить команду, поскольку технология контекстной рекламы у Гугла есть, и она, мягко говоря, неплохая. Необходима была также технология продаж, которой у Гугла в России не было. Сегодня Гугл получил канал дистрибуции методом партнерства, а не методом приобретений. Если мы пытаемся провести аналогию, то для Группона синергия находится, прежде всего, в этом. Они хотели выйти на рынок, они увидели блестящую команду, они передали этой команде целый ряд знаний и опыта, которых ей не хватало. В лице команды они получили не столько технологию, не столько идею, сколько канал продаж. В этом и был поинт этой продажи.
М. СПИРИДОНОВ: Я с тобой согласен.
Д. СТЕПАНОВ:Если мы говорим о поиске, социальной сети и других типах бизнеса, не факт, что эта синергия может случиться. Например, почему Facebook не купил ВКонтакте? Я подозреваю, что они даже не приценивались. Зачем им это? Они свой интерфейс перевели, сделали несколько нехитрых телодвижений, наняли одного человека на сторону и получили 4 миллиона пользователей в России за год, приложив небольшое количество усилий. Катя Скоробогатова предпринимает много усилий, но компания в целом немного.
М. СПИРИДОНОВ: Особенно относительно масштабов этой компании.
Д. СТЕПАНОВ:Да. Такая стратегия выхода из проектов есть, но каждый конкретный случай индивидуален, нельзя скопировать и надеяться, что тебя кто-то купит, нужно понимать, зачем покупателю это нужно.
М. СПИРИДОНОВ: Одним словом, даже буквальный клон – это всё равно бизнес, который должен строиться по законам бизнеса, учитывать местные реалии и, прежде всего, иметь людей, которые разбираются в том, что они делают.
Д. СТЕПАНОВ:Чем специфичнее область, тем больше вероятность выхода из проекта способом продажи. В этом смысле показательна история, которая произошла со всеми рекламными агентствами. Они в конце 90-х появились как группы энтузиастов, и сейчас являются частями крупных холдингов. Почему крупные международные холдинги их приобрели? Потому что они покупали экспертизу, команды, понимание рынка.
М. СПИРИДОНОВ: Пойдем дальше. Рост интереса инвесторов к стартапам и приход западных игроков. Во-первых, этот рост продиктован тем, что мы немного остыли от кризиса, испуг прошел. Объективные успехи многих западных и российских проектов (прибыль и обороты) порой перекрывают обороты реального бизнеса. До недавнего времени онлайн был площадкой для экспериментов. Сейчас люди научились считать, стали приходить западные стартапы. В декабре в Москве состоялась конференция TechCrunch, посвящённая IT-стартапам. Это тоже говорит о том, что Москва и Россия в целом становится частью глобальной инфраструктуры веб-бизнеса, веб-проектов. Я по своей деятельности знаю, что сейчас имеет место быть глубокое проникновение инвестиционных фондов, менеджеров, людей, работающих в области веба из России и Европы.
Д. СТЕПАНОВ:Денег больше, чем проектов и существенно больше, чем людей.
М. СПИРИДОНОВ: Несомненно. Инвесторская экспертиза становится всё более грамотной, происходит много проникновений. Одним и тем же проектом интересуются на равных правах фонды из России и из нескольких стран Европы. Глобализация захлестывает нас.
Д. СТЕПАНОВ:Одна из тем, которая меня сильно увлекает – это то, что Россия только становится частью глобального мира, а российский интернет уже стал частью глобального интернета. Места для клонов практически не осталось. Я думаю, что DarBerry и Groupon – один из последних примеров такого рода сделок. Я уверен, что в ближайшие 2-3 года мы увидим несколько ярких, крупных проектов международного масштаба, сделанных в России. Первые ласточки уже появились. Например, Evernote. Я уже не говорю про Касперского. На днях мы разговаривали с Долговым, генеральным директором русского Гугла. Он сказал, что браузер Chrome сделан российскими разработчиками. Я думаю, что не только нас ждет конкуренция с глобальными игроками, но и глобальных игроков ждет конкуренция с нами на глобальном поле.
М. СПИРИДОНОВ: Хорошо. Движемся дальше. Facebook вырос, ВКонтакте улучшился. Российская аудитория Facebook, согласно данным Comscore, с января по октябрь 2010 года выросла на 345%. Ты сказал, что она составляет порядка 4 миллионов.
Д. СТЕПАНОВ:Да, примерно столько.
М. СПИРИДОНОВ: Это колоссальная аудитория, учитывая то, что российский Facebook практически бесхозный, потому что в масштабах 4 миллионов одной девушки мало. Он настолько хорош? Как ты думаешь, почему он так вырос в России?
Д. СТЕПАНОВ:Он так хорош.
М. СПИРИДОНОВ: ВКонтакте будет терять за счет роста Фейсбука? Они фактически столкнулись лбами.
Д. СТЕПАНОВ:Я считаю, что в перспективе 3-5 лет они, как минимум, сравняются, а в перспективе 7-10 лет ВКонтакте станет частью кого-то.
М. СПИРИДОНОВ: Возможно, ВКонтакте будет менять свой профиль, потому что сегодня его основная составляющая – файлохранилище видео, музыки. С точки зрения социальных связей и возможностей он сильно проигрывает Фейсбуку. Он не интернационален, что тоже важно. Ощущение того, что Facebook находится в тренде глобализации, всё больше будет наступать на потребителя.
Д. СТЕПАНОВ:Согласен.
М. СПИРИДОНОВ: Идем дальше. Массовый приход представителей властных структур в интернет. У меня есть комментарий Артёма Геллера (разработчик Кремлин.ру):
1. «Государство поняло, что мнение пользователей-граждан в интернете имеет большой вес, и научилось пользоваться этим инструментом». Научилось или нет – это вопрос. Я бы сказал, что оно учится.
2. «Открытые обсуждения законопроектов (пока все недооценивают, но это реально прорыв)».
Для тебя приход государства в интернет какой окрас имеет?
Д. СТЕПАНОВ:Крайне положительный по нескольким причинам. Есть интересная книжка «The tipping point» (в переводе на русский «Переломный момент»). Это книга про то, как функционируют социальные сети в социуме, как появляются тренды, как они зарождаются, как они становятся модой, как мода становится массовым явлением, как бренды становятся популярными и модными. Там есть несколько наглядных примеров. Один из них я приведу для того чтобы ответить на твой вопрос. Автор книги провел эксперимент. Он в одном маленьком американском городке на улице раздал письма с именами людей из другого маленького американского городка. Он попросил этих людей для целей эксперимента передать через своих знакомых эти письма в другой город. Интересно не то, что подавляющая часть этих писем в течение месяца дошла в городок, а то, что в этот город эти письма дошли через 6 людей. В этом городе было 6 человек, которые эти письма внутри города раздали. Это узлы общества, коммуникаторы. То, что наши властные структуры поняли это, отрадно.
М. СПИРИДОНОВ: Есть мнение, что это небезопасно. Осознав глубину возможностей интернета, освоив его самостоятельно, они начнут строить козни и делать из свободной среды интернета нечто иное. Ты так не считаешь?
Д. СТЕПАНОВ:Такое возможно, но также возможно, что они сами будут меняться. Я, будучи оптимистом, скорее, верю во второе.
М. СПИРИДОНОВ: Ок. Последнее, о чем хочется сказать, и то, что выделили эксперты и слушатели программы из трендов этого года в Рунете – это то, что работы в Рунете стало больше. Поскольку большинство слушателей – специалисты из области веба, для них это важно. Впрочем, это важно и для нас, как управленцев. На этот счет есть комментарий Алены Владимирской (бывший Хантер Мейл.ру, ныне генеральный директор собственного агентства «Талантинг»). Кроме IPO Мэйла и покупки DarBerry, которые она находит важными, главное, если не событие, то тенденция — это то, что спрос на людей Рунета стал активным, в Рунет стали заходить иные бизнесы и искать людей. В результате рынок для людей расширился, зарплаты значительно поднялись, и сменился профиль наиболее востребованных компетенций. «О чем я?», - спрашивает Алена. О том, что в Рунете не было кадрового кризиса, что в Рунете растут зарплаты, растет потребность на кадры. Она считает, что это отличная тенденция, которая противоречит всему остальному, что происходит в стране.
Д. СТЕПАНОВ:Что я могу сказать? Всё верно. Единственное, мы можем столкнуться с ситуацией, с которой мы столкнулись в начале 2000-х, когда люди были серьезным образом переоценены. Возвратные инвестиции с каждого конкретного человека были очень низкими. Это было связано с огромным количеством денег, которые идут в интернет, с кризисом образования и с возрастающей конкуренцией со стороны западных игроков, которые приходят в Россию – всё вместе рождает невероятный спрос на кадры, и не всех людей это мотивирует. К сожалению, я часто сталкиваюсь с людьми, которые заняты в интернет-бизнесе и являются неплохими специалистами, но которые особенно рубиться не хотят. Они прекрасно понимают, что никто их на улицу не выкинет, а если и выкинет, то они завтра же найдут работу, которая будет с высокой долей вероятности оплачиваться выше. Часть людей эта ситуация, к сожалению, демотивирует, и производительность труда падает.
М. СПИРИДОНОВ: Будем надеяться, что вместе с количеством рабочих мест будет расти и сознательность людей.
Д. СТЕПАНОВ:С одной стороны, сознательность. С другой стороны, появится система образования.
М. СПИРИДОНОВ: Сейчас пытаются сделать школы, курсы и так далее. Ты же знаешь об этом?
Д. СТЕПАНОВ:Разумеется. Я сам читаю в Вышке 3-ий или 4-ый год.
М. СПИРИДОНОВ: Я читаю мастер-класс в РМА.
Д. СТЕПАНОВ:Я читаю основы инновационно-инвестиционной деятельности, рассказываю о том, как запустить стартап, где искать инвестора, какие вопросы надо задавать и так далее.
М. СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом будем заканчивать. Спасибо тебе за то, что нашел время пообщаться. Если есть, что сказать в качестве поздравления в адрес наших коллег – людей, работающих на фронте веб-разработки и веб-бизнеса, прошу.
Д. СТЕПАНОВ:Хотел бы процитировать Цукерберга. На вопрос «С кем Вы конкурируете и у кого планируете отбирать аудиторию?», он красиво и точно ответил: «Большая часть карт еще не исследована. Мы занимаемся созданием ценностей. Мы не хотим ни с кем конкурировать лоб в лоб, мы не пытаемся использовать чью-то сложившуюся бизнес-модель только для того чтобы заработать денег, мы хотим создавать новое, решать большие пользовательские проблемы, улучшать мир». Я с ним согласен. Мне кажется, что это огромная финансовая возможность, возможность для самореализации. Я желаю, чтобы слушатели пытались также мыслить.
М. СПИРИДОНОВ: Жить в такой же парадигме. Хорошо. Спасибо тебе большое. Вы слушали эксперт-шоу «Рунетология», нашим гостем сегодня был Д. СТЕПАНОВ, директор по продуктам объединенной компании «Афиша» и Rambler. Напоследок хочу поздравить всех вас с наступающими праздниками. С Новым годом и кануном Рождества. Хороших вам проектов и успешных бизнесов! Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов С наступающими! До встречи в новом году!
Д. СТЕПАНОВ:С наступающими! Всего доброго!