М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 11 февраля 2011 года. Вы слушаете 84-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Как повелось, мы благодарим за информационную поддержку программы нашего партнера - деловой сайт Forbes.ru. А спонсором этого выпуска является «Мегаплан» — интернет-сервис для управления бизнесом. «Мегаплан» позволяет не забыть про запланированные дела, увидеть, чем занят каждый сотрудник, быстро получить отчет о финансовом состоянии организации, контролировать воронку продаж, прогнозировать будущие заказы, вести клиентскую базу и многое другое. Получить бесплатный тестовый доступ к любому продукту «Мегаплана» и узнать о системе подробнее вы можете на сайте megaplan.ru. В среде людей читающих издания несколько более содержательные, чем газеты с кроссвордами и анекдотами, в среде журналистов последние годы идет энергичная дискуссия на тему будущего СМИ вообще, печатной прессы в частности, ее перехода в онлайн и связанных с этим процессов. Поговорить об этом сегодня мы решили с человеком известным как в традиционной издательской среде, так и в интернете. Это вице-президент гильдии издателей периодической печати, медиа-эксперт Василий Гатов. Василий, добрый вечер!
В.ГАТОВ: Добрый вечер!
М.СПИРИДОНОВ: В рамках программы, специализирующейся на вопросах интернета, логично задать провокационный и часто звучащий в профессиональном сообществе вопрос. Можно было бы начать с разогревочных вопросов, но я задам сразу главный – когда умрут традиционные бумажные СМИ, уступив интернету? И если умрут не все, то какие типы печатной прессы могут выжить и почему?
В.ГАТОВ: Я неоднократно защищал бумажные СМИ. Они умрут тогда, когда умрет последний человек, родившийся в 20 веке, так что лет 70 нам предстоит держать в руках бумажные издания (газеты, журналы, книги). Мы же до сих пор ездим на лошадях, хотя они давно уже не нужны как вид транспорта. Ровно в таком же виде останутся бумажные издания. Как явление универсальное, как слово, которое обозначает для любого жителя конкретной языковой культуры газета, продающаяся в киосках или доставляющаяся по подписке, еще лет 15 будет массовой, потом это постепенно будет сходить на нет, но это долгий процесс.
М.СПИРИДОНОВ: Лет 15 это еще будет бизнесом? Как только это перестанет быть бизнесом, это перестанет быть массовым?
В.ГАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье эксперта и продолжим.
ДосьеВасилий Гатов родился 14 сентября 1965 года. В 1991 году закончил факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Карьеру в медиаотрасли начал в 1986 году в газете «Московский комсомолец». В 1987-1991 годах работал в «Неделе», «Известиях», затем редактором отдела, членом редколлегии еженедельника «Мегаполис-Экспресс». В 1991-1992 годах был пресс-секретарем Фонда Сороса. В середине 1990-х стал продюсером телепрограмм для зарубежных телекомпаний BBC, ABC News, WTN, ZDF. В 1996 году – заместитель гендиректора телеканала «Ren TV». С 2000 по 2004 год – издатель журналов «Цветной телевизор», «Сериал». В 2005 году стал заместителем гендиректора издательства газеты «Труд». C 2006 года – директор по управлению медиаактивами Группы «ПромСвязьКапитал». С июня 2007 по 2010 год – директор по стратегии в “Медиа3” – крупнейшем медиахолдинге России. Вице-президент Гильдии издателей периодической печати, член правления Всемирной Ассоциации издателей газет и новостных технологий (WAN-IFRA). Женат. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Василий, Вы довольно давно занимаетесь издательством и прессой. Было ли для Вас ломкой переход к new-media – к тому, что Вы сейчас полностью приняли как эксперт (Интернет, ipod, мобильный контент)?
В.ГАТОВ: И было, и остается, и еще какое-то время будет, потому что медиа-потребление – вещь, которая очень сильно рассчитана на привычку, а привычка создается у человека с самого рождения и живет с ним всю жизнь. Я смотрю на свою трехлетнюю дочку, которая недавно взяла iPhone, как она подходит к стеклу и пытается увеличить изображение. Видимо, я до конца своих дней буду хотеть перелистывать страницы и чувствовать запах типографской краски, даже если я буду понимать, что это неправильно, что есть более дешевый, простой, скоростной способ получения информации и эмоций.
М.СПИРИДОНОВ: В этом перелистывании страниц есть что-то практическое, или это просто привычка?
В.ГАТОВ: Это просто привычка. Она очень рано начинала воспитываться, и если она не будет находить подтверждение, если книжки будут электронными, и перелистывание будет происходить жестом, а не физическим контактом, то достаточно быстро романтика шуршания страниц и приятное ощущение сдвинутой страницы пропадет.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. Пропадет ли попытка имитации этого ощущения? Сейчас на многих мобильных устройствах пытаются эмитировать страницы, вплоть до фактуры (страница не совсем белая), исчезнет ли это?
В.ГАТОВ: Это трудно предвидеть, но, скорее всего, нет, потому что это естественный человеческий жест. То, что он лишится материального наполнения физического контакта с бумагой, сделает его менее значимым, но то, что еще долго как дизайнеры интерфейса, так и дизайнеры масс-медиа или книг будут напоминать о том, что виртуальные объекты были когда-то вещами, очевидно. То же самое происходит почти во всех элементах нашего окружения, которые пропали, но людям приятно вспоминать о них. Я сегодня в своей презентации показывал картинку, где расположен аналоговый телефон с диском, а рядом картинка приложения iPhone, которое позволяет на экране набирать номер, как на дисковом телефоне.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, я такого приложения не видел.
В.ГАТОВ: Это ностальгия, которой люди будут питаться еще некоторое время. Ностальгия – сильнейшая эмоция, а медиа об эмоциях, соответственно, они будут ностальгировать с нами еще долго.
М.СПИРИДОНОВ: Во многом потому, что этому декадансу будут придаваться дизайнеры. Обывателю это не так близко. Если бы решал он, то этот декаданс ушел бы быстрее, чем он ушел бы в присутствии промежуточного звена – дизайнера.
В.ГАТОВ: Мне трудно судить, потому что я не специалист по визуальному восприятию. Очевидно, что материальная реальность, которой мы пользуемся, становится функциональной, упрощается с точки зрения форм. Когда нам нужны эмоции, мы попадаем в искусственно созданные места, где висят рюшечки, лежат старые вещи, стоит антикварная мебель, и мы считаем, что раньше было лучше, но я думаю, что для поколения, которое родилось в 21 веке, это будет гораздо менее значимым, потому что вокруг них будет сугубо цифровое вещание, а не материальное.
М.СПИРИДОНОВ: Возвращаясь к теме легкого противопоставления классического издательства и сегодняшнего new-media-издательства, скажу, что у журналистов, которые имеют солидную практику, опыт и заслуги, есть недоверие к новым менеджерам, которые пришли и сделали новые интернет-СМИ, возможно, потому что они не понимают, ревнуют. У Вас какое отношения к новым проектам, которые появились подобно цветам на асфальте? Сегодня на конференции, о которой Вы упомянули, это отчасти обсуждалось.
В.ГАТОВ: Я рад приветствовать молодое и незнакомое, я хочу, чтобы что-то новое приходило быстрее. Где молодая шпана, которая сотрет нас с лица земли? Где люди, которые не имеют родовых травм социалистической цензуры или бедного на информационные потоки детства? Очень хочется, чтобы, как можно быстрее, выросли менеджеры, редакторы этого поколения, которые заменят мое 45-летнее поколение, а уж тем более 60-летнее поколение людей, которые к компьютерам подходят с напряжением.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня Вы кого бы отметили, если таковые есть?
В.ГАТОВ: Вы имеете людей, которые занимаются медиа?
М.СПИРИДОНОВ: Людей и проектов, которые они рождают.
В.ГАТОВ: Даже в бумаге есть несколько молодых, качественных и по-другому думающих редакторов. Это, прежде всего, Филипп Дзядко из Большого города, Илья Красильщик (им обоим меньше 30), на подходе есть несколько очень интересных молодых редакторов в информационных агентствах, например, в РИА Новостях. Что касается авторов, то их много, есть целые рассадники (Афиша, F5) авторов с новыми чувствами, манерами в коммуникации, методами, так что смена есть.
М.СПИРИДОНОВ: Можно не беспокоиться на этот счет?
В.ГАТОВ: Менеджеров, как правило, в возрасте 20-30 лет, мало, это приходит со зрелостью.
М.СПИРИДОНОВ: Особенно в медиа?
В.ГАТОВ: Да, хотя медиа ничем принципиально не отличается от других объектов управления, за исключением наличия в ней творческой магии и отношений с аудиторией, которые можно легко улучшить и также легко испортить, но в принципе это обычный менеджмент. Если Вы будете смотреть различные рейтинги, типа “100 лучших молодых менеджеров Америки”, среди них большинство подходит к 30 годам. Цифровое поколение 90-ого года рождения еще совсем молодо.
М.СПИРИДОНОВ: Да, им еще надо расти. Кстати говоря, по поводу менеджмента в области СМИ, я бы сказал, что требуется большая жизненная зрелость для того, чтобы суметь собственную жизненную позицию, опыт, накопленную философию экстраполировать на эти СМИ.
В.ГАТОВ: Да. В случае с управлением есть вопрос ответственности за деньги. Одно дело, когда это самостоятельный предприниматель, который занимается своим бизнесом, который может очень рано начать проявлять признаки хорошего менеджера, будучи самостоятельным хозяином, другое дело, когда это наемный менеджер, он вырастает попозже, когда есть ошибки и отбитые коленки.
М.СПИРИДОНОВ: Я Вас понял. Из новых проектов Вы могли бы назвать кого-то?
В.ГАТОВ: Look at me – один из самых интересных и оригинальных проектов русского интернета. Лента – это не новый проект, но за последнее время в нем многое изменилось, и те изменения, которые произошли в Ленте в связи с легкой коррекцией концепции в сторону появления авторства, комментаторов, колумнистов, очень красивые. Я много лет не попадал в их целевую аудиторию, издание было для меня слишком сухим, сейчас оно стало занимать определенную долю того, что я читаю. Пожалуй, какие-то проекты, менее заметные я постараюсь не называть, потому что я почти убежден, что они все сейчас будут претерпевать очень сильную эволюцию, чтобы соответствовать росту социальных сетей. Сегодня многие бумажные издания нуждаются не в новых экспериментах на бумаге, а в поиске своего места в цифровой среде.
М.СПИРИДОНОВ: Реализация проектов наиболее заслуженных и заметных деловых изданий, например, Ведомостей, Коммерсанта, в онлайне кажется Вам убедительной?
В.ГАТОВ: Я думаю, что Ведомости несколько лучше Коммерсанта. Это связано с тем, что сайтом Ведомостей занимается полноценный и равноправный редактор Лиза Осетинская тогда, как в Коммерсанте сайт выполняет служебную роль по отношению к бумажной газете. Даже если он развивается самостоятельно со своими материалами, со своей логикой, он делает это гораздо осторожнее, чем Ведомости.
М.СПИРИДОНОВ: Новые альтернативы этим СМИ – Слон, Сноб отчасти, состоялись?
В.ГАТОВ: Слон, безусловно, состоялся как площадка мнений, точка, где по актуальным вопросам быстро и интересно вырабатывается коллективное мнение сильно интернетизированной аудитории. Я очень уважаю то, что делает Сноб как журналистский продукт, но я не очень понимаю, что делает Сноб в онлайне. Мне кажется, что это эксперимент, потому что не существует устоявшейся модели коммуникации, редакционной политики. Там просто интересно, там есть своя тусовка, там есть неожиданные люди, которые не могут появиться на других площадках. Очень хорошо работает Forbes в интернете. Я жду, когда российский Forbes пойдет по тому же пути, что и американский, и сделает глубокий натуральный редизайн своего сайта, который бы реально соответствовал реальным изменениям в медиа-потреблении, а не воспроизводил бы с прибамбасами интерфейс бумажного журнала.
М.СПИРИДОНОВ: По поводу Слона, Сноба и похожих проектов, как Вам кажется, как бизнес они состоялись? Я помню, что история Слона была сильно завязана на деньги, рентабельность, а сейчас об этом не говорят, неужели они нерентабельны?
В.ГАТОВ: Я знаю чуть больше, чем среднестатистический наблюдатель, поэтому я скажу, что у Слона небезнадежная ситуация с точки зрения дохода и с точки зрения того, за какие деньги происходит создание этого продукта. Можно считать, что он сбалансировал себя и может двигаться дальше. Что касается Сноба, то деньги в кармане Михаила Прохорова я считать не буду.
М.СПИРИДОНОВ: Их никто не сможет посчитать, потому что их там много.
В.ГАТОВ: Он вкладывает в этот проект, значит, ему так хочется, ему это интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Понял Вас. Несколько отклоняясь от темы однозначно состоявшихся СМИ, как Вам, как специалисту видится разгул огромного количества блогов, медийных проектов, у которых качество контента оставляет желать лучшего?
В.ГАТОВ: Я очень ценю искренность и глубину Олега Кашина в рассуждениях на эту тему. За последний месяц мне несколько раз приходилось беседовать на тему того, чем журналист отличается от блоггера. В связи с происшедшим с Кашиным многим людям пришлось размышлять на эту тему. Так вот я считаю, что люди, которые пришли во время блог-взрыва, поняли, что адекватное блоггерство – добровольное исполнение обязанностей журналиста. Они поняли, что это тяжелый труд, что не так просто написать 20 строчек, изящно завернуть что-то. Даже если ты пишешь ни о чем, если ты описываешь эмоцию, которая следует за каким-то событием, происходящим в личной жизни, это работа. Активность графоманов пошла на спад, осталось некоторое количество неграфоманов, многие добавились к профессии писателей, копирайтеров, пиарщиков, придя из блогов.
М.СПИРИДОНОВ: Сильно ли выросло количество авторов благодаря людям, пришедших из блоггов, людям, пришедших по собственной инициативе?
В.ГАТОВ: Это трудно оценить. Всегда внутрь журналистской профессии шло большое количество людей из других отраслей, которые понимали, что они хотят писать, что они не могут молчать, что они чувствуют социальную миссию в работе газеты, журнала или канала. В этом нет ничего нового. Для журналистики характерен приход новых людей, которые никогда не учились быть журналистами, но ими по факту являются.
М.СПИРИДОНОВ: Процентное соотношение не сместилось?
В.ГАТОВ: Оно сместилось гораздо раньше (в начале 90-х, когда исчезла советская система и когда квалификационным требованием при приеме на работу в газету и журнал не было наличие диплома об окончании факультета журналистики, людей стали принимать на работу исходя из того, что они пишут, как думают)
М.СПИРИДОНОВ: Понял Вас. Контент в классическом варианте воспринимается как текстовое сообщение. Контент в интернете – конгломерат. Видно, как многие издания пытаются этот конгломерат воспроизвести и видно, что на сегодняшний день это только эксперименты. Например, Риа Новости. Как Вам кажется, найдено направление или модель работы с разными видами контента в интернете?
В.ГАТОВ: Уже найдены формы, при которых объединение разных форм контента под одной интернет-обложкой перестало раздражать массового потребителя. Может, ничего не найдено, а потребитель просто привык. Его не тошнит, когда он видит газету с видео-роликом на первой полосе, но по факту это нахождение разумного баланса.
М.СПИРИДОНОВ: В чем заключается разумный баланс? Как его можно обрисовать?
В.ГАТОВ: В интернете люди готовы читать больше единиц, но они должны быть меньше по размеру. В интернете нет ограничения на количество заметок в течение дня, периода. Не надо беспокоиться, что у тебя много тем. На самом деле, разнообразие тем должно приветствоваться. Длинный текст – вещь, которую надо использовать в интернете осторожно, каким бы гениальным этот текст не был.
М.СПИРИДОНОВ: То есть больше хороших и коротких текстов?
В.ГАТОВ: Да. В интернете очень ценится гэг, поэтому к текстам в интернете надо применять режиссерские методы. В системно развивающей интернете-газете должен присутствовать редактор с режиссерскими способностями, который понимает, каким образом та или иная заметка выходит на сцену. Вы, наверное, приходя в театр, понимаете, что на сцене происходит не случайный набор событий, что режиссер так расставил персонажей, настроил свет, звук, поставил их движения, чтобы создать какое-то впечатление. Точно также в интернете роль режиссера велика, поскольку события должны происходить на глазах у людей. Вы заметили, что если Вы проводите на сайте Ведомостей больше 30 секунд, то у Вас справа или слева появляется баннер, приглашающий Вас продолжить путешествие по сайту. Это режиссерское решение, хотя оно текстовое, ничего визуального в этом баннере нет. Крупные иллюстрации, которые продлили жизнь бумажным СМИ, и видео, которое кажется спасительным для многих мигрирующих в интернете бумажных СМИ – очень серьезные приправы, и ими надо пользоваться крайне осторожно.
М.СПИРИДОНОВ: Не кажется ли Вам, что избыток приемов такого рода, избыток режиссуры, попытка движения к гэгу – это движение в сторону Хаксли “Дивный мир”? Не станет ли это жвачкой для потребления, легкой, приятной, не уйдет ли глубина?
В.ГАТОВ: Нет. Я думаю, что множественность, простота создания и простота дистрибуции для интернет-СМИ обеспечивает возможность существования практически любого варианта. Массовые – те, которые хотят набрать огромную аудиторию и зарабатывать на примитивных способах конверсии, пользуясь хорошо встроенными режиссерскими рецептами, они могут это сделать. Я как человек могу развести руками, пожать плечами, и Вы поймете, что я имею ввиду, делая такой жест. Для традиционных СМИ такие жесты невозможны, потому что там другая природа коммуникации. Юмористические СМИ на бумаге практически отсутствуют, они умерли даже на самых богатых рынках.
М.СПИРИДОНОВ: В связи с чем? Потребление перешло в интернет?
В.ГАТОВ: Оно перешло в видео. Вы говорите, что всё превратится в жвачку. Я так не считаю, потому что легкость, простота и внеэкономическая возможность существования обеспечивают удовлетворение всех возможных интересов. Как говорил Мао Цзэдун “Пусть расцветают сто цветов”.
М.СПИРИДОНОВ: Что касается легкости, мне кажется, вольно или невольно проводится эксперимент Лентой.ру в Твиттере. Вы читали?
В.ГАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вы относитесь к тому, что там происходит? Для тех, кто не читал, скажу, что там новости Ленты преподносятся очень комично, они осмеиваются, комментируются.
В.ГАТОВ: Я считаю, что лучший политический комментатор Рунета – блогер KermlinRussia.
М.СПИРИДОНОВ: Да, но это пародия, а твиттер Ленты – твиттер прекрасного новостного издания. Не это ли будущее современного СМИ?
В.ГАТОВ: Безусловно, это одна из граней будущего, потому что людям скучно. Чем больше цивилизация уходит в постиндустриальную стадию, тем больше у людей свободного времени. Чем люди менее образованы и культурны, тем труднее им использовать свободное время, тем больше они нуждаются в развлечениях, соответственно они хотят, чтобы даже сухая информация преподносилась им в развлекательном, эмоционально насыщенном виде. Отсюда в одну сторону около-новостные программы развиваются в сторону Малахова, Опры Уинфри, а с другой стороны в сторону Прожектора Перис Хилтон.
М.СПИРИДОНОВ: Я рискую показаться сухарем, но я не могу не указать на то, что возникает дилемма “Нужно ли идти на поводу у желающей развлекаться публики и нужно ли ее пытаться поднять до уровня высокообразованной, способной творить новости элиты?”.
В.ГАТОВ: До тех пор, пока за это кто-то готов платить, это нужно делать. Если Вы попадаете в пустыню, то Вы можете сколько угодно голосить, но если Вас никто не слышит и не хочет слышать, это не журналистика. Журналистика – это обслуживание массовых коммуникаций.
М.СПИРИДОНОВ: Что хотят массы сегодня? Порнография, приколы и сцены насилия?
В.ГАТОВ: Максим, не преувеличивайте. Конечно, в издательской среде много лет ходит шутка. Что такое мечта киоскера? Порно-журнал сканвордов (смеется).
М.СПИРИДОНОВ: Юмористических сканвордов (смеется.)
В.ГАТОВ: Понятно, что секс, скандалы, эмоции вызывают наибольший интерес. В достаточном объеме вызывает интерес серьезная информация, серьезный анализ, глубокое творчество, разбор полетов по поводу ценностей. Общество как более сложный механизм со 100%-ным средним образованием и более 50%-ным высшим образование значительно меньше нуждается в менторской, просветительской роли СМИ, которую те были вынуждены нести большую часто 20-ого века, образовывая недостаточно умных и просвещенных людей. Сейчас эта проблема решена, а нам хочется продолжать стоять на стульчике и читать стихи.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется эта позиция спорной, поскольку роль глубокой прессы с заявкой на публицистику – это не только информирование, но и воспитание. Я сейчас зачитаю последний пост Ленты. У меня произошел разрыв мозга, когда я это увидел. “Так, дорогие читатели, караул задолбался и ползет отсюда развлекаться и кутить. Оставляю вас в нежных объятиях ночной смены. Чмаки:)”. Такая форма подачи информации от серьезного издания – невероятно круто. Мне как молодому человеку это безумно нравится, но если подходить к этому как гражданин и аналитик, игрок рынка, то я не знаю, как к этому относиться, потому что если все будут себя так преподносить, то это неизбежно опустит планку. Не согласны?
В.ГАТОВ: Средства массовой информации – это неформальный государственный институт. Если бы председатель Верховного суда, судья федерального суда завел Твиттер и выдавал в нем сообщения “приговорил этого чмошника к пятнарику, пойду повеселюсь и пойдем бухнем с присяжными”, то это было бы странно. Существование СМИ определяется спросом и предложением, а не исторической структурой общества. Если есть спрос, если люди хотят видеть бурлящую жизнь внутри редакции, то почему бы и нет. Почему люди смотрят телеканал “Дождь”, хотя смотреть там нечего? Потому что тебе показывают жизнь редакции изнутри, тебе показывают то, чего ты никогда не видел: показывают, как формируется выпуск новостей, как главный редактор отчитывает ведущего, который плохо провел выпуск, как ведущий предъявляет главному редактору претензии за то, что у него была плохая верстка. Это может быть несмешно, но это то же самое, что и Лента.ру. Я не вижу никакой проблемы. Если Вы помните, литературная газета заканчивалась клубом “13 стульев”, там была создана вся система мемов, словечек, фраз, которыми мы до сих пор пользуемся. Возможно, это главный вклад литературной газеты в русский язык.
М.СПИРИДОНОВ: Отойдем от этой темы. Года 3-4 назад у некоторых менеджеров были большие надежды на UGC. Они считали, что нужно создать площадку, на которой необходимо настроить хороший фильтр, куда будут приходить пользователи и за счет интеллекта толпы, правильным образом сформированной, будет создано издание, несильно отличающееся от редакционного СМИ. Де-факто это не получилось практически нигде, если не считать ХабраХабр, который предоставляет неплохой контент, созданный усилиями пользователей. Все остальные плюс-минус перешли на редакционные модели. Есть ли какая-то перспектива у UGC в будущем, как Вы думаете?
В.ГАТОВ: Как элемента традиционных СМИ с редакционной моделью будщего нет, и я бы всячески призывал редакторов, которые продолжают продавать мысль о том, что надо бы это дело использовать в наших СМИ, не делать этого. Коммуникация должна исходить в вещательном СМИ из одного места – от редакционного механизма. Если блоггер – ваш сотрудник, то он может писать всё, что ему думается, и вы имеете право редактировать его статьи, а если блоггер – человек со стороны, то мнение, которое он доносит либо печатается, либо не печатается, редактировать его нельзя. Это усложняет ситуацию. Если вы его отредактируете, если вы его обидите, он имеет полное право, так как он не связан с вами никакими обязательствами, пойти и прополоскать ваше имя, как редактора, имя вашего СМИ и начать вести войну против вашего СМИ, которая может дорого стоить бренду. С другой стороны, без участия читателей в оценке контента, в рейтингах, в “люблю-не люблю”, в разного рода опросах, которые тоже являются UGC, не обойтись.
М.СПИРИДОНОВ: Я хотел поговорить о взаимодействии с социальными медиа (нравится-не нравится, retweet и так далее). Насколько глубока будет интеграция? Есть мнение, что социальные медиа прорастут в СМИ, и будет не отличить, что где вплоть до того, что рано или поздно большинство СМИ останутся сообществами в Facebook, закрыв за ненадобностью собственные официальные сайты.
В.ГАТОВ: Я не думаю, что что-то подобное произойдет, потому что СМИ состоит из более сложного набора, чем просто единицы контента, которые можно распространять в любой среде. Есть бренд, у него есть ценности. Для того чтобы эти ценности осуществлялись, не всякая платформа подойдет, поэтому миграция в социальные сети для СМИ редакционного типа практически исключена. Они будут существовать как узлы, где либо через коллективное авторство, либо через индивидуальное авторство, коллективно отредактированное, будет продолжать создаваться повестка дня. Вирусный редактор, коллективный редактор, к сожалению, до сих пор не в состоянии сбалансировать повестку дня. У него очень короткая память и очень сильная over-реакция по сравнению с человеком, который в состоянии поставить события или явления в свой длительный культурный контекст.
М.СПИРИДОНОВ: Под вирусным редактором вы понимаете механизм, который появляется за счет Like?
В.ГАТОВ: Да. В чем разница между Facebook с его Like и Google news? Google анализирует формальные характеристики новостных текстов, то есть количество упоминаний о важном событии, частоту упоминаний, длину текста и частоту обновления, и по этим критериям расставляет новости в рамках иерархии. Facebook предлагает субъективный подход: каждый человек может поставить “Like”, когда это количество становится большим, или когда произойдет много действий внутри Facebook с этим контентом, то он резко поднимается и занимает высокие точки в социальном графе. В первом случае активность медиа-каналов имеет значение, во втором - активность пользователей. СМИ в большей степени заточены под первый вариант, а общение в социальных сетях под второй.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, появление серьезного СМИ в качестве приложения в Facebook маловероятно.
В.ГАТОВ: Скорее всего, оно невозможно. Когда Facebook только начал активно расти, было несколько проектов “Facebook-Media”, они все оказались нежизнеспособными. Люди просто не переходили на их страницу. Был прекрасный английский проект First Post, который использовал Facebook как свою платформу распространения. Он прожил пару месяцев и закрылся даже не потому, что не было денег, а потому, что они поняли, что люди один раз приходят, обнаружив полезную ссылку, а потом способ формирования редакционной повестки дня через интересы людей, представленные в Facebook, никого не трогает.
М.СПИРИДОНОВ: Вы коснулись западного опыта. Насколько по тому, что происходит в США и других развитых странах, можно судить о том, что будет с российскими СМИ?
В.ГАТОВ: В чем-то мы похожи на развитые страны, в чем-то мы похожи на развивающиеся страны. Можно пытаться просматривать аналогии. Например, количественный кризис газет и в Америке, и в России имеет одну и ту же природу. В Америке газеты убивает себестоимость контента и себестоимость физической копии, а в России – себестоимость дистрибуции и себестоимость физической копии. В итоге это всё равно себестоимость.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к короткому блоку блиц-вопросов. Прошу отвечать на эти вопросы коротко, после этого задам вопросы слушателей. Вы покупаете печатные издания?
В.ГАТОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие?
В.ГАТОВ: Коммерсант, Ведомости, Русский репортер. Если нахожусь за границей, Economist,
Newsweek, Fast Company, ING.
М.СПИРИДОНОВ: И все эти издания Вы читаете от корки до корки?
В.ГАТОВ: Нет, это чтение, случающееся тогда, когда я кого-то жду, или когда у меня перелеты, в туалете я их читаю.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько изданий / сайтов Вы читаете ежедневно в среднем?
В.ГАТОВ: Больше 40 сайтов находится в моем ежедневном ассортименте потребления.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько времени у Вас уходит на это?
В.ГАТОВ: Около 3-ех часов с утра и 4-5 часов вечером-ночью. Я нестандартный вариант, потому что я много читаю специализированных документов, у меня много чтения, которое другим людям неинтересно.
М.СПИРИДОНОВ: Можете ли Вы назвать самое лучшее в мире печатное издание?
В.ГАТОВ: New Yorker и The Atlantic.
М.СПИРИДОНОВ: Чем они так хороши?
В.ГАТОВ: New Yorker – абсолютный предел возможностей журналистики большого жанра. Журналист имеет очень большой вес, играет очень значимую роль. The Atlantic – потрясающий редакторский продукт, лучший редакторский продукт в мире, на мой взгляд. Если говорить про наши СМИ, то несмотря на полное несогласие Габреляновым по поводу того о чем, пишет газета “Жизнь”, портал LifeNews, я восхищаюсь тем, как они это делают. Я считаю, что это одни из немногих настоящих СМИ в нашей довольно убогой медиа-культуре.
М.СПИРИДОНОВ: Ничего что они такие желтые и конъюнктурные?
В.ГАТОВ: Спрос рождает предложение.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к вопросам слушателей. Я задам те, которые так или иначе не прозвучали в нашем диалоге и которые мне кажутся любопытными. Перефразирую вопрос Виталия Камелина. Есть iPad и читалки иже с ним, которые сейчас активно внедряются в пользование и используются как для прочтения книг, так и для периодики, насколько их перспективы велики? Или мы будем использовать для чтения наладонники, совмещенные с телефонами, мобильные компьютеры?
В.ГАТОВ: Я думаю, что в ближайшие 3 года это будет самый бурноразвивающийся рынок устройств. Он будет искать во всем мире идеальный форм-фактор, который позволит одновременно использовать его и как читалку и как коммуникационное устройство и как устройство записи картинок и их хранения – некий универсальный медиа-девайс.
М.СПИРИДОНОВ: То есть мобильный компьютер?
В.ГАТОВ: Да, но при этом роль очень компактного его аналога – того, что сегодня называется телефоном, тоже будет увеличиваться, потому что по мере того, как мы будем всё чаще иметь доступ к 3G и 4G, он превратится в хранилище личных данных, вы будете отправлять файлы смс-подобным способом, потому что скорость передачи будет большой, передача будет осуществляться через облако. Нося с собой такое количество файлов, уникально вас идентифицирующих, вы сможете соединяться с дисплеями.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Andrey Krasnov спрашивает: “Как вы считаете, какая модель монетизации изданий в интернете лучше приживется в России: по подписке или с рекламой? Или может быть промежуточный вариант?”.
В.ГАТОВ: Рекламная модель и некоторые платные сервисы, но редакции не будут продавать копии в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Цензура в интернете пока не так заметна, как в печатной прессе. Будет ли государство вмешиваться?
В.ГАТОВ: Мне почему-то кажется, что оно не успеет. Не государство переделает интернет, а интернет переделает государство. Это вопрос десятилетия, в которое мы вступили.
М.СПИРИДОНОВ: Будем надеяться, что мы не пойдем по китайской или египетской модели, когда кнопкой можно выключить интернет.
В.ГАТОВ: Вы только что сообщили, что президента Мубарака больше нет, потому что в Египте всё произошло по-интернетному.
М.СПИРИДОНОВ: Возможно. Рунетология 84 по прошествии года с лишним несколько меняет свою форму. Программа сокращается на несколько минут, она будет укладываться в час. Мы убираем вторую часть – обсуждение новостей. Она становится отдельной программой на радиостанции “Финам.ФМ”, частота 99,6. Ее можно будет слушать через интернет. Это будет часовая прямоэфирная аналитическая программа, которая будет доступна в виде подкаста. Благодарю Вас, Василий, за то, что стали партнером для этапной передачи. Спасибо за беседу, она мне кажется крайне любопытно как с точки зрения констатации сегодняшнего положения вещей, так и с точки зрения футурологии в области медиа. Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях был медиа-аналитик Василий Гатов. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся!