М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 4 февраля 2011 года. Вы слушаете 83-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Мы традиционно благодарим за информационную поддержку программы нашего партнера – деловой сайт Forbes.ru. Спонсором нашей сегодняшней программы является «Мегаплан» — крайне полезный интернет-сервис для управления бизнесом. «Мегаплан» позволяет не забыть про запланированные дела, увидеть, чем занят каждый сотрудник, быстро получить отчет о финансовом состоянии организации, контролировать воронку продаж и прогнозировать будущие заказы, вести клиентскую базу и многое другое. Получить бесплатный тестовый доступ к любому продукту «Мегаплана» и узнать о системе подробнее вы можете на сайте
ссылка Напомню о том, что недавно «Рунетология» была номинирована на звание лучшего подкаста в конкурсе «Блог Рунета — 2011». Если вам нравится «Рунетология», проголосуйте за неё. Там не на шутку борются несколько передач, и если Вы хотите, чтобы победа осталась за нами, то не поленитесь зайти на сайт «Блог Рунета» — ссылка приведена в текстовом анонсе программы на PodFM. Последние выпуски мы много говорили о социальных играх, маркетинге, в том числе и вирусном, интернет-порталах, то есть о виртуальном, современном, инновационном, возникшем относительно недавно между тем, как отдельные земные вещи забываются или не затрагиваются в полной мере. Сегодня поговорим о вещах более “приземленных”. Такой вещью является торговля “товар-деньги-товар” и торговля в интернете, если смотреть в призме нашей программы. Сегодня у нас в гостях генеральный директор интернет-магазина “Холодильник.ру” Валерий Ковалёв. Валерий, добрый день!
В.КОВАЛЕВ: Здравствуйте, Максим!
М.СПИРИДОНОВ: По рассказам, несколько лет назад, уже будучи владельцем бизнеса с оборотом в несколько миллионов долларов, Вы пошли работать а Яндекс на должность медиапланера, чтобы получить дополнительные знания по интернет-рекламе, это правда?
В.КОВАЛЕВ: Да, это так. Мне были интересны вопросы, которые у меня возникли, я хотел реализовать кое-какие идеи на другом рынке, а не на рынке бытовой техники.
М.СПИРИДОНОВ: Успешный был эксперимент?
В.КОВАЛЕВ: Яндекс вроде был доволен моими медиапланами, и рекламодатели были довольны, а мне это позволило расширить границы моих представлений об интернете, поскольку подготовка медиапланов для других рынков требовала абстрактных размышлений, не связанных с моей основной деятельностью.
М.СПИРИДОНОВ: Интересный опыт. Эта история отчасти похожа на историю в фильме “Поездка в Америку”, где принц приезжает в страну и становится работником низового уровня. Вы по собственной инициативе оказались в подчиненном положении, будучи бизнесменом и человеком другого образа мысли. Не давило это?
В.КОВАЛЕВ: Нет. Устройство на работу в Яндекс – это обязательное прохождение процедуры собеседования. Я работал там удаленно, как и многие медиапланеры в Яндексе. Я приходил на собеседование, и люди понимали, кого они берут к себе на работу.
М.СПИРИДОНОВ: Они знали, что Вы предприниматель с миллионным бизнесом?
В.КОВАЛЕВ: Да, поскольку я был и сейчас являюсь большим рекламодателем Яндекса. Получая там какую-то зарплату, я в тысячи раз больше тратил на рекламу. Они представляли, кого берут на работу, и знали мой опыт медиапланирования, поскольку те компании, которые я вел в Яндексе, я в процессе становления бизнеса делал самостоятельно. Портфолио моей работы – Холодильник.ру, который они видели и знали, он на тот момент времени уже был довольно известным ресурсом.
М.СПИРИДОНОВ: Кто был Вашим непосредственным начальником в Яндексе?
В.КОВАЛЕВ: Я думаю, что об этом не стоит рассказывать, даже не смотря на то, что истекли 3 года, на которые Яндекс подписывает соглашение о неразглашении. Хотя я могу сказать, потому что это был публичный человек – Любовь Иткина.
М.СПИРИДОНОВ: Если я не ошибаюсь, Вы работали там 8 месяцев?
В.КОВАЛЕВ: Да, я тратил на это 1-3 часа в день, потому что больше не мог себе позволить тратить. Методика работы в Яндексе именно в этом направлении позволяет набирать себе задания и выполнять их за определенный период времени. Все интерфейсы для удобства работы Яндексом уже были созданы. Я удаленно работал. Меня в тот момент поразило, что в Яндексе много сотрудников работает удаленно, и все условия для их работы созданы. Информационное поле о работе компании, о том, что она делает, какие процессы происходят, четко структурированы, четко представлены любому сотруднику. Постановка задач происходила удаленно, для изучения примеров не требовалось уделения мне внимания со стороны непосредственного руководителя или его заместителя, я мог всё изучить самостоятельно. Поскольку я имею аналитический склад, то я всё изучил и достаточно быстро выполнял цели и задачи, которые требовалось.
М.СПИРИДОНОВ: Полезным было то, что Вы получили, как ученик? Вы же ожидали получить какие-то знания.
В.КОВАЛЕВ: Я думаю, что была обоюдная польза: я получил какие-то знания и что-то дал Яндексу. Это конечно был низкий процент из того объема работ, который производился всеми медиапланерами Яндекса, но я надеюсь, что он был качественным. Безусловно, я чему-то научился, что-то увидел, и это принесло мне пользу.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Послушаем досье нашего гостя и продолжим.
ДосьеВалерий Ковалёв родился 24 апреля 1970 года в городе Нейруппин, ГДР, в семье военного лётчика. Переезжал с семьёй по всей стране, от Тбилиси до Комсомольска-на-Амуре, сменил четыре школы. Летал в аэроклубе, готовился, как отец и дед, стать военным лётчиком, но не поступил в лётное училище по зрению. В 1994 году окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер — системотехник лётных испытаний». В 1993 году начал оптовую и розничную торговлю холодильниками, постепенно расширив сеть магазинов до десяти точек. В 1999 году запустил по адресу Adeal.Ru первую интернет-витрину, отражавшую ассортимент его компании. В 2003 году открыл интернет-магазин Holodilnik.ru (Холодильник.ру), который развивает по сей день, будучи его руководителем. С течением времени сократил количество офлайновых точек в своей торговой сети до минимума. Увлекается интернетом, машинами и авиацией. Женат. Сыну 20 лет. Живёт и работает в Солнечногорском районе Московской области.
М.СПИРИДОНОВ: Вы настолько давно занимаетесь холодильниками, не устали еще?
В.КОВАЛЕВ: Некая усталость присутствует, но поскольку это помогает прилагать свои знания и деньги зарабатывать, то я этим занимаюсь. Не настолько они меня раздражают!
М.СПИРИДОНОВ: Просто есть разные подходы к предпринимательству. Это два диаметрально противоположных подхода, возможно, есть полутона, но они менее выражены. Первый – любовь к запуску новых проектов и быстрая потеря интересов к ним. Проект пошел, и становится неинтересно. Второй – стабильное и уверенное дело жизни. Вы ко второму типу относитесь?
В.КОВАЛЕВ: Я ярко выраженно отношусь ко второму типу и негативно отношусь к тем людям, которые запускают проекты, бросают их и видят в этом смысл своей жизни. Когда в проекте трава не расти, меня это раздражает, это противоречит моему менталитету.
М.СПИРИДОНОВ: Необязательно “трава не расти”. Я заступлюсь за первый тип людей, поскольку сам являюсь во многом таковым. Цель заключается в том, чтобы вывести проект на определенный уровень за счет собственных опыта и знаний, и когда он умеет ехать сам, воспитать смену и уйти.
В.КОВАЛЕВ: Скорее всего, подобный подход к делу и приводит к появлению рутинности. Это одинаковый набор действий и достаточно ограниченный. Ведение проектов долго, тяжело и уверенно приводит к тому, что ты постоянно сталкиваешься с разными гранями его дальнейшего развития. Эта полировка и отшлифовка по граням того алмазика, который получается, и доставляет удовольствие. Мне не хочется найти камушек, взвесить его и продать.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Это разные темпераменты, разные подходу к бизнесу.
В.КОВАЛЕВ: Безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Вы как предприниматель когда себя осознали? Учились Вы на инженера-летчика?
В.КОВАЛЕВ: Дело в том, что я иногородний. Жизнь в Москве (хоть это было в 1987-1989 годах) приводила к тому, что была постоянная нехватка денег, стипендия была 55 рублей. МАИ давно известен тем, что он воспитал достаточно большое количество коммерсантов и артистов. Среда студентов, которые постоянно находились в поиске возможностей заработать деньги, может быть, и подтолкнула к тому, чтобы думать об этом. Не было такого, что я учился, учился, а потом вдруг стал бизнесменов, это происходило параллельно. Поиском возможности что-то заработать я посвящал гораздо больше времени, чем учебе.
М.СПИРИДОНОВ: Какие были направления экспериментов? Возможно ли представить, что делом Вашей жизни стали бы не холодильники, а строительство или что-то другое?
В.КОВАЛЕВ: Да, именно строительство могло им стать, но оно не вызывало у меня желания и интереса, хотя эта сфера бурно процветала и приносила деньги. Возможно, из-за склада характера мне было это неинтересно. Как одни любят один вид деятельности, другие другой, так и люди делятся на торгашей и на неторгашей. Есть люди, которые по своему складу характера, не могут продавать. Я ярко выраженный торгаш, мне нравится этим заниматься, и я получаю от этого удовольствие.
М.СПИРИДОНОВ: В 1993 году Вы определились с направлением и стали им активно заниматься, заключая прямые договора с поставщиками, что сейчас является во многом помощью?
В.КОВАЛЕВ: Немного не так. Мой первый объект торговли – небольшой уголок в магазине “Свет 14”, который до сих пор существует, но называется не так. Там этот уголок был открыт для другого проекта, тоже торгового, но не связанного с холодильниками. Поскольку любое привлечение товара снижает издержки, то рассматривалось появление в ассортименте чего-то нового, а поскольку на тот момент развалились связи Советского Союза, были перебои с поставками, проблемы (например, минский завод “Атлант” в то время не имел ни одного официального дилера на территории России), то первые холодильники, которыми я торговал - это холодильники “Минск”. Сейчас они называются Атлантом. Смена бренда произошла потому, что по российскому законодательству запрещены географические названия брендов. Один из моих приятелей, который жил в Минске, позвонил мне и сказал взять у него холодильников. Я спросил: “Зачем они мне? Куда я их дену?”. Он сказал: “Возьми! Вдруг продадутся!”, и я взял, и они продались. Так и началась торговля! Потом их стало много продаваться, и в 1994 году я стал дилером завода “Стинол”. Это был первый мой сертификат официального дилера. Количество продаж стало больше 1000 в месяц как розничных, так и оптовых.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодняшний успех Холодильника – это маркетинг, работа с клиентами, правильная реклама, удача или вовремя и правильно настроенные отношения с прямыми производителями?
В.КОВАЛЕВ: Я думаю, это комплекс. Безусловно, можно иметь массу отличных отношений с производителями, и при этом опаздывать в развитии в интернете. Участники нашего рынка – федеральные сети такие, как Эльдорадо, М-Видео, Техносила как раз и демонстрируют этот случай. Они имеют уникальные условия от поставщиков, и при этом достаточно медленно развиваются в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Надо сказать, что это общемировая тенденция. Наблюдая за тем, как это происходит в Германии, скажу, что Медиамаркт и Сатурн (две крупнейшие сети по торговле бытовой техникой) тоже очень блекло выглядят в интернете.
В.КОВАЛЕВ: Не могу прокомментировать, может, в Германии происходит то же самое. Я вижу наш рынок и мало изучаю европейский. Там совершенно другой менталитет у людей, и я не думаю, что он окажет существенное влияние на нас. Можно изучать иностранный опыт для выбора сферы деятельности, наверное, это актуально, а внутри моего сегмента это не имеет смысла, поскольку у покупателей другой менталитет.
М.СПИРИДОНОВ: Я комментарий дал потому, что у больших сетей велика инерция, и более компактные частные компании могут быстрее реагировать на изменения, что и происходит в Вашем случае, как мне кажется. Интересно по поводу специфики, в чем заключается специфика электронной торговли в Рунете, как Вам кажется? Каковы ее важнейшие черты?
В.КОВАЛЕВ: Имеет место факт того, что бытовую технику покупают в Рунете лучше, чем за рубежом. В Европе доля покупателей техники в интернете, по моему мнению, гораздо меньше, чем в России.
М.СПИРИДОНОВ: Почему?
В.КОВАЛЕВ: Я не могу об этом судить. Например, я был в Хорватии и наблюдал, как там продается бытовая техника. В каждом городе есть один или несколько маленьких магазинчиков, в которых техника особо не представлена, но представлена большая куча каталогов. Я разговаривал с местными жителями, говорил им о наличии интернет-магазинов, на что они мне отвечали, что их папа покупал технику здесь, поэтому и он здесь покупает. У меня есть русскоязычный знакомый в Швейцарии, он мне сказал, что у них технику не покупают в интернете, потому что люди привыкли покупать в магазинах, у них немного другие устои. Америка в этом отношении более продвинутая, но Америка – это не весь мир.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Возвратимся к российской специфике. Не потому ли в России покупают бытовую технику в интернете, потому что с ней понятно, как определиться по техническим характеристикам и потому, что неважно, где ее покупать? Имеют место только вопросы гарантии. Например, я прихожу в М-видео, смотрю на товары, выставленные там, читаю обзоры в интернете, выбираю марку и модель и покупаю там, где дешевле, а дешевле в интернете, скорее всего.
В.КОВАЛЕВ: Такая модель, безусловно, присутствует. По моей оценке, около 30 процентов потенциальных покупателей ведут себя именно по такому сценарию. История развития государства российского привела к тому, что ярко выраженных лидеров среди магазинов нет. Раньше был магазин “Свет”, и все привыкли там покупать, но на сегодняшний день их нет. В Москве их было порядка 300, и их стерло с лица земли, потому что развалилась система государственных поставок. Если бы они сохранились, то, наверное, они бы отрывали покупателей у интернета.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Потому что они находятся в шаговой доступности и можно быстро купить товар?
В.КОВАЛЕВ: Да, и еще потому, что люди привыкли там покупать и продолжали бы это делать.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, что степень гибкости российского потребителя довольно высока. У людей есть готовность к покупке при наличии возможности купить дешевле, именно это и обуславливает успех развития коммерции в интернете.
В.КОВАЛЕВ: Я не считаю, что люди покупают в интернете, потому что там можно купить дешевле.
М.СПИРИДОНОВ: А что тогда приводит людей в интернет?
В.КОВАЛЕВ: Конечно есть аудитория людей, которая стремится купить дешевле, но им все равно, где покупать. Я эту долю оцениваю в 30%. Другие 70% покупают по другим причинам: удобство, наличие информации, доверие к продавцу, предлагаемый ассортимент, консультации и другие факторы, которые инициируют покупку в определенном месте.
М.СПИРИДОНОВ: Мне кажется, это относится к физическим местам, потому что в интернете ты общаешься с электронными текстами, картинками, 3D-проекциями, а не с живым консультантом. Разговор человека с человеком, мне кажется, играет свою роль.
В.КОВАЛЕВ: Один из успехов Холодильника.ру на рынке бытовой техники вызван тем, что с момента его создания (2003 год) при сайте создан форум. На форуме есть выделенные люди, которые отвечают на вопросы людей, там происходит живое общение. Я до сих пор отвечаю на некоторые вопросы на форуме сам, в частности на вопросы, не касающиеся технических характеристик, в основном на претензионные высказывания, вопросы, связанные с функционалом сайта. Это элемент живого общения, который необходим.
М.СПИРИДОНОВ: Какой примерно поток сообщений на форуме в день?
В.КОВАЛЕВ: Около 300. Я до сих пор их все читаю.
М.СПИРИДОНОВ: Здорово.
В.КОВАЛЕВ: Я не на все отвечаю, но читаю все. Я слежку за тем, что там происходит.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сказать, что там образованна лояльная группа потребителей?
В.КОВАЛЕВ: Да, безусловно. Этих людей невсегда видно на форуме, многие просто заходят почитать. Форум еще осуществляет функцию накапливания информации и предоставления ее тем, кто не предрасположен к общению. Люди читают то, что пишут другие, и выносят необходимую им информацию.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вам кажется, какова доля своевременности вашего прихода в интернет в вашем успехе? Я понимаю, что Вы своевременно почувствовали, будучи ритейлером, опасность перед сетями, поняли, что конкурировать с ними в офлайне будет тяжело, и Вы сосредоточились на интернете?
В.КОВАЛЕВ: В нашей компании принято по-другому говорить. Мы пытаемся максимально широко представить свой товар во всех сегментах сбыта. Если мы отказываемся от каких-то сегментов, то это происходит в силу ярко выраженных причин. Например, мы не торгуем на рынках, мы считаем, что это недостойный для нашего бренда способ торговли. Интернет в определенный момент времени был виден в качестве одной из точек сбыта, и он начал изучаться, и от него была большая отдача. Мы сделали сайт Adeal.Ru, который являлся интернет-витриной с ценами, там можно было нажать кнопочку “Заказать”, там не было удобства выбора, просто был вылит каталог без возможности подбора, удобных сортировок, фильтра и так далее, но он начал продавать. В определенный момент времени (на начальном этапе), эта точка сбыта обогнала по выручке один из наших магазинов. Мы произвели простой экономический расчет, решили, что эта точка сбыта нам нужна, и мы создали Холодильник.ру. Вы говорите, что мы были пионерами. Это не так: пионеры были в 1999 году - 003.ru, deshevle.ru. Я подключился к этому только в 2003 году, можно сказать, что я опоздал на 4 года, но, видимо, не настолько развита была торговля в интернете в те времена, чтобы мое опоздание сильно на что-то повлияло.
М.СПИРИДОНОВ: Что тогда позволило Вам обойти конкурентов? Сейчас Ваши обороты составляют более 100 миллионов долларов за последний год. Эти цифры ходят по интернету, они близки к правде?
В.КОВАЛЕВ: Примерно 100 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Ваши обороты превышают обороты ваших конкурентов довольно заметно: не на порядки, но в разы точно. Почему Вы, хотя вышли позже 003, оказались над ними? Что, на Ваш взгляд, позволило это сделать?
В.КОВАЛЕВ: Холодильник.ру, когда вышел на рынок в 2003 году, был своего рода инновационным ресурсом, потому что туда очень качественно заносился товар. То, что на сегодняшний день делается повсеместно, и любой, даже самый маленький интернет-магазин понимает, что описания товаров должны быть качественными, структурированными и проверенными, в 2003 году не присутствовало на рынке. Было видимо-невидимо каталогов 003, Дешевле и так далее, где было написано “Изображение временно отсутствует”, было около 2-3 слов в описании и больше ничего. Мы заведомо создали некую структуру, которая позволила нам создавать качественное описание (мы поставили это во главу). Не смотря на то, что матрица товаров была достаточно большой, запрещалось выставлять товар на сайт, даже если мы им торговали, при условии, что он некачественно описан, или отсутствует картинка, или она плохая. Мы до сих пор используем систему фильтров, которую мы использовали 7,5 лет назад. Даже сейчас выходят интернет-магазины, которые не имеют такого простого инструмента для подбора товара, как это ни странно.
М.СПИРИДОНОВ: То есть Вы выиграли за счет удобства сервисов?
В.КОВАЛЕВ: Удобство подбора товаров и качество описаний – эо первый фактор успеха. Второй фактор заключается в том, что мы достаточно быстро освоили технологии оптимизации под поисковые машины, и мы заработали очень много поискового трафика.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас Вы много тратите на SEO?
В.КОВАЛЕВ: Достаточно. Это зависит от количества конкурентов, а конкурентов на сегодняшний день очень много.
М.СПИРИДОНОВ: Какого порядка бюджеты? Я думаю, что нашим слушателям это будет интересно.
В.КОВАЛЕВ: Я не хотел бы говорить цифру по нескольким причинам. Во-первых, чтобы ее не услышали конкуренты. Во-вторых, потому, что она человеку, не сведущему в этом, ничего не скажет.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Каковы ваши взаимоотношения с конкурентами на сегодняшний день? Вы с ними дружите, общаетесь, проводите конференции?
В.КОВАЛЕВ: В начале прошлого года была попытка основных игроков интернета собраться и поговорить о том, как развивать торговлю в интернете. Инициирована она была в М-видео. Меня туда пригласили, что мне очень приятно. Состоялся достаточно интересный разговор, в котором участвовало много ведущих игроков нашего сегмента. Основной разговор был о том, как бы сделать так, чтобы люди больше доверяли интернету, было выбрано определенное количество действий, которое можно было сделать, была выбрана инициативная группа, но действия не выполнялись. Это и описывает отношения конкурентов. Время от времени все друг с другом общаются в силу какой-то беды или в силу попытки сделать что-то консолидированное, но отношения довольно прохладные, и каждый занимается своим делом.
М.СПИРИДОНОВ: А отношения с конкурентами в сфере электронной коммерции?
В.КОВАЛЕВ: На этой встрече были владельцы 003 X5 Retail Group, в том числе.
М.СПИРИДОНОВ: Какие у Вас прогнозы насчет того, что будет дальше происходить в этом сегменте с точки зрения сетей? Не секрет, что ресурсы крупных сетей достаточно велики. Когда они раскачаются, они смогут построить нечто осмысленное в интернете, и тогда, возможно, вам будет тяжко. Или нет?
В.КОВАЛЕВ: Подобные опасения у меня присутствуют, но есть интересная вещь: раскачивание этих сетей и приведение к тому, что они увеличат долю покупателей в интернете, что, безусловно, произойдет, приведет к тому, что у них будут проблемы в офлайне. Тогда они, может, перестанут быть таким большими.
М.СПИРИДОНОВ: Какие проблемы? Офлайн-магазины будут нерентабельными?
В.КОВАЛЕВ: Да. Увеличение продаж в интернете происходит за счет их уменьшения в офлайне, а сети затратны в этом направлении. Я не знаю, как видоизменится М-Видео, если оно будет успешно в интернете. Они сильно отберут сами от себя.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, это будет зависеть от того, насколько гибкое руководство будет стоять у руля этих сетей, потому что это требует переустройства, переориентации на онлайн, политической воли внутри компании.
В.КОВАЛЕВ: Скорее всего, они отберут сами от себя, а не от меня.
М.СПИРИДОНОВ: Вполне возможно. Пока ситуация не очень кризисная, но мне кажется, что они всё больше становятся выставочными залами для интернет-бизнеса. К ним приходят, смотрят, щупают, а покупают в интернете. Это обидно и приводит к падению рентабельности. Возможно, это пока не так заметно, но тем не менее. В итоге, меры по борьбе с этим они предпринимать будут, вопрос в том, насколько быстро, интенсивно и эффективно.
В.КОВАЛЕВ: В этом и противоречие. Создавая свой интернет-магазин, они себе подобную проблему создают.
М.СПИРИДОНОВ: Лучше быть выставочным залом для своего интернет-магазина, чем для чужого.
В.КОВАЛЕВ: Конечно, лучше, поэтому они хотят развиваться в интернете. Но если они будут успешны в интернете, куда денется их выставочный зал? Они стоят очень дорого, а покупать там будет не очень много людей. Это противоречие неизвестно, к чему приведет. Я думаю, что они сами не знают ответ на этот вопрос. Безусловно, придется снижать издержки.
М.СПИРИДОНОВ: Поговорим по поводу управления. Каким образом Вы видите руководство компаний? У вас, как я понимаю, это более или менее семейный бизнес. Вы частная компания, не имеющая акционеров, что дает большую гибкость, большую закрытость и возможность быстрее принимать решения, что, наверное, позволяет выигрывать у конкурентов, которые сдерживаются корпоративной этикой, необходимостью собирать совет директоров, отчитываться перед акционерами и так далее. Для Вас важно, что Вы во главе угла, и точка?
В.КОВАЛЕВ: Для нас это важно. Я удачно женат, моя супруга участвует в нашем семейном бизнесе. Не так давно на нас вышел Tiger Global и предложил продать часть акции или полностью бизнес или подумать о каких-то совместных проектах с их инвестициями, но мы не заинтересованы в инвестициях, какими бы дешевыми они не были, даже если эти инвестиции идут не в Холодильник, а в другие проекты, по причине того, что мы не хотим участия в нашем бизнесе сторонних людей. Для нас это принципиально. Это раздражает и мешает!
М.СПИРИДОНОВ: У Вас успешный бизнес. Поднявшись самостоятельно, Вы как предприниматель доказали свои знания настолько, что дальше некуда. Именно в такой точке нередко приходит инвестор, дает деньги, и это позволяет не просто вырасти, а взорвать рынок. Об этом не думали?
В.КОВАЛЕВ: Я Вас понимаю. Я еще раз повторюсь, что мы отказались от подобных инвестиций. Это продуманный шаг. Такой менталитет у нашего семейного бизнеса! Мы не дискаунтеры, и мы не любим взрывать и отбирать. У нас есть своя спокойная работа, которой мы занимаемся, доказываем, что мы удачливые, что мы одни из самых лучших – нам это нравится.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, Холодильник.ру так и останется частной компанией, которая будет медленно и уверенно развиваться?
В.КОВАЛЕВ: Да, это нишевой бизнес, если говорить не о всей компании, а об отдельном проекте “Холодильник.ру”. Это нишевой ресурс, который не очень хочет идти по всем городам и весям своими филиалами. Это высоко затратная вещь, которая не очень нужна и которая не даст большого прироста выручки, а возможно, только увеличит издержки. Мы работаем в своем сегменте, и нам это нравится, мы четкие лидеры в том, что касается холодильников и стиральных машин в интернете.
М.СПИРИДОНОВ: Правильно ли я понимаю, что для вас важнее красота и завершенность с Вашей личной точки зрения, нежели охват и масштабы?
В.КОВАЛЕВ: Да, безусловно. Охватывать ради того, чтобы быть по всей стране, мы не будем никогда, нам это не нужно. То, что мы пошли в Питер, и там родился филиал – это условия конкуренции и среды. Мы были вынуждены это сделать, чтобы не потерять свою долю, поскольку значительный прирост Питер нам дал (около 30%), а к другим регионам мы осторожно относимся. Безусловно, мы будем расширяться, но очень медленно и аккуратно.
М.СПИРИДОНОВ: Аккуратно, чтобы не терять в контроле, чтобы не вылететь на вираже?
В.КОВАЛЕВ: Чтобы не терять в качестве, но контроль тоже играет роль.
М.СПИРИДОНОВ: В случае с частными компаниями, компаниями, где создатель является активным руководителям, часто ставится равенство с авторитарным руководством. Как Вам кажется, Вы строгий руководитель?
В.КОВАЛЕВ: Строгий и авторитарный – разные понятия.
М.СПИРИДОНОВ: Я не имею ввиду, что это Ваш случай, и ни в коем случае не хочу Вас обидеть. Я говорю о том, что зачастую такое случается.
В.КОВАЛЕВ: Меня не обижает понятие “авторитарный”. Я авторитарный руководитель, в этом нет сомнений, но я не строгий руководитель.
М.СПИРИДОНОВ: В чем заключается разница? Авторитарность – это способность принимать решения самостоятельно без оглядки на мнения коллег.
В.КОВАЛЕВ: Да, это так. Я принимаю решения с учетом других мнений, но зачастую вопреки им.
М.СПИРИДОНОВ: Для того чтобы решение внедрить, нужна строгость.
В.КОВАЛЕВ: Строгость не нужна, когда владеешь контрольным пакетом акций. Поднял руку, проголосовал и решил (смеется).
М.СПИРИДОНОВ: У Вас есть совладельцы?
В.КОВАЛЕВ: Бизнесом владеют 3 человека: я, моя супруга и наш соучредитель Фомичев Дмитрий.
М.СПИРИДОНОВ: У него блокирующий пакет?
В.КОВАЛЕВ: 28%.
М.СПИРИДОНОВ: Чуть больше блокирующего.
В.КОВАЛЕВ: Вы же не читали наш устав.
М.СПИРИДОНОВ: Вы ЗАО?
В.КОВАЛЕВ: Ранее были ЗАО, теперь ОАО.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Поговорим о механике работы. У вас работает порядка 400 сотрудников?
В.КОВАЛЕВ: На сегодняшний день больше 500.
М.СПИРИДОНОВ: Кто это? Люди, занимающиеся логистикой, специалисты по интернету?
В.КОВАЛЕВ: По численности наибольшее количество людей – водители-экспедиторы, сотрудники call-центра. Далее идут продавцы, менеджеры отделов (корпоративного, регионального отделов), потом идут бухгалтера и руководители направлений.
М.СПИРИДОНОВ: Своя служба доставка у вас организована, потому что вы не доверяет внешним компаниям?
В.КОВАЛЕВ: Нет. Доля продаж самих холодильников превышает 80%, а холодильник – это такая вещь, которую по логистике надо возить строго вертикально, особенно по плохим дорогам. Поскольку холодильники бывают в высоту 2-2.10 метра, то требуются специальные будки для их перевозки высотой 2.2. Поскольку их доля велика, все машины, на которых развозится продукция, имеют специализированные будки. Нам приходится их заказывать, поскольку это уникальные машины. В те моменты, когда нам требовалось привлечь аутсорсов на доставку, мы сталкивались с тем, что они не владеют таким транспортом. Либо это открытая машина, что исключено, потому что перевозится около 15 холодильников, двое людей заносят холодильник клиенту, а остальные 14 в это время могут украсть, либо их можно везти лежа, а в 50% случаев холодильник не будет работать после такой доставки. Например, М-Видео долгое время не скрывали, что они возят холодильники лежа. Это безобразие, так делать нельзя! В общем, мы были вынуждены развивать свою службу доставки. На данный момент у нас больше 60 автомобилей, это количество справляется с объемом перевозимой продукции, автомобили налажены. В таких количествах автомобилями легко управлять. Безусловно, при региональных доставках мы пользуемся транспортными компаниями, почтой России, но что касается доставки в городах присутствия (Москва и Питер), мы ее осуществляем собственными силами.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. На ресурсе “Холодильник.инфо” (поддерживающий для Холодильника.ру) масса тематических статей. Говорят, что Вы там тоже пишете.
В.КОВАЛЕВ: Я там не писал ни одной статьи. На Холодильнике.ру есть одна моя статья, которая называется “Как выбрать интернет-магазин бытовой техники”. Холодильник.инфо не является поддерживающим для Холодильника.ру, как это ни странно. Я не знаю, почему возникла такая мысль. Он не отдает никаких предпочтений по рекламе Холодильнику.ру. Аудитория, которая приходит на Холодильник.инфо, выбирает холодильник, и поэтому ей интересно почитать какую-то информацию на эту тему. Поскольку одним из качественных моментов работы Холодильника.ру является то, что нам нужно было предоставлять эту информацию, мы и создали такой ресурс. Там довольно большая аудитория, мы показываем ей рекламу, зарабатываем на рекламе (там рекламируются наши конкуренты).
М.СПИРИДОНОВ: Почему свою не показываете?
В.КОВАЛЕВ: В том числе и наша показывается, но всё это делается через рекламную сеть Яндекса, то есть идет та реклама, которая привязана к тематике ресурса. Мы искусственно не создаем из Холодильника.инфо рекламную площадку для Холодильника.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Вы хотите так подчеркнуть независимость этой площадки?
В.КОВАЛЕВ: Да, так изначально и было задумано. Аффилированности нет, это ресурс, который предлагает информацию о холодильниках и обо всем, что с ними связано. Он имеет большую аудиторию, а что делать с этой аудиторией кроме того, как показывать ей рекламу, мы не придумали. Мы показываем рекламу и зарабатываем на этом.
М.СПИРИДОНОВ: У вас идеалистическая позиция в этом смысле. Вы же его финансируете, значит, это аффилированный проект.
В.КОВАЛЕВ: То информационное поле, которое мы на нем создаем, и так бы было создано Холодильником.ру для своей основной деятельности. Так как Холодильник.инфо возвращает нам деньги, зарабатываемые на рекламе, мы сокращаем наши издержки.
М.СПИРИДОНОВ: Другой проект, который точно является спутником Холодильника.ру - СуперХолодильник. Ведь он спутник?
В.КОВАЛЕВ: Это домен, который создан не для того, чтобы там показывать 3D, но временно на нем находятся 3D.
М.СПИРИДОНОВ: Там расположены 3D-модели различных холодильников (там есть и другая бытовая техника, но в основном это холодильники). Эти модели Вы сами оцифровываете?
В.КОВАЛЕВ: Мы их сами фотографируем, оцифровываем, шифруем и выкладываем, то есть создаем уникальный по качеству контент, который помогает людям посмотреть на технику и не ходить в торговые залы, о которых Вы говорите. Идеология проекта очень простая, она соответствует идеологии Холодильника.ру: мы предоставляем покупателям как можно больше возможностей что-то узнать о товаре.
М.СПИРИДОНОВ: Холодильник.инфо тоже об этом. На одном сайте можно купить, на другом почитать, на третьем увидеть продукт практически в реальности.
В.КОВАЛЕВ: На Суперхолодильнике уже больше 2400 моделей.
М.СПИРИДОНОВ: Во сколько вам обходится создания одной 3D-модели?
В.КОВАЛЕВ: Это зависит от крупногабаритности товара и от сложности. В среднем, больше 100 долларов за единицу товара.
М.СПИРИДОНОВ: А почему Вы не попросите это делать производителей?
В.КОВАЛЕВ: Если это сделает производитель, эти 3D-модели будут у всех. Если какой-то производитель инициирует 3D-модели и начнет их раздавать, то у всех конкурентов будет один и тот же контент, тогда я ничем не буду отличаться от своих конкурентов. Я, наоборот, заинтересован в том, чтобы они это сделали, как можно позже.
М.СПИРИДОНОВ: Мы столько раз произнесли слово “Холодильник” за последние 40 минут разговора, столько проектов вокруг темы. Не входит ли в Вашу теорию управления то, что основа успешности дела – любовь к предмету?
В.КОВАЛЕВ: Вы имете ввиду к холодильнику?
М.СПИРИДОНОВ: Да.
В.КОВАЛЕВ: Я не успел договорить про картинки. Из 2400 3D, которые есть у нас на сайте, холодильников всего 700-800.
М.СПИРИДОНОВ: Я сейчас говорю о бытовой технике – о предмете продаж, предмете бизнеса.
В.КОВАЛЕВ: Без этого нельзя. Если я буду продавать какой-то предмет, который меня совершенно не интересует, то он и продаваться будет плохо.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сказали, что Холодильник.ру – один из бизнесов. Какие другие?
В.КОВАЛЕВ: Я не хотел бы говорить об этом в рамках этой передачи. Это ритейл-проекты, которые не связаны с интернетом.
М.СПИРИДОНОВ: В структуре выручки Холодильник.ру занимает заметную долю? Больше половины?
В.КОВАЛЕВ: Да, больше половины. Когда мы называли цифру в 100 миллионов за 2010 год, эта цифра касалась только Холодильника.ру.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял Вас.
В.КОВАЛЕВ: Наша компания торгует оптом больше, чем на 30-40 миллионов долларов в год, у нас есть ритейл-проекты, масса интернет-проектов, кроме Холодильника.ру, но лидирующую роль занимает Холодильник.
М.СПИРИДОНОВ: Франчайзинг, который, как я знаю, вы пробовали использовать, не очень пошел именно потому, что недостаточно внимательно относились партнеры, бравшие франшизу, к делу?
В.КОВАЛЕВ: Немного не так. Спрос на франчайзинг Холодильника.ру дикий: нам сыпется чуть ли не одно предложение в день. Разговаривая с людьми, общаясь с ними, оценивая их инфраструктуру, их представление о том, чем они будут заниматься, мы понимаем, что они не будут успешны в данном месте в данное время, или мы боимся им доверять, поэтому на сегодняшний день есть всего лишь 2 примера: Волгоград и Орел. В этих городах люди более или менее достойно занимаются работой. И-то мы начинаем видеть, что для них это сторонний продукт и так, как мы занимаемся этим здесь, они не могут заниматься, и это влияет на качество продукта. Нам не хочется нарушать нашу общую концепцию, мы не хотим терять в качестве, поэтому в будущем мы, скорее всего, от этого откажемся.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам вопрос из общей теории торговли в интернете. По данным Торгово-промышленной палаты РФ, 76% покупателей в интернет-магазинах — женщины. В бытовой технике это так или большинство покупателей - мужчины?
В.КОВАЛЕВ: Это не так. На днях вышло интересное исследование “Рынок бытовой техники и электроники: онлайн и офлайн-сегменты” в РБК. Это платное исследование, я потратил на него деньги и не пожалел. Это очень интересное и грамотное исследование, это наиболее качественный продукт, который я читал за последние 10 лет. Как ни странно, слово “Холодильник.ру” вообще не упоминается в этом отчете, хотя здесь перечисляются другие интернет-магазины. Такое ощущение, что нас искусственно вынули из списка, там называются цифры “лидеров”, которые в несколько раз меньше наших показателей, но интересна сама постановка исследования, в том числе и портрет российской аудитории в сравнении с европейской моделью поведения.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Значит, Вы считаете, что большинство покупателей – это мужчины?
В.КОВАЛЕВ: Я думаю, что на сегодняшний день мужчин больше. Мне кажется, что 45% женщин и 55% мужчин. Что происходит в других сегментах, я не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Как платят люди? Кредитные карточки, электронная наличность?
В.КОВАЛЕВ: Это специфика крупногабаритной бытовой техники. Менталитет русского человека позволяет ему оплатить карточкой электронную игру, книжку, а ту покупку, которую он делает раз в 10 лет, ему проще оплатить при доставке наличными деньгами. 99% людей оплачивает именно так. Холодильник в среднем покупается раз в 10 лет. Это очень редкая и важная покупка для людей. Исключение составляют регионы, потому что мы им такую возможность не предоставляем. Но если бы у них был выбор, они бы тоже предпочли заплатить деньги, получив товар.
М.СПИРИДОНОВ: 99%?
В.КОВАЛЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Это невероятно. Я не думал, что имеет место такой перекос.
В.КОВАЛЕВ: Именно этим вызвано то, что мы онлайн-оплату подключили только в конце прошлого года. Спроса на эту услугу нет и, подключив ее, изучая статистику, мы видим, что этот процент ничтожный, мы получили подтверждение своим мыслям.
М.СПИРИДОНОВ: Было бы интересно посмотреть на человека, который заплатил за холодильник через смс. Перед тем, как перейти к блицу, задам последний вопрос. Что такое Холодильник.ру через 3 года? Каким он будет?
В.КОВАЛЕВ: Это СуперХолодильник.ру. Именно поэтому мы открыли этот домен, на данный момент он хранит 3D-картинки, но скоро там будет оболочка, и это будет параллельный продукт – каталог, который будет сделан совершенно по-другому.
М.СПИРИДОНОВ: Вы сами знаете, что с точки зрения SEO домен “Холодильник.ру” гораздо сильнее, чем Суперхолодильник.ру. Вам будет сложнее приводить людей на новый домен.
В.КОВАЛЕВ: Никто не отказывается от Холодильника.ру. Они будут существовать параллельно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас короткий блиц. Я прошу Вас отвечать на вопросы максимально коротко. А какой холодильник у вас дома?
В.КОВАЛЕВ: У меня есть и дом, и квартира. В одном случае это Liebherr, в другом - Sharp.
М.СПИРИДОНОВ: Это современные холодильники?
В.КОВАЛЕВ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Им не 10 лет?
В.КОВАЛЕВ: Нет, 3-5 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Если бы судьба забросила вас со стартовым капиталом в европейскую страну, вы занялись бы тем же, чем сейчас?
В.КОВАЛЕВ: Я бы занялся интернет-бизнесом, торговлей.
М.СПИРИДОНОВ: Последние две Ваших покупки в интернет-магазинах?
В.КОВАЛЕВ: Я купил себе обувь в Америке, и сын просил инструмент, который в России трудно найти, его я тоже купил в Америке.
М.СПИРИДОНОВ: Какой товар вы пока не готовы покупать в российских интернет-магазинах?
В.КОВАЛЕВ: Продукты я никогда не куплю в российских интернет-магазинах.
М.СПИРИДОНОВ: Какой-нибудь заказ, сделанный в «Холодильник.ру», запомнился вам особенно (наиболее крупный, причудливый)?
В.КОВАЛЕВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Все более или менее заурядны. Хорошо. Сейчас перейдем к вопросам слушателей, а именно к тем, которые были оставлены в анонсе программы в Facebook на странице Рунетологии, в Твиттере и в моем блоге. Я озвучу только те, которые мы не оговаривали, поскольку многого мы коснулись в процессе беседы. Сергей Медведев спрашивает: “Какие рекламные площадки, технологии, стратегии вы посоветуете для интернет магазина в начале пути?”.
В.КОВАЛЕВ: Поисковую оптимизацию, контекстную рекламу, самое дешевое из медийной рекламы. Эти 3 слагающие и дадут эффект.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от cyberlancer. Как обеспечить комфорт пользователей в интернет-магазине? Интересуют три-четыре самые важные составляющие для обеспечения комфорта.
В.КОВАЛЕВ: Я предполагаю, что самое главное – поставить себя на место покупателя и оценить, насколько ему удобно в этом магазине, а далее улучшать продукт. Это очень индивидуально. Интернет-магазин бытовой техники и интернет-магазин других товаров – это разные вещи.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от Андрея Копаева. Каким образом Вы привлекали людей на "Холодильник" на ранних этапах развития? Была ли использована какая-то нестандартная реклама, вирусный маркетинг, оптимизация под поисковые запросы, акции и т.д.?
В.КОВАЛЕВ: Нет. 3 слагающие, которые я перечислил ранее, мы и использовали. В силу нашего менталитета мы не любим вирусную рекламу.
М.СПИРИДОНОВ: Anton Levin спрашивает: “Какие товары, не продающиеся на сегодняшний день в Рунете, могут "выстрелить" в будущем?”. Какие у Вас прогнозы по поводу электронной коммерции?
В.КОВАЛЕВ: Мы говорим про Рунет или про мировой интернет? Про мировой интернет я не скажу, но в России мало продается онлайн-путевок, онлайн-билетов. Это то, что выстрелит и уйдет в интернет. То же самое касается страховки.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял Вас. Я смотрю, что на ряд вопросов Вы добросовестно ответили в блоге, я вижу Ваши комментарии, поэтому не буду повторять эти вопросы. Те, кому интересно, могут почитать Ваши ответы в анонсе программы по адресу Spiridonov.ru. Закончим с вопросами и поговорим о новостях текущей недели.
НовостьИнвестиционный фонд Runa Capital, основанный Сергеем Белоусовым, планирует вложить еще 20 миллионов долларов в российские стартапы — в дополнение к 30 миллионам своего первоначального капитала. В этом году Runa Capital намеревается объявить восемь-десять сделок. Новые средства были привлечены за счет присоединения к фонду «профессиональных инвесторов». Один из них — Эдвард Николсон, бывший главный управляющий директор банка Brunswick UBS по России и СНГ. Другим новообретенным партнером Runa Capital стал Александр Каталов, инвестор компаний Begun, Softkey.ru, Alawar и ElcomSoft.
М.СПИРИДОНОВ: Я видел несколько комментариев различных экспертов к этой новости в интернете. Все они были в одном ключе “Куда сколько денег в Рунет?”. Вы согласны с тем, что рынок не готов к таким вложениям?
В.КОВАЛЕВ: 20 миллионов?
М.СПИРИДОНОВ: 50 миллионов (20+30).
В.КОВАЛЕВ: Я бы оценил эти деньги как копейки при вложении в Рунет. Я думаю, что Рунет гораздо больше может впитать инвестиций.
М.СПИРИДОНОВ: Речь идет именно о стартапах, а о не работающих компаниях, которые требуют гораздо больше денег. Стартапы традиционно обходятся сотнями тысяч, одним-двумя миллионами до того момента, пока они не выходят на более или менее понятный уровень.
В.КОВАЛЕВ: Сейчас на Яндекс.Маркете около 5000 магазинов, более половины из них находятся в том состоянии, когда в них можно инвестировать. Если каждому дать по 100 тысяч, то получится большая сумма.
М.СПИРИДОНОВ: Вы следите за рынком проектов, не имеющих отношение к электронной коммерции: социальные медиа, игры, приложения и прочее?
В.КОВАЛЕВ: За играми и приложениями я не слежу, а за социальными проектами интересно понаблюдать. Прикладная тема под названием “Рунет” мне интересна. Мне интересна модель развития или модель видоизменения каких-то ресурсов, сервисов, магазинов. Я слежу за этим настолько, насколько мне хватаем времени.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял Вас. Вспомним об арт-инициативе компании Гугл.
НовостьКомпания Google (Гугл) запустила сайт «Арт-проект», на котором представлены фоторепродукции картин из музеев разных стран мира. Свои коллекции для сайта представили 17 музеев, в том числе Галерея Тейт в Лондоне, Метрополитен-музей в Нью-Йорке, Берлинская картинная галерея, Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге и Государственная Третьяковская галерея в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Как Вы думаете, наступит момент, когда подобные фоторепродукции, подобные галереи будут заменять реальные музеи?
В.КОВАЛЕВ: Нет, не думаю, что он когда-то наступит. Я думаю, что они будут существовать параллельно. Они будут иметь как одну и ту же аудиторию, так и разную, то есть людей, которые настроены смотреть на картины либо в интернете, либо в музее. Будет большая доля аудитория, которая будет делать и так, и так.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно было бы увидеть оцифрованный Эрмитаж, Пушкинский музей, Третьяковку.
В.КОВАЛЕВ: Да. Мне очень интересно, я не слышал этой новости. Здорово, что Гугл это делает, это большой подарок пользователям.
М.СПИРИДОНОВ: Учитывая социальную позицию Яндекса, не исключено, что именно они могут в ближайшее время стать инициаторами подобного рода мероприятий в рамках российского музейного фонда.
В.КОВАЛЕВ: Вполне может быть, но это уже будет частностью. Нам без разницы, Гугл или Яндекс это сделает, но кто-то сделает это раньше и лучше.
М.СПИРИДОНОВ: Вы находитесь на чьей-нибудь стороне в противостоянии Гугла и Яндекса? Вы симпатизируете той или иной поисковой системы?
В.КОВАЛЕВ: В силу менталитета я симпатизирую тем, кто работает и живет на территории России, то есть Яндексу. Я поддерживаю дружеские отношения с некоторыми сотрудниками Яндекса, по работе мне приходится обсуждать с ними некоторые моменты, иногда мы ругаемся с ними, почем зря.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Поговорим о борьбе с коррупцией в России.
НовостьПроект Алексея Навального «Роспил» собрал первый миллион рублей на сервисе «Яндекс.Деньги». Об этом 3 февраля сообщается в микроблоге Навального в Twitter. Ранее проект «Роспил» поставил рекорд по скорости привлечения средств на «Яндексе»: 2 февраля через три часа после объявления о сборе денег было аккумулировано 157 тысяч рублей. В своем ЖЖ Навальный сообщил, что самый маленький взнос составил 5 копеек, а самый большой — 15 тысяч рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Вам вообще симпатичен проект Навального и сам Навальный как оформившийся флаг борьбы с коррупцией в Рунете?
В.КОВАЛЕВ: Я, наверное, очень сильно увлекаюсь холодильниками, поскольку я ничего об этом проекте не слышал. Из анонса я не очень понял, что происходит. По какому поводу они собирают деньги? На какие нужды?
М.СПИРИДОНОВ: Алексей Навальный – известный блоггер, который занимается расследованиями в области злоупотреблений в крупных коммерческих структурах и государственных структурах. С его личной помощью и помощью людей, которые входят в его полудобровольные помощники систематически находятся различные злоупотребления, выявляются десятки и сотни миллионов рублей. В этом смысле он топор, висящий над шеей крупного коррупционера.
В.КОВАЛЕВ: Услышав эту новость, я бы подумал, что это топор, висящий над шеей не только коррупционеров, но и бизнесменов. На самом деле законодательная база, менталитет российского человека и всё, что происходит в России, приводит к тому, что при методах, которые он использует, страдают и те, и другие. Хорошо это или плохо ему решать. Я бы негативно отнесся к этой деятельности, если он махает топором направо и налево. Если его деятельность касается только коррупционеров, только их задевает его работа, то, конечно, это приятно. Этим надо заниматься не один десяток лет, чтобы добиться какого-то результата.
М.СПИРИДОНОВ: Вы первый человек, который глубоко погружен в Рунет и который не знает о Навальном, который сейчас очень много где информационно присутствует. Я Вас просветил, теперь, наверное, все знают о том, кто такой Навальный. Что касается его инициативы, то есть разные оценки, чтобы быть справедливым, необходимо озвучить все. Ходят разговоры о том, что его деятельность оплачивает гос.департаментом США, поскольку много происходит на уровне претензии к правящей верхушке и партии “Единая Россия”. Его дело – это не наезд на бизнес, а поиск злоупотреблений
В.КОВАЛЕВ: Наезд на политиков.
М.СПИРИДОНОВ: На гос.чиновников и чиновников гос.корпораций в основном, причем крупных, поскольку то, что раскапывается им, порой шокирует, ведь речь идет о сотнях миллионов, порой о сотнях миллионов долларов. Ладно, не будем о грустном! Можно поздравить господина Навального с тем, что так быстро был собран первый миллион. Он озвучивал сумму в 3 миллиона, именно такая сумма требуется для того, чтобы обеспечить функциональную работу того, что он придумал. Дай Бог, им получится собрать сумму и дай Бог, чтобы они сумели управлять этой суммой с умом и сами не станут коррупционерами. Сейчас снова про Гугл, а точнее про их взаимоотношения с заклятым другом Microsoft.
НовостьКомпания Google обвинила конкурентов из Microsoft в использовании поисковиком Bing данных поисковой системы Google, пишет The Financial Times. Согласно заявлению Google, Microsoft прибегла к плагиату, чтобы сократить большое отставание от лидера.
М.СПИРИДОНОВ: Слышали эту историю?
В.КОВАЛЕВ: Нет. Вы говорите, что я слежу за Рунетом, но блоги – это не тот момент, за которым приходится следить. У меня узкоспециализированный интерес, связанный с торговлей.
М.СПИРИДОНОВ: Очевидно, это так. Сейчас дело не в блоге, а в споре поисковиков. Bing – поисковая система, выпущенная Майкрософтом. Как выяснилось, она активно мониторит и использует определенные технологии, наработки Гугла. Де-факто найден плагиат: Bing паразитирует на поисковой выдаче Гугла. Это было доказано с вероятностью почти 100%. Вы верите в то, что Майкрософт сможет всерьез заявить о себе на рынке поисковых систем? Bing жизнеспособен? Он станет конкурентом Гугла?
В.КОВАЛЕВ: Объем инвестиций, который может вложить Майкрософт, огромен. Безусловно, они смогут составить конкуренцию Гуглу. Тех людей, которые будут этим заниматься, я не знаю, я с ними не знаком, не общался с ними. Важную роль в развитии любого проекта играет тот, кто им руководит. В интернете это особенно важно. Денег на это у них хватит, возможностей хватит, а кто будет рулить, я не знаю, поэтому оценить не могу.
М.СПИРИДОНОВ: Напоследок о результатах зарубежных гастролей Юрия Мильнера.
НовостьСовладелец Mail.ru Group Юрий Мильнер создал фонд для финансирования стартапов в Кремниевой долине, пишет техноблог TechCrunch. Мильнер совместно с главой бизнес-инкубатора SV Angel Роном Конуэйем учредил фонд Start, который предложил финансирование стартапам, ранее получившим средства от бизнес-инкубатора Y Combinator. Как пишет TechCrunch, Start предложил каждой из 43 компаний заём в размере 150 тысяч долларов. Эти средства будут выданы под небольшой процент.
М.СПИРИДОНОВ: Железной поступью в духе “Русские идут” Юрий Мильнер и люди, идущие вместе с ним, вышли за пределы Рунета. Вы знакомы с DST – фондом Юрия Мильнера?
В.КОВАЛЕВ: Нет, у меня нет там знакомых. Я внимательно смотрю на то, что делает Mail.ru, мне нравится, что они успешно занимают нишу в определенных сервисах. Из маленьких частей с помощью профессионального подхода рождается мощный продукт, который спокойной поступью идет и который пошел за границу. От избытка денег он решил попробовать и это.
М.СПИРИДОНОВ: Они к вам не приходили, не предлагали продать?
В.КОВАЛЕВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Видимо, DST принципиально не трогают тему электронной коммерции. В 2006-2008 годах DST приходил во все проекты, даже совсем небольшие.
В.КОВАЛЕВ: Их направленность видна, она интересна. Результаты их деятельности интересны, они молодцы. Очень хорошо развиты направления в Яндексе, которые связаны с магазинами. Видимо, кому-то из руководства кажется, что в этих направлениях стоит работать, а в Мейле считают по-другому, поэтому эта составляющая отсутствует. Это еще одна иллюстрация того, что всё зависит от того, кто руководит процессом.
М.СПИРИДОНОВ: Вы не находите, что имеет место быть размежевание между людьми, занимающимися бизнесом в области электронной коммерции, как Вы, и людьми, которые погружены в вопросы чисто виртуальных проектов (социальные сети, портал, игры и прочее)? Я понял, что у Вас другое информационное поле. Вас больше интересуют проблемы ритейла, нежели проблемы сети, как таковой.
В.КОВАЛЕВ: Точно. Я сетями, блогами и подобными вещами займусь лишь только по той причине, что я вижу, что они потихоньку отбирают аудиторию от поисковиков. Поскольку это рекламная площадка, я буду вынужден его изучить и посмотреть на тенденции, которые там происходят. На данный момент, по моему складу характера, я не участвую ни в каких блогах, социальных сетях и так далее, потому что мне это неинетресно. Может быть, поэтому активность Холодильника.ру и других наших интернет-проектов нулевая в этом направлении. Безусловно, мы будем изучать, какие рекламные продукты предлагают эти сети, но это мы будем делать потому, что мы понимаем, что там тоже есть аудитория, которая уходит из поисковиков и обратно не возвращается или возвращается редко.
М.СПИРИДОНОВ: То есть еще предстоит приход Холодильника.ру в социальные медиа?
В.КОВАЛЕВ: Да, конечно. Если там есть аудитория, то мы будем там.
М.СПИРИДОНОВ: Там есть аудитория, которая серьезно растет. Я последнее время на эту тему много думаю и разговариваю с коллегами, я даже напишу небольшую дискуссионную статью, которая выйдет во вторник в моем блоге. Там будет написано о том, как выстроена философия Like в Facebook, Нравится во ВКонтакте, Retweet в Твиттере, что работает как индикатор качества и как возможность для пользователя стать аудитором контента.
В.КОВАЛЕВ: Тренд того, что там аудитория растет, мы видим, соответственно, мы изучим законы этого сообщества и будем там присутствовать. Мы не будем это делать, сломя голову, поскольку лучше изучить, подумать, а потом прийти. Мои знакомые, друзья-производители говорят, что в Твиттере и в других социальных сетях вовсю существуют блоги федеральных сетей. Зная их подход к делу, я думаю, что они делают это плохо, а мы подумаем и сделаем это хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом и закончим. Спасибо большое Вам за то, что нашли время на беседу. Было любопытно с Вами поговорить. Мне кажется, что послушать нас тоже будет интересно.
В.КОВАЛЕВ: Будем надеяться, что это кому-то будет интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо. Коллеги, вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях был генеральный директор интернет-магазина “Холодильник.ру” Валерий Ковалёв. Напомню о нашей просьбе — проголосовать за Рунетологию на сайте «Блога Рунета»: ссылка указана в текстовом анонсе программы на PodFm. Если Вы этого не сделаете, мы можем уступить, поскольку наши конкуренты крайне активны. Мы рассчитываем на вас и надеемся на вашу лояльность! Нам было бы приятно выиграть, хотя это не является вопросом принципа. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!