М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 24 марта 2011 года. Вы слушаете 90-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Традиционно мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Спонсором этого выпуска является «Мегаплан» — интернет-сервис для управления бизнесом. «Мегаплан» позволяет не забыть про запланированные дела, увидеть, чем занят каждый сотрудник, быстро получить отчет о финансовом состоянии организации, контролировать воронку продаж, прогнозировать будущие заказы, вести клиентскую базу и многое другое. Получить бесплатный тестовый доступ к любому продукту «Мегаплана» и узнать о системе подробнее вы можете на сайте megaplan.ru. Пару лет назад, когда в бурно растущих тогда социальных сетях появились приложения, они оказались в каком-то смысле выходом из патовой ситуации, в которой в тот момент соцсети пребывали. Трафика было много, а как на нем вести эффективный бизнес в полной мере было не ясно. Тогда применялись модели классической монетизации, то есть реклама через показы. Это не было эффективно, и соцсети не окупались. Создание социальных приложений было громом среди ясного неба в хорошем смысле. Это было возможностью вовлечь в работу над своим бизнесом множество разработчиков и, таким образом, получить большую аудиторию, большие деньги и большие возможности для развития. Год назад тема создания социальных приложений была остро-модной и широко обсуждалась. В последние месяцы обсуждения приутихли, но понятно, что ниша осталась, отрасль развивается. Во многих случаях она была прибыльной. О том, что происходит сегодня, мы поговорим с генеральным директором компании, которая успешно и относительно жизни самого рынка давно занимается вопросами приложений в социальных сетях. Компания называется Progrestar, а наш сегодняшний гость – Андрей Фадеев. Андрей, привет.
А.ФАДЕЕВ: Добрый вечер!
М.СПИРИДОНОВ: Ты, как бизнесмен ушел в нишу социальных приложений из области электронной коммерции.
А.ФАДЕЕВ: Да, именно так и было.
М.СПИРИДОНОВ: У тебя был свой магазин или даже не один, верно?
А.ФАДЕЕВ: Была сеть магазинов и один электронный торговый центр, который включал в себя 80 тысяч наименований товаров. Тогда было очень модно делать интернет-магазины, особенно среди студентов.
М.СПИРИДОНОВ: Потом стало модно делать социальные приложения, и ты решил переключиться?
А.ФАДЕЕВ: Когда мы начали делать социальные приложения, это было еще не так модно. Это стало модным, когда мы показали, сколько на них можно зарабатывать.
М.СПИРИДОНОВ: Под словом “мы” ты имеешь в виду себя или компании, которые были флагманами?
А.ФАДЕЕВ: Компании-флагманы. Первоначально было несколько компаний, и в большинстве своем я бы сказал, что это были маленькие стартап-команды, которые попытались что-то сделать. Включив монетизацию в своих приложениях, мы показали, что там есть деньги. После этого они и стали модными, потому что ни в каком другом бизнесе невозможно было за такие короткие промежутки времени что-то сделать и заработать большие деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько правильным ты сейчас видишь переход из электронной коммерции в разработку приложений?
А.ФАДЕЕВ: Я считаю, что это правильный шаг. Мы пришли в социальные игры из другой сферы, мы не были в игровой сфере, и это позволило нам привнести новые методики, которые крутились в голове, которые пришли из другого бизнеса. Старые большие компании так и не смогли войти в социальную сферу – для них это оказалось трудной задачей, потому что в социальной сфере необходимо очень быстро и качественно думать.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сказал, что здесь более “быстрые” деньги. Какими деньгами твой вход в эту нишу сопровождался? Оборот компании увеличился во сколько раз?
А.ФАДЕЕВ: В какой-то момент мы хотели сделать интернет-магазин в социальной сети и двигались именно в этом направлении. Наши первоначальные попытки увенчались успехом. Магазин не получился, но получился сервис подарков социальной сети. Это обыкновенный wish-лист, который был настроен на то, что люди в социальной сети могли указывать, что они хотят, и их друзья могли покупать это в наших же магазинах. Это вышло за рамки электронной коммерции. Монетизировать без электронной коммерции оказалось выгоднее, и тогда мы перетащили какую-то часть команды на создание сервисов в социальных сетях. Тогда мы делали немонетизированные приложения, так как тогда никто не знал, как зарабатывать на них деньги. В рамках стартапа мы делали новые, интересные штуки, которые росли, и всем они нравились. Это и стало бизнесом, когда мы решили попробовать монетизацию в таких сервисах, и в первый же день мы заработали половину месячной выручки нашего торгового направления.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько, если не секрет?
А.ФАДЕЕВ: Порядка 600 тысяч рублей.
М.СПИРИДОНОВ: Солидно. Сейчас я скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье эксперта и продолжим.
ДосьеАндрей Фадеев родился 14 декабря 1984 года в поселке Старый Надым (Тюменская область). В 2008 году окончил Московский государственный технический университет им. Баумана по специальности «автоматизированные системы обработки информации и управления». С 2000 года занимался интернет-торговлей. Основной проект — крупнейший в России сайт по продаже постельного белья и матрасов Postelka.ru. В 2004–2008 годах работал над созданием и развитием автоматизированной торговой платформы для интернет-магазинов Ivio.ru. В 2008 году выпустил одни из первых приложений для социальной сети «ВКонтакте». В 2009 году открыл компанию Progrestar. В августе 2010 года компанией запущено приложение «Копай» в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «МойМир» и Facebook, занявшее восьмое место в рейтинге топ-10 игр по скорости роста на Facebook. Холост. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Заниматься бизнесом ты по российским меркам начал довольно рано, лет в шестнадцать?
А.ФАДЕЕВ: Да, мне было около 17.
М.СПИРИДОНОВ: Что подвигло тебя заниматься бизнесом вместо того, чтобы гулять с девчонками и пить пиво, как нормальные подростки?
А.ФАДЕЕВ: Наверное, то, что я не москвич, и здесь постоянно надо было вертеться, чтобы что-то происходило. Денег на алкогольные напитки, клубы и вечеринки не было, и мне приходилось много работать.
М.СПИРИДОНОВ: Что ты делал в таком юном возрасте?
А.ФАДЕЕВ: Я работал страховым агентом, пытался заниматься продажами в компании Oriflame.
М.СПИРИДОНОВ: Когда ты приехал в Москву и откуда?
А.ФАДЕЕВ: В 13 лет мы с родителями переехали в Москву из Надыма. Так получилось, что за 11 лет я побывал в пяти школах, видел очень много людей, знакомился с различными личностями и много всего повидал. Я не видел никаких проблем в том, чтобы быстро взрослеть и начать работать в 17 лет. В 18 лет я открыл свою первую компанию.
М.СПИРИДОНОВ: Чем занималась твоя первая компания?
А.ФАДЕЕВ: Это была Постелька.ру – первый интернет-магазин по продаже постельного белья. В то время на рынке доминировали магазины по продаже бытовой техники, и не было никаких магазинов по продаже товаров для дома. Это оказалось интересной и прибыльной сферой, тем более для 18-летнего парня. В моем первом магазине я работал и оператором, и курьером, то есть прошел все ступени.
М.СПИРИДОНОВ: Технически это витрина? Ты склад не держал?
А.ФАДЕЕВ: Склады появились позже. Первоначально это была витрина.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас магазин существует?
А.ФАДЕЕВ: Я его продал. Насколько я помню, сейчас там нет ничего хорошего.
М.СПИРИДОНОВ: Не сумели его развить, видимо?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Он был доходный?
А.ФАДЕЕВ: Да, он чувствовал себя хорошо. В 20 лет мне было этих денег предостаточно для того, чтобы дальше чем-то заниматься. Вопрос в том, что мне постоянно чего-то не хватало, и я хотел чего-то большего.
М.СПИРИДОНОВ: Вслед за этим магазином что ты сделал?
А.ФАДЕЕВ: Вслед за ним мы начали открывать торговую платформу – что-то похожее на Яндекс.Маркет, потом это всё переросло в поставки массажных кресел и различных товаров из Китая. Там уже были большие контейнеры, сложные отношения с китайцами. Я прошел весь торговый путь.
М.СПИРИДОНОВ: При этом ты выступал как операционный руководитель? Вопросы логистики и закупок решал ты?
А.ФАДЕЕВ: Да, практически все вопросы решал я.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, поскольку обычно технические специалисты далеки от таких вещей, они им не очень хорошо даются.
А.ФАДЕЕВ: Соглашусь, но я, наверное, больше управленец, хотя все первые магазины я написал самостоятельно. Сейчас я знаю, что, как и где делать в наших играх.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас ты пишешь?
А.ФАДЕЕВ: Нет, у меня не получается. Иногда у меня возникает очень большое желание сесть и пописать. Хочется взять 2 выходных и написать какую-то гениальную штуку, потому что я помню, как это происходило вначале, это были прекрасные чувства. Но у меня есть замечательная команда, которая меня от этого отговаривает. Сейчас я не поддаюсь этим порывам, но раньше такое было. Сейчас разработкой занимается специальная команда.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько человек в этой команде?
А.ФАДЕЕВ: Порядка 45-50. Это та команда, которая сейчас работает над разработкой игр. Команда управленцев, которая стоит рядом со мной – порядка 8 человек. Именно они меня и отговаривают.
М.СПИРИДОНОВ: Ты в интервью говоришь о том, что ты основал Progrestar без заемных средств и инвестиций. Это так?
А.ФАДЕЕВ: Да, первые деньги были вложены мной из моего предыдущего бизнеса.
М.СПИРИДОНОВ: До сих пор у вас нет внешних вложений?
А.ФАДЕЕВ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, ты 100%-ный владелец компании?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Управленцев ты не пускаешь в акционеры?
А.ФАДЕЕВ: Нет. Есть опционные программы, но в акционеры не пускаю.
М.СПИРИДОНОВ: Опционные программы завязаны на бонусах, или предполагается, что они станут совладельцами?
А.ФАДЕЕВ: Предполагается, что они станут совладельцами. Им полагается ими стать.
М.СПИРИДОНОВ: Эти 8 человек каким образом возникали? Ты брал их готовыми, воспитывал их, или они тебя воспитывали?
А.ФАДЕЕВ: Все эти люди появились в разное время: это либо мои сокурсники, либо мои бывшие одноклассники. Как я уже сказал, я увидел много людей, побывав в пяти школах за 11 лет. Все они появлялись постепенно. Эти люди действительно образуют нашу мощнейшую команду, которую невозможно разрушить не снаружи, не изнутри.
М.СПИРИДОНОВ: Почему невозможно? Любая категоричность вызывает вопрос “Почему?”.
А.ФАДЕЕВ: Согласен. Мы не представляем жизни друг без друга. Каждый специалист в своей сфере – профессионал не потому, что он этому научился, а потому, что он работает и полностью понимает то, чем он занимается. Все вместе мы организуем огромный монолитный двигатель.
М.СПИРИДОНОВ: Этот двигатель вырос эволюционным путем?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Люди, которые находятся под твоим руководством, примерно твоего возраста?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: 26-27 лет?
А.ФАДЕЕВ: 25-27.
М.СПИРИДОНОВ: Не было искушения взять людей, которые заметно старше тебя и, быть может, опытнее? Как ты, как управленец, относишься к людям, которые сильно старше тебя?
А.ФАДЕЕВ: Положительно, но я смотрю не на возраст, я смотрю на умение быстро решать вопросы и на профессионализм в той или иной сфере. Сфера соц.игр такова, что профессионалов в этой области нет, никто не знает, как сделать хорошо или плохо, ни у кого нет данных по этому поводу.
М.СПИРИДОНОВ: Как сделать плохо я тебе могу рассказать (смеется).
А.ФАДЕЕВ: Хорошо, потом пообщаемся на эту тему (смеется).
М.СПИРИДОНОВ: Ты опираешься на свою управленческую интуицию при выборе людей и по ходу работы пытаешься понять, насколько они подходят?
А.ФАДЕЕВ: Да. У нас есть испытательный срок не в контексте его стандартного понимания, а срок притирки между мной и человеком, который планирует работать в нашей всё расширяющейся компании, и этот срок достаточно большой. Я не представляю, как можно сделать человека управленцем, не проработав с ним хотя бы полгода, не изучив его досконально.
М.СПИРИДОНОВ: Ты читаешь что-нибудь про управление? Или ты разбираешься на практике?
А.ФАДЕЕВ: На практике, но что-то периодически я читаю. Если меня спросить, я не вспомню, что я читал за последнее время.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько лет самому старшему сотруднику в твоей компании?
А.ФАДЕЕВ: По-моему, 31.
М.СПИРИДОНОВ: Вы очень молодая компания при 45 сотрудниках.
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Как ты сейчас ведешь управленческий учет? Как следишь за потоками финансов? Когда бизнес вырастает, становится многопотоковым, когда людей много, технического образования должно не хватать? У тебя есть хорошие финансисты?
А.ФАДЕЕВ: Безусловно, в нашей компании есть финансовый директор, который решает абсолютно все вопросы. Это человек, который не пришел со знаниями того, как это работает и должно работать, это человек, который выучился этому на моих глазах. Сейчас он даст фору очень большому количеству финансистов.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сейчас глубоко заходишь в деньги? Ты следишь за графиками прибыли, убытков? Ты погружаешься в детали?
А.ФАДЕЕВ: Нет, этим занимаются люди из нашей команды.
М.СПИРИДОНОВ: Налоговые вопросы, нюансы зарплат, их индексация?
А.ФАДЕЕВ: Нет, я этих вопросов не касаюсь. За полтора года мы пришли к тому, что меня эти вопросы не касаются. Мне нравится делать сервисы и приложения для социальных сетей, мне нравится думать об этом, и я не хочу, чтобы меня отвлекали финансы. Я не очень люблю цифры и бухгалтерию.
М.СПИРИДОНОВ: Ты строгий начальник?
А.ФАДЕЕВ: Да, в достаточной степени, но об этом следует судить не мне, а нашим сотрудникам. Выторговать у них правду практически невозможно. Я очень веселый, но, наверное, строгий.
М.СПИРИДОНОВ: Понял тебя. Сейчас приложения, как таковые – всё еще денежная тема, она находится в тренде? Или стоит смотреть куда-то дальше. Ты ушел из сферы электронной коммерции в социальные приложения, может, стоит сделать еще один крен, если ты настолько гибок, и двинуться еще куда-то?
А.ФАДЕЕВ: Такие мысли, безусловно, меня посещали, но есть один нюанс. Я бы сказал, что это сфера социальных игр, потому что на приложениях очень сложно начать зарабатывать деньги, на играх это сделать легко. Эта сфера – единственная сфера в мире, в которой маленькая команда может сделать какой-то продукт, и за очень короткий промежуток времени (год-два) превратиться в международную компанию. Ситуация очень похожа на нашу, потому что за полтора года компания из маленькой команды, которая занималась разработкой приложений только для ВКонтакте, превратилась в международную команду с офисом в Москве и с открывающимися офисами в других странах для удобства работы.
М.СПИРИДОНОВ: В чем заключается ваша международность? Где еще вы открываетесь?
А.ФАДЕЕВ: Facebook – достаточно международная сеть для того чтобы говорить, что у нас играют люди даже из Зимбабве, я уже не говорю о США или Бразилии. Для того чтобы быть успешной компанией и уверенно себя чувствовать на международных рынках, как это не печально, IT-компании необходимо иметь офис в Сан-Франциско, если быть точнее, то в Кремниевой долине.
М.СПИРИДОНОВ: Если быть еще точнее, то ближе к Facebook, в твоем случае.
А.ФАДЕЕВ: Там всё очень близко. Там необходимо иметь офис по той причине, что при наличии офиса абсолютно любые проблемы решаются быстрее в разы.
М.СПИРИДОНОВ: Ты говоришь об этом не понаслышке?
А.ФАДЕЕВ: Да, мы находимся на стадии подписания договоров и соглашений по открытию офиса в Сан-Франциско. Мне раньше говорили о том, что это необходимо, грамотные и богатые люди, даже на российском рынке. Они говорили: “Андрей, в США надо быть обязательно, потому что Россия – маленькая страна, которая им неинтересна”. Когда я побывал в США первый раз, я понял, что так и есть. В России есть много мозгов, много грамотных профессионалов, которые могут делать фантастические вещи с технической точки зрения, но у нас не хватает коммерческой составляющей. Люди знают, как сделать правильный и интересный сервис, но не знают, как начать на нем зарабатывать, там эти проблемы решаются. Там к России относятся, как к маленькой стране, в которой жителей в 5 раз меньше, чем аудитория Фейсбука, они считают, что у нас ходят медведи и люди в ушанках со звездами на лбу.
М.СПИРИДОНОВ: И они едят пользователей Фейсбука, которых становится всё меньше и меньше.
А.ФАДЕЕВ: Да. Когда ты говоришь, что у нас большой офис в Москве, что мы разрабатываем игры и приложения, там к этому отнесутся скептично, и огромное количество вопросов можно решить, просто сказав, что твой офис находится в Сан-Франциско.
М.СПИРИДОНОВ: Чуть позже поговорим по поводу большого офиса и по поводу показателей вашей работы. Поговаривают, что ты отказываешься от предложений российских инвесторов. Ты надеешься получить инвестиции на Западе? Есть такие планы?
А.ФАДЕЕВ: Мы не планировали получать инвестиции не в России, не на Западе. У нас достаточно успешный опыт самостоятельной работы, но, если ты идешь на Запад, где больше денег, то просто по правилам необходимо привлекать инвестиции. Вот, например, недавние заявления компании Zynga – крупнейшего разработчика социальных игр “Мы готовы 5% продать за 500 миллионов долларов”. На вопрос “Зачем вам деньги?”, они ответили, что не знают, что им просто нужна оценка. Там инвестиции привлекают для оценки. Безусловно, мы пойдем на Запад, и нам будет необходимо привлекать инвестиции именно по этой причине. Это можно делать и в России, но в России очень слабо развита система маленьких инвестиций. Если на Западе кто-то приходит и упрашивает тебя, чтобы ты взял деньги и отдал 5-15%, то у нас складывается так: есть большие дяденьки (возможно, нефтяники) с деньгами, к которым приходят стартаперы и просят денег.
М.СПИРИДОНОВ: Не будем говорить, кто это, но это, скорее всего, нефтяники.
А.ФАДЕЕВ: К этим большим дяденькам приходят стартаперы и говорят: “Дайте нам, пожалуйста, денег. Мы будем зарабатывать, мы будем классными”, на что эти большие дяденьки отвечают: “Денег мы вам дадим мало и заберем 51%”. В этот момент желание заниматься бизнесом пропадает.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради надо сказать, что иногда бывает и по-другому, но нередко случается и так, как ты говоришь. Пока ты не получил инвестиций, скажи, как ты сам оцениваешь компанию?
А.ФАДЕЕВ: Это самый классный и интересный вопрос. Если оценивать по реальным показателям компании, как это делают в России (также оценивают маленький магазинчик на Садовом кольце), то компания стоит от 5 до 10 миллионов долларов, но есть интересный и удивительный факт: абсолютно такая же по показателям (количество сотрудников, доход на пользователя, количество пользователей) компания, как и наша – бразильская компания, которая работает на бразильском рынке и в социальной сети Orkut, но у которой есть офис в Нью-Йорке, недавно была оценена в США в 300 миллионов долларов, то есть в нее вложили инвестиции при такой капитализации. Вот еще одна причина, по которой мы очень хотим быть международной компанией, задающей жар в России, но при наличии офиса в США. В таком случае оценки разнятся в 30 раз.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня ответ на вопрос “Сколько стоит твоя компания?” - между 5 и 300 миллионами долларов.
А.ФАДЕЕВ: Да, так я обычно и говорю. Всё зависит от того, что мы сделаем в ближайшее время. Открываем офис в Сан-Франциско, капитализация сразу увеличится в 10 раз по той простой причине, что там есть деньги, которые люди готовы давать. У нас в России деньги давать не готовы, потому что тут люди эту сферу это не понимают.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня Progrestar состоит из 12 живых игр, правильно?
А.ФАДЕЕВ: Живых около 8, но сделали мы уже больше 20 проектов.
М.СПИРИДОНОВ: Вы их закрываете по мере потери ими актуальности?
А.ФАДЕЕВ: Да, периодически они перестают окупать сервера, угасает количество пользователей. К сожалению, социальные игры таковы, что хотя бы раз в 3 месяца необходимо выпускать игру.
М.СПИРИДОНОВ: На какое время сохраняется интерес у игрока в среднем?
А.ФАДЕЕВ: Люди не играют в социальные игры больше, чем месяц-три. Если рассматривать игру в рамках социальной сети, то игра не может эффективно жить больше года. Даже в том же Контакте огромное количество мертвых приложений, которые имеют солидное количество установок, но в которые каждый день никто не заходит. Для нас это бесполезные цифры, и мы отключаем игры. Безусловно, тех пользователей, которые продолжают играть, мы за месяц до закрытия игры предупреждаем и даем насладиться всеми прелестями игры до конца. Огромное количество виртуальной валюты мы даем, и люди играют, но проект закрывается, потому что его нет смысла держать. В портфеле они у нас есть, но сейчас не все проекты актуальны. В живых сейчас около 8.
М.СПИРИДОНОВ: Какой средний доход на пользователя?
А.ФАДЕЕВ: Я не могу сказать в рублях, потому что зачастую я измеряю эту цифру в голосах. Я назову относительные цифры, которые слушателям будут понятны. Если представить, что в Китае доход на пользователя – x, то в России, Бразилии, Индии – 2x, в Европе – 3x, в США, Канаде и Великобритании – 4x. Можно сказать, что в США каждый конкретный пользователь платит, как минимум, в 2 раза больше.
М.СПИРИДОНОВ: Многие российские разработчики и российские паблишеры делают локализации на китайские игры, а у вас свои игры?
А.ФАДЕЕВ: В данный момент да. Мы полностью отказались от издательства и занимаемся своими собственными играми, и это дает очень хороший результат.
М.СПИРИДОНОВ: Почему? Ведь можно быстро поймать удачливую игру на азиатском рынке, перевести ее на русский и получать деньги.
А.ФАДЕЕВ: Есть пословица “Лучше синица в руках, чем журавль в небе”. Можно что-то сделать быстро, но это также быстро угаснет, и вы перестанете зарабатывать деньги. Сейчас в социальных сетях сохраняется тенденция, что только те продукты, над которыми ты регулярно работаешь, которые обновляются, как минимум, 2 раза в неделю, способны удерживать пользователей и зарабатывать деньги. Если говорить конкретно о китайских разработках, то обновлять китайские продукты в России очень сложно, делать какие-то рекламные интеграции в такие продукты просто невозможно, потому что китайцы – очень специфические люди. Они не дают код, необходимо писать ТЗ на каждое изменение и говорить, как надо сделать: они могут сделать, могут не сделать. Здесь же мы всё фиксируем договорами, а работа с китайцами – крайне тяжелая штука. Я понял это еще тогда, когда работал в электронной коммерции и возил оттуда товары. Второй раз я это понял, когда мы работали с китайцами по локализации. Самый главный момент – это то, что сейчас самый доминирующий рынок в мире – Facebook. Даже сейчас там в 6-7 раз больше пользователей, чем во Вконтакте, и я даже не говорю об активной аудитории. Российский рынок долгое время развивался и развивается по простому пути: мы смотрим, что есть на Западе, делаем это у нас и пытаемся на нашей маленькой аудитории собрать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Справедливости ради надо сказать, что европейцы развиваются по тому же сценарию. Немцы уже давно, посыпая голову пеплом, говорят: “Что же мы такие балбесы! Всё клонируем”.
А.ФАДЕЕВ: Да, всё правильно. Сколько клонов Группона вышло по всему миру? Придумали его именно в США. Когда-то мы поняли одну очень простую вещь: если ты хочешь собрать сливки, как мы первоначально это делали на рынке социальных игр, то ты должен делать что-то уникальное. Только уникальные продукты позволяют тебе заработать намного больше денег. Если брать продукты того же Китая, США, то эти продукты нельзя будет пустить обратно. С продуктами, взятыми из США, нельзя будет выйти в том же США, именно поэтому мы перешли к собственной разработке. Только так совершенно комфортно и свободно мы можем чувствовать себя на зарубежных рынках.
М.СПИРИДОНОВ: Какой цикл разработки продукта имеет место быть сегодня? Как рождается идея?
А.ФАДЕЕВ: Идея рождается в потоке новостей. Мы смотрим на все те игры, соц.приложения, которые выходят, читаем множество блогов, возникают мысли и идеи, потом через нашу внутреннюю фокус-группу решаем, что будет интересно пользователям, и затем начинаем разработку. Если раньше можно было за месяц сделать что-то, более или менее зарабатывающее деньги, то сейчас время разработки приближается к 4-5 месяцам работы. Это действует, если мы говорим о продуктах, которые способны зарабатывать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: Всё это делается вашими собственными силами?
А.ФАДЕЕВ: Да. У нас были попытки по открытию различных офисов по России, были попытки работы по фриланс-модели, но все они оказались нормальными, но не настолько успешными, как наша сегодняшняя работа. У нас open-офис, все видят, кто и что делает. Мы вместе работаем, мы вместе создаем продукт, и каждый участник команды видит, что происходит.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понял, для тебя очень важно постоянное обновление, чтобы пользователь видел жизнь игры и ее развитие.
А.ФАДЕЕВ: Да, это обязательно. Если пользователь решит, что обновление задержано, у него в мозгу рождается мысль, что на игру забили, что ничего делаться не будет, и пользователь уходит, а вернуть этого пользователя практически невозможно. Это стоит огромных денег, и он окупаться не будет. Намного правильнее держать пользователя внутри приложения.
М.СПИРИДОНОВ: Держать его постоянными новинками.
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Необходимо чтобы пользователю всегда было интересно в игре. Бизнес-цикл продукта от идеи до разработки включает в себя постоянную модернизацию в процессе жизни игры.
А.ФАДЕЕВ: Да, 4 месяца на разработку+год работы. Даже в течение этого года продукты надо постоянно обновлять.
М.СПИРИДОНОВ: В одном из интервью ты говорил, что 2-4 месяца – срок окупаемости успешной игры, это так?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Какие примерно деньги вкладываются в одно приложение, если не секрет?
А.ФАДЕЕВ: В одно приложение вкладывается порядка 200-300 тысяч долларов. Бюджет очень сильно разнится по тратам на маркетинг. В минимальном варианте необходимо еще столько же потратить на маркетинг игры для того, чтобы она начала зарабатывать деньги.
М.СПИРИДОНОВ: 200-300 тысяч на одно приложение, которое через год будет закрыто?
А.ФАДЕЕВ: Да, так и есть. Через 2-3 месяца оно начинает окупаться, в течение 3-4 месяцев оно приносит прибыль. Производство игр очень похоже на производство большого кино.
М.СПИРИДОНОВ: Интересно, как повторяется история. Это еще один виток спирали. Entertainment перешел из кино в игры. Какие наиболее успешные приложения были и есть сейчас? Какие у них показатели?
А.ФАДЕЕВ: Это сильно зависит от социальной сети, но самыми феерично огромными были показатели у наших самых первых приложений. Например, приложение “Фабрика друзей” за неделю набрало миллион пользователей без рекламы, за вторую неделю оно набрало еще миллион пользователей, и в какой-то момент мы включили монетизацию и решили заработать деньги. Как раз, оно приносило порядка 500-600 тысяч рублей в сутки.
М.СПИРИДОНОВ: Это было приложение для ВКонтакте?
А.ФАДЕЕВ: Да, исключительно для него. Тогда еще не было деления средств между социальной сетью и разработчиком. Как раз на Фабрике друзей появилась модная схема деления 50 на 50, то есть социальная сеть забирает 50%, и разработчик получает 50% от дохода.
М.СПИРИДОНОВ: С вас началось это деление?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Когда это было?
А.ФАДЕЕВ: Летом или весной 2008 года.
М.СПИРИДОНОВ: Как различаются процессы разработки приложений для Вконтакте, Моего Мира, Одноклассников, Фейсбука?
А.ФАДЕЕВ: Во всех этих социальных сетях есть некоторые специфические функции, которые необходимо учитывать. Разницы в разработке нет, просто приворачиваются различные веральные механики и методики, которые работают или не работают в той или иной социальной сети. Если взять приложение ВКонтакте и просто перенести его в Мой Мир, то оно там не будет расти. Там необходимы свои собственные механики. То же самое произойдет в обратной ситуации. Все социальные сети обладают некоторыми особенностями, которые необходимо знать, чтобы приложение росло. В противном случае приложение будет зарабатывать деньги, если потратить хороший бюджет на рекламу.
М.СПИРИДОНОВ: А это нежелательно?
А.ФАДЕЕВ: В социальных сетях пока еще возможно не тратить огромные деньги на рекламу.
М.СПИРИДОНОВ: Скоро это будет невозможно?
А.ФАДЕЕВ: Такие предположения есть, потому что социальным сетям выгодно, чтобы разработчики тратили деньги на рекламу. Как и Facebook, другие социальные сети постепенно отключают различные веральные механики, потому что они утомляют пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Они не выгодны сетям, потому что сети дополнительно зарабатывают на рекламе, деньги на которую тратят разработчики.
А.ФАДЕЕВ: Было бы логично отключить веральные механики, тогда это будет четкий бизнес. Если ты хочешь зарабатывать деньги, потраться на разработку, рекламу, и это авось окупится.
М.СПИРИДОНОВ: Какие жанры игр популярны сейчас?
А.ФАДЕЕВ: Я всё больше вижу, что появляется больше стратегий, социальных многопользовательских rpg. Всё то, что раньше было доступно в браузере (браузерные игры), медленно перескакивает в социальные сети, и людям это нравится. Если в Счастливый Фермер могли играть все от мала до велика, то сейчас игровые жанры унифицируются, и западные разработчики стараются делать игры для мальчиков, девочек, нацеленные на определенный возраст, определенную категорию людей. Доход на пользователя в таких играх отличается в лучшую сторону, если сравнивать с массовыми играми.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас происходит сегментация, когда переполненный рынок уходит в ниши и пытается в них найти своего пользователя, поймать его, придержать и заработать на нем?
А.ФАДЕЕВ: Да, всё правильно. Все разработчики сейчас пытаются увеличить срок жизни игры с года до бесконечности. Нам тоже было бы приятно, если бы наши пользователи играли в наши игры вечно.
М.СПИРИДОНОВ: Помимо пользовательских микроплатежей, которые, как я понимаю, доминируют в вашей выручке, вы используете и product placement, так?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько это значительная часть вашего заработка? Как это работает?
А.ФАДЕЕВ: Если говорить о временах, когда конкуренция была очень маленькой, и мы получали большинство денег, которые зарабатывались на этом рынке, то какое-то время мы плевались на любой product placement, мы не хотели его делать, потому что считали это слишком маленькими деньгами, чтобы поднимать пятую точку. Сейчас, когда конкуренция намного больше, безусловно, мы начинаем смотреть на различные альтернативные источники дохода. Таким источником в последнее время и стал product placement. Брендирование чего-то внутри приложения приносит солидные деньги. Эта сфера началась развиваться год назад, и сейчас product placement может приносить месячную выручку. Можно получать деньги с пользователей, и то же количество денег можно получать с рекламодателей.
М.СПИРИДОНОВ: То есть, выручка может делиться пополам?
А.ФАДЕЕВ: Да, это всё более и более возможно. В средних компаниях это так, топовые приложения, которые зарабатывают много денег, возможно, имеют другие пропорции, но сейчас за счет product placement можно удваивать выручку. Это происходит потому, что платящая аудитория – от 3 до 5%. Как в течение трех лет соц.сети и мы, как разработчики, не старались увеличить этот процент, у нас ничего не выходило. Он растет очень медленно, поэтому у нас всегда есть 95% абсолютно неплатящей аудитории, которую нам нужно как-то монетизировать. Здесь помимо product placement образовалась еще одна интересная система – система offer (предложений), то есть человеку в игре предлагается что-то сделать и получить за это виртуальную валюту.
М.СПИРИДОНОВ: Не внести ее в качестве денег, а заработать?
А.ФАДЕЕВ: Да, за это нам платит рекламодатель. Эта сфера сейчас очень активно развивается, и у рекламодателей обычно денег больше, чем у пользователей. За счет этого можно утраивать выручку.
М.СПИРИДОНОВ: Здорово. Offer – некое действие, в результате которого пользователь получает рекламный контакт, да?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Очень любопытно. У нас впереди блиц-вопросы. Если не возражаешь, я тебе сейчас задам блок вопросов, на которые прошу ответить максимально коротко, хорошо?
А.ФАДЕЕВ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сам играешь в игры?
А.ФАДЕЕВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Твоя любимая игра в десять лет?
А.ФАДЕЕВ: Танчики.
М.СПИРИДОНОВ: В двадцать?
А.ФАДЕЕВ: Не могу сказать, их было слишком много. Наверное, ultima online.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас?
А.ФАДЕЕВ: Очень тяжелый вопрос. Их много.
М.СПИРИДОНОВ: В какое направление своей компании ты вкладываешь наибольшие средства?
А.ФАДЕЕВ: В разработку и в рост компании, в выращивание ее в международную компанию.
М.СПИРИДОНОВ: Что больше всего поразило тебя в Кремниевой долине?
А.ФАДЕЕВ: Атмосфера.
М.СПИРИДОНОВ: Наиболее впечатлившие тебя игры конкурентов?
А.ФАДЕЕВ: Большой бизнес или Тюрага.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас перейдем к вопросам слушателей. На многие вопросы ты ответил в анонсе, насколько я знаю. Некоторые я позволю себе озвучить, чтобы ответы на них прозвучали в аудиоверсии. Guest спрашивает: «Как Вы относитесь к "слизыванию" приложений из западных соцсетей, типа Фейсбука, и переносу без особых изменений в отечественные социальные сети, типа Вконтакта?».
А.ФАДЕЕВ: Это интересно, если вы планируете работать исключительно на российском рынке. Слизал, заработал, и всё хорошо, но если есть планы по созданию международной компании или по заработку денег в Facebook, то это абсолютно бесполезная методика. Необходимо создавать уникальные продукты.
М.СПИРИДОНОВ: Антон спрашивает: «На одной из конференций представитель вашей компании говорил, что рынок соц.игр изменился, а именно, чтобы игра приносила прибыль нужно искать издателя. У меня собственная социальная игра, на выпуск которой я так и не смог найти издателя. Как быть в данной ситуации?». Что Вы посоветуете сделать человеку, который находится на том этапе, на котором вы были несколько лет назад?
А.ФАДЕЕВ: Хорошая игра всегда растет самостоятельно. Никто кроме самого разработчика лучше игру не сделает, не заставит ее расти, не заставит ее зарабатывать деньги, поэтому мой совет – надо выходить самостоятельно туда, куда хочется, как бы страшно это не выглядело, потому что на самом деле ничего страшного нет. Своими руками можно достичь безумных высот!
М.СПИРИДОНОВ: Александр спрашивает: «Собираетесь ли вы сотрудничать с отечественными разработчиками, есть ли опыт в этом направлении?».
А.ФАДЕЕВ: Российских разработчиков всё больше и больше, нам явно будет не хватать своих трудовых ресурсов для того чтобы застолбить место на Западе, поэтому мы будем работать с российскими разработчиками. Более того, мне очень нравится заточенность мозгов у русских технарей, они могут достичь очень больших высот, если будут правильно применять знания.
М.СПИРИДОНОВ: Андрей Басков спрашивает: «Что вы думаете о рынке мобильных геолокационных игр, в которых игра привязывается к местоположению пользователя?».
А.ФАДЕЕВ: Для России это пока не столь актуально, в США это конкурентная среда, там таких сервисов всё больше и больше. В общем и целом, смысл, наверное, в этом есть, это интересная трендовая штука, но надо обязательно учитывать, что в какой-то момент человечеству не понравится, что о них всё знают, в том числе и знают, где находится человек. Анонимность начнет побеждать разум.
М.СПИРИДОНОВ: Ты полагаешь, что сегодняшний тренд отказа от анонимности вернется к своей противоположности?
А.ФАДЕЕВ: Да, всё в мире циклично. Иногда думаешь, что надо бы закрыть свой профиль во ВКонтакте или Facebook, а-то какие-то левые люди комментируют твои фотографии. В этот момент начинается осознание того, что не всё так хорошо, как кажется. Одиночество иногда полезно человечеству.
М.СПИРИДОНОВ: Неплохо было бы иногда закрыться в своей пещере и засунуть голову под подушку.
А.ФАДЕЕВ: Возможно.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Прежде чем финалиться, задам последний вопрос от Андрея Баскова. Смотрите ли вы вообще в сторону мобильных игр для iPhone и Android? Смотрите ли вы в принципе в сторону мобильных гаджетов?
А.ФАДЕЕВ: Да, мы не просто смотрим, мы начали работу в этом направлении больше полугода назад. Совсем скоро у нас выйдет первое, очень серьезное приложение на iPhone, iPad и Android. Мы создали свою среду разработки для создания единого приложения для любой мобильной платформы, то есть нам не нужно писать 2 раза код на разных языках. Мы пишем код на одном языке, и выходит приложение.
М.СПИРИДОНОВ: Вы считаете, что мобильное направление весьма перспективно?
А.ФАДЕЕВ: Да. Я до сих пор продолжаю покупать игры в Apple Store на своем iPhone.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Кстати говоря, если вы, слушатели, являетесь владельцами iPhone или iPad, то проголосуйте за Рунетологию в iTunes. Сделайте это, и мы будем вам благодарны. Поставьте ей оценку или комментарий. Напомню, что мы проводим этот эксперимент, чтобы понять, что нам это даст с точки зрения поднятия рейтинга в iTunes. Нам это было бы приятно, и это могло бы увеличить аудиторию Рунетологии. На этом будем заканчивать. Андрей, спасибо большое за то, что нашел время пообщаться.
А.ФАДЕЕВ: И вам спасибо за интересный разговор.
М.СПИРИДОНОВ: Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях был генеральный директор компании Progrestar Андрей Фадеев. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!