М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 15 апреля 2011 года. В Барнауле, где я сейчас нахожусь, город взрывает неожиданная и не по-сибирски теплая весна. И, надеюсь, в таком же весеннем настроении вы слушаете 93-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Традиционно мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Спонсором нашей сегодняшней программы является «Мегаплан». «Мегаплан» — это набор программных продуктов для управления бизнесом, которые позволяют отследить все бизнес-процессы, происходящие в компании, и автоматизировать их. Получить бесплатный полнофункциональный тестовый доступ к любому продукту «Мегаплана», а также узнать более подробно об этой комплексной системе управления бизнесом вы можете на сайте
ссылка Только в апреле при покупке «Мегаплана» вы получаете в подарок карманный Wi-Fi-роутер. Каждый из подарочных гаджетов уникален, так как расписан вручную профессиональной художницей. «Мегаплан» максимизирует вашу производительность и мобильность. Попробуйте и убедитесь сами. И еще одно небольшое тематическое объявление. По просьбе коллег скажу о том, что 23 апреля в Москве пройдет конференция друпал-сообщества России и ближнего зарубежья. Основные темы: веб-разработка на Drupal, создание сайтов, разработка новых конфигураций, модулей, тем, решение типовых и нестандартных задач, работа в команде, SEO - одним словом, всё, что связанно с этой популярной CMS. 23 Апреля, 10.00 Москва, ВВЦ. Подробности и регистрация на сайте конференции
ссылка Еще с конца 90-х годов, то есть чуть ли не с первых месяцев формирования русскоязычной глобальной сети в Рунете появлялись тематические блоги и новостные сайты, те, что специализировались на освещении новинок и событий отрасли. Вспоминать можно, начиная с 1996 года, “Вечернего интернета” Антона Носика, старожилы помнят также Вебинформ, долгое время заметным был Интернет.ру. Список можно продолжать. Как мы знаем, сегодня расстановка сил изменилась. Многие из тех, кто был заметен раньше ушли или потеряли свое влияния. Появились новые сильные игроки. В этом выпуске мы говорим с создателем, главным редактором и, я бы сказал, локомотивом издания Roem.ru - Юрием Синодовым. Юрий, привет.
Ю.СИНОДОВ: Добрый день.
М.СПИРИДОНОВ: Юра, возможен ли сегодня мало-мальски серьезный бизнес на отраслевом СМИ об интернете? Или как и прежде, даже заметные проекты в этой нише – это всё еще либо инструмент влияния какой-либо из компаний, либо авторский проект увлеченного журналиста?
Ю.СИНОДОВ: Мало-мальский возможен, а серьезный – большой вопрос. Я до сих пор не верю в большое издание, которое читают миллионы.
М.СПИРИДОНОВ: В силу узости языковой ниши?
Ю.СИНОДОВ: В том числе и поэтому, ведь потенциальная аудитория меньше. Из 40 миллион интернет-пользователей почти никто не задумывается о том, чем он пользуется. Максимальная аудитория – 400 тысяч, и надо еще всю ее набрать.
М.СПИРИДОНОВ: Чем ты объясняешь такую разницу в посещаемости отраслевых изданий таких, как Вебпланета, Роем, Вебкранч и более мелких изданий (можно даже вспомнить некоторые небольшие блоги) и Хабрахабра? Это отраслевой сайт, который сумел собрать значимую аудиторию (до 500 тысяч в день).
Ю.СИНОДОВ: ХабраХабр – исключение, потому что они были чисто отраслевым изданием довольно недолго (год-полтора), потом они стали технологическим сайтом про программирование, бытовую технику, ноутбуки. У нас интернет-отрасль, а ХабраХабр шире, следовательно, и аудитория у него больше.
М.СПИРИДОНОВ: Чем для тебя является Роем?
Ю.СИНОДОВ: Я недавно на лекции в РМА описал его следующим образом: “Roem – издание для людей, которые делают интернет-проекты, зарабатывающие сами по себе и не являющиеся частью офлайнового бизнеса. Это сайт для людей, которые в этих проектах за что-то отвечают. Это не для исполнителей, не для менеджеров, которые контролируют какие-то конкретные задачи, не для программистов, а для людей, которые постоянно думают, как развивать проект”.
М.СПИРИДОНОВ: Это дискуссионная площадка для элиты Рунета?
Ю.СИНОДОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Во многом вам это удается, потому что недавно у вас опубликовались колонки Думова, других заметных руководителей бизнеса, впрочем они постоянно оставляют свои комментарии. Каким образом тебе это удается, спрашивают все, в том числе и в анонсе программы в моем блоге, и мне любопытно это, поэтому сегодня мы будем много об этом говорить. Прежде чем мы услышим твое досье, скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Сейчас досье и продолжим.
ДосьеЮрий Синодов родился 30 декабря 1981 года под Подольском. С 1999 по 2003 год обучался в Московском государственном техническом университете им. Баумана по специальности «инженер-конструктор космических летательных аппаратов и разгонных блоков». С мая 2004 по октябрь 2005 года работал эккаунт-менеджером издания «Медновости» при «Ленте.ру». С ноября 2005 по июнь 2006 года — корреспондент журналов «Профиль» и BusinessWeek. С июня 2006 по апрель 2007 года — заместитель главного редактора издания «Вебпланета». С августа 2008 по январь 2009 года занимался запуском и развитием проекта «Сайты дня» компании «Рамблер». В октябре 2007 года открыл сайт Roem.ru, главным редактором которого является до сих пор. Женат. Живёт и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Как все уважающие себя журналисты, ты пришел в журналистику без профильного образования.
Ю.СИНОДОВ: Да, так получилось. Когда меня отчисляли, мне зам.декана сказал, что с моим характером надо идти в журналистику. Прошло 2 года, прежде чем сбылось это проклятие.
М.СПИРИДОНОВ: Значит, во всем виноват зам.декана. Почему ты пошел учиться на столь экзотическую, на мой гуманитарный взгляд, специальность?
Ю.СИНОДОВ: У нашей школы был партнер – университет им. Баумана. Мы сдавали вступительные экзамены весной, был льготный режим поступления. Факультет я выбрал по той причине, что там была специальность, связанная с компьютерами. В эту группу я не прошел по конкурсу, а второй в списке моих предпочтений была специальность, на которой я и учился. Выбирать уже не приходилось, и я пошел туда.
М.СПИРИДОНОВ: Отчислили тебя за неуспеваемость?
Ю.СИНОДОВ: За неуспеваемость. Там была история, связанная с тем, что я в лифте неправильно проехался на предприятии, у меня должны были забрать пропуск, но я его не отдал. Я был единственным студентом, который проходил не через ту проходную, через которую проходили все остальные студенты. Я постоянно ходил, хотя декан сказал изъять у меня пропуск, я постоянно мозолил ему глаза. Когда студенты, у которых были хвосты, пришли за направлением на пересдачу, мне сказали: “Ты пропуск не сдавал, какое тебе направление?”. Я забрал документы и ушел.
М.СПИРИДОНОВ: Судя по всему, ты продолжил ходить не в ту проходную (смеется).
Ю.СИНОДОВ: Тогда пропуск у меня забрали.
М.СПИРИДОНОВ: Я имею в виду должность журналиста. Если смотреть на твою карьеру, можно заметить, что частенько возникали обострения в силу того, что своей проходной ты видел не ту, которую видели твои начальники.
Ю.СИНОДОВ: Пиарщики – хорошие люди, но они связаны корпоративными правилами. Те люди, которые ими не скованны – начальники, инсайдеры – намного интереснее, они дают более интересную информацию.
М.СПИРИДОНОВ: Ты работал в пиаре?
Ю.СИНОДОВ: Я работаю с пиарщиками.
М.СПИРИДОНОВ: Первое твое место работы, как я понимаю - «Медновости».
Ю.СИНОДОВ: Я периодически читал Ленту.ру. Как-то с утра я увидел вакансию аккаунт-менеджера на Ленте.ру. Это было непонятным для меня словом, я не знал, кто им требовался. Я написал им письмо, через час получил ответ с приглашением на собеседование. Через час я приехал к ним в офис и был нанят на работу. Получилось так, что я отвечал за всю нередакционную работу: рисовал баннеры, регулировал обмен трафиком, сисадминством занимался. Сидел я напротив Лехи Андреева, который меня потом позвал в Вебпланету.
М.СПИРИДОНОВ: Ты там себя стал осознавать как журналист?
Ю.СИНОДОВ: Я до этого как фрилансер писал для журнала softkey.info, который делался для интернет-магазина программного обеспечения softkey.ru. Там платили мало, писал я редко, для меня это была подработка. Из-за того, что я написал про одну девушку, которая погибла, меня в блоге нашел Андрей Анненков – мой будущий начальник по Профилю. Он попросил меня поработать фрилансером на него. Через полтора года, когда мне надоело работать аккаунт-менеджером, он мне сказал, что начинает новый проект “BusinessWeek” и что ему нужен помощник, и он мне предложил с ним поработать, и я согласился.
М.СПИРИДОНОВ: К тому моменту ты уже понимал, что ты пишущий человек?
Ю.СИНОДОВ: Я тогда еще не был пишущим человеком, и мне было страшно.
М.СПИРИДОНОВ: Чего боялся?
Ю.СИНОДОВ: Того, что не получится. Одно дело – когда это подработка, а другое дело – всё бросить, уйти в неизвестную для себя область, область серьезной журналистики. В BusinessWeek и Профиле я работал, так как там объединенная редакция.
М.СПИРИДОНОВ: Там ты писал не столько про интернет?
Ю.СИНОДОВ: Да. Дело в том, что издания неотраслевые, и приходилось писать и про рекламу (не только интернетовскую), и про технологии, и про железки. Больше всего меня тогда интересовал интернет-бизнес, я постоянно читал Вебпланету. За полгода до того, как я оказался в Вебпланете, я не мог представить себе, что я буду ей рулить.
М.СПИРИДОНОВ: Не мог представить потому, что это казалось чем-то невероятным, это было мечтой?
Ю.СИНОДОВ: Мне казалось, что это настолько самодостаточное издание, что я не смогу ему ничем помочь.
М.СПИРИДОНОВ: Любому изданию нужны хорошие журналисты, которые способны реализовать собственную авторскую позицию в рамках редакционной концепции.
Ю.СИНОДОВ: В Профиль я пришел в ноябре, некоторое время я не был хорошим журналистом. Крючков ушел где-то в апреле следующего года, то есть у меня было полгода для того чтобы дорасти до мысли, что я могу чем-то помочь Вебпланете.
М.СПИРИДОНОВ: Была точка, когда ты осознал себя как журналист? Может, какая-то статья, которая показалась тебе состоявшейся?
Ю.СИНОДОВ: Когда меня стали таскать на серьезные мероприятия, например CeBIT, когда стали приглашать в серьезные пресс-туры, я понял, что надо работать. Когда меня возили в Ташкент на заседание Минкомсвязи, я провалил поездку, потому что любые правительственные заседания довольно скучные. Любой человек, который там был, подтвердит это. Я не смог ничего написать, и меня сильно ругали за это. Я понял, что надо больше работать, что надо быть как Колесников, который обо всех скучных заседаниях правительства пишет, как ему было на них интересно. Он ходит на мероприятия с той же степенью заинтересованности, что и я, но его интересно читать.
М.СПИРИДОНОВ: Было что-то, что отличает тебя от большого количества блогеров, которые также в большей степени стараются писать об отрасли, но их суждения не так влиятельны и трезвы? Надо признать, что тебя читают и к тебе прислушиваются. Что позволило тебе войти в журналистику с пониманием того, что происходит в отрасли?
Ю.СИНОДОВ: Ты практически ответил на свой вопрос. Дело в том, что в Вебпланете я был почти год, и за это время я старался всячески понять, что интересно аудитории. Основной мой рабочий инструмент для этого – статистика, по которой я видел реакцию пользователей на те или иные заголовки, тексты. Я знал, что людям интересно читать, как они отреагируют на то или иное слово. На это у меня ушло где-то полгода. Когда я сделал Роем, я оказался не только журналистом, но и руководителем небольшой компании. Мне кажется, поэтому у меня появился опыт и понимание того, что волнует интернет-отрасль. Недавно был момент, когда государство предложило увеличить планку, с которой перестает взиматься социальный налог, и я понял, что это ударит по интернет-отрасли, и написал об этом текст. Остальным это было неинтересно, и они об этом даже не думали.
М.СПИРИДОНОВ: На сегодня Роем – это дискуссионная площадка, место для инсайдов, новостной проект, в котором не только рассказывают о том, что случилось в отрасли, но и дают комментарии (не мое мнение, а коллективный портрет наших коллег). Нужно признать, что Роем – авторский проект Юрия Синодова. Убери из проекта тебя, и проект сильно изменится: потеряет аудиторию и авторитет. Как он оказался таким? Почему этим проектом стал Роем? Ты всерьез одно время просматривал конкуренцию проекта Тема.ру.
Ю.СИНОДОВ: Тема меня раздражал меня наездами. Я не рассматривал его как конкурента, я его рассматривал как раздражающий фактор. К сожалению, я слишком эмоционален, когда на меня наезжают, хотя за последние несколько лет моя эмоциональность, наверное, уменьшилась. Что касается причин, почему Роем настолько сильно ко мне привязан, могу сказать, что вначале на Роеме писал я один. Мне всё время помогала жена (журналист Людмила Кудрявцева), но большая часть приходилась на меня. Во-вторых, я считаю, что новости (наш основной формат) не должны подписываться никем. Я не хочу, чтобы потом пинали журналиста, который что-то неправильно сделал, я хочу, чтобы пинали редактора, потому что журналист должен быть защищен, он должен слушать только то, что ему говорит редактор.
М.СПИРИДОНОВ: Кроме тебя и Людмилы кто-нибудь пишет?
Ю.СИНОДОВ: Из новостей на главной моих текстов сейчас меньше 20%.
М.СПИРИДОНОВ: Я полагал, что 90% твои, а остальные тексты – инсайд.
Ю.СИНОДОВ: Безусловно, там есть мой след. Я говорю авторам, на что следует обратить внимание, я могу что-то отредактировать перед выпуском, но полностью моих текстов процентов 20.
М.СПИРИДОНОВ: Почему тогда такие игроки рынка, как Игорь Ашманов (один из наиболее заметных комментаторов), Алексей Басов, господин Дуров, в реальности которого некоторые до сих пор сомневаются, оказываются у тебя на площадке, ведут дискуссии у тебя, а не на Вебпланете, Хабре или где-то еще?
Ю.СИНОДОВ: Во-первых, Roem сконцентрирован на том, чтобы удовлетворять интересам людей, которые двигают интернет-бизнес. На других проектах есть интеграторы, бытовая техника, проблемы программистов. Я не верю, что Басова, Дурова сильно волнуют проблемы программистов, их волнуют проблемы качества своего сервиса. Когда возникает какая-то дискуссия, связанная с проектами Вконтакте, Одноклассники и так далее, если есть сильно аргументированная точка зрения, может, не совсем правильная, корректная, полная, у людей, которые занимаются этим бизнесом, есть желание эту точку зрения поправить или расширить. Поскольку у меня на сайте достаточно высокий авторитет, то чтобы со мной спорить, нужно самому из себя что-то представлять, руководить проектом или занимать статусное положение. Чем дальше, тем больше у нас информационной открытости. Если люди из Рамблера на Роеме практически отсутствуют, за исключением Ашманова – идеолога открытости, то людей из Яндекса довольно много. Сегалович иногда комментируют статьи. Недавно появился Шерман, есть Альберт Попков, который общается с Павлом Дуровым. Где еще Павел Дуров дискутирует с Альбертом Попковым? Я такого еще нигде не видел. Где еще они могут поговорить? Я с трудом себе представляю их на Хабре.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понял, что причина того, что Роем состоялся как дискуссионная и новостная площадка заключается в том, что он четко выдержал целевую группу, смог привлечь топов Рунета, также сыграл твой авторитет?
Ю.СИНОДОВ: Да. Скорее, не авторитет, а то, что какие-то мои высказывания – достаточно аргументированные, с которыми спорить достаточно сложно, их можно только корректировать. Для того чтобы корректировать, нужно держать руку на пульсе, чувствовать, в чем нюансы.
М.СПИРИДОНОВ: Можно ли сказать, что твой почерк журналиста и редактора заключается в доскональном внимании к деталям и стремлении подтвердить факты, которые излагаются в новости?
Ю.СИНОДОВ: Это не всегда так, потому что я нахожусь в достаточно ограниченных условиях по ресурсам. Если текст не предоставляет какого-то вреда, если он нейтральный (например, новый логотип Одноклассников), то это не так. Если речь идет о негативе, я стараюсь обрабатывать текст сильнее и получать мнение всех сторон. В этом случае я внимателен к деталям.
М.СПИРИДОНОВ: Мы назвали уже несколько заметных игроков в близких нишах. Ты видишь прямых конкурентов? Кто-то занимает у тебя аудиторию?
Ю.СИНОДОВ: До тех пор, пока не появится кто-то, кто пройдет через ужасный 2008 год и порулит своими проектами, Роему ничего не угрожает в этой нише. Если я попытаюсь пойти в обзоры техники и прочего, то там, может, у меня будут проблемы.
М.СПИРИДОНОВ: Ты собираешься расширяться?
Ю.СИНОДОВ: Я об этом постоянно думаю. Когда у меня появится идея, которая мне понравится, я за нее схвачусь и буду ее реализовывать. Роем запустился в 2007 году, только-только мы встали на ноги, наступил 2008 кризисный год, ничего не происходило, год мы отходили. Только сейчас на Роеме появилась возможность устранять косяки, которые были с самого старта. Сейчас мы их поустраняем и будем думать о развитии. Я думаю, что летом мы постараемся запустить что-то новое, интересное и прикольное.
М.СПИРИДОНОВ: Ты имеешь ввиду финансовые возможности?
Ю.СИНОДОВ: Безусловно.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что в кризис тебе пришлось продать часть проекта?
Ю.СИНОДОВ: В кризис не пришлось, потому что денег ни у кого не было. Накануне кризиса мы встречались с DST, но сложилось такое ощущение, что с самого начала там никто ничего не хотел. В кризис мне пришлось бы сильно падать. В кризис мне сильно помог Рамблер, которому я делал проект “Сайты дня”. Зарплата была еще докризисная, они меня терпели где-то полгода. Если бы не эти деньги, то было бы очень тяжело, особенно с учетом того, что мы поженились в тот момент.
М.СПИРИДОНОВ: Была продана часть Роема или нет?
Ю.СИНОДОВ: Роем не полностью мой. Кому, когда и что отдавалось, я не комментирую по просьбам тех, кому принадлежит часть компании.
М.СПИРИДОНОВ: Какое-то влияние оказывают те, у кого есть доля, на редакционную политику?
Ю.СИНОДОВ: Нет, у меня большая часть.
М.СПИРИДОНОВ: Как строится день работы Роема? Ты просыпаешься, что происходит дальше?
Ю.СИНОДОВ: Начинается всё намного раньше. Обычно с вечера у меня есть тексты, потому что авторы не профи, у меня только один автор, который только пишет, остальные люди работают в интернет-отрасли, вечером они находят что-то интересное, присылают мне, я ставлю авто-публикатор и иду спать. Утром я просыпаюсь, гуляю с собакой, делаю все дела и начинаю мониторинг: просматриваю, что происходит в интернете, отбираю статьи, если есть какие-то важные темы, назначаю их кому-то из авторов, сам связываюсь с кем-то, кто их может прокомментировать, в ходе дня всё это выпускается. Вечером, когда новостей мало, я разбираюсь с бухгалтерией, программистами и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Может ли опыт Роема повториться в другой отрасли?
Ю.СИНОДОВ: Вещь идет о плотности связей и компетенции человека, который будет отвечать за проект. Если ты глубоко в отрасли и можешь написать проект, то ты сможешь повторить опыт. С другой стороны, интернет – это сфера, в которой все по уши в интернете. Если писать про аптеки, то понятно, что аптекам интернет по большому счету не нужен. Нужно ли им общение в сети – большой вопрос. Интернетчики же без него не могут. Опять-таки если говорить про какое-то клонирование Роема, меня пугает опыт тематических медиа, у которых очень туго идут проекты, не связанные с IT-тематикой. Они намного менее успешны, чем ХабраХабр.
М.СПИРИДОНОВ: Очень похоже на то. Я согласен с тем, что проекты, как ХабраХабр и Роем сложно повторить в других сферах, поскольку люди из этих ниш меньше интегрированы в интернет. Возможно, это вопрос времени. На сегодня Роем – это твой единственный источник дохода? Он тебя кормит?
Ю.СИНОДОВ: Да, конечно. Он кормит, поит, одевает и спать укладывает. Я больше нигде не зарабатываю.
М.СПИРИДОНОВ: То, что появляется у тебя на сайте, можно назвать UGS?
Ю.СИНОДОВ: Да. Во-первых, почти все комментарии пользовательские. Я не могу соревноваться с 10 тысячами остальных пользователей. Во-вторых, то, что публикуется в средней колонке – UGS. Есть люди, которые не соблюдают форматирование, привычное для Роема, тогда приходится залезть, отредактировать и только потом выпустить материал. Самостоятельно я практически ничем не управляю.
М.СПИРИДОНОВ: Комментарии – это важная часть контента?
Ю.СИНОДОВ: Да. У меня есть механизмы, которые позволяют выделять, поднимать наверх лучшие комментарии. Может, это стоит автоматизировать, но это несущественно. Главное, что есть механизм их выделения.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты вообще относишься к UGS? Недавно на программе “Рунет сегодня” мы общались с Федором Вириным, он высказал мнение, что UGS перестал быть заметным в интернете. Он считает, что всё, что проявляется мало-мальски в фокусе повышенного внимания пользователей – это более или менее профессиональный контент, а пользовательский контент – любительский и малоинтересный для того чтобы завоевать внимание пользователей.
Ю.СИНОДОВ: Я отчасти согласен с Федором, отчасти нет. Не согласен в том, что пользовательский контент не может быть интересен. Факты, которые в нем излагаются, могут быть интересны. Основная проблема пользовательского контента – качество подачи. В чем заключается ноу-хау Роема? Я без зазрения совести то, что мне заливали, редактировал. Изначально я делал пометки, потом я перестал это делать. К чему это привело? К тому, что стиль на всем издании стал более однородным. Люди не приходили и не офигевали от того, что кто-то сегодня написал, как пацан с района, а завтра как философ-ученый. Я всегда могу что-то проверить. Если я вижу, что мне подсовывают лажу, спам, обман, то я его удаляю.
М.СПИРИДОНОВ: Изначально Роем задумывался как инструмент влияния пользователей на интернет-сервисы?
Ю.СИНОДОВ: Сейчас так и есть. Если вас техподдержка футболит, вы можете прийти, написать свой номер тикета, проблему, и спросить, почему на вас не реагируют и не решают проблему. Обычно проблема тут же разруливается. Недавно был инцидент с Бегуном, пришел Басов и сказал разобраться. Если что-то происходит с сервисами Яндекса, то проблема также решается. Насколько я знаю, в Яндексе есть система мониторинга, на каждое упоминание каждого сервиса внутри системы поддержки заводится тикет, который нужно отработать. У Яндекса только 30% времени уходит на то, чтобы взаимодействовать с пользователем, который сам связался с Яндексом. Остальные 70% времени – это реакция на внешних площадках. Через Роем к Яндексу можно обращаться как через support.
М.СПИРИДОНОВ: Я думаю, что Яндекс это не приветствует.
Ю.СИНОДОВ: Это приветствуется в тех случаях, когда сам support реагирует медленно или некачественно, по мнению пользователей. Кстати, необходимо, чтобы мое мнение с мнением пользователя совпадало, потому что вопросы из разряда “Почему мой сайт не в первой десятке Яндекса” мне непонятны.
М.СПИРИДОНОВ: При том, что Роем имеет серьезный авторитет, его нельзя назвать желтым изданием, ореол скандальности присутствует, согласен?
Ю.СИНОДОВ: Да, согласен. Я считаю это проблемой. Я постепенно буду пробовать менять вес комментариев альтер-эго, потому что аноним изначально создавали с той целью, чтобы человек, находящийся внутри компании, компетентный в процессах, происходящих в ней, мог высказать что-то без оглядки на пиар-службу, чтобы он рассказал всё, как есть. К сожалению, этим правом стали злоупотреблять. Сейчас есть модерация, которую никто не отменял, то есть материться нельзя. Во-вторых, право на использование альтер-эго в итоге останется только у тех, кто явно работает в отрасли или пишет с ip компаний.
М.СПИРИДОНОВ: Ты собираешься отменить анонимность?
Ю.СИНОДОВ: Нет, право использования альтер-эго останется у людей, которые работают в отрасли.
М.СПИРИДОНОВ: Ты будешь знать, кто это?
Ю.СИНОДОВ: Нет. У тебя был хороший вопрос насчет того, могу ли я отслеживать, кто альтер-эго. Изначально я не хотел знать, кто и что пишет. Я могу модерировать, но знать мне этого не надо, потому что ко мне иногда приходят и просят рассказать, кто что-то написал. Я говорю, что я не знаю.
М.СПИРИДОНОВ: Ты чувствуешь себя арбитром отрасли в этом смысле? Ты являешься наблюдателем, который стремится сохранить беспристрастность?
Ю.СИНОДОВ: Я стараюсь играть на стороне слабого. Мы все совершаем ошибки. Если кто-то совершил ошибку, покаялся, сказал, что у них всё плохо, в этом нет ничего страшного. Недавно у Яндекса не работал поиск по картинкам, он плохо обрабатывал текущие сюжеты, требовалось полтора месяца на то, чтобы картинка попала в выдачу, и началась катавасия, что в поиске по картинкам не ищутся плакаты Навального, что действует цензура. В этом случае я нахожусь на стороне Яндекса, потому что не надо пытаться из технологических проблем выращивать монстра. В то, что в Яндексе сидит человек, который предлагает отрубить картинки, чтобы не помогать Навальному, я не верю, это бред, и не написать об этом нельзя.
М.СПИРИДОНОВ: Громкие скандалы, которые периодически случаются на Роеме, как тебе удается разруливать? Какие из них тебе запомнились?
Ю.СИНОДОВ: В последнее время не очень много громких скандалов. Я очень не люблю, когда громкие скандалы начинаются на Роеме, когда мне звонят и говорят, что что-то не так, что-то не то. Я предпочитаю, чтобы громкие скандалы начинались без меня, я их освещу потом, если посчитаю нужным, но становиться их зачинщиком я не считаю нужным.
М.СПИРИДОНОВ: С точки зрения известности бренда тебе это выгодно.
Ю.СИНОДОВ: Была история с Хронопеем перед Новым Годом. Какая там выгода? Если посмотреть на посещаемость Роема, то она почти никак не изменилась. На самом деле, я никого не добил, я в блоге написал, что у меня проблемы, описал их, потом обслуживал входящие звонки, комментировал ситуацию. Я ни к кому сам не бегал, не просил взять комментарий, чтобы добить Хронопей.
М.СПИРИДОНОВ: Как ты смотришь на эту историю? Тебя обвели вокруг пальца?
Ю.СИНОДОВ: Хронопей несколько часов отдавал данные непонятно, куда. Это правда, которую сам Хронопей отрицать не берется. Откуда там взялась моя карточка? Этого никто не понимает. Я дал Хронопею полную выписку по карте, и они не поняли, как она могла оказаться в дампе, потому что я не пользовался ей в Хронопее. В выписке не обозначается процессинг, нельзя посмотреть, какой обработчик карт там стоит. 2-3 часа Хронопей отдавал данные. Я считаю, что история с моей карточкой Хронопею помогла, потому что там были чудовищные непонятки.
М.СПИРИДОНОВ: Для тех, кто не в курсе этой истории, скажу, что это был один из самых красивых и показательных кейсов черного пиара.
Ю.СИНОДОВ: Это произошло 27 декабря 2010 года.
М.СПИРИДОНОВ: Хронопей был взломан, у него умудрились забрать домен. В итоге на сайте Хронопея оказалась информация о том, что всё взломано. В Рунете стал курсировать файл с дампом карточек, якобы украденных. Среди карточек оказалась карта Юрия Синодова. Он невольно оказался частью этой истории. Обнаружив это, он написал об этом, но будучи человеком, заметным в среде, информация тут же разнеслась.
Ю.СИНОДОВ: Меня потом спрашивали, как я на всё это отреагировал. Реакции было две: первая – я перестал пользоваться Хронопеем, вторая – я перестал пользоваться foursquare. Может, меня там действительно выследили, и в кафе номер карточки подсмотрели, подкупили официанта, чтобы потом добавить номер в дамп.
М.СПИРИДОНОВ: Не могу не задать связанные с этим вопросы. Ты получаешь предложения о публикации материала за деньги?
Ю.СИНОДОВ: Да, но это не просьбы замочить кого-то, обычно приходят организаторы каких-то мероприятий, которые хотят попиариться, люди, которые выпустили какой-то продукт и хотят написать его обзор. В основном, это мелочевка. Никто не приходит и не говорит: “Давай закидаем тряпками того-то”. Проблема в том, что люди не знают, чего от меня ждать. Мне кажется, люди думают, что они могут ко мне подойти, а я пошлю и тут же напишу на Роеме, что ко мне приходили от того-то, чтобы замочить того-то. Со мной в эти игры, мне кажется, боятся играть.
М.СПИРИДОНОВ: О снятии, о блоках не говорят?
Ю.СИНОДОВ: Я первая инстанция, которая в случае острых конфликтов, прихожу и беру комментарии. Я пишу про весомые, видимые проблемы, снимать информацию нет смысла, потому что сама проблема от этого не исчезнет. Было 2 текста, которые я снял, один вернул, потому что понял, что зря это сделал. Снял и не вернул я выписку каких-то предварительных слушаний по разборкам Альберта Попкова. Там говорились слова, явно негативные для Попкова. При этом я никак не мог доказать, что данная выписка имеет место быть, что она именно из суда. Я же не могу лететь в Британию и пытаться получить эти документы, мне бы их никто не дал, так как эти документы были только у сторон. Это было закрытое слушание. Мне пришлось этот текст убрать. Если бы Попков пошел до конца и подал бы на меня в суд, я бы его проиграл.
М.СПИРИДОНОВ: А вообще были прецеденты подачи в суд или какие-то судебные разбирательства?
Ю.СИНОДОВ: Нет. Многие думают, что на прессу часто подают в суд, но это не так. В большинстве случаев, когда пишутся претензии о том, что их порочат, для того чтобы они выиграли дело против Роема надо, чтобы выполнилось несколько условий: сведения должны быть негативными, они должны быть неправдой, и это не может быть личное мнение. На втором условии большинство срезается, остальные срезаются на третьем условии. Если это правда, писать ее можно, какими порочащими бы сведения не были. В большинстве случаев мне пишут, что про них пишут плохо, я залезаю, смотрю, а там сплошной мат. В этом случае нет проблем, я убираю текст по модерации.
М.СПИРИДОНОВ: Каким, с твоей точки зрения, видят или ты хотел бы, чтобы видели Роем и Юрия Синодова игроки отрасли?
Ю.СИНОДОВ: Честно говоря, я никогда не думал об этом. Меня несколько побаиваются, но когда я говорю, со мной общаются. То, что происходит на Роеме, иногда проецируют на меня, говорят, что я устроил рассадник альтер-эг, которые всех ругают и всех ненавидят. Когда люди общаются со мной лично, они абстрагируются, потому что я достаточно адекватный и не особо конфликтный человек, как мне кажется.
М.СПИРИДОНОВ: Положение вещей тебя устраивает, или хотелось бы, чтобы образ был иным?
Ю.СИНОДОВ: Есть некоторые проблемы с анонимами.
М.СПИРИДОНОВ: Каким ты видишь развитие Роема? Каково твое видение со стратегической точки зрения?
Ю.СИНОДОВ: Сосредоточившись на определенной аудитории, я сильно в нее упираюсь, и я с трудом представляю, что еще может быть интересно для Роема и для этой аудитории. Я не могу сейчас ответить на этот вопрос. Я об этом постоянно думаю, но ничего еще не придумал. Хочется сделать различные сервисы, но расходы на них достаточно высоки. Если я придумаю инструмент, который компенсирует расходы на создание базы, то почему бы и нет. Я в свое время беседовал с Филиппом Ильиным-Адаевым из Банки.ру. Он говорил, что идей куча, но каждая идея – 500 тысяч в год, потому что на нее надо выделить человека, который будет ей заниматься. У меня похожая проблема.
М.СПИРИДОНОВ: Одним словом, в ближайшем будущем Роем останется в своем прежнем качестве.
Ю.СИНОДОВ: В течение года мы планомерно будем развиваться. Роем будет ориентироваться, в первую очередь, на ту аудиторию, на которую он ориентируется сейчас. Может быть, будут боковые посторонние сервисы, но они будут привязаны к начальному позиционированию.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас короткий блиц. Я задам тебе несколько вопросов, на которые прошу ответить коротко. Хорошо?
Ю.СИНОДОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Говорят, спецслужбы 70% информации берут из открытых источников. Какое соотношение у тебя?
Ю.СИНОДОВ: 80%.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли на Roem персоны нон грата?
Ю.СИНОДОВ: Неоднократно забаненные, неадекватные люди.
М.СПИРИДОНОВ: Много их?
Ю.СИНОДОВ: Человек 5.
М.СПИРИДОНОВ: Мог бы Roem существовать в составе медиахолдинга?
Ю.СИНОДОВ: Мог бы я существовать в состоянии медиахолдинга? Наверное, нет. Я уже был в Рамблере, и там у меня не сложилось.
М.СПИРИДОНОВ: Самая эксклюзивная новость, которую Roem когда-либо сообщал?
Ю.СИНОДОВ: Их много. Наверное, то, что одним из акционеров ВКонтакте является DST.
М.СПИРИДОНОВ: Это было год назад?
Ю.СИНОДОВ: Год-два назад.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Сейчас перейдем к вопросам слушателей, которые были заданы в анонсе программы в моем блоге Spiridonov.ru, или были оставлены в группе Рунетологии на Facebook, или присланы в Твиттер. Максим Невзоров спрашивает: “Сколько редакторов работает над Roem.ru?”
Ю.СИНОДОВ: Более или менее часто пишет на Роем человек 10. За последний месяц было 5 или 6 получателей.
М.СПИРИДОНОВ: Антон Кулаков спрашивает: “Откуда столько известных людей на сайте? Это ваши личные друзья, как вам удалось подружиться с таким количеством ТОПов интернета?”.
Ю.СИНОДОВ: Я подружился с ними после того, как они пришли, и не факт, что подружился. Мы знакомы, мы понимаем, кто из нас кто. Я знаю, что Попков – Одноклассники раньше, сейчас Сравни.ру, он знает, что Синодов – Роем.ру. Например, есть картинка, где Гитлер и Сталин стоят, здороваются друг с другом, говорят и расходятся. Это не мои личные знакомые, они пришли на Роем сами, я никого никогда не звал.
М.СПИРИДОНОВ: Antonniolli спрашивает: “Юрий, прокомментируйте, пожалуйста, Вашу связь с Игорем Ашмановым. Какой долей в проекте владеет Игорь (или структура, в которой он является акционером)?”.
Ю.СИНОДОВ: Я не могу говорить за других акционеров, основной пакет у меня, и я не могу ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о том, что Ашманов является акционером. К сожалению, это не моя тайна. Я бы давным-давно с удовольствием бы рассказал, кто у меня в долях и акционерах.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас задам любопытный вопрос, ответ на который, с одной стороны, известен, с другой стороны, интересно как ты этот ответ сформулируешь. Sergey Gotsulyak спрашивает: “Идея роем.ру является уникальной, или проект имеет аналоги на Западе?”.
Ю.СИНОДОВ: Понятия не имею. Зачем мне искать аналоги, у меня своих проблем хватает?
М.СПИРИДОНОВ: Ренат Абайдулин спрашивает: “Юрий, поделитесь секретом, как Вы смогли за довольно короткое время набрать существенную аудиторию читателей?”.
Ю.СИНОДОВ: Не такая уж и существенная аудитория. Я ориентируюсь только на одну целевую группу.
М.СПИРИДОНОВ: Дело в выдерживании темы?
Ю.СИНОДОВ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Как часто вам хотели набить морду за тот или иной пост на вашем сайте?
Ю.СИНОДОВ: Есть анекдот “Что-то мне морду хотят набить”, человека спрашивают: “Откуда ты знаешь?”. Ответ был таков: не хотели бы – не набили (смеется). Ни разу не набили, может, хотели набить несколько чаще.
М.СПИРИДОНОВ: Mikael спрашивает: “За что вы не любите Леху Андреева и Вебпланету?”.
Ю.СИНОДОВ: Леху Андреева я люблю, он прикольно пишет. Я не люблю то, что он иногда делает. Он прекрасный человек, но иногда что-то отмочит, так хоть стой, хоть падай. Было у нас с ним несколько инцидентов. Например, я сижу в Сочи, сутки жду самолет, соответственно, настроения никакого нет, я опаздываю на конференцию. Поскольку было первое апреля, Вебпланета решила подшутить надо мной. В данной ситуации я испытал большое раздражение.
М.СПИРИДОНОВ: Чичиков говорит: “Народ из DST хвастается, что может запросто позвонить Синодову и снять любую новость-слив-инсайд”.
Ю.СИНОДОВ: Это вранье.
М.СПИРИДОНОВ: Webman_86 спрашивает: “Добрый вечер. Что требуется для построения успешного Интернет-издания?”.
Ю.СИНОДОВ: Бронзовая задница, золотые мозги и железная хватка.
М.СПИРИДОНОВ: Alexander Fedorov: “Как часто обращаются люди из государственных структур, чиновники за экспертизой?”.
Ю.СИНОДОВ: Никогда не обращались, но иногда на какие-то мероприятия как прессу нас зовут. Они меня воспринимают как прессу, а не как эксперта.
М.СПИРИДОНОВ: Terehoff спрашивает: “Сколько стоит рекламный пост на роеме и какой с него будет эффект, если рекламировать контору, занимающуюся SMM?”.
Ю.СИНОДОВ: Я сейчас не размещаю рекламные посты, но раньше размещения стоили 7000 рублей, эффект был такой, что в комментариях все кричали “Фу”, но когда я их отменил и сказал, что больше такого не будет, за мной долго бегали и просили вернуть рекламу, то есть какой-то положительный эффект был.
М.СПИРИДОНОВ: Пользователь с ником Рекламист задает несколько вопросов. Я задам отдельные из них. Вы часто пользуетесь анонимной функцией и пишите комментарии, потому что не хотите публиковать их под своим именем?
Ю.СИНОДОВ: Иногда пользуюсь, но пишу я так реже, чем под своим именем.
М.СПИРИДОНОВ: Скажите честно, у вас был опыт стравливания людей с помощью анонимных комментариев?
Ю.СИНОДОВ: Наверное, был.
М.СПИРИДОНОВ: Во сколько вы оцениваете стоимость Роем?
Ю.СИНОДОВ: Оценивать стоимость Роема должен тот, кто его покупает. Если хотите купить мою долю, приходите с 5-10 миллионами рублей, и мы поговорим.
М.СПИРИДОНОВ: Разговор об этом возможен?
Ю.СИНОДОВ: Да, возможен. Если я выйду из этого бизнеса с кэшем, меня вполне это устроит.
М.СПИРИДОНОВ: Куда ты пойдешь?
Ю.СИНОДОВ: Месяца 3 отдохну. Наверное, там будет какое-то соглашение о том, чтобы я не делал новый Роем, и тогда мне придется идти в пиарщики.
М.СПИРИДОНОВ: Это будет очень дорогостоящий пиарщик, как я понимаю, поскольку будет финансовый запас и не будет необходимости соглашаться на любую зарплату.
Ю.СИНОДОВ: Да, может, я придумаю что-то интересное.
М.СПИРИДОНОВ: Spb2710 спрашивает: “Хостинг на территории РФ – это риск?”.
Ю.СИНОДОВ: Это один из самых минимальных рисков, который надо учитывать в бизнесе. Риск в том, что у вас деньги кончатся, всё остальное – мелочи.
М.СПИРИДОНОВ: Или энергия кончится.
Ю.СИНОДОВ: Да, по-разному бывает.
М.СПИРИДОНОВ: На этом всё. Юра, спасибо тебе большое за ответы на вопросы.
Ю.СИНОДОВ: Тебе спасибо, что пригласил.
Пожалуйста. Я думаю, что многие твои ответы будут любопытны и вызовут резонанс, в том числе и на Роеме, если ты посчитаешь нужным поставить ссылку или опубликовать нашу беседу. Напоследок — короткое обращение к нашим слушателям. Если вам нравится “Рунетология”, поставьте ей оценку и оставьте ей свой отзыв в iTunes. Найти ее там можно через поиск, а прямая ссылка есть в шоу-ноутс этого выпуска. Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях был главный редактор издания Roem.ru Юрий Синодов. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. Услышимся.