М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Сегодня 8 апреля 2011 года. Вы слушаете 92-й выпуск эксперт-шоу "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Традиционно мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Спонсором нашей сегодняшней программы является «Мегаплан». «Мегаплан» — это набор программных продуктов для управления бизнесом, которые позволяют отследить все бизнес-процессы, происходящие в компании, и автоматизировать их. Получить бесплатный полнофункциональный тестовый доступ к любому продукту «Мегаплана», а также узнать более подробно об этой комплексной системе управления бизнесом вы можете на сайте
ссылка Только в апреле при покупке «Мегаплана» вы получаете в подарок карманный Wi-Fi-роутер. Каждый из подарочных гаджетов уникален, так как расписан вручную профессиональной художницей. «Мегаплан» максимизирует вашу производительность и мобильность. Попробуйте и убедитесь сами! Еще с конца 80-годов многие российские специалисты из науки и бизнеса стремились оказаться за рубежом, не без основания полагая, что реализовать себя в полной мере на родине им будет весьма непросто. Конечно, выяснялось, что и заграницей с реализацией имеют место быть проблемы, причем порой еще большие, чем в России, но с бытовой точки зрения там всё, как правило, было заметно лучше. Сегодня страна, по крайней мере, со слов многих правительственных чиновников, заинтересована в возвращении репатриантов и их семей для развития экономики и науки новой России в новое время. Насколько это целесообразно и своевременно каждый из тех, кто оказался за границей, решает для себя. Но фактом является то, что случаи полного или частичного возвращения специалистов уже не редкость. Кроме того, само устройство сегодняшнего мира: доступность и быстрота авиаперелетов, отсутствие железного занавеса, возможности головосовой и видео-связи – порой позволяют не делать выбор и жить фактически на две, а-то и несколько стран. В этом выпуске мы во многом коснемся заявленной мной темы. Впрочем, говорить будем не только об этом. У нас в гостях основатель проекта “Островок.ру” Сергей Фаге. Сергей, привет.
С.ФАГЕ: Привет, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: В какой стране и городе ты чувствуешь себя дома?
С.ФАГЕ: Я не могу сказать, что это конкретный город, но, наверное, в Москве, Сан-Франциско и Лондоне.
М.СПИРИДОНОВ: Где больше времени ты провел?
С.ФАГЕ: Больше всего в Лондоне, если не считать раннее детство, проведенное в России.
М.СПИРИДОНОВ: Напомни, когда ты уехал из России с родителями? Сколько тебе было лет?
С.ФАГЕ: Я периодически возвращался назад, но мне было 8-10 лет, когда мы уехали.
М.СПИРИДОНОВ: Ты учился в Англии?
С.ФАГЕ: Я учился в школе-интернате Англии, после чего переехал в университет в США и продолжал работать и учиться там.
М.СПИРИДОНОВ: То есть образование у тебя полностью зарубежное?
С.ФАГЕ: Да, полностью.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье эксперта и продолжим.
ДосьеСергей Фаге родился 4 июля 1986 года в России. В 2006 году получил степень бакалавра экономических наук в Корнелльском университете (Нью-Йорк). С 2006 по 2007 год обучался по программе MBA Стэнфордского университета. В 2006 году работал аналитиком по развитию бизнеса в главном офисе Google в Сан-Франциско. С марта 2007 по март 2008 года — генеральный директор основанной им компании по видеокоммуникациям Tokbox, для которой совместно с партнёром привлёк $14 млн инвестиций от венчурного фонда Sequoia Capital. В проект вложили средства основатели и топ-менеджеры YouTube, Google, PayPal, Cisco. Успешно продал долю менеджмента инвестиционной фирме Bain Capital. В 2010 году совместно с партнёром Кириллом Махаринским основал компанию «Островок.ру» — сервис для онлайн-бронирования отелей. Проект получил инвестиции от основателей и инвесторов крупных игроков мировой онлайн-туриндустрии, среди которых Kayak.com, ITA Software и Qunar.com. Увлечения — путешествия, бег на длинные дистанции, покер. Холост. Живет и работает в Москве.
М.СПИРИДОНОВ: Давно ты живешь и работаешь в Москве более или менее постоянно?
С.ФАГЕ: Мы с моим партнером Кириллом вернулись месяцев 10 назад.
М.СПИРИДОНОВ: До этого ты стабильно проживал в Америке?
С.ФАГЕ: В Америке, Лондоне, немного в России, но не на постоянном основании.
М.СПИРИДОНОВ: Как впечатление? Насколько было сложно прижиться в России?
С.ФАГЕ: За счет того, что некоторое время в России я проводил, довольно просто. У меня была привычка переезжать из одного места в другое. Адаптироваться мне просто.
М.СПИРИДОНОВ: Не давит на тебя российская действительность? Многие иностранцы жалуются на это.
С.ФАГЕ: Нет, не давит. Мне кажется, что на российскую действительность чаще жалуются не иностранцы, а русские. Здесь, конечно, есть пробки, но по большому счету я не вижу сильного негатива. Для меня это перспективный, развивающийся рынок, который более динамичен и интересен, чем Лондонский. В Сан-Франциско Силиконовая долина, там немного по-другому, но по сравнению с Европой здесь более динамично, интересно и для работы, и для жизни.
М.СПИРИДОНОВ: Твой физический переезд (то, что ты живешь в Москве), то, что открыл бизнес на российском рынке – не сентиментальность, не возвращение на Родину под романтическую музыку, как в фильме “Семнадцать мгновений весны”, а во многом расчет и прагматический подход к жизни?
С.ФАГЕ: Да. Сложно сказать, что является Родиной после стольких лет проживания в разных местах. Это не сентиментальность. Нам кажется, что Россия – это развивающийся рынок, на котором мало конкурентов и много перспектив. Мы сравнивали страны именно по работе, это и послужило причиной возвращения.
М.СПИРИДОНОВ: Ты занимался проектом Tokbox на Западе. Ты вышел из проекта?
С.ФАГЕ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Продав проект, который позиционировался на глобальный интернет, ты занялся российским проектом? По прошествии нескольких месяцев ты не жалеешь об этом?
С.ФАГЕ: Нет. Здесь мы заметили множество вещей, которые являются намного более позитивными, чем на Западе. Я уже говорил про более низкую конкуренцию, про более открытый рынок. Технических сотрудников здесь найти легче, чем в Силиконовой Долине.
М.СПИРИДОНОВ: В России с кадрами в области интернет-бизнеса проще, чем в США, тебе кажется?
С.ФАГЕ: Это зависит от типа кадров. Если мы говорим про девелоперов, то есть талантливых людей, которые могут построить базовый продукт, на котором построена компания, то здесь намного легче. Почему? Потому что в Силиконовой Долине есть 200 стартапов, у каждого из которых есть по 10 миллионов долларов, есть Google, Facebook, Twitter и так далее. Все они дерутся за хороших программистов. В России мало компаний, которые понимают, каким образом эффективно привлекать сотрудников. Есть только Яндекс, но большинство наших технических сотрудников работали в Яндексе или их туда приглашали работать, но они все работают у нас. Если говорить про менеджмент и про людей с менеджерским опытом, то здесь сложнее. Не смотря на то, что есть много талантливых людей, нет школ для менеджмента. Я имею в виду компании, в которых был бы хорошо поставлен менеджмент, за счет чего бывшие сотрудники могли бы стать качественными менеджерами. Допустим, В США из компании PayPal вышло много людей, которые основали новые успешные интернет-компании. Эти люди стояли у истоков LinkedIn, YouTube, Facebook и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Я понял тебя. На сегодняшний день какие условия ты формируешь для того, чтобы к тебе приходили из Яндекса и других компаний? Расскажи про девелоперов.
С.ФАГЕ: Во-первых, мы создаем им возможность работать над очень интересным продуктом, который мы выстраиваем для миллионов пользователей.
М.СПИРИДОНОВ: Интересным объективно, или вы можете так его подать?
С.ФАГЕ: Объективно интересным. Может, людям изначально кажется, что это продажа каких-то отелей, но на самом деле построить алгоритмы, которые позволяют выдать каждому человеку оптимальный отель, сложно. Это очень сложная алгоритмическая работа. Мы предоставляем людям интересную работу и возможность делать что-то там, где их вклад будет являться серьезной частью успеха. Они могут автономно работать в небольшой команде, в которой практически нет бюрократии, которая замедляет их рабочий процесс. Я бы сказал, что это самое главное.
М.СПИРИДОНОВ: Ты сейчас описал типичную российскую компанию. В чем особенность вашего отношения к сотрудникам и к работе?
С.ФАГЕ: Это интересный продукт. Помимо этого, мы стараемся создать для сотрудников очень хорошие условия для работы, у нас свободный график, спортзал в офисе, бесплатная еда, бильярд, настольный теннис, xBox и так далее.
М.СПИРИДОНОВ: Это всё входит в бизнес-планы и оплачивается из инвестиций?
С.ФАГЕ: Да, конечно.
М.СПИРИДОНОВ: Замечательно. Сколько человек в команде?
С.ФАГЕ: Сейчас 16, мы планируем сильно расширяться.
М.СПИРИДОНОВ: Я писал о том, что многие небольшие компании кивают на то, что создать конкурирующие условия для сотрудников невозможно, в одной из статей в своем блоге. Любопытно то, что твой пример это опровергает. Интересно, выльется ли в деньги создание таких малоповторимых условий, поможет ли это добиться прорыва на бизнес-фронте, как ты считаешь?
С.ФАГЕ: Каждый сотрудник на раннем этапе развития бизнеса добавляет настолько ценный вклад, что то, что я заплатил десятки тысяч долларов за то, чтобы создать более приятную атмосферу в офисе, которая позволяет сотрудникам быть более продуктивными и которая поможет привлечь дополнительных людей, которые этот вклад повысят, неважно. Я этот вклад для себя уже оправдал. Дальнейшее развитие зависит от рынка, от той работы, которую делаю я. Помимо всего этого, мы платим нашим сотрудникам конкурентную зарплату, позволяем им вступать в опционный план компании. Мы свято верим в наш рост именно в Силиконовой Долине, в то, что если компания получится очень успешной, то люди, которые стояли у истоков этого (не только основатели и инвесторы, но и люди, которые выстраивали продукты), должны заработать много денег. Желательно – очень много.
М.СПИРИДОНОВ: Я смотрю, ты всерьез размышляешь о структуре управления и правилах ведения бизнеса со стратегической точки зрения.
С.ФАГЕ: Это важно.
М.СПИРИДОНОВ: Зачастую в маленьких компаниях много спонтанностей. Действует принцип “Как пойдет”: есть идея, бросок на Запад, попытка реализации, многое рождается по ходу. Для таких стартапов, как ваш, рождение продукта – обычно более или менее анархический процесс, в результате которого что-то может появиться. Из волны может выйти Афродита, а может ничего не выйти.
С.ФАГЕ: Это так. Когда я строил свою первую компанию, которая вышла на определенный уровень, я совершил много ошибок, которые сейчас кажутся глупыми. Когда повторяешь процесс во второй раз, можно распланировать всё, связанное с инвестициями, набором сотрудников, разработкой продукта, и всё произойдет намного быстрее. Опыт позволяет структурировать анархический процесс, не убрать креативность, она остается, можно убрать ошибки и тыкание пальцем в небо.
М.СПИРИДОНОВ: Ты обучался программе MBA в престижном Стэнфордском университете. Это было полезно? Что дало тебе это образование с точки зрения управления и теорий бизнеса?
С.ФАГЕ: Оно дало многое, но не в теории бизнеса. Я пришел в Стэнфорд с определенной целью. Я хотел работать как веб-предприниматель, и у меня был определенный опыт в этой сфере и до Стэнфорда. Это одна из причин, по которой меня туда взяли. Основной benefit обучения состоял в общении с очень высококвалифицированными одноклассниками и людьми, которые были либо выпускниками, либо приходили читать лекции. У нас был класс, который 2 раза в неделю 3 месяца подряд учил Эрик Шмидт – генеральный директор Гугла. Он каждый вторник и четверг был профессором в этом классе (60 человек).
М.СПИРИДОНОВ: Что он рассказывал?
С.ФАГЕ: Меня в этом классе не было, потому что я не смог в него попасть, но я был на паре его лекций. В основном он рассказывал об опыте и ошибках, которые они совершали на ранней стадии развития Гугла. Суть не только в том, что человек узнает о чьем-то опыте. Об опыте нельзя просто рассказать, так как слушая, человек, необязательно слышит. Без совершения собственных ошибок чужой опыт перенять сложно. Ты весь день окружен людьми, которые всё время печатаются в самых лучших СМИ-изданиях, которые находятся в списке миллиардеров Forbes, которые успешны. В результате создается уверенность в себе, желание достичь именно такого уровня. Это то, что дает Стэнфорд.
М.СПИРИДОНОВ: Информация была, скорее, надвербальная? Не говорили, что делать, а что не делать?
С.ФАГЕ: Да, именно так. Это было мотивирующим фактором, помогало верить в себя. Помимо этого, помогает то, что появляются определенные связи. Первого инвестора для Tokbox, одного из основателей Youtube, я встретил в кафе Стэнфорда. Это обучение помогает личному бренду, потому что несмотря на то, что мое мнение ничего не значит, люди начинают воспринимать меня более серьезно и проще продвигать собственные идеи и убеждать людей.
М.СПИРИДОНОВ: MBA ты так и не закончил. Почему?
С.ФАГЕ: Потому что я начал создавать Tokbox в конце первого года бизнес-школы, а между первым и вторым годом обычно люди идут на стажировку. Меня приглашали в консалтинговую компанию McKinsey в Москве, но я вместо этого решил работать над Tokbox. Мы тогда получили первые маленькие инвестиции, и в августе мы получили финансирование на 4.5 миллиона долларов от Sequoia Capital и ряда хороших индивидуальных инвесторов. После этого я не мог им сказать: “Ребята, я сейчас доучусь и через год вернусь к вам, а деньги пока полежат”. Я всё равно считаюсь выпускником, у меня есть доступ к базе всех выпускников, я могу с ними общаться, так что я считаю, что я получил всё, что мог получить, не смотря на то, что проучился всего один год.
М.СПИРИДОНОВ: Стоил ли того уход в свой первый бизнес? Ты доволен тем, что стало с Tokbox?
С.ФАГЕ: Я доволен тем, чему научился. Проект в силу разных причин оказался хорошим в финансовом плане. Это был бизнес, в котором я совершил много ошибок, но результатом я доволен.
М.СПИРИДОНОВ: Расскажи в двух словах, что за сервис это был? Сервис видеокоммуникаций?
С.ФАГЕ: Да. Я общался с основателем YouTube, и он мне рассказал, что изначально YouTube – это продукт для дейтинга. Они просили девушек вывешивать видео-резюме, их жестко посылали, после чего они решили сказать, что проект откроется для всех. Я видел, что для дейтинга разрабатывались простые продукты с двусторонними видеокоммуникациями. Мы решили сделать то же самое, но абстрагированное от конкретики – продукт, которым могли бы пользоваться все в интернете. В итоге получился Скайп, но не нужно было загружать софт, не нужно было регистрировать аккаунт. Я просто давал ссылку, люди на нее нажимали и независимо от их софта и компьютера, они соединялись в видеоконференцию. Это был продукт, намного более простой в использовании, нежели видео в Скайп.
М.СПИРИДОНОВ: Сервис живет до сих пор?
С.ФАГЕ: Они только что подняли 12 миллионов долларов. Команда менеджеров и инвесторы продвинули его в сторону BtoB. Сейчас этот продукт помогает ряду сайтов, в частности социальным коммьюнити создать видеокоммуникационный элемент. Я трачу всё свое время на Островок, я весь в России, я мало вовлечен в Tokbox, но они делают много интересных вещей. Я недавно общался с партнером Sequoia, который ведет сделку, и увидел, что у них есть потенциал.
М.СПИРИДОНОВ: Когда операционно ты вышел из проекта?
С.ФАГЕ: Это было в 2008 году.
М.СПИРИДОНОВ: Ты вышел с деньгами? Ты получил cash-out и оказался с реализованной мечтой стартапера “Деньги на руках, а за спиной опыт бизнеса”.
С.ФАГЕ: Я бы не сказал, что это было моей мечтой. Моя мечта заключается в том, чтобы построить большой серьезный бизнес, который определит серьезную категорию. Для меня это было меньше, чем минимум, который я хотел получить, но в результате я вышел из проекта с деньгами и опытом, который был мне полезен.
М.СПИРИДОНОВ: Что тебя сподвигло вложить свои деньги в русский проект – проект, нацеленный на русский рынок?
С.ФАГЕ: Это холодный аналитический расчет. Я мог остаться в Силиконовой Долине и выстраивать что-то новое или работать в Европе, или работать в России. Россия заинтересовала несколькими факторами: очень открытые просторы с точки зрения того, что здесь есть много рынков, которые никем не завоеваны, которые имеют компании с миллиардными капитализациями практически на всех других больших рынках, в России же они открыты. Многие люди задают вопрос “Почему Вы вернулись из Силиконовой Долины в Россию?” с подтекстом “Вы что, идиот?”. Я могу определить, что делать что-то инновационное, что-то, что на передовых рынках пойдет, сложно даже не с той точки зрения, что нужно быть очень умным, нужно просто поймать удачу. Когда ты начинаешь стартап, у тебя есть 3 основных риска. Первый – риск рынка: либо есть рынок, на который нацелен твой продукт, либо его нет. Если рынка нет, то неважно, насколько ты умен, всё равно ничего не получится. Второй риск – риск продукта: если рынок есть, но твой продукт для него не подходит, то ничего не выйдет. Третий риск – риск команды: есть продукт, есть рынок, но команда не понимает, каким образом продукт ввести в жизнь, и она проигрывает. В Силиконовой Долине первые 2 риска очень высоки. В России, смотря на западный опыт, общаясь с travel-компаниями Китая, Бразилии, Индии, Европы, США, создать успешный бизнес проще. Это помогает уменьшить первые 2 риска, всё остается за командой. Команд, которые могут поднимать большое финансирование, правильно структурировать рабочий процесс, собирать вокруг себя отличных разработчиков, здесь тоже меньше. Здесь более низкие риски для того чтобы начинать стартап, чем в Силиконовой Долине.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно, особенно в контексте того, что буквально выпуск назад мы разговаривали с Андреем Фадеевым из Progrestar о том, что надо ехать из Москвы в Силиконовую Долину. Ты же говоришь, что надо ехать в Москву. У вас разные мотивы: он едет туда за тем, чтобы получить легитимность с точки зрения западного бизнеса. В частности он говорил о том, что ему нужно, чтобы в него вошел фонд для оценки, а не для получения денег. Купив ту или иную долю в компании, фонд дает оценку всей компании. У тебя нет такой необходимости сейчас, как я понимаю.
С.ФАГЕ: Для того чтобы ехать и получать начальный опыт работы с технологическими стартапами, нужно ехать туда. Это дает серьезное преимущество. Там проще начать, потому что есть развитая инфраструктура, много менторов, которые могут поделиться своим опытом и так далее. Там есть возможность быстро нарастить опыт от самых лучших людей в мире в этой сфере, и с этим опытом намного продуктивнее работать здесь, а не там. Это проявляется не только в том, что мы сейчас делаем. Если мы посмотрим на Китай, на их самые успешные компании, например, Baidu – их Гугл. Этот проект начат человеком, который работал в Силиконовой Долине, в Infoseek, учился в университете и потом вернулся на Родину с опытом. Его компания стоит 40-50 миллиардов долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Получается, что люди, приехавшие с опытом, поработавшие в условиях развитого и конкурентного рынка – гулливеры среди местных лилипутов без понимания тамошних реалий?
С.ФАГЕ: Я бы так не сказал. У людей, которые имеют такой опыт и культурное понимание того, что происходит в их стране, есть определенное преимущество. Если мы посмотрим на самые успешные стартапы в Китае, Индии и Бразилии, то очень высокий процент из них был начат людьми, которые учились и работали в США, а потом вернулись туда. Я никоим образом не считаю себя умнее, лучше, чем локальные игроки, но такой опыт является конкурентным преимуществом.
М.СПИРИДОНОВ: Эти люди более вооружены с точки зрения рынка, да?
С.ФАГЕ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Они более оснащены знаниями. Назови главные отличия и сходства российского и американского рынка? Расскажи об особенностях построения интернет-бизнеса.
С.ФАГЕ: Здесь намного меньше конкуренции и намного более открытый рынок.
М.СПИРИДОНОВ: Я очень часто слышу замечания о том, что всё поделено, некуда идти. Люди так говорят о российском рынке. Ты утверждаешь, что это не так?
С.ФАГЕ: Это категорически не так. Возьмем туристический рынок. Есть много шума, но если искать тех, кто что-то делает правильно и успешно, то таковых мало. В этом плане я смотрю на российский рынок очень позитивно. Если смотреть на остальные отличия, то можно сказать, что здесь более бюрократический процесс создания компании, ведения налогового учета. Мне кажется, что это мелочи, с которыми несложно справиться. Нужно просто обращать внимание на то, чтобы создавать компанию и работу команды по правильным принципам.
М.СПИРИДОНОВ: Часто звучит мнение российских интернет-предпринимателей о некомпетентности российских интернет-инвесторов. Ты согласен с этим?
С.ФАГЕ: В России я не общался с большим количеством интернет-инвесторов. У нас участвует 2 человека: один из членов команды DST и Эдик Шендерович из Kite Ventures. Оба этих человека провели много времени на Западе, они очень компетентны, и мы очень рады с ними работать. Я думаю, проблема в том, что профессиональных интернет-инвесторов очень мало. В результате люди идут к тому, кто хочет быть инвестором и думает, что он является профессиональным инвестором в этой сфере, но он не совсем понимает, как это правильно делать. Это происходит не потому, что они плохие, а потому что их подход еще не заточен под такую деятельность, в результате чего они совершают ошибки. Я бы сказал, что профессиональные инвесторы есть, но их очень мало.
М.СПИРИДОНОВ: Инвесторы в твоем случае участвуют в управлении компанией?
С.ФАГЕ: Нет. На данном этапе наши инвесторы не имеют никакого влияния на компанию с формальной юридической точки зрения. Мы слушаем их советы, мы стараемся их вовлечь в то, чтобы они помогли нам найти нужного человека, подумать о какой-то проблеме. Они не участвуют в формальном управлении компанией. Мы планируем всё так оставить надолго. Если смотреть на самые лучшие компании (Google, Facebook из Силиконовой Долины, Яндекс в России), то обычно контроль над компанией остается за основателями, даже не за менеджментом. В плане поиска инвестиций рынок сейчас очень позитивен, и инвесторы смотрят на это, как на должное, и считают, что с этим можно нормально работать.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько было вложено в Островок на сегодняшний день?
С.ФАГЕ: Начальные вложения – больше миллиона долларов.
М.СПИРИДОНОВ: Сколько своих денег ты вложил?
С.ФАГЕ: Мы не будем раздроблять эту сумму.
М.СПИРИДОНОВ: Совокупные инвестиции – миллион долларов?
С.ФАГЕ: Да, частично – мой коллега Кирилл и я, но большая часть – инвесторы (пара венчурных инвесторов и ряд топовых ангелов – индивидуальных инвесторов, в основном, из Силиконовой Долины).
М.СПИРИДОНОВ: Каким образом тебе удается собрать такое большое количество инвесторов у одного проекта? Что в первом проекте, что сейчас ты говоришь о группе инвесторов, которые меду собой не связаны, как я понимаю.
С.ФАГЕ: В нашем мнении миллион долларов – небольшие инвестиции для первого раунда. На данном этапе их привлечь легко, если идти через разных инвесторов, для которых это индивидуальная небольшая инвестиция, когда они не претендуют на то, чтобы иметь какую-то долю, а претендуют на то, чтобы участвовать в проекте и получать возможность или инвестировать в дальнейшем, или заработать хороший return от своих начальных инвестиций. На более поздних этапах это сложнее. В таком случае обычно есть один большой инвестор и ряд маленьких инвесторов (например, эксперты в мировой индустрии, то есть люди, которые могут дать полезные знания и информацию).
М.СПИРИДОНОВ: Какова механика построения такой группы инвесторов? Вначале ты пошел к одному, потом к другому и так далее?
С.ФАГЕ: Через пару недель мы напишем довольно подробный пост на Хабре, в котором расскажем про этот процесс. Я знаю, что эта тема интересна для многих людей, и мы этой информацией с радостью поделимся. Если говорить вкратце, то мы построили продуманный процесс: написали список тех инвесторов, которые нам интересны, нашли способы подойти к ним. Это либо люди, которых мы уже знали, либо люди, которых знали люди, которых мы знаем. После этого очень быстро начинаешь общаться с ними, предлагаешь преимущества для тех, кто входит первым и создаешь структуру, когда люди бегут друг за другом. На начальном этапе стараешься привести инвесторов, у которых есть личный бренд, так как другие люди верят в продукт, в который вложились эти инвесторы. Наш первый инвестор вложил деньги через неделю после того, как у нас появилась идея этим заниматься. Он проинвестировал деньги после 20-минутного разговора по Скайпу. За ним мы потянули и других. Людей, желавших проинвестировать, было намного больше, чем ресурсов, необходимых нам. В результате мы выбирали тех людей, которые нам чем-то помогали – знаниями, брендом или связями. Этот процесс нужно продумывать, анализировать и в очень сжатые сроки коммуницировать с рядом людей, чтобы они друг друга немного подпихивали.
М.СПИРИДОНОВ: То, что ты рассказываешь, похоже на шахматную партию, которую готовишь, а потом быстро разыгрываешь.
С.ФАГЕ: Да, это очень хорошая аналогия. Есть несколько моментов относительно того, как правильно подготовить юридическую структуру. Про это мы тоже напишем в нашем посте.
М.СПИРИДОНОВ: Любопытно. С каким процентом вы расстались в итоге? Контроль за вами?
С.ФАГЕ: Да, конечно. Я не хочу раскрывать конкретные детали, но мы отдали меньше 20%.
М.СПИРИДОНОВ: Идея Островка заключается в продаже лучших туристических предложений в лучшие отели мира?
С.ФАГЕ: Я бы сказал, что это продукт, который позволяет клиентам в России забронировать номера удобным образом, с хорошим качеством обслуживания, по хорошим ценам. На нашем сайте сейчас существует продукт, который занимается именно избранными отелями, но это первый этап. Мы выращиваем продукт именно до того уровня, чтобы можно было забронировать любой отель, просто на некоторые из них будут действовать специальные предложения, которые можно будет рекомендовать. Это очень удобная система бронирования отелей в России. В России много отелей, про которые нет никакой информации, они ни к чему не подключены.
М.СПИРИДОНОВ: Ваше конкурентное преимущество – то, что вы будете иметь более полную базу по отелям России? По отелям мира биться с Booking.com, Expedia и им подобными будет сложно.
С.ФАГЕ: Это одно из преимуществ. Если говорить про Expedia, то у них даже русского сайта нет.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас нет, но рано или поздно они доберутся и до России.
С.ФАГЕ: Да, доберутся. Если мы сейчас посмотрим на Китай, Индию и Бразилию, то увидим, что на всех этих рынках Booking.com проиграли с позором. Эти 3 рынка, которые шли чередой перед Россией, очень похожи между собой и на Россию тоже похожи. Также будет и в России. Есть ряд причин, по которым они проиграли, связанные с локальными рынками, с тем, что у них не было достаточно хорошего локального менеджмента, с тем, что у них не было достаточного понимания локального интернета, базы отелей. Можно долго дискутировать на эту тему, но я обращу внимание на факты. На всех этих рынках они проиграли и продолжают проигрывать. Тот же Booking сейчас активно теряет позиции в Южной Америке, а в Китае и Индии про него уже никто не помнит.
М.СПИРИДОНОВ: Какие планы на ближайшее время относительно проекта? Что будете делать для того чтобы поднять его на высоты, нарисованные в бизнес-плане для привлеченных инвесторов?
С.ФАГЕ: В первую очередь, мы выстраиваем очень талантливую команду, мы ее активно расширяем. Если есть кто-то, кто слушает программу и кто хочет к нам присоединиться, приходите. Мы набираем хороших сотрудников на ряд позиций. Фактором №1 для меня является построение хорошей команды. Фактор №2 – построение отличного продукта – то, над чем мы работаем, то, чем занимается наша команда. Я бы сказал, что фактор №3 – постоянная работа над улучшением ряда различных элементов бизнеса. Здесь нет магического слова, искры. Нет такого, что раз, и проект стал огромным бизнесом, большим успехом, есть долгосрочная работа, на которую мы настроены. В отличие от многих других, в том числе от ряда людей, которые идут в туристическую онлайн-индустрию в России, нас не интересует продажа проекта через год-два. Нас не интересует продажа проекта за 100 миллионов долларов. Нас интересует работа над проектом в течение следующих 5-7 лет и выстраивание большой успешной компании.
М.СПИРИДОНОВ: Я правильно понимаю, что тебе сейчас интересно после опыта построения относительно небольшого проекта и выхода из него с Cash-out построение чего-то большого, что позволит тебе войти в историю?
С.ФАГЕ: У меня нет амбиций войти в историю.
М.СПИРИДОНОВ: В историю Рунета или туристического сегмента.
С.ФАГЕ: Я бы сказал, что мне интересно выстроить большую успешную компанию, которая привлекает хороших сотрудников, которая выстраивает интересные продукты, которые помогают большому количеству людей. Я люблю свою работу. Когда ты ложишься в 12 после того, как ты работал весь день и встаешь в 6 и сразу начинаешь работать, без выходных, это позволяет намного быстрее и эффективнее двигаться вперед. Это мне и интересно. Я получаю от этого удовольствие, мне это нравится не потому, что я хочу войти в истории и не потому, что я хочу купить себе красивый домик, а просто потому, что мне это интересно.
М.СПИРИДОНОВ: Насколько большую компанию ты хочешь построить?
С.ФАГЕ: В Китае есть 2 компании, которые стоят более 10 миллиардов долларов, и 5, которые стоят больше миллиарда долларов. Если смотреть на денежное измерение, то мы говорим про цифры, меньшие, чем первые, и большие, чем вторые. Но это не цель! Это второстепенный эффект. Цель – построение большого продукта, который удовлетворяет большое число людей, которыйс делает их жизнь хоть немного лучше, также мы хотим выстроить отличную команду, которая этим будет заниматься.
М.СПИРИДОНОВ: Островок – не ошибочное название для большой компании? Уменьшительно-ласкательный суффикс не будет мешать с семантической точки зрения? Он указывает на то, что это не монстр.
С.ФАГЕ: Слово “Yahoo” подходит для монстра?
М.СПИРИДОНОВ: Мне просто интересно, как ты к этому относишься.
С.ФАГЕ: Мне кажется, что в названии есть определенное преимущество. Мне часто говорят, что не помнят, как написать какое-то слово, про нас ни разу такого не говорили. Мы специально выбрали название, мы подошли к этому аналитически, смотрели на несколько сотен подходящих названий, анализировали то, как их можно написать и на русском, и на транслите, смотрели на позитивные ассоциации, то, какой бренд можно построить вокруг названия. Мы считаем, что если название удовлетворяет некоторым критериям (простота, позитивные ассоциации), то бренд можно построить любой.
М.СПИРИДОНОВ: Напоследок назови пару книг или изданий, которые ты постоянно читаешь? Хочется понять, откуда ты приобрел свои знания. Из того, что я слышу, мне кажется, что ты хорошо подкован в вопросе инвестирования и построения бизнеса. Что-то можешь порекомендовать тем, кто нас слушает для того чтобы помочь им двигаться в этом направлении?
С.ФАГЕ: Я бы рекомендовал подписаться на ряд блогов – TechCrunch, Mashable и другие. Мой самый большой совет – зарегистрируйтесь на сайте quora.com, там вы найдете сообщество вопросов и ответов людей, концентрирующихся в Силиконовой Долине. Там находятся очень серьезные люди, топовые венчурные капиталисты, юристы, люди из списка Forbes. Они ходят по этому сайту и отвечают на вопросы. Это интересное коммьюнити, где можно найти ответы на вопросы, связанные с поднятием инвестиций, построением команды. Там можно найти практичные конкретные знания. Я думаю, на сайте есть список интересных книжек, блогов, которые рекомендуют люди.
М.СПИРИДОНОВ: На этом закончим первую часть. Сейчас блиц, о котором я тебе говорил за эфиром. Я задам тебе несколько вопросов, на которые прошу тебя отвечать лаконично, предельно коротко, по возможности “да/нет”.
С.ФАГЕ: Хорошо.
М.СПИРИДОНОВ: Какой самый ценный опыт ты приобрел в Кремниевой долине?
С.ФАГЕ: Опыт управления командой и опыт быстрой работы.
М.СПИРИДОНОВ: Что тебя больше всего удивляет в российских предпринимателях?
С.ФАГЕ: Негативное отношение к России и российскому рынку.
М.СПИРИДОНОВ: Какой совет можешь дать стартаперам, которые ищут инвестиций?
С.ФАГЕ: Постройте продукт и найдите людей, которые знают хороших инвесторов.
М.СПИРИДОНОВ: Есть ли у тебя авторитеты в бизнесе, на кого ты равняешься?
С.ФАГЕ: Нет.
М.СПИРИДОНОВ: Каким специалистом надо быть, чтобы попасть на работу в “Островок.ру”?
С.ФАГЕ: Высококачественным, мотивированным человеком, любящим свою работу.
М.СПИРИДОНОВ: Ты смотришь на отношение?
С.ФАГЕ: Да, это очень важный фактор. Понятно, что нужны знания, но отношение – ключевой момент.
М.СПИРИДОНОВ: Осталось буквально пару минут, и я уделю их вопросам слушателей. Я задам те вопросы, которые так или иначе не прозвучали в нашем диалоге. Ekaterina Staroverova спрашивает: “Планируете ли вы делать рейтинг отелей, операторов и т.д?”.
С.ФАГЕ: Да, планируем. Рейтинг отелей будет основываться на мнениях пользователей, которые уже были в этом отеле.
М.СПИРИДОНОВ: U2exile спрашивает: “Что в действительности преобладает сегодня - "утечка мозгов" или наоборот, их приток (возвращение, например)?”. Я тоже несколько лет жил в Германии, сейчас по большей части я нахожусь в России.
С.ФАГЕ: Утечка мозгов. Процесс возвращения не так сильно развит.
М.СПИРИДОНОВ: Будет ли он развиваться, как ты думаешь? Есть ли какие-то симптомы, которые указывают на то, что это может случиться?
С.ФАГЕ: Я думаю, да. У меня позитивное мнение по поводу российского рынка. Я думаю, что через несколько лет динамика будет намного очевиднее, и больше людей будет возвращаться.
М.СПИРИДОНОВ: Вопрос от пользователя Skobeleva. Он относится к тому, что мы не успели затронуть в беседе, а именно к твоей работе в Google. Ты там работал полгода-год?
С.ФАГЕ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Действительно ли атмосфера в Google способствует генерации новых идей? Можно ли создать такую атмосферу в российской компании?
С.ФАГЕ: По поводу генерации идей, я бы сказал, что нет. Google – очень большая компания. Я ощущал большое влияние внутренней политики. В этой компании просто есть красивое кафе.
М.СПИРИДОНОВ: Ты не чувствовал там свободу творчества – ту, которую ожидают увидеть там многие наши коллеги?
С.ФАГЕ: Если мы сравниваем с большой российской государственной или частной корпорацией, в которой это вообще не приветствуется, то, конечно, Google намного более продвинутое место. Если сравнивать с работой в стартапе, я никогда не пошел бы в большую компанию, потому что в ней человек чувствует себя маленькой шестерёнкой, и вклад никогда не будет иметь никакого значения. Можно ли это построить в России? Да, я считаю, что можно. Это зависит не от того, Россия это или США. Это зависит от размера компании и профессиональности того, кем компания была построена. Когда компания растет, и количество людей в ней превышает определенное количество, очень сложно оставить креативность. Google ее оставил – они молодцы, но после какого-то уровня это сделать очень сложно. Если вы хотите работать в такой обстановке, какая, вы думаете, присутствует в Гугле, приходите работать к нам. Это будет продуктивнее для достижения вашей цели.
М.СПИРИДОНОВ: Меня потом обвинят в рекламности нашей программы, что не является правдой. Это я говорю для тех, кто к нам обращается с предложением сделать выпуск за деньги. В Рунетологии никогда не было и не может быть проплаченного пиара, потому что мы прекрасно понимаем, что мы тут же потеряем всю ту лояльность, которую нарабатывали годами. Спасибо большое тебе за уделенное время.
С.ФАГЕ: Спасибо, Максим.
М.СПИРИДОНОВ: Будем заканчивать. Напоследок короткое обращение к нашим слушателям. Мы ждем ваших оценок и комментариев в iTunes. Это позволит поднять эксперт-шоу выше по рейтингу Apple, и, как мы предполагаем, получить новых слушателей. Вы слушали эксперт-шоу "Рунетология", у нас в гостях был основатель проекта “Островок.ру” Сергей Фаге. Редакция выпуска — Любовь Зайцева, Михаил Боде, Юрий Берингов, Надежда Гусарова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!