М.СПИРИДОНОВ: Добрый день, коллеги. Эта запись проходит 2 июня 2011 года. Вы слушаете 101-й выпуск программы "Рунетология". У микрофона Максим Спиридонов. Привычно, но неизменно искренне мы благодарим за информационную поддержку программы деловой сайт Forbes.ru. Спонсор выпуска — интернет-супермаркет программного обеспечения Softkey, широко известный как дистрибьютор всемирно известных разработчиков. Компания работает как с частными, так и с корпоративными клиентами. Softkey — это широкий ассортимент, моментальная поставка заказа, удобная навигация по сайту. Авторам и поставщикам электронного контента Softkey предоставляет платформу для организации собственных витрин и интернет-магазинов. Сейчас Softkey проводит акцию «Счастливый e-mail». Участие в ней может принять любой желающий. Всем, кто откликнется на предложение, гарантированы призы. Недавно, а именно в 99-ом выпуске программы мы подробно говорили о русской Википедии – образчике предельно альтруистического подхода к Вебу. Сегодня качнемся к прямо противоположному полюсу, и наш разговор пойдет строго о деньгах, хотя и не только о них. У нас в гостях один из самых известных и успешных российских инвесторов в секторе технологических инвестиций, создатель венчурного фонда Almaz Capital Partners, член попечительского совета фонда «Сколково» - Александр Галицкий. Александр, добрый вечер!
А.ГАЛИЦКИЙ: Добрый вечер!
М.СПИРИДОНОВ: Представляя вас сейчас, очень логичным было бы услышать после такого перечисления заслуг и регалий аплодисменты. Оно и было бы так, если бы это представление прозвучало где-нибудь на профильной конференции. У меня лично и многих наших слушателей ваша фигура и успехи в виде компаний, созданных с вашим участием, вызывают огромное уважение. А как вы считаете, являются ли сейчас в России предприниматель и тем более профессиональный инвестор фигурами, уважаемыми в среде обычных людей, неимеющих отношение ни к бизнесу, ни к интернету профессионально?
А.ГАЛИЦКИЙ: Мне кажется, что предприниматель в России ассоциируется с другими заслугами, с тем, с чем были овеяны крылатые 90-е годы. Что касается хай-тек-предпринимателей, которые зарабатывают деньги своими усилиями, умственным трудом, то это зарождающееся чувство. Его хорошо понимает молодежь. Я думаю, что среднее и старшее поколения вряд ли воспринимают слово “предприниматель” или “интерпренер” как что-то хорошее. Кто такой инвестор, а тем более венчурный инвестор, мало, кто знает.
М.СПИРИДОНОВ: И то, и другое вызывают настороженность, если не сказать отторжение.
А.ГАЛИЦКИЙ: Я всегда вспоминаю историю, когда произошла одна из моих первых встреч с венчурными капиталистами в Силиконовой Долине. Я привык работать с большими корпорациями, и когда меня привезли в офис одной известной венчурной компании, где сидело 20 любопытных людей и смотрело на ненормального русского, я начал расспрашивать: “Кто они такие?”. Они мне сказали, что у них под управлением 2 миллиарда, и что они 20 профессионалов. Я подумал тогда, что они спекулянты, и недавно, будучи в Сибири, Иркутске, я долго разговаривал с местными учеными, они просили объяснений работы венчурного капитала. В конце один из них сказал: “Так вы же спекулянты, ребята!” (смеется). Я думаю, что такое восприятие существует.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, старшее и среднее поколения не избавятся от такого представления. Есть надежда, что у нового поколения предприниматель займет более позитивную нишу, будет являть собой более позитивный образ.
А.ГАЛИЦКИЙ: Для этого есть много оснований уже сегодня.
М.СПИРИДОНОВ: Станет ли он Героем нашего времени? В свое время я писал об этом заметку в блоге. Мне хочется верить в то, что в перспективе это случится. В свое время Героями были разночинцы-революционеры, чуть позже комиссары, ударники, в 90-х годах бандиты, новые русские. Станет ли когда-нибудь знаковой фигурой предприниматель в России? В частности, предприниматель в области высоких технологий.
А.ГАЛИЦКИЙ: Это зависит от многих обстоятельств. В 60-70-е годы героями были инженеры-физики.
М.СПИРИДОНОВ: Несомненно. Или лирики.
А.ГАЛИЦКИЙ: Да, или лирики. Создавался образ человека, который успешен, который добивается всего своим умом. Это зависит от многих обстоятельств, а именно от того, что будет происходить в политическом режиме страны, от успехов инновационной индустрии, которая в России только зарождается или возрождается, но уже не в опытно-конструкторском этапе, как это было в советское время, когда создавались разовые образы ракет и самолетов. Когда будут созданы условия, когда молодые люди будут понимать, что это их будущее, этот образ создастся. Можно посмотреть на IPO Яндекса, которое родило около 270-300 новых миллионеров, честно заработавших деньги, уже не говоря о миллиардерах. Я думаю, что этот опыт будет заразительным и показательным.
М.СПИРИДОНОВ: Сейчас что-нибудь делается государством для того чтобы плюрализировать подобный образ предпринимателя в интернете, в сфере высоких технологий?
А.ГАЛИЦКИЙ: Делается многое, но всегда этого недостаточно, невсегда это видно. Я думаю, что за последние годы в стране многое изменилось. Я сравниваю страну 90-х годов и начала прошлого десятилетия и вижу, что в последние 4-5 лет многое изменилось. Когда я пытался организовать Европейский ТехТур в России в 2004 году, никто не хотел разговаривать о спонсировании этого мероприятия. Оно проводилось на мои деньги. Если брать сегодняшнюю ситуацию, то государство открыло несколько институтов, инструментов, которые работают. Качество их работы, результаты – это второй вопрос, но важно, что они вообще появились. Важно, насколько государство со своей стороны будет последовательным, системным. Я всегда привожу пример Силиконовой Долины. В 70-е годы на Силиконовую Долину государство тратило на гранды университетам, на заказы тому же Intel порядка 4.5 миллиарда. Американское государство в 2008 году продолжает тратить тот же объем денег. В 70-е годы частный бизнес вкладывал в развитие хай-тека в Силиконовой Долине порядка 100 миллионов долларов, в 2008 году – около 32 миллиардов. Если государство будет последовательно что-то делать в этом направлении, то произойдет много изменений.
М.СПИРИДОНОВ: На фоне этих цифр знамя российских инноваций от государства в Сколково выглядит, скорее, декорацией и забавной попыткой что-то показать. Об этом будем говорить чуть позже. Сейчас скажу о том, что "Рунетология" выходит в альянсе с союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Досье нашего эксперта и продолжим.
ДосьеАлександр Галицкий родился 9 февраля 1955 года на Украине. В 1978 году окончил Московский институт электронной техники. С 1983 года — кандидат технических наук. Занимался разработкой и внедрением компьютерных систем и программного обеспечения для спутников и космических кораблей, а также систем цифровой связи и передачи данных для советской оборонной промышленности. В 1990 создал компанию НПЦ «Элвис», занимавшуюся созданием передовых WiFi-технологий. В 1991 году открыл компанию «Элвис-плюс», профиль — разработка средств информационной безопасности. В 1996 совместно с компаниями «Вымпелком» и «Модуль» создал фирму «Элвис-телеком». В 1998 году основал компанию со специализацией на защите IP-сетей — TrustWork. В 2002 году открыл компанию EzWIM.com. В 2004 году стал президентом первого российского «Техтура». В 2008 году учредил венчурный фонд Almaz Capital Partners. В 2010 году вместе сооснователь компании Parallels Сергеем Белоусовым открыл фонд посевных инвестиций Runa Capital, включающий бизнес-инкубатор Runa Park. С июня 2010 года — член попечительского совета фонда «Сколково». В качестве частного инвестора и члена совета директоров участвовал в ряде компаний: EzWIM, Magnifire, Parallels, Start-Telecom, NavMaps, Acronis, S-Terra, WikiMart, Yam Labs, PGP, Acumatica и Alawar. Обладатель более чем 30 патентов в области информационных технологий. Живёт и работает в России, США и Голландии.
М.СПИРИДОНОВ: В числе компаний, в которые Вы инвестировали, есть очень известные компании. Есть любимые, знаковые?
А.ГАЛИЦКИЙ: Как не бывает любимых детей, так и их нет. У меня нормальное отношение ко всем. Самое главное, что, работая с любой компанией, ты узнаешь новый мир, новые технологии, встречаешь новых людей.
М.СПИРИДОНОВ: Возвратимся к началу Вашего досье. Был ли для вас сломом переход из амплуа ученого в амплуа предпринимателя, управленца?
А.ГАЛИЦКИЙ: Я не могу назвать себя ученым в том виде, в котором я для себя характеризую ученых. Я был инженерным руководителем, работая в советской индустрии. Когда ты решаешь задачи государственного уровня, создаешь спутники-наблюдатели, участвуешь в затеях ответа на Звездные войны, и вдруг всё меняется, твоя жизнь меняется – это слом. Но я люблю кризисы, потому что они заставляют тебя думать по-другому, оглядеться вокруг. Переломом было то, что в 90-е годы мы испытывали спутники, и они оказались весьма интересными для работы с интернетом. Это всё открыло мне новый мир, и когда я пришел в сформировавшееся российское правительство и продолжал делать программу, которой все интересуются, мне сказали: “Извини, но денег на новые технологии у государства нет, деньги есть на строительство демократии”. Я тогда решил создать свою компанию и строить карьеру в другом амплуа. Естественно, это тяжелый переход. В Советские времена у нас в компании было порядка 3 самолетов, мы летали по всем городам России. Я ушел в новую жизнь с 10-20 людьми. Это сильный ход, зато он дает тебе возможность сделать что-то новое. Я думаю, что жизни надо всегда делать резкие шаги, когда ты хочешь чего-то достичь.
М.СПИРИДОНОВ: Как я понимаю, все 90-е Вы работали операционным менеджером и получили тот самый предпринимательский опыт для того чтобы затем стать более эффективным инвестором.
А.ГАЛИЦКИЙ: Я продолжал заниматься инженерной работой, в 90-е я был руководителем инженерии. В России предприниматели 90-х, которые вышли из сложного и трудного советского опыта, стремились сберечь технологии. Все эти годы мы занимались тем, что создавали технологии и продавали их. Технологии wi-fi, которые никому не были нужны в те годы, мы продали американскому правительству.
М.СПИРИДОНОВ: Этот факт я знаю и хочу заостриться на нем. Wi-fi был создан под вашим руководством?
А.ГАЛИЦКИЙ: Я не могу сказать, что российские Wi-fi – это первые прототипы, которые были на скоростях 2-4 мегабита в секунду. В то время они были опытными образцами. Было трудно их куда-то продвинуть, и мы приезжали на Ericsson и пытались доказать, что это будущее, на что они говорили, что у них есть 19 с копейками килобит в секунду, и все довольны.
М.СПИРИДОНОВ: Куда больше? (смеется).
А.ГАЛИЦКИЙ: Да. Это всё начинало пылиться, России это всё не нужно было, американское правительство боялось, что это будет находиться в руках террористов. Тогда все технологии были экспорт-контрольными, а какая-то маленькая российская компания работала прогрессивно. Это был один из многих прототипов, которые создавала и Motorola, и другие, но был тот самый протокол 802.11, который лег в основу современного Wi-fi.
М.СПИРИДОНОВ: Правду говорят, что после путча 1991 года Sun прислала вам 200 green card, то есть фактически хотела перевести вашу фирму и сотрудников в США?
А.ГАЛИЦКИЙ: Да, это правда. Они начали переживать, они видели, что наши разработки могут быть востребованы. Мы с 1990 года сидели в Мейле, у нас был интернет, мы общались. Я вообще не общался с людьми, кто не имел e-mail на своей бизнес-карточке. Никто особенно не хотел ехать после того, как демократия в России победила. Они нам прислали 25 рабочих станций, это и легло в основу создания компании “Элвис-плюс”.
М.СПИРИДОНОВ: Когда вы перешли из деятельности инженера-управленца в деятельность предпринимателя?
А.ГАЛИЦКИЙ: В 1991 году был мой первый опыт, когда надо было работать и зарабатывать деньги. Я решил, что в Элвис-плюс мы не будем работать на бюджетные деньги, и мы начали работать на свои, которые нам удавалось получать на заказах. Я пытался уменьшить нашу зависимость от бюджетных средств, уже тогда понимая, что нужно богатеть на доходах, а не на расходах.
М.СПИРИДОНОВ: Инвесторская деятельность началась в 2000-х, верно?
А.ГАЛИЦКИЙ: Может, она началась немного раньше, потому что были созданы фирмы, которые даже не озвучены в досье. Реально я начал в этом направлении смотреть, когда продал пакет своих акций компании “Элвис-телеком”. С того времени у меня появилось желание оглядеться вокруг. Тогда у меня появился фокус. Так как были заработаны какие-то деньги, я решил, что их можно использовать.
М.СПИРИДОНОВ: Часто у наших слушателей (у молодых специалистов или управленцев младшего или среднего звена в области интернета) встает вопрос: “Когда у Вас появились первые деньги, достаточные для того чтобы чувствовать себя обеспеченным человеком?”. В частности для того чтобы инвестировать не только в себя, но и в других?
А.ГАЛИЦКИЙ: Я всегда себя чувствовал состоятельным человеком. Вопрос не в деньгах. Когда вы начинаете чувствовать, что вы можете что-то делать, вкладывать деньги в риски других, тогда оно и появляется. Есть критерий рискового капитала, который обычно измеряется в банковской индустрии (это 10% капитала, которым ты обладаешь). Когда эта сумма достигает определенной величины, эти 10% ты начинаешь в это направление направлять. В середине 90-х годов я задумался об этом, но нужно время для того чтобы реализовать идею. Человек должен быть очень сфокусированным и должен желать достичь результата, но тогда у него нет времени чтобы смотреть по сторонам. В какой-то момент я понял, что вокруг много интересных идей, людей, и мне начала нравиться эта деятельность, после чего я сказал себе: “У меня же есть средства для этого”. В начале 2000-х я решил, что могу на это тратить время.
М.СПИРИДОНОВ: Сегодня Вы в интервью для разного рода изданий подводите серьезную идеологическую и теоретическую базу под то, что делаете как инвестор. Когда вы начинали работать в этой отрасли, это происходило более интуитивно, или вы как-то учились этому, читали что-то?
А.ГАЛИЦКИЙ: Конечно, я всегда читал. Если человек перестает читать, у него какая-то часть головного мозга начинает по-другому работать, поэтому читать нужно всегда. Я всегда много читал, но больше дает практическое общение с людьми, которые могут быть весьма полезными. Это твои бывшие, настоящие коллеги, новые знакомства – это обогащает. Меня в те времена задело несколько вещей. Во-первых, было мнение, что русские люди не способны руководить компаниями. Было мнение, что русские – грамотные инженеры, хорошие специалисты, но что они не способны строить бизнес. В чем-то это было правильным в 90-е годы. Но с развитием интернета люди стали быстро обучаться, и я перестал с этим соглашаться. Вторая позиция – если людям не дают руководить компаниями, то им и не дают деньги. Эти 2 мотивационных момента меня заставили посмотреть по-другому на бизнес, связанный с созданием компаний. Так как я общался, смотрел, участвовал, мне хотелось свой опыт кому-то передать.
М.СПИРИДОНОВ: Какие из книг вы можете посоветовать? Что Вам помогло в освоении профессии предпринимателя, инвестора?
А.ГАЛИЦКИЙ: Я называю свою любимую книжку, которую я пересматривал несколько раз - “beer made interpreter” - это интерпренер, который формирует свой план в разговоре за пивом. Эта книга вышла в 2-3 изданиях. Она дает классику формирования и понимания того, как подходить к тому, чтобы свои замысли превращать во что-то реальное. Эта книга дает представление того, как ты относишься к внешнему миру, как работаешь на развитие своего бизнеса. Она мне показалась простой и доходчивой. Что касается других книг, то их достаточно много. Есть классические, есть более современные книги – это книги, которые писали люди, которые помнят истории создания своих компаний. Когда читаешь книги, можно найти интересные для себя вещи, но мне кажется, что на сегодняшний день больше полезного дает интернет. Если ты строишь компанию, ты должен смотреть на аналоги компаний, которые уже кто-то построил. Ты должен построить модель построения собственной компании. Если это компания в области интернета или security, то публичные компании обычно всё раскрывают о себе, информацию о них можно прочитать в Яндексе, никаких тайн нет, можно понять, как ребята строили компанию, как можно достигать успеха. Эти практические занятия более полезны, нежели книги очень популярного человека.
М.СПИРИДОНОВ: Художественная литература нужна предпринимателю, как вы думаете?
А.ГАЛИЦКИЙ: Конечно. Во-первых, мозги должны отдыхать. Ты можешь увлекаться разными историями, произведениями! Это зависит от твоего времени и развития. Иногда в жизни наступает момент, когда ты открываешь книгу, читаешь, и тебе кажется, что ты всё знаешь, что тебе книга неинтересна, и какое-то время ты вообще не читаешь книг. В какой-то момент начинается голод, и ты хочешь что-то узнать, прочитать.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Поговорим по поводу инвестиций. Ваш первый фонд – это Almaz Capital Partners, или были другие?
А.ГАЛИЦКИЙ: ТехТур меня уговорили провести люди из Европы, мои друзья. Они говорили: “Ты русский, ты можешь поехать туда и разобраться с ситуацией”. У меня был пессимизм, потому что я до конца не представлял себе, что мне придется нырнуть в Россию, ведь последние 10 лет перед этим я летал между странами и занимался своими инженерными командами, заказчиками и так далее. Когда я этим занялся и понял, что это весьма интересное место, что появилось много интересных компаний, люди уже не говорили о технологиях, они говорили о бизнесе, мне стало это интересно. В то время меня позвали построить практику инвестиций в таком месте, как “Русские технологии”. Это маленький фонд, который был создан при Альфе.
М.СПИРИДОНОВ: Когда это было?
А.ГАЛИЦКИЙ: В 2005 году. Я там работал 2 года, но я думал о своем фонде. Я совершил несколько сделок, занимался компанией “Evernote”, очень успешной сейчас.
М.СПИРИДОНОВ: Вы участвовали в их инвестировании?
А.ГАЛИЦКИЙ: Альфа проинвестировала, я занимался построением модели, которая сегодня успешно работает, пригласил людей туда, например, Дмитрия Ставиского, который привел туда нынешнего CEO. Компания “Русские технологии” не понимала будущего подобной компании.
М.СПИРИДОНОВ: Вслед за этим вы с Cisco сформировали фонд “Almaz Capital Partners”?
А.ГАЛИЦКИЙ: Да. Так как в Cisco есть технологии захода в страны разными путями, их интересует инвестиционный процесс в разных странах как средство зарабатывания денег, с одной стороны, и как средство развития инновационного предпринимательства, с другой стороны. Чем больше оно растет, тем больше можно применить технологий. Они не оказывают никакого воздействия на фонды, которым они дают деньги, для них это инструмент. У них после ТехТура появилась идея, что Россия созрела для этого, потому что на ТехТуре были продемонстрированы довольно сильные компании – такие, как Parallels, Acronis, Yandex, ABBYY. Все эти компании показались им очень интересными, были также и маленькие компании. Они посчитали, что российский рынок созрел к тому, чтобы появился грамотный венчурный фонд, и они начали искать людей, которые могли бы его возглавить.
М.СПИРИДОНОВ: По поводу зрелости российского рынка, как бы вы могли охарактеризовать эволюцию рынка инвестиций, в частности инвестиций в интернет? Вы наблюдали за этой эволюцией, верно? На какой стадии мы находимся? Мы кроманьонцы, неандертальцы или homo sapiens?
А.ГАЛИЦКИЙ: Мы находимся на начальном уровне. Самое главное, чего не хватает – это большой поток создания стартапов. Если вы берете западные условия (будь то Америка или Европа), то рождение инновационных компаний происходит либо почкованием компаний из существующих больших компаний, то есть люди не могут реализовать свою идею по тем или иным причинам, и реализуют ее, привлекая деньги, создавая стартап, либо с помощью университетских исследований. Их ведет какой-то университет, в нем рождаются интересные инновационные мысли, и студенты, аспиранты и профессора думают о реализации их в виде компании. К сожалению, эта инфраструктура в России еще не создана. Одна система по созданию и накоплению знаний была разрушена. У нас прикладная наука после Советского Союза практически перестала существовать, поэтому такого накопления знаний не происходит. У нас пока нет достаточного количества крупных инновационных компаний, в которых люди могут реализовать свои идеи. Они стремятся выйти наружу и реализовать ее. Компания – продукт, спрос на который должен быть на рынке: не только на инновационную продукцию, но и на компанию, как продукт. Этот рынок у нас тоже не сформировался. Нельзя сказать, что у нас появилась сильная индустрия, в которой венчурный капитализм играет инструментарную сервисную роль.
М.СПИРИДОНОВ: Иными словами, мы находимся в процессе развития.
А.ГАЛИЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Есть какие-то заметные подвижки с момента, как вы начали серьезно заниматься инвестированием (с конца 90-х)?
А.ГАЛИЦКИЙ: Интернет дал всплеск всему этому делу, есть успехи. Успехи состоят в том, что возникло понимание на государственном уровне, что что-то нужно менять, делаются определенные шаги, которые вселяют надежду, появляются информационное поле, “институты развития”. С другой стороны, молодежь, особенно интернетовская молодежь, занимается таким делом, как эксплуатация браузера, то есть созданием сервисов в интернете, формируется новая прослойка людей, из которой вырастет инновационная элита будущего. Произошли крупные изменения в этом плане. Я всегда привожу пример, что если в 2005 году можно было получить 2-3 бизнес-плана в неделю, то сейчас можно получить 2-3 в день. Это значительное количественное изменение.
М.СПИРИДОНОВ: Качество, глубина проработки предмета, реалистичность замысла эволюционируют?
А.ГАЛИЦКИЙ: Естественно. Я хотел сказать, что я плохо отношусь к бизнес-планам. Если идея не изложена на 15 слайдах, значит, она не додумана. Я не люблю читать бизнес-планы, которые классически пишут по старым форматам. Масштабная подача становится местечковой. Это и понятно, потому что, если у нас нет процесса накопления знаний, то откуда у людей будет знание проблемы, например, что сегодня кого волнует, какие изменения должны произойти, чтобы что-то удешевить.
М.СПИРИДОНОВ: Дефицит качественных стартапов всё еще сохраняется?
А.ГАЛИЦКИЙ: Дефицит качественных стартапов, претендующих на глобальную игру на мировом пространстве, сохраняется. Количество стартапов, нацеленных на решения проблем российского бизнес в области интернета и мобильной телефонии, растет.
М.СПИРИДОНОВ: Каковы методики отбора? Чуть выше вы сказали, что не настроен механизм отбора стартапов, их селекция. Например, сейчас развиваются StartupPoint, Главстарт, Greenfield Project и так далее. Сейчас инициативные группы пытаются формировать нечто подобное. Это симптом? Насколько это хорошее для рынка указание для развития? Насколько это эффективно работает?
А.ГАЛИЦКИЙ: Я знаю о всех этих инициативах. Все они очень полезны, и они существуют. Вопрос в том, что вход к ним очень большой. Если брать Главстарт, то на сегодняшний день это 8 компаний. Если посчитать компании, которые можно отобрать, то всё равно поток очень маленький. Инициативы должны подталкивать сильные игроки на рынке. Если взять сильную инновационную компанию (Microsoft или Google), то она часто встречается с предпринимателями, венчурными капиталистами. Они рисуют семафорную схему, которую я год назад рассказал господину Воложу, в том числе. Существует семафорное разделение. Красное – это то, что мы делаем внутри, вы можете это не делать, зеленое – это то, что мы хотим, но делать не будем, мы будем с интересом изучать, что нам принесут, оранжевое или желтое – это то, чем мы будем заниматься, потому что люди этим интересуются, но если вы сделаете лучше, чем мы, мы с удовольствием посмотрим. Это толкает внешний мир на инновационную среду, но это пока не развито, хотя на сегодняшний день соревнования в интернете между Яндексом, Гуглом и Mail.ru на нашей территории толкнут компании этим заниматься. Большие кошельки этих компаний могут привести к интересу к компаниям, как к продуктам. Всё это подтолкнет достаточно сильно. Я надеюсь, что и телеком начнет пересматривать свои планы инновационного развития.
М.СПИРИДОНОВ: Вы говорите о создании инкубационной среды вокруг крупных компаний, которые стимулируют создание стартапов, которые могут купить или дополнить компетенциями крупные доноры, да?
А.ГАЛИЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Есть впечатление, что Рунет гораздо более открыт и более инновационно настроен, менее бюрократизирован нежели Телеком, который по оборотам пока опережает. Это так?
А.ГАЛИЦКИЙ: По оборотам до, но их доходность падает. Им трудно удерживать планку прибыльности, доходности, поэтому им достаточно тяжело с точки зрения того, что в любом варианте они должны бороться за тех пользователей, которые находятся на рынке, и пытаться увеличить платеж для того чтобы увеличить свои доходы. Для этого им надо создавать новые сервисы, а смогут ли они создавать их внутри компании – большой вопрос. Возникает предпоссылка к тому, что они начнут оглядываться по сторонам, смотреть на маленькие растущие компании, инвестировать их, покупать, сотрудничать с венчурным миром для того, чтобы те готовили им какие-то продукты. Всё это даст толчок развитию инновационной среды в России в области интернета, софта и хай-тека, направленного на медийный бизнес.
М.СПИРИДОНОВ: Рядом с интернетом, который предрасположен делать то, о чем вы говорите, который пытается руками и силами крупных компаний создавать инкубационные среды для роста стартапов, находится рынок телекома: мобильной связи, мобильного интернета, и, как мне кажется, идущий на сближение с ним рынок телевидения, который потихоньку будет интегрироваться с интернетом. Согласны?
А.ГАЛИЦКИЙ: Абсолютно. Понятия “Телеком” и “Интернет” друг из друга вылезают, вопросы облачного вычисления сближаются с вопросом Enterprise-софта. С точки зрения приложения они начинают работать одинаково. Сейчас возникает очень много шансов для ребят, которые получили базовое хорошее образование, но которых не научили быть инженерами, а научили хорошо разбираться в математике, физике – том, чему в России всегда умели обучать. В России всегда занимались обучением, а не наукой. Они могут впрыгнуть в интересный поезд переосмысливания интернета и всех вещей вокруг него. Телевидение – это часть всего этого дела, телевидение сегодня – это поток данных, который идет по той же сети Интернет.
М.СПИРИДОНОВ: В итоге мы увидим слияние рынка телекома, телевидения и интернета, плюс рынок софта, облачных решений и так далее?
А.ГАЛИЦКИЙ: Да. Облако будет центральным звеном.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Возвратимся к стартапам, растущим инновационным бизнесам. Для наиболее заметных компаний какие компании являются привлекательными? Как происходит их поиск? Вы наверняка знаете многое, я думаю, что слушателям было бы любопытно узнать, их компании, или компании, в которых они работают, могут ли быть куплены крупными игроками рынка.
А.ГАЛИЦКИЙ: У каждой компании есть своя стратегия. Всем известно, что какое-то время Гугл покупал головы. Их не столько интересовали продукты, которые создавали компании, сколько их интересовала возможность приобрести команды, которые делают что-то революционное и интересное. Они, может, потом продукт собирали и выкидывали в ящик, но они собирали команду людей, которую нацеливали на выполнение своих задач, своих интересных проектов, которые были внутри Гугла. Я приведу пример Cisco, которая покупает бизнесы. Она пытается взять бизнесы и проинтегрировать их в свои бизнесы. Удачно или неудачно – это второй вопрос, но в целом Cisco делает это довольно удачно. Если брать Intel, то ему всё равно: он инвестирует в компании для того чтобы развивать среду использования Intel-процессоров. Им всё равно, где: в холодильнике, в телефоне или игровых приставках. Если вернуться в интернет (Mail.ru, Google и Yandex на российском рынке), у них идет борьба за то, чтобы получать как можно больше рекламных денег, потому что в основном они сидят на деньгах, которые они зарабатывают от рекламодателя. Очевидно, что все работы, которые связаны с позиционированием, целевой аудиторией, направлением рекламы, общей аналитикой и аналитикой социальных сред попадают в точку, которая будет говорить о том, что им интересно. Все эти направления будут интересны для этих игроков.
М.СПИРИДОНОВ: Какие советы веб-предпринимателям вы бы сейчас дали? Как действовать сегодня, в условиях нагревающегося рынка? Последнее IPO крупных компаний на Западе, Яндекса, покупка Скайпа Майкрософтом – всё это разогревает рынок до состояния понимания нового энтузиазма этой волны. Как действовать в этом ключе сегодня?
А.ГАЛИЦКИЙ: Мне кажется, надо изучать то, что происходит на рынке, и не стоит выставлять компании на продажу, не надо нацеливаться на то, что твою компанию кто-то купит. Нужно заниматься бизнесом, который сможет стать большим, который может быть интересен не только одному, но и многим участникам рынка. Самое главное – видеть свою игру как самостоятельную. Когда вы выстроили свое позиционирование на рынке, вы будете лавировать на нем и будете принимать решения на различных этапах развития, будете думать, куда вы идете и куда вы развиваетесь. Если вы поставили себе большую задачу, даже если вы решите 10% этой задачи и будете сфокусированы на этих 10%, то вы достигнете успеха.
М.СПИРИДОНОВ: Помимо слабой развитости у рынка веб-инвестиций в Рунете какие самые слабые места сегодня? Что у нас плохо развито? В чем слабы российские предприниматели?
А.ГАЛИЦКИЙ: Как правило, они слабы в трех вещах. Они не умеют оценивать размер задачи, то есть размер рынка, на который собираются войти. Им сложно выделить свое нишевое начало в нем. Вторая слабость – быть сфокусированными, потому что они прыгают от одной возможности своей технологии к другой. Третья слабость – я видел очень мало интегрированных команд. Часто есть гениальные ребята, которые окружают себя помощниками или становятся исполнителями у каких-то других людей. У них нет понимания, как правильно сформировать команду.
М.СПИРИДОНОВ: Понятно. Как Вы относитесь к попыткам приведения компетенций с Запада? Например, сейчас появляются предприниматели, которые либо набираются опыта в Кремниевой Долине, либо это молодые ребята, которые там росли (дети мигрантов, уехавших из России). Они приезжают в Россию. Например, Сергей Фаге (Островок.ру) учился в Лондоне и Сан-Франциско, у него хорошее американское бизнес-образование. Сегодня он входит на российский рынок с попыткой построить грамотные бизнес-проекты здесь. Насколько это перспективно, полезно, как Вам кажется? Нет ли опасности, что недопонимание российских реалий может им помешать быть успешными?
А.ГАЛИЦКИЙ: Они должны правильно строить свою команду. Если они научились на Западе ключевым словам, терминам и пониманию бизнес-моделей, то в России они должны суметь интегрироваться с реалиями и с местной командой для того чтобы построить партнерские отношения и достичь успеха. Что касается опасностей, то скажу, что нужно организовать в Россию поток талантов. Нам скоро будет не хватать инженерных кадров для реализации интересных задач (не только предпринимателей, получивших какой-то опыт на Западе). Я отношусь к любому начинанию хорошо. Надо ли при этом перенимать западные модели, что популярно в создании компаний? Да, но надо думать о нерешенных проблемах, которые могут в России решиться по-другому, нужно быть сориентированным на реальные условия. Если Яндекс был сосредоточен на локальную рекламу и локальный поиск (пицца в Москве), то Гугл еще недавно выдавал пиццу в Новосибирске по тому же запросу. Гугл не учитывал местные условия, а именно размеры страны. Это примитивный пример. Одна часть – наша локальная проблема, которая должна решаться по-своему в интернете, вторая часть – это копирование, клоны зарубежного опыта. Люди пытаются создать клон обычно для того чтобы продать компанию гиганту. Это произошло с Группоном, может произойти с E-bay.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Вы являетесь членом совета фонда «Сколково» - инициативы государства по улучшению ситуации с инвестициями в высокие технологии сегодня. Как Вам кажется, насколько Сколково – реальный инструмент? Какова его роль сегодня и в будущем в российских инновациях?
А.ГАЛИЦКИЙ: Мне кажется, что существует недопонимание роли и задачи Сколково. Роль и задачи Сколково – обеспечение накопления международного опыта для работы в инновационных условиях в стране. Сколково сейчас не занимается инвестициями, Сколково занимается созданием правильного образования (не получение диплома университета, а то, как правильно заниматься исследованиями, которые в российских университетах были недостаточно поставлены, за счет интеграции ведущих западных университетов). На сегодняшний день я принимал участие в нескольких проектах, которые запущены с Гарвардом. Сейчас стартует проект по современным сетям, по протоколу, который с 23 марта начинается двигаться в сторону стандартов. Это зеркальное отражение структур, которые успешно работают на американской земле, на территории России, в кооперации с российскими университетами. Если всё задуманное получится, то через 2-4 года у нас будут накоплены знания для интересных стартапов.
М.СПИРИДОНОВ: Если коротко, работает Сколково эффективно?
А.ГАЛИЦКИЙ: Я думаю, что делает правильные шаги. Я привел пример строительства Силиконовой Долины, которую бессмысленно строить в современных условиях, потому что мир изменился, интернет изменил мир. Не стоит ожидать от Сколково супер-пропыва за 9 месяцев. Силиконовая Долина в тех условиях строилась 25-30 лет.
М.СПИРИДОНОВ: Оставим тему Сколково. У нас на очереди блиц. Я прошу отвечать на вопросы по возможности односложно, лаконично. Хорошо?
А.ГАЛИЦКИЙ: Ок.
М.СПИРИДОНОВ: Самая многообещающая инвестиционная сделка в Рунете с начала года?
А.ГАЛИЦКИЙ: Я рассчитываю, что это будет Alter-Geo.
М.СПИРИДОНОВ: Это Ваш проект?
А.ГАЛИЦКИЙ: Да.
М.СПИРИДОНОВ: Пользовались ГЛОНАСС? Как оцениваете его, будучи специалистом?
А.ГАЛИЦКИЙ: Сегодня недостаточно высоко, но я думаю, он будет проинтегрирован, и в сочетании с привычным для нас GPRS будет давать хорошие результаты.
М.СПИРИДОНОВ: В какой из стран, где вы вели дела, наилучшие условия для развития интернет-бизнеса?
А.ГАЛИЦКИЙ: США.
М.СПИРИДОНОВ: Чьи бы акции вы купили, будь вы поставлены перед выбором: LinkedIn или “Яндекса”?
А.ГАЛИЦКИЙ: Конечно, Яндекс.
М.СПИРИДОНОВ: Спасибо, это были все вопросы блица. Задам еще короткий вопрос. Как сегодня воспринимают российского интернет-инвестора за рубежом? До недавнего времени это было экзотикой. С приходом DST, я думаю, всё изменилось. Мильнер стал символом нового русского инвестора, это так? Как сегодня на нас с деньгами смотрит инновационный бизнес за рубежом?
А.ГАЛИЦКИЙ: Сколько людей, столько и взглядов. Некоторые смотрят с опасением, поскольку всегда интересуются происхождением денег, откуда они появились у тех или иных людей. Ясно, что интернет-индустрия полностью пересматривается. DST сделало очень интересные шаги, оно покупало большие активы, которые быстро дорожают (в течение года в 3-5 раз). Эта схема переложена на интернет-бизнес. Как смотрят на партнерство? Если компания интересна, то они готовы с ней сотрудничать, поэтому и DST, и наш Almaz в Долине пользуются хорошей репутацией.
М.СПИРИДОНОВ: Страха уже нет?
А.ГАЛИЦКИЙ: Нет. Если люди начинают доверять друг другу, страх пропадает. Также важен источник денег, с которыми ты работаешь.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Теперь перейдем к вопросам слушателей, которые были заданы в анонсе программы в моем блоге по адресу Spiridonov.ru и на странице Рунетологии в Facebook и Твиттере. Филипп Ильин-Адаев (один из недавних гостей) спрашивает: “Добрый день! Как вы оцениваете последние IPO интернет-компаний – LinkedIn, Яндекс, заоблачную стоимость Facebook? Нет ли ощущения перегрева?”.
А.ГАЛИЦКИЙ: Я считаю, что нет. Относительно Яндекса точно, потому что надо сравнивать не только с активами, которые выходят с американского рынка, надо сравнивать и с Baidu. Особого перегрева нет, как мне кажется. У всех этих бизнесов весьма открытая и понятная схема. Ведь цена учитывает ожидание роста, то, как компания оценивает свой бизнес-рост. Если компания правильно показывает, как она собирается распорядиться поднятым капиталом, то их капитализация оправдана. Естественно, у всех у них могут быть падения. Это зависит от общей экономики. Например, дадут ли Обаме дополнительные средства на поддержание экономики, отсюда и будет колебание акций во всех секторах. На сегодняшний день я считаю оценку нормально.
М.СПИРИДОНОВ: Oleg Fadeev спрашивает: “Какие мультипликаторы используются сейчас фондами для оценки стоимости сайтов? Например, по отношению к выручке”.
А.ГАЛИЦКИЙ: На выручку смотрят. Существуют какие-то стандартные расчеты. Например, у порталов смотрят на количество активных юзеров или тех, кто пользуется постоянно сервисом, платящих юзеров. Существует много способов. Цена колеблется от 10 до 25 долларов за юзера, хотя может начинаться и ниже. Может браться мультипликатор, который складывается из всех проведенных сделок, при этом действует понижающий коэффициент.
М.СПИРИДОНОВ: Val Budkin спрашивает: “Здравствуйте! Что случилось с компанией Apollo Project? 7 апреля 2009 года все новостные агентства писали о том, что она получила инвестиции от Алмаз капитал, а сейчас даже сайт не доступен”.
А.ГАЛИЦКИЙ: Я думаю, что сайт Apollo доступен. Компания находится в нашем портфеле. Опыт работы с Apollo подтолкнул нас на создание компании “Runa Capital”, потому что необходимо иметь больше партнеров, имеющих опыт в операционной деятельности. Что касается самого проекта Apollo, то он жив, работает и развивается.
М.СПИРИДОНОВ: Тарас Прокопюк спрашивает: “Александр, не считаете ли вы, что Рунет уже довольно переполнен как посредниками, так и венчурными фондами?”.
А.ГАЛИЦКИЙ: Я так не считаю, потому что венчурных фондов практически нет, также нет достаточного количества компаний, которые отвечают на вопросы, гэпы, провалы по каким-то направлениям.
М.СПИРИДОНОВ: Ivan спрашивает: “Какова самая крупная сумма вложения?”.
А.ГАЛИЦКИЙ: Фонд лимитирован определенными вложениями. Мы вкладываем в компании не более 15 миллионов, средняя цена порядка 6-7 миллионов. Что касается меня лично, самая большая сумма была на уровне 7 миллионов.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. На этом вопросы кончились, как и завершилось время программы. Спасибо большое, что нашли время пообщаться. Если есть что сказать напоследок слушателям, которые сегодня начинают или продолжают свою работу в области инвестирования и предпринимательства, можете это сделать.
А.ГАЛИЦКИЙ: Я хотел бы поблагодарить Вас, всех слушателей и тех, кто задавал вопросы. Сейчас мы живем в очень интересное время, во время изменения атмосферы в России. Как я уже говорил, IPO Яндекса, которое дало 270 официальных миллионеров в честной нормальной компании, как и действия, которые произошли в 1996 году в Израиле после выхода на IPO нескольких компаний, как и выход на IPO Baidu в Китае привели к буму создания интерпренерских начал, привлечению венчурного капитала со всего мира в эти страны. Я хочу пожелать, чтобы в России произошло то же самое.
М.СПИРИДОНОВ: Бум венчурного инвестирования.
А.ГАЛИЦКИЙ: Бум предпринимательства, в первую очередь, потому что венчурный бизнес приходит туда, где есть хорошие компании.
М.СПИРИДОНОВ: Хорошо. Спасибо огромное! Вы слушали программу "Рунетология", у нас в гостях был создатель венчурного фонда Almaz Capital Partners и член совета фонда «Сколково» Александр Галицкий. Редакция выпуска — Михаил Боде, Андрей Митрохин, Юрий Берингов, Надежда ГусАрова. Вел программу Максим Спиридонов. До следующего выпуска!